Болезни Военный билет Призыв

Архитектор башен близнецов. Как построили знаменитые башни-близнецы в нью-йорке. События и причины

Десять лет назад 19 человек, подготовленных Аль-Каидой провели скоординированную террористическую атаку на Соединенные Штаты Америки. На разработку плана теракта ушло несколько лет. Террористы одновременно захватили 4 крупных пассажирских самолета с намерением уничтожить при помощи них самые знаменитые достопримечательности США, забрав при этом как можно больше жизней. Три самолета достигли целей, четвертый упал на поле в Пенсильвании. За один день эти акты массового убийства погубили около 3000 человек из 57 стран мира. Из них более 400 погибших – пожарные, полицейские и бригады скорой помощи. Это событие получило максимальное освещение за всю историю масс-медиа, и даже десять лет спустя тяжело смотреть на эти снимки. Атаки и реакция на них в значительной степени сформировали мир, в котором мы живем сегодня, и поэтому очень важно смотреть на эти фотографии и вспоминать, что случилось в тот день. Данный пост – второй из трех, посвященных терактам 11 сентября.

1. Вид на Статую Свободы и затянутый облаками дыма и пыли Манхэттен из Джерси-Сити, Нью-Джерси, 15 сентября 2001 года. (AP Photo/Dan Loh)

2. Дым валит из дыры в стене и с верхних этажей северной башни ВТЦ в Нью-Йорке, после столкновения с ней рейса 11 компании American Airlines. (AP Photo/Richard Drew)

3. Рейс 175 компании United Airlines за секунду до столкновения с южной башней ВТЦ. Северная башня уже горит. (Reuters/Sean Adair)

4. Взрыв в южной башне во время столкновения с ней самолета рейса 175 United Airlines в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. Самолет врезался в здание на скорости 945 км/ч. (Reuters/Sean Adair)

5. Столкновение самолета с южной башней ВТЦ. На борту было 56 пассажиров (включая 5 угонщиков). (Spencer Platt/Getty Images)

6. Взрыв 3800 литров топлива, остававшегося на борту самолета во время столкновения с южной башней ВТЦ в Нью-Йорке. (AP Photo/Ernesto Mora)

7. Две женщины, держась друг за друга, смотрят на горящие после атаки террористов здания ВТЦ. (AP Photo/Ernesto Mora)

8. За Эмпайр Стейт Билдинг видны горящие башни-близнецы. (AP Photo/Marty Lederhandler)

9. Облако дыма от зданий ВТЦ в нижнем Манхэттене. Снимок со спутника Геологической службы США, пролетавшего над районом около 9:30 во вторник, 11 сентября 2001 года. (AP Photo/USGS)

10. Люди, свисающие из окон северной башни ВТЦ после атаки. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

11. Мужчина выпрыгивает навстречу смерти из заполненной дымом и пламенем северной башни ВТЦ. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

12. Мужчина прыгает с верхних этажей горящей северной башни ВТЦ. (AP Photo/Richard Drew)

13. Мужчина, прыгает из северной башни ВТЦ. (AP Photo/Richard Drew)

14. Камера наблюдения в Пентагоне запечатлела взрыв, к которому привело столкновение с угнанным самолетом American Airlines с 58 пассажирами и 6 членами экипажа на борту, 11 сентября 2001 года. (AP Photo)

15. Пламя и дым вырываются из здания Пентагона после взрыва. (AP Photo/Will Morris)

17. Медики оказывают помощь пострадавшим рядом с Пентагоном, после того как в юго-западный угол здания врезался угнанный авиалайнер. (Reuters/U.S. Navy Photo/Journalist 1st Class Mark D. Faram)

19. Дым валит из башен ВТЦ после того, как два угнанных самолета врезались в них во время террористической атаки на Нью-Йорк. (Mario Tama/Getty Images)

20. В 9:59 утра 11 сентября 2001 года, спустя 56 минут после столкновения, южная башня ВТЦ начинает обрушиваться. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

21. Южная башня ВТЦ рушится, и обломки погребают под собой близлежащие улицы. (AP Photo/Richard Drew)

22. Полицейские и пешеходы бегут в поисках укрытия во время теракта в Нью-Йорке. (Doug Kanter/AFP/Getty Images)

23. Люди, покрытые пылью, идут по обломкам рядом с ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

24. Мару Шталь из Сомерсета, Пенсильвания, показывает сделанный им снимок места падения рейса 93 компании United Airlines. Самолет разбился около Шенксвилля, и Шталь, услышав взрыв, направился к месту падения и сделал снимок, прежде чем спасатели оцепили территорию. Самолет упал в Пенсильвании вскоре после атак на Нью-Йорк. (Reuters/Jason Cohn)

25. Воздушный снимок места крушения рейса 93 в Шенксвилле, Пенсильвания, сделанный ФБР 12 сентября 2001 года. Боинг 757 летел из Ньюарка, Нью-Джерси, в Сан-Франциско, когда вдруг совершил резкий поворот возле Кливленда, и разбился в Шенксвилле, Пенсильвания. Погибло 44 человека. Этот самолет был одним из четырех, являющихся частью плана теракта 11 сентября, и единственным, не достигшим своей цели. (AP Photo/FBI)

26. Пожарные и спасатели исследуют место падения рейса 93 возле Шенксвилля, Пенсильвания. (AP Photo/Tribune-Democrat/David Lloyd)

27. В 10:28 утра 11 сентября 2001 года спустя 102 минуты после столкновения с ней самолета, северная башня ВТЦ в Нью-Йорке рушится. (AP Photo/Diane Bondareff)

28. Обрушение башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (Jose Jimenez/Primera Hora/Getty Images)

29. Фотография полицейского департамента Нью-Йорка показывает, как пепел и дым разносятся над Манхэттеном во время обрушения северной башни ВТЦ. (AP Photo/NYPD, Det. Greg Semendinger)

30. Пыль, дым и обломки заполняют воздух во время падения башни ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (Reuters/Shannon Stapleton)

31. Пыль, дым и пепел окутывают соседние здания после падения обеих башен ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (AP Photo/NYPD, Det. Greg Semendinger)

