Болезни Военный билет Призыв

Частицы вещества движутся как. ).  Броуновское движение 

Данную методическую разработку для 6 класса можно использовать, как при изучении новой темы, так и при закреплении, несколько изменив некоторые элементы урока. Разработка содержит системное повторение всех терминов, изучающихся в разделе "Лексикология"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развернутый план урока русского языка

в 6 классе по теме:

«Профессионализмы»

(по учебнику Т. А. Ладыженской)

учителя русского языка и литературы

МКОУ Верхнетерешанская ООШ

Старокулаткинского района

Ульяновской области

Аксяновой Гузель Саитовны

Целевая установка:

Обучающие цели.

Знания: дать знания о лексике ограниченного употребления, в частности – о профессионализмах .

Умения: формировать практическое умение правильно использовать в обиходной речи профессионализмы, “не засорять» русский литературный язык излишним количеством профессионализмов; совершенствовать умение правильного выполнения лингворазборов: морфемного, элементов фонетического, орфографического.

Навыки: совершенствовать навыка грамотного письма: орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, правописание непроизносимых согласных в корне слова), пунктограммы (знак конца предложения).

Развитие речи: совершенствование разных видов речевой деятельности: чтение учебных текстов, выразительное чтение, слушание учителя и друг друга, развитие устной монологической и диалогической речи, письмо (количество записанных на уроке слов - 115), развитие коммуникативно-речевых умений (составление словосочетаний, предложений, умение озаглавить текст, определить его тему).

  1. Высокий речеразвивающий характер дидактического материала.
  2. Стилистический аспект: на уроке использовался художественный стиль и учебно-научный подстиль научного стиля.
  1. Развивающие цели:
  1. развитие мышления, памяти, внимания, воображения;
  2. создание психологически комфортной обстановки на уроке.

III. Воспитательные цели:

  1. воспитывать внимание к окружающему миру;
  2. развивать интерес к русскому языку, устной и письменной речи;
  3. воспитывать серьезное отношение к учительскому и ученическому труду, к предмету.
  4. приобщить через пословицы и поговорки к культурному наследию русского народа.

Оборудование урока: оформленная доска, учебник

(Т. А. Ладыженская), карточки с текстом, словари (орфографический, толковый).

Методы: слово учителя с элементами беседы, тренировочные упражнения, работа с иллюстрациями, элементы языковых разборов, наблюдение над языковым явлением.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  1. Приветствие
  2. Отчет дежурного о готовности к уроку.
  3. Создание положительного психологического настроя учеников

II. Опрос

Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по теме «Лексикология»

Что изучает лексикология?

Какие разделы лексики мы изучали в прошлом году?

Какие слова называются общеупотребительными?

Какие разделы необщеупотребительной лексики нам уже знакомы?

III.Изучение нового материала

  1. Проведение игры «Отгадай профессию». Поговорим мы сегодня о профессиях.

А) Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.

Б) Лешему Римский - Корсаков придумал две темы. Одну поручил он струнным инструментам. Вторую играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит тема Деда Мороза.

Как вы это определили?

2.Слово учителя о профессионализмах. Запись в тетради темы урока.

3.Знакомство с целями урока.

4.Заполнение справочников:

Профессионализмы – слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.

5.Работа по парам.

В каждом из конвертов - название профессии. Выбрать термины, которыми пользуются люди той или иной профессии.
Музыканты Военные Врачи Математики Историки Шофёры Юристы;
опера артиллерия микстура квадрат император аккумулятор адвокат;
кларнет снаряд бронхит уравнение крестьяне карбюратор прокурор;
романс десант ингаляция умножить воевода шиномонтаж судья;
скрипка патрон прививка равенство феодализм бампер свидетель;
нота батальон фурункул окружность реформа тормоз обжалование.

Проверка. Каждая пара читает 1 столбик. Остальные проверяют правильность выполнения работы. Кто заметит ошибку, пусть молча поднимет руку.

Правильный ответ:

музыканты врачи снаряд
военные математики бронхит
прививка ингаляция шофёры
фурункул квадрат опера
уравнение юристы умножить
равенство микстура феодализм
аккумулятор окружность кларнет
романс скрипка реформа
император батальон карбюратор
шиномонтаж крестьяне воевода
историки бампер тормоз
адвокат патрон прокурор
судья нота десант
свидетель обжалование артиллерия

  1. Закрепление изученного материала
  1. Работа с учебником.

Выполнение упражнений 67, 68.

