Болезни Военный билет Призыв

Аристократами называли в древней греции. Андрей Валентинович Стрелков Лекции по истории античности (I. История Древней Греции)

2. Аристократия

Как правило, крушение царской власти происходило не насильственным путем, а в результате концентрации власти в руках следующего слоя – аристократии в лице родовых вождей, издавна составлявших царский совет и царский двор. Титул царя обычно сохранялся; в Аргосе, Афинах и Коринфе царь являлся высшим должностным лицом, а в Эфесе, Милете и Наксосе – жрецом, но теперь он подчинялся совету старейшин как archon basileus, один из нескольких верховных правителей. Власть аристократического совета была укоренена в социальной структуре полиса прочнее, чем власть царя, так как аристократы являлись вождями племенных групп – фил, фратрий и родов, – которые, слившись, и образовали полис. В менее развитых областях, таких, как Элида, где небольшие общины (damoi) еще не слились воедино, царей сменила аристократия узкого круга вождей фратрий и родов (patriai и geneai). В вопросах религии, правосудия и политики их авторитет был непоколебим, так как за ними стояли многовековые традиции.

Центральным органом аристократического правления в полисах являлся совет (boule или gerousia); его члены, избиравшиеся по достижении зрелого возраста, который, например, в Спарте составлял 60 лет, а в Халкиде – 50, пожизненно сохраняли свою должность и были ни перед кем не подотчетны. Совет опирался на структуру фратрий и родов, которые действовали по прежней системе и соблюдали прежние принципы. Должностные лица как исполнительный орган совета находились под его жестким контролем. Скажем, в некоторых государствах высшие должности могли занимать лишь представители определенных семей; в других совет имел право проверки (dokimasia) и мог отклонить выставленную кандидатуру. Срок нахождения в должности обычно ограничивался одним годом, после чего поведение должностного лица рассматривалось советом. Во многих случаях исполнительная власть была разделена между несколькими должностными лицами, которые составляли коллегию, принимавшую решения большинством голосов.

Все аристократии являлись олигархиями, когда политическая власть находилась в руках узкого круга людей, но степень олигархии была разной. При наиболее узких формах аристократии монополию на высшие должности удерживало семейство, по наследству владевшее царским титулом. Например, коринфские Бакхиады происходили от царского дома Гераклидов, точнее, от выдающегося коринфского царя Бакха. Его непосредственные наследники также были царями, но примерно с 747 г. Бакхиады правят уже как группировка, выбирающая из своих рядов высшее должностное лицо, видимо носившее титул basileus, по имени которого называется год; браки они заключали лишь в пределах своего рода. В таком клане число мужчин старше 50 лет могло достигать 200. Аналогичной монополией на высшую должность обладали Пенфилиды в Митилене и Басилиды в Эритрах и Эфесе. При менее узкой форме аристократии должности удерживались несколькими фратриями, – например, в городах Крита и в Локриде властью обладали члены 100 семейств – или определенными группами, чьи привилегии первоначально восходили к временам завоевания и основания государств; такими группами являлись, скажем, гиппоботы в Халкиде и гаморы на Самосе и в Сиракузах.

Власть аристократии основывалась не только на религиозных и социальных традициях, но также на экономической и военной мощи. Как можно заключить из названий гиппоботов («лошадники») и гаморов («землевладельцы»), аристократы владели лучшими землями; их наследственные поместья (kleroi) приносили им большие доходы в эпоху, когда морская торговля находилась в зачаточном состоянии и коммерческая прибыль была невелика. Кроме того, лишь аристократы могли содержать конницу, которая являлась основной боевой силой ведущих полисов до 700 г., а в менее развитых областях и позже. Престиж и власть обеспечивали аристократам бесспорное лидерство и в колониальных предприятиях; они организовывали экспедиции, которые основывали колонии, и из их рядов выходили основатели колоний – например, Архий из Сиракуз и Херсикрат с Керкиры были членами клана Бакхиадов. Нельзя отрицать того, что аристократы ревностно служили своим государствам. Именно им следует приписать великие достижения архаического периода: создание полисов, расцвет греческого искусства и колониальную экспансию.

В большинстве государств аристократическое правление отличалось стабильностью. Оно покоилось на согласии гражданской общины, которая сама строилась на племенной основе и придерживалось единых социальных и религиозных принципов. Хотя политическое лидерство и исполнительная власть находились в руках аристократии, нам неизвестны какие-либо случаи, чтобы народное собрание лишалось своих прав. Собрание, вероятно, могло лишь выражать свое мнение по важнейшим вопросам, касающимся внешних сношений, колониальной политики, землевладения и так далее, и избирать кандидатов, выдвинутых правящим классом. Но в этих вопросах серьезное противостояние было маловероятно: в дорийских государствах народное собрание было не меньше аристократов заинтересовано в сохранении привилегий граждан перед сервами и периэками, а в заморских государствах – перед рабами и варварами. Там, где аристократия была сплоченной и адаптировалась к медленно меняющимся условиям, она оставалась у власти до V–IV вв.

