Болезни Военный билет Призыв

Биологическая теория п к анохина. Биологическая теория эмоций П.К.Анохина

Это свойство выражается в том, что человек может одновре­менно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние (в связи с чем П. В. Симонов говорит о смешанных эмоциях). А. Н. Леонтьев (1971) подвергает сомнению наличие этого свойства и отмечает, что представления психологов об этом свойстве возникли в результате несовпадения чувства и эмоции, противоречия между ними. И...

Что само по себе уже представляет несомненный интерес. ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование выраженности эмоциональных состояний у студентов в ситуациях учебной деятельности. 2.1 Постановка эксперимента. Экспериментальное исследование проводилось для определения уровня выраженности эмоциональных состояний у...

Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. 1.2. Психологические теории эмоций Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями...

Волнения следует отнести физиологический аффект, характеристика которого дана была нами выше. Второй вид эмоционального состояния, относимый к ситуациям сильного душевного волнения, носит название (по данным С.П. Бочаровой) повышенное психоэмоциональное возбуждение, оказывающее существенное влияние на сознание и поведение. Его еще называют иногда аффективным состоянием, для которого характерно...

  • 2.1.1. Электроэнцефалография
  • 2.1.2. Вызванные потенциалы головного мозга
  • 2.1.3. Топографическое картирование электрической активности мозга
  • 2.1.4. Компьютерная томография
  • 2.1.5. Нейронная активность
  • 2.1.6. Методы воздействия на мозг
  • 2.2. Электрическая активность кожи
  • 2.3. Показатели работы сердечно-сосудистой системы
  • 2.4. Показатели активности мышечной системы
  • 2.5. Показатели активности дыхательной системы (пневмография)
  • 2.6. Реакции глаз
  • 2.7. Детектор лжи
  • 2.8. Выбор методик и показателей
  • Заключение
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIi. Психофизиология функциональных состояний и эмоций Глава. 3. Психофизиология функциональных состояний
  • 3.1. Проблемы определения функциональных состояний
  • 3.1.1. Разные подходы к определению фс
  • 3.1.2. Нейрофизиологические механизмы регуляции бодрствования
  • Основные различия в эффектах активации ствола мозга и таламуса
  • 3.1.3. Методы диагностики функциональных состояний
  • Эффекты действия симпатической и парасимпатической систем
  • 3.2. Психофизиология сна
  • 3.2.1. Физиологические особенности сна
  • 3.2.2. Теории сна
  • 3.3. Психофизиология стресса
  • 3.3.1. Условия возникновения стресса
  • 3.3.2. Общий адаптационный синдром
  • 3.4. Боль и ее физиологические механизмы
  • 3.5. Обратная связь в регуляции функциональных состояний
  • 3.5.1. Виды искусственной обратной связи в психофизиологии
  • 3.5.2. Значение обратной связи в организации поведения
  • Глава 4. Психофизиология эмоционально-потребностной сферы
  • 4.1. Психофизиология потребностей
  • 4.1.1. Определение и классификация потребностей
  • 4.1.2. Психофизиологические механизмы возникновения потребностей
  • 4.2. Мотивация как фактор организации поведения
  • 4.3. Психофизиология эмоций
  • 4.3.1. Морфофункциональный субстрат эмоций
  • 4.3.2. Теории эмоций
  • 4.3.3. Методы изучения и диагностики эмоций
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIii. Психофизиология познавательной сферы Глава 5. Психофизиология восприятия
  • 5.1. Кодирование информации в нервной системе
  • 5.2. Нейронные модели восприятия
  • 5.3. Электроэнцефалографические исследования восприятия
  • 5.4. Топографические аспекты восприятия
  • Различия между полушариями при зрительном восприятии (л.ИЛеушина и др., 1982)
  • Глава 6. Психофизиология внимания
  • 6.1. Ориентировочная реакция
  • 6.2. Нейрофизиологические механизмы внимания
  • 6.3. Методы изучения и диагностики внимания
  • Глава 7. Психофизиология памяти
  • 7.1. Классификация видов памяти
  • 7.1.1. Элементарные виды памяти и научения
  • 7.1.2. Специфические виды памяти
  • 7.1.3. Временная организация памяти
  • 7.1.4. Механизмы запечатления
  • 7.2. Физиологические теории памяти
  • 7.3. Биохимические исследования памяти
  • Глава 8. Психофизиология речевых процессов
  • 8.1. Неречевые формы коммуникации
  • 8.2. Речь как система сигналов
  • 8.3. Периферические системы обеспечения речи
  • 8.4. Мозговые центры речи
  • 8.5. Речь и межполушарная асимметрия
  • 8.6. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе
  • 8.7. Электрофизиологические корреляты речевых процессов
  • Глава 9. Психофизиология мыслительной деятельности
  • 9.1. Электрофизиологические корреляты мышления
  • 9.1.1. Нейронные корреляты мышления
  • 9.1.2. Электроэнцефалографические корреляты мышления
  • 9.2. Психофизиологические аспекты принятия решения
  • 9.3. Психофизиологический подход к интеллекту
  • Глава 10. Сознание как психофизиологический феномен
  • 10.1. Психофизиологический подход к определению сознания
  • 10.2. Физиологические условия осознания раздражителей
  • 10.3. Мозговые центры и сознание
  • 10.4. Измененные состояния сознания
  • 10.5. Информационный подход к проблеме сознания
  • Глава 11. Психофизиология двигательной активности
  • 11.1. Строение двигательной системы
  • 11.2. Классификация движений
  • 11.3. Функциональная организация произвольного движения
  • 11.4. Электрофизиологические корреляты организации движения
  • 11.5. Комплекс потенциалов мозга, связанных с движениями
  • 11.6. Нейронная активность
  • Рекомендуемая литература
  • РазделIy. Возрастная психофизиология Глава 12. Основные понятия, представления и проблемы
  • 12.1. Общее понятие о созревании
  • 12.1.1. Критерии созревания
  • 12.1.2. Возрастная норма
  • 12.1.3. Проблема периодизации развития
  • 12.1.4. Преемственность процессов созревания
  • 12.2. Пластичность и сензитивность цнс в онтогенезе
  • 12.2.1. Эффекты обогащения и обеднения среды
  • 12.2.2. Критические и сензитивные периоды развития
  • Глава13. Основные методы и направления исследований
  • 13.1. Оценка эффектов возраста
  • 13.2. Электрофизиологические методы исследования динамики психического развития
  • 13.2.1. Изменения электроэнцефалограммы в онтогенезе
  • 13.2.2. Возрастные изменения вызванных потенциалов
  • 13.3. Реакции глаз как метод изучения познавательной активности в раннем онтогенезе
  • 13.4. Основные типы эмпирических исследований в возрастной психофизиологии
  • Глава 14. Созревание головного мозга и психическое развитие
  • 14.1. Созревание нервной системы в эмбриогензе
  • 14.2. Созревание основных блоков головного мозга в постнаталыюм онтогенезе
  • 14.2.1.Эволюционный подход к анализу созревания головного мозга
  • 14.2.2. Кортиколизация функций в онтогенезе
  • 14.2.3. Латерализация функций в онтогенезе
  • 14.3. Созревание мозга как условие психического развития
  • Глава 15. Старение организма и психическая инволюция
  • 15.1. Биологический возраст и старение
  • 15.2. Изменение организма при старении
  • 15.3. Теории старения
  • 15.4. Витаукт
  • Рекомендуемая литература
  • Цитированная литература
  • Содержание
  • 4.3.2. Теории эмоций