  1. Работа с текстом

Тетя Поля - хирург, а моя мама - заведующая заводской амбулаторией. Стоит им встретиться - и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:
-Ну, Алик, как твой кариес?
Я только плечами пожал:
-Никакого кариеса у меня нет.
-Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?
Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в поликлинике.
Но, по - моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.

Прав ли герой данного рассказа, что вообще не надо употреблять профессиональные слова?

V. Итог урока

С какими словами познакомились сегодня на уроке?

VI. Рефлексия.

Продолжите предложение, используя профессионализм:

Я считаю данный урок…

VII. Домашнее задание

П. 15, упр. 69

VIII. Оценивание


Урок русского языка по теме «Профессиональные слова» в 6 классе
Качкова Лариса Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 31» г. Братска
Иркутской области
Цели:
1) Познакомить учащихся с профессиональными словами, сферой их употребления; уметь
находить профессиональные слова в Толковых словарях; отрабатывать умение грамотного
письма профессиональных слов.
2) Развивать познавательную активность учащихся, словарный запас учащихся, развивать
устную речь, орфографическую зоркость, внимание.
3) Воспитывать чувство уважения к какой бы то ни было профессии, доброжелательность,
взаимоуважение, интерес к изучению русского языка.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация, толковые словари, задания по группам, карточки.
Ход урока.
­ Здравствуйте, ребята и уважаемые гости.
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)
­А слова мы изучаем в разделе «Лексика». Давайте вспомним, что мы уже знаем.
 Карточки «Термины».
Внимательно прочитайте определение и запишите ответ одним словом.
1 Словарный состав языка называется … (лексика)
2 Лексические значения слов разъясняются в … словарях (толковых)
3 Слова, имеющие одно значение, называются… (однозначные)
4 Слова, имеющие несколько значений, называются … (многозначные)
5 Слова имеют прямые и … значения (переносные)
6 Слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению,
называются … (омонимы)
7 Слова, близкие по значению, но различные по написанию, называются... (синонимы)
8 Слова, противоположные по лексическому значению, называются … (антонимы)
Учитель открывает заднюю часть доски с верными ответами – учащиеся осуществляют
взаимопроверку. (0 ош.­ «5», 1­2 ош. –«4», 3­4 ош.­ «3», 5 ош.­ «2»)
 Кто быстрее назовет слова с чередующейся гласной
У человека много на земле дел.
Надо дерево посадить, дом
построить, сына вырастить. А еще
добрую песню сложить. И это далеко

не все, что должен совершить человек.
Но что бы ты ни делал: слагал песню
или растил

Сына,­ ко всему надо приложить усилия, отдать свою душу.
Основная мысль?
­ Что значит отдавать душу? В жизни нужно найти свое место, любимое дело,
посвятить ему жизнь?
­ Какие синонимы можно подобрать к слову ДЕЛО
Из истории слов
ПРОФЕССИЯ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., «говорить публично». Профессия буквально -
«(официальное) объявление (о своей специальности)» > «официальное указание своего занятия».
Профессия – врач, а специальность – хирург
Профессия педагог, а специальность ­ учитель русского языка
Профессия строитель, а специальность – маляр
 Постановка целей и задач.
­ И сегодня тема нашего урока «Профессиональные слова».
Наша задача узнать, что же это за слова, научиться находить их в толковых словарях.
Сл.6­30
 Кроссворд «Назови профессию» Запись словарных слов (1 чел. работает
у доски).
1. ребус повар
2. ребус врач
3.С сумкой тяжёлой обходит район
Письма нам в ящик кладёт … (почтальон)
4. Встаем мы очень рано
Ведь наша забота -

Всех отвезти по утрам на работу (шофёр)
5. Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (Каменщики)
6. Кладет кирпич за кирпичом­
Растет этаж за этажом
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше новый дом, (строитель)
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём. (Строители)
7. ребус столяр
стол р ­ столяр
яя
ыя
8. Животные тоже, как люди болеют.
Вот только они говорить не умеют.
Но доктор для бедных животных найдется
И врач этот как зовется? (ветеринар)
9 . Он – друзей четвероногих
Всеми признанный знаток,
Воспитатель очень строгий,
Крепко держит поводок.
Учит он в собачьей школе,
Как команды выполнять.
Все боксеры, доги, колли
Назубок должны их знать. (Кинолог)
10. Ребус капитан
11. После взрыва, наводненья,
Бури и землетрясенья,
Если откололась льдина
Или с гор сошла лавина,
Если рухнул где­то дом,
Мы кого зовем? (спасателя)

12. Ребус учитель
13. На работе день­деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
14. ребус
(водолаз)
15. Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер ­
Мастер он по стенам! (Маляр)
16. Победит огонь коварный
Тот, кого зовут … (пожарный)
Сл.31 ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Сл 32

Сл.34
 Работа со словарем:
Профессиональные слова (т.е. специальные) разъясняются в особых словарях­
справочниках, в толковых словарях
­ Что поможет определить, что это профессиональные слова? (специальные пометы – спец.)
 Работа с толковым словариком в учебнике.
­ В наших учебниках также есть небольшой Толковый словарь. Найдите в нем
профессиональные слова, запишите 1­2 слово в тетрадь (литера, матрица, мерный,
омшаник, табло, ротационный, тубус, форте).