Тогдашним законодателям нередко удавалось создать стабильные условия для долговечного аристократического правления. Коринфские законодатели Фидон и Филолай установили пределы численности привилегированного класса и систему земельных владений в Коринфе и Фивах, изменив законы о наследовании и усыновлении. В Эпизефирийских Локрах Залевк около 660 г. четко определил наказания за проступки и упорядочил судебную процедуру; возможно, ему же принадлежит закон, запрещавший продажу наследственных поместий и препятствовавший продаже вторичных поместий. В Катане Харонд провел реформу судебной системы, а в Халкидике Андродам Регийский, возможно вдохновленный примером Харонда, изменил порядок рассмотрения дел об убийстве и о наследстве. Эти законодатели решали три основные проблемы. Поскольку гражданами являлись лишь владельцы земельных участков (kleros), отчуждение последних в результате продажи или передачи по наследству уменьшало число граждан и увеличивало земельную собственность богатых горожан. Чтобы предотвратить эту тенденцию, было зафиксировано число землевладений и приняты законы, разрешающие усыновление и защищающие права наследниц. Вторая проблема вытекала из отправления правосудия в судах фратрий и родов. Вследствие массового недовольства «нечестными вердиктами продажных царей», то есть аристократов, возглавлявших суды, эта система нуждалась в изменении. В-третьих, убийства вели к вендеттам со стороны родственников жертвы, ослаблявшим государство; бороться с этим можно было, лишь учредив государственный суд. Там, где законодатели решали эти вопросы, опасность революции оказывалась устранена.

Многие государства с аристократическим правлением реформировали свои институты мирным путем. Например, в Гераклее Понтийской и в Массилии было принято, что старший сын члена совета не мог сам стать членом совета, и аналогично в совет не мог войти младший брат, если членом совета был старший брат. Позднее эти запреты были отменены, и число членов совета в Гераклее Понтийской возросло до 600 и в Массилии, вероятно, также. В других случаях запрещалось членство в высшем государственном органе по праву рождения; теперь условиями для этого были богатство или военная служба. Такие реформы превратили аристократию в олигархию, если нам нужен формальный термин, чтобы избегать наименований типа «аристократическая олигархия» или «плутократическая олигархия». Скажем, в Регии правящий класс представлял собой наследников мессенийских поселенцев; вероятно, их избирали для службы по принципу рождения, но позже основой для избрания стал имущественный ценз. Совет Регия насчитывал тысячу членов, как и советы Эпизефирийских Локр, Катаны, Кротона и Опунта в Эпикнемидийской Локриде. В этих городах, вероятно, имелось и народное собрание, права которого были столь же ограниченными, как и при аристократиии. В эолийской Киме и ионийском Колофоне, где правящий орган также насчитывал тысячу членов, народного собрания, по-видимому, вовсе не имелось. В других государствах правление узкой олигархической прослойки не было ограничено ни законами, ни гражданским собранием. Подобная олигархия (dynasteia) находилась у власти в Фивах, а также в Ларисе, Фарсале и Кранноне, где богатство было сосредоточено в руках немногочисленных семей высшей знати.

В начале архаической эпохи ведущую роль в греческом обществе играли аристократы – потомки басилеев гомеровского периода и члены других знатных родов. Им принадлежали все рычаги власти. Из представителей знати комплектовались органы управления полисом – советы, реально распоряжавшиеся всеми государственными делами. Народные собрания, в которых участвовали рядовые граждане, созывались редко и по большей части лишь утверждали решения, принятые советами, являясь, таким образом, послушным орудием в руках аристократов.

Безусловно, знать занимала ведущие экономические позиции, что было обусловлено находившимися в ее руках крупными земельными владениями, а также попадавшими в ее распоряжение богатствами, добытыми в результате военных походов. Впрочем, затрагивая вопрос об экономическом превосходстве аристократов, проще говоря, о богатстве, выделявшем их из среды сограждан, необходимо иметь в виду одно немаловажное обстоятельство. Архаическая Греция в целом была бедным обществом, и богатство коголибо было весьма относительным. Сказочно богатых магнатов, как на Востоке, в греческом мире никогда не существовало. Даже самые крупные по тем временам состояния, по нашим меркам, были довольно скромными, что, безусловно, соответствовало малым размерам эллинских государств. По своему образу жизни аристократия не сильно отличалась от остальных жителей полиса. В то же время богатство было еще неотъемлемо от знатности.

Кроме экономических, представители знатных родов имели и другие рычаги для осуществления своей власти. Одним из таких рычагов являлся традиционный авторитет аристократа, который у народа, особенно в деревнях, был непререкаемым. Именно аристократы руководили религиозной жизнью полиса, занимая должности жрецов. В условиях отсутствия письменных законов они же были и судьями, толкуя по своему произволу нормы устного права.

Преобладающей была роль аристократии и в войске. Наконец, необязательность для знати повседневного физического труда, а потому наличие свободного времени для получения образования превращали аристократию в интеллектуальную элиту общества.

Положение остальной части населения – демоса (греч. demos – народ) было довольно незавидным. Демос в основном находился в различной степени политической и экономической зависимости от аристократов. В некоторых случаях эта зависимость перерастала в настоящее закабаление. Так, разорившийся крестьянин, оказавшийся в неоплатном долгу у богача-аристократа, вынужден был отдавать ему в заклад свой земельный участок, в закабаление – членов своей семьи, а в конечном счете и сам мог быть обращен вдолговое рабство. Однако даже кабальный должник, фактически утратив (пусть и временно) статус свободного человека, продолжал оставаться гражданином полиса. Такие парадоксальные устои жизни подрывали стабильность в государстве и настоятельно требовали реформ.

