Болезни Военный билет Призыв

Бороться или отступить? Шпаргалка для трудных решений. Как сделать трудный выбор

Подборка рассказов о том, как сделать сложный выбор, насколько мы самостоятельны в принятии решений и других открытиях.

В закладки

Психологи доказывают, что принятие решений связано с массой скрытых воздействий и хитрых нюансов. Решения могут принести нам радость в краткосрочной перспективе, но недовольство в долгосрочной. Ряд важных представлений об этом аспекте человеческого поведения есть в лекциях TED, которые представляют результаты фундаментальных исследований в удобоваримой форме. Подборку подготовило издание «Идеономика» на основе материала Business Insider.

Как сделать трудный выбор

Философ Рут Чанг в лекции 2013 года объясняет, что люди часто затрудняются сделать выбор между двумя хорошими вариантами, которые находятся «на одном уровне».

Люди привыкли относиться к трудному выбору как к сложности, но Чанг советует посмотреть на это как на счастливый дар, который гарантирует свободу выбора. Мы можем выбирать, например, жить ли в городе или за городом, есть ли здоровый завтрак или сладкие хлопья.

Вывод: когда предстоит сложный выбор, стоит отмечать это как способ укрепить какой-то аспект своей личности.

Сила страсти и настойчивости

В 2013 году психолог Университета Пенсильвании Анджела Дакворт представила результаты своих исследований мужества - способности продолжать движение, когда в жизни возникают сложности. Дакворт обнаружила, что во многих сферах деятельности твердость характера - это единственный показатель личного и профессионального успеха, даже больший, чем IQ. И лучший способ культивировать мужество - выстраивать «менталитет роста», который позволяет воспринимать обстоятельства гибко, а не жестко.

Вывод: момент, когда появляются сложности, - это отправная точка для успеха, а не повод опускать руки.

Парадокс выбора

В лекции 2005 года психолог Суортмор-колледжа Барри Швартц рассказывал об исследовании, которое утверждает: люди заблуждаются, думая, что им нужен большой выбор, будь то заправка для салата в супермаркете или стили одежды в торговом центре.

На самом деле, масса крошечных выборов в течение дня весьма изматывает. Это называется усталостью от принятия решений и может помешать принять на самом деле важные решения дома или на работе.

Вывод: стоит намеренно ограничивать количество решений и принять, что человек будет доволен своим решением, как только примет его.

Насколько мы самостоятельны в принятии решений?

Поведенческий экономист Дэн Ариели в своей лекции 2009 года говорит, что внешние силы тихонько подталкивают людей к определенным решениям.

Популярный пример - донорство органов. В некоторых странах очень многие люди готовы жертвовать органы свои органы после смерти, в других - очень немногие. Оказывается, дело только в форме составления опросника. Люди просто не очень любят ставить галочки, независимо от того, означает ли это «да» или «нет».

Вывод: можно вывести силу воли за скобки, делая выбор по умолчанию более здоровым. Например, не покупать вредную еду в магазине вместо того, чтобы каждый день бороться с желанием съесть ее в своем кабинете.

Привычки оригинальных мыслителей

Психолог Университета Пенсильвании Адам Грант отмечал в 2016 году, что некоторые оригинальные мыслители строят свое время весьма интересными способами, чтобы достичь максимального творческого потенциала.

В частности, Грант говорит, что людям нужно откладывать свои проекты на некоторое время, чтобы превратить разрозненные идеи в нечто оригинальное. Это откладывание не совсем прокрастинация, потому что оно преднамеренное, но очень близко к ней.

Вывод: в случае с творческой проблемой решение оставить ее и вернуться к ней позже действительно работает.

Опыт против памяти

Психолог Даниэль Канеман в 2010 году говорил о двух способах, которые помогают нам находить счастье в настоящем моменте и в воспоминаниях. Люди должны помнить о каждом из них, пытаясь создать счастье.

