Болезни Военный билет Призыв

Чем ссср расплачивался за ленд лиз. Лендлиз. Значение ленд-лиза для ссср

257 723 498 шт.

Значение поставок

Ваше решение, господин Президент, предоставить Советскому Союзу беспроцентный кредит в размере $ 1 000 000 000 в обеспечение поставок военного снаряжения и сырья Советскому Союзу было принято советским Правительством с сердечной признательностью, как насущная помощь Советскому Союзу в его огромной и тяжелой борьбе с общим врагом - кровавым гитлеризмом.

Оригинальный текст (англ.)

Your decision, Mr. President, to grant the Soviet Union an interest-free loan to the value of $1,000,000,000 to meet deliveries of munitions and raw materials to the Soviet Union is accepted by the Soviet Government with heartfelt gratitude as vital aid to the Soviet Union in its tremendous and onerous struggle against our common enemy-bloody Hitlerism .

Первую официальную историческую оценку роли ленд лиза дал председатель Госплана Николай Вознесенский в своей книге «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», опубликованной в 1948 году :

…если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4 % .

Цифра в 4 % была опубликована без дальнейших комментариев и вызвала много вопросов. В частности, было неясно, каким образом Вознесенский и его сотрудники вычислили эти проценты. Оценить советский ВВП в денежном выражении было затруднительно из-за отсутствия конвертируемости рубля. Если счет шел на единицы продукции, тогда непонятно, каким образом танки сравнивались с самолетами, а продовольствие - с алюминием .

Сам Вознесенский был вскоре арестован по Ленинградскому делу и расстрелян в 1950 году , соответственно комментариев дать не мог. Тем не менее цифра в 4 % в дальнейшем широко цитировалась в СССР как отражающая официальную точку зрения о значимости ленд лиза.

Высоко оценивал роль ленд-лиза и А. И. Микоян , во время войны отвечавший за работу семи союзных наркоматов (торговли, заготовок, пищевой, рыбной и мясомолочной промышленности, морского транспорта и речного флота) и, в качестве наркома внешней торговли страны, с 1942 года руководивший приёмом союзных поставок по ленд-лизу:

- … когда к нам стали поступать американская тушенка, комбижир, яичный порошок, мука, другие продукты, какие сразу весомые дополнительные калории получили наши солдаты! И не только солдаты: кое-что перепадало и тылу.

Или возьмём поставки автомобилей. Ведь мы получили, насколько помню, с учётом потерь в пути около 400 тысяч первоклассных по тому времени машин типа «Студебеккер», «Форд», легковые «Виллисы» и амфибии. Вся наша армия фактически оказалась на колёсах и каких колесах! В результате повысилась её маневренность и заметно возросли темпы наступления.

Да-а… - задумчиво протянул Микоян. - Без ленд-лиза мы бы наверняка ещё год-полтора лишних провоевали.

Программа ленд-лиза была обоюдовыгодной как для СССР (и других стран-получателей), так и для США. В частности, США выиграли необходимое время для мобилизации собственного ВПК.

Материалы Производство СССР Ленд-лиз Ленд-лиз/Производство СССР, в %
Взрывчатка, тыс. тонн 558 295,6 53 %
Медь, тыс. тонн 534 404 76 %
Алюминий, тыс. тонн 283 301 106 %
Олово, тыс. тонн 13 29 223 %
Кобальт, тонн 340 470 138 %
Авиабензин, тыс. тонн 4700 (по данным В.Б. Соколова - 5,5 млн. тонн ) 1087 23 %
Автомобильные шины, млн. штук 3988 3659 92 %
Шерсть, тыс. тонн 96 98 102 %
Сахар, тыс. тонн 995 658 66 %
Мясные консервы, млн. банок 432,5 2077 480 %
Жиры животные, тыс. тонн 565 602 107 %

Долги по ленд-лизу и их выплата

Сразу после войны США направили странам, получавшим помощь по ленд-лизу, предложение вернуть уцелевшую военную технику и погасить долг для получения новых кредитов. Поскольку закон о ленд-лизе предусматривал списание использованного военного оборудования и материалов, американцы настаивали на оплате только гражданских поставок: железнодорожного транспорта, электростанций, пароходов, грузовиков и прочего оборудования, находившегося у стран-получателей по состоянию на 2 сентября 1945 года. За уничтоженную в ходе боёв военную технику США возмещения не потребовали.

Великобритания

Объём долгов Великобритании перед США составил $4,33 млрд, перед Канадой - $1,19 млрд. Последний платёж в размере $83,25 млн (в пользу США) и $22,7 млн (Канада) был проведён 29 декабря .

Китай

Долг Китая перед США за поставки по ленд-лизу составил $187 млн. С 1979 года США признали Китайскую Народную Республику единственным законным правительством Китая, а следовательно и наследником всех предыдущих договоренностей (включая поставки по ленд-лизу). Тем не менее, в 1989 году США потребовали от Тайваня (не от КНР) возврата долга по ленд-лизу . Дальнейшая судьба китайского долга не ясна.

СССР (Россия)

Объем американских поставок по ленд-лизу составил около 11 млрд. долларов США. Согласно закону о ленд лизе, оплате подлежала только уцелевшая в ходе войны техника; для согласования итоговой суммы, сразу по окончании войны начались советско-американские переговоры. На переговорах 1948 г. советские представители согласились выплатить лишь незначительную сумму и встретили прогнозируемый отказ американской стороны. Переговоры 1949 г. тоже ни к чему не привели. В 1951 г. американцы дважды снижали сумму платежа, которая стала равняться $800 млн, однако советская сторона соглашалась уплатить только $300 млн . По мнению советского правительства, расчёт должен был вестись не в соответствии с реальной задолженностью, а на основе прецедента. Этим прецедентом должны были стать пропорции при определении долга между США и Великобританией, которые был закреплены ещё в марте 1946 г.

