Болезни Военный билет Призыв

Бомбардировки союзников во второй мировой войне. Бомбардировка Лондона: начало авиационного террора. Зачем сша и британия уничтожали дрезден

Миф стратегических бомбардировок Германии англо-американской авиацией

Главные мифы англо-американских стратегических бомбардировок Германии в 1943–1945 годах заключаются в том, что они сыграли решающую роль в крахе германского сопротивления во Второй мировой войне. Этот тезис активно распространялся в годы войны американской и британской пропагандой, а в послевоенные годы получил распространение в англо-американской историографии. Противоположный и столь же мифологический тезис укрепился в советской историографии, утверждавшей, что англо-американские бомбардировки Германии лишь в незначительной степени уменьшили ее военно-экономический потенциал.

В январе 1943 года на Касабланкской конференции Рузвельт и Черчилль приняли решение начать стратегические бомбардировки Германии совместными англо-американскими силами. Целями бомбардировок должны были стать как объекты военной промышленности, так и города Германии. Операция получила кодовое название «Пойнт-бланк». До этого налеты британской авиации на города Германии имели больше моральное, чем стратегическое значение. Теперь основные надежды возлагались на американские четырехмоторные стратегические бомбардировщики Б-17 «Летающая крепость». Первоначально в качестве приоритетных целей были определены немецкие авиазаводы, а также заводы по производству двигателей и шарикоподшипников. Однако 17 апреля 1943 года попытка атаковать 115 бомбардировщиками завод «Фокке-Вульф» возле Бремена закончилась неудачей. 16 самолетов было сбито и 48 повреждено. Поскольку основные авиазаводы находились на юге Германии, туда бомбардировщики вынуждены были летать без сопровождения истребителей. Это делало дневные налеты слишком рискованными из-за недостаточного истребительного прикрытия, а при ночных налетах исключалось прицельное бомбометание. Налет на Швайнфурт, где был завод, производивший почти 100 % германских шарикоподшипников, и на центр авиапромышленности Регенсбург в Баварии 17 августа 1943 года привел к потере 60 Б-17 из 377 и 5 истребителей «спитфайер» и Р-47 «тандерболт». Люфтваффе потеряли 27 истребителей Me-109, Me-110 и ФВ-190. Было убито около 200 гражданских лиц.

Вторая атака Швайнфурта 14 октября 1943 года привела кеще более плачевным результатам. Из 291 Б-17 было потеряно 77. Еще 122 машины были повреждены. Из 2900 членов экипажей 594 пропали без вести, 5 были убиты и 43 ранены. После этого бомбардировки целей в глубине территории Германии были отложены до появления эскортных истребителей, которые могли бы сопровождать бомбардировщики на всем пути от аэродрома до цели и обратно.

11 января 1944 года при атаке Ошерслебена, Хальберштадта и Брауншвейга было безвозвратно потеряно 60 «Летающих крепостей».

Третий налет на Швайнфурт 24 февраля 1944 года оказался успешным. Благодаря эскорту истребителей «Р-51 Мустанг» и Р-47 «Тандерболт» с подвесными баками было потеряно только 11 из 231 Б-17, участвовавших в налете. «Мустанги» были в состоянии совершать полеты до Берлина и обратно. Налет на Швайнфурт был частью воздушного сражения над Германией, впоследствии получившего название «Большая неделя» и продолжавшегося с 20 по 25 февраля. В ходе него англо-американские ВВС, атаковавшие объекты авиапромышленности, потеряли 378 бомбардировщиков и 28 истребителей, а Люфтваффе лишились 355 истребителей и около сотни пилотов. Этот урон заставил немцев резко увеличить выпуск истребителей. Отныне они не могли господствовать даже в небе над Германией. Это гарантировало успех союзного вторжения во Францию. С конца апреля 1944 года театр военных действий был перенесен во Францию и бомбардировки были направлены на выведение из строя транспортной инфраструктуры, чтобы затруднить переброску немецких подкреплений. В результате налетов общая производительность заводов синтетического горючего с апреля по июль снизилась со 180 тыс. т до 9 тыс. т в месяц. Несмотря на то что для восстановления этих предприятий было специально выделено 200 тыс. рабочих, производительность и в августе составляла всего 40 тыс. т в месяц, и этот уровень уже не был повышен до конца войны. Также вследствие налетов в 6 раз снизилось производство синтетического каучука.

Стратегические бомбардировки возобновились в полном объеме в сентябре 1944 года и теперь были сосредоточены на заводах по производству синтетического горючего и транспортной инфраструктуре. В результате производство горючего резко снизилось, и уже с сентября 1944 года германская армия и Люфтваффе сидели на голодном пайке. Теперь уже германская ПВО мало что могла противопоставить англо-американским бомбардировкам. С конца 1944 года, из-за истощения запасов синтетического горючего, германские самолеты уже очень редко поднимались в воздух. Производство вооружений в Германии росло вплоть до сентября 1944 года, а затем стало снижаться из-за воздействия стратегических бомбардировок. А в 1944 году Люфтваффе потребляли 92 % синтетического бензина и только 8 % обычного, а в сухопутной армии доля синтетического горючего составляла 57 %. К тому моменту, когда англо-американские войска окружили и заняли в марте 1944 года Рур, его промышленность была практически парализована из-за разрушения транспортной инфраструктуры.

Когда выяснилось, что надолго вывести из строя авиазаводы и другие ключевые промышленные объекты Германии с помощью воздушных бомбардировок не удается, англо-американское командование решило перейти к бомбардировкам по площадям (так называемым «ковровым бомбардировкам») крупных городов, чтобы подорвать моральный дух германского населения и армии. Серия таких бомбардировок обрушилась на Гамбург в период с 25 июля по 3 августа 1943 года. Погибло более 50 тыс. человек, около 200 тыс. было ранено. Такое большое число жертв было связано с тем, что в городе возник огненный смерч. «Ковровым бомбардировкам» подверглись также Берлин, Кёльн, Дортмунд, Дюссельдорф, Нюрнберг и другие города.

«Ковровые бомбардировки» также продолжались почти до конца войны. Самой масштабной была бомбардировка Дрездена 23–25 февраля 1945 года. Тогда погибло не менее 25 тыс. человек. Есть и более высокие оценки - до 135 тыс. погибших. В городе могли погибнуть многие из примерно 200 тыс. беженцев, точного учета которых не было.

Последний налет «Летающих крепостей» был произведен 25 апреля 1945 года. В дальнейшем из-за отсутствия целей в связи с занятием войсками союзников всех крупных городов Германии стратегические бомбардировки были прекращены.

Всего жертвами бомбардировок Германии в границах 1937 года стали 593 тыс. человек, в том числе около 32 тыс. военнопленных. В Австрии и Судетской области погибло около 42 тыс. человек. Около полумиллиона человек было ранено. Во Франции жертвами англо-американских бомбардировок стали 59 тыс. убитых и раненых. В Англии - 60,5 тыс. человек погибли в результате германских бомбардировок и обстрелов ракетами Фау-1 и Фау-2.

В целом стратегические бомбардировки немецких городов не сыграли решающей роли в исходе войны, но нельзя не признать, что их роль была значительна. Они существенно замедлили рост германской военной промышленности, заставляли немцев тратить значительные ресурсы на восстановление разрушенных заводов и городов. В последние полгода войны, благодаря постоянному разрушению основных заводов по производству синтетического горючего, практически были прикованы к земле Люфтваффе, что, возможно, на несколько месяцев приблизило победу над Германией.

Из книги Ракеты и люди. Горячие дни холодной войны автора Черток Борис Евсеевич

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

Глава VI ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГЕРМАНИИ ОТ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИМПЕРИИ ДО ОБОСТРЕНИЯ АНГЛО-ГЕРМАНСКОГО

Из книги Завтра была война. 22 декабря 201… года. Ахиллесова пята России автора Осинцев Евгений

Стратегические воздушные корабли: что с нашей Дальней авиацией? Осталось нам, читатель, рассмотреть третий компонент русских СЯС - Дальнюю авиацию.Сложный, но великолепный инструмент! Дальний ракетоносец, поднятый в воздух загодя, не накроешь никаким «Томагавком». Да и

Из книги Все мифы о Второй мировой. «Неизвестная война» автора Соколов Борис Вадимович

Миф стратегических бомбардировок Германии англо-американской авиацией Главные мифы англо-американских стратегических бомбардировок Германии в 1943–1945 годах заключаются в том, что они сыграли решающую роль в крахе германского сопротивления во Второй мировой войне. Этот

Из книги На пути к победе автора Мартиросян Арсен Беникович

Миф № 22. Варварская бомбардировка Дрездена англо-американской авиацией 13–15 февраля 1945 года была осуществлена в соответствии с личной просьбой Сталина Речь идёт о самой варварской, не вызывавшейся никакой военной необходимостью, до остервенения жестокой бомбардировке

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Глава VI Основные черты социально-экономического и политического развития Германии от объединения империи до обострения англо-германского соперничества 1871–1904 гг Некоторым германским историкам и публицистам, которые пытаются набросать картину сорокасемилетней

Из книги Тегеран 1943 автора

Англо-американский план расчленения Германии От тегеранской встречи до победы над гитлеровской Германией было ещё очень далеко. Советским армиям предстояло в тяжёлых боях пройти сотни километров, форсировать крупные водные рубежи, взять штурмом множество городов. И

Из книги Наполеоновские войны автора

Александр I и поиск стратегических истин Трудно сказать, в какой степени эти события повлияли на Александра I. Одно несомненно, что по его взглядам на армию и на войну был нанесен очередной большой удар. Он с юности мечтал о военных подвигах, и ему хотелось, блестая

