Болезни Военный билет Призыв

Арочно-гравитационная плотина гувера на реке колорадо в сша. Уникальная плотина Гувера, или дамба Гувера (Hoover Dam)

Статус Построен Начало строительства 1931 Дата открытия 1936 Архитектурный стиль ар-деко Высота 221 (725 фт) Длина 379 (1243 фт) Ширина 201 (659 фт) Водохранилище Мид
  • объём
35,2 км³
  • поверхность
640 км² Турбины 13 основных
  • Общая мощность
2078 МВт
  • Выработка
4,0 млрд кВт·ч в среднем в год Проектирование Six Companies, Inc. (инжиниринг)
Гордон Кауфман (экстерьер) Строительство Six Companies, Inc. Управление Бюро мелиорации США Официальный сайт План/Схема объекта:

Плоти́на Гу́вера , дамба Гувера (англ. Hoover Dam , также известна как Boulder Dam ) - уникальное гидротехническое сооружение в США , бетонная арочно-гравитационная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция , сооружённая в нижнем течении реки Колорадо . Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада , в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса , в нескольких километрах от городка Боулдер-Сити; образует озеро (водохранилище) Мид . Названа в честь Герберта Гувера , 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство дамбы началось в 1931 году и закончилось в 1936 году , на два года раньше запланированного срока.

Плотина находится под управлением Бюро мелиорации США, подразделения Министерства внутренних дел США . В 1981 году плотина была включена в Национальный регистр исторических мест США. Плотина Гувера является одной из известнейших достопримечательностей в окрестности Лас-Вегаса.

Предыстория строительства

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины .

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета . Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома . Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль , одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project .

Строительство

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе , штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд , штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд , штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы , ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку , состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция , азартные игры и продажа спиртных напитков . Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии , и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски .

Всего за время строительства погибло 96 человек . Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки. По стечению обстоятельств, последней жертвой стройки стал его сын Патрик Тирни, который погиб тринадцать лет спустя, упав с одной из водосбросных башен [нет в источнике ] .

Предварительные работы

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной . Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннеля диаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды к турбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона . Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены .

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

Возведение бетонной дамбы

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита , плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона , из которого построена дамба, не завершён по сей день .

Всего в тело плотины было залито 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя . Плотина Гувера стала самым массивным искусственным сооружением, построенным на земле со времён Пирамид Гизы .

Электростанция

Машинный зал гидроэлектростанции

Разработка котлована для сооружений гидроэлектростанции была проведена одновременно с рытьём котлована для основания плотины. Земляные работы для U-образного сооружения, лежащего у подножия плотины, были закончены в конце 1933 года, а первый бетон в здание электростанции залит в ноябре этого года.

Архитектурное решение

Вид на дамбу

Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона дамбы будет представлять собой обычную стену, сверху обрамлённую балюстрадой , выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции и вовсе не сильно должно было отличаться от обычного фабричного цеха.

Предложенный проект критиковался многими современниками за свою простоту, не соответствовавшую, по их мнению, эпохальному характеру сооружения. В итоге для переделки проекта был приглашён лос-анджелесский архитектор Гордон Кауфман (автор проекта здания редакции газеты Los Angeles Times). Кауфману удалось переработать проект, выполнив экстерьер сооружений в традициях стиля ар-деко . Верхняя часть плотины украшена башенками, «вырастающими» из самой дамбы. На водосбросных башнях размещены часы, одни из них показывают Горное время (Аризона), а другие - Североамериканское тихоокеанское время (Невада) .

Название плотины

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа) . Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту . Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Транспортное значение

Вид на дамбу; видны башни водоспуска и наклонные опоры ЛЭП

До 2010 года по плотине проходило шоссе 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с мексиканской границей . Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствовала магистрали и объёму пропускаемого транспорта. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении; её серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням .

Мемориальный мост Майка О’Каллагана - Пэта Тиллмана

Электроснабжение

В соответствии с данными United States Bureau of Reclamation, электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределяется в следующем соотношении :

Статистика

  • Стоимость строительства - $49 млн ($729 млн в масштабе цен на начало 2012 года).
  • Высота плотины - 221,4 м (вторая по высоте в США).
  • Длина плотины - 379,2 м.
  • Ширина плотины - 200 м у основания, 15 м в верхней части.
  • На строительство плотины было израсходовано 3,33 млн м³ бетона.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции - 2074 МВт.
  • Автомобильным транспортом через плотину ежедневно перевозится от 13 до 16 тыс. человек (по данным Federal Highway Administration).

Вид с дамбы вниз, на сооружения электростанции

Влияние на окружающую среду

Строительство плотины Гувера и формирование водохранилища Мид оказало значительное влияние на водный режим реки Колорадо, и особенно на экосистему её дельты . За шесть лет строительства плотины и заполнения водохранилища вода практически не достигала дельты . Эстуарий дельты, до постройки дамбы представлявший собой зону смешивания солёной и пресной воды, достигавшую в длину 64 км, фактически превратился в солёный лиман .

Постройка плотины Гувера прекратила наводнения, которые были нередки в нижнем течении Колорадо, это поставило под угрозу ряд видов животных и растений, приспособившихся к регулярному затоплению. Строительство плотины заметно сократило популяцию рыб ниже по течению. В настоящее время четыре вида типичных для Колорадо рыб (Gila elegans , Ptychocheilus lucius , Gila cypha и горбатый чукучан) имеют статус находящихся под угрозой .

По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след верхнего уровня воды, достигнутого в 1983 году. Причиной столь существенного повышения уровня стало необычно высокое количество осадков, выпавшее в западной части США как результат действия эффекта Эль-Ниньо .

Плотина Гувера ночью

Плотина Гувера в масс-медиа

В теле- и кинофильмах

  • Строительству плотины была посвящена одна из серий телесериала «Семь чудес индустриального мира», выпущенного компанией BBC в 2003 году.
  • Воображаемая катастрофа на Гуверовской плотине стала сюжетом для одной из серий минисериала «10.5: Apocalypse», выпущенного в 2006 году компаниями NBC и USA Network . Согласно сценарию, грунтовые воды якобы привели к переполнению водохранилища, что повлекло за собой перелив воды через плотину и её разрушение.
  • Плотина Гувера фигурирует в фантастическом фильме «Трансформеры » (2007) Майкла Бэя .
  • Плотина Гувера в научно-популярном фильме «Жизнь после людей » является одним из последних обломков человеческой цивилизации, который сохранится после исчезновения человека.
  • В фильме «Универсальный солдат » дамбу Гувера захватывают террористы.
  • В фильме «Супермен » показан прорыв плотины, вызванный землетрясением.
  • В анимационном фильме «Бивис и Баттхед уделывают Америку » главные герои, находясь на плотине Гувера в ходе экскурсии, провоцируют катастрофу, которая обесточивает крупные города, питающиеся от электростанции.

В компьютерных играх

  • Плотина Гувера представлена в качестве одного из чудес света в стратегической компьютерной игре Civilization и сохранялась в её последующих версиях вплоть до Civilization IV , в которой она была заменена на ГЭС «Три ущелья » («Санься»).
  • В компьютерной игре Duke Nukem Forever значительная часть игровых локаций посвящены противостоянию главного героя инопланетным агрессорам в сооружениях и машинном зале плотины Гувера; это ключевой эпизод игры.
  • Плотина Гувера представлена также в компьютерной игре Grand Theft Auto: San Andreas . Название её в игре - плотина Шермана (англ. Sherman Dam ), она расположена в Боун-Каунти недалеко от города Лас-Вентурас. Одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества, посредством минирования генераторов.
  • Плотина Гувера есть также в одной из карт в компьютерной игре Hunting Unlimited 3 .
  • Плотина Гувера присутствует в компьютерной игре Tom Clancy"s Rainbow Six: Vegas , где в одной из миссий антитеррористическое подразделение освобождает плотину от террористов.
  • В компьютерной игре Fallout: New Vegas сюжет разворачивается вокруг конфликта между тремя группировками за обладание плотиной Гувера. Она, как и в реальности, является главным энергетическим узлом, чуть к северо-востоку расположен лагерь Легиона Цезаря, одной из трёх сторон конфликта. На момент игры её контролирует Армия Новой Калифорнийской Республики. Является одним из крупнейших объектов в игре.
  • В видеоигре Vigilante 8 плотина является одной из декорации боевой арены.
  • В видеоигре Mafia II есть похожая на плотину Гувера дамба которая стоит на реке Калвер, её название в игре - плотина Калвера.

