Болезни Военный билет Призыв

Был ли полет на марс человека. Полет на Марс человека. Мечта или реальность. Когда Путин планирует покорить Марс

Дело в финансах

Примерно 25 миллиардов долларов вложила Америка в лунную программу «Аполлон» в 60-70 годах XX века. Те миссии, которые осуществлялись после «Аполлона-11», обошлись немного дешевле. Дорога к Марсу будет стоить землянам гораздо дороже. Для того чтобы добраться до Красной планеты, необходимо преодолеть от 52 до 402 млн км. Это связано с особенностью орбиты Марса.

Кроме того, загадочный космос полон различных опасностей. Из-за этого существует необходимость в отправке сразу нескольких космонавтов. При этом полет всего одного человека обойдется примерно в миллиард долларов. В общем, дороговизну полета можно смело включать в список «Проблемы полета на Марс».

Люди, взаимодействующие с космической техникой и устройствами, имеют специальную одежду. Она необходима для защиты от микробов, которые способны жить в космических условиях. Довольно непростым организмом является deinococcus radiodurans, для которого 5000 грей гамма-излучения не представляет опасности. При этом смерть взрослого человека наступает от пяти грей. Для того, чтобы уничтожить данную бактерию, ее необходимо варить около 25 минут.

Средой обитания Deinococcus может быть практически любое место. Трудно предугадать, что произойдет, если бактерия окажется в космосе. Возможно, она станет настоящим бедствием. В связи с этим со стороны критиков идет бурное обсуждение вопросов, касающихся высадки человека на планеты, где может существовать жизнь.

Способ передвижения

Сегодня вся космическая деятельность осуществляется при помощи ракет. Скорость, необходимая для того, чтобы оторваться от Земли, составляет 11,2 км/с (или 40 000 км/ч). Отметим, что скорость пули составляет около 5 000 км/ч.

Летательные устройства, отправляемые в космос, работают на топливе, запасы которого отягощают ракету многократно. Более того, это сопряжено с определенной опасностью. Но в последнее время особую тревогу вызывает принципиальная неэффективность ракетных устройств.

Нам известен лишь один способ полетов – реактивный. Но горение топлива не осуществимо без кислорода. Поэтому самолеты не способны покидать земную атмосферу.

Учеными ведется активный поиск альтернативы горению. Было бы здорово создать антигравитацию!

Клаустрофобия

Как известно, человек – существо социальное. Ему сложно находиться в замкнутом пространстве без всякого общения, как и пребывать долгое время в составе одной команды. Космонавты «Аполлона» могли быть в полете около восьми месяцев. Данная перспектива соблазнительна не для всех.

Очень важно не дать космонавту в период космического путешествия почувствовать себя одиноким. Самый длинный полет осуществил Валерий Поляков, который находился в космосе 438 суток, из которых более половины он прибывал там практически в полном одиночестве. Единственным его собеседником был Центр управления космическими полетами. За весь период Поляков осуществил 25 научных опытов.

Столь длительный период полета космонавта был связан с тем, что он хотел доказать, что можно осуществлять долгие полеты и сохранять при этом нормальную психику. Правда, после высадки Полякова на Землю специалисты отметили изменения в его поведении: космонавт стал более замкнутым и раздражительным.

Думаю, теперь понятно, почему роль психологов столь важна при отправке космонавтов. Специалисты отбирают людей, способных находиться в одной группе долгий период времени. В космос попадают те, кто легко находит общий язык.

Скафандр

Основной задачей скафандра является создание внутри него повышенного давления, так как в условиях космоса легкие человека могут «взорваться», а сам он раздуться… Все скафандры обеспечивают защиту космонавтов от таких неприятностей.

Недостатком современных скафандров является их громоздкость. Как отметили космонавты, особенно неудобно было передвигаться в таком костюме на Луне. Было замечено, что лунные прогулки легче осуществлять при помощи прыжков. Гравитация Марса предполагает более свободное передвижение. Тем не менее на Земле сложно создать похожие условия, чтобы осуществить своеобразные тренировки.

Для того чтобы чувствовать себя комфортно на Марсе, человеку необходим более облегающий скафандр, вес которого составит около двух килограммов. Необходимо также предусмотреть способ охлаждения костюма и решение проблемы дискомфорта, который создает в паху у мужчин и в груди у женщин такая одежда.

Марсианские патогены

Известный писатель-фантаст Герберт Уэллс в своем романе «Война миров» поведал о том, что марсиан победили земные микроорганизмы. Именно с этой проблемой можем столкнуться и мы, попав на Марс.

Существуют предположения о наличии жизни на Красной планете. Самые простые организмы могут в действительности оказаться опасными противниками. Мы сами можем пострадать от этих микробов.

Любой патоген Марса способен убить все живое на нашей планете. В связи с этим космонавты Аполлона-11,12 и 14 пребывали в карантине 21 день, пока не было установлено, что на Луне отсутствует жизнь. Правда, Луна не имеет атмосферы в отличие от Марса. Космонавтов, собирающихся в путешествие на Марс, необходимо по возвращении на Землю поместить в долгосрочный карантин.

Искусственная гравитация

Еще одной проблемой для космонавтов является невесомость. Если принять земную гравитацию за единицу, то, к примеру, сила гравитации Юпитера окажется равной 2,528. В невесомости человек постепенно теряет костную массу, а его мышцы начинают атрофироваться. Поэтому в условиях космического полета астронавтам необходимы длительные тренировки. Пружинистые тренажеры могут помочь в этом, но не в той степени, в которой необходимо. В качестве примера искусственной гравитации можно привести центробежную силу. В летательном аппарате должна присутствовать громадная центрифуга с кольцом вращения. Оснащения кораблей такими аппаратами пока не производилось, хотя подобные планы существуют.

Находясь в космосе 2 месяца, организм космонавтов адаптируется к условиям невесомости, поэтому возвращение на Землю становится для них испытанием: им даже сложно стоять более пяти минут. Представьте себе, какое влияние на человека окажет 8-месячное путешествие на Марс, если костная масса в условиях невесомости уменьшается со скоростью 1% в месяц. Кроме того, на Марсе космонавтам необходимо будет выполнять определенные задачи, привыкая к специфической гравитации. Затем – полет в обратный путь.

