Болезни Военный билет Призыв

Что предполагает личностно ориентированное образование. Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения. Сущность личностно-ориентированного образования

(опорный материал)

Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель- эксперт, консультант.

Основные понятия заложенные в принципы личностно - ориентированного подхода:

Самоактуализация

Индивидуальность

Субъект-субъектные отношения

Уметь сделать выбор

Творчество и успех

Доверие и поддержка

Используемые методы: диалог, игровой метод, рефлексия, педагогическая поддержка, создание ситуации выбора и успеха, техника «активного слушания», «Я-выссказывание».

Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Рекомендации учителю. На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация; происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих); используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью. Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Для этого используется поуровневые задания, карточки. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью ложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.

1 уровень – закрепляет базовые знания

2 уровень - повышенной сложности

3 уровень - творческий (мини-сочинение, исправь ошибки, развитие логического мышления).

Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов. Нельзя давать научный материал как догму. Перед подачей и в период закрепления надо провести подготовленную работу, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.

Учитель формирует проблему, ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного образования она считает необходимым различать следующие понятия:

Разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход - выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

Индивидуальный подход - распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода, во-первых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения. Во-вторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле. В-третьих, нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ (субъектно-личностная модель)

1. Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.

2. Развитие личности, познавательных стратегий в процессе познания и компетенций.

3. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося.

4. Работа строится с каждым учащимся, выявление и учет склонностей и предпочтений в процессе обучения.

5. Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

6. Устанавливается объем знаний, рассчитанный для отдельного учащегося с учетом его познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

7. Изучение учебного материала, сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем.

8. Активность каждого учащегося с учетом его возможностей и индивидуальных склонностей.

9. Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

10. Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребенка.

11. Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся.

12. Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом - оценка учителя.

13. Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учет способов, фактических результатов, объема, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.

14. Возможность выбора учащимся объема, сложности и формы домашнего задания.

15. Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока.

16. Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.

18. Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.


Личностно-ориентированная образовательная модель строится на следующих принципах:

Целью обучения должно быть развитие личности.

Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.

Учитель, прежде всего, является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем "эталона".

Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.

Прежде чем обучать детей конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимо развить их способы и стратегии познания.

В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.

Важнее освоить научные методы познания мира, присущие конкретной области знаний, базовые закономерности, ключевые инструменты, нежели, чем широкий набор фактов.

В процессе познавательной деятельности важно учитывать личностные смыслы (семантику), которыми пользуется конкретный ученик для собственного осознания, преобразования и применения знаний.

В процессе познания приоритетным должны быть эвристические способы познания, предполагающие активную познавательную позицию школьника.

Презентация образовательной информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и дигитальной - операций логического мышления (индукции, дедукции и традукции).

Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия и познавательных механизмов ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретного школьного предмета.

Преобладание элективной дифференциации над селективной. То есть, педагог учитывает индивидуальные различия школьников по ходу образовательного процесса, а на третьей ступени обучения целесообразно разделение учащихся на группы по различным образовательным профилям (профилизация).

Технологию организации урока (его этапы, составляющие отдельные микротехнологии и приемы деятельности учеников и учителя), необходимо строить на основе внутренних механизмов познавательных процессов, изученных познавательных стратегий, учебного профиля ребенка.

В обучении подразумевает концентрацию внимания и усилий педагога на сохранении, а также формировании школьника. Специалист, который на него опирается, будет заботиться не только о развитии интеллекта, гражданственности и чувства ответственности ученика, но также, в большей степени, о его духовности, эмоциональных, эстетических, творческих задатках и возможностях для их созревания.

Личностно-ориентированный подход имеет следующую цель - создать условия для полноценного становления психических функций личности. Речь идет о:

  • способности человека к осознанному выбору;
  • умении рефлексировать и оценивать жизнь;
  • формировании образа "Я";
  • поиске смысла своей жизни и творчестве;
  • ответственности за поступки и действия;
  • автономности личности от внешнего влияния.

Личностно-ориентированный подход имеет особые взаимоотношения в системе "ученик-учитель". В данной системе школьник является главным действующим лицом во всем образовательном процессе.

Рассмотрим более подробно принципы и методы такой организации учебного процесса.

Во-первых, личностно-ориентированный подход подразумевает, что должна быть ориентация не столько на обучение и воспитание, сколько на развитие учащихся.

Во-вторых, педагог обязан учитывать индивидуальные особенности школьников (возрастные, физиологические, психологические, интеллектуальные).

В-третьих, при построении учебного материала учителю необходимо иметь в виду образовательные потребности класса, ориентируясь на различный уровень сложности в программном материале, чтобы он был доступен и понятен абсолютно всем.

В-четвертых, школьники должны распределяться по особым однородным группам с учетом их знаний, способностей и профессиональной направленности.