Из книги Курская битва: хроника, факты, люди. Книга 2 автора Жилин Виталий Александрович

Влияние бомбардировки немецких городов англо-американской авиацией на настроения на фронте и в тылу Неудачи немцев на Восточном фронте дополняются еще непрерывными воздушными налетами на немецкие города. Разрушения и жертвы в результате бомбардировок вызывают страх и

Из книги Вторжение 1944 года. Высадка союзников в Нормандии глазами генерала Третьего рейха автора Шпейдель Ганс

Проблема стратегических резервов Стратегическим принципом, которым руководствовались немцы в проведении боевых операций на Западном фронте, была жесткая оборона побережья любой ценой. Единственный танковый корпус из шести дивизий находился в распоряжении в качестве

Из книги Тегеран 1943. На конференции Большой тройки и в кулуарах автора Бережков Валентин Михайлович

АНГЛО-АМЕРИКАНСКИЙ ПЛАН РАСЧЛЕНЕНИЯ ГЕРМАНИИ От тегеранской встречи до победы над гитлеровской Германией было ещё очень далеко. Советским армиям предстояло в тяжёлых боях пройти сотни километров, форсировать крупные водные рубежи, взять штурмом множество городов. И

Из книги Военно-экономический фактор в Сталинградском сражении и Курской битве автора Миренков Анатолий Иванович

Формирование стратегических резервов и перевооружение войск Имея необходимую военно-экономическую основу, ГКО направляет усилия на ускоренное формирование боевых резервов.В военном деле с древнейших времен под резервами понимались людские и материальные ресурсы.

Из книги Все сражения русской армии 1804?1814. Россия против Наполеона автора Безотосный Виктор Михайлович

Александр I и поиск стратегических истин Трудно сказать, в какой степени эти события повлияли на Александра I. Одно несомненно, что по его взглядам на армию и на войну был нанесен очередной большой удар. Он с юности мечтал о военных подвигах, и ему хотелось, блистая

Из книги История Советского Союза: Том 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941 - 1964 гг. автора Боффа Джузеппе

Столкновение стратегических концепций К концу лета обстановка на фронтах оставалась трагической для Советского Союза. Но недоуменные вопросы вставали и перед немцами. Германские военные сводки звучали сплошь как победные фанфары. Действительность, однако, не давала

Из книги В поисках «Американской мечты» - Избранные эссе автора Лаперуз Стивен

Из книги Кровавый век автора Попович Мирослав Владимирович

В ночь на 25 августа 1940 года десять немецких самолетов сбившись с курса по ошибке сбросили бомбы на окраину Лондона. Англичане ответили оперативно.Первый авиационный рейд на Берлин состоялся в ночь с 25 на 26 августа 1940 г . На город было сброшено 22 тонны бомб. До 7 сентября было произведено всего семь налетов на немецкую столицу. Каждый из тех ночных рейдов был отражен в официальных докладах Верховного командования вермахта. Немецкий средний бомбардировщик Ю-88.

26 августа 1940 г.: «Прошлой ночью самолеты противника впервые появились над Берлином. На пригороды были сброшены бомбы». 29 августа 1940 г.: «Прошлой ночью британские самолеты систематически атаковали жилые кварталы столицы рейха… Были сброшены фугасные и зажигательные бомбы. Погибло много гражданских лиц. Имели место случаи пожаров, причинен материальный ущерб». 31 августа 1940 г.: «Ночью британские самолеты продолжили атаки на Берлин и другие цели на территории рейха. Несколько бомб упали в центре города и в рабочих кварталах». 1 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью британская авиация атаковала Рурскую область и Берлин. Были сброшены бомбы. Причиненный ущерб не является существенным, ни один из военных объектов не пострадал». 2 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью самолеты противника снова предприняли попытку атаковать Берлин». 5 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью британские самолеты вновь вторглись на территорию рейха. Плотным огнем зенитной артиллерии попытка атаковать столицу рейха была отражена. Противнику удалось сбросить бомбы на город всего на двух участках». 7 сентября 1940 г.: «Прошлой ночью вражеские самолеты вновь атаковали столицу рейха. Было произведено массированное бомбометание на невоенные цели в центре города, что привело к жертвам среди мирного населения и материальному ущербу. Авиация люфтваффе также начала налеты на Лондон крупными силами. Прошлой ночью атаке подверглись доки в Восточном Лондоне с применением фугасных и зажигательных бомб. Начались пожары. Огонь наблюдался в доках, а также в районе нефтехранилища в Темзхейвене». После этого бомбовая война против столиц противоборствующих сторон стала набирать обороты. Теперь она велась сама по себе. «Блиц» на Лондон был объявлен актом возмездия за налеты на Берлин. Он начался в ночь с 6 на 7 сентября 1940 г., то есть через пять месяцев после начала неограниченной бомбовой войны и через две недели после сброса на Берлин первых бомб. Налеты продолжались непрерывно до 13 ноября 1940 г. силами от 100 до 150 средних бомбардировщиков.Самые масштабные бомбардировки Лондона состоялись 7 сентября, когда более 300 бомбардировщиков атаковало вечером и еще 250 - ночью. К утру 8 сентября 430 жителей Лондона было убито, а люфтваффе выпустило пресс-релиз в котором заявило что свыше тысячи тонн бомб было сброшено на Лондон в течение 24 часов.
Неповрежденный купол собора святого Павла в клубах дыма и огня от окружающих зданий во время бомбардировки немецкими самолетами Лондона 29 декабря 1940 года. (AP Photo/U.S. Office of War Information).Эту фотографию иногда называют символом сопротивления Лондона -Лондон выстоял.

Вообще-то обе стороны оказались не готовы к проведению стратегических бомбежек. Когда война началась в 1939, Королевские ВВС имели всего 488 бомбардировщиков всех типов, в основном устаревших, из которых только около 60 было новых Виккерсов: большая часть остальных не обладала достаточной дальностью для нанесения ударов даже по Руру (не говоря уже о Берлине), имела незначительное вооружение, и не могла нести существенной бомбовой нагрузки. Не было эффективных прицелов для бомбометания, очень мало бомб которые могли причинить существенный ущерб противнику, и даже такие очевидные вещи как карты Европы для определения курса до цели и обратно, были в большом дефиците. Более того, сложность наведения бомбардировщиков, ночью, на больших дистанциях для точной атаки небольших целей была очень сильно недооценена.

Виккерс Веллингтон - британский двухмоторный бомбардировщик, широко использовался в первые два года войны.

Германия к тому времени отказалась от планов по производству стратегических бомбардировщиков. С учётом того, что немецкие технические ресурсы были уже в значительной степени задействованы для удовлетворения других потребностей, доктрина люфтваффе предполагала активную поддержку армии, и с учетом практического опыта Испании, немецкое командование концентрировалось на применении тактических бомбардировщиков как воздушной артиллерии для поддержки армейских операций, и истребителей как средства защиты бомбардировщиков от истребителей противника. До начала стратегических бомбежек никто не задумался над созданием дальнего истребителя, который мог бы совершать прикрытие бомбардировщиков в их рейдах в глубь территории врага.

Немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 над доками Лондона.

По британским данным, первый налет на Берлин был выполнен силами 3 скоростных бомбардировщиков в дневное время. Однако официальный отчет по результатам рейда отсутствует. По слухам, его целью было поиздеваться над Герингом, который в тот раз должен был выступить с обращением перед массовой аудиторией. В связи с налетом речь Геринга была задержана на один час. Вплоть до конца 1940 г. было осуществлено еще 27 ночных налетов на Берлин. Самый крупный из них состоялся в сентябре, когда курс на Берлин взяли 656 английских бомбардировщиков, хотя, конечно, не все они вышли к цели. После этого наблюдается тенденция к уменьшению числа бомбардировщиков, задействованных в таких налетах. В декабре в атаках на Берлин принимали участие всего 289 машин, затем в рейдах английской авиации наступила пауза. В воздушных рейдах на немецкую столицу участвовали в основном самолеты типа «Веллингтон» и «Хемпден», максимальный радиус действия которых позволял им лишь долететь до Берлина и обратно. При сильном встречном ветре самолеты не могли достичь цели, и им приходилось ложиться на обратный курс. Если же пилоты ошибались в расчетах, они вынуждены были порой сажать машины в море. Поскольку в то время еще не было надежного устройства прицеливания для бомбардировщиков, которое позволяло бы уверенно поражать отдельную цель в темное время суток, число попаданий по сравнению с промахами было незначительным. Главными целями английских самолетов было здание имперского министерства авиации, а также железнодорожные станции. Несмотря на все усилия летчиков Королевских ВВС, результаты налетов были мизерными. В сентябре 1940 г. на Южную Англию было сброшено 7320 тонн бомб, в том числе 6224 тонны было сброшено на Лондон. В то же время на территорию Германии, включая Берлин, упало всего 390 тонн бомб. Так называемый рейд возмездия на Берлин в ночь с 23 на 24 сентября 1940 г., выполненный силами 199 бомбардировщиков, оказался более эффективным, чем обычно, хотя в результате плохих метеоусловий до цели долетели всего 84 машины. С этого времени жители Берлина начали ощущать над собой постоянную угрозу. В связи с тем, что на тот период пришлось большое количество дипломатических визитов в столицу Германии, рейды проводились в основном в ночное время. Из воспоминаний министра иностранных дел Испании Серано Суньера мы знаем, что во время его визита в Берлин ему приходилось почти каждую ночь проводить в подвале гостиницы «Адлон». Похоже, что это неприятное обстоятельство очень повлияло на принятые впоследствии политические решения. Суньер пишет: «Гражданская оборона в тылу была налажена так же четко, как и ПВО на фронте. Благодаря этому немецкий народ вряд ли сознавал, насколько ужасна война. Организация явно позволяла предотвратить угрозу. Бомбовая война в те дни велась почти без жертв, но от такой ее более мягкой формы гражданскому населению в дальнейшем было труднее выстоять в последующих событиях».

