Болезни Военный билет Призыв

Англиканство - это что такое? Англиканская церковь Кто основатель англиканства

Протестантский фундаментализм

Англика́нство - одно из направлений христианства , появившееся в ходе английской Реформации . Англиканские церкви либо имеют особую историческую связь с Церковью Англии , либо объединены с ней общими богословием , богослужением и церковной структурой . Термин «англиканство» восходит к латинской фразе ecclesia anglicana , первое упоминание которой относится к 1246 году и означает в дословном переводе на русский язык «Английская церковь». Последователи англиканства именуются англиканами, а также епископалами . Абсолютное большинство англикан принадлежат к церквям, входящим в Англиканское сообщество , которое носит международный характер.

Англиканское вероучение основывается на Писаниях , традициях Апостольской церкви и учении ранних Отцов Церкви [ ] . Англиканство, представляющее собой одну из ветвей западного христианства , окончательно отделилось от Римско-католической церкви во времена елизаветинского религиозного примирения.

Для некоторых исследователей оно являет собой форму протестантизма , однако без доминантной руководящей фигуры, какими были Мартин Лютер , Джон Нокс , Жан Кальвин . Некоторые считают его самостоятельным течением в христианстве . В рамках англиканства существует несколько направлений: евангелизм , либеральные христиане и англо-католицизм .

Ранняя англиканская догматика коррелировала с современной ей реформационной протестантской догматикой, однако уже к концу XVI века, сохранение в Англиканстве множества традиционных литургических форм и епископата стало рассматриваться абсолютно неприемлемым с точки зрения тех, кто стоял на более радикальных протестантских позициях. Уже в первой половине XVII века Церковь Англии и связанные с ней епископальные Церкви в Ирландии и североамериканских Колониях стали рассматриваться некоторыми англиканскими теологами и богословами как особое, самостоятельное направление христианства, носящее компромиссный характер - «средний путь» (лат. via media ), между протестантизмом и католицизмом. Этот взгляд приобрел особое влияние на все последующие теории англиканской идентичности. После Американской революции англиканские конгрегации в США и Канаде были преобразованы в независимые Церкви со своими собственными епископами и церковными структурами, ставшими прообразами для многих новосоздаваемых, в ходе расширения Британской империи и усиления миссионерской деятельности, церквей в Африке, Австралии и Тихоокеанском регионе. В XIX веке были введен термин «англиканство», который был призван описать общие религиозные традиции всех этих церквей, а также Шотландской Епископальной Церкви, которая, хотя и образовалась из Церкви Шотландии , стала рассматриваться как церковь, разделяющая ту же самую идентичность.

Степень различия между протестантской и римско-католической тенденциями в Англиканстве остается предметом споров, как внутри отдельных англиканских церквей, так и в Англиканском Сообществе в целом. Отличительной чертой англиканства является «Книга общих молитв », которая представляет собой собрание молитв, являющихся основой богослужения на протяжении веков (common prayer - литургия). Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское сообщество. Не существует единой «Англиканской церкви», которая бы обладала абсолютной юрисдикцией над всеми англиканскими церквями, так как каждая из них является автокефальной, то есть пользуется полной автономией.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Англиканство

    ✪ Королевская Реформация в Англии (рус.) Новая история.

    ✪ HS203 Rus 13. Реформация в Англии. Пуританизм. Сепаратизм.

    ✪ История мировых религий. Часть 18. Христианство. Леонид Мацих.

    ✪ 030. Айзек Азимов и чпоки-чпоки американской аристократии

    Субтитры

Терминология

Слово «Англиканство» (Anglicanism ) - это неологизм, появившийся в XIX веке. В основе его лежит более старинное слово «англиканский» (Anglican). Это слово описывает христианские Церкви по всему миру, находящиеся в каноническом единстве с Престолом Кентербери (the see of Canterbury ), их учения и обряды. Впоследствии этот термин стал применяться к тем Церквям, которые провозглашали уникальность своей религиозной и теологической традиции, её отличие как от Восточного Православия, так и от Католицизма или других направлений протестантизма , независимо от их подчиненности Британской короне .

Слово «англиканский» (Anglican ) восходит к латинскому термину ecclesia anglicana , относящемуся к 1246 году и означающему в дословном переводе со средневековой латыни «Английская Церковь» . Употребленное в качестве прилагательного, слово «англиканский» используется для описания людей, институтов и Церквей, а также литургических традиций и теологических концептов, разработанных Церковью Англии . Как существительное, «англиканин» - член Церкви, входящей в Англиканское Сообщество . Этот термин также используется раскольниками, которые вышли из состава Сообщества или возникли вне него, хотя само Англиканское Сообщество считает подобное употребление некорректным . Однако большинство отколовшихся сохраняет англиканское учение в более консервативной форме, чем некоторые члены Сообщества .

И хотя первые упоминания термина «англиканский» в отношении Церкви Англии относятся к XVI веку, широкоупотребительным он стал лишь в во второй половине XIX века. В законодательных документах Британского парламента, касающихся английской государственной Церкви (the English Established Church ), она описывается как Протестантская Епископальная Церковь (the Protestant Episcopal Church ), отличная тем самым от Протестантской Пресвитерианской Церкви (the Protestant Presbyterian Church ), обладающей государственным статусом на территории Шотландии. Последователи «высокой церкви», которые выступали против использования термина «протестантская», поддерживали употребление термина «Реформированная Епископальная Церковь». Поэтому слово «Епископальная» более употребительно в названии Епископальной церкви США (провинции Англиканского Сообщества) и Шотландской епископальной церкви . Вне Британских островов, однако, предпочтение отдается термину «Англиканская Церковь», так как он позволяет четко отделить эти Церкви от всех других Церквей, которые считают себя епископальными, то есть чья форма управления представляет собой епископальную структуру. В то же время Церковь Ирландии и Церковь Уэльса продолжают использовать данный термин, но с ограничениями.