    Проблемы происхождения и функционального значения эмоций в поведении человека и животных представляют предмет постоянных исследований и дискуссий. В настоящее время существует несколько биологических теорий эмоций.

    Биологическая теория Дарвина. Одним из первых, кто выделил регуляторную роль эмоций в поведении млекопитающих, был выдающийся естествоиспытатель Ч.Дарвин. Проведенный им анализ эмоциональных выразительных движений животных дал основания рассматривать эти движения как своеобразное проявление инстинктивных действий, исполняющих роль биологически значимых сигналов для представителей не только своего, но и других видов животных. Эти эмоциональные сигналы (страх, угроза, радость) и сопровождающие их мимические и пантомимические движения имеют адаптивное значение. Многие из них проявляются с момента рождения и определяются как врожденные эмоциональные реакции.

    Каждому из нас знакомы мимика и пантомимика, сопровождающая эмоциональные переживания. По выражению лица человека и напряжению его тела довольно точно можно определить, что он переживает: страх, гнев, радость или другие чувства.

    Итак, Дарвин первым обратил внимание на особую роль в проявлении эмоций, которую играет мышечная система организма и в первую очередь те ее отделы, которые участвуют в организации специфических для большинства эмоций движений тела и выражений лица. Кроме того, он указал на значение обратной связи в регуляции эмоций, подчеркивая, что усиление эмоций связано с свободным внешним их выражением. Напротив, подавление всех внешних признаков эмоций ослабляет силу эмоционального переживания.

    Однако, кроме внешних проявлений эмоций, при эмоциональном возбуждении наблюдаются изменения частоты сердечного ритма, дыхания, мышечного напряжения и т.д. Все это свидетельствует о том, что эмоциональные переживания тесно связаны с вегетативными сдвигами в организме. Именно эти наблюдения дали основания для первой широко известной теории эмоций – теории Джеймса – Ланге.

