Болезни Военный билет Призыв

Биография. "Демьян Бедный умер от страха". Как демьян бедный из крестьянина превратился в классика пролетарской революции и чем он прогневал сталина

Демьян Бедный — поэт, писатель СССР, попавший в опалу при Сталине.

Творчество Демьяна Бедного несколько противоречиво. Он, будучи талантливым от природы, вынужден был идти на поводу системы.

Демьян Бедный неслучайно взял себе этот псевдоним, отказавшись от своего родного имени Ефим Придворов, поскольку он хотел подчеркнуть свое самое простое происхождение: сын чернорабочего.

Он родился в Херсонской области в 1883 году, прошёл обычное обучение для бедняков того времени в сельской школе, а затем обучался на военного фельдшера и поступил в Петербургский университет. И это уже необычно для бедняка, но именно своим живым умом, тягой к знаниям и врожденным талантом отличался этот писатель и поэт.

Первые уверенные шаги

Уже с 1912 года он уверенно начал свою литературную биографию, его творчество попало на страницы ведущих на то время большевистских изданий. Из-под пера писателя с живым умом и выразительной речью выходили песни, басни, сатирические фельетоны, стихи. Одной из первых знаменитых стала поэма «Про землю, про волю, про рабочую долю», которая была опубликована как раз в год революции 1917. Затем последовали аналогичные по тематике поэмы, например, «Главная улица». Он смело заявил о себе на литературной и политической арене в 20-ые годы. Большевикам, да и простому народу, настолько пришлось по вкусу его творчество, что всерьез проводилась полемика о необходимости взять поэзию Демьяна Бедного за образец всего советского литературного творчества. О популярности говорит этот факт, что даже появился город, который был назван в честь поэта. Довольно известное поселение в Пензенской области (Спасск), было переименовано в Беднодемьяновск, историческое название города вернулось лишь в 2005 году по указу президента России.

Восхищение талантом

Даже такие ближайшие соратники и, по большому счёту конкуренты, как , отзывались о творчестве и Демьяна, как о прекрасно написанных, удивительных своей точностью произведениях. Уже в 1918 году, то есть практически через год после революции, новое правительство выделило поэту огромную квартиру не где-нибудь, а в большом Кремлевском дворце, куда он перевёз жену и детей, даже няню для них и тёщу. У Бедного была настоящая страсть к литературе, самообразованию, он собрал потрясающую библиотеку, которой с удовольствием пользовался и сам Сталин. Еще до того, как Сталин в полной мере захватил власть в свои руки, Бедный подружился с ним, найдя в его лице соратника и понимающего человека. Стоит сказать заранее, что такая доверительная дружба и хорошие отношения сохранились не навсегда. Когда власть полностью сосредоточилась в руках Сталина, он принялся активно пересматривать и зачищать свое окружение, и в опалу попал в сам Демьян.

Взлеты и падения

Во многом опала со стороны власти и самого Сталина стала результатом мрачности общественных устоев того времени, восхваления, доносов, откровенных кляуз. Собственно, жертвой системы стал и сам Демьян Бедный, хотя в своих поэмах он вынужден было восхвалять власть на все лады.

Сталин характеризовался подозрительностью, особенно усилилась эта черта, когда он стал у руля огромного государства. Повсюду были доносчики и откровенные клеветники. Так, существует мнение, что к Демьяну Бедному, который всегда был острым на язык, впрочем, как и любой поэт, был приставлен осведомитель, который слушал, о чём говорит первый поэт государства и доносил вождю. При этом слова Демьяна многократно перевирали, искажали, и зачастую они обретали совершенно противоположный смысл. Например, как-то он обедал вместе со Сталиным и, придя домой, заявил, что ему очень понравился десерт из клубники. Но Сталину донесли это совсем в ином свете. Дескать, возомнивший себя великим поэт недоволен, что Сталину подают такие блюда, в то время как люди в стране голодают.

Доподлинно неизвестно, насколько верил Сталин таким и кляузам, ведь он прекрасно понимал, что людьми в его окружении движет страха, а доносы становятся обычным делом. Однако факт остается фактом, уже с конца 20-ых годов Сталин стал планомерно делать всё, чтобы Демьян Бедный хорошо прочувствовал опалу и травлю.

Отношение к власти

Нельзя сказать, что Бедный был абсолютно невинной овечкой, которую клеймили позором завистники и клеветники по указке Сталина. Нельзя не признать его литературный талант, умение четко, кратко и ясно излагать мысли, создавать безупречные по стихотворной форме произведения, ироничные. Однако он был не из таких людей, которые способны идти против системы.

Опала началась с самого начала 30-ых годов, когда Сталин прямо осудил произведения Демьяна бедного, заметив, что поэт клевещет на СССР и представляет его в искаженном свете, не соответствующем действительности.

Газеты практически перестали его печатать, Бедный по своей привычке всё ещё пытался достучаться до Сталина и доказать, что травля, возникшая вокруг него, абсолютно напрасна. Однако на апелляцию к первому лицу государства поэт получил ещё большую отповедь, когда в своем письме Иосиф Сталин прямо заявлял, что Демьян, взяв удачный старт, превратился в критикана, который преподносит народы СССР и их прошлое в совершенно искаженном свете.

