Болезни Военный билет Призыв

Белокурый рыцарь Рейха. Наши враги. Эрих Хартманн

Чем сильнее враг, тем ценнее из него пленник. Вот почему в лагерях Вологодчины так берегли... фашистских офицеров, среди которых был лучший ас в мировой истории Эрих Хартманн по кличке "Черт"

"...Когда речка замерзала, лагерная элита каталась на льду, — писал о Грязовецком лагере для немецких военнопленных сидевший там майор Асси Ган. — Летом заключенные купались, когда хотели. На лугу за колючей проволокой находилось футбольное поле. В лагере имелась и вторая лужайка, где мы могли заниматься гимнастикой и легкой атлетикой. Весной, явно в пропагандистских целях, был открыт боулинг. Когда погода была хорошей, в березовой роще устраивались гулянья. По воскресеньям в кафе играл оркестр".

Курорт курортом, но пленные гитлеровцы почему-то собачатся.

"...Лагерь находится под управлением русской секретной полиции. Ей помогают немецкие предатели, — рассказывает в письме домой заключенный . — Среди них один немецкий военный судья, который до судорог боится русских, но делает свое дело все-таки разумно. Остальные в основном политические свиньи и предатели... Они называют себя "Antifa". При пристальном рассмотрении они оказываются бывшими врачами СС, лидерами гитлерюгенда, командирами СА и тому подобной швалью. Я не знаю, что русские собираются с ними делать. Вчера они предали нас, а завтра предадут и новых хозяев. Таких людей нужно содержать в аду".

"Antifa" - это "антифашисты". Действительно, матерые вояки (а лагерь был для офицеров) и убежденные нацисты вдруг "раскаивались". И даже организовывали кружки по изучению трудов основоположников коммунизма. Еще бы не покаяться: "антифашистов" лучше кормили и обещали скорое освобождение.

И развлечения были для послушных узников. А для строптивцев типа Эриха Хартманна , не желавшего продаваться за "пайку", — карцер. Впрочем, Хартманн — эта "белокурая бестия" - имел слишком необычную биографию, чтобы быть как все...

Из досье:

Хартманн Эрих Альфред. Родился в 1922 году в Германии . 18-летним призван на военную службу. В 1942 году произведен в офицеры военно-воздушных сил (люфтваффе). Сбил 352 самолета — советских и американских. Закончил войну

23-летним майором. Десять с половиной лет был в плену.

Эрих Хартманн. Ас в коротких штанишках

Впервые Эрих побывал в СССР еще ребенком, в конце 20-х. Семья пересекла Россию на поезде, возвращаясь в Германию из Китая, где Хартманн-старший работал врачом.

После возвращения домой экстравагантная фрау Хартманн первым делом купила... легкий двухместный самолет, приучив к небу и сыновей. Эрих дебютировал в качестве пилота в возрасте 8 (!) лет.

Неудивительно, что когда Германия начала войну, парень, успев хлебнуть нацистской пропаганды в гитлерюгенде, попросился в люфтваффе. В октябре 1942 года лейтенант Хартманн попал на Северный Кавказ в эскадру JG-52. 20-летнего новобранца, выглядевшего еще моложе своих лет, старшие товарищи тут же окрестили "Буби" (мальчик, малыш).

Эрих Хартманн был вспыльчивым и даже своих удивлял крайним презрением к русским, считая их тупыми . Но уже в первом бою наши подбили сопляка. Хартманн выжил чудом, сиганув с парашютом. В это трудно поверить, но, судя по мемуарам, тогда сослуживцы так объясняли лейтенанту, почему не надо пренебрегать противником: "Пойми, Буби, этого русского летчика родила красивая русская девушка, и он тоже имеет право жить и любить..."

Эрих Хартманн психовал, и в конце концов нервы у него сдали, пришлось даже уезжать домой. Но там ждал новый удар: отец заявил, что у Германии нет шансов на победу... Буби вернулся на фронт с желанием доказывать обратное.

Настоящим стервятником он стал летом 43-го: в июле сбил 23 самолета, в августе — 49, в сентябре — 24... Сказалось то, что к своему исключительному мастерству летать, метко стрелять и острому зрению он добавил особую тактику. Обнаружив цель (скажем, бомбардировщиков, сопровождаемых "ястребками"), стремительно атаковал замыкающего сверху, со стороны солнца, пока его не заметили. Если обстановка позволяла, повторял атаку, сбивая следующего. Воздушных поединков избегал.

Эрих Хартманн. "Черный дьявол юга"

Вообще, в люфтваффе был чрезвычайно высоким общий уровень летчиков. В одной только "рядовой" JG-52 служили Эрих Хартманн (352 сбитых самолета), Герхард Баркхорн (301), Герман Граф (212), Вильгельм Батц (237), Гюнтер Ралль (275) и еще уйма пилотов, имевших более ста побед.

Лучший советский ас Иван Кожедуб сбил 62 самолета. В чем был секрет немцев? Первое время у них были лучше самолеты. К появлению на фронте Эриха Хартманна истребители союзников не уступали германским, а к концу войны советские и американские машины превосходили основной истребитель фашистов — "Мессершмитт". Но немцы к тому же совершали больше вылетов и действовали как "свободные охотники", в то время как основной задачей наших истребителей, даже асов, были сопровождение "бомберов" и прикрытие с воздуха.

Добившись первых значительных успехов, летчик Буби чисто по-мальчишески нанес на свой "мессер" устрашающую раскраску — нос истребителя покрасил в черный цвет. Якобы поэтому, по данным британских историков, советские летчики прозвали его "Черным дьяволом юга". Честно говоря, сомнительно, что наши называли супостата столь метафорично. Наши источники сохранили прозаичные прозвища — "Черный" и "Черт".

За "Черным" тут же устроили охоту, назначив за его голову премию в 10 тысяч рублей. Приходилось все время удирать. Наигравшись в "крутого", Эрих Хартманн вернул самолету нормальный вид. Оставил лишь знак 9-й эскадрильи — пронзенное стрелой сердце, куда вписал имя невесты — Урсулы.

19 октября 1943 года Хартманн впервые попал в плен. Его самолет сбили зенитчики, Эрих чудом приземлился — прямо нашим в руки. Но уже на следующий день он был у своих! Притворившись тяжелораненым, обманул конвоиров и убежал. Правда, при переходе линии фронта беглеца едва не шлепнул немецкий часовой.

