Болезни Военный билет Призыв

Авария эскалатора на авиамоторной в 1982 г. калининская линия - аварии и теракты

Кровавая мясорубка на «Авиамоторной»

Самая страшная авария в истории московского метро произошла там, где ее никто не ждал. 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» сорвался один из поручней эскалатора. В результате пропало сцепление деталей лестницы с двигателем, и вся конструкция под тяжестью людей помчалась вниз, стремительно набирая скорость. Вообще для предотвращения подобных ситуаций на эскалаторах предусмотрены тормоза. Один основной и еще один запасной. В тот злополучный день оба они не сработали.

В считанные мгновения все ехавшие на эскалаторе оказались внизу. Люди валились друг на друга, а движущийся с огромной скоростью монстр продолжал сбрасывать в эту «кучу-малу» все новые жертвы. Образовалась страшная давка, в которой за 110 секунд погибли восемь человек. Еще пятнадцать были доставлены в больницы с тяжелыми травмами и ранениями.

После этой трагедии по Москве долго ходили слухи о мучительной смерти людей, которые пытались выскочить с несущейся вниз лестницы, проламывали пластиковую балюстраду и падали на вращающиеся шестерни машин. К счастью, кровавая мясорубка оказалась лишь плодом человеческого воображения. По версии властей, эскалатор устроен так, что ничего похожего в принципе случиться не может. Люди действительно стремились выпрыгнуть, пластик действительно ломался (его толщина составляет всего 3 миллиметра), но провалившиеся отделались легкими ушибами. Под самой балюстрадой всего в паре метров находится бетонное основание, никаких движущихся механизмов там нет.

Власти не сообщили о происшедшем общественности. Даже сейчас сотрудники эскалаторной службы Московского метрополитена не любят вспоминать о трагических событиях почти 20-летней давности. Удалось только выпытать, что после того случая были усилены балюстрады и разработано новое устройство тормозного пути.

Но вот что писало «Новое русское слово» в 1992 году (статья Е. Манина «Юбилей эскалатора»): «Десять лет назад, 18 февраля, в газете «Вечерняя Москва» внизу третьей страницы была напечатана следующая «Информация»: «17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются». Из этой скромной заметки (а ничего иного в советской прессе об этой аварии больше никогда не появилось) нельзя, разумеется, вынести должных впечатлений. Поэтому процитируем еще «Новое русское слово» от 2 апреля 1982 года (со ссылкой на журнал «Посев»): «По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы: несколько человек погибло в толчее». Здесь все верно.

Было 5 часов вечера, и спускавший к поездам эскалатор станции метро «Авиамоторная» (в то время один из длиннейших в Москве) был заполнен ехавшими с работы людьми. Вдруг в нем словно что-то оборвалось, и он начал набирать скорость. У его подножия возникла свалка, но в этом еще не было большой беды. Возможно, будь ступени эскалатора из обычного пластика, последствия не были бы столь кошмарными. Но на Калининском радиусе были впервые в Москве широко внедрены эскалаторы с дюралюминиевыми ступенями (рационализация!), материалом весьма вязким. И вот – в какой-то момент очередную ступень заклинило внизу, там, где она уходит под «гребенку». Эскалаторная лента оборвалась и стала осыпаться вниз вместе с людьми…

Но не только вид этого кошмара посеял панику на встречном эскалаторе. Многие, особенно молодые люди, в то время когда эскалатор еще скользил вниз, пытались, запрыгивая на межэскалаторную панель и сбивая при этом укрепленные на ней лампы, перебраться на соседний эскалатор. Некоторым это удалось. Однако затем не рассчитанное на такие нагрузки перекрытие проломилось… Под ним как раз и находились наиболее опасные элементы работающего механизма. Наконец, металлические ступени, оказавшиеся под напряжением 380 вольт, стали причиной дополнительного массового поражения людей электрическим током.

Так эскалатор в тот злополучный день стал убийцей почти сорока человек, около полутора сотен было ранено и искалечено. Вывешенные в вестибюлях предприятий фотографии в траурных рамках с соболезнованиями «от парткома и месткома» – вот и все, чем почтило государство память очередных своих неудачливых «винтиков», ибо ничто не имело права омрачать лучезарность «образцового коммунистического города», в котором метро всегда было на особом счету – как то едва ли не единственное, чем еще можно было покорить иностранного гостя.

