Болезни Военный билет Призыв

Что мы делаем чтобы сохранить воздух. Как защитить воздух от загрязнения? Рекомендации экологов. Продукты и стол

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она.

В процессе работы над проектом мы узнали, что воздух атмосферы – смесь различных газов, в которой находятся твердые и жидкие частицы. Каждый газ в атмосфере выполняет свои функции:

 Без кислорода невозможно дыхание, горение, окислительные процессы.

 Азот входит в состав соединений, которые обеспечивают минеральное питание растений.

 Углекислый газ – «утеплитель» Земли, он пропускает солнечную энергию, но задерживает тепловое излучение Земли.

 Озон – поглощает ультрафиолетовые лучи Солнца, которые в больших дозах губительно действуют на живые организмы.

В ходе наблюдений мы выяснили:

 В лесу дышится значительно легче, а значит воздух гораздо чище, чем в городе.

 При въезде в город небо над ним немного темнее, приобретает серый цвет.

 Возник вопрос: что является причиной загрязнения и какие меры необходимо применять по охране чистоты воздуха?

Большое влияние на состав воздуха оказывает человек, его хозяйственная деятельность, что приводит к отрицательным последствиям. Увеличение оксида серы в воздухе приводит к кислотным дождям. От автотранспорта и ряда предприятий в воздух попадают тяжелые металлы. Утончается озоновый слой. Углекислый газ, образующийся в результате сжигания органического топлива, усиливает «тепличный эффект», что может привести к повышению средней температуры воздуха и поверхности Земли и создать большие проблемы. В настоящее время принимаются меры по внедрению безотходных производств, строительству очистных сооружений, регулированию выхлопов автотранспорта, созданию заповедников и национальных парков, озеленению населенных пунктов. Смогут ли дети помочь охране окружающей среды? Конечно. Посадить деревья в своем дворе. Разбить цветочную клумбу. Не ломать деревья и не уничтожать просто так растения. Не сорить в общественных местах. Не сжигать мусор, а утилизировать его должным образом. Соблюдать правила поведения во время отдыха на природе: соблюдать правила обращения с огнем (основной причиной лесных пожаров), не бросать мусор (осколок стекла может стать причиной возникновения пожара в засушливое время года), не шуметь. Это по силам каждому, даже детям! Помните: одно дерево собирает 30 кг пыли, уменьшает шум в 5 раз, поглощает углекислоту и другие вредные соединения из воздуха. Без пищи человек может прожить до 5 недель, без воды – до 5 дней, без воздуха – не более 5 минут. Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас - кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. … Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

БОУ" Цивильская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ №1" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Старший воспитатель Директор

М.Ю.Александрова __________Г.Е.Слепов

Приказ №____ от______

Конспект открытого воспитательского занятия в рамках года экологии

Цивильск 2017 г.

Цель: Формирование представления о воздухе, экологическое поведение, экологическую грамотности, бережное отношения к природе.

Обучающие:

    формировать знания об основных свойствах воздуха в процессе опытов;

    формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

    формировать знания о важности воздуха для всего живого на Земле;

Развивающие:

создать условия

    для личностного развития ученика,

    активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

    развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

    создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде;

    создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в паре, группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Тип урока: урок-исследование.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (воздухом) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воздуха в жизни человека, какими свойствами обладает «воздух»?) и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.

Межпредметные связи – окружающий мир, биология, география, ИЗО, русский язык

Учащиеся научатся:

    определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха,
    устанавливать значение воздуха для всего живого;

    анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воздух, называя ее существенные признаки;

    исследовать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, слайд шоу « кляксография», «уборка» оборудование для проведения опытов учениками:

1) сосуды с водой для исследования

3) коктельные трубочки для опыта « Воздух в одушевленном предмете»

4) губка для опыта «Воздух в неодушевленном предмете»

Ход занятия

I. Организационный этап. Мотивация

Педагог: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии. Оно у нас сегодня необычное. На нем присутствуют гости. Поздоровайтесь и усаживайтесь удобнее, покажем гостям, как мы умеем общаться, думать, рассуждать. Предлагаю, используя прилагательные, назвать те качества, которые необходимо нам для плодотворной работы.

