Болезни Военный билет Призыв

Базовые эмоции по К. Изарду. Проявления в поведении

«Развивающая среда в ДОУ» - Социальный эффект. Проект: «Родители - управление образовательным учреждением – качество». ЦЕНТР МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ г. ТОЛЬЯТТИ. Уровень образования педагогических кадров. Квалификационные категории. Система психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольника. Резистентность – сопротивляемость и устойчивость детского организма к разного рода негативным воздействиям.

«Предметно-развивающая среда» - Организация предметно-развивающей среды для дошкольников в ОУ района. Цель: Необходимым условием эффективного решения проблемы современного качественного дошкольного образования, является реализация комплексных мер. Задачи: (вытекают из проблем). Создание в ОУ предметно-развивающей среды, обеспечивающей развивающее обучение детей.

«Методика Марии Монтессори» - Катушки. Система Марии Монтессори. Прищепки. Развитие слуха. Задача Монтессори-учителя. Вкладыши. Письмо и чтение. Переливание воды. Подготовленная среда. Переносные столы и стулья. Зона математического развития. Жизненная практика. Основная идея метода. Двигательное развитие. Методика Марии Монтессори.

«Развивающая среда» - Реализация модульного проекта кабинет логопеда "Алмазная штольня". Показатели результативности. Детский сад - пространство развития ребенка. Основная идея проекта. После реализации проекта. Реализация модульного проекта физкультурного зала. Значение предметно - развивающей среды. Цели и задачи проекта.

«Кризис трёх лет» - Если истерика все же началась. Основные признаки кризиса. Истерика. Упрямство. Внутреннее противоречие. Изменения в развитии ребенка. Негативизм. Кризис 3-х лет. Самый острый кризис. Проявление вредности.

«Особенности развития ребёнка» - Общее недоразвитие речи. Комплексное воздействие. Шепотной речи тоже нужно учить. Эхо. Режим. Золотая серединка. Щетка. Быстрая речь. Леворукость. Мелкая моторика. Юла. Жесты дополняют нашу речь. Отсутствие фразовой речи. Хорошо устроенный мозг. Умственное развитие. Подражание. Язык. Плохое настроение.

Базовые или первичные эмоции это 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных. Все о Положительных эмоциях и Отрицательных эмоциях и их видах, а также характеристиках.Психологи очень часто пользуются таким понятием как фундаментальные (базовые, первичные) эмоции. Ведь эмоция считается фундаментальной, если она имеет свой собственный механизм возникновения (специфический внутренне детерминированный нервный субстрат), выражается вовне особыми мимическими или нервно — мимическими средствами и является субъективным переживанием (т.е. имеет феноменологическую качество).
К фундаментальным эмоциям относятся 10 базовых эмоций: пять положительных и пять отрицательных.

Положительные эмоции :

1. Интерес (любопытство, заинтересованность) — эмоциональное состояние, способствует развитию навыков, умений, получению знаний, мотивирует обучение. Интерес — положительная эмоция, мотивирующая обучение, развитие навыков и умений, творческие устремления.

2. Радость — эмоция, при которой мы становимся уверенными в себе, начинаем понимать, что живем не зря, что наша жизнь полна глубокого смысла. Мы чувствуем себя лю бимимы, нужными, мы довольны собой и миром. Мы полны энергии, мы уверены в том, что преодолеем любые трудности. Радость — положительное эмоциональное возбуждение, возникающее при появлении возможности достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невысокой или неопределенной.

3. Удивление порождается резким изменением стимуляции. Причиной возникновения являются внезапные, неожиданные события. Удивление — резкое повышение нервной стимуляции, возникающей вследствие какого-то неожиданного события. Возникновение данной эмоции способствует мгновенной ориентации всех познавательных процессов на объект, вызвавший удивление.

4. Стыд характеризуется осознанием несоответствия собственных мыслей, поступков и внешности не только ожиданиям других людей, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний образ. Стыд возникает как переживание несогласованности (действительной или только кажущейся) между нормой поведения и фактическим поведением, прогнозирования осуждая или резко негативной оценки окружающих. Стыд мотивирует желание спрятаться, исчезнуть.

5. Вина — интенсивное чувство собственной неправоты отношении человека или группы людей. Вина может ощущаться по себе, когда человек понимает, что ее поступок вступает в противоречие с ее характером. Вина стимулирует мыслительные процессы, связанные с осознанием вины и поиском путей исправления ситуации. Вина — эмоция, похожая на стыд, поскольку также возникает в результате рассогласования ожидаемой и реального поведения. Однако стыд могут породить какие-либо ошибки, вина же возникает при нарушениях морального характера, причем в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность.

Отрицательные эмоции :

1. Горе в своем составе преимущественно эмоцию печали, а главной причиной является потеря (временная — разлука, постоянная — смерть), реальная, мнимая, физическое или психо — логическая. Горе способствует укреплению социальных связей и группового единства. Горе — эмоция, обусловлено комплексом причин, связанных с непоправимыми жизненными потерями.

2. Гнев — эмоциональное состояние, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением значительного препятствия на пути удовлетворения чрезвычайно важной для субъекта потребности, имеет стенический характер. Гнев может вызвать желание наказать, может способствовать мобилизации сил, породить чувство уверенности в правильности собственных действий.

3. Отвращение — эмоциональное состояние, его вызывают объекты (предметы, люди, обстоятельства и т.д.)., Столкновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) входит в противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, что сочетается с гневом, в личных отношениях может мотивировать агрессивное поведение, желание избавиться кого-то или чего-то. Отвращение часто возникает вместе с гневом, но имеет собственные признаки и иначе субъективно переживается.

4. Презрение — это холодная эмоция, поведение, суп — роводжуе эту эмоцию, не вызывает общественного одобрения. Пренебрегая человека, мы чувствуем превосходство над ней. Это больше, чем равнодушие, презрение всегда пресыщено по — чутьем ценности и значимости собственного»Я» по сравнению с» Я» другого человека. Презрение — эмоция, отражает потерю другим человеком или целой группой своей значимости для индивида, переживания последним своей преимущества по сравнению с ними.

5. Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию человека и направленная на источник настоящей или воображаемой опасности. Индивид в психологическом состоянии страха, как правило, меняет свое поведение. Страх вызывает у человека депрессивное состояние, беспокойство, стремление избежать неприятной ситуации, иногда парализует ее деятельность. Страх — переживание, обусловленное получением прямой или косвенной информации о реальной или мнимой угрозы, ожидание неудачи при выполнении действия, обусловленной ситуацией, которая возникла. Считается, что страх является одной из сильнейших негативных эмоций. Страх может парализовать человека, и наоборот, — мобилизовать ее энергию.
Некоторые авторы выделяют интеллектуальные эмоции, иногда их называют эмоциями высшего порядка ввиду их непосредственной связи с процессом творчества как уровнем деятельности человека. Важными интеллектуальными эмоциями есть сомнение, уверенность, догадка, удивление, удовольствие и др.. Интеллектуальные эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными.


Свою классификацию эмоциональных процессов С.Л. Рубинштейн построил на трех уровнях:
1. Уровень органической эмоциональной чувствительности — связан с органическими потребностями. Это эмоциональная окраска, эмоциональный тон ощущений.
2. Уровень предметных чувств — выраженный в сознательном переживании отношения человека к миру (через отношение к определенному предмету). Сюда относятся интеллектуальные, эстетические, моральные и другие эмоции, которые различают за-висимости от того предметной сферы, к которой адресованы.
3. Уровень обобщенных мировоззренческих чувств . Это юмор, ирония, чувство трагического, комического, возвышенного и т.д.., Которые могут выступать в качестве более или менее отдельные состояния, но в основном отражают мировоззренческие установки человека.