Во второй половине архаической эпохи, особенно в \Тв. до н. э., ситуация меняется: аристократы начинают утрачивать свои ведущие позиции. С появлением фаланги падает их

роль в войске: гоплиты, набиравшиеся в основном из зажиточных земледельцев, сделали аристократическую конницу практически ненужной. С развитием ремесел и торговли, появлением денег из среды демоса выделяется торгово-ремесленная верхушка, которая начинает все более успешно конкурировать со знатью (на это возвышение «незнатных богачей» сетуют некоторые греческие авторы того времени, выражающие интересы аристократии, например поэт Феогнид из Мегар).

К концу архаического периода основные массы народа, правда, пока еще робко и нерешительно, начинают поднимать голос за свое равноправие. Борьба рядовых граждан в большинстве развитых полисов была обречена на успех. Этому способствовали два важнейших фактора. Во-первых, численное превосходство демоса над аристократией. Вовторых, отсутствие единства в рядах самих представителей знатных родов. Напротив, между группировками аристократов существовало постоянное соперничество за власть и влияние. Каждый из членов правящей элиты стремился возобладать над остальными, а демос, долгое время остававшийся пассивным свидетелем этой межаристократической вражды, в конечном счете лишь выигрывал от нее.

Борьба за улучшение положения рядовых граждан, за возрастание их политической роли была долгой и нелегкой, к тому же она шла далеко не одинаковыми темпами в разных полисах. На протяжении всей архаической эпохи знать продолжала занимать весьма значимое место в общественной жизни греческого мира. Однако уже в конце VII – начале VI в. до н. э. во многих полисах демосу удалось добиться запрещения обращать граждан в долговую кабалу. Отныне понятие «гражданин» было противопоставлено понятию «раб», что явилось чрезвычайно важным достижением древнегреческой цивилизации.

ЗАКОНОДАТЕЛИ И ТИРАНЫ

Политическая жизнь в греческих полисах архаической эпохи была чрезвычайно интенсивной, с острыми внутренними конфликтами самого различного характера, порой выливавшимися в гражданские войны. Соперничали между собой группировки аристократов. В свою очередь, богатые купцы и владельцы ремесленных мастерских, вышедшие из простонародья, добивались политического равенства со «старой» знатью. Наконец, все громче начинал звучать и голос рядовых греков – демоса, требовавшего для себя участия в управлении обществом, улучшения своего имущественного положения, отмены долгов и передела земли на началах полного равенства. Все это создавало крайне сложную ситуацию почти постоянной внутриполитической борьбы.

Для прекращения смут многие города были вынуждены выбирать из своей среды или приглашать со стороны посредников. Такие «примирители» на определенный срок облекались чрезвычайными полномочиями и проводили реформы, стремясь привести все слои гражданского населения к относительному согласию, восстановить мир и стабильность внутри полиса.

Важнейшим итогом деятельности «посредников-примирителей» стало появление в ряде полисов первыхсводов письменных законов, заменивших действовавшее до того традиционное устное право, основанное на обычае. О первых греческих законодателях известно мало. Среди них были Залевк (VII в. до н. э.) и Харонд (VI в. до н. э.), действовавшие в полисах Великой Греции, Питтак, получивший в конце VII в. до н. э. верховную власть в Митилене (на острове Лесбос), Драконт, издавший в 621 г. до н. э. первые законы в Афинах, и др. Они ничего не придумывали «от себя», а просто письменно фиксировали уже сложившиеся правовые нормы, порой уходящие своими корнями в обычай чуть ли не первобытной эпохи. Естественно, эти законы были еще очень несовершенными. Так, законы Драконта предписывали судить за убийство не только людей, но и «совершивших» его животных и неодушевленные предметы (например, если на человека упал камень и убил его, камень подвергался суду). Первые законы отличались жестокостью: законодатели еще не научились различать степени тяжести преступлений, и, скажем, могли назначить смертную казнь как за убийство, так и за кражу овощей с огорода.

Тем не менее раннее греческое законодательство сыграло очень большую роль в становлении цивилизации. Только с момента появления письменных законов можно говорить об окончательном складывании государства. Кроме того, теперь родовая аристократия была лишена возможности толковать право по своему произволу, что уменьшало ее значение в жизни полиса и приводило к росту роли демоса. При этом, однако, некорректно было бы рассматривать первых законодателей как выразителей воли «широких масс», а сами законы – как результат борьбы народа за свои права. В то время, когда принимались первые законы, демос еще не играл сколько-нибудь активной роли в политической жизни общества. Кроме того, граждане из низших слоев были в большинстве своем неграмотными, т. е. вряд ли могли получить какую-то непосредственную пользу от письменной фиксации правовых норм. Историческим контекстом появления сводов законов архаической эпохи с большим основанием следует считать стремление установить в борьбе за власть между греческими аристократами определенные «правила игры», чтобы сделать

эту борьбу менее жестокой и бескомпромиссной. Тем не менее нельзя отрицать, что в целом введение письменных законов было полезно для всех групп гражданского коллектива, в том числе и для демоса.

