Болезни Военный билет Призыв

Царская невеста содержание. Царская невеста полное либретто

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Нерадостно на душе у молодого царского опричника Григория Грязного. С недавних пор ему наскучили лихие забавы. Он впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно засылал Григорий Грязной сватов к отцу полюбившийся ему Марфы. Купец Собакин наотрез оказал ему, сказав, что Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова. Стремясь забыться, Григорий созвал к себе на пирушку опричников во главе с Малютой Скуратовым. С ними пришли царский лекарь Бомелий и Иван Лыков. Гости славят радушие и гостеприимство хозяина. Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран, рассказывает о том, что видел. Свой рассказ он заканчивает здравицей в честь мудрого государя Ивана IV. Светает. Все расходятся. По просьбе хозяина остается только Бомелий. Грязной обращается к нему с просьбой достать снадобье, которым можно приворожить девушку. Он обещает его щедро вознаградить. Разговор лекаря и Грязного подслушала любовница Грязного Любаша. Она и раньше замечала, что возлюбленный охладел к ней, теперь Любашу охватили ревнивые подозрения. Но своего счастья она не уступит и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

Все помыслы Марфы посвящены любимому жениху, Ивану Лыкову. Рядом с ней ее подруга Дуняша. Ей она рассказывает о своих чувствах. В сумерках, к дому Собакиных подкрадывается Любаша. Красота Марфы поражает ее, и Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным у Бомелия.

На стук Любаши выходит царский лекарь. Он готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Вначале Любаша с возмущением отвергает его притязания, но радостный смех Марфы, доносящийся из дома, вызывает у Любаши новые душевные муки. И она уступает ненавистному ей Бомелию.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора бы уж справить ее, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек.

Наконец Марфа возвращается и все поздравляют жениха и невесту. Грязной незаметно сыплет в чарку Марфы зелье. Внезапно появившийся Малюта пришел сообщить, что царь избрал себе в жены не Дуняшу, как надеялись влюбленные, а Марфу.

Собакин глубоко опечален тяжким недугом дочери, от которого ее никто не может излечить. Появляется Грязной. Опричник докладывает Марфе, что Лыков под пыткой сознался в намерении извести зельем царскую невесту и по повелению государя казнен. Марфа не выдерживает тяжести горя. Её помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених Ваня. Видя безумие Марфы, Грязной убеждается, обманулся в своих надеждах: вместо того, чтобы приворожить, он погубил ее.

Не в силах снести душевных мук при виде страданий любимой, Грязной признается в совершенном преступлении: он отравил Марфу и оклеветал невинного Лыкова. Появляется Любаша. Она признается, что подменила зелье. Охваченный яростью, Грязной убивает Любашу.

ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА
Н. А. Римский-Корсаков
Либретто Н.А. Римского-Корсакова и И.Ф. Тюменева по одноименной драме Л.А. Мея
Продолжительность: 2 ч.

Режиссёр-постановщик - Дмитрий Бертман
Дирижёр-постановщик - Кирилл Тихонов
Художники-постановщики - Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева
​Художники по свету - Денис Енюков, Александр Нилов
Хормейстер - Евгений Ильин

Премьера состоялась 06.09.1997

Иссушающая любовь, безудержная ревность, ядовитая месть, злобная алчность – эти чувства владеют людьми в любую эпоху. Шекспир в свое время гениально описал подобные проявления человеческой натуры, после чего даже появилось выражение – «шекспировские страсти».

Настоящие шекспировские страсти кипят и в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Любовь, страсть, ревность, зависть и - как результат - преступление… Трагичная история мрачной эпохи Ивана Грозного никого не оставляет равнодушным и в веке 21-ом. «Постановка в «Геликоне» - современна и вызывающе прекрасна , - делится своим впечатлениями народный артист РСФСР Юрий Веденеев. – Смелые режиссерские решения Дмитрия Бертмана и световая партитура усиливают воздействие прекрасной музыки Римского-Корсакова на зрителей, создают атмосферу грозной, неотвратимой силы, уничтожающей хрупкую человеческую личность. Это потрясающая работа «Геликона!».

«Восхищена цветовым решением спектакля: золотой, алый и черный , - дополняет народная артистка РСФСР Светлана Варгузова. – Финальная ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдём» пронзает до боли и оставляет ощущение горькой утраты. Я получила огромное наслаждение!».

