Болезни Военный билет Призыв

Аристофан мир краткое содержание для читательского дневника. Аристофан краткая биография. Главные черты творчества Аристофана

ставили очередную пьесу. В этот раз нами была поставлена комедия древнегреческого драматурга Аристофана под названием Ахарняне.

«Почему Аристофан и его Ахарняне?», - спросите вы. Потому что так хочется режиссёру, и потому что мы идём от античности к современности. Перед этим ставили трагедию «Царь Эдип» Софокла.

Расскажу по порядку. В день постановки, то есть в пятницу, после обеда у меня было свободное время, и я его потратил с пользой - прочитал текст комедии. Текст достаточно короткий, прочитался достаточно быстро, за пару часов, ну, может быть, у меня ушло часа три для вдумчивого чтения.

В процессе чтения у меня возникло стойкое мнение, что я читаю текст из разряда популярной в наше время передачи на телевидении под названием «КамедиКлаб». Настолько комедия пронизана высмеиванием всего высокого: жертвенности, подлинности, служения и так далее. Власть, погрязшая в коррупции; совет города, которому дела нет до проблем города; полководец, который не умеет и не хочет воевать; послы в другие страны, озабоченные только проблемой продления своих полномочий, приносящих им стабильный доход и др.

Показана неприглядная картина разложившейся структуры государства и общества. Показаны люди, потерявшие свою гражданственность, потерявшие ответственность за общество, за себя и других. По сути, показан крах общества, как такового. Происходит отказ народа держать на себе структуры, формирующие общество и государство. Показано сильно атомизированное общество. Общество, в котором каждый думает в первую, а зачастую и единственную, очередь о себе и своих интересах.

И всё это показано в этаком «нижепоясном» ключе. Пожрать, напиться и потрахаться, вот тот образ жизни, который противопоставляется походу на защиту Родины, отстаиванию интересов города и народа, борьбе за очищение власти от бесполезных и вредных чиновников. Причём в стиле, как я уже сказал, «КамедиКлаб».

Отец, продающий в рабство дочерей. Дочери, просящие отца продать их. Сам образ этих девочек, прикидывающихся свиньями.

Диалоги главного героя - Дикеополя с идущим на защиту города полководцем Ламахом. Нарочито похабные. Крайне унизительные по отношению к этому воину. Образ самого этого полководца, занимающего свой пост только ради трёх драхм в день (жалованья).

Кульминация - униженное состояние Ламаха. И главный, положительный герой - Дикеополь - пьяный, в сопровождении двух шалав, высмеивающий напоследок раненного полководца.

Впечатление у меня сложилось примерзкое. Ржачь над высокими смыслами, который автоматически убивает эти смыслы, знаком мне по позднесоветской, да и современной традиции. Телевизор наполнен этой похабщиной. Люди, поржав над «дураками», отдающими себя, свою жизнь, своё здоровье ради высоких целей, не захотят повторять такие действия. Не захотят, да и не смогут, посвятить себя служению. Ведь это же смешно. Как можно стать такой же, как Зоя Космодемьянская, если считаешь её пироманкой и смеёшься над ней? Как можно сохранить коллекцию семян в осаждённом голодающем Ленинграде и не съесть её? Как можно взять на себя ответственность за огромную страну, разваленную после Февральской революции импотентской властью русской буржуазии, страну, раздираемую на части, страну, которой фактически уже не было. Как можно совершать такие поступки, если ты над этим ржал?

В общем, я почувствовал себя погрузившимся в яму туалета типа сортир. Поплавал там, поглотал содержимое, пропитался запахами и пошёл на встречу клуба.

Ну, и для полного моего кайфа, режиссёр - Костя - назначил меня на главную роль: землевладельца Дикеополя. Мне предстояло сыграть нувориша, ведущего разгульную, сытую и пьяную жизнь. Видимо типаж у меня подходящий. :)

Не стану описывать сам процесс постановки. Передать свои ощущения не смогу, а писать невесть что не хочется. Перейду сразу к впечатлениям после сыгранной комедии.