Встреча Молотова на вокзале в Берлине, ноябрь 1940г.

Министр иностранных дел Германии тоже был весьма раздражен тем, что ему приходилось вести важные политические переговоры со своим иностранным коллегой в обстановке, когда беседа прерывалась оглушительными бомбовыми разрывами. Раздражение росло и оттого, что совсем недавно он уверенно провозгласил, что война была уже почти выиграна. Во время переговоров Молотова в Берлине, он не преминул вставить шпильку своему немецкому коллеге по поводу английских бомбардировок имевших место во время официальных бесед. Официальные отчеты за период с 1 сентября 1939 г. по 30 сентября 1940 г. дают такую картину жертвам и разрушениям, причиненным Берлину: 515 погибших и примерно вдвое большее количество раненых, 1617 полностью разрушенных и 11 477 серьезно пострадавших зданий. Согласно зимней директиве британского командования бомбардировочной авиации, вышедшей в конце октября 1940 г., Берлин стоит на пятом месте в списке главных целей для Королевских ВВС сразу же за заводами по производству горючего, судостроительными предприятиями, объектами транспортной сети и постановкой мин. Там же говорилось, что при осуществлении ударов по городам следует искать цели как можно ближе к жилым кварталам с целью причинения противнику максимального материального ущерба и одновременно демонстрации врагу мощи Королевских ВВС. В январе 1941 г. в налетах на Берлин участвовало всего 195 самолетов, и после этого бомбовые удары по двум вражеским столицам на время прекратились. В январе-феврале 1941 года погода была очень плохой для полетов. В марте активность возросла и главной целью теперь были порты и гавани. Затем наступила последняя и самая тяжелая стадия ночных бомбежек. В апреле и мае налетам снова подвергся Ковентри, затем Портсмут и Ливерпуль. И покой Лондона также был нарушен. Затем прозвучал последний ужасный аккорд мрачной симфонии: 10 мая, в годовщину немецкого наступления на Западе, Лондон подвергся мощному налету. Возникли 2000 пожаров, и были разрушены 150 водопроводных магистралей. Были сильно повреждены пять доков, 3 тысячи человек погибли или были ранены. В ходе этого налета получила попадания и была сильно повреждена Палата Общин (нижняя палата британского парламента).
Улица Лондона, разрушенная авиабомбежками.

Фактически это был конец, потом в Лондоне стало тихо и сирены больше не разрывали ночи своими воплями. Однако это была угрожающая тишина и многие в Англии опасались, что она указывала на некую новую дьявольскую затею. Они были правы, но на сей раз она была направлена не против Англии. За год воздушной войны Великобритания потеряла в ходе бомбежек 43 тысячи человек убитыми и 50 тысяч тяжело раненными.Но после этого задачи Королевских ВВС коренным образом изменились - от обороны английская авиация перешла к нападению. На берегах Ла-Манша остались только две истребительные эскадры люфтваффе, большинство истребителей и бомбардировщиков были сосредоточены на Востоке. Налеты на Берлин во второй половине 1941 года участились.

С 8 августа по начало сентября бомбардировки Берлина проводились советской авиацией дальнего действия. 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота под командованием полковника Преображенского Е. Н. был отдан личный приказ Сталина: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Командование операцией было поручено Жаворонкову С. Ф., ответственным за исход назначен Кузнецов Н. Г.
Для нанесения удара планировалось использовать дальние бомбардировщики ДБ-3, ДБ-ЗФ (Ил-4), а также новые ТБ-7 и Ер-2 ВВС и ВВС ВМФ, которые с учётом предельного радиуса действия могли достать до Берлина и вернуться обратно. Учитывая дальность полёта (около 900 км в одну сторону, 1765 км в обе стороны, из них над морем 1400 км) и мощную ПВО противника, успех операции был возможен лишь при выполнении нескольких условий: полёт необходимо было осуществлять на большой высоте, возвращаться назад по прямому курсу и иметь на борту лишь одну 500-кг бомбу или две бомбы по 250 кг. 2 августа из Кронштадта в условиях повышенной секретности и под сильной охраной вышел морской караван, состоящий из тральщиков и самоходных барж с запасом бомб и авиационного топлива, стальных пластин для удлинения взлётно-посадочной полосы, двумя тракторами, бульдозером, трамбовочным асфальтовым катком, камбузным хозяйством и койками для лётного и технического состава особой ударной группы. Пройдя через заминированный Финский залив и зайдя в уже осаждённый немцами Таллин, утром 3 августа караван подошёл к причалам острова Эзель и выгрузил груз.

Пе-8 (ТБ-7) - советский бомбардировщик.

В ночь на 3 августа с аэродрома Кагул был осуществлён пробный полёт - несколько экипажей, имея запас горючего до Берлина и полный боекомплект, слетали на разведку погоды и сбросили бомбы на Свинемюнде.
4 августа особая ударная группа перелетела на расположенный на острове аэродром Кагул. С 4 по 7 августа производилась подготовка к полёту, бытовое устройство лётного и техсостава, удлинение взлётно-посадочной полосы.
В ночь на 6 августа 5 экипажей отправились в разведывательный полёт на Берлин. Было установлено: зенитная оборона расположена кольцом вокруг города в радиусе 100 км и имеет много прожекторов, способных действовать на расстоянии до 6 000 м. Вечером 6 августа экипажи первой группы бомбардировщиков получили боевую задачу.В 21.00 7 августа с аэродрома Кагул на острове Эзель поднялась особая ударная группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 ВВС Балтийского флота под командованием командира полка полковника Преображенского Е. Н., загруженных бомбами ФАБ-100 и листовками. Звеньями командовали капитаны Гречишников В. А. и Ефремов А. Я., штурманом летел Хохлов П. И. Полёт проходил над морем на высоте 7 000 м по маршруту: остров Эзель (Сааремаа) - Свинемюнде - Штеттин - Берлин). Температура за бортом достигала -35 - -40 °C, из-за чего стёкла кабин самолётов и очки шлемофонов обмерзали. Кроме того, лётчикам пришлось все эти часы работать в кислородных масках. Для соблюдения секретности на всём протяжении полёта выход в радиоэфир был категорически запрещён.
Через три часа полёта вышли к северной границе Германии. При полёте над её территорией самолёты неоднократно были обнаружены с немецких наблюдательных постов, но, принимая их за свои, немецкая ПВО огня не открывала. Над Штеттином немцы, посчитав, что это с задания возвращаются заблудившиеся самолёты люфтваффе, с помощью прожекторов предложили экипажам советских самолётов сесть на ближайший аэродром.
В 1.30 8 августа пять самолётов осуществили сброс бомб на хорошо освещённый Берлин, остальные отбомбились по берлинскому предместью и Штеттину. Немцы настолько не ожидали авианалёта, что включили светомаскировку только через 40 секунд после того, как первые бомбы упали на город. Проконтролировать результаты налёта лётчикам не позволила немецкая ПВО, активность которой стала так велика, что заставила радиста Василия Кротенко прервать режим радиомолчания и сообщить о выполнении задания в радиоэфире: «Моё место - Берлин! Задачу выполнили. Возвращаемся на базу!». В 4 утра 8 августа, после 7-часового полёта, экипажи без потерь вернулись на аэродром.

Всего до 5 сентября советские лётчики выполнили девять налётов на Берлин, совершив в общей сложности 86 вылетов. 33 самолёта бомбили Берлин, сбросив на него 21 тонну бомб и вызвав в городе 32 пожара. 37 самолётов не смогли выйти к столице Германии и нанесли удары по другим городам. В общей сложности было израсходовано 311 фугасных и зажигательных бомб общим весом 36050 кг. Были сброшены 34 агитбомбы с листовками. 16 самолётов по различным причинам были вынуждены прервать полёт и вернуться на аэродром. Во время осуществления налётов было потеряно 17 самолётов и 7 экипажей, причём 2 самолёта и 1 экипаж погибли на аэродроме, когда пытались взлететь с 1000-килограммовой и двумя 500-килограммовыми бомбами на внешних подвесках.

29 августа 1942 года был совершен самый массированный налет советской бомбардировочной авиации на Берлин за все годы Великой Отечественной войны. В нем приняли участие 100 бомбардировщиков Пе-8, Ил-4 и ДБ. На обратном пути 7 Пе-8 также сбросили бомбы на Кенигсберг. Этот налет стал финальным аккордом в серии бомбардировок советской авиацией крупных германских городов и промышленных центров в августе 1942 и прелюдией к сентябрьским налетам на страны-сателлиты Германии.

7 ноября 160 самолетов королевских ВВС бомбили Берлин; 20 из них были сбиты. В 1942 году в Берлине была объявлена воздушная тревога только 9 раз. Английские ВВС решали в этом году задачи связанные с выживанием Англии, а именно все усилия были направлены против подводных лодок и против судостроительных заводов производивших эти лодки. Битва за Берлин. Ноябрь 1943 - март 1944. У Великобритании появилась возможность нанесения массированных ударов по Берлину только во второй половине 1943 года. Прелюдией к воздушному наступлению на Берлин послужили два авианалета 30 января 1943 года. В этот день с большими речами выступали Гёринг и Геббельс. Авианалеты были приурочены по времени точно к началу обоих выступлений. Это имело большой пропагандистский эффект, хотя материальные утраты немцев были незначительны. 20 апреля англичане налетом на Берлин поздравили с днем рождения Гитлера.
Авро 683 Ланкастер - британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.