Впрочем, у нас воевали тоже не одни лишь новички после курсов. В разное время асам JG-52 противостояли легендарные Иван Кожедуб, Александр Покрышкин (59 побед), вологжанин Александр Клубов (50). Возможно, они тоже гоняли Хартманна. Ведь чтобы серьезно потрепать ушлого летуна (а Эрих 14 раз садился на "вынужденную"), нужно было быть мастером.

В августе 44-го Хартманна можно было официально назвать "врагом №1" советских летчиков — Буби сбил 300-й самолет. Так много не сбивал никто. В Германии же молодого капитана чествовали как национального героя. Гитлер вручил ему высшую воинскую награду — Бриллианты к Рыцарскому Кресту. А получив отпуск, Эрих женился на Урсуле Петч. Они признались друг другу в любви еще до войны. Ему тогда едва исполнилось 17 лет, а ей — 15.

Между тем во время взлета популярности Эриха немецкие части начали серьезно трепать, и в итоге вышвырнули из Крыма. Командование требовало объяснений, в т.ч. и от пилотов. И Хартманн в своих докладах начал жаловаться на суровые русские зимы и... наших летчиков. Мол, часто меняют тактику, придумывают всякие фокусы в небе...

"Диссидент" Эрих Хартманн

Он умудрился сбить наш истребитель Як-7 даже в день капитуляции Германии — 8 мая 1945 года. Это произошло неподалеку от чешского города Брно.

Приземлившись, прочел приказ командования: Эриху Хартманну и Герману Графу вылететь в Дортмунд и сдаться там англичанам. Остальным — дождаться советских войск и сдаться им. "Прятали" этих двоих не случайно: с "рекордсменами" наши давно хотели поквитаться.

Но знаменитости ослушались. Летчик Буби облил самолеты бензином и поджег. Асы присоединились к колонне, бредущей в чешский Писек. В пути их взяли в плен американские танкисты, передав потом советскому командованию. В октябре 45-го оба летчика оказались в Вологодской области — в особом лагере под Грязовцем. Хартманн пробудет здесь до октября 47-го.

Грязовецкий лагерь сперва показался ему курортом. Летчику Буби было с чем сравнивать: сначала он сидел в Кировской области — в лагере на торфяном болоте, где фрицы дохли как мухи.

У нас 23-летний майор Хартманн был частым гостем карцера — за демонстративное нежелание сотрудничать с властями. Он даже отказался подписывать протоколы, заполненные не на немецком: мол, не понимает... Хотя знал в совершенстве пять языков, в том числе — русский и китайский.

Правда, Хартманна едва не подкосил поступок его друга, учителя и командира Германа Графа — настоящей "иконы" люфтваффе. Граф вдруг объявил себя чуть ли не "лучшим другом СССР". Написал покаянное письмо, где изъявил желание... служить в Красной Армии. До такого анекдота, конечно, не дошло, но "срок" ему скостили.

Между тем Эрих стал едва ли не "вождем" местных "диссидентов". Глядя на парня, плюнувшего на скорое освобождение, даже пожилые генералы следовали его примеру.

Военный преступник Эрих Хартманн

"Моя дражайшая Ушмутти! — писал Хартманн жене 30 октября 1947 года уже из череповецкого лагеря, где он пробыл до октября 49-го. -...После того, как мы поцапались с русской администрацией, нас привезли в этот лагерь. Он находится километрах в 60 от Вологды. Живем в больших бараках — по 400 человек. Узкие дощатые лежанки, которые поднимаются. Уверен, что в Германии скот содержат лучше... Санитарные условия, как тысячу лет назад. Медицинское обслуживание сносное. Паек — 600 граммов хлеба, 30 граммов масла, 40 граммов сахара и 2 тарелки жидкого супа каждый день. Также дают чашку овсянки.

Все голодают. Умывальников никаких, только деревянные корыта... Дистрофия — явление всеобщее. Мне кажется, что я усваиваю эту пищу неплохо, что и позволяет мне выдерживать и такую жизнь... Сейчас здесь зима. Грязная земля укрыта белым покрывалом, и вши и клопы стали нашими постоянными товарищами, они кишат сотнями и тысячами...

В качестве германского героя я получаю со стороны русских относительно хорошее обращение. Однажды я попал на заседание "особого совещания", своего рода суд, но был освобожден от него, так как сразу попросил расстрелять меня. Им это не подошло.

Я могу только надеяться, что все это скоро закончится, и мы снова увидим друг друга и обнимемся. А до того мне остается лишь солдатская поговорка: "Выстоять и победить". Мы снова встретимся и обнимемся, вместе мы будем счастливы..."

Это письмо — одно из редких, миновавших цензуру. Впрочем, и большинство посланий из дома не доходило: жена написала Эриху Хартманну 400 писем, он прочитал меньше сорока. О гибели сына — Петера Эриха, не дожившего и до трех лет, Хартманн узнал спустя год.

Пленные строили дома и дороги. Но и тут Хартманн отказался работать "на Советы" и трудился только на территории лагеря. Ссылался на международные конвенции, запрещающие эксплуатацию военнопленных, и распоряжение советского правительства, разрешавшее освобождать от работы старших офицеров вермахта и люфтваффе.

Любопытно, что и чекисты, в отличие от администрации лагеря, не хотели, чтобы Хартманн выходил на общие работы. МГБ опасалось, что их чересчур знаменитый подопечный будет дурно влиять на остальных немцев.

Как в воду глядели. В 1950 году, уже в лагере города Шахты Ростовской области, Хартманн возглавил бунт заключенных. Пленные изолировали администрацию и охрану, под шумок вырезали стукачей в своих рядах. Эрих по телефону начальника лагеря позвонил в штаб, в Ростов-на-Дону, и на чистом русском языке потребовал прислать международную комиссию. Прислали роту автоматчиков, которые в два счета подавили мятеж. Но это случилось много позже...

В череповецком же лагере упрямцу сулили то кнут, то пряник. Его не били, Боже упаси. Сам Хартманн впоследствии говорил, что за все годы плена только раз следователь ударил его в лицо.

В обмен на сотрудничество Эриху Хартманну предлагали пост в армии будущей ГДР. Ас отвечал, что если ему позволят выехать в Штутгарт, то дома с удовольствием рассмотрит эту идею. Наши, наверное, долго смеялись...

В качестве "кнута" готовились судить Хартманна как военного преступника. Тогда бы он утратил статус военнопленного, и никакие конвенции на него бы не распространялись. В итоге появилось три основных пункта обвинения: уничтожение 345 самолетов Красной Армии, пекарни под Смоленском и гибель более 700 мирных жителей, обстрелянных с воздуха возле Брянска.