«Единственное, что ей понравилось в Москве, – это городской транспорт и полное отсутствие надписей на стенах и вагонах метро», – так описывало «Новое русское слово» впечатления от поездки в Москву (в мае того же 1982 года) президента городского совета Нью-Йорка Кэрол Беллами. Действительно, кровь со стен станции метро «Авиамоторная» была к тому времени давно смыта…

35 лет назад, в 1982 году, на станции «Авиамоторная» Московского метрополитена из-за аварии эскалатора погибли и пострадали несколько десятков человек. Отсутствие официальной информации привело к распространению зловещих слухов о данном происшествии. Многие москвичи и гости столицы долгое время боялись ездить в метро, чтобы не стать жертвами новой трагедии. О том, что действительно случилось в тот роковой день, стало известно только несколько десятилетий спустя.

Из заключения экспертизы: «В 17 часов 17 февраля сего года при работе эскалатора на спуск пассажиров… сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров (около 12 тонн) возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор».

Эти сухие протокольные строчки нуждаются в расшифровке. Последовательная цепь событий выглядела так.

Марат Гельман. «Эскалатор». 1989 год
Начиная с 16:30 поток пассажиров метро всегда увеличивается - многие в это время едут с работы. На станциях задействуют все дополнительные эскалаторы. Так случилось и 17 февраля - работники станции «Авиамоторная» включили резервный четвертый эскалатор.

Аварию вызвал излом одной из ступеней. В результате чего сработала защита и отключился электродвигатель. Набравшее ход полотно эскалатора по инерции разорвало крепежные цепи - и с увеличивающейся скоростью поехало вниз. Люди, стоявшие на эскалаторе, не могли удержаться на ногах и падали, их выносило к нижней площадке, где на них сверху налетали другие пассажиры. Дежурный по эскалатору попытался остановить движение полотна рабочим тормозом с пульта в своей кабине - но тот не сработал. Аварийный тормоз, находящийся на балюстраде, тоже не помог. В груду лежавших внизу тел врезались все новые пассажиры. Этот кошмар длился 110 секунд. Полотно эскалатора развило скорость, примерно в 2,5 раза превысившую максимально допустимую, количество упавших друг на друга пассажиров составило почти 100 человек.

Некоторые пассажиры во время ускоренного движения лестницы пытались запрыгнуть на балюстраду, но она была сделана из тонкого (три миллиметра) пластика, который не выдерживал тяжести человека. Люди провалились в образовавшееся после схода лестничного полотна пространство - на глубину в несколько метров. Они получили серьезные ушибы, а также порезы из-за разбившихся балюстрадных светильников. При этом работники станции не перекрыли вход на аварийный эскалатор, и туда продолжали становиться люди. Только когда дежурный смог дозвониться до машиниста эскалаторов и тот обесточил все механизмы, металлическая лестница остановилась.

В 17:10 вход на станцию ограничили, а в 17:35 полностью закрыли. Поезда проходили мимо нее без остановки. Врачи и работники станции бросились разбирать завал из десятков тел. Погибших относили в сторону, раненым оказывали помощь. Кстати, среди тяжело пострадавших была известная ведущая научно-популярной телепрограммы «Здоровье» Юлия Белянчикова, ее увезли в больницу. Еще через полчаса две уборщицы засыпали опилками лужи крови и потом тщательно вымыли мраморный пол.

Официально о катастрофе ничего не сообщалось. Единственную краткую заметку опубликовала газета «Вечерняя Москва»: «17 февраля 1982 года на станции „Авиамоторная“ Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие.

Причины аварии расследуются».

Зато слухов о происшествии было великое множество. Из уст в уста передавались слова свидетеля, который якобы чудом спасся, - а прямо за его спиной порвалось лестничное полотно, и он видел, как люди проваливались под эскалатор и их перемалывало работающими механизмами (на самом деле под движущейся лестницей на глубине в несколько метров было бетонное основание, но механизмы отсутствовали).

Пользовался популярностью рассказ о милиционере, которому удалось зацепиться за поручень, после чего за его одежду стали хвататься другие люди - и их было столько, что от тяжести у стража порядка оторвались кисти.