Напомните, что такое прилагательное?.

Ответы учащихся: Часть речи, которая обозначает признак предмета.

Педагог : На какие вопросы отвечают прилагательные?.

Ответы учащихся: какой?, какая?, какие?, какое?

Ответы учащихся . (серьезные, внимательные, сосредоточенные )

Педагог: Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

Тему нашего занятия вы узнаете, выполнив задание

Индивидуальная работа : (на каждой парке лежит лист А4, на котором воском написана по 1 букве слова «Земля», «Воздух» педагог предлагает собрать из букв слово.

Инструкция к заданию :

У вас на столе лежит лист бумаги, стакан с окрашенной водой, кисточки. Возьмите кисточки и раскрасьте бумагу.
Прикрепите буквы на доску. (учащиеся вывешивают свои буквы и «собирают» слова.

Учащиеся читают ……

Педагог. Какие слова получатся, если поставить буквы в правильном порядке? Молодцы, правильно. Прочитайте получившие слова про себя, затем вслух.

О чем будем говорить на занятии?

Предлагаю вам сегодня поговорить том, что касается всех нас, не зависимо от возраста или национальности. Поговорим о планете Земля и ее богатствах. Также мы проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, вспомним, что нужно делать, чтобы сберечь жизнь всего, что нас окружает.

А к концу занятия мы все вместе « Украсим землю цветами» изготовленные вами раннее.

Звучит тихая спокойная музыка

Педагог: Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в мои слова:

«Мы закрываем глаза, и ничего не видим. Ничего раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это планета Земля. Жизнь начинается.

(Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.) .

Слайд 1(фото Планеты земля)

Педагог: Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворен­ные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чу­десах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Все­ленной. Это чудо есть сама наша планета вместе со своими составляющими. Богата наша Земля разными сокровищами

(демонстрация пластиковых бутылок 1-ая с землей, 2-ая с водой, 3-ая пустая)

Педагог: демонстрирует бутылки, дети перечисляют природные богатства. Что за сокровище внутри 3- ей бутылки?

Ответы учащихся: ……., воздух.

Педагог: Мы будем говорить о том, что никому не принадлежит и то же время он - достояние каждого. Ничто другое не является столь важным для жизни на Земле и в то же время так редко замечается, как окружающий нас атмосферный воздух.

Воздух - это жизнь растений,

Воздух - это жизнь животных,

Воздух - это жизнь человека,

Воздух - это бесконечность,

Воздух - это бесцветный океан,

Воздух - это газообразное вещество,

Воздух - это природное богатство,

Воздух - это то, что есть везде,

Воздух - это то, что есть во всем,

Воздух- это сама жизнь.

Педагог: Ребята как вы думаете, воздух существовать без человека?

Ответы детей : может.

Педагог : А человек без воздуха?

Ответы учащихся : нет.

Педагог : Давайте, сначала вдохнем глубоко- глубоко, а затем задержим, выдох. Что вы почувствовали?

Ответы учащихся: ….

Педагог : Без пищи человек может продержаться несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха всего несколько минут.

Игра «Живая или неживая природа»

Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте.

1. Стоит Антошка на одной ножке,
Его ищут, а он не откликается. (Гриб)
2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
3. Рассыпался горох
На семьдесят дорог.
Никто не подбирает:
Ни царь, ни девица,
Ни красная девица. (Град)
4. Много рук, а нога одна. (Дерево)
5. Личный кран имеет он,
Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)
6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

Педагог : Напомните, пожалуйста, а какой он воздух?

Ответы учащихся : Чистый воздух не имеет запаха, не имеет цвета…

педагог вывешивает знаки свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз).

Педагог : Не много ранее вы утверждали, воздух содержится везде, т.е в одушевленных предметах и не одушевленных предметах. Предлагаю вам это доказать. Делать это мы будем в необычном месте, в лаборатории. А кто из вас скажет, что такое лаборатория?

Ответы учащихся: это место, где работают ученые.

