Болезни Военный билет Призыв

Артикуляция гласные звуки русского языка звукозапись. Учимся произносить гласные звуки. Задание по дикции

Звуки В и Ф - происходят при о ди наковом положении рта. Верхняя губа п рип однята, верхние зубы обнажены, нижняя губа сопри ка сается с верхними зубами.
При артикуляции звука Ф силь н ый поток воздуха, подаваемый движ ен ием диафрагмы, стремится проникнуть в узкое отверстие между ве рхними зубами и нижней губой.
При звуке В нижняя губа сл ег ка прижимается к зубам. Выдыхаемый воздух проц е живается, напоминая звук виолончели. По чистоте п рои зношения, звук В - один из самых тру дн ых. Вначале струя воздуха должна быть незначительна, чтобы к В не п ри мешался звук Ф и В не потерял зву ч ность.


Артикуляция звука Л - внач ал е язык подтянут к нёбу, а кончик упи ра ется в верхние зубы там же, где образуется Т. Сильный п ото к воздуха, попадая на переднюю часть я зы ка, образует звук. Гортань при этом открывается. Проделайте нес ко лько раз, не отнимая языка. Когда ме сто образование языка ясно ощутите, произнесите Л с отры во м языка.
Звук Р - получается от быстрого к ол ебания или вибрации передней части яз ы ка. Если кончик языка мало подвижен, толст, сильно прои зн есите несколько раз звук Д и ср аз у же звук Р. Получится: д-ррр.
Звук Ч - губы мягко ра скр ыты. Нижняя губа не прижимается к зубам. Расс то яние между зубами очень узкое, передняя часть языка приб ли жается к зубной части нёба. Для произ н есения чистого Ч большое значение имеет сила выдоха. Сильным ко ро тким движением диафраг м ы дайте наибольшее количество воздуха, не затягивая выдоха. При длите льн ом выдохе Ч звучит как Щ.
Звук Ц - язык артикулирует к в ер хним зубам. Нижняя губа не прижата к зубам. И на че будет шепелявость. Сильный и короткий выдох, нап р авлен на нижнюю губу и подбородок. При дл ит ельном выдохе Ц превратится в С.
Чтобы Ц и Ч были корот ки ми, надо сразу после выбрасывания звука закрыть рот.


Звук С - язык легко припо дн ят к зубам. Раскрытые губы, ниж ня я губа слегка отстает от нижних зубов, чтобы не было шепелявости. Пр отя жный и сильный выдох, поток во зд уха направлен на подбородок. Следите, чтобы кончик яз ык а не был между зубами.
Звук Ш - зубы обнажены, губы ра ск рыты, расстояние между зубами незн ач ительное. Язык свободен, нигде не прижат, артикулирует к зубной ч ас ти нёба. Струя воздуха н апр авлена на нижние зубы, отчего они ощущают холод. Если нижняя губа пр иж ата к зубам, или нижняя челюсть бу де т впереди верхней, это вызовет шепелявость.
Звук Щ - поло
ж ение рта - как и при Ш, но передняя часть я зы ка артикулирует ближе к зубной части нёба. Требуется очень протяжный и си л ьный выдох.


Звук З - полож ен ие рта - как при С. Звук З питается неболь ши м количеством воздуха. Воздушная струя еле ощутимо падает вниз. Кончик я зы ка приводится в легкое колебание. Если я зы к перестанет вибрировать, к звуку З может присоед ини ться С. Поэтому, чтобы звук З был чистым, ну ж но произнести его коротко и тотчас же закрыть рот.
Звук Ж - зубы об на жены, губы мягко раскрыты, расстояние между з уб ами небольшое, язык приподнят, но не соприкасается с нёбом и зубами. Ко ли чество выдыхаемого воздуха незна чит ельно, ощущается его колебание на языке.
Согласные звуки Т, Д, П, Б, К и Г образуются к ор отким движением воздуха. Эти звуки не льз я протянуть, не прибавив к ним какой-ли бо гласной.
В звуках Х, Л, Р, Ж, Ш, Щ, Н, М, В, Ф, З, С, к ро ме силы, есть и продолжительн ос ть звучания. Эти звуки вырабатываются как на нижнем, так и на ве рхнем дыхании.
Звуки Ч и Ц , если их пр отя нуть, обращаются в Щ и С. Для легкости и че тко сти произношения звуков Ц и Ч следует их повторять как можно ч а ще, соединяя со звуками:

