Болезни Военный билет Призыв

Что говорят психологи о счастье. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Не существует универсального определения счастья, единого для представителей всех стран и культур, и даже слова, обозначающие «счастье» в различных языках, имеют разное значение. Однако счастье на самом деле ещё более субъективно.

С точки зрения когнитивных наук, нельзя выработать достоверную методику, которая позволила бы изучить, что такое счастье, потому что для каждого человека оно зависит от разных факторов. Измерению поддаются лишь отдельные аспекты нашего поведения и эмоционального состояния, но, возможно, они способны дать ключ к разгадке того, какие процессы происходят в мозге счастливого человека.

Нашим хорошим настроением управляют индивидуальные стимулы, способные вызывать у разных людей разную интенсивность положительных эмоций (от лёгкой радости до эйфории). Поэтому систематически изучать мозг счастливого человека, чтобы ответить на вопрос, что же такое счастье, практически невозможно.

Для кого-то счастье - это богатство, для кого-то - любовь, а кто-то скажет, что счастье заключается в наличии цели в жизни.

Субъективное переживание счастья, однако, можно разделить на два сравнительно объективных компонента: эмоциональный (интенсивность плохих и хороших эмоций) и когнитивный (целостность нашего сознания). В «рецепт» счастливой жизни, таким образом, входят два компонента: положительные эмоции (и, как частность, отсутствие отрицательных эмоций) и чувство осмысленности того, что происходит в окружающем мире и с нами самими. Ниже речь пойдёт главным образом о первом из них.

Рычаг удовольствия

Эмоция - это психическое состояние (положительное или отрицательное), за появление которого во многом отвечает сложный набор структур головного мозга - лимбическая система (она также отвечает за регуляцию более базовых человеческих функций, например обоняния и циркадных ритмов). Говоря простым языком, эмоция - это реакция человека на определённый внешний (из окружающего мира) или внутренний (например, мысленный) стимул и на то, что за этим стимулом может последовать.

Отрицательные эмоции, такие как страх или отвращение, проследить в мозге человека достаточно легко: за них отвечает миндалевидное тело, или миндалина. И если страх и отвращение являются базовыми эмоциями, выработанными в процессе эволюции, то с положительными эмоциями всё гораздо сложнее.

Психологи уже довольно давно полагают Towards a functional neuroanatomy of pleasure and happiness . , что положительные эмоции во многом связаны с получением удовольствия.

Чтобы проследить процессы, происходящие в мозге человека радостного или счастливого, учёные изучают эмоциональный отклик человека довольного.

Исследования удовольствия и нейронных коррелятов, связанных с его получением, берут своё начало в экспериментах бихевиористов начала XX века. Объектом изучения бихевиоризма как направления психологии является поведение, в частности - поведение индивида как реакция на определённый стимул (внешний или внутренний). Знаменитый эксперимент, проведённый американскими психологами-бихевиористами Джеймсом Олдсом и Питером Милнером в 1954 году, привёл к открытию важного отдела мозга, который был назван ими «центром удовольствия».

В эксперименте участвовали крысы, которые сидели в специальном ящике Ящик Скиннера . с вживлёнными в области лимбической системы электродами. Учёные хотели выяснить, к какой реакции особи приведёт стимуляция разных отделов этой области. Низкие разряды тока пускались по электродам каждый раз, когда крыса заходила в определённый угол клетки.


Ящик Скиннера

Учёные обнаружили, что, получив стимуляцию, крыса стала возвращаться в угол снова и снова. Позже учёные проверили, сохранится ли эффект, если животное будет отвечать за получение вознаграждения само, и дали ему возможность получать стимуляцию посредством нажатия на рычаг. Крыса, игнорируя необходимые для выживания действия, нажимала на рычаг до тех пор, пока не умерла от истощения.

Основываясь на этом, Олдс и Милнер сделали вывод, что стимуляция мозга вызывала у мышей удовольствие, а сам электрический стимул был неплохим позитивным подкреплением. Две зоны мозга, подверженные стимуляции, были названы учёными частью большой совокупности структур головного мозга, названных «центрами удовольствия»: септальная область, прилегающая к мозолистому телу, а также небольшая часть полосатого тела - прилежащее ядро.

Впоследствии эксперименты с вживлением электродов в мозг в районе «центра удовольствия» пытались проводить на людях (психология 60-х годов была не очень этична по нынешним стандартам), но вскоре от этой практики отказались. Позже изучение «центров удовольствия» привело к открытию вещества, выделяемого в головном мозге в процессе получения удовольствия, - дофамина.

«Центров удовольствия» в мозге несколько: помимо упомянутых отделов лимбической системы учёные также выделяют некоторые части коры больших полушарий (например, орбитофронтальную кору и островковую долю). Точные функции каждой из них пока не установлены. Кроме того, «центры удовольствия» чаще всего рассматривают как части, входящие в состав более сложной системы - совокупности мозговых структур, называемой системой вознаграждения. Такая система отвечает за несколько аспектов, связанных с получением вознаграждения: желание приятного стимула, позитивные эмоции (удовольствие) в ответ на приятный стимул, а также закрепление поведения, которое привело к получению этого стимула.