Соглашение с СССР о порядке погашения долгов по ленд-лизу было заключено лишь в 1972 году . По этому соглашению СССР обязался до 2001 г. заплатить $722 млн, включая проценты. К июлю 1973 г. были осуществлены три платежа на общую сумму $48 млн, после чего выплаты были прекращены в связи с вводом американской стороной дискриминационных мер в торговле с СССР (Поправка Джексона - Вэника). В июне 1990 г. в ходе переговоров президентов США и СССР стороны вернулись к обсуждению долга. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности - 2030 г. , и сумма - $674 млн.

Таким образом, из общего объема американских поставок по ленд лизу в $11 млрд. долларов СССР, а затем Россией, было оплачено $722 млн, или около 7%.

Следует, однако, отметить что с учетом инфляционного обесценения доллара эта цифра будет существенно (в разы) меньше. Так, к 1972 году, когда с США была согласована сумма долга за ленд лиз в размере $722 млн. долларов, доллар с 1945 года успел обесцениться в 2,3 раза . Однако в 1972 году СССР было выплачено только $48 млн, а договоренность о выплате оставшихся $674 млн. была достигнута в июне 1990 года, когда покупательная способность доллара была уже в 7.7 раз ниже чем на конец 1945 года . При условии выплаты $674 млн. в 1990 году, общий объем советских выплат в ценах 1945 года составил около 110 млн. долларов США , т.е. около 1% от суммарной стоимости поставок по ленд лизу. Но большая часть из поставленного была либо уничтожена войной, либо, как снаряды, израсходовано на нужды войны, либо, по окончанию войны, в соответствие с законом о ленд-лизе, возвращено США.

Франция

28 мая 1946 года Франция подписала с США пакет договоров (так называемые Blum-Byrnes accords) урегулировавший французский долг за поставки по ленд-лизу в обмен на ряд торговых уступок со стороны Франции. В частности, Франция существенно увеличила квоты на показ иностранных (в первую очередь американских) фильмов на французском кинорынке.

Примечания

  1. На примере СССР, по ленд лизу было получено материалов на $11,3 млрд, из которых было оплачено менее 1 %. Оставшиеся 99 % были получены фактически на безвозмездной основе - подробнее см. раздел Долги по ленд-лизу и их выплата
  2. Mutual Aid Agreement Between the United States and the Union of Soviet Socialist Republics: June 11, 1942
  3. Например отказывая СССР в поставках такого остродефицитного сырья как дюралюминий и вольфрам США снабжали им Третий рейх .
  4. Пересчет произведен на основе официальных данных по инфляции в США за 1913-2008 год от Bureau of Labor Statistics (США)
  5. "The Big "L"--American Logistics in World War II", Alan Gropman, 1997, National Defense University Press, Washington, DC
  6. Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  7. «В СССР не раз признавали огромное значение техники и материалов, необходимых для ведения боевых действий, поступавших из Соединенных Штатов при участии Англии в Советский Союз. Но в 1942 году согласованные планы этих поставок были выполнены только на 55 процентов. В сложнейшее время подготовки Курской операции (в Вашингтоне и Лондоне об этой работе знали) поставки были прерваны на 9 месяцев и возобновились только в сентябре 1943 года. Такой длительный перерыв - это вопрос не технический, но политический!» (О. Б. Рахманин , ). См. также .
  8. Вишневский А. Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. Москва, 1998, гл. 10
  9. Подписан Первый протокол по ленд-лизу между СССР и США, на сумму в $1 млрд, сроком действия до 30/06/1942.
  10. The Reichstag speech of December 11, 1941: Hitler’s declaration of war against the United States
  11. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KUMANEV_Georgiy_Aleksandrovich/Govoryat_stalinskie_narkomy.(2005).%5Bdoc%5D.zip
  12. Паперно А. Л. Ленд-лиз. Тихий океан. М., 1998. С. 10
  13. Заостровцев Г. А. «Северные Конвои: Исследования, воспоминания, документы», Архангельск 1991. ч. 27
  14. В. Зимонин «Ленд-лиз: как это было», 26.10.2006, газета «Красная Звезда»
  15. Leo T. Crowley, «Lend Lease» in Walter Yust, ed. 10 Eventful Years (1947) 2: 858-60; 1:520
  16. Correspondence of Roosevelt and Truman with Stalin on Lend Lease and Other Aid to the Soviet Union, 1941-1945
  17. Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. - М.: Госполитиздат, 1948
  18. Артем Кречетников, «Садовый шланг» Франклина Рузвельта, 29 июня 2007 г., BBCRussian.com
  19. Из донесения председателя КГБ В. Семичастного - Н. С. Хрущеву; гриф «совершенно секретно» // Зенькович Н. Я. Маршалы и генсеки. М., 1997. С. 161-162
  20. Г. Куманев «Говорят сталинские наркомы», стр. 70- Смоленск: Русич, 2005
  21. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  22. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  23. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6248000/6248720.stm
  24. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  25. Федеральное агентство по государственным резервам, «Резервы в годы Великой Отечественной войны»
  26. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6248000/6248720.stm
  27. http://militera.lib.ru/research/sokolov1/04.html
  28. В. Гаков «Зеленая цена Победы», Журнал «Деньги» № 23, 06/2002

ЛЕНД-ЛИЗ (англ. lend-lease, от lend – давать взаймы и lease – сдавать в аренду), система передачи Соединёнными Штатами Америки взаймы или в аренду военной техники и др. материальных средств странам-союзницам в годы Второй мировой войны.

