Болезни Военный билет Призыв

Что означает звук в русском языке. Обсуждаем проблему толкования. Произношение групп звуков

В мире очень много разных голосов, практически все, может, кроме вакуума, можно услышать. Человечество создало в процессе систему условных сигналов, сочетание которых может восприниматься сознанием каждого из индивидуумов как некий образ, подразумевающий конкретное смысловое значение.

Вконтакте

Итак, что такое звуки в русском языке? Это бессмысленные по своей сути, наиболее маленькие элементы слов или , которые помогают донести мысль от одного человека к другому. Например, сочетание согласных «д» и «м» и одной гласной «о» может создать слово «дом», которое в свою очередь имеет вполне конкретное значение. Такие «кирпичики» русского языка бывают гласными и согласными, твердыми и мягкими, шипящими и звонкими.

В чем же различие?

Задумываясь, как различить звуки и буквы, стоит знать, что второе – это конкретные символы, с помощью которых графически записывают то, что мы слышим , например, существует «а», которую мы можем произносить вслух, мысленно, шептать или кричать, однако, пока она не будет записана на бумагу в нужной форме, буквой она не станет. Из этого понятно, что различить эти два понятия очень просто – то, что есть на бумаге, написанный символ – это буква, то, что мы слышим или говорим, – это звук.

Внимание! Чем отличаются звуки от своих письменных символов? В русском существует 33 графических элемента, однако состоят они из 43 голосовых сигналов, причем гласных букв – 10, а звуков 6, и наоборот, согласных 21 и 37 соответственно. Из этого можно сделать простой вывод – не все буквы и звуки совпадают друг с другом и слышатся так, как пишутся.

Что такое гласные?

Так называются такие элементы языка, которые можно пропеть. Чем отличаются от своей противоположности – согласных? Они состоят только из голоса , воздух при их произношении легко втягивается в легкие и пропускается через рот. Что такое гласные буквы? Это записанные на бумаге графические символы или их сочетание.

Таблица соответствия

Голосовые Графические
а а
о о
у у
и и
ы ы
э э
й’а я
й’у ю
й’э е
й’о ё

Какие буквы дают два звука? Некоторые образуются двумя элементами – согласным {й} и соответствующим звучанию гласным. Это йотированные элементы алфавита, которые нужны для выполнения следующих функций:

  1. Если нужно гласную поставить после гласной, например, слово «моя».
  2. После разделительного знака – «объятие».
  3. В случаях, когда гласная должна стоять в начале фонетического слова – «яма».
  4. Если нужно смягчить стоящий впереди согласный – «мёл».
  5. Если нужно воспроизвести иностранное слово.

Если такой йотированный символ стоит после непарного по твердости или мягкости, то он обозначает обычный, например, «шёлк» читается как «шолк».

Йотированные гласные

Что такое согласные?

Согласные – это мельчайшие языковые единицы, которые нельзя пропеть, при их произношении воздух, выдыхаемый из легких, натыкается на препятствие , например, на язык. Они делятся на пары , шипящих, а также твердых и мягких. Разберемся со всеми по порядку.

Звонкие, глухие и шипящие

Какие бывают согласные? Таблица поможет увидеть наглядно:

Апострофом обозначаются смягченные элементы. Это касается всех перечисленных пар, кроме «ж», так как она не может быть мягкой. Кроме этого, существуют согласные, которые не были определены в пары. Это:

Кроме перечисленных глухих и звонких, в существуют еще и шипящие. К ним можно отнести «ж», «ш», «щ» и «ч». Они обязательно относятся к глухим, при их произношении язык разными способами прижимается к нёбу . На слух они немного похожи на шипение змеи, если немного их протянуть.

Согласные звуки

Твердые и мягкие

Мягкие отличаются от твердых способом произношения. Когда человек их выговаривает, он прижимает язык к небу, отчего они получаются не таким грубыми. Как и в предыдущем случае, их делят по парам, за некоторым исключением. Почти все элементы русского алфавита могут быть и твердыми, и мягкими. Сколько из них не имеют такой пары?

Мягкие
ч’
j’
щ’
Твердые
ж
ш
ц

Получается, что пары не составляют все шипящие, «ш» и Й, присутствующая в том числе и в составе нескольких гласных. Все остальные могут смягчаться в определенных условиях.

Такая разница между количеством согласных звуков в русском языке оправдана именно последним делением по мягкости. Дело в том, что такая смягченная форма никак не отражается графически на письме – о мягкости мы узнаем по стоящей следом за ней смягчающей гласной. Это и увеличивает количество звучащих единиц почти в два раза по сравнению с буквами.

