Болезни Военный билет Призыв

Что такое автомат в университете. Как сдавать экзамены автоматом

Доброго времени суток, уважаемый читатель! Из этой статьи ты узнаешь о том, как сдать первую сессию . Как известно из расхожей студенческой притчи, студент становится настоящим студентом только после того, как успешно сдаст свою первую сессию в ВУЗе. Казалось бы, сессия - чего тут такого страшного? Однако многие первокурсники до ужаса боятся именно первой сессии, т.к. чётко не представляют себе, что это такое и с чем её едят. Далее мы подробно вам расскажем о тех хитростях, которые помогут вам стать настоящим студентом.

Конец ноября вызывает у многих студентов чувство небольшой боязни - скоро придёт она…СЕССИЯ. Даже для некоторых старшекурсников это слово всё ещё является пугающим, и наступление данного экзаменационного периода в студенческой жизни является для таких учащихся не слишком радостным событием. На самом же деле, сессия - это просто сказка … для тех, кто действительно учится!

Вот вам и первый секрет успешной сдачи первой сессии - учитесь ради знаний, а не ради оценок . Если вы с самого начала своего обучения в университете возьмёте за правило, что в ВУЗе нужно получать знания и лишь изредка валять дурака (совсем без этого ну никак нельзя, т.к. студенческие годы - это лучшие годы в жизни человека, ну, или одни из самых незабываемых), то тогда проблем со сдачей сессий у вас никогда не возникнет.

Совет тут такой: воспринимайте учёбу как некий плацдарм для своего будущего прыжка в мир успеха. Вы же за этим пришли в ВУЗ, чтобы достичь чего-то особенного, не так ли? А кто достигает высот успеха? Кому завидуют другие и от зависти постоянно критикуют успешную личность? Успеха достигает лишь только тот человек, который может сделать то, чего остальные сделать не могут.

Конечно, можно достичь успеха, и, не обучаясь в академической среде. Однако раз вы выбрали университет в качестве стартовой площадки в безоблачную взрослую жизнь, тогда будьте добры работать по максимуму, т.е. начинайте учиться ещё с августа месяца. Да-да. Очень важно прийти в институт подготовленным, чтобы быть готовым к учебным нагрузкам, а самое главное к учебной программе.

Вот вам и второй секрет сдачи своей первой сессии - готовьтесь заранее к предстоящим экзаменам и тогда сессия для вас окажется просто райским занятием.

Заблаговременная подготовка не предполагает ежедневного просиживания за книгами и непрекращающейся во времени зубрёжки. Возможно, кому-то и интересно, однако это не для нас, не для прагматичных людей. Нам важен результат, ведь как мы уже неоднократно писали в своих предыдущих статьях, что сейчас всем нужен именно результат. Как он добыт - это другой вопрос.

Однако вас будут оценивать именно по результату вашей деятельности. Никто вас не будет спрашивать в 21 год, какая у вас была оценка в третьей четверти по русскому языку. Максимум, что спросят: есть ли тройки в аттестате? А вообще обычно спрашивают: какого цвета диплом. Всё! Как вы его получили? Какие оценки были у вас в четвертях, сколько вы прочитали книжек - подобных вопросов вам не зададут. У людей слишком мало времени на то, чтобы составлять о вас подробнейшее досье. Сейчас составляют лишь досье результатов и баста.

Однако если вы достигаете необходимого вам результата путём непрекращающейся зубрёжки книг во время обучения, то стоит задуматься о том, а ту ли специальность вы выбрали для получения профессионального образования? Мы не говорим, что книги читать не стоит, наоборот, мы всегда призываем вас к тому, уважаемые читатели, чтобы вы, по возможности, каждый день уделяли хотя бы немного времени этому важному процессу - тренированию мозгов посредством чтения книг.

Однако не стоит путать простое чтение осмысление прочитанного с топорной зубрёжкой, т.е. банальным заучивание материала наизусть с практически полным непониманием того, как воспользоваться полученными знаниями в жизни. Надеемся, вы этот момент поняли, двигаемся дальше.