Одним из способов создания искусственной гравитации является магнитизм. Но и у него есть свои недостатки, так как к поверхности примагничиваются только ноги, тело же остается вне действия магнита.

Космический корабль

В настоящее время существует достаточное количество космических кораблей, которые могут в целости добраться на Марс. Но нам необходимо учитывать тот факт, что в этих машинах будут находиться живые люди. Летательные аппараты должны быть просторными и комфортными, ведь люди будут пребывать в них длительное время.

Такие корабли еще не созданы, однако вполне возможно,что уже через 10 лет нам удастся их разработать и подготовить к полету.

Огромное количество мелких небесных тел каждый день сталкивается с нашей планетой. Большинство из этих тел не долетают до поверхности Земли благодаря атмосфере. Луна, не обладающая атмосферой, постоянно подвергается нападению всякого «мусора», о чем красноречиво свидетельствует ее поверхность. Не будет защищен от такого нападения и космический корабль, который собирается в далекое путешествие. Можно попытаться защитить летательный аппарат армированными листами, но ракета значительно прибавит в весе.

От солнечного излучения Землю защищают электромагнитное поле и атмосфера. В космосе дело обстоит иначе. Одежда космонавтов снабжена козырьками. Существует постоянная необходимость в защите лица, так как из-за прямых лучей Солнца можно ослепнуть. Программа «Аполлон» разработала блокировку ультрафиолета при помощи алюминия, но космонавты при путешествии на Луну отметили, что часто возникают различные вспышки белого и голубого цветов.

Ученым удалось разгадать, что лучи в космосе – это субатомные частицы (чаще всего протоны), которые движутся со скоростью света. Попадая в корабль, они прошивают обшивку корабля, однако утечек не происходит из-за размера частиц, существенно меньших размера атома.

> Когда мы отправим людей на Марс?

Сможет ли человек оказаться на Марсе : современные идеи, планы и миссии, полет человека на Марс, создание колонии, способы формирования среды жизни с фото.

В 1969 году произошел важный космический прорыв, когда Нилу Армстронгу и Баззу Олдрину удалось пройтись по лунной поверхности. Это была кульминация десятилетий работы и множества жертв и неудачных попыток. Какая следующая ступень?

Сейчас наша цель – Марс! Уже несколько лет обсуждают будущие миссии и перспективу создания колонии. Но эта задача кажется еще более сложной, поэтому нужен четкий план. Сможет ли человек оказаться на Марсе ?

Предложения по отправке людей на Марс

Концепцию первой экипажной миссии разработал Вернер фон Браун. Он был бывшим нацистским ученым и возглавлял проект Меркурий НАСА. В 1952 году предложил создать 10 аппаратов (по 7 человек), которые смогли бы доставить 70 человек к Красной планете.

Частично его разработки основывались на американском проекте Operation Highjump, где хотели использовать несколько многоразовых шаттлов. Он считал, что можно было добиться постройки корабля до 1965 года (позже отодвинул к 1980-му) и за три года выполнить потел в оба конца.

Браун не только вычислил размер и вес кораблей, но и определил количество необходимого топлива для осуществления маневров. Но полет человек на Марс так и не состоялся. Более того, с 1972 года люди так и не вернулись на Луну. Последним там побывал Юджин Сернан.

Но ведь важен не сам полет, а организация того, чтобы люди жили на Марсе. В 1990 году свой проект Mars Direct предложил Роберт Зубрин, который ориентировался на колонизацию. Первые миссии должны были построить площадку для будущего поселения. Позже можно было бы спуститься под землю и разрабатывать среду обитания уже там.

На последнем этапе можно было бы разместить специальные геодезические купола. В такой среде есть возможность для выращивания растительности на основе местных ресурсов. Зубрин знал, что колонисты все же будут зависеть от земных доставок. Но со временем они смогут добиться автономии. На Марсе огромная концентрация драгоценных металлов, к тому же там много дейтерия – источник ракетного топлива.

В 1993 году появился план Mars Design Reference от НАСА, который редактировали 5 раз до 2009 года. Но проект так и не вышел за пределы расчетов и разговоров.

Современные идеи когда мы отправим людей на Марс

Все началось с президентских заявлений. В 2004 году Джордж Буш посчитал, что нужно забыть о шаттлах и придумать новые аппараты, способные доставить человека снова на спутник в 2020-х гг. Потом Барак Обама в 2010-м сказал, что необходимо ориентироваться на Марс и посетить его уже в 2030-х гг. То есть, на этом этапе появились конкретные даты, когда люди полетят на Марс.

В 2015-м году сформировался детальных план, где доставка основывалась на использовании корабля Орион и системы запуска SLS. Проект основывается на 3-х этапах и 32-х запусках в 2018-2030-х гг. За это время получится перевезти необходимое оборудование и обустроить подготовительную площадку. До 2024-го года необходимо протестировать Орион и SLS.

Также в НАСА планируют поймать ближайший астероид и притащить его к орбите Луны, чтобы протестировать новое оборудование. Это важная миссия, которая поможет не только уберечь Землю от падения опасной космической скалы, но и использовать их для трансформации планет (создания благоприятной среды для человека- терраформирование Марса).

Первый экипажный полет на Орионе должен состояться в 2021-2023-х гг. На втором этапе запустится череда доставки оборудования на Красную планету. Третья стадия включает создание необходимой защитной среды и проверка всех необходимых приборов.

Но виды на Марс есть не только у НАСА. ЕКА также заинтересовано в изучении и колонизации чужого мира. Программа Аврора рассчитывает в 2030-х гг. отправить людей на ракете Ariane-M. В 2040-2060-х гг. Красную планету может посетить Роскосмос. Еще в 2011 году в России проводили успешные симуляции миссии. Китай определил для себя те же сроки. Однажды мы можем прийти к тому, что на Марсе живут люди.

В 2012 году голландские предприниматели заявили, что собираются в 2023-м году создать на Марсе человеческую базу, которая позже расширится в колонию.