Твердые и мягкие согласные звуки

Чем отличаются гласные от согласных?

Деление на два типа звуков происходит в зависимости от техники их произношения . Певучие и «легкие» гласные, в отличие от согласных, легко произносить, тянуть, петь. Если послушать какую-либо мелодичную песню можно услышать, что они растягиваются, как пастила.

Согласные в свою очередь подразумевают какое-либо препятствие, то есть поток воздуха выходит изо рта не легко и плавно, а натыкаясь на язык, губы, зубы и так далее. Такие элементы сложно тянуть, они как будто имеют резкое окончание, причем вне зависимости от того, звонкие они или глухие, твердые или мягкие.

Интересно! С графическими символами все происходит точно также, ведь несмотря на то, что они записываются на бумаге, принадлежность к той или другой группе определяется именно по звучанию.

«Особенные» элементы русского языка

В русском алфавите есть два символа, под которыми не подразумеваются никакие слышимые сигналы . Это твердый знак «Ъ» и мягкий знак «Ь». Они нужны:

  1. Для того чтобы разделять. Наличие одного из этих знаков в слове сообщает о том, что идущая следом за ним гласная должна быть йотированной.
  2. Неразделительный мягкий знак может сообщать читателю о том, что предшествующая ему согласная мягкая, или выполнять грамматическую функцию, например, указывать род слова – «печь».

Уроки русского Звуки и буквы

Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами

Вывод

Знание правильного взаимодействия этих базовых элементов помогает правильно писать многие русские слова. Звучание и написание дает ключ к мелодике речи и письма, его красоте и благозвучию.

1. Что изучает фонетика?

2. Что такое звук и что такое буква?

3. Что называется алфавитом?

Фонетика (от греч. – phone – звук, phonetikos – звуковой) – раздел языкознания, изучающий звуки речи, их образование и классификацию, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие более крупные отрезки.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В фонетическую систему русского языка входят 43 звука, с помощью которых различается смысл слов:

6 гласных: [а/ и/ о/ у/ э/ ы/]

37 согласных: [ б/б’/ в/ в’/ г/ г’/ д/ д’/ ж/ ж’/ з/ з’/ j/ к/ к’/ л/ л’/ м/ м’/ н/ н’/ п/ п’/ р/

р’/ с/ с’/ т/ т’/ ф/ ф’/ х/ х’/ ц/ ч’/ ш/ ш’ (щ)].

В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и два знака.

Необходимо различать звуки и буквы. Звук – это минимальная, нечленимая звуковая единица. Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. Звук - это то, что мы произносим и слышим. Буква – это то, что мы видим и пишем. При написании в слове может и не быть количественного соотношения между буквами и звуками (яблоко – 6 букв, 7 звуков (jаблоко)). В некоторых словах произносятся не все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове «праздник» не произносится звук, обозначенный буквой «д»), или произносится другой звук (в слове «сделать» произносится звук «з», а пишется буква «с») и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.

Буквы, расположенные в общепринятом порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Русский алфавит и названия букв.

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и и ка

Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф ха цэ

Чч Шш Щщ Ъ Ыы Ь Ээ Юю Яя

чэ ша ща ы э ю я

Упражнение 13.

Прочитайте слова и скажите, сколько букв и сколько звуков в каждом слове. Почему в одних словах букв больше, чем звуков, а в других меньше?

Край, стол, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро.

Упражнение 14.

В слове «бак» замените гласный звук [а] последовательно звуками [о], [у], [ы]; объясните как меняется смысл слов от замены гласного звука.

Упражнение 15.

Объясните, какие звуки меняют смысл слов. Какими буквами обозначены эти звуки?

Пил – пыл – пыль; мёл – мол – моль; бил – был – быль.

Упражнение 16.

Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.

Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, блюдо, аромат, глобус, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, жюри, расчет, рассчитать, цыган, цапля, форма, ураган, щавель, юность, яблоко, экзамен, филология, грамматика, графика, инвентарь, маршрут.

Упражнение 17.

Объясните происхождение следующих слов и фразеологизмов. (В случае затруднений обращайтесь к словарям: Н.М. Шанский др. Краткий этимологический словарь русского языка, Фразеологический словарь русского языка под редакцией А.И. Молоткова).

Алфавит, азбука, звук, буква; ни аза не знать, с азов начинать, от альфы до омеги, от аза до ижицы, от доски до доски, от корки до корки.

Составьте предложения, используя данные слова и фразеологизмы.

Итак, что же такое звук?