Молекулы счастья

За получение удовольствия в мозге отвечают несколько нейромедиаторов - химических веществ, благодаря которым передаётся сигнал между двумя нейронами через синапс, место контакта двух нейронов. Мы рассмотрим свойства и функции самых основных.

Дофамин - это нейромедиатор из группы моноаминов, биохимический предшественник норадреналина. У дофамина несколько самых разных функций, в том числе контроль над моторной и исполнительной (когнитивной) деятельностью. Дофамин также является нейромедиатором, участвующим в активации системы вознаграждения.

Нейроны «центров удовольствия» выделяют дофамин в процессе реакции на определённый приятный для человека стимул, а также на предвкушение его получения.

Стимул может быть каким угодно: сексуальным, сенсорным, внешним, внутренним. Это может быть еда, а может - лицо любимого человека. Всё, что нам приятно, вызывает у нас удовольствие; удовольствие, в свою очередь, вызывает радость.

Ещё одним важным нейромедиатором, участвующим в процессе формирования положительных эмоций, является серотонин . Как и дофамин, серотонин происходит из группы моноаминов. Среди функций, за которые отвечает выработка серотонина, кроме регуляции настроения, - память и сон.

Дисфункция серотонинергических путей является одной из причин клинической депрессии и беспокойных состояний - своеобразного «антонима» счастья. Именно поэтому многие антидепрессанты работают по принципу ингибирования обратного захвата серотонина: в психически нездоровом мозгу выработка серотонина как нейромедиатора замедляется, а такие препараты способны восстановить этот процесс.

Другая группа нейромедиаторов, эндорфины , относится к нейропептидам, которые воздействуют на опиоидные рецепторы. Нейропептиды вырабатываются в ответ на стресс в качестве защитного механизма, а также с целью уменьшить болевые ощущения. Некоторые опиоиды (например, морфин и его аналоги) также действуют на опиоидные рецепторы и вызывают такую же реакцию: от уменьшения боли до эйфории. Именно поэтому в погоне за лёгким счастьем люди начинают употреблять опиоидные наркотики.

Чувство эйфории от наркотиков доступно только первое время, затем их употребление необходимо для снятия абстинентного синдрома, или попросту «ломки».

Также стоит отметить эндоканнабиноидные нейромедиаторы , например анандамид и 2-арахидоноилглицерин. Они принимают участие в контроле реакции на стресс и регуляции уровня возбуждаемости. Каннабиноиды - действующие вещества конопли, из которой получают марихуану, - также действуют на каннабиноидные рецепторы.

Нейропептид окситоцин , вырабатываемый в гипоталамусе, отвечает за установление социальных связей и выработку тёплых, положительных эмоций по отношению к кому-либо. Так, окситоцин в больших количествах выделяется во время родов, что способствует установлению прочной связи между матерью и ребёнком, а также помогает матери в процессе кормления. В небольшом количестве окситоцин также выделяется во время оргазма, поэтому считается, что он играет важную роль в получении удовольствия при сексе.

Наконец, последний нейромедиатор, который мы рассмотрим, это норадреналин (также известный как норэпинефрин) - моноамин, который является предшественником адреналина. Этот нейромедиатор, наряду с адреналином, играет важную роль в регуляции страха и других отрицательных эмоций, повышает кровяное давление и сердцебиение, а также является главным нейромедиатором, отвечающим за стрессовую реакцию организма.

Стресс для многих связан с отрицательными эмоциями, а счастливая жизнь в постоянном стрессе кажется невозможной. Значит ли это, что избыточная выработка норадреналина - это преграда на пути к счастью? Однозначно нет. Некоторые люди находят своё счастье в условиях постоянного стресса: в их число входят как любители экстремального спорта и азартных игр, так и те, для кого главная радость в жизни - это постоянная работа.

Контролировать реакцию на стресс также помогает гамма-аминомасляная кислота (сокращенно ГАМК) - главный ингибирующий («тормозной») нейромедиатор, основная функция которого - уменьшать нервную возбудимость. На ГАМК-рецепторы воздействуют бензодиазепины - психоактивные вещества, обладающие противотревожным и седативным эффектом. Бензодиазепины входят в состав многих препаратов, прописываемых для лечения тревожных и панических расстройств.

Относительно недавно, в 2012 году, шведский учёный Хьюго Лёвхейм предложил A new three-dimensional model for emotions and monoamine neurotransmitters . трёхмерную модель связи совместного действия трёх моноаминов - дофамина, серотонина и норадреналина - и проявления эмоций, названную «эмоциональным кубом». Согласно этой модели, радость и удовлетворение вызываются высоким уровнем дофамина и серотонина и низким - норадреналина, а чувство беспокойства и тоски - наоборот, высоким уровнем норадреналина и низким - двух других. Однако для того, чтобы человек испытал волнение или возбуждение (excitement), все три моноамина должны вырабатываться в большом количестве.