32. Люди уходят от обрушившихся башен, спасаясь от дыма и пыли. В результате теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке обе 110-этажные башни ВТЦ рухнули. (AP Photo/Suzanne Plunkett)

33. Северная башня ВТЦ превращается в тучу пыли и обломков через полчаса после падения южной башни 11 сентября 2001 года. Снимок сделан из Джерси-Сити, Нью-Джерси, с противоположного берега реки Гудзон. (Reuters/Ray Stubblebine)

34. Люди пробираются через обломки рядом с руинами ВТЦ 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

35. Священник помогает людям после падения башен ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Gulnara Samoilova)

36. Люди закрывают лица от пыли, пересекая Бруклинский мост, чтобы уйти от облака пыли и дыма, накрывшего Манхэттен после терактов. (AP Photo/Daniel Shanken)

37. Люди на улице рядом с башнями-близнецами 11 сентября 2001 года. (Mario Tama/Getty Images)

38. Помощник шерифа оказывает помощь женщине, получившей ранения во время атаки террористов 11 сентября на ВТЦ в Нью-Йорке. (AP Photo/Gulnara Samiolava)

39. Мужчина рыдает, наблюдая за падением башни ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Shawn Baldwin)

40. Пожарный отдыхает на скамейке в нижнем Манхэттене во время работ на месте падения башен-близнецов 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Matt Moyer)

41. Строительный мусор и пепел от падения башен ВТЦ в результате теракта, заполняют улицы Манхэттена, превращая вид города в картину Апокалипсиса. Здания обрушились, погребя под обломками тысячи людей. (AP Photo/Boudicon One)

42. Пожарный зовет на помощь спасателей, чтобы разобрать обломки ВТЦ. Снимок сделан 15 сентября 2001 года. (Reuters/U.S. Navy/Journalist 1st Class Preston Keres)

43. Шасси одного из угнанных самолетов лежит на улице рядом с разрушенными зданиями ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. (Reuters/Shannon Stapleton)

44. Пожарные в поисках выживших под обломками башен-близнецов послетеракта 11 сентября 2001 года. (AP Photo/Matt Moyer)

45. Свет с трудом пробивается сквозь тучи дыма и пепла на месте обрушения башен ВТЦ. (AP Photo/Baldwin)

46. Нью-Йоркские пожарные тушат здание 7 Всемирного Торгового Центра, уничтоженное вместе с башнями-близнецами в ходе теракта 11 сентября 2001 года. (Reuters/Mike Segar)

47. Группа пожарных возле руин южной башни ВТЦ в Нью-Йорке, 11 сентября 2001 года. (Reuters/Peter Morgan)

48. Обломки покрывают рельсы в туннеле Нью-Йоркского метрополитена на линиях 1 и 9 станции Кортланд Стрит под ВТЦ. По словам представителей городского дранспорта Нью-Йорка, повреждения были настолько сильными, что пришлось восстанавливать более одной мили туннеля. (AP Photo/New York City Transit)

49. Спасатели проводят операцию по поиску и спасению пострадавших, спускаясь под обломки ВТЦ в пятницу, 14 сентября 2001 года. (Reuters/U.S. Navy/Photographer"s Mate 2nd Class Jim Watson)

50. Человек стоит в руинах башен ВТЦ и пытается звать выживших, спрашивает, нужна ли кому-нибудь помощь. (Doug Kanter/AFP/Getty Images)

Этот репортаж доступен в высоком разрешении.

Прошло ровно 11 лет с момента самого кровавого в мировой истории , в результате которого погибло почти 3 000 человек из 92 стран. На месте рухнувшего Всемирного торгового центра возводятся новые небоскребы, музей и мемориал в память о теракте.

О том, как идет строительство нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, мы расскажем в сегодняшнем репортаже.

Немного истории. (ВТЦ) в Нью-Йорке - это комплекс из 7 зданий, спроектированных американским архитектором японского происхождения Минору Ямасаки, и официально открытый 4 апреля 1973 года. Архитектурной доминантой комплекса были две 110-этажные башни-близнецы - Северная (высотой 417 метров, а с учетом установленной на крыше антенны - 526 метров) и Южная (высотой 415 метров). Некоторое время после окончания строительства башни были высочайшими небоскребами в мире. Комплекс ВТЦ был разрушен в результате терактов 11 сентября 2001 года. После крушения Всемирного торгового центра самым высоким зданием в Нью-Йорке было здание Эмпайр-стейт-билдинг.

В результате все 7 зданий комплекса были разрушены : три самых высоких здания обрушились ВТЦ-1 (Северная Башня, 110 этажей), ВТЦ-2 (Южная Башня, 110 этажей) и ВТЦ-7 (47 этажей), которое не было атаковано, его снесли промышленным способом. ВТЦ-3 (отель «Марриотт», 22 этажа) был почти полностью разрушен обломками ВТЦ-1 и ВТЦ-2. Остальным трём зданиям комплекса был нанесён такой ущерб, что они были признаны непригодными к восстановлению и позже были снесены. (Фото Mark Lennihan |A P):

На месте крушения Всемирного торгового центра в Нью-Йорке был открыт 11 сентября 2011 года, 10 лет спустя терактов. Он представляет собой 2 квадратных бассейна, расположенных точно на месте бывших башен-близнецов. По оценкам, около 5 миллионов человек будут посещать памятник ежегодно, что является рекордом среди всех исторических мест США. (Фото Mark Lennihan | Reuters):

Хотя Национальный Мемориал 11 сентября получил хорошие отзывы со стороны общества и семей погибших, этот проект критикуется за высокую стоимость и отсутствие эстетики. Издание «The Wall Street Journal» считает его самым дорогим памятником Америки.