Педагог: какое-то время мы с вами сами станем учеными, а наш кабинет превратится в лабораторию. В лаборатории, ребята, надо соблюдать определенные правила:

Слайд «Техника безопасности»

    соблюдать тишину,

    не перебивать друг друга.

    не мешать друг другу,

    работать тихо, аккуратно, внимательно,

    брать предметы только с разрешения старшего научного сотрудника,

    без разрешения трогать оборудование и приборы,

    запрещается засовывать что-либо в нос, рот и уши,

    содержимое сосудов не пробовать на вкус.

Педагог: Понятно? Хорошо! Теперь ребята наденьте шапочки и бейджики. В лаборатории нужно быть одетым соответствующим образом.

Педагог : Предлагаю исследоватьвоздух. Готовы? Тогда начнем!

Работа в группах

Опыт №1 «Воздух в неодушевленном предмете» проводят учащиеся 1 гр.

Педагог: Перед вами ком земли и емкость с водой. С их помощью прошу вас доказать, что воздух содержится в не одушевленных предметах. Подсказкой для вас послужит следующие слайд шоу, посмотрите на экран.

(Просмотр слайд шоу учащиеся на уроке сельхоз труд сеют семена растений).

Педагог : Закончили? Прокомментируйте, пожалуйста, свою работу. Сделайте вывод.

Ответы учащихся:

    Мы опустили ком земли, в воду;

    Немного подождали;

    Через некоторое время в воде появляются пузырьки.

    Это воздух выходит из предметов

    Вывод: В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Значит, воздух находится во всех предметах, которые нас окружают. Он вокруг нас.

Педагог: Именно по этому существует жизнь под землей.

Педагог: А есть ли он в одушевленном предмете. Докажите это нам на примере человека. В своей работе вы можете использовать емкость с водой и коктейльные трубочки.

У вас есть подсказка. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Совсем недавно мы с вами рисовали в техники «кляксография», вспомните, о чем говорили на этом занятии. Слайд шоу (занятие «кляксография»)

Работа в группах

Опыт№2 «Воздух в одушевленном предмете » проводят учащиеся 2 группы

Педагог: Ребятам 2 группы предлагаем доказать, что воздух есть и в одущевленных предметах, на примере человекас помощью коктельной трубочки и емкости с водой. Для вас также подготовлена подсказка. Посмотрите на экран. Ребята, прокомментируйте свою работу и сделайте вывод.

Ответы учащихся:

    Мы опустили трубочку в стакан с водой;

    Сделали вдох;

    И выдохнули в трубочку;

    На поверхности воды мы увидели пузырьки.

    Вывод : Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Значит, в человеке есть воздух.

Педагог : Поэтому же принципу работают музыкальные инструменты. Губная гармошка, дудочка, труба, флейта; саксофон, аккордеон. (демонстрация муз. инструментов) Возьмите в руки любой инструмент и подуйте в него.

Поместим нашу карточку к остальным. На доску вывешивается («изображение человека») . Продолжим исследовать воздух дальше.

А задумывались когда-нибудь, чистым ли воздухом Вы дышите? Этот простой опыт даст Вам представление о том, что воздух может быть загрязнен.

Опыт№3 «Воздух может загрязняться и исчезать» проводит педагог.

Педагог: Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т.е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.
Предлагаю включить в процесс исследования орган обоняния. Что это за орган?

Ответы детей: – нос.

Педагог: Понюхаем, что осталось в банке.

Ответы детей: Вывод: Остался воздух, которым неприятно вдыхать.

Педагог: Воздух загрязнился и исчез. Педагог вывешивает (картинка - зачеркнутый грязный воздух). Как вы думает, чем и как загрязняет человек воздух.

Ответы детей: Такие предприятия как, заводы, фабрики, электростанций загрязняют воздух – его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Так загрязняется наша земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет наша природа.

Педагог : Молодцы, люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека.

Педагог приглашает всех учащихся собраться в круг.

Рефлексия «Тонкая голубая нить»

Каждый учащийся берет в руки клубок голубой нитки, называется правило сохранения воздуха чистым, при этом постепенно разматывается клубок с нитью, а предыдущий продолжает ее держать. В результате образуется «паутина», символизирующая наши поступки, т.у.