«Это захватывающая камерная эротико-психологическая драма о страстной любви, обреченной на гибель в условиях жёсткой тоталитарной системы. Смотрится на одном дыхании» , - пишет Екатерина Кретова в «Московском комсомольце». Но все ли так однозначно? Зрителям решать самим.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ПИРУШКА
Царский опричник Григорий Грязной впервые в жизни испытал чувство всепоглощающей любви. Напрасно он засылал сватов к отцу полюбившейся ему Марфы: купец Собакин наотрез отказал ему, поскольку Марфа уже просватана за боярина Ивана Лыкова.
К Григорию приходят гости. Среди них Малюта Скуратов, царский лекарь Бомелий и Иван Лыков, недавно возвратившийся из заморских стран. Грязной тайно просит лекаря достать такое снадобье, которым можно приворожить девушку, обещая щедро наградить за услугу. Их разговор подслушала любовница Грязного Любаша. Она не уступит своего счастья и жестоко отомстит злодейке-разлучнице.

ПРИВОРОТНОЕ ЗЕЛЬЕ
Улица в Александровской слободе. Марфа рассказывает Дуняше о любимом женихе, Иване Лыкове. Беседу девушек прерывает грозный призрак - царь Иван прошел в отдалении, заглядевшись па них. В сумерках к дому Собакиных подкрадывается Любаша. Красота Марфы поражает ее. Любаша решает погубить соперницу, подменив ядом приворотное зелье, выпрошенное Грязным. Бомелий готов выполнить ее просьбу, но взамен требует любви. Любаша соглашается на позорную сделку.

ДРУЖКО
В доме Собакиных идут приготовления к свадьбе. Пора уж справить её, да помешали царские смотрины, на которые собрали во дворец самых красивых девушек. Лыков обеспокоен, взволнован и Григорий. Наконец возвращается Марфа. Все успокаиваются, поздравляя жениха и невесту. Воспользовавшись случаем, Грязной незаметно подсыпает в чарку Марфы зелье. Внезапно появляется Малюта с боярами: царь избрал в жены не Дуняшу, как надеялись влюблённые, а Марфу.

НЕВЕСТА
Собакин глубоко опечален болезнью дочери, от которой ее никто не может излечить. Грязной докладывает Марфе, что под пыткой Лыков сознался в намерении извести зельем невесту государя и за то казнён. Марфа не выдерживает тяжести горя. Её помутившемуся разуму кажется, что перед ней не Грязной, а любимый жених Ваня. Ему она рассказывает о своем чудном сне. Видя безумие Марфы, Грязной в ужасе: вместо того, чтобы приворожить, он погубил её. Не в силах снести душевных мук, Грязной признаётся в совершенном им преступлении - он отравил Марфу и оклеветал Лыкова. Любаша сознается, что это она подменила зелье, и в ярости Грязной убивает её. Сам же он готов принять любые муки, чтобы искупить страдания любимой.

Н.А. Римский-Корсаков опера «Царская невеста»

Литературной основой для оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакого стала одноименная драма Л. А. Мея. Идея создать оперу на сюжет этого произведения возникла у композитора еще в конце 60-х годов XIX столетия. Но к ее написанию он приступил только спустя три десятилетия. Премьера прошла с грандиозным успехом в 1899 году. С тех пор «Царская невеста» не сходит со сцен ведущих мировых оперных театров.

Эта опера о любви - горячей, страстной, сжигающей все вокруг. О любви, возникшей в одну из самых жестоких и страшных эпох в истории нашей страны - время правления Ивана Грозного. Время опричнины, бояр, показательных казней и смертельных пиршеств.