Например, согласно исследованиям Канемана, испытывающее «я» в два раза счастливее в двухнедельном отпуске, чем в недельном, но запоминающее «я» - нет, поскольку не формируются новые воспоминания.

Вывод: можно сделать более осознанный выбор, учитывающий оба аспекта, который позволит максимально увеличить радость от обоих.

Каждый из нас оказывался в ситуациях, когда сделать выбор трудно и нет гарантий, что потом вы не пожалеете. Хочется подбросить монетку, предоставить решение судьбе... Но это самообман: ваши сомнения никуда не денутся.

Допустим, вы устроились на новую работу. Поначалу вас все устраивает: просторный офис, симпатичные коллеги, интересные проекты. Кажется, вот оно – то, о чем вы мечтали. Но скоро вы замечаете, что босс любит устраивать всем экзекуцию по мелочам, а «симпатичные» коллеги плетут интриги за спиной. Или другой пример: после нескольких лет совместной жизни ваш партнер вдруг огорошивает вас заявлением «Я не хочу детей». Вы не говорили с ним об этом раньше, и не то чтобы дети были для вас приоритетом... Но теперь, несмотря на всю любовь к нему, вы сомневаетесь. Может, стоит порвать с ним сейчас?

Жизнь нельзя поставить на паузу или сохраниться, как в видеоигре, чтобы проиграть все возможные сценарии. Мы все равно делаем какой-то выбор, даже если избегаем любых действий. Но если мы овладеем искусством принятия сложных решений, мы можем избавить себя от львиной доли сомнений и сожалений.

1. Что бы сделал Капитан Америка?

Сомнения делают нас уязвимыми. Появляются страх, тревоги, уныние. Сами того не понимая, мы перестаем оценивать ситуацию объективно и в конце концов начинаем думать только об одном: только бы это закончилось. Что угодно, любой выход, лишь бы выйти из этого бесконечного круга.

Чтобы этого не произошло, полезно абстрагироваться. Задайте себе вопрос: «А как бы поступил другой человек?» Вы не знаете, нужно ли ему платить по кредиту или оплачивать курсы вождения. Но это и неплохо: лишняя информация создает шум в голове и мешает увидеть ценность каждого варианта.

Чувства – прекрасный помощник в ситуации, когда разум увязает в деталях

Не требуйте от себя того, что вы бы не стали требовать от других. Если вы придерживаетесь двойных стандартов, вы приговариваете себя к мучительным колебаниям в будущем.

2. Отключите мозг, включите чувства

Иногда они мешают: например, в тот раз, когда вы сгоряча нагрубили матери, хотя она просто прокомментировала вашу новую прическу. Но чувства – прекрасный помощник в ситуации, когда разум увязает в деталях и раз за разом проигрывает одни и те же сценарии.

Прислушайтесь к себе. Дождитесь момента, когда гнев утихнет, грусть отступит, стыд притупится. Побудьте со своими ощущениями, попробуйте расшифровать, что они подсказывают вам. Попробуйте назвать свои переживания, оценить их силу. Какие моменты вызывают у вас раздражение? Воодушевление? Злость?

3. Расширьте стандартный список «за» и «против»

Обычно мы составляем списки так: делим страницу на две части – для каждого варианта – и записываем аргументы в пользу одного и другого. Но попробуйте для разнообразия составить отдельный список список «за и против» для каждого варианта.

Может казаться, что аргументы в пользу одного решения автоматически перекочуют в число аргументов против другого. Но часто этот способ выявляет нюансы, которые просто не приходили в голову. Например, аргументы против развода с партнером могут включать в себя ваши чувства к нему, вашу потребность в заботе и поддержке, ваш страх остаться в одиночестве. С другой стороны, составляя список аргументов за развод, вы можете думать скорее о себе: о своих потребностях, которые вы не можете реализовать в этих отношениях, о своих новых требованиях к отношениям, к семье. Даже если вы решите сохранить отношения, этот список может помочь вам лучше разобраться в себе.

