Болезни Военный билет Призыв

Что для есенина родина. Тема Родины в творчестве С. Есенина. «тема родины в творчестве с.а.есенина»


Личность Сергея Александровича Есенина и его всеобъемлющая любовь к Родине – неразрывно связанные явления. Не найдется поэта, который бы так много, так искренне и страстно выражал свою любовь к русской земле в своих стихотворениях. Однако тема Родины в творчестве Есенина не является статичной, она развивается на протяжении всей жизни этого выдающегося автора.

Раннее творчество поэта тесно связано с традиционным русским бытом.

Есенин воспевает красоту своей малой Родины. Милые его сердцу образы деревни и природы находят место во многих его ранних стихотворениях. В раннюю пору в стихотворениях Есенина проявлялась такая особенность крестьянской поэзии как метафоризация языка, сочетание символики и бытовой конкретики идеалистических мотивов и картин действительности деревенского быта. Метафоры, большей части фольклорного типа, находили место практически во всех его ранних творениях: «Там, где капустные грядки/ Красной водой поливает восход…». Родина для Есенина не только – родные места, но и природа, клен под окном, соседский пес, покосившаяся оконная рама, образ матери и отца, а так же звуки, краски окружающего мира.

Примером лирического восприятия Родины является стихотворение «Гой ты, Русь моя родная». Лирический герой сравнивает себя с богомольцем, тема религии также тесна связана с темой деревенской жизни, именно поэтому в данном произведении мы видим сочетание религиозной и бытовой образности: «Хаты – в ризах образа…». Во многом противоположные друг другу образы не порождают диссонанса, наоборот, возникает ощущение полноты и многомерности сельского мира. Ранняя лирика Есенина во многом утопична, посвящена красоте малой Родины поэта, тому маленькому мирку, в котором тот жил, ожидая того времени, когда мир большой подхватит его и понесет в такую же большую жизнь. Предчувствие радостных перемен звучит в стихотворении «Разбуди меня завтра рано…». И гостем, которого собирается встретить лирический герой, является та самая новая жизнь, в которую ему так не терпится оконуться.

В 1914 году в творчестве, как и в жизни Есенина происходит перелом – война накладывает свой отпечаток и на личную, и на его поэтическую судьбу. И хотя сражения идут далеко от Рязани и Москвы, без участия самого поэта, тревога за судьбу Родины, деревни ярко звучит в стихотворении «Край ты мой заброшенный…». Революция, разделившая жизнь огромной страны на до и после, была воспринята Есениным по-крестьянски, он не был ни ее сторонником, ни сторонником. Просто, когда раскололся прежний, знакомый ему мир, трещина прошла через сердце поэта. Душевные переживания Есенина находят отражение в стихотворении «Мне осталась одна забава…». Во внутреннем мире лирического героя, как и во внутреннем мире самого автора, нет гармонии, уверенности в завтрашнем дне. Ему горько видеть то, как умирает тот маленький сельский мир, который взрастил его, сделал его таким, какой он есть. В поэме «Сорокоуст» явно звучат переживания за судьбу деревни, не только ее быта, но и духовных богатств и красот. В отрывке о жеребенке, бегущем за железным конем, выражается тот странный разлад между городским прогрессом и деревенским мирным укладом: «Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится?». Поэт, всю жизнь ассоциировавший себя с той средой, из которой он вышел, чувствует, что не сможет найти место в этом новом мире, побеждающим мир прежний.

Родина, еще несколько лет назад питавшая силы поэта, дававшая ему вдохновение, теперь будто отвергает Есенина. Он чувствует себя совершенно чужим в стране, идущей по дороге уничтожения всего прекрасного и дорогого ему. На смену «святой Руси», которая становится «Русью уходящей», приходит «Русь Советская». В поэме "Русь уходящая" Есенин восклицал с болью: "Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, / Какая грусть в кипении веселом!.." Завидуя тем, "кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею", поэт не мог определиться между двумя враждующими станами, окончательно избрать чью-либо сторону. В этом скрывается драматизм его положения: "Какой скандал! Какой большой скандал! Я очутился в узком промежутке..." Есенину удалось передать свое состояние и мироощущение человека, неприкаянного, смятенного и терзаемого сомнениями: "Что видел я? Я видел только бой. Да вместо песен Слышал канонаду..."

Поэма «Анна Снегина» в значительной степени автобиографична. Лето 1918 года Есенин провел в селе и, конечно, был очевидцем явлений, происходивших в революционной деревне. И уже в 1925 году поэт оглядывается назад, вспоминая и оценивая события прошлых лет. В этом произведении есть и Первая Мировая, и обе революции, и гражданская война. Главный герой, как и сам Есенин, является дезертиром, он возвращается в деревню, которую давно покинул, встречается с той женщиной, которую любил словно целую вечность назад. Как и тогда, их разделяет многое – представления о том, какое значение имеет война для каждого, надежды на светлое будущее, которых нет у самой Анны. Сергей – друг и брат простым людям, Снегина же – враг и им, и установившемуся режиму. В данной поэме темы политической жизни страны и любви тесно переплетены, война и революция не дает им быть вместе, как много лет назад им мешали условности и приличия. Новая страна совсем не похожа на ту святую Русь, которая была домом и для того круга людей, в котором росла Снегина, и того, в котором рос Сергей. Страдают и те, и другие, и не только гонимой Анне нет места в новой советской России, но Сергею все вокруг кажется чужим и незнакомым.

Тема Родины в творчестве Сергея Есенина

Сергей Александрович Есенин к вершинам мировой поэзии поднялся из глубин народной жизни. Колыбелью его поэзии стала рязанская земля, русские народные песни, грустные и раздольные, отразившиеся в его великолепных стихах. Ведущая тема в творчестве поэта - тема Родины. Есенин писал: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве». Он просто не мыслил себя вне России, вне России для него не было ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы.