Писатель был вынужден начать писать хвалебные и даже восторженные опусы власти и большевикам, восхваляя каждый их шаг. Например, одна из известных и трагических историй нашей страны — это снос храма Христа Спасителя в Москве, который осуществился 5 декабря 1931 года. Конечно, это было одно из самых центральных событий в жизни страны, поскольку Храм был символом веры, и такой решительный шаг означал твёрдые убеждения верхушки порвать с религиозным в прошлом. Демьян Бедный сочинил восторженную поэму относительно этого трагического события, сравнив храм с сором, от которого необходимо избавляться. Далее были не менее восторженные поэмы, критикующие крещение Руси и другие факты. Однако такое рвение не только не помогло поэту вернуть расположение властей, но и усугубило положение.

Последние годы жизни

Апофеозом преследований стало исключение в 1938 году поэта из партии, это сопровождалось унизительной формулировкой «моральное разложение». Материальное положение поэта сильно пошатнулась, но еще хуже было его моральное состояние. Вскоре началась Вторая Мировая Война и Бедный, понимая всю трагедию жизни своей родины, несколько отвлекся от преследовавших его личных неудач, он вновь сосредоточился на творчестве, сменил псевдоним на Демьян Боевой. Он создавал свои поэмы, восхваляющие героизм народа, солдат, не переставая при этом упоминать о величайших заслугах Сталина. К сожалению, маятнику судьбы так и не удалось качнуться в обратном направлении. После окончания войны травля продолжилась, хотя Демьян возлагал большие надежды на послевоенный период, характеризовавшийся обновлением страны, светлыми надеждами на достойное будущее.

Поняв, что ожидания его больше не оправдаются, поэт потерял смысл жизни и скоропостижно умер 25 мая 1945 года. Даже после смерти его произведения, которые он еще не успел издать при жизни, были в буквальном смысле разгромлены литературной критикой. Но некоторое послабление пришло после смерти Сталина. В 1956 году Демьян Бедный был восстановлен в КПСС посмертно, к его поэзии вновь возродился интерес. Город, названный его именем, не переименовали, это случилось только после распада СССР.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Демья́н Бе́дный (настоящее имя Ефи́м Алексе́евич Придворов; 1 апреля 1883, Губовка, Александрийский уезд, Херсонская губерния - 25 мая 1945, Москва) - русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель. Член РСДРП(б) с 1912 года.

Е. А. Придворов родился 1 (13) апреля 1883 года в селе Губовка (ныне Александрийского района Кировоградской области Украины) в семье крестьянина.

Испытав в детстве большое влияние дяди, народного обличителя и атеиста, взял его деревенское прозвище в качестве псевдонима.

Псевдоним этот также упомянул в своём стихотворении «О Демьяне Бедном, мужике вредном».

В 1896-1900 годах учился в военно-фельдшерской школе, в 1904-08 - на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Первые стихи вышли в свет в 1899 году. Они были написаны в духе казённого монархического «патриотизма» или романсовой «лирики». Член РСДРП с 1912 года, с того же года публиковался в «Правде». Первая книга «Басни» вышла в 1913 г. В годы гражданской войны вёл агитационную работу в рядах РККА, за что награждён в 1923 году орденом Красного Знамени (первое награждение за литературную деятельность в СССР). В своих стихотворениях тех лет превозносил Ленина и Троцкого.

Во время внутрипартийной борьбы 1926-1930 годах стал активно и последовательно отстаивать линию И. В. Сталина, за что получил различные жизненные блага, включая квартиру в Кремле и регулярные приглашения на встречи с партийным руководством. Демьян Бедный был крупным библиофилом, хорошо разбиравшимся в истории книги, собрал одну из крупнейших частных библиотек в СССР (свыше 30 тыс. томов). Начало публиковаться полное собрание его сочинений (прервано на 19 томе). В 1920-х гг. большое количество брошюр с его агит-стихами вышло массовым тиражом в столицах и провинции.

В 1930 году Демьян Бедный всё чаще подвергается критике за антирусские настроения (выраженные в его фельетонах «Слезай с печки», «Без пощады» и др.).

После критики вождя Бедный стал писать подчёркнуто партийные стихи и басни («Диво дивное коллективное», «Ёж» и др.). В стихах 1930 годов Демьян постоянно цитирует Сталина, а также использует слова Сталина в качестве эпиграфов. Новый скандал и большое недовольство Сталина вызвала найденная НКВД тетрадка с записями оскорбительных характеристик, которые пьяный Демьян давал видным деятелям партии и правительства.

В 1936 году поэт написал либретто комической оперы «Богатыри» (о крещении Руси), которая возмутила посетившего спектакль Молотова, а затем и Сталина. Комитет по делам искусств в специальном постановлении резко осудил спектакль как антипатриотический. В 1938 году Демьян Бедный был исключён из партии и из Союза писателей с формулировкой «моральное разложение». Его перестали печатать, но тем не менее, объекты, носившие его имя (город Беднодемьяновск), переименованы не были. Попавший в опалу Демьян Бедный бедствовал, был вынужден продать свою библиотеку. Он сочинял новые хвалы Ленину-Сталину, но в разговоре с родственниками крайне негативно отзывался о вожде и остальной партийной верхушке. Сталин знал об этом, но подвергать поэта репрессиям не стал и на этот раз.

