Болезни Военный билет Призыв

Анализ стихотворения “Я люблю судьбу свою…” Рубцов

МУК "Централизованная библиотечная система",

библиотека-филиал № 2
г. Ессентуки, Ставропольский край

«Я люблю судьбу свою…»
(Памяти Николая Михайловича Рубцова)

Литературно-музыкальная композиция


Слайд 1.
Цель:
Вспомнить основные сведения о Николае Михайловиче Рубцове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта в рамках Всероссийской акции «Россия читает Рубцова», приуроченной к празднованию 80-летия со дня рождения.

Задачи:
1. Пропаганда чтения книг, помочь взрослеющему человеку разобраться в сложном и многообразном потоке информации.
2. Повышение уровня информационной культуры различных читательских групп.

3. Воспитать интерес к поэзии, литературе, живописи, музыке; заинтересовать юношей, побудить их к самостоятельному чтению книг известных русских поэтов и писателей.
Оборудование: экран, проектор.

Ход мероприятия:

Ведущий 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня наш литературно-музыкальная композиция посвящена творчеству Николая Михайловича Рубцова.
Ведущий 2. Жизнь замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова оборвалась рано и трагически – в неполные 35 лет. Он погиб в крещенскую ночь 1971 года, по сценарию, написанному им самим:
Слайд 2.
Чтец 1:
Я умру в крещенские морозы
Я умру, когда трещат березы
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывет, забытый и унылый
Разобьется с треском,
и в потемки
Уплывут ужасные обломки
Сам не знаю, что это такое...
Я не верю вечности покоя!

Ведущий 1. Что привело его к смерти, мы не знаем: Рубцов не вёл дневников. Его биография – его стихи. Давайте перелистаем их.
Говорят, у каждого настоящего поэта в жизни должны быть четыре страсти: страсть к Родине, страсть к женщине, страсть к творчеству и страсть к жизни.
Н. Рубцов – настоящий.

Ведущий 2. Николай Михайлович Рубцов родился в семье начальника леспромхоза. В 1940 году семья переехала в Вологду. Едва Николаю исполнилось пять лет, ушёл на фронт и не вернулся отец - кадровый военный, поэт лишился и матери: она тяжело заболела и умерла.

Чтец 2:
Вспомню, как жили мы
С мамой родною —
Всегда в веселе и тепле.
Но вот наше счастье
Распалось на части —
Война наступила в стране...

Слайд 4.
Ведущий 1. Колю забрала к себе соседка. Потом у нее пропали карточки на хлеб, и вина упала на семилетнего мальчишку. Он убежал в лес, жил там неделю, а когда возвратился, его отправили в детдом. Николай пешком ушел оттуда в город, к сестре. Его снова нашли и на этот раз отправили за сотни километров от больших дорог — в Никольский детдом Тотемского района Вологодской области. Здесь, в селе Никольском, а попросту - деревне Николе, зарождались нравственные, духовные истоки поэта.

Слайд 5.
Ведущий 2.Между тем среди детдомовцев Рубцов считался одним из лучших учеников. И хотя учили их намного хуже того, что было в средних школах (на четыре предмета был один учитель), однако дети и этому были рады. И третий класс Коля закончил с похвальной грамотой.
Тогда же он написал и своё первое стихотворение. Что касается характера мальчика, то, по воспоминаниям его товарищей по детдому, он был среди них самым ласковым и ранимым. При малейшей обиде он отходил в сторону и горько плакал. И кличку он тогда носил довольно мягкую для пацана – Любимчик.

Слайд 7.
Ведущий 2. Деревня Никола… сюда постоянно возвращается поэт на протяжении всей жизни, здесь рождаются его знаменитые стихи о родной деревне: «Тихая моя родина», «Душа поэта».
Но Коля, начитавшись книг о морских путешествиях, буквально бредит морем. 12.июня 1950-го года, закончив 7 классов, юный Рубцов отправляется в Ригу: там было море - и верх его мечтаний - мореходное училище. Но «мореходка» «не приняла» юного романтика, потому как к тому времени ему не исполнилось ещё пятнадцати лет.