Химия и воля

Различные психоактивные вещества влияют на выброс разных эмоциональных медиаторов: так, например, кокаин влияет на обмен дофамина, серотонина и норадреналина, а никотин может принимать участие в обмене дофамина. Действие этих веществ, однако, недолговечно, опасно и, как известно, может привести к зависимости.

Однако есть и менее радикальные способы прямого воздействия на рецепторы, связанные с работой разных нейромедиаторов. Физические упражнения, например, усиливают Effects of exercise and physical activity on depression . действие β-эндорфинов, тем самым повышая настроение.

Повышенная физическая активность может даже служить хорошей профилактикой депрессии.

Области головного мозга, содержащие дофаминергические нейроны, активируются Intensely pleasurable responses to music correlate with activity in brain regions implicated in reward and emotion . , например, у людей, испытывающих наслаждение при прослушивании музыки.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что те разделы когнитивных наук, которые отвечают за изучение сложных эмоциональных состояний (а к ним как раз относится счастье), всё ещё находятся в процессе развития. Многие психологи, в частности профессор Оксфордского университета Мортен Крингельбах, пытаются The Functional Neuroanatomy of Pleasure and Happiness . проследить систематическую связь между получением удовольствия и счастьем и выявить нейронные корреляты, отвечающие за счастливую жизнь и хорошее настроение.

Крингельбах и его коллега, американский психолог Кент Берридж, выделяют три компонента работы системы вознаграждения: «склонность» (liking), отвечающую за объективную, «химическую» реакцию человека на стимул; «желание» (wanting), отвечающее за волевое усилие человека получить стимул; и «обучение» (learning), отвечающее за построение ассоциаций, связанных с получением стимула.

«Склонность» к получению стимула, будучи удовлетворённой, обеспечивает нам удовольствие, но одного удовольствия для счастья недостаточно. «Желание» стимула обеспечивает мотивацию к его получению, то есть этот компонент привносит в нашу жизнь цель, но одно лишь «желание», не будучи ничем сдержано, приводит к зависимости от стимула. «Обучение» связывает эти два компонента и стимулирует нас к поиску способов снова получать удовольствие.

Счастье, по мнению Крингельбаха и Берриджа, сводится к балансу трёх компонентов: «склонности», «желания» и «обучения».

Однако, как достичь этого баланса, учёные не пишут. :(

Таким образом, современная нейронаука может дать нам представление только об одной составляющей счастья - положительной эмоциональной реакции на стимул. Вторая составляющая - чувство осмысленности происходящего, наличие цели в жизни - это вопрос скорее философский и на данный момент находится за пределами возможностей систематического объективного изучения.

Часто, просыпаясь на рассвете, задумываешься об одном вопросе, который касается тебя лично, твоей жизни, твоего мировоззрения. И этот вопрос занимает тебя долгое время, не давая покоя и не принося чувства удовлетворенности.

Мой мир состоит из двух частей - ядра и оболочки. Оболочка всегда примерно в одном «счастливом» состоянии - это образ того, что я всегда всем рада, мое настроение всегда приподнятое, неприятностей в жизни у меня не случается и все складывается именно так, как я хочу.

Если бы мое поведение анализировали бихевиористы, они бы решили, что я очень успешный, уверенный в себе и счастливый человек. Так и есть. Я добилась большей части того, чего хотела получить от жизни, как в материальном, так и в моральном плане.

Есть и вторая - главная часть меня, которую я мало кому открываю. И эта часть - прекрасный экземпляр для психоаналитиков. Внутри меня ядро, которое кипит и горит от всего происходящего во мне. Любое чувство доводит ядро до крайней точки кипения, мысль заставляет его бурлить, и каждый новый день позволяет моему ядру оставаться горячим.

Внешнее спокойствие скрывает глубокие внутренние переживания, войны за правильное решение, мыслительные процессы, которые в дальнейшем позволяют действовать по плану. Это ядро и определяет мое состояние счастья.

Мне кажется, люди, которые называют себя несчастными, по-своему счастливы в своем мире

Счастье - такое сложное состояние, когда его нет, и такое легкое, когда им поглощен. Оно не зависит от обстоятельств - это то, что внутри. Одни и те же обстоятельства делают одного человека довольным жизнью, а другого совсем наоборот. Одну женщину материнство возносит до небес, для другой означает послеродовую депрессию. Для одних деньги - счастье, для других - источник проблем, головная боль. И так во всем, куда ни посмотри.

Для меня счастье - это жизнь. Жить в отсутствие счастья - это притворство. Я просыпаюсь и уже счастлива. Идет дождь - это красиво, светит солнце - замечательно, снег - все вокруг бело и прекрасно. Каждый день полон событий, приключений и невероятных открытий. Я люблю жить, люблю быть счастливой.