Два квадратных бассейна с самыми большими водопадами в США, сделанными руками человека, были открыты 11 сентября 2011 года, в 10 годовщину терактов. Музей, расположенный под бассейнами, будет открыт в сентябре 2012 года. (Фото Stan Honda | AFP | Getty Images):

Бассейны спускаются вниз до подножия бывших башен-близнецов. Они символизируют утрату жизни и пустоту, вызванную террористскими атаками. Звук падающей воды должен будет имитировать звуки города. На бронзовых бортах Мемориальных бассейнов написаны имена погибших в результате теракта 11 сентября 2001 года. (Фото Seth Wenig | AP):

Всемирный торговый центр Башня 1 (ВТЦ-1, ранее - Башня Свободы) - центральное здание в новом комплексе Всемирного торгового центра, строящегося в нижнем Манхэттене в Нью-Йорке. Окончание строительства Башни Свободы планируется в 2013 году. Сейчас построено 104 этажа, а ровно год назад их было 80. (Фото Lucas Jackson | Reuters):

Стоимость строительства небоскреба оценена в 3.8 млрд долларов, что делает его самым дорогим офисным зданием в мире. (Фото Gary Hershorn | Reuters):

Всемирный торговый центр Башня 1. Фотография сделана 7 сентября 2012 с 72 этажа Всемирного торгового центра Башни 4. (Фото Spencer Platt/Getty Images | Reuters):



Вид на Эмпайр Стейт Билдинг и строящуюся Башню 1 нового Всемирного торгового центра (справа), 30 апреля 2012. (Фото Timothy A. Clary | AFP | Getty Images):

Основание высотного крана, установленного внутри Башни 1 нового Всемирного торгового центра, 23 марта 2012. (Фото Lucas Jackson | Reuters):

Под новым Всемирным торговым центром в Нью-Йорке находятся подземные коридоры, которые свяжут несколько зданий с транспортным узлом. (Фото Mark Lennihan | AP):

Ночной вид на бассейн Национального Мемориала 11 сентября. (Фото Spencer Platt | Getty Images):

Ночной Манхеттен, Луна и Всемирный торговый центр Башня 1 (в центре), 6 мая 2012. (Фото Gary Hershorn | Reuters):

Стройплощадка нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 1 апреля 2012. (Фото Mark Lennihan | AP):

Окончательный вид здания Всемирного торгового центра (Башня 1) был представлен публике 28 июня 2006 года. Для безопасности сначала хотели сделать нижнюю часть здания (57 метров в высоту) из бетона, но критики высказались, что это будет напоминать бетонный саркофаг. В итоге было решено, что при отделке фасада на этом уровне будут использованы стеклянные элементы призмоподобной формы. (Фото Spencer Platt | Getty Images):

С окончания конструкции антенны Всемирного торгового центра (Башня 1) в небо будет светить луч света, который, как предполагается, будет виден в воздухе в высоту до 300 метров. (Фото Gary Hershorn | Reuters):

Квадратные бассейны Национального Мемориала 11 сентября. Нью-Йорк, 1 апреля 2012. (Фото Mark Lennihan | AP):

Общий вид нового Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, 6 сентября 2012. В центре - здание Всемирного торгового центра (Башня 1), слева - комплекс зданий Всемирного финансового центра, справа - здание Всемирного торгового центра (Башня 4). (Фото Mark Lennihan | AP):

Оригинал взят у mgsupgs в История Башен Близнецов

Оригинал взят у igornasa в Всемирный Торговый Центр - от фундамента до Ground Zero
История ВТЦ (Всемирного Торгового Центра) началась в 1946 году.

Шел первый послевоенный год - Европа лежала в руинах, Япония отходила от последствий атомной бомбардировки, Китай находился в предчувствии гражданской войны. Единственной страной, обошедшейся малой кровью, могучим ударом , были США - на очень короткое время мир стал Pax Americana .

Pax americana et sovietica

Лучше быть мертвым, чем красным
(антикоммунистический лозунг)
Мы вас похороним
(Н.С.Хрущев)

Доллар был признан международным платежным средством, начал осуществляться план Маршалла, были созданы Международный Валютный Фонд, Международный Банк и, конечно же, ООН.
Штаб-квартира ООН разместилась в космополитичном Нью-Йорке.

В 1946 году нью-йоркские отцы города, предвидя расцвет международной торговли в послевоенном мире, предложили построить в Нижнем Манхэттена "всемирный торговый центр".

Идея оказалась преждевременной. Советский Союз, имея самую сильную сухопутную армию, обзавелся атомной бомбой. Над Европой Советы опустили железный занавес, в Азии же, подружившись навеки с Китаем, развязали Корейскую войну.

Мир из Pax americana превратился в Pax americana et sovietica (мир по-американски и мир по-советски)

Холодная война не очень способствовала расцвету международной торговли - к идее постройки ВТЦ американцы вернулись только в конце пятидесятых. Слово "всемирный" теперь касалось исключительно капиталистического мира.

Центр предполагалось строить в Нижнем Манхэттене, находившемся в глубоком кризисе. После 1929 года здесь не было построено ни одного нового небоскреба, а сам район постепенно превращался в город-призрак. Остановить этот процесс довелось братьям Рокфеллерам - Дэвиду и Нельсону.

Рокфеллеры. "Барон", филантроп, политик, банкир

Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем
"Капиталистические акулы. Биография американских миллионеров" ...
Как человек умный, он поймет, что часть меньше целого, и отдаст мне эту часть из опасения потерять все

(Золотой Теленок)

Братья принадлежали к не самой последней в капиталистическом мире династии - их дедом был тот самый Robber Baron (барон-разбойник) Джон Рокфеллер-старший , который Стандарт Ойл, а отцом - филантроп Джон Рокфеллер-младший (Рокфеллер-центр).

Джон Рокфеллер-старший

Джон Рокфеллер-младший и его сыновья - Дэвид, Нельсон, Уинтроп, Лоренс и Джон Рокфеллер III-ий, ожидающие прибытия гроба с телом Джона Рокфеллера-старшего (1937)

Если на основателе династии, первом "долларовом" миллиардере мира, навсегда осталось клеймо барона-разбойника, то его наследники прославились как филантропы и политические деятели - деньги не пахнут.
Самыми заметными фигурами из пяти братьев были Нельсон и Дэвид.

Спасти Нижний Манхэттен!