По функциональному признаку, содержанием которой является оценка смысла различных явлений жизни, выделяются две группы эмоциональных явлений: ведущие и производные .
Ведущие эмоции сигнализируют о смысле предмета определенной потребности. Они предшествуют деятельности и обеспечивают преобразование предмета потребности в мотив. К этому классу относятся биологические, социальные и собственно психологические эмоции.
Производные эмоции возникают уже в процессе деятельности и проявляют отношение индивида к тому, что способствует или препятствует удовлетворению его потребностей. Такие эмоции возникают в конкретных ситуациях и оценивают смысл явлений, обусловленных отношением субъекта к ведущему мотиву текущей деятельности. Это, например, эмоции успеха — неуспеха, сигнализирующие индивиду о степени успешности его деятельности. В свою очередь, производные эмоции делятся на констатируемые , предсказательные и обобщающие .
Констатируемые эмоции «обозначают» успешные или неуспешные попытки индивида достичь цели, предсказательные — функционируют в ситуациях, неоднократно повторяются. Основываясь на констатируемые, они сигнализируют о возможном результате того или иного варианта действия. Обобщающие эмоции взаимодействуют с ведущими и стимулируют деятельность при предвидении быстрого успеха или тормозят при предвидении возможных трудностей и неудач.
По структурному признаку эмоциональные явления делятся на: эмоциональный тон ощущений , собственно эмоции , аффекты , настроение , страсти , стресс и фрустрацию .
Эмоциональный тон — простейшая форма эмоций, которая имеет вид смутных ощущений, сопровождающих жизненно важные воздействия вкусового, температурного, болевого и иного характера. Чаще всего это чувство удовлетворения или неудовлетворения, и они оценивают степень благоприятности воздействия на организм тех или иных раздражителей (В. Вундт, М. Грот).
Генетически поздней формой этого вида эмоций является эмоциональный чувственный тон, благодаря которому тот или иной объект может быть приятным, смешным, скучным, нежным и т.п..

Как уже наверняка стало понятно из наших первых уроков по представленной теме, актёрское мастерство является очень интересной и увлекательной творческой деятельностью. Но в то же время и очень сложной деятельностью, т.к. требует от любого человека, который в неё вовлечён, максимального раскрытия своего творческого потенциала, что, в свою очередь, подразумевает активизацию и мобилизацию всех психических ресурсов, и в особенности - умения выражать и передавать переживаемые эмоции. Таким образом, можно сделать вывод, что ремеслом актёра, в огромной степени, является умение управлять своими эмоциями.

Согласно Станиславскому, ремеслом является применение актёром уже готовых актёрских штампов, воспринимая которые зритель может однозначно определить, какие эмоции испытывает персонаж в данный момент времени. Причём, акцент должен ставиться именно на внешние проявления внутренних переживаний. Об умении актёра воспроизводить эмоции и пойдёт в речь в представленном вашему вниманию уроке.

Изучив данный урок, вы узнаете о том, что такое эмоции и чем они характеризуются, какие существуют базовые эмоции и как он проявляются внешне. Но главное - вы познакомитесь с различными способами и методами управления эмоциям, которыми так богато актёрское ремесло. В уроке будут подробно описаны основные эмоции и чувства, представлены упражнения и рекомендации, способствующие тренировке их воссоздания и проявления (мимике, жестам, позам и т.п.), а также будут рассмотрены несколько эффективных техник управления эмоциями, применяя которые вы научитесь быстро воспроизводить любые эмоциональные состояния в любой момент. Эмоции актёров - это эмоции людей, а этот урок сделает вас настоящим мастером управления эмоциями, что позволит вам использовать этот уникальный навык не только на сцене, но и в своей повседневной жизни.

Эмоциональный процесс

Эмоциональный процесс является психофизическим процессом, который мотивирует и регулирует деятельность человека (мышление, восприятие, поведение) и отражает субъективное значение различных ситуаций и объектов для человека, выражаясь в его сознании в виде переживаний. Несмотря на это определение, в научных кругах бытует огромное количество разных взглядов на саму природу эмоциональных процессов, и какого-то одного конкретного определения этому феномену нет, и понимать эмоциональные процессы всегда следует из того, в каком контексте они рассматриваются.

Классификация эмоциональных процессов разными учёными также происходит по-разному. Есть даже теории, которые берут за основу существование вообще только одной эмоции, которая просто зависит от определённых факторов и вызывает различные переживания. Большинством же исследователей среди эмоциональных процессов выделяются несколько основных - это аффекты, эмоции, чувства и настроения. Рассмотрим каждый из них немного подробнее.

  • Аффекты - являются кратковременными интенсивными эмоциональными процессами, которые сопровождаются изменениями на физиологическом уровне. Например, внезапный испуг.
  • Эмоции - являются более продолжительными, но менее интенсивными, чем первые, и отражают субъективное значение ситуаций (но не конкретных объектов) для человека. Например, ощущение тревоги.
  • Чувства - являются более продолжительными, но менее интенсивными, чем аффекты, и отражают субъективное значение для человека конкретных объектов. Например, любовь.
  • Настроения - являются продолжительными эмоциональными процессами низкой интенсивности. Например, скука.

Причинами для возникновения различных эмоциональных процессов, как несложно заметить, может послужить что угодно: события, ситуации, явления, предметы, люди, животные, мысли и т.п. Если же говорить относительно актёрского мастерства, то можно сказать, что эмоциональные процессы служат основой всех возникающих у актёра эмоций, и только умение управлять этими процессами делает возможным по-настоящему правдоподобное переживание, интерпретацию и репрезентацию мастером перевоплощений любых образов и ролей.

Учитывая то, что наш урок посвящён именно управлению эмоциями, нам следует немного побеседовать о том, что такое эмоции и перечислить базовые эмоции человека.

Эмоции и базовые эмоции

Эмоция является эмоциональным процессом, характеризующимся средней продолжительностью и отражающим субъективную оценку существующих или возможных ситуаций человеком. Как и большинство других психических явлений, они мало изучены и разными специалистами понимаются по-разному. Отсюда следует, что данное определение не является всеобъемлющим и общепринятым.

Эмоции характеризуются рядом признаков:

  • Валентность - положительная или отрицательная окраска. Кстати, научно подтверждено, что отрицательные эмоции превалируют у человека над положительными, и их количество в несколько раз больше.
  • Интенсивность - сила, с которой эмоции переживаются.
  • Стеничность - эмоции могут быть побуждающими к активности (стеничными), например, радость, или расслабляющими, парализующими (астеничными), например, тоска.
  • Содержание - эмоции могут отражать различные аспекты значений ситуаций, которые их вызывают.
  • Физиология - фактор, отражающий воздействие эмоций на человека на физиологическом уровне и вызывающий определённую реакцию организма.
  • Мимическая обратная связь - эмоции могут вызывать непроизвольные проявления на уровне мимики. Однако и мимика может вызвать определённые эмоции, т.е. связь является двухсторонней.

Здесь же следует заметить, что учёными выявлена сильнейшая связь между эмоциями и стрессом, что означает, что наиболее сильные эмоции, независимо от валентности, оказывают на организм человека утомляющее воздействие и приводят к состоянию стресса, что, при продолжительном воздействии, может даже вызывать проблемы на психическом, физиологическом и других уровнях.

Что такое базовые эмоции?

Базовые эмоции - это основной набор эмоций, присутствующих у каждого человека. На сегодняшний день не существует какой-либо общепринятой классификации эмоций, и одни учёные склоняются к тому, что базовые эмоции существуют, другие же отрицают факт их существования. Но большинство специалистов всё же склоняются к тому, что они есть, а для того чтобы определить, является ли эмоция базовой, имеется несколько определяющих параметров:

  • Базовые эмоции имеют фундамент на нервном уровне
  • Базовые эмоции проявляются на уровне мимики
  • Базовые эмоции осознаются человеком и отчётливо переживаются им
  • Базовые эмоции являются результатом эволюционно-биологических процессов
  • Базовые эмоции оказывают на человека организующее и мотивирующее воздействие

Существуют и другие характеристики, которые следует учитывать при определении базовых эмоций, но они являются второстепенными.

Определить базовые эмоции пытались и пытаются многие исследователи, но какого-то одного их списка пока не создано. Но, несмотря на это, есть несколько основных классификаций, наиболее популярной из которых можно назвать классификацию Кэррола Изарда. Именно её мы и рассмотрим.

Классификация базовых эмоций по Изарду

Согласно Кэрролу Изарду, имеется одиннадцать базовых эмоций, а любые другие являются их комбинацией и модификацией, и возникают на их основе. Ниже приведён список базовых эмоций. Базовые эмоции по Изарду:

  1. Радость
  2. Удивление
  3. Печаль
  4. Отвращение
  5. Презрение
  6. Горе-страдание
  7. Интерес-волнение
  8. Смущение

Радость

Радость - относится к числу основных положительных эмоций человека. Характеризуется чувством удовлетворения, счастья и удовольствия, а также считается положительной внутренней мотивацией.