Не знаю, как можно жить по-другому, можно ли вообще жить несчастливым? Иногда мне кажется: люди, которые называют себя несчастными, по-своему счастливы в своем мире. Им так удобно и так нравится.

Самое большое счастье, вернее, максимальное его присутствие я почувствовала в период беременности и в первые минуты после того, как родила сына. Сейчас ему четыре года, и состояние счастья не покидает меня ни на минуту. Я рядом с ним каждый день, и когда мне нужно куда-то уехать и он остается дома, я понимаю, сколько удивительных моментов теряю. Но по возвращении домой его крепкие объятия и слова: «Как хорошо, что ты приехала!» восполняют эти моменты.

Мое счастье - мое воображение. Я могу быть такой, какой хочу, там, где пожелаю, и заниматься тем, что мне нравится

Для меня счастье - это когда я понимаю: все, что вокруг меня происходит, создано по великому вдохновению. Это вдохновение позволяет жить, а не существовать. Оно же созидает, разрушает, привносит изменения в бытие. И когда задумываешься над такими вопросами, начинаешь понимать, как все вокруг тебя универсально просто, лаконично и слаженно.

Мне кажется, счастье нельзя измерить, оно спрятано под удовлетворенностью, радостью и прочими приятными чувствами. А иногда совсем наоборот - за столь же сильными неприятными ощущениями, которые выбивают из колеи, но позволяют нам оставаться на плаву. Этот «спасательный круг», по-моему, и есть само счастье. Понятие счастья настолько обширно, но в то же время настолько узко, что невозможно распознать, с какой стороны его исследовать.

Мое счастье - это раннее утро, щекочущие солнечные лучи, теплые объятия, приятные слова нежности и любви, семейный завтрак, душевный разговор, поездка в горы с близкими, глоток воздуха, запах цветов, утренний морской прилив. Конечно, это все атрибутика. Если ничего вышеперечисленного в данный момент нет, я все равно держу это в своем воображении.

Мое счастье - это мое воображение. Я могу быть такой, какой хочу, там, где пожелаю, и заниматься тем, что мне нравится. Все что, касается моего мира, я создаю сама.

Да, и в моей жизни случаются огорчения, но они проходят. После вечернего заката наступает ночь, а за ней - долгожданный момент рассвета. Даже в самый сложный момент жизни нужно помнить, что все пройдет, нужно уметь быть счастливым всегда и везде. Второго шанса на жизнь у нас нет.

СЧАСТЬЕ (психологические аспекты). Наиболее общее психологическое определение счастья связано с пониманием его как ощущения полноты бытия, радости и удовлетворенности жизнью, лежащих в основе оптимального, здорового и эффективного функционирования личности.

Все люди хотят быть счастливыми, и это, наверное, одно из самых сокровенных желаний человека. Счастье может быть стойким, или, наоборот, внезапным и непродолжительным.

Феномен счастья полон парадоксов. Один из самых известных и психологически заостренных гласит: чем больше человек стремится к счастью как цели жизни, тем дальше он от него удаляется. Не менее парадоксальны с точки зрения житейских представлений и такие эмпирически подтвержденные факты, что пожилые люди часто бывают счастливее молодых, или – что счастье не связано напрямую с материальным достатком (счастлив может быть и бедняк, а миллионер – наоборот, несчастен).

К факторам, влияющим на ощущение благополучия и счастья, в рамках нейронауки относят уровень серотонина и дофамина в головном мозге. Серотонин способствует положительному эмоциональному настрою, а дофамин является частью общей системы вознаграждения и вырабатывается при приеме пищи и сексуальных отношениях. Синтез серотонина зависит от времени суток, поэтому склонность к депрессии может возрастать при сокращении светового дня. Поэтому можно говорить, что ощущение счастья, как и несчастья, может зависеть и от времени года, и от географической широты. Т.о. депрессия выражает собой полную противоположность счастью и сопровождается чувством печали, отчаяния, неверием в возможность что-либо изменить, ощущением собственной незначимости, отрицанием смысла жизни вплоть до суицидальных намерений.

Как альтернатива депрессии, а следовательно и связанному с ней пессимизму, счастье соответствует оптимизму. Общность понятий «счастье» и «оптимизм» очевидна; это дает основание многим авторам рассматривать оптимизм в качестве структурной составляющей счастья в его широком значении. Тем не менее оптимизм, пересекаясь и даже совпадая по многим свои характеристикам со счастьем, по сути дела является самостоятельным и уникальным феноменом человеческой психики и личности. Уникальность оптимизма заключается прежде всего в том, что он включает в себя «векторный» компонент жизни, отражающий движение от настоящего к будущему, движение человеческого духа «вперед и выше». Именно этой своей ориентацией на лучшее будущее, верой в него, оптимизм отличается от счастья как состояния радости и удовлетворения настоящим. В тоже время без оптимизма счастье не является полноценным, т.к. перспективы на будущее, чувство веры и надежды имеют для него решающее значение. Равным образом и оптимистическое сознание предполагает уверенность человека в достижении более полного счастья и возможность быть счастливым не только в настоящем, но и в будущем.