4. Прежде чем уйти – поборитесь

А может быть, выбор не стоит так остро? Может, проблемы можно решить, не хлопая дверьми? Например, объяснить начальнику, что чрезмерная регламентация мешает вам сконцентрироваться и сдавать все в срок. Или присмотреться к коллегам: возможно, среди них есть те, кому тоже не по душе атмосфера в коллективе.

А может быть, выбор не стоит так остро? Может, проблемы можно решить, не хлопая дверьми?

Нет ничего страшного в том, чтобы высказать свои пожелания настойчиво, но корректно. Если вы пассивно принимаете то, что с вами происходит, или выходите из себя при малейшем раздражении – возможно, проблема в вас, и вам стоит поработать с самооценкой.

Конечно, не стоит впадать в иллюзии: людей не переделаешь, и всегда есть риск, что к вам не прислушаются. Но по крайней мере вы сможете принять решение с легким сердцем, зная, что испробовали все способы.

5. Представьте, что выбора нет

Возьмем для примера сомнения по поводу работы.

Ваша работа – не самая лучшая на свете. Будь у вас возможность, вы бы нашли что-то еще. Но это единственная работа на земле. Вам придется остаться. Прислушайтесь к себе. Что вы чувствуете – облегчение, сожаление, что-то еще?

Важные решения не даются легко. Поставьте себе срок (день, неделя) и действуйте

Ту же операцию проделайте и с другим вариантом: что, если вас сократили? Вам некуда деваться – нужно снова прочесывать интернет в поисках вакансий и рассылать резюме. Как вы чувствуете себя теперь? Взвесьте свои переживания и используйте их, чтобы принять решение.

6. Возможно, выбор уже сделан

Просто вы не осознали это. Если вы замечаете, что все ваши мысли крутятся вокруг одного варианта и вам досадно упускать его – не обманывайте себя. Делайте то, к чему у вас лежит душа. Лучше делать то, что вы хотите, невзирая на издержки, чем скручиваться кренделем, получив в итоге лишь неудовлетворенность.

Помните: важные решения не даются легко. Не существует волшебных таблеток, которые разблокируют тот участок мозга, где лежат все правильные ответы. Но вместо того, чтобы ходить от стены к стене в беспокойстве, поставьте себе срок (день, неделя) и действуйте.

Об эксперте

– клинический психолог, специалист Центра тревожных расстройств Бостонского университета (США).

Это выступление способно в буквальном смысле изменить вашу жизнь. Кем быть? Разорвать отношения или жениться? Где поселиться? Принятие таких важных решений может быть мучительно трудным. Но это только потому, что мы неправильно к ним подходим, как утверждает философ Рут Чанг. Она предлагает новый эффективный подход, который поможет сформировать наше истинное «я» и подскажет как сделать трудный . Сделайте важный шаг на пути развития личной эффективности.

Подумайте о трудном выборе, предстоящем вам в будущем. Возможно, вы выбираете свою будущую профессию, может быть решаете уехать или остаться, или даже выбираете между потенциальными супругами. Или это может быть решение о том, заводить ли детей, перевезти ли к себе слабых здоровьем родителей, воспитать ли ребёнка в религии, почитаемой вашим партнёром, но безразличной вам.

Скорее всего, этот трудный выбор - что-то большое и важное, что-то, что много значит для вас. Принятие трудных решений всегда мучительно, болезненно, аж до зубовного скрежета.

Трудным выбор становится из-за соотношения альтернатив. Если выбирать легко, значит один вариант лучше другого. При сложном выборе один вариант лучше в одном отношении, другой вариант - в другом, но ни один из них не превосходит другой в общем и целом.

На протяжении всей нашей жизни нам приходится выбирать!

Жить в городе или деревне? Стать адвокатом или художником? С кем строить отношения? Оставить все как есть либо решиться на перемены?