С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, сначала под псевдонимом Д. Боевой, потом к концу войны, под первоначальным псевдонимом. В «военных» стихах и баснях Бедный полностью противоречил своим произведениям, написанным в 1930-х годах, призывал братьев «помянуть старину», утверждал, что верит «в свой народ» и при этом продолжал восхвалять Сталина. Новые «стихи» Демьяна так и остались незамеченными. Не сумел он вернуть и прежнее положение, и расположение вождя.

Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому издания Д. Бедного 1950 и 1951 годы за «грубейшие политические искажения»: в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС.

Родился Д. Б. 1 (13) апреля 1883 г. в дер. Губовке Александрийского уезда Херсонской губ. Это большое украинское село, прорезанное рекой Ингул, отделяющей левую - украинскую часть села от правой, издавна занятой военно-поселенцами. Дед Д. Б., Софрон Федорович Придворов, хорошо еще помнил времена поселенчества. Мать, Екатерина Кузьминична, была родом украинская казачка из селения Каменки. Женщина исключительно красивая, крутая, жестокая и распутная, она глубоко ненавидела своего мужа, жившего в городе, и всю свою тяжелую ненависть вымещала на сыне, которого родила, когда ей было только 17 лет. Пинками, побоями и бранью она вселила мальчику ужасающий страх, который постепенно превратился в непреодолимое, навсегда оставшееся в душе отвращение к матери. "...Незабвенная пора, золотое детство..." - иронически вспоминает потом эту пору своей жизни поэт. Ефимке едва минуло 4 года. Был праздник, - ужасная духота. По обыкновению избитый и заплаканный, Ефимка, плетясь за матерью, очутился у лавочника Гершки. Забившись в угол, он стал невольным свидетелем бесстыдной сцены, разыгравшейся тут же на мешках, на глазах потрясенного ребенка. Мальчик горько заплакал, а мать всю дорогу остервенело лупила его палкой. Отец, Алексей Сафронович Придворов, служил в городе, в 20 верстах от Губовки. Приходя домой на побывку, он бил жену смертным боем, и та сторицей возвращала побои сыну. Возвращаясь к себе на службу, отец нередко уводил с собой Ефимку, который, как праздника, дожидался этих счастливых передышек. До 7 лет Ефим жил в городе, где и научился грамоте, а потом до 13 лет в деревне с матерью. Против материнского дома, прямо через дорогу, находились шинок (кабак) и сельская "расправа". По целым дням сидел на завалинке Ефимка и смотрел в лицо деревенской жизни. Безгласная, безмолвная, порабощенная Русь, набравшись смелости в кабаке, дико горланила похабные песни, мерзостно сквернословила, бушевала, буянила и потом смиренно искупала свои кабацкие ереси покаянием в "холодной". Тут же, бок о бок с "холодной", где шла борьба с индивидуальными пороками перепившихся губовцев, развертывалась во всю крикливую ширь губовская жизнь на поле общественной борьбы: галдели деревенские сходки, шатались понурые неплательщики, орали и требовали недовольные жалобщики и, гремя всеми струнами деревенской юстиции, "расправа" вселяла губовским мужикам уважение к основам помещичьего строя. А мальчик слушал и поучался. Не раз среди действующих лиц приходилось встречать ему собственную мать. Екатерина Кузьминична редко бывала дома и, с увлечением предаваясь попойкам и дракам, немало способствовала отступлениям от форменного и узаконенного порядка в Губовке. Изголодавшись, мальчик стучался в первую попавшуюся избу. "Так сызмала, - говорил Д. Б улыбаясь, - я приучался к общественному питанию: куда придешь, там и дом твой". По вечерам, забравшись на печку, Ефимка делился с дедом запасом житейских наблюдений. А в воскресные дни дед брал с собой внука в кабак, где в пьяном чаду довершалось житейское образование мальчика. Дома навеселе дед любил вспоминать о старине, о поселенческих временах, об уланах и драгунах, стоявших постом по всей Херсонщине. И подогретое водкой воображение деда охотно рисовало идиллические картины крепостной старины. "Как, бывало, за поселение..." - начинал дед. Выходило так, что лучшего порядка, чем патриархальная старина, и желать нельзя. Всякое нововведение тут ненужная вставка. Но в трезвом виде дед говорил другое. С ненавистью рассказывал он внуку об аракчеевщине, о милостях барских: как поселенцев наказывали палками, как мужиков в Сибирь ссылали, а баб, оторванных от грудных детей, превращали в собачьих кормилок. И рассказы эти навеки врезались в памяти Ефимки. "О многом мне поведал дед. Суровы были и несложны Его рассказы и ясны, И были после них тревожны Мои младенческие сны..." Для живого и впечатлительного мальчика наступило время тяжелых размышлений. Он хватал на лету рассказы деда и бился в тревожных думах. С одной стороны, дед как бы требовал оправдания крепостному строю, с другой - он поселял заклятую ненависть к старине бытовой правдой