Болезни Военный билет Призыв

Арт-терапия - исцеление творчеством. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей

Творчество – это деятельность, в результате которой человек получает нечто новое и оригинальное. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов. Для терапии творчеством клиенту не обязателен какой-либо опыт. Иногда клиенты как раз после такой работы начинают рисовать, писать стихи и прозу, танцевать, петь, шить, заниматься актерским мастерством. Это связано с тем, что терапия сама по себе помогает человеку самораскрыться, а также клиент получает положительный опыт самой творческой деятельности.

Использовать в терапии возможно многое, во-первых, это лепка и рисование в различных техниках, создание масок, бодиарт, гончарное мастерство. К терапии творчеством относятся также написание стихов, сказок, рассказов. Шитье, создание кукол, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание мандал и оберегов, оригами – все это помогает раскрыть себя. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной, сакральной культуре. Терапия творчеством тесно связана с древним искусством, потому что основана на спонтанности и игнорирует современные критерии для оценки творческих продуктов.

Творчество – это сублимация, когда определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Плюс в том, что творчество помогает выразить чувства, влечения, желания в социально-приемлемой форме.

Конфликты между потребностями и запретами люди могут не понимать, а продукт творчества помогает приблизить к осознанию то, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает клиенту понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам. Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, а также в моменты, когда переживание трудно выразить словами.Очень многие решают себя удовольствия лишь потому, что в детстве им кто-то сказал, что это у них плохо получается и человек поставил для себя запрет. Многие считают себя взрослыми и серьезными и потому не занимаются такой деятельностью. В терапии творчеством нет правил, любой творческий порыв человека принимается как естественное действие, тем самым у творящего уменьшается тревога, напряжение, и человек чувствует себя более свободным. Мастер не дает оценок, и клиент просто творит, наслаждаясь процессом. Тем самым специалист разрушает стереотипы и показывает, что процесс творения сам по себе имеет огромную ценность.

Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение , мышление, внимание. Это имеет огромное значение для детей и подростков, но и взрослые отмечают для себя некоторые сдвиги. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает раслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.

Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал,благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме,нормализует гиперактивность, ребенок быстрееразвивается общаясь с сверстниками и получая новые знания и навыки.

Терапия творчеством – тонкий, невероятно интересный и эффективный способ работы с людьми, который приносит огромное удовольствие. Я работаю индивидуально и в группах, используя терапию творчеством.

В основе его лежат две идеи.

Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения.

Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.

Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на групповых занятиях в "психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своих товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах, пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо вербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией, создавая тем самым стереоскопический образ характера.

Занятия терапией творческим самовыражением проходят в непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто становятся друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто демонстрируются две противоположные картины, например синтонный "Московский дворик" Поленова и аутистичный, полный уходящих в бесконечность символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление реалистического, синтонного и аутистического начала присутствует в каждом занятии.

На этом фоне перед пациентами проходят синтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович, эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне и Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали, Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому каждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже овеян творчеством: нужно определить трудный характер того или иного человека, понять, какой характер ближе самому себе. В основе проблемы не обязательно конкретный человек, это может быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм, деперсонализация - все это рассматривается с характерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если терапия творческим самовыражением показана пациенту, он может по своей воле начать жить творческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразных формах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов, создании картин, фотографировании, даже в коллекционировании марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь , и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого противостояния болезни.

Терапия по методу Бурно имеет философский и гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению личности, но и делает людей образованней и нравственнее.

1. О существе лечебного творчества.
Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.

Бурно занимается лечением взрослых психопатов (психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью.

Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности.

Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна, поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных достаточно эффективных методов лечения.

Значение глубокого контакта с людьми для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, "медузности", беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность. Самое тягостное для многих клинических пациентов - чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего хочется, чего бояться, что любить. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, осознает себя среди близких, товарищей, незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность , проникается душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло.