Образ родного края, о чем бы ни писал Есенин, незримо присутствует в его произведениях. Однако тема Родины в творчестве поэта проходит свою эволюцию. Поначалу это была почти несознательная, детская, безмятежная тема.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Колыбель колдовная счастье мне пророчила.

Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике «Радуница») автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!» тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина - это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», - вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим «заоблачным раем». Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как «забоченившиеся избы», «тощие поля», «черная, потом пропахшая выть» и другие. Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. «Грустная песня, ты - русская боль!» - восклицает поэт. Он хочет верить, что советская власть и социализм возвысят человека, что все делается во имя него и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, «прояснился омут в сердце мглистом».

«Учусь постигнуть в каждом шаге

Коммуной вздыбленную Русь».

Вспомним «Балладу о двадцати шести». Народу автора - «и крестьянин, и пролетариат». У народа одна цель: «Коммунизм - знамя всех свобод». Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - «Песня о великом походе», «Стансы», «Анна Снегина».

Его не могла не мучить отсталость, дикость России, беспросветная тяжесть крестьянского труда. Поэтому он восторженно принимает Февральскую революцию. Октябрь поначалу показался ему простым продолжением Февраля. Ему виделся только вихрь, «бреющий бороду старому миру». А оказалось, что повелевают бурей не его знакомые эсеры, а малопонятные серьезные люди - большевики, и что теперь никто не интересуется феноменом русской национальной жизни.

В творчестве Есенина отражается борьба двух чувств: понимание неизбежности перемен, попытка принять их, осознать и в то же время боль, что уходит в прошлое прежняя, воспетая им «деревянная Русь», нищая, но милая его сердцу. Вместо ожидаемого «мужицкого рая», сказочного края Инонии - тучами изглоданное небо, выбитые окна в избах. Казалось, из России ушла душа.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. «Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического «земного рая» для мужиков (стихотворение «Иорданская голубица»). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, «куда влечет нас рок событий». Непонятно ему и изменение облика России, который несла с собой Советская власть. Обновление села представляется поэту вторжением враждебного, «скверного», «железного гостя», перед которым беззащитна противопоставляемая ему природа. И Есенин чувствует себя «последним поэтом деревни». Он считает, что человек, преобразуя землю, обязательно губит ее красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Проходит время, и взгляд Есенина на жизнь и на мир становится шире. Так, раньше родиной он считал только одну деревеньку, а теперь стал чужд всякой национальной ограниченности. Он стал гражданином мира. «Я брат вам по крови», - обращается Есенин к грузинским поэтам и мечтает о том времени, когда «по всей планете пройдет вражда племен», «когда на земле будет один язык, и лишь „историк“, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется». Есенин, став пламенным интернационалистом, не оставил «того места, где он родился». «Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь», - утверждает он. Поэт, любуясь «голубой родиной Фирдоуси», ни на минуту не забывает «как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий».

Итак, эволюция темы родной земли в лирике Есенина состоит в восхищении красотой родного края, изображении тяжелой, изнурительной жизни русского народа, в мечте о «мужицком рае», неприятии городской цивилизации и стремлении постигнуть «Русь советскую», в чувстве интернационального единения с каждым жителем планеты и оставшейся в сердце «любови к родному краю».

Он воспел радостно, самозабвенно, возвышенно и чисто шестую часть земли - великую Русь.

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Уже в ранних стихах С.Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений «Гой ты, Русь моя родная…» С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением целая философия, система ценностей. Мир деревни это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы. Мир Руси для С.Есенина это и мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России это нечто единое, родина для него, особенно в раннем творчестве, это прежде всего родной край, родное село, то, что позднее, уже на исходе XX века, литературные критики определили как понятие «малой родины».

С присущей С.Есенину лирику склонностью одушевлять все живое, все окружающее
его, он и к России обращается как к близкому ему человеку: «Ой ты,
Русь, моя родина кроткая, /Лишь к тебе я любовь берегу». Порой стихи
поэта обретают ноту щемящей грусти, в них возникает чувство
неприкаянности, лирический герой их странник, покинувший родную
хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается
неизменным, что сохраняет вечную ценность это природа и Россия:

«А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам…
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора».

С.Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и
даже трагическими событиями. На памяти его поколения война,
революция, снова война теперь уже гражданская. Переломный для
России год 1917 поэт встретил, как и многие художники его круга, с
надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле.
Поэты круга С.Есенина того времени это Н.Клюев, П.Орешин,
С.Клычков. Надежды эти выражены в словах Н.Клюева близкого
друга и поэтического наставника С.Есенина: «Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный».

В есенинской поэзии в 1917 году
появляется новое ощущение России: «Уж смыла, стерла деготь/
Воспрянувшая Русь». Чувства и настроения поэта этого времени очень
сложны и противоречивы это и надежды, и ожидания светлого и
нового, но это и тревога за судьбу родного края, философские раздумья
на вечные темы. Одна из них тема столкновения природы и
человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее
гармонию звучит в стихотворении С.Есенина «Сорокоуст». В нем
центральным становится обретающее глубоко символический смысл
состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы
воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском
«Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума,
технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России.
В послереволюционной поэзии С.Есенина тема родины насыщена
нелегкими думами о месте поэта в новой жизни, он болезненно
переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык
с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене
заменяет икону, а «пузатый «Капитал» Библию. Особенно горько
поэту сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют
агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С.Есенин
справедливо замечает: «Я поэт! И не чета какимто там Демьянам».
Поэтому так горестно звучат его строки: «Моя поэзия здесь больше не
нужна, /Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен». Но даже желание
слиться с новой жизнью не заставляет С.Есенина отказаться от своего
призвания российского поэта; он пишет: «Отдам всю душу октябрю и
маю, /Но только лиры милой не отдам». И поэтому таким глубоким
пафосом наполнено его признание:

«Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Сегодня нам, живущим в России, трудно до конца понять смысл этих
строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название
Русь было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в
«Ресефесере». С темой родины у С.Есенина связано понимание своей
поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни»,
хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важным для
понимания темы родины, у поэта стало стихотворение «Спит ковыль»:

«Спит ковыль.
Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родана другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя,
Но никто под окрик журавлиньй
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть».