Улыбка, желание заниматься активной деятельностью, ярко выраженная жестикуляция, учащённое сердцебиение, стремление к общению, хорошее настроение.

Как вызвать радость: для того чтобы взывать у себя радость, можно подумать о чём-нибудь приятном (о каком-то радостном событии), воспроизвести в памяти приятные воспоминания, пообщаться с человеком, у которого хорошее настроение, купить что-то, о чём давно мечтали, в общем, сделать что-то, что вызывало, вызывает или может вызвать у вас приятные эмоции.

Удивление

Удивление является эмоцией, которая появляется в случае возникновения неожиданной ситуации. Говоря более научным языком, удивлением можно назвать адекватную реакцию на отклонение от нормы. В зависимости от особенностей ситуации, удивление может перейти в страх, интерес или радость.

Физиологические и внешние проявления: поднятые брови, округлённые глаза, разомкнутые губы, в другом случае - сведённые брови, наклонённая вперёд голова, при сильном удивлении - пересекающие лоб морщины.

Как вызвать удивление: основным способом вызвать у себя удивление является воспроизведение физиологических проявлений. Чтобы упростить себе задачу, можно мысленно представить что-то, что могло бы вас удивить: какой-то предмет, человека, ситуацию. Проще говоря, чтобы удивиться, нужно сделать вид, что вы удивлены.

Печаль

Печаль - это эмоция, занимающая промежуточное положение между тоской, грустью и унынием, и способная склоняться то к одному, то к другому, то к третьему. Возникает в случае возникновения каких-либо огорчающих человека обстоятельств.

Физиологические и внешние проявления: сведённые брови и приподнятая их внутренняя часть, натянутые уголки верхних век, опущенные уголки губ, вертикальные морщины между бровей, горизонтальные морщины в центре лба, иногда - слёзы, пассивное поведение, желание остаться наедине с собой.

Как вызвать печаль: взывать у себя печаль можно довольно просто: для этого нужно подумать о каком-либо печальном, грустном, трагическом событии в своей жизни, попытаться почувствовать то, что вы чувствовали тогда, когда это событие произошло, и постараться задержаться в этом состоянии, прочувствовать его как можно глубже, чтобы эмоция печали проявила свои внешние признаки.

Гнев

Гнев - это эмоция с яркой отрицательной валентностью. Чаще всего гнев вызывается несправедливостью по отношению к человеку и желание эту несправедливость немедленно устранить.

Физиологические и внешние проявления: сведённые и опущенные брови, если гнев доходит до предела, то внешняя сторона бровей взмывает вверх, суженые или, наоборот, выпученные глаза, напряжённые веки, напряжённые и сомкнутые губы, в других случаях возможен оскал, напряжённые мышцы шеи и подбородка, огромная мотивация к активным действиям, иногда неадекватным, желание воздействовать на объект гнева физически.

Как вызвать гнев: вызвать у себя эмоцию гнева можно очень просто: нужно подумать о чём-либо, вызывающем у вас откровенное чувство протеста и несправедливости, вспомнить конфликтную ситуацию или человека (если такой есть, конечно), действия которого вызывают у вас негативные эмоции. В случае с гневом очень хорошо помогает воспроизведение физиологических проявлений.

Отвращение

Отвращение представляет собой сильную форму неприятия, отрицательно окрашенное чувство. Возникает в случаях, когда человек сталкивается с чем-то, что ему очень неприятно с моральной, физической, эстетической точки зрения.

Физиологические и внешние проявления: сильно приподнятая верхняя губа, поднятая или опущенная, но выпученная нижняя губа, приподнятые щёки, суженые глаза и немного опущенные брови, морщины у переносицы, желание отвернуться, отмахнуться, отойти подальше.

Как вызвать отвращение: вызвать у себя отвращения очень легко, если постараться во всех деталях представить в своём воображении что-нибудь очень неприятное: какие-либо объекты, ситуации, проявления и поведение людей, запахи, привкусы, картинки и т.д. Легко выразить эмоцию отвращения, просто воспроизведя внешние её проявления. Скорее всего, необходимые внутренние переживания возникнут у вас сами собой.

Презрение

Презрение является отрицательно окрашенным чувством, которое возникает по отношению к какому-либо объекту, проявляющему поведение или качества, которые сам испытывающий отвращение человек не позволяет демонстрировать себе и которые кажутся ему крайне неприемлемыми. Нередко отвращение связано с чувством превосходства одного человека над другим и может перейти в гнев и даже в ненависть.

Физиологические и внешние проявления: признаки схожи с признаками отвращения, но в них чаще всего отсутствует симметрия, напряжённые уголки губ, сомкнутые губы, выдвинутый вперёд и/или приподнятый подбородок, желание выразить своё отрицательное отношение, указать на неправоту.

Как вызвать презрение: вызвать презрение немного сложнее, чем вышеназванные эмоции, но, конечно, можно. Для этого лучше всего так же, как и ранее, воссоздать в воображении образ какого-либо человека, поведение или качества которого вызывают у вас отрицательные эмоции, и проявить которые вы сами себе не позволяете. Для этого прекрасно подходят образы людей, совершающих низкие, лживые поступки.

Горе-страдание

Горе представляет собой отрицательно окрашенную эмоцию, связанную с ощущением потери. Нередко синонимами горя являются скорбь и печаль. Страдание же, в свою очередь, является совокупностью очень неприятных и мучительных физических или эмоциональных ощущений.

Приподнятая внутренняя сторона бровей, сведённые брови, опущенные уголки губ, морщины на лбу, в других случаях - сомкнутые челюсти, оскал, откинутая или опущенная голова, сжатые кулаки, напряжённое тело, слёзы.

Как вызвать горе-страдание: т.к. данная эмоция является очень сильной, вызвать её довольно просто: во-первых, можно воспроизвести внешние проявления, во-вторых, представить себе какую-либо физическую боль, в-третьих, можно воссоздать в воображении очень трагическую ситуацию из своей жизни (жизни другого человека) и погрузиться в испытываемые в связи с этим переживания.

Стыд

Стыд - это эмоция с отрицательной окраской, связанная с каким-то неприемлемым скрытым или явным поступком или качеством самого человека, который испытывает стыд, или с другим человеком, за которого ему становится стыдно.

Физиологические и внешние признаки: оцепенение, желание остаться одному, скованные движения, пассивность или желание убежать, чувство вины, напряжённое дыхание, опущенные глаза, морщины на лбу, сжатые губы, покраснение лица как следствие обильного притока к нему крови.

Как вызвать стыд: чтобы вызвать у себя эмоцию стыда, достаточно представить, что вы совершили что-то очень плохое или непристойное и все, кто находится рядом, об этом узнали. Очень хорошо почувствовать стыд позволяет представление себя голым на обозрении большого количества людей, которые над вами смеются. Также легко воспроизвести данную эмоцию, если отразить её физиологические признаки.

Интерес-волнение

Интерес представляет собой эмоцию с положительной окраской. Интерес связан, преимущественно, с потребностью узнавать что-то новое о каком-либо объекте, и повышенным вниманием к нему. Волнением в данном контексте можно назвать совокупность внутренних переживаний, связанных с чем-либо.

Физиологические и внешние признаки: немного сморщенный лоб и чуть сдвинутые брови, нередко учащённое сердцебиение и дыхание, сомкнутые или, наоборот, чуть приоткрытые губы, желание обладать, стремление к физическому контакту, пристальный взгляд, повышенная концентрация на объекте интереса, в случае сильного волнения - повышенное потоотделение, дрожь в конечностях, заикание, сбивчивое дыхание.

Как вызвать интерес-волнение: взывать у себя эмоцию интереса довольно просто: можно представить, что вам очень хочется больше узнать о человеке, с которым вы находитесь рядом, или о каком-то предмете, ситуации, событии, явлении, воспроизвести физиологические признаки интереса, думать о том, что интересно, говорить об этом, собирать необходимую информацию и т.п. Если нужно вызвать волнение, то можно подумать о каком-то важном предстоящем событии, или же о том, которое уже произошло, но представить себе в том состоянии, в котором вы находились ещё до этого.

Вина

Вина - это эмоция с отрицательной окраской, возникающая вследствие совершения некоего поступка, который представляется человеку несущим негативные для него самого или для других последствия. Чаще всего появляется у человека в отношении чего-то, сделанного конкретно им, что отличает эмоцию вины от эмоции стыда.