Ответы детей:

1) Проветривать помещение,

2) Мыть пол,

3) Протирать влажной тряпкой пыль,

4) Сажать деревья,

5) Строить очистные сооружения,

6) Сажать комнатные растения,

7) В городах в летнее время специальные машины моют, поливают асфальт,

8) Создать автомобильные двигатели, работающие на электрической и даже солнечной энергии,

9) Не курить,

10) Создавать организаций по охране окружающей среды,

11) Сажать цветы.

Педагог: Все эти правила,как невидимые связи, которые поддерживают жизнь на планете. Педагог опускает глобус на «паутину» из синих нитей. Посмотрите, только если мы будем все вместе, только если каждый из нас будет соблюдать все эти правила, только тогда мы сможем сохранить нашу планету.

Учащиеся рассаживаются по своим местам

Состояние планеты Земля, и ее богатств зависит от нашего с вами отношения. Предлагаю вам очистку и сохранность чистого воздуха начать уже сейчас. Сегодня мы сделаем это на нашей маленькой планете, но, как только потеплеет, мы выйдем на школьный двор и посадим цветы во дворе школы, которые вы уже посеяли на уроке сельхоз труд.

Рефлексия.

Скажите, ребята, вам понравился урок?

Что вы узнали для себя нового?

О чем мы говорили на занятии? (о планете Земля, о воздухе, где он содержится).

Для чего нам чистый воздух?(Для того, чтобы жили животные, люди)

Педагог: Приглашаю всех желающих украсить нашу планету цветами, изготовленные нами ранее.

Под песню «Давайте сохраним» учащиеся прикрепляют цветы (Цветок лотоса является символом чистоты, целомудрия, раскрытия самого себя) к глобусу. Посмотрите, какая красивая у нас получилась планета!

Педагог: Спасибо вам, ребята, за совместную работу. Молодцы.

Известно ли вам, что воздух практически любого городского помещения содержит книжную и бетонную пыль, выхлопные газы, бактерии и вирусы, частички кожи и волос, выхлопных газов и пылевых клещей? Все это пагубно влияет на ваше здоровье.


Как это ни удивительно, но воздух в помещениях гораздо более загрязнен, чем на улице! Не случайно 90% случаев заражения респираторными заболеваниями происходят именно в помещении.


Рассмотрим ситуацию в квартире. Грязь и пыль проникают в комнату и впитываются стенами, шторами, обоями, предметами мягкой мебели. Пористая структура дерева, стекловолокна, материалов, из которых выполнены потолок, стены и пол помещений, являются прекрасным местом для скопления вредных веществ.


Наши спальни представляют собой идеальное условие для проживания пылевых клещей, питающихся частичками кожи, – сильнейшего аллергена.


Моющие средства оставляют в воздухе ядовитые испарения, в тысячи раз превышающие их концентрацию в открытом воздухе. Плесень и грибки присутствуют в воздухе любого помещения, так как находятся повсюду: во влажных местах на потолке, ковровых покрытиях, стенах, системах охлаждения и подогрева и так далее.

Как же избавить воздух, которым мы дышим, от всех этих вредных загрязнений?

Предлагаем вам действенные советы, которые помогут добиться максимальной чистоты воздуха в любом помещении.


1. Постарайтесь исключить источники загрязнения воздуха и следить за чистотой помещения

Чтобы воздух оставался чистым, не допускайте появления скоплений пыли (в том числе и в труднодоступных местах). Исследования показали, что в 12 граммах пыли содержится около 42 тысяч пылевых клещей. Их отходы разлетаются в воздухе и приводят к раздражению слизистых глаз, носа, вызывают различные инфекции и приступы астмы.


Также постарайтесь избавиться от всяческих «пылесборников»: мягких игрушек, мохнатых ковров, подушек. Если в вашей квартире все же есть такие вещи, то следует регулярно выбивать их от пыли.


2. Организуйте хорошую вентиляцию помещения


Обязательно проветривайте комнаты каждый день. Особенно важен чистый воздух для хорошего сна – лучше укрыться более теплым одеялом, но уснуть с открытой форточкой.


