Болезни Военный билет Призыв

Былины и их герои в поэзии XX века

Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая за­ставляет читателя улыбнуться, задуматься над при­родой смешного. Почему стихотворение «бога­тырь» вызывает у читателя улыбку?

Комическое в литературе имеет много раз­новидностей: от резко критического осмеяния во­ображаемого до юмористического смеха, кото­рый может быть и средством любования автора своим героем. Каков характер комического в сти­хотворении Е. Винокурова?

Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного бога­тыря?

Главный сюжетный мотив в этой были­не — путешествие богатыря и выбор пути. Надпись на столбе предлагает такой вы­бор: ехать или влево, или вправо, причем обе поездки опасны для жизни. И бога­тырь возвращается назад. Так выбор все же был осуществлен, и был он неожидан­ным — отличался от того, какой обычно делают сказочные былинные герои.

Что отвергает богатырь в начале стихотворе­ния и как показан его жизненный идеал в концов­ке стихотворения?

В начале стихотворения богатырь от­вергает надоевший домашний быт и видит перед собой дорогу, которая, как ему ка­жется, сделает его жизнь увлекательной и необычной. Однако стоило ему столкнуть­ся с проблемой выбора, как он одумался и предпочел домашний уют опасным стран­ствиям.

Какие чувства выразил поэт, обратившийся в стихотворении «Богатырь» к былинному эпосу? Что утверждает он своим стихотворением?

Обращение Е. Винокурова к былинному эпосу в своем стихотворении показывает любовь к родному фольклору и утвержде­ние тесных связей его творчества с дале­кими по времени создания былинами.

Евгений Михайлович Виноку́ров (1925 - 1993) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987). Член КПСС с 1952 года.
Родился 22 октября 1925 года в Брянске в семье Михаила Николаевича Перегудова, военного, и Евгении Матвеевны Винокуровой. Мать, зав. женотделом и ревнительница равноправия, записала сына на свою фамилию. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.

Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга. В 1951 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького, тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Б. Л. Пастернака. «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века, положенное в 1958 году на музыку А. Я. Эшпаем.

Возглавив вместе со С. П. Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», открыл в 1954 году юную Б. А. Ахмадулину, напечатал лучшие стихи Л. Н. Мартынова, Б. А. Слуцкого, заново утвердил в литературе имена вернувшихся из лагерей Н. А. Заболоцкого и Я. В. Смелякова. С 1971 по 1987 год был зав. отделом поэзии журнала «Новый мир». Большого внимания заслуживает вышедшая под редакцией Винокурова антология «Русская поэзия XIX века» (1974).

Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский, поэтесса О. А. Николаева, историк П. А. Кошель, поэтесса И. В. Ковалёва, поэт и журналист А. А. Дидуров.

Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая заставляет читателя улыбнуться, задуматься над природой смешного. Почему стихотворение "богатырь" вызывает у читателя улыбку?

Комическое в литературе имеет много разновидностей: от резко критического осмеяния воображаемого до юмористического смеха, который может быть и средством любования автора своим героем. Каков характер комического в стихотворении Е. Винокурова?

Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного богатыря?

Главный сюжетный мотив в этой былине - путешествие богатыря и выбор пути. Надпись на столбе предлагает такой выбор: ехать или влево, или вправо, причем обе поездки опасны для жизни. И богатырь возвращается назад. Так выбор все же был осуществлен, и был он неожиданным - отличался от того, какой обычно делают сказочные былинные герои.

Что отвергает богатырь в начале стихотворения и как показан его жизненный идеал в концовке стихотворения?

В начале стихотворения богатырь отвергает надоевший домашний быт и видит перед собой дорогу, которая, как ему кажется, сделает его жизнь увлекательной и необычной. Однако стоило ему столкнуться с проблемой выбора, как он одумался и предпочел домашний уют опасным странствиям.

Какие чувства выразил поэт, обратившийся в стихотворении "Богатырь" к былинному эпосу? Что утверждает он своим стихотворением?

Обращение Е. Винокурова к былинному эпосу в своем стихотворении показывает любовь к родному фольклору и утверждение тесных связей его творчества с далекими по времени создания былинами.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к стихотворению Е. М. Винокурова «Богатырь» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным мотивам и сюжетам? Почему эти чувства столь различны? Что объединяет эти стихотворения? Три поэта, представленные в этом разделе стихотворениями, посвященными былинным богатырям, относятся к своим героям с чувством глубокой симпатии, и в то же время каждого автора волнуют какие-то особые стороны облика и поступков богатырей. Для Бунина особенно важна трагическая мощь богатырей, их
    Что объединяет стихотворения "Святогор" и "Святогор и Илья"? Как показана гибель богатыря? В стихотворениях "Святогор" и "Святогор и Илья" общий герой - Святогор и сходен его облик, показывающий необъятность его силы. Гибель богатыря объясняется неуместностью такой силы и такой безмерной тяжести для земли, по которой ходит богатырь. Гибель Святогора вызвана вполне сказочными причинами: каждый удар, который должен был бы спасти героя, наоборот, добавляет новую скрепу на его гроб. Земля не в
    Большая часть былины А. К. Толстого представляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представлены в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставления (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя? Монолог представляет собой развернутое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклицательные предложения передают эмоциональное состояние героя, испытывающего обиду
    Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,стр. 6). События в былинах излагаются в строгом порядке, после-довательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах
    Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был.
    Какова тема стихотворения? Почему Святогор принял "Божию смерть" возле "камня Алатыря", который в русском фольклоре изображается как "всем камням отец", как "бел-горюч камень" и наделяется целительными свойствами? Тема стихотворения - смерть Святогора и верность ему его коня. Камень Алатырь не только целителен. Он в этом случае обозначает место, на котором героя настигла его судьба. Какую роль выполняет в стихотворении пейзаж "чистого поля"? Какие звуки нарушают тишину нарисованной поэтом картины? Какое значение
  • Популярные эссе

      8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

      Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

      На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая заставляет читателя улыбнуться, задуматься над природой смешного. Почему стихотворение “богатырь” вызывает у читателя улыбку?

Комическое в литературе имеет много разновидностей: от резко критического осмеяния воображаемого до юмористического смеха, который может быть и средством любования автора своим героем. Каков характер комического в стихотворении Е. Винокурова?

Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного богатыря?

Главный сюжетный мотив в этой былине – путешествие богатыря и выбор пути. Надпись на столбе предлагает такой выбор: ехать или влево, или вправо, причем обе поездки опасны для жизни. И богатырь возвращается назад. Так выбор все же был осуществлен, и был он неожиданным – отличался от того, какой обычно делают сказочные былинные герои.

Что отвергает богатырь в начале стихотворения и как показан его жизненный идеал в концовке стихотворения?

В начале стихотворения богатырь отвергает надоевший домашний быт и видит перед собой дорогу, которая, как ему кажется, сделает его жизнь увлекательной и необычной. Однако стоило ему столкнуться с проблемой выбора, как он одумался и предпочел домашний уют опасным странствиям.

Какие чувства выразил поэт, обратившийся в стихотворении “Богатырь” к былинному эпосу? Что утверждает он своим стихотворением?

Обращение Е. Винокурова к былинному эпосу в своем стихотворении показывает любовь к родному фольклору и утверждение тесных связей его творчества с далекими по времени создания былинами.



  1. Исцеление Ильи Муромца В городе Муроме, в селе Карачарове, живет Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не...
  2. Введение Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не...
  3. В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен...
  4. Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Савелия – читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и...
  5. Сказание о Сиавуше Рассказывают, что однажды утренней порой доблестный Тус и прославленный в боях Гив в сопровождении сотни воинов с борзыми и соколами поскакали к...
  6. Введение М. Ю. Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до...
  7. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все...
  8. Что объединяет стихотворения “Святогор” и “Святогор и Илья”? Как показана гибель богатыря? В стихотворениях “Святогор” и “Святогор и Илья” общий герой – Святогор и сходен...
  9. Большая часть былины А. К. Толстого представляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представлены в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает...
  10. Интерес к народным балладам, этому своеобразному жанру песенного фольклора средневековья, “открытому” впервые романтиками и использованному ими для создания литературного жанра романтической баллады, в последнее время...
  11. Методика анализа Эта заметка представляет собой вступительную лекцию к небольшому курсу “Анализ поэтического текста” – о технике монографического разбора отдельных стихотворений. В 1960-1980-е гг. это...
  12. КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (Осенняя сказочка) Опера в одном акте (трех картинах, идущих без перерыва) Действующие лица: Кащей Бессмертный Царевна Ненаглядная краса Иван-королевич Кащеевна Буря-богатырь – ветер...
  13. Основные темы и мотивы поэзии Некрасова определились уже в сборнике 1856 года. В соответствии с тематикой он включал четыре раздела. Первый раздел содержал стихотворения, посвященные...
  14. С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее “со семи сторон”? Как соотносятся рассказы...
  15. Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным мотивам и сюжетам? Почему эти чувства столь...
Винокуров Е.М.