П-Ч, Т-Ч, К- Ч, Ф-Ч, С-Ч, Х-Ч, Ш-Ч, Ц-Ч, Ч-Ч.
П-Ц, Т-Ц, К-Ц, Ф-Ц, С-Ц,
Х- Ц, Ш-Ц, Ц-Ц, Ч-Ц

После того, как усв ое ны все твердые согласные, приступаем к работе над мя гкими согласными. Некоторые согласные звуки произн ос ятся только твердо (Ц, Ш, Ж), другие только м ягк о (Щ, Ч). Все остальные - мягко или твердо, все зави си т от гласной, которая следует за ними. Когда прои зн осим мягкие согласные столб воздуха, который их пит ае т, гораздо слабее. Особое внимание надо обратить на ДЬ и ТЬ , т ак как к ДЬ зачастую примешива ет ся звук З, а к ТЬ - звук Ц. Нужно более шире от кры вать рот. Кончик языка направлен к пер ед ней части нёба.


ЛЬ - размягчен ны й язык, отодвигается вглубь рта, его к он чик соприкасается с нёбом. Поток воздуха не стремится к кончику я зы ка, а стелется по его бо кам.
РЬ - язык вибр иру ет ниже, чем при твердом Р, бли ж е к верхним зубам. Иногда бывает, что язык плохо колеблется. В таком сл уч ае тренируйте: д-рь, д-р ь-д- рь… Затем переходите к чистому РЬ. Следите, чтобы вместо РЬ не появл я лось РИ.

Все сегментные единицы фонетической системы, звуки, традиционно разделяются на гласные и согласные. Это деление является универсальным для всех языков. В зависимости от роли, которую играют гласные и согласные в фонетической системе того или иного языка, все языки мира делятся на вокальные (итал., исп, япон.), консонантные (русск.) и смешанные (нем.) языки.

Согласные звуки отличаются от гласных особенностями артикуляции, акустическими характеристиками и функционально.

Артикуляционное различие: гласные образуются без наличия преграды, воздушная струя достаточно свободно проходит через ротовую или носовую полость. При образовании согласных обязательно наличие того или иного вида преграды, поэтому В.А. Богородицкий называл гласные «ртораскрывателями», а согласные - «ртосмыкателями». При образовании согласных, как отмечал И.А. Бодуэн де Куртенэ, напряжение возникает только в одной части произносительного аппарата, оно локализовано; при произношении гласных - напряжение присутствует на протяжении всего звука, т.е. гласным свойственна нелокализованная артикуляция.

Акустическое различие: гласные образуются с помощью тона голоса (гармонические, периодические колебания), а при образовании согласных обязательно наличие шума (негармонических колебаний).

Функциональное различие: гласные - слогообразующие звуки, согласные редко образуют слог, в основном они примыкают к гласному. Кроме того, согласные являются информационно нагруженными единицами, именно они передают лексическое значение слова (прътъкъл, звъкъвъй); гласные считаются информационно избыточными, они в большей степени связаны с грамматическим значением слова.

Однако четкой оппозиции между этими группами звуков нет. Так, например, сонорные согласные ранее были полугласными, переходными звуками, глайдами, поэтому они тоже могут быть слогообразующими. Сонорный J, занимающий серединное положение между согласными и гласными, в слабой позиции является полугласным звуком.

Гласные

При образовании гласных важным является горизонтальное и вертикальное положение языка, участие губ, объем и форма ротовой полости. В зависимости от подъема языка и нижней челюсти по вертикали гласные в русском языке делятся на три группы: верхнего (И, Ы, У), среднего (Е, О), нижнего (А) подъема. По сте- пени продвижения языка по горизонтали различают гласные переднего ряда (И, Е), среднего, или смешанного (Ы, А) и заднего ряда (О, У). Активное участие губ свойственно лабиализованным гласным (О, У). Остальные гласные - нелабиализованные (А, И, Ы, Е).