С первым пунктом летчик согласился, другие же отверг как надуманные. Его часть не воевала в районе Смоленска и Брянска. Да и расстрелять разом семь сотен людей из пулеметов истребителя невозможно.

В декабре 1949 года состоялся суд. Эриха приговорили к 25 годам тюремного заключения. После вышеупомянутого мятежа в Шахтах дали еще 25-летний срок. Потом стали возить по всему Союзу: Новочеркасск — Асбест — Свердловск, снова Новочеркасск...

Тем временем мать и жена Эриха забрасывали наше правительство письмами с просьбами освободить его. Например, в 51-м году в послании Сталину Элизабет Хартманн пообещала, что добьется от сына клятвы никогда не участвовать в акциях против СССР и вести "совершенно мирный и нейтральный образ жизни".

Эрих Хартманн: Чужой среди своих?

Фрау Хартманн в 1954 году нашла отклик и в лице нового канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. На следующий год, во время визита в Москву, Аденауэр потребовал от советского правительства скорейшего освобождения оставшихся немецких пленных. Новое советское правительство не стало осложнять отношения с набиравшей мощь ФРГ из-за каких-то чудом сохранившихся гитлеровцев и просьбу выполнило. Тем более, что взамен Западная Германия выделяла огромные товарные кредиты и финансовые займы. Можно заключить, что Хартманна выгодно обменяли.

Осенью 1955 года он вернулся домой. Обвенчался с Урсулой. Поскольку ничего не умел делать кроме как летать, принял предложение армии ФРГ и на время уехал в США, где инструктировал американских и немецких пилотов. В 1970 году, выйдя в отставку, увлекся автогонками, создал несколько летных школ для молодежи. Умер от воспаления легких в сентябре 1993 года.

И последнее. Знаменитый Эрих Хартманн вышел в отставку в скромном звании полковника. Скорее всего, потому, что даже во время службы в бундесвере публично выступал против... гонки воружений. Похоже, десять лет в наших лагерях не прошли для него даром...

"Как-то немцы сделали подкоп..."

Александра Паутова с 1945 года работала в Грязовецком лагере №150 цензором. Ее задача была — читать переводы писем заключенных.

Вот что рассказала нам Александра Михайловна: "В лагере находилось 5000 военнопленных, в основном офицеры, а охраняло их всего лишь 89 солдат. Среди заключенных других национальностей были и немцы. Они отличались особой общительностью, очень приветливые были, только и слышишь "фройляйн", "фройляйн". Но мы относились к этому осторожно, да и запрещено было слишком много с ними разговаривать. Как-то один из немцев спросил меня: "Могла бы русская девушка выйти замуж за немца?" Я ответила: "Только если она изменница Родины".

Заключенные сами обеспечивали себя дровами и продовольствием, сажали много картошки. Кормили их хорошо, как солдат. Представляете, как в военное и послевоенное время солдат кормили? Лучше всех в стране. А потом 12 немцев сделали подкоп у реки Нурма и сбежали. Их всех очень быстро поймали, кроме одного майора. Того нашли аж в Польше".

На вопрос, не помнит ли она заключенного по имени Эрих Хартманн, Александра Михайловна лишь махнула рукой: "Что вы! Их пять тысяч было, разве всех упомнишь...".

В небольшом леске через поле от Корнильева до сих пор сохранилось запущенное кладбище, где хоронили немецких военнопленных. Однако, по словам Александры Михайловны, точное его местонахождение знает только она и еще одна женщина, также работавшая в лагере, — Антонина Тропынина. Теперь Антонина Борисовна уже очень пожилая и живет в Грязовце. К сожалению, из-за болезни Александра Михайловна не смогла меня проводить к немецкому погосту. Кстати, рядом с этим захоронением — финское кладбище, которое часто принимают за немецкое.

Антон Шведов,

Наталья Михайлова,


Небесный рыцарь, повелитель неба, черный дьявол. Как только не называли этого белокурого молодого человека в годы войны. Эриха Хартманна называли самым талантливым и успешным летчиком Люфтваффе. Считалось, что его рекорд по количеству воздушных побед не удалось побить никому по обе линии фронта. Впрочем, этот факт вызывает сомнения. Тем не менее, военный трибунал СССР из уважения к профессионализму лётчика не вынес ему смертный приговор.

Шаг в небо

Еще в юности Эрих влюбился в небо. Наверное, это передалось генетически: его мать Элизабет обожала авиацию, и сама было инструктором авиаклуба, совершив множество полетов на планерах. Она была первой наставницей для сына и привила ему любовь к авиации.

Навыки управления самолетом Эрих получил очень рано и уже в 14 лет получил лицензию на вождение планеров. Кроме того, в семье культивировались занятия спортом, и, тренируясь вместе с братом Альфредом, мальчик добился отличных результатов. В авиаклубе парень стал несомненным лидером, а многие сверстники даже пытались ему подражать. В начале 1940-го Хартманн принимает решение посвятить жизнь военной авиации и поступает на службу в воздушные силы Германии.

Курс летной подготовки он прошел экстерном, и уже в начале следующего года лихо осваивал Мессершмитты. Здесь молодому человеку опять повезло: его наставником был летчик-чемпион страны по пилотажу. Тренер сразу разглядел в добродушном парне будущего аса и весь свой бесценный опыт и мастерство передал Эриху. Он научил молодого летчика всем премудростям маневрирования и приемам пилотирования истребителей.


Осенью 1942 года Хартманн был командирован в особую эскадрилью, где непосредственными командирами Эриха были настоящие асы и ветераны авиации, на счету которых было множество побед. К тому же они довольно лояльно относились к молодому поколению, не позволяя в руководстве суровости и жестокости. Но воинская дисциплина в полку была идеальной, и летчики-новички боготворили своих отцов-командиров. Попади Хартманн в другое подразделение, неизвестно, как бы сложилась его военная карьера.

От «Буби» до аса

За свой веселый нрав и доброе отношение к окружающим Эрих получил прозвище “Буби”, что означает “малыш”, но это не мешало ему в бою быть непревзойденным противником. Он обладал талантом схватывать все на лету: как правильно выполнять уклоняющийся маневр, ведение огня с дальней дистанции, умение оценить ситуацию на расстоянии в считанные секунды. Хартманн не бросался на врага сломя голову, а всегда пытался застать его врасплох или выбрать уязвимый момент на крутом вираже. Он просто любил свое дело и никогда не переоценивал своих способностей. Сослуживцы отзывались о нем с уважением, и те, кто видел Эриха в бою, говорили, что в пилотаже соперников у него нет.


