Болезни Военный билет Призыв

Армянское происхождение. Историческая ложь или как армяне появились на кавказе. в) Грузинское предание

Откуда произошли армяне? И кто такие зоки? - Есть мнение О происхождении армян имеются различные версии, но первое, и к тому же до сих пор не потерявшее своего значения, самое достоверное упоминание об этом принадлежит «отцу истории» Геродоту. Этот древнегреческий историк, живший в V веке до н.э., писал, что предполагаемые предки армян - фриги (фригийцы) переселились в Малую Азию из Европы, с территории по соседству с Македонией. Bизантийский писатель Стефан (конец V века - начало VI века) приводит сообщение жившего до него 1000 лет назад греческого автора Книдли Эвдокса, которое следующим образом звучит в переводе видного востоковеда И.М.Дьяконова: «Ар­мяне – родом из Фригии и по языку очень похожи на фригийцев». Другой византийский автор - Евстафий (XII век), ссылаясь на сообщение жившего за десять веков до него греческого автора Дионисия Периэгета, также отмечает сходство армянского и фригийского языков. Современные исследователи, основываясь на эти сведения, приведенные древнегреческими авторами, также предполагают, что предки армян – племена фригов, покинули общим потоком свою родину на Балканском полуострове, переселились в конце II тысячелетия до н.э. в Малую Азию, на территорию современной Турции. Любопытно, что хотя это переселение и произошло в хронологическом отношении в период упадка самого могущественного государства на территории Анатолии - Хеттского царства, в хеттских текстах нет никаких сведений ни о фригийцах, ни об армянах. Вместе с тем известно, что фриги в VIII веке до н.э. создали в долине Сангария (современная Сакарья) царство с центром в Гордионе и стремились влиять на политические процессы в регионе. О событиях последующего периода (VIII-VII веков до н.э) наиболее полные сведения дают ассирийские и урартские тексты, где также нет никаких сведений об армянах. Много интересного о фальсификации фактов, связанных с происхождением армян, рассказал в беседе с корр. 1news.az известный азербайджанский историк Ильгар Нифталиев. По его словам, все написанное про предков армян относительно периода с середины XII века до н.э. (то есть со времени предполагаемого переселения «протоармян» с Балканского полуострова в Малую Азию) и до падения армянского царства в конце IV века построено в основном на предположениях и допущениях греческих и римских авторов, а также умозаключениях армянских хронистов, которые не подтверждаются ни результатами археологических раскопок, ни сведениями ассирийских летописей, ни филологическим анализом названий мест и имен личностей. Кстати, фригийский и армянский языки, хотя и относятся к индоевропейской языковой семье,но имеют между собой достаточно много различий. Причем различия не ограничиваются лишь лексикологическим материалом и некоторыми грамматическими показателями. По этому поводу в свое время известный русский историк- востоковед И.M.Дьяконов писал: «…близость армянского языка с фригий­ским не очень велика, чтобы можно бы­­ло вывес­ти армянский из фригийского». Не случайно во фригийских текстах, содержание которых удалось определить, не приводится ни один факт касательно армян. Как появился Тигранакерт Известно, что армяне со свойственной им изворотливостью прибегают к различным уловкам в попытках обосновать свои территориальные претензии на Карабах. И одним из примеров тому является фальсификация фактов, связанных якобы с выявлением на территории оккупированной части Агдамского района Азербайджанской Республики развалин столицы мифической «Великой Армении» города Тигранакерта. По мнению азербайджанского ученого Ильгара Нифталиева, эта псевдоидея с самого начала была подброшена армянами с политической целью. «Мировая научная общественность давно уже привыкла к подобным «шокирующим находкам» армянских псевдоученых. Еще в 60-80-х гг. ХХ века в Карабахе азербайджанскими учеными-археологами были проведены широкие исследовательские работы. В Агдаме ученые исследовали находящееся на окраине современного города и относящееся к первой половине II тысячелетия д.н.э. (период средней бронзы) поселение Узерликтепе, обнесенное крепостными стенами. Азербайджанскими археологами были изучены на территории селений Агдама - Шыхбабалы и Паправенда - поселения, обнесенные крепостными стенами и относящиеся к XII-IX векам до н.э. Эти памятники свидетельствуют о формировании ранней городской культуры в Азербайджане, особенно в его Карабахской области. Что же касается временной и пространственной локализации Тигранакерта, то из источников следует, что идеи армянских псевдоученых просто не выдерживают критики. К примеру, современник царя Тиграна, правившего в I веке до н.э., греческий географ Страбон писал в своей «Географии», что « … Тигран близ Иберии, между этим местом и Зевгмой над Евфратом построил город. Он переселил сюда население 12 разграбленных им греческих городов и назвал город Тигранакерт. Однако воевавший с Митридатом VI (понтийский царь) Лукулл (римский полководец, его поход на Тигранакерт датируется примерно 69 г. до н.э.) не только отпустил население в свои родные места, но и разрушил построенный до половины город, оставив на его месте только небольшое селение», - рассказал ученый. Армянский историк М.Нерсесян в книге «История армянского народа с древнейших времен до наших дней», изданной в 1980 году, отмечает, что Тигранакерт был построен на берегу одного из верхних притоков реки Тигр. Тигранакерт, который к тому же так и не был достроен, и находился не только за пределами Карабаха, но и Кавказа, на юго-западе озера Ван, на территории современной Турции. Данной версии придерживаются также авторы второго тома «История древнего мира», изданной в 1989 году под редакцией И.М.Дьяконова. Миф об Армянском нагорье Немало домыслов имеется о происхождении так называемого Армянского нагорья. И.М.Дьяконов отмечал в связи с этим: «Поскольку древнеармянский язык не родственен языкам автохтонов Армянского нагорья… ясно, что он занесен сюда извне…. протоармяне в эту область пришли в VII – VI веках до н.