своих рассказов. И незаметно в мозгу Ефимки рождалось смутное представление о двух правдах: одной - елейной и примиряющей, приукрашенной мечтательной ложью деда, и другой - суровой, несговорчивой и беспощадной правде мужицкой жизни. Эту двойственность поддерживало в мальчике и деревенское воспитание. Рано научившись грамоте, он под влиянием деревенского попа начал читать псалтырь, "Четьи-Минеи", "Путь ко спасению", "Жития святых" - и это направило воображение мальчика на ложный и органически чуждый ему путь. Постепенно в нем даже сложилось и утвердилось желание уйти в монастырь, но дед обидно высмеивал религиозные мечтания мальчика и в своих словоохотливых беседах немало внимания уделял лицемерию и плутням попов, церковному обману и проч. Ефимку определили в сельскую школу. Учился он хорошо и охотно. Чтение окунуло его в сказочный мир. Он вытвердил на память "Конька-Горбунка" Ершова и почти не расставался с "Разбойником Чуркиным". Каждый пятак, попадавший ему в руки, он мигом превращал в книжку. А пятаки водились у мальчика. Дом Придворовых по своему стратегическому положению (против "расправы" и шинка и недалеко от дорожного тракта) был чем-то вроде заезжего двора. Сюда заглядывали и становой, и урядник, и сельские власти, и проезжающие обозы, и конокрады, и дьячок, и вызываемые в "расправу" крестьяне. В гуще этого разношерстного люда восприимчивое воображение мальчика пополняется образами будущих "затейников", "администраторов", "улицы", "батраков", "бунтующих зайцев" и "опекунов". Вместе со знанием жизни приобрел тут Ефимка и деляческие навыки, и вскоре он начинает подвизаться в роли сельского писарька. За медный пятак он сочиняет прошения, дает советы, выполняет разные поручения и всячески воюет с "расправой". От этой борьбы с "расправой" и берет начало его литературная карьера. А приток житейского опыта все растет, расширяется, и накапливаются сотни новых сюжетов. На короткое время грамотный Ефимка становится нужным и матери. Вследствие ли постоянных побоев или другого извращения природы, но, кроме Ефимки, у Екатерины Кузьминичны детей больше не было. Это создало ей прочную репутацию специалистки по страхованию от потомства. От охотниц такого рода страховок отбою не было. Екатерина Кузьминична ловко поддерживала обман. Она давала бабам всякие снадобья, поила настоями из пороха и лука. Губовские девки исправно глотали и к положенному сроку исправно рожали. Тогда привлекался к делу Ефимка. В качестве грамотея он строчил лаконическую записку: "крещеное имя Мария, при сем рубль серебром", и "тайный плод любви несчастной" препровождался вместе с запиской в город. Парни знали, что Ефимка посвящен во все секретные операции матери и, поймав его в темном углу, допытывались: "А ходила Прыська до твоей маты? Кажи". Но Ефимка крепко хранил девичьи тайны. Кроме того, в качестве грамотея мальчик зарабатывал пятаки чтением псалтыря по покойникам. Эти пятаки обычно тоже пропивались матерью. Услуги, оказываемые мальчиком матери, не делали последнюю более ласковой к сыну. Она по-прежнему тиранила мальчика, по-прежнему оставляла его по целым дням без еды и предавалась бесстыдному разгулу. Однажды мальчик, вконец изголодавшийся, обшарил в избе все уголки, но не нашел ни крошки. В отчаянии лег на пол и заплакал. Но, лежа, увидел неожиданно под кроватью дивное зрелище: в деревянное дно кровати было вбито десятка два гвоздей, а к гвоздям на веревочках подвешены: колбаса, рыба, баранки, сахар, несколько бутылок водки, сметана, молоко - словом, целая лавочка. Уведомленный об этом, дед Софрон крякнул: "Вот почему она, стерва, всегда такая красная!", - но запасы тронуть голодный старик и мальчик побоялись. К этому времени относит Д. Б. одно из самых мрачных воспоминаний своего детства. Ему 12 лет. Он умирает - должно быть, от дифтерита: глотку заложило до полной немоты. Его причастили и положили под образами. Тут же мать - простоволосая, пьяная. Она шьет смертную рубашку и орет во весь голос веселые кабацкие песни. Мальчику мучительно тяжело. Он хочет что-то сказать, но только беззвучно шевелит губами. Мать заливается пьяным смехом. Входит кладбищенский сторож Булах - пьяница и веселый циник. Он присоединяется к пению матери. Потом подходит к Ефимке и добродушно резонерствует: "Що же, Ефимаша, поховаем... Дэ же тэбэ поховаты? Пидля бабуси. Там мята дуже гарно пахне...". Кто-то дал знать отцу, что Ефимка умирает. Между тем нарыв прорвало. Очнулся мальчик от страшных криков. Было темно. На полу валялась пьяная мать и визжала неистовым голосом под ударами отцовского сапога. Отец отмахал 20 верст из города, застал мать на пьяном гульбище и поволок ее за косы домой. С этой памятной ночи начинается перелом в жизни Ефимки. Мать перестала его бить, мальчик стал решительно отбиваться и начал чаще бегать к отцу.