В-пятых, к каждому ребенку необходимо относиться как к неповторимой и уникальной индивидуальности.

Рассмотрим, например, как реализуется личностно-ориентированный подход в Необходимо создать на занятиях особую образовательную среду, которая будет включать в себя:

  • организацию и применение материала разного вида, содержания и формы;
  • использование на уроках технических средств (проектора и магнитофона);
  • предоставление школьнику свободы в выборе способа выполнения заданий для того, чтобы снимать эмоциональное напряжение из-за боязни ошибиться в предпринимаемых действиях;
  • применение нетрадиционных форм индивидуальных и групповых занятий для того, чтобы активировать творчество каждого ребенка;
  • создание условий для самовыражения в коллективной и самостоятельной деятельности;
  • наличие внимания к оценке и анализу индивидуальных способов работы, которые побуждают школьника к созданию не столько результата, но также и процесса работы (необходимо, чтобы ученик мог рассказать, как он организовывал работу, какими средствами пользовался, что понравилось, а что - нет);
  • специальную подготовку педагога к постоянному осуществлению подобной работы на занятии, а также в процессе организации системы внеклассных уроков;
  • разработку и применение индивидуальной

XXI век - век высокоразвитых технологий - эпоха интеллектуального работника. «… XXI век, в котором мы живем, - это век, когда востребованы и главенствуют интеллектуальные ценности, высший уровень знаний и образованности».

Человечество поэтапно проходило в своем развитии ряд эпох цивилизации: эпоха охотника-собирателя, сельскохозяйственная эпоха, индустриальная эпоха, эпоха информации/интеллектуального работника и зарождающаяся эпоха мудрости. При смене эпох производительность каждого работника следующей эпохи резко возрастала по сравнению с производительностью работника эпохи предыдущей. Так производительность фермера по сравнению с охотником возросла в 50 раз, эффективность производства индустриальной эпохи выше продуктивности фермерского хозяйства в 50 раз. Прогноз роста производительности в эпоху интеллектуального работника по сравнению с производительностью индустриальной эпохи так же составляет разницу в 50 раз. Для подтверждения своего прогноза Стивен Кови приводит слова Натана Мирволда, бывшего директора по технологиям компании Microsoft: «Производительность ведущих разработчиков программного обеспечения превышает производительность разработчиков среднего уровня не в 10 и не в 100, и даже не в 1000 раз, а в 10 000 раз».

Качественный интеллектуальный труд, основанный на творчестве становиться ценным для работы организаций. А значит, современная эпоха требует интеллектуальных работников с высоким уровнем свободы мышления и самосознания, что накладывает особую ответственность на преподавателей за образование наших детей.

Достичь такого уровня свободы мышления, основанного на выборе, невозможно при использовании устоявшихся методов в обучении. Поэтому в образовании последние десятилетия все чаще и настойчивее говорят об использовании в арсенале педагогов развивающего, интерактивного, личностно-ориентированного обучения.

Четкой границы между видами обучения провести не удается, часто переплетаются имена мыслителей, используемые методы работы и т.д. Но основную нацеленность на гуманизацию образования выражает термин «личностно-ориентированный подход»

«Личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Идея личностного подхода разрабатывалась учеными с начала 80-х гг. XX в. В связи с трактовками воспитания как субъет-субъектного процесса».

Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность учащегося, его самоценность, субъективность процесса учения. «Личностный подход предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых путей самоопределения, самореализации и самоутверждения». ЛОО обычно противопоставляют традиционному, приводя следующие отличия урока:

образование мышление преподаватель

Традиционный урок

Личностно-ориентированный урок

Обучает всех учащихся установленной сумме знаний, умений и навыков.

Способствует эффективному накоплению каждым учащимся своего собственного личного опыта.

Распределяет учебные задания, форму работы учащихся и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий.

Предлагает учащимся на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет учащихся к самостоятельному поиску путей решений этих заданий.

Старается заинтересовать учащихся в том учебном материале, который предлагает сам учитель.

Стремится выявить реальные интересы учащихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала.

Предполагает дополнительные индивидуальные занятия с отстающими учащимися

Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся

Осуществляет планирование деятельности учащихся в определенном русле.

Помогает учащимся самостоятельно спланировать свою деятельность.

Оценивает результаты работы учащихся, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки.

Поощряет учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

Определяет правила поведения в классе и следит за их выполнением.

Учит учащихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их выполнение.

Разрешает возникающие конфликты между учащимися: поощряет правых и наказывает виновных.

Побуждает учащихся обсуждать возникающие конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения.

Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность представляет собой совокупность всех ее психических свойств, составляющих ее индивидуальность.