Что же. Могу сказать, не зря я сыграл эту роль. Впечатлений и эмоций масса. Опыт незабываемый. Невозможно понять настолько глубоко произведение, только его прочитав. Участие в постановке помогает в полной мере окунуться в сюжет, прочувствовать характеры, события, отношения между персонажами. Могу сказать точно, без постановки нельзя понять произведение.

Чтение даёт только треть информации. Ещё треть добавляет совместное обсуждение, а полную картину даёт только постановка.

Моё впечатление после постановки. Я играл трагичную роль. В процессе действия мой персонаж - Дикеополь - проживает сложную трансформацию. Из настоящего гражданина, выражающего недовольство разложением гражданского общества, разложением правящего класса, критикующего сложившиеся общественные отношения, из человека, желающего изменить мир к лучшему он превращается в сломленного, думающему только об удовольствиях, только о набирании потребительских очков человека.

Если общество не хочет стать лучше, что же, тогда я перестану думать о других и стану думать только о себе. Стану искать свою выгоду, стану думать о получении максимума от жизни. Стану жить в своё удовольствие, если общество отвергает мою помощь в улучшении этого общества. Если моя помощь не нужна, что же, направлю свою энергию на себя, на получения всех возможных жизненных радостей.

Переломным моментом в этом процессе стало «причащение» вином «мира». «Причастившись» Дикеополь становится похожим на современных российских нуворишей, похожим на современных представителей российского правящего класса. Ведущих эдакий разгульный образ жизни. Деньги уже из ушей лезут, уже блюют ими, а всё мало, хочется получить всё от жизни и ещё чу-чуть. Выпить всё, съесть всё, трахнуть всех тупых длинноногих идиоток. Ещё длиннее машина, ещё длиннее яхта. Ещё, ещё и ещё.

Этакая пародия на классический капитализм, с его трудолюбием, его экономией. Пародия на протестантские строгие сюртуки, трудолюбие и бережливость. Ведь именно это отличало зарождающийся класс капиталистов от роскоши и загула уходящего правящего класса феодалов.

Вот так, в разрушительной по своему влиянию на людей комедии, мне повстречался трагический персонаж. Трагичность эта, ни в коем случае не обеляет его. Не становится он от этого менее разрушительным. Но всё же, его немного жаль. Устав бороться с миром, человек сломался и стал этот мир рушить. Заражать сограждан вирусом разложения. А этого нельзя простить никому.

др.-греч. Ἀριστοφάνης

древнегреческий драматург и поэт-комедиограф, прозванный «отцом комедии»

444 - между 387 и 380 до н. э.

Краткая биография

Древнегреческий драматург, комедиограф, за которым закрепился статус «отца комедии», появился на свет в Аттике. Точная дата его появления на свет, равно как и дата смерти, неизвестна и указывается приблизительно - 445 г. до н. э. (в ряде источников указывается 448 г. до н. э.). Биография Аристофана довольно скудна, но зато он является единственным представителем аттической комедии, чьи произведения, хоть и далеко не все, дошли до нашего времени целиком, а не только в виде отрывков. Их семья была довольно обеспеченной; ее главе, отцу Аристофана Филиппу, принадлежал на правах колониста земельный участок на о. Эгина. Именно этим обстоятельством объяснялся отказ многих современников драматурга считать его гражданином Афин, несмотря на то, что его род брал свое начало в афинском деме Кидафина. В этом же городе будущий отец комедии получал образование.

Способности к творчеству проявились рано: 17-летним юношей он уже сочинял стихи и музыку. В молодом возрасте начался и его путь комедиографа: первая комедия, «Пирующие», была написана в 427 г. до н. э., затем последовали «Вавилоняне» (426) и «Ахарняне» (425). Эти пьесы были подписаны именем его друга Каллистрата: сам Аристофан был слишком молод и безвестен, и кроме того, у него не было денег на хор. Из-за сатирического содержания представленных на Великих Дионисиях «Вавилонян», осмеяния героя, в котором явственно угадывался влиятельный демагог Клеон, был привлечен последним к суду. Детали судебного заседания затерялись в толще веков, однако известно, что серьезных последствий для обвиняемого не было. Более того - в очередной комедии, «Всадники» (424), образ героя, для которого Клеон послужил прототипом, был выписан настолько критически, что Аристофану пришлось играть его самому: актеры отказались, опасаясь мести влиятельного политика.

