Былины и их герои в поэзии XX века
Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая заставляет читателя улыбнуться, задуматься над природой смешного. Почему стихотворение «богатырь» вызывает у читателя улыбку?
Комическое в литературе имеет много разновидностей: от резко критического осмеяния воображаемого до юмористического смеха, который может быть и средством любования автора своим героем. Каков характер комического в стихотворении Е. Винокурова?
Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного богатыря?
Главный сюжетный мотив в этой былине — путешествие богатыря и выбор пути. Надпись на столбе предлагает такой выбор: ехать или влево, или вправо, причем обе поездки опасны для жизни. И богатырь возвращается назад. Так выбор все же был осуществлен, и был он неожиданным — отличался от того, какой обычно делают сказочные былинные герои.
Что отвергает богатырь в начале стихотворения и как показан его жизненный идеал в концовке стихотворения?
В начале стихотворения богатырь отвергает надоевший домашний быт и видит перед собой дорогу, которая, как ему кажется, сделает его жизнь увлекательной и необычной. Однако стоило ему столкнуться с проблемой выбора, как он одумался и предпочел домашний уют опасным странствиям.
Какие чувства выразил поэт, обратившийся в стихотворении «Богатырь» к былинному эпосу? Что утверждает он своим стихотворением?
Обращение Е. Винокурова к былинному эпосу в своем стихотворении показывает любовь к родному фольклору и утверждение тесных связей его творчества с далекими по времени создания былинами.
Евгений Михайлович Виноку́ров (1925 - 1993) - русский советский поэт. Лауреат Государственной премии СССР (1987). Член КПСС с 1952 года.
Родился 22 октября 1925 года в Брянске в семье Михаила Николаевича Перегудова, военного, и Евгении Матвеевны Винокуровой. Мать, зав. женотделом и ревнительница равноправия, записала сына на свою фамилию. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.
Первые стихи были напечатаны в 1948 году в журнале «Смена» с предисловием И. Г. Эренбурга. В 1951 году окончил Литературный институт им. А. М. Горького, тогда же вышла первая его книга «Стихи о долге», в 1956 году - сборник «Синева», вызвавший одобрение Б. Л. Пастернака. «Серёжка с Малой Бронной» - созданное в 1953 году стихотворение о московских мальчиках, не вернувшихся с фронта, и их матерях, угасающих в пустых квартирах, - одно из самых популярных в отечественной военной лирике XX века, положенное в 1958 году на музыку А. Я. Эшпаем.
Возглавив вместе со С. П. Щипачёвым поэтический отдел журнала «Октябрь», открыл в 1954 году юную Б. А. Ахмадулину, напечатал лучшие стихи Л. Н. Мартынова, Б. А. Слуцкого, заново утвердил в литературе имена вернувшихся из лагерей Н. А. Заболоцкого и Я. В. Смелякова. С 1971 по 1987 год был зав. отделом поэзии журнала «Новый мир». Большого внимания заслуживает вышедшая под редакцией Винокурова антология «Русская поэзия XIX века» (1974).
Длительное время вёл творческий семинар в Литературном институте, его ученики - главный редактор журнала «Новый мир» А. В. Василевский, поэтесса О. А. Николаева, историк П. А. Кошель, поэтесса И. В. Ковалёва, поэт и журналист А. А. Дидуров.
Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая заставляет читателя улыбнуться, задуматься над природой смешного. Почему стихотворение "богатырь" вызывает у читателя улыбку?
Комическое в литературе имеет много разновидностей: от резко критического осмеяния воображаемого до юмористического смеха, который может быть и средством любования автора своим героем. Каков характер комического в стихотворении Е. Винокурова?
Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного богатыря?
Главный сюжетный мотив в этой былине - путешествие богатыря и выбор пути. Надпись на столбе предлагает такой выбор: ехать или влево, или вправо, причем обе поездки опасны для жизни. И богатырь возвращается назад. Так выбор все же был осуществлен, и был он неожиданным - отличался от того, какой обычно делают сказочные былинные герои.
Что отвергает богатырь в начале стихотворения и как показан его жизненный идеал в концовке стихотворения?
В начале стихотворения богатырь отвергает надоевший домашний быт и видит перед собой дорогу, которая, как ему кажется, сделает его жизнь увлекательной и необычной. Однако стоило ему столкнуться с проблемой выбора, как он одумался и предпочел домашний уют опасным странствиям.
Какие чувства выразил поэт, обратившийся в стихотворении "Богатырь" к былинному эпосу? Что утверждает он своим стихотворением?
Обращение Е. Винокурова к былинному эпосу в своем стихотворении показывает любовь к родному фольклору и утверждение тесных связей его творчества с далекими по времени создания былинами.
Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы к стихотворению Е. М. Винокурова «Богатырь» уже в твоих закладках.Дополнительные сочинения по данной теме
Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным мотивам и сюжетам? Почему эти чувства столь различны? Что объединяет эти стихотворения? Три поэта, представленные в этом разделе стихотворениями, посвященными былинным богатырям, относятся к своим героям с чувством глубокой симпатии, и в то же время каждого автора волнуют какие-то особые стороны облика и поступков богатырей. Для Бунина особенно важна трагическая мощь богатырей, их
Что объединяет стихотворения "Святогор" и "Святогор и Илья"? Как показана гибель богатыря? В стихотворениях "Святогор" и "Святогор и Илья" общий герой - Святогор и сходен его облик, показывающий необъятность его силы. Гибель богатыря объясняется неуместностью такой силы и такой безмерной тяжести для земли, по которой ходит богатырь. Гибель Святогора вызвана вполне сказочными причинами: каждый удар, который должен был бы спасти героя, наоборот, добавляет новую скрепу на его гроб. Земля не в
Большая часть былины А. К. Толстого представляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представлены в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставления (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя? Монолог представляет собой развернутое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклицательные предложения передают эмоциональное состояние героя, испытывающего обиду
Былины строятся по определённому плану. Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь (см. первые шесть строк былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,стр. 6). События в былинах излагаются в строгом порядке, после-довательно. Повествование ведётся медленно, не спеша. Так как бюлины жили в устной передаче, исполнитель их сказывал сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах
Герасим - главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был.
Какова тема стихотворения? Почему Святогор принял "Божию смерть" возле "камня Алатыря", который в русском фольклоре изображается как "всем камням отец", как "бел-горюч камень" и наделяется целительными свойствами? Тема стихотворения - смерть Святогора и верность ему его коня. Камень Алатырь не только целителен. Он в этом случае обозначает место, на котором героя настигла его судьба. Какую роль выполняет в стихотворении пейзаж "чистого поля"? Какие звуки нарушают тишину нарисованной поэтом картины? Какое значение
Популярные эссе
8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою
Одним из средств создания комического в литературе является неожиданность, которая заставляет читателя улыбнуться, задуматься над природой смешного. Почему стихотворение “богатырь” вызывает у читателя улыбку?
Комическое в литературе имеет много разновидностей: от резко критического осмеяния воображаемого до юмористического смеха, который может быть и средством любования автора своим героем. Каков характер комического в стихотворении Е. Винокурова?
Какие былинные мотивы использовал поэт в стихотворении, создавая образ безымянного богатыря?
Главный сюжетный мотив в этой былине – путешествие богатыря и выбор пути. Надпись на столбе предлагает такой выбор: ехать или влево, или вправо, причем обе поездки опасны для жизни. И богатырь возвращается назад. Так выбор все же был осуществлен, и был он неожиданным – отличался от того, какой обычно делают сказочные былинные герои.
Что отвергает богатырь в начале стихотворения и как показан его жизненный идеал в концовке стихотворения?
В начале стихотворения богатырь отвергает надоевший домашний быт и видит перед собой дорогу, которая, как ему кажется, сделает его жизнь увлекательной и необычной. Однако стоило ему столкнуться с проблемой выбора, как он одумался и предпочел домашний уют опасным странствиям.
Какие чувства выразил поэт, обратившийся в стихотворении “Богатырь” к былинному эпосу? Что утверждает он своим стихотворением?
Обращение Е. Винокурова к былинному эпосу в своем стихотворении показывает любовь к родному фольклору и утверждение тесных связей его творчества с далекими по времени создания былинами.
- Исцеление Ильи Муромца В городе Муроме, в селе Карачарове, живет Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не...
- Введение Любовная лирика как разновидность письменной литературы появилась в России в 18 веке. Конечно же, в русском фольклоре существовала любовная песня. Но древнерусская литература не...
- В феврале 1990 года мир отмечал 100-летие со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака – выдающегося поэта ХХ столетия. По решению ЮНЕСКО 1990 г. был объявлен...
- Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” – Савелия – читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и...
- Сказание о Сиавуше Рассказывают, что однажды утренней порой доблестный Тус и прославленный в боях Гив в сопровождении сотни воинов с борзыми и соколами поскакали к...
- Введение М. Ю. Лермонтов – очень сложное явление в истории литературной жизни России. Поэт, проживший всего 26 лет и оставивший относительно небольшое литературное наследство, до...
- Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все...
- Что объединяет стихотворения “Святогор” и “Святогор и Илья”? Как показана гибель богатыря? В стихотворениях “Святогор” и “Святогор и Илья” общий герой – Святогор и сходен...
- Большая часть былины А. К. Толстого представляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представлены в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает...
- Интерес к народным балладам, этому своеобразному жанру песенного фольклора средневековья, “открытому” впервые романтиками и использованному ими для создания литературного жанра романтической баллады, в последнее время...
- Методика анализа Эта заметка представляет собой вступительную лекцию к небольшому курсу “Анализ поэтического текста” – о технике монографического разбора отдельных стихотворений. В 1960-1980-е гг. это...
- КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ (Осенняя сказочка) Опера в одном акте (трех картинах, идущих без перерыва) Действующие лица: Кащей Бессмертный Царевна Ненаглядная краса Иван-королевич Кащеевна Буря-богатырь – ветер...
- Основные темы и мотивы поэзии Некрасова определились уже в сборнике 1856 года. В соответствии с тематикой он включал четыре раздела. Первый раздел содержал стихотворения, посвященные...
- С чем сопоставляет поэт правду в первой строфе стихотворения, напоминающей былинный зачин? Какой показалась правда семерым братьям, увидевшим ее “со семи сторон”? Как соотносятся рассказы...
- Сопоставьте стихотворения И. А. Бунина, К. Д. Бальмонта, Е. М. Винокурова. Какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным мотивам и сюжетам? Почему эти чувства столь...
Метафоры
Новые стихиНовая книга стихов Евгения Винокурова почти целиком состоит из стихов, написанных за последние годы. Поэт решает ряд проблем морально-этического порядка, его живо интересуют взаимоотношения общества и личности. Его лирический герой, как и прежде, часто оглядывается на свое военное прошлое.
* * *
Мне нравится обыденная речь.Слова простые: хлеб, вода, поленья...Я те слова хотел бы уберечьОт непреодолимого забвенья!Я был от Верной гибели спасен......В словах высоких, знаю, мало проку.Но славьтесь те, что слышал я сквозь сон:- Спадает жар. Он спит. Ну слава богу!..Отчий дом
И сколько в жизни ни ворочайДорожной глины, вопрекиВсему ты в дом вернешься отчийИ в угол встанут сапоги...И пусть - хоть лет под девяностоСтарик прошамкает: «Сынок!»,Но ты принес свое сыновствоИ положил его у ног.И радость новая как завязь...Хоть ты от хижины отвык, -Ты, вырвавшийся от красавицИ от стаканов круговых....Пусть в поле где-то ночь пустая.Пусть крик и песня вдалеке.Ты все забудешь, припадаяК покрытой венами руке.* * *
Что молодость - экое дело?Прошла, хоть мила не мила!Ты черное платье надела,Ты белое платье сняла.А мне-то вот как разобратьсяВ себе, ты сама посуди:Я только лишь стал оперяться -А молодость позади!Так что же, прошло то, что снилось?И вспомнить уже недосуг?Осталась лишь детская хилостьУныло опущенных рук.Так что же, ушло то, что пелось?Осталась какая-то муть.Да детская неумелостьПуговицу застегнуть.Так что же, все то, что хотели,Вот так-то и не сбылось?Ломота какая-то в телеДа боль под лопаткой насквозь.Так что же, не значит ли - баста?Тревожить по пустякам?И значит, осталось: лекарство,Сощурившись, капать в стакан.И все ж я о чем-то гадаю.Не успокоюсь на тола,Я молодость жадно глотаюСоленым от сухости ртом.Так что ж: я играю без правил,И значит, назад осади!Я крылья еще не расправил -А молодость позади.Метафоры
Кому-то там я не потрафил,Что был от треска в стороне.Но смысл блистательный метафорБыл ведом все-таки и мне.И та вон рожь, что колосится, -Метафора. И бор. И брег...«Вон солнце словно колесница», -Сказал однажды древний грек.И в банном зале, там, где кафель,В трамвае, в поле на стернеСмысл восхитительный метафорВдруг как-то стал являться мне.Они как будто медь литаврИли как сальто мудрый трюк...Что бог? Он лишь творец метафор,Он лишь сравнений демиург!Метафора - и та вон телка.И луг. И тополь. И дома.И даже жизнь всего лишь толькоМетафора. И смерть сама.Фортуна
Мы часто распускаем нюни:Мол, невезение одно!Ведь мы-то знаем, что фортунеНа свете все подчинено.Еще она зовется: случай...Заслышишь, и в груди замрет:То колеса ее скрипучий,Необратимый поворот!Еще она зовется мойра...Береговая полоса,Где вдоль масличного приморьяПодняли греки паруса.И низко молятся когорты...Она вступает на порог, -Гремят тяжелые ботфорты.И тут она зовется: рок...Мы были молодыми