Определение Англиканства

Англиканство, его структуры, теология и формы богослужения, обычно относят к протестантизму , однако официально церковь именует себя католической . Некоторые считают, что англиканство относится к отдельному направлению в христианстве, представляя собой via media («средний путь») между католицизмом и протестантизмом. Англиканское вероучение основывается на Священных Писаниях , традициях Апостольской Церкви , историческом епископате, первых четырёх Вселенских Соборах и учении ранних Отцов Церкви. Англикане считают, что в Ветхом и Новом Заветах «содержится всё необходимое для спасения», а также, что они представляют собой закон и высший стандарт веры. Англикане рассматривают Апостольский Символ веры как символ крещения, а Никейский Символ веры как достаточное выражение Христианской Веры.

Англикане верят, что католическая и апостольская вера раскрыта в Святом Писании и кафолических Символах Веры и интерпретирует её в свете Христианской традиции исторической Церкви, науки, разума и опыта.

Англиканизм признаёт традиционные таинства, делая, однако, особый акцент на Святой Евхаристии , называемой также Святым Причастием , Господней Трапезой (the Lord’s Supper) или Мессой. Причастие занимает центральное место в англиканском богослужении, являясь общим приношением молитв и восхвалений, в котором жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа провозглашаются через молитву, чтение Библии, пение и принятие Хлеба и Вина, как это было установлено на Тайной Вечере . В то время, как многие англикане придают Евхаристии столь же большое значение, как и западная католическая традиция, имеется значительная свобода в литургической практике, а стиль богослужения варьируется от самого простого до тщательно разработанного.

Уникальной для Англиканства является Книга общественного богослужения , представляющая собой собрание богослужений и использующаяся верующими в большинстве англиканских Церквей на протяжении столетий. Своё название - Книга общественного богослужения - она получила из-за того, что изначально она задумывалась как общая богослужебная книга для всех церквей Церкви Англии, использовавших прежде местные, а следовательно, разные, литургические формы. С распространением влияния Церкви Англии на другие страны термин меж тем сохранился, так как большинство англикан продолжало использовать Книгу общественного богослужения по всему миру. В 1549 году Архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер завершил первое издание Книги общественного богослужения. Хотя Книга общественного богослужения была неоднократно пересмотрена, а некоторые англиканские Церкви создали иные богослужебные книги, именно она является одним из стержней, скрепляющих Англиканское Сообщество.

История

Реформация в Англии проводилась в отличие от других стран «сверху», по воле монарха Генриха VIII , который таким образом пытался порвать с папой и Ватиканом , а также укрепить свою абсолютную власть . Поворотным событием стало провозглашение парламентом в 1534 году независимости английской церкви от римской курии. При Елизавете I была составлена окончательная редакция англиканского символа веры (так называемые «39 статей »). В «39 статьях» признавались и протестантские догматы об оправдании верой, о Священном писании как единственном источнике веры и католический догмат о единоспасающей силе церкви (с некоторыми оговорками). Церковь стала национальной и превратилась в важную опору абсолютизма, её возглавлял король, а духовенство подчинялось ему как часть государственного аппарата абсолютистской монархии. Богослужение совершалось на английском языке. Отвергалось учение католической церкви об индульгенциях, о почитании икон и мощей, было уменьшено число праздников. Вместе с этим признавались таинства крещения и причащения, была сохранена церковная иерархия, а также литургия и пышный культ, характерные для католической церкви. По-прежнему взималась десятина, которая стала поступать в пользу короля и новых владельцев монастырских земель.

В конце XVII - начале XVIII века в англиканстве оформилось два направления:«Высокая церковь », которое настаивало на важности церковных облачений, традиций церковной архитектуры и средневековой музыки во время богослужений и «Низкая церковь », евангелическое течение, которое стремилось минимизировать роль духовенства, таинств и ритуальной части богослужения. В начале XVIII века сторонники проповедника Джона Уэсли из числа евангеликов порвали с англиканством, основав Методистскую церковь , однако многие последователи евангелических взглядов остались внутри матери-церкви.

Вероучение

Основные принципы

Для англикан «Высокой Церкви» вероучение не было установлено исходя из учительской роли церкви, не выведено из теологии основателя (как лютеранство или кальвинизм), не обобщено в неком исповедании веры (помимо Символов Веры). Для них наиболее ранними англиканскими теологическими документами являются молитвенники, которые рассматриваются как результаты глубокой теологической рефлексии, компромисса и синтеза. Они придают особое значение Книге общественного богослужения (the Book of Common Prayer) как основному выражению англиканской доктрины. Принцип, согласно которому молитвенники рассматриваются в качестве руководства по основам веры и религиозной практики, называется латинским выражением «lex orandi, lex credendi» («закон молитвы - закон веры»). В молитвенниках содержатся основы англиканской доктрины: Апостольский , . Согласно принятым в 1604 году Канонам, все клирики Церкви Англии должны принимать 39 статей в качестве основы вероучения.

Книга Общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания

Роль, которую Книга общественного богослужения и 39 статей англиканского вероисповедания играют как доктринальные источники Церкви Англии, утверждена в Каноне A5 и Каноне C15. Канон А5 - «Of the Doctrine of the Church of England» («О доктрине Церкви Англии») постановляет:

«Доктрина Церкви Англии основана на Святых Писаниях (The Holy Scriptures ) и на учении ранних Отцов Церкви (teaching of the ancient Fathers ) и Соборов Церкви (Councils of the Church ), которое соответствует Святым Писаниям.

Эта доктрина обнаруживается в , Книге общественного богослужения и Ординале.»

Канон С15 (Of the Declaration of Assent ) содержит декларацию, которую произносят клирики и некоторые благословлённые светские служители Церкви Англии, когда они начинают своё служение или принимают новое назначение.