Миссия MarsOne планирует разместить телекоммуникационное орбитальное устройство в 2018 году, ровер – в 2020-м и базу для поселенцев – в 2023-м. Она будет питаться за счет солнечных батарей с протяжностью в 3000 м 2 . Доставят 4-х астронавтов на ракете Falcon-9 в 2025-м году, где они проведут 2 года.

Свое рвение к Марсу не скрывает и генеральный директор SpaceX Илон Маск. Он собирается создать колонию на 80000 человек. И это лишь малая часть того, сколько людей способно расположиться на Марсе. Для этого ему нужна специальная система транспортировки, которая бы работала в режиме конвейера. Он уже преуспел в создании системы повторного использования ракет.

В 2016 году Маск заявил о том, что первый беспилотный полет осуществят в 2022 году, а экипажный – 2024 год. Он считает, что на все потребуется 10 млрд. долл. и можно будет запустить 100 пассажиров. Это будут туристические поездки, отправляемые каждые 26 месяцев (окно, когда Земля и Марс расположены на максимальной близости).

Первые миссии могут потребовать жертвы. Но уже многие выразили желание отправиться в один конец. Когда же мы увидим первых людей на Марсе? Точной даты нет, но факты свидетельствуют о том, что это случится в ближайшие десятилетия. Конечно, у нас все еще есть сомнения. Но никто не верил в успех американцев на Луне. И все же там стоит их флаг.

Забытому на Марсе Мэтту Деймону в голливудском блокбастере «Марсианин» пришлось самостоятельно справляться со множеством трудностей, чтобы выжить на Красной планете. Однако в реальной жизни бороться за эту самую жизнь пришлось бы еще задолго до того, как попадешь собственно на сам Марс. Ведь, помимо радиации, психологических и физических проблем, связанных с долгим пребыванием в космосе, человеку придется столкнуться и с другими испытаниями при реальных полетах на Марс. Давайте рассмотрим самые очевидные из них.

Более продолжительные марсианские сутки

Марсианский день всего примерно на 40 минут длиннее, чем на Земле. И хотя на первый взгляд можно, наоборот, обрадоваться тому, что у тебя будет на целых 40 минут больше каждый день, это на самом деле может оказаться очень серьезной проблемой, так как суточный биологический ритм человека рассчитан на 24 часа. Дополнительные 40 минут каждый день на Марсе вскоре приведут к тому, что у человека разовьется синдром бесконечной смены часовых поясов, что, в свою очередь, будет проявляться в виде постоянной усталости и плохого самочувствия.

Операторы аэрокосмического агентства NASA уже успели испытать на себе все «радости» этого синдрома, так как им пришлось работать в соответствии с марсианским временем, как только одни из первых отправленных на Марс роверов начали свою ежедневную работу на Красной планете. Все работники космической марсианской миссии «Соджорнер», например, придерживались того же времени, в каком приходилось работать роверу. Спустя месяц такого напряженного графика операторы, что называется, выдохлись.

Для последующих марсианских роверов центр управления NASA смог успешно придерживаться марсианского времени в течение трех месяцев, однако к концу миссии работники по-прежнему очень сильно уставали. На основе наблюдений ученые выяснили, что человек способен придерживаться марсианского времени только лишь на кратковременные периоды. Астронавтам же, которым придется оставаться на Марсе месяцами, никак не удастся выбраться из рамок марсианского времени.

Более ранние исследования вопросов сна показали, что человеческое тело обладает естественным 25-часовым биологическим ритмом, однако, как оказалось позже, результаты этих исследований были неверны. После проведения новых наблюдений ни один из участников не смог адаптироваться к марсианскому времени.

Пониженная гравитация

Несмотря на имеющуюся возможность симуляции космического путешествия к Марсу на борту Международной космической станции путем долгого пребывания на ней, эффект продолжительного воздействия на человеческое тело марсианской гравитации (составляет 38 процентов от земной) по-прежнему остается загадкой для ученых. Позволит ли долгое воздействие такой частичной гравитации сохранить целостность мышечной и скелетной плотности? И если нет, то как с этим бороться? Если учесть, что при любом полете на Марс человеку придется провести долгие месяцы в закрытой консервной банке, поиск ответов на эти вопросы является критически важным аспектом.

В рамках не самых идеальных симуляций два исследования на мышах показали, что потеря костной и мышечной массы в условиях марсианской гравитации могут быть равнозначны полному ее отсутствию. Первое исследование обнаружило, что даже нахождение в условиях с 70-процентной от земной гравитации не предотвратит потерю мышечной и костной массы.

В рамках второго исследования ученые выяснили, что мыши, находясь в условиях с пониженной гравитацией, утратили по меньшей мере около 20 процентов скелетной массы. Однако следует учитывать, что все эти исследования основаны на симуляциях. До тех пор, пока астронавты на самом деле не высадятся на Марсе, узнать истинные последствия воздействия пониженной гравитации на их тела будет невозможно.

Суровая марсианская поверхность

Первое, что выяснил Нил Армстронг после своего шага на поверхность Луны, было то, что посадочная область была в буквальном смысле покрыта большими булыжниками, представляющими опасность для его посадочного модуля. Аналогичная проблема может возникнуть у астронавтов, которые будут совершать посадку на Марс. У них будет очень мало времени для определения и избегания попадания посадочного модуля на такие вот булыжники или песчаники. Камни и различные склоны могут привести к опрокидыванию марсианского посадочного модуля. Дело в том, что даже весьма крупные изменения в плоскости поверхности бывает очень трудно обнаружить с орбиты, поэтому люди, которые будут создавать планы посадки, могут такие изменения просто случайно пропустить.

Небольшие трещины и впадины тоже могут обмануть сенсоры, что, в свою очередь, может привести к несвоевременному выпуску парашютов или посадочных ног, а также неправильному автоматическому расчету посадочной скорости. Шансы на то, что посадочный модуль может ждать катастрофа из-за неправильно проанализированного места посадки, на удивление очень высоки. Одним из исследований было установлено, что эти шансы составляют около 20 процентов.