поет Дем’ян Бєдний (Єфим Олексійович Придворов, 1883-1945), автор антирелігійних віршів, у тому числі “Євангелія від Дем’яна”.

1896 Іван Огієнко закінчив початкову чотирирічну школу в Брусилові. Далі навчався у Київській військово-фельдшерскій школі. Із товаришем по навчанню Юхимом Придворовим (майбутній російський поет Дем"ян Бєдний) редагував рукописний місячник «Моя библиотека».

Двоюродная сестра Вадима Алексеевича, Вера Придворова, невестка Демьяна Бедного, ныне покойная, жила в Москве и просила его и раньше, а когда я приехала, то просила и меня: «Уговори Вадима, уговори! У меня две квартиры спаренные. Я одну квартиру перепишу на вас, и будем жить вместе».

В 1980-е годы в Институте истории СССР АН СССР (сейчас Институт российской истории РАН) работала невестка (жена сына) демьяна Бедного - Тамара Павловна Придворова.

«Однажды Демьян встал из-за стола и сказал: «Теперь я вам прочту то, что никому не читаю и никогда не дам читать. Пусть после моей смерти печатают». И он вынул из глубины стола толстую тетрадь. Это были чисто лирические стихи необычайной красоты и звучности, написанные с таким наплывом глубокого чувства, что муж и я сидели как зачарованные. Он долго читал, и предо мной предстал совсем другой человек, повернувшийся новой стороной своего глубокого внутреннего мира. Это было непохоже на все то, что писал Демьян Бедный. Кончив, он встал и сказал: «Теперь забудьте об этом».

Все эти тетради - а их было немало - лет через десять оказались сожженными в минуту отчаяния на глазах у старшего сына. «Напрасно, - вспоминает сын, - я просил его не сжигать тетради... Отец рычал и, багровея от гнева, уничтожал то, что хранил всю жизнь. «Надо быть таким болваном, как ты, чтобы не понимать, что это никому не нужно!». И от всего богатства Демьяновой лирики не осталось ничего. Эту потерю, конечно, никак не восполнит случайный экспромт-раздумье, сохранившийся в памяти сына. На прогулке весной 1935 года он задал отцу вопрос: откуда идет поверье,будто кукушка отсчитывает годы жизни? И получил столь непохожий на известные нам стихи ответ, что стоит его привести:

Весенний благостный покой... Склонились ивы над рекой, Грядущие считая годы. Как много жить осталось мне? Внимаю в чуткой тишине Кукушке, вышедшей из моды. Раз... два... Поверить? Затужить? Недолго мне осталось жить... Последнюю сыграю сцену И удалюсь в толпу теней... А жизнь - Чем ближе к склону дней, Тем больше познаешь ей цену.

Поэт и общественный деятель. Сын чернорабочего, обучался в сельской школе, затем в военно-фельдшерской, по окончании которой прослужил 4 года на военной службе.


"Демьян Бедный умер от страха"

БЕДНЫЙ Демьян (Придворов Ефим Алексеевич) (1883-1945). Советский поэт и писатель. Родился в с. Губовка Херсонской области. Учился в Киевской военно-фельдшерской школе и Петербургском университете (1904-1908). Участник Первой мировой войны. Член РКП(б) с 1912 г. Печатался в большевистских газетах «Звезда»1) и «Правда». Автор сатирических стихов, фельетонов, басен, песен, подписей к окнам ТАСС. Наиболее известные эпические поэмы Д. Бедного - «Про землю, про волю, про рабочую долю» (1917), «Главная улица» (1922). В 20-е годы творчество Д. Бедного пользовалось популярностью. «Сегодня литераторам не придет в голову проводить „одемьянивание литературы", тогда же всерьез обсуждался вопрос о сведении всего многообразия литературы к одному образцу: к поэзии Демьяна Бедного» (Историки спорят. М., 1989. С. 430). В 1925 г. город Спасск (ныне - в Пензенской области) был переименован в Беднодемьяновск.

По воспоминаниям В.Д. Бонч-Бруевича, В.И Ленин «замечательно чутко, близко и любовно... относился к могучей музе Демьяна Бедного. Он характеризовал его произведения как весьма остроумные, прекрасно написанные, меткие, бьющие в цель».

Демьян Бедный, прибыв в 1918 г. вместе с Советским правительством из Петрограда в Москву, получил квартиру в Большом Кремлевском дворце, куда перевез жену, детей, тещу, няню для детей... Писатель имел очень хорошую библиотеку, из которой с разрешения хозяина брал книги Сталин. У них сложились прекрасные, почти дружеские отношения, однако в дальнейшем вождь неожиданно не только выселил Демьяна Бедного из Кремля, но и установил за ним слежку.

«После учредительного съезда Союза писателей СССР, - вспоминал И. Гронский, - встал вопрос о награждении Демьяна Бедного орденом Ленина, но Сталин внезапно выступил против. Мне это было удивительно, ибо генсек всегда поддерживал Демьяна. Во время беседы с глазу на глаз он объяснил, в чем дело. Достал из сейфа тетрадочку. В ней были записаны довольно нелестные замечания об обитателях Кремля. Я заметил, что почерк не Демьяна. Сталин ответил, что высказывания подвыпившего поэта записаны неким журналистом...» (Гронский И.М. Из прошлого. М., 1991. С. 155). Дело дошло до Комитета партийного контроля, где поэту сделали внушение.