    Теория Джеймса – Ланге – одна из первых теорий, пытавшихся связать эмоции и вегетативные сдвиги в организме человека, сопровождающие эмоциональные переживания. Она предполагает, что после восприятия события, вызвавшего эмоцию, человек переживает эту эмоцию как ощущение физиологических изменений в собственном организме, т.е. физические ощущения и есть сама эмоция. Как утверждал Джеймс:«мы грустим, потому что плачем, сердимся. потому что наносим удар, боимся, потому что дрожим».

    Теория неоднократно подвергались критике. В первую очередь отмечалось, что ошибочно само исходное положение, в соответствии с которым каждой эмоции соответствует свой собственный набор физиологических изменений. Экспериментально было показано, что одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать разные эмоциональные переживания. Эти сдвиги имеют слишком неспецифический характер и потому сами по себе не могут определять качественное своеобразие и специфику эмоциональных переживаний. Кроме того, вегетативные изменения в организме человека обладают определенной инертностью, т.е. могут протекать медленнее и не успевать следовать за той гаммой чувств, который человек способен иногда переживать почти одномоментно (например, страх и гнев или страх и радость).

    Таламическая теория Кеннона Барда. Эта теория в качестве центрального звена, ответственного за переживание эмоций, выделила одно из образований глубоких структур мозга – таламус (зрительный бугор). Согласно этой теории при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы сначала поступают в таламус, где потоки импульсации делятся: часть из них поступает в кору больших полушарий, где возникает субъективное переживание эмоции (страха, радости и др.). Другая часть поступает в гипоталамус, который, как уже неоднократно говорилось, отвечает за вегетативные изменения в организме. Таким образом, эта теория выделила как самостоятельное звено субъективное переживание эмоции и соотнесла его с деятельностью коры больших полушарий.

    Активационная теория Линдсли. Центральную роль в обеспечении эмоций в этой теории играет активирующая ретикулярная формация ствола мозга. Активация, возникающая в результате возбуждения нейронов ретикулярной формации, выполняет главную эмоциогенную функцию. Согласно этой теории эмоциогенный стимул возбуждает нейроны ствола мозга, которые посылают импульсы к таламусу, гипоталамусу и коре. Таким образом, выраженная эмоциональная реакция возникает при диффузной активации коры с одновременным включением гипоталамических центров промежуточного мозга. Основное условие появления эмоциональных реакций – наличие активирующих влияний из ретикулярной формации при ослаблении коркового контроля за лимбической системой. Предполагаемый активирующий механизм преобразует эти импульсы в поведение, сопровождающееся эмоциональным возбуждением. Эта теория, разумеется, не объясняет всех механизмов физиологического обеспечения эмоций, но она позволяет связать понятия активации и эмоционального возбуждения с некоторыми характерными изменениями в биоэлектрической активности мозга.

    Биологическая теория П.К.Анохина, как и теория Дарвина, подчеркивает эволюционный приспособительный характер эмоций, их регуляторную функцию в обеспечении поведения и адаптации организма к окружающей среде. Согласно этой теории в поведении живых существ условно можно выделить две основные стадии, которые, чередуясь, составляют основу жизнедеятельности: стадию формирования потребностей и стадию их удовлетворения. Каждая из стадий сопровождается своими эмоциональными переживаниями: первая, в основном, негативной окраской, вторая, напротив, позитивной. Действительно, удовлетворение потребности, как правило, связано с чувством удовольствия. Неудовлетворенная потребность всегда является источником дискомфорта. Таким образом, с биологической точки зрения эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс адаптации организма к среде в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов для его жизни.

    Итак, суть теории П.К.Анохина состоит в следующем: положительное эмоциональное состояние (например, удовлетворение какой-либо потребности) возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов выполненного действия точно совпадает с ожидаемым результатом, т.е. акцептором действия. Таким образом, положительная эмоция, связанная с удовлетворением потребности, закрепляет правильность любого поведенческого акта в том случае, если его результат достигает цели, т.е. приносит пользу, обеспечивая приспособление. Напротив, несовпадение получаемого результата с ожиданиями немедленно ведет к беспокойству (т.е. к отрицательной эмоции) и к дальнейшему поиску, который может обеспечить достижение требуемого результата, и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. С точки зрения Анохина, во всех эмоциях, начиная от грубых низших и заканчивая высшими социально обусловленными, используется одна и та же физиологическая архитектура функциональной системы.