Метафоры

Новые стихи
Новая книга стихов Евгения Винокурова почти целиком состоит из стихов, написанных за последние годы. Поэт решает ряд проблем морально-этического порядка, его живо интересуют взаимоотношения общества и личности. Его лирический герой, как и прежде, часто оглядывается на свое военное прошлое.

* * *

Мне нравится обыденная речь.Слова простые: хлеб, вода, поленья...Я те слова хотел бы уберечьОт непреодолимого забвенья!Я был от Верной гибели спасен......В словах высоких, знаю, мало проку.Но славьтесь те, что слышал я сквозь сон:- Спадает жар. Он спит. Ну слава богу!..

Отчий дом

И сколько в жизни ни ворочайДорожной глины, вопрекиВсему ты в дом вернешься отчийИ в угол встанут сапоги...И пусть - хоть лет под девяностоСтарик прошамкает: «Сынок!»,Но ты принес свое сыновствоИ положил его у ног.И радость новая как завязь...Хоть ты от хижины отвык, -Ты, вырвавшийся от красавицИ от стаканов круговых....Пусть в поле где-то ночь пустая.Пусть крик и песня вдалеке.Ты все забудешь, припадаяК покрытой венами руке.

* * *

Что молодость - экое дело?Прошла, хоть мила не мила!Ты черное платье надела,Ты белое платье сняла.А мне-то вот как разобратьсяВ себе, ты сама посуди:Я только лишь стал оперяться -А молодость позади!Так что же, прошло то, что снилось?И вспомнить уже недосуг?Осталась лишь детская хилостьУныло опущенных рук.Так что же, ушло то, что пелось?Осталась какая-то муть.Да детская неумелостьПуговицу застегнуть.Так что же, все то, что хотели,Вот так-то и не сбылось?Ломота какая-то в телеДа боль под лопаткой насквозь.Так что же, не значит ли - баста?Тревожить по пустякам?И значит, осталось: лекарство,Сощурившись, капать в стакан.И все ж я о чем-то гадаю.Не успокоюсь на тола,Я молодость жадно глотаюСоленым от сухости ртом.Так что ж: я играю без правил,И значит, назад осади!Я крылья еще не расправил -А молодость позади.

Метафоры

Кому-то там я не потрафил,Что был от треска в стороне.Но смысл блистательный метафорБыл ведом все-таки и мне.И та вон рожь, что колосится, -Метафора. И бор. И брег...«Вон солнце словно колесница», -Сказал однажды древний грек.И в банном зале, там, где кафель,В трамвае, в поле на стернеСмысл восхитительный метафорВдруг как-то стал являться мне.Они как будто медь литаврИли как сальто мудрый трюк...Что бог? Он лишь творец метафор,Он лишь сравнений демиург!Метафора - и та вон телка.И луг. И тополь. И дома.И даже жизнь всего лишь толькоМетафора. И смерть сама.

Фортуна

Мы часто распускаем нюни:Мол, невезение одно!Ведь мы-то знаем, что фортунеНа свете все подчинено.Еще она зовется: случай...Заслышишь, и в груди замрет:То колеса ее скрипучий,Необратимый поворот!Еще она зовется мойра...Береговая полоса,Где вдоль масличного приморьяПодняли греки паруса.И низко молятся когорты...Она вступает на порог, -Гремят тяжелые ботфорты.И тут она зовется: рок...

Мы были молодыми

Молодыми бывалиИ мы. «Все на свете пустяк!»Уходя, забывалиКалоши, бывая в гостях.Танцевали кадрили,Мазурку и па-де-труа...«Толковать» выходили,Снимая часы, за дрова.Молодыми бывали.Певали подчас тенорком.И цветы обрывалиНочами с газонов тайком.Был наш взор независим.Не думали нравиться всем!..И родителям писемПочти не писали совсем.Молодыми бывали.И, громко стуча не со зла,Мы подчас забивалиПо суткам в «очко» и в «козла».Нам бы точку опоры!Но где ж ее взять молодым.Дым и споры и споры,Все споры и споры и... дым.Молодыми бывали.Мы жили, вдруг скиснувши, ноВдруг искрясь, как в бокалеИскрится при лампе вино.Юность, право ж, всеядна,И жизнь нам казалась мила...Очень было приятноПоглядывать нам в зеркала.Молодыми бывали.И в те озорные годаПравду-матку рубали!Ну... правда, не так уж всегда.Образ мыслей возвышен!И не было, помню, у насНи вот этих залысин,Ни этих морщинок у глаз.Молодыми бывали.Мы шли тогда медля, как в брод,Замышляли не далеКак только на сутки вперед.Обрывали: «Короче!»«Довольно!» - кричали, дерзя.Била жизнь прямо в очи,А было напиться нельзя.Молодыми бывали.Любовь бы найти, это да!Остальное детали!Всё мелочи так. Ерунда!Только бы за раззявуНе приняли нас! Осерчась,Мы хотели бы славу.Да нет же, не завтра. Сейчас!Молодыми бывали.Плевали на вкус и на такт,У соседа сдували,Прикрывшись ладонью, диктант.Заводили пластинку,Подруг приглашали на вальс,Подчиняясь инстинкту,Глубоко живущему в нас.Молодыми бывали.Вертелись на кольцах в пустомТренировочном залеИ прыгать умели с шестом.С пылом бычьим и дюжимМы шкаф выносили, сопя,Гоготали под душемИ хлопали смачно себя.Молодыми бывали.Мы жили семьею однойИ на лесоповале,На торфе, и на посевной.Все, что связано с риском,Любили. Хоть не без трудаВ снаряженье туристскомМы лезли черт знает куда!Молодыми бывали.И сами не знали о том!Понимали едва ли,Что учим, читаем, поем.Выступали неловко,Не прямо, подчас, а в обход...Шла как надо перловкаВ столовой студенческой в ход.Молодыми бывали.Скребли, провинившись, полы!В саже, в поте и в салеМы терли на кухне котлы.Танцплощадка стонала.Входили и - общий поклон!За четыре кварталаБил в ноздри одеколон.Молодыми бывали.Весь день, не щадя живота,Мы в футбол забивали,Как дети, - в одни «ворота».Вкусно резали палкиВ лесу перочинным ножом,Составляли шпаргалки,Слюнявили карандашом.Молодыми бывали.Ходили в кино «Орион».И билеты сбывалиВтридорога на стадион.Мы еще ведь не старцы!Подумаешь - время! Дела!Только юность сквозь пальцыКак будто песок протекла.Молодыми бывали.А в том, что, мол, время течет,Мы в те годы едва лиСебе отдавали Отчет.С фамильярностью людямМы клали ладонь на плечо....Молодыми мы будем,Я думаю, в жизни еще!..Молодыми бывали.И, воррт раскрыв средь зимы,Только, может быть, в далиВ то время и верили мы.На морозе, как в дыме,Мы шли, расстегнувши пальто.Были ведь молодымиКогда-то и мы... Ну и что?

Займися музыкой, Сократ...

В чем тут загвоздка, не пойму?Уж все давно решилось, брат!Но голос был тогда ему:- Займися музыкой, Сократ..,Что за советы мудрецу?Такого быть не должно впредь!Скажи: мыслителю ль к лицуС утра на дудочке гудеть?Что скоро будешь глух и нем,Уже гуторят у оград,А голос снова между тем:- Займися музыкой, Сократ...Так в чем же суть? Так где же связь?Чтоб, руки уперев в бока,По камере как ферт пройдясь,Ты оторвал бы трепака?Вот в этой чаше не вино,А нечто горше во сто крат1...Но голос все твердит одно:- Займися музыкой, Сократ...

* * *

Опять,пучин пугаться не умея,плывем,и бьет в полотнищанорд-ост.Опятьнад нами небо Птоломея,полночный купол,полный прочных звезд...Опятьтомов уже не надо Фрейда,доносится чуть-чутьисподтишкапризывнаяаттическая флейтазовущего подругупастушка...И пусть, Эйнштейн,подорвана основатобой, -опятьнам парус напрягать!Стал хлебом хлеби камнем камень снова......И тайны нету на землеопять.