э… («Армянское нагорье» – вымышленный армянскими авторами термин - A.M.) По мнению И. Нифталиева, у древнегреческих и римских историков, а также у древнеармянских хронистов нет понятия об «Армянском нагорье», так как оно появилось с легкой руки европейцев в конце XIX - начале XX вв. Позже армянские авторы политизировали данное понятие, по-своему интерпретировав его географические очертания и размеры. Если исходить из армянской версии, получившей отражение в Армянской советской энциклопедии, изданной в 70-е годы прошлого века, это нагорье охватывает часть территории СССР (вся территория Армянской ССР, южная часть Грузинской ССР и западная часть Азербайджанской ССР), Ирана и Турции, и располагается между Иранским и Малоазиатским плоскогорьями, Черным морем, Закавказской и Месопотамской равнинами. Там же отмечалось, что территория Армянского нагорья составляет 400 тыс. квадратных километров, и она целиком входила в состав территории «Великой Армении», где якобы с древних времен формировался армянский народ. Хотя на территории т.н. Армянского нагорья еще за 600 - 1000 лет до появления здесь предков современных армян, а также после их появления существовали различные государства и жили различные народы, почему-то название нагорья было обозначено как армянское. «А верно ли вообще связывать название горного рельефа с именем народа, который на протяжении более тысячелетий не играл сколь-нибудь решающей роли в политических процессах, имевших место на карте Ближнего и Среднего Востока, не был государствообразующим этносом на данной территории, долго жил в основном в границах мусульманских тюркских государств, и лишь в 1918 году, в силу благоприятного стечения обстоятельств, впервые создал свое национальное государство?», – задался вопросом ученый, отметив следующую немаловажную деталь. «Несмотря на то, что нагорье называется Армянским, в названии составляющих его горных вершин нет ни одного армянского топонима. Большинство их носят тюркские названия: Кабирдаг, Агдаг, Кероглыдаг, Зордаг, Сичанлыдаг, Карачумагдаг, Парченисдаг, Памбугдаг или Хачгедук и т.д. Эти горные вершины составляют с запада на восток Агрыдагский хребет - потухший вулкан, который в армянской исторической литературе получил название Арарат»,- указал Нифталиев, добавив, что в древних источниках этот горный рельеф называется горой Тавр. К слову, армянские историки до того увлеклись фантазией о древней Армении, что все еще путают основательно разнящиеся между собой этнические и географические понятия. «Известно, что одни страны названы по имени населяющих их народов (Турция, Германия, Франция, Англия), другие, в соответствии с географическим или административным названием, определяющим и имя насельников - по территории (Грузия, Италия, Азербайджан и т.д.). В древние времена в современной Анатолии, которую армяне считают колыбелью армянского народа, не имелось географических названий, которые объединяли жителей этих местностей независимо от их этнической принадлежности. Соответственно, здесь никогда не было общностей, называемых по названию этих географических понятий. То, что Армения является географическим понятием, известно давно. Естественно, что все насельники древней Армении, или Арминии назывались армянами, независимо от своей языковой и этнической принадлежности. Название географического пространства перешло к названию различного по этнолингвистическому составу населения. Это то же самое, что жители древней Кавказской Албании назывались албанами, хотя и состояли из объединения 26 племен, отличавшихся по своему языковому и этническому составу. Таким образом армяне – это собирательное название всех жителей Арминии и не выражающее названия какого-либо одного этноса», - продолжил историк. По его словам, между населением и территорией древней Армении (находившейся вне пределов Кавказа) и армянами и территорией современной Армении никакой преемственности не прослеживается - ни этнической, ни языковой, ни географической. По оценкам азербайджанского ученого, утверждение современных армянских исследователей, что в этих местах со времени первого упоминания в письменных источниках понятия «армянин» проживали предки нынешних армян - такой же миф, как утверждение о том, что армяне произошли от Ноя. «Термин, схожий с географическим названием «Aрмения», впервые встречается в надписи Дария I (522-486 гг. до н.э.) на Бехистунской скале (территория современного Ирана). В этой надписи среди стран, входящих в состав Ахеменидской империи, упоминается и «Армина». В Бехистунской надписи Aрмина упоминается в ряду стран, восставших против Ахеменидов после прихода к власти Дария I в 522 году до н.э. Но в надписи ничего не сообщается ни о восставшем в Армине народе, ни о руководителе восстания. Последующие сведения о территории расположения Aрмины мы встречаем в вышеупомянутом труде Геродота «История». Согласно сообщению греческого автора, Aрмения, или Армина располагалась к северо-западу от озера Ван, в районе истоков реки Евфрат. Геродот включал Армению в XIII округ (сатрапию) Ахеменидской империи. Причем греческий автор, упоминая названия некоторых племен, населявших XIII сатрапию, называет каспиев, пактиев. Следовательно, на территории, входившей, согласно Геродоту, в XIII сатрапию Ахеменидского государства, проживали различные этносы, и в Бехистунской надписи этот округ был назван Армина не по этническому признаку, а по древнему наименованию территории, что не имеет никакого отношения к современным армянам», - пояснил И.Нифталиев. Армяне-зоки-евреи? К слову, существующие версии о происхождении армян-зоков также весьма любопытны. К примеру, русский этнограф конца в XIX века В.Девицкий писал о том, что зоки жили в селении Акулис (Айлис) по соседству с Ордубадом (нынешняя Нахчыванская Автономная республика), в 7-8 деревнях, имели самостоятельный язык, большая часть слов которого в корне совершенно отличалась от армянского. Это давало основание утверждать, что зоки были остатками какого-либо самостоятельного этноса, которые приняв религию и богослужебный язык армян, постепенно арменизировались, хотя между собой продолжали говорить на своем языке. Развивая тему, азербайджанский историк дополнил ее еще одним интересным фактом. По его словам, существует также версия, что это были евреи, которые в силу исторических обстоятельств (потери государственности, переселения) оказались соседями армян и приняли христианство. Интересно, что армянские авторы отрицают эту версию, заверяя, что зоки - это те же армяне, название которых не выражает этнического содержания и произошло от особенностей местного диалекта. Таким образом, несмотря на тщетные старания армянских псевдоисториков, рьяно утверждающих, что армянский народ - автохтонный, реальные факты, отраженные в собраниях мировых ученых, говорят об обратном, что ставит под большое сомнение раздутый миф о древнейшем происхождении армян. Матанат Насибова