Таким же смелым, беспощадным, бескомпромиссным, язвительным драматург оставался практически во всех своих произведениях, и особенно в относящихся к периоду раннего творчества. Считается, что всего его перу принадлежит 44 комедий, из которых до нашего времени сохранилось в полном виде лишь 11, среди которых «Ахарняне», «Всадники», «Облака», «Осы», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лисистрата», «Лягушки» и др. Сохранилось и примерно 900 отрывков из других произведений, дающих представление о его творчестве.

Постепенно Аристофан отводил политике, изобличению пороков сильных мира сего все меньше и меньше места, но его комедии не переставали приниматься на ура публикой, которая называла его Комиком (как Гомера – Поэтом). Они служили отражением взглядов состоятельных крестьян, страдающих от затяжных военных действий (в то время шла долгая Пелопонесская война) и политики правящих кругов, с уважением относившихся к старым традициям, с настороженностью – ко всему новому, модным веяниям, не терпевшим пустой болтовни вместо конкретных дел. Именно с подачи Аристофана слово «демагог», означавшее нейтральное «предводитель народа», приобрело значение, в котором мы употребляем его сейчас.

Известно, что у Аристофана было как минимум два сына – Арар и Филипп, также избравшие поприще сочинения комических произведений. Именно Арар под своим именем представил публике две последние комедии отца - «Эолосикон» и «Кокал», который приблизительно в 385 г. до н. э. скончался в Афинах. Во втором произведении были использованы сюжетные линии, положившие начало комедии нового образца.

Сегодня сложно по достоинству оценить творчество отца комедии, блистательность его сатиры, поскольку многие параллели, намеки, описания были понятны только современникам. Читателей более позднего времени смущали неблагопристойность, фривольность, грубость языка комедий Аристофана, но это всего лишь отражение нравов эпохи. Однако публицистического запала его произведений, полета фантазии, живого юмора, стройности художественной формы хватило для того, чтобы до сих пор не сходить с европейских театральных подмостков. Такие признанные мастера слова, как Рабле, Расин , Гейне , Филдинг, Шелли, Гёте, Фейхтвангер, Маяковский, испытали на себе влияние творчества древнегреческого драматурга.

Биография из Википедии

Первую свою комедию Аристофан поставил в 427 г до н.э, но ещё под чужим именем. Когда год спустя (426) он осмеял в своих «Вавилонянах» могущественного демагога Клеона, назвав кожевником, последний обвинил его перед советом в том, что он в присутствии уполномоченных от союзных государств порицал и выставил в смешном виде политику Афин. Позднее Клеон поднял против него довольно обычное в Афинах обвинение в незаконном присвоении звания афинского гражданина. Аристофан, как говорят, защищался перед судом стихами Гомера:

Мать уверяет, что сын я ему, но сам я не знаю:
Ведать о том, кто отец наш, наверное, нам невозможно.

Аристофан отомстил Клеону, жестоко напав на него в комедии «Всадники». Влияние этого демагога было столь велико, что никто не согласился делать маску для Пафлагонца, напоминающую Клеона, а образ Пафлагонца был рисован настолько отталкивающим, что эту роль вынужден был играть сам Аристофан. Нападки на Клеона появляются и в последующих комедиях. Вот почти всё, что известно о жизни Аристофана; древние называли его попросту Комиком, подобно тому, как Гомер был известен у них под именем Поэта.

Литературное наследие

Из 44 комедий, написанных Аристофаном, до нас дошли только 11:

  • «Ахарняне»,
  • «Всадники»,
  • «Облака» (в позднейшей неоконченной поэтом переработке),
  • «Осы»,
  • «Мир»,
  • «Птицы»,
  • «Лисистрата»,
  • «Женщины на празднике Фесмофорий»,
  • «Лягушки»,
  • «Женщины в народном собрании»
  • «Плутос» (тоже во второй, но оконченной переработке, в которой она была поставлена на сцену).