Третьим секретом , или даже лучше сказать, ответом на вопрос «Как сдать первую сессию » является наличие у вас дисциплинированности и системности ваших действий . Что это значит? А всё просто, господа, если вы будете выполнять все свои домашние работы, которые вам задают, и, ко всему прочему, будете ещё ходить практически на все занятия, тогда вам гарантированно обеспечен бонус в виде поблажки во время сессии.

Тот студент, который добросовестно учится, а не просто делает вид, что учится, всегда выглядит в глазах преподавателя выше остальной студенческой массы. А что значит «быть не как все»? Это либо означает отличаться от других либо в худшую, либо в лучшую сторону, не так ли? Первый вариант нам не подходит, т.к. вы настроены на то, чтобы стать первую сессию, и причём сдать её как можно лучше.

Соответственно, вам следует отличаться от других в лучшую сторону, чтобы оказаться на финишной прямой первым, т.е. получить заветную оценку «отлично» в свою ещё пока чистую зачётную книжку. Поэтому, возьмите себе на вооружение следующее правило: ответственность и дисциплинированность позволяет сгладить трудности предстоящей сессии до 50%.

Простыми словами это значит следующее: если вы будете посещать лекционные и семинарские занятия по максимуму, всегда выполнять все задания, включая домашние, то сессии вам можно практически не боятся, в виду отсутствия многих предметов для слачи лично для вас. Ведь тот, кто добросовестно учится, по многим (или даже может так случится, что и по всем) предметам получает отличную оценку «автоматом».

Для тех, кто не в курсе, оценка «автомат» — это когда оценку за экзамен вам ставят без какого-либо ответа на экзаменационный билет. Однако вы не подумайте, уважаемые первокурсники, что «автомат» — это халява. Это далеко не так, это халява лишь во время сессии, а так, чтобы получить оценку «автоматом» необходим кропотливый труд и упорство на протяжении всего семестра, т.е. для того чтобы получить отлично, не отвечая при этом на экзаменационные вопросы во время сессии, необходимо упорно трудится всё полугодие, чтобы показать преподавателю, что вы действительно достойны отличной оценки, и что оценка — «автомат» будет являться для вас некой наградой за работы на протяжении всего семестра.

Вывод : Выше мы рассмотрели основные хитрости, которые помогут вам сдать первую сессию . Вкратце перечислим их ещё раз для того, чтобы вы с самой первой своей сессии запомнили формулу успешного обучения в университете.

Итак, секреты сдачи первой сессии:

1) учитесь ради знаний, а не ради оценок

2) готовьтесь заранее к предстоящим дисциплинам

3) посещайте занятия и выполняйте всё, что вам задают

Эти три простых правила позволят вам закрепиться в своём ВУЗе и стать, наконец, настоящим студентом. Если вы с самого начала своего обучения в университете будете применять эти принципы, то вы можете не сомневаться в успешном окончании института, даже, возможно, с красным дипломом.

Помните, что сначала студент работает на свою зачётку, а потом зачётка работает на него. Отсюда вывод: пашите, что есть мочи на первых двух курсах и наслаждайтесь студенческой жизнью и получением «автоматов» на старших курсах.

Кстати, совсем скоро мы напишем статью, в которой подробно разберём график подготовки к экзаменам. Если вам интересно почитать о том, как спланировать свою подготовку, чтобы успеть подготовится ко всем экзаменам, тогда советуем вам подписаться на обновления сайта и тогда вы узнаете о выходе данной статьи первыми!

Теперь вы знаете о том, как сдать первую сессию .

Готовясь к сессии, студенты торопятся доделать то, что не успели в семестре, и вопрос, как получить зачёт, далеко не праздный. Если были пропущены лекции (пусть и по уважительной причине), то их можно переписать у однокурсников или договориться с преподавателем о дополнительной работе по теме. С семинарами и коллоквиумами сложнее, но их тоже можно отработать. Тем, кто ничего из курса не пропустил, можно рассчитывать на некоторую благосклонность преподавателя на зачёте, особенно в тех случаях, когда студент реально показал свою заинтересованность в изучении предмета. Подтянуть знания в учёбе поможет интернет-сервис Студворк , здесь можно найти эксперта по любому предмету. Хорошие знания дисциплины, даже если вы не получите «автомат», позволят сдать экзамен на пять!