Действующие лица

Описание

Василий Степанович Собакин бас купец
Марфа сопрано дочь Василия Степановича Собакина
Малюта Скуратов бас опричник
Григорий Григорьевич Грязной баритон опричник
Любаша меццо-сопрано любовница Григория Григорьевича Грязного
Иван Сергеевич Лыков тенор боярин
Домна Ивановна Сабурова сопрано жена купца
Елисей Бомелий тенор царский врач
Дуняша контральто дочь Домны Ивановны Сабуровой
  • В 1966 году режиссёр Владимер Гориккер снял киноверсию оперы.
  • Единственной известной американской постановкой «Царской невесты» стала премьера в Вашингтонской опере в 1986 году.
  • Главные события, представленные в драме Мея, действительно имели место быть в эпоху Ивана Грозного. Этот эпизод почти не известен, но он зафиксирован в исторической литературе. Грозный собирался жениться третий раз. Его выбор пал на дочь купца Марфу Васильевну Собакину, но вскоре царскую невесту сразил недуг непонятного происхождения. Поговаривали, что Марфа была отравлена. Подозрение пало на родственников ранее умерших цариц. Для расправы с ними был сделан специальный яд, который мгновенно отправлял жертву в мир иной. Такой казни было подвержено множество людей из окружения царя. Он все-таки женился на угасающей Марфе, надеясь исцелить ее своей любовью, но чуда не произошло: царица умерла. Стала ли она жертвой человеческой злобы и зависти, либо случайной виновницей казни ни в чем неповинных людей, до сих пор остается загадкой.
  • Несмотря на такую важную роль Ивана Грозного в опере, он не имеет вокальной партии. Его образ целиком и полностью характеризуют оркестровые темы.
  • В своей музыкальной драме автор переплел между собой два любовных треугольника: Марфа-Любаша-Грязной и Марфа-Лыков-Грязной.
  • Композитор сочинил оперу "Царская невеста" за 10 месяцев.
  • Эта музыкальная драма не единственная, которая была написана по драме Льва Мея, также по его произведениям были написаны оперы "Псковитянка" и "Сервилия".
  • Римский-Корсаков, был одним из участников "Могучей кучки ". После премьеры "Царской невесты" члены Балакиреевского кружка не одобрили его новаторские решения. Они посчитали его чуть ли не предателем, который отошел от старой русской школы, а также балакиреевских устоев.
  • В либретто оперы не вошло много персонажей из драмы Льва Мея.
  • Партию Марфы, Николай Андреевич писал специально под оперную диву Н.И. Забела-Врубель.

Популярные арии :

Ария Любаши «Вот, до чего я дожила» - слушать

Ария Марфы - слушать

Ариозо Лыкова "Иное все - и люди, и земля..." - слушать

История создания


После ошеломляющего успеха оперы "Садко" , Н.А. Римский-Корсаков решил поэкспериментировать, и создать новую, уникальную оперу. Композитор сделал ее "простой", не стал вставлять большие, массовые сцены и хоры, как это было принято до этого в оперном русском искусстве. Также его целью было показать именно вокальную кантилену в написанных им ариях. И Николаю Андреевичу это удалось.

Римский-Корсаков начал работу над оперой в 1898 году, в этом же году он и закончил ее. Над либретто работал сам композитор. Николай Андреевич сохранил всю хронологию, которая была в драме Мея, а также оставил неизмененными некоторые тексты из произведения. Важно, что у композитора был помощник, его бывший ученик И. Тюменев. Он помогал в написании либретто к опере, а также в редактирование слов в некоторых ариях.

Постановки


3 ноября 1899 года (по-новому времяисчислению), состоялась премьера оперы "Царская невеста" в частном театре С. Мамонтова (г. Москва). Эта опера вызвала разные эмоции у зрителя, но в целом, музыкальная драма пришлась "по вкусу" публики.

В России данную оперу ставили и ставят довольно часто. Всевозможные русские музыкальные театры могут похвастаться постановкой оперы, если и не в настоящем времени, то хотя бы в прошлом веке. "Царская невеста" ставилась в таких местах, как: Мариинский театр, Ленинградский театр оперы и балета, Большой театр (г. Москва), Новая опера, Самарский академический театр оперы и балета и мн. др.. К сожалению, за рубежом опера не пользуется такой популярностью, хотя несколько разовых постановок на заграничных сценах были.

Лев Александрович Мей


Царская невеста


Драма в четырех действиях

(Действующие лица):


(Василий Степанович Собакин), новгородский купец.

Его дети: (Марфа)

Опричники: (Григорий Григорьевич Грязн"ой)

(Василий Григорьевоч Грязн"ой)

(Князь Михаил Темгрюкович)

(Малюта Григорьевич Скуратов)

(Князь Иван Гвоздев - Ростовский)

(Боярин [Михаил Матвеевич] Лыков), нарвский воевода.

(Боярин Иван Сергеевич Лыков), его племянник.

(Елисей Бомелий), царский лекарь.

(Домна Ивановна Сабурова), купеческая жена.

(Дуняша), ее дочь.

(Петровна), работница Собакиных.

(Кум Савелий).

(Кум Парфен).

(Истопник).

(Сенная девушка).


Опричники, песенники, плясуньи, слуги, бояре, боярыни.

Действие происходит в Александровской слободе в 1572 году.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


Пирушка

СЦЕНА ПЕРВАЯ


Явление первое

Кн. Иван Гвоздев - Ростовский

Так хороша?.. А кто она такая?

Гр. Грязной

Собакина, купеческая дочь…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Постой, постой! Да не ее ль отец

Из Новгорода в слободу приехал

С заморскими товарами?

Гр. Грязной

Он самый.

Кн. Гводев - Ростовский

Дом на углу, у церкви? Знаю, знаю:

У старика - то я вчера купил

Себе парчи узорчатой на ферязь…

Зачем он дочь сюда привез с собою?