2. Общая характеристика метода.
Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с терапевтом, в групповых занятиях в раскрепощающей "немедицинским" уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т.п.), в домашних трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других, выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т.д.), которые также нередко возможно научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

3. Отдельные методики терапии творчеством - это терапия:

1) созданием творческих произведений,

2) творческим общением с природой,

3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,

4) творческим коллекционированием.

5) творческим погружением в прошлое,

6) ведением дневника и записных книжек,

7) домашней перепиской с врачом,

8) творческими путешествиями,

9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть истинный духовный путь к другим людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы, и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения.

Познание других душевных расстройств и других человеческих характеров;

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения.

Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении.

Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того, чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи подобной терапии.

1. Вызвать стойкое, необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться "самими собой", помогая им найти свой смысл жизни;

2. Открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые резервы пациентов, которые помогут им значительно лучше адаптироваться к общественной и нравственной деятельности;

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко и продуктивно войти в коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.п.

5. Индивидуальная и групповая формы работы по методу Бурно.

В практическом применении терапии творческим самовыражением Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении.

Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

6. Немного о терапии созданием творческих художественных произведений.

Занимаясь групповой терапией со стационарными и амбулаторными больными, Бурно чаще всего использовал следующие конкретные виды терапии творчеством - писание рассказов и очерков, творческая фотография, графика и живопись. Как он указывает, это и есть тот минимум, которым должен овладеть врач в смысле собственного творчества. побуждающего пациентов к целебной работе. Важно при этом помнить, что врач не ставит своей целью сделаться писателей, фотографом или живописцем. Он только должен научиться раскрывать пациентам свою духовную индивидуальность, подавать им пример общения через творчество. Чем меньше мастерства в творчестве врача, тем, видимо, легче ему внушить пациентам смелость первого шага. Конечно, от врача требуется клинико-терапевтическое понимание всех видов творчества для дифференцированной терапии пациентов с различными личностными склонностями и способностями, то есть врач, занимающийся терапией творчеством, должен прежде всего быть хорошим клиницистом. Так, шизофреникам более близки абстрактная живопись, символизм в прозе и глубокое вчувствование в музыку. А психастеники с их "жухлой" чувственностью и врожденной основательностью понятнее язык реализма. Для них необходимо приоткрыть непосредственную радость бытия, яркие краски и звуки жизни. Дефензивным пациентам, неуверенным в себе и своих силах, часто важно подчеркнуть свободу, отсутствие рамок, для того, чтобы простимулировать творческий процесс.

Терапия графикой и живописью возможна без помощи уроков специалиста-художника, потому что цель ее - не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность при помощи кисти, карандаша, фломастера и красок.

Бурно выделяет такие механизмы терапии графикой и живописью:

Рисование может быть так же доступно в любом месте пациенту, как и запись в книжку, и оно приносит нередко такое же мгновенное симптоматическое смягчение душевной напряженности, как и ведение дневника;

Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже, приглядывается к краскам и линиям вокруг, и таким образом постоянно целебно выясняет свою духовную индивидуальность и "привязывается" к окружающему;

Писание красками, смешивание красок, рисование пальцами и ладонями на большом листе обостряет, "поджигает" блеклую чувственность дефензивных пациентов и способствует еще большему "привязыванию" их к жизни;

Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему, например, "Дом моего детства", дает возможность сразу же, через несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена группы и яснее - самого себя через сравнение с другими.

Врач и медицинская сестра прежде всего должны сами показать в группе, как это просто - нарисовать свое. Для этого требуется только вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как это сделать. Смысл и рефрен при этом- мы рисуем (пишем, фотографируем) для того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем. Бурно рекомендует делать все это со снисходительно-теплым отношением к неумелости рисовальщиков, кратко, но серьезно поддерживать робких пациентов, заглушаемых стыдливым малодушием ("Где уж мне!" , "У меня нет воображения" и т.д.)

Темы для рисунков и картин, равно как и темы для рассказов и эссе, могут быть самыми разнообразными. Главное - выразить себя. Это могут быть "Пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Животное, которое мне по душе", "То, что мне неприятно" и пр.