Что такое зачёт автоматом и за какие заслуги его можно получить

Получение зачёта автоматом — это выставленная преподавателем оценка или «зачтено» по текущей успеваемости, устно или письменно сдавать этот предмет уже не нужно. Такой зачёт в период сессии — настоящая помощь в учёбе , поскольку высвобождает довольно много времени, и один из самых важных пунктов для получения стипендии , про которую мы совсем недавно писали.

Студент может получить зачёт автоматом, если:

  • посещал все лекции;
  • успешно сдана контрольная или курсовая работа;
  • получены положительные оценки (высокие баллы) за практические или лабораторные работы;
  • были выступления на конференциях или доклады на семинарах;
  • нет пропусков коллоквиумов, семинаров и прочих занятий.

В ряде вузов при кафедрах существуют научные общества, которые возглавляют преподаватели. Участие в работе такого общества засчитывается в копилку активности студента и является весомым плюсом для получения зачёта.

В каких правилах закреплена возможность получения зачёта автоматом?

При получении методичек и пособий в библиотеке кафедры вам обязательно надо узнать, возможен ли «автомат», по каким предметам, где официально закреплена эта форма оценки знаний.

  1. «Автомат» как форма оценки знаний должен быть отмечен в «Положениях о зачётах и экзаменах» учебного учреждения, прописаны конкретные критерии, которым надо соответствовать, чтобы вам оценку ставили автоматически. Выполняете все требования — получаете «автомат» по учебной дисциплине.
  2. Зачёт можно получить автоматом, если сам преподаватель сочтёт это возможным. Официально ничего не закреплено, и в этом случае необходимо, чтобы преподаватель вас отметил для себя как старательного и добросовестного студента. Субъективное мнение будет играть весомую роль, порой даже большее, чем все учебные заслуги.

Получение зачёта автоматом — это не лотерея, а поощрение за учебную работу, которую студент выполняет в большем объёме, чем остальные, или с большей прилежностью. Польза обоюдная, и для преподавателя, и для студентов, которые получат необходимые знания и навыки общения в погоне за «автоматом».

Экзамен автоматом для кого-то звучит как что-то мифическое, а есть те, кто каждую сессию сдает так зачеты без лишних хлопот. Не секрет, что «автоматом» получить оценку или зачет можно любому студенту надо только проявить себя в учебе или проводимых культурно-массовых мероприятиях. Есть и третий вариант, но лучше им пользоваться в самом последнем случае.

Так как получить зачет или экзамен автоматом? Все зависит от преподавателя и его принципов. У нас была одна преподавательница по философии, которая ставила зачет автоматом только тем, кто был на всех парах и отсутствовал только по уважительной причине. Ясно, что никто по философии автомат так и не получил, так как силен соблазн прогулять или проспать этот «нужный» в жизни предмет.

Как я писал, все зависит от преподавателя. Лучше всего в начале семестра подойти к педагогу и поинтересоваться, что надо, чтобы в конце получить оценку автоматом. Для этого может понадобиться присутствие на всех парах, наличие конспектов всех лекций, все лабы сданные на положительную оценку и все, что может сбрести в голову вашему преподу. Бывают и принципиальные, которые никому и никогда не ставят зачет, а тем более оценку на экзамене автоматом.

Еще способ для получения заветного автомата может быть участие в культурно-массовых мероприятиях, различных спортивных состязаний между учебными заведениями города и района, участие в театральных постановках и танцевальных коллективах. Так же сюда можно причислить и различного рода семинары. Здесь все спорно и преподаватель может не пойти на согласие проставить вам за это зачет, но в большинстве случаев под нажимом «сверху» ставят.

Третьим способом надо пользоваться осторожно и только в крайних случаях. Дорогой коньяк, роскошный букет, хорошая коробка конфет могут заставить преподавателя отнестись к вам более лояльно, но некоторых наоборот может разозлить подобный жест. Здесь нужен правильный подход и уверенность, что не откажется. Но даже если и прокатит, то в следующий раз от вас могут ждать аналогичного жеста, что не будет на руку, реши вы теперь воспользоваться своим умом.

Я напомнил вам о трех распространенных вариантах получения зачета или экзамена автоматом, а уже вам решать нужно вам это или нет.

