Буква Чч.docx - Открытый урок по обучению грамоте на тему "Буква Чч, звук Ч*" (1 класс). Мягкий согласный звук. Буква Ч, ч
Тема: «Звук [ ч’], буква Чч».
Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч’], буквой Ч,ч.
Задачи урока:
Образовательные: формировать представление о звуке [ч"] как о мягком непарном согласном звуке, учить отличать звук [ч"] и букву Ч, ч от других звуков и букв, отрабатывать механизм чтения слогов и слов с новой буквой.
Коррекционно-развивающие : способствовать развитию внимания, восприятия, памяти, устной речи, артикуляционного аппарата, умения анализировать и обобщать.
Воспитательные: конструктивно взаимодействовать друг с другом, уметь договариваться, приходить к общему мнению, работать в группах, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивости, дисциплинированности.
Урок разработан в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Адаптированной основной общеобразовательной программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения для обучающихся с умственной отсталостью «Бейская школа – интернат». Данный урок проводится в четвертой учебной четверти, по счету № 82. К моменту его проведения, обучающиеся, уже знают большую часть алфавита, умеют понимать различие между звуками и буквами, устанавливать местоположение звука в слове, различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить, читать слоговые структуры.
Современные образовательные технологии: на уроке используются технологии, которые способствуют формированию и развитию у обучающихся умения учиться творчески и самостоятельно. Системно - деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности младших школьников их возрасту и индивидуальным особенностям, игровая, здоровьесберегающие технологии, технология ИКТ, командообразования.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Методы по уровню познавательной активности: репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы), частично-поисковый.
Формы организации деятельности : фронтальная, групповая, работа в парах.
Принципы обучения: принцип дифференцированного подхода, принцип наглядности, принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).
Оборудование : мультимедийная слайдовая презентация, конверты с заданиями для команд, камешки для выкладывания букв, предметные картинки, буквари.
Планируемые результаты урока
Предметные
Расширят и углубят знания о согласных звуках и буквах в процессе изучения звука и буквы Ч,ч, научатся определять место звука [ч’] в слове и проводить фонетический разбор слова.
Личностные
Учащиеся научатся оценивать собственную учебную деятельность, выражать положительное отношение к процессу познания.
Ход урока
Этапы урока (цели). | Время | Необходимые ресурсы |
|
1. Организационный момент. | Представление героя. По дороге в школу я встретила ученого сказочного гнома. Он много слышал про наш 1 класс, и очень захотел с вами познакомиться. А вы хотите познакомиться? Приветствие учителя В некотором царстве, в дружном школьном государстве жил да был 1 класс. Слышите, ребята, я про вас. Хорошо ли в царстве жить? Много ль дети в царстве знают? Хорошо ль они читают? На вопросы отвечают? Друг другу доброго желают? Игра «Пожелание». Цель: развивать умение принимать участие в диалоге, умение применять на практике правила вежливого поведения. Ход: обучающимся предлагается встать в круг, назвать имя одноклассника которому он хочет пожелать. Начать пожелание с таких слов « Я хочу пожелать Андрею удачи…..» Организационный момент в стихах с элементами дыхательной гимнастики Цель: привести класс в "рабочее состояние", проверка наличия обучающихся на уроке, их внешнего вида, готовности рабочих мест, создание деловой обстановки. «Встали все у парт красиво» Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Глубоко мы все вздохнем- И урок скорей начнем. | Сердечко из бумаги для игры. |
|