Ведущий 1. Можно представить себе горе подростка. Рухнула, как карточный домик, первая его радужная мечта. Сам поэт об этом позже рассказывал так:

Слайд 8.
Чтец 3.
...Как я рвался на море!
Бросил дом безрассудно.
И в моряцкой конторе
всё просился на судно —
на буксир, на баржу ли...
Но нетрезвые, с кренцем,
моряки хохотнули
и назвали младенцем!

Слайд 9.
Ведущий 2. Коля вернулся в Тотьму. Поступил в лесотехнический техникум. А мечта о море не давала покоя. И вдруг она сбылась совсем неожиданно. В 1955 году Николай Рубцов был призван в армию для службы на боевом корабле Северного флота. Эскадренный миноносец - мощный, красивый современный корабль - на долгие четыре года стал для него домом.

Слайд 10.
Ведущий 1. Сослуживцы запомнили матроса Рубцова весёлым и общительным. Запомнились им не только улыбка его, но и неразлучная с ним гармонь: играть на гармони он научился ещё в детдоме.

Слайд 11.
Ведущий 2. Однажды десятилетнего мальчика вытолкали на середину сцены, принесли гармонь и сказали: «Играй!» После этого случая вечер за вечером сам и научился играть. Общение с гармонью у Рубцова было особенное, свое. Когда он брал ее в руки, то словно совершал какое-то таинство. И ставил на колени не резко, а мягко, как живое существо. И не рвал меха, а разводил их умиротворенно, отдаляясь от окружающего мира, весь сливаясь с музыкой. Он закидывал ногу на ногу, гармонь высоко поднималась на колене, Николай щекой приникал к ней. В эти мгновения он исповедовался, думал, пел, плакал. Гармонь... А позднее гитара. Нет, Рубцов не играл на гитаре в общепринятом понимании, не аккомпанировал даже — он пел свои стихи с гитарой дуэтом. Струны звенели, ревели, затихали в унисон с голосом певца. Он пел, что требовала душа. «В минуты музыки», «Звезда полей», «Над вечным покоем», «Морошка»...

Слайд 12.
Ведущий 1. В Москве Рубцов поселился в общежитии Литинститута и довольно скоро стал известен в среде молодых столичных поэтов. Написанные им стихи – «Осенняя песня», «Видения на холме», «Добрый Филя», - вскоре были опубликованы в журнале «Октябрь» и стали очень популярными, Хотя в стенах самого института отношение к молодому поэту было далеко не однозначным. Половина его коллег считала его бездарностью, часть говорила, что он «поэт средних возможностей», и только малая толика остальных видела в нём будущую надежду русской поэзии.
Рубцов очень часто попадал в скандальные истории. Можно только поражаться тому дьявольскому невезению, которое сопровождало его почти в большинстве подобного рода случаев. Будто магнитом он притягивал к себе неприятности и всегда оказывался в них крайним.

Слайд 13.
Ведущий 2. Но Рубцов любил жизнь, открыто, всем сердцем принимая каждый день, он шел вперед. А что такое жизнь без любви?

Слайд 14.
Первую любовь поэта звали Таисия. Рубцову она очень нравилась, а вот он ей не очень. Однако его ухаживаний она не отвергала, и вечерами они подолгу гуляли по поселку. Но длилось это недолго: в конце 55-го Рубцова призвали в армию. Таисия его, как положено, проводила, а затем вышла замуж за другого. Обычная, в общем-то, история. Зато благодаря е Рубцов полюбил классическую музыку
Одно из своих любимых произведений «Вальс цветов» П. И. Чайковского даже сам исполнял на гармошке. Этот вальс связан с его первой любовью, с той, о которой он даже не напишет стихов. Не случайно этот вальс упоминается в нескольких произведениях поэта.

Слайд 15.
Ведущий 2.
В саду, где пела радиола,
Где танцевали «Вальс цветов»,
Все глуше дом у частокола,
Все нелюдимей шум ветров.
(«Наследник Розы»)

Ведущий 1.
Ты говорил, что покинешь дом,
Что жизнь у тебя в тумане,
Словно о прошлом играл потом
«Вальс цветов» на баяне.
(«Воспоминание»)

Ведущий 2.
Мне не забыть друзей и нашу школу
И как в тиши июльских вечеров
Мы заводили в радиолу
И после танцевали «Вальс цветов».
(«Грусть»)

Слайд 16.
Ведущий 1. В 1962 году на одной из вечеринок он знакомится с Генриеттой Меньшиковой, которая в апреле 1963 года родит ему дочь Лену.

