Болезни Военный билет Призыв

Чесменский бой участники. Чесменский бой. История и этнология. Факты. События. Вымысел

Чесменское морское сражение (1770 год)

Чесменское морское сражение между русским и турецким флотами вошло в историю как одно из лучших морских сражений XVIII века.

Турецкий флот, состоящий из судов с общим вооружением, превосходящим силу русского флота, имел двойное численное преимущество. Турецким флотом командовал Ибрагим.

Русский флот противопоставил неприятелю дугообразные линии обороны. В первой линии были построенные линейные корабли. Во второй линии находились 6 фрегатов и вспомогательные суда.

Был предпринят следующий план атаки. Линейным судам, Спиридов предложил перестроиться и, пользуясь наветренным положением, под углом подойти к противнику. Вместо равномерного распределения судов, Спиридов предложил план атаки, ничего общего не имеющий с теми планами, которые использовались раньше.

Вместе с тем, риском, заключавшимся в том, что при подходе на противника прямым углом головной корабль русской эскадры до выхода на дистанцию артиллерийского залпа попадал под продольный огонь всей линии неприятельского флота. Однако адмирал Спиридов, учитывал высокую подготовку русских и слабую выучку турок, считал, что неприятельский флот не сможет причинить серьезного вреда русской эскадре в момент ее сближения.

Утром 24 июня русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего Алексея Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль «Европа», за ним - «Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридс. Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли в сомкнутом строю. Для первого залпа орудия были заряжены зарядами и двумя ядрами. Комендоры находились у своих орудий в ожидании сигнала «Открыть огонь».

Около 11 часов 30 минут, когда головной корабль русской эскадры подошел к противнику на дистанцию 3,5 каб., турки открыли огонь, который, однако, не причинил особого вреда русским. Предприняв движение на противника, русский авангард в 12 часов 00 минут сблизился с ним на дистанцию 0,5 каб. и, развернувшись влево, произвел мощный залп из всех орудий по заранее распределенным целям. Нескольким турецким кораблям были причинены серьезные повреждения. Повреждения в рангоуте и парусах получили и русские корабли «Европа», «Евстафий», «Три Иерарха», то есть те, которые входили в состав авангарда и первыми начали бой. Вслед за авангардом в бой вступили и корабли центра. Бой принял чрезвычайно напряженный характер. Особенно сильным ударам подвергались флагманские корабли противника. С одним из них, под названием «Реал-Мустафа», бой вел «Евстафий». Русский корабль причинил турецкому ряд серьезных повреждений, а затем сцепился на абордаж. В рукопашном бою на палубе неприятельского корабля русские матросы и офицеры проявили мужество и героизм. Так, один из русских матросов, имя которого неизвестно, при попытке овладеть турецким флагом был ранен в правую руку. Тогда он схватил флаг левой рукой. Когда же подбежавший янычар ударом сабли ранил ему и левую руку, матрос вцепился в полотнище флага зубами и не выпускал его до последнего вздоха. Ожесточенный абордажный бой на палубе «Реал-Мустафы» закончился победой русских.

Характеризуя действия линейного корабля «Евстафий» в Чесменском сражении, Орлов в донесении Екатерине II писал: «Все корабли с великой храбростью атаковали неприятеля, все с великим тщанием исполняли свою должность, но корабль адмиральский „Евстафий“ превзошел все прочие. Англичане, французы, венецианцы и мальтийцы восторгались терпением и неустрашимостью русских моряков. Несмотря на летающие снаряды и разные опасности, представляющие и саму смерть, смертных ужасающая, не были довольно сильны произвести робости в сердцах сражавшихся с врагом россиян, испытанных сынов отечества…»

Вскоре после захвата неприятельского флагманского корабля на нем возник пожар, который затем перебросился на «Евстафий»; когда огонь достиг крюйт-камеры, оба корабля взорвались. Адмирал Спиридов перед взрывом успел покинуть горящий корабль и перейти на другой. Гибель турецкого флагмана окончательно нарушило управление неприятельским флотом. В 13 часов турки, не выдержав атаки русских и боясь распространения пожара на другие корабли, поспешно начали рубить якорные канаты и отходить в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где были заблокированы русской эскадрой.

Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному Кораблю с каждой стороны; инициатива целиком перешла к русским.

На военном совете 25 июня у графа Орлова был принят план Спиридова, заключавшийся в уничтожении турецких кораблей в собственной базе. Учитывая скученность кораблей противника, исключавшую для них возможность маневра, адмирал Спиридов предложил уничтожить турецкий флот комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров, причем главный удар должна была нанести артиллерия. Для атаки противника 25 июня были оборудованы 4 брандера и создан специальный отряд под командованием младшего флагмана С. К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Замысел атаки, разработанный Спиридовым, сводился к следующему. Корабли, выделенные для атаки, пользуясь темнотой, должны были в ночь на 26 июня скрытно подойти к противнику на дистанцию 2–3 каб. и, став на якорь, открыть внезапный огонь: линейные корабли и бомбардирский корабль «Гром» - по кораблям, фрегаты - по береговым батареям противника.

В полночь, когда все приготовления к бою были закончены, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию 2 кабельтовых, русские корабли заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецким кораблям и береговым батареям. «Гром» и некоторые линейные корабли вели огонь главным образом брандскугелями. За линейными кораблями и фрегатами в ожидании атаки были развернуты 4 брандера.

В начале 2-го часа на одном из турецких кораблей от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и начал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создало благоприятные условий для атаки брандеров. В 1 час 15 минут 4 брандера под прикрытием огня линейных кораблей начали движение на противника. Каждому из брандеров был назначен определенный корабль, с которым он должен был сцепиться. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели, и только один под командованием лейтенанта Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег его. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпки и покинула горящий брандер. Вскоре на турецком корабле произошел взрыв. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота. В эта время бухта представляла собой огромный пылающий факел. Турецкие корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух. В 4 час русские корабли прекратили огонь. К этому времени почти весь турецкий флот был уничтожен. Из 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, 50 вспомогательных судов уцелели и были захвачены русскими в плен, уцелели лишь один линейный корабль «Родос» и 5 галер. Русский флот потерь в кораблях не имел.

Таким образом, Чесменское сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота, на который возлагалось много надежд. Оценивая это сражение, адмирал Спиридов в донесении президент Адмиралтейств-коллегий писал: «…Честь Всероссийскому флоту! 25 на 26 неприятельский военный флот… атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге… господствующими».

Героями Чесмы стали адмирал Спиридов, по планам и под руководством которого русский флот одержал выдающуюся победу, младший флагман С. К. Грейг, произведенный после сражения в контр-адмиралы, командиры кораблей: капитаны I ранга Круз («Евстафий»), Клокачев («Европа»), Хметевский («Три Святителя»), лейтенант Ильин (командир брандера) и многие другие, удостоенные высоких наград.

Чесменское сражение представляет собой ярчайший пример уничтожения неприятельского флота в расположении его базы. Победа русского флота над вдвое превосходящими силами противника была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапности атаки в ночное время и неожиданному для противника применению брандеров и зажигательных снарядов, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качествам личного состава и флотоводческому искусству адмирала Спиридова, который смело отказался от шаблонно-линейной тактики, господствовавшей в то время в западноевропейских флотах. По инициативе адмирала были применены такие приемы боя, как сосредоточение всех сил флота против части сил противника и ведение боя на предельно короткой дистанции.

Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход войны. Благодаря этой победе русский флот серьезно нарушил турецкие коммуникации в Архипелаге и установил эффективную блокаду Дарданелл.

В память о Чесменской победе была выбита медаль, которой награждались все участники сражения. Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи - Св. Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, давший ему право на потомственное русское дворянство. В честь этой победы в 1775 году в Гатчине был установлен Чесменский обелиск, а в 1778 году в Царском Селе - Чесменская колонна. В Петербурге в 1774–1777 годах был построен Чесменский дворец, а в 1777–1778 годах - Чесменская церковь. Имя «Чесма» в Российском флоте носили броненосец и линейный корабль. В честь лейтенанта Ильина были названы линейный крейсер и эсминец.

Вы знаете, когда произошло Чесменское морское сражение? 1770 год и сегодня чествуют в России. Чесменский бой состоялся в Чесменской бухте в 1770 году, 24-26 июля (5-7 июля), на участке между островом Хиосом и западной оконечностью Анатолии. Известно, что в этом районе ранее происходили многочисленные между Венецианской республикой и Османской империей, между турецким и российским флотами. Баталия была частью Второго Пелопоннесского восстания 1769 года и предтечей грядущей греческой войны за суверенитет (1821-1829 годы).

Сегодня День воинской славы России отмечают 7 июля - это день победы российской флотилии над турецкой в Чесменской битве.

Предыстория

Многим знакома цифра 1770. Чесменское сражение произошло именно в этом году. После того как в 1768-м началась война русских с турками, Россия отправила пару эскадр в Средиземное море из Балтийского. Она хотела отвлечь внимание оттоманов от Первой архипелагской экспедиции (Черноморский флот), состоявшей тогда всего из шести

Двумя русскими эскадрами командовал адмирал Григорий Спиридов и английский советник, контр-адмирал Эльфинстон Джон, а ими руководил граф Орлов Алексей. В итоге опытным морякам удалось обнаружить флотилию османов на рейде в Чесменской бухте (западная ривьера Турции).

Под давлением Франции и влиянием польской проблемы в 1768 году Османская империя России объявила войну. К этому моменту на южной стратегической линии сохранялась та же обстановка, которая была в XVII столетии. У Российской империи не было своего флота на Чёрном и Азовском морях, где владычествовали морские силы Порты. Фактически Чёрное море являлось «Турецким озером». Приазовье, Северное Причерноморье и Крым контролировала Османская империя - эти земли являлись плацдармом для милитаризма против России.

Вторжение

Год 1770… Чесменское сражение… Почему оно произошло? В 1768-му, осенью, крымская конница вторглась на территорию России, начав войну. Враг был повержен и ретировался, но угроза оставалась. Северное Причерноморье превратилось в базовый театр военных действий, где армия России больше пяти лет боролась с вооружёнными силами Оттоманской Порты и Крымского ханства.

Задачи

Запомните число 1770. Чесменское сражение оно означает. На Чёрном море отсутствие флота необходимо было компенсировать. Именно поэтому в Петербурге решили отправить в Средиземное море эскадру из Балтийского и оттуда угрожать Турции. Базовой целью экспедиции была поддержка вероятного восстания христианских обитателей Балканского полуострова (прежде всего островов Эгейского моря и греческого Пелопоннеса) и угроза туркам с тыла.

Какие задачи должна была выполнить русская эскадра? Ей необходимо было разрушить морские коммуникации неприятеля в Средиземном море, удалить некоторые его силы (преимущественно флот) с причерноморской площадки боевых действий. При успехе эскадра должна была захватить важнейшие приморские пункты Турции и блокировать Дарданеллы. Основное место действия располагалось в Эгейском море или, как тогда излагали, в «Архипелаге Греции». Отсюда и произошло наименование «Греческая экспедиция».

Идея

Давно минул год 1770. Чесменское сражение люди помнят до сих пор. Кто придумал послать русские корабли к побережью Эгейского моря, пробудить и оказать поддержку восстанию пребывавшего там христианского населения против османов? Впервые эту мысль изложил тогдашний фаворит государыни Екатерины II Орлов Григорий. Вероятно, эту идею впервые сообщил будущий руководитель экспедиции граф Орлов Алексей, брат Григория, а тот лишь одобрил её и донёс до Екатерины.

Известно, что писал брату о проблемах подобного похода и войны в целом: «Ехать нужно до Константинополя и освободить всех благочестивых и православных от ига тяжкого. И скажу так, как государь Пётр I в грамоте сказал: а их, магометан неверных, согнать в песчаные степи на прежние их жилища. А здесь снова появится благочестие, и восславим нашего Бога всемогущего». В момент внесения проекта похода в Совет при императрице Орлов Григорий формулировал своё предложение таким образом: «Отправить, в виде круиза в Средиземное море пару судов и оттуда сделать противнику диверсию».

Некоторые специалисты утверждают, что Чесменское сражение 1770 года произошло из-за стремления России иметь независимый выход из Чёрного моря на просторы мировых океанов. И повод тогда не требовался.

Флотилии

А сейчас немного подробней рассмотрим год 1770, Чесменское сражение (русско-турецкий бой). Русская флотилия состояла из девяти трёх фрегатов (один 36-пушечный и пара 32-пушечных), 17-19 подсобных кораблей и бомбардирского судна «Гром» (10-пушечного).

Заметив 23 июня вражеский флот, стоявший за островом Хиос на якоре, наша армада на рассвете 24 июня (5 июля) 1770 года вошла в Хиосский канал, обособляющий названный остров от ривьеры Анатолии, с севера с попутным тихим ветром. Вдоль этого побережья, от Чесменского залива к северу, стояла в две линии на якорях османская армада.

В ней находилось 16 кораблей (из них было шесть 90- или 80-пушечных, а прочие, как и российские, оснащались 66 орудиями), 60 мелких судов и 6 фрегатов. Командовал Гассан-эд-Дин - капитан-паша. Он в тот момент находился в лагере на берегу, а его замещал Гассан-Бей (отважный алжирец), который рассуждал, что с кораблями врага нужно сцепляться и взлетать вместе с ними в воздух. Тем не менее его корветы не могли этому правилу следовать, так как стояли на якоре. В итоге русские с поднятыми парусами взяли инициативу в битве на себя.

Тактика Орлова

В году 1770 Чесменское сражение (русско-турецкий бой) сильно повлияло на ход дальнейшей истории. Известно, что внушительные силы неприятеля сначала поразили графа Орлова. Но, твёрдо надеясь на храбрость своих воинов и на Бога, он, посоветовавшись с капитанами и флагманами, решил турецкий флот атаковать. Орлов приказал создать шпринги (тросы, соединённые якорями, которые удерживают судно в нужном положении) на случай, если придётся встать на якорь против врага. Граф выстроил линию баталии и двинулся на турок в таком порядке:

  • Арьергард: корабли «Святослав» (адмирал Эльфинстон, шкипер Роксбург), «Не тронь Меня» (шкипер Бешенцов), «Саратов» (капитан Поливанов).
  • Авангард: «Евстафий» (адмирал Спиридов, капитан Круз), «Европа» (капитан Клокачев), «Трёх Святителей» (шкипер Хметевский).
  • Кордебаталия: «Трёх Иерархов» (граф Орлов Алексей, бригадир Грейг), «Януарий» (шкипер Борисов), «Ростислав» (капитан Лупандин).