М. Канивез пишет: «Одно время Сталин приблизил к себе Демьяна Бедного, и тот сразу стал всюду в большой чести. В то же время в круг близких друзей Демьяна затесался некий субъект, красный профессор по фамилии Презент. Эта личность была приставлена для слежки за Демьяном. Презент вел дневник, где записывал все разговоры с Бедным, беспощадно их перевирая... Возвратясь как-то из Кремля, Демьян рассказывал, какую чудесную землянику подавали у Сталина на десерт. Презент записал: „Демьян Бедный возмущался, что Сталин жрет землянику, когда вся страна голодает". Дневник был доставлен „куда следует", и с этого началась опала Демьяна» (Канивез М.В. Моя жизнь с Раскольниковым // Минувшее. М., 1992. С. 95).

Сталин неоднократно прорабатывал и критиковал писателя. В частности, в письме к нему писал: «В чем существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлекши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее. Таковы Ваши „Слезай с печки" и "Без пощады". Такова Ваша "Перерва", которую прочитал сегодня по совету т. Молотова.

Вы говорите, что т. Молотов хвалил фельетон „Слезай с печки". Очень может быть. Я хвалил этот фельетон, может быть, не меньше, чем т. Молотов, так как там (как и в других фельетонах) имеется ряд великолепных мест, бьющих прямо в цель. Но там есть еще ложка такого дегтя, который портит всю картину и превращает ее в сплошную "Перерву". Вот в чем вопрос и вот что делает музыку в этих фельетонах.

Судите сами.

Весь мир признает теперь, что центр революционного движения переместился из Западной Европы в Россию. Революционеры всех стран с надеждой смотрят на СССР как на очаг освободительной борьбы трудящихся всего мира, признавая в нем единственное свое отечество. Революционные рабочие всех стран единодушно рукоплещут советскому рабочему классу и, прежде всего, русскому рабочему классу, авангарду советских рабочих как признанному своему вождю, проводяще-

му самую революционную и самую активную политику, какую когда-либо мечтали проводить пролетарии других стран. Руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучают поучительнейшую историю рабочего класса России, его прошлое, прошлое Рос-сии, зная, что кроме России реакционной существовала еще Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и Алексеевых. Все это вселяет (не может не вселять!) в сердца русских рабочих чувство революционной национальной гордости, способное двигать горами, способное творить чудеса.

А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из „Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную „Перерву", что „лень" и стремление „сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.

И Вы хотите после этого, чтобы ЦК молчал! За кого Вы принимаете наш ЦК?

И Вы хотите, чтобы я молчал из-за того, что Вы, оказывается, питаете ко мне "биографическую нежность"! Как Вы наивны и до чего Вы мало знаете большевиков...» (Сталин И.В. Собр. соч. Т. 13. С. 23-26).

«Демьян Бедный умер от страха, - пишет В. Гордеева. - У него в президиумах было постоянное место, куда он и шел привычно. И вдруг в сорок пятом что-то изменилось. Только, было, направился поэт на свое обычное место во время очередного торжества, как Молотов, недобро сверкнув стеклышками пенсне, спросил его ледяным голосом: "Куда?" Демьян долго пятился, как гейша. Потом доплелся до дома и умер. Об этом поведала его родная сестра» (Гордеева В. Расстрел через повешение. Невыдуманный роман в четырех повестях о любви, предательстве, смерти, написанный «благодаря» КГБ. М., 1995. С. 165).

Сохранилась библиотека писателя. «Когда в 1938 г. Бедный вынужден был продать свою замечательную библиотеку, я тотчас же купил ее для Государственного литературного музея, и она почти целиком и полностью сохранена до сих пор, кроме тех книг, которые он оставил у себя» (Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. М., 1968. С. 184).

Демьян Бедный - литературный псевдоним советского поэта Ефима Алексеевича Придворова.

«С семи лет и до тринадцати мне пришлось вытерпеть каторжную совместную жизнь с матерью в деревне у деда Софрона, удивительно душевного старика, любившего и жалевшего меня очень. Что касается матери, то... если я остался жильцом на этом свете, она менее всего в этом повинна. Держала она меня в чёрном теле и била смертным боем. Под конец я стал помышлять о бегстве из дому и упивался церковно-монашеской книгой: «Путь ко спасению». Спасение пришло с другой стороны. В 1896 году «волею неисповедимых судеб» попал я не в елисаветградскую обойную мастерскую, куда меня было уже сговорили, а в Киевскую военно-фельдшерскую школу. Жизнь в военно-учебном заведении - после домашнего ада - показалась мне раем. Учился я старательно и успешно».

Демьян Бедный, Автобиография / Избранное, М., «Художественная литература», 1983 г., с. 13.

«Отец - церковный сторож, едва зарабатывавший себе на жизнь, мать - также получала считанные копейки, кочуя в качестве работницы или прислуги из одного барского дома в другой. Слова «работница» или «прислуга» можно взять в кавычки, ибо настоящая профессия матери была иной, той о которой обычно умалчивают в биографических книгах. Сам же Бедный этого совсем не стеснялся. Однажды на одном из митингов своё выступление он начал так: «Моя мать была бл...дь...».