Даже самая лучшая вентиляционная система способна обновить лишь треть объема воздуха.


3. Используйте очиститель и увлажнитель воздуха


Для того чтобы добиться по-настоящему чистого воздуха в квартире или офисе, не обойтись без его непосредственного очищения и увлажнения.


Недостаточно увлажненный воздух пагубно влияет на кожу, мебель, комнатные растения и слизистые оболочки человека, делая их более чувствительными к инфекциям.


Очиститель пропускает воздух через несколько фильтров. Особое значение имеет наличие фильтра НЕРА – он позволяет справляться с мелкодисперсной пылью, витающей в воздухе и проникающей в дыхательные пути.


Воздухоочиститель призван «прибить» все вредные вещества и загрязнения воздуха к полу и не позволить им попасть в нос и бронхи.

Как сохранить воздух чистым?

Помните, что чистый воздух в помещении – залог здоровья и хорошего самочувствия вашей семьи. А отличным решением для поддержания экологически чистой обстановки в доме является .


Данная система очистки, оснащенная НЕРА-фильтром, позволит вам проводить максимально эффективную уборку помещений и осуществлять очистку и увлажнение воздуха каждый день!


Rainbow – единственный пылесос в мире, являющийся воздухоочистителем. Это подтверждается сертификатом AHAM – международной организацией оценивающей и лицензирующей промышленные очистители воздуха.

Он очищает и увлажняет воздух как в течение уборки, так и в режиме на малых оборотах – достаточно просто включить функцию увлажнения и очищения и оставить пылесос в комнате.


Чистый воздух с «Rainbow» – это легко и эффективно.


Дышите чистым воздухом – и будьте здоровы!

Вывоз, переработка и утилизация отходов с 1 по 5 класс опасности

Работаем со всеми регионами России. Действующая лицензия. Полный комплект закрывающих документов. Индивидуальный подход к клиенту и гибкая ценовая политика.

С помощью данной формы вы можете оставить заявку на оказание услуг, запросить коммерческое предложение или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Отправить

Если рассматривать экологические проблемы, то одной из самых актуальных является загрязнение воздуха. Экологи бьют тревогу и призывают человечество пересмотреть своё отношение к жизни и потреблению природных ресурсов, ведь только защита от загрязнения воздушной среды позволит улучшить ситуацию и предотвратить серьёзные последствия. Выясните, как решить столь острый вопрос, повлиять на экологическую обстановку и сохранить атмосферу.

Природные источники засорения

Что такое загрязнение воздуха? В данное понятие входит внесение и попадание в атмосферу и все ее слои нехарактерных элементов физического, биологического или химического характера, а также изменение их концентраций.

Что загрязняет наш воздух? Загрязнение воздушной среды обусловлено множеством причин, и все источники условно можно разделить на естественные или природные, а также искусственные, то есть антропогенные.

Начать стоит с первой группы, к которой относятся загрязнители, порождённые самой природой:

  1. Первый источник – это вулканы. Извергаясь, они выбрасывают огромные количества мельчайших частичек различных пород, пепла, ядовитых газов, оксидов серы и других не менее вредных веществ. И хотя извержения происходят достаточно редко, согласно статистике, в результате вулканической активности уровень загрязнения воздуха значительно возрастает, ведь ежегодно в атмосферу выбрасывается до 40 миллионов тонн опасных соединений.
  2. Если рассматривать естественные причины загрязнения воздуха, то стоит отметить такую как торфяные или лесные пожары. Наиболее часто возгорания происходят из-за непреднамеренных поджогов человеком, который халатно относится к правилам безопасности и поведения в лесу. Даже маленькая искра от не полностью потушенного костра может спровоцировать распространение огня. Реже пожары обусловливаются очень высокой солнечной активностью, из-за чего пик опасности приходится на знойное летнее время.
  3. Рассматривая основные виды природных загрязнителей, нельзя не упомянуть пыльные бури, которые возникают из-за сильных порывов ветра и смешения воздушных потоков. Во время урагана или другого природного явления поднимаются тонны пыли, которые провоцируют загрязнение воздуха.