Женщина на берегу

Тело твое, - ты спишь! -Раскрылось. Песку нанесло...Кругло оно, как голыш.Гладко оно, как стекло.Белый таит покровБудто бы дальний свет.Нет у него углов,Ломаных линии нет.Все ж не годится, - по мне, -Так раскрываться днем!.....Ты ж разметалась во снеИ позабыла о нем.

Фантазия

Фантазия взрывает города,Ломает скалы и дробит каменья.Она туда приходит без труда,Куда попасть нельзя без разрешенья.Фантазия, подобная ужу,Вползет в подполье через плющ бойницы.Мгновение-и я уже кружуНад старым замком наподобье птицы.Фантазия вручает нам ключиОт тайников и заповедных комнат,В которых год хоть на голос кричи...С ней помнят то, чего уже не помнят.Лишь отними: какой унылый вид,Как люди робки и как неумелы...Фантазия безумие плодит,Творит фантомы, создает химеры.Как радужные водоросли со дна,Она встает. Ее бунтуют кони...Весь этот мир - фантазия одна,За исключеньем -хлеба на ладони.

* * *

Цыганка мне гадалаИ за руку брала......От целого кварталаЛишь камни да зола.Бьет пушка в щебень с танка.И там за лесом бой......Останемся ль, цыганка,Живыми мы с тобой?

Научная фантастика

Однообразный, однозвучный,как на основе ткацкой нить,быт... Я фантастикой научнойхочу себя воспламенить!Подай мне факт,к чему мне фактик?Дай факт,чтоб он меня потряс!Хочу я верить:из галактикуже сигналы ищут нас!..Глубинной тайной мировоюслепящий потрясет болид...,..А сердце болью бытовоютихонько пусть себеболит.

Стихи о Рабиндранате Тагоре

Но есть на свете музыка другая,Других истоков и других начал,Рабиндранат, ладони возлагаяНа мир,ее в глубинах ощущал.Был мир им понимаем как порядок!, }Но все куда-то мчалось и рвалось,И эта буря безобразных складокЕго одежд и спутанных волос.Смотри, смотри! Вот он стоит у края,В глазах глагол предсмертный затая,Босой ногою землю попирая,И с факелом в руке небытия.Природа, тебя ль от груди отрину,Сольюсь ли с тобой, перейдя межу?Я только всего лишь наполовинуК тебе, беспредельной, принадлежу.Природа, обратно прими меня в лоноИ снова роди! Я взываю в мольбе:Выжми слезу, что на вкус солёна,Противоречащую тебе!Дай глянуть на женщину в сари, что в лениБрод переходит,как белый налив,Как яблоки крепкие, в ямках колениСлучайно и высоко оголив.Но в бесконечном круговороте,Тагор, я уж больше неповторим?..Я вне природы, и я в природе, -На грани... И в спорах с собой самим.

Будда

В Индии, среди развалин храма,где висит полупрозрачный зной,Сакья-Муни Будда Гаутамав зарослях предстал передо мной.Под зазывный хохот обезьянийон, переступивший за предел,он, противник всяческих желаний,ничего на свете не хотел.Вьет гнездо старающийся аист...И от верха прямо до земли,в похоти чудозищной кривляясь,статую лианы обвили.Лес вопит в напористом комплоте...И свое чего-то в свой чередмолчаливо говорит природебронзовый, потрескавшийся рот.Бомбей

Мифы Индии

Р. Гамзатову


Река, нарисованная на стене.Волны - несколько синихВибрирующих линий - выписаны старательно.Так и манит их прохлада!С краю намалеваныКусты на желтом песке.Тщательно изображенаКаждая доска мосточка.А что, если вдругКто-тоРазбежится даИ нырнет?Мы бродим в лесу,В котором декоративные деревьяПеремешаны с настоящими...Страшно принятьФанерные за живые,Но еще страшнейНаоборот.Я славлю преувеличение...Мне сладок ужас крутизны.Посредственность робка - лишь генииВ бесстрашной выдумке сильны.Что было мелко, то как не было!Я славлю ужас виража;Когда безмерная гиперболаНам подымает волоса.Я славлю преувеличение...Не мелкотравчатую ложь,Но вымысел, где тем не менееВсе истина одна лишь сплошь.Дороги легкие, пологиеВедут всего лишь в анекдот...Но на вершины мифологииТропа безудержья ведет.Дым и огонь - нет соответствия!На сто столетий надымив,Из мизерного происшествияВеликий разрастался миф.Куда кривая бы ни вынесла,Мир все равно тебя простит....Трагическая птица вымыслаКрыла раскинувши летит.

Молоко

Была бы пагубной попыткаОтделаться на все векаОт благородного напитка -От пенящегося молока.Смотри: в нем плавает соринка!В нем трав запутанных настой.Смотри: вон запотела крынкаВ ладони женщины простой.Смотри: рыжы, белоголовыСреди ромашковой пыльцы,Топырят мрачные коровыСвои вселенские сосцы.Так припади же ртом и прямоТяни, руками теребя.Как бы сама праматерь, Брама,Питать вдруг начала тебя.«Еще, мол, не обсохло...» - шутка!Она поспорит с мышьяком:Ведь отравление желудкаИзлечивают молоком.И головы ломать ученым:В чем счастье все? 8 чем радость вся?Ни порошковым, ни сгущеннымТакое заменить нельзя.Пусть холод за окном, пусть сыро,Но ты в стакан его налей:В нем сконденсирована силаИюльских солнечных полей.Пусть будет даже водянисто,Иль пленка желтая жирна,Густая сила материнстваВ ней, в глубине заключена.Она белит как снег планету:Тут белых флагов торжество!Но нравственней напитка нетуНа этом свете ничего.Я верен старому устою...Но не с вином, но не с водойСтакан подъемлю пред собою -Вот с этой жидкостью святой.

Веселость

Жили мы на земле,Не сердясь и не ссорясь.Как-то сами вершились дела!В эти годы простая, простая веселостьНам дана как награда была.Как был звонокНаш смехНа цветистой лужайкеИ в трамвае, набитом битком!Хохотали,Стараясь друг в друга из шайкиМы в парилкеПлеснуть кипятком.И медвежьюШироко откинувши полость,Встречным смехом давясь,ХохотатьЗаставляла нас та же шальная веселость,Колокольчикам медным под Стать!И со смаком хрустели соленые груздиНа беспечном солдатском пиру......И лишь только от песниБывало, чтоВ грустиВытирались глаза о полу.

Змея

Любитель странных аллегорий,Ценю подъятую в боюХоругвь, там, где святой Егорий,Копьем пронзающий змею.Еще ценю, как древний гностик,Картину: девица мила.И держит яблочко за хвостик.Змея же ветку оплела.Вот целомудрие. Вот доблесть......Еще я рад, что обрелоТакой простой и четкий образНавеки -мировое зло.

Победитель

Как там:«Пришел. Увидел...»И вот полощет рот.Гогочет победитель,Ладонью шею трет.Как в арии запетой:«Пусть некуда...»И вотОн тешится победой,Ладонью шею трет.Он подан крупным планомИ вполуоборот...И вот сейчас над краномЛадонью шею трет.«Он не чета беднягам...»Под нос бубнит фокстрот.Он фыркает, со смакомЛадонью шею трет.Он сбил того ударом!Он парень первый сорт!..Он, хохоча, недаромЛадонью шею трет.«Знать, мой был лучше метод..Наверно, хнычет тот?1И, торжествуя, этотЛадонью шею трет.

Жажда

По ночам юнцов она снедала:Где же вы, грядущие года?Нет, подобной жажды идеалаСтарый мир не видел никогда!Голоса в крови грозны и древни...Но она велит, чтоб до концаКаждый шел:в столице и в деревнеБрат на брата, дети на отца!..И на сходке где-нибудь под липкойС глупой ребятнею на рукахБабы с зачарованной улыбкойСлушали о будущих веках.Сохранились дневники и письма...Комиссары, кончив путь мирской,Умирали, к солнцу коммунизмаРуки простираючи с тоской...Мучеников светленький веночек?Бытие вся жизнь у них, не быт...И глаза юны, хоть позвоночникШашкой перебит.