Зловещим слухам способствовало то обстоятельство, что пол около эскалаторов на станции «Авиамоторная» был вымощен мрамором с красными прожилками. «Знающие» люди объясняли, что это следы крови после трагедии - и они мистическим образом никак не отмываются.

Главными виновниками аварии, по народной версии, были конструкторы, спроектировавшие новые эскалаторы, получившие за них Ленинскую премию и тут же уехавшие на постоянное место жительства за границу, А их творения оказались очень ненадежными. Обвиняли и дежурного, который растерялся и не смог вовремя включить тормоз.

Количество жертв в сообщениях сарафанного радио исчислялось сотнями. Тем более что точных данных долгое время не объявляли. Более того - сотрудникам предприятий, расположенных рядом со станцией «Авиамоторная», чьи коллеги погибли в этот день, запретили вывешивать некрологи, чтобы не волновать народ. А врачам скорой помощи настоятельно рекомендовали ничего не говорить по поводу их вызова на станцию метро. Слухи породили боязнь многих москвичей ездить в подземке - несколько недель количество ее пассажиров было меньше обычного.

Рассказы о гибели людей при попадании во вращающиеся механизмы активно поддерживали зарубежные средства массовой информации - вещающие на русском языке для советских слушателей радиостанции «Свобода» и «Голос Америки», а также эмигрантские печатные издания. Упор делался на кровавые подробности и свидетельские показания. В частности, выходящая в Нью-Йорке газета «Новое русское слово» описывала произошедшее так: «По сообщениям очевидцев, в результате обрыва переполненного эскалатора несколько сот человек упало в продолжавший вращаться механизм, десятки были раздавлены, более сотни искалечено. Все это происходило на глазах людей, двигавшихся на параллельном эскалаторе. Среди них возникла паника, вызвавшая дополнительные жертвы».

Итоги работы следственной группы были оглашены в ноябре 1982 года на закрытом заседании Верховного суда РСФСР. Они стали достоянием гласности только в конце 1990-х годов.

Во время аварии травмы различной степени тяжести получили более 20 человек, восемь погибли - все в результате давки на нижней площадке эскалатора.

По мнению следствия, к трагедии привели конструкторские просчеты, недостаточная подготовка дежурного персонала, а также халатность работников, отвечающих за эксплуатацию эскалаторов.

Выяснилось, что в декабре 1981 года на четырех эскалаторах станции «Авиамоторная» были установлены рабочие тормоза новой системы, которые следовало настраивать согласно присланной инструкции. Но мастер продолжал проводить регулировку тормозов по инструкции, относящейся к другому типу эскалаторов. Таким образом, с декабря 1981 года и до дня катастрофы авария могла грозить любому из эскалаторов станции.

Технический осмотр четвертого эскалатора проводился за два дня до трагедии. Согласно его акту, результаты оказались удовлетворительными. Аварию вызвала сломавшаяся ступень N26. после ее прохождения через нижнюю гребенку сработала система защиты, отключившая электродвигатель. Рабочий тормоз из-за неправильной настройки не смог остановить движение лестничного полотна, а аварийный тормоз не включился, поскольку скорость данного движения не достигла соответствующей величины.

Гораздо раньше к таким же выводам пришли специалисты Московского метрополитена, проводившие внутреннее расследование. По их мнению, следовало немедленно проверить все эскалаторы новой серии ЭТ, которые недавно установили на многих станциях - в том числе на всех (тогда их было шесть), относящихся к Калининскому радиусу, открытому в 1979 году в преддверии Олимпиады. Начальник Московского метрополитена Юрий Сенюшкин направил в горком КПСС и исполком Моссовета письмо с просьбой срочно закрыть для проверки эскалаторов Калининский радиус и еще несколько других станций.

Но городские власти разрешили временно закрыть только станцию «Авиамоторная», что и было сделано. С 12 по 28 мая 1982 года велись работы по монтажу новых эскалаторов. Люди трудились круглосуточно, без выходных, в три смены по 70 человек, для них организовали бесплатное горячее питание.

На других станциях ремонт эскалаторов серии ЭТ проводился постепенно. Были усилены крепежи ступеней, модернизированы тормоза, изменены схемы включения и выключения. Пластиковое покрытие балюстрад заменили на подобное, но толщиной 8-10 миллиметров.