Молодыми бывалиИ мы. «Все на свете пустяк!»Уходя, забывалиКалоши, бывая в гостях.Танцевали кадрили,Мазурку и па-де-труа...«Толковать» выходили,Снимая часы, за дрова.Молодыми бывали.Певали подчас тенорком.И цветы обрывалиНочами с газонов тайком.Был наш взор независим.Не думали нравиться всем!..И родителям писемПочти не писали совсем.Молодыми бывали.И, громко стуча не со зла,Мы подчас забивалиПо суткам в «очко» и в «козла».Нам бы точку опоры!Но где ж ее взять молодым.Дым и споры и споры,Все споры и споры и... дым.Молодыми бывали.Мы жили, вдруг скиснувши, ноВдруг искрясь, как в бокалеИскрится при лампе вино.Юность, право ж, всеядна,И жизнь нам казалась мила...Очень было приятноПоглядывать нам в зеркала.Молодыми бывали.И в те озорные годаПравду-матку рубали!Ну... правда, не так уж всегда.Образ мыслей возвышен!И не было, помню, у насНи вот этих залысин,Ни этих морщинок у глаз.Молодыми бывали.Мы шли тогда медля, как в брод,Замышляли не далеКак только на сутки вперед.Обрывали: «Короче!»«Довольно!» - кричали, дерзя.Била жизнь прямо в очи,А было напиться нельзя.Молодыми бывали.Любовь бы найти, это да!Остальное детали!Всё мелочи так. Ерунда!Только бы за раззявуНе приняли нас! Осерчась,Мы хотели бы славу.Да нет же, не завтра. Сейчас!Молодыми бывали.Плевали на вкус и на такт,У соседа сдували,Прикрывшись ладонью, диктант.Заводили пластинку,Подруг приглашали на вальс,Подчиняясь инстинкту,Глубоко живущему в нас.Молодыми бывали.Вертелись на кольцах в пустомТренировочном залеИ прыгать умели с шестом.С пылом бычьим и дюжимМы шкаф выносили, сопя,Гоготали под душемИ хлопали смачно себя.Молодыми бывали.Мы жили семьею однойИ на лесоповале,На торфе, и на посевной.Все, что связано с риском,Любили. Хоть не без трудаВ снаряженье туристскомМы лезли черт знает куда!Молодыми бывали.И сами не знали о том!Понимали едва ли,Что учим, читаем, поем.Выступали неловко,Не прямо, подчас, а в обход...Шла как надо перловкаВ столовой студенческой в ход.Молодыми бывали.Скребли, провинившись, полы!В саже, в поте и в салеМы терли на кухне котлы.Танцплощадка стонала.Входили и - общий поклон!За четыре кварталаБил в ноздри одеколон.Молодыми бывали.Весь день, не щадя живота,Мы в футбол забивали,Как дети, - в одни «ворота».Вкусно резали палкиВ лесу перочинным ножом,Составляли шпаргалки,Слюнявили карандашом.Молодыми бывали.Ходили в кино «Орион».И билеты сбывалиВтридорога на стадион.Мы еще ведь не старцы!Подумаешь - время! Дела!Только юность сквозь пальцыКак будто песок протекла.Молодыми бывали.А в том, что, мол, время течет,Мы в те годы едва лиСебе отдавали Отчет.С фамильярностью людямМы клали ладонь на плечо....Молодыми мы будем,Я думаю, в жизни еще!..Молодыми бывали.И, воррт раскрыв средь зимы,Только, может быть, в далиВ то время и верили мы.На морозе, как в дыме,Мы шли, расстегнувши пальто.Были ведь молодымиКогда-то и мы... Ну и что?Займися музыкой, Сократ...
В чем тут загвоздка, не пойму?Уж все давно решилось, брат!Но голос был тогда ему:- Займися музыкой, Сократ..,Что за советы мудрецу?Такого быть не должно впредь!Скажи: мыслителю ль к лицуС утра на дудочке гудеть?Что скоро будешь глух и нем,Уже гуторят у оград,А голос снова между тем:- Займися музыкой, Сократ...Так в чем же суть? Так где же связь?Чтоб, руки уперев в бока,По камере как ферт пройдясь,Ты оторвал бы трепака?Вот в этой чаше не вино,А нечто горше во сто крат1...Но голос все твердит одно:- Займися музыкой, Сократ...* * *
Опять,пучин пугаться не умея,плывем,и бьет в полотнищанорд-ост.Опятьнад нами небо Птоломея,полночный купол,полный прочных звезд...Опятьтомов уже не надо Фрейда,доносится чуть-чутьисподтишкапризывнаяаттическая флейтазовущего подругупастушка...И пусть, Эйнштейн,подорвана основатобой, -опятьнам парус напрягать!Стал хлебом хлеби камнем камень снова......И тайны нету на землеопять.Женщина на берегу