Родня

Принарядившись к важной дате,И для еды,И для питья,С отцом рядком садились дяди,Ширококостные дядья.Дрожала на столе посуда...И в пальцы вьевшийся металлБлистал,И запашок мазутаНад этим пиршествомВитал.Так, знаменуяСтрогость правил,Они сошлись семьею всей,--Хоть в святцы глянь:Иван да Павел,Петр, МихаилИ Алексей.Беседа их теклаГустая,Всяк был по-своему остер...Пять - это бабки не считаяДа двух немолодых сестер!Сидели, грузно налегая...От папирос струился чад.Но вспомнят деда НиколаяИ встанут все...И помолчат.«А ты один все», «Эх, хитрюга!»,«Чураешься! -Журят меняМои дядья. -Нам друг без друга,Поверь, -На свете жить нельзя!»«Ведь мы ж родные все!»«Вестимо».«Нам врозь ведьНе прожить и дня»......Святая теплота интима!..«Да как же можно, -Ведь родня!»«Ты все в скитанье!Все в кочевье!»«Ты все бездомен!Все в пути!»«А ведь когда-тоБыли семьиДуш, почитай,По двадцати!»«Ну будь один!»«Привет чудиле!».....Домой в обнимку уходя,Полмостовой загородилиПатриархальные дядья.

Женотдел и домострой

Не от любви ль погибла Троя?У мира, знать, такой удел...Час пробил. Против ДомострояТогда поднялся Женотдел.Пошла чесать с трибуны гладко:«В обиду не дадим себя!» -В платочке красном делегатка,Рукою по-мужски рубя.Оплот всех жен, и тещ, и дочек,Он был организован, штаб,Из девочек в косичках тощихИ из широкоспинных баб.«Мы сами себе власти, знамо...»Да это ж явный перехлест!Но женщина воздвигла знамяСвободы, вставши во весь рост.Кухарку, няньку и сиделкуТы заменяла, трепеща...И вот швыряет муж тарелкуПересоленного борща.Но где ж вы, римские весталки,Хранительницы очага?..«А тех, кто будет ставить палкиВ колеса, отведем в Чека!»Да разве выдержать устоям,Когда вовсю орет плакат:«До основания разроемПатриархальности уклад!»Кричат толпою краснолицейНа всех собраньях: «Не хотимЗакрепощающих традиций!Долой перину и интим!»«Наш автодор! Мы к солнцу рулим!Как путь наш нов! И как он прям!»«Война корытам и кастрюлямИ молью траченным коврам!»И, мигом расплюясь с уютом,Одна, без своего угла,Ты любишь прыгать с парашютомИ рубишь наотмашь с седла!Или вселился в них бесенок?Кто знает? Уж не сам ли бес?.....Идут когорты амазонокС винтовками наперевес.Им заниматься пустяками?Им ли сгибаться у корыт?Им ли ворочать утюгами,Когда пред ними мир открыт?Они родились, - разве слабы? -Для кочерги и для валька...Стоят расставив ноги бабыИ руки уперев в бока.По локти им въедался щелок,Был день их трудный, бестолков.Они родились для светелок,Завалинок и теремков.Они знавали тайный трепет..,И, как горшечник в две рукиСырую глину мнет и лепит,Их мяли ночью мужики.И, жребием довольны малым:«Да кто же мы такие, чать?!»,Могли по сельским ритуаламГде вставить слово, где смолчать.Они слезали с сеновалаИ нагибались до жнивья.Зато им веки закрывалаБольшая, дружная семья..,...Хоронит брата Антигона.В домашних сложностях Эдип...«Хочу развода! Нет закона!Что? Муж? Так он отсталый тип!»И, осененные веками,Трещат опоры. Где же щит?И муж лишь разведет руками.Затылок поскребет. Смолчит.А если вы в быту увязлиИ если в чувствах кутерьма.Пожалуйста: детсады, ясли,Приюты, детские дома.Не умирать же как собакеМужчине злым холостяком, -Как быть? Он обращался к свахеВ тяжелом случае таком.И сваха тянет чай с печеньем...«Да, милый, все теперь не так!Все рухнуло. И уж священнымОтныне не зовется брак».А где же ты, невеста-плакса?..Освобожденные от пут,Жених с невестою из загсаКак два товарища идут.Так дай права им, дай им почесть!.....В углу музея неспроста,Как знамя посрамленных полчищ,Забытая висит фата.

Булавочный укол

Один здоров, - хоть инвалид,Скажу я не в укор:А у меня всю жизнь болитБулавочный укол.На это, -сколько лет и зим,Махнул рукой: пусть так!Не знаю я, что делать с ним,Ведь это ж так - пустяк!И презираю, как щенка!.,И столько зим и лет!.....Знать, кожа у меня тонка,Другой же кожи нет.

Омар Хайям

Жизнь у него, однако, не плохая...Там за оградой, где по остриямВверх вьется плющ, в шелку лежит, вдыхаяПунцовые цветы,Омар Хайям.Уста сравнить ли в сотый раз с рубином,Иль, уж ни с чем не сравнивая впредь,Полузакрытым взглядом ястребинымНа медлящую женщину смотреть?..В цветном дворце средь страшных наслаждений,Где вечен сон, а человек что вошь,Чего ты хочешь, отвечай мне, гений?Чему ты учишь и куда зовешь?..И он ответит: жизнь сплошная мука.Так надо, смерти чуя немоту,Есть только сласти и как в бочке мухаПочить навеки в золотом меду.

* * *

Чтобы в славе и в силе,Словно сосенки ствол,Встала церковь,месилиБелоснежный раствор.Встали маковки прямоВ синеву как одна...Для престольного храмаЗлая известь нужна...Словно свечка из воска,Средь прибрежных ракитТа сырая известкаВерст на двадцать горит.

Светило

Молодость, ;точно светило, почтиТам на черте: «Я вас скоро покину!.,»Как человек, согревающий, спину,Я говорю ему:«Не уходи!»Я говорю ему: «Повремени!Я повернуться хочу еще боком...Ну, а потом заходи себе с богом,Я ведь согласен остаться в тени»,Я говорю:«Хоть минуту одну,Только б минуту еще, в самом деле!.,Руки свои я к тебе протяну.Пальцы мои уже похолодели».

* * *

- Я противвселенского зла негодую!- Ну что ж,я плачевный предвижуисход!..В трактиретщедушную шею худуюиз панциря вытянулДон-Кихот...Сидим и беседуем:так, мол, и так-то.Мы друг против друга.Вопрос на вопрос.- Да разве же можноидти против факта?- А что,против совестиразве попрешь?- Неужто до старостибегать в задирах?- А что,если совесть вдругстанет черна?.,...И Санчо, скребя,засмущавшись, затылок,нам ставит,хихикнув,плетенку вина.

* * *

Мудрец кладет в основу воду.И вправду ум его высок...Вода же вызывает рвотуУ пьющих виноградный сок!В Пирее или на ТаганкеПоет себе гулящий люд, -Сидят вакханы и вакханки,По маленькой за праздник пьют.Портвейн, настойка из аниса,Коньяк, мускат, алиготэ...А началось все с Диониса,Что встал в венке и в наготе!Он поднял гроздь, идя долиной, -Гроздь солнцем пронзена насквозь!..Призывной песнею козлинойВсе в этом мире началось.Лоза обвила медь трезубья......Перемешались навсегдаГорящее вино безумьяИ чистой логики вода.

После театра

Мы на барьер, обитый плюшем,Опремся, чтобы заглянутьНа сцену. И уже по лужамШагаем в дождевую муть.Еще огонь кордебалета...А каждый уж во тьме намок,И где-то там от пистолетаВ «юпитере» плывет дымок!Да, нам обещано не густо...И представляется уму,Жизнь сможет дать: иль свет искусства,Иль эту дождевую тьму.

Сладострастье

Меня ведь угораздилоВдруг мастерство принять!...О, сладострастье мастераПилить, строгать и мять!О, пестрота фазанья!О, счастье дело знать!Величье осязанья!Как сладко осязать!..Всегда - пусть дремлют сони! -К работе аппетит!.....А кожа на ладониСама все ощутит!

Из иностранной тетради

Сенсация

Зевая, встанешь на рассвете,И, словно бы сойдя с высот,С липучей полосы в газетеСенсация вдруг полоснет.Сенсация! Нам от сенсацийУж не укрыться все равноПод сенью сладостной акацийИль в горсаду за домино...Сенсация встает на ножкиИ вдруг бежит -бог весть куда! -Стремительней, чем миноноски,И экстренней, чем поезда.Эскадры отдают швартовы.Припали головы к рулю...- Вы слышали? - О чем? - Да что вы?- Не мо... - Да я вам говорю!Земным овладевая шаром, -Покой? Да где он? Нет как нет! -Сенсация лесным пожаромУж охватила континент.За новостью спешим, за всякой!Давай известий!.. Без помехСлюнявой бешеной собакойСенсация кусает всех.Готовьте люминала тонны!Бессонница вползла в дома.Сенсация - хоть ставь кррдоны! -Как в средние века чума.Молва несется языкастаНа материк с материка!.....Но старого ЭкклезиастаУж с полки достает рука.

