Болезни Военный билет Призыв

Архитекторы и зодчие урала

Возникновение архитектуры на Урале связано с колонизацией региона русскими и проникновением русской строительной культуры. Первые военно-оборонительные поселения строили новгородцы для сбора дани с местного населения в северном Приуралье. В летописях упоминаются г.Хлынов (Вятка, 1374) и г. Анфаловск (1398-1409). В XVI в. началась организованная колонизация Урала, опорными пунктами которой являлись "государевы остроги". В начале XVI в. центр колонизации находился в Покче, с 1535 - в Чердыни. В сеть острогов вошли Канкор (1558), Орел-городок (1564), Нижне-Чусовской (1568), Сылвенс-кий и Яйвенский, Очерский (1597), Верхне-Чусовской городки (1610). Вдоль Камы для защиты торговых путей была возведена цепь оборонительных поселений: Уфа (1574), Сарапул (1556), Бирская и Табынская крепости. Путь в Сибирь охранял Верхне-Тагильский городок (1583), крепости Лозьва (1590), Верхотурская (1598) и Туринская (1600). Активная колонизация сопровождалась стр. крепостей и острогов и требовала создания новых укрепленных пунктов в Зауралье: Невьянская (1621), Ницинская (1624), Тагильская (1625), В.-Ницинская (1632), Ирбитская (1633), Мурзинская (1639), Пышминская (1646), Чусовская (1656) крепости, Катайс-кий острог (1655), Челябинский острог*(ссылка на Челябинск.Архитектура) (1658), Шадринский острог (1662), Царево городище (Курган, 1662), Камышловская (1666-1667), Красноярская (1670), Арамильская (1675-1676), Новопышминская (1680), Багарякская (1698), Белоярская (1695) крепости. В Приуралье возведены Кунгурский (1649), Торговинский и Кишертский острожки. В первой половине XVIII в. для защиты от киргиз-кайсаков на Южном Урале были выстроены оборонительные линии: Закамская (1732), Самарская (1736-1742), Екат. (1737), Старая Ишимская (1737), Сакмарская (1739-1742), Верхне- и Нижне-Уйские (1737), влившиеся позже в Оренбургские линии. Крепости и остроги вплоть до XVII в. возводились по традициям зодчества Центральной России на возвышенных местах в точке слияния рек. Они имели неправильную конфигурацию, обносились деревянными стенами с башнями по углам и в местах въездов. Ряд крепостей и острогов в месте пересечения торговых путей имели посады с кварталами купцов и ремесленников и позже переросли в первые уральские города (Вятка, Чердынь, Верхотурье, Кунгур, Ирбит, Уфа и т.п.). Крепости XVIII в. строились с учетом европейских традиций, имели регулярную геометрическую планировку по всем правилам фортификационного исскуства. Посад многих из них имел регулярный план. Проникновение христианства на У. сопровождалось строительством монастырей: Пыскорский-Преображенский монастырь, переведенный в Канкор (1570-79), Николаевский мон. в Верхотурье (1604), Далматов монастырь (1644) и др. Монастыри Урала также возводились по традициям оборонного зодчества центра России, постепенно перестраивались в камне, занимая видное место в гор. застройке.

Оборонительная роль поселений Урала к концу XVIII в. была исчерпана. Однако этот период наложил сильный отпечаток на выразительность планировки и застройки городов Урала, оставив такие замечательные произведения архитектуры, как Верхотурский кремль, Оренбургские и Николаевские крепости, Николаевский монастырь в Верхотурье, Далматов монастырь, возведенные в лучших традициях русского зодчества. Указанный период дал Уралу своеобразные школы мастеров архитектуры (Гусев Т.М., Стафеев А.Д.. Сорока И.Б.). Помимо монастырей, христианизация Урала. активно шла путем строительства отдельных храмов в городах и селах. На ранних этапах сооружались деревянные церкви клетского типа (церкви с. Пянтег - XVII в., с. Янидор-1707, Чердынский р-н). Первые каменные храмы несли черты московского и ярославского зодчества с местной интерпретацией (Троицкий собор в Соликамске, 1684-1697). В XVIII в. на Урале проявились стилевые особенности московского барокко (церковное зодчество). Возросло число мастеров-каменщиков, создавших замечательные памятники архитектуры XVII-XVIII вв. (Вешняков Л.А., Горбовекий И., Кичигин А., Корсаков Л., Кремлев И.Т.). Промышленное освоение Урала началось с основания посадскими людьми Калинниковыми соляного городка Усолье Камское. С передачей Строгановым земель северного Прикамья стали интенсивно осваиваться соляные месторождения, появились первые промышленные поселки: Новое Усолье, Дедюхин. Промышленные сооружения этого периода строились преимущественно в дереве и не сохранились. Вторая волна промышленного освоения Урала началась в XVIII в., когда было построено свыше 200 металлургических заводов. Урал превратился в основную металлургическую базу России. Большинство металлургических заводов позже переросли в города и положили начало особой архитектурной градостроительной культуре Урала (промышленная архитектура). В течение XVIII в. сложились градостроительные принципы и новые для России типы зданий и сооружений. Каменное строительство в промышленных городах Урала начались в основном в конце XVIII в. после пожаров Пугачевского восстания. За основные принципы планировки и застройки промышленных городов были взяты положения Комиссии о строении С.-Петербурга с идеями регулярного европейского градостроительства. Поэтому большинство промышленных поселений Урала получили регулярный план с четким функциональным зонированием. Однако в отличие от административно-торговых и оборонительных поселений центр города формировал завод с системой предзаводских площадей. В первой половине XIX в. на уральских заводах работала плеяда талантливых архитекторов - выпускников С.-Петербургской академии художеств (Комаров А.3., Луценко К.А.(* - ссылка), Подъячев И.М., Малахов М.П., Чеботарев А.П., Дудин С.Е, Тележников Ф.А., Свиязев И.П.). Эти архитекторы горного ведомства привнесли в промышленные города Урала высокую культуру классической архитектуры и создали уникальные промышленные ансамбли европейского уровня. Данные ансамбли до сих пор формируют центры Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Ижевска, Воткинска, Невьянска, Златоуста, Кыштыма, Каслей, Каменска-Уральского, Белорецка, Очера, Алапаевска и др. Архитекторы горного ведомства, их ученики приняли активное участие и в застройке сложившихся административно-торговых городов Урала, разработав генеральные планы их развития и главные классические ансамбли городского центра (гражданская архитектура). Вторая половина XIX - начало XX в. в связи с интенсивным развитием капиталистических отношений, бурным ростом населенных пунктов отмечена реализацией генеральных планов городов. На смену классической архитектуре пришли национально-романтические поиски. В начале XX в. в архитектуре утвердился стиль модерн, наиболее полно отразивший процесс промышленной революции. На смену архитекторам горного ведомства пришли горные и гражданские инженеры. Акцент в развитии архитектуры Урала был перенесен на среду городского центра и узлы транспортных коммуникаций. Этот период характеризуется появлением на Урале новых типов зданий: гимназии, театры, доходные дома, банки, клубы, больницы, школы, училища, вокзалы, порты, депо, пассажи, торговые ряды. Среди уральских инженеров и архитекторов выделяются яркие таланты пермских архитекторов Турчевича А.Б., вятского архитектора Чарушина И.А., екатеринбургского архитектора Дютеля Ю.О.