Тело твое, - ты спишь! -Раскрылось. Песку нанесло...Кругло оно, как голыш.Гладко оно, как стекло.Белый таит покровБудто бы дальний свет.Нет у него углов,Ломаных линии нет.Все ж не годится, - по мне, -Так раскрываться днем!.....Ты ж разметалась во снеИ позабыла о нем.Фантазия
Фантазия взрывает города,Ломает скалы и дробит каменья.Она туда приходит без труда,Куда попасть нельзя без разрешенья.Фантазия, подобная ужу,Вползет в подполье через плющ бойницы.Мгновение-и я уже кружуНад старым замком наподобье птицы.Фантазия вручает нам ключиОт тайников и заповедных комнат,В которых год хоть на голос кричи...С ней помнят то, чего уже не помнят.Лишь отними: какой унылый вид,Как люди робки и как неумелы...Фантазия безумие плодит,Творит фантомы, создает химеры.Как радужные водоросли со дна,Она встает. Ее бунтуют кони...Весь этот мир - фантазия одна,За исключеньем -хлеба на ладони.* * *
Цыганка мне гадалаИ за руку брала......От целого кварталаЛишь камни да зола.Бьет пушка в щебень с танка.И там за лесом бой......Останемся ль, цыганка,Живыми мы с тобой?Научная фантастика
Однообразный, однозвучный,как на основе ткацкой нить,быт... Я фантастикой научнойхочу себя воспламенить!Подай мне факт,к чему мне фактик?Дай факт,чтоб он меня потряс!Хочу я верить:из галактикуже сигналы ищут нас!..Глубинной тайной мировоюслепящий потрясет болид...,..А сердце болью бытовоютихонько пусть себеболит.Стихи о Рабиндранате Тагоре
Но есть на свете музыка другая,Других истоков и других начал,Рабиндранат, ладони возлагаяНа мир,ее в глубинах ощущал.Был мир им понимаем как порядок!, }Но все куда-то мчалось и рвалось,И эта буря безобразных складокЕго одежд и спутанных волос.Смотри, смотри! Вот он стоит у края,В глазах глагол предсмертный затая,Босой ногою землю попирая,И с факелом в руке небытия.Природа, тебя ль от груди отрину,Сольюсь ли с тобой, перейдя межу?Я только всего лишь наполовинуК тебе, беспредельной, принадлежу.Природа, обратно прими меня в лоноИ снова роди! Я взываю в мольбе:Выжми слезу, что на вкус солёна,Противоречащую тебе!Дай глянуть на женщину в сари, что в лениБрод переходит,как белый налив,Как яблоки крепкие, в ямках колениСлучайно и высоко оголив.Но в бесконечном круговороте,Тагор, я уж больше неповторим?..Я вне природы, и я в природе, -На грани... И в спорах с собой самим.Будда
В Индии, среди развалин храма,где висит полупрозрачный зной,Сакья-Муни Будда Гаутамав зарослях предстал передо мной.Под зазывный хохот обезьянийон, переступивший за предел,он, противник всяческих желаний,ничего на свете не хотел.Вьет гнездо старающийся аист...И от верха прямо до земли,в похоти чудозищной кривляясь,статую лианы обвили.Лес вопит в напористом комплоте...И свое чего-то в свой чередмолчаливо говорит природебронзовый, потрескавшийся рот.БомбейМифы Индии
Р. Гамзатову
Река, нарисованная на стене.Волны - несколько синихВибрирующих линий - выписаны старательно.Так и манит их прохлада!С краю намалеваныКусты на желтом песке.Тщательно изображенаКаждая доска мосточка.А что, если вдругКто-тоРазбежится даИ нырнет?Мы бродим в лесу,В котором декоративные деревьяПеремешаны с настоящими...Страшно принятьФанерные за живые,Но еще страшнейНаоборот.Я славлю преувеличение...Мне сладок ужас крутизны.Посредственность робка - лишь генииВ бесстрашной выдумке сильны.Что было мелко, то как не было!Я славлю ужас виража;Когда безмерная гиперболаНам подымает волоса.Я славлю преувеличение...Не мелкотравчатую ложь,Но вымысел, где тем не менееВсе истина одна лишь сплошь.Дороги легкие, пологиеВедут всего лишь в анекдот...Но на вершины мифологииТропа безудержья ведет.Дым и огонь - нет соответствия!На сто столетий надымив,Из мизерного происшествияВеликий разрастался миф.Куда кривая бы ни вынесла,Мир все равно тебя простит....Трагическая птица вымыслаКрыла раскинувши летит.