Этот Канон начинается со следующего Предисловия (Preface ):

«Церковь Англии является частью Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви, служащей одному истинному Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу. Она исповедует веру, уникально раскрытую в Святых Писаниях и установленную в кафолических Символах Веры. Эту веру Церковь призвана провозглашать новой в каждом поколении (to proclaim afresh in each generation ). Ведомая Святым Духом, она несет свидетельство Христианской истины через свои исторические документы, 39 статей вероисповедания (the Thirty-nine Articles of Religion ), Книгу общественного богослужения (The Book of Common Prayer ) и Ординал (the Ordering of Bishops, Priests and Deacons ). Этой декларацией, которую Ты собираешься произнести, подтверждаешь ли Ты твою приверженность этому наследию веры (inheritance of faith ) в качестве твоего вдохновения и боговождения (inspiration and guidance under God ) по несению благодати и истины Христа этому поколению и соделания Его известным тем, кто вверен Тебе?»

В ответ на это Предисловие, человек, произносящий Декларацию, отвечает:

«I, A.B.,do so affirm, and accordingly declare my belief in the faith which is revealed in the Holy Scriptures and set forth in the catholic creeds and to which the historic formularies of the Church of England bear witness; and in public prayer and administration of the sacraments, I will use only the forms of service which are authorized or allowed by Canon.»

Так же авторитетную позицию по вероучению занимают англиканские теологи. Исторически, наиболее влиятельным из них - помимо Кранмера - был клирик и теолог Ричард Хукер (март 1554 - 3 ноября 1600), который после 1660 года изображался как отец-основатель Англиканства.

И, наконец, распространение англиканства среди народов неанглийской культуры, растущие разнообразие молитвенников и интерес к экуменическому диалогу привели к дальнейшей рефлексии о характерных чертах англиканской идентичности. Многие англикане рассматривают Чикаго-Ламбетский Квадрилатерал (the Chicago-Lambeth Quadrilateral) 1888 года как sine qua non идентичности Англиканского Сообщества . Вкратце, основные пункты Квадрилатерала таковы:

  • Библия, как содержащая все необходимое для спасения;
  • Символы веры (Апостольский, Никео-Цареградский и Афанасьевский), как достаточные выражения Христианской Веры;
  • Евангельский статус Таинств Крещения и Евхаристии;
  • ,

Возникшая в 16 веке; государственная церковь в Великобритании. Культ и организационные принципы англиканской церкви ближе к католической церкви, чем у других протестантских церквей. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. Церковную иерархию англиканской церкви возглавляет британский монарх.

Англиканская церковь возникла в результате разрыва английского короля Генриха VIII с папством, секуляризации монастырей, как государственная национальная церковь, возглавленная королем согласно «Акту о супрематии» (1534). Ее вероучение и организационные формы в своей основе оставались католическими. Внешним толчком к реформе послужила ссора Генриха VIII с римским папой, вызванная отказом последнего признать законным развод короля с Екатериной Арагонской. При Эдуарде VI (1547-1553) Т. Кранмером была составлена «Книга общественного богослужения» (Common Prayer Book, 1549), сочетавшая в догматике и культе протестантские и католические элементы. При Елизавете Тюдор в «Тридцати девяти статьях» (1571) вероучение было приближено к кальвинизму.
Основой церковной политики Елизаветы было стремление усилить правительственную опеку над церковью: для наблюдения за исполнением обрядов была создана Верховная комиссия, высший суд по церковным делам. Но параллельно с государственной церковью в Англии начали образовываться тайные группы сектантского толка (пуританство), требовавшие самоуправления церковных общин. В борьбе с пуританами при Якове I Стюарте (1603-1625) англиканская церковь сблизилась с католицизмом. В годы Английской революции (1641-1660) англиканская церковь служила опорой абсолютизма и была упразднена. Официальной религией стало пресвитерианство (умеренное пуританство).
После реставрации Стюартов (1660) англиканская церковь была восстановлена. Годы правления королей Карла II (1660-1685) и Якова II (1685-1688) прошли под знаком борьбы с пуританством: согласно королевскому указу 1673 года. (Test Act) пуританам разрешалось занимать государственные должности лишь при условии признания догматов англиканской церкви. Славная революция 1688 года возвела на королевский престол протестанта Вильгельма III Оранского. Акт о терпимости, изданный в 1689 году, хотя и провозгласил англиканскую церковь господствующей, но существенно облегчил положение католиков и пуритан.
Англиканская церковь построена по иерархическому принципу. Британский монарх, как ее глава, назначает епископов. Высшее духовенство составляют два архиепископа: Кентерберийский (примас англиканской церкви и первый пэр королевства) и Йоркский. Соответственно территория Англии разделена на два архиепископства, в те в свою очередь на епископства. Значительная часть епископов является членами палаты лордов. Принципиальные церковные статуты подлежат утверждению британского парламента. Расходы по содержанию англиканской церкви в большой мере несет государство. Традиционно в англиканской церкви сложились три направления: высокая церковь (High Church), близкая католицизму; низкая церковь (Law Church), близкая к пуританизму и пиетизму; широкая церковь (Broad Church), которая стремится объединить различные христианские течения и является господствующим направлением в англиканской церкви.
Помимо англиканской церкви собственно в Англии (The Church of England), существую самостоятельные англиканские церкви в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии. Формально они не зависят друг от друга, но The Church of England считается матерью-церковью для остальных англиканских церквей. С 1867 года раз в десятилетие англиканские епископы собираются в Лондоне на Ламбетские конференции (по названию дворца Lambeth - резиденции архиепископа Кентерберийского). Общая численность последователей англиканской церкви в Англии оценивается в 25 млн. человек. Важную роль в церковной жизни играет приходское собрание мирян под председательством священника, которое избирает должностных лиц прихода, а иногда и самого священника.