Стихотворение это датировано 1925 годом, относится к зрелой лирике
поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь,
свирепствуя и мучась» трудный исторический опыт, который выпал на
долю есенинского поколения. Стихотворение построено на
традиционно поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа
и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и
журавлиный крик как знак разлуки. Традиционному пейзажу, в
котором олицетворением поэзии является не менее традиционный «свет
луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой,
лишенный поэзии. И в противоположность ему звучит признание
лирического героя есенинского стихотворения в приверженности
вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет
«золотой»: «Все равно останусь я поэтом /Золотой бревенчатой избы».

Он один из наиболее часто встречающихся в лирике С.Есенина, но
обычно он связан с цветовым понятием: золотой то есть желтый, но
непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою
лягушкой луна». В этом стихотворении оттенок ценности преобладает:
золотой не только цвет избы, сколько символ ее непреходящей
ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей
красотой, гармонией. Деревенская изба это целый мир, ее разрушение
не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал
стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте
поэзии С.Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее
признание автора. Таким образом, тема родины в поэзии С.Есенина
развивается от безотчетной, почти подетски естественной
привязанности к родному краю к осознанной, выдержавшей испытания
трудным временем перемен и переломов авторской позиции.

I. «О Русь, малиновое поле…»

Природа как лейтмотив в есенинском образе Родины.

II. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моемтворчестве». (С. Есенин).

1. Восприятие нового облика Родины в лирике и поэме «Анна Снегина».

2. Боль поэта от сознания своей чуждости новой России («Русь уходящая», «Русь советская», Стансы).

3. Объяснение в любви к родному краю («Персидские мотивы», «Спит ковыль. Равнина дорогая…» и др.).

III. Притягательная сила есенинской поэзии.

Леднёв А. В

Ранняя Лирика С. Есенина

Сергей Есенин (в отличие, например, от Блока) не склонен был делить свой творческий путь на какие‑либо этапы. Поэзия Есенина отличается высокой степенью цельности. В ней все – о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил поэт. Есенин принес в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – «изумительными в своей красоте». Но его вклад в русскую литературу связан не столько с новизной тематики (пейзажная лирика – магистральная тема всей поэзии XIX века), сколько со способностью увидеть природу изнутри крестьянского мира. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Крестьянская Русь – центральный образ первых сборников Есенина «Радуница» (1916) и «Голубень» (1918). Показательны уже сами названия обеих книг. Радуница – день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли на Руси и первые весенние дни. Голубая, синяя – постоянные эпитеты есенинской России:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах…

Специфическое, «индивидуальное» использование цвета – характерное для всей поэзии начала XX века явление. Если у Блока «синий» – цвет разлуки, печали, недостижимости счастья, то в поэзии Есенина он почти всегда предметно закреплен, более конкретен. Смысловые ассоциации «синих» цветовых определений у Есенина – молодость, полнота светлых чувств, нежность.

«Обаяние и тайна есенинской Руси – в тихо лучащемся отсутствии» (Л. Аннинский). Ключевые образы ранней поэзии – звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия – это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

(«Голубень»).

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты – смирна и ливан

Волхвов, таинственно волхвующих.

(«Тебе одной плету венок…»).

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, – это лишь поэтический миф. Для молодого Есенина она – воплощение рая. Однако постепенно этот образ осложняется. Примечательны переклички есенинского образа Руси с блоковской Россией. У обоих поэтов рядом с «Россией‑тайной», «светлой женой» – другая, «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевал полоса…

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса…

Оловом светится лужная голь.

Грустная песня, ты – русская боль.

Но, вопреки всему, чувства лирического героя неизменны: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «…не любить тебя, не верить – / Я научиться не могу».

В стихотворении «За темной прядью перелесиц…» лирический герой прямо отождествляет себя с родиной:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России – «земная» и «небесная» – уживаются в душе поэта, хотя его тоска – о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина – «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что она – оставленная. Мотив покинутого отчего дома – один из ведущих в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя есенинской поэзии обычно выделяют следующие:

– максимальная приближенность биографии героя к биографии автора (автобиографические мотивы – в основе большинства стихов Есенина);

– естественность тона, исповедальная открытость лирического героя («стихи – письмо от Есенина», – определял эту особенность Ю. Тынянов);

– ощущение героем кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли глагол»);

– открытость героя миру, благодарное его приятие, но при этом – тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика

«Последний поэт деревни». Несмотря на необыкновенную цельность есенинского художественного мира, на протяжении творческого пути поэта стиль его «словесной походки» менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по‑своему, с крестьянским уклоном», – писал поэт в автобиографии («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие поэты, писавшие о крестьянстве (Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую Крестьянскую Республику – благословенную страну Хлеба и Молока. В 1917–1919 гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. – «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания Есенина не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове (поездки на родину обычно бывали «урожайными» на лирику) Есенин пишет единственное стихотворение – «Я последний поэт деревни…»:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Если бы мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если бы не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, – его вполне можно было бы принять за зарисовку с натуры. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ прощания и с вымирающей – деревянной – деревней, и с ее последним поэтом – еще живым, но уже почувствовавшим, что время его миновало:

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья‑кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой последний час!