Небоскребы ВТЦ собирались назвать "Нельсон" и "Дэвид"
(Нью-йоркский фольклор)

Нельсон Рокфеллер , вице-президент в администрации Джеральда Форда, 14 лет был губернатором штата Нью-Йорк.
Дэвид Рокфеллер с 1961 года являлся президентом Чейз-Манхэттен Банка.
Именно с постройки 60-этажного небоскреба Чейз-Манхэттен Банк началось возрождение Нижнего Манхэттена как делового центра.
В 1960 году "Ассоциация Даунтаун-Нижний Манхэттен", возглавляемая Дэвидом Рокфеллером, разработала план создания Всемирного Торгового Центра - комплекса офисных зданий и отелей. При поддержке губернатора штата Нью-Йорк Нельсона Рокфеллера план начал претворяться в жизнь.
Такой грандиозный проект могла осилить только Port Authority - могущественная организация, ответственная за инфраструктуру внутри кольца радиусом 40 км и центром - Статуей Свободы.

Через тернии - к звездам

Возведение ВТЦ, конечно, не могло обойтись без конфликтов. Столкнулись интересы двух штатов (Нью-Йорка и Нью-Джерси), города Нью-Йорка, владельцев Эмпайр Стэйт Билдинга и организации Port Authority . Сторонам пришлось идти на компромиссы, делать уступки и получать сдачу.
Почти всех примирил перенос места ВТЦ с восточного побережья Манхэттена (Ист-Ривер) на западное (Гудзон). При этом ВТЦ планировали строить как раз над железнодорожными туннелями, соединяющими Манхэттен с нью-джерсийским побережьем.

1 - первоначальное место для ВТЦ, 2 - ВТЦ

В результате штат Нью-Джерси получал модернизацию железной дороги, а штат Нью-Йорк и Port Authority - прибыль от эксплуатации терминала этой дороги, который планировалось построить под ВТЦ.
Разрешались противоречия в коридорах власти, на площади вышла только последняя битва - с владельцами маленьких магазинов, расположенных на месте будущего ВТЦ. Это были в основном магазины электроники - место так и называлось Radio Row (Радиоряд).
Бизнесмены, за спинами которых маячили владельцы Эмпайр Стейт Билдинга, не желавшие появления такого конкурента, устраивали демонстрации и пытались действовать через суд.

Все их усилия оказались напрасными - 21 марта 1966 года было снесено первое из краснокирпичных зданий Radio Row.
Что же планировали строить под таким громким названием - Всемирный Центр?
Еще в 1962 году в конкурсе, в котором участвовали архитекторы первого ранга, победил малоизвестный архитектор из Детройта - 49-летний американец японского происхождения Минору Ямасаки .

Тихий японо-американец

Биография Минору Ямасаки - классическая иллюстрация успеха по-американски.
Родившийся в Сиэтле в семье японских иммигрантов (его отец работал на местной обувной фабрике, а мать была пианистка), он рано столкнулся с расизмом, сильно развитым тогда в тех местах. Чтобы заработать на учебу в колледже, он ездил на Аляску, где работал по 14 часов в день на рыбопромысловых судах.

Минору Ямасаки показывает на макете Нижнего Манхэттена место под ВТЦ

Два по сто десять

Перед Ямасаки была поставлена скромная задача - спроектировать здание, в котором офисного пространства будет в пять раз больше, чем в Эмпайр Стэйт Билдинге. Перебрав десятки вариантов - одинокий небоскреб в 150 этажей, четыре небоскреба, комплекс невысоких зданий и другие, архитектор остановился на двух одинаковых небоскребах-параллелепипедах с квадратным сечением.

В работах американского архитектора японского происхождения очевидно итальянское влияние.
Форма и расположение небоскребов - как у башен средневекового итальянского города Сан-Джиминьяно

Башни-близнецы Сан-Джиминьяно

Башни-близнецы Всемирного Торгового Центра

Готические арки - как у Дворца Дожей в Венеции

Дворец Дожей

Плаза Всемирного Торгового Центра

В первоначальном варианте небоскребы состояли из 80 этажей, что делало их ниже Эмпайр Стэйт Билдинга.

Гай Тоззоли, отвечающий за проект от организации Port Authority , заявил:
Яма, президент собирается высадить человека на Луну. Я хочу, чтобы наши небоскребы были самыми высокими в мире

Ямасаки добавил по 30 этажей. Теперь 110-этажные небоскребы обошли Эмпайр Стэйт Билдинг... и начали вторую высотную гонку. Как известно, первая высотная гонка завершилась в 1931 году, и победитель, Эмпайр Стейт Билдинг, 40 лет оставался самым высоким зданием мира. Вторая гонка продолжается до сих пор:

Всемирный Торговый Центр (1973)
Сирс Тауэр (1974)
Башни Петронас (1998)
Тайбэй 101 (2004)
Шанхайский всемирный финансовый центр (2008)
Новый ВТЦ-1 (2013, строится)
Бурдж-Халифа (2010)

6 августа 1966, двадцать лет спустя после рождения идеи комплекса, строительство Всемирного Торгового Центра началось.

Стройка века

Мы строили, строили и наконец построили

Возведение небоскреба - неординарная задача сама по себе, но постройка ВТЦ была беспрецедентна по масштабам и по трудностям.
Проблемы начались с фундамента. Небоскреб должен стоять на bedrock (твердой породе). До нее в выбранном для Центра месте оказалось более 20 метров. Просто копать было опасно из-за близости океанских вод, поэтому до начала рытья по всему периметру будущей стройки была сооружена подземная "стена". Конструкция получила название bathtub (корыто) .

Bathtub (указана стрелками). Туннели: 1 - в Нью-Джерси, 2 - из Нью-Джерси

А что было делать с таким количеством выкопанной земли? Нью-Йорк вспомнил про свои голландские корни - жители Нидерландов (Нижних Земель) славились умением отвоевывать у моря пространство. Голландские колонисты принесли это ноу-хау в Новый мир, а англичане воспользовались их знаниями - за столетия колонизации очертания Манхэттена сильно изменились.