    Информационная теория эмоций П.В.Симонова вводит в круг анализируемых явлений понятие информации. Эмоции тесно связаны с информацией, которую мы получаем из окружающего мира. Обычно эмоции возникают из-за неожиданного события, к которому человек не был готов. В то же время эмоция не возникает, если мы встречаем ситуацию с достаточным запасом нужных сведений. Отрицательные эмоции возникают чаще всего из-за неприятной информации и особенно при недостаточной информации, положительные – при получении достаточной информации, особенно когда она оказалась лучше ожидаемой.

    С точки зрения автора этой теории П.В. Симонова, эмоция – это отражение мозгом человека и животных какой-то актуальной потребности (ее качества и величины), а также вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

    где Э – эмоция, ее степень, качество и знак; П – сила и качество актуальной потребности; (Ин – Ис) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

    Из «формулы эмоций» видно, что небольшая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций. Напротив, возрастание вероятности достижения цели, т.е. удовлетворения потребности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом, приводит к возникновению положительных эмоций.

    Эта теория на первый план выдвигает оценочную функцию эмоций, которая всегда представляет собой результат взаимодействия двух факторов: спроса (потребности) и предложения (возможности удовлетворения этой потребности).

    Теория дифференциальных эмоций. Центральным положением этой теории является представление о существовании некоторого числа базисных эмоций, каждая из которых обладает присущими только ей мотивационными и феноменологическими свойствами. Базисные эмоции (радость, страх, гнев и др.) ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним проявлениям и могут взаимодействовать друг с другом, ослабляя или усиливая одна другую.

    Каждая эмоция включает три взаимосвязанных компонента: 1) нейронную активность мозга и периферической нервной системы (неврологический компонент); 2) деятельность поперечно-полосатой мускулатуры, обеспечивающей мимическую и пантомимическую выразительность и обратную связь в системе «тело/лицо-мозг» (выразительный компонент); 3) субъективное эмоциональное переживание (субъективный компонент). Каждый из компонентов обладает определенной автономностью и может существовать независимо от других (Изард, 1980).

    К сожалению, теория дифференциальных эмоций не дает удовлетворительного объяснения тому, как актуализируется та или иная эмоция, каковы внешние и внутренние условия ее пробуждения. Кроме того, недостатком этой теории является нечеткость в определении собственно базисных эмоций. Их число колеблется от четырех до десяти. Для выделения базисных эмоций используются эволюционные и кросскультурные данные. Наличие сходных эмоций у человекообразных обезьян и людей, а также у людей, выросших в разных культурах, свидетельствует в пользу существования ряда базисных эмоций. Однако способность эмоциональных процессов вступать во взаимодействие и образовывать сложные комплексы эмоционального реагирования затрудняет четкое выделение фундаментальных базисных эмоций.

    Нейрокультурная теория эмоций была разработана П.Экманом в 70-е годы XX века. Как и в теории дифференциальных эмоций, ее исходными положениями является представление о шести основных (базисных) эмоциях. Согласно этой теории экспрессивные проявления основных эмоций (гнева, страха, печали, удивления, отвращения, счастья,) универсальны и практически не чувствительны к воздействию факторов среды. Другими словами, все люди практически одинаково используют мышцы лица при переживании основных эмоций. Каждая из них связана с генетически детерминированной программой движения лицевых мышц.

    Тем не менее принятые в обществе нормы социального контроля определяют правила проявления эмоций. Например, японцы обычно маскируют свои отрицательные эмоциональные переживания, искусно демонстрируя позитивное отношение к событиям. О механизме социального контроля проявления эмоций свидетельствуют так называемые кратковременные выражения лица. Они фиксируются во время специальной киносъемки и отражают реальное отношение человека к ситуации, чередуясь с социально нормативными выражениями лица. Длительность таких подлинных экспрессивных реакций составляет 300 – 500 мс. Таким образом, в ситуации социального контроля люди способны контролировать выражения лица в соответствии с принятыми нормами и традициями воспитания.

    Из всего вышеизложенного следует, что единой общепринятой физиологической теории эмоций не существует. Каждая из теорий позволяет понять лишь некоторые стороны психофизиологических механизмов функционирования эмоционально-потребностной сферы человека, выводя на первый план проблемы: адаптации к среде (теории Дарвина, Анохина), мозгового обеспечения и физиологических показателей эмоциональных переживаний (таламическая и активационная теории, теория Экмана), вегетативных и гомеостатических компонентов эмоций (теория Джеймса – Ланге), влияния информированности на эмоциональное переживания (теория Симонова), специфики базисных эмоций (теория дифференциальных эмоций).

    Многообразие не согласованных друг с другом подходов осложняет воссоздание целостной картины и свидетельствует о том, что появление единой логически непротиворечивой теории эмоций, видимо, дело отдаленного будущего.