Звук – распространение механических колебаний среды в пространстве, характеризующихся ее сжатием и растяжением (увеличением и уменьшением давления) с частотой внешнего воздействия, такого, к примеру, как струна музыкального инструмента или колеблющегося поршня.

Громкость звука – это численная характеристика возмущения давления при распространении звука, то есть кратковременное увеличение давления относительного нормального, чем больше прирост давления, тем громче звук. Шум – совокупность всех лишних звуков, испускаемых оборудованием, человеком и т.д, которые мешают и которые следует убрать(в данном случае). Минимальный порог слышимости уха человека 0,00002 Па(для сравнения нормальное атмосферное давление 100000Па), это значение растет с возрастом и зависит от частоты. Человеческое ухо способно слышать звуки частотой от 17 до 20000 Герц, которые воспринимаются человеческим ухом с различной чувствительностью. Чувствительность может изменяться в процессе привыкания уха к шуму.

Например, после продолжительного прослушивания громкой музыки человек не сразу может разговаривать шепотом («нормальным» шепотом в тихой обстановке так как он не сразу будет себя слышать). Максимальное слышимое значение громкости называется болевой порог, при превышении которого происходит повреждение барабанных перепонок.

Зависимости уровней громкости от частоты приведены на рисунке 1. Для удобства, громкость измеряют по относительной, логарифмической шкале, (где нулевое значение соответствует порогу слышимости на частоте 1000 Герц) единицей измерения которой служит децибел (дБ). Выражение для громкости в децибелах выглядит следующим образом:

(Рисунок 1)

где Рпорог – пороговое значение возмущения давления, Р – текущее значение возмущения давления.

Для примера, ниже приведена таблица уровней громкости различных шумов:

Звук Громкость Давление
Порог слышимости 0дБ 20 мкПа
Шелест листвы и слабого ветра
Тиканье наручных часов
Дыхание
10-20дБ 60 - 200 мкПа
Тихий шепот
Тиканье настенных часов
20-30дБ 200 - 600 мкПа
Шум в помещении 30-40дБ 0.6 - 2 мПа
Тихий разговор 40-50дБ 2 - 6 мПа
Разговор средней громкости 50-60дБ 6 - 20 мПа
Громкий разговор 60-70дБ 20 - 60 мПа
Шумная улица 70-80дБ 60 - 200 мПа
Двигатель грузового автомобиля ~80дБ 200 мПа
Шум в метро во время движения
Отбойный молоток
~90дБ 600 мПа
Громкая дискотека 100-120дБ 2 - 20 Па
Самолет на взлете 120дБ 20 Па
Болевой порог 130дБ 60 Па

Если же существуют несколько источников шума, то максимальная громкость не равна сумме громкостей. Рассмотрим несколько примеров:

  • У нас есть 2 источника шума с одинаковой громкостью, в этом случае суммарная громкость увеличивается на 3 дБ.
  • Если разница уровней шума превышает 10 дБ, суммарный уровень шума равен величине большего из двух шумов.(Для 2 источников шума с громкостями 30 и 60 дБ суммарный уровень равен 60 дБ)
  • Если разница уровней шума не более 10 дБ, нужно воспользоваться приведенной ниже таблицей. Вычисляем разность уровней шума установок. (Есть 2 шума громкостью 52 и 48 дБ, суммарная громкость равна 53,5 дБ)

Продолжительное нахождение в помещении с высоким уровнем шума негативно воздействует на психику, как следствие человек сильно устает, становится раздражительным, появляется сонливость, снижается работоспособность, может даже развиться гипертоническая болезнь. Одновременно с этим долгое нахождение в очень тихом или приглушенном помещении влияет на психику также не лучшим образом. Поэтому очень важно сохранять акустически комфортную среду.

Звукопоглощение

При прохождении звука через границу двух материалов часть энергии отражается от контакта, часть передается дальше. Количество отраженной энергии или коэффициент отражения зависит от свойств материалов, а именно от акустических импедансов этих материалов. Акустическим импедансом материала называют произведение его плотности на скорость звука в этом материале.

Коэффициент отражения имеет выражение:

(Рисунок 2)

где Z1 = ρ1С1 и Z2 = ρ2С2 акустические импедансы материалов, ρ – плотность материала, С – скорость звука в указанном материале. Акустически согласованными называются два материала(две среды), акустические импедансы которых приблизительно можно считать равными Z1 ≈ Z2.