Бой в Хиосском проливе

Чесменское сражение (1770 г., 7 июля) повернуло историю вспять. Для начала рассмотрим бой в Хиосском проливе, который произошёл 24 июня (5 июля). Русский флот согласовал план действий и подошёл к южной границе турецкой линии. После этого он развернулся и начал размещаться против судов противника. Флот Турции принялся палить с расстояния 3 кабельтовых (560 м) в 11:30-11:45. Русские корабли не стреляли в ответ до тех пор, пока не приблизились к неприятелю на дальность в 80 сражений (170 м) для ближнего боя в 12:00.

У трёх российских кораблей манёвр не получился: «Св. Януарий» вынужденно развернулся, прежде чем стал в линейку, «Европа» пропустила своё место, получила повреждение, ввиду чего развернулась и покинула строй, оказавшись позади «Ростислава», а «Три Святителя» с тыльной области обогнул второй корабль противника, прежде чем смог встать в шеренгу, в результате чего его ошибочно атаковал корвет «Три Иерарха».

Повреждение «Европы» привело к тому, что «Св. Евстафий» стал головным кораблём русской армады. На это судно был направлен огонь трёх линейных турецких кораблей (включая флагман османской флотилии «Бурдж-у-Зафер», которым командовал Гассан-паша). «Св. Евстафий» приступил к абордажу флагманского судна османской армады, до того как увидел на нём пожар. После того как пылающая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» свалилась на палубу корвета «Св. Евстафий», тот взорвался. Спустя 10-15 минут взлетел на воздух и «Бурдж-у-Зафер». Эльфинстон уверял, что русские фактически безрезультативны, и Спиридов с графом Орловым Фёдором (брат предводителя) покинули «Св. Евстафий» ещё до начала ближнего боя. Таким же образом избежал гибели и шкипер «Св. Евстафия» Круз. Спиридов возобновил руководство боем с корвета «Три Святителя».

Турки к 14:00 обрезали канаты якорей и ретировались под прикрытие береговых батарей в Чесменскую гавань.

Бой в бухте

Много солдат погибло в 1770 г. Чесменское сражение было одним из самых яростных. 25-26 июня (6-7 июля) произошёл бой в Чесменском заливе. Именно в нём турецкие брандеры создали два ряда из 7- и 8-линейных корветов, а остальные корабли разместились между этими рядами и побережьем.

Целый день 25 июня (6 июля) русские корабли обстреливали турецкую флотилию и прибрежные позиции. Из четырёх подсобных судов были изготовлены брандеры. В 17:00 бомбардирское судно «Гром» стало на якорь перед входом в Чесменский залив и начало обстреливать турецкий флот. В 00:30 к нему присоединилось линейное судно «Европа», а к 01:00 - «Ростислав», в кильватере которого прибыли брандеры.

«Ростислав», «Европа» и пожаловавший «Не тронь меня» сформировали линию с севера на юг, затеяв бой с турецкой армадой. В это время «Саратов» стоял на резерве, а фрегат «Африка» и «Гром» атаковали батареи на западном побережье залива.

В 01:30 или чуть раньше (согласно Эльфинстону, в полночь), вследствие пальбы «Не тронь меня» и «Грома», один из линейных кораблей турок взорвался: огонь перекинулся на корпус с горящих парусов. Языки пламени быстро перешли на иные корабли в гавани.

Итак, продолжаем рассказ о событии, которое произошло 7 июля 1770 г. Чесменское сражение должен изучить каждый. После того как в 02:00 взорвался второй турецкий корабль, российские суда прекратили пальбу, и брандеры вошли в залив. Два из них, находившиеся под командованием капитанов Дагдейла и Гагарина, турки расстреляли. Кстати, Эльфинстон утверждает, что погиб лишь брандер капитана Дагдейла, а судно Гагарина в бой идти отказалось. Далее один корабль, которым командовал Маккензи, сцепился с уже горевшим судном, а один (под управлением лейтенанта Д. Ильина) - прикрепился к 84-пушечному линейному корвету.

Известно, что Ильин поджег брандер, а сам покинул его на шлюпке вместе с командой. Судно взорвалось и подожгло большинство иных османских корветов. К 02:30 взорвались ещё три линейных корабля.

Примерно в 04:00 русские корабли отправили шлюпки, желая спасти ещё не горевшие два крупных судна. Тем не менее они смогли вывезти лишь одно из них - «Родос» 60-пушечный. С 04:00 до 05:30 взлетели на воздух ещё шесть боевых кораблей, а в 7-м часу - синхронно четыре. К 08:00 сражение в Чесменском заливе было окончено.

Последствия баталии

Чем хорош для отечественной истории 1770 год? Чесменское сражение какую пользу принесло России? После этого боя русский флот смог основательно нарушить связи турок в Эгейском море и изолировать Дарданеллы. Все эти нюансы сыграли важную роль при подписании мирного Кючук-Кайнарджийского соглашения.

По указанию Екатерины II, для восхваления победы в Большом Петергофском дворце был изготовлен памятный Чесменский зал (1774-1777 годы), были воздвигнуты два монумента к этому событию: Чесменская пилястра в Царском Селе (1778 год) и Чесменский памятник в Гатчине (1775 год), а также возведены Чесменский дворец (1774-1777 годы) и Чесменский храм святого Иоанна Предтечи (1777-1780 годы) в Санкт-Петербурге.

Чесменское сражение 1770 года увековечили в отлитых золотых и серебряных медалях, которые были изготовлены по повелению императрицы Екатерины Алексеевны. Графу Орлову Алексею разрешили приобщить к фамилии проименование, как тогда говорили, "Чесменский".

Наименования

Известно, что имя «Чесма» носил броненосец армады российской военной флотилии. По распоряжению Николая II Чесмой был наименован населённый пункт, который сегодня является селом Челябинской области.

А ещё в есть мыс Чесма - его так назвала экспедиция на клипере «Всадник» в 1876 году.

Президент Российской Федерации Владимир Путин в 2012 году, в июле, скрепил своей подписью поправки в закон «О памятных датах России и днях воинской славы». В итоге появился День победы русской флотилии над турецкой в Чесменском бою, который отмечается 7 июля.

Доклады

Историки до сих пор изучают год 1770: Чесменское сражение, причина которого уже известна, прославило Россию на весь мир. Известно, что Спиридов докладывал президенту коллегии Адмиралтейства в Петербурге графу Чернышову: «Благодарение Богу и честь Всероссийской флотилии! С 25-го на 26-е флот противника атаковали, разломали, разбили, сожгли, потопили, на небо пустили и в пепел превратили, и оставили на том месте ужасное бесславие, а сами принялись господствовать во всём Архипелаге нашей Всемилостивой Царицы».

А. Г. Орлов блестяще выразил чувства, навеянные Чесменской победой, в письме своему брату: «Здравствуй, государь, братец! Немного скажу тебе о нашем путешествии: зажегши везде огонь, принуждены были морею оставить. За ворогом со флотом пошли, к нему приблизились, сразились, схватились, разгромили, победили, развалили, отправили на дно и испепелили».

Чесма (Чесме) была городком с цитаделью на западном берегу Малой Азии, против острова Хиоса. В заливе, при котором стоит Чесма, происходил в 1770 году знаменитый Чесменский бой – часть Архипелагской экспедиции 1769-1774 .

Незадолго до этого произошло соединение двух русских эскадр: адмирала Спиридова , бывшей в Архипелаге и раньше, и контр-адмирала Эльфинстона, только что пришедшей туда из России. Главнокомандующим стал граф Алексей Григорьевич Орлов , который поднял кейзер-флаг на корабле «Трёх Иерархов» (командир – бригадир С. К. Грейг ), и соединил свой флот 15 июня у острова Пароса. Турецкая эскадра вышла отсюда лишь за три дня до этого и направилась к северу – как полагали, в Дарданеллы. Граф Орлов, боясь упустить противника, поспешил за ним в намерении нанести ему поражение.