Эти изменения демонстрирует фотография 30-х годов - надземная линия метро проходит по границе Нового Амстердама

1 - место под ВТЦ, 2 - район будущей насыпи

Строящиеся башни ВТЦ и насыпь

Позже на насыпи были построены жилой комплекс Battery Park City и Всемирный Финансовый Центр . Четыре приземистых небоскреба Финансового Центра, похожие на Телепузиков, радуют глаз разнообразием верхушек - египетская пирамида, пирамида майя, купол и мастаба

Синие точки - очертания Манхэттена в год его "покупки" у индейцев (1626),
серая область - рукотворные районы.

Глубины bathtub хватило на семь подземных этажей, над которыми началось возведение 110-этажных башен.
При строительстве были использованы выписанные из Австралии краны Kangaroo , способные самонаращиваться

Необычную конструкцию небоскребов ВТЦ демонстрирует уникальная фотография, на которой, как на рентгеновском снимке, виден "скелет" Северной Башни.

Вес небоскреба несли две группы колонн - центральная и внешняя.

Лестницы и лифты располагались в центре, а для офисов предназначалось пространство между центральными и внешними колоннами. Такая конструкция давала будущим арендаторам свободу перепланировки офисов.

У типичных небоскребов того времени фасады были сплошь из стекла, у Близнецов окна находились в глубине, за колоннами.
В темное время суток окна было прекрасно видно

днем же небоскребы становились слепыми монолитами

Так выглядели небоскребы к концу строительства, в 1970 году.

Последний этаж Северной Башни был возведен в конце 1970 года, Южной - в середине 1971-го. Открытие Центра состоялось 4 апреля 1973 года .
Ножками огромного камертона казались Близнецы по завершению строительства.

Возможность увидеть их во весь рост исчезла после постройки в 1988 году Всемирного Финанасового Центра.

Стоимость строительства вышла за 1,5 милларда долларов, строили ВТЦ 7,5 тысяч человек, погибло 8 человек.

Перпендикулярный город

Как принято, США разделены на районы, которым присвоены почтовые индексы (zipcode ).

Необычным является назначение индекса отдельному зданию. В Нью-Йорке 44 небоскреба достаточны крупны, чтобы иметь собственный почтовый индекс. Например, почтовый индекс Эмпайр Стэйт Билдинга - 10118 , Крайслер Билдинга - 10174 , Сиграм Билдинга - 10152 .

Индексом ВТЦ являлись цифры 10048 .

Всемирный Торговый Центр был настоящим городом - в зданиях комплекса в будний день находилось до 50 тысяч работающих и от 50 до 100 тысяч посетителей. Это позволяло считать его шестым по населению "городом" штата Нью-Йорк.

ВТЦ - это шесть зданий, уместившихся на Плазе (площади) в 16 акров, и одно здание - вне площади.

1 WTC - Северная Башня
2 WTC - Южная Башня
3 WTC - отель Марриот
4 WTC - товарно-сырьевая биржа
5 WTC - Dean Witter Building
6 WTC - Таможня США
7 WTC - Salomon Brothers Bank

Часто весь комплекс называли просто Близнецы - остальные здания меркли рядом с 110-этажными башнями:

Высота Северной Башни (без антенны) - 417 метров
Высота Южной Башни - 415 метров
Высота антенны - 104 метра

Доставка людей и грузов производилась лифтами - их в каждой башне было 103 (97 пассажирских и 6 грузовых). Лифты-экспрессы останавливались только на 44-ом, 78-ом и самом верхнем этажах (так называемых skylobbies - небесных вестибюлях). Для промежуточных этажей надо было пересаживаться на локальные лифты.

В центре Плазы находился фонтан с вращающейся сферой

Под плазой располагался молл, ниже молла - подземный гараж на 2000 мест. На уровне седьмого этажа проходил железнодорожный туннель.


Стерпится - слюбится

Первоначальная реакция нью-йоркцев и гостей столицы мира на творение Ямасаки была весьма прохладная:

Близнецы - это коробки, в которых были доставлены Крайслер-билдинг и Эмпайр Стэйт Билдинг
(Hью-йоркский фольклор)

Самыми безжалостными критиками были профессионалы:

Ада Хакстэйбл , архитектурный критик:
Башни - голая технология, вестибюли - слезливая сентиментальность, влияние на Нью-Йорк - чистая фантазия... Двадцати-двух дюймовые (56 см) окна так узки, что одна из чудесных возможностей, предоставляемых высотными зданиями - захватывающий вид сверху, полностью отсутствует. ... Башни - большие здания, но они - не великая архитектура.

Пол Голдбергер , архитектурный критик:
Он [Центр] большой. Он больше любого строения. Он еще раз показал, что человек может приспособиться к чему угодно... Его влияние на город, касается ли это скайлайн, среды даунтауна и цен на недвижимость, невозможно переоценить. Но сами здания Центра так скучны и банальны, что их не стоило бы возводить даже для банка в Омахе.

В конечном итоге Близнецы повторили судьбу Эйфелевой башни - к ним привыкли, затем перестали замечать, потом начали гордиться.
На фоне Всемирного Торгового Центра снимались:

Статуя Свободы

Церковь Святого Николая

Если же кто-то хотел увидеть Манхэттен без ВТЦ, ему надо было взобраться
на верхние этажи Близнецов - единственное место, откуда их не было видно.

Обозревать "весь Нью-Йорк" можно было
- из окон ресторана Windows on the World, находящегося на 106/107 этажах Северной Башни


с наблюдательной площадки (Observation Deck), находящейся на 107 этаже Южной Башни


с платформы на крыше Южной Башни (110 этаж)

Вскоре Близнецы начали привлекать искателей приключений.
Сенсацией стала "небесная прогулка" французского канатоходца.

Большое шоу Филиппа Пети

Когда я вижу три апельсина - я должен жонглировать, когда вижу две башни - должен пройти между ними
(Ф.Пети)

В шесть часов вечера 6 августа 1974 года Филипп Пети, канатаходец-самоучка, проник на крышу Южной Башни. Он был не один - в "заговоре" участвовало несколько человек. Прикинувшись посыльными, они пронесли на крыши башен необходимое снаряжение - стальной канат, разборный шест, лук и стрелу. На переброску и закрепление каната ушла вся ночь.

В семь утра Филипп Пети ступил на шаткий "мостик", протянутый на высоте 415 метров, шириной в один дюйм (2,5 см) и длиной 40 метров.