 Работа по группам
Сл.35­39
1. У вас в конвертах слова людей разных профессий. Ваша задача отобрать слова
того человека, кто указан на вашем конверте. * см. толковый словарь.
палитра*
проявитель
закрепитель
наждак
тубус*
октава*
гамма*
зубило*
аккорд*
вокализ*
акварель
штифт
фиксаж*
мольберт*
гуашь
втулка*
форте*
негатив*
стамеска*
эстамп*

2.
1 группа.
Когда траулер круто менял курс, его на развороте накрыло волной, порвался трос, и
правый борт прогнулся, словно от удара ледяной глыбы. В рубке светились только
катушка компаса и пульты всего оборудования.
Профессиональные слова: траулер, рубка.
­ С какой целью автор употребил профессиональные слова?
(Примерные ответы учащихся: специальные слова в художественном произведении
помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их
занятия.)
аа
Тр улер - промысловое судно, предназначенное для лова рыбы
Рубка­­­надстройка на палубе судна
2 группа.
Выпишите профессиональные слова, определите их лексическое значение.
Давайте пофантазируем и определим профессию отца по
профессионализмам, которые он использует, рассказывая сыновьям о своей работе.
Если он употребляет слова:
а) фара, кабина, двигатель, переключатель скоростей, зажигание, он - ... ;
б) вагоны, рельсы, шпалы, платформа, кабина, он - ... ;
в) каюта, якорь, корма, иллюминатор, он - ... ;
г) трос, кран, блок, кирпич, мастерок, арматура, он - ... .
Д л я с п р а в о к: строитель, моряк, машинист, шофёр.

Аа
ИЛЛЮМИН ТОР, ­а, муж. Герметически закрывающееся окно (на корабле,
глубоководном или летательном аппарате).
АРМАТ РА, тех.Стальной каркас железобетонного изделия или сооружения,
металлическая сетка, упрочняющая материал или изделие
Уа
3 группа.
Выпишите профессиональные слова, определите их лексическое значение.
– Я из поликлиники. В ряде областей зафиксирована вспышка гриппа. Мое
намерение – сделать вам прививку.
– У меня аллергия, лучше лучше сделайте мне флюорографию, –ответил спортсмен с
явным желанием выпроводить нежданную гостью.
– Я не уйду, – уперлась женщина.
Натиску пришлось уступить. Доктор в блекло­голубом медицинском халатике с
фонендоскопом на шее ловко открыла на столе флаконы с лекарством, потом взяла
пациента за руку и начала вводить лекарство.
Оа
Аа
ФОНЕНДОСК П ­ медицинский прибор для прослушивания больных, состоящий из
двух гибких слуховых трубок, соединённых со звукоулавливающей камерой.
ФЛЮОРОГР ФИЯ (спец.). Метод рентгенологического обследования
фотографирование изображения на светящемся экране.

4 группа.
Выпишите профессиональные слова, определите их лексическое значение.
Тетя Поля ­ хирург, а моя мама ­ заведующая заводской амбулаторией. Стоит им
встретиться ­ и между ними начинается разговор, в котором обычные слова заменяются
медицинскими. Не успел войти, как тетя Поля меня спрашивает:
­Ну, Алик, как твой кариес?
Я только плечами пожал:
­Никакого кариеса у меня нет.
­Как, а твой зуб? Тебе уже наложили пломбу?
Тут только я понял, в чем дело: неделю назад у меня заболел зуб и мне его лечили в
поликлинике.
Но, по ­ моему, гораздо проще вместо слов кариес и наложите пломбу спросить: "Ты
вылечил зуб?" Но я не стал спорить! Их не переубедишь.
­ Прав ли герой данного рассказа, что вообще не надо употреблять профессиональные
слова?
Оа
АМБУЛАТ РИЯ, ­и, жен. Лечебница для приходящих больных.
аа
К риес м. Постепенное разрушение ткани кости или зуба (в медицине).
Пломба