Гр. Грязной

Зачем?.. Ты знаешь, государь велел

Со всех концов и городов красавиц

Свезти сюда; и лучшую из них

Себе в супруги выбрать хочет?

Кн. Гвоздев - Ростовский

Гр. Грязной

И веришь ли, мой друг, любезный Ваня?

Мне кажется, что лучше Марфы нет,

Что на роду ей суждено царицей,

А не простой боярынею быть…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Тебе во всем поверю я, Григорий!

А вот своим глазам так я не верю…

Гр. Грязной

Кн. Гвоздев - Ростовсий

Да так… Гляжу я на себя:

Куда ты изменился, Гриша!.. Право:

Бывало, мы, чуть девица по сердцу,

Нагрянем ночью, дверь с крюка сорвали,

Красавицу на тройку - и пошел!

А нынче мы болтаем, словно бабы…

Что тут дремать? Друзья - как раз - помогут

Гр. Грязной

Нет, князь! К чему насилие… Не прихоть,

Любовь крушит мне душу, да и Марфа

Скорей наложит руки на себя,

Чем даст себя в обиду… Слушай, князь:

Я честию хотел покончить дело:

К Собакину сватов я засылал.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Ну, что ж?

Гр. Грязной

Велел сказать мне наотрез:

"Благодарим боярина за ласку,

А дочь свою я обручил другому".

Кн. Гвоздев - Ростовский

Кому ж другому?

Гр. Грязной

Лыкову Ивану.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да ты бы сам с отцом поговорил.

Гр. Грязной

Я говорил, так он поет другое:

"Мы с дядей нареченного, Михайлой

Матвеичем, уж дело порешили".

Кн. Гвоздев - Ростовский

А молодой - то Лыков - хоть куда!

Такой красивый, говорит так складно:

Недаром был он два года у немцев.

Гр. Грязной

Не говори мне про него… Сегодня,

Скрепивши сердце, звал его я с дядей

Откушать хлеба - соли: погляжу,

Какой он басурманщины набрался?

Чай, то - то он невесте нагородит,

Проклятый!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Эй! послушайся меня:

Возьмем силком - и поминай, как звали!

Гр. Грязной

Нет, не хочу…

А Лыкову Ивашке

Не обходить кругом налоя с Марфой!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да что ж ты хочешь делать?

Гр. Грязной

Сам не знаю…

А жаль мне, что ты Марфы не видал:

Ты знаешь толк…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Да кто его не знает?

На что уж немец - Елисей Бомелий -

И тот смекает! Встретились намедни,

Он и давай хвалить твою Любашу:

"У твоего приятель шлявна девка!… "

Да, к слову молвить. Разве ты Любашу

Уж разлюбил?.. А кажется, что девки

Такой искать - нескоро и отыщешь:

Поет, что птичка; брови колесом,

Глаза, как искры, и коса до пяток.

Гр. Грязной

Она мне надоела…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Что так скоро?

И полгода, кажися, не прошло,

Как мы ее в Кашире подцепили…

Гр. Грязной

Я не люблю ее.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Напрасно, брат!

А впрочем, как пройдет угар, полюбишь.

Давай - ка выпьем!

Ну! Никак и гости

Идут? Кого ты звал к себе сегодня?

Гр. Грязной

Все наших же… Ну, Лыковы прийдут,

Хотел бы Калист, Марфин брат, гуляка

И балагур, хоть тотчас в скоморохи…

Прийдет Бомелий…

Кн. Гвоздев - Ростовский

Он зачем?

Гр. Грязной

Мне нужно.

СЦЕНА ВТОРАЯ


Явление 1

Гр. Грязой

Добро пожаловать!

Здорово, Гриша,

И я пришел к тебе попировать,

На старости медку хлебнуть немножко…

С собой взял князя…

Гр. Грязной

Милости прошу!

Да что же ты ко мне сегодня в рясе?

Нельзя же, брат! Я - параклисиарх.

У вас одно мирское на уме,

А мы с великим нашим государем

Вечерню слушали… Теперь, пожалуй,

Разоблачусь и я…

Вот это дело:

Мы с князем шли к тебе, да и продрогли.

Ну, будь здоров!

Гр. Грязной

Благодарю, Малюта.


Явление 2

Гр. Грязной

Прошу покорно, гости дорогие!

Брат, здорово!

Здравствуй, Калист!

Благодарю тебя за честь, Бомелий!

Спасибо вам, что вспомнили меня.