Молоко
Была бы пагубной попыткаОтделаться на все векаОт благородного напитка -От пенящегося молока.Смотри: в нем плавает соринка!В нем трав запутанных настой.Смотри: вон запотела крынкаВ ладони женщины простой.Смотри: рыжы, белоголовыСреди ромашковой пыльцы,Топырят мрачные коровыСвои вселенские сосцы.Так припади же ртом и прямоТяни, руками теребя.Как бы сама праматерь, Брама,Питать вдруг начала тебя.«Еще, мол, не обсохло...» - шутка!Она поспорит с мышьяком:Ведь отравление желудкаИзлечивают молоком.И головы ломать ученым:В чем счастье все? 8 чем радость вся?Ни порошковым, ни сгущеннымТакое заменить нельзя.Пусть холод за окном, пусть сыро,Но ты в стакан его налей:В нем сконденсирована силаИюльских солнечных полей.Пусть будет даже водянисто,Иль пленка желтая жирна,Густая сила материнстваВ ней, в глубине заключена.Она белит как снег планету:Тут белых флагов торжество!Но нравственней напитка нетуНа этом свете ничего.Я верен старому устою...Но не с вином, но не с водойСтакан подъемлю пред собою -Вот с этой жидкостью святой.Веселость
Жили мы на земле,Не сердясь и не ссорясь.Как-то сами вершились дела!В эти годы простая, простая веселостьНам дана как награда была.Как был звонокНаш смехНа цветистой лужайкеИ в трамвае, набитом битком!Хохотали,Стараясь друг в друга из шайкиМы в парилкеПлеснуть кипятком.И медвежьюШироко откинувши полость,Встречным смехом давясь,ХохотатьЗаставляла нас та же шальная веселость,Колокольчикам медным под Стать!И со смаком хрустели соленые груздиНа беспечном солдатском пиру......И лишь только от песниБывало, чтоВ грустиВытирались глаза о полу.Змея
Любитель странных аллегорий,Ценю подъятую в боюХоругвь, там, где святой Егорий,Копьем пронзающий змею.Еще ценю, как древний гностик,Картину: девица мила.И держит яблочко за хвостик.Змея же ветку оплела.Вот целомудрие. Вот доблесть......Еще я рад, что обрелоТакой простой и четкий образНавеки -мировое зло.Победитель
Как там:«Пришел. Увидел...»И вот полощет рот.Гогочет победитель,Ладонью шею трет.Как в арии запетой:«Пусть некуда...»И вотОн тешится победой,Ладонью шею трет.Он подан крупным планомИ вполуоборот...И вот сейчас над краномЛадонью шею трет.«Он не чета беднягам...»Под нос бубнит фокстрот.Он фыркает, со смакомЛадонью шею трет.Он сбил того ударом!Он парень первый сорт!..Он, хохоча, недаромЛадонью шею трет.«Знать, мой был лучше метод..Наверно, хнычет тот?1И, торжествуя, этотЛадонью шею трет.Жажда
По ночам юнцов она снедала:Где же вы, грядущие года?Нет, подобной жажды идеалаСтарый мир не видел никогда!Голоса в крови грозны и древни...Но она велит, чтоб до концаКаждый шел:в столице и в деревнеБрат на брата, дети на отца!..И на сходке где-нибудь под липкойС глупой ребятнею на рукахБабы с зачарованной улыбкойСлушали о будущих веках.Сохранились дневники и письма...Комиссары, кончив путь мирской,Умирали, к солнцу коммунизмаРуки простираючи с тоской...Мучеников светленький веночек?Бытие вся жизнь у них, не быт...И глаза юны, хоть позвоночникШашкой перебит.Родня
Принарядившись к важной дате,И для еды,И для питья,С отцом рядком садились дяди,Ширококостные дядья.Дрожала на столе посуда...И в пальцы вьевшийся металлБлистал,И запашок мазутаНад этим пиршествомВитал.Так, знаменуяСтрогость правил,Они сошлись семьею всей,--Хоть в святцы глянь:Иван да Павел,Петр, МихаилИ Алексей.Беседа их теклаГустая,Всяк был по-своему остер...Пять - это бабки не считаяДа двух немолодых сестер!Сидели, грузно налегая...От папирос струился чад.Но вспомнят деда НиколаяИ встанут все...И помолчат.«А ты один все», «Эх, хитрюга!»,«Чураешься! -Журят меняМои дядья. -Нам друг без друга,Поверь, -На свете жить нельзя!»«Ведь мы ж родные все!»«Вестимо».«Нам врозь ведьНе прожить и дня»......Святая теплота интима!..«Да как же можно, -Ведь родня!»«Ты все в скитанье!Все в кочевье!»«Ты все бездомен!Все в пути!»«А ведь когда-тоБыли семьиДуш, почитай,По двадцати!»«Ну будь один!»«Привет чудиле!».....Домой в обнимку уходя,Полмостовой загородилиПатриархальные дядья.Женотдел и домострой