Из (2) следует, что для того, чтобы звук полностью проходил во второй материал, эти материалы должны быть акустически согласованными, или иметь равные плотности и скорости распространения(упругие свойства), и наоборот, чтобы максимально заизолировать акустически, материалы должны иметь максимально различные свойства. Наиболее акустически согласованными с воздухом можно считать различные мягкие пористые материалы, например мягкое базальтовое(минеральное) или стеклянное волокно, которые на настоящий момент времени имеют максимальные поглощающие свойства.

Здесь становится важным и высокие поглощающие свойства при прохождении звука внутри материала, которые зависят от упругих, вязких и теплопроводящих свойств вещества. Эти свойства также очень высоки у базальтового и минерального волокна.

Одной из основных характеристик акустических материалов является коэффициент поглощения, который равен

(Рисунок 3)

где Wпрошед, Wпад – энергия прошедшего и падающего звука соответственно. Коэффициент поглощения измеряется от 0 до 1, но в случае если идет речь о так называемом реверберационном коэффициенте звукопоглощения, который получается при расчете изменения времени реверберации в специальной камере при внесении в нее испытываемого образца и крепление его к поверхности, с относом 200мм(по умолчанию). В приложении стандарта DIN EN содержится классификация коэффициента звукопоглощения по следующим классам:

Коэффициент поглощения измеряют на восьми октавных частотах, таких как 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Герц. Результат измерения представляют в виде зависимости от частоты. Не редко вместо этой зависимости пишут коэффициент NRC, который считается как:

(Рисунок 4)

- коэффициенты поглощения, измеренные на соответствующих октавных частотах.

Главным акустическим параметром помещения является время реверберации, которое характеризует время снижения уровня звука на 60 дБ.

В зависимости от назначения, для конкретного помещения существует оптимальное значение времени реверберации, которое в простейшем случае (диффузное поле(равномерно распределенное) в помещении в форме куба и объемом до 2000 м 2) описывается уравнение Уалека Клемета Сэбина.

(Рисунок 5)

где V – объем помещения, А = ≈пола·площадь пола + ≈потолка·площадь потолка + ≈стен·площадь стен + ≈предметов·площадь предметов – эквивалентная звукопоглощающая поверхность.

В более сложных случаях эквивалентные поверхности и коэффициенты поглощения вычисляются методами компьютерного моделирования. Из вышеперечисленного следует, что для получения оптимального времени реверберации узкоспециализированного помещения необходимо устанавливать акустические потолки, стеновые панели и напольное покрытие с заданными коэффициентами звукопоглощения. Так, например, для оперных театров важно максимально усилить звуки музыки, голоса актеров и выступающего (в среднем это частотный диапазон от 500 до 2000 Гц). Для залов с системами электрического усиления (кинотеатры, концертные залы), а также офисы и другие помещения, в которых требуется максимально убрать эффект порхающего эха (ощущение запаздывания звука за счет его переотражения параллельными поверхностями стен и пола-потолка).

Звукоизоляция

Звукоизоляция относится к предмету строительной акустики, области акустики, которая занимается изучением вопросов распространения звука (шума) между помещениями одного здания или между помещениями здания и излучающими шум объектами, не принадлежащих зданию(дороги, отдельно стоящие кафе, рестораны, заводы). Для примера, целью звукоизоляции является снижение уровня шума от буйных соседей сбоку, топота сверху, работы инженерного оборудования. Шумы, распространяющиеся по зданию условно можно разделить на 3 типа: воздушный, ударный и структурный. Причем первые два классифицируются по способу возникновения, а третий по способу передачи.

Источниками воздушного шума служат крики соседей, лай собаки, включенный на полную громкость музыкальный центр и др., т. е. он попадает на препятствие после того, как был излучен в воздух.

Лингвистика
Теоретическая лингвистика
  • Фонология
  • Морфология
  • Синтаксис
  • Фразеология
  • Семантика (+лексическая)
  • Прагматика
  • Когнитивная лингвистика
  • Генеративная лингвистика
Дескриптивная лингвистика
  • Антропологическая лингвистика
  • Эволюционная лингвистика (сравнительно-историческое языкознание, этимология)
  • Фонетика
  • Социолингвистика
Прикладная лингвистика
  • Компьютерная лингвистика
  • Лингвистическая экспертиза
  • Усвоение языка
  • Языковое тестирование
  • Развитие речи
  • Прескриптивизм
  • Антропологическая лингвистика
  • Нейролингвистика
  • Психолингвистика
  • Стилистика
  • Переводоведение
Прочее
  • Письменность
  • Дешифровка
  • Типология
  • История лингвистики
Портал:Лингвистика

Фоне́тика (от греч. φωνή - «звук», φωνηεντικός - «звуковой») - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Предмет фонетики

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего устное общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Четыре аспекта фонетических исследований

1) Анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; и т. д

2) Акустический (физический) - рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) Функциональный аспект (фонологический) - изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

4) Перцептивный - изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

История фонетики как науки

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. Ф. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Эрнста фон Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872).

Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.

Методы фонетических исследований

  • Артикуляционный аспект:
    • самонаблюдение (интроспекция)
    • палатографирование
    • лингвографирование
    • одонтографирование
    • фотографирование
    • киносъёмка
    • рентгеносъёмка.
  • Акустический аспект:
    • осциллографирование
    • спектрографирование
    • интонографирование.

Основные фонетические единицы и средства

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

Сегментные единицы - единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

  • Фонетическая фраза - отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
  • Синтагма (речевой такт) - отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
  • Фонетическое слово (ритмическая структура) - часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
  • Слог - наименьшая единица речевой цепочки.
  • Звук - минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) - единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

  • Ударение - выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
  • Тон - ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
  • Темп - скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
  • Длительность - время звучания сегмента речи.

Разделы фонетики

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

  • Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц - фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
  • Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории.
  • Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка - его отделения от праязыка).
  • Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Артикуляционная фонетика

Место артикуляции звуков

Артикуляционная фонетика рассматривает анатомо-физиологическую базу артикуляции (речевой аппарат) и механизмы речепроизводства.

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.

Она призвана отвечать на вопросы, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания данной фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные

Классификация звуков речи

Работа органов речи, направленная на производство звуков речи, называется артикуляцией, которая складывается из 3 частей: приступа, или экскурсии, когда органы готовятся к произношению звука, средней части, или выдержки, когда органы устанавливаются в рабочее положение, и отступа, или рекурсии, когда органы возвращаются в нерабочее положение. Звуки с мгновенной выдержкой - мгновенные звуки (например, [p], [b], [t], [d], , [ʨ], [k], [g]), их протягивать или вовсе нельзя (таковы [p], [b], [t], [d], [k], [g]), или же при протягивании они дают другое слуховое впечатление: → [s], [ʨ] → [ɕ]. Звуки с более или менее продолжительной выдержкой - длительные звуки. Хотя их длительность может и не всегда проявляться, но их при желании можно протягивать (таковы гласные, а также звуки [m], [n], [l], [r], [f], [v], [s], [z], [ʂ], [ʐ], [j], [h]; в русском всегда длительно [ɕ]). Впрочем, благодаря тому, что вместо выдержки можно сделать задержку размыкания, получаются и долгие [p], [b], [t], [d], , [ʨ], [k], [g], где долгота не от протягивания, а от времени, занимаемого задержкой размыкания (например, в таких случаях, как обб ить, отт ого, подд ал, палацц о, так к ак и т. п.).

Все звуки речи делятся на гласные и согласные - это деление исходит из акустических и артикуляционных признаков. Впрочем, мнения о возможности разделения гласных и согласных придерживаются далеко не все лингвисты. Так, Фердинанд де Соссюр и Морис Граммон распределяют все звуки речи в 7 (или 9) «растворов», где граница гласных и согласных стирается (хотя у Соссюра имеются соответствующие оговорки); Лев Щерба и его ученики не находят резкой границы гласных и согласных, противопоставляя лишь гласные и шумные согласные (по отсутствию и наличию преграды на пути струи воздуха, по характеру напряженности органов речи и по силе воздушной струи). Природу сонорных согласных эта теория освещает недостаточно ясно.

Акустические признаки

Акустически звуки речи разделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), или участвуют минимально (например, в [r] разного типа); в шумных (а это только согласные) тембр определяется характером данного шума. Самый звучащий звук: [a], самый шумный: [p][источник не указан 1750 дней ].

В пределах шумных выделяют:

  • Звонкие шумные длительные (пр.: [v], [z], [ʐ])
  • Звонкие шумные мгновенные (пр.: [b], [d], [g])
  • Глухие шумные длительные (пр.: [f], [s], [ʂ], [h])
  • Глухие шумные мгновенные (пр.: [p], [t], [k])

Артикуляционные признаки

По артикуляционным признакам звуки делятся на ртосмыкатели (согласные) и ртораскрыватели (гласные). Так называемые полугласные звуки ([j] и [w]), находящиеся между гласными и согласными, на поверку всегда оказываются либо теми, либо другими; граница гласных и согласных как раз и проходит между артикуляциями гласных [i], [u] и соответствующих согласных [j] и [w].