Англиканская церковь - государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в XVI в. По культу и организационным принципам ближе к католической, чем другие протестантские церкви. Сохраняется иерархия, напоминающая католическую. Главой А. Ц. является король, который назначает епископов. Примас (почетный титул главнейшего епископа) А. Ц. - архиепископ Кентерберийский. Значительная часть епископов являются членами палаты лордов. Существуют 3 церкви: высокая, наиболее близкая к католицизму, низкая - близкая к пуританизму, и широкая - которая является в А. Ц. господствующим направлением, стремящимся объединить всех христиан. Существуют также формально отделенные А. Ц. в Шотландии, Уэльсе, Ирландии, США, Канаде, Австралии - всего в 16 странах. Активно участвует в экуменическом движении, объединяющем сторонников объединения христианских конфессий. Одно из направлений в А. Ц. - англокатолицизм.

Использованы материалы сайта http://mirslovarei.com/

Англикане (Сюами, 2016)

Именно со времени правления Елизаветы началась история Англиканской церкви в том виде, в каком она существует до сих пор. Слово anglican существовало и раньше, однако оно не имело того смысла, который получило впоследствии. Точно так же как во Франции выделяли галликан и ультрамонтанов в соответствии с некоторыми аспектами доктрины и организации, например в том, что касалось назначения на высшие церковные должности, до Елизаветы и даже до Генриха VIII в Церкви Англии существовало англиканское течение.

Англиканская церковь (РИЭ, 2015)

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (англ. Church of England, Anglican Church) - протестантская государственная Церковь Англии. Возникла в результате Реформации, начало которой в Англии положил разрыв Генриха VIII с Римско-католической церковью. В 1534 году парламент принял Акт о верховенстве и объявил короля главой национальной Церкви. Вслед за этим были распущены все монастыри и церковные братства, а их земли и имущество конфискованы. Доктринальное оформление англиканства началось при Эдуарде VI и продолжилось при Елизавете I. Оно отражено в «39 статьях» (1571) и «Книге общих молитв».

Англиканство (НФЭ, 2010)

АНГЛИКАНСТВО – 1) англиканское вероучение; 2) Англиканское содружество (Anglican Communion). 1) Англиканская традиция восходит к английской Реформации 16 в. Англиканство формировалось в оппозиции не только к средневековой церкви, но и к лютеранству и кальвинизму. Если анабаптисты полагали, что М. Лютер и Ж. Кальвин не продвинулись в достаточной мере в деле восстановления новозаветных церковных форм, то англикане считали, что Лютер и Кальвин слишком отошли от исторических церковных традиций.

Ламбетские конференции

ЛАМБЕТСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - конференции епископов англиканских церквей, созываемые под руководством архиепископа Кентерберийского в его Ламбетском дворце в Лондоне. Конференции созываются с 1867 года примерно через каждые 10 лет для обсуждения вопросов культа, догматики и социальной доктрины. Имеют консультативный характер, их решения не обязательны для автономных англикан. церквей. Принятые на конференциях документы и обращения выражают общие настроения в мировом англиканстве по обсуждаемым вопросам.

Книга общих молитв

КНИГА ОБЩИХ МОЛИТВ - официальный сборник молитв и других литургических предписаний англиканства. В нем содержатся утренние и вечерние молитвы, формы отправления обрядов, псалмы, регламентируется порядок возведения в сан епископов, священников и диаконов. Книга общих молитв была создана во время Реформации в Англии на основе имеющейся культовой практики средневекового католицизма. Законом о Единообразии 1549 года молитвенник предписывался в качестве официального литургического документа, используемого в Церкви Англии.

Генеральный Синод Церкви Англии

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СИНОД ЦЕРКВИ АНГЛИИ - высший орган Церкви Англии, созданный парламентским актом 1969 года. К нему перешли функции, выполнявшиеся до этого Национальной ассамблеей Церкви Англии, а также конвокациями (ассамблеями духовенства) Йоркской и Кентерберийской. Как в прошлом Национальная ассамблея, основанная парламентом в 1919 году, Генеральный Синод Церкви Англии состоит из трех палат: палаты епископов, палаты духовенства и палаты мирян, но в его работу в большей степени вовлечены рядовые священники и миряне.

Англиканская церковь (Новиков, 1987)

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - одна из протестантских церквей, в культе и организации которой многое сохранилось от католицизма. Англиканская церковь является государственной церковью в Англии. Возникла в период Реформации 16 века. В 1534 году парламент «Актом о верховенстве» объявил короля Генриха VIII главой англиканской церкви; церковные отношения с Ватиканом были разорваны, монастыри закрыты, а их земли конфискованы, мощи и иконы сожжены. В 1549 году введен новый молитвенник, отменено безбрачие духовенства; в 1571 году утвержден символ веры англиканства из 39 статей (членов).

Англиканские церкви

АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ, христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.

Протестантизм

Англиканство

Основные особенности англиканства

Окончательное торжество англиканства наступило при королеве Елизавете, которая в 1563 г. парламентским актом провозгласила «39 статей» англиканской церкви в качестве англиканского символа веры. Эти статьи проникнуты пртестантским духом, но они умышленно обходят вопросы, которые разделяли протестантов XVI в. и продолжали разделять в XVII в., - вопросы о причастии и предопределении.

Статьи были составлены под влиянием и при участии протестантских континентальных богословов, главным пособием послужило «Аугсбургское вероисповедание». В этих статьях следует различать:

1) догматы, которые имеют общехристианский характер, как-то: учение о триедином боге, творце и промыслителе мира, о сыне божьем, его воплощении, соединении в нём двух естеств - божественного и человеческого, его воскресении, вознесении и втором пришествии и т.д.;

2) протестантское отрицание чистилища и индульгенций, предписание проповеди и богослужения на народном языке, отмена обязательного безбрачия духовенства, отрицание папской власти, учение о том, что священное писание содержит всё необходимое для спасения, учение об оправдании одною верой, отрицание почитания икон и мощей, отрицание пресуществления;

3) утверждение церковного главенства короны, т.е. верховным правителем англиканской церкви является король, осуществляющий свою власть при посредстве послушного клира.