Не от любви ль погибла Троя?У мира, знать, такой удел...Час пробил. Против ДомострояТогда поднялся Женотдел.Пошла чесать с трибуны гладко:«В обиду не дадим себя!» -В платочке красном делегатка,Рукою по-мужски рубя.Оплот всех жен, и тещ, и дочек,Он был организован, штаб,Из девочек в косичках тощихИ из широкоспинных баб.«Мы сами себе власти, знамо...»Да это ж явный перехлест!Но женщина воздвигла знамяСвободы, вставши во весь рост.Кухарку, няньку и сиделкуТы заменяла, трепеща...И вот швыряет муж тарелкуПересоленного борща.Но где ж вы, римские весталки,Хранительницы очага?..«А тех, кто будет ставить палкиВ колеса, отведем в Чека!»Да разве выдержать устоям,Когда вовсю орет плакат:«До основания разроемПатриархальности уклад!»Кричат толпою краснолицейНа всех собраньях: «Не хотимЗакрепощающих традиций!Долой перину и интим!»«Наш автодор! Мы к солнцу рулим!Как путь наш нов! И как он прям!»«Война корытам и кастрюлямИ молью траченным коврам!»И, мигом расплюясь с уютом,Одна, без своего угла,Ты любишь прыгать с парашютомИ рубишь наотмашь с седла!Или вселился в них бесенок?Кто знает? Уж не сам ли бес?.....Идут когорты амазонокС винтовками наперевес.Им заниматься пустяками?Им ли сгибаться у корыт?Им ли ворочать утюгами,Когда пред ними мир открыт?Они родились, - разве слабы? -Для кочерги и для валька...Стоят расставив ноги бабыИ руки уперев в бока.По локти им въедался щелок,Был день их трудный, бестолков.Они родились для светелок,Завалинок и теремков.Они знавали тайный трепет..,И, как горшечник в две рукиСырую глину мнет и лепит,Их мяли ночью мужики.И, жребием довольны малым:«Да кто же мы такие, чать?!»,Могли по сельским ритуаламГде вставить слово, где смолчать.Они слезали с сеновалаИ нагибались до жнивья.Зато им веки закрывалаБольшая, дружная семья..,...Хоронит брата Антигона.В домашних сложностях Эдип...«Хочу развода! Нет закона!Что? Муж? Так он отсталый тип!»И, осененные веками,Трещат опоры. Где же щит?И муж лишь разведет руками.Затылок поскребет. Смолчит.А если вы в быту увязлиИ если в чувствах кутерьма.Пожалуйста: детсады, ясли,Приюты, детские дома.Не умирать же как собакеМужчине злым холостяком, -Как быть? Он обращался к свахеВ тяжелом случае таком.И сваха тянет чай с печеньем...«Да, милый, все теперь не так!Все рухнуло. И уж священнымОтныне не зовется брак».А где же ты, невеста-плакса?..Освобожденные от пут,Жених с невестою из загсаКак два товарища идут.Так дай права им, дай им почесть!.....В углу музея неспроста,Как знамя посрамленных полчищ,Забытая висит фата.Булавочный укол
Один здоров, - хоть инвалид,Скажу я не в укор:А у меня всю жизнь болитБулавочный укол.На это, -сколько лет и зим,Махнул рукой: пусть так!Не знаю я, что делать с ним,Ведь это ж так - пустяк!И презираю, как щенка!.,И столько зим и лет!.....Знать, кожа у меня тонка,Другой же кожи нет.Омар Хайям
Жизнь у него, однако, не плохая...Там за оградой, где по остриямВверх вьется плющ, в шелку лежит, вдыхаяПунцовые цветы,Омар Хайям.Уста сравнить ли в сотый раз с рубином,Иль, уж ни с чем не сравнивая впредь,Полузакрытым взглядом ястребинымНа медлящую женщину смотреть?..В цветном дворце средь страшных наслаждений,Где вечен сон, а человек что вошь,Чего ты хочешь, отвечай мне, гений?Чему ты учишь и куда зовешь?..И он ответит: жизнь сплошная мука.Так надо, смерти чуя немоту,Есть только сласти и как в бочке мухаПочить навеки в золотом меду.* * *
Чтобы в славе и в силе,Словно сосенки ствол,Встала церковь,месилиБелоснежный раствор.Встали маковки прямоВ синеву как одна...Для престольного храмаЗлая известь нужна...Словно свечка из воска,Средь прибрежных ракитТа сырая известкаВерст на двадцать горит.Светило
Молодость, ;точно светило, почтиТам на черте: «Я вас скоро покину!.,»Как человек, согревающий, спину,Я говорю ему:«Не уходи!»Я говорю ему: «Повремени!Я повернуться хочу еще боком...Ну, а потом заходи себе с богом,Я ведь согласен остаться в тени»,Я говорю:«Хоть минуту одну,Только б минуту еще, в самом деле!.,Руки свои я к тебе протяну.Пальцы мои уже похолодели».* * *
- Я противвселенского зла негодую!- Ну что ж,я плачевный предвижуисход!..В трактиретщедушную шею худуюиз панциря вытянулДон-Кихот...Сидим и беседуем:так, мол, и так-то.Мы друг против друга.Вопрос на вопрос.- Да разве же можноидти против факта?- А что,против совестиразве попрешь?- Неужто до старостибегать в задирах?- А что,если совесть вдругстанет черна?.,...И Санчо, скребя,засмущавшись, затылок,нам ставит,хихикнув,плетенку вина.* * *