Целесообразно рассматривание в группе альбомов по древнегреческому, древнеегипетскому, древнеримскому искусству, чтобы пациенты могли сориентироваться, что им созвучнее, куда каждый из них ближе по собственной своей характерологической манере рисунка.

Нередко приходится помогать пациентам выбираться из формалистических "клеток", в которые они прежде уже заперли свою духовную индивидуальность. Например, дефензивные в отличие от нравственно-пустых психопатов, выхолощенно-манерных шизофреников наполнены переживанием неполноценности, нравственными заботами, им есть что сказать людям тепло, от души. Однако, боясь раниться, некоторые из них уходят в стихийном творчестве в эстетски-холодноватую формалистичность изображения, копирование чужих картин, и эти заборы-маски не столько прячут от людей их муки, сколько усугубляют душевную напряженность, затрудняют общение с людьми. В таких случаях, нужно помочь пациенту работать именно по-своему, искренне, проще. одухотвореннее, рассказывая именно о своих собственных сокровенных переживаниях.

Иногда пациента необходимо "выводить" в рисование или писание из его особенных, живых интересов. Так, к примеру, пациент, охваченный древнеисторическими размышлениями, начинает рисовать мамонтов среди первобытной природы.

Нередко потянуться к графике или живописи помогает чтение литературы о видах и жанрах изобразительного искусства, о технике исполнения и материалах. Та, нелюбопытный, рассеянный дефензивный пациент, узнав, что духовно близкие ему картины написаны пастелью, разглядев в группе впервые пастельные мелки, пробует порисовать ими и увлекается.

Психастеникам без музыкального слуха и интереса к музыке показано сочетать слушание музыки с рисованием картин, с просмотром художественных слайдов, созвучных данному музыкальному произведению. Ведь психастенику свойственно конкретно представлять, что там, "в музыке", происходит. Творческие образы, которые при этом возникают, не просто интересны - они целительны. Также помогает пониманию музыки и вчувствованию в нее и чтение мемуарной литературы о композиторах.

Дефензивные шизоиды часто воспринимают музыку без всяких представлений - так звучит как бы сама душа. Шизоиду, напротив, параллельные занятия будут мешать слушанию музыки, отвлекать и даже раздаржать.

Исходя из собственного опыта, Бурно предлагает следующую систематику музыкального созвучия в зависимости от клинических групп пациентов:

Дефензивным циклоидам обычно созвучны Моцарт, Глинка, Россини, Штраус, Римский-Корсаков, Шуберт, Кальман, Равель, Стравинский.

Дефензивным шизоидам - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен, Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Шостакович.

Психастеникам - Вивальди, Глинка, Сен-Санс.

Дефензивным эпилептоидам - Мусоргский, Бородин, цыганские романсы.

Пациенты, более склонные к музыке, обычно и более расположены к поэзии. Однако, Бурно советует время от времени в любой лечебной группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное переживание поэтическим.

7. О показаниях и противопоказаниях к терапии творческим самовыражением.

Этот терапевтический прием показан широкому кругу дефензивных пациентов.

Абсолютным противопоказанием считается глубокая психотическая депрессия с суицидальными мотивами. Пребывание таких больных в группе творчески самовыражающихся людей может усугубить чувство депрессивной безысходности, выключенности из жизни и подтолкнуть к суициду (в том числе и через продуманную с помощью записей в дневнике подготовку к уходу из жизни).

Противопоказанием считается также дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими", ранимыми, лечение будит радостные надежды - и только больнее от всего этого "удары жизни". Дома так плохо, так серо, холодно-равнодушно. "Лучше бы и не знать этого контраста!"

Противопоказанием (относительным) служит бредовая и сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными тенденциями без всякого чувства неполноценности.

Отдельные моменты терапии творческим самовыражением Бурно советует использовать в работе участкового психиатра и любого врача-лечебника.