Чесменское сражение. Видеофильм

Русский флот состоял из девяти кораблей (все 66-пушечные, кроме 84-пушечного «Святослава»), трех фрегатов (один 36-ти и два 32-пушечных), одного 10-пушечного бомбардирского корабля и семнадцати легких судов. Увидев 23 июня неприятельский флот на якоре за островом Хиос, наш флот, с утра 24 июня (5 июля) 1770 года, с тихим попутным ветром вошел с севера в Хиосский канал, отделяющий упомянутый остров от берега Анатолии. Вдоль этого берега и близ него, к северу от Чесменского залива, стояла на якорях в две линии турецкая эскадра. Её составляли 16 кораблей (из них шесть от 80 до 90-пушечных, а прочие, как и русские, 66-пушечные), 6 фрегатов и до 60 мелких судов и транспортов. Главнокомандующий, капитан-паша Гассан-эд-Дин, находился на берегу в лагере, а флотом в тот момент начальствовал отважный алжирец Гассан-Бей, который говорил, что надо сцепляться с неприятельскими кораблями и вместе с ними взлетать на воздух. Но так как корабли его стояли на якоре и не могли следовать этому правилу, тогда как русские, бывшие под парусами, завладели инициативой в битве.

Громадность сил неприятеля вначале поразила графа Орлова. Но, твердо надеясь на Бога и на храбрость своих подчиненных, он, по совету с флагманами и капитанами, решил атаковать турецкий флот. Орлов приказал изготовить шпринги (соединённые якорями тросы, которые удерживают корабль в заданном положении), на случай, если придется стать на якорь против неприятеля. Построив линию баталии, Орлов двинулся на турок в следующем порядке:

Авангард : Корабли «Европа» (капитан Клокачев), «Евстафий» (капитан Круз, адмирал Спиридов), «Трёх Святителей» (капитан Хметевский).

Кордебаталия : «Януарий» (капитан Борисов), «Трех Иерархов» (бригадир Грейг, граф Алексей Орлов), «Ростислав» (капитан Лупандин).

Арьергард : «Не тронь Меня» (капитан Бешенцов), «Святослав» (капитан Роксбург, адмирал Эльфинстон), «Саратов» (капитан Поливанов).

Перед полднем корабль «Европа», приведя на левый галс (т. е. став левым бортом к ветру), открыл огонь по передовому неприятельскому кораблю, на котором был флаг главнокомандующего. Но вскоре, по настоянию лоцмана, угрожавшего близостью мели, он повернул на правый галс, уступив место следовавшему за ним кораблю «Евстафий» . Так около полудня 24 июня начался Чесменский бой и продолжался часов до двух дня. Шесть русских кораблей, составлявшие авангард и кордебаталию, успешно действовали против первых от входа неприятельских. Но три корабля нашего арьергарда только перед концом битвы приблизились к неприятелю и палили издалека.

Ветер во время сражения совсем стих. Корабль «Евстафий» был в самом сильном огне. Против него действовали три судна, а он сосредоточил огонь свой на корабле турецкого главнокомандующего, сблизился с ним на ружейный выстрел и, лишившись управления от множества повреждений в рангоуте и парусах, налетел на этот корабль, так что между их экипажами завязался рукопашный бой. Вскоре корабль капитана-паши загорелся. Тогда адмирал Спиридов и генерал граф Федор Григорьевич Орлов , начальствовавший десантными войсками на флоте, съехали с корабля «Евстафий» на пакетбот «Почтальон». В то же время с русского флота посланы были к кораблю «Евстафий» на помощь гребные суда. Турки, с горящего корабля бросались на наш. Сеча продолжалась и наконец грот-мачта турецкого корабля, подгорев, упала на «Евстафий». Искры попали в крют-камеру, и корабль наш взлетел на воздух. За ним взорвался и турецкий. При этом несчастии погибло с «Евстафием» от 508 до 628 русских моряков, в том числе от 30 до 35 офицеров (так разнятся современные и официальные показания). Турецкие суда, обрубая канаты, поставили паруса и бежали к югу в Чесменскую бухту. Русский флот, имея повреждения, не преследовал неприятеля, укрывшегося в глубине бухты, но перешел ко входу в нее и стал на якорь.

Чесменский бой 1770. План

На военном совете после этого боя положено было атаковать и истребить неприятельский флот, для чего бригадиру Ганнибалу (генерал-фельдцейхмейстеру флота) поручено было изготовить четыре брандера. Бомбардирский корабль, поставленный впереди нашего флота, бросал бомбы в неприятельский. К утру следующего дня, 25 июня (6 июля) 1770, русский флот стоял перед устьем Чесменской бухты полукружием, на расстоянии одного кабельтова или ста сажен корабль от корабля, а турки на флангах нашей линии построили батареи и укрепились в своей позиции, имея четыре корабля впереди в линии. За ними вся масса их судов стояла под самым берегом.

К вечеру 25 июня готовы были брандеры, поступившие в отряд капитана бригадирского ранга Грейга. Он был назначен для атаки турецкого флота и состоял из четырех кораблей, двух фрегатов и одного бомбардирского корабля. Тихий северный ветер и лунная ночь благоприятствовали предположенной атаке, и в половине первого часа ночи на 26 июня (7 июля) 1770 корабль «Европа» стал уже на шпринг против неприятеля и открыл пальбу. С полчаса он выдерживал ее один, пока не подошли прочие суда упомянутого отряда, и Чесменское сражение продолжилось. Вскоре загорелся один турецкий корабль, за ним и другой; тогда, по сигналу, были пущены брандеры. Три из них не имели успеха, а четвертый – под командой лейтенанта Ильина, сцепился с большим турецким кораблем и был зажжен.

Следствием был взрыв этого корабля. Затем последовал и общий пожар неприятельского флота, продолжавшийся с 3 часов ночи до 9 часов утра. Турецкие суда взлетали на воздух одно за другим, так что русские успели спасти от огня только один 60-пушечный корабль «Родос» и пять галер. 14 кораблей, 6 фрегатов и более полусотни турецких судов сгорело. Трофеями победителей Чесменского боя, кроме корабля и пяти галер, были 22 медных орудия 24-х и 30-фунтовых калибров, взятые с северной батареи, и еще несколько орудий, поднятых у берега, а также оставленных турками в Чесме, откуда они ушли в Смирну (Измир). Занятие Чесмы не представляло никаких выгод, и это место было оставлено, а богатый город не взят, по причине свирепствовавшей в нём чумы.

Чесменский бой. Картина И. К. Айвазовского, 1848

Урон наш в обоих Чесменских боях, кроме потери корабля «Евстафий» с экипажем, составлял несколько более 50 человек убитыми и тяжелоранеными. Всему русскому флоту после этой блестящей победы было объявлено монаршее благоволение, выдано не в зачёт годовое жалованье и следуемые по морскому уставу призовые деньги. В память боя при Чесме была выбита медаль с портретом Екатерины II на одной стороне и с горящим турецким флотом, на другой, под лаконическою надписью «Был». Серебряные медали эти все участники Чесменского боя носили на голубой ленте, в петлице.