Мудрец кладет в основу воду.И вправду ум его высок...Вода же вызывает рвотуУ пьющих виноградный сок!В Пирее или на ТаганкеПоет себе гулящий люд, -Сидят вакханы и вакханки,По маленькой за праздник пьют.Портвейн, настойка из аниса,Коньяк, мускат, алиготэ...А началось все с Диониса,Что встал в венке и в наготе!Он поднял гроздь, идя долиной, -Гроздь солнцем пронзена насквозь!..Призывной песнею козлинойВсе в этом мире началось.Лоза обвила медь трезубья......Перемешались навсегдаГорящее вино безумьяИ чистой логики вода.После театра
Мы на барьер, обитый плюшем,Опремся, чтобы заглянутьНа сцену. И уже по лужамШагаем в дождевую муть.Еще огонь кордебалета...А каждый уж во тьме намок,И где-то там от пистолетаВ «юпитере» плывет дымок!Да, нам обещано не густо...И представляется уму,Жизнь сможет дать: иль свет искусства,Иль эту дождевую тьму.Сладострастье
Меня ведь угораздилоВдруг мастерство принять!...О, сладострастье мастераПилить, строгать и мять!О, пестрота фазанья!О, счастье дело знать!Величье осязанья!Как сладко осязать!..Всегда - пусть дремлют сони! -К работе аппетит!.....А кожа на ладониСама все ощутит!Из иностранной тетради
Сенсация
Зевая, встанешь на рассвете,И, словно бы сойдя с высот,С липучей полосы в газетеСенсация вдруг полоснет.Сенсация! Нам от сенсацийУж не укрыться все равноПод сенью сладостной акацийИль в горсаду за домино...Сенсация встает на ножкиИ вдруг бежит -бог весть куда! -Стремительней, чем миноноски,И экстренней, чем поезда.Эскадры отдают швартовы.Припали головы к рулю...- Вы слышали? - О чем? - Да что вы?- Не мо... - Да я вам говорю!Земным овладевая шаром, -Покой? Да где он? Нет как нет! -Сенсация лесным пожаромУж охватила континент.За новостью спешим, за всякой!Давай известий!.. Без помехСлюнявой бешеной собакойСенсация кусает всех.Готовьте люминала тонны!Бессонница вползла в дома.Сенсация - хоть ставь кррдоны! -Как в средние века чума.Молва несется языкастаНа материк с материка!.....Но старого ЭкклезиастаУж с полки достает рука.На планете
Миром управляет дух протеста...Знамя поднимают - ах, раз так!-И кухарка, позабыв про тесто,И столяр, оставивши верстак..,Вырастают кедры-исполиныНа свободе, а не в парниках...И не могут силы дисциплиныНичего поделать тут никак!И старье уходит на растопку.И в газетах ценится подтекст.Вверх возносит гимназист листовкуДля того, чтоб выразить протест.Кулаком трясут перед расстрелом.Арестант бросается в пролет.Связанный матрос рванет всем теломИ в лицо мучителя плюет...Адвокат кричит, пусть шепеляво,Но борясь за каждый метр, за пядь...Право на протест ведь тоже право,И его у мира не отнять.3
Весь мир терзают страхи:Глаза-то велики!Руки боятся ракиНа темном дне реки.Боится полководец!..И пьющий алчно бром...Миг, - и упал в колодец, -Вытягивай потом!И лыжник, - хоть отлогиХолмы, - глядишь, капут!Боятся недотроги, -Вдруг в бок их ущипнут...И вся в поту от страхаВ предощущенье бедКухарка-растеряха,Пересолив обед!Клиент боится бриться.Монахи - на кострах!...Уж раз весь мир боится,То мне не страшен страх,Детективы
Киноактеры и шпионызаполнили XX век...Величья новые законыпостичь желает человек!По кличкам всех шпионов кличем!У всех актеры на устах...И вот двусмысленность с двуличьемвысоко подымают стяг.Стремятся все к кинокошмарам..,...Какой-то там агент-двойникнедостоверным мемуаромдо сердца каждого проник!* * *
Мужчинаищет развлеченья,Он, позабыв про чин и ранг,рывком сдираетоблаченьяи одевает акваланг.Будь он холерикИль сангвиник, -ему рдин удел, благой...Рывкрм забрасываетспиннингон волосатою рукой.Мужчинаищет развлеченья...К чему вот:истина иль ложь?Иль философские теченья?Его на этоне возьмешь!А для чего емумиражи?...Он целый деньпод «Москвичом»,куда, задравши брюнв ражезаполз онс гаечным ключом.* * *
А. А. Некрасовой
Вот «неотложка» едет на домНа встречу с бледною женой...Потом склоняется анатомНад алой полостью брюшной.Пусть день, как карта, что краплена, -Жить, за свою судьбу дрожа?..А человек, он из капрона,В нем только хороша душа.Пред смертью пусть не клонят выиВот этот или тот гордец.О вы, явленья мозговые!О, разрушения сердец!Соединительные ткани,К суставу прикреплен сустав,А в человеке, как в стакане,Кипит химический состав.И пусть летит все мимо, мимо.И пусть подводится черта......Но жажда жить неустранима,Как пар зимою изо рта.