Изображения

Примечания

  1. Hoover Dam - Lake Mead - Hoover Dam Bridge - Boulder Dam - DesertUSA . // desertusa.com. Архивировано
  2. Hiltzik Michael A. Colossus: Hoover Dam and the Making of the American Century. - New York: Free Press, 2010. - P. 81-87. - ISBN 978-1-4165-3216-3
  3. Stevens Joseph E. Hoover Dam: An American Adventure. - Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1988. - P. 26-27. - ISBN 0-8061-2283-8
  4. Construction of Hoover Dam: a historic account prepared in cooperation with the Department of the Interior. KC Publications, 1976. ISBN 0-916122-51-4 .
  5. Hiltzik Michael A. Colossus: Hoover Dam and the Making of the American Century. - New York: Free Press, 2010. - P. 315-317. - ISBN 978-1-4165-3216-3
  6. Анастасия Новикова. . // forbes.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 23 августа 2011.
  7. Fatalities at Hoover Dam
  8. Bureau of Reclamation: Lower Colorado Region - Hoover Dam: Tunnels // usbr.gov (Проверено 6 марта 2011)
  9. Павел Корнилаев. Наш ответ плотине Гувера . // rus.ruvr.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 23 августа 2011.

Лас-Вегас — одно из самых прекрасных мест на земле. Не только потому, что там умопомрачительные отели, шикарные шоу и рай для шопоголика. Оттуда очень удобно стартовать к мозговыносящим пейзажам Невады и Аризоны. Вот, например, всего полчаса езды, и перед Вами величественный вид на Черный каньон с Плотины Гувера.

Для большинства американцев те тонны бетона, стоя на которых я сделала фото, гораздо важнее скалистых пейзажей и вообще практически священны. Дамба Гувера тут примерно то же, что БАМ для советских людей. Кстати, построить эту колоссальную штуковину они умудрились как раз за пятилетку.

Наше с ней знакомство состоялось в январе 2012г. Мы завтракая в кафешке Лас Вегаса, изучали Викимапию на предмет где лучше сделать маникюр. Там и обнаружилось Hoover Dam — нечто явно заслуживающее внимание с большим количеством восторженных комментариев. Несмотря на то, что это был не «neil salon», мы, оценив дистанцию до местной достопримечательности, тут же отправились расширять кругозор индустриальными объектами. Тогда я сделала гордую запись в твиттере: «Обнаружила в 40 км от Вегаса офигенную дамбу Ховер. Едем туда.»

На что получила кучу презрительных и завистливых твитов, что, во-первых, не Ховер, а Гувер, во-вторых, не прикольная, а одна из главных достопримечательностей Америки и вообще оказалось, что я сбываю заветную мечту кого-то из фолловеров. Мне стало стыдно и я больше никогда об этой плотине так неуважительно не отзывалась. И даже снова вернулась сюда полтора года спустя, чтобы папа и сестра тоже смогли насладиться ее величественными видами.

2.

Это был очень спорный проект. Дорогой. Грандиозный. Впечатляющий. Согласовывали его лет эдак десять. Ее задачи: уберечь район от постоянных затоплений, обеспечить юго-запад США водой и снабдить его электроэнергией. Два последних пункта штаты никак не могли между собой поделить. Калифорния и Лос-Анджелес в частности требовали большую часть этих богатств себе, как самые продвинутые и самые нуждающиеся. Наконец компромисс был найден и в 1931 году в самый разгар Великой Депрессии началось строительство, что частично помогло решить ещё одну возникшую в Америке проблему — с безработицей.