Закон о ленд-лизе был принят в США в марте 1941 и сразу же американское правительство распространило его действие на Великобританию. В окт. 1941 в Москве представителями СССР, США и Великобритании подписан протокол о взаимных поставках. СССР выразил готовность расплачиваться за поставки союзников средствами из золотого запаса. В нояб. 1941 США распространили действие закона о ленд-лизе на СССР.

Всего за годы Второй мировой войны поставки США по ленд-лизу союзникам составили ок. 50 млрд дол., из которых на долю Сов. Союза пришлось 22%. На конец 1945 поставки в СССР по ленд-лизу выразились в сумме 11,1 млрд дол. Из них на СССР пришлось (в млн дол.): на самолёты – 1189, танки и САУ – 618, автомобили – 1151, суда – 689, артиллерию – 302, боеприпасы – 482, станки и машины – 1577, металлы – 879, продовольствие – 1726 и т. д.

Обратные поставки из СССР в США составили 2,2 млн дол. Сов. Союз поставил США 300 тыс. т хромовой руды, 32 тыс. т марганцевой руды, значительное количество платины, золота, леса.

Кроме амер. ленд-лиза помощь СССР оказывали также Великобритания и (с 1943) Канада, объём этой помощи оценивается суммами соответственно 1,7 млрд дол. и 200 млн дол.

Первый союзный конвой с грузами прибыл в Архангельск 31.8.1941. (см. Конвои союзные в СССР 1941–45 ). Первоначально помощь СССР оказывалась в сравнительно небольшом объёме и отставала от запланированных поставок. В то же время она отчасти компенсировала резкое падение сов. военного производства в связи с захватом гитлеровцами значительной части территории СССР.

С лета по окт. 1942 поставки по северному маршруту приостанавливались в связи с разгромом гитлеровцами каравана PQ-17 и подготовкой союзниками высадки в Северной Африке. Основной поток поставок пришёлся на 1943–44, когда уже был достигнут коренной перелом в войне. Тем не менее поставки союзников оказали не только материальную помощь, но и политическую, моральную поддержку сов. народу в войне с фаш. Германией.

По американским официальным данным, на конец сент. 1945 из США в СССР отправлено 14 795 самолётов, 7056 танков, 8218 зенитных орудий, 131 тыс. пулемётов, 140 охотников за подводными лодками, 46 тральщиков, 202 торпедных катера, 30 тыс. радиостанций и др. Из Великобритании получено более 7 тыс. самолётов, св. 4 тыс. танков, 385 зенитных пушек, 12 тральщиков и др.; 1188 танков доставлены из Канады.

Кроме вооружения СССР получал из США по ленд-лизу автомобили (более 480 тыс. грузовых и легковых), тракторы, мотоциклы, суда, локомотивы, вагоны, продовольствие и др. товары. Авиационные эскадрилья, полк, дивизия, которыми последовательно командовал А.И. Покрышкин, начиная с 1943 и до конца войны, летали на американских истребителях Р-39 «Аэрокобра». Американские грузовые автомобили «Студебеккер» использовались в качестве шасси для боевых машин реактивной артиллерии («Катюш»).

К сожалению, некоторая часть поставок союзников не доходила до СССР, т. к. уничтожалась гитлеровским ВМФ и люфтваффе при морских переходах транспортов.

Для осуществления поставок в СССР использовалось несколько маршрутов. По северному маршруту из Великобритании и Исландии в Архангельск, Мурманск, Молотовск (Северодвинск) было доставлено почти 4 млн грузов, что составило 27,7% от общего количества поставок. Второй маршрут – через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран в сов. Закавказье; по нему перевезено св. 4,2 млн грузов (23,8%).

Для сборки и подготовки самолётов к перелёту из Ирана в СССР использовались промежуточные авиабазы, где работали английские, американские и сов. специалисты. По тихоокеанскому маршруту суда из США в дальневосточные порты СССР шли под сов. флагами и с сов. капитанами (поскольку США находились в состоянии войны с Японией). Грузы поступали во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Комсомольск-на-Амуре, Находку, Хабаровск. Тихоокеанский маршрут был самым эффективным по объёму – 47,1%.

Ещё одним путём являлся воздушный маршрут из Аляски в Восточную Сибирь, по которому американские и сов. лётчики доставили в СССР 7,9 тыс. самолётов. Протяжённость воздушного маршрута достигала 14 тыс. км.

С 1945 использовался и маршрут через Чёрное море.

Всего с июня 1941 по сент. 1945 в СССР направлено 17,5 млн т различных грузов, доставлено к месту назначения 16,6 млн т (остальное составили потери при потоплении судов). После капитуляции Германии США прекратили поставки по ленд-лизу в европейскую часть СССР, но некоторое время продолжали их на сов. Дальний Восток в связи с войной против Японии.

Отдавая должное США, И.В. Сталин в 1945 выразил мнение, что сов.-амер. соглашение по ленд-лизу сыграло важную роль и «в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага». В то же время и в СССР, и в США понимали вспомогательную роль ленд-лиза в борьбе сов. народа. «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте, – отмечал Г. Гопкинс, ближайший помощник американского президента Ф. Рузвельта. – Она была достигнута героизмом и кровью русской армии». Кроме стратег. взаимодействия с СССР, ленд-лиз приносил США определённую экон. выгоду: обеспечивая поставки, немалые средства заработали американские монополии.