Поэтому целью личностно-ориентированного образования становится создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума: способность человека к выбору; умение рефлексировать, оценивать свою жизнь; поиск смысла жизни, творчество; формирование самосознания (образа “Я”); ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”); автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

У небольшого числа преподавателей можно наблюдать такой подход практически на каждом уроке. Тщательно спланированный и продуманный конкретно под особенности каждой группы урок, помогает каждому учащемуся проявить активность на доступном ему уровне. Именно такой урок дал на конкурсе «Педагогическая надежда» молодой преподаватель Кадыров Д.С. сумев привлечь в работу по повторению значений терминов даже членов комиссии конкурса, которые с удовольствием искали нужный термин по представленному преподавателем объяснению его значения.

Наиболее исследовано применение ЛОО в современной школе, оно отражается в трудах таких ученых, как Ю.А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской. Все исследователи предлагают использование индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.

В своей книге «Технология личностно-ориентированного образования» И.С. Якиманская предлагает свою концепцию ЛОО для преобразования существующей образовательной системы. Обращает внимание на важность использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. Субъектный опыт - опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его познания и самопознания, социализации, саморазвития, самореализации. Приводит примеры документации: карты индивидуального развития, характеристики и справки об индивидуальных особенностях учащегося, результаты наблюдений.

В области профессионального образования исследования личностно-ориентированного подхода чаще всего встречается в практических работах преподавателей. Но и преподаватели профессионального образования, и исследователи современной школы уделяют в своих работах основное внимание: моделям концепции, использованию образовательных технологий, особенностям ЛОО, перечислению качеств, которыми должен обладать педагог и ценностям которым он должен придерживаться.

«Однако личностный подход еще не стал доминирующим в воспитании и нередко фактически подменяется индивидуальным подходом». И большинство наших преподавателей заинтересованных в более эффективной передаче знаний и не очень заинтересованных, но попадающих под влияние модных тенденций в образовании используют в своей работе инновационные педагогические технологии, пользуются современными терминами. Но… используют их чаще всего бессистемно и на привычном уровне мышления - дать знания, умения, навыки.


В современной педагогике есть серьезная проблема. Она связана с тем, что личностно-ориентированный подход, использующийся в процессе обучения, требует не только сохранения, но и развития, обеспечить которое не так уж просто. Несмотря на это, образование продолжает оставаться единственной формой обращения социума к учащемуся как к формирующейся личности. Это одна из основ актуальной образовательной философии.

Суть личностно-ориентированного подхода

Главное преимущество личностно-ориентированного подхода в том, что оно требует обеспечения условий, в которых ребенок смог бы всесторонне развиваться. Их наличие гарантирует:

Поиск жизненного смысла;

Получение возможности делать выбор;

Проявление интереса к творческой деятельности;

Постепенную выработку рефлексов и регулярную оценку жизненной ситуации;

Понимание того, что человек несет ответственность за совершенные поступки;

Возможность создания образа «я».

Центральное место в личностно-ориентированной форме образования занимает учащийся, для которого и создаются наиболее комфортные условия.

В описываемом подходе отсутствует какая-либо обобщенность. В связи с этим происходит разделение учащихся на отдельные группы, в которых условия для получения новых знаний и общего развития формируются в зависимости от возраста и способностей учеников. При этом учитель обязан относиться к ребенку как к самостоятельной личности.

В основу личностного подхода легло утверждение о том, что от природы все личности обладают универсальностью. Это значит, что главной целью является ведение воспитательно-образовательной деятельности в условиях, при которых реализация творческого потенциала личности станет возможной. Педагоги убеждены, что именно в юношеском возрасте происходит формирование личностных параметров, поэтому от их работы зависит то, насколько независимым и уверенным в себе вырастет человек.

Когда работа ведется с маленькими детьми, то оценка их поступков производится не в сравнении с успехами сверстников, а в сравнении с предыдущими результатами отдельно взятого ребенка. Это позволяет проследить скорость его развития. При этом педагог должен учитывать прикладываемые учащимся старания к тому, чтобы добиться успеха в учебе или творчестве. Дело в том, что именно достижение блестящего результата подталкивает детей к тому, что они начинают усиленно работать над собой. Учитель обязан всячески поддерживать интерес школьников к учебе и подкреплять их веру в собственные силы. Лучший способ сделать это – похвалить ребенка, ведь подобный поступок сделает его более уверенным в себе и заставит двигаться к поставленной цели.

Воспитательно-образовательная деятельность, направленная на становление личности, предполагает:

Отказ от общей ориентированности;

Учет педагогом особенностей каждого ребенка;

Прогнозирование будущего развития личности и разработку на его основе индивидуальных программ.