Чтобы на дне Черного каньона вырастить из бетона 221 метровую стену, в скалах прорубили четыре тоннеля для отвода русла реки и построили две маленькие дамбы. Условия труда были адскими: 60 градусов по цельсию и дикая концентрация угарного газа из-за постоянно курсирующих в тоннелях машин. За все время строительства жертвами грандиозного проекта стали около 100 человек.

4. Страна не забыла своих героев и построила у дамбы крылатый монумент

Обожаю американские достопримечательности. Тут все сделано для того, чтобы сюда приезжало как можно больше туристов. Ещё на подъезде к дамбе вам будет предложено включить радио на определенную волну, чтобы услышать историю строительства и интересные факты о ней. Парковки — пожалуйста, кафе — да на здоровье, сувенирные магазины — милости просим. Ещё музей, экскурсии по электростанции и свободные прогулки по округе.

5. Многоуровневая парковка. Стоимость заезда 7 американских рублей с машины.

Парковка очень классно вписалась в пейзаж и совсем не раздражает своим коричневым видом. А у нас наверняка была бы зеленая. Или, если повезет, из обычного серого бетона.

6. Выход с парковки к плотине. Лифты, конечно же, тоже есть.

7. Параллельно с музеем Гувера посетители открыли выставку жвачек с бесплатным входом

8. Построенная в 1936 году и названная в честь 31-го президента США Герберта Гувера дамба стала самой высокой, самой длинной и самой мощной. В общем, самым крутым сооружением во всем мире. (Тсс, господа патриоты. Наша Саяно-Шушенская больше, но и построена она была много позже). Кстати, это наклон башен ЛЭП — это не пагубная дисторсия объектива, они действительно находятся примерно под 45 градусов.

9. Заметили, что на плотине нет водосбросов? Излишки воды пускаются по тем самым тоннелям, по которым текла Колорадо на время строительства

10. Так приятно, что на пути есть кармашки, в которых можно паркануться и ещё раз посмотреть на гордость американской нации

11. Ещё один обязательный пункт для чекина — смотровая на мосту Майка О’Каллахана-Пэта Тилмана. Вот ее парковка. Я заезжаю сначала туда (она как раз по пути), а потом уже на саму плотину.

12. Подняться на мост можно и на кресле с колесиками и с ребенком в коляске, вон по тем зигзагам в центре. Идти совсем не долго и совсем не тяжело.

Ещё три года назад путь в Аризону проходил по самой плотине. Двухполосная дорога в этом месте становилась однополосным серпантином. Плюс после терактов 11 сентября был введен обязательный полицейский контроль, создающий дополнительные трудности. Так Черный каньон обзавелся ещё одной очень крутой достопримечательностью, которую очень хорошо видно на заглавной фотографии. Длина моста больше полукилометра, а высота 271 метр. Бюджету он обошелся в 240 миллионов зеленых.

13. Помимо важного транспортного узла это теперь ещё и отличная смотровая площадка

14. с которой открывается примерно такой вид

А специально для любопытных на пути к мосту и на парковке находится очень много всякой информации

К сожалению и в феврале 2012 и в сентябре 2013 Дамба Гувера стала лишь короткой остановкой на пути к великому и ужасному Каньону. У нас не было времени для того, чтобы посетить музей, не было времени и оценить мастерство местных поваров. Даже фотографий было сделано совсем немного. Ну ничего, я сюда ещё вернусь.

Путь из Вегаса до Дамбы занимает примерно полчаса. Выезжаете на восток по 93 хайвею и как только вашему взору откроется внизу в горах потрясающей голубизны озеро Мид, похожее на сверкающий драгоценный камень в коричневой горной оправе, знайте — вы уже близко. Дамба будет слева по дороге, там есть прекрасная развязка и большие указатели.

На карте ниже видна обведенная в кружочке буковка Р. Это та самая парковка, с которой можно подняться пешком на мост. Как только проедете досмотр, не гоните сильно, она очень скоро будет справа.

Парковка у моста бесплатная. Парковка у дамбы стоит 7 баксов с машины. Вход в так и не посещенный мною музей и экскурсия по станции — 8 баксов с человека. Это весьма небольшая цена за созерцание национальной гордости США и когда-то самой самой самой плотины в мире.