В послевоенные годы между СССР и США неоднократно велись переговоры о расчётах по ленд-лизу. СССР возвратил США часть полученного им имущества и изъявил готовность оплатить оставшееся, однако в условиях начавшейся «холодной войны» соглашение достигнуто не было. В соответствии с соглашением 1972 СССР перевёл два платежа на сумму 48 млн дол., однако ввиду отказа американской стороны в предоставлении Сов. Союзу режима наибольшего благоприятствования в торговле с США дальнейшие выплаты по соглашению 1972 приостановились. В 1990 платежи за ленд-лиз были включены в рос.-амер. соглашения о реструктуризации внешнего долга бывшего СССР; задолженность России по ленд-лизу ликвидирована в 2006.

Научно-исследовательский институт (военной истории) ВАГШ ВС РФ

Начнем с того, что золотом СССР расплачивался за пре-ленд-лиз, а также за товары и материалы закупленные у союзников кроме ленд-лиза. Со стороны современных русских форумных “специалистов” утверждается, что СССР расплачивался золотом за ленд-лиз и после 1941 года, не делая разницы между собственно ленд-лизом и пре-ленд-лизом, а также совершенно сознательно опуская тот факт, что Советским Союзом во время войны осуществлялись покупки вне рамок ленд-лиза. Как пример своей правоты такие “специалисты” широкого профиля приводят затонувший британский крейсер “Эдинбург” перевозивший примерно 5,5 тонн золота в 1942 году. И, как они утверждают, это была плата СССР союзникам за полученную военную технику по ленд-лизу.

Но дело в том, что после этого, со стороны таких “специалистов”, наступает гробовое молчание. Почему? Да потому, что СССР не мог расплачиваться золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году – соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа. 465 слитков золота общим весом 5536 килограмм, погруженные на крейсер “Эдинбург” в Мурманске в апреле 1942 года были оплатой Советского Союза Англии за вооружение, поставляемое сверх оговорённого соглашением о ленд-лизе перечня.

Но, получилось так, что это золото до Англии не доплыло. Крейсер “Эдинбург” получил повреждение и был затоплен. А, Советский Союз, еще в годы войны получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков. Кстати все перевозимое золото, пресловутые 5, 5 тонн, по ценам того времени стоили чуть более 100 миллионов долларов.

Сравним с общей суммой оказанной помощи по ленд-лизу в 10 млрд. долларов, о чем ни в СССР ни в России, конечно же говорить не любят, но при этом, делая большие глаза, туманно намекают, что это была просто астрономическая сумма.

Однако на этом история золота “Эдинбурга” не закончилась.

В 1981 году английская кладоискательская фирма “Джессон Марин Рикавериз” заключила договор с властями СССР и Великобритании о поиске и подъеме золота. “Эдинбург” лежал на глубине 250 метров. В тяжелейших условиях водолазы успели поднять 5129 кг. Согласно договору 2/3 золота получил СССР, 1/3 – Великобритания. Минус оплата фирме за осуществленную операцию по подъему золота.

Таким образом, мало того, что перевозимое “Эдинбургом” золото не было платой за ленд-лиз, мало того, что это золото, так и не доплыло до союзников, а треть его стоимости была возмещена СССР еще в годы войны, так, еще спустя сорок лет, когда это золото подняли, то большую его часть вернули СССР.

Что самое интересное и заслуживающее самого пристального внимания, так это то, а чье это было золото, которым расплачивался СССР с союзниками?

Следуя простой логике, мы вправе думать, что СССР мог расплачиваться своим и только своим золотом. И никак иначе. Но, как говорится, так да не так. И дело тут в следующем – во время Гражданской войны в Испании, 15 октября 1936 г. Кабальеро и Негрин официально обратились к Советскому Союзу с просьбой принять на хранение примерно 500 тонн золота.

А уже 15 февраля 1937 года был подписан акт о приемке 510,07 тонн испанского золота, которое и было переплавлено в золотые слитки с советским клеймом. Получила ли Испания назад свое золото? Нет. Поэтому даже то золото, которым Советским Союз расплачивался во время Второй мировой войны со своими союзниками, скорее всего…было испанским. Что очень хорошо характеризует рабоче-крестьянскую власть страны Советов.

Кто-то может сказать, что это простые домыслы и советское руководство самое честное, самое интернациональное, только и думающее о том, как бы это помочь всем нуждающимся в мире. Примерно так и подается помощь республиканцам в Испании во время Гражданской войны. Помогал СССР то помогал, да не бескорыстно. Когда дело касалось денег, то все капиталисты мира просто плакали от зависти, видя, как СССР оказывает “безвозмездную и бескорыстную” помощь революционным рабочим и крестьянам в Испании.

Так Москва выставила Испании счет за размещение и хранение золотого запаса, услуги советских советников, летчиков, танкистов, переводчиков и механиков. Были учтены расходы на проезд туда и обратно советских военнослужащих и их семей, выплата суточных, жалование, затраты на размещение, содержание, лечение в госпиталях и пребывание в отпусках советских военных и членов их семей, расходы на погребение и пособия вдовам военных, обучение испанских летчиков в Советском Союзе, строительство и переоборудование аэродромов на контролировавшейся республиканцами территории, где проходили тренировочные полеты. За все это было заплачено испанским золотом.

К примеру, общая сумма поставленной из СССР с сентября 1936 по июль 1938 г. только материальной части составила 166 835 023 доллара. А за все отправки в Испанию с октября 1936 по август 1938 г. республиканские власти полностью оплатили всю сумму задолженности Советскому Союзу в 171 236 088 долл.

Прибавив стоимость военного имущества, отправленного в конце 1938 – начале 1939 г. в Испанию из Мурманска через Францию (55 359 660 долл.), получим итоговую сумму стоимости военно-технических поставок. Она варьируется от 222 194 683 до 226 595 748 долл. В связи с тем, что груз последней поставки полностью не был доставлен по назначению и часть его возвратили на советские военные склады, то итоговая цифра стоимости военных грузов, доставленных в республиканскую Испанию, составляет 202,4 млн. долл.