Находящиеся в безударных позициях гласные неверхнего подъема редуцируются и меняют свои артикуляционные характеристики. Так, гласный [Л] первого предударного слога после твердых согласных характеризуется как звук средне-нижнего подъема средне-заднего ряда; гласный второй степени редукции, выступающий в других безударных слогах, характеризуется как гласный среднего ряда среднего подъема - [ъ]. В положении после мягких согласных в первом предударном слоге выступает гласный переднего ряда верхнего подъема - [ие], а в других безударных слогах - гласный средне-верхнего подъема переднего ряда - [ь].

Здесь изложены лишь общие анатомо-физиологические сведения, касающиеся образования звуков речи. Детальная характеристика артикуляции отдельных звуков включена в курс логопедии.

Особенность надставной трубы голосового аппарата человека по сравнению с надставной трубой язычкового музыкального инструмента состоит в том, что она не только усиливает голос и придает ему индивидуальную окраску (тембр), но и служит местом образования звуков речи.

Одни части надставной трубы (полость носа, твердое небо, задняя стенка глотки) неподвижны и называются пассивными органами произношения. Другие части (нижняя челюсть, губы, язык, мягкое небо) - подвижны и называются активными органами произношения. При движениях нижней челюсти происходит открывание или закрывание рта. Разнообразные движения языка и губ изменяют форму полости рта, образуют в разных местах ротовой полости смычки или щели. Мягкое небо, поднимаясь и прижимаясь к задней стенке глотки, закрывает вход в нос, опускаясь - открывает его.

Деятельность активных органов произношения, которая называется артикуляцией, и обеспечивает образование звуков речи, т. е. фонем. Акустические особенности звуков речи, позволяющие отличать их друг от друга на слух, обусловлены особенностями их артикуляции.

Система фонем русского языка состоит из 42 звуков, в том числе 6 гласных (а, и, о, у, ы, э) и 36 согласных (б, б", в, в", г, г", д, д", ж, з, 3", j (йот), к, к", л, л", м, м", н, н", п, п", р, р", с, с", т, т", ф, ф", х, х", ц, ч, ш, щ).

Артикуляция гласных. Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспринимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Звук голоса, как было сказано, состоит из основного тона и целого ряда добавочных тонов - обертонов. В надставной трубе происходит усиление не только основного тона, но и обертонов, причем не все обертоны усиливаются одинаково: в зависимости от формы резонирующих полостей, главным образом полости рта и отчасти глотки, одни области частот усиливаются больше, другие - меньше, а некоторые частоты и вовсе не усиливаются. Эти усиленные области частот, или форманты, и характеризуют акустические особенности различных гласных.

Таким образом, каждому гласному звуку соответствует особое расположение активных органов произношения - языка, губ, мягкого неба. Благодаря этому один и тот же звук, возникший в гортани, приобретает в надставной трубе, главным образом в полости рта, характерную для того или иного гласного окраску.

В том, что особенности звучания гласных зависят не от звука, возникшего в гортани, а только от колебаний воздуха в соответственно установленной ротовой полости, можно убедиться путем простых опытов. Если придать полости рта ту форму, которую она принимает при произнесении того или иного гласного, например а, о или у, и в это время пропускать мимо рта струю воздуха из мехов или щелкать пальцем по щеке, то можно ясно услышать своеобразное звучание, вполне отчетливо напоминающее соответственный гласный звук.