Современные эмпирические исследования убедительно подтверждают высокую степень родства оптимизма и счастья как двух важнейших составляющих субъективного благополучия личности. Например установлено, что показатели по Тесту жизненных ориентаций (Life Orientation Test – LOT), измеряющего оптимизм, и показатели счастья по Оксфордскому опроснику счастья коррелируют между собой на уровне 0,75 (Аргайл, 2003, с.178). В другом исследовании, выполненном на российской выборке испытуемых в рамках ценностного подхода к счастью, показано, что в представлениях обыденного сознания главной характеристикой счастливого человека, в отличие от несчастливого, является прежде всего его оптимизм, вера в лучшее будущее (Джидарьян, 2001).

Следует отметить, что счастье – категория, характеризующая индивида, а не группу. Счастливая группа (например, «счастливая семья», «счастливая страна») – это группа, где все индивиды, включенные в нее, счастливы, что маловероятно (для семьи – иногда возможно, но для страны – никогда!), если конечно не учитывать ситуацию, когда все граждане просто «обязаны быть счастливы» (Д.Оруэлл 1984 , реально-исторический опыт тоталитарных государств, фашисткой Германии, сталинской России). Особое место здесь занимает ощущение человеком счастья в контексте принадлежности к определенным религиозным группам и духовно-психологическим течениям.

С древнейших времен мыслители спорят между собой, что такое счастье, какими способами можно его достичь и что делает людей счастливыми или несчастливыми. В историко-научной перспективе психология развивалась в контексте философского знания, где проблемы счастья нашли свое отражение в противоборстве двух основных этико-психологических концепций счастья – гедонизма и эвдемонизма.

Наиболее полно идеи эвдемонизма в их первоначальном варианте выражены в учении Эпикура , для которого стремление к удовольствию является основой нравственного поведения, а само удовольствие – высшим благом. Идея счастья-эвдемонии лежит также в основе этической концепции Аристотеля , согласно которому состояние счастья-блаженства как высшего совершенства предполагает стремление человека соответствовать своему предназначению («даймону») или «подлинному Я», которое обретается путем развития всех тех потенций, которые заложены не только в видотипических (родовых) особенностях человека, но уникальным образом представлены в каждом человеческом индивиде.

Таким образом, зародившись в недрах древнегреческой философии, идеи гедонизма и эвдемонизма определили по существу две основные линии в становлении такой научной дисциплины как психология счастья.

Идеи гедонизма получили развитие в бихевиоризме , психоанализе и даже дали название отдельного направления современной психологии – гедонистической.

Идеи эвдемонизма нашли отражение во многих современных теориях личности в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии , например, в представлениях о «полностью функционирующей личности» К.Роджерса , «личностной идентичности» (personal identity) Э.Эриксона, «самоактуализации» A.Маслоу , «личноcтной выраженности» (personal expressiveness) А.Уотермана, психологической теории «субъективного благополучия» (subjective well-being – эмоциональной и когнитивной оценке людьми удовлетворенности собственной жизнью). (Э.Динер, С.Рифф, Б.Сингер и др.), концепции «аутентичного счастья» М.Селигмана

Счастье по сути дела – междисциплинарный феномен. Существует обширная философская, литературоведческая, культурологическая, социологическая, богословская библиография по счастью. Но, по крайней мере до 60-х годов 20 в. эта проблематика была обделена вниманием научной психологии. Ее бурное развитие в контексте психологического знания наметилось лишь в последние десятилетия, прежде всего в работах гуманистической психологии и позитивной психологии.

В рамках гуманистической психологии следует отметить представления А.Маслоу о самоактуализации и учение о смысле жизни В.Франкла.

А.Маслоу обнаружил, что ситуации самоактуализации встречаются в жизни всех людей. Эти ситуации или состояния, когда человек на какое-то краткое время приобретает черты самоактуализирующейся личности, Маслоу назвал «пиковыми переживаниями». Например, в любви, при восприятии произведений искусства, в религиозном экстазе и т.п., когда мир видится целостно, без привязки к сиюминутным нуждам, человек забывает о своем «Я», оказывается вне пространства и времени, остро ощущает позитивные ценности окружающего мира – истину, добро, красоту, справедливость и т.д. Главное, что в такие моменты человек в бóльшей степени ощущает себя самим собой, а также решительным и целеустремленным, ответственным, надежным и заслуживающим доверия, спонтанным, честным, самодостаточным, творческим. Вместе с тем, «пиковые переживания» заключают в себе и определенные угрозы, например применение наркотиков как средства доступа к ярким переживаниям.

В.Франкл (1905–1997) в контексте своего подхода к психотерапии (логотерапия) противопоставлял обретение смысла чувственному удовольствию. Он выступал против учения З.Фрейда о доминирующей роли принципа удовольствия в психической жизни человека, полагая, что удовольствие не цель, а следствие удовлетворения наших желаний. С его точки зрения человек в действительности стремится не к счастью-удовольствию, а к смыслу. Смысл рассматривается им как основание подлинного счастья (см . Д.А.Леонтьев, 1999).