Один из древнейших народов, говорящий на армянском языке(индоевропейская языковая семья). Численность около 12 миллионов. Государствообразующий народ страны Армения.

Площадь: 229 743 км.кв.
Население: около 3 млн чел.
Столица: Ереван
Язык: армянский
Денежная единица: драм
Крупные города: Ереван, Ванадзор, Гюмри
Форма правления: парламентская республика


Страницы истории

1. Армянский народ – один из самых древних образований, именно поэтому существует немало легенд, исторических фактов и предположений об армянах. Впервые упоминания об армянах датируются VI веком до нашей эры. Считалось, что подданные Персидской империи – это предки армян.

2. Другая версия – библейская. Она гласит о чуде спасения семьи Ноя на вершине горы. Правнук Ноя, Иафет, считается родоначальником армян.

3. Еще одно предание имеет греческие корни: предположительно, что один из аргонавтов (Арменос Фессальский) обосновался на благодатной земле.

4. Историки больше склонны верить в длительный процесс рождения нации. Огромный народ мог сформироваться, объединяя племена, роды, сотни малых народов. Развитие не могло происходить без набегов и завоеваний, переселений и смешанных браков. В разных частях Армении были расселены племена албанов и джанарийцев, утийцев и картманийцев. Таким образом, гипотеза происхождения армян такова: народ сформировался из древнего населения нагорья(урартов, лувийцев и хурритов) .

5. История армянского государства насчитывает более 3600 лет.В новейшей истории государственная эпоха Армении – это период с 1828 года. Образование Ереванского княжества в 19 веке стало началом периода развития государства в новом времени.

В современном Ереване

Современная Армения — это быстро развивающаяся страна. Горная страна с богатейшим кладезем исторических реликвий притягивает сюда и туристов, и ученых. Столица Ереван- это политический, сельскохозяйственный, торговый, культурный и туристический перекресток Армении. Жизнь здесь кипит постоянно: по железнодорожным веткам отправляются дары полей и садов во многие уголки. Урожай ароматных абрикосов, наливного винограда и спелых томатов, пожалуй, уверенно занимает высокий рейтинг высококачественной сельской продукции в мире.