"Битва за Берлин" началась налетом в ночь с 18 на 19 ноября 1943 года. В налете участвовали 440 Ланкастеров в сопровождении нескольких Москито. Самый тяжелый ущерб Берлину был нанесен в ночь с 22 на 23 ноября. Из-за сухой погоды в результате сильных пожаров пострадало множество зданий, в том числе иностранных посольств. Самый крупный рейд состоялся в ночь с 15 на 16 февраля. Налеты продолжались до марта 1944 года.Общие потери Берлина составили почти 4000 человек убитых, 10 000 раненых и 450 тысяч человек остались без крова. 16 налетов на Берлин обошлись Англии более чем в 500 потерянных самолетов. Бомбардировочная авиация потеряла над Берлином 2690 летчиков и почти 1000 стали военнопленными. В Англии принято считать, что битва за Берлин была неудачной для ВВС, но многие британские историки утверждают, что "в оперативном смысле битва за Берлин была больше, чем неудача, это было поражение". Начиная с 4 марта Соединенные Штаты в преддверии высадки во Франции начали воздушную войну на истощение. Полагая, что люфтваффе не сможет уклониться от боев при защите столицы, американцы организовали серию сокрушительных бомбардировок Берлина. Потери были тяжелыми для обеих сторон: США потеряли 69 летающих крепостей В-17, а Люфтваффе - 160 самолетов. Но США могли восполнить потери, а Германия уже нет.

Берлин, осень 1944 года, жертвы бомбардировки.

Затем, вплоть до начала 1945 года, авиация союзников переключилась на поддержку высадившихся войск во Франции. И новый крупный налет на Берлин состоялся лишь 3 февраля 1945 года. Почти 1000 бомбардировщиков B-17 Восьмой воздушной армии под прикрытием дальних истребителей Мустанг бомбили систему железных дорог в Берлине. По данным разведки через Берлин перебрасывалась немецкая Шестая танковая армия на восточный фронт.Это был один из немногих случаев, когда ВВС США провели массированную атаку на центр города. Джеймс Дулиттл, командующий Восьмой армией ВВС, возражал. Но Эйзенхауэр настоял, так как атаке на Берлин придавалось большое политическое значение в том, что этот налет был осуществлен, чтобы помочь наступлению советских войск на Одере, к востоку от Берлина, и имел важное значение для единства союзников. Бомбежка вызвала большие разрушения и пожары, которые продолжались в течение четырех дней. Границы пожара были локализованы только водными преградами и зелеными массивами парков. Немецкая ПВО к этому времени была очень ослаблена, так что из 1600 самолетов участвовавших в налете были сбиты только 36. Было уничтожено большое количество памятников архитектуры. Пострадали также правительственные здания, в том числе рейхсканцелярия, канцелярия НСДАП, штаб-квартира гестапо и здание так называемого "народного суда" .Среди погибших был печально известный Рональд Фрейслер, глава "народного суда". Центральные улицы: Унтер-ден-Линден, Вильгельмштрассе и Фридрихштрассе были превращены в груды развалин. Число погибших составило 2894 человека, количество раненых достигло 20000 и 120000 потеряли свое жилье.
Стратегический бомбардировщик В-17, "Летающая крепость".

Еще один крупный рейд состоявшийся 26 февраля 1945 года оставил без крова 80000 человек. Рейды англо-американской авиации на Берлин продолжались до апреля месяца, пока Красная армия была за пределами города. В последние дни войны советские ВВС тоже бомбили Берлин, в том числе с помощью штурмовиков Ил-2. К этому времени ПВО, инфраструктура и гражданская оборона города были на грани развала.Позже, статистики подсчитали, что на каждого жителя Берлина было почти тридцать девять кубических метров щебня. До конца марта 1945 года было в общей сложности 314 воздушных налетов на Берлин, из них 85 в течение последних двенадцати месяцев. Половина всех домов были повреждены и около трети являлись непригодными для проживания, целых 16 км ² города представляли собой просто груды щебня. Оценки общего числа погибших в Берлине от воздушных налетов составляют от 20.000 до 50.000. Для сравнения, число погибших в одном нападении на Дрезден 14 февраля 1945 года и на Гамбург в одном налете 1943 года составили соответственно около 30000 и 40000 человек. Относительно низкое количество жертв в Берлине свидетельствует о превосходной ПВО и хороших бомбоубежищах.

Башня ПВО "Зоопарк", апрель 1942 года.

Нацистский режим был хорошо осведомлен о политической необходимости защиты столицы рейха от разрушения с воздуха. Еще до войны, началась работа по созданию разветвленной системы общественных бомбоубежищ, но к 1939 году только 15% от запланированных 2000 укрытий были построены. К 1941 году, однако, пять огромных государственных бомбоубежищ были готовы полностью и вмещали до 65000 человек. Другие укрытия были построены под правительственными зданиями, самым известным является так называемый бункер под имперской канцелярией. Кроме того, многие станции метро были использованы в качестве бомбоубежищ. Остальная часть населения была вынуждена укрываться в своих подвалах. В 1943 году немцы решили эвакуировать людей, чьё присутствие в Берлине не диктовалось нуждами войны. К 1944 году 1,2 млн. человек, 790 000 из них женщины и дети, около четверти населения города, были эвакуированы в сельские районы. Была предпринята попытка эвакуировать всех детей из Берлина, но это встретило сопротивление со стороны родителей, и многие эвакуированные вскоре вернулись в город (как это было и в случае с Лондоном в 1940-41). Растущая нехватка рабочей силы означала, что женский труд было важно сохранить для промышленности Берлина, поэтому эвакуация всех женщин с детьми не удалась. В конце 1944 года население города начало расти снова, из-за беженцев, спасавшихся от Красной Армии. Хотя беженцам было официально отказано в разрешении оставаться в Берлине в течение более двух дней, но все же не менее 50.000 удалось остаться в Берлине. К январю 1945 года население было около 2,9 млн, хотя требования немецких военных ограничивались только 100 тысячами мужчин в возрасте 18-30 лет. Другие 100.000 необходимые для расчисток города, были,в основном, французские "фремдарбайтеры" ("иностранные рабочие") и русские "остарбайтеры" ( "восточные рабочие"). Ключем к противовоздушной обороне Берлина были три огромные башни, на которых находились прожекторы и 128мм зенитные орудия, а также система убежищ для гражданских лиц. Эти башни были в Берлинском зоопарке в Тиргартене, в Гумбольдтсхайне и Фридрихсхайне. Башни все чаще комплектовались подростками из гитлерюгенда, так как пожилые мужчины были призваны на фронт.


Руины Мемориальной церкви кайзера Вильгельма в Берлине; разрушена в результате бомбардировок союзников и сохранена как памятник.

13 июня 1944 - первое боевое применение германских крылатых ракет Фау-1, удар нанесён по Лондону.
Немцы впервые в истории начали авиабомбардировки, они же первыми начали ракетные обстрелы городов. Всего было изготовлено около 30 000 аппаратов. К 29 марта 1945 года около 10 000 было запущено по Англии; 3200 упали на её территории, из них 2419 достигли Лондона, вызвав потери в 6184 человек убитыми и 17 981 ранеными. Лондонцы называли Фау-1 «летающими бомбами» (flying bomb), а также «жужжащими бомбами» (buzz bomb) из-за характерного звука, издаваемого пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.
Около 20 % ракет отказывали при запуске, 25 % уничтожались английской авиацией, 17 % сбивались зенитками, 7 % разрушались при столкновении с аэростатами заграждения. Двигатели часто отказывали до достижения цели и также вибрация двигателя часто выводила ракету из строя, так что около 20 % Фау-1 падали в море. Британский доклад, опубликованный после войны показал, что 7547 Фау-1 были запущены в Англию. В докладе указывается, что из них 1847 были уничтожены истребителями, 1866 были уничтожены зенитной артиллерией, 232 были уничтожены аэростатами заграждения и 12 - артиллерией кораблей Королевского ВМФ.
Прорыв в военной электронике (разработка радиовзрывателей для зенитных снарядов - снаряды с такими взрывателями оказались в три раза эффективнее даже при сравнении с новейшим для того времени радиолокационным управлением огнем) привёл к тому, что потери немецких самолетов-снарядов в налетах на Англию возросли с 24 % до 79 %, в результате чего эффективность (и интенсивность) таких налетов значительно снизилась.

Памятная доска на Гроув Род, Миль Энд в Лондоне на месте падения первого снаряда Фау-1 13 июня 1944 г, унесшего жизни 11 лондонцев

В конце декабря 1944 года генерал Клейтон Биссел представил отчет, указывающий на значительные преимущества V1 по сравнению с традиционными воздушными бомбардировками.

Им была подготовлена следующая таблица:

Сравнение авианалетов Blitz (12 месяцев) и летающих бомб V1 (2 ¾ месяца)
Blitz V1
1. Стоимость для Германии
Вылетов 90 000 8025
Вес бомб, тонн 61 149 14 600
Израсходовано топлива, тонн 71 700 4681
Потеряно самолетов 3075 0
Потеряно экипажа 7690 0
2. Результаты
Строений уничтожено/повреждено 1 150 000 1 127 000
Потери населения 92 566 22 892
Отношение потерь к расходу бомб 1,6 4,2
3. Стоимость для Англии
Усилия ВВС.
Вылетов 86 800 44 770
Потеряно самолетов 1260 351
Потеряно человек 2233 805

Фау-1 на пусковой катапульте.