Одним из аргументов в пользу выделения позитивной психологии как отдельной дисциплины была как раз необходимость развертывания собственно-психологических исследований счастья. С самого своего зарождения в конце прошлого века позитивная психология провозгласила своей задачей изучение путей и возможностей достижения человеком хорошей и достойной жизни, процветания. Этому посвящены работы психологов М.Аргайла, Э.Динера, Д.Майерса и М.Селигмана, М.Чиксентмихали) и др.

Одним из главных в позитивной психологии стал вопрос об операционализации и измерении счастья. После долгих дискуссий за условную меру счастья была принята характеристика «субъективного благополучия», связанная с удовлетворенностью от жизни и положительными эмоциями. Для измерения счастья были созданы Шкала удовлетворенности жизни Динера (Satisfaction with Life Scale – SWLS), Шкала счастья Фордиса (Happiness Measure – HM), Аффективный баланс Брендберна (положительные эмоции минус отрицательные) (AB) и др.

На основе эмпирических исследований была показана взаимосвязь удовлетворенности различными сферами жизни (социальной, сексуальной, личностной, семейной, межличностной, трудовой, образовательной) с благополучием с одной стороны, и с психологическим дистрессом – с другой (Diener et al., 1985; Heady&Wearing, 1992). Эти исследования подтверждают идею о том, что на полноту ощущения счастья влияют принадлежность к религии, досуг, удовлетворенность трудом, чувство юмора, искусство, занятия спортом, социальные нормы и т.п.

М.Л.Эммонс с позиций развиваемого им т.н. «целевого» подхода, обобщил собственные исследования и работы других авторов о соотношении личных устремлений человека и его благополучия. Он рассматривал индивидуальные различия в контексте мотивации личности, при этом «призывая на помощь» концепцию духовности. В этом анализе подтвердилась его убежденность в том, что «когда люди ориентируют свою жизнь на достижение духовных результатов, им свойственно переживать свою жизнь как подлинную, целостную и осмысленную».

Известно, что счастье не зависит напрямую от уровня дохода или здоровья, которые относятся к объективным показателям и применимы в изучении исторической динамики социального благополучия. Например, Э.Динер показал, что бедные из трущоб Калькутты меньше, чем наполовину, связывают удовлетворенность жизнью с уровнем собственных доходов (Biswas-Diener&Diener, 2001).

Кроме того, на счастье как «субъективное благополучие» значительное влияние оказывают:

личностные черты – экстраверсия и нейротизм;

когнитивные процессы и характеристики личности (самооценка, оптимизм, наличие жизненных целей, идентичности);

культурные различия.

Люди с повышенным нейротизмом чаще склонны проявлять негативные эмоции, а те, кто обладает большей экстраверсией – положительные. Причем высокая самооценка способствует положительному отношению к жизни и более оптимистичному восприятию событий. В контексте культурных различий исследования счастья обычно соотносятся с показателями коллективизма/индивидуализма в отдельных странах и менталитетах народов (в Китае, например, ощущения счастья отдельного человека напрямую связано с удовлетворенностью на уровне группы), с социальными нормами дозволенности или поощряемости эмоционального выражения, принятыми в разных этнических сообществах и т.п. Сложность и многоаспектность характера связей между различными показателями «субъективного благополучия» выражается также в том, что они подвержены возрастным и половым различиям.

Концепция «аутентичного счастья» американского ученого М.Селигмана (Seligman, 2002), рассматриваемая и как идентификация, развитие наиболее сильных сторон человеческой личности и использование их в жизни (в частности, в семье и на работе). Показано, что для ощущения аутентичного счастья необходимо обращаться к наиболее сильным сторонам собственной личности. М.Селигман включает в представления об аутентичном счастье следующие аспекты:

«семейный круг» (субъективное благополучие на 50% наследуется от биологических родителей, причем по данным Аргайла, генетически обусловлены прежде всего отрицательные эмоции, а то, что связано с положительными эмоциями, в большей мере зависит от среды и индивидуального развития (наследуется социально);

«индивидуальный уровень» счастья (характерный для определенного человека, к которому он каждый раз возвращается

через какое-то время после пережитых положительных или отрицательных событий;

«объективное качество жизни» (обстоятельства, находящиеся вне непосредственного контроля людей – в этом контексте Селигман иногда называет современную Россию «самой несчастливой страной»;

«субъективное качество жизни» (то, что находится (или в принципе может находиться) под контролем людей – отношения между людьми, в частности любовь , дружба , хорошая семейная жизнь, поддерживающие духовно-религиозные сообщества).