    (Анохин П.К., 1949). Рассматривает эмоции в плане дарвиновской концепции об эволюции полезных приспособлений. Эмоции в онто– и филогенезе возникают в связи с формированием потребностей. Неудовлетворенным потребностям соответствуют отрицательные эмоции, удовлетворенным – положительные. Закрепление эмоциональных проявлений происходит по механизмам деятельности функциональной системы и акцептора действия. При совпадении сигналов обратной афферентации с акцептором действия возникают положительные эмоции, если же эти сигналы не совпадают с акцептором действия – отрицательные. Такого рода закономерность распространяется не только на биологические потребности, но и на социально обусловленные. В образовании эмоций, таким образом, придается большое значение оценке результатов действия до его совершения, что соответствует положению И.П. Павлова о присущем любому условно-рефлекторному акту предсказывающем, "предупредительном" компоненте деятельности.

    • - Этимология. Происходит от лат. actus - действие, движение. Авторы. Arnold ; Lindsey . Категория. Теория эмоций. Специфика...
    • - см. теория эмоций...

      Большая психологическая энциклопедия

    • - Т. э. Дж.-Л. сразу же после ее опубликования в труде Джемса «Принципы психологии» превратилась в предмет многочисленных научных дискуссий...

      Психологическая энциклопедия

    • - Биологическая теория эмоций Анохина - теория возникновения положительных эмоций, согласно которой нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение акцептора действия, как...

      Психологический словарь

    • - Двухкомпонентная теория эмоций С. Шехтера - теоретический конструкт, объясняющий возникновение эмоций. По мнению Шехтера, переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов...

      Психологический словарь

    • - Теория активации эмоций - теория эмоций; Lindsey), происходит из более старой таламической теории У. Кеннона - и Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга...

      Психологический словарь

    • - Выделение в деятельности любого живого организма и в формировании присущих ему поведенческих актов замкнутых образований с обязательным наличием канала обратной афферентации, информирующей о результатах действия...
    • Толковый словарь психиатрических терминов

    • - Психофизиологическая теория, связывающая появление эмоций с периферическими изменениями, возникающими сугубо рефлекторно, без непосредственной реакции высших центров на внешние впечатления...

      Толковый словарь психиатрических терминов

    • - Основное значение в происхождении эмоций придается центральным нервным механизмам, и в первую очередь таламусу и подкорковым центрам...

      Толковый словарь психиатрических терминов

    • - См. Отчуждение чувств...

      Толковый словарь психиатрических терминов

    • - Возникновение эмоций рассматривается в связи с адекватностью информационного запаса организма реальной ситуации...

      Толковый словарь психиатрических терминов

    • - Член-корреспондент РАМН; родилась 24 мая 1932 г.; работает в государственном научном центре наркологии Минздравмедпрома России; направление научной деятельности: наркология...
    • - Род. в г. Тбилиси. Образование среднее. Печатается как поэт с 1949: газ. "Таганрогская правда", "Молот". Автор пьес: Приемная мать; Зеркало; Волшебное эхо; Гуси-лебеди; Сказки Тихого Дона...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - теория, согласно которой эмоциональное состояние человека является производным от состояния его внутренних органов...

      Большой медицинский словарь

    • - Автор. С.Шехтер. Категория. Теоретический конструкт, объясняющий возникновение эмоций. Специфика. По мнению Шехтера, переживание эмоций обусловлено сочетанием двух факторов...

      Большая психологическая энциклопедия

    "Анохина биологическая теория эмоций" в книгах

    автора Александров Юрий

    2.6. Теория П.К. Анохина как целостная система представлений

    Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

    2.6. Теория П.К. Анохина как целостная система представлений Итак, первое важнейшее преимущество и признак, отличающий ТФС от других вариантов системного подхода, – введение представления о результате действия в концептуальную схему. Таким образом, ТФС, во-первых,

    Глава 3. Природа эмоций. Роль эмоций в эволюции жизни

    Из книги Сущность и Разум. Том 1 автора Левашов Николай Викторович

    Глава 3. Природа эмоций. Роль эмоций в эволюции жизни Эмоции... чувства, - переживания, волнения, страдания, вдохновение и разочарование, любовь и ревность, возвышенность и безысходность и многие другие проявления нашей души заполняют нашу жизнь от первого крика, с которым

    10.6. Неживая и живая природа (биологическая теория эволюции)

    Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    10.6. Неживая и живая природа (биологическая теория эволюции) Всем хорошо известно, что бесконечно многообразная окружающая нас природа распадается на живую и неживую. Уже в древности людям было вполне понятно, что любой живой организм сильно отличается от любого неживого

    Биологическая теория эволюции. Неживая и живая природа

    Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    Биологическая теория эволюции. Неживая и живая природа Всем хорошо известно, что бесконечно многообразная окружающая нас природа распадается на живую и неживую. Уже в древности людям было вполне понятно, что любой живой организм сильно отличается от любого неживого