Бывают несложные ситуации, такие как решение чем позавтракать сегодня утром, каким способом добраться до магазина, или какую подобрать себе новую одежду. Но часто приходится сталкиваться с решением, которое по-настоящему сможет изменить вашу жизнь, которое, как кажется, может коренным образом ее перевернуть, сделав комфортнее либо приблизив к желаемым целям. И тогда, вероятнее всего, нас охватывает страх. Страх сделать ошибку, страх свернуть не туда. Кажется, что отдал бы все за стоящий совет от кого угодно, и неважно будет это сам Господь Бог или Google.

И все же есть что-то общее в простом и сложном выборе. Таком, как съесть мюсли или бифштекс на завтрак, или сделать предложение о женитьбе либо порвать с человеком окончательно.

Во-первых, любой выбор имеет три стороны соприкосновения. Первое лучше второго, первое хуже второго, либо два варианта одинаково хороши. Люди, в своем большинстве, склонны воспринимать варианты с «математической» точки зрения, пытаясь учесть все плюсы и минусы: первое тяжелее второго, к этому нужно приложить больше усилий, чем к другому, финансово предпочтительнее первое и т.д. Или же у той и другой машины схожие объемы двигателя и год выпуска, что может послужить их сопоставимостью.

И это варианты, скорее, простого выбора. Забираешь то, что подходит больше либо подбрасываешь монетку и берешь любой, так как они равны.

Но простой выбор – это плохо. Что могло бы происходить, если бы все знали что ему стоит выбирать?

Мы бы ели полезную овсянку отказываясь от аппетитного кекса, шли бы работать банкирами, не думая о карьере актера, ходили бы пешком, отмахнувшись от езды на автомобиле. Все это конечно условно, но никто не стоял бы перед такими мучительными тяготами выбора, не зная как ему поступить завтра. Не было бы тех удивительных открытий, того положительного заряда от воплощения желаемого.

Таким образом, во всей этой теории появляется четвертый важнейший аспект – НЕСОПОСТАВИМОСТЬ.

Некоторые вещи и действия просто нельзя сравнить по значимости или влиянию. Мы можем бесконечно сравнивать карьеру философа и инженера, не полагаясь на собственные желания и внутренний голос. Именно фактор несопоставимости, позволяет поступать нам исходя из собственных убеждений, выбирать близкие нам по духу течения, доказывать другим невозможное… Идти к своей мечте.

Принятие собственного решения – это сложный, но и одновременно такой важный шаг в становлении каждого человека, в его праве человеком быть. И дело даже не в том, какой из вариантов будет правильнее или лучше, ошибочнее либо труднее. Дело в том, что каждое принятое решение сделает нас целостнее, и даст нам материал для построения собственного Я. Только мы знаем чего хотим! Далеко ходить не надо, заглядываем внутрь себя. И лишь исходя из того о каком мечтаем будущем, принимаем решения, как ступени собственной жизни…

то делать, если вы руководитель и перед вами стоит сложный выбор? Помните, как в сказке: казнить нельзя помиловать, уволить нельзя оставить, и непонятно, где ставить запятую. В этой статье мы расскажем о нескольких способах принять правильное решение. Это поможет не только бизнесменам, но и обычным людям, попавшим в сложную ситуацию.

Если вы попали в западню

Обычно принятие трудного решения бывает необходимо в сложной жизненной ситуации. Стресс влияет на человека по-разному: кто-то замыкается в себе, кто-то тревожится и не спит ночами, кто-то истерит и срывается на близких. Неизменным остается одно: человек словно попадает в ловушку собственной психики, зачастую он не способен самостоятельно сделать выбор и действует под влиянием эмоций или близкого окружения. Время показывает, что импульсивные и непродуманные решения являются неэффективными и способны загубить ваш бизнес, карьеру, ваши отношения, в конце концов. Помните: все серьезные решения принимаются с холодной головой. Поэтому перед тем, как использовать на практике описанные ниже методы, сделайте вот что: выключите сердце и включите голову. Мы подскажем, как.