Свой первый боевой вылет летчик запомнил навсегда. Тогда он упустил из виду ведущего, и чувство оцепенения буквально парализовало Хартманна. Советский штурмовик пошел в атаку, и Эрих, преодолев панику, оторвался от врага. Но в этот момент приборы показали, что горючее почти на нуле. Молодому летчику удалось посадить самолет далеко от базового аэродрома. Он спас себя и машину, а главное, сумел обуздать чувство страха.

Вскоре Эрих научился снайперски сбивать штурмовики Ил-2, что можно было сделать лишь на низких высотах и целясь в масляный радиатор. Первый такой опыт чуть было не закончился для Хартманна трагически. Обломки сбитого им самолета накрыли его Мессер, и он чудом смог посадить его “на брюхо”. Время показало, что в таких случаях надо сразу уходить с линии боя. Всем нюансам военных маневров летчик научился в боях. И, как оказалось, практика была далека от теории.


Одним из самых известных асов - наставников Хартманна был прославленный Вальтер Крупинский, умница, красавец и дамский угодник. Но в небе он забывал о своих земных предпочтениях, и равных в бою ему не было. Вальтер научил Эриха тонкостям ведения ближнего боя, и именно он дал своему ученику прозвище Буби, которое тот носил до конца войны.

Лавры побед и приписки


Число побед удачливого летчика росло в геометрической прогрессии. В июле 1943-го в его послужном списке их значилось уже более ста. О нем начали складывать легенды. Одни говорили, что на борту его машины боевой было изображено красное сердце, символ любви к девушке по имени Урсула, и оно приносило летчику удачу. Другие рассказывали, что Хартманн летал на борту, фюзеляж которого был украшен изображением черного тюльпана. Поэтому во время боев на Украине его окрестили “черным дьяволом”. К июлю 1944 года жертвами аса с позывным “Карайа - 1” стали более двухсот пятидесяти русских самолетов.


Вскоре Эрих потерпел крушение над нашей территорией и попал в плен. Ему удалось бежать, после чего фюрер лично вручил Хартманну Рыцарский крест. Всего за свою военную карьеру прославленный немецкий летчик одержал 352 воздушные победы.

Справедливости ради, приписки существовали во всех армиях мира. Еще в 1939 году на Халхин-Голе развернулось крупнейшее воздушное сражение между советскими и японскими летчиками. Тогда самураи сильно потрепали наш воздушный флот. При этом командование Красной Армии объявило об уничтожении 588 машин в воздухе и 58 - на земле. В реальности было сбито всего 88 и 74 - на аэродромах. Японцы же отрапортовали о 1162 победах в воздухе и 98 - на земле. Разгром! На самом деле наших подбито всего 207 и 42 - небоевые потери. Таким образом, мы преувеличили количество побед в 4 раза, а японцы - в 6.

Часто приписки делались не по злому умыслу. Попробуй в горячке боя уследить, куда делась машина врага, которую ты зацепил! Советское командование понимало специфику отчетности и довольно скептически к ней относилось. Периодически сверху доносился грозный окрик: мол, вы, ребята, совсем заврались - и цифры в приказном порядке снижались.


У немцев и система подсчета была запутанной. Параллельно за победы начислялись баллы - за одноместный истребитель давался один бал, за четырехмоторный - четыре. Но их тоже корректировали в зависимости от вклада каждого самолета в уничтожение врага. А победителем считал себя каждый. И поди в этом разберись!

Но будем объективны. Даже учитывая все мистификации, на счету лучших немецких летчиков действительно больше побед. Значит ли это, что мастерство самого результативного нашего летчика-истребителя - Ивана Кожедуба (64 победы) в 5,5 раза ниже, чем у Хартманна? Ничего подобного.

Обратимся к фактам. За время войны «белокурый рыцарь рейха» сделал 1425 боевых вылетов. Тогда как Иван Никитич - всего 330. Выходит, в процентном отношении показатель у них примерно одинаков – 4 - 5 вылетов на одну победу. Кожедуб, к примеру, очень переживал, что ему не дали поучаствовать в боях на Курской дуге. Там бы он, без сомнения, улучшил свой показатель. Но эскадрилья Кожедуба воевала на другом фронте, хоть и находилась неподалеку.

Горечь поражения

Весной 1945-го Хартманн в составе своей летной группы попал в руки американцев и был передан в руки советского правосудия. Десять долгих лет Эрих провел в тюрьме в СССР, а затем был отправлен в Германию.


Он женился на любимой Урсуле, которая вновь вернула его к жизни. И даже вернулся в армию. Но постоянно спорил с командирами, неряшливо разбрасывал самолетики на аэродроме; дразнил начальство, называя генералов «напыщеными петухами», хотя сам приказал размалевать самолетики эскадры своими любимыми «черными тюльпанами» и устроил бар на базе эскадры. Командованию это не понравилось и в Эриха сняли с командования эскадрой и отправили на штабную работу.

Хартманн сначала очень переживал, но потом как-то успокоился. Послужил при штабе, выслужил хорошую пенсию и ушел в отставку. А там подтянулись американские журналисты. Хартманн дал несколько интервью и прекрасно заработал.

На семейном фронте также было все хорошо. Хороший дом, хорошая жена. Что еще нужно человеку, чтобы достойно встретить старость? И жили они долго и счастливо...
Умер лётчик-асс 20 сентября 1993.

А вот какова подлинная история "настоящего человека. Специально для наших читателей .

Хартманн окончил летное училище в 1941 году и в октябре 1942 года получил назначение в 52-ю истребительную эскадру на Восточном фронте. Его первым командиром и наставником стал известный эксперт Люфтваффе Вальтер Крупинский.

Свой первый самолёт Хартманн сбил 5 ноября 1942 года (Ил-2 из состава 7-го ГШАП), однако за три последующих месяца ему удалось сбить всего один самолёт. Хартманн постепенно повышал свое лётное мастерство, делая упор на эффективность первой атаки. Со временем опыт дал свои плоды: во время Курской битвы в июле 1943 года он сбил за один день 7 самолётов, а к концу августа 1943 года имел на своём счету уже 50 сбитых самолётов.