Казакевич А., Люди, как звёзды... : парадоксальные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с.104.

С 1912 года Демьян Бедный - член РСДРП.

«Во время гражданской войны по его стихам учились читать многие красноармейцы. Его стихи заучивали наизусть и даже пели. Особенно популярной стала песня «Как родная мать меня провожала»:

Как родная мать меня провожала,
как тут вся моя родня набежала:
«А куда ж ты, паренёк? А куда ты?
Не ходил бы ты, Ванёк, да в солдаты!
В Красной Армии штыки, чай, найдутся.
Без тебя большевики обойдутся...»

Листовки с его стихами-агитками разбрасывались в тылу белогвардейцев, и это, действительно, работало: многие солдаты, вчерашние крестьяне, прочитав воззвание Бедного, отказывались воевать, дезертировали или переходили на сторону советской власти.

Что любопытно, противник не оставался в долгу. Врангелевские лётчики сыпали на головы голодных будёновцев агитки Аркадия Аверченко , знаменитого русского юмориста, в которых, к примеру, сообщалось: «А мы сегодня отлично пообедали. На первое - борщ с ватрушками, на второе - поросенок с хреном, на третье - пироги с осетриной и на заедку - блины с мёдом. Завтра будем жарить свинину с капустой».

Это также вызывало брожение и недовольство в армии Советов.

Демьян Бедный , говоря без преувеличения, был одним из любимейших народных поэтов. И, как это не покажется странным, - одним из нелюбимейших в кругу самих поэтов».

Казакевич А., Люди, как звёзды... : парадоксальные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с.101-102.

«Одна из таких черт в облике Демьяна Бедного - неприкрытая, почти наглая страсть к материальному достатку, проявлявшаяся в бесстыдном стяжательстве. Вечно жалующийся на «невыносимую» нужду, постоянно выклянчивающий для себя гонорары и разного рода привилегии, он вызывал в кругу своих коллег сдержанную неприязнь и скрытое презрение. Ленин , с которым Бедный был хорошо знаком, на предложение журналистов «Правды» отказаться от сотрудничества с таким малоприятным сотрудником, отвечал в одном из писем: «На счёт Демьяна Бедного - продолжаю быть за. Не придирайтесь, друзья, к человеческим слабостям! Талант - редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать. Грех будет на вашей душе, большой грех (во сто раз больше «грехов» личных разных, буде есть таковые) перед рабочей демократией, если вы талантливого сотрудника не притянете, не поможете ему».

Казакевич А., Люди, как звёзды... : парадоксальные и малоизвестные факты из жизни знаменитых людей, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г., с.103.

В 1918 году Демьян Бедный перехал вместе с Советским правительством из Петрограда в Москву, где получил квартиру в Большом Кремлёвском дворце, куда перевёз жену, тёщу, детей и их няню.

В Кремле Демьян Бедный собрал хорошую библиотеку из 30 000 томов, которой пользовался И.В. Сталин .

Для разъездов по странесоветскому поэту Демьяну Бедному был выделен личный вагон I-го (раньше принадлежавший одному из великих князей), а также ему был предоставлен в личное пользование автомобиль «Форд».

В 1920-е годы Демьян Бедный - фельетонист «Правды», где почти ежедневно (!) публиковал стихи на актуальные политические темы.

(настоящее имя и фамилия - Ефим Алексеевич Придворов)

(1883-1945) советский поэт

Ефим Алексеевич Придворов, будущий пролетарский поэт Демьян Бедный, родился на Херсонщине, в деревне Губовке, в семье крестьянина. Детство его было полно невзгод и лишений. Первые годы жизни мальчик провел в городе Елизавет-граде, где его отец служил церковным сторожем.

Позднее Бедный вспоминал в своей биографии: «Жили мы вдвоем в подвальной каморке на десятирублевое отцовское жалованье. Мать с нами жила редкими временами, и чем эти времена случались реже, тем это для меня было приятнее, потому что обращение со мной со стороны матери было на редкость зверское. С семи лет и до тринадцати мне пришлось вытерпеть каторжную совместную жизнь с матерью в деревне у деда Софрона, удивительно душевного старика, любившего и жалевшего меня очень».

Через некоторое время будущий поэт попадает в казарменную обстановку киевской военно-фельдшерской школы, заканчивает ее и какое-то время служит по специальности. Но очень рано пробудившаяся страсть к книгам, интерес к литературе не оставляют Ефима. Он много и упорно занимается самообразованием и уже в двадцатилетнем возрасте, сдав экстерном экзамен за гимназический курс, становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета.

Это было в 1904 году, накануне первой русской революции. В годы университетской учебы, в обстановке, когда в стенах «храма науки» на Васильевском острове кипели сходки, манифестации, демонстрации, происходил сложный процесс формирования и становления личности будущего поэта. В той же автобиографии Бедный писал: «После четырех лет новой жизни, новых встреч и новых впечатлений, после ошеломительной для меня реакции последующих лет я растерял все, на чем зиждилось мое обывательско-благонамеренное настроение».