Советский этап развития архитектуры на Урале характеризуется индустриализацией региона и привлечением средств не только в промышленность, но и в гражданское и жилое строительство. Особенно продуктивны были 1920-е - начало 30-х- время активной работы пионеров советской архитектуры, развивающих творческие концепции конструктивизма. Произошла окончательная специализация архитектуры на промышленную и гражданскую. Складывались основные принципы советского градостроительства: районная планировка, зонирование территорий, специализация и кооперация производства, единые системы транспортного и бытового обслуживания, озеленения и благоустройства, крупные ансамбли и комплексы. Создавалась система типового проектирования, возникали крупные государственные проектные институты. В промышленном проектировании ведущее место занимал государственный проектный институт "Промстройпроект", где работали архитекторы Мыслин В.А., Зильберт А.Э., Надеждин В.П., Щербаков С.Н., Бурдунин В.С., Дементьев В.Е., Жукова Н.П. и др. Проекты крупных технологических агрегатов Магнитогорского завода разрабатывали архитекторы Соколов В.Д., Гофман В.Л., Лубнин А.И., Тихонов Н. и др. Эти агрегаты послужили типовой основой для промышленных строений и на других уральских заводах (промышленная архитектура).

Изменение стилевой направленности советской архитектуры в 1930-е в сторону неоклассики затормозило развитие архитектурного творчества в СССР. Однако этот период дал много для архитектуры городов Урала, которые получили крупные градостроительные ансамбли своих центров и главных улиц, гармонично сочетающиеся с классическим наследием первой половине XIX в. Многие зодчие-конструктивисты изменили свои творческие взгляды в связи с социальным заказом, искренне увлеклись освоением классического прошлого. В этот период на Урале были заложены основы профессионального архитектурного образования. Открылись архитектурно-строительные техникумы в Перми и Свердловске, а в 1949 в УПИ - архитектурная специальность, давшая начало Уральской архитектурной школе. Основателем ее является архитектуры, профессор Бабыкин К.Т. На базе этой специальности в 1967 был создан второй в стране самостоятельный вуз (Свердловский архитектурный институт). САИ качественно изменил ситуацию на Урале в подготовке квалифицированных архитекторов. В настоящее время Уральская государственная архитектурно-художественная академия, бывший Свердловский архитектурный институт, относится к категории элитных творческих вузов России по подготовке и переподготовке специалистов высшей квалификации в области архитектуры, дизайна, монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства. Статус академии архитектурная художественная школа Урала приобрела в 1995 году. В настоящее время академия является одним из ведущих в России и СНГ вузов архитектурно-художественного профиля по величине и качеству подготовки специалистов. За годы существования она подготовила свыше 5 тысяч архитекторов и дизайнеров, успешно работающих в России и за рубежом. Среди ее выпускников два академика архитектуры, четыре члена-корреспондента Российской академии архитектуры и строительных наук и Российской академии художеств, 16 Заслуженных архитекторов и художников России.

С 1960-х государственная политика в обл. стр. исключила А. из сферы иск-ва. На смену диктата полит, приходит диктат стройиндустрии и жесткой экономии. Типовое строительство активно внедряется в массовую застройку городов Урала в ущерб художественным, экологическим и комфортным качествам. Единый заказчик и подрядчик в лице государствава не оставляет места архитектурному творчеству. Государственный монополизм привел к резкому снижению качества строителства, его технология испытывает период глубокого застоя. В этих условиях архитектурное творчество замыкается в стенах вузов и приобретает форму "бумажной архитектуры", оторванной от строительной практики. Современные концепции архитектуры и градостроительства не получают реализации. Некачественная застройка городов встречает в 1970-е широкие протесты общественности, особенно в исторических городах Урала. В качестве инструмента защиты исторического центра городов и поселков в это время выступают охранные зоны и зоны регулирования новой застройки. Появляются археологическо-этнографические музеи в поселках Хохловка Пермской области и селе Нижняя Синячиха (* ссылка) в Свердловской области. Первые берут на себя роль резервации недвижимых памятников архитектуры, вторые - становятся формой физического сохранения памятников народного зодчества путем переноса их в музеи-заповедники. Недооценка архитектурного наследия привела к утрате на Урале многих тысяч памятников архитектуры и объектов ценной исторической застройки. Грубым искажениям подверглись исторические центры городов Перми, Челябинска, Ижевска, Воткинска, Кургана, Камышлова, Туринска, Невьянска, Нижнего Тагила, Кунгура и др.