Так неужели, после того, как СССР “прикарманил” испанское золото и оказал “бескорыстную” помощь республиканцам, он будет вести себя с американцами и англичанами, в вопросах оплаты ленд-лиза и иной полученной помощи, как то иначе? Нет. Далее, на конкретном примере это будет продемонстрировано.

Как СССР союзникам технику и оборудование возвращал.

Достаточно просто процитировать ряд советских документов, которыми обменивались между собой советская и американская сторона, в ходе переговоров об урегулировании вопросов, связанных с оплатой ленд-лиза после войны. Но для начала лучше привести выдержку из докладной записки министра иностранных дел СССР Громыко А.А., из которой становится понятно, почему именно советская сторона всеми возможными способами скрывала от своих бывших союзников, количество сохранившейся техники и оборудования:

Докладная записка заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко председателю Совета министров СССР И.В. Сталину о переговорах с американцами по урегулированию расчетов по Ленд-Лизу

“Если в переговорах исходить из приведенных расчетов глобальной суммы возмещения, основанных на размерах остатков ленд-лизовских поставок в CССР, нам пришлось бы сообщить американцам сведения о наличии у нас таких остатков, что является нежелательным по следующим соображениям: американцы могут потребовать от нас затем расшифровки остатков по отдельным группам, в частности по оборудованию. Получив от нас такого рода сведения об остатках предметов гражданского характера, американцы могут, ссылаясь на статью V Соглашения от 11 июня 1942 года, предъявить к нам требование о возврате наиболее ценных для нас предметов”.

Таким образом, Сталин и советское партийное руководство, уже после войны, старались любыми способами избежать возврата полученной в долг техники и оборудования. Именно поэтому до сих пор все исследователи сталкиваются со следующей проблемой – известно сколько техники, вооружения и оборудования в СССР поставили союзники по антигитлеровской коалиции и на какую примерно сумму, но при этом нет никаких точных данных о количестве всей оставшейся техники и оборудования после окончания Второй мировой войны у Советского Союза, которую он должен был вернуть.

Поэтому с одной стороны ни самой техники и оборудования Советский Союз не вернул, ни тем более, не выплатил за нее ни одной копейки союзникам. А пропагандисты, что тогда в СССР, что сегодня в России получили удобный аргумент, доказывая, что помощь союзников в войне по ленд-лизу была несущественной.

Хотя, зная, что СССР скрывал данные о количестве полученной помощи, мы, вправе, верить американским и английским данным о количестве всего поставленного оборудования, вооружения и материалов в СССР и на основе этих данных делать выводы, касательно того, насколько сильно эта полученная по ленд-лизу помощь помогла СССР в войне против Германии.

Как пример такого сокрытия данных и сознательных махинаций со стороны советского руководства можно привести выдержки из дневника советско-американских переговоров по урегулированию нерешенных вопросов Ленд-Лизу (г. Вашингтон) проводимых 13.01.1950.

“Что касается фабрик, поставленных по ленд-лизу, то Панюшкин спросил Уайли, не имеет ли он в виду заводское оборудование, поставленное в счет кредитного соглашения от 15 октября 1945 года.

На это Уайли ответил, что это те заводы, которые были поставлены Советскому Союзу по ленд-лизу, но не использовались для военных целей.

В ответ на это Панюшкин сказал, что во время войны нет заводов, которые не имели бы никакого отношения к войне”.

Насколько “изящно” советское руководство вычеркнуло из списка оплаты или возврата целые заводы!!! Оно попросту заявило, что все используемое в СССР оборудование имело отношение к войне, а значит не является оборудованием гражданского назначения, которое пришлось бы возвращать по условиям ленд-лиза, а если оно признается таковым и СССР сообщает о его непригодности, то в придачу за это оборудование по условиям ленд-лиза советскому руководству не надо платить!

И так по всему списку военной техники, оборудования или материалов. И, если СССР смог целые заводы оставить себе, то не стоит и говорить о каких-то: машинах, самолетах, кораблях или станках. Все это стало резко советским.

А, если американцы все же проявляли настойчивость в вопросе с каким-нибудь наименованием техники или оборудования, то советская сторона всячески затягивала переговорные процессы, занижала стоимость данного наименования или попросту объявляла его непригодным, а следовательно не обязательным к возврату.

Как правило в споре о значении Ленд-Лиза для СССР в годы Великой Отечественной войны присутствует лишь две абсолютно «полярных” точки зрения – «патриотическая” и «либеральная”. Суть первой заключается в том, что влияние материальной помощи Союзников было весьма малое и не имело какой-то существенной роли, вторая – о том, что Советский Союз смог выиграть войну исключительно благодаря США.

Итак, Ленд-лиз — это программа, по которой США оказывали различного рода материальную помощь своим союзникам во Второй Мировой. Первые шаги в этом направлении были сделаны ещё в конце 1940-го года, когда США и Великобритания заключили т.н. соглашение «эсминцы за базы”, по которому Англии были переданы 50 эсминцев, в обмен на 99 летнюю “аренду» ряда британских баз в различных районах Мирового Океана. Уже в январе 1941-го законопроект о Ленд-Лизе был одобрен американским Сенатом, и фактически был дан «старт” этой программе.

Данный закон предполагал, что США поставляют своим союзникам вооружение, технику и различные промышленные ресурсы. При этом техника, утерянная в боях оплате не подлежит, а оставшаяся техника после окончания войны должна быть полностью или частично оплачена.