Победа русских была полной. Турецкий флот был истреблен весь; остались только два корабля, не бывшие в деле. Русские приобрели господство в эгейском Архипелаге, ограничившись однако лишь слабой блокадой Дарданелл и безуспешной осадой крепости Пеларо на западном берегу Лемноса. В начале сентября 80-пушечный корабль «Святослав», бывший под флагом адмирала Эльфинстона, потерпел крушение на восточном рифе острова Лемноса, что еще более ослабило блокаду Дарданелл, порученную после Эльфинстона контр-адмиралу Грейгу. Между тем в Константинополе прошел страх, распространившийся после Чесменского сражения, когда турки ждали даже прибытия победоносного русского флота к стенам своей столицы. По позднему времени года граф Орлов соединил все суда своей эскадры в порте Ауза на северном берегу острова Парос, и этим окончилась морская кампания 1770 года.


В собственноручном журнале адмирала Грейга сказано, что корабль «Европа» с приближением к нему корабля «Евстафий» сзади вынужден был отойти вперед и, лишась из-за этого сопротивника, поворотил на другой галс, спустился и снова занял место в линии за кораблем «Ростислав».

Во время русско-турецкой войны русский флот разбил турецкий флот в Чесменской бухте. Чесменское морское сражение состоялось 24—26 июня (5—7 июля) 1770 года. Оно вошло в историю как одно из лучших морских сражений XVIII столетия.
Как все начиналось
Шла русско-турецкая война. 1768 год — Россией было отправлено несколько эскадр из Балтийского моря в Средиземное, для отвлечения внимания турок от азовской флотилии (которая состояла тогда всего лишь из 6-ти линейных кораблей) — так называемая Первая архипелагская экспедиция.
Две эскадры русских (под началом адмирала Григория Спиридова и английского советника контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединенные под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили неприятельский флот на рейде Чесменской бухты (западное побережье Турции).
Силы сторон. Расстановка
Турецкий флот, под командованием Ибрагима-паши, имел двойное численное преимущество, перед русским флотом.
Русский флот: 9 линейных кораблей; 3 фрегата; 1 бомбардирский корабль; 17-19 вспомогательных судов; 6500 человек. Общее вооружение 740 орудий.
Турецкий флот: 16 линейных кораблей; 6 фрегатов; 6 шебек; 13 галер; 32 малых судна; 15000 человек. Общее число орудий более 1400.
Турки выстроили свои корабли в две дугообразные линии. В первой линии было 10 линейных кораблей, во второй — 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Малые суда располагались за второй линией. Расстановка флота было чрезвычайно тесной, полностью могли воспользоваться своей артиллерией только корабли первой линии. Хотя имеются разные мнения о том, могли ли корабли второй линии стрелять сквозь промежутки между кораблями первой или нет.

План сражения
Адмиралом Г. Спиридовым был предложен следующий план атаки. Линейные корабли, выстроенные в строй кильватера, воспользовавшись наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к турецким кораблям и нанести удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения судов первой линии удар предназначался по кораблям второй линии. Таким образом, план предложенной адмиралом, основывался на принципах, которые не имели ничего общего с линейной тактикой западноевропейских флотов.
Вместо того что бы равномерно распределить силы по всей линии Спиридов предложил сосредоточить все корабли русской эскадры против части неприятельских сил. Это давало возможность русским уравнять свои силы с численно превосходящим флотом турок на направлении главного удара. Вместе с этим реализация этого плана была связана с известным риском, все дело в том, что при подходе на противника под прямым углом головной корабль русских до выхода на дистанцию артиллерийского залпа попадал под продольный огонь всей линии турецкого флота. Но Спиридов, учитывая высокую подготовку русских и слабую выучку турок, считал, что турецкому флоту не удастся причинить серьезного вреда русской эскадре в момент ее сближения.

Ход сражения
Битва в Хиосском проливе
24 июня, утро — русский флот вошел в Хиосский пролив. Головным шел корабль «Европа», за ним — «Евстафий», на котором находился флаг командующего авангардом адмирала Спиридова. Примерно в 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее намеченным планом атаки под всеми парусами подошла к южному краю турецкой линии, а потом, развернувшись, начал занимать позиции против турецких кораблей.
Для быстрейшего выхода на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русский флот шел в сомкнутом строю.
Турецкие корабли открыли огонь около 11:30 , с дистанции 3 кабельтова (560 м), российский флот не отвечали, пока не приблизился к туркам для ближнего боя на дистанцию в 80 саженей (170 м) в 12:00 и, развернувшись влево, произвел мощный залп из всех орудий по заранее намеченным целям.
Несколько турецких кораблей были серьезно повреждены. Повреждения в рангоуте и парусах были получены и русскими кораблями «Европа», «Св. Евстафий», «Три Иерарха», то есть кораблями входившими в состав авангарда и первыми начавшими бой. После авангарда в битву вступили и корабли центра. Бой начал принимать чрезвычайно напряженный характер. В особенности сильным ударам подвергались флагманские корабли неприятеля. С одним из них, флагманом османского флота «Бурдж-у-Зафер», бой вел «Св. Евстафий». Русское судно причинило турецкому ряд серьезных повреждений, а потом пошло на абордаж.
В рукопашном бою на палубе турецкого корабля русские моряки проявили мужество и героизм. Ожесточенный абордажный бой на палубе «Бурдж-у-Зафера» закончился победой русских. В скором времени после захвата флагманского корабля турок на нем возник пожар. После того, как горящая грот-мачта «Бурдж-у-Зафера» упала на палубу «Св. Евстафия», тот взорвался. Спустя 10—15 мин. взорвался и турецкий флагман.
Адмирал Спиридов перед взрывом успел покинуть горящее судно и перейти на другое. Гибель флагманского корабля «Бурдж-у-Зафера» окончательно нарушило управление турецким флотом. В 13 часов турки, не выдерживая атаки русских и боясь распространения пожара на другие корабли, поспешно стали рубить якорные канаты и отходить в Чесменскую бухту под защиту береговых батарей, где были заблокированы русской эскадрой.
В результате первого этапа битвы, продолжавшейся около 2-х часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны; инициатива полностью перешла к русским.

Сражение в Чесменской бухте
25 июня — на военном совете у графа Орлова был принят план Спиридова, заключавшийся в уничтожении неприятельских судов в собственной базе. Учитывая скученность турецких кораблей, которая исключала для них возможность маневра, Спиридов предложил уничтожить вражеский флот комбинированным ударом корабельной артиллерии и брандеров, при этом основной удар должна была нанести артиллерия.
Для атаки неприятеля 25 июня были оборудованы 4 брандера и создан специальный отряд под началом младшего флагмана С. К. Грейга в составе 4-х линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». План атаки, разработанный Спиридовым, был таким: корабли, выделенные для атаки, воспользовавшись темнотой, должны были в ночь на 26 июня скрытно подойти к неприятелю на дистанцию 2-3 каб. и, став на якорь, открыть внезапный огонь: линейные корабли и бомбардирский корабль «Гром» — по кораблям, фрегаты — по береговой батарее турок.
Закончив все приготовления к бою, в полночь, по сигналу флагмана корабли, назначенные для атаки, снялись с якоря и направились в указанные для них места. Подойдя на дистанцию двух кабельтовых, корабли русской эскадры заняли места по установленной для них диспозиции и открыли огонь по турецкому флоту и береговым батареям. «Гром» и некоторые линейные корабли вели огонь главным образом брандскугелями. За линейными кораблями и фрегатами в ожидании атаки были развернуты четыре брандера.
В начале второго часа на одном из турецких судов от попавшего брандскугеля возник пожар, который быстро охватил весь корабль и стал перебрасываться на соседние корабли противника. Турки пришли в замешательство и ослабили свой огонь. Это создавало благоприятные условий для атаки брандеров. В 1 ч 15 мин четыре брандера под прикрытием огня линейных кораблей стали двигаться на противника. Каждому из брандеров был отведен определенный корабль, с которым ему следовало завязать бой.
Три брандера по разным причинам не смогли достичь поставленной цели, и только один под командованием лейтенанта Ильина выполнил задание. Под неприятельским огнем он подошел к 84-х пушечному турецкому судну и поджег его. Экипаж брандера вместе с лейтенантом Ильиным сел в шлюпки и покинул горящий брандер. В скором времени турецкий корабль взорвался. Тысячи горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все турецкие корабли.
В это время бухта представляла из себя огромный пылающий факел. Неприятельские корабли один за другим взрывались и взлетали на воздух. В четыре час, русские корабли прекратили огонь. К тому времени почти весь флот противника был уничтожен.