    Неживая и живая природа. Биологическая теория эволюции

    Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич

    Неживая и живая природа. Биологическая теория эволюции Всем хорошо известно, что бесконечно многообразная окружающая нас природа распадается на живую и неживую. Уже в древности людям было вполне понятно, что любой живой организм сильно отличается от любого неживого

    БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БРОЖЕНИЙ

    Из книги 100 великих научных открытий автора Самин Дмитрий

    БИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ БРОЖЕНИЙ В 1680 году голландец Антони Ван-Левенгук впервые увидел пивные дрожжи в свой самодельный микроскоп. Он описал их в письме, адресованном в Королевское общество, и дал рисунок, на котором видны почкующиеся круглые клетки, образующие скопления.

    3. Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория ERG К… Альдерфера

    Из книги Менеджмент: конспект лекций автора Дорофеева Л И

    ВОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА АНОХИНА

    Из книги Секреты атлетизма автора Шапошников Юрий

    ВОЛЕВАЯ ГИМНАСТИКА АНОХИНА В начале XX века большую известность снискала система физического развития русского атлета доктора А. К. Анохина (псевдоним Б. Росс). Книги с описанием системы Анохина выдержали семь изданий при жизни автора, даже далекий от спорта журнал «Нива»

    Теория эмоций Кэннона – Барда

    автора Клейнман Пол

    Теория эмоций Кэннона – Барда В 1930?х годах Уолтер Кэннон и Филипп Бард разработали в качестве аргумента против описанной выше теории Джеймса – Ланге свою теорию. По утверждению психологов, физиологические реакции и эмоции происходят одновременно. Эмоция возникает,

    Теория эмоций Шехтера – Сингера

    Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

    Теория эмоций Шехтера – Сингера Двухфакторная теория эмоций Шехтера – Сингера была разработана в 1952 году Джеромом Сингером и Стэнли Шехтером. Она представляет собой пример когнитивного подхода к эмоциям. Согласно этой теории, на первом этапе формирования эмоции

    Теория эмоций Лазаруса

    Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

    Теория эмоций Лазаруса Познавательная теория эмоций, разработанная в 1990?х годах Ричардом Лазарусом, утверждает, что любой эмоции или физиологической активации организма непременно предшествует мысль. Иными словами, прежде чем у вас возникнет какая-либо эмоция,

    85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ

    Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

    85. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИЙ. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЭМОЦИЙ Эмоции – это более широкое понятие, чем чувства. В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для

    Волевая гимнастика Анохина

    Из книги Уникальная система изометрических упражнений Железного Самсона автора Драбкин Александр Семенович

    Волевая гимнастика Анохина В начале XX века большую известность снискала система физического развития доктора А.К. Анохина. Книги с описанием системы Анохина выдержали 7 изданий при жизни автора, даже далекий от спорта журнал «Нива» в 1909 году опубликовал ее полностью,

    Биологическая теория памяти

    Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

    Биологическая теория памяти Сторонники этой теории считают, что:1. Память имеет двухступенчатый характер запоминания.2. Физиологические изменения в мозгу вызывает кратковременная, ежесекундная реакция.3. Физиологические изменения имеют обратимый характер и являются

    Эмоции

    Эмоции (франц. emotion , от лат. emovere - возбуждать, волновать) - физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека - от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социаль­ного жизнеощущения. <.. .>

    Эволюция эмоций. Если исходить из того, что эмоции пред­ставляют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь организм и приобретают ярко выраженный " субъективный характер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмоций, когда и как они появились в процессе эволюции?

    На основании дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим условиям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержаться в; ! процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утон­ченные эмоциональные состояния человека, если бы они не по- i служили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они давно были бы устранены естественным отбором.

    В чем же состоит это более совершенное приспособление?

    Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим" g состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом?! полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкрет­ный механизм ответной реакции организма. Именно это свой­ство организма - определять благодаря эмоции качество воз­действия с помощью самого древнего и универсального крите­рия всего живого на Земле - выживаемости - и придало эмо­циям универсальное значение в жизни организма. Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воз­действий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состоя­ния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знамена­телю: полезно или вредно для него данное воздействие.

    Насколько важна эта интеграция организма в эмоциональ­ном состоянии, можно видеть на примере простой болевой эмо­ции, которая в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.

    Допустим, что имеется какое-то травматическое поражение суставной сумки. Как известно, такое поражение создает край­не тягостное болевое ощущение, болевую эмоцию. Какие сред­ства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создаются исклю­чительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых суставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях ограничивающим фактором является только ощущение боли. Организм человека осуществляет в этих случаях много­численные движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», помогающего организ­му воздержаться от несовместимых с жизнью движений («щажение» в медицинской практике).

    Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоровью движений производился бы на основе каких-либо дру­гих критериев, например степени натяжения мышцы, угла от­клонения в суставе и т. д., как сразу же станут ясными все со­вершенство универсального характера эмоциональных состоя­ний и крайняя выгодность их в приспособительном смысле. Практически весь жизненный опыт человека, начиная с первых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на основе учета объективных параметров вредящего агента (на­пример, острота повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т. д.), а на основе именно того «общего знамена­теля», который выражается эмоциональным состоянием: «боль­но», «неприятно». <...>

    Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребно­стям и отправлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопутствует соответствующий эмоциональный то­нус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

    Многочисленные факты, установленные психологами и фи­зиологами, демонстрируют некоторый единый план в архитекту­ре живого организма, благодаря которому все разнообразные его функции санкционируются или отвергаются на основании одного и того же принципа - принципа их соответствия сфор­мировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию. <...>

    Биологическая теория эмоций. ...Теории эмоциональных со­стояний отличаются одной чертой, которая и является причи­ной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эво­люции, как приспособительный фактор в жизни животного ми­ра. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полез­ных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состоя­ния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни по­явиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследствен­ностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощуще­ний в осуществлении жизненно важных функций организма.

    Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека, в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют ос­нову жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы на­звать стадией формирования потребностей и основных влечений, . а вторую - стадией удовлетворения этих потребностей. Внима­тельный анализ поведения животных и человека показывает, что такая классификация вполне приемлема для всех видов вле­чений и для любого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмоциональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний организма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, созда­ющий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потребности связаны с определенным эмоцио­нальным состоянием, большей частью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потребности или выполне­ние какой-то функции, которая устраняет назревшую потреб­ность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения).

    Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с био­логической точки зрения, то надо будет признать, что эмоцио­нальные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий процесс в его оптимальных границах и преду­преждающий разрушительный характер недостатка или избыт­ка каких-либо факторов жизни данного организма.

    Обычно удовлетворение какой-либо биологической потребно­сти человека не является только простым устранением этой потребности, имеющей тягостный характер. Как правило, удов­летворение, устраняя потребность, сопровождается самостоя­тельным подчеркнутым положительным эмоциональным пережи­ванием. Следовательно, с широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный подкреп­ляющий фактор, который толкает организм на устранение ис­ходной потребности.

    С точки зрения физиологической перед нами стоит задача: раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конеч­ном итоге приводят к возникновению и отрицательного (по­требность), и положительного (удовлетворение) эмоционально­го состояния. И прежде всего необходимо проанализировать во­прос: в силу каких именно конкретных механизмов удовлетво­рение потребности создает положительное эмоциональное со­стояние.

    Биологическая теория эмоций (Анохин, 1949) построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональ­ные реакции.

    Основным признаком положительного эмоционального со­стояния является его закрепляющее действие, как бы санкцио­нирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только в определенном случае, именно когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полезным эф­фектом. Только в этом последнем случае формируется и ста­новится закрепляющим фактором положительная эмоция. Мож­но взять для примера такой грубый эмоциональный акт, как акт чихания. Всем известен тот гедонический и протопатический характер ощущения, которое человек получает при удач­ном чихательном акте. Точно так же хорошо известно и обрат­ное: неудавшееся чихание создает на какое-то время чувство неудовлетворенности, неприятное ощущение чего-то незакончен­ного. Подобные колебания в эмоциональных состояниях при­сущи абсолютно всем жизненно важным отправлениям живот­ного и человека. Именно для подобных жизненно важных актов эмоция и сложилась в процессе эволюции как фактор, закреп­ляющий правильность и полноту совершенного акта, его соот­ветствие исходной потребности.

    Как же центральная нервная система «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последовательности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опорожнение тазовых органов, ка­шель, чихание, половой акт и т. д.)? Для ответа на этот вопрос необходимо ввести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удов­летворения какой-либо потребности предшествует формирова­ние центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия - «акцептора действия» и посылка множе­ства эфферентных возбуждений, идущих к самым различным органам и частям той системы, которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успешности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в головной мозг аф­ферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистри­руют последовательные этапы выполнения функции («обратная афферентация»).

    Оценка акта в целом невозможна без такой точной инфор­мации о результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений. Такой механизм является абсолютно обя­зательным для каждой функции, и организм был бы немедлен­но разрушен, если бы этого механизма не существовало.

    Каждый на своем опыте знает, что всякая неудача в выпол­нении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворен­ности, трудности и беспокойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферического акта, именно результатив­ный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с центральной посылкой.

    Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедше­го действия точнейшим образом отражает все компоненты по­ложительного результата и потому точно совпадает с аппара­том акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетво­рения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полноценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение обратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ве­дет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые привели бы к формированию полноценного периферического акта и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворе­ния. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эффектных воз­буждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмоциональные состояния от полноценного или неполноценного пери­ферического акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на. ; другой эфферентной основе.

    Из формулировки биологической теории эмоций явствует, что Джемс и Ланге в своей теории уловили правильный мо­мент в развитии эмоциональных состояний, во всяком случае в появлении тех эмоциональных состояний, которые связаны с жизненно важными отправлениями.

    Однако, фиксируя внимание на периферии, Джемс и Ланге, естественно, не могли раскрыть тот истинный центральный ме­ханизм (совпадение с акцептором действия), который является обязательным и решающим условием для возникновения поло­жительной эмоции (Анохин, 1949).

    С другой стороны, Кеннон и Бард, фиксируя внимание на центральном субстрате, в какой-то степени были также правы, поскольку конечный момент формирования эмоционального состояния совпадает именно с областью подкорковых аппаратов. Однако фиксация ими внимания только на центральном меха­низме не давала им возможности раскрыть истинный механизм центрально-периферических взаимоотношений в формировании эмоций, ощущений. Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые составляют область эмоциональной жизни человека. Мно­гие из этих эмоций, особенно болевая эмоция, не требуют по­степенного увеличения потребности, они возникают внезапно, и только простое устранение такой эмоции создает положитель­ное ощущение. Однако, несмотря на все эти изменения в дета­лях развития различных эмоций, архитектурный план возник­новения эмоций остается тем же. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребности, воз­никшие, например, от каких-либо социальных факторов (пусть это будет потребность в разрешении какой-то сложной техни­ческой проблемы, потребность в коллекционировании), завершаются уже высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпадут t ; исходным замыслом (акцептор действия).

    Есть основание полагать, что во всех эмоциях, начиная от грубых низших растительных эмоциональных состояний и кон­чая высшими социальными эмоциями, используется одна и та же физиологическая архитектура. Однако эта физиологическая архитектура может рассматриваться только как общая законо­мерность, присущая жизненным явлениям различной степени сложности, но ни в коей мере не делающая их тождественными по их качественному характеру, по их содержанию. Подобные общие закономерности уже известны из области кибернетики. Именно эта закономерность - закономерность формирования ап­парата оценки результатов действия до совершения самого дей­ствия и получения его результатов - является общей для раз­личных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях. Не удивительно, что на основе именно этой закономерности и по этой универсальной архитектуре произошло и развитие эмоцио­нальных состояний человека - от первичных примитивных ра­стительных ощущений до высших форм удовлетворения в спе­цифически человеческой деятельности.


    Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого - стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

    Он рассматривает эмоциональные состояния "как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира". При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

    Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.

    Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

    Активационная теория Д. Линдсли

    В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

    Активация - "нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры".

    Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. "Гипотетический активизирующий механизм" преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется "эмоциональным возбуждением".

    Согласно представлениям П. Мак-Лина, в формировании мотивационно-эмоциональных состояний играют роль два круга: амигдалярный и септальный . Первый связан с пищевыми и защитными реакциями, второй - преимущественно с половыми.

    Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору головного мозга. Она же, в свою очередь, на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

    У человека и животных существует функциональная, межполушарная асимметрия . Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные - с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая - положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.

    Трудности в определении локализации эмоциогенных структур мозга у животных были в значительной степени преодолены после открытия в 1954 г. Дж. Олдсом и П. Милнером феномена внутримозгового самораздражения . Крыса получала возможность, нажимая на педаль, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные в мозг электроды различные его отделы. Высокий уровень положительного подкрепления в тех случаях, когда электрод находился в положительной эмоциогенной структуре ("зоны награды", "центры удовольствия", "система поощрения"), приводил к выработке инструментального условного рефлекса в течение нескольких минут.

    "Зоны награды" созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Системы отрицательного подкрепления ("зоны наказания") также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни. Если электрод вживлен в "зону наказания", животное, замкнув один раз цепь тока, в дальнейшем избегает нажимов на педаль.

    Таким образом, по стремлению животного к максимизации или минимизации электростимулирования данной "точки" можно отнести ее к системам положительного или отрицательного подкрепления.

    Гипоталамическая теория Э. Гельгорна

    Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.

    Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма, так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.

    Концепция Арнольда

    Концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. В классификации эмоций М. Арнолд делит эмоции на положительные и отрицательные, критерием этого деления является тенденция (возможность) к действию по сближению/ удалению с объектом.