Терапия творческим самовыражением имеет и свои психогигиенические формы в здоровой повседневности. Это вполне актуально при современном уважении ко всякому творчеству, при нынешней распространенности субклинических, в том числе и дефензивных, расстройств, при необходимости массовой творческой увлеченностью предупреждать разнообразные душевные расстройства, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию подрастающего поколения.

Из терапии творческим самовыражением по методу Бурно можно немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для общества в целом.

Таким образом, мы рассмотрели одно из современных направлений отечественной психотерапевтической школы, базирующееся на глубоком анализе лечебно-коррекционных механизмов, проявляющихся в ходе изобразительной и иной творческой работы, а также в ходе обсуждения созданных произведений в группе или с терапевтом. Мы увидели, что за счет подключения интеллектуальных и творческих операций происходит облегчение психотерапевтического контакта и доступа врача к психопаталогическим переживаниям пациента, что в свою очередь помогает ассоциативно-коммуникативной адаптации пациента, его наибольшей вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, а, следовательно, и всему лечебному процессу в целом.

Предисловие к пятому, переработанному и дополненному изданию……………. 5
Вступительное слово Мартина Ленца……………………………………..6
Введение. Психотерапия как искусство…………………………………..8
ЧАСТЬ I. ИЗ ПРАКТИКИ — ДЛЯ ПРАКТИКИ……………………………………17
Глава 1. Воплощающий диалог…………………………………………..19
Подпитывающий диалог…………………………………………………21
Отражающий диалог……………………………………………………26
Диалог в позиции визави………………………………………………31
Терапевтическая песочница как возможность построения диалога……………..35
Глава 2. Картины-мазилки……………………………………………..39
Картины-мазилки: От эксперимента к теме………………………………. 39
Картины-мазилки: От темы к изменению…………………………………..42
Картины-мазилки и отпечатки…………………………………………..50
Глава 3. Чувства…………………………………………………….53
Важные замечания…………………………………………………….53
Картины чувств и скульптуры чувств…………………………………….55
Звезда чувств……………………………………………………….62
Теневые чувства……………………………………………………..71
Картины в рамках…………………………………………………….76
Работа с чувствами при помощи текстильных материалов…………………….90
Прощальные открытки и картины из пепла…………………………………96
Грамматика чувств……………………………………………………104
Глава 4. Процессы изменений и превращений………………………………114
The Next Generation и картины надежды………………………………….114
Картины-превращения………………………………………………….122
Ан Хуа, или Воплощение тайны в виде образа……………………………..127
Книга в книге, или Книга-спутник………………………………………140
Глава 5. Представление межчеловеческих отношений в виде картин и объектов….146
Панорама отношений…………………………………………………..146
Представление отношений в пространстве с помощью терапевтической песочницы, красок и кукол……151
Представление отношений в пространстве: конфигурации из бумажных фигур……………………..154
Шеринг-портрет……………………………………………………………………… 164
Совместное рисование. Представление отношений в виде картин в терапии супружеских пар………..172
Глава 6. Образ Я……………………………………………………………………..178
Образ Я. Нарисуй свое имя…………………………………………….178
Рисование автопортрета вслепую………………………………………..182
Мандала Моего Тела…………………………………………………..185
Цветок женской сущности, цветок мужской сущности………………………..198
Мандала личного пространства………………………………………….203
Глава 7. Терапевтический триптих………………………………………209
Глава 8. Активное символизирование…………………………………….224
Общие замечания……………………………………………………..224
Волшебные палочки………………………………………….. ………227
Маленький Пожиратель Снов и его родственники……………………………229
Ангел-хранитель и другие сказочные символические образы………………….232
Убат — дух семьи…………………………………………………….236
Глава 9. Групповые формы работы……………………………………….242
Полилог как вариант работы в группе……………………………………242
Техника «Картины, сопровождаемые пением»……………………………….245
Песочные картины, картины-танцы……………………………………….249