Ну, дорогие гости! За трапезу

Прошу садиться… Только не взыщите:

Чем бог послал…

Мы лаской будем сыты.

А старая пословица гласит,

Что слаще меду ласковое слово.

Гр. Грязной

Другая поговорка есть, боярин,

Что баснями не кормят соловья…

Прошу покорно!

Расскажи - ка нам,

Как в Нарве воеводствуешь, боярин!

Да, слава богу, у меня все тихо:

Магистр и немцы, словно барсуки,

Сидят в норах и выглянуть не смеют.

За ум взялись, а то куда сварливы!

Ты, молодец, на немцев насмотрелся:

Что, как у них там за морем живут?

Ив. Лыков

Как и везде: где хорошо, где худо.

Неправда! Очень, очень хорошо!

Кн. Гвоздев - Ростовский

Зачем же вы к нам жалуете в гости?

Ты знаешь: от добра добра не ищут!

За нами шлет великий государь,

Чтоб вас учить.

Кн. Гвоздев - Ростовский

Ну да! Вы научили,

Как вашу ж братью нужно колотить:

Спасибо и на том!

А .А. Соловцов, «Книга о русской опере» (1960 г.):

«Царская невеста» – бытовая лирическая драма. Завязка драмы – сложное сплетение любовных чувств и человеческих отношений. Купеческая дочь Марфа Собакина – невеста боярина Ивана Лыкова. Как будто ничто не омрачает счастья любящих друг друга молодых людей. Однако судьба готовит им тяжкие испытания и гибель. Опричник Григорий Грязной, сватавший Марфу и получивший отказ, не теряет надежды добиться любви девушки с помощью колдовского зелья, приготовленного царским лекарем Бомелием. Возлюбленная Григория Любаша подслушала разговор его с Бомелием и решила отомстить сопернице. От того же Бомелия она получила медленно действующий яд и подменила им «приворотное зелье». <...> И другая беда ждет Марфу. В день помолвки ее с Лыковым в царском тереме происходили смотрины: царь выбирал невесту. <...> Неожиданно появляются бояре с «царским словом». Малюта Скуратов объявляет царскую волю: Грозный избрал своей невестой Марфу. <...>

Композитор Георгий Свиридов об Александре Ведерникове: «Для него петь значит раскрывать самую суть музыкального образа. На мой взгляд, Ведерников обладает исключительно чутким и острым пониманием русской национальной стихии в музыкальном искусстве. Поэтому так естественно звучат у него народные русские песни. Он поражает мощью и эпическим размахом в партиях русского классического репертуара. В то же время достаточно услышать, как он поет Шумана или Себастьяна Баха, чтобы убедиться в том, что ему внутренне близок и мир музыки великих немецких композиторов. Бас певца богат тембровыми оттенками, теплый и выразительный, мужественный и какой-то особенно задушевный».

«История создания оперы «Царская невеста»
В.Ф. Никонов, журнал «Вопросы истории» (1965 г.):

«Царская невеста» – одна из самых проникновенных опер Н.А. Римского-Корсакова. Он написал ее на сюжет «Царской невесты» Л.А. Мея. После «Псковитянки» (написанной тем же драматургом) Римский-Корсаков вновь обратился к эпохе Ивана Грозного, но уже под другим углом зрения. <...> И хотя в основе сюжета лежала реальная история попытки третьей женитьбы царя и скорая смерть его невесты Марфы Собакиной, сам Иван Грозный появлялся на сцене только один раз, да и то как лицо без речей. Центром сюжета стал любовный узел, который, как петлей, стянул всех. За либретто взялся И.Ф. Тюменев, знаток литературы и старины, бывший ученик Римского-Корсакова и его друг.

В создании «Царской невесты» композитор шел новыми путями. Он обратился к широкой мелодии, к тому, что он называл «истинной вокальной музыкой». <...> Каждая ария – это характер, судьба, это развернутая панорама личной драмы. В отличие от прежних опер в «Царской невесте» есть не только дуэты, но и трио, квартеты и даже секстет. Сам композитор полагал, что по певучести и изяществу самостоятельного голосоведения со времен Глинки подобных оперных ансамблей еще не было. <...>.

Партия Марфы писалась в расчете на Забелу-Врубель, голосом которой Римский-Корсаков был очарован с давних пор. <...> Первая постановка оперы состоялась 22 октября 1899 года (в частной опере Саввы Мамонтова. – Прим. ред.), и ее успех превзошел даже триумф «Садко». Трагичная и светлая одновременно опера «Царская невеста», время ее написания и постановки, стали одним из самых счастливых моментов в нелегкой творческой судьбе великого русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова». <...>