Она будет выглядеть не столь величественно. Но, это именно тот случай, когда без прошлого не было бы будущего. Ведь именно дамба Гувера (Hoover Dam) дала старт строительству супер-плотин во всём мире.

Уже значительно позже, рядом с дамбой Гувера был возведён объездной мост, получивший официальное название "Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана" (Mike o ’Callaghan – Pat Tillman Memorial Bridge ). Сделано это было из-за того, что трасса проходящая через плотину, стала плохо справляться с возросшим автомобильным потоком. Данное сооружения также вполне заслуживает приставку "супер".

В начале 20-х годов прошлого века в США встала острая необходимость постройки дамбы на реке Колорадо. Это сооружение убивало-бы одновременно несколько зайцев. Спасало-бы фермерские угодья в низовьях реки от постоянных наводнений, а также дало-бы толчок развитию Южной Калифорнии и Лос-Анжелеса, став постоянным поставщиком электроснабжения и воды. В итоге было выбрано наиболее удобное для строительства дамбы место, Чёрный каньон. Но если для строительства плотины место было достаточно удобное, то для создания инфраструктуры и подвозки стройматериалов - хуже не придумаешь. Ведь Чёрный каньон находится посреди знойной пустыни, а ближайший населённый пункт был расположен в 48 километрах, никому неизвестная деревушка, со скромным названием Лас-Вегас (да, да, тот самый).

Ой!!! Извините, не ту фотографию поставил! :))

Итак, строительство было начато в 1931 году, в самый разгар Великой американской депрессии. Рабочие готовы были работать в любых условиях, буквально за копейки. И строительная компания успешно этим пользовалась. Через что пришлось пройти строителям дамбы Гувера, сколько десятков человеческих жизней пришлось заплатить за возведение этого мегасооружения лучше всего Вам расскажет фильм National Geographic. Я же приведу основные цифры и факты.

Чтобы отвести реку из русла, сначала с обеих сторон от него, в скале пробурили 4 тоннеля (по 2 с каждой стороны) диаметром по 17 метров и длинной по 1,2 км. Затем перегородили насыпью реку в двух местах, выше места строительства плотины и ниже. И начали строить непосредственно саму дамбу Гувера (своё названия она, кстати, получила в честь президента Гувера, управлявшего страной во время начала строительства). Плотина строилась из отдельных железобетонных блоков различных размеров, самый большой 1,5 х 18 х 7 метров, которые потом подгонялись друг у другу и скреплялись раствором. Это делалось для того, чтобы бетон быстрей застывал. Если бы плотина было цельноизготовленной, на застывание бетона понадобилось бы 125 лет. Всего на строительство ушло 3,4 млн метров кубических бетона. Сама дамба Гувера получилась следующих размеров: высота - 221,4 метра, длина - 379,2 метра, ширина у основания - 201 метр, ширина на верхушке - 15 метров. Плотина имеет подковообразную форму, это сделано для того, чтобы огромное давление воды переносилось от центра дамбы к бокам, и на стены самого каньона. Строительство было закончено в 1936 году (на 2 года раньше срока), и на тот момент, это была самая большая дамба в мире . Сооружение, которое поражало своими колоссальными размерами. После того, как заслонки на тоннелях были опущены и река вернулась в исходное русло, за плотиной Гувера образовалось водохранилище длиной 177 км, и глубиной до 150 метров, получившее название "Мид".

Фото дамбы Гувера.






Фильм National Geographic.

Помимо функций ГЭС, дамба Гувера выполняла роль моста через реку Колорадо. По ней проходило шоссе №93. Однако с наступлением нового века, плотине становилось всё сложнее и сложнее справляться с непрерывно растущим автомобильным потоком. В итоге, было принято решение о постройке моста через Чёрный каньон всего в 500 метрах от плотины. Строительство было начато в 2003 году. Мемориальный мост Майка О’Каллагана — Пэта Тиллмана (названный в честь губернатора штата Невада, Майка О’Каллагана и профессионального игрока в американский футбол, Пэта Тиллмана, который после терактов 11 сентября 2001 года, бросил спортивную карьеру, записался в спец. войска, и погиб в Афганистане. Однако гораздо более широкое распространение получило название моста, Объезд Дамбы Гувера) представляет из себя железобетонный арочный мост, самый большой подобный мост в Западном полушарии. Его размеры: общая длина - 579 метров, длина основного пролёта - 320 метров, высота - 270 метров. По мосту проходит 4 автомобильные полосы, по две в каждом направлении.