Есенин будто заказывает панихиду по дорогому его сердцу обреченному миру, сам ее в одиночку «справляет», и делает это именно в том Храме, где богослужение можно совершать в любой час и на всяком месте – в храме Природы. Через традиционный для его поэзии «древесный» образный знак («все от дерева – вот религия мысли нашего народа», – считал поэт) выражает он свою самую глубокую боль. Это боль от погибели того быта, где все связано с «деревом», а главное – от вымирания рожденного этой «религией» искусства. Поэтому «скромный» мост, который «последний поэт деревни» строит в песнях, – это «дощатый», из дерева слаженный мост. Поэтому и знаком гибели становится хрип «деревянных» часов луны. Поэтому и служки храма – деревья, «кадящие» осенней листвой. И даже необходимая в обряде поминального действа свеча, как и все, что сплотилось в обреченном протесте против неживых ладоней железного гостя, – свеча живая, из телесного воска сотворенная:

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

Есенин стал «последним поэтом» не только деревни, но и всей Руси уходящей, той Руси, миф о которой существовал на протяжении веков. «Мне очень грустно сейчас, история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого» (из письма Есенина, август 1920 г.).

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

<…>Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

(«Сорокоуст», 1920 г.)

Год 1920‑й – переломный в творчестве Есенина. Мотивы покинутого дома осложняются у него конфликтом «Русь Советская» – «Русь уходящая». Сам поэт – в «узком промежутке» между ними: «Язык сограждан стал мне как чужой. В своей стране я словно иностранец».

Литературовед Алла Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет «разговаривающим Есениным». Стихи 1924–1925 гг. удивительно многоголосы. Сам поэт не знает ответа на вопрос «куда несет нас рок событий?», поэтому он дает право голоса многим своим героям – матери, деду, сестрам, землякам:

Я слушаю. Я в памяти смотрю,

О чем крестьянская судачит голь.

«С Советской властью жить нам по нутрю…

Теперь бы ситцу… Да гвоздей немного…»

Как мало надо этим брадачам,

Чья жизнь в сплошном картофеле и хлебе.

(«Русь уходящая»).

Любовная лирика. «Заметался пожар голубой, / Позабылись родимые дали. / В первый раз я запел про любовь, / В первый раз отрекаюсь скандалить». Это строки знаменитого стихотворения из цикла «Любовь хулигана» (1923). Действительно, в раннем творчестве Есенина (до начала 1920‑х гг.) стихи о любви были редкостью. Показательно для его поэтического мира стихотворение 1916 г. «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Здесь любимая неотделима от природного окружения: у нее «сноп волос овсяных» и «зерна глаз»: «С алым соком ягоды на коже, / Нежная, красивая была / На закат ты розовый похожа / И, как снег, лучиста и светла». Ушедшая возлюбленная, что была «песня и мечта», не исчезла бесследно – она растворилась в окружающем мире:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.

В тихий час, когда заря на крыше.

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.

Далеко не все стихи цикла «Любовь хулигана» относятся к лучшим творениям Есенина. Скорее – отдельные образы, строфы, строчки:

Пусть я буду любить другую,

Но и с нею, с любимой, с другой,

Расскажу про тебя, дорогую,

Что когда‑то я звал дорогой.

Расскажу, как текла былая

Наша жизнь, что былой не была…

Голова ль ты моя удалая,

До чего ж ты меня довела?

(«Вечер черные брови насопил…»).

Любовь – центральная тема «Персидских мотивов» и так называемого «зимнего цикла» (конец 1925 г.). Высокий эмоциональный накал, душевная обнаженность, безоглядная удаль – отличительные черты есенинской любовной лирики. В передаче стихии любовного чувства поэт глубоко индивидуален:

Милая, ты ли? та ли?

Эти уста не устали.

Эти уста, как в струях,

Жизнь утолят в поцелуях.

Милая, ты ли, та ли?

Розы ль мне то нашептали?

Есенинские стихи о любви подчеркнуто музыкальны. Кажется, что и все очарование знаменитого «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» из «Персидских мотивов» именно в удачно найденной повторяющейся строчке – музыкальной теме всего стихотворения.

В одном из ранних стихотворений Есенин изобразил расставание с любимой как прощание с собственной тенью:

Где‑то в поле чистом, у межи,

Оторвал я тень свою от тела.

Неодетая она ушла,

Взяв мои изогнутые плечи.

Где‑нибудь она теперь далече

И другого нежно обняла.

<…>Но живет по звуку прежних лет,

Что, как эхо, бродит за горами…

(«День ушел, убавилась черта…»)

Обычно редко обращают внимание на то, что в стихах Есенина любимая, как и образ России, – лишь эхо, отзвук, тень, мечта:

Светит месяц. Синь и сонь.

Хорошо копытит конь.

Свет такой таинственный,

Словно для единственной

Той, в которой тот же свет

И которой в мире нет.

(«Вижу сон. Дорога черная…»)

Благодарное приятие – основной тон в отношении лирического героя к жизни – проявляется и в отношении к женщине – подруге, любимой. Он умеет проститься и расстаться с любимой светло, с благодарностью, без истерической натуги:

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом…

(«Цветы мне говорят – прощай…»)

Любимая!

Я мучал вас,

У вас была тоска

В глазах усталых…

(«Письмо к женщине»)

Даже в одном из самых «кабацких», насыщенных вульгаризмами стихотворений («Излюбили тебя, измызгали – / Невтерпеж. / Что ж ты смотришь так синими брызгами? / Иль в морду хошь?») все написано, кажется, ради двух финальных строк:

К вашей своре собачьей

Пора простыть.

Дорогая, я плачу,

Прости… прости…

(«Сыпь, гармоника. Скука…»)

Особенности поэтического стиля. Литературоведы обычно отмечают следующие черты поэтики Есенина:

1) Песенно‑фольклорное начало. На фольклорные источники своей поэзии не раз указывал сам Есенин. Это прежде всего песенная мелодичность. Не случайно до сих пор Есенин остается поэтом, которого поют больше, чем кого‑либо другого. Ритмический рисунок есенинского стиха сходен с ритмикой народных песен и частушек:

Эх, береза русская!

Путь‑дорога узкая.

Эту милую, как сон,

Лишь для той, в кого влюблен,

Удержи ты ветками,

Как руками меткими.

От народной же песни в поэзии Есенина – обилие

повторов и кольцевые обрамления:

Свет вечерний шафранного края,

Тихо розы бегут по полям.

Спой мне песню, моя дорогая,

Ту, которую пел Хайям.

Тихо розы бегут по полям…

– а также постоянные эпитеты и система сквозных лирических образов (клен, черемуха, яблоня, сад, осень), переходящих из стихотворения в стихотворение.

2) Специфическая образность. «Не я выдумал этот образ, он… основа русского духа и глаза». Каждый есенинский образ («сказочный оборотень», по словам поэта) заключает в себе определение какой‑то, не всегда легко, с ходу понятной поэтической мысли. В большинстве случаев «фигуральности Есенина», как правило, практически непереводимы на язык понятий. Для того чтобы глубже понять мысль поэта, необходимо учитывать весь контекст его творчества. Так, строка «все пройдет, как с белых яблонь дым» из знаменитого «Не жалею, не зову, не плачу…» скажет гораздо больше, если знаешь, что яблоня у Есенина – это и реальное дерево, и образ души поэта:

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу‑яблоню ветром стряхать…

<…>Не каждый умеет петь,

Не каждому дано яблоком

Падать к чужим ногам.

Словесный образ Есенина отражает «узловую завязь природы и человека». Отсюда – два любимых художественных приема поэта – олицетворение и метафора, которые нередко совмещаются в одном образе:

Изба‑старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

(«О красном вечере задумалась дорога…»)

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилег ко плетню.

Держат липы в зеленых лапах

Птичий гомон и щебетню.

(«Эта улица мне знакома…»)

Своеобразное открытие Есенина – «олицетворение наоборот», когда происходящее с миром природы отождествляется с состоянием человека. Целиком на таком приеме построено стихотворение «Отговорила роща золотая…» «Роща золотая» – это и сам поэт, и его поэзия. Для Есенина поэзия – прекрасный сад (роща), где слова – листья, а образы – яблоки, стряхиваемые с души, когда нальются соком. Для поэта человек, поэзия и природа – одно нерасчленимое целое. Лирический герой Есенина часто наделяет себя «портретными» признаками деревьев (чаще всего – клена), цветка, листа: «Сам себе казался я таким же кленом, / Только не опавшим, а вовсю зеленым…»; «Я милой голову мою / Отдам, как розу золотую…»

3) Особенности цветовой и световой палитры. Преобладающие цвета в лирике Есенина – синий, голубой, розовый, золотой, серебряный. Часто краски приглушены, смягчены, а пейзаж словно подернут дымкой:

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное

Дышит запахом меда и роз.

Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний – пейзаж души лирического героя. Интересно, что сторонник изобразительной точности в поэзии Иван Бунин бранил Есенина за пейзажные «неточности» и даже упрекал его в «незнании природы».

Любимые есенинские эпитеты – «синий» и «голубой» – постоянные характеристики матери‑родины, Руси и юности поэта: «Стережет голубую Русь / Старый клен на одной ноге…»; «Май мой синий, июнь голубой!»

Показательно, что в поэме «Черный человек» и последнем – «зимнем» – цикле стихов преобладают в основном два цвета – черный и белый:

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона.

И березы в белом плачут по лесам.

Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?

Леднёв А. В

Поэма «Анна Снегина»

Эта поэма, написанная в 1925 г., по признанию поэта, «лучше всего, что я написал». Жанр поэмы определяют как лиро‑эпический: внутренний, лирический сюжет произведения неразрывно связан с рассказом о том, что «случилось, что стало в стране». Образцом для подражания Есенину послужил роман в стихах «Евгений Онегин», мотивы которого слышны в «Анне Снегиной» (дворянская тема, первая любовь героев, «разность» между автором и героем поэмы Сергеем). В основе сюжета – реальные события: два приезда Есенина на родину в 1918 и 1924 гг. (в поэме действие происходит в 1917 г. и в 1923 г.); прообразом главной героини стала знакомая Есенина, помещица Л. И. Кашина.

В центре лирического сюжета поэмы – встреча «знаменитого поэта» со своей первой любовью летом 1917 года:

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы – знаменитый поэт.

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой…

<…>Мы вместе мечтали о славе…

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер…»

Определяющими в развитии лирического сюжета поэмы являются строчки: «И в сердце хоть прежнего нет, / По‑странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет…». Встреча Сергея с Анной происходит в драматические дни: назревает революция, на фронте гибнет муж Анны (а Сергей – «первый в стране дезертир» – жив и здесь):

Теперь я отчетливо помню

Тех дней роковое кольцо…

Но было совсем не легко мне

Увидеть ее лицо.

Выше уже отмечалось «многоголосие» поздней лирики Есенина. Это в полной мере относится и к поэме, где события 1917–1923 гг. даются глазами самых разных людей: мельника, его жены, криушинских мужиков. Показательно, что и начинается поэма с рассказа возницы о том, как в Радове «скатилась со счастья вожжа»: криушане убили старшину их деревни. С тех пор «то радовцев бьют криушане, то радовцы бьют криушан». Убийца старшины – Петр Оглоблин (фамилия «говорящая») – нынешний вождь криушан. Именно он зовет Сергея в «помощники», чтобы ехать «к Снегиной… вместе… Просить». Происходящее оценивается автором не прямо, а через характеристики персонажей (например, того же Прона: «Оглоблин стоит у ворот / И спьяну в печенки и в душу / Костит обнищалый народ») и через предметные детали. В тот визит с землей ничего не получилось: Сергей увел Прона из дома, где получили похоронку. Осенью этого же года «первым описывать барский дом» поехал брат Прона Лабутя, член Совета и «герой» войны, которому дается такая убийственная характеристика: «Мужик – что твой пятый туз: / При всякой опасной минуте / Хвальбишка и дьявольский трус». (Пятый туз – лишний туз в шулерской колоде).

Объяснение Анны с Сергеем – кульминация в развитии лирического сюжета:

Я помню

Она говорила:

«… вас

Оскорбила случайно…

Жестокость была мой суд…

Была в том печальная тайна,

Что страстью преступной зовут…»

Спустя многие годы Сергей узнает причину отказа «девушки в белой накидке»:

«Конечно, до этой осени

Я знала б счастливую быль…

Потом бы меня вы бросили,

Как выпитую бутыль…

Поэтому было не надо…

Ни встреч… ни вообще продолжать…

Тем более с старыми взглядами

Могла я обидеть мать».

Одна из причин разразившейся революции, а потом и гражданской войны – пропасть между «белой» и «черной» костью, Россией дворянской и крестьянской. Она оказалась непреодолимой и для Сергея с Анной, несмотря на то чувство, что их связывало: «лирике» помешал «эпос». Судьбы героев оказываются неотделимы от судьбы их родной страны.

Композиция поэмы, как и многих лирических стихов Есенина, построена по кольцевому принципу.

Далекие, милые были,

Тот образ во мне не угас…

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас,

так заканчивается первая глава. В заключительной главе, после того, как Сергей получил от Анны «беспричинное письмо» с лондонской печатью, в этих стихах изменено всего одно слово. В любые, даже самые «суровые и грозные годы», внутреннее (мир души, чувства) – главное для человека. Это неуничтожимо, вечно. Об этом – финальные стихи поэмы:

Мы все в эти годы любили,

Но, значит, любили и нас.

Быкова Н. Г

Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»

Поэма Сергея Александровича Есенина «Анна Снегина» – произведение во многом итоговое, в котором личная судьба поэта соотнесена с судьбой народной. Поэма тесно связана с лирикой Есенина, вобрала в себя многие ее мотивы и образы.

Центральным, организующим началом поэмы является речь самого Есенина. Голос автора, личность автора, его отношение к миру пронизывает все произведение. Примечательно, что автор не навязывает своих взглядов, своего отношения к миру другим героям, он только объединяет их в поэме.

Поэт определил свое произведение как лиро‑эпическое. Главная его тема – личная. Поэтому все эпические события раскрываются через судьбу, чувства поэта и главной героини.

Само название поэмы говорит о том, что все основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Не раз уже отмечалось, что имя героини звучит как‑то особенно поэтично и многозначно. Снегина – символ чистоты белого снега – перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи, а значит, и символ утраченной навсегда юности. Немало встречается и знакомых по есенинской лирике образов: «девушка в белом», «тонкая береза», «снежная» черемуха. Но все знакомое соединено в образе главной героини.

То, что Анна Снегина оказалась вдали от родины, – это печальная закономерность многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука поэта с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но все человечески прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь».

В поэме тесно связаны тема родины и тема времени. В хронологическом смысле основа поэмы такова: основная часть (четыре главы) – это рязанская земля 1917 года; в пятой главе – набросок судьбы одного из уголков большой деревенской Руси от революции до первых мирных лет (действие в поэме кончается 1923 годом). Естественно, что за судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Автор отобрал те факты, которые относятся ко времени крупнейших исторических событий в стране: первой мировой войны, Февральской революции, Октябрьской революции и классовой борьбы в деревне. Но для нас особенно важным является не само изображение эпических событий, а отношение к ним поэта.

Есенин не идеализирует русское крестьянство, он видит его неоднородность, видит в нем и мельника со старухой, и возницу из начала поэмы, и Прона, и Лабутю, и мужика, сжимающего от прибыли руки… Своеобразную основу жизни поэт видит в трудовом крестьянстве, судьба которого является эпической основой поэмы. Судьба эта печальна, как явствует из слов старухи‑мельничихи:

У нас здесь теперь неспокойно.

Испариной все зацвело,

Сплошные мужицкие войны

Дерутся селом на село.

Символичны эти мужицкие войны, являющиеся прообразом большой братоубийственной войны, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея…» Осуждение войны – империалистической и братоубийственной – одна из главных тем. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами – мельником и его старухой, возницей, двумя главными трагедиями жизни Анны Снегиной (гибель мужа, эмиграция). Отказ от кровавой бойни – выстраданное убеждение автора и исторически точная поэтическая оценка событий:

Война мне всю душу изъела.

За чей‑то чужой интерес

Стрелял я в мне близкое тело

И грудью на брата лез.

Я понял, что я – игрушка,

В тылу же купцы да знать…

И лишь в финале поэмы звучит светлый аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда‑навсегда ушедшем. Мы убеждаемся в том, что все лучшее, что осталось позади героя, живет в его душе:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда‑то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Hem!»

Далекие, милые были!

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Эпилог был очень важен для Есенина – поэта и человека: ведь все это помогало ему жить. Эпилог означает и то, что прошлое и настоящее для героя взаимосвязаны, он как бы соединяет времена, подчеркивая их неотделимость от судеб родной земли.

Широта исторического пространства поэмы, ее открытость жизненным впечатлениям, лучшим движениям души человека характеризует последнюю и главную поэму «поэтического сердца России» Сергея Есенина.

Быкова Н. Г

Лирика С. А. Есенина

Сергей Есенин жил и творил на рубеже двух эпох – старой и новой. Известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта, – целиком можно отнести к Есенину. Отсюда тот драматизм чувств, которым наполнена его лирика, его искренние скорбные самопризнания:

Я человек не новый, что скрывать.

Остался в прошлом я одной ногою.

Стремясь догнать стальную рать,

скольжу и падаю другою.

Сложным и трудным был путь поэта к новой жизни. Но, несмотря на все падения и срывы, он шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, – чувство ничем не расторжимой связи со своим народом.

Уже в раннем периоде творчества становится очевидной самая сильная сторона поэтического дарования Есенина – его умение рисовать картины русской природы. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Картины часто не радуют глаза («Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…») (1914), но тем сильнее любовь к обездоленной Родине. Она приобретает особенную силу с началом первой мировой войны – в эту «годину невзгод» («Русь») (1914). Но Есенин видит и яркие краски русской природы: во многих его стихах о России играют и переливают радостные тона – голубые, лазоревые, малиновые…

Пейзажи Есенина – не безлюдные картины, в них всегда «вкраплен» человек – сам поэт, влюбленный в родимый край.

Изображение человека в тесном общении с природой дополняется особой любовью поэта ко всему живому – зверям, птицам домашним животным («Корова», «Песнь о собаке» и др.).

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Есенин чувствует себя настолько привязанным к прошлому деревни, что необходимость расстаться с ним воспринимает как собственную обреченность. Эта мрачная тема порождает упадок душевных сил и пессимистические настроения: все чаще в его стихах появляется слово «рок», ему мерещится «роковая беда», он пишет об участи поэта – «роковая на нем печать».

Эти настроения отразились в цикле стихотворений «Москва кабацкая» (1924). Здесь мы застаем поэта в состоянии крайнего упадка сил. Отчаяние, безразличие к жизни, попытка забыться в пьяном угаре – основные мотивы этого цикла.

Но Есенин нашел в себе силы выйти из этого тупика. В этом была его большая заслуга перед самим собой и перед новым временем. Позже он скажет одному из своих друзей: «Слушай! А ведь я все‑таки ушел из «Москвы кабацкой». Ушел! Здорово трудно было». А в одном из стихотворений он еще раз подтвердит эту мысль:

Улеглась моя былая рана,

Пьяный бред не гложет сердце мне…

Трагизм прощания Есенина с прошлым оставил драматические следы в его творчестве. Но прошлое не поглотило поэта, живая современность оказалась намного сильнее.

В творческом развитии Есенина известную роль сыграла его заграничная поездка.

Европа и Америка произвели удручающее впечатление на поэта. В одном из писем он писал: «Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства… В страшной моде Господин доллар, а не искусство… самое высшее – мюзик‑холл». «Там, из Москвы, нам казалось, что Европа – это самый обширнейший рынок распространения наших идей в поэзии, а теперь отсюда вижу: боже мой! до чего прекрасна и богата Россия в этом смысле. Кажется, нет еще такой страны и быть не может».

Стараясь оторваться от мрачных дум, Есенин совершает поездки на Кавказ (Баку, Батум, Тифлис). Поездки эти имели для него огромное значение: они вносили душевное успокоение, давали возможность сосредоточиться, создавали благоприятную обстановку для творчества. Там он создал замечательный цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы» (1924–1925).

Есенин неоднократно собирался в Персию, но ему так и не удалось побывать там. В «Персидских мотивах» отразились кавказские впечатления и впечатления от Средней Азии, где он провел некоторое время. Кроме того, поэт был хорошо знаком с творчеством средневековых персидских лириков (Омар Хайям, Саади и др.). В своих стихотворениях поэт передает реальную атмосферу Востока, поэтизирует чувство любви.

Тяга к размышлениям о жизни, о себе самом начинает занимать преимущественное положение в лирике Есенина в 1925 году. Он создает немало произведений, которые принято называть философской лирикой. В этом году Есенину исполнилось 30 лет. Он считал этот возраст значительным для лирического поэта, переломным, предъявляющим высокие требования к человеку.

В стихотворении «Мой путь» (1925) он подводит итоги прожитого: вспоминает события в стране, свою молодость, говорит о новом взгляде на жизнь, мечтает о том, «чтоб говорливая душа уже по‑зрелому запела».

Поэт стремится глубже разобраться в том, «что случилось, что сталось в стране» («Несказанное, синее, нежное…») (1925). Он хочет жить, как и другие люди, «под веселой ношею труда», не отделяет себя от этих людей («Каждый труд благослови, удача…» (1925), «Я иду долиной…» (1925)). Не без сожаления поэт прощается со своей бурной молодостью, но в то же время хорошо понимает необходимость более зрелого отношения к жизни, более высокой требовательности к себе. Он во многом критически оценивает свое прошлое, учитывает опыт прожитого, задумывается над будущим («Спит ковыль, равнина дорогая…» (1925)). Поэт говорит о своей привязанности к жизни, радуется ей, чувствуя себя возрожденным: «Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси», «Мне все равно эта жизнь полюбилась. Так полюбилась, как будто вначале», «Снова я ожил и снова надеюсь, так же, как в детстве, на лучший удел». Есенин испытывает прилив свежих сил, новый творческий подъем.

Да, прошлое тяготело над поэтом, он сам признавался: «Остался в прошлом я одной ногою». Но в его творчестве есть и другое, главное – его страстное стремление понять новое время. Какой бы противоречивой ни была поэзия Есенина, невозможно отрицать тот факт, что глубокая вера поэта в настоящее и будущее России составляет основу его творчества.