Королевская власть в Англии имеет право назначать епископов на вакантные кафедры, созывать конвокации, т.е. соборы всех епископов провинции и выборных представителей низшего духовенства, является высшей апелляционной инстанцией по церковным делам. Со временем королевское церковное главенство превратилось в главенство над церковью парламента. Назначение на епископские кафедры зависит от премьер-министра, роль высшей апелляционной инстранции выполняет особый протестантский совет, члены которого могут и не быть англиканами и, как правило, ими не бывают.

Наиболее характерной особенностью англиканской церкви является то, что в ней сохранилась церковная иерархия. Согласно учению англиканской церкви, только духовенство обладает всеми благодатными дарами истинной иерархии, духовенство отличается от мирян, которые устранены от всякого руководства церковной жизнью. Англиканство эклектически соединило католический догмат о спасающей силе церкви с догматом об оправдании верой.

По своему устройству англиканская церковь епископальная. Священнослужители деляться на три группы: епископов, пресвитеров и диаконов, которые все возводятся в свой сан через епископское рукоположение. Группирующиеся вокруг своего храма верующие составляет церковную общину. Верующие на своих приходских собраниях определяют налог в пользу церкви и избирают из своей среды попечителя, или старосту, для заведования делами прихода. Священники прихода назначаются местными патронами. Сохраняются церковные суды, епископ творит суд в своём епископском суде. Епископы по своему сану занимают положение лордов, и многие из них состоят членами верхней палаты парламента.

Богослужение англиканской церкви изложено в «Книге общих молитв», которая представляет собой слегка изменённый перевод на английский язык римско-католической богослужебной книги, употреблявшейся в Англии до Реформации. В англиканстве сохранён пышный культ, употребляются священные облачения.

Современное англиканское вероисповедание объединяет 70 миллионов человек в 164 странах мира. В настоящее вре­мя англикане объединены в 40 "поместных церквей" 1 . В большинстве случаев они называются: "англиканскими", реже - "епископальными". Первое именование указывает на место возникновения этого реформационного исповеда­ния, второе - на один из важнейших аспектов англиканства - наличие епископата, который, по мнению самих англикан, является "историческим" и восходит к Апостолу Англии святому Августину (основание Церкви в Англии традицион­но датируют 597 годом 2).

Какие принципы являются основополагающими для ан­гликанства? В 1888 г. на Ламбетской конференции был при­нят документ, указывающий четыре основных требования, необходимых для вхождения в англиканское сообщество. От вступающих сюда требуется признание:

    Священного Писания Ветхого и Нового Заветов как Слова Божия;

    Никейского Символа веры как достаточного изложе­ния христианской веры;

    двух таинств - Крещения и Евхаристии, - совер­шаемых с правильными словами и действиями, установлен­ными Иисусом Христом;

    исторического епископата 3 .

Данные четыре пункта должны приниматься всеми церква­ми, являющимися членами англиканского сообщества. Однако даже эти условия принимаются некоторыми "поместными церквами" с существенными оговорками. Некоторые из них, например, признают так называемые "Апостольский" и "Афа­насьевский" Символы веры наравне с Никейским. Другие при­знают три, а не два таинства и т. д.

Подобные требования, на первый взгляд, свидетельству­ют о том, что в англиканстве существует определенная дог­матическая система. Однако на самом деле упомянутые принципы полностью перечеркиваются признанием "свободы веры", что в реальности свидетельствует скорее об от­сутствии у англикан четкой вероучительной системы. Это ка­сается даже основных моментов христианского учения. Отсут­ствие в англиканстве цельной догматической системы приво­дит к появлению таких работ, как книга епископа Робинсона "Быть честным с Богом" ("Honest to God", 1964. John A . C. Robinson , Bishop Woolwich ), в которой автор утверждает, что Ии­сус Христос не является Богом, и отрицает бытие личностного Бога вообще. Причем характерно, что такие явно антихристи­анские взгляды одного из епископов ни разу не подверглись осуждению со стороны официальных руководящих структур англиканской церкви. Отсутствие единого вероучения в англи­канстве является следствием отсутствия единого авторитетного органа, способного постановлять в делах веры. Даже поста­новления Вселенских Соборов в англиканстве не признаются (хотя некоторые англикане первые четыре Собора считают весьма авторитетными).

Вследствие отсутствия единого и обязательного для всех вероучения внутри англиканского сообщества существует самый широкий плюрализм. В связи с этим в англиканстве можно выделить такие наиболее крупные направления:

1. "Англо-католики", или "Оксфордское движение". Прокатолическое движение, возникшее в 19 веке. Его

приверженцы в вопросах вероучения тяготеют к католициз­му и готовы признавать все католические догматы, вплоть до учения о непогрешимости папы. Однако сдерживающим фактором в отношениях с католической церковью является нежелание католиков признавать законность англиканского епископата. В то же время существует небольшая группа англо-католиков, которые тяготеют к Православию.

2. "Высокая церковь".

Консервативная фракция в англиканстве. Приверженцы "Высокой церкви" придерживаются традиционных форм англиканства в области вероучения и обрядов. Дальнейшее развитие логики консерватизма привело к выделению из "Высокой церкви" англо-католического движения.

3. "Низкая церковь", или "Евангелики".

Приверженцами этого направления являются в основном англикане радикального протестантского направления, признающие учение об оправдании верой и о Библии как единственном источнике вероучения.

4. Модернисты.

Представители этого направления отрицают самые ос­новы христианства как богооткровенной религии. В наше время это направление доминирует в англиканском сооб­ществе.

5. Епископальная Церковь США.

Эту поместную церковь можно выделить как отдельное направление в англиканстве, поскольку она всегда отлича­лась рядом существенных особенностей. В целом близка к "Низкой церкви" и модернистам.