Слайд 17.
В 1969 году у Рубцова появится женщина, которой суждено будет сыграть в судьбе роковую роль - Людмила Дербина.
Невезение, сопровождавшее Рубцова всю жизнь, коснулось и его отношения с женщинами, может быть, поэтому у Рубцова немного стихов о любви. Но есть среди них и такие, что трогают душу не одного поколения читателей.

Ведущий 2. В стихах поэта Н. Рубцова — и боль души человека, не узнавшего душевной близости. К сожалению, не встретил он в своей жизни и ту единственную, которая могла бы так самоотверженно любить, соединившись душами. Поэтому поэт — Н. Рубцов, наделенный Богом великим талантом, чистейшей и добрейшей душой, чувствующий «земную святость» и «небесный свет», весь нерастраченный жар нежной души, не встречающей взаимопонимания, отдавал стихам. Уж муза-то к нему была приветлива и великодушна.

Слайд 18.
Ведущий 1. Не хочется, не хочется жить, как все, смотреть на жестокую прозу жизни, хочется лететь и петь, горланить во всю мощь великую песню свободы, но от реальности не убежишь, поэтому Рубцов горько насмехается над ней.

Я люблю судьбу свою,
Я бегу от помрачений!
Суну морду в полынью
И напьюсь,
Как зверь вечерний!

Слайд 19.
Ведущий 2. В поэзии Рубцова удивительным образом объединились и любовь к жизни, и полные заботы любящего сына переживания о судьбе Родины, и нерастраченная нежность к той единственной, которую поэт ждал всю жизнь.

(Все желающие читают стихотворения Н. Рубцова)

Так рождались удивительные строки……
Рубцов никогда не вел дневника. Его дневник – его стихи. Читаешь строки и словно бы видишь одинокого путника, стоящего на краю снежного поля.

Слайд 20.
Ведущий 1. В конце 60-х жизнь поэта вроде бы наладилась. Местом постоянного жительства стала для Рубцова Вологда. Здесь, общаясь с писателями-земляками В. Беловым, В. Коротаевым, В. Астафьевым, О. Фокиной, А. Романовым и др., он много работает, по обыкновению часто уезжает в деревню. В эти годы рождаются новые книги поэта: «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970), «Зеленые цветы». Эта, последняя, вышла уже посмертно.

Слайд 21.
Ведущий 2. Н. Рубцов был человеком страстей. Он вёл разгульную жизнь… А потому ушёл из жизни нелепо. Он не оставил после себя завещания. Но стихи Николая Рубцова завещают нам любить жизнь, родных, Родину и помнить, что где-то среди необъятных русских полей горит яркая звезда настоящего русского поэта.

(Исполняется романс «В горнице»)

«Поэту необходимо думать о смерти, и только памятуя о ней, поэт может особенно остро ощущать жизнь», - говорил Сергей Есенин. Смерть вошла в судьбу Николая Рубцова почти с самого её начала: умерла его мать и две сестры, отец пропал на фронте, и Рубцов много лет считал, что «на войне отца убила пуля», пока не встретился с ним в Вологде в 50-х годах.

Романтическая «тема моря», о которой писал сам Рубцов, смыкается в его ранней лирике с темой смерти постоянно:

Прямо в сердце врывалось силой

Красоты, бурлившей вокруг.

Но великой братской могилой

Мне представилось море вдруг.

Даже в стихах, написанных на заказ и публиковавшихся во флотских газетах, она заявляет о себе со свойственной юному поэту категоричностью:

Ничего нет врага ненавистней!

Тот, кто смело врагов истребляет,

Никогда не уходит из жизни,

Если даже в бою погибает!

(«Сердце героя»)

Философские размышления о бренности мира («О земле подумаю, о небе, / И о том, что все это пройдет») резко отличались от бесшабашного матросского веселья в редкие часы отдыха. По воспоминаниям Валентина Сафонова, друга Рубцова, ставшего впоследствии писателем, «очень уж не вязалась печальная наполненность этих строк с обликом автора - жизнерадостного моряка... Кто из нас, двадцатилетних, мог всерьез воспринять строки о памяти, что «отбивается от рук», о молодости, что «уходит из-под ног»? Жизненные дали для нас, по сути, только начинались».