Физиологические и внешние признаки: опущенные или бегающие в стороны глаза, опущенная голова, глубокое дыхание, желание остаться наедине с собой, появление румянца на лице, дрожащий голос, иногда - задранный подбородок и презрительный взгляд, но нежелание встречаться глазами с другими.

Как вызвать вину: человек может вызвать у себя ощущение вины, во-первых, если представит, что он совершил какой-либо поступок, который будет причиной страданий других людей или его самого. Во-вторых, если в точности воспроизведёт физиологические признаки эмоции вины. Также можно вспомнить что-то из прошлого, за что чувствовал себя виноватым: какие-то действия, сказанные слова, совершённые поступки. Эмоция вины тесно связаны с эмоцией стыда, поэтому, можно прибегнуть к способам, которые позволяют вызвать именно эту эмоцию.

Как несложно заметить, эмоции тесно взаимосвязаны друг с другом и, в подавляющем большинстве случаев, позволяют одному человеку понять, что чувствует в данный момент другой человек. Но если актёр будет на сцене проявлять только те эмоции, которые в действительности чувствует в данный момент времени, это может крайне отрицательно отразиться на качестве его игры. Для того чтобы избежать неприятных ситуаций (связанных с выражением эмоций) во время репетиций, спектаклей, съёмок в кино, да и вообще в жизни, полезно обучиться некоторым техникам управления эмоциями. Но для начала об этих техниках нужно узнать. Именно этому мы и посвящаем заключительный раздел нашего урока.

15 техник управления эмоциями

1. Якорение

Техника « » берёт своё начало в нейролингвистическом программировании и поэтому является одной из самых результативных, когда речь заходит об управлении эмоциями. Она обладает потрясающей силой воздействия человеком, как на окружающих, так и на себя самого. По этой причине мы рассмотрим её несколько подробнее, чем все нижеследующие.

Смысл данной техники заключается в том, что в процессе простых, но регулярно выполняемых действий человек вызывает определённое эмоциональное состояние и закрепляет (производит якорение) его, посредством, так называемого, ритуального действия. Если говорить проще, то создаётся условный рефлекс, позволяющий через выполнение определённого действия входить в нужное состояние. С помощью якорения можно вызывать любые эмоции.

Первым делом, нужно создать подкрепление, т.е. вызвать нужное эмоциональное состояние, вспоминая какой-либо соответствующий ему прошлый опыт из жизни. Затем, в момент наивысшей интенсивности этого состояния, нужно выполнять определённое действие, придуманное заранее. Это может быть скрещивание пальцев, прикус губы, щипание кожи и т.д. Важно, чтобы об этом действии знали только вы. Проделав такую процедуру несколько раз, вы создаёте якорь, который в дальнейшем будет моментально вызывать нужную эмоцию. Процесс этот очень простой, но требует регулярного и систематического закрепления.

Итак, техника якорения такова:

  • Вызываете желаемое состояние, обратившись к своей памяти. Представляйте его во всех деталях, визуализируйте, чувствуйте его, проникайтесь этим ощущением полностью, стараясь достигнуть пиковой точки.
  • В момент достижения пиковой точки совершаете заранее придуманное действие. Старайтесь придумать такое, которое ни с чем и никогда не спутаете и наверняка не сделаете спонтанно. Повторите эту последовательность несколько раз, делая между каждым «подходом» небольшие паузы, пока находитесь «на пике».
  • После этого отвлекитесь, чтобы войти в обычное эмоциональное состояние. Сделайте паузу на некоторое время (полчаса/час) и дайте состоянию утихнуть. Затем повторите первые два пункта и снова отвлекитесь.
  • Повторяйте процедуру регулярно (10, 20, 30…100 раз), чтобы якорь стабильно закрепился. Итогом станет возможность взывать любую нужную вам эмоцию определённым действием.

2. Техника противоположного действия

Данный метод применяется для управления эмоциями высокой интенсивности. Он основан на замене переживаемых эмоций противоположными им по значению действиями. Причём, выполняемые действия не должны подавлять или тормозить переживаемое состояние, но должны просто выражать другое.

В качестве примера можно использовать состояние повышенного эмоционального возбуждения, когда человек, по какой бы то ни было причине, испытывает эмоциональный всплеск, который выражается в чрезмерной психической активности. Чтобы этот всплеск подавить, пользуясь техникой противоположного действия, нужно поудобнее расположиться на кресле или диване, расслабиться, замедлить дыхание, подумать о чём-нибудь спокойном и приятном. Некоторое время спустя, вы заметите, что ваше состояние сменилось с эмоциональной возбуждённости на спокойствие и умиротворение.

3. Техника мышечной разрядки

Эта техника помогает избавиться от напряжения и связанных с ним эмоций. Очень удобно применять её, когда ощущается прилив каких-либо отрицательно заряженных эмоций, например гнева, злости и т.п.

Применять её очень просто: как только вы почувствовали, что вами начинают овладевать негативные (или позитивные) эмоции, нужно резко и быстро напрячь все мышцы тела (или какую-то определённую группу мышц) и пробыть в таком состоянии до тех пор, пока не почувствуете, что сил находиться в напряжении больше нет. После этого мышцы начнут расслабляться самопроизвольно, а уходящее напряжение будет забирать с собой энергетический потенциал начавших развиваться эмоций.

4. Техника выявления и обозначения эмоциональной реакции

Предлагаемая техника представляет собой основной метод управления эмоциями, а именно: распознавание и выявления текущих эмоциональных состояний. Но этот метод по-своему сложен, т.к. требует о человека максимальной активизации способности к самонаблюдению и описанию своих психических проявлений.

Техника применения этого метода состоит из нескольких шагов:

  1. Определение и описание породившего эмоцию события
  2. Определение и описание придаваемого событию значения
  3. Определение и описание связанных с эмоцией ощущений
  4. Определение и описание движений, вызванных эмоцией
  5. Определение и описание того влияния, которое эмоция оказывает на вас

Пошаговое выполнение этих инструкций, во-первых, уже само по себе снимет большую часть эмоционального напряжения, а во-вторых, позволит вам адекватно и рационально оценить своё поведение и предпринять необходимые для устранения эмоции действия. Кстати, этот же метод можно использовать и для того, чтобы вызывать у себя какую-либо эмоцию. Но для этого нужно иметь чёткое представление о базовых эмоциях человека, чтобы было возможным воспроизвести нужные элементы.

5. Техника применения метода допуска страданий

Бытует мнение, что иногда человеку, чтобы справиться с отрицательной эмоцией, нужно позволить проявиться тем действиям, которые она вызывает. Данный метод основывается на том, что те переживания, которые сопутствуют негативной эмоции, можно и нужно просто перетерпеть.

Например, вы чувствуете гнев или злость и хотите покричать, что-то разбить, ударить кого-то. Делать этого ни в коем случае не нужно. Необходимо просто принять эту эмоцию такой, какая она есть, позволить ей быть. Через время вы заметите, что эта эмоция начнёт угасать, а позже исчезнет совсем. А зная о том, какие психические страдания может причинить отрицательный эмоциональный заряд, вы можете намеренно воспроизвести ту или иную эмоцию в случае необходимости, например, когда требуется воспроизвести поведение разъярённого человека.

6. Техника выявления барьеров, мешающих изменить эмоции

Во многих случаях изменить эмоции человеку мешают определённые барьеры. Они могут быть связаны с привычным образом действий, потаканием своим слабостям, защитой своего эго, сохранением статуса в обществе и т.д. Техника выявления барьеров делает возможным эти барьеры выявить, произвести их оценку, прийти к пониманию того, что вами движет и сделать на основе всего этого соответствующие выводы, которые позволят повлиять на своё эмоциональное состояние путём волевых усилий.

Как только вы почувствовали, что где-то в глубине вашего существа начинает зарождаться отрицательная эмоция, и вы не можете её перебороть, постарайтесь переключить своё внимание на определение её истинных причин: почему она возникает у вас, что мешает вам её изменить, какие факторы на это влияют. Такой анализ позволит вам не только научиться выявлять барьеры, но и лучше узнать себя и особенности своей личности. Впоследствии это пригодится вам в практике актёрского мастерства, т.к. поможет, например, освободиться от сценических зажимов, каких-либо комплексов и т.п. препятствий, мешающих раскрыться вашему актёрскому таланту.