Выделение в англиканстве данных направлений является достаточно условным. Сами англикане зачастую, даже осо­знавая различия между собой, более дорожат внешним единством, основанным на веротерпимости. Ее основой, по мнению англикан, является представление о том, что глав­ное в христианстве - это нравственное учение, тогда как догматическая сторона - второстепенна, если вообще нуж­на. Англикане видят в такой нечеткости своего вероучения одну из наиболее привлекательных черт своего исповедания. Порочность подобного подхода очевидна: с православной точки зрения, нравственное учение, лишенное своего ис­точника, обречено на деградацию. Это наглядно подтверж­дают данные статистических исследований, проведенных в Великобритании. Согласно опросам, Библию хотя бы раз в год читали только 13% британцев, а 60% - вообще никогда не читали Священное Писание 4 . Не менее поражает офици­альная точка зрения англикан по вопросу о гомосексуальных отношениях: Ламбетская конференция 1998 г. признала подобные отношения допустимыми 5 .

Для достижения формального единства среди англикан су­ществует определенная система взаимообщения поместных церквей. Ее можно представить следующим образом:

Во главе системы стоит архиепископ Кентерберийский (внастоящее время 103-м архиепископом Кентерберийским является доктор Джордж Кэри (dr. George Carey), возведен­ный на кафедру в 1991 году). Он считается главой всего ан­гликанского сообщества. Однако это главенство является скорее номинальным. Фактически власть архиепископа Кентерберийского распространяется только на территорию Англии, но и здесь ограничена (если не сказать - полнос­тью контролируется) парламентом Англии. Только три обязанности, возложенные на архиепископа Кентерберийского, свидетельствуют о его лидирующей роли в англиканском мире:

    право созывать раз в десять лет Ламбетскую Конфе­ренцию англиканских епископов всего мира и председатель­ствовать на ней;

    право председательствовать на съездах примасов поместных церквей;

    право занимать должность президента т.н. "Консультативного совета англикан".

Причиной того, что архиепископ Кентерберийский играет относительно слабую роль внутри англиканского со­общества, является англиканское учение о священстве. Хотя вернее было бы говорить о его отсутствии в официальных англиканских документах, несмотря на то, что англикане со­хранили трехстепенное деление клира. Как уже отмечалось, англикане подчеркивают существование в их церкви епи­скопата, восходящего к иерархии, которая берет свое начало от святого Августина, и считают, что этот факт засвидетельствован церковной историей. Однако при этом англикане считают, что епископат (и священство вообще) следует со­хранять не как богоустановленное и существенно необходи­мое условие бытия Церкви, а как нечто полезное и содей­ствующее церковному единству и порядку. В англиканском богословии даже существует афоризм, хорошо описываю­щий положение епископата в англиканстве: "Епископат ну­жен не для бытия, но для благобытия церкви". Все это сви­детельствует только об одном: в англиканском сообществе епископат (священство) занимает специфическое положе­ние, которое легче всего сравнить с государственной долж­ностью. Для характеристики англиканского "священства" существенным является также и такой исторический факт: в XVII в. в ряды англиканских священников были приняты многие лица, не имевшие рукоположения от епископов, - в силу простого постановления парламента.

Ламбетские конференции (Lambeth Conference) также иг­рают весьма важную роль в структуре англиканского сообщест­ва. Ламбетские конференции представляют собой съезды епи­скопов, которые, начиная с 1867 г., каждые десять лет соби­раются под председательством архиепископа Кентерберийско­го. Свое название эти конференции ведут от Ламбетского дворца (Lambeth Palace) резиденции архиепископа Кентербе­рийского в Лондоне. Первая конференция под председатель­ством архиепископа Лонгли (Longley) собрала 76 епископов. С 1978 г. место проведения конференций было перенесено в Кентербери: причиной переноса явилось слишком большое количество епископов, участвовавших в конференции 1978 г. В 1998 г. состоялась 13-я по счету конференция, на которой при­сутствовало 750 епископов, представлявших большинство ан­гликанских "поместных церквей". Ламбетские конференции, занимающиеся рассмотрением богословских, социальных и по­литических вопросов, нельзя считать даже аналогом соборов, так как их постановления носят не обязательный, но рекомен­дательный характер.

Примасы (Primates) - предстоятели англиканских "поместных церквей". Начиная с 1979 года примасы соби­раются каждые два-три года для консультаций по наиболее актуальным вопросам и отчасти - для подготовки материа­лов предстоящих Ламбетских конференций.

Консультативный совет англикан (The Anglican Consulta­tive Council) - международная ассамблея англикан, соби­рающая вместе епископов, пресвитеров, диаконов и мирян для обсуждения проблем, возникающих в англиканском со­обществе и мире. Совет был образован во исполнение резо­люции Ламбетской конференции 1968 г., которая предписы­вала сделать более частыми и более представительными контакты между англиканскими церквами в промежутках между Ламбетскими конференциями, дополняя и расширяя деятельность последних. В октябре 1969 был созван первый Консультативный совет англикан. С тех пор он собирается каждые два-три года. Местом его проведения являются раз­личные государства, в которых существуют "поместные церкви" англикан.

Для примера можно привести следующий перечень во­просов, которые в разное время становились объектом рас­смотрения на Ламбетских конференциях, встречах примасов и ассамблеях Консультативного совета: партнерство миссий; сотрудничество диоцезов; экуменический диалог (с лютера­нами, дохалкидонитами, православными, кальвинистами, католиками); литургические консультации; богословские консультации и т.п.

Чтобы лучше представить, что являет собой современное англиканство, следует несколько углубиться в историю этого вероисповедания.