Сила выдоха (экспирации) неодинакова у разного рода звуков: она сильнее всего у глухих согласных (почему они и называются fortes - сильные), слабее у звонких согласных (lenes - слабые), ещё слабее у сонорных и, наконец, самая слабая у гласных. В «слабости» гласных и большинства сонорных согласных легко убедиться, если произносить их без голоса.

Согласные

Проход во рту, по которому идет струя воздуха из легких, может быть:

  1. свободным , когда нет никакого препятствия и воздух проходит без трения о стенки; звуки свободного прохода - это гласные;
  2. суженным , когда те или иные органы во рту, сближаясь, образуют щель, в которой струя воздуха производит трение о стенки прохода; звуки суженного прохода - это фрикативные согласные (иначе спиранты, щелевые, щелиные, проточные, придувные): к фрикативным согласным относятся [f], [v], [s], [z], [ʂ], [ʐ], [j], [h], а также и гортанные придыхательные [h];
  3. сомкнутым , когда на пути струи воздуха соприкасающиеся органы воздвигают полную преграду - смычку, которую либо надо прямо преодолеть, либо струе воздуха следует искать обхода смычки; это смычные согласные, подразделяющиеся на ряд подвидов в зависимости от того, как преодолевается смычка.

Смычные подразделяются на:

  • взрывные , когда смычка взрывается под напором струи воздуха и струя воздуха проходит прямо из ротовой полости наружу; это [p], [b], [t], [d], [k], [g], а также и гортанный взрыв [ʔ];
  • аффрикаты (смычно-фрикативные), когда смычка сама раскрывается для прохода струи воздуха в щель и воздух проходит через эту щель с трением, но в отличие от фрикативных не длительно, а мгновенно; это [пф], , [дз], [ʨ], [дж];
  • носовые (или назальные), когда смычка остается ненарушенной, а воздух проходит обходом через нос (для чего надо опустить мягкое небо и продвинуть маленький язычок вперед, не разжимая смычки во рту, которая препятствует выходу воздуха через рот; различие носовых друг от друга объясняется различием ротового резонанса в зависимости от того, где образована смычка); это [m], [n] и другие н (gn французское, ng немецкое и английское);
  • боковые (или латеральные), когда смычка остается ненарушенной, но бок языка опущен вниз, и между ним и щекой образуется боковой обход, по которому и выходит воздух; такой способ возможен только при смыкании кончика языка с зубами или альвеолами, а также средней части языка с твердым небом; это разного типа [l];
  • дрожащие (или вибранты), когда смычка последовательно и периодически размыкается до свободного прохода и опять смыкается, то есть органы речи производят дрожание, или вибрацию, вследствие чего струя воздуха выходит наружу прерывисто только в моменты размыкания; это разного рода р; картавое язычковое, когда дрожит маленький язычок, соприкасаясь с задней частью большого языка; язычное, когда дрожит кончик языка, соприкасаясь с твердым небом (таково русское [r]), и, наконец, губное, когда дрожат губы (например, в слове тпру! ).

Шумные

Согласные, характерным признаком которых является шум от сближения органов произношения, который или составляет всё содержание звука (глухие шумные согласные), или преобладает над голосом (звонкие шумные согласные). Голос при произношении шумных согласных или отсутствует, или играет второстепенную роль. В русском языке к шумным согласным принадлежат: а) глухие шумные согласные [k], [h], [p], [f], [t], [s], [ʂ], [ʨ], и б) звонкие шумные согласные [g], [j], [b], [v], [d], [z], [ʐ]. Однако согласные [v] и [j] занимают промежуточное положение между звонкими шумными согласными и сонорными.

Сонорные

Основная статья: Сонорные согласные

В русском языке к сонорным согласным относятся [r], [l], [m], [n], [j] (, , , ). Например, в словосочетании «лимонный рай» все согласные сонорные.

Место образования

Основная статья: Место образования

Гласные

Гласные звуки и их классификация

Гласные звуки отличаются от согласных наличием голоса - музыкального тона и отсутствием шума.

Существующая классификация гласных учитывает следующие условия образования гласных: 1) степень подъема языка, 2) место подъема языка и 3) участие или неучастие губ. Самым существенным из этих условий является положение языка, изменяющее форму и объём полости рта, от состояния которых и зависит качество гласного.

По степени вертикального подъема языка различаются гласные трех степеней подъема: гласные верхнего подъема [i], [ɨ], [u]; гласные среднего подъема э [e], [o]; гласный нижнего подъема [a].