Размер головного обтекателя ракеты

При разработке пилотируемого посадочного марсианского модуля практически мгновенно возникает одна серьезная техническая проблема - диаметр головного обтекателя ракеты, на которой этот марсианский модуль будет запущен. Несмотря на то, что в настоящий момент диаметр самого большого обтекателя составляет 8,4 метра, будет очень сложно сделать так, чтобы его размер соотносился с конструкцией пилотируемого марсианского посадочного модуля.

Защитный тепловой экран, необходимый для протекции тяжелого груза, в этом случае будет слишком громадным, чтобы уместиться под обтекателем. Поэтому в этом случае, скорее всего, придется использовать надувную технологию теплового экрана, разработка которой к настоящему моменту находится только на стадии экспериментов.

Если использовать нынешний дизайн обтекателя для марсианской миссии, то потребуется использовать гораздо более компактный посадочный модуль, который будет соответствовать диаметру 8,4 метрового обтекателя. Любые более крупные модули просто не поместятся.

Даже если будет решено использовать более компактный посадочный модуль, то, скорее всего, из-за таких технических ограничений придется переделывать его конструкцию. Придется, например, переработать не только месторасположение астронавтов, но и топливные баки модуля. Сам же размер обтекателя изменить не получится, потому что это дестабилизирует ракету-носитель.

Сверхзвуковая ТДУ

Одним из основных способов снизить скорость посадочного марсианского модуля для мягкой стыковки с марсианской поверхностью является система сверхзвуковой тормозной двигательной установки (ТДУ). Суть ее заключается в использовании направленных в сторону движения реактивных двигателей для замедления аппарата со сверхзвуковых скоростей.

Использование сверхзвуковой ТДУ в тонкой разряженной атмосфере Марса является обязательным условием. Однако запуск двигателей сверхзвуковых мощностей может создать ударную волну, которая может повредить марсианский посадочный модуль. У NASA, например, практически нет опыта использования подобных процедур, что, в свою очередь, уменьшает шансы на успешность всей миссии.

Данная технология имеет три проблемных аспекта. Во-первых, эффект взаимодействия между воздушным потоком и выхлопными газами двигателей могут в буквальном смысле развалить посадочный модуль пополам. Во-вторых, тепло, генерируемое выхлопом отрабатываемого ракетного топлива, может нагреть посадочный модуль. В-третьих, сохранить стабильность посадочного модуля при запуске сверхзвуковых ТДУ может быть очень непростой задачей.

Несмотря на проведенные ранее мелкомасштабные испытания таких ТДУ с использованием аэродинамических труб, требуется проведение множества полномасштабных тестовых испытаний для определения надежности такой системы. Это очень дорогая и длительная задача. Однако у того же NASA, возможно, имеется и альтернативный (непрямой) вариант испытаний подобных систем. Американская частная компания SpaceX активно пытается разработать многоразовую ракету, которая использует аналогичный принцип посадки. И следует отметить, что успехи в этом направлении есть.

Статическое электричество

Да, да, то самое, от которого волосы встают дыбом, или происходит небольшой электрический удар, когда вы чего-либо касаетесь. Здесь, на Земле, статическое электричество, может, и является предметом различных шуток и розыгрышей (хотя в земных условиях оно тоже может быть опасным), но на Марсе статическое электричество может обернуться серьезными проблемами для астронавтов.

На Земле большинство статических разрядов происходят благодаря изолирующим свойствам резиновых основ обуви, которую мы носим. На Марсе изолирующим материалом будет служить сама поверхность Марса. Даже просто пройдя по марсианской поверхности, астронавт может накопить статический разряд достаточной силы для того, чтобы сжечь электронику, например, входного шлюза воздушной камеры, просто прикоснувшись к внешней металлической обшивке корабля.

Особенность и сухость марсианской поверхности делает ее отличным изолирующим материалом. Частицы марсианской поверхности могут до 50 раз быть меньше частиц пыли на Земле. При хождении по ней, на ботинках астронавтов будет накапливаться ее определенный запас. Когда марсианский ветер ее сдует, его обувь накопит достаточно заряда, чтобы вызвать легкий электрический удар, которого в таких условиях может быть достаточно, чтобы похоронить всю миссию.

Марсианские роверы, работающие сейчас на Красной планете, используют специальные тончайшие иглы, которые разряжают заряд в атмосферу и не дают ему поразить электронику марсоходов. В случае с пилотируемыми миссиями на Марс, потребуется использование специальных скафандров, которые позволят защитить и астронавтов, и оборудование, которое они будут использовать.

Подходящая ракета-носитель

Система Космических Запусков (Space Launch System, SLS) является в настоящий момент крупнейшей находящейся в разработке ракетой-носителем, которую планируют использовать в ближайшем будущем. Именно эту ракету Запад планирует использовать для пилотируемых миссий на Марс.

Согласно текущим планам NASA, для одной пилотируемой миссии на Марс потребуется с десяток ракет SLS. Однако нынешняя наземная инфраструктура для запусков SLS лишь по минимальным параметрам соответствует необходимым условиям: необходимо иметь как минимум одно помещение для сборки ракеты, один гигантский транспортер для доставки ракеты на стартовую площадку и собственно одну стартовую площадку.

Если хотя бы один из этих компонентов сломается или не справится со своей задачей, то возникнут серьезные опасения по поводу доступности необходимой ракеты-носителя, что в свою очередь поставит под вопрос саму возможность пилотируемой миссии на Марс.

Например, любые задержки, связанные с настройкой и проверкой всех систем SLS, могут внести серьезные изменения в графики пусков. Такие же проблемы могут создать и менее значительные технические проблемы и даже погодные условия.

Кроме того, стыковка на орбите, необходимая для сборки космического аппарата, который отправится на Марс, требует соблюдения так называемого окна запуска, то есть времени, в рамках которого будет осуществляться запуск ракеты. Помимо этого, запуск корабля к Марсу уже непосредственно с самой орбиты Земли тоже требует соблюдения определенных временных рамок. На основе исторических данных о ранних запусках шаттлов ученые разработали целые модели запусков. Они показывают отсутствие уверенности в том, что ракета SLS будет доступна к определенном пусковому окну, что в свою очередь тоже может поставить крест на любой пилотируемой миссии на Марс.