В 19 августа 1943, при атаке очередного Ила, самолет Хартманна получил повреждения, пилот совершил вынужденную посадку за линией фронта и был взят в плен. Однако при перевозке в штаб ему удалось бежать и, пробравшись ночью через линию фронта, вернуться в часть.

К 24 августа 1944 года личный счет Хатманна достиг 300 (лишь за один этот день он сбил 11 самолетов). За это достижение он был награжден Бриллиантами к своему Рыцарскому кресту. Лишь 27 человек в Германских вооруженных силах имели подобное отличие. Бриллианты по традиции вручал сам Гитлер. После неудавшегося путча 20 июля 1944 охрана Гитлера требовала от военных сдавать личное оружие перед аудиенцией. Легенда гласит, что Хартманн наотрез отказался сдать пистолет и заявил, что в таком случае он отказывается от получения награды. В результате он был допущен на аудиенцию с оружием.

После достижения 300 побед Хартманн стал живой легендой и командование Люфтваффе решило снять его с боевых вылетов во избежание ущерба для пропаганды в случае гибели. Однако, пустив в ход все свои связи, Хартманн добился возвращения на фронт и продолжал летать.

До конца войны Хартманн совершил более 1400 боевых вылетов, в которых провел 825 воздушных боев. За время боевых действий из-за повреждений и вынужденных посадок он потерял 14 самолетов. Все повреждения происходили, в основном, от столкновения с обломками самолетов, сбитых с предельно-низкой дистанции. Дважды прыгал с парашютом. Не был ни разу ранен. Среди сбитых самолетов: около 200 одномоторных истребителей советского производства, более 80-ти истребителей P-39 американского производства, 15 штурмовиков Ил-2, и 10 средних двухмоторных бомбардировщиков. Сам Хартманн часто говорил, для него дороже всех побед тот факт, что за всю войну он не потерял ни одного ведомого.

Тактика боя

Излюбленной тактикой Хартмана был удар из засады. По его собственному мнению, 80 % сбитых им пилотов вообще не поняли в чем дело. Используя мощный двигатель своего Bf-109G Хартманн атаковал по вертикали снизу из слепой зоны противника, либо сверху в крутом пике. Его любимым приемом был огонь с короткой дистанции и стремительный отрыв от возможного преследования. Огонь с предельно близкой дистанции (менее 50 м), кроме эффекта внезапности, позволял компенсировать баллистические недостатки пушки MK-108 и давал экономию боеприпасов. Недостатком такой тактики был риск повреждения обломками сбитого противника.

Хартманн никогда не ввязывался в «собачью свалку», считая бой с истребителями потерей времени. Сам он описывал свою тактику следующими словами: «увидел - решил - атаковал - оторвался».

После войны

В конце войны Хартманн вместе со своей группой сдался американским войскам, однако был передан СССР. В СССР Хартманн был осуждён по обвинению в военных преступлениях, а также в нанесении ущерба советской экономике, выразившемся в уничтожении большого количества самолетов, и провёл 10 лет в лагерях. В 1955 году он был освобождён и возвращён в ФРГ, где воссоединилс я со своей женой. После возвращения в Германию он стал офицером военно-воздушных сил ФРГ, командовал авиагруппой. Он также неоднократно ездил в США, где тренировал американских пилотов. В 1970 году он вышел в отставку. Умер Хартманн в 1993 году в возрасте 71 года.

В 1997 году Хартманн был реабилитирован российским правосудием, поскольку было обнаружено, что его осуждение было незаконным.

Советскими и российскими историками много раз поднимался вопрос о том, что заявленное количество сбитых Хартманном самолётов не соответствует действительности, и на самом деле оно гораздо меньше. Единства в этом вопросе среди историков нет до сих пор.

Необычно высокие успехи Хартмана вызывали удивление и у командования Люфтваффе. Поэтому, начиная с 1944, все сообщения о его победах подвергались самой тщательной проверке. Часто в состав подразделения Хартмана включался специальный летчик-наблюдатель для фиксации результатов боя.

352 сбитых самолета. 802 воздушных боя. Более 1400 боевых вылетов. Высшая награда рейха — Рыцарский крест с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами. Слава лучшего аса не только Второй мировой войны, но всех времен и народов, рекорд которого уже никогда не будет побит… В «портретной галерее» Елены Съяновой — «белокурый германский рыцарь», «черный дьявол Украины» Эрих «Буби» Хартманн.

Проект был подготовлен для программы «Цена победы » радиостанции «Эхо Москвы».

Герои-асы Второй Мировой, хоть их и оставались единицы, выходили из нее все-таки в иной мир, нежели их отцы — асы Первой мировой бойни. Герман Геринг и Рудольф Гесс вынесли из поражения слепоту ненависти, а вот Эрих Хартманн, самый результативный летчик за всю историю мировой авиации, пройдя еще и десятилетний опыт советских лагерей, вернулся в Германию без злобы в сердце к этим «славным парням русским» и русскому народу, о котором до конца жизни отзывался только с уважением и теплотой.

Можно сказать, что Эрих Хартманн был и оставался славным парнем, если забыть, чьи самолеты он сбивал. Но забывать нельзя. Если в Германии его с умилением и восторгом называли «белокурым германским рыцарем», то в небе над нашей Малороссией он получил прозвище «черного дьявола Украины», поскольку его результативность дорого нам стоила. Всего Хартман подбил 352 самолета — цифра фантастическая и подвергаемая сомнению.

Самый результативный летчик люфтваффе Эрих Хартманн

А начинал Буби — второе его прозвище за молодость, — на редкость неудачно, даже нелепо. Летать его еще подростком учила мать, опытная летчица-спортсменка. Пройдя обучение в знаменитой летной школе в Гатове под Берлином, затем во 2-й Школе летчиков-истребителей, Эрих Хартманн в возрасте всего лишь 20 лет был направлен в Geschwader-52, воевавший над Кавказом. И в третьем же воздушном бою, вместо того, чтобы прикрывать ведущего, умудрился попасть в его зону обстрела, потерял ориентацию и скорость и, что называется, плюхнулся, то есть сел, выведя самолет из строя. Кое-как добрался до аэродрома на грузовике и получил нагоняй. Но это бы еще ничего: опытные летчики снисходительны к новичкам, однако они очень не любят тех, кем овладевает так называемая «новичковая лихорадка», а именно яростное желание сбивать, вместо того чтобы учиться для начала хотя бы удерживать свое место в строю. Буби тоже этим переболел: сбив наш Ил, тут же был сбит сам.