Подписывайтесь на нашу страницу ВКонтакте!

Многие мечтают выучить иностранный язык и не один, но часто эти мечты неосуществимы из-за нехватки времени и денег. Но нельзя предавать свои мечты и надо всегда стремиться к новым знаниям и совершенствоваться. английский язык по скайп даст вас возможность заниматься изучением языка не тратя на это много времени и денег.

Конечно, возможно, что вам очень повезет и преподаватель автоматом аттестует всю группу. А если нет? При катастрофическом отсутствии времени и недостатке гениальности поможет рациональное мышление и предприимчивость.

Как готовиться к зачету, если знаний и времени мало, а выучить нужно много

Не вздумайте потратить остаток кофе и благословенное время сна на объемного учебника: к утру вас покинут те отрывочные , которые имелись. Все, что нужно, – сделать закладки с номерами билетов. Затем можно прогуляться по свежему воздуху, но не слишком долго: перед зачетом следует хорошенько выспаться.

Сдать зачет, не выучив билеты, очень просто

Придя на , пропускайте одногруппников вперед. У тех, кому повезло зачет, а также у тех, кому не посчастливилось сдать его, интересуйтесь не только настроением преподавателя, но и номером билета. Помечайте закладки с номерами вытянутых билетов. Как правило, экзаменационных билетов не слишком много – по 1–2 на каждого студента.

Обычно в кабинете вместе с преподавателем находится не более пяти человек. Когда в коридоре вы останетесь впятером, разделите оставшиеся между собой и напишите шпаргалки к каждому из них. Двадцати минут на это вполне хватает.

Успешно сдать зачет всей пятерке поможет взаимовыручка

Когда первый из оставшихся пятерых человек заходит в кабинет, он не должен плотно закрывать за собой дверь. Вытащив билет, студент произносит его номер вслух, громко и четко, так, чтобы оставшимся за дверью было слышно. Если ответы на вопросы в билете он готовил сам, не . В этом случае вполне успешно можно сдать зачет . Если шпаргалку к вытянутому билету писал кто-либо из одногруппников, он заходит в кабинет следующим и передает написанное тому, кто зашел перед ним. Само собой разумеется, что номер своего билета он также называет громко и четко. После ответа первый из пятерки выходит в коридор и отдает неиспользованные шпаргалки оставшимся. И так до последнего студента. Просто и эффективно. Попробуйте!

Источники:

  • как сдать зачет экзамен

Многим школьникам и студентам очень сложно проходить различные проверочные испытания, в том числе и зачеты . Виноваты здесь стресс, страх, неправильная организация подготовки к проверочной работе и незнание нюансов правильного поведения непосредственно во время сдачи зачета.

Инструкция

Повторите все темы и исторические даты, которые будут присутствовать в вопросах зачета. Даты и соответствующие события выпишите на отдельный лист – это поможет вам быстрее их запомнить. Подготовку к зачету чередуйте с отдыхом, меняйте виды деятельности, это способствует лучшему запоминанию.

Не сидите всю ночь за повторением материала, ничего хорошего это не даст. Вы не выспитесь, да и выучить все за одну ночь нереально. Лучше внимательно почитайте и учебник перед сном, информация полученная в это время прочно усваивается мозгом.

Приходите на зачет пораньше. Если форма его проведения такова, что учащиеся заходят в кабинет по одному - не идите в последних рядах, на ходу повторяя недоученные вопросы. От этого в ваших мыслях будет только сумятица, да и уставший гораздо раздраженнее к концу принятия зачета.

Отвечайте на вопросы педагога уверенным тоном, не теряйтесь, если какой-то из них вы не знаете. Можно попробовать органично «пристроить» известную вам информацию к требуемой неизвестной. Например, преподаватель может

В начале экзаменационной поры «Татьянин день» отправился на филологический факультет МГУ и расспросил Анну Валерьевну Архангельскую, заведующую учебной частью и преподавателя древнерусской литературы, о том, любит ли она сессию и зачем эта сессия нужна, если можно просто поставить всем оценки «автоматом»...

Кому труднее?..

- Что такое сессия с точки зрения преподавателя? Бедствие или праздник?