Токсичный марсианский грунт

В 2008 году автоматический зонд NASA сделал историческое открытие. На поверхности Марса были обнаружены перхлораты. Несмотря на то, что эти токсичные реагенты нашли свое применение в индустриальном производстве, они способны вызывать у людей серьезные проблемы с их щитовидной железой даже при использовании в малых количествах.

На Марсе концентрация перхлоратов в грунте составляет 0,5 процента, что уже является очень опасным для человека. Если астронавты занесут эти реагенты в свои марсианские жилища, то со временем обязательно случится загрязнение, а потом и отравление.

В какой-то степени снизить вероятность загрязнения могут помочь технологии процедуры дезактивации, которые обычно применяются в горной промышленности. Однако полностью избавиться от проблемы в условиях Марса не получится, и, следовательно, астронавтов рано или поздно будут ожидать проблемы щитовидных желез.

Помимо этого, отравление перхлоратами организма связывают с различными заболеваниями кровеносной системы. Правда, ученые в этом направлении пока далеко не продвинулись, и поэтому выяснение всех эффектов воздействия перхлоратов на человеческий организм еще только предстоит узнать. Поэтому в долгоиграющей перспективе последствия пребывания на Красной планете очень сложно предсказать.

Вполне вероятно, что астронавтам придется постоянно принимать искусственные гормональные препараты, чтобы поддерживать их метаболизм для борьбы с последствиями долгосрочного воздействия перхлоратов.

Долгосрочное хранение ракетного топлива

Для полета на Марс и обратно нам потребуется ракетное топливо. Огромный запас топлива. Самым эффективным в настоящий момент ракетным топливом является криогенное топливо, представляющее собой жидкий водород и кислород.

Это топливо при хранении необходимо постоянно охлаждать. Однако даже при максимальной подготовке, по статистике, из топливных баков ежемесячно происходит 3-4-процентная утечка водорода. Если, находясь уже в полете астронавты обнаружат, что в их топливных баках не хватает топлива для обратной дороги домой, то - сами понимаете - произойдет полная катастрофа.

Астронавтам придется следить за выкипанием криогенного топлива несколько лет до тех пор, пока будет проходить их миссия на Красной планете. Дополнительное топливо можно было бы производить непосредственно на самом Марсе, однако его хранение и охлаждение потребует установки специальных охладителей, которым, в свою очередь, необходима электроэнергия для работы. Поэтому перед началом миссии на Марс нам необходимо провести множество долгосрочных испытаний технологий хранения топлива, чтобы убедиться в том, что нам его хватит при любых обстоятельствах.

Любовь и размолвки

В рамках долговременных космических перелетов никто не может заречься от возникновения между членами экипажа романтических отношений. К концу сложного трудового дня многим людям необходима психологическая и физическая разрядка, выходом из которой как раз являются любовные отношения. И хотя на первый взгляд все это звучит мило и романтично, на практике в космосе такой вид отношений может очень плохо сказаться на всей миссии.

В 2008 году группа людей участвовала в эксперименте. Долгое нахождение в закрытом пространстве использовалось в качестве симуляции полета на Марс. События эксперимента вышли из-под контроля в тот момент, когда один из «астронавтов» очень расстроился, что его подружка отказалась от интимной близости и вместо этого выбрала третьего астронавта. Находящийся в состоянии постоянного стресса и утомления первый астронавт в какой-то момент не выдержал, и все это закончилось сломанной челюстью третьего астронавта. Если бы это был не эксперимент, а реальная космическая миссия, то такое поведение поставило бы серьезное сомнение в ее успешности.

К сожалению, NASA даже не пытается рассматривать все эти возможности. Согласно недавнему отчету Национальной академии наук США, NASA вообще не исследовало вопросы возможных сексуальных отношений в рамках космических миссий на Марс, а также не занималась вопросами возможной сочетаемости психотипов людей при долговременных космических миссиях.

МОСКВА, 12 окт — РИА Новости, Ирина Халецкая. Около 200 тысяч человек согласились поучаствовать в проекте колонизации Марса, который предложила коммерческая компания Mars One. По задумке организаторов, высадка первых людей на Красную планету произойдет не раньше, чем через 10 лет. Пока же участники готовятся к полету физически и морально. За пять лет со всего мира отбор прошли всего сто колонистов, из России до полуфинала добрались только четыре девушки. Но отбор продолжается.

Их ждет полет в один конец и ответственная миссия. Корреспондент РИА Новости выяснила, зачем девушки хотят улететь на Марс и насколько проработан проект Mars One .

Космос — это навсегда

Одна из полуфиналисток — Анастасия Степанова — родилась в Узбекистане. Несмотря на то что в республике космическая отрасль не была развита, девушка хотела стать космонавтом. Позже она поступила на журфак МГУ, изучала космическую журналистику под руководством Юрия Батурина .

"Вместе мы написали книгу "Желаю вам доброго полета" — эти слова сказал академик Королев Юрию Гагарину перед стартом".

О проекте Mars One Анастасия услышала в новостях и решила: "Либо сейчас, либо никогда. Заполнила анкету, сняла видеообращение, прошла психологическое тестирование. Думаю, многие даже не понимали, куда они отправили свою заявку, но никто не запрещал им попробовать себя".

© Фото: Mars Society Ученые расходятся во мнении, какую планету исследовать приоритетнее. "На Луне нет атмосферы, и она не может стать автономной. С точки зрения доступности Луна выглядит реальнее, но как фронтир для расширения ареала обитания человечества единственный реальный и доступный современным технологиям кандидат - Марс", - считает руководитель интеракториума «Марс-Тефо» Ольга Черкашина.

Другая "марсианка", Екатерина Ильинская, в детстве себе пообещала, что если представится возможность полететь в космос, она обязательно ее использует: "Это захватывающее приключение, которое я сама никогда не смогу организовать". Екатерина — мастер спорта по жиму штанги лежа, чемпион Московской обрасти по вингсьют-пилотированию, любит экстремальный спорт, увлекается дальними автопутешествиями, восхождением в горы, скайдайвингом плюс ездит на мотоцикле.