Хартманн — самый результативный летчик за всю историю мировой авиации

Свою настоящую победу, и прежде всего над самим собой, он одержал только весной 1943-го. В дальнейшем его тактика заключалась в том, чтобы «нажимать на гашетку только тогда, когда вражеский самолет уже заслонял собою весь белый свет», то есть подпускать противника как можно ближе. Это была смертельная тактика, потому она и вызывала восхищение. Многие последователи Хартманна гибли; ему же удивительно везло. Хотя, по сути, он обладал той самой особой интуицией, которая и отличает аса от неудачника.

Хартманн побывал и в плену, когда его все-таки сбили над нашей территорией, но сумел бежать. Счет его побед рос едва ли не по часам. Например, только в августе 1944-го года он сбил 78 советских самолетов; причем 19 — только за два дня — 23 и 24 августа. После чего Гитлер собственноручно наградил его Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами к нему.


Гауптман Эрих Хартманн и майор Герхард Баркхорн за изучением карты, 1944 год

Свой последний самолет Эрих Хартманн сбил 8 мая 1945 года. Это был его 1425-й боевой вылет. Потом он приказал сжечь оставшиеся самолеты полка, вместе со своими подчиненными добрался до американских позиций и сдался в плен. Но в середине мая всю группу передали советским оккупационным властям и «черного дьявола» отправили в лагерь. Там он вел себя откровенно вызывающе: отказывался выходить на работу, всячески провоцировал охранников, как потом объяснял жене, в надежде, что его пристрелят. В 1955 году Хартманна освободили, и он вернулся в Германию, похожий на скелет, обтянутый кожей. Вместе с женой Урсулой, которая ждала его все эти годы, он сумел начать новую жизнь.


Хартманн был приговорен к 25 годам заключения, из которых отсидел 10


В 1958 году Эриху Хартманну было всего 37 лет, и, поступив на службу в ВВС ФРГ, он еще одиннадцать лет командовал 71-м истребительным полком «Рихтгофен». Выйдя в отставку, долго жил в пригороде Штутгарта.

Жил с комфортом. В окружении близких. С чистой совестью. С багажом ярких воспоминаний для внуков. Герой-рекордсмен. Таким он мог бы остаться и в нашей памяти, но… Пока продолжаются войны, забывать не нужно.

Э́рих А́льфред «Буби» Ха́ртманн (нем. Erich Alfred Hartmann ; род. 19 апреля 1922 года ; † 20 сентября 1993 года) - немецкий лётчик-ас , считается наиболее успешным пилотом-истребителем за всю историю авиации . По немецким данным, в ходе Второй мировой войны он совершил 1425 боевых вылетов , сбив 352 самолёта противника (из них 345 советских) в 825 воздушных боях. За это время его самолёт был сбит 14 раз, всегда по одним и тем же причинам - из-за повреждений обломками сбитого самолёта, либо технических неисправностей, но он ни разу не был сбит противником. Во время таких случаев Хартманну всегда удавалось выпрыгнуть с парашютом. Друзья называли его «белокурым рыцарем Германии», а лётчики противника - «чёрным дьяволом».

Будучи в довоенное время пилотом планера Хартманн вступил в ряды люфтваффе в 1940 году , а в 1942 году закончил курсы подготовки пилотов. Вскоре он был направлен в 52-ю истребительную эскадру (нем. Jagdgeschwader 52 ) на восточный фронт , где он попал под опеку опытных пилотов-истребителей люфтваффе . Под их руководством, Хартманн развивал свои навыки и тактику, что в конце концов 25 августа 1944 года принесло ему Рыцарский крест Железного креста с Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами , за 301-ю подтверждённую воздушную победу.

Свою 352-ю и последнюю победу в воздухе Эрих Хартманн совершил 8 мая 1945 года . Он и оставшиеся военнослужащие из JG 52 сдались американским войскам , но были переданы Советской Армии . Обвинённый в военных преступлениях , приговорённый к 25 годам заключения в лагерях строгого режима, Хартманн проведёт в них 10 с половиной лет, до 1955 года . В 1956 году он присоединился к перестроенным люфтваффе Западной Германии , и стал первым командиром эскадры JG 71 «Рихтгоффен». В 1970 году он ушёл из армии, во многом из-за неприятия им американского истребителя Lockheed F-104 Starfighter , которым тогда укомплектовывались войска ФРГ , и постоянных конфликтов с вышестоящими начальниками. Умер Эрих Хартманн в 1993 году .

Детство и юность

Китайский город Чанша

Через некоторое время семья воссоединилась в городе Вайль-им-Шёнбух на юго-западе Германии. С этого момента Хартманн начинает интересоваться авиацией . Он присоединяется к программе подготовки планеристов, которую организовало возрождающееся люфтваффе . Его мама Элиза была одной из первых женщин-пилотов. Семья даже купила небольшой лёгкий самолёт, но в 1932 году была вынуждена его продать из-за бедности, наступившей вследствие экономического коллапса Германии. После того, как к власти пришли национал-социалисты , лётные школы стали получать поддержку от нового правительства, и Элиза Хартманн создала в своём городе новую лётную школу, в которой четырнадцатилетний Эрих получил пилотское свидетельство, а в пятнадцать лет стал инструктором в одной из планерных групп гитлерюгенда .

После обучения в средней школе (апрель - апрель ), гимназии (апрель 1932 - апрель ) и в Национальном Институте Политического Образования в Ротвайле (апрель 1936 - апрель ), он поступает в гимназию в Корнтале , где в октябре знакомится с девушкой Урзулой, ставшей вскоре его женой.

Карьера в люфтваффе

На поле боя

Начало

Эмблема эскадры JG 52, в которую был определён Эрих Хартманн

Во время обучения Эрих показал себя выдающимся снайпером и прилежным учеником (хотя военная муштра его мало интересовала), а к концу подготовки в совершенстве владел своим истребителем. 24 августа , все ещё находясь на высших курсах воздушной стрельбы в Глейвице, он полетел в Цербст и продемонстрировал над аэродромом некоторые трюки лейтенанта Хогагена, бывшего чемпиона Германии по пилотажу. После выполнения некоторых элементов высшего пилотажа над аэродромом в Глейвице , начальство посадило лётчика под недельный домашний арест, который, возможно, спас ему жизнь - пилот, полетевший вместо него на следующий день, разбился.