2. Актуализация знаний обучающихся. Введение в тему. | Игра «Сундучок» Цель: развивать память, устную речь обучающихся. Ход: в сундучке определенное количество карточек с изученными буквами, которые нужно дифференцировать на 2 группы. Школьники, выходят к доске, объясняют, к какой группе отнесут букву. Таким образом, образуется две команды. Игра «Составь слово» Цель: обучать звукобуквенному анализу слова, закреплять навык чтения, развивать память, внимание, мышление, умение взаимодействовать друг, с другом работая в команде. Ход: командам предлагаются картинки вместо букв. Игрокам необходимо назвать предмет, изображенный на картинке, составить слово из разрезной азбуки. Игра «Назови звуки» Цели: совершенствовать фонематические процессы, умение определять первый звук в слове. Ход игры. Предложить детям назвать первый звук в словах, изображенных на предметных картинках. Слова: Чемодан, черепаха, чайник, часы Какой звук слышится в начале слов? Кто догадался и назовет тему нашего урока? | Сундучок, карточки с буквами (с,л,и,в,а,г,р,у,ш,а,м) Предметные картинки (лиса, заяц). Предметные картинки (чемодан, черепаха, чайник, часы) |
|
3.Разминка | Физкультминутка «Паровозик» Цель: организованно занять рабочие места. | фонограмма |
|
4. Получение новых знаний. | Упражнение в произнесении звука. Цель: учить правильно, произносить звук [ч’], отчетливо проговаривать слова, вырабатывать интонационную выразительность речи. По цепочке произносят звук. Чистоговорки: Ча-ча- горит в комнате свеча. Чу-чу молоточком я стучу. Чики-чок, чики-чок, трещит за печкою сверчок. Демонстрация буквы, место в ленте букв. На что похожа буква Ч? (на цифру 4) Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. Игровое упражнение « Выложи букву» Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений. Просмотр Мультфильма» Уроки тетушки Совы» | Карточка с буквой. |
|
5.Физкультминутка | Музыкальная зарядка | Фонограмма. |
|
6. Закрепление полученных знаний. | Работа с карточками 1. Найти и подчеркнуть букву Ч. Я – маленький чайник, На столе начальник. Вот моя ручка – ручка-закорючка, Вот мой носик – носик-вопросик. Кому поклон подарю, Того чаем напою 2. Попробовать напечатать имя нашего гостя. | Карточки с заданиями. |
|
7. Итог урока | Понравилась вам наш урок? Что понравилось? Кому было интересно? Назовите тему нашего урока? | ||
8.Рефлексия. | «Солнышко и тучка» Цель: проверка эмоционального состояния учащихся |
Тема: Звук [ ч"] , буква Чч. Цели. Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Ход урока. Орг. момент. Актуализация знаний. Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? Из чего состоят слова? Из чего состоят слоги? Что вы знаете о звуках? (слышим, произносим) На какие группы можно разделить звуки? Гласные: Согласные: Произносятся без преград; - произносятся с преградой; Можно пропеть; - бывают звонкие и глухие; Обозначают мягкость и твердость - звонкие произносятся с голосом, согласных; глухие с шумом. Могут обозначать 2 звука (я,ё). Что видите на доске? Разделите эти слоги на группы. На какие группы разделили слоги? Почему –ча- определили в 1 группу? Сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая обозначает этот звук. Что мы узнаем о новом звуке? (опора) А в конце урока мы посмотрим правильно ли мы определили слог ча ? Работа над новым материалом. Знакомство со звуком. Что мы услышали? (слияние мягкого согласного [м"] и [а] и звук [ч]). Какой звук еще услышали? [ч"] Как он произносится? (согласный) РУЧКА (аналогично) В первом слове где мы слышим звук ч? А во втором? В первом и втором словезвук [ч] произносится мягко. Как произносится звук [ч]? Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? (он особый, он не бывает твердым, он всегда мягкий) Игра «Кто внимательный» Услышите и назовите звук [ч"]. Знакомство с буквой. Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (лента букв) Физкультминутка. Тик – так, тик – так Все часы идут вот так: Тик – так, тик – так Смотри скорей, который час. Тик – так, тик – так Налево раз, направо раз, Мы тоже можем так Тик – так, тик – так. Звук [ч"] обозначается буквой «че». На что похожа буква «че»? (стихотворение) Буква ч сказала «есть» Отдала кому-то честь. Да, вы правильно решили Ч мы пишем как 4. Только с цифрами друзья Буквы путать нам нельзя. Сейчас мы прочитаем слоги с буквой «че». Чтение слогов. Как произносится звук [ч"] в слогах? Даже если после «че» стоят гласные, которые обозначают твердость согласных, звук [ч"] произносится мягко. Работа с учебником. Что вы видите на рисунке? Кто чинит часы? А сейчас вы прочитаете текст и ответите на вопрос: Какие бывают часы? (чтение текста, история часов) Чтение слов Что изменилось во втором слове? Изменилось ли значение слова? Работа с многозначными словами. Прочитайте заглавие. (Ручки) Сейчас вы прочитаете предложения: I ряд – 1 предложение II ряд – 2 предложение III ряд – 3 предложение. Найдите рисунки о тех ручках про которые читали. Итог урока. С каким звуком и буквой мы познакомились? Что особенного в этом звуке? Самоанализ урока чтения учителя Присяжнюк Н.А., декабрь, 2006г. Это 32 урок при изучении раздела «Основной период» и первый урок при изучении темы «Звук [ч"], буква Чч». Этот урок связан с предыдущими уроками, где учащиеся учились распознавать звуки. Учащиеся 1Д класса обучаются по стандартной программе. Класс разноуровневый, есть средние и слабые ученики, поэтому материал урока подобран так, чтобы думали и работали все учащиеся. При планировании урока учитывала знания, умения и навыки полученные учащимися на предыдущих уроках, умение анализировать, сравнивать, группировать, обобщать. Тема: Звук [ ч"] , буква Чч. Цели. Образовательные: познакомить учащихся с согласным звуком [ч"], буквой Чч; сформировать представление о звуке [ч"], как о мягком согласном. Развивающие: развивать фонематический слух, устную речь, расширять словарный запас, развивать внимание, память, мышление. Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать культуру учебного труда. Тип урока: урок изучения нового материала. Изучение нового материала строила через создание проблемной ситуации, используя опорные знания учащихся; звуковой анализ слов, характеристика гласных и согласных, определять звук на слух и обозначать буквой. При работе на уроке использовала форму беседы. Училась говорить грамотно, верно, красиво. Из всего сказанного и выполненного дети выделили и усвоили главное. На каждом этапе урока работала по достижению цели. Использовала различные сочетания форм обучения. Это индивидуальная работа, коллективная и фронтальная. При построении своей работы основывалась на использовании продуктивных методов: поисковой деятельности, исследовательской работы (постановки и решения проблемной ситуации, составления схем). При подведении итогов урока учащиеся выделили то новое, что узнали на уроке. Считаю, что хорошая работоспособность детей в течении всего урока обеспечивалась их интересом к изучаемому материалу, организацией всех этапов урока, с включением момента отдыха с целью снятия напряжения и усталости от урока с переходом к другому виду деятельности. Атмосфера на уроке была доброжелательная, дети слушали и слышали учителя. Время использовала рационально. За урок сделано достаточно много. Интерес учащихся к уроку присутствовал на всех его этапах. Велась работа по формированию их мыслительной деятельности, внимания, умению сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, расширять кругозор, пополнение их словарного запаса. Воспитательную цель реализовала, так как удалось организовать учащихся на работу, создать атмосферу доброжелательности, стимулировать работу учащихся в течении всего урока. Считаю, что задачи урока выполнены. Школа:
Речь устная и письменная, предложение, знаки препинания в
Критери Учащиеся участвуют в целеполагании урока.
Прописывание в воздухе под счет.