Англиканство появляется в XVI в. Король Англии Ген­рих VIII Тюдор (1509-1547) первоначально был католиком. Ему не удалось добиться у папы Климента VII согласия на уменьшение размеров сбора, взимавшегося для строительства собора святого Петра в Риме, и разрешения на растор­жение своего брака с Екатериной Арагонской (теткой гер­манского императора Карла V, дочерью Фердинанда и Иза­беллы Испанских). Для заключения этого брака в свое вре­мя понадобилось особое разрешение папы, ибо Екатерина ранее была замужем за братом Генриха VIII. Прожив с Ека­териной 17 лет, Генрих VIII увлекся фрейлиной своей су­пруги Анной Болейн, что побудило его искать расторжения брака с Екатериной. Папа Климент VII отказался аннулиро­вать брак, а архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер, примас римско-католической церкви Англии, расторгнул брак Генриха VIII с Екатериной в 1533 году. Затем Кранмер благословил брак Генриха с Анной Болейн. Одновременно с этим Английская церковь вышла из подчинения папе. Вско­ре после этого в 1534 году парламент Англии объявил коро­ля единственным верховным главой церкви на территории Англии. Епископы должны были просить у короля под­тверждения своих церковных прав. Два родоначальника ан­гликанства - Генрих VIII и архиепископ Кранмер - стояли на разных позициях относительно дальнейшего пути разви­тия Английской церкви. Кранмер был склонен вести цер­ковь по лютеранскому пути, а Генрих хотел сохранить като­лические вероучение и обрядность. Эти лежавшие у истоков англиканства две прямо противоположные концепции коро­ля и архиепископа во многом объясняют современное со­стояние Англиканской церкви: разночтения по вопросам ве­ры, обряда и проч. зародились на самых ранних этапах формирования этой протестантской конфессии.

Когда Генрих VIII умер (1547) и на престол взошел его де­сятилетний сын Эдуард VI (1547-1553), влияние архиепископа Кранмера усилилось, следствием чего стало продолжение ре­форм в английской церкви. Вслед за изданным в 1539 г. под редакцией Кранмера английским переводом Библии в 1549 го­ду впервые вышла "Книга общей молитвы" (The Book of Common Prayer). В 1552 году Кранмер при содействии Меланхтона издал Символ веры Англиканской церкви. Систематическим изложением англиканского богословия явились на­писанные Кранмером в 1552 году 42 члена вероучения, в осно­ву которых были положены лютеранское "Аугсбургское испо­ведание" и некоторые положения кальвинизма.

В 1553 году Эдуард VI скончался, и на престол вступила дочь Екатерины Арагонской Мария Тюдор (1553-1558). Ма­рия исповедовала католицизм и известна под именем Марии Католички. Мария Тюдор объявила о возврате Английской церкви под власть папы и об искоренении всех последствий Реформации. В 1554 году Кранмер был осужден на сожже­ние и 21 марта 1556 года - после долгих истязаний - каз­нен. Во время правления Марии Тюдор около 200 проте­стантов были казнены, что дало повод называть ее Кровавой Марией.

После смерти Марии Тюдор на престол взошла вторая дочь Генриха VIII (от Анны Болейн) Елизавета I Тюдор (1558-1603). Во время правления Елизаветы I Реформация в Англии была восстановлена. Английская церковь вновь бы­ла изъята из юрисдикции Рима и поставлена в зависимость от королевской власти. В 1559 году Елизавета назначила на Кентерберийскую кафедру последователя Кранмера Матфея Паркера. При Елизавете I 42 члена англиканского вероуче­ния были переработаны и сокращены до 39. В 1571 году эти 39 членов были утверждены парламентом Англии и подпи­саны епископатом Английской церкви.

Дальнейшая история англиканства тесно связана с рас­ширением Британской империи, что привело к распростра­нению государственной церкви Англии и на всех террито­риях, входивших в состав империи. В XVII в. вследствие британской колонизации англиканство распространилось в Австралии, Канаде, Новой Зеландии, Южной Африке и США. В XVHI-XX вв. англиканство распространилось практически по всему миру (в странах Азии, Африки, Ла­тинской Америки и т. д.). Большую роль при этом играла миссионерская деятельность церквей Англии, Ирландии, Шотландии и Уэльса.

Из истории англиканства видно, что со времени возник­новения и до наших дней оно не имело общеобязательных догматических текстов (подобных по авторитетности поста­новлениям Вселенских Соборов). Тем не менее в англикан­ской церкви наличествуют определенные тексты, которые выражают основные положения англиканского вероучения. Прежде всего это "Книга Общей Молитвы" и прилагаемые к ней 39 так называемых "Членов религии" (Articles of Religion).

"Книга общей молитвы" впервые была издана в 1549 го­ду, после чего она была неоднократно пересмотрена. Одна из последних редакций была предпринята в 1928 г. Однако она не была принята всеми "поместными церквами". Так, например, в Англии до сих пор в употреблении остается текст "Книги общей молитвы" редакции 1662 г. По своей структуре "Книга..." является служебником, в состав кото­рого введен ряд текстов догматического содержания, изло­женных, впрочем, недостаточно ясно и определенно. С 1960-х гг. в англиканстве начался процесс модернизации обрядов, изложенных в "Книге общей молитвы", и богослу­жебного языка. Следствием этого стала публикация в 1980 г. нового издания - "Альтернативной богослужебной книги" (The Alternative Service Book). В настоящее время она поль­зуется в англиканском сообществе не меньшим авторитетом (хотя и не повсеместно), чем "Книга общей молитвы". Окончательная редакция "Альтернативной богослужебной книги" планируется к 2000 г., однако она уже используется в некоторых англиканских "поместных церквах".