Далеко внизу люди, спешившие на работу, останавливались и в неверии глядели на маленькую человеческую фугурку, прогуливающуюся между башнями-исполинами на невообразимой высоте.

К десятку первых зрителей вскоре присоединились тысячи. Через несколько минут после начала "представления" на крышу Южной Башни прибыли полицейские.

Свидетельствует сержант Чарьлз Дэниэльс:

Когда мы с полицейским Мэйерсом вышли на крышу, мы обнаружили на полпути к башне этого "танцора" - назвать его просто канатоходцем было бы недостаточно. Увидев нас, он заулыбался и пустился в пляс. Когда же он присел на колено, мы отступили, беспокоясь, что наше присутствие повлияет на его концентрацию. Мы призвали всех к тишине. Канатоходец же лег на канат, потом сел, свесив ноги - это было невероятно...

Встав, он опять начал танцевать, смеясь и приближаясь к нам... Когда он подошел к башне, мы потребовали, чтобы он сошел с каната на крышу, но он повернулся и пошел назад... Он начал подпрыгивать, полностью отрывая ноги от каната - мы все окаменели...


Вспоминает сам Пети:

За 45 минут я совершил 8 переходов. Во время одного из них я лег на канат, посмотрел в небо и увидел над собой чайку. Я мог рассмотреть ее - у нее были красные глаза. Мне вспомнился миф о Прометее. Птица кружила в небе и смотрела на вторгшегося в ее пространство чужого - кем я и был здесь, на этой высоте...

Когда Пети вернулся на крышу, он тут же был арестован.

Ему вменялось в вину многое: проникновение на частную территорию, неподчинение полиции, опасное для окружающих поведение и даже публичное выступление без разрешения.

Конечно, позже все обвинения были сняты, Филиппа Пети лишь обязали выступить перед детской аудиторией в Центральном Парке.
За Филиппом Пети последовали представители других жанров.

Отважные герои очень маленького роста

Только нас не замечают
Из-за разницы в размерах
И поэтому прощают
Очень маленьких, но смелых...

Если у Владимира Маяковского безработные кидались с Бруклинского моста, то один современный обездоленный выбрал ВТЦ. Не собираясь сводить счеты с жизнью, он хотел привлечь внимание к тяжелому положению безработных.

Он благополучно приземлился, став одним из предтеч BASE jumping (Building, Antenna, Span, Earth) - экстремального занятия, при котором смельчаки прыгают с парашютом со зданий, антенн, мостов и утесов.
ВТЦ завоевывали не только сверху, но и снизу.

Джордж Уиллиг , "человек-муха", 26 мая 1977 года вскарабкался на Южную Башню, потратив на это 3,5 часа. За нарушение общественного порядка он был оштрафован на 1 доллар 36 центов - по центу за каждый преодоленный им фут.

На сцене под названием ВТЦ ставились разные спектакли.
В 1995 году здесь проходил матч за звание чемпиона мира по шахматам (по версии ПША) между Гарри Каспаровым и Вишванатаном Анандом


Такой площадкой не мог пренебречь и Голливуд. В римейке "Кинг Конга" 1976-го года финальная сцена разворачивается не на Эмпайр Стэйт Билдинге, а на крыше ВТЦ.

Фильм, как известно, не завершается хэппи-эндом для Кинг Конга - смертельно раненый, он падает с крыши Южной Башни на плазу комплекса.

Первая кровь

В тот день бомба, заложенная в грузовик, взорвалась на втором этаже подземного гаража под Северной башней.

Подопечные Омара Абдель-Рахмана (Слепого шейха) рассчитывали, что Северная Башня обрушится на Южную, но Близнецы устояли.

Было убито 6 человек, ранено около тысячи. В результате взрыва небоскребы были обесточены, лифты остановились, система оповещения перестала работать. Переносные радиостанции пожарников плохо функционировали, а система 911 была перегружена.

Пешая эвакуация по лестницам заняла более 4 часов. Небольшая группа людей была снята вертолетами с Южной Башни, а один человек - даже с труднодоступной крыши Северной Башни.

Вертолетная площадка на крыше Северной Башни; полицейский вертолет

Эти операции поселили в людях ложную уверенность, что спасение вертолетами с крыш входит в планы спасения.

Теракт продемонстрировал плохую готовность ВТЦ к таким катастрофическим событиям и заставил принять меры.
Увы, как показали события 2001 года, эти меры оказались полумерами.

11 сентября

Но ветер подул, и тебя уже нет,
Кого ты хотел удивить...

Первый таран произошел в 8:46, вторая башня обрушилась в 10:28.
Всемирный Торговый Центр, который строился семь лет и простоял тридцать лет, был разрушен за 102 минуты.

Разрушены полностью
1 - 1 WTC
2 - 2 WTC
3 - 7 WTC
4 - Северный Мост
5 - Церковь Св. Николая
Частично обрушены
6 - Отель Марриот
7 - 4 WTC
8 - 5 WTC
9 - 6 WTC
Существенно повреждены
10 - здание по адресу 30 West Broadway
11 - здание телефонной компании Verizon
12 - 3 Всемирный Финансовый Центр
13 - Зимний Сад
14 - здание по адресу 90 West Street
15 - здание Bankers Trust
Поврежден фасад
16 - One Liberty Plaza
17 - здание по адресу 22 Cortlandt Street
18 - отель Millenium Hilton
19 - Federal Office Building
20 - 2 Всемирный Финансовый Центр
21 - 1 Всемирный Финансовый Центр

На следующий день

Когда были убраны руины ВТЦ, из земли выступила практически неповрежденная стена bathtub

Место нарекли Ground Zero - так со времен Хиросимы и Нагасаки называют точку на поверхности земли, находящуюся прямо под центром воздушного ядерного взрыва...

Всемирный Торговый Центр (1966-2001)

Трагедию 11 сентября 2001 года до сих пор помнит весь мир, последствиями террористической атаки стали гибель 2977 человек, и разрушение не только Башен Близнецов, но и находящихся недалеко от них небоскрёбов Центра Международной Торговли и отеля “Марриот”. С тех пор уже прошло почти двадцать лет и многие задаются вопросом, что сейчас на месте башен близнецов .