Во многих городах-государствах Эллады даже примирительная деятельность законодателей не смогла прекратить внутренние конфликты. Противоречия были настолько острыми, что гражданские войны продолжались десятилетиями и нередко приводили к установлению режимов личной власти. В ряде наиболее развитых греческих полисов – на Истме, в Ионии, в Великой Греции и др. – устанавливается диктатура «сильных личностей» (почти исключительно аристократического происхождения), которые насильственно захватывают власть и правят, не считаясь с законами и органами управления – народным собранием и советом. Такие правители называлисьтиранами. Слово «тиран», пришедшее в Грецию из Малой Азии, первоначально не носило негативной окраски. Оно противопоставлялось термину «басилей» (т. е. царь) и обозначало любого правителя (и его потомков), захватившего власть, а не получившего ее по наследству.

Тиранические режимы архаической эпохи в науке называют Старшей тиранией. Начиная с VII в. до н. э. тирания стала одним из характернейших явлений эпохи. Самые первые тираны появились на севере Пелопоннеса: в Аргосе, Коринфе, Сикионе, Мег арах. А в следующем столетии почти не было таких греческих областей, которые в той или иной мере не были бы затронуты тиранией.

Придя к власти, тиран чаще всего начинал с расправы с политическими противниками, прежде всего с другими знатными родами. Аристократы были вынуждены целыми семьями бежать на чужбину, иначе их казнили бы без суда и следствия. Такими действиями тирания сильно подрывала значение аристократии в жизни общества, что объективно было в интересах демоса. Однако тираны ни в коей мере не были «борцами за народ». По словам греческого историка Фукидида, они «обращали свои заботы исключительно на свои интересы, на безопасность своей личности и на возвеличение своего дома». Как по своему социальному положению, так и по идеологии своей власти тираны оставались аристократами, которым удалось одержать верх над всеми конкурентами. В сущности, любой влиятельный аристократ видел себя в роли тирана.

Правда, первоначально демос нередко оказывал тиранам поддержку в момент захвата власти, ожидая от них улучшения своего положения. Но, став во главе государства, новый властитель обычно отдалялся от своего прежнего союзника и, поселившись в цитадели акрополя, жил в вечном страхе мятежей и заговоров, надеясь лишь на наемных телохранителей. Страх этот не был напрасным: тираны, потерявшие поддержку населения, как правило, свергались народом и в лучшем случае изгонялись из городов, а то и гибли в ходе переворотов. Редко какому тирану удавалось передать власть наследнику и основать династию; еще реже такая династия насчитывала более двух поколений.

В ликвидации тиранических режимов определенную роль сыграл и внешний фактор: в VI в. до н. э. Спарта провела ряд экспедиций против полисов, в которых правили тираны (Сикион, Наксос, Афины), и во многих случаях добилась свержения правителей. К началу классической эпохи почти нигде в греческом мире, кроме некоторых периферийных областей (Великая Греция, Иония), тиранов уже не осталось.

Однако не следует оценивать деятельность представителей Старшей тирании всецело отрицательно. Тираны оставили весьма заметный след в истории Греции. Многие полисы при их власти разбогатели, стали процветающими городами. Например, тиран Поликрат,

правивший на острове С амос в 538-523/522 гг. до н. э., славился могуществом и богатством. Он подчинил своему владычеству многие острова Эгейского моря, построил мощный флот, успешно боролся с пиратством в Эгеиде, поддерживал активные политические связи с Египтом и Персией, построил в своем полисе водопровод (для этого в горе пришлось пробить километровый тоннель), фундаментальные портовые сооружения, один из крупнейших в греческом мире храм (посвященный богине Гере – покровительнице острова). Тираны из сиракузской династии Дейноменидов (Гелон и Гиерон І, правившие в 485-467 гг. до н. э.) считались едва ли не самыми могущественными из греческих правителей того времени. Стремясь придать больше блеска своему правлению и увековечить собственное имя, многие тираны приглашали в свои государства выдающихся музыкантов, поэтов, художников, что оказывало благоприятное влияние на развитие культуры.

В целом тирания архаической эпохи была, безусловно, закономерным этапом в формировании греческого полиса. Но в той же мере закономерным был и переход к более демократичным формам государственного устройства. Из-под власти тирана полис, как правило, выходил более стабильным в политическом отношении, чем он был до установления тирании.

Источники В высшей степени ценным источником по истории архаической Греции является

лирическая поэзия, возникшая в VII в. до н. э. В Элладе появилась целая плеяда выдающихся лириков, творчество которых было весьма разнообразно по тематике. Поэтому из их стихов мы узнаем практически обо всех аспектах жизни греческого мира. Так, Архилох (VII в. до н. э.) ярко и образно рассказывает в своих элегиях о полной приключений и авантюр жизни воина-наемника, о колонизационных экспедициях. В его стихах запечатлен духовный мир человека той эпохи, который живет в условиях постоянной нужды, трудностей, неуверенности в завтрашнем дне, а потому вырабатывает в себе спокойное, мужественное отношение ко всем перипетиям бытия:

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй. Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

(Пер. В. Вересаева)

Важным историческим источником являются произведения поэтов с острова Лесбос. Аристократ Алкей (конец VII в. до н. э.) был активным участником гражданских войн в родном полисе. В его стихах отражена борьба аристократических группировок (один из его стихотворных сборников назывался «Песни гражданской смуты»). Поэт гневно и порой несправедливо бичует своих противников:

Стал тираном Питтак, Города враг, Родины выродок.