Трагический опыт не прошел даром. Люди ценой своей жизни заплатили за усиление безопасности пассажиров всех метрополитенов страны.

Московский метрополитен всегда отличался своей надежностью и безопасностью. Но трагедии с человеческими жертвами случались и в столичной подземке. Одна из них произошла 17 февраля 1982 года на станции «Авиамоторная» Калининской линии.

Пять часов вечера, обычный московский будничный день. Многие уже закончили работать и шли по направлению к метро.

Станция «Авиамоторная» располагается на востоке города рядом с крупными заводами и промышленными зонами. Пассажиропоток в рабочие дни у станции, как правило, большой.

Для того, чтобы справиться с увеличившимся наплывом пассажиров, в 16:30 на станции включили эскалатор №4 на спуск. Люди моментально заполнили его ступеньки. Стоит отметить, что эскалаторы на «Авиамоторной» - одни из самых длинных в столичной подземке - 53 метра.

Около 17 часов движение лестничного полотна эскалатора вдруг резко ускорилось. За пять секунд оно развило скорость в 2,5 раза превышающую нормативную. Стоявшие на эскалаторе люди, многие из которых даже не держались за поручень, потеряли равновесие и начали падать на нижнюю площадку.

Вниз полетел один человек, другой, одежду упавших начало затягивать под металлическую гребенку. Образовалась огромное столпотворение, люди не понимали что происходит.

Те, кто смог сохранить равновесие, попытались выпрыгнуть на баллюстраду эскалатора - разделительную полосу со светильниками. Но тонкая пластиковая обшивка (всего лишь три миллиметра) не выдерживала веса выпрыгнувших на нее людей. Пассажиры провалились сквозь нее и упали с двухметровой высоты на бетонное основание эскалаторного тоннеля, многие получили травмы различной степени тяжести.

Трагедия длилась около двух минут, за это время вниз скатились около 100 человек. Дежурный по эскалатору делал все возможное, чтобы помочь людям, но оказался бессилен. Он пытался остановить машину рабочим тормозом с пульта в своей кабинке, но тщетно. Не помогло и включение аварийного тормоза.

В 17:10 вход на «Авиамоторную» был ограничен, спустя 25 минут - перекрыт, а в 17:45 станция была полностью закрыта. Составы следовали через нее без остановки.

Позже следствие выяснило, что за несколько месяцев до трагедии на четырех эскалаторах «Авиамоторной» были установлены рабочие тормоза новой системы. Механизмам были нужны настройки по новой инструкции. Но один из мастеров эксплуатации продолжал настраивать их по-старому.

Получается, что все несколько месяцев со времени установки новых тормозных систем эскалаторы эксплуатировались в аварийном режиме, а пассажиры «Авиамоторной» подвергались опасности каждый день. Когда-нибудь механизмы все равно должны были сломаться.

Причина аварии лежала в изломе ступени 96. При прохождении нижней площадки эскалатора поврежденная ступень постепенно разрушала гребенку, в итоге сработала защита, и отключился электродвигатель. Включившийся тормоз развил необходимый тормозной момент намного позже необходимого времени, а вот механический аварийный тормоз и вовсе не сработал.

Несмотря на то, что в 1982 году численность жителей столицы превысила восемь миллионов человек, новость о трагедии мгновенно разлетелась по городу. Пресса между тем подчеркнуто игнорировала случившееся в соответствии с указаниями свыше. Небольшую заметку дала лишь "Вечерняя Москва" : было указано место происшествия, количество погибших и раненых.

По официальным данным, погибли восемь человек, ранения различной степени тяжести получили 30 пассажиров. Но замалчивание трагедии, как это часто бывает, привело к появлению различных слухов.

Поговаривали, что люди проваливались прямо в машинное отделение. Да и жертв, заявляли шептуны, было не восемь человек, а чуть ли не сто. По городу шастали якобы очевидцы трагедии, которые нагнетали обстановку, описывая во всех красках ужасы происходившего на «Авиамоторной». Некоторых из них задерживала милиция за нарушение общественного порядка.