Марс, мы идем

Коммерческим проектом Mars One руководит голландец Бас Лансдорп, в его команде восемь соратников. Компания отбирает будущих "марсиан" и готовит их к полету, но строительством космических кораблей сама не занимается. Этим, по словам Лансдорпа, займутся подрядчики, которым Mars One готов платить. По прогнозам компании, на реализацию задуманного требуется около шести миллиардов долларов, и еще четыре миллиарда будет стоить каждый дальнейший запуск корабля.


Средства привлекают разными способами, в том числе и с помощью краудфандинговых площадок либо за счет частных инвесторов. В планах у организаторов миссии снять подобный документальный фильм о жизни людей на Красной планете, который будут транслировать на ТВ.

Организаторы проекта собираются использовать уже готовые прототипы других компаний. Сначала Mars One запустит в полет беспилотник для поиска места под постройку колонии. Далее с Земли на Марс отправят посадочный модуль и спутник связи. Конструкцию модуля планируют основать на использовавшемся NASA в 2007 году модуле Phoenix . Высадка первых колонистов Mars One была запланирована на 2025 год, однако сроки неоднократно сдвигались — сейчас речь уже идет о 2031-м годе. Сначала на Марс отправятся четверо колонистов, через два года еще четверо и так далее (всего первое поселение будет состоять из 24 пришельцев с Земли).

Что там делать и как не сойти с ума

Участники пока не в курсе, чем конкретно будут заниматься на Красной планете: обязанности распределят после финального отбора. В основном им предстоит расширять жилой комплекс и разбираться в вопросе "есть ли жизнь на Марсе?"

"Представьте: вы находитесь на планете, где больше никого нет. Вы должны иметь навыки, которые помогут выжить. Нужно знать инженерное дело, быть механиком, врачом, биологом, геологом. Если что-то случится с одним членом экипажа, его должен заменить другой", — говорит Анастасия.

Готовиться к такой суровой жизни Анастасия начала заранее: прошла курсы спасателей, получает второе образование по специальности "Мехатроника и робототехника". Ей пришлось изменить рацион питания, чтобы привыкнуть к "марсианской" пище: исключила сахар, жирное, молоко и сыр. Девушка занимается йогой, плаванием и бегом для поддержания тонуса. Бегать, говорит Настя, она не любит, но приходится.

Вторая полуфиналистка Екатерина часто участвует на соревнованиях по жиму штанги лежа, поэтому знает, как правильно готовить свой организм к серьезным нагрузкам.

"У меня есть два образования — психология и фитнес. И то и другое на Марсе пригодится. Там нужно будет поддерживать себя в форме, а я знаю, как это делать эффективнее. Есть знания в области биологии, анатомии, если еще поучиться, из меня выйдет хороший медик", — убеждена будущая колонистка.

Эгоистам тут не место

По расчетам астрофизиков, полет от Земли до Марса займет около семи месяцев. Пространство корабля небольшое, душа нет, только влажные салфетки, постоянный шум вентиляторов и трехчасовая разминка. Нет никаких сомнений в том, что "поездка" будет трудной.


В прошлом году Анастасия подала заявку в другой проект по изучению Красной планеты — "Марс-160". Его проводила американская некоммерческая организация Mars Society при участии института медико-биологических проблем РАН. Три месяца девушка и другие участники находились в полной изоляции на исследовательской станции в пустыне штата Юта и месяц в Арктике. Работали в скафандрах и видели только друг друга. Так они хотели доказать, что жить в условиях, сходных с марсианскими, можно.

"В пустыне я убедилась, что это мое. Работать в изоляции с одними и теми же людьми очень сложно. Поэтому эгоизм не должен переходить допустимый уровень. Уже сейчас есть свод правил, которые могут помочь людям не сойти с ума. Да и психологи с Земли будут удаленно работать с экипажем", — говорит Анастасия.

Никогда не увидите близких

Не каждый в реальности готов прожить остаток дней в изоляции без возможности увидеться с родными людьми. Анастасия считает, что пока готовить близких рано: если она и пройдет финал, то ее ждут еще 10 лет тренировок.

"Многие колонисты за пять лет отбора обзавелись детьми, но не бросили участие в Mars One. Я пока не строила таких планов, у меня другие задачи. Но, может быть, миссия изменится, и мы проведем там несколько лет и вернемся?" — считает девушка.

Екатерина, наоборот, предупредила своих родственников заранее. Говорит, что они отнеслись философски: "Лучше я полечу на Марс, чем поеду автостопом куда-нибудь в Колумбию".

Про бегство и предназначение

Никто не знает, как полет и пребывание на Марсе скажутся на человеческом организме. Возможно, опыт колонистов пригодится в медицине и позволит сделать новые открытия. "Конечно, здесь есть риски. Мы можем и вообще не долететь. Но как минимум после нас летать на Марс будет более безопасно", — добавила Анастасия.

© Фото: Mars Society Влияние частных компаний на космическую отрасль, по мнению ученого, абсолютно нормальное развитие космической отрасли. "Сначала это только госпроекты, потом включаются коммерческие компании, а затем это становится доступно любому желающему. Мы еще доживем до времени, когда бороздить просторы Солнечной системы будут частные и студенческие исследовательские спутники", - говорит Черкашина.


Люди, которые подписываются на полет, неспроста жертвуют всем ради изучения космоса, считает "марсианка". Это не развлечение и уж тем более не бегство от проблем на Земле.

"Мы понимаем, на что идем. Космос тем и прекрасен, что ты никогда не сможешь перерасти его. Сколько бы мы ни развивались, нам все равно будут открываться новые горизонты, которые придется изучать. И даже если Mars One не состоится, я считаю, что принимаю в нем участие не зря".

Екатерина тоже не переживает, что все может закончиться фатально: "Такие мысли у меня каждый день возникают, когда выезжаю за МКАД. Разбиться в автокатастрофе намного вероятнее, чем погибнуть на Марсе. К этой мысли я привыкла".

Критика Mars One

Техническая и финансовая осуществимость проекта, а также этичность действий его основателей неоднократно ставили под сомнение ученые.
Профессор-астрофизик Джозеф Рош был одним из 100 финалистов, его исключили из программы после интервью журналу "Medium". Рош заявил, что организаторы брали с участников деньги и тестирование проводили небрежно. Анастасия это объясняет просто: специалисты физически не могли приехать к каждому участнику или отправить ему денег на билет. Поэтому общались через Skype. А в качестве взноса она заплатила 300 рублей.