(Пер. Вяч. Иванова)

Из произведений поэтессы Сапфо (VII в. до н. э.) историки черпают материал о жизни греческих женщин, известной нам довольно плохо. Многие стихи Сапфо посвящены

женским религиозным союзам, которые одновременно были своего рода воспитательными заведениями для девушек из знатных семей.

Расцвет творчества Пиндара (ок. 518-442/438 до н. э.) приходится на эпоху классики, но в своих произведениях фиванский поэт отразил традиционную, аристократическую систему ценностей, характерную для уже ушедшей эпохи. Пиндар развил жанр оды – торжественного песнопения, исполнявшегося хором. В одах поэт прославлял доблесть и благородное происхождение победителей на общегреческих спортивных играх (разумеется, в большинстве случаев это были представители аристократических родов). Пиндар одним из первых подробно сообщает о различных аспектах аристократического образа жизни, в частности о греческой атлетике.

Итак, очень многим из того, что мы знаем об архаической Элладе, мы обязаны именно поэтам-лирикам. Не случайно некоторые ученые называют архаическую эпоху «лирическим веком Греции». Однако следует отметить ограниченность лирики как исторического источника. Суждения и оценки, данные в художественных произведениях, исключительно субъективны, тенденциозны, и потому к греческой лирике следует подходить критически, отделяя описание объективных фактов от выражения страстей и эмоций автора.

Историография Проблемам Великой греческой колонизации в мировом антиковедении посвящено много

исследований [Т. Данбэбин (T. Dunbabin), Дж. Бордман (J. Boardman), В. В.Лапин, Ю. Г. Виноградов и др.].

В науке идут споры о том, что играло главную роль в греческой колонизации – «земельный голод», развитие торговли, стремление получить доступ к источникам сырья или что-либо иное.

Архаическая эпоха греческой истории достаточно подробно, во многих аспектах, отражена уже в историографии античности. Возникло немало и различных оценок характера этого исторического периода и процессов, происходивших в Греции на протяжении VIII-VI вв. до н. э.

В течение долгого времени была влиятельной (а в отечественной литературе и по сей день сохраняет весомые позиции) сформировавшаяся еще в XIX в. точка зрения, согласно которой характерной чертой архаической эпохи была борьба демоса с аристократией за равноправие и участие в управлении полисом. Причем особо подчеркивалась роль торговоремесленной части демоса, богачей незнатного происхождения, которых считали своеобразным прототипом буржуазии Нового времени, сломившей власть аристократических кругов.

Историографический метод, некритически проводящий параллели между античными феноменами и внешне схожими явлениями буржуазного общества, в науке называют модернизацией. Такой подход сыграл свою роль в изучении античности, но к настоящему времени его можно считать исчерпанным. Еще в антиковедении рубежа XIX-XX вв. многие известные ученые [Эд. Мейер (Ed. Meyer), Р. Пёльман и др.] говорили об «античной буржуазии», «античном пролетариате» и борьбе между группировками демократов и олигархов, о социалистических учениях в Древней Греции. В ХХ в. подобные формулировки были скорректированы, тем не менее многие антиковеды [В. Эренберг (V. Ehrenberg), Г.

Мичелл (H. Michell), Дж. де Сент-Круа (G. de Ste Croix), Э. Френч (A. French), Э. Вудхауз (W. Woodhouse) и др.] в той или иной степени, с оговорками, но продолжали разделять традиционные взгляды. В российской науке с ними солидарен Э. Д. Фролов. Хотя его

работы характеризуются взвешенным подходом и стремлением избежать крайностей модернизации, все же в них акцентируется внимание на социальной борьбе в архаических полисах. Большой заслугой этого исследователя является подчеркивание революционного характера перемен, происходивших в архаической Греции.

Во второй половине XX в. в науке наметился и иной подход к древнегреческой истории. Англо-американский историк М. Финли (M. Finley) говорит об ошибочности применения социально-экономических категорий современного общества к описанию процессов, происходивших в античную эпоху. Он считает, что некорректно говорить о «буржуазии» и «пролетариате» применительно к Древней Греции, экономика которой в этот период еще не стала базисом всего общественного развития, да и в целом еще не отделилась от остальных сфер жизни. Она была частью социокультурного единства, включавшего в себя и политические институты, и религиозные культы, и ментальные представления.

В работах многих историков [Ч. Старр (Ch. Starr), Э. Снодграс (A. Snodgrass), У. Форрест (W. Forrest), В. П. Яйленко], развивавших идеи Финли, воссоздана отличная от традиционной картина архаической эпохи. Ранняя Греция, по их мнению, была еще обществом без глубокого социального расслоения и резко выраженного неравенства, а соответственно – без острой борьбы между различными слоями. Развитие такого общества носило в основном мирный, эволюционный характер; «революционные» вспышки были скорее исключением, чем правилом.