До возведения плотины река Колорадо нередко показывала свой бурный нрав, зачастую во время таяния снегов в Скалистых горах затопляя фермерские угодья, лежащие ниже по течению. Проектировщики плотины планировали, что её возведение поможет сгладить колебания уровня реки. Помимо этого, ожидалось, что водохранилище даст толчок развитию орошаемого земледелия, а также станет источником водоснабжения Лос-Анджелеса и других районов Южной Калифорнии.

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.



(ca. 1928)* — Engineers and politicians view dam site at Black Canyon.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного — от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины.

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета. Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома. Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль, одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года, когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной. Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннелядиаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично — применяются для подачи воды ктурбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона. Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены.

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.


(1931)* — The first blast of the dam construction. Cameras are rolling as the blast goes off.

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе, штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд, штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд, штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество — 5251 человек — в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок — Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы, ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку, состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция,азартные игры и продажа спиртных напитков. Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штатеНевада).


(ca. 1931)^^ — Workmen supported by lines from the top as they did high scaling on canyon walls during construction of the dam.
(1932)* — View from above the Colorado River looking upstream towards the site of Hoover Dam which is at the bend in the river. On the right we can see the lower portals of the Arizona water diversion tunnels.
(ca. 1932)**# — Blasting away the sides of the canyon.

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания — последствия обычной пневмонии, и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски.

Всего за время строительства погибло 96 человек. Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки

(ca. 1933)^#^ — Government officials and politicians take a ride in one of the 30 ft. diameter pipe sections.

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы.

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита, плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций — это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона, из которого построена плотина, не завершён по сей день.

Всего в бетон, потребовавшийся для сооружения тела плотины, замесили 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя. Плотина Гувера на момент завершения её строительства стала самым массивным искусственным сооружением на земле, превышающим массу кладки Пирамид Гизы — израсходованного бетона хватило бы для постройки 20-ти сантиметровой по толщине бетонной дороги шириной 5 метров от Сан-Франциско до Нью-Йорка, то есть пересекающей все США от Тихого до Атлантического океана


Workmen stand in completed spillway tunnel lining at Boulder Dam.* The spillway tunnel is 50 feet in diameter and 2,200 feet in length. Click to view a detail diagram showing Boulder Dam’s piping and penstock configuration.

(1934)* — Five workmen peer at the inside one of the four diversion tunnels. Behind them on the right is another tunnel.

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа). Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту. Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.


(ca. 1933)^^ — Construction was a 24/7 operation. In this view we can see the base of the dam face on the far side of a pool of water, construction equipment and night lights.
(ca. 1933)* — Hoover Dam initial construction phase. Note the width and depth of the dam as it goes up.
(ca. 1933)* — View of the on-site cement plant at Hoover Dam.

(1934)^ — Hoover Dam takes shape from the concrete columns in which it was poured.

(ca. 1934)* — Upstream face and top of Boulder Dam.



Before and After

(1930)* (1934)^
(1934)^^ — Looking down at the construction of one of the Nevada intake towers. These towers permit and control flow of water into tunnels and then to power turbines.
(1934)#* — A raised view of the Hoover dam while it was under construction. Most of the concrete has already been poured, and work seems to be concentrated on the top and at the base of the dam.
(ca. 1934)* — The cement forms for the two power plants can clearly be seen.