Движение языка по горизонтали приводит к образованию гласных трех рядов: гласные переднего ряда [i], э [e]; гласные среднего ряда [ɨ], [a] и гласные заднего ряда [u], [o].

Участие или неучастие губ в образовании гласных является основой для деления гласных на лабиализованные (огубленные) [o], [u] и нелабиализованные (неогубленные) [a], э [e], [i], [ɨ].

Фонетика русского языка

Основная статья: Русская фонетика

В звуковом строю русского языка насчитывают 43 фонемы: 6 гласных фонем - [a] [ɛ] [i] [ɨ] [o] [u]; 37 согласных - [b], , [v], , [g], , [d], , [ʐ]1, [z], , [j], [k], , [l], , [m], , [n], , [p], , [r], , [s], , [t], , [f], , [h], , , , [ʃ], [ɕ], [ʐʲ:]².

1 фонемы [ʐ][ʃ] - всегда твёрдые; фонема - всегда мягкая
² некоторые авторы не признают самостоятельности фонем [ɕ] и парного ей [ʐʲ:] (встречается в словах «вожж и», «езж у»), считая их вариантами [ʃ] и [ʐ] (мнение московской фонологической школы)

Каждая фонема в речи представлена своими вариантами (аллофонами). Фонема - это некое абстрактное явление, объединяющее в себе свои аллофоны, она никогда не встречается в речи в чистом виде. Фонема имеет основной вариант - звук, находящийся в сильной позиции: для гласных - это позиция под ударением, для согласных - позиция перед гласным или сонорным.

Почему фонемы не встречаются в речи в чистом виде? Когда мы говорим, мы не отделяем звуки друг от друга, но произносим их слитно (причём иногда звуки накладываются друг на друга или вообще выпадают, ср. говорить - . В потоке речи звуки видоизменяются под влиянием соседних фонем. Ср. c-[z] сделать - : глухие фонемы перед звонкими озвончаются, звонкие перед глухими - оглушаются. Кроме того, на конце слов могут встречаться только глухие согласные(конец слова считается слабой позицией), ср. клад - , но клады - .

Наиболее изменчивой фонемой считается О. Как таковая она встречается только в сильной позиции (под ударением). Во всех остальных случаях она редуцируется (согласно другой точке зрения: происходит чередование фонем /о/ и /а/).

Редукция - видоизменение звука, потеря ими артикуляторной четкости. Редукция бывает количественная и качественная . Фонема О подвергается как количественной, так и качественной редукции, ср. сторожил - , где ə-редуцированный звук, практически не распознаваемый как О.

Чередования

Как было упомянуто выше, в процессе речи звуки чередуются, сменяют друг друга[источник не указан 2830 дней ]. Порой эти чередования принимают вид довольно причудливых сочетаний, ср. жёлтый - желтеть - [ʐoltɨj] - [ʐɨltʲetʲ]. О чередуется с Ы. Чередование О//Ы называется минимальным фонемным рядом. Существует несколько различных фонемных рядов, вот наиболее распространённые из них:

  • О//А : говор - говорить
  • Е//И : держит - держать
  • А//И : час - часы
  • А//Ы : жаль - жалеть и т. д.

Различают два вида чередований: фонетические и исторические . Фонетические в свою очередь делятся на комбинаторные и позиционные . Комбинаторные обусловлены соседством звука с другими, а позиционные - позицией звука в слове, морфеме.

Исторические чередования мы не можем объяснить с фонетической точки зрения. Они, как правило, являются вариантом слова (или морфемы), который широко использовался в прошлом, например бегу - бежать , где бег чередуется с беж (раньше было два различных глагола); рука - ручной и т. д.

ЗВУК это:

ЗВУК ЗВУК ЗВУК , звука, муж. 1. Быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.). || всё порождаемое движением, колебанием чего-нибудь и воспринимаемое слухом, всё, вызывающее слуховые ощущения. Звуки голоса. Звук песни. Звук рояля. Звук поцелуя. Звук шагов. Монотонные звуки дождевых капель. «Мне тягостны веселья звуки.» Лермонтов . Звуки кашля. 2. Тон определенной высоты, в отличие от шума (муз.). Музыкальный звук. Гамма состоит из 8 простых звуков. 3. Членораздельный элемент произносимой речи (линг.). История звуков русского языка. Чередование звуков. Изменение звука "о" в "а". ❖ Звук пустой - о чем-нибудь, лишенном всякого содержания, значения. В капиталистической Европе свобода, равенство и братство стали пустыми звуками. Ни звука - о полном молчании. Зову его, а он ни звука.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Что такое звук речи? какие звуки русского языка вы можете назвать? для чего служат звуки в языке?