Форма полостей рта и глотки, характерная для каждого гласного, зависит в основном от положения языка и губ. Движения языка вперед и назад, большее или меньшее его поднятие к определенной части неба изменяют объем и форму резонирующей полости. Губы, вытягиваясь вперед и округляясь, образуют отверстие резонатора и удлиняют резонирующую полость.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: 1) участия или неучастия губ; 2) степени подъема языка и 3) места подъема языка. Эти подразделения различаются следующими признаками:

1. гласные о и у, при произнесении которых губы выпячиваются вперед и округляются, называют лабиализованными (от лат. labium - губа); в образовании остальных гласных губы активного участия не принимают, и эти гласные называют нелабиализованными;

2. при произнесении гласных язык может в большей или меньшей степени подниматься к небу; различают три степени подъема языка: верхний, средний и нижний. К гласным верхнего подъема относятся и, у, ы; при среднем подъеме языка образуются гласные э и о; к нижнему подъему относят лишь один гласный - а;

3. место подъема языка зависит от перемещений языка вперед и назад; при произнесении одних гласных язык продвигается вперед, так что за корнем языка остается большое пространство, кончик языка упирается в нижние зубы, средняя часть спинки языка поднимается к твердому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называют гласными переднего ряда; к ним относят и и э.

При образовании других гласных язык отодвигается назад, так что за корнем языка остается лишь небольшое пространство, кончик языка отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка поднимается к мягкому небу; гласные, образуемые при таком положении языка, называются гласными заднего ряда; к ним относят о и у.

Гласные а и ы по месту подъема языка занимают промежуточное положение, и их называют гласными среднего ряда; при произнесении гласного ы вся спинка языка высоко приподнята к твердому небу; гласный а произносится без подъема языка, поэтому его можно считать по отношению к месту подъема нелокализованным.

Изложенная классификация гласных по степени и месту подъема языка может быть представлена в таблице 10.

Таблица 10

Артикуляция согласных. Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

В одних случаях органы произношения образуют полное смыкание, которое с силой разрывается струей выдыхаемого воздуха. В момент этого разрыва (или взрыва) получается шум. Так образуются смычные, или взрывные, согласные.

В других случаях активный орган произношения лишь приближается к пассивному, так что между ними образуется узкая щель. В этих случаях шум возникает в результате трения воздушной струи о края щели. Так образуются щелевые, иначе проторные или фрикативные (от лат. fricare - тереть), согласные.

Если органы произношения, образовавшие полную смычку, размыкаются не мгновенно, путем взрыва, а путем перехода смыкания в щель, то возникает сложная артикуляция со смычным началом и щелевым концом. Такая артикуляция характерна для образования смычно-щелевых (слитных) согласных, или аффрикат.

Воздушная струя, преодолевая сопротивление преграждающего ей путь органа произношения, может привести его в состояние вибрации (дрожания), в результате чего возникает своеобразный прерывистый звук. Так образуются дрожащие согласные, или вибранты.

При наличии полного смыкания в одном месте надставной трубы (например, между губами или между языком и зубами) в другом ее месте (например, по бокам от языка или позади опущенного мягкого неба) может оставаться свободный проход для воздушной струи. В этих случаях шума почти не возникает, но звук голоса приобретает характерный тембр и заметно приглушается. Согласные, образующиеся при такой артикуляции, носят название смычно-проходных. В зависимости от того, куда направляется воздушная струя - в полость носа или в полость рта, смычно-проходные согласные подразделяются на носовые и ротовые.

Особенности характерного для согласных шума зависят не только от способа его образования, но и от места возникновения. Как шум взрыва, так и шум трения может возникать в разных местах надставной трубы. В одних случаях активным органом произношения, образующим смычку или щель, является нижняя губа, и возникающие при этом согласные носят название губных. В других случаях активным органом произношения является язык, и тогда согласные называются язычными.

При образовании большинства согласных к основному способу артикуляции (смычке, сужению, вибрации) может присоединяться дополнительная артикуляция в виде подъема средней части спинки языка к твердому небу, или так называемой палатализации (от лат. palatum - небо), акустическим результатом палатализации согласных является их смягчение.

Классификация согласных. В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря - твердость или мягкость.

Сонорные согласные противопоставляются всем остальным согласным, которые называют шумными. В отличие от сонорных они образуются с участием достаточно сильных и ясно различаемых шумов.

Шумные согласные, в свою очередь, делятся на две группы. Одна группа - согласные, образуемые без участия голоса, при помощи одного лишь шума. Они называются глухими; при их произнесении голосовая щель раскрыта, голосовые связки не колеблются.