В1909 году в журнале «Русское богатство» появляется новое литературное имя - Е.Придворов. Тогда впервые были напечатаны стихи, подписанные этим именем. Но эти стихи и дружба с ветераном народнической поэзии П.Ф. Якубовичем-Мельшиным были лишь кратким эпизодом из жизненного и творческого пути поэта. Имя персонажа одного из первых стихотворений Придворова «О Демьяне Бедном, мужике вредном» (1911) становится его литературным псевдонимом, популярным среди миллионов читателей. Под этим псевдонимом с 1912 по 1945 годы появляются на страницах газет и журналов его произведения.

Демьян Бедный в своем творчестве, на первый взгляд, традиционен, привержен обкатанной многими форме, ритму, интонации стиха. Но это только поверхностное и обманчивое впечатление. Так же как его предшественник и учитель Некрасов, Демьян Бедный - смелый и вечно ищущий новатор. Традиционные формы он наполняет новым, кипучим и острым, содержанием эпохи. И это новое содержание неизбежно обновляет старую форму, позволяет поэзии выполнять дотоле неведомые ей задачи большой важности - быть близкой и доступной сердцу современников.

Стремясь к основному - сделать произведение понятным, доходчивым для любого читателя, Демьян Бедный, помимо излюбленной им басни, пользовался и такими легко доступными для восприятия жанрами, как частушка, народная песня, сказка, легенда (все эти жанры мастерски, например, сочетаются в повести «Про землю, про волю, про рабочую долю»). Он писал также стихи, построенные на комическом эффекте смешения разностильных направлений, как, например, «Манифест барона фон Врангеля». Вот пример из «Манифеста...»:

Ихь фате ан. Я нашинаю.

Эс ист для всех советских мест.

Для русский люд из краю в краю

Баронский унзер манифест.

Вам мой фамилий всем известный:

Ихь бин фон Врангель, герр барон.

Я самый лючший, самый шестный

Есть кандидат на царский трон.

Послюшай, красные зольдатен:

Зашем ей бьетесь на меня?

Правительств мой - все демократен,

А не какой-нибудь звиня...

Предельная ясность и простота формы, политическая актуальность и острота тематики деали стихи Д. Бедного любимыми самой широкой аудиторией. За три с лишним десятилетия его творческой деятельности поэт запечатлел весь калейдоскоп событий общественно-политической жизни страны.

Поэтическое наследие Демьяна Бедного олицетворяет преемственность его поэзии по отношению к великим предшественникам. Его творчество несет на себе выразительные знаки плодотворного влияния Н.А.Некрасова и Т.Г.Шевченко. У них он учился, в числе прочего, непревзойденному мастерству использования богатейших источников устного народного творчества. Нет, пожалуй, в русской поэзии такого вида и жанра, к которому бы, исходя из особенностей темы и материала, не прибегал Демьян Бедный.

Конечно, его главным и самым любимым жанром была басня. Она помогала в дореволюционной оде прятать от цензуры крамольные мысли. Но, кроме Демьяна Бедного - баснописца мы знаем Демьяна Бедного - автора стихотворных повестей, легенд, эпических и лирико-публицисти-ческих поэм, таких, например, как «Главная улица» с ее поразительным лаконизмом, чеканным ритмом, патриотическим накалом каждого образа, каждого слова:

Главная Улица в панике бешеной:

Бледный, трясущийся, словно помешанный.

Страхом смертельным внезапно ужаленный.

Мечется - клубный делец накрахмаленный,

Плут-ростовщик и банкир продувной,

Мануфактурщик и модный портной,

Туз-меховщик, ювелир патентованный,

- Мечется каждый, тревожно взволнованный

Гулом и криками, издали слышными,

Средь облигаций меняльной конторы...

Демьян Бедный известен как мастер стихотворного фельетона, броской, разящей эпиграммы, стихов малой формы, но значительной емкости. Поэт-трибун, поэт-обличитель всегда был готов отправиться в самый дальний уголок страны ради встреч со своими читателями. Интересный разговор состоялся однажды у Демьяна Бедного с организаторами его поездки на Дальний Восток. Его не интересовала материальная сторона. «Солнце есть? - спросил он. - Есть. -- Советская власть есть? - Есть. - Тогда еду».

Годы, прошедшие со дня смерти поэта, - достаточно значительный срок для того, чтобы созданное им испытать временем. Конечно, из огромного количества произведений Демьяна Бедного отнюдь не все сохраняет свою прежнюю значимость. Те стихи на частные темы революционной действительности, в которых поэту не удалось подняться на высоту широкого художественного обобщения, остались просто интересным свидетельством времени, ценным материалом для истории эпохи.

Но лучшие произведения Демьяна Бедного, где его талант раскрылся в полной мере, где сильная патриотическая мысль и горячее чувство современника важных событий в истории страны нашли выражение в художественной форме, - эти произведения по-прежнему сохраняют свою силу и действенность.

Характеризуя особенности русской литературы, А.М.Горький писал: «В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле». Эти слова как нельзя лучше подходят для оценки жизни и творчества Демьяна Бедного.