Искусственные источники

К загрязнению воздуха в России и других развитых странах часто приводит влияние антропогенных факторов, обусловленных деятельностью, которую осуществляют люди.

Перечислим основные искусственные источники, вызывающие загрязнение воздушного бассейна:

  • Стремительное развитие промышленности. Начать стоит с химического загрязнения воздуха, вызванного деятельностью химических заводов. Токсичные вещества, выбрасываемые в воздушную среду, отравляют ее. Также загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами вызывают металлургические заводы: переработка металлов является сложным процессом, предполагающим огромные выбросы в результате нагрева и горения. Кроме того, загрязняют воздух и мелкие твёрдые частички, образующиеся при изготовлении строительных или отделочных материалов.
  • Особенно актуальна проблема загрязнения воздуха автотранспортом. Хотя другие виды также провоцируют выбросы в атмосферу, но именно машины оказывают на неё наиболее значительное негативное воздействие, так как их гораздо больше, нежели любых других транспортных средств. В выхлопах, выделяемых автомобильным транспортом и возникающих во время работы двигателя, содержится масса веществ, в том числе опасных. Печально, что с каждым годом количество выбросов увеличивается. Все большее количество людей обзаводится «железным конем», что, конечно же, пагубным образом сказывается на окружающей среде.
  • Эксплуатация тепловых и атомных электростанций, котельных установок. Жизнедеятельность человечества на данном этапе невозможна без использования подобных установок. Они снабжают нас жизненно важными ресурсами: теплом, электричеством, горячим водоснабжением. Но при сжигании любых видов топлива происходит изменение атмосферы.
  • Бытовые отходы. С каждым годом покупательская способность людей растет, как следствие, увеличиваются и объемы вырабатываемых отходов. Их утилизации не уделяется должного внимания, а ведь некоторые виды мусора крайне опасны, имеют длительный период разложения и выделяют пары, отличающиеся крайне неблагоприятным воздействием на атмосферу. Каждый человек загрязняет воздушную среду ежедневно, но гораздо более опасны отходы промышленных предприятий, которые отвозятся на свалки и никак не утилизируются.

Какие вещества наиболее часто загрязняют воздух

Веществ, загрязняющих воздух, невероятно много, и экологи постоянно открывают новые, что связано со стремительными темпами развития промышленности и с внедрением новых производственных и перерабатывающих технологий. Но наиболее часто в атмосфере обнаруживаются такие соединения как:

  • Оксид углерода, который также называется угарным газом. Он не имеет цвета и запаха и образуется при неполноценном сжигании топлива при низких объёмах кислорода и пониженных температурах. Это соединение опасно и вызывает смерть из-за нехватки кислорода.
  • Углекислый газ содержится в атмосфере и имеет слегка кисловатый запах.
  • Диоксид серы выделяется во время сгорания некоторых серосодержащих разновидностей топлива. Это соединение провоцирует кислотные дожди и угнетает дыхание человека.
  • Диоксиды и оксиды азота характеризуют загрязнение воздуха промышленными предприятиями, так как наиболее часто образуются именно во время их деятельности, особенно при производстве некоторых удобрений, красителей и кислот. Также эти вещества могут выделяться в результате сгорания топлива или при эксплуатации машины, особенно при ее неисправности.
  • Углеводороды являются одними из самых распространённых веществ и могут содержаться в растворителях, моющих средствах, продуктах нефтепереработки.
  • Свинец также вреден и используется для изготовления батареек и аккумуляторов, патронов и боеприпасов.
  • Озон крайне токсичен и образуется во время фотохимических процессов или при эксплуатации транспорта и работы заводов.

Теперь вы знаете, какие вещества загрязняют воздушный бассейн наиболее часто. Но это лишь их небольшая часть, в атмосфере содержится масса самых разных соединений, и некоторые из них даже неизвестны учёным.

Печальные последствия

Масштабы влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека и всю экосистему в целом просто огромны, и многие их недооценивают. Начать стоит с экологии.