Другая группа - согласные, образуемые при помощи шума и в сопровождении голоса. Они называются звонкими; большинство шумных согласных составляет пары глухих и звонких (п-б, ф-в, ш-ж и т. д.). Непарными глухими являются согласные: х, х\ ц, ч, щ, а непарным звонким - один согласный) (йот).

По способу артикуляции, т. е. по способу образования преграды между активными и пассивными органами произношения, согласные делятся на пять групп.

Шумные согласные образуют три группы:

1. смычные, или взрывные: п, п", б, б", т, т", д, д", к, к", г, г";

2. щелевые (проторные), или фрикативные: ф, ф", в, в", с, с", з, з", х, х",ш, щ, j (йот);

3. смычно-щелевые (слитные), или аффрикаты: ц, ч.Сонорные согласные по способу артикуляции делятся на две группы:

Смычно-проходные: м, м", н, н", л, л". Из числа смычно-проходных согласные м, м", н, н" являются носовыми, а согласные л, л" -ротовыми;

Дрожащие, или вибранты: р, р".

По месту артикуляции согласные прежде всего делятся на две группы в зависимости от активного органа произношения, участвующего в их образовании, а именно на губные и язычные.

Губные согласные, в свою очередь, делятся на две группы в зависимости от пассивного органа, относительно которого артикулирует нижняя губа:

1. губно-губные, или двугубные: п, п", б, б", м, м"; при произнесении этих звуков образуется смычка между нижней и верхней губами;

2. губно-зубные: ф, ф", в, в"; здесь нижняя губа артикулирует относительно верхних резцов, образуя с ними щель.

Язычные согласные в зависимости от пассивного органа, по отношению к которому артикулирует язык, делятся на пять групп:

1. язычно-зубные: с, с", з, з", ц, т, т", д, д", н, н", л, л"; при произнесении этих звуков передняя часть языка вместе с кончиком его артикулирует относительно верхних резцов, образуя с ними смычку или щель;

2. язычно-альвеолярные: р, р"; эти согласные образуются в результате вибрации переднего края языка у альвеол верхних резцов;

3. язычно-передненебные: ш, ж, ч, щ; при произнесении этих согласных передний край или передняя часть спинки языка образует смычку или щель с передней частью твердого неба;

4. язычно-средненебные: к", г", x", j; эта группа согласных образуется путем смыкания или сближения средней части спинки языка со средней частью неба;

5. язычно-задненебные: к, г, х, при образовании этих звуков задняя часть спинки языка артикулирует относительно мягкого неба и задней части твердого неба, образуя здесь смычку или щель.

Палатализованные согласные (т. е. согласные, образуемые при помощи описанной выше дополнительной артикуляции, заключающейся в поднятии средней части спинки языка к твердому небу) называют мягкими в отличие от непалатализованных, или твердых согласных. Большинство согласных составляют пары твердых и мягких. Непарными твердыми согласными являются ж и ц, непарными мягкими - ч и j.

Классификация согласных представлена в таблице 11.

Таблица 11.

Классификация согласных

1. Введение

2. Артикуляционная характеристика гласных звуков в русском языке

3. Артикуляционная характеристика гласных звуков в английском языке

4. Сонограммы и осциллограммы английских и русских гласных звуков

6. Список используемой литературы

Введение

Фонетика - наука о звуковой стороне человеческой речи. Это один из основных разделов языкознания (лингвистики). Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук). Особое положение фонетики как науки определяется тем, что она, единственная из всех языковедческих наук, изучает такие единицы языка, природа которых материальна. Материальным носителем звучащей речи являются специальным образом формируемые говорящим колебания воздуха. Слушающий получает информацию о смысле передаваемого говорящим сообщения в первую очередь на основе своего слухового восприятия.

Звук речи – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимая ухом. Это реальный звук, произнесенный конкретным человеком в конкретный момент времени. Разнообразие звуков речи бесконечно. Каждый говорящий произносит звуки по-своему, недаром можно узнать человека, услышав его речь. С другой стороны, мы способны оценить определенные звуки речи как тождественные, с точки зрения принадлежности к тому или иному звукотипу. Этот звукотип, эталон звука, существующего в языковом сознании говорящих, называется звуком языка. Он объединяет похожие, близкие звуки речи и является абстрактной единицей.