Несмотря на свою древнейшую историю, Ереван – уникальная столица. С одной стороны, город соответствует всем скоростям бурной жизни мегаполиса, а с другой – величественные памятники архитектуры и исторического наследия гармонично сосуществуют в рамках столицы. Нет никакой перегруженности или ощущения «скачка эпох». Наоборот, развитая инфраструктура, современное искусство и почтенный исторический возраст Еревана делают пребывание в нем и комфортным, и весьма познавательным. Музеи, подробные экскурсии, радушие поваров армянской кухни ждут вас непременно.

Культура и традиции

Отпечаток богатейшей древней истории армянского народа проявляется в культурных традициях Армении. Об известном гостеприимстве кавказских народов, наверное, слышали многие. Но счастливцами считают себя те, кто смог испытать это радушие, искреннюю открытость сердца на себе: побывать в гостях у армянской семьи – это праздник. Богатый стол с вкусностями (шашлык, долма, хаш, бастурма), щедрая рука хозяина, подливающая золотистый коньяк и чарующие звуки дудука…

Запоминающееся зрелище — экспрессивные и зажигательные танцы. Кочари – древний танец, популярный и в наше время.Он очень символичен: танцующие выстраиваются стеной, передавая тем самым единый дух сплоченности армянского народа.

Трндез , национальный день влюбленных, празднуется в феврале. Прыжки молодых через пламя костра – это древняя традиция. В летний период весело отмечается Вардавар , или День воды. Брызги и смех молодых – атрибуты античного праздника, дошедшего до современной молодежи.

Особенности армянской нации

Армянская диаспора многочисленна и расселена во многих городах мира. Представителей этой нации отличает крепость и ценность семейных уз, почтение старших, забота о детях. Женщина имеет авторитет в семьях, поэтому к бабушкам, матерям, женам и сестрам относятся с заботой. С детства армян приучают к уважению стариков.

Легкий нрав, коммуникабельность и доброжелательность помогают представителям армянской национальности хорошо адаптироваться в рабочих коллективах даже за пределами своей Родины. Однако, вспыльчивый характер, «горячая кровь кавказца», желание отомстить за собственную обиду или за своего родственника, друга могут привести к серьезному конфликту. Взаимопомощь и взаимовыручка в трудных ситуациях характерны для всех армян.

ЕРЕВАН, 22 окт — Sputnik. Армяне - это древний народ, который преимущественно говорит на армянском языке. Формирование армянского народа на территории Армянского нагорья началось с конца 2 тысячелетия до н. э. и завершилось к VI веку до н. э.

Несмотря на то, что армян объединяет одна история, одна кровь и множество общих черт, как внешне, так и внутренне, представители этой нации кардинально отличаются друг от друга. Портал Sputnik Армения попытался понять, каким в действительности бывает армянин.

Одно сердцебиение

Преимущественно во всех крупных странах мира проживают представители армянских общин. Больше всего армян проживает в России, Франции и США. В частности, во многие страны армяне перебрались после Геноцида армян в Османской империи. Самое интересное, что у армян порядка 50 диалектов, при этом, существуют западноармянский и восточноармянский языки, на которых говорит подавляющее большинство представителей этой нации. Что касается восточноармянского, то это один из современных вариантов армянского языка, на котором говорят в современной Армении.

Вторая разновидность армянского языка распространена среди армянской диаспоры, которая появилась после Геноцида. Эта группа армян преимущественно проживает в Северной и Южной Америке, Европе и Ближнем Востоке. Несмотря на то, что диалекты очень сильно отличаются, армяне могут спокойно общаться друг с другом, говоря на своем диалекте. Самые сложные для понимания армянские диалекты у жителей Сюникской области и Нагорно-Карабахской Республики (Арцах). Именно по этой причине многие армяне не говорят на родном языке, но прекрасно владеют языком той страны, в которой проживают.

Если вы общаетесь с армянами, то, несомненно, успели заметить, что этим людям присуще яркое чувство юмора. Они могут поднять вам настроение за несколько минут, рассказать огромное количество забавных историй, анекдотов, и сделать так, чтобы вы ходили с приподнятым настроением ближайшие несколько дней.

Невозможно не отметить тот факт, что в мире очень много известных армян-юмористов. В частности, известные всем Евгений Петросян, Гарик Мартиросян и Михаил Галустян. На самом деле, несмотря на свой веселый нрав и задор, армяне являются очень серьезными людьми, особенно если речь идет о людях старшего поколения, на долю которых выпало немало трудностей.

Бывают и вечно недовольные армяне. Обычно, это те люди, которые никак не найдут свое место в жизни. Больше всех, на мой взгляд, недовольны армянские таксисты и водители общественного транспорта. Оно и ясно - стиль вождения в Ереване и в других городах Армении отличается особым темпераментом.