Может быть, сиротство и несчастная любовь сделали юношу философом, а может, нечто иное скрывалось в его поэтической натуре: «Все проходит, проходит и жизнь» (ст-е «Соловьи»).

Рядом с темами смерти, прощания, ухода, в его пока еще ученической лирике стала крепнуть тема бессмертия, вечности:

Я, юный сын морских факторий,

Хочу, чтоб вечно шторм звучал.

Чтоб для отважных вечно - море,

А для уставших - свой причал.

(«Я весь в мазуте, весь в тавоте...»)

Эта строфа из его ранней лирики воспринимается совсем иначе, если посмотреть на неё с этой точки зрения.

Самым загадочным стихотворением этого периода стали «Мачты»:

Созерцаю ли звезды над бездной

С человеческой вечной тоской,

Воцаряюсь ли в рубке железной

За штурвалом над бездной морской, -

Все я верю, воспрянувши духом,

В грозовое свое бытие

И не верю настойчивым слухам,

Будто все перейдет в забытье,

Будто все начинаем без страха,

А кончаем в назначенный час

Тем, что траурной музыкой Баха

Провожают товарищи нас.

Это кажется мне невозможным.

Все мне кажется - нет забытья!

Все я верю, как мачтам надежным,

И делам, и мечтам бытия.

Подобное заявление в условиях государственного атеизма само по себе было вызовом, но для Рубцова, искавшего истину, не это было главным - еще до службы на флоте будущий поэт познакомился с Библией, читал труды Гегеля, Канта, Аристотеля, Платона...

Зрелая лирика Николая Рубцова буквально пронизана насквозь данной темой, превратившейся в настойчивый мотив. Его лирический герой чувствует «смертную связь» с Родиной, видит «неспокойные тени умерших», покойную мать (ст-е « В горнице»), слышит «незримых певчих пенье хоровое» и воспринимает смерть как естественное продолжение жизни души:

И эту грусть, и святость прежних лет

Я так любил во мгле родного края,

Что я хотел упасть и умереть

И обнимать ромашки, умирая...

(«Над вечным покоем»)

Незримое присутствие Бога ощущается в зрелых стихах Рубцова постоянно, в стихотворении «Русский огонёк» он говорит о Нем естественно и просто: «Дай Бог, дай Бог...» Лексика этого периода насыщена библеизмами и производными от них: «божество», «ангел», «молитвы», «крест», «светлая весть», «вечный покой», «дьявольская сила», «молитвенный обряд», «святая обитель», «небесный свет», «Божий храм», «свеча»... Его «скромный русский огонёк» горит «как добрая душа» - в православной традиции горящая свеча - символ краткости земной жизни.

Размышления о связи смерти и бессмертия в стихотворении «В святой обители природы» завершаются так:

И неизвестная могила

Под небеса уносит ум,

А там - полночные светила

Наводят много-много дум...

И думаю я - смейтесь иль

Не смейтесь -

Косьбой проворной на лугу

Что той, которой мы боимся, - смерти,

Как у цветов, у нас ведь тоже нет!

(«Ночь коротка. А жизнь, как ночь длинна...»)

В стихотворении «Видения на холме» поэт говорит о любви к России «навек, до вечного покоя» - явное православное миропонимание бессмертия. Рубцов подтверждает и известную евангельскую мысль («У Бога все живы»): «Здесь каждый славен - мёртвый и живой!» («Старая дорога»). Личный уход, считает поэт, - лишь часть общей нашей судьбы:

Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что выплыв на лодке, повсюду достану шестом...

(«Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...»)

Характерное замечание лирического героя: «без грусти дойду до могилы», многократно повторённое в его поэзии, свидетельствует о силе веры, убеждения в том, что и в жизни, и в смерти есть свой высший смысл. Николай Рубцов, полагаясь на волю Божью, не боялся смерти - это подтверждает не только его философская лирика, но и стихи бытовые, шутливые, ироничные:

Слез не лей над кочкою болотной

Оттого, что слишком я горяч,

Вот умру - и стану я холодный,

Вот тогда, любимая, поплачь!