Архитектура и искусство народов Урала

Истоки высокого искусства народной архитектуры следует искать в постройках первобытного общества. Раскопки поселений культур эпохи железа позволяют сделать вывод, что в течение VII в. до н. э. и до XVI в. н. э. идет эволюционный процесс создания оптимального типа жилища, архитектурно-конструктивной основой которого был прямоугольный бревенчатый сруб. В X-XVI вв. были созданы жилые и хозяйственные постройки, ставшие впоследствии характерными для народного зодчества удмуртов - это «куа» (шалаш), «кенос» (амбар) и «корка» (изба). Куа - древний тип жилища - сооружалась из веток и коры деревьев. Впоследствии куа рубилась из бревен («кор»). Соединение слов «куа» и «кор» дало новое название «коркуа» (бревенчатый шалаш) или сокращенно «корка» (изба). Куа как жилище было вытеснено коркой, оставив за собой название постройки, где совершались языческие обряды. Семейные куа («покчи куа») строились на каждой усадьбе. Большие куа («бадзым куа») возводились вблизи селения в священной роще («луд»). Архитектура удмуртской избы испытала большое влияние русского деревянного зодчества. Со временем корка из однокамерного переходит в трехкамерное жилище - этот наиболее устойчивый вид планировки изб на Северном и Среднем Урале. Изба состоит из двух клетей, между которыми находятся сени. Существовал и резко отличный тип жилища - двухэтажная корка. Первый этаж - это кухня и горница одновременно, а спальня устраивалась на втором этаже. Сообщение между этажами - по открытой лестнице крутого подъема через лаз в перекрытии. Оригинальной архитектурой отличается хозяйственно-жилое строение удмуртской усадьбы - кенос. Кенос - это двухэтажное сооружение, нижний этаж которого занят кладовыми, а верхний членится на несколько отдельных помещений, используемых как летнее жилье. Многофункциональность строения привела к тому, что кенос имел композиционно много различных типов: одинарный и двойной, одно- и двухэтажный, на столбах и со сплошными стенами на первом этаже. Русские возводили постройки, заимствуя привычные для Севера типы изб. Используя приемы зодчества коми-пермяков и более совершенные конструкции северных зданий, уральские плотники создали новые типы жилищ. При сохранении традиционной объемно-планировочной структуры и конструктивных элементов это творческая интерпретация архитектурно-конструктивных форм жилища Севера в условиях Урала. Необходимо, в частности, указать на существенные отличия уральского жилища от северных построек - дом значительно меньшего размера, у изб нет светелок и высоких подклетов (вместо подклета подполье). Наличники, причелины, крыльца, ставни, ворота и карнизы лишены декоративного убранства. Разновидность северной избы, построенной «брусом», распространилась по всей территории Урала. В этой постройке торцевая сторона сруба считается главным фасадом и ориентирована в сторону улицы; на ней делается от одного до трех окон. Длинная сторона дома (или равная по длине главному фасаду) расположена перпендикулярно улице и имеет входное крыльцо. В этом типе усадьбы хозяйственные постройки также располагаются по периметру двора. Ворота делаются рядом с избой, иногда в стене хозяйственного сарая. По всей территории Урала строились усадьбы из двух разделенных двором изб: длинной (зимней) и короткой. Хозяйственные постройки примыкают к ним с задней стороны. В уральских селах и деревнях сохранились также «двойные» и «тройные» избы. На территории региона есть избы пятистенки - «светлицы пятистенные», выстроенные в XVII-XVIII вв. В Прикамье рубили избы из «циклопических» бревен диаметром 80 см и более. На Южном Урале дома напоминают типы сельских построек Поволжья: небольшие избы окружены с трех сторон открытым сверху двором, который ограждается забором из бревенчатой забирки или плетнем и хозяйственными постройками. В XIV в. земли, на которых жили коми, перешли под власть Московского государства. Здесь распространяется христианство, появляются первые церковные здания. Преобладающим типом церквей был клетский, что связано с привычками и нравами местного населения. Облик такой церкви близок избе, своими небольшими размерами она также напоминала жилье. Эти маленькие церкви обладают изящным силуэтом, оригинальной формой и конструкциями («крещатая» бочка, венчающая храм в с. Янидор под Чердынью, 1707 г.). Уникальным памятником деревянного зодчества является церковь в с. Пянтег (Чердынский р-н Пермской обл.), датируемая последними археологическими исследованиями началом XVIII в. Она рублена «шестериком», начинающимся от земли и имевшим шатровое завершение. Высказывалось предположение, что по первоначальному назначению это крепостная башня, перенесенная на другое место и превращенная в храм. Древние города Урала (Чердынь, Соликамск, Уфа, Верхотурье, Усолье и Кунгур) формировались по-разному. Чердынь, Верхотурье, Уфа и Кунгур возникли и развивались как торгово-ремесленные, военно-административные и религиозные центры, а Соликамск и Усолье - как поселения при соляных промыслах. Поселение на месте города Чердыни - старейшего на Урале - возникло в VIII-IX вв. В XV в. на Троицком холме, где сохранился остаток родановского городища - земляной вал, был построен русский город, обнесенный позднее деревянными стенами с башнями. Укрепления включали, кроме стен, шесть башен, четверо ворот и подземный ход к Колве. В XVI в. с приходом в Прикамье «именитых людей» Строгановых количество поселений, связанных с «соляным делом», увеличивается. Последние, получив большие земельные наделы по царским «жалованым грамотам», развернули добычу соли. В XVII в. на территории Северного Урала появляется множество населенных пунктов: Усолье, Березники, Ленва, Дедюхин. К ним примыкали более мелкие поселения, жители которых были также связаны с добычей соли. Все постройки возводились из дерева (каменные варницы появились в XIX в.). Длительному сроку службы сооружений способствовала пропитка бревен соляным рассолом - это защищает древесину от гнили и насекомых-точильщиков. Долгое время дерево было на Урале единственным строительным материалом. В XVII в. в крупнейших монастырях Прикамья - Чердынском, Иоанно-Богословском и Пыскорском возможно, появляются единичные каменные храмы.

Соликамск. Троицкий собор. 1684-1697 гг.

Соликамск. Богоявленская церковь. 1687-1695 гг.

Верхотурье. Троицкий собор (фрагмент). 1703-1710 гг.

Древнейшие сохранявшиеся памятники зодчества относятся к концу того столетия (Крестовоздвиженская церковь в с. Верхборовая под Соликамском, К378 1691 гг.). В жилой зоне Соликамска возник ансамбль монументальных каменных построек. Центр Соликамска был на пересечении сибирской и водной дорог, главное торговое место - соборная площадь. Ансамбль состоял из нескольких самостоятельных структур. Архитектурные образы зданий усложняются от границ города к центру. На окраинах стоят одиночные храмы. Здания расположены свободно с учетом рельефа и открывающейся перспективы с р. У солки. Небольшие объемы жилых и административных зданий уравновешивали дробные, разновысокие силуэты церквей. Для Соликамска характерно наличие парных (зимних и летних) храмов, что роднит его с древнерусскими городами. Активно использован в ансамбле цвет. Монументальные постройки белого цвета. Они хорошо выделялись на пепельно-сером фоне жилой деревянной постройки. В наибольшей мере цветом выделены здания центра города. На фоне белых стен храмов - кирпичного цвета узоры. Яркие пятна икон и зеленые пояса изразцов оживляли фасады. Архитектура Соликамских церквей своеобразно объединяет приемы московского зодчества середины XVII в. с мотивами, восходящими к традиционным местным деревянным формам. Так, в Троицком соборе заимствованный тип бесстолпного храма на подклете, окруженного галереей с приделами, сочетается со сложностью двух крылец с фигурными столбами и балясинами, крытых бочками и шатрами. Фасады насыщены декоративными деталями, разнообразными наличниками, карнизами, поясами, включающими популярный впоследствии на Урале квадратно-ромбический орнамент, так называемый жучок. Калейдоскопическое «узорочье» выполнено из фигурного кирпича. Столь же богатое убранство имеет и первое гражданское каменное здание - воеводский дом, получивший, однако, и некоторые черты крепостной архитектуры (бойницы в стенах, разветвленная сеть подземных ходов). Монументальность и красочность архитектурных форм, выдающиеся конструктивные достоинства выдвигают ансамбль Соликамска в один ряд с ансамблями Владимира и Суздаля, Великого Устюга и Вологды. Создание оригинальных типов жилищ, церковных зданий, крепостей и главное - промышленных сооружений соляных промыслов подготовило широкое использование дерева и конструкций из него для создания цехов и устройств металлургической промышленности Урала в XVIII в.