На планете

Миром управляет дух протеста...Знамя поднимают - ах, раз так!-И кухарка, позабыв про тесто,И столяр, оставивши верстак..,Вырастают кедры-исполиныНа свободе, а не в парниках...И не могут силы дисциплиныНичего поделать тут никак!И старье уходит на растопку.И в газетах ценится подтекст.Вверх возносит гимназист листовкуДля того, чтоб выразить протест.Кулаком трясут перед расстрелом.Арестант бросается в пролет.Связанный матрос рванет всем теломИ в лицо мучителя плюет...Адвокат кричит, пусть шепеляво,Но борясь за каждый метр, за пядь...Право на протест ведь тоже право,И его у мира не отнять.

3

Весь мир терзают страхи:Глаза-то велики!Руки боятся ракиНа темном дне реки.Боится полководец!..И пьющий алчно бром...Миг, - и упал в колодец, -Вытягивай потом!И лыжник, - хоть отлогиХолмы, - глядишь, капут!Боятся недотроги, -Вдруг в бок их ущипнут...И вся в поту от страхаВ предощущенье бедКухарка-растеряха,Пересолив обед!Клиент боится бриться.Монахи - на кострах!...Уж раз весь мир боится,То мне не страшен страх,

Детективы

Киноактеры и шпионызаполнили XX век...Величья новые законыпостичь желает человек!По кличкам всех шпионов кличем!У всех актеры на устах...И вот двусмысленность с двуличьемвысоко подымают стяг.Стремятся все к кинокошмарам..,...Какой-то там агент-двойникнедостоверным мемуаромдо сердца каждого проник!

* * *

Мужчинаищет развлеченья,Он, позабыв про чин и ранг,рывком сдираетоблаченьяи одевает акваланг.Будь он холерикИль сангвиник, -ему рдин удел, благой...Рывкрм забрасываетспиннингон волосатою рукой.Мужчинаищет развлеченья...К чему вот:истина иль ложь?Иль философские теченья?Его на этоне возьмешь!А для чего емумиражи?...Он целый деньпод «Москвичом»,куда, задравши брюнв ражезаполз онс гаечным ключом.

* * *

А. А. Некрасовой


Вот «неотложка» едет на домНа встречу с бледною женой...Потом склоняется анатомНад алой полостью брюшной.Пусть день, как карта, что краплена, -Жить, за свою судьбу дрожа?..А человек, он из капрона,В нем только хороша душа.Пред смертью пусть не клонят выиВот этот или тот гордец.О вы, явленья мозговые!О, разрушения сердец!Соединительные ткани,К суставу прикреплен сустав,А в человеке, как в стакане,Кипит химический состав.И пусть летит все мимо, мимо.И пусть подводится черта......Но жажда жить неустранима,Как пар зимою изо рта.

* * *

Интеллигенты русскиев поддевках и в пенсне......Под крепкий чай с закускоюшел спор по всей стране.Шли скачущей походкоюс Кропоткиным сквозь мрак -растрепанной бородкоюс Невы играл сквозняк.Интеллигенты русские,мир вымер, одичал!Зачем вам формы узкиепарламентских начал?!Что вам в бессменном правилежить маетой газет?!...Вы бога бы поправили,будь он немилосерд!..Как оподнны зелием!Весь мир казался мал!..Что вам сам бог?! Невериемваш лютый взор пылал...

Сила

Прощаясь с молодостью, плачут.Скрывают складки возле рта.Седую прядь упорно прячут,Пытаясь утаить лета...Но старость это тоже сила!Она все слабые чертыУтрировала, исказилаДо откровенной остроты.Подглазья подчеркнула чернью......И все, что где-то было в вас,К неслыханному огорченьюВдруг выставила напоказ.

* * *

Куда ходить не велено,Не шел. Судил народ:- Уж больно неуверенно,Чудак, себя ведет!.. -Послушною лошадкоюЯ жил, - как я робел!Перила были шаткие...Все пели - я не пел!Бывало, взгляд прелестницы. чА думалось: «На кой?!..»...Я шел, ступени лестницыДрожали под ногой.Когда ж, скрывая панику,Я сел, подняв бокал,Закинув ногу на ногу,Вскричали все: - Нахал!..-И вновь: «Вот угораздило!»И снова - дрожь в руке......Но хладнокровие мастераУж было вдалеке.

Плакат

Мать с младенцем, как для поединка,Встала, негодуя и моля:«Прочь! Не дам! Дитя мое! Кровинка!Дитятко мое! Любовь моя!..»...Видно, вечно, вздрогнув как от зова,Вилы брать, хвататься за ружье,Видно, вечно не любить чужого,А любить в беспамятстве свое.

Письмо

Я не знаю, что там было?Что там будет? Что там есть?Расплылись мои чернила,Не понять и не прочесть...

* * *

Самим собой хотел я быть,А жизнь меня тесала.Она взялась меня купитьЗа -ситный и за сало.Сочувствия не знал ни в ком.Считался я ломакой.Жизнь продирала с наждаком,С ножовою бумагой.А беспокойная родняПилила то и дело,Как будто лобзиком меняВсе выпилить хотела.Жизнь выдавала векселя:«Бери! Вот, дескать, ссуда!..»Чтоб весь укладывался яОтсюда и досюда.Хотелось все ж таки иным,Кто жил со мной бок о бок,Чтобы я сделался ручным,Податливым, как бобик.Чтоб прочих ни на волосокЯ тяжелей не весил.Не низок был и не высок,Не грустен и не весел.Чтоб был разварист, как сухарьВ стакане теплом чая...Но где-то жил во мне дикарь,Запреты отрицая.И посреди полдневных делВсе было б ничего бы,Но вдруг он вылезть захотелИз глубины утробы.

* * *

Едет с бандуройказачий Сократ,мудрый Сковорода...Биться готовы в корчме об заклад:- Старец заглянет сюда!Там палаши, под столом патронташ,груда дублонов и крон...- Старцу Григорию Саввичу нашнаинижайший поклон!- Девки, дорогу!Пожалуйте сесть!Сала сюда!Да вина!Будет философ до одури есть,будет он питьдопьяна.Пляшет цыган.Турок кружкой стучит.Дымен бродяжий притон...Тихо! Все слушают... О, как звучитв этой трущобе Платон!

* * *

Над жизнью всей вершить ты будешь суд,тогда, когда, как пухлую лягушку,испуганные сестры поднесутпод утро кислородную подушку.

Июнь 1941

Будет утром громкими вестямиПоднят мир. Мир будет сбит и смят!..Поезда железными костямиПо пустым просторам прогремят.И, прощаясь,люди торопливоНа перронах будут руки жать.Первый свист. И первый дым разрыва.Первая зайдется в плаче мать......Скоро пуля пропоет слепая!..Канонада будет мир жевать.Будут люди жить, недосыпая.Землю рыть. И жизнь недоживать.Вот она уж просвистела краем!..Тыщи километров нипочем!Мы Европу всю перелистаем,Всех столиц заглавия прочтем.Мы пойдем. Нам это не впервые.Гром у кухонь. Крик у переправ...До седых морей дойдут живые,Мертвых по дорогам растеряв.Дни мелькнут, как кадры киноленты, -В тонких трааах, в белых облаках...На великолепные проспектыМы придем в разбитых сапогех......Возле стойки фрачные лакеиСтрах не скроют в выцветших глазах:Захмелев,на ФранкфуртераллееПеснь степную прокричит казах.

Протокол

Любая сказка вянет скоро.Жизнь у легенды коротка...Но достоверность протокола -Я верю - победит века!День протекает незаметноКакой-то серою рекой,Но достоверность документаПревыше выдумки людской!Бумаги пуд малопригодной...А слово вбито, точно кол.Кто хочет правды подноготной,Читай открытый протокол.Здесь все просеяно, как в сито...Вот тот подлец,а тот герой.Простая плоть его прошитаВглубь канцелярскою иглой!К чему тираж?К чему издатель?Он фмолетов от чернил.И жестяной скоросшивательЕго листы соединил.Чего там притчи? Что там были?Нет, выдумка мне не мила!«Заслушали». - «Постановили».Две рубрики.И все дела!Он понадежней, чем газета, -Ему ведь подлинность дана!Присутствовали те-то, те-то.Все точно.Должность.Имена.Рука писавших отражалаНе то, что вдруг придет на ум, -Любую реплику из зала,Аплодисменты, смех и шум.Он не потерпит произвола,Здесь правда пред глазами вся...То протокол!Из протоколаНи слова выбросить нельзя!Я за романами, зевая,Дремлю. Что мне какой-то быт?..Но в протоколе жизнь живаяХохочет, плачет и вопит.