Глава 10. Терапия с помощью сказок и историй………………………….. 255
Две сказки………………………………………………………….259
Терапевтические подходы и перспективы в работе со сказкой………………..267
Эхо и идентификация………………………………………………….267
Применение «субъективного уровня» в работе со сказкой……………………269
Копинг-стратегии…………………………………………………….275
Сказки как метафоры………………………………………………….284
Глава 11. Компас сенсорных ощущений……………………………………288
Глава 12. Опора в терапии на телесный и двигательный опытчеловека……….. 295
Единство движения и переживания……………………………………….295
Движения Моего Тела………………………………………………….296
Впереди — позади / вперед — назад……………………………………..297
Справа — слева / направо — налево……………………………………. 302
Внутри — снаружи / внутрь — наружу…………………………………… 306
Наверху — внизу / вверх — вниз………………………………………..309
Состояния Моего Тела в Мире…………………………………………..312
Спокойно — беспокойно………………………………………………..313
Четко — нечетко……………………………………………………..316
Узко — широко……………………………………………………….319
Напряженно — расслабленно…………………………………………… 321
Живое — неживое……………………………………………………..323
Жить в ладу с самим собой — жить в разладе с самим собой…………………324
Важные указания……………………………………………………..327
Глава 13. Образ тела в нашей психотерапевтическойпрактике………………..332
Основы работы с образом тела………………………………………….332
Работа с образом тела в индивидуальной психотерапии……………………..341
Обделенная часть тела………………………………………………..350
Глава 14. Рисунок и слово…………………………………………….355
Процесс и продукт……………………………………………………355
Вопросы, основанные на представлении о человеке как целостности…………..356
Идентификация……………………………………………………….357
Линии и пути………………………………………………………..359
Ассоциации к формам и цветам………………………………………….361
Пустые пространства………………………………………………….363
Внутреннее видео…………………………………………………….365
Картины (рисунки) как социограммы……………………………………..368
Чувственное познание смысла картины………………………………….. 369
«Второстепенное, побочное»……………………………………………371
Глава 15. Материалы, форматы, фокусировки…………………………….. 374
Когда какой материал использовать……………………………………..374
Газетная бумага……………………………………………………..382
Значимые объекты, объекты контакта, объекты превращения………………….385
Форматы и фокусировки………………………………………………..390
ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ………………………………401
Глава 1. Теория и практика……………………………………………403
Глава 2. Что нам ближе всего, или Шесть неотъемлемых принципов нашего подхода к психотерапии………….411
Психотерапия центрируется на человеке как целостности……………………411
Психотерапия способствует изменению ригидных моделей…………………….422
Психотерапия — это отношения………………………………………….434
Психотерапия уважает компетентность клиента…………………….. 439
Психотерапевтическая диагностика процессуальна и нацелена на взаимодействие и диалог…………………443
Психотерапия преследует скорее намерения, чем цели…………. 452
Глава 3. Особенности психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности…………….456
Хватать руками — схватывать умом………………………………………456
Воображение — сила внутренних образов………………………………… 465
Глава 4. Образ тела в психотерапии…………………………………….481
Схема тела и образ тела………………………………………………481
Работа с образом тела как способ вдохнуть жизнь в тело…………………..485
Глава 5. Художественный и терапевтический процесс……………………….493
Глава 6. Терапевтические отношения…………………………………….506
Резонанс, перенос, сцена……………………………………………..506
Тридентичность в терапевтических отношениях…………………………….511
Вопросы, обратная связь, шеринг……………………………………….514
Глава 7. Основные линии практической работы психотерапии, использующей разнообразные формы творческой активности…………518
Изменение перспектив, точек зрения и отношений………………………….519
Воплощающий диалог…………………………………………………..523
Идентификация в игре…………………………………………………524
Интеграция………………………………………………………….526
Библиография………………………………………………………..529

Бурно Марк Евгеньевич - врач психиатр-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по Здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации» (Москва).