Практически полное молчание партийных чиновников было обусловлено еще и тем, что в город в самое ближайшее время должна была приехать делегация из Нью-Йорка. Посему столицу СССР западным гостям нужно было показать как процветающий город. Трагедия на «Авиамоторной» явно не вписывалась в конструируемую мифологию «развитого социализма».

Московский метрополитен официально начал свою работу еще в далеком 1935 году. За время его существования эта система городского транспорта видоизменялась и усовершенствовалась, открывались не только новые станции, но и целые линии. Конечно, за длительный период времени просто не могло не обойтись без различного рода аварий. Некоторые из них прошли без потерпевших, в то время как другие привели к ранениям людей. А некоторые и вовсе стали темными пятнами в истории метро Москвы, так как были связаны с гибелью пассажиров.

Авария 1. Крушение поезда между станциями «Автозаводская» и «Коломенская»

Первая крупная авария в Московском метрополитене случилась на Замоскворецкой линии 15 апреля 1979. В тот день между станциями метро «Автозаводская» и «Коломенская» один из вагонов задел своим редуктором конструкционный элемент пути. В результате пять вагонов сошли с рельсов. Многие пассажиры, которые оказались в том поезде получили травмы различно степени тяжести, но погибших не было.

Последствия аварии удалось ликвидировать только спустя 24 часа, а все это время работа Замоскворецкой линии была полностью приостановлена. Расследованием причин случившегося занималась специально созданная для этой цели экспертная комиссия. Оказалось, что были допущены ошибки при проектировании используемых в то время вагонов. Для того чтобы исключить повторение ситуации было разработано специальное устройство, которым были оборудованы все пути метрополитена Москвы.

Авария 2. Возгорание поезда между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская»

12 июня 1981 года произошло возгорание поезда, следующего по пути между станциями «Третьяковская» и «Октябрьская». Пожар начался с деревянного ящика, расположенного под одним из вагонов, в котором хранились аккумуляторные батареи. В результате инцидента от огня практически полностью были уничтожены четыре вагона.

По официально озвученной властями информации никто не погиб, но несколько пожарных отравились угарным газом во время устранения возгорания. По данным издания «The New York Times» в тот день от последствий пожара погибло как минимум 7 человек. В своем материале журналисты из США ссылаются на показания очевидцев тех событий.

Авария 3. Трагедия с неисправным эскалатором на станции метро «Авиамоторная»

Крупная авария произошла 17 февраля 1982 года на станции метро «Авиамоторная». В тот день около пяти часов вечера один из эскалаторов, на котором в тот момент находились пассажиры, внезапно ускорил свое движение более чем в два с половиной раза. В результате люди начали терять равновесие и падать вниз, скатываясь по ступенькам и перекрывая выход. Всего в момент аварии на ступенях эскалатора находилось около сотни человек. Некоторые из них, чтобы избежать падения, прыгали на балюстраду.

Власти города Москвы решили не разглашать подробности происшествия и в новостях практически ничего о нем не говорилось. В результате появилось множество слухов. Говорили, будто произошел разрыв цепи эскалатора и стоящие на ней люди падали прямо на движущиеся механизмы и приводные шестерни. Распространялись и якобы свидетельства очевидцев о большом количестве погибших.

По официальной версии в тот день на станции погибло 8 пассажиров, а количество раненных исчислялось десятками. Эти цифры были озвучены властями лишь спустя 9 месяцев после трагедии. Следствие установило, что скатываясь вниз, люди падали друг на друга. Кроме полученных травм причиной смерти людей стала образовавшаяся внизу давка. Как удалось выяснить, авария произошла из-за неисправности оборудования и его неправильного обслуживания.

Римское метро - транспорт для бедных. Московское метро - объект стратегического назначения с кардинально иным подходом к безопасности. И действительно, сколько бы ни танцевали горячие болельщики из Латинской Америки на эскалаторах московской подземки, за все время чемпионата мира не было ни одного инцидента. Хотя у московского метро была своя черная страница в 1982 году. О чем не сообщали советские газеты - корреспондент телеканала «МИР 24» Максим Красоткин.

У станции «Авиамоторная» и сейчас, как и тридцать с лишним лет назад, кого-то ждут, кто-то опаздывает, и все спешат. Сергей Ордеев в феврале 82-го также торопился домой - до сдачи диплома у студента знаменитого МЭИ оставалось пять дней. «Я пешком дошел от кафедры - была последняя консультация перед дипломом. Посмотрел на часы, почему-то очень точно запомнилось все, 16:50 было. Я решил на метро в этот день поехать. Как раз в пять часов все и случилось», - поделился Сергей.