Настроение

Пусть беспрестанны наставления,Советы, как себя вести,Но яростные настроенияСпособны все снести с пути.Пусть близко мне до постаренияИ пусть все валится из рук,Но яростные настроенияПреображают все вокруг.То сетованья, то томленья,То радостная полоса...Смотри, смотри-ка: настроенияМеня несут как паруса!Ведь мира нет и под оливами...И настроенья быть должныПо сути самой прихотливыми:То вдруг белы, то вдруг черны.То вьются облачными кудрями...Их принцип неопределим,Так своенравны, так причудливы.Неуправляемы, как дым!Вот так выходят в наступление -Земля под поступью трещит:Воинственное настроениеЯ впереди несу как щит!Тоски случайной обострение.Сбить может с ног любой пустяк!Я подымаю настроениеВысоко над собой как стяг.Лишь чуть - и смог я стать бы гением!Лишь чуть- и смерть мне нипочем!..Встаю - и вечность настроениемЯ протыкаю как мечом.

Примитив

Угрюмь! и неприхотливы,Но впечатляющи вполнеСтремительные примитивыВ углах, на стендах, на стене.Как будто выдалась оплошка!К вошедшему поворотивЛицо напрасное,как плошка,Стоит огромный примитив...А это что такое рядом?Не разбери-пойми! А вотУродцы вылезли парадом.Как дыньки выкатив живот.Они просты и неучтивы,Но с варвара какой же спрос?Стоят, как в бане,примитивы,Калеки и уродцы сплошь.Быть может, кисть взяла горилла?Ирония?Иль просто миф?..Свои смеющиеся рылаВыносит миру примитив.Пусть божий мир, как песня, дивенИ гармоничен весь вполне,Но все ж он где-то примитивен,В самой основе,в глубине.Твои запутанные тропы...Стуча,не заглушат сердцаУныло воющей утробыИ крика хриплого самца;Он поднимается, ломаяВсе то, что было - красота,И в мире, как кишка прямая,Его позиция проста.Лубок, что продают на святки;Вот группа глупеньких зайчат...От этой примитивной хваткиЛишь кости бедные трещат!Как бревна в пору лесосплава,Его поток неотклоним.За примитивом все же правоИ сила все-таки за ним!..А вот как будто Рамейяна:Изображен роскошный сад,И дева в мантии румяна,И тигр ужасен и усат.А вот гуляки за бутылкой.Их вид - разгульный-нарочит:Все держат пальцы растопыркой,И папироса в них торчит.А вот и ок-со шпилем замок,Флаг в клеточку. А рядом пруд,И а пруде том, откинув набокГоловки,лебеди плывут...На Марс мы мчимся на ракете.Чего в XX веке нет?..Но только варвары и детиТак, удивясь,глядят на свет.Искусство - вот оно, навынос,Для площадей, для шумных масс...Великолепная невинностьВсе видеть словно в первый раз.Ты вне критических придирок.Нам на зубах навяз мотив......Ведь мудрость давит на затылок,Но бьет по сердцу примитив.

* * *

Да, видно, есть потребность в менестреле.Вот, крошечный, он вышел на панелиГигантских европейских городов...Вот он, один, идет упорно к цели,Чтобы предать проклятью культ постели!Средь этих толп он виден еле-еле...И он затрубит скоро-он готов!

Абсурд

В магазине посудном,К завитку завиток,В модном стиле абсурдномНамалеван цветок...Вы уж не обессудьте,Выкрутасы вия,Я считаю: в абсурдеЕсть идея своя!Выплыл бред, словно судно,Полыхнул, как пожар.«Верю, ибо абсурдно», -Некто древний-сказал..О, восторг, коль из глубиБородатого рта,Не затронувши губы,Хлынет белиберда.Проберет до печенок,Хоть темно чересчур,Если крикнет Крученых;«Дыл, бул, щур, убещур».Может, то паранойяИли пьяны все в лоск?Это Кафка и Гойя,Ионеско и Босх.Дездемона с арапом...Вот он, черт побери,Мир с горящим жирафомСальвадора Дали.Взял алхимик реторту...Долго молится курдНе кому-то, § чё|эту!..Это ли не абсурд?По взметенному прахуСлышен топот бахил -Все никак черепахуНе догонит Ахилл.Вьется с пчелами трутень...Ведь и прямо с крыльцаВот он мир, что абсурденОт конца до конца.Желчью полнится печень,Ну, возьми хоть: верблюд...«Мир-то, братцы, конечен!» -«Ну уж это абсурд!»Нос расплющен, как в боксе,Голова на спине:В вечность на парадоксеСкачут, как на коне.Только б как ни скакалаИх ватага, но стоп:Впереди иль Сахара,Иль болотная топь.Свесил голову к груди:«Вот те раз, угодил!»И стоит на распутье,Что там твой богатырь...В том абсурде, как в вальсе,Можно долго кружить.Покружился, а дальшеНадо ж как-то и жить...Ну нельзя же вертетьсяВек в бесовском кругу?Надо ж и оглядетьсяИ присесть к очагу.Разверзается бездна,Лишь на сей станешь путь...Лишь бы было не пресно,А уж там как-нибудь.Как же быть с общим местом?Его выверни так,Как решительным жестом -Наизнанку пиджак.А по цели, как в тире.Бей с усмешкою злой:«Дважды два есть четыре». -«Аксиома?» - «Долой!..»Доведет до инсультаЭтот толк;, этот судЭта жажда абсурда-Или этот абсурд;

Кама. 1941

Буксирный катер «Пролетарка»Будил просторы поутру...Читаю медленно ПлутархаИ за борт на тайгу смотрю».На палубе лежат вповалку,Русь как бы двинулась в пожод!Картуз склонился к полушалкуИ под гармонику поет.И раненый из медсанбатаГлядит светло и глубоко...Рогожи подстелив, ребятаБесстрастно режутся в «очко».И, чувствуя себя:ередь тощихЛюдей, как не в своем мирке,Сидит с портфелем заготовщикВ брезентовом дождевике...И в знак, что ведь еще немалоХлебнуть всем будет суждено,У раненого проступалоСквозь бинт кровавое пятно.

* * *

Вот я на карточке старойСтою, подбоченившись в раме...Безусый, семнадцатилетний,Крест-накрест обвитый ремнями.Стою, опираясь на саблю.Уж больно я грозен, ей-богу!Я на ухо сдвинул фуражкуИ выставил правую ногу.Сейчас я признаюсь открыто,Что с помощью лести и спораНа час ту нелепую саблюВыпросил я у каптера.Фуражка тоже чужая:Одолжена политкомом...Я снимки заклеил в конвертыИ разослал по знакомым.Знакомые долго смеялись8 глубинах далекого тыла...И только одна лишь девчонкаНа снимок слезу уронила.

* * *

Платья пошила -ах, больно уж марки! -Весна-мамаша черемухам-дочерям...Это было в высоком провинциальном парке,Где играет оркестр по вечерам.Там лохматые сосны с липами спелись,И у кленов размашистых много причуд.Там кружат офицеры -какая прелесть! -С девушками, склонившимися к-плечу.И там, з глубине, у самого края.Где забор накренился, парк окаимя,Была у меня одна -эх, дорогая! -Со вздохом мной вспоминаемая скамья.Там перекрашивались синею мастьюКосы в русалочьи наяву.Там было немного - помню! - настоящего счастьяИ немного вальса, проникшего сквозь листву.Сейчас там осень. Валежник. Галки.Не вчера это было и не позавчера!.....Это было в высоком провинциальном парке,Где играет оркестр по вечерам.

Фактура

Я вышел. Так подуло,Что я пошел сильней...Мне нравится фактураДеревьев и камней.Вдруг проступило солнце...Я мять хоть час готовСолдатское суконцеКюветных лопухов.А мох из подворотенПружинит в пятерне...Мне нравится, что плотенНаш этот мир вполне,Что можно из кувшинаНасыпать в горсть песка,И нравится, что глинаДействительно вязка...И хорошо,что кварцаТак глыба тяжелаИ с дерева до пальцаТак тянется смола...Природа не едина:Как он зернист, гранит!И хорошо, что льдинаСтеклянно так звенит.Знать, нелегко пилена,Зато уж так гладкаПричудливого клена,Словно муар, доска....Иного естьнемножко...Как бобик во дворе,Свернувшаяся мошкаУснула в янтаре.