В данной работе я хочу рассмотреть образование гласных звуков в английском и русском языке. А так же сделать их сопоставительной анализ.

Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Различаются они артикуляционно и акустически.

1. При образовании гласных воздушная струя проходит через рот свободно, не встречая никаких препятствий. При образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости. Этим основным артикуляционным отличием между гласными и согласными обусловлены и другие их отличия.

2. Гласные – тоновые звуки, они образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань струи воздуха. Эти колебания периодические, они создают тон, музыкальный звук. Согласные же характеризуются наличием шума. Шум – это непериодический звук, он возникает в результате преодоления воздушной струей различных препятствий.

3. Для гласных характерна слабая струя воздуха, а для преодоления преграды при произнесении согласных необходима более сильная воздушная струя.

4. При образовании гласных мускульное напряжение почти в равной мере распространяется по всей ротовой полости, а при образовании согласных мускульное напряжение сосредоточено в том месте, где возникает преграда.

5. В.А.Богородицкий назвал гласные ртораскрывателями, согласные – ртосмыкателями: чем громче мы хотим произнести гласный, тем шире должны раскрыть рот, чем громче мы хотим произнести согласный, тем теснее должны сблизить органы речи.

6. М.В.Панов привел ещё одно различие между гласными и согласными: гласные можно кричать, а одними согласными кричать невозможно.

Артикуляционная классификация гласных звуков в русском языке.

Гласные – это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебаний голосовых связок, музыкальный тон, голос обретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка – это те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движения губ, языка и нижней челюсти. Каждый гласный произносится при особом, свойственном только этому звуку положении органов речи.

Классификация гласных звуков основывается на трех признаках:

· участию губ

· степени подъема языка по вертикали по отношению к небу

· степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по гортани

По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабиализованные) (от латинского labium - губа ()абиализованныеи неогудленные ()дленные(о этому звуку положении рагонов огут изменяться в результате ждвижения губобый тембро). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть разной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [ а ] , [ э ] , [ и ] , [ ы ] – неогубленные.

По степени подъема по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема: [и], [ы], [у]; среднего подъема [э], [о]; нижнего [ a ]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называются также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта, поэтому такие гласные также называются широкими.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные переднего ряда: [и], [э]; среднего ряда: [ы], [а] и заднего ряда: [у], [о]. При артикуляции гласных переднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна: при образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть языка, а при образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть языка. При образовании гласных среднего ряда языка либо концентрируется в средней части полости рта и приподнимается средней частью к средней части нёба, как бывает иногда при произношении [ы] (ряд таких гласных иначе называются центральными), либо лежит плоско, как при произношении [а] (ряд таких гласных иначе называются смешанными).

Простейшая таблица русских гласных такова:

Иную схему представляет треугольник гласных:

Более точно представляет артикуляционное пространство трапецоид гласных. Он отражает особенности строения ротовой полости и возможности движений языка: в нижней и задней части рта они более ограничены, чем в верхней и передней.

Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и], есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытым»; в более точной транскрипции это «[и] склонный к [э]».

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица должна быть более детальна. М.В.Панов предложил таблицу с пятью рядами и пятью подъемами (хотя, конечно, и в ней показаны не все гласные русского языка):


Гласный [э] один из самых частых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например в словах п[э]рехо́д . Под ударением он встречается крайне редко, например в утвердительном да́ , произнесенном с оттенком сожаления [дэ?] («?» Означает резкое смыкание голосовых связок, удар голосовой щели). Изолированное [э] можно произнести, если образовать непрерывный ряд переходных звуков от [ы] к [ a ] и остановиться посередине.

Гласные [а], [э], [о], [у] продвинуты вперед и вверх по сравнению с [а], [э], [о], [у]. Произносятся они между мягкими согласными: пять [п΄äт΄], тётя [т΄ö т΄]я, тюль [т΄ул΄].

Сдвинутость вверх, закрытость гласных переднего ряда [и], [э] между мягкими согласными может обозначаться в транскрипции и иначе: [и], [э], или [и], [э], или [и], [э]. «Крышка» над гласным употребляется и для обозначения напряженности гласного.