7. Техника простого выявления эмоций

Ещё одна техника, относящаяся к основным. Её целью является овладение навыком смотреть своим эмоциям в лицо, а не искать от них спасения. Когда человек осознаёт свои эмоциональные состояния, у него всегда есть выбор, как отреагировать на ту или иную ситуацию и что почувствовать.

Осваивать данную технику нужно с простого записывания событий, которые вызывают у вас различные переживания, проявления этих переживаний, особенности их воздействия на вас и ваше поведение. Проделывая это, вы научитесь выявлять присущие вам типичные реакции на определённые эмоции. Зная такую информацию о себе, вы сможете в любой подходящий момент не только нейтрализовать состояния, которые не хотели бы переживать, но и продуцировать те, которые вам необходимы в настоящий момент времени. Представьте только, какое влияния окажет на ваши актёрские данные умение воспроизводить или гасить эмоциональные состояния!

8. Техника снижения чувствительности до уровня «эмоциональной разумности»

В случаях воздействия на человека стрессовых ситуаций и отрицательных эмоций повышается и его эмоциональная реактивность, т.е. человек начинает реагировать на всё очень быстро, порой, не отдавая себе отчёта в том, что делает. Основополагающим фактором здесь является умение сохранять эмоциональный баланс в любых жизненных ситуациях. Это и есть «эмоциональная разумность», которая предупреждает перенапряжения любого рода.

Чтобы стало возможным всегда и везде контролировать свой эмоциональный баланс, нужно не только стараться постоянно находиться в состоянии осознанности, но и учитывать такие факторы как правильное питание, здоровый сон, утренняя зарядка, воздержание от алкоголя и наркотиков и т.п. В совокупности, это окажет на вас потрясающее воздействие. Составьте сами для себя оптимальный «режим жизни». Если вы будете придерживаться особых правил, способствующих улучшению вашего образа жизни, это непременно отразится, как на вашем эмоциональном состоянии вообще, так и на умении его контролировать, что, в свою очередь, будет для вас преимуществом в актёрском амплуа и в жизни.

9. Техника увеличения количества событий, вызывающих положительные эмоции

Умение управлять эмоциями основывается, помимо всего прочего, на том, что отрицательные эмоции способствуют плохому самочувствию человека и наоборот. Конечно, можно изменить восприятие эмоций, но эмоции в любом случае останутся. Данная техника подразумевает овладение навыком контроля над тем, что вызывает негативные эмоции.

Главным и основным приёмом этой техники является увеличение положительных событий, которые происходят в жизни человека. Это можно осуществлять путём целенаправленного совершения каких-либо действий или организации мероприятий, доставляющих радостные переживания. Систематическая практика этого может даже привести к тому, что ваш образ жизни изменится в корне. Но первоначальным результатом станет то, что вы начнёте замечать больше хороших событий, которые происходят в вашей жизни. А это значит, что и ваш общий настрой на любую деятельность будет позитивным, а все начинания будут увенчиваться успехом, т.к. во всём вам будет сопутствовать энтузиазм и раскрытие творческого потенциала.

10. Техника безоценочного восприятия эмоций

Эта техника рассчитана на снижение интенсивности эмоций путём безоценочного их восприятия. Основополагающим принципом здесь является то, что, когда человек не выносит никаких суждений относительно своих эмоций, он, тем самым, не позволяет их психической энергии овладеть своим сознанием.

Применяется данная техника довольно просто: в момент возникновения сильной эмоции, не поддавайтесь её воздействию, не придавайте ей ни хорошей, ни плохой оценки, сконцентрируйтесь на дыхании, посмотрите на свои эмоции со стороны. Просто отмечайте все изменения, мысли, суждения об этих эмоциях, помните о том, что вы наблюдаете за собой. Можете даже постараться спрогнозировать возможные перемены, которые могли бы быть, если бы вы поддались переживаниям. Этот навык можно успешно применять и в реальной повседневной жизни, и в той, которую вы ведёте, находясь в образе, играя, например, в спектакле или в кино, т.к. позволяет входить в любые эмоциональные состояния путём воспроизведения их деталей.

11. Техника уменьшения психологической вовлечённости в текущее эмоциональное состояние

Представляемая техника базируется на утверждении о том, что ещё большее переживание возникшей отрицательной эмоции только усугубляет ситуацию, ведь начиная сопереживать сам себе, человек индуцирует появление связанных с базовой второстепенных эмоций, которые увеличивают потенциал первой, принося ещё большие страдания. Из этого следует, что любую негативную эмоцию нужно и можно тормозить, уменьшая свою психологическую вовлечённость в неё.

Так же, как и во многих предыдущих техниках, первой задачей здесь является умение вовремя заметить возникновение эмоции. Как только вы почувствовали, что эмоция появилась, не давайте себе выстроить привычную цепочку последующих реакций. Например, если вы почувствовали вину, то за ней непременно последует грусть, разочарование, самобичевание и т.д. Чтобы этого не произошло, «затормозите» свою эмоцию, не пускайтесь в дальнейшие размышления, не выносите суждений, не оценивайте. Просто примите состояние, как оно есть. Подумайте о чём-нибудь отвлечённом, приятном, приносящем противоположные - положительные эмоции и т.д. Если вы не будете вовлекаться в отрицательное состояние, его интенсивность со временем начнёт угасать и сойдёт на «нет». Этот навык будет вам полезен, как в жизни, так и на сцене.

12. Техника уменьшения физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями

Данная техника схожа с техникой снижения чувствительности, рассмотренной выше. Здесь наиболее важным является умение распознавать физические состояния, которые делают человека в той или иной мере предрасположенным к воздействию эмоциональных состояний.

Для того чтобы определить, как физические состояния влияют на ваши эмоции, нужно задать себе несколько важных вопросов:

  1. Каким образом то, как я питаюсь, влияет на моё самочувствие?
  2. Каковы кратковременные и долговременные последствия переедания и недоедания?
  3. Каковы кратковременные и долговременные последствия употребления мной алкоголя, медикаментов и т.п.?
  4. Каким образом на моё самочувствие влияет мой сон?

Ответы на эти вопросы должны показать вам действительно положение вещей, а именно: как вышеупомянутые факторы в общем и целом влияют на ваше эмоциональное состояние, и как эти состояния изменяются, в зависимости от перемены показателей этих факторов. На основе этого вы сможете определить наиболее подходящий вам образ жизни, включающий сон, диету, употребление или неупотребление алкоголя и т.п. Правильно составленный режим непременно будет способствовать возникновению преимущественно положительных эмоций и улучшению жизни, а также будет оказывать влияние на вашу продуктивность, как в повседневной жизни, так и в актёрском мастерстве.

13. Техника «Вторая пара глаз»

Используя эту технику, вы сможете, так сказать, разделяться надвое и овладеете навыком смотреть на себя со стороны, что позволит вам более критично оценивать себя, свои поступки и эмоциональные переживания, видеть их суть и изменять по своему усмотрению.

Применение этой техники подразумевает то, что вы позволяете всему происходящему идти своим чередом. При этом, основная часть вашего внимания должна быть направлена на вас самих. Нужно наблюдать за своими реакциями, проявлениями, действиями и т.д. Воспитывайте в себе внутреннего наблюдателя, который должен быть максимально критичным и беспристрастным. Наблюдение за собой позволит вам, по необходимости, производить корректировки своих психических проявлений, а значит, в любой ситуации вы будете держать себя и своим эмоции под контролем, что является огромным преимуществом не только в состоянии нахождения в сценическом образе, но и в жизни вообще.

14. Техника глубокого дыхания

В основе рассматриваемой техники лежит дыхание т.к. оно тесно связано с нервной системой человека. Дыхание - это основа жизни, и то, как дышит человек, оказывает непосредственное влияние на любые переживаемые им состояния и эмоции.

Практика этой техники - это практика дыхательных упражнений, являющихся регуляторами состояний. На сегодняшний день существует очень много упражнений на дыхание, в которых люди совершают, главным образом, глубокие вдохи и выдохи. Вот одно из таких упражнений:

  • Нужно ровно сесть и сделать на счёт четыре глубокий вдох через нос, затем на счёт четыре выдох через рот.
  • На вдохе сначала поднимается левая нога, на выдохе - опускается. После этого - правая нога. И так по очереди.
  • Нужно сделать по четыре подхода для каждой ноги.

Применение данной методики позволит вам понизить интенсивность любой эмоции и войти в состояние равновесия и умиротворённости. Она является очень эффективной, т.к. её можно применять практически всегда и везде.