8 сентября 1944 года был произведен первый боевой запуск ракеты Фау-2 по Лондону. Количество осуществлённых боевых пусков ракеты составило 3225. Ракеты поражали в основном мирное население (погибло около 2700 человек.Гитлера не покидала идея о производстве тяжелой ракеты, которая должна была принести Англии возмездие. По его личному приказу с конца июля 1943 года огромный производственный потенциал был направлен на создание ракеты, получившей впоследствии пропагандистское название «Фау-2».
Министр вооружения Третьего рейха Альберт Шпеер позже в своих воспоминаниях писал:
Нелепая затея. В 1944 году в течение нескольких месяцев армады вражеских бомбардировщиков сбрасывали в среднем по 300 тонн бомб в день, а Гитлер мог бы обрушить на Англию три десятка ракет общей мощностью 24 тонн в сутки, что является эквивалентом бомбовой нагрузки всего лишь дюжины «Летающих крепостей». Я не только согласился с этим решением Гитлера, но и поддержал его, совершив одну из серьёзнейших своих ошибок. Гораздо продуктивнее было бы сосредоточить наши усилия на производстве оборонительных ракет «земля-воздух». Такая ракета была разработана ещё в 1942 году под кодовым именем «Вассерфаль» (Водопад).
Первую ракету с боевым зарядом выпустили по Парижу. На следующий день начали обстрел Лондона. Англичане знали о существовании немецкой ракеты, но они сначала ничего не поняли и подумали (когда в 18 часов 43 минуты 8 сентября в районе Чизвик раздался сильный взрыв) что взорвалась газовая магистраль (так как не было воздушной тревоги). После повторных взрывов стало ясно, что газовые магистрали ни при чём. И только тогда, когда около одной из воронок офицер из войск противовоздушной обороны поднял кусок патрубка, замороженного жидким кислородом, стало ясно, что это новое оружие нацистов (называемое ими «оружием возмездия» - нем. Vergeltungswaffe). Эффективность боевого применения «Фау-2» была крайне невысокой: ракеты имели малую точность попадания (в круг диаметром 10 км попадало только 50 % запущенных ракет) и низкую надёжность (из 4300 запущенных ракет более 2000 взорвались на земле или в воздухе при запуске, либо вышли из строя в полёте).Данные о количестве ракет,запущенных и достигших целей, разнятся. По различным источникам, пуск 2000 ракет, направленных за семь месяцев для разрушения Лондона, привели к гибели свыше 2700 человек (от каждой ракеты погибал один или два человека).
Чтобы сбросить такое же количество взрывчатки, какое было сброшено американцами при помощи четырехмоторных бомбардировщиков B-17 («Летающая крепость»), пришлось бы использовать 66 000 Фау-2, на выпуск которых понадобилось бы 6 лет.

О том, что Лондон подвергается ракетным обстрелам германское правительство объявило только 8 ноября. И 10 ноября Черчилль выступая в Палате Общин сообщил парламенту и миру, что в последние несколько недель Лондон подвергается ракетным ударам. По английским оценкам в Лондоне ракетами Фау-2 было убито 2754 мирных жителя и 6523 ранены. Точность попаданий возросла за годы войны и ракетные удары наносили порой существенные разрушения сопровождающиеся многими смертями. Так 25 ноября 1944 года был разрушен универмаг в юго-восточной части Лондона. Погибли 160 человек и 108 были серьезно ранены. После таких уничтожающих ударов английская разведка организовала "утечку" фальсифицированной информации о том, что ракеты перелетают Лондон на 10 - 20 км. Эта тактика сработала и большинство ракет стали падать в графстве Кент не принося особого ущерба.

Последние две ракеты взорвались 27 марта 1945 года. Одна из них убила миссис Айви Милличамп, 34 лет, в ее собственном доме в графстве Кент.

А это жертва Фау-2 в бельгийском Антверпене, 1944г.

Я поделился с Вами информацией, которую "накопал" и систематизировал. При этом ничуть не обеднел и готов делится дальше, не реже двух раз в неделю. Если Вы обнаружили в статье ошибки или неточности - пожалуйста сообщите. Мой электронный адрес: [email protected]. Буду очень благодарен.

Маршала авиации сэра Артура Тревиса 1-го баронета Харриса, которого даже его подчинённые называли «Мясником» («Butcher Harris»), самолёты британских ВВС разбрасывали над территорией страны вместе с миллионами бомб (с 1939 по 1945 год англо-американская авиация сбросила их на Германию в общем количестве 1 млн 620 тыс. тонн).

Британская наука на службе массовых убийц

Во время Второй мировой войны Артур Харрис был главным идеологом стратегии проведения ковровых бомбардировок немецких городов (отсюда и другое его прозвище - «Бомбардировщик Харрис», - «Bomber Harris»). Но «авторство» этой идеи принадлежит не ему - он лишь фанатично её реализовывал. По словам Харриса, «массированные бомбардировки должны иметь своими целями разрушение немецких городов, убийство немецких рабочих и дезорганизацию цивилизованной жизни по всей Германии»

Британская концепция бомбовой войны против гражданского населения, применённая против нацистской Германии, была лишь развитием доктрины маршала Королевских ВВС периода Первой мировой войны Хью Тренчарда, разработанной им ещё в 1915 году. По мнению Тренчарда, «в ходе промышленной войны жилые районы противника должны стать естественными целями, поскольку промышленный рабочий является таким же участником боевых действий, как и солдат на фронте».

Действуя по известному принципу «новое - это хорошо забытое старое», британский физик немецкого происхождения Фредерик Линдеман, будучи ведущим научным советником правительства Великобритании, предложил концепцию по «обездомливанию» немецкой рабочей силы с помощью бомбардировок немецких городов. Концепция Линдемана была одобрена Кабинетом Уинстона Черчилля , что было частчино вызвано неспособностью британских ВВС поразить или даже просто найти цели меньшего размера, чем города - первоначально даже нахождение городов было для них затруднительным.

К разработке методики ковровых бомбардировок британские власти подошли основательно. Был создан целый научный консорциум из маститых математиков и физиков, химиков и инженеров-строителей, опытных пожарных и коммунальщиков. В ходе работ этот «синклит» пришёл к безусловному выводу, что для массового уничтожения населения предпочтительнее не фугасные, а зажигательные боеприпасы, поскольку старинные немецкие города, в которых преобладали фахверковые постройки (тип строительной конструкции из деревянных балок, пространство между которыми заполняется глинобитным материалом, кирпичом или также деревом), были крайне восприимчивы к огню. Технология таких бомбардировок, получивших кодовое название «Огненный шторм», выглядела следующим образом.

Первая волна бомбардировщиков сбрасывает на город особый тип фугасов, задачей которых было создать максимально благоприятные условия для эффективной обработки цели зажигательными бомбами. Первые воздушные мины несли в себе 650 кг. взрывчатки, но уже в 1943 году англичане применили мины, содержавшие от 2 до 4 тонн взрывчатки. Цилиндры длиной 3,5 метра высыпаются на город и, коснувшись земли, взрываются, сметая крыши и вышибая окна и двери в домах в радиусе до километра от эпицентра взрыва. «Подготовленный» таким способом город становится идеальным объектом для зажигательных бомб.

Застройка средневековых немецких городов с их узкими улочками способствовала перекидыванию огня с одного дома на другой. Одновременное возгорание сотен домов создавало на площади в несколько квадратных километров чудовищной силы тягу. Весь город становился громадным камином, засасывающим в себя кислород из окрестностей. Возникающая тяга, направленная в сторону пожара, вызывала ветер, дувший со скоростью 200–250 км. /час. Гигантский пожар высасывал кислород из бомбоубежищ, обрекая на смерть даже тех, кто уцелел под бомбами.

«Мораль» сэра Харриса

У этой технологии был единственный минус: она была неэффективна против оборонительных сооружений и военных предприятий. Но она и задумывалась для уничтожения именно жилых кварталов! То есть истребление населения не было «побочным результатом», как это утверждали после войны англо-американские историки. Сэр Артур Харрис был назначен для практического решения этой задачи.

Уже 14 февраля 1942 года британские ВВС получили подписанную им директиву бомбёжек по площадям. В директиве указывалось:

«Впредь операции должны быть сфокусированы на подавлении морального духа гражданского населения врага - в частности, промышленных рабочих».

21 января 1943 года на Касабланкской конференции, в работе которой приняли участие президент США Франклин Д. Рузвельт, британский премьер Уинстон Черчилль и члены Объединённого комитета начальников штабов США и Великобритании (приглашали и И. В. Сталина, но он не смог присутствовать в ответственный для СССР момент победного завершения Сталинградской битвы), было принято решение начать стратегические бомбардировки Германии совместными англо-американскими силами. Целями бомбометания должны были стать не только объекты военной промышленности, но и собственно города Германии.

Операция получила кодовое название Pointblank (англ. «Решительность»). Её задачей было планомерное уничтожение военной промышленности и экономики Германии, а также «подрыв морального духа немецкого народа». Авиаудары следовало наносить круглосуточно. При этом американская авиация должна была действовать в дневное время, нанося прицельные удары по военным объектам, тогда как британским лётчикам оставляли ночи, которые она использовали для ковровых бомбардировок городов.