Закрытость гласного [э] в первом предударном слоге после мягкого согласного обозначается обычно знаком [э]: в[э]сна́, б[э]га́, р[э]ды́. Такое произношение характерно для эканья – старшей литературной нормы, в отличие от господствующего в современном литературном языке иканья: в[и] c на́, б[и]га́, р[и]ды́.

Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э́]нна, м[э́]р, ш[э́]ст.

Гласные [и], [ы], [а] бывают только в безударном положении: [и]скри́ть, д[ы]ши́, в[ a ]да́́. У некоторых говорящих вместо [ a ] звучит [л] – неогубленный гласный, по положению языка средний между [ a ] и [ o ]. Такое произношение, как правило, следы прежнего оканья – различения безударных [ a ] и [ o ].

Конечно, не все гласные звуки представлены в этих таблицах. При более детальном рассмотрении обнаружатся и более тонкие позиционные зависимости звуков. Например, в словах дам и дал обычно транскрибируют один и тот же гласный [ a ]. Но в действительности здесь произносится разные звуки: [ a ] среднего ряда в слове дам и [ a ] средне-заднего ряда в слове дал . Звук [л] вызывает сдвиг предшествующего гласного назад. В словах дома́ и дала́ обычно транскрибируют один и тот же предударный гласный [ a ]. Но при более точной транскрипции следует различать [дама́] и [длла́]: согласный звук [л] здесь воздействует на предударный гласный так же, как на ударный.

Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Поэтому мы даем описание нормальных артикуляций всех гласных, что поможет воспитателю в случае надобности исправить тот или иной дефект. Методика же дана только для более часто наблюдающихся случаев.

Нормальная артикуляция гласных звуков

Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его).
Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Устранение недостатков произношения звуков и, ы

Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
и .
«Лошадки». Дети в упряжке бегают и ржут: ииии.. .иии...
и и э (е) . Воспитатель поправляет.
Стишки, потешки, в которых часто перемежаются звуки и, э (е) :
У Кирюшки петушок
Петь умеет хорошо.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Он с Кирюшкиной ладошки
Ест и зернышки и крошки.
Он немножко поклюет
И «спасибо» запоет.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка!»
Убежит Кирюшка в сад,
Петушок зовет назад.
Ну, а как? А вот так:
«Ки-рюш-ка».
Это стихотворение можно инсценировать: рассказчик - все дети, спрашивает же воспитатель или один из ребят.
Игры и тексты для обучения звуку ы .
«Телефон». Дети передают друг другу поочередно звуки и-ы .
Стишки, потешки, в тексте которых часто встречается звук ы рядом с и :

Чище мойся - воды не бойся.

Серый зайка умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл носик, Вымыл хвостик,
Вымыл ухо, Вытер сухо.

Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.

У пней, погляди-ка,
Растет земляника.
За каждой корягой
По тысяче ягод:
Которые - спелы,
Которые - белы,
Которые - сладки,
Которые - гадки.

Полезна игра в «Театр». По фотографиям-открыткам детских головок или куклам отгадываются звуки.

Приемы индивидуальных занятий в трудных случаях

Для устранения замены и звуком э (е) пользуются такими приемами:
1) делают гимнастику языка - поднимание и опускание средней части спинки языка;
2) то же повторяют с соответствующим произнесением при слегка оскаленных зубах, поочередно: эиэиэи... , затем и-и-и-..., пи-би-ки-ги .
Если ы произносится как и (рил - рыл, сипал - сыпал), кончик языка отодвигают от передних зубов, а среднюю часть спинки языка опускают (шпателем) несколько ниже.
В случае вообще неотчетливого произнесения гласных (мало раскрывается рот, ребенок говорит сквозь зубы, не вполне правильно лежит язык, недостаточно растягиваются, выпячиваются, поднимаются и раскрываются губы) после гимнастики языка, губ произносят отдельно каждый звук и потом комбинации их (слитно на одном выдохе): аоуэиы, иоуаэы , потом бабобу-бэбибю и т. п.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.