Воспитательная работа, основанная на личностном подходе, предполагает, что все участники детского коллектива – это не обычные дети, а формирующиеся личности, для которых огромную роль играют эмоции и переживания. Об этом должен помнить каждый педагог. Это требует от него использования в работе таких приемов и методик, благодаря которым ребенок будет чувствовать себя важным и понимать, что его личность интересна окружающим.

Перечень составляющих личностно-ориентированного подхода

Первая составляющая – понимание. То, насколько будет понят внутренний мир учащегося, зависит от умения преподавателя распознать уровень внушаемости ребенка, его подверженность мнению окружающих. Если ученик легко внушаем, то его вера в себя может быть слаба по той причине, что он попадает под влияние других и не может ему никак противостоять. Однако, следует заметить, что в условиях, близких к критическим, возможна потеря внушаемости. Дело в том, что во время конфликта ребенок может находиться в легком состоянии аффекта. Если педагог работает именно с таким учеником, то он должен своими действиями укрепить его веру в себя, указать на допускаемые ошибки, устранение которых положительно скажется на его личности.

Вторая составляющая – принятие. Оно должно быть абсолютным, т. е. педагог обязан быть позитивно настроен по отношению ко всем учащимся без учета каких-либо факторов. Подобная форма принятия способствует тому, что ребенок начинает понимать свою важность и необходимость другим людям. Если у малыша есть какие-то недостатки, например, низкая успеваемость, то деятельность учителя должна быть направлена на их исправление. Кроме того, преподавателю следует показывать ученику, что его успехи намного более важны, чем его неудачи.

Третья составляющая – признание права быть собой. Чтобы ребенок всесторонне развивался, от его окружения требуется понимание того, что перед ними личность, имеющая свои взгляды и убеждения. С ними нужно мириться. Нельзя любить малыша и одновременно ненавидеть его за совершаемые поступки. Огромную роль играет вера в лучшее, вера в то, что с течением времени ребенок повзрослеет и произведет оценку допущенных ранее ошибок. Если педагог осознает, что самосовершенствование его ученика неизбежно, то он терпеливо выполняет свою работу и пользуется уважением со стороны учащихся, которые благодаря этому практически безболезненно проходят все этапы взросления.

Если признать личность ребенка, то это положительно скажется на ее дальнейшем формировании. Личность развивается ежедневно, поэтому стоит наполнить привычную жизнь малыша яркими и запоминающимися событиями. Ребенок должен с интересом изучать окружающий его мир, тянуться к получению новых знаний, радоваться собственным успехам и мириться с неудачами. Источником удовольствия должно стать коллективное обучение, благодаря которому появляется возможность общаться со сверстниками, заводить друзей, испытывать общие переживания, вместе достигать поставленных целей и т. д. Другими словами, ребенок должен почувствовать себя полезным для общества. Цель педагога – подчеркнуть индивидуальность каждого из учеников, что поможет каждому из ребят раскрыться.

Курсовая работа

Личностно-ориентированный подход в обучении

Введение

Научной базой современной системы образования служат классические и современные педагогические и психологические приемы - гуманистический, развивающий, компетентностный, возрастной, индивидуальный, деятельный, личностно-ориентированный.

Гуманистический, развивающий и компетентностный дают понять какова цель образования. Сегодняшнее школьное образование обеспечивает приобщение человека к теоретическим знаниям, но никак не готовит к жизни в социуме и слабо ориентировано на профессиональную самореализацию личности. необходимо, чтобы приобретение знаний, умений и навыков не выступало целью образования, а было средством реализации целей.

Личностный и индивидуальный приемы раскрывают суть что нужно развивать. А развивать нужно не составляющие государственные интересы набор знаний, чтоб всех загнать под единую «модель выпускника», а развивать следует какие-то личные качества и умения учащегося. Это, конечно, в идеале. но все же следует помнить, что кроме каких-либо личных индивидуальных качеств, есть, так называемый, заказ на производство профессионалов и граждан. Поэтому задачу школы следует формулировать как: развитие индивидуальных качеств с учетом того, что требует общество, что предполагает культурно-личностную модель организации обучения.

В концепции личностно-ориентированного подхода успешность реализации этой цели возможна при помощи выработки и приобретения индивидуального стиля деятельности, на основе личных особенностей.

Деятельный подход дает нам понять как развивать ребенка. суть его такая, что все способности проявляются в ходе деятельности. при этом, если рассматривать личностно-ориентированный подход, лучшей деятельностью является та, которая более подходит ребенку, исходя из его склонностей и способностей.

Реализацией всех указанных выше идей выступает личностно-ориентированое обучение и профилизация старшеклассников в школе, как способ конкретизации данного приема.

В концепции улучшения российского образования на 2010 год говорится, что должно проводится профильное обучение старших классов, направленное на социализацию учащихся.