Говоря о наиболее характерных особенностях англикан­ского вероучения, отраженных в тексте "Книги общей мо­литвы" и прилагаемых к нему 39 "Членах религии", следует отметить, что между этими двумя источниками нет полного согласия. Это связано с тем, что "Члены религии" имеют более выраженный протестантский характер, чем текст "Книги...". При этом особый авторитет и даже, можно сказать, обязательность "Членов религии" утверждает так на­зываемая "Декларация Его Величества", помещаемая в текс­те "Книги...". Этой Декларацией король Англии объявляет о том, что "Члены религии" "содержат истинное учение Церкви Англии, согласное со Словом Божиим...". В тексте Декларации говорится: "Мы требуем от наших возлюблен­ных подданных продолжать единообразно их исповедывать и запрещаем малейшие отклонение от упомянутых Чле­нов" 6 . Однако следует заметить, что такое значение "Членам религии" усваивается только в пределах Англии. В других "поместных церквах" они не имеют силы обязательного за­кона, да и в самой Англии в реальности подписывать их должны только члены клира. Тем не менее до сих пор ни одна англиканская "поместная церковь" не отвергла "Члены религии", и их можно рассматривать в качестве документа, отражающего вероучение всего англиканского сообщества.

Среди наиболее ярких отличий англиканского вероуче­ния, изложенного в "Членах религии", следует отметить следующие:

    учение о исхождении Святого Духа от Сына так же, как и от Отца (V член);

    отсутствие учения о Церкви как Теле Христовом (XIX член);

3. отрицание вероучительной непогрешимости Вселен­ских Соборов (XXI член);

4. признание в англиканской церкви только двух таинств - крещения и евхаристии (XXV член);

5. отсутствие призывания святых, что запрещается как католическое учение (XXII член);

    отрицание почитания мощей (XXII член);

    отрицание почитания святых икон (XXII член) и т. п.

В англиканстве имеют место и иные отступления от уче­ния Церкви, возникшие как вторичные следствия из лож­ных оснований, содержащихся в "Книге общей молитвы" и "Членах религии". В частности, примером подобного рода искажений может служить существующая в современном англиканстве практика рукоположения в священный сан женщин (с 1974 г. - во пресвитеры, а с 1988 г. - и во епископы).

Для того чтобы получить более полное представление об англиканстве, можно подробнее ознакомиться с родона­чальницей всего англиканского сообщества - церковью Англии. Свое начало она ведет с 1533 года. В настоящее время церковь Англии насчитывает около 26 миллионов приверженцев, что составляет приблизительно половину на­селения Англии. Главой церкви официально признается правящая королева (или король) Англии, которая назначает по согласованию с премьер-министром двух архиепископов, 108 епископов и 42 настоятелей соборов. Территориально в юрисдикцию церкви Англии входят: Англия, остров Мэн, острова, расположенные в пределах пролива Ла-Манш, ост­рова Силли, часть Уэльса, а также диоцез континентальной Европы (Марокко, Турция и т. д.).

Церковь Англии делится на две провинции: Северную провинцию возглавляет архиепископ Йоркский (в настоя­щее время - доктор Дэвид Хоуп (dr. David Hope)), Южную - архиепископ Кентерберийский (в настоящее время - док­тор Джордж Кэри (dr. George Carey)). В состав Северной провинции входят 14 диоцезов. Южная насчитывает 39 дио­цезов. Архиепископы Кентерберийский и Йоркский, а так­же ряд епископов (числом 24) являются членами парламента Великобритании. Роль парламента в жизни церкви Англии очень велика, так как ни один из важнейших вопросов цер­ковной жизни не может быть разрешен без ратификации парламентом соответствующего решения церковных струк­тур. Например, в редакции "Книги общей молитвы" от 1928 г. было предложено включить эпиклезу в чин евхаристии (англикане называют богослужение этого таинства "мессой", "Вечерей Господней", "Последней Вечерей", "Трапезой Господней"), однако парламент отверг это предло­жение, несмотря на то что почти весь епископат церкви Ан­глии поддерживал это нововведение.

Для предварительного решения важнейших вопросов, тре­бующих ратификации парламентом (вероучительные, финан­совые, а также вопросы устроения церкви и т. п.), и для веде­ния менее значимых дел в церкви Англии существует так на­зываемый "Генеральный Синод" (General Synod), состоящий из избираемых раз в пять лет 574 членов - клириков и мирян. "Генеральный Синод" собирается дважды в год в Йорке или Лондоне. Как уже отмечалось, церковь Англии включает в себя две провинции, состоящие из 43 диоцезов; диоцезы же, в свою очередь, делятся на приходы. По широко распространенному в среде англикан выражению, приходы составляют "сердце церкви Англии". Каждый приход управляется священником, обычно именуемым "викарием" или "ректором". Церкви Ан­глии в настоящее время принадлежат 42 собора и 16 тыс. церквей (из них 13 тыс. являются архитектурными памятниками).

Статистические данные последних лет показывают 7 , что число людей, желающих вступить в церковь Англии, уменьшается на 5 тысяч человек ежегодно, а соотношение числа принявших крещение и конфирмацию показывает, что после принятия крещения к совершаемой позднее кон­фирмации приступает только каждый пятый. Число лиц, принявших в церкви Англии священный сан в 1998 году, на 15 % (460 человек) выше аналогичной цифры за преды­дущий год. Соотношение этих данных свидетельствует не в пользу той ситуации, которая в последние годы сложилась внутри церкви Англии: при увеличении числа служителей церкви количество воцерковленных и крещеных людей с каждым годом уменьшается. Частично это происходит вследствие оттока людей в другие конфессии, но главной причиной этого все же является равнодушное отношение большинства современных англичан к церковной жизни.

Даже поверхностное рассмотрение современного англи­канства приводит к мысли о том, что современная англи­канская церковь находится на значительно большем удале­нии от Православия, чем это было, например, 70 лет назад, когда между Православной Церковью и англиканами велись межконфессиональные переговоры: в 1922 г. - с Констан­тинопольским Патриархатом, в 1923 г. - с Иерусалимской и Кипрской, в 1930 г. - с Александрийской Православными Церквами и т.д.).