15. Техника сознательного управления эмоциями

Это последняя техника, которую мы рассмотрим. Главным её принципом является сознательное и намеренное управление своими эмоциональными состояниями, позволяющее человеку держать под контролем все возникающие эмоции и их последующие проявления.

В любой ситуации, когда вы почувствуете, что возникает какая-либо сильная эмоция, сделайте небольшую передышку. Это значит, что нужно самому себе сказать: «Мне нужно подумать», «Я хочу перенести этот разговор», «Пора сделать паузу» или что-то подобное, что позволит вам на какое-то время абстрагироваться от переживаемого состояния и «разложить в голове всё по полочкам». Определите для себя временной лимит, в течение которого сможете осознать своё состояние и оценить его. Это станет стимулом к вхождению в состояния повышенной осознанности, во время которого вы сможете успокоиться и сделать необходимые выводы. Очень удобно применять данный способ для изучения эмоций, что в будущем позволит вам нейтрализовывать их или, наоборот, намеренно вызывать.

На основе приведённых нами в этом уроке техник мы можем сделать вывод о том, что существует множество способов оказывать влияние на свои эмоции. Из всех рассмотренных техник вы можете выбрать ту, которая наиболее подходит именно вам, развивать её, изучать её особенности и применять в повседневной жизни. Важно помнить одно важное правило: человек сам выбирает - быть ему рабом своих эмоций или их повелителем.

Что же касается управления эмоциями вообще, то следует заметить, что этот навык является необходимым человеку не только в тех случаях, если он актёр, но и в вообще в повседневной жизни. Умение управлять эмоциями может пригодиться и для публичных выступлений и для ведения переговоров, и для воздействия на людей, и для успешного ведения бизнеса, и для выстраивания дружеских или любовных отношений, и даже для таких вещей, как звукозапись, фотосессии, интервью и т.п.

Тренируйтесь, учитесь управлять своими эмоциями и познавайте себя! Мы желаем вам успехов в жизни и в актёрской деятельности!

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Кэррол Изард (1923 г. р.) – американский психолог, автор дифференциальной теории человеческих эмоций.

По мнению психолога Кэррола Изарда, существует 10 базовых эмоций, каждая из которых обладает уникальными признаками.

10 базовых эмоций по Изарду

Интерес

Интерес – в связи с социальным образом жизни, интерес у человека – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес – это та эмоция, которая помогает человеку развиваться как интеллектуально, так и физически. Благодаря эмоции «Интерес» человек получает новые знания, навыки и т. д. Эта эмоция имеет большое значение в развитии личности и общества в целом.

Удивление

Удивление – реакция на неожиданно произошедшее происшествие. Эмоция «Удивление» не имеет эмоционального знака (нейтральная эмоция). Удивление может перейти в Интерес. Главная цель данной эмоции – подготовить человека к внезапному событию и сосредоточить его внимание на объекте.

Отвращение

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, которое вызвано взаимодействием с неприятным для человека объектом или субъектом. Эмоция «Отвращение» вызывает сильное желание избавиться от провоцирующих факторов.

Удовольствие

Удовольствие (радость) – положительная эмоция, которая возникает после того, как человек смог или в скором времени сможет удовлетворить актуальную потребность.

Функции эмоции «Удовольствие»:

  1. Облегчает взаимодействие с другими людьми;
  2. Повышает уверенность в себе;
  3. Избавляет от стресса и негативных эмоций «Гнев», «Горе»;
  4. Человек ощущает в себе силы справиться с любыми трудностями;

Гнев

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, как правило, вызванное неудачей на пути удовлетворения крайне важной потребности. Также гнев может быть спровоцирован личным оскорблением, обманом или принуждением совершить действие, которое не нравится субъекту. Гнев может перерасти в неконтролируемую форму – ярость.

Ярость – гнев, который нарастает до определенного момента, после чего происходит либо постепенный спад до полного успокоения, либо резкий скачок. Ярость возникает тогда, когда человек максимально не доволен сложившейся ситуацией и считает, что он сможет с ней справиться.

Презрение

Презрение – эмоциональное состояние, вызванное рассогласованием убеждений и поведения одного субъекта с убеждениями и поведением другого субъекта. Презрение – это эмоция, возникающая в межличностных отношениях. Эмоция «Презрение» необходима человеку для того, чтобы он почувствовал себя сильнее, образованнее или культурнее, чем презираемое лицо.

Горе

Горе (страдание) – реакция на негативные жизненные ситуации, связанные с временной (разлука) или постоянной (смерть) потерей любимого человека. Главная цель этой эмоции – приспособиться к жизни без любимого человека. Горе дает человеку умеренную негативную мотивацию, чтобы он начал решать накопленные проблемы.

Стыд

Стыд – эмоциональное состояние, которое вызвано несоответствием поведения или внешности не только с взглядами общества, но также и с собственными убеждениями о внешности или поведении. Эта эмоция провоцирует возникновения чувства беспомощности и ощущения собственной неадекватности.

Вина

Вина – эмоция, связанная с осуждением собственного поведения. Эмоция «Вина» сопровождается осуждением самого себя, неуверенностью, раскаянием, стыдом.

Страх

Страх – негативное эмоциональное состояние, вызванное получением информации о реальной или мнимой угрозе для жизни субъекта. Человек, испытывая эмоцию «Страх» лишь предполагает, что его жизнь находится под угрозой. Эмоция «Страх» оказывает огромное влияние на жизнь человека: его поведение, внешний вид, мышление, восприятие внешнего мира.

В данном вопросе мы рассмотрим 10 базовых эмоций и варианты (шкалы) проявлений каждой из них; кратко дадим характеристику каждой эмоции для того, чтобы воспитатель четко представлял себе, что скрывается за каждым понятием. Тогда более ясно можно представлять себе, что и как надо воспитывать у ребенка.

Каждая из этих эмоций выполняет несколько функций:

  • биологическая - направляет кровь, энергетические ресурсы;
  • мотивирующее воздействие - направляет и побуждает восприятие, мышление, поведение;

социальная функция - обеспечивает, организует взаимодействие ребенка с людьми.

Необходимо помнить о том, что эмоции неизменны; меняется лишь форма их проявления. Радость - всегда радость; печаль - печаль, а вот форма проявления в детстве, отрочестве, зрелости - разная.

Шкала дифференциальных эмоций

1. Интерес - базовая эмоция, проявляющаяся в процессах:

  • внимательность;
  • сконцентрированность;
  • настороженность.

2. Радость -

  • восторг;
  • счастье;
  • удовольствие.

3. Удивление -

  • удивление (испуг);
  • изумление;
  • ошеломление (шок).

4. Печаль -

  • унылость;
  • печальность;
  • обескураженность.

5. Гнев -

  • разгневанность;
  • злость;
  • бешенство.

6. Отвращение -

  • неприязнь;
  • отвращение;
  • омерзение.

7. Презрение -

  • высокомерие;
  • пренебрежительность;
  • надменность.

8. Страх -

  • испуг;
  • боязнь.

9. Стыд -

  • сконфуженность;
  • стыдливость;
  • стеснительность.

10. Вина -

  • раскаивание;
  • виновность;
  • заслуживающий порицания.

Исследуя особенности опыта ребенка при переживании базовых эмоций ученые (Бартлетт, Изард, Ноулис и др.) исходили из того. Что эмоциональный опыт - это многогранное явление, которое отражает разные стороны чувств, мышления и поведения человека. Каждая из 10 базовых эмоций представлена тремя эффективными состояниями, через которые они и проявляются.

Самая главная эмоция в человеке - это интерес, т.к. именно эта эмоция обеспечивает работоспособность ребенка, человека.

Вот, иногда на занятии ребенок выключается, вертится, мешает другим - значит, ему не интересно. А воспитатель надрывается, используя разного рода административные установки: вот, сейчас накажу; будешь мешать - не пойдешь с нами гулять; ты у меня повертись-повертись - потом получишь и т.п.

А всего-то надо подойти и сказать: “Ты, наверное придумал что-то новое, необычное, но не знаешь, как это сделать. Скажи мне на ушко, о чем ты думаешь, я постараюсь тебе помочь, если смогу...(или, что-то в этом роде).

При таком варианте общения делается попытка активизировать интерес ребенка к его действиям; и если это получится - то тогда будут действия ребенка по лепке, рисованию, рассказыванию и т.п.