Данный подход к античной истории отнюдь не чужд существенных недостатков. Неприятие вызывает выборочный подход последователей теории Финли к источникам и их скептическое отношение к тем данным античной традиции, которые не укладываются в рамки их построений. Весьма спорной является и реконструкция истории архаической Греции как безмятежной идиллии. Источники показывают, что эта эпоха была периодом острой политической борьбы, смут, смены тиранических режимов, что мало соответствует тезису об «эволюционном» развитии греческого общества.

В последнее время возникло еще одно направление историографии, в рамках которого осуществляется синтез положительных сторон «революционной» и «эволюционной» точек зрения. Оно уделяет особенное внимание роли личности (преимущественно из аристократов) в архаической истории греческого мира, взаимодействию и соотношению личностного начала с формирующимися полисными структурами, роли борьбы между аристократическими группировками в общественной жизни ранних городов-государств Эллады. Первым выразил эту точку зрения еще в первой половине ХХ в. крупный немецкий антиковед Г. Берве (H. Berve), и впоследствии сходные позиции в науке заняли очень многие ученые [Г. Бенгтсон (H. Bengtson), Р. Сили (R. Sealey), Дж. Дейвис (J. Davies), О. Меррей (O. Murray), М. Шталь (M. Stahl), К. К. Зельин].

Аристократ - это кто такой? Как правило, это понятие связывают с человеком из знатной и богатой семьи. И такое понимание является верным, однако лишь отчасти, так как значение слова «аристократ» гораздо шире и связано оно не только с семьей, но и с особенностями характера человека, с его воспитанием, а также с отношением к власти. Более подробно о том, кто это - аристократ, будет рассказано в статье.

Что сказано в словаре?

Узнать о том, что означает слово «аристократ», поможет толковый словарь. Там указывается на два варианта толкования.

Первый повествует о том, что это лицо, являющее представителем аристократии; человек, который принадлежит к наивысшему слою общества, состоящему из родовой знати. Пример: «В период революционных событий в Европе в середине 19-го века настоящие аристократы были вынуждены принять неприязненный вид, направленный против притязаний, выдвинутых низшими классами: им было необходимо своей надменностью осадить самонадеянность людей со средним состоянием».

Во втором значении аристократ - это такой человек, который отличается от других своим аристократизмом. Пример: «У Ф. М. Достоевского в романе «Идиот» о «товарище» Ипполита Терентьева по школе сказано, что Бахмутова считали аристократом, так как он приезжал на собственных лошадях, прекрасно одевался, постоянно был весел, остер, хотя при этом ума был недалекого».

Пониманию изучаемого объекта поможет рассмотрение близких по значению слов.

1-й вид синонимов

Как видно из сказанного, два указанных толкования значительно отличаются друг от друга. Первое из них говорит о принадлежности человека к конкретному социальному слою, который в определенные эпохи находился на первых позициях в общественной жизни, тогда как второе характеризует отдельного человека. Исходя из этого и синонимы к слову «аристократ» делятся на два вида.

К первому значению относятся такие, как:

  • знатный;
  • высокородный;
  • джентльмен;
  • титулованный;
  • великосветский;
  • родовитый;
  • влиятельный;
  • вельможа;
  • дворянин;
  • благородный;
  • нобиль;
  • гранд;
  • патриций;
  • сановный;
  • барин;
  • господин;
  • именитый;
  • боярин;
  • важный;
  • элита;
  • герцог;
  • граф;
  • барон;
  • шишка;
  • голубая кровь;
  • оптимат;
  • белая кость;
  • эвпатрид.

Как видно, количество их довольно велико, но при желании можно подобрать и некоторые другие.

Синонимы, часть 2

Ко второму значению существуют, например, следующие близкие по смыслу слова:

  • изящный;
  • тонкий;
  • утонченный;
  • воспитанный;
  • изощренный;
  • рафинированный;
  • вальяжный;
  • изысканный;
  • элегантный;
  • возвышенный;
  • достойный;
  • галантный;
  • эстет;
  • сноб.

Происхождение

Как считают ученые-этимологи, изучаемое слово происходит от греческого существительного ἀριστοκρατία, которое означает «господство знати». Оно образовано от двух других греческих слов - прилагательного ά̓ριστος (лучший) и существительного κράτος (сила, могущество, власть).

Существуют два мнения о том, каким образом слово попало в русский язык. Согласно первому из них, оно пришло к нам из французского, образовавшись от aristocrate. Второе мнение говорит о том, что оно заимствовано из немецкого языка, где есть слово Aristokrat.

Аристократы духа

Ознакомившись с происхождением слова, можно заметить, что его дословный перевод «власть лучших» больше соответствует первому значению, указанному выше. Тогда как второе значение включает в себя только первую часть перевода - «лучший». И касается оно, скорее всего, так называемых аристократов духа. Каков смысл этого довольно часто употребляющегося выражения?

Его автором является Генрих Стеффенс, немецкий писатель и философ, живший в 18-19-м веках. Теодор Мундт, другой немецкий литератор, писал о Стеффенсе, что он является главой аристократии духа, название которой однажды сам и дал столь метко.

Аристократами духа Г. Стеффенс называл соратников и единомышленников Августа Вильгельма Шлегеля, который был одним из основоположников немецкого романтизма. Последний представляет собой основное движение в культуре, искусстве и философии, существовавшее в конце 18-го - первой половине 19-го века.

Немецкие романтики стремились к созданию новых типов искусства, философии, науки путем обращения к Средневековью. Развиваясь таким образом, романтизм достиг позднего периода, который, по словам Генриха Гейне, отличался своей значимостью, напряженностью и более сложным формированием творческого гения.

Популярности выражения способствовало издание в 1819 году С. Ашером памфлета «О немецкой аристократии духа». Под этим фразеологизмом подразумеваются люди, которые объективно принадлежат к элите общества, что обусловлено их высокими интеллектуальными и моральными достоинствами.

Древнегреческая трактовка

В заключение рассмотрения вопроса о том, как понять слово «аристократ», стоит обратиться к пониманию его философами древности. Изначально тема аристократии была рассмотрена Платоном и Аристотелем. По их мнению, аристократ - это человек грамотный, одаренный, который способен нести ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей. Философы считали, что именно такие люди должны править государством.

С течением времени данная трактовка подверглась изменениям, и определяющим фактором стали не личные достоинства, а происхождение. Истинный аристократ обязательно должен быть выходцем из знаменитой, богатой и успешной семьи. Таким образом, сущность аристократического принципа сводилась к тому, что господствующее положение в обществе должны занимать «лучшие люди по наследству». Из данного принципа вытекают три вывода:

  1. Аристократические элементы всегда участвуют в обладании верховной властью, например в виде членов парламента в верхних палатах.
  2. Даже демократия терпит внутри себя аристократические элементы.
  3. Аристократический принцип присутствует во всех видах общественных союзов - в социальных, политических, церковных, международных.

Что такое Аристократия? Значение и толкование слова aristokratija, определение термина

1) Аристократия - (от греческого "aristoz" - "лучший" и "kratoz" - " власть ") - дословно, "власть лучших". Законная власть наследственной элиты.

2) Аристократия - (от греч.– господство знати) – республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. На практике «лучшие умы» определяют несколькими способами: знатностью происхождения, воинской доблестью, философскими или богословскими трудами, наконец, размером и видом имущества. В большинстве аристократий несколько этих факторов или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть. Аристократии противополагается демократия, т.е. республика, в которой государственная власть признается принадлежащей всем или большинству граждан.

3) Аристократия - (от греч. aristos - лучший и kratos - власть) - форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим как власть достойных, компетентных людей (ученых, философов и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власти толпы), тимократии (власти корыстных людей). В новое время сторонником аристократии являлся, например, Г.Гроций. В других концепциях (Болингброк, Э.Бэрк, И.Бентам) аристократия выступает в качестве элемента "смешанной формы правления", конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным - монархическим, демократическим - структурам, и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов - верхняя палата парламента. В истории аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

4) Аристократия - (от греч. aristocracy - лучший, знатнейший) - власть лучших. Платон и Аристотель под аристократией понимали правление образованных, профессионально подготовленных людей, владеющих искусством политики (управления). В современном языке под аристократией понимаются представители высших слоев общества, унаследовавших свои состояния, знать по происхождению.

5) Аристократия - (от греч. aristos - лучший и...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В рабовладельческом и феодальном государстве - наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

6) Аристократия - - 1) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию; 2) родовая знать, привилегированный слой общества, обладающие по праву наследования особыми имущественными и гражданскими правами.

7) Аристократия - (греч. aristokratia, от aristos - лучший и kratos - власть) - привилегированная знать. Применительно к политическим элитам (см. Элита) современного общества термин А. употребляется в негативном смысле. В античной политической теории правление А. считалось лучшим, наиболее бескорыстным (в отличие от тимократии, правления корыстных людей)и компетентным. Эта концепция сохраняется в классическом и современном консерватизме.

8) Аристократия - (гр. aristos лучший, благородный + kratos власть) - 1) привилегированные слои общества, представители родовой знати (патриции в Риме, дворянство в Европе и России и т.д.); 2) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит представителям родовой знати. В истории античной политической мысли А. как форма правления анализировалась Платоном и Аристотелем, рассматривавшими ее как лучший вид правления. Понятие А. использовалось в элитистских концепциях, в которых обосновывалось интеллектуальное и нравственное превосходство знати.

9) Аристократия - (от греч. aristos - лучший и kratos - власть) - форма государственного правления, основанная на власти знатного привилегированного меньшинства, избранных (лучших), а также сам социальный слой, состоящий, как правило, из крупных землевладельцев (в феодальной России и в других странах эпохи средневековья и Нового времени).

10) Аристократия - 1) В рабовладельческом и феодальном обществе, а также в капиталистическом обществе с феодальными пережитками - привилегированная родовая или богатая знать (обычно титулованная верхушка дворян-землевладельцев). 2) Финансовая А.- верхушка финансовой буржуазии. 3)Рабочая А.- нек-рая часть наиболее квалифицированных и обеспеченных рабочих.

Аристократия

(от греческого "aristoz" - "лучший" и "kratoz" - " власть ") - дословно, "власть лучших". Законная власть наследственной элиты.