Селигман также отмечает, что счастье включает в себя одновременно два типа переживаний: удовольствие и удовлетворение. Удовольствие – имеет сильный чувственный эмоциональный компонент (например, экстаз, восторг, оргазм и т.д.) и в нем практически никак не задействованы когнитивные процессы. Удовлетворение имеет место тогда, когда мы занимаемся любимым делом, что вовсе не обязательно предполагает сильные чувства, но здесь важна полная вовлеченность в такую деятельность, когда мы растворяемся в ней и при этом соприкасаемся с сильными сторонами нашей личности.

В современных исследованиях по позитивной психологии для обозначения таких переживаний используется термин «поток», введенный американским психологом Михалем Чиксентмихали. Например, когда художник работает над картиной и все идет хорошо, то он игнорирует усталость, голод, теряет интерес ко всему окружающему, будучи полностью поглощен своей деятельностью.

В отечественной психологии исследования разных аспектов проблемы счастья ведутся И.А.Джидарьян, Д.А.Леонтьевым, В.А.Петровским, А.З.Шапиро и др.

Гребенщикова Т.А. , Джидарьян И.А. , Шапиро А.З.

​​​​​​​Есть люди, талантливые быть несчастными, есть - талантливые быть счастливыми. В любом случае можно развивать свои личностные особенности и умения, повышающие предрасположенность к счастью.

Счастье как умение

Быть счастливым (сильно или долго) - это , которым можно овладеть. Как любое умение, счастье предполагает (бывает и талант быть счастливым), отработку умения, формирование навыка ("Я уже увереннее в счастье") и переход навыка в .

Пока нет наработанного навыка, счастье как переживание радости случайно, неустойчиво и ситуативно. В неудачном варианте может выработаться умение, навык и привычка быть несчастным.

В удачном варианте счастье, как способ существования, становится привычкой. «Счастье - не трудная цель, а естественный способ передвижения».

Если вы не умеете быть долго и сильно счастливыми, вам не имеет серьезного ставить трудные цели, обещающие ваше недолгое счастье. Учитесь быть не только успешными , но и умеющими быть счастливыми!

Умение быть счастливым включает:

  • владение техникой душевной страховки и другими техниками, повышающими душевную устойчивость,
  • активное использование ключей счастья .

Личностные особенности и счастье

Насколько люди хотят быть счастливыми

На уровне слов люди говорят, что они хотят быть счастливыми. Как только начинается , люди, оказывается, хотят чего-то другого, более для них важного, и:

  • Отказываются от в пользу чего-то более важного или интересного (ради денег, телевизора, не напрягаться или поспать).
  • Делают себя несчастными ради тех или иных

Счастье по психологии можно определить как сочетание удовлетворенности жизнью (семья, пара, работа) и благополучие, которое ощущается на повседневной основе.

Быть счастливым означает находиться в состоянии благополучия, состоящего из положительных эмоций, от радости до удовольствия. В психологии концепция счастья размыта, и ее значение может различаться для разных людей и культур. Связанные термины — это благополучие, качество жизни, удовлетворение.

Вы когда-нибудь пытались определить счастье или искали его определение в словаре? Если ответ «да», вы заметите, как трудно найти определение этой концепции, которое не включает синоним одного и того же слова. Что еще хуже, нам также кажется невозможным точно определить, насколько счастлив человек.

Из чего состоит счастье?

В настоящее время и из-за большого количества несчастий, которые существуют с развитием современного мира, психология которая изучает счастье стала очень важной. Кто бы не хотел быть счастливым?

С самого начала философы, религиозные лидеры, писатели и известные мыслители, подобные Аристотелю, задавали этот вопрос, на который они пытались ответить. Для них счастье имело два аспекта: Гедония (удовольствие) и эудаймония (прожить жизнь).

В эта концепция становится еще более развитой, если мы сосредоточимся на том, как это понимает доктор Селигман (2011). Для него, помимо понимания счастья как приятной, значимой и преданной жизни, он также включает идеи о том, что счастье также поддерживается отношениями качества, которыми обладает человек, а также его успехами и достижениями.

С другой стороны, мы также знаем математическую формулу или факторы, которые определяют наше счастье: «Субъективное благополучие» или SWB — аббревиатура на английском языке:

  • Наши гены определяют счастье на 50% из 100.
  • С другой стороны, 10% определяется обстоятельствами, которые нас окружают.
  • Остальные 40% вызваны деятельностью, которую мы делаем каждый день (Любомирский, Шелдон и Шкад, 2005).

Можем заключить, что наше счастье управляется этими тремя элементами и что хотя 60% нашего счастья мы не можем контролировать, у нас все еще есть 40% того, за что мы несем ответственность. Это является частью нашей повседневной жизни.

Психология счастья

Для многих людей счастье заключается в том, чтобы весело провести время с друзьями на вечеринке или даже насладиться хорошей едой или в сопровождении любимого человека.

Это прекрасный опыт, который заставляет нас чувствовать себя очень хорошо, но на самом деле это не дает нам определения самой концепции, учитывая что она определяют что такое удовольствие. Поэтому, если счастье — это не то же самое, что удовольствие, то что такое счастье?