Есть несколько способов усмирить эмоции:

  • краткосрочный — правильно подышите. Сделайте 10 глубоких медленных вздохов — это поможет вам успокоиться;
  • среднесрочный — представьте, что в такую ситуацию попал ваш друг и спрашивает у вас совета. Что вы ему скажете? Наверняка отбросите все эмоции и постараетесь взглянуть на ситуацию отстраненно, объективно. Вот и попробуйте;
  • долгосрочный — возьмите тайм-аут. Просто отпустите ситуацию на время, займитесь другими делами, а спустя неделю или месяц вернитесь к ней. Так вы убьете двух зайцев: во-первых, отсечете импульсивные решения и не будете рубить сплеча. А во-вторых, нужное решение само созреет в вашей голове, как спелый плод — нужно только дать ему время.

Теперь, когда эмоции больше не влияют на ваш выбор, поговорим о восьми надежных методах принятия решения.

1. Метод плюсов и минусов

Воспользуйтесь старым добрым способом: возьмите лист бумаги и ручку, расчертите лист надвое. В левом столбце напишите все плюсы выбранного решения, в правом — соответственно, минусы. Не ограничивайтесь несколькими позициями: в списке должно быть по 15-20 пунктов. Затем подсчитайте, чего будет больше. Профит!

Суть метод а: даже если бесконечно прокручивать плюсы и минусы в голове, полной картины вы вряд ли увидите. Психологи советуют составлять письменные списки: это помогает упорядочить накопленную информацию, визуально увидеть соотношение плюсов и минусов и сделать вывод, основанный на чистой математике. Почему бы и нет?

2. Заводите себе привычки

Этот метод подходит, если вам сложно сделать выбор в бытовых вопросах. Например, повышать зарплату новому сотруднику или пока не стоит, ставить на сайт или другой компании. Что съесть на ужин, в конце концов, картошку фри или рыбу с овощами. Трудное решение, конечно, но все же не вопрос жизни и смерти. В этом случае полезно сознательно завести себе привычки и в дальнейшем следовать им. Например, введите железное правило: повышать зарплату работникам только по прошествии полугода работы в вашей компании. Покупать канцелярскую продукцию исключительно в фирме “Скрепка” — у них дешевле. Есть на ужин легкие и полезные блюда — сами вскоре спасибо скажете. Ну, с обратным звонком вы поняли, да.

Суть метода : следуя привычкам, вы будете принимать несложные решения на автомате, избавляя себя от ненужных раздумий, не тратя драгоценное время на ерунду. Зато потом, когда нужно сделать по-настоящему ответственный и важный выбор, вы будете во всеоружии.

3. Метод «Если - то»

Этот метод подходит для разруливания текущих проблем в бизнесе, коллективе, личной жизни. Например, ваш сотрудник невежливо разговаривает с клиентами и не реагирует на замечания. Вопрос: сразу уволить его или пытаться перевоспитать? Попробуйте воспользоваться приемом “если — то”. Скажите себе: если он еще раз позволит себе некорректное обращение с клиентом, вы лишите его премии. Если инцидент повторится — уволите.

Суть метода: как и в первом случае, это создание условных границ, в рамках которых вы и будете действовать. С души сразу свалится груз, и жить станет значительно легче. А самое главное — не придется тратить время на размышления и думы о судьбе нерадивого работника.

Его придумала известный американский журналист Сьюзи Уэлч. Правило таково: прежде чем принять трудное решение, остановитесь и ответьте на три вопроса:

  • что вы будете думать об этом спустя 10 минут;
  • как вы отнесетесь к своему выбору через 10 месяцев;
  • а что скажете через 10 лет?

Приведем пример. Возьмем молодого мужчину, который работает менеджером, работу не любит, но терпит, потому что деньги-то нужны. Мечтает уволиться, взять кредит и открыть свое дело — небольшой паб, но при этом отчаянно боится прогореть и потерять все, что имеет. В общем, классический случай, когда синицу в руках предпочитают журавлю в небе.