Светлана

Звуки это то, что мы произносим и слышим (короче буквы), они бывают гласные (их 6-а, о, у, ы, и, э) делятся на ударные и безударные. Согласные твёрд., мягкие, звонкие и глухиеделятся на-парные и непарные. Звуки выполняют важную смыслоразличительную роль, они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и помогают отличать слова друг от друга.

Елена

Звук речевой, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы) .
Наука о звуках речи называется фонетикой. В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения:
1) акустической, поскольку звук является акустическим явлением;
2) физиологической, так как звуки являются продуктом деятельности центральной нервной системы и образуются органами речи;
3)лингвистической (социальной) , так как при помощи речевых звуков осуществляется общение; звуки определяют различия смысла слов в каждом отдельном языке.
В целом звуки речи подразделяются на шумы и тоны. Тоны в речи возникают в результате колебания голосовых складок; шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящей из лёгких струи воздуха. Тонами являются обычно гласные; почти все же глухие согласные относятся к шумам. Звонкие согласные образуются путём слияния шумов и тонов. Шумы и тоны исследуются по их высоте, тембру, силе и многим другим характеристикам.
Соответственно звуки бывают: гласными (а, о у ы Э) , звонкими (б в г д...) или глухими (т п...) согласными, щипящими согласными (ш ж щ...) . Согласные бывают мягкими и твердыми (ляля - звук Л мягкий, его смягчает ЙА) , стол, звук С, Т, Л - твердые, их ничего не смягчает.

Татьяна

Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию) . Речь -это поток звуков. Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
http://www.gumfak.ru/russ_html/rus_konspekt/kon1.shtml

Пу №98

Звук - это волнообразное давление воздуха. Если бы не было воздуха, мы бы не слышали никакого звука. В космосе нет звука.
Мы слышим звук потому, наши уши чувствительны к изменению давления воздуха - звуковым волнам. Наиболее простой звуковой волной является короткий звуковой сигнал - вот такой: Когда вы хлопаете в ладоши, воздух между ладонями выталкивается и создается звуковая волна. Повышенное давление заставляет молекулы воздуха распространяться во все стороны со скоростью звука, который равен 340 м/с. Когда волна достигает уха, она заставляет вибрировать барабанную перепонку, с которой сигнал передается в мозг и вы слышите хлопок.
Хлопок - это короткое одиночное колебание, которое быстро затухает. График звуковых колебаний типичного хлопка выглядит так:
Другой типичный пример простой звуковой волны - периодическое колебание. К примеру, когда звонит колокол, воздух сотрясается от периодических колебаний стенок колокола.
Если стенки колеблются медленно, вы слышите "низкий" звук:
Если стенки колеблются быстро, вы слышите "высокий" звук.

Что такое Фонетика,

Что такое Фонетика, Морфемика, Лексика, Морфология, Синтаксиз, Орфографию, Пунктуация,Орфоэпия?
Напишите по по 2 предложения к каждому

Ирина робертовна махракова

Всё это – разделы науки о языке. Нет никакой необходимости писать по два предложения, так как определение каждого из разделов вполне укладывается в одно предложение. Я напишу эти определения, хотя мне и непонятно, почему Вы не знаете их – они изучаются в школе. Если забыли, то почему не возьмёте учебники русского языка и не найдёте в них все эти определения? Наконец, почему, сидя у компьютера, имея выход в Интернет, не можете сделать простейшее: найти определения разделов лингвистики самостоятельно?

Фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Морфемика – это раздел языкознания, в котором изучаются морфемы, то есть значимые части слова.
Словообразование – это раздел лингвистики, в котором изучаются способы образования слов.
Лексика (правильнее лексикология) – это раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка.
Фразеология – это раздел науки о языке, в котором изучаются фразеологические обороты, то есть устойчивые сочетания слов.
Морфология – это раздел науки о языке, в котором изучаются части речи.
Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения.
Пунктуация – это раздел языковедения, в котором изучаются система знаков препинания и правила их расстановки.
Орфография – это раздел науки о языкознания, в котором изучаются правила написания слов.
Орфоэпия – это раздел науки о языке, в котором изучается произношение слов.

Наука о языке, языкознание, языковедение, лингвистика – это одно и то же, полные синонимы.

Любаша

1)ФОНЕТИКА (гр. phonetike)-1)раздел языкознания, изучающий акустические и физиологические (артикуляционные) особенности звуков речи; 2)акустические и физиологические (артикуляционные) свойства звуков данного языка. 2)ЛЕКСИКА (