  1. Во-первых, из-за загрязнённого воздуха развился парниковый эффект, который постепенно, но глобально меняет климат, приводит к потеплению и таянию ледников, провоцирует природные катаклизмы. Можно сказать, приводит к необратимым последствиям в состоянии окружающей среды.
  2. Во-вторых, всё более частыми становятся кислотные дожди, оказывающие негативное воздействие на всё живое на Земле. По их вине погибают целые популяции рыб, не способные жить в такой кислотной среде. Негативное влияние наблюдается при обследовании исторических памятников и памятников архитектуры.
  3. В-третьих, страдает фауна и флора, так как опасные пары вдыхают животные, также они попадают в растения и постепенно их уничтожают.

Загрязнённая атмосфера крайне негативно влияет на здоровье человека. Выбросы попадают в лёгкие и вызывают сбои в работе дыхательной системы, тяжелейшие аллергические реакции. Вместе с кровью опасные соединения разносятся по организму и сильно его изнашивают. А некоторые элементы способны провоцировать мутацию и перерождение клеток.

Как решить проблему и сохранить экологию

Проблема загрязнения атмосферного воздуха очень актуальна, особенно если учесть, что экология сильно ухудшилась за последние несколько десятков лет. И решать ее нужно комплексно и несколькими путями.

Рассмотрим несколько эффективных мероприятий по профилактике загрязнения атмосферного воздуха:

  1. Для борьбы с загрязнением воздуха на отдельных предприятиях следует в обязательном порядке устанавливать очистные и фильтрующие сооружения и системы. А на особо крупных промышленных заводах нужно начать введение стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.
  2. Во избежание загрязнения воздуха автомобилями следует переходить на альтернативные и менее вредные источники энергии, например, солнечные батареи или электричество.
  3. В защите атмосферного воздуха от загрязнений поможет замена горючих видов топлива более доступными и менее опасными, такими как вода, ветер, солнечный свет и прочие, не требующие горения.
  4. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения должна поддерживаться на государственном уровне, и уже есть законы, направленные на его защиту. Но также нужно действовать и осуществлять контроль в отдельных субъектах РФ.
  5. Одним из действенных способов, которые должна включать охрана воздуха от загрязнения, является налаживание системы утилизации всех отходов или их переработка.
  6. Для решения проблемы загрязнения воздуха следует использовать растения. Повсеместное озеленение позволит улучшить атмосферу и увеличить объёмы кислорода в ней.

Как обезопасить атмосферный воздух от загрязнений? Если всё человечество борется с ним, то есть шансы на улучшение экологии. Зная суть проблемы загрязнения атмосферы, ее актуальность и основные пути решения, нужно сообща и комплексно бороться с загрязнением.

Основные пути снижения и полной ликвидации загрязнения атмосферы следующие: разработка и внедрение очистных фильт­ров, применение экологически безопасных источников энергии, безотходной технологии производства, борьба с выхлопными га­зами автомобилей, озеленение, архитектурно-планировочные мероприятия, установление санитарно-защитных зон.

Очистные фильтры являются основным средством борьбы с промышленным загрязнением атмосферы. Очистка выбросов в атмосферу осуществляется путем пропускания их через различные фильтры (механические, электрические, магнитные, звуковые и другие), воду и химически активные жидкости. Все они предназначены для улавливания пыли, паров и газов.

Эффективность работы очистных сооружений различна и зави­сит как от физико-химических свойств загрязнителей, так и от со­вершенства применяемых методов и аппаратов. При грубой очи­стке выбросов устраняется от 70 до 84 % загрязнителей, средней очистке - до 95-98 % и тонкой – до 99 % и выше.

Очистка промышленных отходов не только предохраняет ат­мосферу от загрязнений, но и дает дополнительное сырье и при­были предприятиям. Улавливание серы из газовых отходов Маг­нитогорского комбината обеспечивает санитарную очистку и по­лучение дополнительно многих тысяч тонн дешевой серной ки­слоты. На Ангарском цементном заводе очистными сооружения­ми улавливается до 98 % выбросов цементной пыли, а фильтрами одного алюминиевого завода - 98 % ранее терявшегося фтора, что дает 300 тыс. долларов прибыли в год.

Решить проблему охраны атмосферы только при помощи очист­ных сооружений невозможно. Необходимо применение комплекса мероприятий, и прежде всего, внедрение безотходных технологий.