Мороз на Урале

Был в детстве день. Дымящийся мороз,Оранжевое солнце из-за леса,Да иней металлических полосНа розвальнях, лежащих у навеса...А я не знал, что это все всерьез!И полоз я лизнул для интереса,Так как-то просто. И язык приросВдруг намертво к поверхности железа.Его я с болью, с мясом отодрал...Мне часто вспоминается Урал.Себя я помню плачущим, чумазым...С тех пор я прожил жизнь уже почти.Ты сердцем только, друг, не прирасти.Ведь отдирать-то будешь с болью, с мясом.

* * *

Человек опустился.Взял и комнату снял.Навсегда распростилсяС тем, чем жил, с тем, чтоЗанят вечной растравой -Вся в потеках стена...Перебитая рамой,Смотрит прямо луна.Человек опустился.Как король бросил трон!Словно месяц постился, -Нос его заострен.С ним еще выпивают.Он сшибает рубли...Высоко проплываютТам, над ним, корабли.

Кисть руки

Подчас разроют вдруг шедевр,Неведомый доныне...То Пан, что замер, очи вздев,То полкуска богини.И только ахнут знатоки.Какая тьма разверста!Когда увидят кисть руки.Откуда? Неизвестно......Ты черепок, найдя, омойИ ставь на полку смело.То слепок вечности самойБез края, без предела.

Баллада о холостяке и об отце семейства

Ему на свете тяжело,Но интересно.Он в быт уходит всем назло,Отец семейства.А тот гарцует так и сяк,Как это мило!Ну да, еще б, он холостяк,Он центр мира.Потомство - вот на свете цель,Он сам лишь средство,Несет с картофелем портфельОтец семейства.Он весь в интригах, весь в страстях,Сидит с гитаройВ халате пестром холостяк,Дымя сигарой.Идет в сберкассу, тих и прост,Иль в министерство, -Он с неба не хватает звезд,Отец семейства.Зато у всех он на устах.И век из векаВедь он срывает, холостяк,Цветы успеха.Его же жребий не велик,Судьба безвестна,Ведь он весь век живет в других,Отец семейства.А тот в брелоках и в перстнях,Да что ж такого.Ведь он же хлюст, он холостяк,Брат Хлестакова,Неряшлив, с круглым животом.Сама одеждаУже свидетельствует в том:Отец семейства!Он строгий примеряет фрак.Розетка в лацкан,Он женским взором, холостяк,Всю жизнь обласкан.Идет из ванной в простынях,Омывши чресла, -Он как библейский патриарх,Отец семейства.Мчит на рекордных скоростяхНа мотопеде,На самолете холостякВперед к победе.О, где вы, юности деньки?Быт словно тесто.Увяз, - не вытянет ногиОтец семейства.С девицей ходит в березнякГулять проказник.А что ему? Он холостяк!Не жизнь, а праздник.Но, строя дом, в плену вещей -Стекла, асбеста,Олифы, жести, кирпичей -Отец семейства.Он сведущ в разных областях,Он всюду дока.Он все умеет, холостяк, -Да мало прока!В нем без особенных прикрасДуша умельца,Он гвоздь забьет, починит таз,Отец семейства.А этот в мире как в гостях,С веселой злостьюПосвистывает холостяк,Вихляя тростью.Он с кладью вверх ползет, упрям,Почти отвесно.Он строит жизнь свою как храм,Отец семейства. .Он на постель упал врастяг,Ходьбой умаян.А что ему? Он холостяк!Себе хозяин.О, груз семьи, о, ноша нош!Придя из треста,Сверяет счет - очки на нос! -Отец семейства.Танцует томно через такт.Надев перчатки,С пролысиною холостякНа танцплощадке.Семья пьет чай, струится пот,А он заместоКонфет да меда с солью пьет,Отец семейства.Он словно бы засохший злак.Один. Где дети?Кому он нужен, холостяк?Как перст на свете.Ему же только труд да труд.Все ж есть надежда,Вот, дескать, дети подрастут!..Отец семейства.Сын поступил уже в ВИАК.В конце семестраУснуть не может он никак,Отец семейства.Ему ж хоть виски, хоть коньяк...Лед в рюмке тает.Вертясь за стойкой, холостякКоктейль глотает.Дочь выбрала себе судьбу!Где? Не известно!..Лежит, держа компресс на лбу,Отец семейства.Он в мире свой на всех путях,Но до рассветаВсе что-то чертит холостякС лицом аскета.И этот сел, лицо клоня,Но вместо текстаПред ним плывут заботы дня, -Отец семейства!А он летит, как порожняк,Стуча на стыках.Он весь зарылся, холостяк,В бескрайних книгах.Он отработал баритонИ властность жеста, -На нем ответственность, ведь онОтец семейства!Вот женщины на всех холстах.По алой кожеМалюет синим холостякОдно и то же.Картинки женщин всех мастейЕсть повсеместно,Но он их прячет от детей.Отец семейства.За аппаратом на локтяхПриник, ощерясь,Кино снимает холостяк,И все про эрос.Ему ж одна лишь дорогаБогиня Веста,Хранительница очага, -Отец семейства!Роман забавный в трех частях!Трясясь всем телом,Вот он хохочет, холостяк,Над адюльтером.Что? Честь жены? Пощады нет!И прямо с местаДуэльный поднял пистолетОтец семейства.Во всех галантных повестях,Что мы запоемЧитали в детстве, - холостякВсегда героем.Прав обольститель, - он влюблен! -Права невеста.И лишь навеки посрамленОтец семейства.Воспитан только на сластях,Почел за благоСвою свободу холостяк, -Он против брака.Но, как наседка средь цыплятГлядит с насеста,Весь день кудахчет, рад не рад,Отец семейства.Он словно птичка весь в сетяхМеж дел плачевных,Он заплутался, холостяк,Ведь он кочевник.Стоит всегда он за закон.Всегда про зверстваЧитает с содроганьем он,Отец семейства.Весь мир отдаст он за пятак,Пират и воин,Все трын-трава, он холостяк,Он так устроен.АЛир в кораблях и в поездах...В порядке трёпаМир нагло проклял холостякИ ждет потопа.Он не поступит на авось.Враг лицедейства.Он понимает все насквозь,Отец семейства.Ему ли быть во всех властях..,Он враг как будтоТрадиций разных, холостяк,Сторонник бунта.Он не богема, не пиит,А всем известно,Он за традицию стоит,Отец семейства.Мыслитель, влез он на чердак, -Не обыватель!Ведь сам Христос был холостяк,Не забывайте.Хоть доля у него тяжка,Но скажем честно:А кто ж родил холостяка?Отец семейства.Он весь в поверхностных пластах,Он словно стебель,Чуть потяни, и холостякЧто был, что не был.Но он торжественен на вид,Он полн степенства.Он в мир ввинтился словно винт,Отец семейства.Здоровье - это не пустяк.Есть крепость в теле -Упорно вертит холостякСвои гантели.Но просит, кашляя слегка,Усевшись в кресла,Дымящегося молокаОтец семейства.И все же ломота в костяхЧто день, то хуже,Он холод чует, холостяк,Всемирной стужи.Внук с оста пишет, тут же вестьОт внучки с веста, -Он с будущим душою весь,Отец семейства.Он крепко жизнь зажал в горстях,Вовсю до хруста,Разжал ладони холостяк,Ан там и пусто!Инфаркт. Плывут в глазах круги,Во тьме подъездаАрбуз роняет и кулькиОтец семейства.На мир обидясь: «Ах, раз так!»Петля. И точка!Заплачет кто? Он холостяк.Он одиночка.Ему ж коль в гроб придется лечь,Земля разверста:Слеза детей, профкома речь,Отец семейства.Он свой на всех крутых путяхИ на отлогих.Живет рассудком холостяк,Он только логик.Он многозначен, как клавир,Как медь оркестра,Полифоничен словно мир,Отец семейства.Он хлестко судит так и сяк,Не терпит правил,Он враг вселенной, холостяк,Он сущий дьявол.Свет истины почил на нем,Он к нам заместоМессии выслан бытием,Отец семейства.Все семьянины на постах,Не спят пикеты.Свой взгляд имеет холостякНа смысл планеты.Он муж, отец и дед. Он строг!Он смог рассесться:Один в трех лицах - словно бог, -Отец семейства.То он горел на всех кострах,Он горе мыкал.Кричит истошно холостяк:- Все в мире нигель!Не жизнь, а мытарство одно.Но ты не смейся:С историей он заодно,Отец семейства.