В октябре 1942 года, окончив своё обучение в запасной истребительной группе «Восток», он получил назначение на Северный Кавказ в 52-ю истребительную эскадру на Восточном фронте. После прибытия на базу снабжения люфтваффе в Кракове , Эриху Хартманну и ещё трём пилотам пришлось лететь в свою эскадру на совершенно незнакомой Штуке . Это незнание обернулось локальным погромом и двумя разбитыми штурмовиками, пилоты были отправлены в JG 52 на транспортном самолёте. Сражения на Восточном фронте велись на глубине по крайней мере 750 миль над советской территорией, и Хартманну предстояло вести воздушные бои в этих неизвестных местах. Эскадра JG 52 уже заслужила большую славу в Германии , в ней летали многие из лучшиих асов люфтваффе , в чём Хартманн смог убедиться сразу после прибытия - Вальтер Крупински с трудом выбрался из горящего приземлившегося истребителя. Вальтер Крупински (197 сбитых самолётов, 16-й в мире) стал его первым командиром и наставником. Среди других был обер-фельдфебель Пауль Россманн, который предпочитал не вступать в «воздушную карусель», а атаковать из засады, тщательно изученная, эта тактика принесёт Эриху Хартманну первое место в неформальном соревновании лучших асов мира и 352 воздушные победы. Когда новым командиром эскадрильи стал Крупински, Эрих стал его ведомым. Так как 20-летнего новобранца, выглядевшего гораздо моложе своих лет, Крупински постоянно называл «Bubi» (мальчик, малыш), это прозвище прочно привязалось к нему.

Свой первый самолёт Хартманн сбил 5 ноября 1942 года (Ил-2 из состава 7-го ГШАП), однако за три последующих месяца ему удалось сбить всего один самолёт. Хартманн постепенно повышал своё лётное мастерство, делая упор на эффективность первой атаки. Со временем опыт дал свои плоды: во время Курской битвы в июле 1943 года он сбил за один день 7 самолётов, в августе 1943 года на счету было 49, а в сентябре он прибавил на личный счёт ещё 24 сбитых самолёта.

За линией фронта

К концу лета 1943 Эрих Хартманн имел уже 90 побед, но 19 августа при атаке очередного Ила, его самолет получил повреждения, и он совершил вынужденную посадку за линией фронта. Командир эскадры Дитрих Храбак приказал подразделению Хартманна поддержать пикирующие бомбардировщики Штука из второй эскадры штурмовиков Sturzkampfgeschwader 2 , ведомых известным асом штурмовой авиации Хансом-Ульрихом Руделем , но ситуация неожиданно изменилась, и немецким лётчикам пришлось столкнуться с массой истребителей Як-9 и Ла-5 . Хартманн успел сбить 2 самолёта, до того, как осколки повредили его Bf-109 . С трудом приземлившись (за линией фронта) Хартманн, провозившись некоторое время со своим самолётом, увидел приближающихся советских солдат . Поняв, что сопротивление бесполезно, и убежать нет никакой возможности, он притворился раненым (получившим травмы внутренних органов). Его актёрские способности убедили солдат, и его положили на носилки и отправили в штаб на грузовике. Терпеливо выжидая, Хартманн улучил момент, использовав атаку Штук, отвлёкшую солдат, он сильно ударил единственного охранника, выпрыгнул из грузовика и побежал к большому полю, на котором росли огромные подсолнухи, ускользая от летящих вдогонку пуль. Дождавшись прихода ночи, он последовал за патрулём, идущим на запад, и вернулся в часть, перейдя через линию фронта. Уже приблизившегося к своим, Эриха пытался пристрелить нервный часовой, не поверивший в то, что он действительно сбитый пилот, но пуля чудом не попала в цель, разорвав штанину.

Дубовые листья

29 октября 1943 г. лейтенант Хартманн был награждён Рыцарским Крестом , имея 148 сбитых самолётов, 13 декабря отмечал 150-ю воздушную победу, а к концу 1943 года их количество поднялось до 159-ти. За первые два месяца 1944 года Хартманн заработал ещё 50 побед, а скорость их получения постоянно увеличивалась. Эти результаты вызвали сомнение в Верховном Штабе люфтваффе , его победы перепроверялись по два-три раза, а за его полётами смотрел лётчик-наблюдатель, прикреплённый к подразделению Хартманна. Ко 2-ому марта 1944 года количество побед достигло цифры в 202 самолёта. К этому времени советским лётчикам уже стал знаком позывной Карайа 1 , а командование Советской Армии назначило за его голову цену в 10 000 рублей.
Некоторое время Хартманн летал на самолётах с элементом окраски «Чёрный тюльпан» (многолучевая звезда, накрашенная на кок винта и вокруг капота). Якобы поэтому, по данным британских историков, советские лётчики прозвали его «Чёрным дьяволом юга». Наши источники сохранили прозвища - «Чёрный» и «Чёрт».

Однако советские пилоты начали узнавать характерную раскраску и избегать любых встреч с Хартманном, из-за чего он дал полетать на своём самолёте неопытным лётчикам (для их же безопасности), а сам пересел на Bf-109 с обычной раскраской. Теперь только пронзённое стрелой сердце с подписью «Урзула» было единственным отличием. 21 марта 1944 года Эрих Хартманн заработал 250-ую для JG-52 воздушную победу.

Оборона Рейха (против США)

Нефтяные поля Плоешти

Тактика боя

Излюбленной тактикой Хартманна был удар из засады. По его собственному мнению, 80 % сбитых им пилотов вообще не поняли в чём дело. Используя мощный двигатель своего Bf-109G Хартманн атаковал по вертикали снизу из слепой зоны противника, либо сверху в крутом пике. Его любимым приёмом был огонь с короткой дистанции и стремительный отрыв от возможного преследования. Огонь с предельно близкой дистанции (60-80 м), кроме эффекта внезапности, позволял компенсировать баллистические недостатки пушки MK-108 и давал экономию боеприпасов. Недостатком такой тактики был риск повреждения обломками сбитого противника.

У тебя могут быть электронный прицел и видимость всего, чего ты только пожелаешь, но я думаю, тебе нужно подлететь к врагу на кратчайшее расстояние и расстрелять его в упор. Ты собьёшь его вблизи. На большом расстоянии это сомнительно.

Оригинальный текст (англ.)

You can have computer sights of anything you like, but I think you have to go to the enemy on the shortest distance and knock him down from point-blank range. You"ll get him from in close. At long distance, it"s questionable.