Родился в 1939 году, окончил 2-й Московский Государственный Медицинский Институт им. Пирогова в 1963 г. С 1963 г. по 1965 г. работал врачом-психиатром в Калужской области, а с 1965 г. по 1970 г. - психиатром-психотерапевтом и наркологом в Психоневрологическом диспансере № 2 (Москва).

В 1969 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук «О личностях, особенно предрасположенных к алкоголизму». В 1970 г. избран по конкурсу на должность ассистента кафедры психотерапии РМАПО, в 1976 г. - на должность доцента. В 1998 г. приглашен Федеральным центром по психотерапии (при Психоневрологическом институте Бехтерева в Санкт-Петербурге) защитить докторскую диссертацию по докладу «Терапия творческим самовыражением». К тому времени этот психотерапевтический метод, разработанный М.Е. Бурно, сложился в отечественную школу-направление. Защитил докторскую диссертацию в том же году. В 1999 г. избран по конкурсу на должность профессора кафедры.

Имеет более 200 публикаций, из которых 7 книг и 4 главы в руководствах. С 1983 г. ответственный по кафедре за работу с клиническими ординаторами. Под научным руководством М.Е. Бурно защищены 4 кандидатские диссертации. Читает основные курсы лекций по психотерапии, обучает слушателей и клинических ординаторов методам клинической психотерапии, которыми владеет смолоду.

Книги (5)

Клинический театр-сообщество в психиатрии

В книге обобщен опыт 15-летней работы с особым лечебным театром в психиатрии. Это не Психодрама и не Драматерапия.

Это частица отечественного клинико-психотерапевтического направления-школы — Терапия творческим самовыражением М. Бурно. Настоящий театр-сообщество помогает жить с целебным светом, смыслом в душе — даже тяжелым пациентам с хроническими тревожно-депрессивными расстройствами, переживанием своей неполноценности, чувства одиночества, бессмысленности своего существования.

Для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов, социальных работников.

О характерах людей

Очерк этот считаю психотерапевтическим в широком смысле и потому, что, быть может, с облегчением увидим-почувствуем из него характерологическую природность каких-то наших слабостей, тягостных переживаний, проступков и т. д. Простим себе то, что возможно простить. Простим и другим их природные слабости. Разглядим у других людей важное, ценное и для нас переживание, умение, не доступное нам.

Как важно, особенно для самобытного, талантливого человека, быть самим собою на своем жизненном пути в Человечестве, делать в жизни свое Добро, совершенствоваться в своем, то есть в том, что получается лучше, нежели у многих других, и лучше, чем другое у тебя же...

Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением

Терапия творческим самовыражением (ТТС) — отечественный психотерапевтический метод, созданный, разработанный (в настоящем его состоянии) профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования М.Е. Бурно и многими его последователями. Корни метода — в классической клинической психотерапии стран немецкого языка и России, в российской культуре и природе.

Более десяти лет метод применяется, развивается у нас и в зарубежье психотерапевтами, психологами, педагогами; создаются новые варианты метода (в том числе внелечебные).

Настоящее Руководство создано исследователями-практиками, работающими в ТТС. Руководство поможет практически применять этот сложный одухотворенный метод при различных душевных расстройствах и «здоровых» трудностях.

Книга адресована психиатрам, психотерапевтам, психологам, педагогам, теоретикам психотерапии, философам, культурологам, всем интересующимся терапией духовной культурой.

Терапия творческим самовыражением

В книге представлен многолетний опыт эффективной психотерапии психопатий и малопрогредиентной шизофрении с дефензивными проявлениями.

Подробно изложен разработанный автором психотерапевтический прием — терапия творческим самовыражением. Прием включает в себя различные методики терапии творчеством — терапия созданием творческих произведений, творческим общением с природой, с литературой, искусством, терапия творческим коллекционированием и т. д.

– метод, к которому проявляют все больший интерес как психотерапевты, так и их клиенты. Будучи относительно новым веянием в психотерапии, «лечение творчеством» - а именно так переводится «арт-терапия» - обладает широкими возможностями, которые с удивлением открывают для себя все, кто попробовал этот необычный и удивительный метод.