© Sputnik / Asatur Yesayants

Если вы близкий армянину человек, то, скорее всего, он ради вас готов на многое, а может быть и на все. Наверно, только армяне умеют отдавать близкому человеку все без остатка, окружить его заботой, вниманием и лаской.

Армяне очень любят и ценят семью. В армянской семье родитель - это царь. И на самом деле, это все взаимно, поскольку множество армянских родителей растят своих детей в большой любви и делают ради них все, даже невозможное. Отношение к детям в нашей стране особое, и это можно назвать культом детей. Также армянский мужчина боготворит любимых женщин (маму, сестру, жену).

Гостеприимность

Еще одна национальная черта - это гостеприимность. Если вы в гостях у "правильного" армянина, то он вас обязательно чем-нибудь угостит. Но если вы заранее договорились наведаться в гости к армянину или армянской семье, то вас ждет целое праздничное угощение! И особенно, вкуснейший армянский коньяк.

Об армянских блюдах можно говорить вечно и писать долго, но самые излюбленные армянами кушанья - это долма (голубцы из листьев винограда), хаш - пряный суп из говяжьих ножек с чесноком, спас - полезный суп на основе мацони, армянский салат табуле из крупы булгур и мелко порубленной петрушки.

Армянские привычки

Большинство армян отличаются трудолюбием. Если армянин нашел работу по душе, то он трудится, не покладая рук.

Солнечная погода Армении позволяет жителям страны вывешивать белье на улицах. Такая привычка традиционна, например, для жителей Италии, когда от здания к зданию вывешивается огромное количество одежды.

© Sputnik / Асатур Есаянц

"Классический" армянин отличается тем, что любит употреблять большое количество хлеба и кофе, организовывает шикарные свадьбы, дни рождения, помолвки, крестины и иные праздники. И на самом деле, у армянина может не быть денег… Он их возьмет в кредит, будет погашать долг месяцами. Но если душа хочет праздника, то он не сможет отказать себе и своим близким в этом.

Армяне любят дорогие машины, одежду и аксессуары. Наверно, эта черта характерна всем национальностям.

А еще многие армяне открывают все окна в машине, когда в ней звучит их любимая песня, независимо от того, нравится вам эта музыка или нет. Но меломан проедет по городу, прослушав несколько раз любимый трек, даже зимой.

Если вы в Армении решили воспользоваться общественным транспортом, а в нем уже нет места, куда можно присесть, то вам обязательно его уступят.

А еще армяне очень любят здороваться друг с другом. "Барев" и "Бари луйс" ("привет" и "доброе утро") - это то, что может поднять настроение человека или стать поводом для дальнейшего общения. Не зря говорят в Армении, что "приветствие принадлежит Богу".

Очень часто армяне вместо традиционного "спасибо" говорят "мерси". Может, просто лень каждый раз произносить красивое слово "шноракалуцюн".

Кстати, только армянин купит себе дорогущий гаджет - телефон, ноутбук, планшет или нетбук, и сам поленится изучать его, чтобы правильно эксплуатировать. Он обязательно начнет расспрашивать у окружающих, как все настроить и заставить заработать.

На самом деле, привычек у армян очень много, и положительных и отрицательных, да и черты характера очень разнообразны. Темперамент и менталитет армян - очень сложная вещь. Однако в данной статье собрано все то, что может отличить армянина от представителей других национальностей.

Мы рады, если армянские привычки свойственны и вам.

У этого народа существует самоназвание - ай, хай (или гай). Откуда произошли армяне? Абсолютно точных свидетельств не может дать никто, поскольку они считаются "первородными", а таких народностей очень мало. Кроме того, не все могут похвалиться тем, что основой происхождения служит интересная библейская легенда о потопе, когда Ной и его семейство чудесным образом спаслись на горе Арарат.

Споры не стихают

У армяноведческих исследований весьма длинная история. Однако самый главный вопрос пока остался без однозначного ответа. Откуда произошли армяне? Сведения разнятся. Более того, есть даже диаметрально противоположные версии. Где была колыбель этого народа? Когда именно он сумел сформироваться в отдельную этническую единицу? Какие упоминания о нем в письменных источниках являются древнейшими?

Спорят исследователи не только по кардинальным вопросам, но и по отдельным их пунктам. А все дело в том, что даже в древних первоисточниках информация о том, откуда произошли армяне, дается противоречивая. Да и исследователи часто бывают слишком заинтересованы политической стороной вопроса. Однако факты в наличии имеются, пусть они в чем-то и противоречат друг другу.

Уровень исследования в наше время стал значительно более высоким, поэтому есть возможность получить более точные ответы о зарождении и формировании народа, установить, откуда произошли армяне. Нужно тщательнее изучить предания, пришедшие из древних веков, сопоставить историографические теории с современными исследованиями.