Все эти комедии, несомненно, принадлежат к лучшим произведениям античной сцены. Чтобы понять их, нужно быть близко знакомым с жизнью и событиями того времени; только тогда читатель будет в состоянии достойно оценить остроумные намёки, тонкий сарказм, мастерство и глубину замысла и исполнения, равно как другие красоты формы, доставившие Аристофану великую славу художника слова. Его остроумие и шутливость столько же неиссякаемы, сколько безгранична его смелость. Греки были очарованы прелестью и обаятельностью его пьес. Приписываемая Платону эпиграмма говорит: «музы устроили себе в нём приют». Гёте отзывается о нём несколько иначе, называя комедиографа «неблаговоспитанным любимцем муз», и с точки зрения европейского читателя это совершенно верно. Остроты Аристофана часто казались читателям Нового времени грубыми и неблагопристойными, его выражения слишком обнажены и нечистоплотны, чтобы образованные люди некоторых последующих эпох, с их чувством изящного, не подкупленные красотою языка, могли находить в них художественное наслаждение. Правда, эта грубость принадлежала не лично Аристофану, а всей тогдашней эпохе, привыкшей называть вещи их настоящим именем, ничего не стесняясь. Но таким образом комедии Аристофана дают неоценимый материал для изучения современной ему жизни.

По своим политическим и нравственным убеждениям Аристофан был приверженцем старины, суровым защитником старых верований, старых обычаев, науки и искусства. Отсюда его язвительные насмешки над Сократом или, вернее, над умствованиями софистов в «Облаках», его беспощадные нападки на Еврипида в «Лягушках» и других комедиях. Свобода древней комедии давала широкий простор личной сатире, а смелость и фантазия Аристофана сделала такое безграничное применение из этой свободы, что он ни перед чем не останавливался, если предмет заслуживал осмеяния. Он не щадил даже афинский демос, смело бросал ему в лицо обвинения в малодушии, легкомыслии, в падкости до льстивых речей, глупой доверчивости, заставляющей его вечно питать надежды и вечно разочаровываться. Эта безграничная свобода слова составляла вообще характеристическую черту древней комедии, в которой долгое время видели один из оплотов демократии; но уже во время Пелопоннесской войны на неё были наложены некоторые стеснения. Около 415 г. был проведён закон, несколько ограничивавший необузданную свободу осмеяния личности. Драматические произведения Аристофана служат верным зеркалом внутреннего быта тогдашней Аттики, хотя выводимые в них фигуры и положения часто представлены в извращённом, карикатурном виде. В первом периоде своей деятельности он преимущественно изображал общественную жизнь и её представителей, тогда как в более поздних его комедиях политика отступает на задний план. Под конец жизни он поставил (под именем своего сына) пьесу «Кокалос» (Κώκαλος), в которой молодой человек соблазняет девушку, но затем женится на ней, узнав кто она родом. Этой пьесой, как признавали уже древние, Аристофан положил начало новой комедии. Как и во всём, что касалось формы, Аристофан был мастером стихосложения; его именем назван особый вид анапеста (каталектический тетраметр, metrum Aristophanium ). Этот стих употребляется в страстной, возбуждённой речи.

Комедия «Мир», подобно «Всадникам», «Лисистрате» и «Ахарнянам», является протестом Аристофана против затянувшейся Пелопонесской войны. В пьесе озвучены имена основных, по мнению автора, виновников кровопролитий: Гипербол - сын лампочника, демагог, завладевший властью в совете; Клеон - демагог, радикальный демократ, ранее разоблачённый Аристофаном в комедии «Всадники» (один из рабов в «Мире» указывает на то, что навозный жук есть намёк на Клеона).

Власть олимпийских богов меркнет на фоне деятельности и уверенности в собственных силах одного человека.