(ca. 1934)* — A closer look at the cement forms for the two power plants. Construction workers can be seen throughout.
(ca. 1935)* — View of the giant turbine runner before its installation at Hoover Dam power plant. The fin-like pieces of metal between the two circular flanges are the vanes.
(ca. 1936)* — View of the upper generator room at Hoover Dam, on the Nevada side, where there are eight generators. (The Arizona side has nine.)
(1935)* — Hoover Dam close to completion. Water can already be seen at the base of the dam.
(1935)^ — The upstream face of Hoover Dam slowly disappears as Lake Mead fills.
(1935)**# — View of the graceful intake towers whose gates control the release of the reservoir water.
(ca. 1935)* — View of the intakes as the water level nears the top of Hoover Dam. Cars are parked along the roadway over the dam. The Arizona Spillway can be seen on the other side of the canyon.

(1935)^#* — View of Hoover Dam as seen from above the Arizona Spillway side looking toward the intake towers as the water continues to rise.
(n.d.)**# - Detailed drawing of the dam and power plant from U.S. Department of Interior.

(1934)* — View of the diversion tunnel, showing the entrance of one of the 16 tunnels which lead to the turbines. The water will then turn turbine generators to create the electricity.

(ca. 1934)* — The needle valves of the power plant under construction. The valves are 13 feet in diameter and will dicharge the water back into the Colorado River once the water does its work by turning the turbine generators.

(1936)* — Hoover Dam during the final stages of testing. Three of the 13 foot diameter penstocks are fully opened.
(1936)** — Another view of the final testing showing water flowing out of all six of the penstocks on one side of the dam.

А сейчас она выглядит вот так.


Гордостью американских инженеров признано возведение плотины Гувера. Это несомненный эталон масштабного строительства, заявленный на весь мир как восьмое чудо света.

Плотина Гувера представляет собой гигантское бетонное сооружение, которое выполняет сразу четыре функции:

  1. Предотвращение участившихся наводнений вследствие выхода бурной реки Колорадо из берегов.
  2. Снабжение крупных близстоящих городов водой ( , Лас-Вегаса).
  3. Подвод воды для орошения полей на засушливых участках.
  4. Создание экологически чистого источника электроэнергии с помощью возведенных гидроресурсов.

В центре каньона на границе штатов Невада и Аризона расположилось инженерное чудо - плотина Гувера. Высота ее достигает 221 м, что соответствует высоте двух современных небоскребов. Примерный вес - 6,6 млн тонн. В ней заложено более 3,4 млн куб. м бетона, которого хватило бы на широкую дорогу, пересекающую всю Америку. Свое название архитектурное сооружение получило в честь 31 президента Америки Герберта Гувера, чей указ дал зеленый свет рассмотрению проекта плотины.

Постройка туннеля, отводящего основной поток реки

Строительство дамбы официально началось в 1931 году. Изначально правительство США выдвигало на рассмотрение два участка под проект: каньон Боулдер и Черный каньон. Однако трагедия прорыва плотины Сент-Френсис в 1928 году заставила инженеров тщательнее проанализировать обе местности во избежание повторного провала и жертв. После длительных проверок рельефа в каньоне Боулдер обнаружили глубокие трещины и разломы. Это могло привести к нестабильности скальных пород. И, несмотря на уже закрепленное название «проект Боулдер», строительство было утверждено за Черным каньоном.

Окончательное расположение плотины Гувера определило наличие пяти факторов:

  1. Геологическое строение каньона.
  2. Глубина основания скальной породы на дне реки.
  3. Достаточный расчетный объем искусственного водохранилища для обеспечения нужд населения.
  4. Близкое расположение густонаселенных районов.
  5. Удобное прохождение транспортных линий для поставок материалов.

Читайте также

Строительство дамбы опередило поставленные сроки на два года. 30 сентября 1935 года президент Рузвельт лично провел церемонию открытия плотины.

Процесс стройки дамбы

К сожалению, вопросы по экологии не рассматривались в 30-х годах. Ущерб от изменения экосистемы стал заметен, только спустя несколько лет. Под угрозой вымирания оказались некоторые виды рыб, а также растения и животные, обитающие на ранее затопленных участках.

Воплощение идей инженерии

Горький опыт прошлой неудачи больно отразился на американцах. Строение плотины Гувера обязано было воплотить всю мощь человеческой мысли в суперпрочной конструкции сроком службы на века. Для этого инженеры предложили создать сложную форму дамбы способную выдержать огромное давление воды.