Предания старины глубокой

В Книге Бытия потомство Ноя названо по именам, там же указано и расселение людей по Санаарской долине неподалеку от Арарата. Греческие, сирийские, халдейские древние историки почти все эти сведения подтверждают. Когда состарился правнук Ноя по имени Форгом (сын Гомера, внук Иафета), он разделил собственные земли между своими сыновьями. Армения досталась Гайку (иначе - Айк). Отсюда и пошли Гайкиды. Их по праву считают родоначальниками целого народа. То есть, кто такие армяне и откуда они появились, уже становится понятно.

Про царя Гайка легенд сохранилось очень много. Кроме армянского, он породил и значительную часть вавилонского народа, даже знаменитую башню строил по приглашению родоначальника халдеев Немврода (он же Бел). Почувствовав, что верховный халдей властью делиться не хочет, Гайк легко уступил ему (но и подчиняться не стал) и вернулся в свои земли. А Немврод затаил обиду. Он хорошо знал, кто такие армяне и откуда они появились, а потому очень хотел подчинить себе этот Богом отмеченный народ.

Гайк был умный, в расставляемые ему ловушки не попадался, даже от выбора земель в Вавилоне отказался. Завоевать армян у Немврода тоже не получилось. Отметим, это была самая первая зафиксированная документально настоящая война между людьми. Около озера Ван войско Немврода было разбито, а сам он пал. На месте сражения был построен город Гайк. Вот откуда идут корни армян. Вся эта история подробнейшим образом описана в Библии.

С точки зрения историков

Исследователи все равно доподлинно не берутся утверждать, откуда взялись армяне. Они считают, что процесс формирования нации значительно более сложен. Дело в том, что любой достаточно многочисленный народ всегда складывается из сотен и сотен разнообразных родов, племен и групп. Происходят переселения, завоевания, набеги, победы и поражения в войнах. Все это обязательно добавляет "свежей крови" любой древней нации.

Поэтому доподлинно узнать, откуда взялись армяне как нация, ученые пока не могут. Слишком большой отрезок времени нужно брать во внимание, слишком много противоречивых источников, которые претендуют на статус единственно правильного. Кроме того, на формирование народа влияют религиозные традиции. С этим тоже нужно обязательно считаться. Откуда родом армяне - понятно. Насколько видоизменялся этот народ на протяжении тысячелетий? Это не менее важно, поскольку формирование нации проходило по общим законам.

"Свежая кровь"

Древние письменные памятники свидетельствуют, что территория, откуда пошли армяне, постепенно стала местом жительства для многих мелких племен. Это каркарийцы, дзотийцы, джанарийцы, картманийцы, утийцы, албаны, агуваны и другие. Они расселялись во всех частях Армении и были ассимилированы. Это означает, что они создавали семьи с представителями местного населения. В браке рождались дети.

Кроме того, целый миллион семитов, попавших в плен к царю Грачье, полностью растворился среди местного населения. Именно из семитских армян появился великолепный род Багратуни - князья, полководцы. Самый известный среди них - Багратион. Они пополнили царскую династию сначала в Армении, затем в Грузии.

Ассимилировались и переселенцы из Китая, которые владели землями, граничившими с Грузией. Они внесли огромный вклад в происхождение армян, откуда появился княжеский титул знаменитых Мамиконянов и Орбелианов.

Расселение

Миграции людей существовали во все времена. Армяне тоже не все века в полном составе были в тени Арарата. Они активно расселялись по миру. Тому служили разные причины. Сегодня практически на всех континентах и во всех странах во множестве проживают их представители.

Например, в Средней Азии армяне появились примерно в третьем или четвертом веках. Способствовало тому не только гонение на распространение христианства, но и торговля - Великий шелковый путь. Можно найти представителей этого народа в Иране, в Таджикистане, в Туркестане, есть армяне ферганские. Откуда они появились - понятно. Все вышли из Санаарской долины.

Процесс формирования нации очень длительный, но армяне отличаются от остальных народов. Дело в том, что самосознание у них было приобретено очень рано, и с тех пор серьезных изменений этнического состава вплоть до наших дней этот народ не допускал. Однако самое интересное в истории - откуда появились армяне. Этот вопрос, как уже было сказано, очень спорный, поэтому следует рассмотреть хотя бы некоторые из существующих версий.

Предание от армян

Сейчас наиболее популярной является история происхождения нации, рассказанная выше. Это и есть версия самих армян (согласно записям средневекового историка Мовсеса Хоренаци). Многие фрагменты этого сказания упоминают и другие историки данного периода. Айк (или Гайк) в них наделен богоподобием сына титана.

Позднее армянское предание видоизменилось, подстроилось под сведения, которые дала Библия: три сына Ноя породили человечество - Хам, Сим и Иафет. Гайк - потомок последнего. Отцом его был Торгом, именно поэтому в Средние века страну называли Торгомовым домом, а армян - торгомовой нацией. Исходной датой появления Армении считается день победы в первой человеческой войне - 1 августа (2492 год).