В список Министерства авиации Великобритании было включено 58 немецких городов, подлежащих уничтожению. Бомбардировки эти получили кодовое название Moral bombing (англ. «моральные бомбардировки»), так как их основной целью являлось «сломить волю гражданского населения противника».

Забегая вперёд, отмечу, что эти бомбардировки вызвали обратный эффект. Как во время немецких бомбёжек на ранней стадии войны не была сломлена воля британского народа к сопротивлению, так и воля немецкого населения не была сломлена в ходе стратегических бомбардировок, которые проводились с намного большим размахом, чем немецкие бомбёжки Великобритании.

В Германии не было бунтов с требованием капитуляции, и немецкие рабочие продолжали поддерживать военное производство на максимально высоком уровне. Лояльность немецких гражданских лиц нацистскому режиму хотя и поколебалась в результате бомбардировок, но сохранилась вплоть до конца войны. Как отметил в своих мемуарах британский военный теоретик и историк генерал-майор танковых войск Джон Фуллер, «варварские разрушения британо-американских стратегических бомбардировок оказались малоэффективными в военном и психологическом плане».

Но вернёмся к «Мяснику» Харрису.

Бессмысленно и беспощадно

27 мая 1943 года Артур Харрис подписал приказ № 173 об операции под кодовым названием «Гоморра» (Operation Gomorrah; «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба»; Бытие.19:24.). Её целью был определён Гамбург. Опуская подробности, приведу её итог.

В ходе операции, проведённой авиацией Велиобритании и США с 25 июля по 3 августа 1943 года, от ковровых бомбардировок и вызванного ими гигантского пожара погибло до 50 тыс. жителей Гамбурга, около 125 тыс. человек получили ранения и ожоги, около миллиона жителей были вынуждены покинуть город, 250 тыс. городских зданий были полностью разрушены.

Та же судьба постигла и многие другие большие и средние города Германии. Как ликующе писали тогда британские газеты, «в ходе бомбардировок на 96% был разрушен город Бинген-на-Рейне , на 90% Магдебург, на 80% Дессау , на 75% Хемниц, на 65% и Кёльн», и так далее.

А с первых месяцев 1945 года, когда это уже абсолютно не влияло на исход войны, британские ВВС принялись за уничтожение важнейших культурных центров Германии.

Прежде их практически не бомбили, поскольку они не имели ни военного, ни экономического значения. Теперь же пробил их час.

Бомбовыми ударами уничтожались дворцы и церкви, музеи и библиотеки, университеты и памятники старины. Объяснить этот вандализм можно лишь тем, что, в отличие от И. В. Сталина, заявившего, что «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остаётся», союзники уничтожали не нацизм, а именно Германию - её корни, историю, культуру.

13-15 февраля 1945 года ВВС Великобритании и США совершили одно из самых страшных преступлений за всю Вторую мировую войну. Целый город был ими в буквальном смысле выжжен. Этим городом стал Дрезден - культурный центр Германии, не имевший военных производств.

Из вышедшей в январе 1945 года под грифом «Для служебного пользования» памятки Королевским ВВС:

«Дрезден, седьмой по размеру город Германии, ненамного меньше Манчестера. Это крупнейший неприятельский центр, до сих пор не подвергавшийся бомбардировкам. В середине зимы, когда беженцы стремятся на запад, а войскам нужны дома для постоя и отдыха, каждая крыша на счету. Цель атаки - ударить врага в самое чувствительное место, за линией уже прорванного фронта, и предотвратить использование города в дальнейшем; а заодно и показать русским, когда они придут в Дрезден, на что способно Бомбардировочное командование».

Вот как происходило уничтожение Дрездена.

На момент первой бомбежки 13 февраля в городе с населением 640 тыс. человек находились и около 100 тыс. беженцев и раненых (в последние месяцы войны Дрезден был превращён в город-госпиталь).

В 22.09 час. первая волна британских бомбардировщиков сбросила на Дрезден 900 тонн фугасных и зажигательных бомб, что привело к возгоранию всего старого города.

В 01.22, когда интенсивность пожара достигла апогея, на город обрушилась вторая волна бомбардировщиков, сбросивших на пылающий Дрезден ещё 1 500 тонн «зажигалок».

Ещё через 9 часов последовала третья волна: лётчики - на сей раз уже американские, - за 38 минут сбросили на город около 400 тонн бомб. Вслед за бомбардировщиками появились истребители, принявшиеся «обрабатывать» город из пушек и пулемётов. Целью одной из атак стал берег Эльбы, где от пожарища спасались тысячи беженцев и раненых из госпиталей.

Точное количество жертв бомбардировок 13 - 14 февраля 1945 года до сих пор не установлено. По данным Международной исследовательской группы историков, работавшей в 2006-2008 годах, вследствие бомбардировок погибли 25 тыс. человек, из них около 8 тысяч - беженцы (обугленные трупы извлекали из подвалов домов ещё в 1947 году). Ранения и ожоги различной степени тяжести получили ещё более 30 тыс. человек. Подавляющим большинством жертв и раненых было гражданское население. Площадь зоны полных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки.

Ложь «союзников» и памятник убийце

Вопреки бытующему на Западе мнению, уничтожение Дрездена - этой архитектурной жемчужины Европы - не только не являлось акцией, проведённой по требованию командования Красной армии. Оно даже не было согласовано с командованием Красной Армии, передовые части которой подошли непосредственно к городу.

Как следует из рассекреченных документов Ялтинской конференции, в ходе её работы советская сторона передала союзникам письменную просьбу о бомбардировке железнодорожных узлов Берлина и Лейпцига . Документально подтверждённых просьб о бомбардировке Дрездена с советской стороны не поступало.

Ежегодно 13 февраля в 22:10 в Восточной и Центральной Германии звонят церковные колокола в память о жертвах. После того, как после объединения Германии это стало практиковаться и в западной части страны, Госдепартамент США заявил, что бомбардировка Дрездена проводилась по просьбе СССР.

«Большинство американцев много слышало о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, но лишь немногие знают о том, что больше людей погибло в Дрездене, чем было уничтожено в любом из этих городов, - пишет американский историк и публицист Дэвид Дюк. - Дрезден не имел военной значимости, и когда его бомбили, война была практически уже выиграна. Бомбардировка лишь укрепила противостояние Германии и стоила большего числа жизней союзников. Я искренне спрашиваю себя, была ли бомбардировка Дрездена военным преступлением? Было ли это преступление против человечества? Чем были виновны дети, погибшие самой страшной из смертей - сожжением заживо?..»

После окончания Второй мировой войны методы бомбардировочной авиации и сам Харрис подвергались критике, но никогда эти бомбардировки не признавались военными преступлениями.

В Великобритании сэр Артур Харрис был единственным из военачальников, не получившим титул пэра, хотя в 1946 году ему и было присвоено звание маршала Королевских ВВС. Из-за массовых нареканий он в 1948 году был вынужден уехать в Южную Африку , где и умер в 1984 году в возрасте 92 лет.

В отличие от многих британских лётчиков, чувствовавших вину за случившееся и называвших 13 февраля 1945 года худшим днём своей жизни, Харрис никогда не сожалел по поводу бомбардировок немецких городов, и уж тем более не раскаивался в содеянном. Ещё в феврале 1945 года он писал по этому поводу:

«Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников. Лично я не считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадёра».

А в 1977 году, за четыре года до смерти, Харрис в интервью Би-би-си уверенно заявил: «Бомбардировки не позволили более чем миллиону немцев нести службу во фронтовых частях Вермахта: эти люди были зачислены в подразделения ПВО, или изготовляли боеприпасы для этих подразделений, или же были заняты на ремонтных работах после бомбёжек».

В 1992 году британская ветеранская организация Bomber Harris Trust, невзирая на протесты Германии и части британской общественности, установила в Лондоне памятник сэру Харрису. Этот монумент массовому убийце стоит и по сей день, причём под охраной полиции - вскоре после его установки на нём стали появляться «оскорбительные» граффити, и чтобы воспрепятствовать вандалам, памятник находится под полицейским контролем.

Документально установлено, что в ходе стратегических бомбардировок Германии англо-американской авиацией обширные территории страны были полностью опустошены, свыше 600 тысяч гражданских лиц погибли, вдвое больше ранены или искалечены, 13 миллионов остались без крова.

Тотальные авианалеты Второй мировой войны со всей убедительностью показали бескомпромиссность средств участников конфликта. Массированные бомбовые удары по городам разрушали коммуникации и заводы, приводили к гибели тысяч ни в чем не повинных людей.

Сталинград

Бомбардировка Сталинграда началась 23 августа 1942 года. В ней участвовало до тысячи самолетов "люфтваффе", которые совершили от полутора до двух тысяч боевых вылетов. К моменту начала авианалетов из города было эвакуировано более 100 тысяч человек, однако большая часть жителей эвакуироваться не смогла.

В результате бомбардировки погибли, по самым приблизительным подсчетам, более 40 тысяч человек, в основном, мирных жителей. Сначала проводилась бомбардировка фугасными снарядами, затем - зажигательными бомбами, отчего возникал эффект огненного смерча, уничтожавшего все живое. Несмотря на значительные разрушения и огромное число жертв многие историки считают, что своих первоначальных целей немцы не достигли. Историк Алексей Исаев так прокомментировал сталинградскую бомбардировку: "Все пошло не по-плану. Вслед за бомбардировкой не последовало планового развития событий - окружения советских войск к западу от Сталинграда и занятия города. В результате бомбардировка выглядела таким террористическим актом, хотя если бы все развивалось по написанному плану, она бы представлялась логичной".