Конечно, экзамен был не таким серьезным, как в Роскосмос или NASA. Думаю, на последних этапах нас ждет скрупулезный отбор лучших из лучших, тех, кто действительно понимает, зачем летит на Марс", — считает участница.

Тотальные огрехи

Исследователи нашли в проекте Mars One несколько серьезных технических просчетов. Так, по мнению участника экспедиции на станцию в штате Юта Александра Ильина, непонятно, чем колонисты собираются питаться, какие нужны размеры оранжереи и где брать для нее освещение:

"В итоге все марсиане будут вегетарианцами или им кто-то пошлет консервы за миллиарды долларов?"

Ильин замечает, что неясно, как колонисты будут получать воду . Нужна энергия, огромные массы грунта, время и опять же большие деньги. "Если бульдозер заряжается от солнечных батарей, то где оценки его массы? Похоже, это не простой ровер, который рисуют на картинках. А марсианская пыль? Колонисты будут ее сметать с батарей?" — спрашивает ученый.

Также представители Mars One не объясняют, как колонисты высадятся на поверхность Марса безопасным для человека способом. Возможно, у них нет конкретных расчетов.

"В целом технические проблемы можно решить, если будут на это средства. Все возможно, но не в таком варианте, как у ребят из Mars One. У них это не фантастика, а сказка", — уверен Ильин.

Анастасия и Екатерина говорят, что организаторы держат их в курсе событий, присылают письма с отчетами.

"Это сложно — начать подобный проект без капитала. В 2013 году ни у одной компании не было договоренностей по строительству техники, сейчас, насколько мне известно, предоставлено два концепта для полета. Недавно Mars One получили шесть миллионов долларов от инвестиционной компании, в ноябре нам сообщат дату последнего этапа. У человечества есть все шансы осуществить проект", — уверена Анастасия.

Mars One — нидерландский проект безвозвратной экспедиции на Марс. По задумке организаторов, в 2023-м году группа из четырёх добровольцев отправится на красную планету и останется там навечно, земляне будут наблюдать за жизнью колонизаторов в формате реалити-шоу. Сразу заявлено, что на Земле и Красной планете абсолютно разные условия жизни, и тот, кто побывал на Марсе, уже не сможет существовать здесь. Возвращение экипажа — задача невыполнимая. Некоторые учёные уже заявили, что считают грядущую экспедицию массовым самоубийством.

Фото: www.mars-one.com

Тем не менее, заявки на участие в экспедиции подали 200 тысяч человек со всего мира. Во второй тур прошли 52 россиянина. АиФ.ru поговорил с претендентами на участие в миссии о том, почему они собираются навсегда покинуть Землю.

Фото: www.mars-one.com

Илья Храмов: «Гагарин полетел, и я смогу»

Тольяттинец Илья Храмов прошёл первый отборочный тур для проекта Mars One. Из 200 тысяч претендентов выбрали только 1058 человек. Инженер-конструктор АвтоВАЗа не боится, что может больше никогда не увидеть Землю, и уверен, что через десять лет именно он станет одним из первых колонизаторов красной планеты.

Илья Храмов. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

25-летнего Илью Храмова уже узнают горожане. На улице Коммунистическая он здоровается с жителем Тольятти и говорит, что не знаком с ним, но, скорее всего, мужчина видел его по телевизору.

«СМИ меня одолевают, звонят каждый день. Как только стало известно, что во второй тур Mars One прошли 1058 человек, среди них 52 россиянина, в том числе и я, телефон не умолкает», — говорит Илья.

В мае Илья увидел информацию о наборе колонизаторов на Марс и одним из первых жителей России поместил свой видеоролик на сайт Mars One. Конкурсанты должны были убедить организаторов, почему именно они должны лететь на красную планету, доказать, что у них есть чувство юмора и затем рассказать о себе.

Илья Храмов. Фото из личного архива

Кандидат в колонизаторы Марса показывает видеоролик, который они сняли вместе с другом. В шапке-ушанке и тельняшке Илья на английском языке шутит, что можно не сомневаться, он настоящий русский, потому что именно так все в России и одеваются.

Кадр из конкурсного видеоролика. Фото: Скриншот с сайта

«К видеоролику я приложил анкету и мотивационное письмо, в котором составил свой психологический портрет. Всё отправил, посмотрел, что участвуют более 200 тысяч людей, и, честно говоря, не надеялся дальше пройти», — признаётся Илья.

Конкурсное видео Ильи Храмова

В начале января тольяттинец уже не сомневался в своем желании покинуть навсегда планету Земля и отправиться на неизведанную планету. На электронную почту молодого человека пришло письмо, в котором подтвердилось, что он успешно прошёл первый отборочный тур и должен готовиться к следующему этапу — прохождению медицинской комиссии и личному собеседованию.

Письмо от организаторов проекта Mars One. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

«Увидел письмо и думаю, всё, назад дороги нет. Буду всё делать для того, чтобы пройти все отборочные туры. Не сомневаюсь, что успешно пройду медицинское обследование, — говорит Илья. — Я уже взял отпуск, чтобы успеть подготовить все документы для второго тура. У меня идеальное зрение, спортивное телосложение и к тому же я не пью и не курю. Для собеседования тоже готов, свободно владею разговорным английским».

«Привези магнитик»

Илья показывает выцветшую фотографию, на которой ему три года. Голубоглазый ребёнок сидит на руках мамы. Этот снимок молодой человек обязательно возьмёт с собой на Марс. О своём участии в проекте Mars One сын сразу сообщил своей маме Ладе Юрьевне.

«Мама скептически относится к моему желанию улететь на Марс. Она даже всерьёз не воспринимает этого, смеётся надо мной. Без особой радости рассказывает, на каком канале меня опять показывали», — признаётся Илья.

Перед Ильей фотография мамы. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

Храмов говорит, что с раннего детства его воспитывали на фантастической литературе. Дома на книжной полке стоят книги Кира Булычева и братьев Стругацких. Из армии тольяттинец привёз много произведений писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, которого постоянно перечитывает.