Гайк (или Айк), родоначальник этого народа, его имя звучит повсеместно прямо в названиях - местностей, рек, озер, поселений. Его потомок - Арам, отсюда и Армения. Достаточно вслушаться в названия: Айкашен, Арагац, Арагацотн, Аракс, Арарат.

Предание от греков

В этой стране распространился миф об аргонавтах, связанный с происхождением армян самым тесным образом. Родоначальником этого народа греки называют Арменоса Тесальского. Он - активный участник экспедиции за Золотым Руном вместе с Ясоном и другими его товарищами. Этот аргонавт решил оставить родную область Тесалию и родной город Арменион и обосноваться на новых землях. Основанная им страна стала носить его имя.

Эти сведения даны греческим библиографом I века до нашей эры Страбоном, который почерпнул их из рассказов военачальников армии Александра Македонского. Все говорит о том, что сам миф об аргонавтах зародился в период походов великого полководца. Более раннего источника не найдено.

Грекам такой поворот был на руку: они хотели считать практически все людей выходцами из Эллады. То же самое мы видим в их отношении к медийцам, персам и ко многим другим народам. Так всегда правовая форма укладывается на ложные основания, многие завоеватели грешили именно этим подходом. Достоверной, судя по всему, такую информацию считать нельзя.

Однако и Геродот, и Евдокс писали о том же фригийском происхождении армян, приводили в доказательство большое количество одинаковых слов в языках, а также схожесть в одежде воинов. Конечно, происхождение и у того, и у другого народа индоевропейское, а нации эти родственные. Поэтому некоторая похожесть вполне закономерна.

Предание от грузин

Согласно еще одной легенде, которая явно создавалась под воздействием уже существовавших преданий на соседних территориях (время первой известной грузинской записи принадлежит к 9-11 векам, то есть, это значительно более поздние свидетельства), у Торгома (называемого Таргамусом) было восемь сыновей, от которых и произошли все кавказские народы.

Старшим был Айос, родоначальник армян. Грузины происходят от его брата Картлоса. Вполне возможно, что запись этого предания имела некий первоисточник, до нашего времени не дошедший. Однако и в рассматриваемой легенде присутствуют явные политические мотивы, соответствующие именно той эпохе, когда составлялся данный документ. Влияние Багратидов в тексте просматривается уже по всему Кавказу.

Предание от арабов

В сказаниях этого народа происхождение армян связано с особым представлением о расселении людей после потопа стараниями сыновей Ноя. Письменные труды здесь объемные и очень подробные, датируются 12-13 веками.

Арабы полностью согласны с библейской трактовкой этого процесса: Ной родил Яфиса (Иафета), далее родился Авмар, затем от него - Торгом (арабы назвали его Лантаном), а потом появился и прямой предок всех армян - Армини. У него был брат, от которого произошли кавказские албанцы (агваны) и грузины. В этом предании интереснее всего то, что оно сохраняет древнейшее воспоминание из периода полного единения всех индоевропейцев.

Арабы справедливо считают родственниками не только грузин, армян и греков, но и славян, иранцев, даже франков.

Предание от древних евреев

У Иосифа Флавия (I век до нашей эры), на страницах его труда "Еврейские древности" можно познакомиться с легендой, утверждающей, что Армению основал не Гайк, а Урос.

Можно предположить, что имеется в виду сын родоначальника - Ара Прекрасный. Но возможна и другая трактовка: Урос - сын Руса Эримены. Упоминался такой царь еще в клинописях в Ванском царстве.

Ассирийские письменные источники прозрачно намекают, что имя Эримена вполне сопоставимо с названием армянского рода. Правда, Руса в этих документах звучит, как Урса. Однако полностью согласиться с древнееврейской трактовкой происхождения своего народа армяне не могут.

Что говорит историография

С 5 века и до 19-го армянская версия этногенеза принималась беспрекословно. Именно она опубликована в трудах уже упоминавшегося Мосвеса Хоренаци. Это был одновременно и учебник истории, и свидетельство генеалогии. Но в конце 19 века были найдены новые памятники, благодаря чему достоверность сведений самого авторитетного историка оказалась под подозрением.

Тогда же появились новые науки, включая и сравнительное языкознание, благодаря которому стала явной принадлежность армян к индоевропейским народам. Они были едины в доисторические времена и проживали на одной и той же территории (индоевропейская прародина). Далее теории происхождения армянского народа возникали часто, но ни одна из них не была действительно достоверной. Некоторые даже использовались в политических целях (турками, например).

Точка зрения относительно местонахождения индоевропейской прародины постоянно пересматривается. Многие факты говорят о том, что она находилась в Малой Азии на Армянском нагорье. Большая часть специалистов в этом уверена. Судя по данной точке зрения, переселения армян не происходило. Они изначально находились там же, где живут и сейчас.