А если нет? То тогда воспитатель должен использовать любые ухищрения, спец. эффекты, чтобы этого добиться. Ну например, не хотят дети, не могут, отхлопать ритм, повторить движения, запомнить последовательность операций - прикрепите яркие кусочки ткани, игрушки, лампочки к своим ногам и рукам, телу и пусть дети повторяют ритм движения, последовательность действий и т.п.

Перемены, одушевленность, новизна - вот далеко неполный перечень причин, которые вызывают интерес. Запомните это и используйте в работе не одни и те же средства наглядности, а разнообразные схемы, таблицы и пр.

Приходите на работу в разной одежде, различном макияже; меняйте свои тапочки (или их детали, помпоны, прикрепляйте кусочки разноцветных тканей и т.п.) в детском саду и обращайте на это внимание малышей.

“Какого цвета сегодня мои тапочки? Что изменилось в них? Почему? Попробуйте определить мое настроение, и если можете - исправьте его”

Примерная символика цветов: синие тапочки - грусть; красные тапочки - радость; зеленые тапочки - удовольствие...

И еще такой факт! Мозг новорожденного ребенка имеет почти 90% нервных клеток мозга взрослого человека, но это не завершенный в развитии субстракт. Учитывая, что формирование межанализаторных связей обусловлено влиянием окружающей среды, а эмоция интереса является мотивирующей силой постоянного сенсорного взаимодействия ребенка со средой, то напрашивается вывод о том, что эмоция интереса способствует развитию мозга .

Взаимодействие интереса с сенсорными, познавательными процессами приводит к развитию конструктивных, интеллектуальных, художественных, творческих форм активности. Эмоция интереса является главной мотивационной составляющей процессов восприятия, внимания, познания.

Радость вызывают социальное взаимодействие (общение), игра, преодоление восприятий, реальных или воображаемых, настойчивость в достижении поставленных целей (решимость, упорство, труд) и пр.

Радость - позитивная эмоция, имеющая большое значение для формирования социальной контактности ребенка, для его состояния организма, для его психического состояния.

Радость нельзя запланировать, но можно сделать так, чтобы наши дети чаще испытывали радостные переживания. Главное, что может и должен сделать для ребенка воспитатель и родители - это чувство безопасности в ваших с ним взаимоотношениях. Чувство безопасности, радостные улыбки взрослых создают благоприятную почву для развития у ребенка исследовательской активности и служат источником радостных переживаний.

Предлагаемая нами программа “Развитие личностных начал” Е. Яковлевой строилась с учетом именно этих положений. Обратите внимание на инструкции , оценочные суждения, которые использует воспитатель в своей речи. Вот ваш арсенал формирования эмоции радости.

Удивление вызывается резким изменение стимула. Например, вы ставите перед детьми экран, за который вбежала мышка, а выбежала - лиса; или вбежал котенок - выбежал кот. Будет удивление или нет? Удивление очень кратковременное состояние. Его задача - подготовить ребенка к эффективному адекватному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент изменения в окружающей среде, соорганизовать действия ребенка, позволившие бы ему адаптироваться.

Эта эмоция очень важна именно для нашего контингента. Который не умеет быстро перестраиваться. Значит для того, чтобы развить перестроечные механизмы, необходимо включать в занятия задания, которые бы вызывали эмоцию удивления и требовали бы от детей воспроизведения каких-то иных действий.

Например, за экран вбежала птичка; воспитатель просит детей поймать ее, показав место, откуда она должна вылететь. Дети группируются около другого конца экрана, готовясь ее поймать. А вылетают две птички и одна вверху экрана, другая - внизу. Детям надо быстро перестроить свои действия, чтобы поймать этих птичек. А сам вылет двух птичек в разных местах вызвал эмоцию удивления (изумления, испуга - может быть у кого-то...)

Печаль вызывается разлукой, отделением, смертью, разочарованием, неудачами в достижении поставленной цели. Эмоция печали переживается как грусть, уныние, хандра; интенсивное переживание печали доставляет человеку боль.

Печаль, замедляя общий темп человека, дает возможность “оглянуться назад”. Эмоция печали выполняет и коммуникативную функцию, сообщая самому человеку и окружающим его людям о дисгармонии. Выражая печаль, ребенок дает понять, что ему плохо, что он нуждается в помощи.

Печаль может выполнять и мотивационную функцию: добиться цели, установить контакт.

Так, например, если ребенок печалится, воспитателю можно обратиться к нему с такими фразами: “Тебе плохо, я могу чем-то помочь тебе?” Или “Тебе плохо, грустно потому, что ты не сделал... Хочешь, я покажу тебе, как бы сможешь сам это исправить?”

Печаль также играет важную роль в формировании и развитии механизмов эмпатии (способность понять другого). Печальные сопереживания побуждают ребенка к альтруистическому поведению: помочь зайке, спасти девочку от медведей и пр.

Однако, на практике нередко бывает, что ребенок оказывается в ситуации “замкнутого круга”, которая не дает ребенку возможности выразить печаль, гнев без того, чтобы не навлечь на себя еще большее наказание. Становится источником самоизоляции ребенка, слабо выраженной индивидуальности, чрезмерной боязни печали, источником апатии и усталости.

Например. Воспитатель одинаково бранит ребенка и за отказ идти спать и за игрушки, и за то, что он плохо чувствует себя. Недифференцированная брань и постоянные наказания усугубляют печаль ребенка, порождая к жизни самозащитные формы поведения, ухода в себя.

Поощряющий тип социализации печали с нашим контингентом детей способствует профилактике стрессов поведения, развитию механизмов преодоления печали, что в конечном итоге формирует доверие, честность, готовность к общению с воспитателем.

Гнев вызывается, как правило, чувством физической или психической несвободы. Так, например, ученые Сампос и Стенберг (1981) обнаружили, что сковывание свободы движений рук вызывает даже у 4-х месячных младенцев реакцию гнева. Запреты подросткам на что-то побуждают их делать именно это.

Препятствия в достижении цели, постоянно действующие неприятные события, чувство провала, разочарования в себе, чувство несправедливого устройства мира, чувство, что тебя обманули, предали, использовали - все эти факторы могут выступать в качестве причин гнева.

Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты, придает индивиду ощущение силы и храбрости. А это, в свою очередь, стимулирует индивида. Отстаивать свои права, т.е. защищать себя как личность! Вот почему необходимо развивать у малышей механизмы, при помощи которых можно регулировать эмоцию гнева. Гнев подавляет страх. А ведь у наших детей нередки не просто страхи, а фобии различного рода. А если использовать гнев, как “противоядие” против страхов. Именно это и делается в терапевтических целях.

Уже в раннем младенческом возрасте крик, плач есть эмоция гнева, вызванного, как правило физическим страданием, болью. Для младенца - это самая естественная адаптивная реакция. Однако, по мере развития и приобретения возможности избегать неприятностей стимуляции реакция гнева приобретает другие формы. С помощью родителей и воспитателей ребенок должен научиться тем формам поведения, которые помогут ему снизить интенсивность причины гнева. Воспитатель должен научить ребенка отличать ситуации, в которых совершение действий (проявление злости, наказание, обида, отказ от совместных действий и т.п.) против источника боли необходимо, от тех ситуаций (укол, прививка, мытье головы шампунем...) в которых такие действия будут неадекватными).

Управление эмоциями гнева, отвращения и презрения - это непростая проблема. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и поведение может привести к серьезным нарушениями адаптации и развитию психосоматических симптомов.

Страх складывается из ряда физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, обусловленного ожиданием угрозы, опасности, боязни физического повреждения (особенно у малышей).

Причинами страха могут стать: любая эмоция, результат оценки какой-то ситуации, как потенциально опасной, чувств неминуемого провала, ощущение собственной неадекватности, ожидание боли.

Наши малыши часто боятся выйти и прочитать стишок, спеть, объяснить что-то, хотя они умеют это делать, но они боятся! И этот страх продиктован ощущением собственной неадекватности, неуверенности в себе...

Являясь очень сильной эмоцией, страх оказывает влияние на познавательные процессы и поведение ребенка.

Когда малыш испытывает страх, его внимание резко суживается, заостряется на объекте, предмете. Сильный страх создает эффект “тоннельного восприятия”, т.е. ограничение восприятия, мышления, свободы поведения человека.