Место трагедии жители Нью-Йорка прозвали “нулевой отметкой”. Власти города старались быстрее реконструировать квартал, так как он постоянно напоминал гражданами о событиях того дня, потому работы начались почти сразу, ещё осенью 2001 года. Сейчас про 11 сентября 2001 напоминает мемориал, а музей посвящённый событиям того дня заставляет запомнить его во всех самых ужасающих деталях.

Место памяти и музей 9/11

Первым делом администрация Нью-Йорка решила убрать останки разрушенных зданий и увековечить память о погибших. Для этого была создана специальная проектная комиссия и организован конкурс на лучшую идею мемориала. Конкурс продлился до 2004 года, за это время проектной комиссии пришлось изучить тысячи разнообразных вариантов, которые присылали архитекторы со всех уголков мира, а лучшей была признана работа “Отражающее отсутствие” архитектора Майкла Арада. Идея проекта заключалась в использовании фундаментов Башен Близнецов для создания двух глубоких бассейнов-водопадов вымощенных гранитом, с увековеченными на их внешних стенах именами погибших.

В начале 2005 года фонд, занятый организационными вопросами по созданию мемориала, открыл сбор средств на реализацию памятных проектов и всего за три года сумел собрать порядка 350 000 000 американских долларов. При этом, через год после открытия фонда стало известно, что стоимость мемориала перешла границу в 1 000 000 000 долларов, на что мэр Нью-Йорка ответил, что город может потратить только 500 000 000 долларов на памятное место, после чего был сделан перерасчет.

Примечательно, что сперва место памяти по жертвам терракта хотели назвать “Мемориалом всемирного торгового центра”, однако отказались от этой идеи в 2007 году, на конкурсной основе подобрав нынешнее название.

В итоге, к десятилетней годовщине трагедии, в 2011 году, было завершено строительство двух бассейнов, вода в которых бесконечно стекает по стенам, что сейчас на месте Башен Близнецов, а поодаль расположился музей посвященный тому роковому дню. Бассейны точно повторяют контуры разрушенных небоскребов и выглядят внушительно, высота стенок каждого бассейна около 8 метров, а длина и ширина бассейнов позволяет оценить параметры падших башен. На стенах бассейнов из чёрного камня высечены имена тех, кто погиб в результате террористической атаки 11 сентября 2001 года, а также погибших во время более раннего теракта во Всемирном Торговом центре, который произошел в 1993 году.

В музее 9/11 очень широкая шокирующая экспозиция, там хранятся вещи обнаруженные под обломками, части пострадавших конструкций и машин, фотографии с места событий, а также неопознанные до сих пор останки людей.

Весь мемориал выдержан в светлых цветах и окружен особенными дубами, белыми, среди которых можно найти грушу, выжившую под обломками небоскреба.

Небоскребы международного торгового центра

Другой первоочередной задачей для власти Нью-Йорка стало строительство нового Центра Международной торговли, который должен состоять из четырех отдельно стоящих зданий, чтобы вместить в себя необходимое число офисов.

Власти очень долго согласовывали проект, несколько лет выбирая лучшее из лучших предложение и в конечном итоге выбрали работу архитектора Дэниела Либескинда, который предложил построить главное здание центра высотой 1776 фунтов, для американцев это памятная дата, в тот год была принята Декларация независимости США, потому небоскребу дали название “Башня Свободы”, в то же самое время высота значима и для градостроителей США: на данный момент башня является самым высоким зданием в стране. По задумке архитектора небоскрёб должен быть достойным ответом свободного мира на угрозу международного терроризма, и, следует отметить, Башня Свободы с этой задачей справляется. Своей формой и высоким шпилем здание напоминает о своих предшественниках. Снаружи фасад башни покрыт стеклом, что помимо чисто эстетических функций служит и вполне практически целям: естественное освещение помещений позволило снизить расход электроэнергии примерно на 20 процентов.

Главный вход в небоскрёб оформлен как гигантский холл с потолком высотой 24 метра. В небоскребе оборудованы 3 смотровые площадки на 100, 101 и 102 этажах, добраться до которых можно с помощью скоростных лифтов. Подвальный вестибюль здания соединен со станцией метро.

Строительство первого корпуса центра началось в 2006 году, а открытие состоялось в 2014 году. За год до этого уже был открыт и вовсю функционировал четвертый корпус центра и до конца 2021 года должно быть построено ещё два небоскрёба.

Транспортный узел в неожиданном месте

Кроме непосредственно мемориала и зданий, место где раньше находились Башни Близнецы, вместило в себя транспортный узел, объединяющий одиннадцать линий метрополитена Нью-Йорка, станцию железной дороги и даже паромную переправу.

Проектированием “Окулуса” занимался архитектор Сантьяго Калатрава. Он расположил “Окулус” прямо перед Башней Свободы и принял в качестве ведущего образа - голубя с распростертыми крыльями, и действительно здание имеет схожие со взлетающей птицей черты, но в очертаниях можно найти сходства с парящим самолётом. Станция открылась весной в 2016 году.

Центральной частью сооружения является гигантский овальный зал, собственно давший название всему транспортному узлу. Вокруг зала вбиты сваи из стали высотой по 120 метров.

Станция признана самым дорогим метро в мире, но оно же, по оценкам инженеров, и одно из самых безопасных.

По экспертным оценкам, суточная пропускная способность станции - 250 000 человек.

Теперь территория близ когда-то разрушенных башен не выглядит кровоточащей раной на сердце Нью-Йорка и всего США.

Ровно 45 лет назад, 4 апреля 1973 года, в Финансовом квартале Манхэттена в Нью-Йорке был открыт был торжественно открыт Всемирный торговый центр, спроектированный Минору Ямасаки. Архитектурной доминантой комплекса были две башни-близнецы, каждая по 110 этажей - Северная (высотой 417 м, а с учётом установленной на крыше антенны - 526,3 м) и Южная (высотой 415 м). Они и стали известным на весь мир символом Нью-Йорка.