Начинается комедия с переклички двух рабов, откармливающих навозного огромного жука лепёшками из «сырья» и обращающихся к зрителям с негодованием: скотина воняет так, что хочется приобрести нос, не умеющий различать запахи! Оказывается, что жука привёл взбесившийся хозяин - Тригей, который, проклиная богов за то, что они творят постоянные войны на земле, решается забраться на небо и потолковать с бессмертными об установлении мира. Первая попытка подняться по лестнице оказалась неудачно - упал, ушиб голову.

И вот Тригей седлает жука-Пегаса, напоминая о том, что, согласно басням Эсопа, один лишь жук некогда сумел достигнуть небес. Слезливые уговоры дочек не могут остановить «миротворца».

Комично изображён полет: Тригей то и дело кричит на жука, чтобы тот отвернулся от «запахов нужника», запрещает людям оставлять «нужду» неприкрытой - «и тимьяна цветущего куст посади».

Прилетев на Олимп, Тригей встречается с Гермесом (сторожем божеской утвари), который сначала всячески угрожает ему, но узнав, что Тригей будто привёз ему «говядинки», сменяет гнев на милость. Гермес рассказывает, что Зевс и другие боги удалились на край неба, так как устали от вечной жажды войны среди греков. Боги чуть установят мир, а даконцы, афиняне, спартанцы - знай себе - ищут причины для конфликта.

Богиню Мира - Ирину - коварный Полемос (покровитель войны) низверг в пещеру, а вход в неё заградил камнем.

Сам Полемос достал огромную ступку, в которой собирается истолочь в пыль все воюющие страны, но, к счастью, не находит подходящего толкача.

Тригей, увидев это, призывает весь люд - ремесленников, пахарей, поселенцев - объединиться и освободить Ирину. Но, собравшись, народ начинает безудержную пляску, крики, комичные танцы, мечтая о расчудесных мирных днях. Тригей, убеждающий, что радоваться рано, не может остановить веселье.

Вновь появляется Гермес, сулит смерть Тригею, ибо такую судьбу уготовил Зевс тому, кто попытается освободить Ирину. Тригей шутит, просит перед смертью какое-нибудь лакомство, призывает в помощь хор и рассказывает, что «Луна-Селена и мошенник Гелиос» - им поклоняются варвары - готовят заговор против богов. Тригей обещает праздненства в честь Гермеса и дарит ему золотой кувшин.

С помощью кувшина совершаются возлияния и призыв богов (кроме Ареса - бога войны). Тем, кто жаждет войны, желают страшных участей. Так, «подтупив» бога, Тригей заручается его поддержкой.

Все Города налегают на канат и пытаются сдвинуть с места камень, закрывающий пещеру, но ничего не получается - тянут не ладно, в разные стороны, смеются, ругаются. Отчаявшись, Тригей разгоняет Города, оставляя только хор земледельцев. Земледельцы вместе отодвигают камень и освобождают богинь Мира, Жатвы и Ярмарки.

Богиням воздаётся похвала, славятся их «мирные атрибуты» - блеянье овец, вьюны плюща, песни флейтистов и прочие утехи. Города начинают беседовать. Оружейники рвут волосы, мирные ремёсла - радуются.

Тригей и хор призывают людей бросить оружие и выйти на работы в поле, трудиться ради прошлых радостей - чудесного вина, изюма, чернослива.

Гермес рассказывает о том, что виновниками долгого заточения Ирины были Фидий и Перикл, начавшие войну.

Далее следует беседа между Ириной и горожанами: о подкидыше Клеоне - трусе, «кожевнике», стороннике распри, о Гиперболе, насильно завладевшем трибуной в собрании, о Софокле, готовом на всё ради наживы, о мудреце Кратине, умершем в момент набега спартанцев.

Тригей восклицает, что боле греки никогда не расстанутся с богиней Мира.

Гермес за славные деяния отдаёт герою в жёны Жатву (после раб пошутит: «Не дам я и полушки за богов теперь: / Они, как мы здесь, сводниками сделались»).

Ярмарку Гермес велит отвести в собрание - там ей законное место.

Однако, собравшись спускаться, Тригей не находит жука - его забрал Зевс и запряг в колесницу, волочить молнии. Тригей спускается на землю с помощью богинь, тепло прощаясь с Гермесом.