Последствия
После этого сражения русский флот смог нанести серьезные нарушения коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. В результате это сыграло важную роль во время подписания мирного Кючук-Кайнарджийского соглашения.
По указу Екатерины 2, для прославления победы в Большом Петергофском дворце был создан памятный Чесменский зал (1774-1777 гг.), воздвигли 2 монумента в честь этого события: Чесменская пилястра в Царском Селе (1778 г.) и Чесменский памятник в Гатчине (1775 г.), а также построены Чесменский дворец (1774-1777 гг.) и Чесменский храм святого Иоанна Предтечи (1777-1780 гг.) в Санкт-Петербурге. Чесменское сражение 1770 г. было увековечено в отлитых золотых и серебряных медалях, изготовленных по велению императрицы. Граф Орлов был награжден орденом Св. Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии Чесменский; адмирал Спиридов получил высший орден Российской империи — Св. Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Св. Георгия 2-й степени, дававший ему право на потомственное русское дворянство.
Чесменское сражение представляет из себя ярчайший пример уничтожения вражеского флота в расположении его базы. Победа русского флота над вдвое превосходящими силами неприятеля была достигнута благодаря правильному выбору момента для нанесения решающего удара, внезапной ночной атаки и неожиданному для противника применению брандеров и зажигательных снарядов, хорошо организованному взаимодействию сил, а также высоким морально-боевым качествам личного состава и флотоводческому искусству адмирала Спиридова, который смело отказался от шаблонно-линейной тактики, господствовавшей в ту эпоху на западноевропейских флотах. По инициативе Спиридова были применены такие приемы боя, как сосредоточение всех сил флота против части сил неприятеля и ведение боя на предельно коротких дистанциях.

ЧЕСМЕНСКИЙ БОЙ

В ходе русско-турецкой войны русский флот разбил и сжег турецкие корабли в Чесменской бухте. Одна из самых блестящих морских побед России.

Турция, поощряемая западными державами, в 1768 г. начала войну против России. 600-тысячная турецкая армия должна была тремя колоннами вторгнуться на русскую территорию и, как полагали турецкие правители, одержать быструю и уверенную победу. Россия готовила отпор на суше и, чего враг совсем не ожидал, решила перебросить Балтийский флот в Средиземное море, открыв новый фронт с юга. Идея удара флота с юга принадлежала Г. Г. и А. Г. Орловым. Удачу операции Орловы связывали с надеждами на восстание греков против османского ига.

Осуществление морской экспедиции было поручено А. Г. Орлову. В три этапа Балтийский флот был переброшен в Средиземное море. Первую эскадру вел адмирал Григорий Андреевич Спиридов. Ему было 57 лет, а моряком он был уже с 10 лет; бывал на Каспийском, Азовском и Белом морях, на Волге. В Семилетнюю войну Спиридов отличился, командуя морским десантом при штурме прусской крепости Кольберг. До нового назначения адмирал руководил Кронштадтской эскадрой.

Эскадра Спиридова в составе 15 кораблей, в том числе 7 линейных, 1 фрегата, 1 бомбардирского судна и 6 более мелких судов, в июле 1769 г. отправилась в плавание. Среди капитанов судов были С. К. Грейг (корабль «Три иерарха»), Ф. А. Клокачев (корабль «Европа»), А. И. Круг (корабль «Евстафий»), С. П. Хметевский (корабль «Три святителя»).

Русскому флоту выпало нелегкое испытание. Многие корабли так пострадали от первых же штормов, что, едва добравшись до Англии, вынуждены были остановиться на ремонт. На кораблях, кроме команды, находился морской и сухопутный десант. Недавние крестьяне, воины мучительно переносили морское путешествие. Только за два первых месяца плавания – от Кронштадта до Гулля в Англии – умерло в пути 100 человек, а во время стоянки в Гулле – еще 83!

Лишь в ноябре 1769 г. Спиридов, державший адмиральский флаг на «Евстафий», пришел в порт Маон на острове Менорка в Средиземном море. В течение следующих нескольких месяцев сюда подтягивались и другие корабли. Из-за штормов не все достигли конечной цели путешествия.

В задачу флота входило поднять восстание в Греции и, поддерживая его, стремиться оттянуть как можно больше турецких сил с главного дунайского театра военных действий. В то же время надо было разгромить или нейтрализовать турецкий флот, блокировать пролив Дарданеллы и тем самым отрезать Турцию от ее средиземноморских колоний, т. е. баз снабжения.

В феврале 1770 г. флот Спиридова прибыл в порт Виттуло. Русская эскадра, как и предполагалось, была восторженно встречена греками. На полуострове Пелопоннес вспыхнуло антитурецкое восстание. Русский флаг поднял 26-пушечный греческий фрегат под командованием Паликутти. Через неделю то же самое сделал фрегат «Генрих» с капитаном Алексиано. Была захвачена значительная часть полуострова, в том числе крупная крепость и порт Наварин.

А. Г. Орлов, командовавший до сих пор действиями русского флота из Ливорно в Италии, в середине апреля 1770 г. прибыл в Наварин. К этому времени Турция подтянула силы на Пелопоннес и одержала несколько побед над повстанцами. Порт Наварин стал главной силой русского флота, но ненадолго. Под угрозой сдачи превосходящим силам противника было принято решение 23 мая взорвать крепость и, выйдя в море, дать бой турецкому флоту.

В это время в район греческого архипелага прибыла вторая русская эскадра под командованием контр-адмирала Эльфинстона. Она вышла из Кронштадта в октябре 1769 г. в составе 3 линейных кораблей, 2 фрегатов и 3 вооруженных транспортов. Эльфинстон узнал о нахождении турецкого флота в заливе Наполи-ди-Романья и 16 мая решил напасть на него. Против 5 боевых кораблей Эльфинстона турки имели 10 линейных кораблей, 6 фрегатов и много мелких судов. Но даже при этом преимуществе турецкое командование уклонилось от боя и отбуксировало свои корабли в бухту под прикрытие береговых батарей. (Вероятно, турки решили, что видят перед собой лишь авангард русского флота.)