(«Слез не лей»)

Если бы цензоры по-настоящему вчитывались в некоторые «проходные» стихотворения Рубцова, то они пришли бы в ужас! Гомерический хохот вызывал у читателей стих о покорителях космоса:

Новый подвиг советских героев!

Скоро все улетим в небеса

И узнаем, что это такое...

Рубцовский шедевр «Философские стихи» полностью посвящен теме смерти и бессмертия. Начинается он с укора умирающему человеку, создавшему в жизни «ложный облик счастья», полный довольства и славы, а заканчивается отказом от осуждения: «Мы по одной дороге ходим все...», осознанием неизбежного собственного конца («Когда-нибудь ужасной будет ночь») и пониманием смерти как Божьей милости и даже счастья:

Но я пойду! И знаю наперед,

Что счастлив тот, хоть с ног его сбивает,

Кто все пройдет, когда душа ведет,

И выше счастья в жизни не бывает!

В сборниках «Душа хранит» (1969) и «Сосен шум» (1970) пронзительно зазвучала трагическая тема - Николай Рубцов словно прощался с этим миром. Посмертные книги, составленные самим поэтом: «Зеленые цветы» (1971) и «Подорожники» (1976), в которых впервые были опубликованы многие неизвестные ранее стихотворения, еще более усилили это впечатление.

Предчувствие ухода ощущается во многих юношеских стихах Рубцова:

Неужели так сердце устало,

Что пора повернуть и уйти?

Мне ведь так ещё мало, так мало,

Даже нету ещё двадцати...

(«На душе соловьиною трелью...»)

Впервые фразу о своей смерти он легкомысленно, полушутя-полусерьезно обронил еще в 1954 году в Ташкенте, когда ему было всего 18 лет: «Да, умру я! И что ж такого...». Десятилетие спустя у Рубцова вырвалось страшное предсказание: «Когда-нибудь ужасной будет ночь». Думы о собственном конце преследовали его постоянно:

Замерзают мои георгины.

И последние ночи близки. (1967)

Родимая! Что еще будет

Со мною? Родная заря

Уж завтра меня не разбудит,

Играя в окне и горя. (1968)

В стихотворении "Зимняя ночь" (1969) то ли "черный человек", то ли сама смерть зовет поэта:

Кто-то стонет на темном кладбище,

Кто-то глухо стучится ко мне,

Кто-то пристально смотрит в жилище,

Показавшись в полночном окне...

Здесь все серьезно. Все дышит предвестьем небытия - не только упоминание о кладбище, не только классический символ смерти - ночь, но и указание на ее непознанность и невозможность познания: «Есть какая-то вечная тайна / В этом жалобном плаче ночном». В "Элегии" (1970) чувствуется уже обреченность: «Отложу свою скудную пищу / И отправлюсь на вечный покой». И, наконец, указана дата:

Я умру в крещенские морозы...

Стихотворения, посвященные поэтам, также поднимают тему гибели («Сергей Есенин», «О Пушкине», Дуэль», «Памяти Анциферова», «Последняя ночь») но, что удивительно, в понимании Рубцова преждевременная смерть - это тоже Божья милость:

Уже давно,

Как в Божью милость,

Он молча верил

В смертный рок.

(«Дуэль»)

Пророческие видения как уже говорилось, появлялись в стихах Рубцова неоднократно, даже с указанием места:

Мое слово - верное,

Мои карты - козыри.

Моя смерть, наверное

На Телецком озере.

Но самым известным произведением из этого ряда стало стихотворение «Я умру в крещенские морозы...» На предсказание даты собственной гибели все обращают внимание - это, действительно, редчайший случай не только в русской, но и в мировой поэзии, - но содержание стихотворения на самом деле жизнеутверждающее: гроб разобьется, усопший встанет из могилы - совсем как в евангельском откровении! А концовка стихотворения и вовсе не оставляет никаких сомнений: «Я не верю вечности покоя!»

О духовных причинах гибели Николая Рубцова говорить сложно, да и вряд ли мы имеем на это право, но сам поэт оценивает свой жизненный путь весьма жёстко:

Почему мне так не повезло?