Хартманн разработал и применял несколько новых приёмов воздушного боя. Одним из самых известных стал защитный манёвр - уход с использованием отрицательной перегрузки, до сих пор известный среди лётчиков как «приём Хартманна». Он применяется в положении с противником, зашедшим в хвост вашему самолёту, когда дистанция позволяет открыть огонь и положение становится практически безвыходным. В этой ситуации Хартманн начинал делать крутой вираж, вынуждая противника делать ещё более крутой вираж для получения правильного упреждения для стрельбы (классическая тактика боя на виражах). При этом, как правило, противник должен был поднять нос своего самолёта настолько, что он закрывал обзор, и летчик противника терял из виду самолёт Хартманна. В этот момент Хартманн отжимал ручку управления и выходил из виража, пользуясь сменой перегрузки с положительной на отрицательную. После выполнения этого манёвра противник, не могущий понять, куда делся самолет, сам оказывался в незавидном положении.

Я открывал огонь, когда весь козырёк кабины был наполнен чёрным цветом вражеского самолёта… на минимальном расстоянии… не важно, какой у тебя угол по отношению к нему или ты делаешь какой-либо манёвр .

Оригинальный текст (англ.)

I opened fire when the whole windshield was black with the enemy… at minimum range… it doesn"t matter what your angle is to him or whether you are in a turn or any other maneuver.

Хартманн никогда не ввязывался в «собачью свалку», считая бой с истребителями потерей времени. Сам он описывал свою тактику следующими словами: «увидел - решил - атаковал - оторвался».

Арест и годы после войны

Последняя победа Хартманна была одержана в последний день войны в Европе - 8 мая 1945 года над чешским городом Брно . В тот день рано утром ему было приказано провести разведывательный полёт над позициями советских войск . Взлетев вместе со своим ведомым в 8:30, они заметили первые подразделения уже в сорока километрах от места вылета. Пролетая, Хартманн увидел два истребителя Як-9 , выполняющих разные акробатические фигуры на потеху передвигающимся внизу войскам. Полный решимости подпортить праздник, Хартманн нырнул вниз с выгодной ему высоты в 3700 метров и сбил первый истребитель с 200 метров. В тот момент прицеливания во второго, он вдруг заметил мелькание маленьких точек над ним, передвигающихся с запада - это были американские Мустанги . Не обрадованный возможностью быть зажатым между русскими и американскими самолётами, Хартманн решил спуститься как можно ниже и уйти от погони в плотном чёрном дыму, висевшем над городом. После приземления выяснилось, что аэродром находится в зоне обстрела советской артиллерии, поэтому Карайа 1 , остальные 24 Bf-109 и множество боеприпасов были уничтожены. Будучи командиом 1 звена JG 52 Эрих Хартманн принял решение сдаться американской 90-й пехотной дивизии.

После этого немецкие военнослужащие, сражавшиеся против советских войск были переданы непосредственно СССР , в соответствии с Ялтинскими соглашениями . В СССР Хартманн был осуждён по обвинению в военных преступлениях, а также в нанесении большого ущерба советской экономике, выразившегося в уничтожении большого количества самолетов, и провёл 10 лет в лагерях . Во время этих злоключений Герман Граф (лидер фракции «антифа » - среди немецких заключённых) предлагал ему пойти на службу в ВВС Восточной Германии , но он отказался.

После начала оттепели Хартманн был отпущен и вернулся домой.

Люфтваффе бундесвера

Итоги карьеры

Советскими и российскими историками много раз поднимался вопрос о том, что заявленное количество сбитых Хартманном самолётов не соответствует действительности, и на самом деле оно гораздо меньше. В частности, публицист Ю. И. Мухин считает, что количество сбитых немецким летчиком самолётов завышено в несколько раз. Единства в этом вопросе среди российских историков нет до сих пор.

Победы и награды

Награды

Звания

Эрих Хартманн приступил к исполнению службы в вермахте 1 октября 1940 года . Его первой остановкой был город Нойкирхен в Восточной Пруссии , где он получил базовую военную подготовку, как новичок люфтваффе.

Страна Дата Звание
31 марта Лёйтнант (Лейтенант)
1 июля Оберлёйтнант (Старший лейтенант)
1 сентября Гауптманн (Капитан)
8 мая Майор
12 декабря Оберстлёйтнант (Подполковник)
26 июля Оберст (Полковник)

Упоминания в «Вермахтберихт»

Дата Оригинальная немецкая запись «Wehrmachtbericht» Дословный перевод на русский
24 августа 1944 Oberleutnant Hartmann erhöhte am gestrigen Tage mit dem Abschuß von 8 Sowjetflugzeugen die Zahl seiner Luftsiege auf 290 Вчера старший лейтенант Хартманн, сбив 8 советских самолётов, поднял количество своих воздушных побед до общего - 290.
25 августа 1944 In Luftkämpfen und durch Flakartillerie verloren die Sowjets gestern 58 Flugzeuge. Hiervon schoß der mit dem Eichenlaub zum Ritterkreuz des Eisernen Kreuzes ausgezeichnete Oberleutnant Hartmann, Staffelkapitän in einem Jagdgeschwader, allein 11 Flugzeuge ab und errang damit seinen 301. Luftsieg В воздушных боях и от действий зенитной артиллерии, Советы вчера потеряли 58 самолётов. Из них, старший лейтенант Хартманн, награждённый Дубовыми Ветвями к Рыцарскому Кресту Железного Креста в должности Командира эскадрильи в Истребительной авиацианной эскадре , в одиночку сбил 11 самолётов и таким образом добился своей 301-й воздушной победы.

Цитаты

Это был очень маневренный самолет и к тому же простой в управлении. Набирал скорость он очень быстро, особенно если перед этим немного спикировать. В ходе высшего пилотажа на 109-м можно было спокойно входить в штопор, а затем легко выходить из него. Единственной проблемой был взлет. Самолет имел очень мощный мотор и узкую колею шасси. Если слишком рано отрываться от земли, то машину могло развернуть на девяносто градусов. Из-за таких неудачных взлетов мы потеряли немало хороших летчиков.

Эрих Хартманн о Bf-109

Ссылки

См. также

Литература

  • Рэймонд Ф. Толивер, Тревор Дж. Констебль. Эрих Хартманн - белокурый рыцарь рейха
  • 352 сбитых как путь к поражению // Исаев А. В. Антисуворов. Десять мифов Второй мировой. - М.: Эксмо, Яуза, 2004

Примечания