Впервые об арт-терапии как о методе исцеления заговорил британский художник и врач Адриан Хилл. Работая с больными туберкулезом, он заметил, что занятия рисованием помогают им быстрее выздоравливать, а сама болезнь протекает гораздо легче. Пациенты отвлекались от своих переживаний, сосредоточиваясь на самовыражении через рисунок.

Если заглянуть еще чуть дальше, то мы увидим, что арт-терапия на самом деле древнее, чем кажется. С того момента, как первобытный человек впервые начертил куском угля линию на камне, начинается история Искусства и Творчества. Первоначально искусство являлось средством коммуникации – своеобразным способом поведать другим людям о своей сложной духовной жизни. Народное творчество – прообраз современной арт-терапии, которое не давало людям уйти в дебри собственных проблем. Недаром с возвращением интереса к детскому искусству, так называемому «примитивному творчеству», арт-терапия получила новый виток развития. В мире стрессов и постоянной спешки, мегаполисов, где правит депрессия и царит беспокойство, возможность отдыха и спонтанного выражения эмоций стала особенно важной.

А все дело в том, что арт-терапия апеллирует именно к тем внутренним потребностям человека, которыми большинство из нас по тем или иным причинам сегодня пренебрегают. Основная из них – наша базовая потребность в самоактуализации, самовыражении, лучшим средством для которых является именно творчество. Разумеется, разные люди по-разному видят цели своей жизни и саму жизнь, однако каждый, кто тем или иным способом стремится добиться успеха, так или иначе старается выразить себя. Не секрет, что далеко не всегда все в жизни идет так, как нам хотелось бы – и очень часто мы забываем о том, как важно помнить о своих внутренних потребностях, как важно относиться с любовью к себе и слушать себя. Постоянное «задвигание» своих желаний в угол, в конце концов, приводит к постоянному раздражению, нарастанию ощущения неудовлетворенности собой и своей жизнью, окружающим миром, который кажется настолько неприятным, что мы удивляемся – как это раньше (в детстве, например) мы считали его полным чудес?..

Арт-терапия – один из самых мягких и в то же время наиболее эффективных методов, помогающих обратиться к собственному подсознанию и вспомнить о своих базовых потребностях. Это естественный способ коррекции нашего эмоционального состояния. Что интересно, любой желающий может заниматься арт-терапией самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста, если желает снять напряжение, получить заряд душевных сил и бодрости, настроиться на позитивный лад. Однако если стоит задача при помощи арт-терапии прояснить внутренние конфликты, найти причины проблем и постараться устранить их – здесь без помощи психолога не обойтись, поскольку самостоятельное «копание» в своем подсознании может сработать против Вас, приведя вместо положительного результата к совершенно противоположному – об этом предупреждают все специалисты.

Кому и когда помогает арт-терапия?

Кажущаяся простота метода арт-терапии порой заставляет задаться вопросом – насколько эффективна арт-терапия при той или иной проблеме? Поможет ли она мне?

Показания к проведению арт-терапии весьма обширны – благодаря своей естественности и мягкости этот метод может быть использован для работы с самым широким кругом лиц, включая пациентов с серьезными психическими расстройства (подробнее о работе методом арт-терапии при различных расстройствах читайте в разделе « »).

Особенность арт-терапии – в возможности «дозировки» ее воздействия в зависимости от стоящих перед терапевтом задач. Благодаря многоплановости воздействия творчества становится возможным применять арт-терапию в работе с клиентами любых возрастов.

Проблемы, которые эффективно помогает решать арт-терапия , достаточно разнообразны. Среди них можно назвать кризисные состояния, внутриличностные конфликты и проблемы в общении, трудности социализации, травмирующие ситуации, ситуации потери, трудности с пониманием себя, невротические расстройства, проблемы с формированием личностного смысла и т.д.