По ночам душе бывает страшно,

Оттого, что сам себе назло

Много лет провел я бесшабашно.

Еще одно предсказание смерти, причем в деталях, поражает:

Как жаль, что я умру

совсем бесславно,

А может, я с достоинством умру?

Так и случилось, обстоятельства смерти поэта всегда будут вызывать вопросы.

Тема смерти и бессмертия в поэзии Николая Рубцова возникла не по прихоти автора, а по воле Божьей: «О чем писать? / На то не наша воля!» И относиться к его ранней смерти надо смиренно, по примеру самого поэта. Дело ведь не в том, сколько ты протянешь на этой земле, а в том, как ты проживешь, что оставишь людям:

Можно жить и лёжа на полатях,

Бить баклуши хоть до сотни лет.

Жизнь моя, промчись же,

Как торпедный катер,

Оставляя за собою

Бурный след!

(Н. Рубцов)

Виктор Бараков , член Союза писателей России, доктор филологических наук

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

по творчеству Н.М.Рубцова

«Я люблю судьбу свою…»

Выполнила:

Клевцова Ирина Михайловна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №14 г Череповец

Может быть проведена как внеклассное мероприятие или как урок- концерт по внеклассному чтению

Цель : воспитание чувства патриотизма к малой родине, развитие культуры речи, навыков выразительного чтения

Оформление : выставка книг Н.Рубцова, рисунки детей на тему «Тихая моя родина», портрет поэта

Предварительная подготовка :

Распределены стихи для чтения наизусть или выразительного чтения

Проведен конкурс рисунков «Тихая моя родина»

Одним из учащихся подготовлено сообщение о биографии поэта

Вступительное слово

Предсказать появление большого таланта в искусстве невозможно. Нам дано или заметить его (когда он уже появился) или проглядеть. И второе, увы, не редкость…

Сегодня мы будем говорить о поэте Севера Николае Михайловиче Рубцове, которому 3 января 2016 года исполнилось бы 80 лет. При жизни Рубцов издал всего четыре сборника стихов, но они не затерялись в огромном мире русской поэзии, потому что не случайно о Рубцове сказали однажды, что это поэт долгожданный. А сам он одно из своих стихотворений начал именно этими словами: «Я люблю судьбу свою…»

Наш сегодняшний разговор мы начнем с сообщения о биографии поэта. (сообщение ученика, презентация)

Нелегким было детство поэта. Рано оставшись без родителей, он действительно ощущал себя сиротой. Об этом его стихотворение «Детство».

Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая

Не дает проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу.

Откуда только -

Как из-под земли! -

Взялись в жилье

И сумерки, и сырость...

Но вот однажды

Все переменилось,

За мной пришли,

Куда-то повезли.

Я смутно помню

Позднюю реку,

Огни на ней,

И скрип, и плеск парома,

И крик "Скорей!",

Потом раскаты грома

И дождь... Потом

Детдом на берегу.

Вот говорят,

Что скуден был паек,

Что были ночи

С холодом, с тоскою, -

Я лучше помню

Ивы над рекою

И запоздалый

В поле огонек.

До слез теперь

Любимые места!

И там, в глуши,

Под крышею детдома

Для нас звучало,

Как-то незнакомо,

Нас оскорбляло

Слово "сирота".

Хотя старушки

Местных деревень

И впрямь на нас

Так жалобно глядели,

Как на сирот несчастных,

В самом деле,

Но время шло,

И приближался день,

Когда раздался

Праведный салют,

Когда прошла

Военная морока,

И нам подъем

Объявлен был до срока,

И все кричали:

Гитлеру капут!

Еще прошло

Немного быстрых лет,

И стало грустно вновь:

Мы уезжали!

Тогда нас всей

Деревней провожали,

Туман покрыл

Разлуки нашей след...

Одной из основных в творчестве Рубцова станет тема родины. А родина для него – это Вологодская и Архангельская земля, русский север, родная деревня. Так называется и одно из его стихотворений. «Родная деревня»

Хотя проклинает проезжий

Дороги моих побережий,

Люблю я деревню Николу,

Где кончил начальную школу!

Бывает, что пыльный мальчишка

За гостем приезжим по следу

В дорогу торопится слишком:

Я тоже отсюда уеду!