Нужно сказать, что "мировая общественность" откликнулась на бомбардировку Сталинграда. Особое участие проявили жители разрушенного немцами осенью 1940 года Ковентри. Женщины этого города отправили послание поддержки женщинам Сталинграда, в котором писали: "Из города, растерзанного в клочья главным врагом мировой цивилизации, наши сердца тянутся к вам, тем, кто гибнет и страдает гораздо больше нашего".

В Англии был создан "Комитет англо-советского единства", который организовывал различные мероприятия и собирал деньги для отправки в СССР. В 1944 году Ковентри и Сталинград стали городами-побратимами.

Ковентри

Бомбардировка английского города Ковентри до сих пор является одним из самых обсуждаемых событий Второй мировой войны. Существует точка зрения, высказанная, в том числе британским писателем Робертом Харрисом в книге "Энигма", что Черчилль знал о планируемой бомбардировке Ковентри, но не стал усиливать ПВО, поскольку опасался, что немцы поймут, что их шифры разгаданы.

Однако сегодня уже можно говорить о том, что о планруемой операции Черчилль действительно знал, но не знал, что целью станет город Ковентри. Британское правительство 11 ноября 1940 года знало, что немцы планируют провести крупную операцию под названием "Лунная соната", и она будет предпринята в следующее полнолуние, которое приходилось на 15 ноября. О цели же немцев англичане не знали. Даже если бы цели были известны, они вряд ли бы смогли принять должные меры. Кроме того, правительство в вопросе ПВО полагалось на действие электронных контрмер (Cold Water), которые, как известно, не сработали.

Бомбардировка Ковентри началась 14 ноября 1940 года. В авианалете приняли участие до 437 самолётов, бомбардировка продолжалась больше 11 часов, в течение которых на город было сброшено 56 тонн зажигательных бомб, 394 тонны фугасных бомб и 127 парашютных мин. В Ковентри в общей сложности погибло больше 1200 человек. В городе было фактически выведено из строя водо и газоснабжение, разрушена железная дорога и 12 авиационных заводов, что сказалось на обороноспособности Великобритании самым негативным образом - на 20% снизилась производительность самолетостроения.

Именно бомбардировка Ковентри открыла новую эпоху тотальных воздушных налетов, которые позже получат название "ковровых бомбардировок", а также послужила поводом для ответных бомбардировок немецких городов в конце войны.

Немцы не оставили Ковентри после первого налета. Летом 1941 года ими были совершены новые бомбардировки города. Всего же немцы бомбили Ковентри 41 раз. Последняя бомбардировка была проведена в августе 1942 года.

Гамбург

Для войск антигитлеровской коалиции Гамбург являлся стратегическим объектом, там располагались нефтеперерабатывающие предприятия, военно-промышленные заводы, Гамбург был крупнейшим портом и транспортным узлом. 27 мая 1943 года командующий Королевских ВВС Артур Харрис подписал приказ Bomber Command Order No. 173 об операции под кодовым названием "Гоморра". Это название было выбрано не случайно, оно отсылало к библейскому тексту "И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба". При бомбардировке Гамбурга британская авиация впервые применила новое средство для создания помех немецким радарам, получившее название Window: с самолетов сбрасывались полосы алюминиевой фольги.

Благодаря Window, силам союзников удалось максимально сократить число потерь, британская авиация потеряла всего 12 самолетов. Авианалеты на Гамбург продолжались с 25 июля по 3 августа 1943 года, около миллиона жителей были вынуждены покинуть город. Число жертв по различным источникам разнятся, но составляют не менее 45000 жителей. Наибольшее число жертв было 29 июля. Из-за климатических условий и массированной бомбардировки в городе образовывались огненные смерчи, буквально засасывающие людей в огонь, горел асфальт, плавились стены, дома горели как свечи. Ещё три дня после завершения авианалетов невозможно было проводить спасательные и восстановительные работы. Люди ждали, пока остынут превратившиеся в угли обломки.

Дрезден

Бомбардировка Дрездена по сей день является одним из самых спорных событий Второй мировой войны. Историками оспаривается военная необходимость авианалетов союзников. Информацию о бомбардировке сортировочной станции в Дрездене была передана начальником авиационного отдела американской военной миссии в Москве генерал-майором Хиллом только 12 февраля 1945 года. В документе не говорилось ни слова о бомбардировке самого города.

Дрезден не относился к числу стратегических целей, к тому же к февралю 45-го Третий Рейх доживал свои последние дни. Таким образом, бомбардировка Дрездена была скорее демонстрацией силы авиации США и Британии. Официально заявленной целью были немецкие заводы, но они практически не пострадали от бомбардировок, было уничтожено 50% жилых домов, в целом же 80% городских зданий подверглись разрушению.

Дрезден называли "Флоренция на Эльбе", он был городом-музеем. Разрушение города нанесло невосполнимый урон мировой культуре. Однако нужно сказать, что большая часть произведений искусства из дрезденской галереи были вывезены в Москву, благодаря чему уцелели. Позже они были возвращены Германии. Точное количество жертв до сих пор оспаривается. В 2006 году историк Борис Соколов отмечал, что число погибших в результате бомбардировки Дрездена колеблется от 25 до 250 тысяч человек. В том же году в книге российского журналиста Алябьева называлась сумма погибших от 60 до 245 тысяч человек.

Любек

Бомбардировка Любека, произведенная Королевскими ВВС Британии 28-29 марта 1942 года являлась операцией возмездия англичан за авианалеты на Лондон, Ковентри и другие британские города. Ночью с 28 на 29 марта, в вербное воскресенье, 234 британских бомбардировщика сбросили на Любек около 400 тонн бомб. Авианалет происходил по классической схеме: первыми, для разрушения крыш домов, сбрасывались фугасные бомбы, затем - зажигательные. По подсчетам англичан, почти полторы тысячи зданий было разрушено, больше двух тысяч получили серьезные повреждения, больше девяти тысяч было повреждено незначительно. В результате аваналета погибло больше трехсот людей, 15000 остались без жилья. Невосполнимой утратой бомбардировки Любека стала потеря исторических и художественных ценностей.

Широкорад Александр 10.02.2015 в 15:01

28 июля 1935 года состоялся первый полет американского четырехмоторного бомбардировщика B-17 "Летающая крепость" компании "Боинг". А с 13 по 15 февраля 1945 года с помощью этих мощных машин англо-американская авиация фактически уничтожила древний город Дрезден. В отличие от других больших германских городов, например, Эссена и Гамбурга, Дрезден не имел каких-либо предприятий тяжелой промышленности. Cмысла бомбить Дрезден не было никакого. Однако у США и Британии были другие соображения…

США и Великобритания подвергли Дрезден "гамбургской" обработке

В начале войны в Дрездене установили много тяжелых зенитных батарей, но так как город не подвергался бомбардировкам, подавляющее большинство орудий было передислоцировано в Рур и на Восточный фронт.

К середине января на месте зенитных орудий в Дрездене оставались только бетонные площадки, а на пригородных холмах для обороны города оставили только деревянные макеты.

Второго февраля 1945 года Гитлер отдал приказ использовать истребители ПВО воздушного флота "Райх" только против наземных целей на Восточном фронте, где русскими были созданы плацдармы на западном берегу Одера, или против скоплений войск противника на его восточном берегу.

Таким образом, налет на Дрезден стал не воздушной битвой, а безнаказанным убийством десятков тысяч женщин и детей.

Британское и американское командование заранее спланировало операцию "Удар грома" как массовое убийство мирных горожан. Дрезден было решено подвергнуть "гамбургской" обработке (имеется ввиду четырехдневный налет в 1943 году на Гамбург) по полной программе: сначала надо было фугасными бомбами сорвать крыши и выбить окна. После этого на город посыплются зажигательные бомбы, которые подожгут дома и взовьют вихри раскаленных искр. Через разбитые крыши и окна бушующее пламя охватит стропила, мебель, полы, ковры, занавески.

Во второй атаке фугасные бомбы были нужны для того, чтобы расширять зону возгорания и отпугивать пожарных.

По британским данным, согласно содержащимся в секретном докладе оценкам, считалось, что в результате этих налетов в городе было серьезно повреждено 23 процента зданий промышленного назначения и 56 процентов зданий гражданского назначения. Было полностью разрушено 78 тысяч квартир, 27,7 тысяч квартир оказались временно непригодными для жилья и еще 64,5 тысячи квартир получили незначительные повреждения.

Британский историк Ирвинг писал: "Были разрушены бесценные памятники архитектуры. Среди них три дворца, старая ратуша, Цвингер (также построенный Земпером), Новая Художественная галерея, четыре музея, Домовая Церковь. Знаменитая на весь мир художественная галерея под названием Зеленые Своды, архитектурный шедевр Шинкеля, Альбертинум с его бесценной коллекцией скульптур и Академия художеств - также сгорели дотла"

А может быть тотальная бомбежка Дрездена была трагической ошибкой? Может быть разведчики сообщили, что там изготавливают атомные бомбы? Помните, ЦРУ доложило в Белый дом, что в Ираке производится ядерное оружие. В итоге Ирак разбомбили "по ошибке".

Нет, в Англии открыто признают, что целью бомбардировки было уничтожение мирных граждан.

Англо-американские бомбардировщики разрушили сотни городов

Англичане еще в середине 1930-х годов начали производство дальних бомбардировщиков, предназначенных для ударов по крупным городам Европы.

В начале 1936 года штаб Королевских ВВС разработал тактико-технические требования к новому тяжелому бомбардировщику. Согласно им бомбардировщик должен был иметь возможность, действуя с британских аэродромов, нанести бомбовый удар по Ленинграду. Кстати, по этим ТТД был спроектирован четырехмоторный бомбардировщик "Стирлинг".