Надо начать с того, что я терпеть не могу сессии. Потому что в это время я стабильно задаю сама себе два вопроса. Первый из них звучит: «Я же это говорила ?», а второй - «Я это говорила?» На самом деле, я просто не люблю спрашивать так, чтобы от результата ответа что-то зависело - например, оценка, стипендия и общая картина успеваемости. Мне гораздо проще, когда разговор ведется в непринужденном ритме семинара, чем в стрессовом и для той и для другой стороны режиме экзаменационной сессии.

- Вопрос в лоб: кому труднее на сессии - студенту или преподавателю?

Когда я была студенткой, мне казалось, что труднее студенту. А теперь мне кажется, что труднее преподавателю. Поскольку студенткой я была шесть лет, а преподавателем уже одиннадцатый год, мне всё больше кажется, что труднее преподавателю.

- Сдавать недолго, долго нужно готовиться. Приходится ли преподавателю готовиться к экзаменам?

Когда я начинала принимать экзамены, еще в позднеаспирантском возрасте, мне приходилось готовиться. Принимали мы обычно с лектором вдвоем, иногда слушали оба одного студента, иногда рассаживались по разным концам аудитории и слушали двоих параллельно. Тогда мне приходилось просматривать билеты. Не так, конечно, как когда я сама готовилась отвечать, а чтобы иметь возможность задать логичные дополнительные вопросы, построить для себя «план прослушивания потенциального ответа». Помню, когда мы принимали древнерусскую литературу с Владимиром Владимировичем Кусковым, автором учебника (это был, наверное, последний год, когда он читал лекции, и первый год, когда я принимала экзамены), я очень боялась, что, задав какой-нибудь дополнительный вопрос и не услышав правильного ответа от студента, он повернется ко мне и скажет: «Ну, Анна Валерьевна, объясните коллеге, что я имел в виду». Владимир Владимирович был, конечно, опытным человеком и преподавателем, он таких вещей себе не позволял и, как я теперь понимаю, никогда бы не позволил. Но я помню, что мне эта мысль добавляла адреналина.

Сейчас все-таки готовиться к экзаменам уже не нужно. Всё уже многажды проговорено и в лекционных курсах, и на семинарах, и на кафедральных обсуждениях. Так что готовлюсь теперь только к занятиям.

Оценки от двух до пяти

- Когда Вы ставите оценку, Вы помните, что тройка - это семестр без стипендии и т. п.?

Держать это в голове, к сожалению, приходится. Я уже давно говорю о том, что надо платить стипендию всем, в том числе и троечникам, чтобы преподаватели не оказывались заложниками ситуации, не чувствовали себя монстрами, обрекающими студентов почти что на голодную смерть. Всем понятно, что жить на стипендию нельзя, но понятно, что без стипендии жить труднее.

В последнее время мы стоим перед фактом, что студенты хотят получать почти исключительно пятерки, о чем заявляют преподавателю довольно недвусмысленно и откровенно - кто в начале, кто в середине, кто ближе к концу ответа. Честно говоря, я сама не люблю ставить плохие оценки, а тройка, хотя оценка положительная - оценка для меня плохая. С другой стороны, если это на самом деле «три» - то это будет «три» несмотря ни на что. А если очень хочется в аспирантуру, придет на пятом курсе и пересдаст. Однако чтобы поставленная мною тройка оказалась единственной - один случай был, кажется, за десять лет.

- Сейчас, Вы сказали, все хотят получать только пятерки. Десять лет назад были скромнее?

С присущей моему возрасту критичностью мне положено ворчать, что мы-то были, конечно, гораздо скромнее. Я и правда не могу вспомнить, чтобы у нас в группе вымогательство оценок было системой. Сейчас в некоторых группах это действительно становится обыденностью. То есть народ начинает плакать, спрашивать: «А почему ей пять, а мне четыре?» Начинают говорить вещи, которые я совсем не люблю, типа: «Она списала, а ей пять, а я не списывала, а мне четыре». Разговор переводится в какую-то малоприятную тональность, которой я всегда стараюсь избежать.