Среди удивленных девчонок

Храбрится, едва из пеленок:

Ну что по провинции шляться?

В столицу пора отправляться!

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

Тогда он оценит Николу,

Где кончил начальную школу...

Послушайте еще одно стихотворение о родине «Тихая моя родина» Как вы думаете, почему поэт выбрал именно этот эпитет «ТИХАЯ»?

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

Где тут погост? Вы не видели?

Сам я найти не могу.-

Тихо ответили жители:

Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Тихо проехал обоз.

Купол церковной обители

Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,

Сено гребут в сеновал:

Между речными изгибами

Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил...

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зеленый простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

У Рубцова была не самая легкая жизнь, но в некоторых стихотворениях проявляется тонкий юмор поэта Например, в стихотворении «По дрова». Казалось бы, самое простое деревенское дело, обычная бытовая зарисовка, а вот как об этом пишет Рубцов.

По дрова

Мимо изгороди шаткой,

Мимо разных мест

По дрова спешит лошадка

В Сиперово, в лес.

Дед Мороз идет навстречу.

Здравствуй!

Будь здоров!..

Я в стихах увековечу

Заготовку дров.

Пахнет елками и снегом,

Бодро дышит грудь,

И лошадка легким бегом

Продолжает путь.

Привезу я дочке Лене

Из лесных даров

Медвежонка на колене,

Кроме воза дров.

Мимо изгороди шаткой,

Мимо разных мест

Вот и въехала лошадка

В Сиперово, в лес.

Нагружу большие сани

Да махну кнутом

И как раз поспею к бане,

С веником притом!

Ряд стихотворений Рубцова посвящен животным. Два из них мы послушаем сегодня. Подумайте, что объединяет эти стихи? С каким чувством поэт пишет о братьях наших меньших?

Про зайца

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шел домой -

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Hо, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,

Притаившись в тишине,

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Hе осталось никого...

О СОБАКАХ

Не могу я

Видеть без грусти

Ежедневных

Собачьих драк, -

В этом маленьком

Захолустье

Поразительно много

Собак!

Есть мордастые -

Всякой масти!

Есть поджарые -

Всех тонов!

Только тронь -

Разорвут на части

Иль оставят вмиг

Без штанов.

Говорю о том

Не для смеху,

Я однажды

Подумал так:

Да! Собака -

Друг человеку

Одному,

А другому - враг...

В 1965 году вышла в свет первая книга стихов Н.М.рубцова. Уже в ней были представлены многие стихотворения, которые будут переходить из сборника в сборник. Это более сложные философские стихи над ними стоит подумать. Послушайте, подумайте и скажите, что объединяет эти стихотворения?

Русский огонек

Погружены в томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели!

Оцепенели маленькие ели,

И было небо тёмное, без звезд.

Какая глушь! Я был один живой

Один живой в бескрайнем мёртвом поле!

Вдруг тихий свет - пригрезившийся, что ли? -

Мелькнул в пустыне, как сторожевой...

Я был совсем как снежный человек,

Входя в избу, - последняя надежда! -

И услыхал, отряхивая снег:

Вот печь для вас... И тёплая одежда... -

Потом хозяйка слушала меня,

Но в тусклом взгляде жизни было мало,

И, неподвижно сидя у огня,

Она совсем, казалось, задремала...

Как много жёлтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий!

Огнём, враждой земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет...

Скажи, родимый, будет ли война?

И я сказал:

Наверное, не будет.

Дай бог, дай бог... ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет... -

И вдруг опять: - Не будет, говоришь?

Нет, - говорю, - наверное, не будет!

Дай бог, дай бог...

И долго на меня

Она смотрела, как глухонемая,

И, головы седой не поднимая,

Опять сидела тихо у огня.

Что снилось ей? Весь этот белый свет,

Быть может, встал пред нею в то мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет

Прервал её старинные виденья.

Господь с тобой! Мы денег не берём.

Что ж, - говорю, - желаю вам здоровья!

За всё добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью...

Спасибо, скромный русский огонёк,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далёк,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле, и нет тебе покоя...

Звезда полей

Звезда полей, во мгле заледенелой

Остановившись, смотрит в полынью.