С другой стороны страх - это адаптивная эмоция в норме, побуждающая поиск безопасной ситуации; он заставляет нас учитывать возможный риск.

Процесс социализации (формирования) страха у ребенка в значительной мере обусловлен родителями. Разумный подход предполагает включение некоторой доли страха, обучение приемам противостояния страху, а также развитие навыков избегания опасных стимулов, или снижения их интенсивности.

Согласно описанию Томкинса (1963), он считает полезным научить своих детей спец. приемам противостояния страху; делиться с ребенком своим собственным опытом переживания страха.

Я пошел в лес один, мне было очень страшно, но я вспомнил, что совсем недалеко есть маленький домик...

Однажды мне надо было выступать на Новогоднем празднике. Я очень боялся, что забуду слова, но я подумал, хлопну 3 раза в ладошки и воспитатель мне подскажет...

- Высказывать готовность встретить опасность вместе, противостоять ей, поддерживая любые действия ребенка самостоятельно справиться со страхом.

“Ты боишься идти на укол, но давай я пойду первая и ты будешь держать меня за руку, чтобы посмотреть, как что происходит, потом. Если хочешь посмотреть на то место, где мне сделали укол, что там осталось;

- Учить ребенка избегать потенциально опасных ситуаций : не ходить с незнакомыми людьми, не есть землю, т.к. ... и пр.

Совершенно ясно, что есть ряд методов, используемых воспитателем в своей работе, которые несут в себе негативные последствия .

Среди таких методов:

Переживание страха происходит довольно редко, но это не означает отказ от формирования у ребенка адекватных форм поведения и развития у него защитных механизмов.

Стыд - эмоция малоизученная. Однако, некоторые материалы позволили нам рассмотреть ее в аспекте личностного развития ребенка.

Стыд - это, как правило, ощущение поражения, унижения, отчужденности. Х. Льюис так определяет стыд: “Человек, переживающий стыд, ощущает себя объектом презрения и насмешки. Он чувствует себя смешным, униженным, маленьким. Он ощущает беспомощность, неадекватность. Неспособность и невозможность осмыслить ситуацию. Стыд может спровоцировать печаль или гнев, которые в свою очередь вызывают переживания стыда. Взрослый человек чувствует себя ребенком, слабость которого выставлена на всеобщее обозрение.

Пристыженный человек ощущает, что любой вправе смеяться над ним и презирать его. Любой вправе отвернуться и отречься от него. Комплекс стыда объединяет в себе такие чувства как смущение, робость, сдержанность, стеснение, досаду, унижение” .

Причинами стыда являются и чувства (разочарование в себе, ощущение изоляции, печаль, неловкость, скованность), и мысли (о неудачах, о том, что сделал что-то не так, грязные, аморальные мысли, мысль о совершенной глупости, о том. Что над вами насмехаются), и действия (аморальный поступок, вредный для окружающий).

Эмоция стыда выполняет жизненно важные функции для человека.

Во-первых, переживание стыда повышает восприимчивость ребенка к чувствам и оценкам окружающих, и таким образом активизирует самооценку своего “Я”.

Во-вторых, стыд разоблачает “Я”.

В третьих, обостренное переживание стыда пробуждает более острое, нежели другие эмоции, осознание собственного тела. Это внимание по отношению к своему физическому “Я” заставляет ребенка обратить внимание на чистоплотность, на гигиену, одежду и пр.

Эмоция стыда обладает особой отзывчивостью способности к личностной целостности. При первых признаках посягательства на “Я” (ну, посмотри, какой ты грязный...) стыд встает на его защиту, побуждая ребенка противостоять (я не грязный; все такие; сама такая).

Отрицание выступает в роли барьера на пути стыда, т.к. стыд - крайне болезненная эмоция, которую мучительно переживать и трудно скрыть. Отрицание - это способ отодвинуть стыд. Надо это помнить в работе. Когда дети начинают упорно не соглашаться с чем-то, отрицают что-то, вспомните о предварительных ваших действиях и словах.

Другим способом защиты от стыда является подавление , когда люди пытаются не думать о ситуациях, стимулирующих их, вызывающих стыд. Используя механизм подавления, человек “сжигает все мосты”, которые могли бы заставить его переосмыслить ситуацию. Он удовлетворяется своим “Я”, самоутверждаясь, как Нарцисс. (Льюис, 1971).

Самоутверждение - это тоже один из способов защиты от стыда.

Нередко дети начинают хвастать друг перед другом своими родителями (“А вот мой папа может...”), или какими-то своими достоинствами (“А вот я могу съесть целого слона...”) и т.п. Что представляет собой попытку защитить свое “Я”. Подумайте, как в такой ситуации можно поддержать ребенка, найдите за что реально его можно похвалить.

Переживая стыд, ребенок опускает или отворачивает голову, прячет взгляд, заливается румянцем. Способность к стыду означает, что ребенок реагирует на мнения других, и это способствует развитию адекватных форм поведения.

Стыд обеспечивает развитие навыков самоконтроля и обучение самостоятельности. Эмоция стыда неразрывно связана с другими аффектами и социальным поведением. Стыд участвует в развитии социальных способностей: контактности, обходительности, скромности и т.п. Воспитатель в своей работе должен уделять внимание отработке адекватного проявления стыда, развитие у ребенка способов его переживания и защиты своего “Я”.

Вина - эта эмоция, как и другие, прошла долгий путь развития. Человека не обучают эмоции вины, она заложена социокультурным фактором. Она не имеет ярко выраженного мимического проявления, зато оказывает сильное влияние на внутреннюю жизнь.

Причиной вины, как правило, выступает неправильный поступок, результаты которого потом и переживаются. Специфическая функция эмоции вины заключается в том, что она побуждает ребенка исправить ситуацию. Но для этого он должен научиться понимать, что его поступки могут причинить вред другим людям. Ребенок должен уяснить, что он способен управлять своим поведением, и что он отвечает за него. Многие исследователи (Зан-Уокслер, Радке-Ярроу, Кинг...) отмечают, что уже в возрасте полутора лет дети демонстрируют признаки понимания последствий своего поведения. Конечно, эти данные относятся к норме; но тем не менее эта информация должна быть учтена. Как часто мы слышим: “Он маленький, и ничего не понимает. Вот вырастет и поймет”. При таком подходе вряд ли возможно реагировать на осознание ребенком вины при совершении плохого поступка: кошку замучил, сделал больно другу и т.п. А ведь именно вина играет ключевую роль в процессе становления совести, которая потом и выступает в роли регулятора нравственного поведения. Главной предпосылкой развития личной и социальной ответственности является вина, которая пробуждает альтруизм, переживания положительных эмоций, и именно они обеспечивают освоение, усвоение ребенком высших форм поведения : поведения этического, нравственного.

Мы рассмотрели основные “базовые” эмоции (за исключением “отвращения” и “презрения”, которые находятся на стадии экспериментальной обработки) применительно к понятию “общей готовности ребенка к школе”. Именно это направление в работе воспитателя с детьми, имеющими ОВЗ, позволяет ему наиболее эффективно справиться с этой задачей. Мы предлагаем в “обходные пути развития” аномального ребенка включить систематическую работу по развитию базовых эмоций и механизмов их регуляции.

А эти базовые эмоции рассматриваются как диапазон, веер направлений работы воспитателя по развитию эмоционально-волевой сферы ребенка, через которую можно будет скорректировать и поведение и речь, и мышление!

Еще раз подчеркнем, что программа, материал останется тот, по которому вы работаете. Мы предлагаем вам календарное планирование работы воспитателя для средней, старшей, подготовительных групп - на каждый день. Но при реализации нашего подхода воспитатель берет занятие из нашего плана и проводит по схеме, которую мы рассмотрим в разделе “Планирование занятий воспитателя”. Здесь же отметим тот факт, что мы предлагаем воспитателю стать на стезю работы над личностью ребенка, его мотивами, эмоциями, его поведением, а не усвоение величины, формы, цвета, размера предметов. Это пусть станет пищей, материалом для отработки малышом эмоции радости, печали, удивления и пр. Итак, рассматривая блок “общей готовности” ребенка к школе, мы подробно остановились на личностном развитии ребенка: мотивах дошкольника, базовых эмоциях личности.

В “общую готовность” ребенка к школе отечественные психологи относят и умственное развитие (А.Запорожец, Н.Н. Подъяков, Ф.А. Сохин, Л.А. Венгер)