Эльфинстон решил блокировать турецкую эскадру в гавани до прихода кораблей Спиридова, а затем выйти на соединение с ними. Это соединение и произошло 20 мая. Через четыре дня, воспользовавшись переменой ветра, турецкая эскадра стала уходить из порта. Ее главнокомандующий капитан-паша не хотел боя, полагая, что русские в случае проигрыша потеряют лишь часть своего флота, турки же рискуют при поражении потерять целую часть империи. Другой турецкий флотоводец Гассан Джесайрлы (уроженец Алжира) был сторонником более решительных действий. Перед отплытием из Константинополя он заявил султану, что, имея больше кораблей, чем у русских, он будет в бою сцеплять свои суда с судами противника и взрывать их вместе. Таким образом, по его мнению, была бы достигнута верная победа.

Адмиралы русского флота попытались преследовать уходящего из порта противника, но догнать его из-за большой скорости турецких кораблей не смогли. Спиридов обвинил Эльфинстона в том, что тот упустил врага, когда была благоприятная возможность уничтожить его в бухте. 27 мая турецкие корабли скрылись из виду.

Орлов, взорвав Наваринскую крепость, отплыл к эскадре. Он соединился с ней 11 июня и приказал поднять на корабле «Три иерарха» флаг главнокомандующего. Для того чтобы запастись пресной водой, флот зашел в порт Парос. Оказалось, что за три дня до этого здесь брал воду и турецкий флот. Орлов всячески торопил окончание хозяйственных работ, а пока они шли, разослал во все стороны на разведку греческие суда. Вскоре он знал, что турецкий флот направляется к северу. Возникла опасность, что неприятель уйдет в Дарданеллы, и русское командование приняло решение не пустить его туда и разбить в водах архипелага.

С 19 июня русские вновь вели поиск, и 23 июня турецкий флот был обнаружен в Хиосском проливе. Чтобы отрезать ему путь на север, русские стали обходить остров Хиос и к вечеру заняли северный выход из пролива.

Ночью Орлов собрал совещание командиров кораблей и адмиралов. Враг был настигнут, но силы-то его намного превосходили силы русских. На рейде в проливе у турок было 16 линейных кораблей, 4 фрегата, несколько десятков мелких вооруженных судов при 1430 орудиях и 15 тысячах команды. Турецкие корабли занимали боевую позицию, построившись в две линии. В первой было 10 линейных кораблей.

Под флагом Орлова было лишь 9 линейных кораблей, 1 бомбардирский, 7 фрегатов и 4 вспомогательных судна. Русские корабли располагали в сумме 730 орудиями и шестью с половиной тысячами чел. личного состава.

Но на совещании было решено атаковать турецкий флот. На рассвете 24 июня, в начале четвертого, по сигналу Орлова русские корабли тремя колоннами двинулись на неприятеля. В авангарде, которым командовал Спиридов, находилось 3 линейных корабля и фрегат; среднюю колонну составляли еще 3 линейных корабля и 3 фрегата – ими руководил капитан «Трех иерархов» Грейг (здесь же был и Орлов). В арьергарде под командованием Эльфинстона находились оставшиеся 3 линейных корабля и 3 фрегата.

Всей артиллерией в сражении командовал И. А. Ганнибал (брат О. А. Ганнибала – деда Пушкина). Орудия кораблей были заряжены двойным зарядом (для сближения с противником и стрельбы в упор).

В 9 часов утра Орлов дал команду «построить линию боя», после чего русские корабли стали выстраиваться в две линии. В 10 часов прошло еще одно совещание для выработки окончательного плана боя.

В полдвенадцатого авангард, шедший на сближение с противником необычно – под прямым углом, – стал разворачиваться бортами к турецким кораблям и отвечать на их шквальный огонь мощными залпами. Первым шел в атаку корабль капитана Клокачева «Европа». За ним, почти касаясь его, следовал Спиридов на «Евстафии». На палубе этого корабля играла музыка. Спиридов, брат главнокомандующего Федор Орлов и капитан Круг стояли тут же в мундирах, канониры находились у орудий правого борта.

Залп «Европы» был обрушен на турецкий флагманский корабль «Реал-Мустафа». Все снаряды врезались в его борт. Спиридов не успел обрадоваться удачному началу боя, как увидел, что «Европа» неожиданно стала круто разворачиваться и выходить из боя. Адмирал в ярости крикнул в рупор: «Господин Клокачев, поздравляю вас с матросом». Однако Клокачев не струсил. Дело в том, что после залпа греческий лоцман сообщил капитану, что «Европа» идет на камни. Спасая корабль, Клокачев и развернул судно. Сделав дугу, «Европа» вернулась в сражение.

Тем временем ее место занял «Евстафии» и, сблизившись с флагманом, также дал по нему залп. «Реал-Мустафа» вспыхнул.

Корабли первой и второй колонн вели обстрел противника. «Три святителя», потеряв управление, оказался среди врагов, но успешно прошел сквозь строй неприятельских кораблей, успев дать множество залпов обоими бортами. Команда «Евстафия» взяла «Реал» на абордаж, но огонь с турецкого флагмана перекинулся на него и через некоторое время русский корабль взорвался – искра попала в пороховой погреб. До взрыва успели покинуть гибнущее судно Спиридов и Федор Орлов. Капитан Круг чудом остался жив – его отбросила далеко от корабля воздушная волна.

Когда раздался взрыв, бой на секунду затих. Турецкие и русские канониры были ошеломлены и застыли, смотря на страшную картину. Но через мгновение битва продолжилась с еще большим ожесточением. Через пятнадцать минут на воздух взлетел «Реал-Мустафа». Горящие части «Евстафия» и «Реала» обрушились на турецкие корабли и подожгли некоторые из них. На кораблях турок стали спешно рубить канаты и укрываться в находившейся рядом бухте Чесма. Русские войска еще некоторое время преследовали противника, производя беспрерывную пальбу. Бой прекратился на исходе второго часа дня.

Орлов приказал Грейгу перейти на корабль «Гром» и разведать положение врага в Чесменской бухте. Вечером русский флот построился в дугу, которая полностью перекрывала врагу выход из бухты. «Гром» вступил в перестрелку с турками, а Орлов тем временем проводил очередной совет. Стало известно, что на «Евстафии» погибло 629 человек, а спаслись с горящего корабля 21 офицер и 51 матрос. На остальных судах потери были невелики. Турки, очевидно, считали, что в первую очередь надо лишить противника возможности двигаться и управлять кораблем, поэтому стреляли под большим углом по парусам и мачтам, тогда как сами получали залпы в борта и по палубе. Поэтому русские корабли, имея небольшие потери в живой силе, в то же время выглядели довольно потрепанными.

Турки, в свою очередь, решали, как быть дальше. Гассан-паша предлагал воспользоваться попутным ветром и прорваться на своих более быстроходных судах, но капитан-паша не стал его слушать, полагаясь на срочно возводимые по берегам при входе в бухту батареи. Пушки для них снимались со второстепенных судов.

На совещании же у Орлова было решено сжечь турецкий флот при помощи брандеров. Операция была спланирована так. Учитывая малые размеры бухты, атаковать турецкий флот собирались только частью судов: 4 линейными кораблями и 2 фрегатами. Они должны были незаметно около полуночи с 25 на 26 июня подойти как можно ближе к турецкому флоту, «чтобы выстрелы могли быть действительны». После усиленной стрельбы, когда турецкий флот скроется за завесой дыма, на него будут пущены брандеры. В это же время 2 фрегата должны были нейтрализовать береговые батареи. Остальные суда отправлялись в резерв.

Для сооружения брандеров воспользовались 4 греческими торговыми судами. Под руководством Ганнибала их начинили горючими материалами. К полудню 25 июня эти работы были закончены. Комплектовали команды добровольцев. Нужно было отобрать на десятивесельные катера по 10 человек команды и по офицеру. Участвовать вызвалось гораздо больше людей. Офицерами на катерах стали капитан-лейтенант Дугуэль, лейтенанты Ильин и Мекензи, мичман Гагарин.