Силу давления на основание дамбы возможно сравнить с 25-тонным весом, направленным на обычного человека.

На дне озера водолазы обнаружили бомбардировщик В-29, потерпевший крушение в 1948 году. То, что от него осталось, до сих пор лежит в мутных водах Мид.

Арочно-гравитационная конструкция плотины уникальна тем, что ее нижнее основание шириной в 200 м надежно сдерживает мощь реки. А верхняя часть сужается в виде арки до размера шоссейной дороги (приблизительно 15 м). На самой вершине открывается замечательный вид на озеро Мид. Это самое большое искусственное озеро в США с вместительностью воды в 35 млрд кубометров. Водохранилище занимает площадь в 640 км 2 . Получить такое количество воды возможно за два года обычного течения реки Колорадо.

Для местных жителей и туристов озеро Мид превратилось в дополнительное развлечение. Здесь можно не только купаться, но и кататься на аттракционах или ловить рыбу.

Экономическим шагом стало сооружение гидроэлектростанции на плотине Гувера. Здание ГЭС мало чем отличается от «гуверского» стиля. Разве что четыре башенки насосных станций аккуратно вырастают из дамбы. Вершины двух из них задекорированы часами. На одних отображается тихоокеанское время (со стороны штата Невада), а на других - горное (со стороны Аризоны).

Читайте также

Достопримечательности Лас-Вегаса

ГЭС работает с 17 генераторами мощностью в два млн кВт. Этого ресурса достаточно, чтобы обеспечить 1,7 млн домов бесперебойной электроэнергией. По настоящее время Бюро мелиорации и государство постоянно проводят модернизацию оборудования станции.

Вид на насосы дамбы Гувера

Производительность гидроэлектростанции плотины сравнима с выработкой энергии двумя атомными станциями.

Трудности возведения дамбы

Во времена Великой депрессии выделение государственных средств на строительство плотины Гувера позволило тысячам безработных получить . Чтобы обеспечить более пяти тысяч человек жильем, строительные компании приступили к постройке небольшого поселка в штате Невада.

Новоиспеченный Боулдер-Сити позднее стал единственным городком, где сохранился запрет на азартные игры со времен строительства.

Большой наплыв рабочих для постройки дамбы

Но времени, выделенного на возведение плотины, не хватало на своевременную сдачу поселка, и люди продолжали работать и жить в полевых условиях. По официальным источникам, последствия тяжелого труда привели к смерти 96 рабочих. Часть людей стала инвалидами, а некоторые получили тяжелые заболевания от избытка угарного газа при работе в тоннелях.

Лето 1931 года выдалось одним из самых жарких. Температура воздуха доходила до 49 С, тогда как внутри тоннелей раскалялась до смертельно опасных 60 С.

Рабочие должны были пробить четыре водовода в монолитной скале, по два на каждой стороне реки. По задумке они использовались для перенаправления вод Колорадо от места строительства. 9 февраля 1935 года тоннели были закрыты, и плотина Гувера заработала! Поныне водосброс осуществляется посредством этих тоннелей, что повышает безопасность строения дамбы.

Одной из самых больших сложностей при строительстве плотины являлся поиск источника цемента такого объема. Для этих целей на месте стройки были сооружены два завода по производству бетона. А для транспортировки оборудования к месту работ пришлось проложить 50 км железнодорожных путей.

Следующей задачей ведущих инженеров становилось воспроизведение бетонного монолита. Обычная заливка тела плотины была недопустима. Химические реакции внутри такого количества бетона могли привести к повышению температуры материала, из-за чего появлялись бы трещины и разломы. Избежать подобного явления помогла сеть соединяющихся форм 1,5 м высотой каждая. Сверху конструкция напоминала огромный пазл. Дополнительно каждый блок пронизывала сеть труб с постоянно циркулирующей холодной водой. Это позволяло ускорять процесс остывания бетона.

Если верить расчетам технологов, затвердевание бетона продолжается и по сей день, что делает плотину Гувера с каждым годом крепче.