Личностно-ориентированное обучение является как раз таки тем форматом образования на сегодня, который позволит рассматривать обучение как ресурс и механизм общественного развития.

Данная курсовая работа пойдет на тему личностно-ориентированного подхода.

Цель курсовой работы: изучение особенностей личностно - ориентированной технологии в современной системе обучения. Задачи личностно - ориентированного обучения:

Изучить феномен личностно ориентированного развивающего обучения.

Выявить принципы построения личностно ориентированной системы обучения.

Определить технологию личностно ориентированного образовательного процесса.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, реферирование, составление библиографии, моделирование.

1. История «личностной компоненты»

Понятие «личностно-ориентированный подход» вошло в педагогику в 90-х годах прошлого века. Но сама идея свободного воспитания получила свое распространение в XIX-XX вв. В российской школе воспитания, как известно, основоположником свободного воспитания стоял Л.Н. Толстой.

Несмотря на то, что в России на тот момент отсутствовала сколько-нибудь развитая индивидуальная свобода, российский вариант школы был изначально связан с самоопределением человека во всех областях жизни, в том числе и в религиозной. И поэтому не стоит забывать, что «теоретическим основанием» российской педагогики того времени выступала христианская антропология, «помноженная» на философию «русского экзистенциализма» (Вл. Соловьев, В. Розанов, Н. Бердяев, Н. Лосский, П. Флоренский, С. Франк, К. Вентцель, В. Зеньковский и др.).

Начиналось все с тезиса о воспитании сознательных строителей социализма (В.И. Ленин, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский и др.). И «сознательность» определялась как осознанное усвоение марксистского мировоззрения и совокупности знаний, соответствующих требованиям социального заказа. А содержание установок именно в педагогике трактовалось так: «…научить самостоятельно мыслить, действовать коллективно, организованно, отдавая себе отчет в результатах своих действий, развивая максимум инициативы, самодеятельности» (Н.К. Крупская; цит. по 30).

Первая фаза становления российской школы связана как с определением новых целей обучения, так и с рефлексией «дидактической модели учебного процесса», т.е. проявляется дидактическое проектирование.

Под этим проектированием понимается поиск новых учебных задач, выбр установок обучения, отбор содержания, создание методики обучения, которая будет направленна на развитие учеников, личность учителя и особенности содержания знаний.

Если смотреть из сегодняшнего дня, то можно понять, что экономическая и политическая ситуации подтолкнули педагогику к выбору ЗУНов.

Вторая фаза становления советской дидактики приходится на 30-50-е гг. прошлого века, и определяется сменой акцентов в «личностно-ориентированной» проблематике.

Само по себе предложение формирования самостоятельности учеников, принятие во внимание их индивидуальности и возраста продолжает распространяться, но самой главной задачей становится присвоение учащимся системы научных знаний предмета. Потребность в учете личностного фактора нашла свой отклик в определении принципа сознательности и активности. Данный период в развитии личностной ориентированности в педагогике определяется некоторой неопределенностью. Сохраняется общая направленность на развитие личности в педагогике, но повышение роли учителя в обучающем процессе, направленность на фактическое приобретение ЗУНов, несколько «затуманивают» понятие «развитие личности ученика», расширяя рамки его значения в плоть до того, что развитием личности считают в том числе и накопление знаний.

Следующая фаза развития советской дидактики приходится на 60-80-е гг. И в этот период в педагогике можно выделить следующие направления теоретической работы над проблемой «обучения и развития»: а) содержание образования и познавательные возможности учащихся; б) условия формирования познавательной самостоятельности учащихся; в) целостность учебного процесса и его движущие силы; г) проблемное обучение; д) оптимизация учебного процесса; е) программированное обучение.

Характерная черта развития данной технологии в этот период - это анализ получения необходимых знаний как целостное явление. Если в предыдущие фазы все внимание было приковано к исследованию отдельных элементов этого процесса, то сейчас вперед вышло выявление движущих сил в процессе обучения, определение общих характеристик и закономерностей обучения в общем. Содействовали этому исследования в педагогической области.

Предложение и объяснение идеи о возможном повышении уровня теоретических знаний - это одно из направлений исследования П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.В. Занкова, И.Ф. Талызиной и др. Это требовало от ученых решений вопросов:

а) оценки адекватности содержания и логики организации учебного материала познавательным возможностям учащихся;

б) определения «границ» познавательных возможностей школьников. Итогом их решения был пересмотр самой системы образования и структур учебных программ и планов. Главные изменения были в том, что перешли на трехлетний курс обучения в начальной школе; соединение основ наук, изучаемых в школе с главными направлениями научного знания; расширение самостоятельной работы и направленность на формирование навыков самообразования; внесение в план обучения факультативных занятий; небольшое увеличение учебного времени на гуманитарные предметы.