Далее - парабаса (обращение к зрителям). В нем Аристофан «закамуфлировано» хвалит себя, считая, что сумел превзойти тех поэтов, какие смеются над «грязным рубищем», изображают избиения рабов и глупые шутки других рабов по этому поводу. Воздаётся слава Музам, унижаются плохие поэты-трагики (Морсим, Меланфий и др.).

Тригей возвращается на землю, изрядно уставший - от дороги коленки ноют.

Раб омывает Жатву и приготовляет свадебный пир. Увидевши Ярмарку, он восклицает: «Не зад у ней, а праздничное шествие!» - Тригей, всячески расхвалив достоинства Ярмарки («Взгляните, что за сладость вам вручается: / Раздвинуть ножки стоит лишь немножечко, / Для жертв местечко сразу приоткроется. / А тут, глядите, кухня») передаёт её совету.

Радостный Тригей устраивает жертвоприношение в честь Ирины, говоря, что десять лет и три года греки не могли к прильнуть к Миру, просит богиню устроить рынок, где бы мирно встречались все народы. Корову зарезают не на алтаре - Ирина не терпит кровопролитий. Раб выносит часть туши из дома.

Неожиданно появляется Гиерокл - гадатель из Орея. Тригей и его рабы делают вид, что не замечают пришедшего. Гиерокл сообщает, что заключать мир ещё рано, что это невозможно, «ежа никогда вам мягким не сделать» - война будет продолжаться. Однако Тригей отвергает все увещевания Гиерокла, веря в силу Ирины, запрещает ему отведать жаркого и вина, на что провидец реагирует комично - стремится силой урвать кусок жареного мяса. Обвинённый в воровстве и обжорстве, горе-гадатель убегает от погоняющих его рабов.

Снова воздаётся слава мирной жизни. Тригей устраивает роскошную свадьбу, принимая подарки от кузнеца, горшечника, благодарящих его за мир и за возможность развивать торговлю.

Торговец оружием, напротив, обвиняет Тригея в разорении, но герой скупает у него султаны от шлемов, обещает сметать ими сор со стола. Тригей предлагает разные оружия превратить в предметы домашнего обихода (панцирь - в стульчик).

Тригей так же отучает сына Ламаха от военных песен, но, не сумев побороться в мальчике отвратительную привычку воспевать распри, гонит его прочь. Сына Клеонима с песней о брошенном на поле щите (по сути, описание трусости отца - Клеона) герой заводит в дом.

Комедия заканчивается весёлым свадебным шествием и песнями во славу Эллады. Актёры покидают сцену.

Пересказала Алина Сахненко .

Произведений Аристофана:


Последним великим драматургом классического периода греческой литературы был Аристофан , которого по праву называют «отцом комедии». Само происхождение комедии восходит к древним праздникам плодородия, любимым народом и носившим карнавальный характер. Они сопровождались распеванием так называемых «фаллических» песен в честь Диониса, бога виноградарства и покровителя сельского хозяйства. Во время празднеств по улицам ходила ватага веселых гуляк, ряженых, облаченных в разноцветные одеяния, распевающих песни. Они получили название «комос», а само слово «комедия» — результат сочетания двух слов: «комос» и «ода». Буквально это звучит так: «песнь ко-моса». Шествие комоса, мимические игры, распе-вание песен, нередко грубоватых или шутливых, — все это и стало основой , в которой ситуации, действие, сами персонажи представлялись в смешных, гротескных, иногда карикатурных формах.

Первые образцы комедии возникли на Сицилии, откуда она перекочевала в Афины, где обрела классическую форму в V—IV вв. до н. э. Древнеаттическая комедия стала важным этапом становления мировой драмы. Она имела некоторые особенности, надолго определившие ее значимость. Это была политическая тенденциозная комедия. Конечно, авторы не избегали быта. Но определяла тематику прежде всего политическая злободневность. Комедия обличала пороки и недостатки общества, будь то суды, политические партии, наука, литература. Объектом осмеяния легко могли быть и известные политические деятели, философы, полководцы. Свобода критики предопределялась самой природой демократического общества. Комедия получила развитие именно в Афинах, самом свободном и демократическом государстве древней Эллады.