Безотходная технология эффективна в том случае, если она строится по аналогии с процессами, происходящими в биосфере: отходы одного звена в экосистеме используются другими звенья­ми. Цикличное безотходное производство, сопоставимое с цикли­ческими процессами в биосфере - это будущее промышленности, идеальный путь сохранения чистоты окружающей среды.

Один из способов предохранения атмосферы от загрязнения - переход на использование новых экологически безопасных источников энергии. Например, строительство станций, использующих энергию приливов и отливов, использование гелиоустановок и ветряных двигателей. В 1980-е годы перспективным источником энергии счи­тались атомные электростанции (АЭС). После Чернобыльской катастрофы число сторонников более широкого использования атомной энергии уменьшилось. Эта авария показала, что атомные источники энергии требуют повышенного внимания к системам их безопасности. Альтернативным источником энергии академик А.Л.Яншин, например, считает газ, которого в России в перспек­тиве можно добывать около 300 трлн. м3/год.

В качестве частных решений защиты воздуха от выхлопных газов автомобилей можно указать на установку фильтров и дожи­гающих устройств, замену добавок, содержащих свинец, организа­цию движения транспорта, которая уменьшит и исключит частую смену режимов работы двигателей (дорожные развязки, расши­рение дорожного полотна, строительство переходов и так далее). Кар­динально проблема может быть решена при замене двигателей внутреннего сгорания на электрические. Для уменьшения токси­ческих веществ в выхлопных газах автомобилей предлагается за­мена бензина другими видами горючего, например смесью раз­личных спиртов. Перспективны газобаллонные автомобили.

Озеленение городов и промышленных центров: зеленые насажде­ния за счет фотосинтеза освобождают воздух от диоксида углеро­да и обогащают его кислородом. На листьях деревьев и кустарни­ков оседает до 72 % взвешенных частиц пыли и до 60 % диоксида серы. Поэтому в парках, скверах и садах в воздухе содержится пыли в десятки раз меньше, чем на открытых улицах и площадях. Многие виды деревьев и кустарников выделяют фитонциды, уби­вающие бактерии. Зеленые насаждения в значительной мере регу­лируют микроклимат города, «гасят» городской шум, принося­щий огромный вред здоровью людей.

Для поддержания чистоты воздуха большое значение имеет планировка города. Фабрики и заводы, транспортные магистрали должны отделяться от жилых кварталов буферной зоной, состоя­щей из зеленых насаждений. Необходимо учитывать направление основных ветров (розу ветров), рельеф местности и наличие водо­емов, располагать жилые кварталы с подветренной стороны и на возвышенных участках. Промышленные зоны лучше размещать вдали от жилых кварталов или за пределами города.

Правовая охрана атмосферы - реализация конституционных прав населения и норм в экологической сфере привела к существен­ному расширению базы законодательного регулирования в области охраны атмосферного воздуха. Основными законодательными и иными нормативными правовыми актами, регламентирующими вопросы природоохранной деятельности, служат следующие.

* Закон об охране окружающей среды (10 января 2002 года). Базовый закон природоохранного законодательства.

* Закон об охране атмосферного воздуха (2 апреля 1999 года). Его задачами являются регулирование общественных отношений в этой области в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу.

* Воздушный кодекс Российской Федерации (19 февраля 1997 года). В нем особые требования предъявляются к состоянию полетной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.

    Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» (25 апреля 1997 года) устанавливает правовые основы проведения комплекса работ по обеспечению защиты окружающей среды.

    Уголовный кодекс (24 июля 2007 года) имеет ряд статей, касающихся атомной промышленности, содержит определение «экологические преступления».

    Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» (9 января 1996 года). В целях его реализации Правительством РФ был принят ряд постановлений, которые касаются правил размещения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, их хранения и перевозки.

    Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (20 октября 1995 года; в феврале 1997 года были внесены изменения и дополнения).

    В Госкомэкологии России рассмотрено и утверждено несколь­ко нормативно-правовых документов, касающихся охраны атмо­сферы, в частности по методике расчета выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

    ГОСТ (1986 года) «Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов».