Болезни Военный билет Призыв

Что делать, если ребёнка травят в школе. Моббинг – виды. Моббинг – психология

Хейзинг многим знаком по американским фильмам, где проходит своеобразный обряд инициации - вступление, например, в студенческое братство. Опасность хейзинга заключается именно в его унизительной составляющей, главная цель организаторов подобных ритуалов аналогична цели моббинга - оскорбить человека, почувствовать собственное превосходство, убедиться в беззащитности и преданности. В ход идут не только извращенные задания, но и оскорбления, и насмешки, и шантаж, и провокации. О вреде хейзинга говорить трудно - подобные разовые акции принято замалчивать, поэтому непонятно, перерастают ли они во что-то более серьезное.

К хейзингу относят и некоторые формы неуставных отношений - например, дедовщину.

Аутинг

Если понятие каминг-аута знают почти все, то о принудительном раскрытии тайн задумываются редко. Аутинг - это публичное разглашение компрометирующей жертву информации, которая в итоге может стать поводом для травли. Но даже в случае нормального принятия обществом полученной информации человек все равно оказывается в некомфортной обстановке, зачастую вынуждающей его оправдываться или объяснять ситуацию.

Кто может столкнуться с травлей

По словам психологов, буллинг - понятие социальное, с проблемой травли можно столкнуться практически в любом обществе, сформированном по случайному принципу (коллектив на работе, в школе или институте, где у людей зачастую нет общих интересов).

Есть обобщенный список критериев, определяющих людей, попадающих в группы риска: религиозные и расовые особенности, сексуальные предпочтения и половая самоидентификация, экономический уровень, наличие стигматизированных в обществе болезней (ВИЧ, ментальные особенности), политическая позиция, особенности внешности (вроде родимых пятен). Но главный критерий для травли - повышенная чувствительность жертвы, эмоциональная слабость, которая стимулирует агрессоров бить по одному и тому же слабому месту.

Отдельная группа риска, которая вообще не связана с личными характеристиками человека, - новенькие люди в любой сформировавшейся группе. Стресс от прихода в устоявшийся коллектив испытывают практически все, будь то школьники, знакомящиеся с классом, или уже взрослые люди после долгих лет, проведенных на одном месте, решившие сменить место работы. Любое отклонение от принятых в этом небольшом обществе норм может практически сразу вызвать единодушную волну негодования.

Предугадать ту причину, которая может стать поводом травли, невозможно. В этом случае буллинг детей и взрослых ничем не отличается - действуют примерно одинаковые механизмы травли, которые не делят людей по возрасту и полу. Впрочем, механизмы эти отличаются спонтанностью, поэтому отследить их невозможно. Есть предубеждение, что девочки в школах больше распускают сплетни, в то время как мальчикам свойственно рукоприкладство, но официальных подтверждений теории нет. Достоверной и точной статистики, которая позволила бы предугадать потенциальных агрессоров и их жертв, нет.

Ирина Пудовинникова

координатор проекта «Травли.net», специалист по вопросам предотвращения буллинга в школах

В группу риска попадает практически любой человек, который отличается от большинства, и неважно, чем конкретно он отличается, отличительная черта не обязательно будет негативной. Дальше ситуации развиваются по индивидуальному сценарию, пол или возраст тут не имеют особого значения.

Травля может возникнуть из-за потребности возраста, давления закрытой системы, личных особенностей детей, недостатка опыта у педагогов, фоновой агрессии в обществе. Все это очень важно и интересно и, безусловно, стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю «обычным делом». Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети, - не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо. Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.

Общие принципы борьбы с травлей

По словам психологов, травля в любом обществе протекает по примерно похожим схемам и задействует одинаковые механизмы.

Важно понимать, что агрессор обычно ждет реакции от своей жертвы, поэтому в любом случае требуется сохранять нейтралитет и ни в коем случае не демонстрировать свою слабость. Тогда есть вероятность, что агрессор просто потеряет интерес к ситуации.

В самых критичных случаях решением проблемы может стать смена места, но прибегать к ней нужно, только когда другие варианты уже не помогли. Это подходит в том случае, когда руководство коллектива (учителя или начальник на работе) не поощряет, а то и вовсе препятствует борьбе с буллингом. В этом случае энергозатраты могут быть слишком высокими.

Закон против травли

Не нужно пренебрегать официальными способами защиты - в случае непрекращающейся травли и невозможности договориться со стороной агрессора его можно привлечь к ответственности перед законом по целому ряду статей: возбуждение ненависти или вражды (282 УК РФ), клевета (128.1 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью (легкого - 115 УК РФ, среднего - 112 УК РФ, тяжелого -111 УК РФ), истязание (117 УК РФ), доведение до самоубийства (110 УК РФ), уничтожение или повреждение имущества (167 УК РФ). И хотя конкретных законов против буллинга или хотя бы его определения в Конституции или в любом кодексе нет, ориентироваться можно на конкретные противоправные действия, совершенные против жертвы.

Учитывая, что большая часть случаев буллинга происходит в школах (или даже детских садах), а агрессорами обычно выступают сами дети, важно понимать, что частичная уголовная ответственность наступает с 14 лет. До этого возраста за ребенка отвечают родители, которых в случае невозможности решения конфликта мирным путем можно привлечь к судебному разбирательству.

С 14 лет же ребенок несет ответственность, например, по статьям 111 и 163 (вымогательство и шантаж) Уголовного кодекса, а также минимальное наказание может последовать за грабеж, разбой, вандализм и хулиганство. С 16 лет наступает полная уголовная ответственность.

При необходимости обращения в суд надо собрать достаточную доказательную базу: в нее войдут заверенные нотариусом скриншоты переписок или оскорбительных постов, показания свидетелей, справки о побоях и других травмах, фотографии испорченных вещей, заключения о порче вещей и поломке техники, если такие возможно получить.

Отдельно можно записать и разговоры с оскорблениями и угрозами, но нужно помнить, что любое записывающее устройство должно быть куплено в России (китайские сайты не подойдут для этой цели), в противном случае запись будет считаться незаконной. Желательно даже сохранить чек после покупки техники. О незаконном обороте таких технических средств говорится в пункте 1 статьи 138 УК РФ. Если запись ведется на телефон, его приобретение в границах РФ также важно.

С помощью юриста можно подготовить информацию о тратах на лекарства и лечение (если в результате травли понадобилась помощь психолога), а также оценить моральный вред, чтобы, помимо наказания по статьям, получить еще и компенсацию от агрессора.

Как поддержать жертву

Конечно, особенно важно внимание к детям и их психологическому состоянию со стороны родителей и родственников. Чтобы предупредить ситуацию буллинга или суметь вовремя помочь в ее решении, нужно отслеживать настроение, отношение ребенка к детскому саду или школе, желание общаться со сверстниками. В случае травли уже взрослого человека желательно донести проблему до руководства, пойти на прямой контакт и обсудить недопонимание. Вполне возможно, что в процессе диалога удастся решить сложившийся конфликт.

Ну и конечно, нельзя забывать о позитивном мышлении: поиск вдохновляющих событий и вещей, общение с приятными людьми, любимое творчество или работа помогут пережить травлю и сконцентрироваться на более важных вещах, пока буллинг полностью не сойдет на нет.

Анна Скавитина

психолог и член IAAP (International Association of Analytical Psychology), эксперт журнала Psychologies

Даже учителя могут оказаться жертвами детского буллинга в отдельно взятых случаях. Здесь важна история системы, в которой может поддерживаться травля (бездействием или непризнанием проблемы), или же, напротив, система преследует обратную задачу, в которой все ее участники пытаются предотвратить буллинг.

Есть варианты поведения, которые ни в коем случае нельзя демонстрировать при общении с ребенком, да и вообще с любым человеком, перенесшим травлю. Во-первых, ни в коем случае нельзя обвинять жертву, даже косвенно. То есть говорить, что ребенка травят, потому что у него голубые глаза или лишний вес, оправдывать или пытаться объяснить этими факторами поведение агрессора запрещено. Такая логика изначально неправильная.

Во-вторых, нельзя оставлять ребенка одного в ситуации насилия. Как только ребенок оказывается в ситуации насилия, он особенно остро нуждается в поддержке взрослых, потому что сил справиться с этим самостоятельно обычно не бывает. В помощи взрослым жертвам буллинга действуют такие же принципы.

Но меня вообще очень радует, что об этой теме начали разговаривать и что к ней меняется отношение в обществе. Мы отходим от ситуации постоянного блейминга жертв.

Истории людей, столкнувшихся с буллингом

«Чем более публично все это происходило, тем лучше работало»

Наталья О’Шей, Хелависа

лидер музыкальной группы «Мельница», лингвист и писатель

«Мои дети учатся в частной международной школе в Вене. С одной стороны, это круто, а с другой - контингент очень неровный (дети дипломатов, другая этническая и расовая принадлежность).

Моя старшая дочка, Нина, очень худенькая и длинная, это генетика. В какой-то момент в их классе образовалась украинская банда под предводительством довольно-таки полной девочки Полины. Нина считала ее подругой, но в какой-то момент я заметила, что дочь расстроена, и стала ее расспрашивать. Нина рассказала, что Полина, Соня и Назар всем говорят, что она такая худая потому, что больная, что у нее глисты. Сплетня быстро распространилась.

В итоге я пошла напрямую сразу же к завучу, к школьному психологу и к папе Назара, поскольку мы соседи. Полина, увидев нас с ним, немедленно завела новую песню-сплетню: «У папы Назара роман с мамой Нины, вон они шептались в коридоре», - но с самим Назаром, к счастью, родители уже проводили воспитательные беседы.

Потому уже вмешалась наконец завуч, вызвала к себе на отдельные встречи всех родителей замешанных в истории детей, побеседовала с ними, а те, в свою очередь, уже поговорили в кругу семьи.

И весь последний год очень помогает психолог. Раньше Нина регулярно ходила к ней в кабинет просто тихо рисовать, когда ей было грустно, сейчас уже нет такой надобности. Кроме того, психолог постоянно наблюдает за детьми на переменах, „отслушивает“ разговоры, отслеживает, если дети сбиваются в агрессивные шайки, и пресекает это.

Сейчас у Нины все хорошо. Назар ухаживает за ней, а Полина заплетает ей косички. Дети действительно поняли, что делали ей больно и что с друзьями так не поступают.

Я думаю, что я правильно сделала, что сразу нанесла „массированный удар“ - и к завучу, и к психологу, и к родителю. Школа у нас не очень большая, но очень „модная“ (Amadeus Vienna), поэтому чем более публично все это происходило, тем лучше работало».

«Это просто была не наша школа»

Анонимная история

«Мы переехали в новое место, сменили школу. Предыдущая была небольшая и комфортная, новая оказалась очень мажорной, с детьми крутых родителей. Амбиции и апломб другого уровня. Сын оказался не готов к таким агрессивным отношениям - не мог пикироваться и подкалывать - стеснялся. Долго мне не говорил, а потом вдруг расплакался и вывалил. Я тогда первый раз пошла на родительское собрание, понаблюдала за родителями и, главное, за классной руководительницей. Стало понятно, что это поведение у детей - нормальная атмосфера для школы. Никакой борьбы, выяснения отношений я не приемлю, не вижу смысла, не учу этому сына - это просто была не наша школа. Ушли и забыли».

«Я попыталась прекратить поборы в школе, а родительский комитет на меня же и ополчился»

Арина Попова

мать второклассника, правозащитница и активистка

«Я попыталась прекратить поборы в школе, а родительский комитет на меня же и ополчился. Травить начали моего ребенка, чтобы проучить меня. Они сказали, что не возьмут с меня деньги на новогодний утренник и подарок для Марка к Новому году. Я разузнала, какого образца закупают подарки для нашего класса, купила точно такой же, принесла пирожные и фрукты - хотела, чтобы Марк не заметил этого конфликта. Но в чью-то светлую голову пришла гениальная мысль сделать каждую часть новогоднего торта персональной. Как вы уже поняли, кусочка с именем „Марк“ в торте не оказалось. Видно, что родителям было стыдно. Одна из мам быстро нашла ленточку, чтобы подарок перевязать, добавила его в нужный список, засуетилась. Марку я сказала, что его имя написано на центральной части. Ситуация разрешилась, но не весь конфликт. Сейчас, когда начинаются споры, я обычно их просто игнорирую и ухожу с родительского собрания. А сын очень стойкий, у него есть один лучший друг в классе, больше ему и не надо. Конфликт с родителями его не задел, поэтому сейчас он продолжает учебу в обычном режиме».

«Все мои ненавистники менее настойчивы, чем я»

Лена Климова

создательница и руководительница проекта «Дети 404»

«С самого начала существования сообщества „Дети-404“ были люди, которым не нравилось то, что мы делаем. Всегда среди них находились те, кто говорил это нам не в самой приятной форме. Поправка: и я бы не назвала то, что происходило и происходит, травлей или буллингом. Это ситуация неравенства, основанная на власти и других ресурсах агрессоров, которая возникает в пространстве, из которого жертва не может выйти. Я могу забанить любого человека, который пишет мне гадости, и забыть о нем.

Угрозы бывают редко, сейчас - не чаще раза в месяц. Все мои ненавистники менее настойчивы, чем я. Так что я спокойно работаю дальше, а они сразу или постепенно отваливаются.

У всех свои способы борьбы с потоками негатива. Мои просты. Номер один: забанить и забыть. Нет ничего проще и действеннее, если вам досаждают в соцсетях. Номер два: не принимать чужие слова близко к сердцу. Если человек бросил гадость, чтобы сделать тебе больно, а ты это раскусила, - это все равно что остановить перед собой летящую пулю, как Нео. Она уже не причинит вреда. Номер три: если понимаешь, что тебя накрывает с головой, - дать себе передышку. Не общаться с людьми, которые делают тебе больно. Закрыть личные сообщения с помощью настроек приватности в соцсетях. Позаботиться о себе. Погулять и подышать свежим воздухом. Принять ванну. Погладить кошку. Вкусно поесть. Почитать любимую книгу. Вспомнить добрые слова, которые ты слышала в свой адрес. Понять, что все наладится».

«Они меня привели к эмоциональному безразличию»

Анонимная история

«Травили меня, пожалуй, с самого детства, но только недавно я узнала, что все это называлось буллингом. Тогда просто было обидно и страшно в какие-то моменты, потом уже просто все равно. В садике и в школе я была очень тихим и застенчивым ребенком - такое уж воспитание. В итоге доставалось от более активных детей: часто просто прятали вещи, перекладывали их на другое место, вынуждая меня пересесть в классе, выкидывали обувь на улицу или уносили мои игрушки с собой домой, а на следующей день возвращали на место и смеялись. Потом в школе, когда были уже постарше, наступил этап сплетен: обо мне рассказывали много гадостей, и метались от версии с серой мышью до версии, где я выступала чуть ли не главной шлюхой города. К счастью, все сошло просто в игнор, я перестала обращать внимание на обидчиков, и травить, видимо, стало не интересно. К тому же я неплохо училась, какие-то плюсики за меня школа получала, поэтому учителя меня немного поддерживали. На выпускной я не пошла, с одноклассниками не общаюсь.

В институте все стало куда интереснее: небольшой вуз в области, далеко от Москвы, особо никем не контролируемый, соответственно, покупки экзаменов были обычным делом. Я из принципа отказалась принимать участие во всей этой махинации, жалко было денег, да и свою специальность знала неплохо, не видела смысла платить. В итоге на меня ополчились за отказ от коллективного решения - моя позиция, якобы, им вредила. Как уж вредило желание сдать все самой, не знаю. Были какие-то попытки и угрожать, и оскорблять, но теперь в позицию глухого игнора ушла уже я - и так доучилась до диплома. С университетом тоже порвала всякие связи.

Сейчас работаю по профессии, никаких ущемлений не чувствую, ощущаю себя грамотным специалистом. Не могу сказать, что все эти глупые попытки затравить как-то на меня повлияли, все-таки поддержка и от семьи, и от учителей-преподавателей, и от пары близких друзей была. Но они меня привели к эмоциональному безразличию. Я теперь в принципе нейтрально ко всему отношусь, без борьбы, без волнений. Когда научишься игнорировать мир, начинаешь игнорировать его почти всегда. Хотя причины травли мне до сих пор кажутся забавными - тихий характер, желание учиться».

«Не хочу нового преследования и обвинений в каких-то поблажках»

Анонимная история

«В университете я встречалась с молодым преподавателем, отношения вполне серьезные (какое-то время жили вместе), но на своем предмете никаких поблажек он мне не давал, спрашивал, в принципе, как со всех, я точно так же делала нужные работы, сдавала задания и отвечала на экзамене. Когда об этом узнали одногруппники (проболталась подруга, которой я сама рассказала), учиться с ними почти сразу стало тошно. Все мои достижения в учебе и оценки списали на эти отношения, даже у других преподавателей на кафедре. Сначала просто устроили молчаливый бойкот. Перестали звать на встречи, в диалогах отмалчивались, из группы и вовсе удалили, никаких новостей от той же старосты я не получала больше. Бойкота, видимо, не хватило. Стали отпускать колкие замечания прямо на парах, сначала при нем, потом и при других преподавателях. Вплоть до оскорблений. Слухи дошли и до деканата. К счастью, никакого громкого разбирательства не было, но пришлось перевестись на заочку, не хотелось больше выслушивать всю эту грязь за своей спиной. С тем преподавателем, кстати, расстались после трех лет отношений, но по другим причинам, сплетни о нас никак не повлияли. Сейчас уже работаю, университет окончила три года назад. Иронично, но в большой компании, в большом коллективе не нашла ничего лучше, как начать отношения с начальником - руководителем именно моего отдела. Он свободен, немного старше меня, на работе отношения не сказываются, никакого криминала. Но по опыту прошлого держу их в тайне, никто из коллектива даже не догадывается о нашей паре. При этом коллектив очень хороший, с ними приятно пообщаться, корпоративы веселые, но опасаюсь негативной стадной реакции. Думаю, когда дело подойдет к свадьбе, я и вовсе уйду из компании, не хочу нового преследования и обвинений в каких-то поблажках».

Важно понимать, что для ребенка, пережившего травлю, травмирующим может показаться практически любое событие: переезд, смена коллектива, внутрисемейные ссоры или конфликты на уровне школы. Подобного стоит избегать, чтобы создать максимально комфортную среду. Нервозность, агрессивная реакция на происходящие события, замкнутость - все это защитные механизмы, которые часто активируются именно в ситуации буллинга.

Если говорить о травле взрослого человека, то одна из главных опасностей - развитие депрессии на фоне постоянного давления со стороны. При этом вовсе не обязательно, чтобы травля была особенно агрессивная, достаточно уже и постоянных негативных замечаний на любую тему - о весе, семейном положении, взглядах. Если человек остро воспринимает проблему, которая еще и постоянно обсуждается в обществе с насмешками, то его эмоциональное состояние находится под угрозой. В случае с агрессивным буллингом проблем может возникнуть еще больше.

Что касается влияния травли в детстве на взрослую жизнь, ничего конкретного сказать нельзя: в случае качественной работы психолога с ребенком негативных последствий, сказывающихся на взрослой жизни, остаться не должно. Это лишний раз подтверждает необходимость решать проблему на профессиональном уровне и внимательно прислушиваться к жалобам ребенка».

Куда обратиться за помощью: русскоязычные антибуллинговые организации и сайты

В Европе и Америке действует большое количество антибуллинговых организаций. В России пока работают два проекта: «Травли.net » и «Вместе против травли ». В первую очередь они информируют детей и их родителей, а также обучают тьюторов для работы в школах. Организаторы проводят классные часы и общие ознакомительные беседы. Специалисты «Травли.net» еще и подготовили специальные опросники для детей разных возрастов, позволяющие определить общее настроение класса и предупредить травлю. Кроме того, психологи проводят отдельные встречи со взрослыми для изучения и популяризации знаний о проблеме и поддерживают творческие мероприятия вроде кинопоказов или других культурных проектов, также привлекающих внимание к проблеме.

Существует еще информационный проект «Будь смелым ». И хотя создали его в Эстонии, в России действует сайт, содержащий список основных рекомендаций для детей, родителей и учителей. Сайт представляет разные мотивирующие лозунги вроде «Если тебя пытаются унизить, значит, ты уже выше их». Также там приведен план действий на случай, если ребенок оказался не жертвой, а агрессором, ведь ему тоже может понадобиться помощь.

Facebook не остался в стороне и открыл для русскоязычных пользователей проект «

Big bullies teasing small kid; Shutterstock ID 132104969

Попалась на глаза одна статья про травлю в школе (или, как модно сейчас говорить, школьный буллинг , от анг. bullying), из-за которой в комментариях пошли мудовые рыдания, общения с терапевтом и рассуждения про сферического коня в вакууме. Решил и я, как известный диванный аналитик, вбросить свои 5 копеек.

Травля в школе — почему и как травят ребёнка

  1. Любая школа — модель социальных отношений без примеси цивилизационной этики . Неважны побудительные причины травли ребёнка.
  2. Любой, кто попадает в подобную среду, сталкивается с тем, что среда проверяет тебя на вшивость . Это происходит в школе, летнем лагере, в армии, на работе, в команде профессионалов и это правильно.
  3. Истории человечества более нескольких сот тысяч лет и эта история развития единственного навыка — выживания . Все остальные навыки возникли недавно и более 99% из них прямо или косвенно связаны с выживанием.
  4. Шансы на выживание , поэтому все должны соответствовать стандартам. Любой новичок должен быть проверен на соответствие стандарту.
  5. Стандарт не означает «быть как все» . Стандарт означает способность защищать свою идентичность. Если способен, значит все признают и уважают. Если не способен — терпило.
  6. Сам процесс приема на работу и первые 100 дней имеют ту же ролевую модель, только там это называется адаптационный период , но будем реалистично смотреть на вещи. Корпорация создает для вас условия не за, а ДЛЯ — чтобы отжать вас по полной. Не соответствуете? Никто травить не будет — просто выкинут на улицу. Поэтому пусть детишки привыкают.
  7. Родителям это может не нравится , но реальности наплевать на то, что нравится родителям. Поэтому когда ребенок сталкивается с травлей в школе, то сначала это начинается с провокаций, и все смотрят реакцию. Травля ребёнка нарастет, если есть реакция страха, обиды, т.е. человек превращается в жертву, потому, что травля — это шоу .
  8. Шоу не будет продолжаться в двух вариантах — если объект игнорирует, т.е. нет ожидаемой реакции жертвы либо если травля становится очень дорогой, к примеру разбитая об голову табуретка или сломанный нос, или, к примеру, сломанный палец. Также неплохо работает перелом лицевой кости после нескольких ударов означенным лицом об стену.
  9. Таким образом, поход к терапевту — худшее, что могу сделать родители . Лучшее, что они могут сделать — объяснить ребенку, то и научить преодолевать свой страх/ чувство неполноценности.
  10. Как можно преодолеть чувство страха , неполноценности, беспомощности, комплекс самозванца? На этот простой вопрос вам легко даст ответ любой тренер, особенно по контактному виду спорта. Ответ просто — глаза боятся, а руки делают.

Обычно происходит так. Ребенок ничего не делает, изменений нет. Но, если ребенок начинает делать, то через малые победы забитая личность превращается в лидера. Примеров — море. Психологический трюк здесь — комитмент, когда у ребенка появляется причина делать что-то, несмотря на страх. Кстати, страх бо льший — работает очень хорошо.

Почему это важно? Потому что в 99% критических ситуаций в жизни мотивом их преодоления является перспектива получить что-то ужасное. Как говорится — свечка под задницей работает лучше факела на голове.

Хороший тренер обладает единственным качеством, которого не имеют родители — хладнокровие, которое проистекает из прагматизма. Тренер заинтересован, чтобы данный ребенок показал хорошие результаты, потому что это влияет на его благополучие. Ребенок это в некоторой степени — инструмент роста для тренера.

Поэтому тренер действует хладнокровно. Кроме того, у тренера большой опыт переводить учеников в ресурсное состояние, чего нет у родителей. Ну и, наконец, нет пророка в своем отечестве. Тренер — это не тот, кому принято жаловаться.

Самое эффективное — занять ребенка двумя видами деятельности — творческая и физическая. Из физической однозначно единоборства и обязательно с соревнованиями — идеально совмещать дзю-до и контактное карате.

Хотите, чтобы ваш ребенок научился жить с волками? Поместите его .

Проблема в том, что мы стремимся избегать причинять боль своим детям, подсознательно уберегать их от ситуаций, которые, как нам кажется, будут их травмировать. К детям это отношения не имеет. Это наш страх и тупость, потому что мы не даем себе труда подумать — что будет дальше.

Я приведу пример. Когда я учился в советской школе в 80-х, то понятия «травля в школе» не было, была жестокая школа выживания. У нас в классе был Эдик Ткач, умный еврейский мальчик. Эдик был миниатюрный и самый маленький, но все попытки травить его прекратились уже после второго класса, потому что он просто начинал драться. Его одноклассники все были в два раза больше него, т.е. он физически не мог победить, его били, но все потом бежали.

Представьте маленькую бестию, всю в крови, с горящими глазами убийцы, которая неуклонно стремится к вам, к вашему горлу. Вы ее бьете, бросаете об батарею, но она как зомби встает, и снова бросается на вас. О, ненависть — лучшая энергия для уставших мускулов, и через 5-6 попыток вам становится не смешно, а через 9 вы начинаете искать, где спрятаться, но это не помогает, и весь класс пытается удержать Эдика, пока вы отсиживаетесь в классе.

И тут приходи учитель, всех успокаивает, Эдик кивает, утирает нос от крови, и как только учитель отворачивается — швыряет в вас стул и снова бросается к вам. И все заканчивается только, когда Эдика запирают в кабинете директора, вызывают его родителей, а на следующий день вы не очень хотите иди в школу, но деваться некуда.

Вы приходите в класс, все садятся, проходит 5 минут, и входит Эдик, весь в пластыре с разбитым лицом. Повисает пауза и все видят, что Эдик смотрит на вас, а потом он делает шаг… Учитель беспомощно бросается, но…

Продолжение в следующей серии =)

Р аньше это называлось «козёл отпущения», а сейчас психологи придумали красивое научное название: «моббинг», или эмоциональное насилие на рабочем месте..

Впервые этот феномен исследовал в начале 1980-х годов шведский психолог и учёный-медик, доктор Ханц Лейман. Именно он придумал название «моббинг» и охарактеризовал его как «психологический террор», который включает «систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека, в основном одного».

Почему это происходит

Слово «моббинг» произошло от английского mob- толпа, сборище людей.

Всё начинается с обычного конфликта, которые перерастает в непримиримую вражду. Вместо проявления терпимости и понимания, начинается выяснение отношений «кто прав – кто виноват?». В споре выигрывает тот, у кого крепче нервы, если это вообще можно назвать выигрышем.

Руководство в подавляющем большинстве не вмешивается в подобные ситуации, если само в них не участвует, и жертва моббинга остаётся один-на один со своими проблемами. Собственно, само по себе это явление в компаниях часто провоцируется руководством, имеющим неправильные представления об управленческих механизмах.

В случае с коллективной травлей срабатывает психология группы, но, несмотря на это, у жертв моббинга находятся заступники – люди добрые и милосердные, которые в скором времени сдают позиции, понимая, что завтра объектом издевательств могут стать сами. Кстати, первопричиной моббинга являются далеко не лучшие человеческие качества: злоба, зависть, жажда власти над другими людьми, комплексы, в конце концов.

Обычно жертва моббинга остаётся один-на один со своими проблемами.


Ситуации, в которых становятся жертвами моббинга, известны:

1) если сотрудник чем-то отличается от остальных. Чем – неважно, это может быть даже необыкновенное хобби.

2) если в компании недавно произошли ощутимые кадровые перестановки. В этой ситуации жертвой может стать сотрудник, неожиданно получивший повышение, или наоборот – пониженный в должности.

3) моббинг по отношению к новеньким – очень распространённое явление, и по сути является «проверкой на вшивость». Особенной жестокостью этот вид не отличается и довольно быстро и бескровно заканчивается.

4) часто моббинг начинают люди, неуверенные в стабильности своего рабочего места и боящиеся его потерять. Таким образом они пытаются устранить конкурентов, коими считают удачливых сослуживцев, молодое руководство или напарников по обязанностям.

Классификация унижения
Психологи выделили следующие виды моббинга:
горизонтальный – травля исходит от сослуживцев;
вертикальный – начальство унижает подчинённого, либо наоборот – коллектив решил выжить руководителя;
сэндвич-моббинг – самый тяжёлый вид, когда нападки «по всем фронтам», участвуют и коллеги, и руководство.

Но что делать, если появились подозрения, что именно вас выбрали мишенью для травли? Главное, как говорил один персонаж, спокойствие и только спокойствие!

Первый совет: постарайтесь контролировать ситуацию, не делать резких движений и не прибегать к открытой ругани, ведь это только раззодорит мобберов.

Второе: заведите себе дневник и записывайте всё произошедшее в офисе за день. Такой дневник даст вам полную картину происходящего, возможность объективно оценить ситуацию, а главное, позволит определить «заводилу», что очень важно в ведении войны.

Третье: определившись с лидерами, займитесь выявлением сочувствующих вам коллег, а ещё лучше – найдите людей, питающих антипатию к мобберам и к лидеру лично, постарайтесь создать свою группировку. Таким образом, вы заручитесь поддержкой и защитой, что вполне может остановить травлю.

Четвёртое: если лидер вашей травли не социопат с медицинским заключением, то попытайтесь договориться с ним по-хорошему, пообщаться «по-душам», либо пойти на хитрость и попросить о помощи. О да, человек слаб и любит покровительствовать ещё более слабым, на чём вполне можно построить свою оборону.

Пятое: вам придётся стать не только великим стратегом в межличностных отношениях, но и подтянуться в профессиональном смысле, выполняя свою работу с блеском, дабы исключить придирки на этом фронте. Ведь главная цель вашего нахождения на рабочем месте – это всё-таки работа.

Есть золотое правило, которое нужно всегда помнить: моббинг в компании существует ровно столько, сколько ему позволяют существовать. И если вы не в силах изменить ситуацию, то самый лучший выход – сменить место работы, пока есть силы и вера в себя, ведь в этой войне нет побеждённых и победителей.

Последствия

Психологи признали, что моббинг – это эмоциональное насилие в чистом виде. Как и любое насилие, оно имеет последствия для физического здоровья и психики жертвы. Тяжесть этих последствий зависит от эмоциональной устойчивости человека, от степени жестокости и продолжительности преследований. Нервные срывы, нарушение сна, депрессии, инфаркты, систематические больничные, банальное нежелание ходить на работу, низкая производительность, сомнения в собственной компетенции – вот далеко не весь перечень. Более того, результаты моббинга можно наблюдать и вне офиса: люди, которые каждый рабочий день приходят на работу с ощущением, что никому не могут доверять, в конце концов становятся крайне подозрительными с близкими, проецируя на них свои неприятности на работе.

Текст: Толкачёва Ольга

См. охота... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. травля гон, гоньба; гонение, охота; погоня, преследование; тошнота, рвота, изведение, охота за ведьмами, охота на ведьм,… … Словарь синонимов

травля - ТРАВЛЯ, гон, гоньба … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

- (иноск.) намѣренно злобное преслѣдованіе кого (многими), съ намекомъ на травлю звѣрей. Ср. Травить преслѣдовать. Ср. Заранѣе васъ предупреждаю, что положу ваши векселя подъ спудъ и травить васъ оными не стану. А. А. Соколовъ. Тайна. 10. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

ТРАВИТЬ 1, травлю, травишь; травленный; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

травля - ТРАВЛЯ, и, ж. Тошнота, рвота … Словарь русского арго

У этого термина существуют и другие значения, см. Травля (значения). Применение своры собак на охоте для травли оленей. Травля преследование жертвы сворой. В животном мире некоторые хищники нападают на жертву стаей. Травля… … Википедия

травля - настоящая травля … Словарь русской идиоматики

травля - началась травля действие, субъект, начало … Глагольной сочетаемости непредметных имён

- (иноск.) намеренно злобное преследование кого (многими), с намеком на травлю зверей Ср. Травит преследовать. Ср. Заранее вас предупреждаю, что положу ваши векселя под спуд и травить вас оными не стану. А.А. Соколов. Тайна. 10. Ср. Веская угроза… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Ж. 1. Охота с борзыми собаками или ловчими птицами. 2. Специальное натравливание собак на пойманного медведя, волка и т.п. 3. перен. Настраивание кого либо против кого либо. 4. перен. Уничтожение кого либо нападками, придирками, преследованиями.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Травля , Филипенко, Саша. Новая книга Саши Филипенко «Травля» - о столкновении двух миров. Один мир принадлежит сильным и влиятельным людям, за другой приходится бороться тем, кто стоит на стороне справедливости. Одни…
  • Травля , Филипенко Саша. Саша Филипенко, как всегда (читай "Бывший сын" и"Замыслы"), актуален, наблюдателен, остроумен и - лаконичен. Ему снова удалось упаковать в небольшую книжку полноформатный остросюжетный…