Естественно, мне свойственно иметь иллюзии, что в наши времена этого не то чтобы совсем не было, но хотя бы было не столько и не так заметно. По крайней мере, кажется, не секрет, что за последние десять лет количество красных дипломов растет. Показатель ли это более высокого интеллектуального уровня нынешнего поколения студентов - не знаю, не берусь сказать, но преподаватели жалуются. Конечно, не в каждой группе это норма, но случаи такие довольно часты. Пожалуй, и это добавляет к моей нелюбви к сессии красок и оттенков.

- Что нужно учудить, чтобы пойти у Вас на пересдачу?

Во-первых, нужно сказать что-нибудь вроде того, что Иван Грозный вместе с Владимиром Святым крестили Русь в XVI веке. То есть продемонстрировать, что ты в принципе не понимаешь, о чем идет речь, не знаешь, откуда списывать, даже когда есть возможность списать. Либо нужно поразить меня какой-нибудь вопиющей наглостью вроде «Я вообще не знаю, зачем мне это надо, и в гробу я видел Ваш предмет». Такого я тоже не люблю. Есть еще один способ, хотя, наверное, непедагогично об этом говорить... Если человек очень хочет пятерку, а отвечает на четыре с минусом, тогда по его просьбе я могу поставить неудовлетворительную оценку и принять пересдачу.

Автомат - мечта студента

- Ставите ли Вы оценки «автоматом»?

Автоматов я не ставлю. Почему? Из вредности, наверное. С одной стороны, я не зверствую на экзамене. С другой стороны, я считаю, что именно за три дня перед экзаменом человек по большей части и формирует для себя окончательно цельную картину, систему и логику предмета, которые в результате и должны сохраниться в памяти. Он забудет какие-то факты, мелочи и детали, что в какой главе байроновского «Дон-Жуана», но система у него останется в голове. И мне кажется, что если остановиться на уровне прослушанных лекций, проработанных семинаров, но без этой последней подготовки, то это будет удар по формированию системы. Поэтому я думаю, что если человек хорошо работал, для него, как правило, во благо поработать и еще немножко и без проблем сдать экзамен. По крайней мере, на меня пока не обижались, что я не ставлю автоматы и мучаю всех на экзамене.

Многие преподаватели называют «автоматом» оценку, которая ставится уже в день экзамена, после трехдневной финальной подготовки, а иногда и после вытягивания билета, но без прослушивания ответа.

Мне кажется, что в такой ситуации хорошему студенту это может быть даже обидно. По крайней мере, я знаю хороших студентов, которые на это обижались. Как всегда в моих поступках, в моем решении не ставить автоматы больше ощущений, чем логики. Может быть, со временем это изменится. Но сейчас я считаю, что экзамен должен быть сдан. Зачеты, может быть, я бы и ставила по результатам работы в семестре, но пока мне приходилось принимать зачеты только по лекционным курсам, а ставить автоматы за посещаемость - совершенно нелепая вещь.

Кто посещал - к экзамену готов?

Если Вы впервые видите человека на экзамене, он имеет столько же шансов на высокую оценку, сколько посещавшие лекции и семинары?

Да конечно же! Ради Бога! Я помню, что когда я начинала работать преподавателем, я даже говорила в своих группах: «Если вам неинтересно, вы вполне можете не ходить - если считаете, что прочитаете тексты из списка, учебник, и вам этого будет достаточно, чтобы сдать экзамен. Никаких претензий формального свойства я к вам иметь не буду».

Другое дело, что в силу обстоятельств после занятия определенной административной должности (заведующей учебной частью) я поняла, что в моих устах это может быть расценено как разрешение распространить эту вольность не только на мой предмет. А это неправильно: каждый преподаватель для себя сам решает этот вопрос.

Конечно, если я человека вижу в первый раз, мне будет более интересно посмотреть, как он владеет материалом, который я пытаюсь спросить. Если человек всё прочитал, всё понял и ориентируется - не вижу никаких оснований не поставить ему ту оценку, которой он заслуживает. По крайней мере, сводить личные счеты - «Ах, вы на мои семинары не ходили, я вам поставлю на балл ниже» - я считаю неправильным, недостойным, да и ненужным. Мы оцениваем знания, а не то, «ходил он на меня или не ходил».