Весомый вклад в решение задачи специальной проработки понятия «содержание образования» внес И.Я. Лернер. Согласно его концепции структура образования составляет аналог социального опыта и кроме знаний и навыков вбирает в себя опыт творческой деятельности и опыт эмоциональной жизни. Для нас важно зафиксировать тот факт, что дидактика категорично вычленяет специфический элемент содержания образования - опыт творческой деятельности.

В.В. Краевский и И.Я. Лернер в своих исследованиях выявили следующие уровни формирования содержания образования:

уровень общего теоретического представления,

уровень учебного предмета,

уровень учебного материала,

уровень структуры личности.

Так, на мой взгляд, появляется «теоретически оформленная» идея о необходимости описания содержания образования в терминах изменения субъекта учения. И если здесь она сформулирована на уровне целевых установок, то в исследовании, например, В.С. Леднева подчеркивается взаимообусловленный характер организации содержания образования и структуры качеств личности.

В этом периоде все возрастающее внимание проявляется к личности учащегося.

Неизменным объектом всех рассмотренных выше направлений исследований этой фазы является ученик: в педагогической психологии он - носитель определенных познавательных возможностей, при отработке содержания образования - цель и детерминанта его формирования, в концепции оптимизации - в определенном смысле «цель» и «элемент» системы, в поисках движущих сил учебного процесса - «сторона» существенного противоречия и «результат» его разрешения.

С конца 80-х годов начинается следующий этап в развитии дидактической отечественной мысли.

Во-первых, на мой взгляд, настоящий период характеризует стремление исследователей к интеграции различных подходов. Прошел период «бумов» то оптимизации, то проблемного обучения, то программированного, то развивающего обучения (при отождествлении данного понятия либо с системой Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, либо с системой Л.В. Занкова).

Во-вторых, в этом интегративном процессе четко обозначился системообразующий фактор - уникальная и неповторимая личность учащегося. Причем вычленение этого фактора со всей определенностью скорее принадлежит педагогической практике, нежели теории. Подготовленные всем предыдущим этапом сдвиги в образовании даже в качестве первоначальных форм рефлексии реализовались не в теории, а в практике педагогов-новаторов, в практике создания и работы инновационных учебных заведений, вариативных учебных планах, региональных программах образования.

В последнее время появились и первые работы методологического характера, где достаточно обстоятельно обсуждается проблематика именно личностно-ориентированного обучения.

В-третьих, современный этап развития дидактики характеризует повышенная чувствительность к технологии обучения. Она преодолевает рамки отождествления педагогической технологии с унифицированным набором методов и форм. Все чаще педагогическая технология интерпретируется как авторская система педагогической работы.

И последнее. Интерес дидактики к личности ученика в том варианте, который мы обозначили выше, подталкивает ее к рассмотрению жизненного пути личности в целом и в этом смысле ориентирует на выработку единой методологии организации развивающей среды, включая дошкольное образование и послешкольное в разных его вариантах.

Такова вкратце история «личностностной компоненты» обучения и особенностей ее проектирования в различных педагогических системах и подходах.

2. Сущность личностно-ориентированного подхода

«Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.» (Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. - 2003. - №6).

Личностно-ориентированный подход - методоологическая ориентация в психолого-педагогической деятельности, помогающая обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самомтроительства и самореализации личности ребенка, развитие его индивидуальности.

Теоретико-методологической основой личностно-ориентированного подхода являются идеи гуманистической педагогики и психологии, философской и педагогической антропологии.

Цель его использования - на основе выявления индивидуальных особенностей ребенка содействовать развитию его индивидуальности.

Организационно-деятельностные и отношенческие аспекты использования - приемы и методы педагогической поддержки, доминирование субъектно-субъектных помогающих отношений.

Главным критерием анализа и оценки эффективности применения данного подхода является развитость индивидуальности ребенка, проявление его уникальных черт.

Профессор Е.Н. Степанов выделяет следующие компоненты, из которых складывается личностно - ориентированный подход в образовании.

Первая составляющая личностно-ориентированного подхода - это основные понятия , которыми оперируют психологи-педагоги в рамках этого подхода:

*индивидуальность - неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей;

*личность - постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека;

*самоактуализированная личность - человек, осознанно и активно реализующий стремление стать самим собой и наиболее полно раскрыть свои возможности и способности;

*самовыражение - процесс и результат развитияи проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;

*субъект - индивид или группа, обладающие осознанной творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;

*субъектность - выражение своей позиции;

*Я-концепция - осознаваемая и переживаемая человеком система представления о самом себе, на основе которой он строит свою жизнь и деятельность, взаимодействие с другими людьми и отношение к себе и к окружающим;

*выбор - осуществление человеком или группой возможности избирать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;

*психолого-педагогическая поддержка.