Рассмотрим вкратце ситуацию, в которой начиналась данная программа. К началу 1941-го Германия разгромила всех своих противников на европейском континенте, последним «оплотом сопротивления” на тот момент оставалась Англия, которую от захвата немецкими войсками спасало островное положение. Тем не менее, для неё ситуация выглядела совсем не радостной – большая часть имевшейся техники и вооружения сухопутных войск была потеряна под Дюнкерком, экономика едва могла «тащить” войну, в Африке и на Средиземноморском ТВД британские войска не могли противостоять натиску Германии, флот работал в адском перенапряжении, «разрываясь” между несколькими ключевыми «направлениями” и вынужден был защищать предельно растянутые коммуникации, «Империи, где никогда не заходит Солнце”.

Сами же коммуникации находились под угрозой полного перерезания – в Атлантике «зверствовали” «волчьи стаи” немецких субмарин, в этот момент достигших пика своего успеха. В общем, несмотря на победу в Битве за Британию, Англия находилась под угрозой военного и экономического коллапса.

При этом США оставались нейтральной страной, в стране доминирующей являлась политика изоляционизма. С другой стороны, перспектива установления полного контроля Германии над Европой американцев, отнюдь, не прельщала. Логичным выводом было предоставить в большом количестве материальную и военную помощь, необходимую, что бы «удержаться на плаву” Англии, тем более что за спиной Америки была огромная экономическая мощь, и эта помощь могла оказываться без существенного “напряжения». Да, изначально Ленд-Лиз был ориентирован в первую очередь на Британию и в течении всей Второй Мировой она являлась его главным “потребителем”, получив объём помощи в несколько раз больший, чем все остальные страны Антигитлеровской Коалиции вместе взятые.

После нападения Германии на СССР, правительства США и Великобритании одобрили программу помощи для Советского Союза и Ленд-Лиз был «расширен” и на СССР. Поставки начались уже в октябре 1941-го, когда из Англии, на Север СССР отправился первый конвой, получивший обозначение «Дервиш”, следующие «атлантические” конвои именовались аббревиатурой PQ.

Рассмотрим, какое значение для Советского Союза это оказывало. »Основными сторонами” споров вокруг Ленд-Лиза упор делается на те моменты, где вклад Ленд-Лиза был большой, и наоборот. В первую очередь, стоит заметить, что Ленд-Лиз это не столько поставки военной техники и вооружения, сколько поставки различного промышленного оборудования и ресурсов. Когда стартовала программа Ленд-Лиза, ситуация для СССР была практически катастрофической – большая часть «довоенной” армии разгромлена, Вермахт всё ближе и ближе подбирается к Москве, потеряны огромные территории, на которых была сосредоточена колоссальная часть промышленного потенциала.

Сама промышленность по большей части эвакуирована, и разбросана по эшелонам, находящимся на бескрайних просторах страны, продвигаясь в глубинные районы Советского Союза, соответственно возможности восполнения потерь и производства новой техники существенно ограничены. Главным вкладом Ленд-Лиза является то, что в критическое время – конец 1941-го и первую половину 1942-го, он позволил значительно быстрее «развернуться” эвакуированной промышленности, благодаря поставкам дефицитного сырья, станков, оборудования и т.д., что при этом в определённой степени компенсировало «перекосы” советской промышленности, а также неизбежные при её эвакуации потери.

При этом в течении всей войны по ряду ресурсов, поставки по Ленд-Лизу были сопоставимы с собственно производством их в СССР. Это например, производство резины, взрывчатки, алюминия и т.д. Без Ленд-Лиза был существенный риск того, что многие отрасли советской промышленности вынуждены были «раскачиваться” значительно дольше.

Что же касается техники и вооружения, то тут в общей статистике вклад действительно небольшой, однако он был весьма и весьма существенным в первые годы Великой Отечественной. Существовало 4 маршрута поставок военной техники и ресурсов:

1, «Арктический маршрут” . Он является наиболее известным. Этот маршрут проходил из Англии или Исландии (где формировались конвои) в северные порты СССР, откуда уже груз отправлялся к месту назначения. В первые годы войны этот маршрут был самым значимым, т.к. путь по нему занимал всего две недели, а в условиях 41-42 г. на счету был каждый день. Конвои которые двигались по нему, получили наименование PQ — когда конвой шёл в СССР, а когда шёл обратно, аббревиатура менялась на QP.

Первые пять конвоев прошли без потерь, но начиная с конвоя PQ-5 потери стали регулярными. Немцы, быстро осознав значение этого маршрута перебросили в Норвегию все свои крупные надводные силы, а также существенно нарастили группировку подлодок и авиации в Норвегии и начали активную борьбу с союзными конвоями. Их самый крупный успех — это избиение конвоя PQ-17, который потерял 2/3 своего состава и вместе с кораблями которого погибла техника и вооружение, которой можно было бы оснастить целую армию в 50 тысяч человек.

2. Иранский маршрут. Это был самый безопасный, но одновременно и самый долгий путь доставки военной техники. Суммарно, от отправки из США до места назначения путь грузов по нему занимал около 3-х месяцев.

3. Аляско-Сибирская магистраль или АЛСИБ. Данный маршрут использовался для перегона самолётов — американцы перегоняли самолёты на Чукотку, а советские лётчики уже принимали их и перегоняли на Дальний Восток, откуда они уже расходились по нужным частям. Время доставки самолётов этим путём было очень быстрым, но в тоже время этот путь был крайне опасным — если лётчик-перегонщик отставал от группы, заблудился или что-то случилось с самолётом — это была гарантированная смерть.

4. Тихоокеанский маршрут. Он пролегал из портов Западного Побережья США в Дальневосточные порты СССР и был относительно безопасный – идущие через Северную часть Тихого океана транспорты были в существенной безопасности, как правило японские подлодки сюда банально не доплывали, а кроме того, немалая часть грузов возилась и советскими транспортами, атаковать которые японцы не могли. Этот маршрут был относительно долгим, однако именно по нему прибыло свыше половины поставленных ресурсов и материалов.