Одним из основных направлений изобразительного искусства Урала AVI-XVII вв. стала иконопись. Памятники древнерусского периода распадаются на две разнохарактерные группы. К одной относятся иконы; обладающие чертами народного примитива и наиболее близкие «северным письмам». К другой - памятники иной традиции, происходящие из центрально-русских земель. Икона «Огненное восхождение пророка Ильи на небо» XVI в., хранящаяся в Пермской художественной галерее, служит характерным примером «северных писем». Она немногословна, проста, совершенна по языку. Охра и киноварь делают ее нарядной и «жаркой», заставляя почувствовать полыхание пламени в огненном круге, «возносящем» Илью. Пермекая икона отличается особой четкостью композиции, укороченноетыа пропорций и обобщенностью форм. Икона «Архангел Михаил и житии», написанная до 1610 г., представляя другую традицию, связана с московским кругом. Облику Михаила, одетого в лоры, присуща мягкость. Ничего экспрессивного нет и в письме. Художник работает изысканно, тонко, тщательно продумывая дзета. Преобладает в иконе охристый цвет, усиленный позолоченным фоном. Гармоничны и слаженны клейма, тяготеющие к центру. Фигуры в них медлительны и изящны. Памятники «строгановской школы» представляют замечательное явление в позднейшей живописи средневековой Руси. Это художественное направление возникло в мастерских, принадлежавших Строгановым, промышленная династия которых существовала в Прикамье более 400 лет. Строгановская живопись предельно изящна: хрупкие, «танцующие» фигуры, «точеные» лики, великолепные одеяния и. главное, тонкость письма. Подлинный шедевр строгановской иконописи - «Богоматерь Владимирская с 18 клеймами» работы Истомы Савина. Древнейшая песнь материнства звучит здесь торжественно и печально. Драгоценное сверкание красок не снижает напряженности образа, а яркое узорочье клейм заставляет внимательнее всмотреться в прекрасные лики матери и младенца. Клейма иконы поистине уникальны. И не только своими черными фонами, предваряющими живопись современного Палеха. Вместо легенды о Богоматери художник рассказал в них о татарском нашествии 1395 г. Мы видим и вражеский стан, и выступление московского войска, и гибель татарского хана. Конечно, историческая канва расшита непременными «чудесами», но смелость художественного решения несомненна. Особое место среди строгановских икон занимают произведения Семена Хромого. Написаны эти иконы в традиции XIV-XV вв. торжественно и монументально. «Рождество св. Иоанна Предтечи» может считаться образцом русской иконы - настолько совершенны здесь вписанная в круг композиция, пластичные силуэты фигур, звучен насыщенный колорит. Искусство С. Хромого, лишенное столичного изыска и «строгановских» новаций, принадлежит, очевидно, чисто местной школе. Искусство, возникшее в мастерских солепромышленников Строгановых, представлено не только иконами, но и шитьем. Этим произведениям присущ своеобразный художественный язык, отличающийся от московского, сложившегося в царских «светлицах». Московское шитье тяготело к полихромным решениям, строгановское предпочитало сочетание золота с серебром. Строгановские шитые пелены имеют подчас такую плотную панцирную фактуру, что уподобляются произведениям ювелира. Так вышито, например, одно из «Положений во гроб». Золотые и серебряные нити, уложенные «в прикреп», плотно покрывают одежду действующих лиц, предметы окружающей среды, атрибуты символической сцены. Цвета мало, но рядом с обилием блеска он кажется особенно звучным; оттенки яркие: зеленые, вишневые, голубые. Лики изображенных своеобразны: им приданы ясные контуры и четко прорисованные глазницы. Самобытны и образы строгановского шитья, одухотворенные, эмоциональные, решенные подчас очень индивидуально. Так, в одной из пелен, изображающей убийство царевича Дмитрия (Пермская художественная галерея) ", самый яркий и характерный персонаж - Никита Кочалов с решительным взмахом руки и ожесточенным выражением круглой усатой физиономии. На рубеже XVII-XVIII в. особенно распространенным в шитье становится барочный орнамент. Фигуры буквально утопают в пышных растительных завитках и соцветиях. Красивая четкая вязь надписей на кайме встречается редко, зато «лицевое» шитье украшается жемчугом, бахромой и драгоценными вставками. Изображение в целом становится живее, но в нем исчезают былая значительность, величавость. Традиции деревянной скульптуры, зародившиеся у местного населения в глубокой древности, испытали сильное воздействие русской культуры в XVI-XVII вв. и нашли свое воплощение в пермской деревянной скульптуре. Скульптура носила по преимуществу культовый характер, изображения помещались в церквах и часовнях. Пермская деревянная скульптура развивалась в течение длительного времени. Произведения, которые возникли в XVI в., обладают условностью, сложившейся в русской культуре.