В основе древнеаттической комедии лежал сатирический способ отражения жизни. Ее герои не были индивидуализированы, не отличались психологизмом, как у Еврипида. Они представали как бы в кривом зеркале, в гротескном, карикатурном виде, когда определенный порок или недостаток гиперболизировался, становился доминирующим.

По данным ученых, древнеаттическая комедия представлена примерно

1. полных комедий Аристофана (из

44. которые ему приписываются).

Биография Аристофана, как и многих великих греков, пестрит «белыми пятнами». Он был сыном землевладельца, хорошо знал сельский быт и чаяния простого люда. Расцвет его творчества совпадает со временем долгой и мучительной Пелопоннесской войны. Ее тяготы легли тяжелейшим бременем на народ Аттики, который разорялся. Поэтому тема осуждения войны с такой силой зазвучала в творчестве Аристофана (комедии «Мир», «Ахарняне», «Лисистрата»).

В комедии «Лисистрата» остроумно запечатлен своеобразный «бунт женщин» с целью заставить мужей прекратить войну. Аристофан был одним из первых писателей в мировой литературе, творчество которого пронизано страстным призывом к миру.

Политическая демагогия — объект осмеяния в комедии «Всадники», где в роли ловкого раба Пафлагонца выведен известный в Афинах вождь, демагог Клеон, о котором современники писали, что он был «скверным и наглым», «более всех развратил народ», «первым стал кричать на трибуне и ругаться». В комедии «Облака» выведены в карикатурном виде софисты, ученые мудрецы, популярные в Афинах, учившие красноречию, искусству спора, но среди них находилось и немало шарлатанов. Действует тут и Сократ, который не столько соответствует облику реального Сократа, замечательного философа, сколько представляет как бы обобщенный портрет ученого шарлатана. Комедия «Лягушки» посвящена литературным спорам того времени. В ней представлена полемика в загробном мире Эсхила и Еврипида. Аристофан берет сторону Эсхила как сторонника героического искусства. Он не одобряет Еврипида, который, изображая пагубные человеческие страсти (таковы, по сути, Медея, Федра), якобы оказывал негативное влияние на зрителей.

Аристофан стоит у истоков мировой комедии. Но в дальнейшем в ней усилилась тенденция к изображению частной жизни, семейных отношений. Это покажет опыт новоаттической комедии у Менандра. Аристофан сыграл значительную роль в развитии сатиры, заложив ее основные приемы, широко используя гротеск, карикатуру, фантастику. Эти традиции получили развитие в творчестве таких мастеров сатиры, как Рабле, Свифт, Салтыков-Щедрин, Гейне.

Аристофан биография и творчество древнегреческого комедиографа и драматурга изложены в этой статье.

Аристофан краткая биография

Аристофан – это древнегреческий комедиограф и драматург, который появился на свет в Аттике. Его называли «отцом комедии». Точная дата появления его на свет, неизвестна, равно как и дата смерти. Ученые приблизительно указывают дату 445 год до нашей эры. Семья драматурга была обеспеченной – его отец владел земельным участком на острове Эгина. Свое образование он получил в афинском деме Кидафина.

Аристофан проявил свои способности к творчеству достаточно рано – в 17 лет он уже сочинял музыку и стихи.

Свою первую комедию он написал в 427 году до нашей эры, и называлась она «Пирующие». Дальше были «Вавилоняне» (426 год до нашей эры), «Ахарняне» (425 год до нашей эры) и «Всадники» (424 год но нашей эры).

Интересно, что свои произведения он подписывал именем своего хорошего друга Каллистрата. Считается, что перу Аристофана принадлежит всего 44 комедий, но до нашего времени в полном виде сохранилось лишь 11 произведений, среди них — «Всадники», «Ахарняне», «Осы», «Облака», «Лисистрата», «Женщины на празднике Фесмофорий», «Лягушки» . Также сохранилось около 900 отрывков из его других произведений, дающих некоторое представление о творчестве комедианта.