Фантасмагория одежды

Кто не был мудрым прежде,Тот сразу все поймет,Ведь мира смысл в одежде, -Идем на праздник мод!Скорей сюда!ПотешьтеСебя, детей, жену!..На фестиваль, к одеждеЯ тоже загляну.Одежды разных наций.Любой фасон и сорт.От тонких комбинацийДо перетертых шорт.Какой косматый свитер!Размером для горилл.Одел.Пошел.Увидел.И ясно - победил.Что за ботфорты эти?Тут нужен исполин!..Глядят в испуге детиНа бабкин кринолин.А вот уже и «мини».Они едва-едва...Шлафрок,чтобы в каминаПомешивать дрова.На самом крае светаПродумано умноРазмашистое этоСмешное кимоно.А вот цветные юбки.Идет,все трын-трава!Показывают зубкиС-под низа кружева...Различная одежда!Судьба сюда свелаГостей из Будапешта,Калькутты и Орла.На тысячу вопросовОтвет получишь здесь...Эй, Диоген-филоссф,На свет из бочки лезь!Одень штаны на чресла,Чтоб плоть твоя,тоща,Нахально так не лезлаИз черных дыр плаща...Начисть штиблеты ваксойДо блеска.А теперьНа череп свой шишкастыйВот тот цилиндр примерь.Но галстук надо тужеЗатягивать. Смотри,Философ,что снаружиНе то же ль, что внутри?Не презирай одежды,Она тебе не враг...Эй, ты, философ!Где ж ты?Вот он, отличный фрак!На мир лишь только глянем!..Как нас он удивил:Он с переодеваньемКакой-то водевиль.А ведь король-то голый!О, смена королей!Из всех фантасмагорийМир этот всех пестрей.Ведь людям мало кожи,Ведь кожа так нежна,Одежда людям тожеНе менее нужна.Нельзя же без трусов ведь -На этом мир стоит.Она нужна,как совесть,Как сдержанность, как стыд.Попробуй только в банеОпредели на вид,Кто за водою в кранеТам нагишом стоит.Ведь в голом мало толка.На мой, конечно, взгляд:Раздетый -это толькоТак, полуфабрикат.Да, таковы законы, -Мы все играем роль:Король,что без короны,Какой же он король?Вот старец с банным тазом,Покатость узких плеч,А что его бы разомДа в горностай облечь?А вот пузан. Да что же?Навыкате белки.Портфель бы черной кожи,Да френч, да сапоги!А этот горемыка, -Уже усох почти...Его бы на полмигаДа в мантию судьи!Что тайный смысл учений,Что вера,наконец,Покуда облаченийВдруг не оденет жрец?Какая же монашкаБез черного платка?А ленты и тельняшкаСоздали моряка.Мундира только ради,Хоть шею и натер,Игриво на парадеБлистает гренадер.Но если ты опален,Одет ты абы как...В селе гуляет парень,Рубаха в петухах!Средь грязи, как собаке,Смерть принятьне с руки:И чистые рубахиГотовят старики.Нужна для танцев обувь.Пойти вприсядку вдруг.Встать,избочась,угробивНа сапоге каблук.Не зря в мазурках пылкихСтучат в натертый полИ туфельки на шпильках,И плотный микропор.Горят, горят румянцы,Стоит повсюду гром...Ну, а какие ж танцы,Когда ты босиком?И в предвкушенье схватки,Решая бранный спор,Ведь ты же не на пяткиОденешь пару шпор?Все афоризмы плоскиПодобные тому:Мол, «встретят по одежке,Проводят по уму».Я следую закону,Но все ж мне правда мать:Зачем одно другомуПротивопоставлять?Все споры об одеждеВозьми и примири:Ведь развето, что внешне,Не то же ль, что внутри?Снимай, снимай одежи.Возможно,как на грех,Мир «луковица» все же,А вовсе не «орех».Хоть внешность, право слово,У мира так пестра,А вдруг-то никакогоВ нем нет совсем ядра?Нет, не был я любительФасонить -не пижон.Носил линялый китель,Помятый, без погон/Но кремового тонаОтрезик все, ж припас!И тройку из бостонаПошил я как-то раз.Я рад был по-щенячьи.И с этого-то дняВдруг девушки иначеВзглянули на меня...С наивностью упрямойЯ думал, боль глуша:Но я ведь тот же самый! -Позвольте!А душа?!Не всеми восприняласьТа мысль,.что дело в том:Костюм - это реальность.А что душа?Фантом!Восторгов тех телячьихБьет гейзер через край.Пощипать матерьяльчик,Лишь только в руки дай!Одежда вся наружу.А там под нею?Мрак!О если бы за душуЦенить умели так!На зуб,на вкус,на ноготь,Да поглядеть на свет...Чего нельзя потрогать,Того как бы и нет!А если до пределаИдти по стежке сей:Чем не одежда -телоИз мяса и костей?Никто не смог покроваЗдесь в мире обороть.Да что? И даже слово -Одежда мысли, плоть.Сдержать нельзя ведь дрожиВез куртки и порток...Но ведь одежда тожеИ фиговый листок!И все-таки поди ж ты,Есть у одежд враги;Надменные нудисты,Что наглы и наги.Сочтяпо меньшей мереОдетых за невежд,Они поднять посмелиПротив одежд мятеж.В одежде разуверясь,Живут средь наших дней.Нудическая ересьВсех ересей страшней.Придумали житуху, -Гуляют без трусов!На что подняли руку?!Как звери средь лесов!Бредет толпа нагая,Зачем бредет?Бог весть!У голого какаяТам совесть или честь?!Все примитивно просто.Торчит наружу пол.Какое благородство,Коль человечек гол?Так что ж нам в той одежде?Подумаешь,тряпье!Но ведь нельзя, хоть режьте,На свете без нее.И вне утилитарныхСоображений, -стыдНемало смыслов тайныхВнутри себя хранит.Быть связанным, замечу,Ему века, -ей-ей!-С познанием и смертьюИ с тайною людей.Средь рая встало древоПознания, и тамНагая бродит Ева,А с ней нагой Адам,Но вот настали сроки:Вкус яблока во рту,И люди - словно боги! -Прочь сразу ж наготу.И не было бы боли,Когда б не их вина.Ведь со свободой волиИ смерть сопряжена.То ль рады, то ль не рады,Побрел Адам с женой...Так где ж они, наряды?Тут и пришел портной...Тут начались сраженья!Согнулся имярек:Дрожит от напряженьяПортновский интеллект!Вот тот фасон затаскан:Тот шов немного кос.Тут вырастает лацканВ трагический вопрос!Фестоны?Неуклюжи!Кружится голова:Дать на подоле рюши?Надставить рукава?Не жмет?Ногой подрыгай.Нет, давит воротник......Бледнеем все пред дикойФантазией портных!Да им бояться бед ли?Видали,как пояОбметывает петлиВеселая швея.(С интимностью бретелекНедаром связан пол,Ведь эрос белошвеекВ историю вошел.)Чтоб фалды не отвисли.Не морщилась пола.Портновской дерзкой мыслиБезмерная хвала.И вдруг нашел,потея, -Ладони у висков!Безумная идеяДвубортных пиджаков!Что?Не теснит движенья?Нет, но покрой не нов.,....Есть новые теченьяИз области штанов?То широки,то узки...Подчас бросает в дрожь.То кофточки, то блузки,То дудочки, то клеш.Так до скончанья света,Как белка в колесе:- Уже не носят это!- Такое носят все! -Тебя резнет, как бритвой...Гляди,испустишь духМеж Сциллой и Харибдой,Меж этих криков двух.В толпе мы не погрязли.Иди своей тропой!Страшнее нет боязни,Чем слиться вдруг с толпой.Нет,дескать,я имеюСвой угол, свой отсек...Но ведь еще страшнее,Коль вдруг отстал от всех!И вот чтоб удивилисьВсе,обомлев,вокруг,Безумно смелый вырезПортной предъявит вдруг.А то вдруг,ликом светел,Сойдет он к нам,сынам,И дерзко вместо петельКрючки предложит нам.Так надо, чтоб имелосьВ характере егоИ полководца смелость,Размах и удальство.Трудись,пока не спятилС портняжеских затей!..Портной,он как ваятель, -Он создает людей.Уставший от поклонов,И сам сморчок на вид,Он лепит Аполлонов,Ваяет Афродит.И меж его ладонейМы всекак пластилин.Вот он, творец гармоний,Пропорций властелин!У каждого свой почерк...Взгляну хотя б мельком,Как по ночам закройщикРаботает мелком.С величием герояОбдумывает онСтратегию покроя,Подкладку и фасон.И снова все и сноваЕго ведет рука:Кармана накладногоПроблема глубока!Подобием зарницыСверкнет в мозгу:- Ага!Гипотеза петлицы,Идея обшлага.И враз ты покрасивел,Стал личностью вполне...Одежда только символТого,что в глубине.Идея однодумов,Что трудятся в тиши!..История костюмов -История души.