Идея создания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке родилась задолго до этого. В 1943 году Законодательное собрание штата Нью-Йорк приняло законопроект, позволяющий губернатору Нью-Йорка Томасу Дьюи начать планирование строительства, однако в 1949 году разработки были приостановлены.

В конце 1940-х и начале 1950-х годов экономический рост в Нью-Йорке был сосредоточен в центре Манхэттена. Чтобы стимулировать реконструкцию других районов Манхэттена, Дэвид Рокфеллер предложил Управлению Портов построить торговый центр в Нижнем Манхэттене. Однако до строительства дело дошло еще 30 лет спустя.

Архитекторами проекта стали бюро Emery Roth & Sons и Минору Ямасаки - выходец из семьи эмигрантов, до этого построивший здания Тихоокеанского научного центра в Сиэтле, жилой комплекс Пруитт-Айгоу в Сент-Луисе (штат Миссури) и др. Ямасаки боялся высоты, поэтому все его проекты отличаются узкими вертикальными окнами. Окна зданий ВТЦ были всего 46 см в ширину. Ямасаки объяснял, что так он стремится создать чувство безопасности для человека, который мог был подойти к окну и опереться на него обеими руками, почувствовав себя в безопасности.

По первоначальному плану Ямасаки башни-близнецы должны были быть высотой по 80 этажей, но из-за требований Портового управления здания высота зданий была увеличена до 110 этажей. Открытые в 1973 году башни стали высочайшими в мире небоскребами. Кроме башен план ВТЦ включал в себя строительство четырех малоэтажных зданий и 47-этажного "7 World Trade Cente" (был построен в середине 1980-х).

Основным фактором сдерживания высоты зданий была прокладка лифтов - чем выше здание, тем больше лифтов требовалось для его обслуживания, требовались более громоздкие лифтовые шахты. Ямасаки с инженерами решили использовать новую систему с двумя "небесными лобби" (skylobby), где люди могли перейти от крупного скоростного лифта к местным лифтам, которые ходили до нужных этажей в своей секции.

Подготовка к строительству началась в 1965 году с выкупа территории района Radio Row и сноса существующих зданий, преимущественно жилых и небольших магазинчиков. Многие местные жители отказывались переселяться в другие районы, поэтому начало строительства несколько раз откладывалось. Группа малых предпринимателей подала иск на Портовое управление, оспаривая перенос своего бизнеса из этого района, но Верховный суд отказался его принять.

Комплекс возводили на насыпном участке, поэтому фундамент в 20 метров глубиной пришлось делать по сложной технологии, чтобы предотвратить прорыв воды из Гудзона в зону строительства. На эти работы ушло 14 месяцев. В августе 1968 года началось строительство Северной башни центра, спустя семь месяцев - Южной.

Инженеры фирмы Worthington, Skilling, Helle & Jackson решили строить башни по системе "труба - каркас", без использования несущих балок и колонн - стальные колонны в ядре здания, а также во внешней стене располагались так близко друг к другу, что формировали жесткую структуру стены, которая могла выдержать практически все боковые нагрузки: ветровые и гравитационные. Это позволило увеличить полезную площадь башен-близнецов.

Стены состояли из 59 колонн с каждой стороны, каждая модульная часть включала в себя три колонны по три этажа высотой, соединенных перемычками, которые, в свою очередь, приваривались к колоннам и создавали новые модульные части.

Колонны защитили распыленным огнестойким материалом. Чтобы обеспечить комфорт находящимся внутри здания людям, был проведен ряд экспериментов, после которых инженеры разработали вязкоупругие амортизаторы для поглощения некоторой части колебаний, так как некоторые испытывали в башнях тошноту и головокружение.

В каждой башне было сконструировано прямоугольное ядро 27×41 м. В нем разместили шахты лифтов и коммуникаций, туалеты, вспомогательные помещения. Оно было построено из 47 стальных колонн. Пространство между внешней стеной и ядром перекрывалось конструкциями полов, которые соединялись с внешней стеной таким образом, чтобы уменьшить количество вибраций. Боковые нагрузки при этом передавались от внешней стены на центральное ядро.

Общие расходы на строительство башен составили $900 млн. Комплекс был торжественно открыт 4 апреля 1973 года.

Дизайн построенного ВТЦ вызвал критику урбанистов и многих архитекторов. Башни-близнецы называли "стеклянно-металлическими шкафами", "примером бесцельного гигантизма и технологического эксгибиционизма, что в настоящее время потрошит живую ткань каждого большого города".

Однако очень быстро башни стали одним из символом Нью-Йорка наряду с Эмпайр-стейт-билдингом и статуей Свободы. Их изображение украшало открытки, башни появлялись в заставках сериалов ("Друзья", "Секс в большом городе") и кинофильмов ("Кинг-Конг" 1976 года).

До всемирно известного теракта 11 сентября 2001 года, когда башни и другие постройки комплекса были разрушены, ВТЦ пережил крупный пожар и еще один теракт.
13 февраля 1975 года сгорели этажи с 9-го по 14-й Северной башни. Огонь распространился из-за возгорания телефонных проводов в шахте между этажами. С возгоранием удалось справиться в течение нескольких часов, никто не пострадал.

26 февраля 1993 года на территорию подземной парковки Северной башни ВТЦ заехал грузовик с 680 кг взрывчатки. В результате взрыва погибли шесть человек, более 1000 человек получили ранения. Целью террористов было разрушение Северной башни, которая, по их расчетам, должна была упасть на Южную, что должно было привести к разрушению обеих и массовым жертвам. После теракта были заменены системы сигнализации и противопожарной безопасности.

11 сентября 2001 года террористы, захватив два самолета авиакомпании American Airlines, направили их в Северную, а затем и Южную башню. Первый самолет врезался в Северную башню между 93-м и 99-м этажами, в результате в ловушке на верхних этажах оказались 1344 человека, которые не могли воспользоваться ни лифтами, ни эвакуационными выходами.

В Южной башне неповрежденным остался один из лестничных проемов, но воспользоваться им до обрушения смогли далеко не все. Южная башня рухнула в 9:59 утра, Северная - в 10:28. В результате теракта погибли 2752 человека - 200 из них выбросились из окон. Из-под завалов живыми были извлечены 20 человек.