Было сказано, что если человек ходил на лекции, работал на семинарах, то ему легко будет сдать экзамен. Но часто учебная программа семестра разительно отличается от того, что выносится на экзамен. Хорошо, если треть вопросов звучит на лекциях, и хорошо, если четверть на семинарах. Не знаю, бывает ли так на других факультетах. Это нормально?

Первое побуждение - сказать, что это ненормально и надо стремиться основные вещи охарактеризовать хотя бы на лекциях. Конечно, нельзя успеть объять необъятное и за 16-18 лекций и семинаров охватить всё. Но основные направления должны быть даны. С другой стороны, в связи с Болонской конвенцией всё время говорится о том, что и формат лекций, и формат занятий в группах должен быть иным. Большую часть курса студенты должны осваивать самостоятельно, приходя к преподавателю с вопросами по поводу прочитанного. Представьте: получает человек задание, читает текст и десять книжек про текст, приходит и говорит: «Профессор, я не понял одного...» Профессор на этот вопрос отвечает и дает следующее задание.

Наверное, нельзя вместить всё в лекции и семинары, но и, с другой стороны, неправильно, чтобы в экзаменационные билеты входило исключительно и только то, что было на лекциях и семинарах. Я прекрасно помню, как прекрасный Николай Алексеевич Федоров - чудесный Николай Алексеевич Федоров - замечательный Николай Алексеевич Федоров читал нам античную литературу. Весь семестр говорили о Греции. А по Риму он прочитал одну или две лекции, сказав: «А дальше вы сами». В итоге мы прекрасно знали Грецию, и никто так и не выучил Рим. Поэтому первый вопрос билета отвечали прекрасно, а второй - как могли. Когда настолько велик разрыв - это неправильно, мне кажется. С другой стороны, определенное количество текстов и проблем, полуобязательной, полудополнительной литературы должно оставаться для самостоятельной работы.

- Чего нельзя сделать за 18 семинаров, то можно за три дня?

Но в идеале-то мы исходим из того, что у нас и 18 лекций, и 18 семинаров, и три дня. Тогда многое можно.

Часто билеты с такими новостями - вроде незнакомых имен писателей, которые написали толстые романы, - появляются на последнем семинаре.

Вот это неправильно. Список обязательной и дополнительной литературы должен быть дан в начале, на первой лекции. Если это историко-литературный курс - то список текстов. Перечень вопросов тоже должен появляться как можно раньше, хотя сама я, грешным делом, обычно порождаю его во второй половине семестра. Для себя я мотивирую это тем, что важно понять, что мы успеваем проговорить на лекциях, до самого ли конца мы дойдем, насколько дробно можно дать одни темы, насколько надо обобщить другие: как раз для того, чтобы не было разительных отличий между лекциями, семинарами и списком вопросов.

Часто лектор - на своей волне, практические занятия - на своей волне, а список вопросов вообще зав. кафедрой составляет. Даже списки литературы сильно отличаются по одному и тому же предмету.

Есть проблема, связанная с тем, что почти каждый курс, будь он лекционный или практический, в университете, как правило, авторский. То есть каждый преподаватель строит его, исходя из своих приоритетов, представлений, предпочтений, своего видения литературной ситуации или, например, фонетических школ. Например, я своим студентам в курсе древнерусской литературы даю гораздо больше работы с текстами, чем коллеги, которые предпочитают, допустим, обсуждение научной литературы - монографий и статей, или подробно рисуют на доске схему гипотезы Шахматова о происхождении «Повести временных лет», за которой я обычно отсылаю к учебнику. Действительно, каждому что-то более интересно, а что-то менее, и на семинарах хочется обсудить то, что греет душу, что дорого.

Думаю, стремиться надо к некоему разумному компромиссу. Должны быть учтены системные вещи, без которых нельзя, нравятся они или не нравятся. И в то же время должен быть определенный простор. Ситуация облегчается тем, что обычно экзамен принимает тот же преподаватель, который вел семинары. Это позволяет корректировать даже такие сложные случаи, когда билеты составляются заведующим кафедрой, допустим, давно уже не читающим именно этот курс. Но я согласна, что шок, иногда возникающий у студента на последней лекции или семинаре при получении списка вопросов, который изрядно отличается от всего, что было до того, - это сильное ощущение, и лучше бы нам этого избегать. Нервные клетки же не восстанавливаются.