Что можно сказать точно

На сегодняшний день по имеющимся сведениям можно утверждать, что до нашей эры в пятом и четвертом тысячелетиях армяне входили в состав индоевропейского народа, а в начале третьего тысячелетия от этой общности отделились. Именно тогда они начали формировать собственную нацию - сначала за счет слияния родов в раннегосударственное объединение, затем (к шестому веку до нашей эры) была создана единая государственность.

Самостоятельными они стали примерно в четвертом веке до нашей эры. В это время и начались упоминания в письменных памятниках о горной стране, где деятельный и предприимчивый армянский народ создавал свою богатейшую и очень долгую историю.

Армяне - один из самых древних народов на Земле. Это хорошо известно. Тем интересней узнать - как происходило формирование этноса, а также вспомнить несколько теорий.

Урарту

Впервые теория о связи современных армян с жителями древнего государства Урарту появились в XIX веке, когда историки обнаружили на Армянском нагорье следы древней цивилизации. Полемика по этому вопросу ведется в научных и околонаучных кругах по сей день.

Однако Урарту как государство пришло к закату уже в VI веке до нашей эры, в это время этногенез армян только находился в завершающей стадии развития. Ещё в V веке до нашей эры население Армянского нагорья было неоднородным и состояло из остатков урартов, протоармян, хурритов, семитов, хеттов и лувийцев. Современные ученые признают, что генетический компонент урартов присутствует в генетическом коде армян, но не больше, чем генетический компонент тех же хурритов и лувийцев, не говоря о протоармянах. О связи армян с урартами могут свидетельстовать заимствования, взятые армянским языком из урартских и хурритских диалектов. Также можно признать, что испытали армяне и культурное влияние некогда могущественного древнего государства.

Античные источники

"Греческая версия" этногенеза армян возводит этот народ к Арменосу Фессальскому, одному из участников экспедиции аргонавтов. Свое имя этот легендарный прародитель получил по названию греческого города Арменинона. После путешествия с Ясоном он обосновался на территории будущей Армении. Эта легенда известна нам благодаря греческому историку Страбону, который писал, в свою очередь, что узнал её из записей военачальников Александра Македонского.

По всей видимости, учитывая отсутствие более ранних источников, именно в годы походов "царя мира" это предание и возникло. В принципе, это не удивительно. В то время была даже распространена версия о греческом происхождении персов и мидийцев.

Более поздние историки - Евдокс и Геродот говорили о фригийском происхождении армян, находя схожесть двух племен в одежде и языке. Сегодняшние ученые признают, что армяне с фригийцами - родственные нации, развивавшиеся параллельно, но никаких научных доказательств происхождения армян от фригийцев до сих пор не найдено, поэтому обе греческие версии этногенеза армян можно считать околонаучными.

Армянские источники

Основной версией происхождения армян вплоть до XIX века считалось предание, оставленное "отцом армянской историографии" и автором труда "История Армении" Мовсесом Хоренаци.

Хоренаци возводил армянский народ к легендарному прародителю Хайку, который по дохристианской версии мифа был титаном, по христианской - потомком Иафета и сыном родоначальника армян Фогарма. По мифу, Хайк вступил в схватку с тираном Междуречья Белом и победил его. После Хайка правил его сын Арам, затем его сны Арай. В этой версии армянского этногенеза считается, что от Хайка и других армянских родоначальников свои названия получили многочисленные наименования Армянского нагорья.

Хайасские гипотезы

В середине прошлого века в армянской историографии стали популярны так называемые "хайасские гипотезы", в которых первородиной армян становится Хайас - территория восточнее Хеттского царства. Собственно, в хеттских источниках Хайас и упоминается. Армянские учёные, такие как академик Яков Манандян (бывший приверженец миграционной теории), профессор Еремян и академик Бабкен Аракелян написали научные работы на тему новой "колыбели армян".[С-BLOCK]

Основная до этого времени миграционная теория была признана "буржуазной".

Изложение хайасской теории стали печатать в советских энциклопедиях. Однако уже в 60-е годы XX века она подверглась критике. В первую очередь, со стороны заслуженного востоковеда Игоря Дьяконова, издавшего в 1968 книгу "Происхождение армянского народа". В ней он настаивает на миграционно-смешанной гипотезе армянского этногенеза, а "хайасские теории" называет ненаучными, поскольку по ним слишком мало источников и доказательной базы.

Цифры

По одной из гипотез (Иванова-Гамкрелидзе) центром формирования индоевропейского языка являлась восточная Анатолия, находившаяся на Армянском нагорье. Это так называемая глоттальная теория, то есть основанная на языке. Однако формирование индоевропейских языков шло уже в IV тысячелетие до нашей эры, а время предположительного заселения Армянского нагорья - I тысячелетие до нашей эры. Первое упоминание армян - в записях Дария (520 год до н.э.), первые тексты - V век нашей эры.