(от греч.– господство знати) – республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы. На практике «лучшие умы» определяют несколькими способами: знатностью происхождения, воинской доблестью, философскими или богословскими трудами, наконец, размером и видом имущества. В большинстве аристократий несколько этих факторов или все они вместе соединяются для определения права на государственную власть. Аристократии противополагается демократия, т.е. республика, в которой государственная власть признается принадлежащей всем или большинству граждан.

(от греч. aristos - лучший и kratos - власть) - форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В античности правление аристократии считалось наилучшим как власть достойных, компетентных людей (ученых, философов и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власти толпы), тимократии (власти корыстных людей). В новое время сторонником аристократии являлся, например, Г.Гроций. В других концепциях (Болингброк, Э.Бэрк, И.Бентам) аристократия выступает в качестве элемента "смешанной формы правления", конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным - монархическим, демократическим - структурам, и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов - верхняя палата парламента. В истории аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде.

(от греч. aristocracy - лучший, знатнейший) - власть лучших. Платон и Аристотель под аристократией понимали правление образованных, профессионально подготовленных людей, владеющих искусством политики (управления). В современном языке под аристократией понимаются представители высших слоев общества, унаследовавших свои состояния, знать по происхождению.

(от греч. aristos - лучший и...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В рабовладельческом и феодальном государстве - наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

1) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию; 2) родовая знать, привилегированный слой общества, обладающие по праву наследования особыми имущественными и гражданскими правами.

(греч. aristokratia, от aristos - лучший и kratos - власть) - привилегированная знать. Применительно к политическим элитам (см. Элита) современного общества термин А. употребляется в негативном смысле. В античной политической теории правление А. считалось лучшим, наиболее бескорыстным (в отличие от тимократии, правления корыстных людей)и компетентным. Эта концепция сохраняется в классическом и современном консерватизме.

(гр. aristos лучший, благородный + kratos власть) - 1) привилегированные слои общества, представители родовой знати (патриции в Риме, дворянство в Европе и России и т.д.); 2) форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит представителям родовой знати. В истории античной политической мысли А. как форма правления анализировалась Платоном и Аристотелем, рассматривавшими ее как лучший вид правления. Понятие А. использовалось в элитистских концепциях, в которых обосновывалось интеллектуальное и нравственное превосходство знати.

Древнегреческая аристократия

Второй аспект архаического периода – это формирование гражданского общества в течение VIII - VI веков. И это формирование происходило за счёт устранения пережитков родоплеменных отношений.

В начале эпохи архаики в VIII веке, когда начинает формироваться греческий полис, фактически все население каждого греческого полиса делилось как бы на две части. Первая часть населения называлась аристократия, а вот вторая часть называлась демос. Демос – значит народ, то есть демос – это все, что не аристократия. И в начале, и позже архаики политическая власть в греческих полисах принадлежала аристократам. Аристократы были наиболее экономически мощным социальным слоем, и аристократы контролировали также сферу религиозную. Именно на базе крупной земельной собственности, на базе того, что аристократы имели в руках политическую власть, контролировали сакральную сферу, и базировалось их особое положение. Они, естественно, в каждом полисе были меньшинством, очень незначительным процентом населения, но, повторяю, их значение в каждом полисе было огромное.

Итак, что есть аристократия? Вот в принципе мы дважды в истории будем встречаться на европейской почве с понятием аристократии. Вот есть аристократия античная, греческая аристократия, римская аристократия, и в следующем году мы будем говорить об аристократии западноевропейских феодальных обществ.

Итак, здесь важно следующее для понятия аристократ. Во-первых, аристократ – есть понятие наследственное, с точки зрения исторического развития – это потомки родоплеменной знати. Когда же у греков сформировалось представление об аристократии, то представитель аристократического рода – это есть представитель рода, который ведет свое происхождение от какого-либо греческого героя, то есть каждый аристократической род имеет своего мифологического первопредка. Это может быть Геракл, Ясон, Тесей, Беллерофонт и масса других всяких героев. Причем важно отметить, что все греческие герои, которых вы знаете по греческой мифологии, в свою очередь являются сыновьями божества. Это либо чаще всего Зевс, либо Аполлон, либо там еще кто-то, в редких случаях, например, Афродита, как род Юлиев в Риме.

То есть, понимаете ли, для греков мифологическое время - это было реальное время, но которое безвозвратно ушло. И еще раз хочу подчеркнуть, что статус аристократа передается только по наследству, аристократом стать нельзя, аристократом можно только родиться, будучи потомком аристократического рода. Поэтому всякие вот эти бредни и игры в наши дни во всякие дворянские собрания и так далее… Они могут кого угодно назначить (Пугачеву, например) представителем русской аристократии – все это глупости. Аристократом либо ты родился, либо не родился, это уж так пришлось. Ну, а поскольку мифологические времена ушли, и боги у нас не спускаются теперь на землю, то пополнение аристократических родов в принципе невозможно.

Причем хочу подчеркнуть, что греки, несмотря на весь их рационализм мышления, свято верили в этот самый статус. Во времена перикловых Афин вы вполне могли увидеть потомка Геракла, который идёт по улице. Понимаете ли, ни у кого не вызывало сомнения, что это действительно потомок того легендарного героя. Это мало что уже в V веке давало, но это действительно потомок этого самого героя, о котором знают буквально все. Итак, первое – это происхождение.