Обычно Сергей ездил на учебу на трамвае или на электричке. Но именно тогда почему-то выбрал метро. И как после этого не поверить в судьбу? Где-то в середине пути эскалатор под ним вдруг начал резкое движение вниз, все кто на нем стоял, потеряли равновесие. Но никто и подумать не мог, что это первые секунды трагедии. «Я вижу, что внизу стала образовываться куча-мала, то есть люди стали падать друг на друга. И я чувствую, что меня несет в эту кучу. И в этот момент инстинкт сработал, какая-то сила меня выбросила на балюстраду», - рассказал Сергей.

Эскалаторы на «Авиамоторной» - одни из самых протяженных в Московском метро. Их длина составляет 49 метров. А это тот самый, крайний слева, как и зимой 82-го работает на спуск. Тогда трагедия длилась всего минуту пятьдесят секунд. Когда на платформе лежали пострадавшие, сверху продолжали идти. Оттуда-то не видно, что происходит внизу.

«Вытащили женщину, потом был военный, был молодой человек. Боковые стенки балюстрады были пробиты, и мы достали молодого человека, бережно его несли, и я заметил, и я вижу, у него ноги болтаются сами по себе, явно это был перелом», - вспомнил Сергей.

Станция была закрыта, сотни людей пытались узнать, что случилось. Но от очевидцев слышали только эмоции. По радио и телевидению рассказывали о свершениях к 65-й годовщине Октября. О событии напечатала единственная газета - «Вечерняя Москва», да и то, как можно было в 82-м. Информации о трагедии нашлось место только на предпоследней полосе и то на следующий день. Три коротких предложения, между новостью о ремонте старинных часов на соборе в ГДР и заметкой о заводской спартакиаде. Да, по всем стандартам журналистики с этого надо было начинать выпуск, но на заре эпохи застоя даже такое считалось неслыханной дерзостью.

Зато маленькая заметка обросла слухами и домыслами: якобы людей перемалывало механизмами эскалатора. Кто тогда знал, что такого не может быть - под пассажирами только пустоты.

«Я вышел на улицу, я заметил, что ботинки были в крови, все красные такие. Я оттер снегом, как мог. Поехал домой. У меня две бабушки были, я, конечно, ничего не рассказывал. Отмыл ботинки и я помню, вечером состояние. Меня трясло в лихорадке, я не мог успокоиться», - рассказал Сергей.

В давке тогда погибли восемь человек. Как позже выяснит следствие, это было сродни авиакатастрофе, когда незначительные факторы, собираясь воедино, становятся трагедией. Час-пик, человеческая халатность и новая техника. Эскалаторы на «Авиамоторной» установили за два месяца до трагедии. «Это был человеческий фактор. Механик, который обслуживал эскалаторы, он исходил из технической документации на предыдущие эскалаторы, а не на те, что были установлены два месяца назад. И фактически эти два месяца, об этом никто не знал, они эксплуатировались в аварийном режиме», - рассказал историк Московского метро Максим Шуйский. Когда на ленту эскалатора стали заходить люди, одна из ступеней выпала из направляющих. В таком случае автоматика должна была остановить движение, но техника не сработала. Это сейчас даже попавший в полотно шнурок может дать команду тормозу, а тогда такие технологии только появлялись и сильно зависели от людей.

«Учли возможные неправильные действия персонала, когда пытались остановить машину, просто отрубив рубильник. Но отрубив рубильник, они отрубили всю следящую систему, которая выдавала сигнал на остановку аварийным тормозом», - поделился главный конструктор завода по производству эскалаторов Игорь Семеников.

Здесь в Петербурге, на заводе, где производят эскалаторы, февраль 82-го - переломная точка. После этого все подъемники советского метро прошли модернизацию. Кроме автоматики усилили балюстрады - то, откуда растут светильники и куда в надежде на спасение прыгали люди. «Были увеличены в толщине эти листы ограждения. С трех миллиметров до десяти, то есть почти в три раза», - рассказал Максим Шуйский.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