«Меня всегда манило будущее и неизвестное в литературе, а возможность полететь на Марс — это воплощение мечты и шаг к будущему. Я не хочу прославиться через этот проект, для меня важнее изменить свою жизнь. Юрий Гагарин и Нил Армстронг не побоялись полететь, поэтому и мне не страшно», — объясняет своё желание отправиться в космос участник проекта Mars One. Храмов не боится, что не вернётся, к такой судьбе он готов.

Илья с друзьями. Фото из личного архива

Друзья поддерживают Илью, хотя признаются, что до того, как их друг ещё не прошёл первый тур, они не верили в его успех. Кто-то пытался отговорить, просили остаться, потому что будут скучать. Теперь пишут ему сообщения: «Привези магнитик с Марса» или «Ты же знаешь, я бы вышел хорошим бортмехаником, бери меня с собой».

Молодому человеку звонит друг, Илья говорит, что перезвонит попозже и рассказывает про то, как будет жить без близких ему людей.

«На Марсе появится возможность общения с близкими мне людьми, поэтому я не буду чувствовать себя там одиноким. Для этого в 2018 году запустят два спутника, которые будут осуществлять связь между астронавтами и Землей, — говорит Илья. — В случае перенаселения Земли, я думаю, что кто-то из близких людей сможет прилететь ко мне, я место им займу».

В случае перенаселения Земли, Илья будет ждать на Марсе маму. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

Обязанности колонизаторов

Первые четыре колонизатора должны будут заниматься обустройством космической базы, проводить обслуживание техники и исследовать планету.

Марс Фото: www.mars-one.com

«Меня увлекают исследования, которыми я смог бы заниматься на Марсе. К тому же, в случае поломки я смогу починить оборудование. Девять лет нас будут готовить к полету, поэтому можно не сомневаться в том, что отправимся в космос подготовленными», — говорит Илья.

Молодой человек показывает татуировку на руке, на которой изображено то, что он не сможет взять с собой на Марс: барабаны, гитара, книги, город и кассеты.

Татуировка на память о жизни на Земле. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

«Придется оставить на Земле и сноуборд, но, думаю, что и там смогу придумать нечто подобное и прокачусь по марсианской пыли на доске», — говорит Илья.

Восьмого марта пройдёт очередной отборочный тур. Тогда станет известно, увеличит ли Илья свои шансы улететь на Марс или всё-таки останется на Земле, несмотря на мечты о космосе.

Анастасия Бархатова: «Улечу навсегда — это будет интересно»

Анастасия Бархатова закончила челябинский университет по специальности «микробиолог». Работает лаборантом на станции переливания крови, говорит, в её обязанности входит проверка крови на наличие ВИЧ и гепатита. О том, что можно стать участником проекта по переселению на Марс, случайно узнала из заметки на нидерландском сайте.

«Я тут же подала заявку, — рассказывает Настя. — Она должна быть на английском языке. Я его знаю и совершенствую, это официальный язык экспедиции, на следующих этапах будут предъявлены требования к уровню владения им. Ещё нужно было изложить свою мотивацию, чтоб организаторы понимали, что толкает меня на Марс».

Вошла в полпроцента избранных

Родственники Анастасии — физики по образованию. Бархатова признается, что с детства увлекалась космосом, микробиологией и научной фантастикой, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова была её любимой книгой. Увлекалась, но не до фанатизма. О том, что может побывать на Марсе, до проекта даже не думала.

Фото: www.mars-one.com

«Я попала в полпроцента избранных, это не может не радовать, — откровенно рассказывает Бархатова. — Принять участие в фантастически интересном проекте изъявили желание почти двести тысяч человек из ста сорока стран мира, в итоге первый этап прошли чуть больше тысячи человек. В их числе — я».
Настя говорит, узнала о своей победе на первом этапе 1 января, из официального электронного письма. Для неё это был самый лучший новогодний подарок.

Настя родилась в Верхнеуральске. Окончила ЧелГУ, практику проходила в НИИ в Оболенске, устроилась работать на станцию переливания крови, как и планировала на последнем курсе вуза. О том, что участвует в проекте колонизации Марса, не знали ни родственники, ни коллеги. До последнего — пока Настя не победила в первом этапе.

Вот так, помахав рукой друзьям и родным, Настя и улетит на Марс. Через десять лет, если пройдёт оставшиеся испытания. Фото: АиФ

Не размениваться на размышления

«Родственники, по-русски сказать, обалдели, — рассказывает Настя. — Коллеги тоже. Путешествие на Марс — это билет в один конец. Сразу заявлено, что на Земле и Красной планете абсолютно разные условия жизни, и тот, кто побывал на Марсе, уже не сможет существовать здесь. Но я не переживаю и не боюсь: проект слишком значителен и глобален, чтобы размениваться на размышления. Да, нам нельзя будет рожать детей и создавать семьи — но я согласна пожертвовать привычным укладом ради жизни на Марсе. Улечу навсегда — это очень интересно».

Как сообщается на официальном сайте проекта, среди прошедших первый этап — люди в возрасте от 18 до 81 года. Главное условие для всех претендентов — отличное здоровье: стопроцентное зрение, давление в пределах нормы, никаких хронических заболеваний, рост от 157 до 190 сантиметров. Дальше счастливчиков ждут новые испытания, пока не разглашается, какие именно.

Анастасия Бархатова рассказала читателям АиФ, что переехать на Марс она совершенно не боится. Фото: АиФ

«Я очень жду следующих этапов, — рассказывает микробиолог. — Знаю, что в случае успеха мне предстоит десятилетняя подготовка к путешествию, ведь само переселение назначено на 2025-й год. К 2015-му году будут сформированы шесть групп по четыре человека, а на 2018-й год назначена отправка первых аппаратов-роботов на Марс».

Узнав о победе в международном проекте своей землячки, челябинцы отреагировали по-разному. Кое-кто считает переселение не Марс не более, чем очередной «уткой», другие уверены, что прохождением отбора всё и ограничится, и никто в космос не полетит, третьи, и их большинство, искренне рады за Анастасию. И даже немного ей завидуют.