Но та жизнь, которую он вел в течение десяти лет, оставила тяжелый след. Эти годы были перегружены слишком быстрой сменой событий, впечатлений, настроений. Необыкновенная впечатлительность поэта углубляла последствия этого: часто случайные обстоятельства толкали его на необдуманные поступки и решения. Но Есенин еще пытается справиться с собой, переезжает в Ленинград, взяв с собой рукописи, ищет комнату, чтобы обосноваться в этом городе, где началась его литературная слава. Но в ночь с 27 на 28 декабря 1925 года Есенина не стало.

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое художественное богатство. В основе лирики Есенина лежит русская народная поэзия. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. «На душе лимонный свет заката и сирени шелест голубой», – писал Есенин в минуты успокоения. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», – говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины русской природы естественно приводило к тому, что мы называем очеловечиванием природы: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где‑то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом…» Такой принцип изображения приближает природу к человеку, заставляет особенно полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует из, каждая краска имеет свой смысл и содержание.

Синий и голубой – эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это – цвет неба и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие человека: «Несказанное, синее, нежное…», «Тих мой край после бурь, после гроз». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь…»

«Алый цвет мил на весь свет», – гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность и непорочность чувства («Выткался на озере алый свет зари…»). Розовый цвет символизирует юность, «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней…» Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски‑символы характерны для поэта‑романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин эмоционального воздействия лирики Есенина.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве», – говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, связанной с поэтикой народа.

Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, – вот что характеризует Есенина‑поэта.

«Отечество славлю, которое есть, но трижды – которое будет»

(В. Маяковский)

I. «Революцией мобилизованный и призванный».

1. Судьба и характер поэта.

2. Поэзия «агитатора, горлана, главаря».

II. «Моя революция» и «боевая буча» нового мира.

1. «Это было с бойцами и со страной, или в сердце было в моем»

(причастность поэта к судьбе страны).

2. «Делать жизнь с кого…»

3. Люди труда, созидатели.

4. «О бане для всякой дряни».

5. Образ «земли молодости».

III. Исторический оптимизм Маяковского. «Там, за горами горя солнечный край непочатый».

Цветаева М. И


Похожая информация.


Тема родины в творчестве Есенина.

План

1. Краткая биография Есенина.

2. Тема родины в творчестве поэта

2.1. Что такое Родина в понимании Есенина.

2.2. Любовь к родному краю.

2.3. Братья наши меньшие.

2.4. Русь бесприютная.

3. Влияние лирики Есенина на потомков

Известный российский поэт и лирик. Родился в 1895 году в семье простых крестьян. После Окончания сельского училища и школы при церковном приходе, поступил в народный университет в Москве. Первое стихотворение поэта было напечатано в 1914 году. Через два года Есенин становится по-настоящему знаменитым. Его стихи и поэмы издаются в различных журналах и сборниках. Умер поэт в 1925 году, в возрасте тридцати лет.

Тема Родины красной нитью проходит через все творческие искания Есенина. Но Родина для него - это не политическая сторона жизни России, не ее прошедшее, настоящее или будущее. Это то, что он обожает и помнит с детства, то, что он чувствует и что его окружает, - родное село, отцовский дом, материнская любовь, восхитительная природа. В своей лирике Есенин воспевает родные просторы - реки, степи, горы и леса.

Уже в пятнадцать лет он написал свое первое стихотворение “Сыплет черемуха снегом”. Сколько в нем любви к природе, сколько нежности к каждому лепесточку и цветочку. С такой же теплотой и лаской пишет поэт и о родном доме. Его стихотворения “Сестре Шуре” исполнены трепетных воспоминаний о своем детстве, о деревенской жизни, о тоске по милым сердцу местам. Село, в котором Есенин провел свое детские годы, - это его настоящая малая Родина.

“Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных”, - с чувством пишет поэт.

Он превозносит каждый лепесток, каждую былинку родной земли.

Немаловажное место в стихотворениях поэта уделяется и животным. Проникновенно и с сочувствием Есенин описывает душевную боль собаки, когда у нее забирают родившихся щенков (“Песнь о собаке”) и физические страдания лисицы, раненой охотником (“Лисица”). Для поэта животные - это настоящие меньшие братья, это друзья, которые испытывают те же чувства и ощущения, что и люди.

Тема Родины в - это и тема сельской Руси, которую он хорошо знал и безумно любил. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная” поэт описывает низкие хатки и старенькие церквушки. Он называет Русь бесприютной и уходящей. В ней крестьяне немытые и уставшие, задавленные работой и затравленные страхом перед богатыми. В своем творчестве Есенин часто размышляет над тем, что ожидает Россию в будущем. Он жил в эпоху велики перемен, как политических, так и социальных. Принесет ли с собой свержение царского режима свободу и процветание для обычных людей? Есенин долгое время колеблется, какую сторону занять в этом спорном вопросе. Он совершает множество поездок заграницу, которые меняют мировоззрение поэта.

В своем стихотворении “Русь советская” поэт с верой пишет о социализме как о единственном спасении русского народа. Этой теме он посвящает и другие свои произведения. Но идеи коммунизма и советская Россия так и не стали родными для сердца Есенина. Они чужды его душе, его разуму. “В своей стране я словно иностранец”, - сокрушается он в одном из своих произведений. Поэт не может найти себя в новой России, но все же он продолжает любить свою Родину и воспевать ее. Он навсегда остается “народным поэтом”. Духовное наследие Есенина касается каждого современного человека. Его стихотворения побуждают нас любить окружающую среду и природу, трепетно и с благоговением относиться к растительному и животному миру, защищать и оберегать свой дом, свою землю, свои традиции.