В ходе арт-терапевтического процесса человек получает, как минимум, выход для своей скрытой творческой энергии, некую разрядку, высвобождается напряжение, и наступает облегчение – «снимаются симптомы» проблемы. В некоторых случаях простого творческого выражения может быть недостаточно – тогда наступает черед более глубокой проработки проблемы, с выявлением ее корней и поиском способов разрешения.

Терапия или жизненный путь?..

Арт-терапия представляет собой метод, способствующий гармонизации личности и ее развитию в самом широком плане. Каждый человек способен к самовыражению – тем или иным способом, через движения, поэзию или прозу, рисунки, подбор прически и одежды и так далее. Для творческой личности – это единственный путь «заявить миру о себе», поведать о своих переживаниях, чувствах, мыслях. Впрочем, делить людей на «творческих» и «нетворческих» не совсем правильно – все мы без исключения способны творить, но у одних эта потребность выражена сильнее, чем у других. Арт-терапия предоставляет возможность для самовыражения и удовлетворения этой потребности. Это одна из ее базовых задач.

В основе арт-терапии – использование естественных творческих возможностей человека. Вовсе не обязательно иметь талант художника, чтобы выражать себя через рисунок – гораздо важнее, чем правильность линий, отражение рисунком внутреннего мира человека. Знание «языка творчества», умение использовать его позволяет открывать в себе новые качества и стороны, лучше понимать себя и свои желания, противоречия, ресурсы. Овладеть этим языком человеку, который далек от искусства и творческих взглядов на жизнь, не так-то просто – однако арт-терапия тем и хороша, что дает такую возможность. Задача арт-терапии – не научить человека рисовать, сочинять стихи или танцевать. Ее задача – научить человека творить в самом широком смысле. Творить свою собственную жизнь – так, как человеку этого всегда хотелось.

Творческий подход к жизни сегодня, увы, забывается. Жизнь большинства людей с детства в некотором роде предопределена – все мы знаем, как общество диктует нам свои условия. Специфика сегодняшней реальности – в постоянной борьбе за выживание, здесь важны скорость и изворотливость, напористость и сила. Втягиваясь в водоворот, мы привыкаем смотреть на вещи с чисто практической точки зрения. Есть проблема, есть ее решение. Мы должны делать то и это. Нам надо…

Разумеется, жизнь полна преград, которые необходимо преодолевать на пути к цели. Однако она вовсе не должна превращаться в бесконечную цепь напрягающих нас проблем. Решение каждой проблемы может быть найдено несколькими путями – и чем шире взгляд человека на жизнь, тем больше способов он может изобрести, тем шире его возможности. Творческий подход помогает не просто расширить кругозор человека, но и дать ему в руки инструмент, при помощи которого он сможет моделировать свою жизнь, находить интересные нестандартные решения, разнообразить повседневные привычные дела.

Арт-терапия использует символические образы, через которые открывается доступ к доселе не использованному потенциалу – развивается образное и ассоциативное мышление, улучшается восприятие, становясь более полным. Возможность свободного самовыражения помогает человеку лучше понимать себя и ощущать больше уверенности. Арт-терапия - это шанс прояснения личностных смыслов через более четкое формирование понимания своей уникальной личности.

Возможности метода, однако, на этом не исчерпываются. помогает научиться лучше контактировать с людьми, устанавливать более продуктивные и здоровые взаимоотношения. Познавая себя, человек учится лучше понимать других – зная себя и свои особенности, можно избежать непредвиденных трудностей в общении.

Занятия арт-терапией могут помочь открыть в себе ранее не известные таланты. Кроме того, это отличный способ отслеживать происходящие в себе и членах своей семьи изменения – перемены в эмоциональном состояния, отношении к различным аспектам жизни, друг к другу и к другим людям.

Виды арт-терапии

Существует огромное количество подвидов арт-терапии – в зависимости от того, с каким материалом работает человек и как происходит творческий процесс. Перечислять подвиды можно бесконечно, но в рамках этой статьи я остановлюсь только на некоторых, наиболее распространенных.

Вконтакте