Как уже говорилось, в конце 1941-го возможности по восполнению потерь у СССР были очень скудные, и тут немалую роль играла Ленд-Лизовская техника. Однако на ключевых направлениях(например под Москвой) её было крайне мало. В конце 19441-го удалось сформировать две резервные армии, оснащённые преимущественно ленд-лизовским вооружением, но они так и не были введены в бой даже в критические моменты Битвы под Москвой, обошлись «своими силами”.

Напротив, на «второстепенных” ТВД процент “иностранной» техники был огромен. Так например, большая часть истребителей на «северном” ТВД Восточного фронта(Ленинград и Север СССР) состояла из «Харрикейнов” и «Томагавков”. Конечно, они уступали в качественном отношении немецким, но в любом случае это было гораздо лучше, чем И-16 и И-153. Ленд-лизовская техника там была очень кстати, особенно учитывая, что именно через Север проходил один из основных маршрутов поставки, а снабжались эти фронты по остаточному принципу.

Особенно большое значение ленд-лизовская техника сыграла в Битве за Кавказ. Из-за критической ситуации под Сталинградом, все советские резервы шли именно туда, а Кавказский фронт получал технику в крайне малых количествах, да и то, устаревшую.

Но к счастью, рядом проходил “Иранский маршрут», что позволяло оперативно восполнять потери. Именно Ленд-Лиз обеспечил 2\3 потребности Кавказского фронта в технике, более того, «увеличивая» её качественный уровень. В частности, приходившие тогда танки «Матильда” и «Валентайн” смотрелись явно лучше безнадёжно устаревших Т-26 и БТ, которыми комплектовался фронт к началу битвы за Кавказ.

Качественный уровень поставляемой по Ленд-Лизу техники в целом был эквивалентным аналогичным советским образцам. Однако можно проследить весьма интересный момент – техника, показывавшая посредственные результаты в армиях “стран-производителей” крайне успешно действовала на Восточном фронте. Например – американские истребители Р-39 «Аэрокобра” на Тихоокеанском ТВД, были весьма посредственными машинами, ненавидимыми лётчиками, а на Восточном фронте они снискали огромную боевую славу, ими вооружалось множество Гвардейских авиаполков, на них воевало множество прославленных советских асов. И именно эти самолёты стали самыми массовыми из “Ленд-лизовских» машин.

Аналогичная ситуация и с бомбардировщиками А-20 «Бостон” – на Тихом океане он показал себя как весьма посредственная машина, а в СССР ими было вооружено до 70% минно-торпедных полков, а сами самолёты стали «любимчиками” советских лётчиков-бомбардировщиков. Напротив, легендарные «Спитфайры” в СССР совершенно «не прижились” и направлялись преимущественно в полки ПВО, фактически не принимая участия в боевых действиях.

Из военной техники, наибольший вклад Ленд-лиза — это грузовики и автомобили. Советская автопромышленность была менее развита в чем других державах, а американцы поставляли их в огромных количествах. К 44-му это позволило значительно повысить манёвренные возможности танковых и механизированных корпусов, в частности. И если по танкам и самолётам доля ленд-лизовской техники составляла около 12%, то тут все 45-50.

В общем, Ленд-лиз да, действительно имел огромное значение в первые два года войны для СССР, и без него действительно было бы как минимум очень плохо. Скорее всего СССР бы и выиграл войну, но с гораздо более тяжёлыми потерями, или не смог добиться столь впечатляющих результатов к 1945-му. Однако стоит заметить следующие моменты:

Как правило, указание процента поставок по Ленд-лизу, служит неким намёком на экономическую слабость СССР, мол, смотрите без Союзников СССР бы погиб и т.д. Однако, стоит заметить, что СССР получил по Ленд-лизу помощь в ЧЕТЫРЕ раза МЕНЬШУЮ, чем Великобритания, которая в отличии от СССР на «ленд-лизовской игле» сидела предельно плотно, а процент американской техники в британской армии был в разы больше. Например, СССР получил 18 тыс. самолётов, в то время как Великобритания, около 32 тыс.

В итоге, если СССР сумел не только выжить в самой кровавой войне в истории человечества, приняв на себя основной удар, но и закончить войну в статусе Сверхдержавы, то Англия наоборот, утратила свой «имперский” статус, после войны быстро скатившись на уровень совершенно рядовой европейской страны, и стала фактически «полу-сателлитом” США.

Вообще, история не терпит сослагательного наклонения, и с не меньшим успехом можно вести спор о том, например, что бы делала Германия без шведской руды и редких металлов.

Самое главное, помогая СССР поставками по Ленд-лизу, Союзники помогали в том числе и себе, т.к. чем успешнее действовала советская армия, и чем больше немецких сил она к себе «притягивала», тем проще было самим же Союзникам. А именно отвлечение большей части немецких сил против СССР позволило добиться побед в Африке и Италии, успешно высадится во Франции, бомбить немецкую промышленность с приемлемым уровнем потерь и т.д.

Оплата долгов по Ленд-Лизу стала существенным камнем преткновения, между СССР и США уже когда бывших союзников разделил занавес Холодной войны. Несмотря на существенную реструктуризацию долгов, тогдашнее советское руководство отказалось по ним платить. Сталин справедливо заявил, что советские солдаты сполна оплатили все долги своей кровью. К сожалению, уже после распада СССР, долги были «переоформлены” на Россию, и в настоящий момент Россия остаётся должна около 100 млн. долларов, срок погашения оставшейся задолженности установлен до 2030-го года.