Могут находить букву на ленте букв, читать слоги и Здоровье и соблюдение На сегодняшнем уроке за хорошую работу вы можете получить звёздочку. Чем больше звёздочек, тем лучше трудились. А в конце выявим лучшего ученика! Давайте постараемся. Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков
русского языка. Давайте проверим свои знания. Для начала скажите, чем
отличаются звуки от букв? А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я. Скажите, на какие группы делятся все звуки? В изучении нового звука нам помогут картинки. Какой звук второй? В слове “мяч” звук ч в конце слова. Посмотрите на другую картинку. Что это? А какие ещё бывают ручки? Как называются слова, которые имеют несколько значений? Перед нами схемы к словам. Подберите нужную схему к слову “ручка”. А почему не подошла эта схема? Физкультминутка. Давайте немного отдохнём. Встали и повторяем за мной. Ч – напомни этот звук, Как вагончики спешат, Как жалеют малыша, Ч – промчался поезд быстро, А в вагоне едет врач, Хочет врач больным помочь. Очень ждут того врача. Будут рады все врачу. Его встретят горячо. Молодцы, присаживаемся на места. Открываем свои учебники на странице 6–7. Перед нами буква “Чч”. Читаем слоги слияния с буквой “ч”. Как мы слышим звук Ч в этих случаях, может быть кто – то заметил,
что-нибудь необычное? Буква Ч сказала: “Есть!”, Посмотрите на картинку в учебнике, что здесь изображено и почему? А какие разнообразные здесь часы! Читаем текст на странице 7. В своих тетрадях напечатали слово ЧАСЫ и ЧАСИКИ. Составляем к ним схемы. Физкультминутка. А часы идут, идут. А в часах сиди кукушка, Прокукует птичка время, Стрелки движутся по кругу. Повернёмся мы с тобой А часы идут, идут, А, бывает, что спешат, Если их не заведут, А сейчас мы побудем сказочными художниками и распишем красиво букву Ч. Давайте сделаем выставку. Сегодня на уроке все очень хорошо работали, и стоит подвести итоги. У кого одна звёздочка? Что нового мы узнали на уроке? Всё ли понятно? Что было трудно и непонятно? Урок окончен. Всем спасибо! I. Организационный момент Повторение правил поведения учащихся на уроке. II . Повторение. На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные) Как распознать гласные и согласные звуки? Каким цветом мы обозначаем гласные и согласные звуки в звуковой схеме слова? Какие гласные и согласные звуки и буквы мы изучили? б) Чтение по слоговой таблице III . Работа над новым материалом. Загадка: Живет спокойно - не спешит, На всякий случай носит щит: Под ним, не зная страха, Гуляет... (черепаха). Мы ходим ночью, ходим днем, Но никуда мы не уйдем. Мы бьем исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас. (Часы) Фонетическая зарядка . Как чикают ножницы? (Чик-чик-чик,..) IV . Чтение сказки. Запомните слова с ч, которые вам встретятся в сказке. Кто живет в часах. Я знаю, что чайки живут в море, чабаны - в горах, а чайники - на кухне. Черепахи живут в песке, червяки - в земле, а чучело - на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живет в гнезде, сверчок - на чердаке, а в старом чемодане - мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в черном чулане живет какое-то черное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и чихает от сырости. Но вот кто живет в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни развинчивал, ничего; кроме колесиков и винтиков, там нет. Кто же тогда там тикает? Чудеса! (Г. Юдин) V . На что похожа буква Ч Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, Буквы путать нам нельзя. (В. Степанов) Л ногою мяч поддела. Ч поймать его хотела. Ждёт и ждёт. Устала ждать, А мяча все не видать. (А. Шибаев) VI . Работа по учебнику стр.112 Почему букву Ч поместили в прямоугольник зелёного цвета? (Буква может обозначать только мягкий согласный звук) - Назвать по рисункам слова, в которых слышится звук [ч, ], б) Чтение слов в VII . Работа в тетради. а)Печатание буквы Чч б)Написать слова с буквой ч VIII . Чтение учащимися в учебнике стр.113 IX . Работа в прописи №3 стр.21-22 X . Закрепление. Кто больше? Придумайте слова, где звук [ч"] в конце. (Грач, врач, мяч, луч, калач, печь, ночь.) |