Вторая составляющая - это определенные правила, которыми пользуется педагог. Это, так называемые, приинципы личностно-ориентированного подхода:

) Принцип самореализации

Пробудить и поддержать стремление ребенка к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей.

) Принцип индивидуальности

) Принцип субъектности

Междсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в процессе воспитания.

) Принцип выбора

Педагогически целесообразно, чтобы ребенок жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, при этом обладал субъективными полномочиями в решении вопросов.

) Принцип творчества и успеха

Данный принцип способствует позитивному формированию «Я-концепции» и стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самостроительству своего «Я».

) Принцип доверия и поддержки

Вера в ребенка, доверие к нему, поддержка в его стремлении в самореализации.

Не внешнее воздействие, а внутренняя мотивация обуславливает успех обучения и воспитания ребенка. Ребенка нужно суметь заинтересовать и правильно замотивировать.

И третья составляющая подхода - это методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как диалогичность; деятельностно-творческий характер; направленность на поддержку индивидуального развития ребенка; предоставление учащемуся права выбора, необходимой свободы для принятиях каких-либо своих самостоятельных решений.

Главное условие реализации личностно-ориентированного подхода - это создание «личностно-утверждающей» или личностно-ориентированной ситуации - учебной, познавательной, жизненной. Но не стоит забывать, что одним из главных компонентов, способствующих созданию личностно-ориентированного подхода является личный опыт учащегося. Таким образом, главным фактором, способствующим реализации этого подхода является опора на субъектный опыт учащегося с целью самостоятельной выработки им способа учебной работы, необходимого для реализации опыта познания, и дальнейшего развития.

Урок был, есть, и будет основной формой получения знаний, но в структуре личностно-ориентированного обучения он несколько меняется. В рамках этого подхода обучающиеся должны предоставить ранее неизвестные ему способы решения той или иной задачи, будь то какая-либо инсцинировка сказки на уроке литературы, или красочное изображение решения сложной теоремы на уроке геометрии. Но педагог не должен полностью отдавать проведение урока в руки учеников, он должен дать какой-то толчок, пример, должен заинтересовать детей.

урок обучение личностный педагогический

3. Личностно-ориентированный урок: технология проведения

Главная цель личностно-ориентированного урока - это создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приёмы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал. Педагог должен принять ребёнка таким, каким он есть, веря в его продвижение в развитии, в то, что силы его могут раскрыться при специально организованном обучении. Особая, доверительная атмосфера обучения, которая устанавливается в классе между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу являются важнейшим условием эффективной реализации дидактических принципов и продвижение детей в развитии.

Личностно-ориентированный урок в отличие от обычного урока в школе главным образом изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». У педагога меняется стиль преподавания, от командного он переходит к сотрудничеству. Изменяются также и позиции ученика - от простого исполнения «приказов» учителя он переходит к активному творчеству, благодаря которому меня ется его мышление - оно становится рефлексивным. Меняется еще и характер отношений на уроке. Главная задача учителя на таком уроке не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Я бы хотела в таблице 1 привести основные отличия традиционного урока от личностно-ориентированного.

Таблица 1

Традиционный урокЛичностно-ориентированный урок 1. Целеполагание. Урок преследует цель - дать ученикам твердые знания, умения, навыки. Формирование личности здесь понимается как развитие психических процессов, таких как, внимание, мышление, память. Дети работают во время всего урока, потом «отдыхают», дома зубрят(!), либо ничего не делают.1. Целеполагание. Цель этого урока - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, способная заинтересовать ребенка в учении, собственной деятельности. Ученики работают весь урок. На уроке присутствует постоянный диалог - учитель-ученик.2. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, упражняет, проверяет, оценивает. Главный здесь - учитель, развитие же ребенка - абстрактное, попутное.2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на собственные знания, ведет самостоятельный поиск информации. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда специально ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура здесь уже ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, поощряет, вселяет уверенность, заинтересовывает, формирует мотивы обучения.3. Деятельность ученика: ученик объект обучения, на который направлено воздействие педагога. Дети нередко занимаются совсем не уроком, а посторонними делами, работает здесь один учитель. ЗУН ученики получают не благодаря своим психическим возможностям (памяти, внимания), а зачастую нажиму учителя, зубрежки. Такие знания быстро исчезают.3. Деятельность ученика: ученик здесь является субъектом деятельности учителя. Деятельность исходит не от учителя, а уже от ученика. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.4. Отношения «ученик-учитель» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными, экзаменами и плохими оценками. Ученик же приспосабливается, списывает, уворачивается, иногда учит. Ученик - лицо второстепенное.4. Отношения «ученик-учитель» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных особенностей учащихся, включая формирование рефлексивного и собственного мышления.