Счастье — это когда наша жизнь полностью удовлетворяет наши потребности. То есть, это происходит, когда мы чувствуем удовлетворение. Это чувство удовлетворения, в котором нам кажется, что жизнь такая, какая должна быть. Совершенное счастье, просветление, приходит, когда все наши потребности полностью покрыты.

Это заставляет нас заключить, что это понятие может быть в словах Сони Любомирского, исследователя психологии, который понимает счастье как «опыт радости, удовлетворения или позитивного благополучия в сочетании с чувством, что жизнь значимая и полезная.

Каковы наши основные потребности быть счастливыми?

Как только мы узнаем, что такое счастье и факторы, которые его определяют, нам еще нужно ответить на другой вопрос. Каковы основные потребности, которые я должен охватить, чтобы быть счастливыми?

Наши индивидуальные потребности варьируются в зависимости от нашей генетики, того, как мы были воспитаны, и нашего жизненного опыта. Эта сложная комбинация делает каждого из нас уникальным как в наших точных потребностях, так и во всех других аспектах, которые формируют человека, которым мы являемся сегодня.

Каждый из нас может быть очень сложным, но мы все люди, и это обеспечивает основу, на которой мы можем обнаружить наши основные человеческие потребности.

Мы составили список основных необходимых потребностей, которые могут иметь люди, и что, если они будут выполнены, они будут счастливы:

Список

  • Благополучие понимается как связи, которые производятся между телом и умом, и это влияет на наше настроение и наоборот. Мы не можем чувствовать себя хорошо, если мы не удовлетворим нашу первую и существенную основную физиологическую потребность.
  • Живите в адекватной среде Это относится к внешним факторам, таким как безопасность, доступность продуктов, свобода, климат, красота и ваш дом. Человек должен чувствовать себя защищенным, чтобы быть счастливым.
  • Удовольствие. Все люди должны жить в опыте, таком как радость, секс, любовь и еда, чтобы чувствовать себя хорошо.
  • Мы являемся социальным видом, социальные отношения, которые у нас есть, будут основой для построения нашей личности, и, как говорит Селигман (2011), они должны быть положительными.
  • Желание преуспеть. Нам нужны цели и необходимая мотивация для борьбы за них и их выполнения. То есть, мы должны жить приключениями, строить планы и любоваться окружающим миром.
  • Приверженность. Чтобы быть счастливыми обращать внимание на внутренние качества и не основываться только на внешних обстоятельствах.
  • Успех и достижения. Каждому необходимо установить цели, с помощью которых можно реализовать свои мечты, а также чувствовать себя компетентными и автономными. Благодаря им мы можем продолжать расти как люди и даже профессионально. Для этого очень важна уверенность в себе.
  • Нам также нужно, чтобы мы чувствовали себя любимыми, чтобы иметь положительную оценку самих себя и нашей профессиональной деятельности. Если мы не можем этого добиться, это может повлиять на и, следовательно, на наше счастье.
  • Эластичность. Мы также должны иметь возможность приспосабливаться к изменениям, которые жизнь ставит на нашем пути, и знать, как их преодолеть положительным образом.

Измерить счастье

Счастье несущественно, вы не можете положить его в карман и сохранить его, когда захотите. Но, как вы думаете, это можно измерить и изучить с научной точки зрения? Ну, по мнению некоторых ученых, мы сможем это сделать.

Исследование, проведенное в 2015 году в Азиатском журнале психиатрии, показало студентам счастье и психологическое благополучие.

Учащиеся оценивались по состоянию здоровья, счастью, самоэффективности, восприятия стресса, надежды и удовлетворенности жизнью, которую они получали через письменные опросные листы.

Был сделан вывод о том, что между счастьем и психологическим благополучием существует значительная взаимосвязь. Согласно этому исследованию, студенты с хорошими отношениями и те, кто сообщал о том, что получили удовольствие от участия в социальных мероприятиях, показали лучшее состояние психического здоровья.

Хотя счастье охватывает гораздо больше, эти советы могут помочь достичь этого и почувствовать себя более благополучно в жизни.

Наука о счастье

  • Вопросы температуры: исследование показало четкую связь между теплым климатом и лучшим состоянием ума. И слишком жаркие, и слишком холодные вредны для благополучия.
  • Это частично унаследовано: несколько исследований показали, что гены несут ответственность как минимум за 50% от того, насколько счастлив человек.
  • То, что вы чувствуете, очень важно: «цветочные ароматы могут сделать вас счастливее, поскольку они способствуют социальному взаимодействию», — говорит доктор Жаннет Хавилланд-Джонс, профессор психологии Университета Рутгерса.
  • Быть хорошим в чем-то помогает вам быть счастливым: будь то игра на инструменте или обучение шахматам, хорошее мастерство помогает вам быть счастливым. Хотя в начале это сложно и может быть захватывающим, в долгосрочной перспективе это дает свои преимущества.