Их объемы предельно обобщены, формы плоскостны, композиции фронтальны и неподвижны. Полихромность традиционна. Скульптуры раскрашены. Цвет делает скульптуры пространственно активными, подчеркивает и увеличивает их эмоциональную выразительность. Рельеф «Собор архангелов» из с. Губдора - одно из красивейших произведений. Его плановой округлой композиции вторит нарядное цветовое построение из оранжево-красных и светло-синих оттенков. «Собор архангелов»- редкий в деревянной скульптуре сюжет. Чаще всего изображался резчиками Христос и всегда страдающим: или распятым, или сидящим в темнице. В этом образе скульпторы с наибольшей силой воплощали свои реальные чувства и представления. Распятия в пермской скульптуре очень разнообразны. Крест из с. Вильгорта, сделанный бесхитростно и наивно, соседствует с великолепно вырезанным распятием из г. Соликамска. Образ мучительной смерти рождается в Соликамском распятии благодаря искусным приемам: уплощению торса, удлинению конечностей, бессильному падению головы. Распятие из г. Усолья - один из шедевров деревянной скульптуры XVII-XVIII вв Обращает на себя внимание и характерный необычный «монгольской» облик Христа. С XVIII в. пермская скульптура, как и скульптура других русских земель, испытывает сильное влияние европейской пластики. Возникают парадные примитивы на основе барокко. Традиции пермской деревянной скульптуры продолжают развиваться и позднее, в XIX в., сохраняя многие черты, присущие народному миросозерцанию и эстетическому восприятию.

фрагмент статьи (ист.: Уральская историческая энциклопедия)

Промышленная архитектура подразделяется на промышленное градостроительство, архитектуру промышленных зданий, архитектуру промышленных сооружений. Возникла на Урале одновременно с колонизацией края русскими при строении соляных городков (Усолье - 1430) и получила интенсивное развитие с нач. XVIII в. - времени горнозаводского освоения Урала.

В качестве архитекторов первых уральских заводов выступали т.н. плотинные мастера, решавшие задачу создания напора воды для вододействующей технологии производства и обработки металла. Гидротехнические комплексы уральских заводов XVIII в. были не только самыми мощными и совершенными для своего времени, но и определили градоформирующую основу первых промышленных поселений. Как правило, промышленные и жилые здания вплоть до конца XVIII в. выполнялись в дереве и до настоящего времени не сохранились. Исключение составили плотины заводских прудов - самые ранние памятники промышленной архитектуры Урала. Из производственных зданий - это Невьянская наклонная башня (1725), соединившая в себе функции заводской лаборатории, рабочего кабинета А. Демидова, сторожевой башни и колокольни. Сохранились также провиантские склады (сер. XVIII в.) в Нижнем Тагиле, выполненные в камне. Архитектура этих зданий носит черты русского барокко и во многом заимствована из архитектуры кремлей и монастырей XVII в. В большей мере этот период ценен формированием принципов промышленного градостроительства, поскольку большинство уральских заводов послужило основой первых промышленных городов. Завод являлся центральным ядром поселения, предзаводские площади - административными и торговыми центрами, связывающим завод с жилыми кварталами.

Среди заводов Урала выделяется Екатерининский (1723), который в отличие от остальных планировался как промышленный город - военно-административный, культурный и торговый центр горнозаводского Урала. Он органично соединял в себе черты завода и регулярной крепости с посадом в лучших традициях европейского фортификационного искусства. Екатеринбург можно считать первым промышленным городом в истории градостроительного искусства. Основателем его являлись В.Н. Татищев и В.И. де Геннин, соединившие здесь воедино свои знания европейского градостроительства и крупного промышленного производства.

Как область профессиональной деятельности промышленная архитектура сложилась в нач. XIX в., когда на Урале сформировался корпус архитектурного горного ведомства - выпускников Петербургской академии художеств. Особенно плодотворным этапом деятельности специалистов промышленной архитектуры на Урале являлась первая пол. XIX в., когда заводы перестраивались в камне на основании последних достижений архитектурного творчества и строительства. В промышленное строительство были привлечены формы архитектуры в стиле русского классицизма и принципы гармонии, ансамблевости, комфортности и рациональности, созданы новые типы производственных, жилых и гражданских зданий. Разрабатывались генеральные планы городов и заводских поселений, определившие их развитие вплоть до первой пол. XX в. Основные профессиональные принципы, выработанные на Урале, легли в основу советского градостроительства.

Наиболее выдающимися зодчими промышленной архитектуры Урала первой пол. XIX в. являются И.И. Свиязев, М.П. Малахов, С.Е. Дудин, И.М. Подъячев, А.П. Чеботарев, А.В. Комаров, Ф.А. Тележников, В.Н. Петенкин. Горнозаводские ансамбли Урала первой пол. XIX в. до сих пор формируют центры большинства населенных пунктов. Некоторые из них были искажены поздними наслоениями, однако до сих пор составляют предмет своеобразия и культурной значимости архитектуры Урала.

Среди них высокой архитектурной ценностью отличаются ансамбли Екатерининского, Верх-Исетского, Невьянского, Нижне-Тагильского, Верх-Нейвинского, Билимбаевского, Кыштымского, Каслинского, Златоустовского, Алапаевского, Артинского, Нижне-Сысертского, Ижевского, Воткинского, Каменского заводов. Остальные либо полностью перестроены в более поздние периоды, либо сохранились фрагментарно.

В этот период начали складываться научные основы промышленной архитектуры. Большую роль сыграли первые научные труды уральского архитектора И.И. Свиязева, обобщившего опыт формирования новых типов производственных зданий. Во второй пол. XIX в. в промышленную архитектуру приходят выпускники С.-Петербургского института гражданских инженеров, а также горные инженеры. Сфера промышленной архитектуры становится на Урале колыбелью нового стиля "модерн". Ряд заводов Урала, полностью перестроенные в конце XIX - нач. XX в., демонстрируют возможности новой архитектуры: Баранчинский, Кушвинский, Саткинский, Пашийский. Среди них особо выделяется Баранчинский электротехнический завод, реконструированный в годы первой мировой войны в связи с эвакуацией туда завода "Вольта".

Пономаренко Е . В.

Доктор архитектуры доцент, Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТИАГ РААСН)

СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА ЮЖНОГО УРАЛА

В статье рассматривается использование региональных и нерегиональных архитектурных традиций в современном зодчестве Южного Урала. Проанализированы особенности строительства новых сооружений с использованием стилистики рядом находящихся памятников архитектуры. Проведен анализ случаев негармоничного сочетания новых зданий с исторической средой. Приведены примеры строительства новых сооружений, которые цитируют региональные и общероссийские архитектурные объекты.

Ключевые слова: использование традиций в современной архитектуре

Key words: traditions in contemporary architecture

Архитектурно-градостроительные памятники, несущие духовные послания прошлого, остаются в современной жизни свидетелями вековых традиций. Памятник неотделим от истории, свидетелем которой он является, и от окружающей среды, где он расположен. В настоящее время на Южном Урале постоянно растет осознание ценности наследия, оно рассматривается как общее достояние.

Разумеется ориентация на наследие не единственное направление современной архитектуры Южного Урала. Стилевые искания современной архитектуры на Южном Урале характерны программным многообразием. Наблюдается широкий спектр творческих установок зодчих – от постмодернистских тенденций до откровенного цитирования отечественных и региональных образцов прошлого.

В последнее время привлекательность исторической среды городов региона оценена архитекторами и потребителями, которые стремятся построить кафе, рестораны, магазины, офисы, жилые дома именно на этой территории. Эти приоритеты сказываются и на поисках форм новой архитектуры, что приводит к появлению многочисленных «цитат», стилизации архитектурных объектов под рядом стоящие здания, а также использованию масштаба и композиционного строя исторической архитектуры.

Цитирование и стилизация являются необходимыми условиями при проектировании в историческом центре поселений, где нужно сохранить архитектурную среду определенного этапа развития города. Новый корпус здания камерного театра в Челябинске наглядно иллюстрирует эту характерную черту региональной архитектуры Южного Урала. Декор фасадов почти полностью повторяет существующее старое здание, являющееся характерным памятником архитектуры модерна.

Старое здание театра, построенное в 1890-е годы, являлось особняком владельца типографии А.Б. Бреслина в Челябинске. В то время на первом этаже помещалась принадлежащая хозяину типография газеты «Голос Приуралья» со складом в подвале. Такое смешение функций в одном здании было характерно для региона. На втором этаже располагались жилые помещения и редакция. Вход в жилые помещения осуществлялся через левое крыло. Это был типичный образец сложнорасчлененной объемной композиции модерна. Здание состояло из нескольких разновысоких объемов. Основной объем двухэтажный. С юга и востока имело одноэтажные пристройки. Главный фасад членился лопатками, завершенными фигурными столбиками выше уровня карниза. Лопатки были декорированы лепниной, характерной для стиля модерн. Окна первого этажа – прямоугольные широкие с завершением в виде коробовой арки. Они были обрамлены прямоугольными наличниками. С одной стороны от окон располагался вход с крыльцом, с другой стороны – большие прямоугольные филенки. Во втором этаже окна имели прямоугольную форму, рамочные наличники и сандрики. В уровне входа два окна были заменены на ложные окна. Здание венчалось профилированным карнизом и решеткой. В настоящее время фасады памятника отреставрированы, а планировка полностью изменена. В новом здании театра использованы пропорции окон, горизонтальные тяги, филенки, наличники и сандрики идентичные фасаду памятника, но лепные украшения очень упрощены. Отсутствует лепнина на сандриках и характерные лопатки с лепниной и фигурным завершением. (Рис. 1 а)

Челябинск является характерным примером южноуральских городов, в которых остались только отдельные островки среды досоветского времени. Таких поселений на Южном Урале значительное количество. Поэтому исторические зоны города имеют важнейшее значение для сохранения его самобытного облика и архитектурно-градостроительного образа. Единственным примером попытки воссоздать пространственную среду конца XIX – начала ХХ века в Челябинске является реконструкция улицы Кирова, которая находится в редком оазисе исторической части города и в настоящее время превращена в пешеходную улицу. (Рис. 1 б)

а б в

Рис. 1. а – камерный театр; б – панорама улицы Кирова; в – скульптура нищего

Улица Кирова является одной из первых магистралей Челябинска, ранее носила названия Уфимская, Екатеринбургская, потом стала Рабоче-Крестьянской. В одном из ее концов располагается так называемая «нулевая верста» города, с которой он начинался. В 2000-м году власти города приняли решение сделать улицу пешеходной. Архитекторы предлагали множество вариантов реконструкции, в том числе со строительством трех высотных офисных зданий «Три богатыря», которые резко нарушили бы пространство улицы.

Основа осуществленного варианта реконструкции пространственной среды улицы Кирова – это сохранившиеся памятники архитектуры и скульптурные композиции, непосредственно связанные со зданиями, перед которыми установлены. Около реконструированного моста через реку Миасс расположена большая площадь. Здесь до 1930-х годов располагался кафедральный Христорождественский собор и именно на этом месте полковник Тевкелев заложил небольшую крепость, с которой и начался Челябинск. На западной стороне площади, на самой улице появились фонтаны и обелиск «Нулевая верста Челябинска», возведенный на предполагаемом месте основания города. Отсюда отсчитываются все расстояния Челябинской области. Бронзовые скульптуры, изображающие жителей города XIX века дополняют памятники архитектуры. Фигуры выполнены в натуральную величину, здесь можно видеть нищего, Левшу подковывающего блоху, восточного мальчика с верблюдом, гитариста, даму-кокетку, городового, пожарную карету, а также просто отдыхающих людей, в том числе Пушкина, который в Челябинске никогда не был. (Рис. 1 в)

а б в

Рис. 2. а – здание Альфа-банка; б – магазин Авдеева; в – здание Челябинск-Сити

Большая часть вписанных в эту историческую среду новых зданий решена с применением цитат из архитектуры ампира, характерной для рядом стоящих памятников. Например, здание Альфа-банка, несмотря на шесть этажей композиционно и по декору напоминает особняк конца XIX века с акцентированной башней на углу улиц. Первые два этажа отделены горизонтальной тягой и повторяют по пропорциям проемов находящийся рядом магазин Авдеева, который был построен в 1907-1910 годах на перекрестке улиц Уфимской (Кирова) и Скобелевской (Коммуны), т.е. рядом с банком. Здание банка как и памятник архитектуры имеет «П»-образный план с пристройками в дворовой части. Угол здания магазина Авдееваакцентирован крупным фронтоном барочной формы. По бокам фронтон имеет изогнутые части, а в центре две возвышающиеся лопатки с лепниной, скрепленные лучковой аркой. Фасады здания, также, членятся лопатками, которые над карнизом переходят в пинакли. Между лопатками располагаются широкие прямоугольные окна, над которыми находятся прямоугольные ниши. Угол здания Альфа-банка подчеркнут башенкой с высоким граненым куполом, шатром и шпилем. Высота нижней части, отделенной тягой, соответствует высоте магазина Авдеева. Центр главного (восточного) фасада памятника имеет небольшой дугообразный фронтон, который повторен на южном фасаде. В завершении здания банка тоже применены дугообразные фронтоны, но их пропорции гораздо скромнее по отношению к общему объему здания. (Рис. 2 а, б)

Разумеется, следует отметить, что ориентация на наследие не единственное направление современной архитектуры Южного Урала. Существуют многочисленные случаи вторжения зданий контрастного архитектурного решения в историческую зону.

На улице Кирова резко нарушает историческую среду 23-этажное офисное здание, называемое «Челябинск – Сити». Многофункциональный комплекс с магазинами, офисами, рестораном и видовой площадкой (рекреационной зоной) возвышается на 84 метра и является самым высоким зданием на Южном Урале. За основным корпусом находится четырехъярусная стоянка для автомобилей с конференц-залом, соединенная переходом с главным корпусом. Кроме диссонанса пропорций это сооружение имеет резко контрастное исторической среде конца XIX – начала ХХ века стилистическое решение. Здание полностью отделано стеклопакетами бельгийского производства синего цвета. Несмотря на полное несоответствие этого здания единственной в городе зоне исторической застройки проект был согласован со всеми инстанциями, занимающимися охраной памятников. (Рис. 2 в)

Ориентация на наследие как направление поисков новой архитектурной стилистики региона особенно характерна для культовых зданий. Этот тип сооружений в настоящее время является экспериментальной площадкой формирования региональных особенностей архитектуры. Посредством культовой архитектуры этнические группы населения Южного Урала осознают свою культурную и религиозную самобытность. В настоящее время процесс формирования регионального варианта культовой архитектуры находится на начальной стадии. В условиях разрыва традиций храмостроения сложение стиля идет постепенно. Поскольку храмы всегда являются акцентами застройки, эти поиски особенно разнообразны. Встречается стилизация под деревянное древнерусское зодчество, особенно в православном культовом строительстве. Преобладает на Южном Урале стилизация под ретроспективные направления конца XIX – начала ХХ веков. Но зачастую цитируются и стилизуются не региональные образцы, а мировые. Характерно заимствование русско-византийской, неорусской и «кирпичной» стилистики конца XIX – начала ХХ в. Достаточно интересны культовые здания, метод формирования которых близок модерну.

Наиболее ярким примером стилизации под деревянное древнерусское зодчество на Южном Урале является церковь в честь иконы Богоматери «Скоропослушница» в поселке Верхняя Санарка Троицкого района Челябинской области (2005 г., по проекту Московской патриархии). Камень в основание храма заложили и освятили 22 ноября 2002 года в день иконы этой святой. Церковь рассчитана на 300 прихожан.

Храм расположен на въезде в поселок на небольшом естественном возвышении, которое искусственно увеличено и выложено природным камнем. Здание отдаленно повторяет церковь Преображения в Кижах. Храм разделен на верхний и нижний. Церковь построена из уральской сосны, причем главный сруб – без гвоздей. Строители использовали для крепления бревен деревянные шканты. Материал, из которого построена церковь, соединен с современными технологиями: калиброванием бревен, покрытием дерева противопожарным и антисептическим составом с биозащитой и огнезащитой. Здание дополнительно укреплено изнутри металлическими конструкциями, стягивающими его каркас. Его высота – 37,5 метров. Специально для настоятеля храма отца Дмитрия на близлежащей территории был построен двухэтажный дом, выдержанный в соответствующем архитектурном стиле. Крыши выполнены из медной черепицы. Семь колоколов были отлиты из специальной колокольной бронзы в уральском городе Каменске-Уральском.

Основной объем здания крестообразный в плане, с западной стороны имеет трапезную и колокольню. На четверике расположено пять ярусов постепенно уменьшающихся восьмериков. Общее число глав – 15, они располагаются на боковых бочках по 4 с каждой стороны. Во втором ярусе появляется дополнительный декоративный элемент – накладные килевидные закомары. Ветви креста имеют парные окна. Над сенями, перекрытыми бочкой и над шатром крыльца имеются дополнительные главки. Сени дополнены обходной галереей на столбах, облицованных естественным камнем. На востоке располагается пятигранная апсида с двумя окнами. Участок церкви обнесен чугунной оградой с мощными столбами, облицованным природным камнем. Внутри находится 3 ярусный деревянный иконостас. Между его ярусами расположены полуколонки и орнаментальные элементы. Иконостас имеет завершение в виде трехлопастных закомар, а в центре расположена икона «Распятие» с предстоящими. (Рис. 3 а)

В целом, несмотря на активное цитирование древнерусского образца, сооружение отличается гармонией пропорций и ярким художественным образом. Во многом этот эффект достигнут за счет естественного цвета материала и приемов, традиционных для русского деревянного зодчества.

а б в

Рис. 3. а – церковь села Верхняя Санарка; б – церковь «Взыскание погибших» в Челябинске; в – Одигитриевская церковь в Челябинске

Интересным примером стилизации, которая может быть условно названа «неомодерн» является церковь в честь иконы «Взыскание погибших» в Челябинске (2003 г., арх. А. Анисимов). Храм в честь иконы Божией матери Взыскание погибших построен по инициативе и на средства челябинского завода Теплоприбор. Возведенный в 2003 году, он стал яркой достопримечательностью Челябинска. В декабре 2001 года был освящен закладной камень православного храма, Совершил этот обряд митрополит Челябинский и Златоустовский Иов. Еще раньше митрополит благословил строительство.

Сооружение имеет сложную композицию. Главный вход находится на северном фасаде, к которому пристроен придел с главкой и крыльцо, образующие ступенчатую композицию. К южному фасаду пристроена галерея, фланкированная с одной стороны крыльцом, а с другой квадратной в плане колокольней. Над основным объемом расположен шестигранник с килевидными завершениями и шатром наверху с люкарнами на гранях. Шатер увенчан луковичной главкой. Колокольня двухъярусная с маленькими окошками. Западный фасад разделен на два этажа: внизу окна маленькие и находятся в полуциркульных нишах, вверху расположены три окна галереи. На восточном фасаде находятся три полуциркульные апсиды, центральная более широкая и высокая, разделена на два яруса: верхний с высоким узким окном, внизу – маленькие окна (нижний храм). Главная апсида наверху декорирована килевидным элементом, очертания которого повторяет кровля. Все карнизы церкви имеют золотистый орнаментальный поясок. Образ этого сооружения наиболее близок московскому модерну, возможно потому, что архитектор московский. Церковь построена из кирпича, оштукатурена на цоколе. Имеет облицовку природным камнем. Здание обнесено чугунной оградой с кирпичными столбами и столбиками с двускатным покрытием. Десять колоколов для храма были отлиты в городе Каменске-Уральском фирмой «Петков и компания». Самый маленький колокол весит шесть килограммов, самый большой – 640 килограммов.

Еще более характерным вариантом стилизации «неомодерна» стала Одигитриевская церковь в Челябинске (2004 г.). Это одноглавый бесстолпный храм с полуциркульной апсидой. Здание поставлено на искусственное возвышение. Ярусный объем нарастает к главе, расположенной на световом барабане. У его основания находятся накладные кокошники. Многоярусные кокошники отходят от древнерусской формы, превращаясь в лепестки лилии. Архитектурный орнамент – традиционные и нетрадиционные мотивы. Приплюснутый шлемовидный купол – явное нарушение традиционных древнерусских пропорций. Основной объем разделен декоративным пояском из арочек и ступенчатых сосулек. Вокруг храма имеются декоративное ограждение, заимствованное скорее из классицизма. На территории располагается иконная лавка и трехпролетная арка с колоколами. Аналогичное здание существует в Екатеринбурге (Храм в честь иконы «Нечаянная радость»).

Таким образом, в настоящее время в регионе остро стоит проблема взаимосвязи и содержательного соответствия сложившегося и вновь формируемого градостроительного образа при реконструкции исторических территорий. Решение этой проблемы должно включать сохранение: композиционно-пространственной целостности исторической части поселений, масштаба среды, выразительности общего силуэта и панорам, местных строительных и художественных традиций.

Наследие оказывает значительное влияние на архитектурную практику Южного Урала. Анализ произведений современной региональной архитектуры выявил использование архитектурно-градостроительных традиций, архитектурное цитирование, стилизацию, воссоздание архитектурных объектов.

Прямое цитирование является одним из самых распространенных приемов стилизации. Цитируются как отдельные элементы, так и фрагменты композиций характерных сооружений. Наиболее часто цитирование встречается в архитектуре храмов, небольших общественных зданий (например, магазинов и офисов), а также индивидуальных жилых домов.

Особенно большое воздействие на архитектурную практику Южного Урала оказывает наследие конца XIX– начала ХХ вв. Мировоззренческий плюрализм приводит к популярности эклектических и ретроспективных направлений в архитектуре, ориентации на них в формировании современного варианта региональной архитектуры.

В качестве архитекторов первых уральских заводов выступали т.н. плотинные мастера, решавшие задачу создания напора воды для вододействующей технологии производства и обработки металла. Гидротехнические комплексы уральских заводов XVIII в. были не только самыми мощными и совершенными для своего времени, но и определили градоформирующую основу первых промышленных поселений. Как правило, промышленные и жилые здания вплоть до конца XVIII в. выполнялись в дереве и до настоящего времени не сохранились. Исключение составили плотины заводских прудов - самые ранние памятники промышленной архитектуры Урала. Из производственных зданий - это Невьянская наклонная башня (1725), соединившая в себе функции заводской лаборатории, рабочего кабинета А. Демидова, сторожевой башни и колокольни. Сохранились также провиантские склады (сер. XVIII в.) в Нижнем Тагиле, выполненные в камне. Архитектура этих зданий носит черты русского барокко и во многом заимствована из архитектуры кремлей и монастырей XVII в. В большей мере этот период ценен формированием принципов промышленного градостроительства, поскольку большинство уральских заводов послужило основой первых промышленных городов. Завод являлся центральным ядром поселения, предзаводские площади - административными и торговыми центрами, связывающим завод с жилыми кварталами.

Среди заводов Урала выделяется Екатерининский (1723), который в отличие от остальных планировался как промышленный город - военно-административный, культурный и торговый центр горнозаводского Урала. Он органично соединял в себе черты завода и регулярной крепости с посадом в лучших традициях европейского фортификационного искусства. Екатеринбург можно считать первым промышленным городом в истории градостроительного искусства. Основателем его являлись В.Н. Татищев и В.И. де Геннин, соединившие здесь воедино свои знания европейского градостроительства и крупного промышленного производства.

Как область профессиональной деятельности промышленная архитектура сложилась в нач. XIX в., когда на Урале сформировался корпус архитектурного горного ведомства - выпускников Петербургской академии художеств. Особенно плодотворным этапом деятельности специалистов промышленной архитектуры на Урале являлась первая пол. XIX в., когда заводы перестраивались в камне на основании последних достижений архитектурного творчества и строительства. В промышленное строительство были привлечены формы архитектуры в стиле русского классицизма и принципы гармонии, ансамблевости, комфортности и рациональности, созданы новые типы производственных, жилых и гражданских зданий. Разрабатывались генеральные планы городов и заводских поселений, определившие их развитие вплоть до первой пол. XX в. Основные профессиональные принципы, выработанные на Урале, легли в основу советского градостроительства.

Наиболее выдающимися зодчими промышленной архитектуры Урала первой пол. XIX в. являются И.И. Свиязев, М.П. Малахов, С.Е. Дудин, И.М. Подъячев, А.П. Чеботарев, А.В. Комаров, Ф.А. Тележников, В.Н. Петенкин. Горнозаводские ансамбли Урала первой пол. XIX в. до сих пор формируют центры большинства населенных пунктов. Некоторые из них были искажены поздними наслоениями, однако до сих пор составляют предмет своеобразия и культурной значимости архитектуры Урала.

Среди них высокой архитектурной ценностью отличаются ансамбли Екатерининского, Верх-Исетского, Невьянского, Нижне-Тагильского, Верх-Нейвинского, Билимбаевского, Кыштымского, Каслинского, Златоустовского, Алапаевского, Артинского, Нижне-Сысертского, Ижевского, Воткинского, Каменского заводов. Остальные либо полностью перестроены в более поздние периоды, либо сохранились фрагментарно.

В этот период начали складываться научные основы промышленной архитектуры. Большую роль сыграли первые научные труды уральского архитектора И.И. Свиязева, обобщившего опыт формирования новых типов производственных зданий. Во второй пол. XIX в. в промышленную архитектуру приходят выпускники С.-Петербургского института гражданских инженеров, а также горные инженеры. Сфера промышленной архитектуры становится на Урале колыбелью нового стиля "модерн". Ряд заводов Урала, полностью перестроенные в конце XIX - нач. XX в., демонстрируют возможности новой архитектуры: Баранчинский, Кушвинский, Саткинский, Пашийский. Среди них особо выделяется Баранчинский электротехнический завод, реконструированный в годы первой мировой войны в связи с эвакуацией туда завода "Вольта".