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока педагог должен вывести основные направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, затем деятельность, определяя собственную позицию.

Таблица 2

Направления деятельности учителяПути и средства реализации 1. Обращение к субъектному опыту школьника.а) Выявление этого опыта, ставя вопросы - как он это делал? Почему он это делал? На что опирался? б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий других учеников по обсуждаемой теме. г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала.а) Использование учителем различных источников информации. б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий. в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.3. Характер педагогического общения на уроке.а) Уважительное и внимательное выслушивание точек зрения каждого, вне зависимости от его уровня успеваемости. б) Обращение к ученикам по имени. в) Беседа с детьми на равных, так сказать «глаза в глаза», при этом всегда улыбаться и быть доброжелательным. г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.4. Активизация способов учебной работы.а) Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. в) Анализ действий каждого ученика. г) Выявление значимых способов, избираемых учащимися. д) Обсуждение наиболее рациональных способов - не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. е) Оценивание и результата и процесса.5. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке.а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. б) Предоставление детям возможности проявить избирательность к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика. д) Оказание помощи детям, которые не поспевают за темпом работы всего класса.

Учителю при подготовке личностно-ориентированного урока следует знать субъектный опыт каждого ученика, это поможет ему подобрать более правильные и рациональные приемы и методы работы индивидуально с каждым. Следует помнить, что различные виды дидактического материала не заменяют, а дополняют друг друга.

Педагогика, ориентированная на личности ученика, должна выявлять его субъективный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оценивают не только результат, но и процесс их достижений.

Заключение

На основе проведенного мной исследования можно сделать выводы, что сегодняшняя система образования нуждается в личностно-ориентированном обучении.

Главная цель личностно-ориентированного образования - это развитие индивидуальности ученика. Но, конечно, не стоит забывать и о приобретении учащимися знаний. И благодаря этому подходу знания получать гораздо интереснее и остаются они на долго. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

Таким образом, личностно ориентированное обучение позволит:

Повысить мотивированность учащихся к обучению;

Повысить их познавательную активность;

Построить учебный процесс с учетом личностной компоненты, т.е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;

Создать условия для самостоятельного управления ходом обучения;

Дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс;

Создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;

Вносить своевременные корректирующие воздействия преподавателя по ходу учебного процесса;

Отследить динамику развития учащихся;

Учесть уровень обученности и обучаемости практически каждого учащегося.

Концепция личностно-ориентированного образования это красивая утопия. В полной мере перевести нынешние школы на данную систему обучения пока невозможно. Но, я думаю, в будущем с новымии специалистами, эту утопию можно будет воплотить в жизнь.

Как по мне, так я в своей практике буду стараться применять данную технологию. Потому что сама несколько лет училась в такой школе, где директор была приверженцем личностно-ориентированного обучения. И, исходя из своего опыта, я могу сделать вывод, что эта технология несомненно работает. Ученики на самом деле сами тянутся к знаниям, потому что педагог, настоящий педагог, который все свое сердце и душу отдает своим воспитанникам, умеет заинтересовать, замотивировать учащихся.

Список используемых источников

1. Косарев, В.Н. К вопросу о личностно-ориентированном подходе в обучении и образовании / В.Н. Косарев, М.Ю. Рыков // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. - 2007 - Вып. 10.

Гульянц, С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций / С.М. Гульянц // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009 - Вып. 2.

Приказчикова, Т.А. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании детей. / Т.А. Гульянц // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2010 - Вып. 12.

Плигин, А.А. Личностно ориентированное образование: история и практика: монография / А.А. Плигин. - М.: КСП+, 2003. - 432 с. (13,5 п.л.)

Алексеев, Н.А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: монография / Н.А. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. - 216 с.

Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Изд-во Сентябрь, 1996. - 96 с.

Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. - М.: Изд-во Педагогика, 1989. - 192 с.

Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов - Новокузнецк, 2000. - 342 с.

Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков - Волгоград: Перемена. 1994. - 152 с.

Степанов, Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.

Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 107 с.

Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей: / А.К. Колеченко - СПб.: КАРО, 2002. - 368 с.

Педагогический опыт: Сборник методических разработок уроков победителей и лауреатов районных, городских и областных конкурсов «Учитель года», часть 1, вып. 3. / Под ред. И.Г. Остроумова - Саратов.

Селевко, Г.К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация / Г.К. Селевко - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 144 с.

Якиманская, И.С. Развивающее обучение. / И.С. Якиманская - М.: Педагогика, 1979. - 144 с. - (Воспитание и обучение. Б-ка учителя).

Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.М. Митина - М.: «Дело», 1994. - 216 с.

Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская - М., 2000.

Берулава, Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков / Г.А. Берулава - Бийск. 1993. - 240 с.