Уже в 1940 году британская авиация приступила к бомбардировке городов Германии. В ходе войны выявилась малая эффективность действия дальних четырехмоторных бомбардировщиков по промышленным и военным объектам.

Так, к примеру, немцы весьма успешно маскировали и рассредоточивали свои военные заводы, а также размещали их в заброшенных шахтах и иных убежищах. В итоге военное производство Третьего рейха неуклонно росло до конца 1944 года.

Мощные бетонные укрытия для подводных лодок и малых кораблей в Норвегии и Франции, а также бетонные укрытия крупнокалиберных орудий "Атлантического вала" оказались не по зубам ни британским "Стирлингам" и "Ланкастерам", ни американским "Летающим крепостям".

Применение стратегических бомбардировщиков для непосредственной поддержки сухопутных войск на Западном фронте осенью 1944 - зимой 1945 гг. также оказалось малоэффективным.

Зато армадам англо-американских бомбардировщиков удалось разрушить сотни городов Германии, Италии, Австрии, Франции, Чехии, Румынии и других стран Европы. Об этом уже 70 лет западная пропаганда и министерства просвещения соответствующих стран пытаются заставить забыть свое население.

Так, к примеру, знает ли хоть один из ста французских школьников о страшных бомбардировках французских городов на побережье Бискайского залива: Лориана, Сен-Назера, Нанта, Бордо, Ла-Рошели и др. Потери немцев в личном составе и материальной части были минимальные, поскольку организация Тодта построила для них мощные и комфортабельные железобетонные убежища. Но по самым скромным оценкам в городах на побережье погибло 60 тысяч французов.

Воевать в этом Богом забытом угле Франции англо-американцы и не собирались. В результате большая часть немецких гарнизонов на побережье Бискайского залива тихо сдалась в апреле-мае 1945 г. Зато древние французские города были безжалостно разрушены. Попробуйте найти упоминания об этом во французских учебниках истории.

Важную роль в планах Англии играло химическое оружие. Только в конце 80-х годов ХХ века западные исследователи обнаружили неизвестный ранее меморандум, подписанный Черчиллем: "Я хочу, чтобы вы всерьез обдумали возможность применения боевых газов, - обращался он к руководству ВВС. - Глупо осуждать с моральной стороны этот способ… Это всего лишь вопрос моды, которая меняется так же, как меняется длина женского платья… Разумеется, могут пройти недели или даже месяцы до того, как я попрошу вас утопить Германию в отравляющих газах. Но, когда я попрошу вас об этом, я хочу, чтобы эффективность была стопроцентной".

По плану 20 крупнейших городов Германии (в том числе Кёнигсберг) предполагалось подвергнуть обработке фосгеном, а еще 40 городов надлежало обработать ипритом. Однако британские разведчики объяснили Черчиллю, чем может кончиться для Англии химическое нападение на Германию.

"По данным доклада, опубликованного в газете Allgemeine Schweitzer Militarzeitung, оккупационные силы союзников в Германии обнаружили склады, где хранились значительные запасы химического оружия, в том числе специальные артиллерийские снаряды, 130 тысяч химических бомб весом 205 и 500 килограммов, заполненных газом, защиту от которого не обеспечивали существующие типы противогазов. Большинство таких хранилищ были подземными"

Замечу, что стратегические бомбардировки мирных городов проводили только США и Великобритания. У Германии, Италии и СССР даже не было достаточного количества дальних бомбардировщиков. К примеру, СССР в 19413–1945 гг. произвел только 80 четырехмоторных бомбардировщиков Пе-8, а США - около 16 тысяч!

Советские ВВС и "Люфтваффе" наносили интенсивные удары по неприятельским городам исключительно в интересах сухопутных сил, наступавших на данный город: Варшава 1939 год, Роттердам 1940 год, Смоленск 1941 год, Сталинград 1942 год, Кёнигсберг, Познань, Берлин 1943-1945 гг. и т. д.

Бомбардировку Дрездена свалили на СССР

Но вот наступил 1945 год. Красная армия вошла в Германию. Исход войны заведомо предрешен. Казалось бы, пора прекратить бомбардировки мирных городов. Однако англо-американцы лишь усиливают их. Дело в том, что цель бомбардировок уже не приближение победы, а желание шантажировать и пугать Советский Союз, то есть собственного союзника.

Когда союзная авиация бомбила Дрезден, танковые части Красной армии находились всего в 80 км от города.

Вскоре англичане начали нагло врать, что разбомбить Дрезден их просил Сталин на Ялтинской конференции. Увы, ни Сталин, ни иной советский военачальник не обращался к союзникам с такой просьбой.

Американцы утверждают, что они де хотели помочь Красной армии, выведя из строя железнодорожные станции в Дрездене. Но как раз железнодорожные пути и станции почти не пострадали.

И после войны англо-американские политики неоднократно пытались свалить вину за варварское уничтожение Дрездена на… СССР. Так, 11 февраля 1953 года Государственный департамент США сделал заявление, в котором утверждалось, что "разрушительная бомбардировка Дрездена произведена в ответ на просьбу Советов об оказании усиленной поддержки с воздуха и была предварительно согласована с советским руководством" .

А в феврале 1955 г., в десятую годовщину бомбардировки Дрездена, британская газета "Манчестер гардиан" вспоминала эти налеты как операцию, "осуществленную британскими и американскими самолетами вследствие настоятельной советской просьбы атаковать этот важный центр коммуникаций".

Советская пропаганда, столь ретиво обличавшая британских и американских "империалистов" по поводу и без повода, на сей раз позорно молчала.

На самом же деле Черчилль предложил провести операцию "Удар грома" в ходе Крымской конференции, проходившей 4-11 февраля 1945 г. в Ялте. Черчилль хотел запугать Сталина, разрушив большой германский город. Увы, нелетная погода подвела британского премьера, и уничтожение Дрездена произошло уже после окончания конференции.

Говоря о действиях 8-й американской воздушной армии и королевских ВВС весной 1945 г., вполне уместно задать вопрос: они были союзниками Красной армии или воевали против нее?

Вот характерный пример: 25 апреля 69-я американская дивизия и 58-я советская гвардейская стрелковая дивизия встретились на Эльбе в немецком городе Торгау. И в этот же день бомбардировщики 8-й американской воздушной армии провели совершенно бессмысленный налет на заводы "Шкода" в Пильзене, на которые сбросили 638 тонн бомб, примерно столько же, сколько немцы 14-15 ноября 1940 года на Ковентри. Этот крупнейший индустриальный центр в Чехословакии в ближайшие дни должен был быть занят частями Красной армии, но это как раз и не устраивало янки.

Замечу, что до этого союзники заводы "Шкода" практически не бомбили. Не потому ли, что 95 процентов танков, орудий и самолетов, изготовленных там, шло на Восточный фронт?

Англо-американцы в 1945 году уничтожили не менее 2 млн мирных жителей

Правительство США до сих пор объясняет ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки желанием спасти сотни тысяч американцев, которые могли погибнуть при вторжении на Японские острова. Но вот когда должно было произойти вторжение в Японию? Согласно опубликованным американским планам - в 19463–1947 гг.

Это могло быть хотя и спорным, но аргументом, если бы не существовала Красная армия. С 1941 по 1945 год американцы всеми правдами и неправдами пытались втянуть СССР в войну с Японией. И вот в феврале 1945 года в Ялте Сталин гарантировал вступление СССР в войну с Японией ровно через 3 месяца после капитуляции Германии.

Таким образом, уже 9 мая 1945 года американцы точно знали, что 9 августа 1945 года начнется наступление Красной армии.

А, может, президент Трумэн сомневался, или до начальников штабов информация не была доведена? Увы, за несколько недель до 9 августа советские и американские генералы и адмиралы определили зоны разграничения действий вооруженных сил и иные вопросы, связанные с началом советско-японской войны.

Возникает резонный вопрос, а может быть стоило подождать 2-3 недели с атомной бомбардировкой Японии? Японская армия была существенно слабее германской, и вероятность быстрого разгрома японцев Красной армией очевидна.

Согласно планам советского командования к началу сентября 1945 года наши танковые дивизии должны были взять Харбин и Порт-Артур и подойти на 100 км к Пекину. А 87-й стрелковый корпус должен был занять остров Хоккайдо. Риторический вопрос, стали бы японцы после этого сопротивляться?

Замечу, что все операции в Маньчжурии и Китае были выполнены Красной армией точно в срок. А вот 87-й корпус уже был посажен на корабли во Владивостоке, но после истерических телеграмм президента Трумэна Сталину высадка на Хоккайдо была отменена.

Согласитесь, все получалось как-то неприлично. Американцы с англичанами воевали против самураев с 1941 г., но высадка на самый южный японский остров Кюсю могла состояться лишь в самом конце 1945 г., а то и в 1946 г. А русские меньше чем через месяц после начала боевых действий оказались бы на Хоккайдо.

Именно поэтому американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Потери японских вооруженных сил в обоих городах были близки к нулю. Зато мгновенно погибло около 250 тысяч японцев и еще 100 тысяч умерло в течение нескольких месяцев.

По моим приблизительным подсчетам англо-американцы в 1945 г. уничтожили не менее 2 млн. мирных жителей, в основном женщин, детей и стариков в Германии, Чехии, Японии и других странах с единственной целью - напугать "дядю Джо". Подобное не приходило в голову ни Аттиле, ни Чингисхану, ни Адольфу Гитлеру.