Нашему герою сложно сделать первый шаг — уволиться с ненавистной работы. Допустим, он делает это. Через десять минут он вряд ли успеет пожалеть о принятом решении. Через 10 месяцев он уже успеет взять в аренду помещение, оборудовать паб и принимать клиентов. А если не получится — уж работу менеджера он найдет в любом случае — так о чем жалеть? Ну а через 10 лет этот выбор вряд ли будет иметь вообще какое-то значение: или бизнес будет продолжаться, или наш герой будет работать на другом месте — одно из двух. Получается, если следовать правилу 10/10/10, принять решение уже не становится такой сложной задачей, ведь человек ясно представляет, что ждет его в дальнейшем.

Суть метода : при принятии трудного решения нас, как правило, обуревают эмоции: страх, тревога, или наоборот, радость и возбуждение. Человек чувствует это прямо здесь и сейчас, чувства заслоняют перед ним перспективы будущего. Помните, как у Есенина: “лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянье”. Пока будущее представляется туманным и расплывчатым, выбор решения будет откладываться снова и снова. Составляя конкретные планы, представляя в деталях свои эмоции, человек рационализирует проблему и перестает пугаться неизвестного — ведь оно становится простым и понятным.

Читайте также: Три реальных истории.

5. Решайте в течение 15 минут

Как это ни парадоксально, но за 15 минут следует принимать самые важные, стратегические решения. Знакомая ситуация: в компании возникла серьезная проблема, которая требует немедленных действий, но суть в том, что правильного решения никто не знает. Например, конкуренты сделали гадость, и непонятно, что делать: ответить тем же или достойно выйти из ситуации. Или кризис ударил по вашей компании, и вы в замешательстве: переезжать в менее престижное место или сократить с десяток работников. Как тут сделать правильный выбор, да и есть ли он? И вы начинаете тянуть, не в силах принять решение, в надежде на то, что все само собой рассосется.

Если вы не знаете, какое решение верное — просто представьте, что правильного ответа в этой жизненной задачке нет. Дайте себе 15 минут и примите любое, вот абсолютно любое решение. Да, с первого взгляда это может показаться бредом. А как же планирование, а как же тестирование и проверка решений? Ок-ок, если вы можете быстро и с минимумом вложений проверить правильность решения — проверьте. Если для этого нужны месяцы времени и миллионы рублей — лучше откажитесь от этой идеи и сразу засекайте время.

Суть метода : стоит ли говорить, что если тянуть время, ничего не решается: кризисы не проходят, цена за аренду не снижаются, а конкуренты становятся еще зубастее. Одно непринятое решение тянет за собой другие, бизнес провисает и становится неэффективным. Как говорится, лучше сделать, чем пожалеть, чем не сделать и пожалеть.

6. Не ограничивайтесь узкими рамками

То самое, о чем мы писали в начале. Казнить или помиловать, покупать машину или нет, расширяться или подождать лучших времен. Одно из двух, пан или пропал, эх, была не была! Но кто сказал, что проблема имеет только два решения? Выбирайтесь из узких рамок, попробуйте взглянуть на ситуацию шире. Не обязательно организовывать масштабное расширение производства — достаточно запустить пару новых позиций. Вместо дорогого авто можно приобрести более скромный вариант, к проштрафившемуся сотруднику применить на первый раз меры дисциплинарного взыскания.

Суть метода : когда вариантов решения только два, больше шанс выбрать верное решение, и многие сознательно упрощают себе жизнь, деля ситуацию на да и нет, черное и белое. Но жизнь намного многообразнее: не бойтесь взглянуть ей в глаза и принять все возможные варианты. Решением может стать компромисс, отказ от обеих крайностей в пользу третьего, совершенно неожиданного решения или удачное совмещение двух вариантов. Так часто бывает, когда владелец небольшого бизнеса не может определиться, что ему делать: сидеть на телефоне, развозить заказы или заниматься только управленческой деятельностью. Начните совмещать — а потом увидите, что получается лучше всего. Это и будет оптимальным решением проблемы.