Уж на часах двенадцать прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

Поэт рано ушел из жизни, но осталась его лирика, грустная, зовущая к раздумью. Она настраивает душу человека на добро и участие к людям.

“Я люблю судьбу свою…” Стихотворение относится к позд­нему периоду творчества Рубцова. Поэт размышляет о роли по­эзии в жизни, о соотношении поэтической традиции. В стихо­творении дана свобода суждений, точность мгновенных оценок творчества предшественников:

Вот Есенин – на ветру!

Блок стоит чуть-чуть в тумане.

Словно лишний на пиру

Скромно Хлебников шаманит.

Используемый оксюморон “скромно шаманить” оправдан в отношении применения к Хлебникову, который был очень скромным человеком от природы, но создавал необычные для восприятия и слуха произведения. Природный мир ощущается Рубцовым как тайна, поэтому поэзия для него – род вызывания духа, род шаманства. Художественно-выразительное средство, употребленное по отношению к Хлебникову, имеет и расшири­тельный смысл, и относится вообще к образу поэта. Рубцов, что­бы найти свое место в искусстве, оглядывается на чужой опыт и называет Тютчева, Блока, Есенина, Хлебникова своими предше­ственниками.

Глоссарий:

– я люблю судьбу свою анализ

– рубцов я люблю судьбу свою анализ

– анализ стихотворения рубцова я люблю судьбу свою

– анализ стихотворения я люблю судьбу свою

– о стихотворении я люблю судьбу свою


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. “Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны…” В сти­хотворении дан узнаваемый тютчевский образ – человек перед лицом мироздания, один на один с мирозданием. Душа и...
  2. “Звезда полей”. Стихотворение создается в поздний период творчества поэта. Николай Рубцов много объехал земель и много видел, но для него не было ничего родней и...
  3. “Я не люблю иронии твоей…” (1856). Стихотворение отно­сится к любовной лирике и посвящено жене поэта, Авдотье Яковлевне Панаевой. Рядом с любящим героем появляется образ независимой...
  4. Стихотворение “В горнице”; было написано Н. Рубцовым в 1963 году. На первый взгляд, оно просто и незатейливо. Река, лодка, дом, садик с красными цветами, свет...

«Я люблю судьбу свою» Стихотворение относится к позднему периоду творчества Рубцова. Поэт размышляет о роли поэзии в жизни, о соотношении поэтической традиции. В стихотворении дана свобода суждений, точность мгновенных оценок творчества предшественников:

Вот Есенин - на ветру!

Блок стоит чуть-чуть в тумане.

Словно лишний на пиру

Скромно Хлебников шаманит.

Используемый оксюморон «скромно шаманить» оправдан в отношении применения к Хлебникову, который был очень скромным человеком от природы, но создавал необычные для восприятия и слуха произведения. Природный мир ощущается Рубцовым как тайна, поэтому поэзия для него - род вызывания духа, род шаманства.

Художественно-выразительное средство, употребленное по отношению к Хлебникову, имеет и расширительный смысл, и относится вообще к образу поэта. Рубцов, чтобы найти свое место в искусстве, оглядывается на чужой опыт и называет Тютчева, Блока, Есенина, Хлебникова своими предшественниками.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. Впервые о Владимире Высоцком заговорили в начале семидесятых. Его доходчивые и нехитрые песни-монологи привлекли к себе внимание самых разных людей....
  2. Стихотворение написано в 1966-м году. Это период творческой зрелости Рубцова. До его трагической гибели оставалось пять лет. Название настраивает на...
  3. Николая Рубцова по праву считают поэтом русского Севера, так как он не только родился и вырос в Архангельской области, но...
  4. Российская империя первой четверти 19 века была великой державой. Русская армия разгромила Наполеона и взяла Париж. Император Александр диктовал свои...
  5. Не секрет, что многие поэты наделены даром предвидения, и могут с удивительной точностью предсказать собственную судьбу. Николай Рубцов – из...
  6. «Мой демон» воспринимается как набросок к знаменитой поэме «Демон». Стихотворение, которым Лермонтов открывает тему демонизма в своем творчестве, датировано 1829...
  7. «Последняя смерть» (1827). Стихотворение относится к фи­лософской лирике. Поэт, видя в древности образцы прямого бла­городства и силы духа, осознает человеческую...