Ночь была тихой и светлой. В сторону бухты дул легкий попутный ветер. Флаг Грейга, назначенного командующим операцией, был поднят на корабле «Ростислав». Ровно в полночь на этом корабле загорелось три фонаря – сигнал подниматься с якорей. Первым для подавления батареи на берегу должен был выдвинуться фрегат «Надежда», но он замешкался, и Спиридов скомандовал Клокачеву двигать вперед свою «Европу».

Подойти «незаметно» не удалось. Весь неприятельский флот открыл по приближающемуся русскому кораблю огонь. Полчаса «Европа» сама вела бой, паля одновременно и по кораблям, и по береговой артиллерии. Только потом подошел «Ростислав» и другие корабли и тоже открыли огонь.

В начале второго часа ночи зажигательным снарядом с «Грома» был вызван пожар на одном из турецких судов. Искры и головни летели на другие корабли, на них тоже занималось пламя, враг был в смятении. В этот момент с «Ростислава» взлетели сигнальные ракеты. Брандеры на всех парусах понеслись на неприятеля. Первый из них, которым командовал Дугуэль, был перехвачен и затоплен двумя турецкими галерами.

Вторым шел брандер Мекензи. Будущий адмирал, стремясь атаковать турецкий корабль, прижался слишком близко к берегу и сел на мель. Мекензи поджег судно, которое потом было отнесено течением на корабль противника. Пользуясь ярким пламенем горящего брандера, которое ослепляло береговую батарею, фрегат «Надежда» подошел к ней и повел эффективный огонь всеми орудиями.

Полностью выполнил свою миссию лишь третий брандер лейтенанта Ильина. Его катер сблизился с 84-пушечным турецким кораблем и сцепился с ним, после чего Ильин приказал зажечь брандер. Шлюпка лейтенанта успешно добралась до флагманского корабля, а турецкое судно охватил пожар, который перекинулся на соседние суда.

Как только брандеры окончили свою работу, вся русская эскадра открыла беглый огонь, мешая противнику тушить пожар. Турецкий флот прекратил всякое сопротивление. К трем часам утра он горел весь. В своем журнале Грейг писал: «Легче вообразить, чем описать ужас, остолбенение и замешательство, овладевшие неприятелем… Целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду; поверхность бухты была покрыта бесчисленным множеством несчастных». Турецкие корабли, догорая до пороховых погребов, один за другим взлетали на воздух. Взрывы прекратились лишь к десяти часам утра. В четвертом же часу утра русский флот прекратил огонь. На весельных судах русские спасали турок. С берегов и погоревших кораблей были сняты турецкие медные пушки.

Для занятия крепости Чесма на берег сошла команда полковника Обухова, но ни войск, ни жителей в городе не было. Они в страхе бежали еще ночью.

В Чесменском бою турки потеряли 15 линейных кораблей, 6 фрегатов, 40 мелких судов. Были убиты или утонули 13 тысяч моряков. Потери русских были незначительны: на корабле «Европа», первым вступившем в бой, погибло 8 человек, на корабле «Не тронь меня» – 3 человека, «Ростислав» не потерял ни одного. Сильно пострадали паруса и снасти. Так, «Европа» получила 14 пробоин, из них 7 – ниже ватерлинии. Спиридов докладывал в Адмиралтейств-коллегию: «…Честь всероссийскому флагу! С 25 по 26 неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили и в пепел обратили… а сами стали во главе архипелага… господствующими».

Турция была блокирована и отрезана от своих баз на юге. В июне-июле 1770 г. неприятель потерпел сокрушительные поражения и на суше при Рябой Моиле, Ларге и Кагуле.

День Чесмы стал ежегодным праздником. В честь победы для награждения команд была отлита из серебра медаль. На ее лицевой стороне был изображен горящий турецкий флот, а над ним надпись – «Был».

Из книги Великая и Малая Россия. Труды и дни фельдмаршала автора Румянцев-Задунайский Петр

Из книги 100 великих героев 1812 года [с иллюстрациями] автора Шишов Алексей Васильевич

Поход 1770 года Цель действий русских армий. – Румянцев. – Боур. – Русские войска. – Силы обеих сторон и распределение их. – Переправа 1-й армии через Днестр и движение вниз по Пруту. Движение хана вверх по Пруту; отступление его за Ларгу. – Сражение при Ларге. –

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

Генерал от инфантерии Бистром 1-й Карл Иванович (1770–1838) Родом из старинной остзейской дворянской фамилии Эстляндской губернии, получил от родителя, имевшего чин генерал-майора, баронский титул. Получил домашнее образование. Карл Генрих Георг был записан в 14 лет капралом

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

Генерал от кавалерии Винцингероде Фердинанд Федорович (1770–1828) Родился на немецкой земле, в ландграфстве Гессен-Кассель. Происходил из старинного дворянского рода. Сын адъютанта герцога Ф. Брауншвейгского барона Винцингероде-Омфельда. В 15 лет окончил кадетский корпус в

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

Генерал-майор Глебов 1-й Андрей Саввич (1770–1854) Среди участников Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения оказалось немало воинов, которых с полным на то правом можно назвать учениками русского военного гения генералиссимуса А.В. Суворова-Рымникского. То есть

Из книги автора

Генерал-майор Родионов 2-й Марк Иванович (1768, 1770 или 1773–1826) Его биография схожа с биографиями многих донских генералов, героев Отечественной войны. О его родословной сказано: «Войска Донского из генерал-майорских детей г. Черкасска». Получил домашнее образование. В 1782 году

Из книги автора

1770 Интервью с ген.-полк. Ю.П. Забегайловым от 22 октября 1990 г.; интервью с ген.-лейт. Н.Н. Остроумовым от 24 октября 1990

Из книги автора

Кампании 1769–1770 гг. Кампании 1769–1770 гг. стали первым этапом создания Азовской флотилии, завершившимся превращением ее в силу, способную действовать на море, а в области боевой деятельности - периодом сугубо оборонительных действий в дельте Дона.Военные действия в

Из книги автора

Глава VII. Восстановление и развитие Таганрогского порта в 1770–1783 гг. Альфред Тайер Мэхэн, формулируя свою теорию, указал среди элементов морского могущества и на военно-морские базы.{1677} Это абсолютно. справедливо. Удобно расположенная, надежно защищенная и хорошо

Из книги автора

Приложение 6. Капитаны над Таганрогским портом в 1770–1774 гг. Воинское звание и имя Время пребывания в должности Примечания Капитан 2 ранга А. Елецкой С 12 апреля по сентябрь 1770 г. Переведен из Казани в Таганрог капитаном над портом Капитан 2 ранга Л.Г. Скрыплев Сентябрь 1770

Из книги автора

Приложение 22. Фрегаты, построенные для Черноморского флота в 1770–1787 гг. Наименование фрегата Число орудий Год закладки / год спуска на воду Год ввода в строй Последний выход в море Примечание Фрегаты типа «Первый» «Первый» 32 1770/1771 1772 1775 Разбился в Черном море в 1775

Из книги автора

1770 Шабо-Арно К. История военных флотов. СПб., 1896. С. 165.

Из книги автора

1770 См.: НА ИРИ РАН. Ф. 2. Раздел 2. Оп. 15. Д. 2. Л. 14.