буквально "заем-аренда") - система передачи Соединенными Штатами взаймы или в аренду вооружения, военных и других необходимых для ведения войны материалов союзным странам в период второй мировой войны. Убедившись на опыте первой мировой войны, что поставки военных материалов союзникам в порядке кредита не обеспечивают достаточно выгодного возмещения, США в период второй мировой войны решили ввести другую систему, идея которой принадлежала президенту Ф. Рузвельту (см.) и которая, по его словам, должна была быть не "системой дебета и кредита", а системой взаимного военного снабжения. В январе 1941 Рузвельт выступил с предложением о создании системы Л., и, несмотря на оппозицию изоляционистов, конгресс США 11. III 1941 подавляющим большинством голосов принял закон о Л. Принятием закона о Л. отменялись прежние законы США, запрещавшие наймы и кредиты воюющим странам. Закон о Л. предоставлял президенту полномочия продавать, передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, оборону которой президент считал необходимой для безопасности США. Срок полномочий президента США по поставкам материалов и оказанию услуг был первоначально определен до 30. VI 1943, затем ежегодно продлевался, причем последний срок был установлен до 30. VI 1946. Однако уже 21. VIII 1945 правительство США объявило о прекращении поставок по Л. Фактически они были прекращены в сентябре 1945 всем странам, за исключением гоминдановского правительства Китая, поставки которому продолжались и в дальнейшем, являясь одним из важнейших средств американской интервенции в Китае. После принятия закона о Л. правительство США заключило со странами, получавшими помощь по Л., "основные соглашения о ленд-лизе" и "соглашения о взаимной помощи". Сумма ленд-лизовских поставок в среднем в 1941- 45 составила всего 15% общей суммы военных расходов США и свыше 50% экспорта США. В соглашениях, заключенных США с некоторыми странами, получившими ленд-лизовские материалы, были установлены следующие основные принципы урегулирования расчетов по Л.: 1. Материалы, уничтоженные, утраченные и потребленные во время войны, не подлежат никакой оплате. 2. Материалы, оставшиеся после окончания войны и пригодные для гражданских потребностей, оплачиваются полностью или частично в порядке долгосрочного кредита. 3. Военные материалы остаются в странах, их получивших, но правительство США сохраняет за собой право истребовать эти материалы. В то же время правительство США заявляет, что оно, как правило, не воспользуется этим правом. 4. Оборудование, не законченное производством к концу войны, и ленд-лизовские материалы, находящиеся на складах правительственных учреждений США, могут быть приобретены странами, для которых они заказаны, причем правительство США предоставляет долгосрочный кредит на оплату таких материалов и оборудования. По соглашению США с Англией от 6. XII 1945 об урегулировании отношений, вытекающих из Л., Англия обязалась уплатить 532 млн. долл. за оставшиеся после войны ленд-лизовские материалы и избыточное имущество, принадлежащее США, а также за сооружения США на территории Соединенного Королевства. Кроме того, Англия обязалась уплатить 118 млн. долл. как разницу между стоимостью взаимных поставок товаров и услуг, предоставленных правительствами США и Англии через систему Л. после победы над Японией. Общая сумма в 650 млн. долл. подлежит выплате Англией в течение 50 лет начиная с 31. XII 1951 равными частями ежегодно с начислением с 1951 процентов по ставке 2% годовых. Значение помощи, предоставленной в ходе войны по Л., не следует преувеличивать. В частности Советская Армия, сыгравшая решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, получила от советской промышленности неизмеримо большее количество танков, самолетов, орудий и других видов вооружения, чем от США по Л. Удельный вес поставок союзниками промышленных товаров в СССР по отношению к размерам производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за период военной экономики составил всего лишь около 4%. Огромные материальные потери, понесенные Советским Союзом, вынесшим на себе основную тяжесть борьбы против гитлеровской Германии и ее союзников, ни в коей мере не компенсировались помощью, полученной от США по Л. Характерно, что СССР получил в несколько раз меньше поставок по Л., чем Британская империя, хотя роль последней в войне не могла идти ни в какое сравнение с ролью Советского Союза. Хотя Рузвельт и заявлял, что единственной важной выгодой, которую получат США от поставок по Л., является содействие скорейшему разгрому Германии и Японии, на деле Л. облегчил США их экономическое проникновение в страны Европы и Азии. Л. в значительной степени способствовал расширению производства США в годы войны за счет увеличения правительственных военных заказов для поставок вооружения союзникам. Поэтому система Л. усилила экспансионистские тенденции в США, поскольку американские товары не находят после войны достаточных внутренних рынков сбыта из-за снижения жизненного уровня широких масс населения США. Как во время войны, так и особенно после ее окончания в системе Л. имели место существенные отклонения от тех целей, ради которых она формально вводилась. Еще в годы войны США осуществляли поставки по Л. странам, не только не входившим в антигитлеровскую коалицию, а, наоборот, оказывавшим поддержку Германии (напр., Турции). После второй мировой войны правительство США применяло Л. в открыто реакционных целях, продолжая поставки оружия и других материалов правительству Чан Кай-ши для борьбы против демократических сил Китая. В отношении Англии, Франции и других капиталистических стран Л. способствовал экономическому и даже политическому подчинению их Соединенным Штатам, что проявилось как при урегулировании расчетов по Л., так и особенно в ходе проведения США "плана Маршалла". Советский Союз и Соединенные Штаты заключили 15. X 1945 соглашение о поставках в порядке долгосрочного кредита Советскому Союзу Соединенными Штатами оборудования, имевшегося в наличии или заказанного по Л., но не поставленного к этому времени, на общую сумму в 244 млн. долл. В декабре 1946 США односторонне прекратили поставку оборудования для СССР по этому соглашению, нарушив, таким образом, свои обязательства.