Болезни Военный билет Призыв

Анализ стихотворения «Ночь» Бунина

«Ночь» - великолепный образец бунинской поэзии, недооцениваемой в наше время. Странно, почему столь прекрасные стихотворения, пробуждающие в душе свет и дающие ей покой, так мало разбираются в школах, мало цитируются, мало упоминаются. В этом есть некоторая несправедливость, и хорошо было бы, если бы столь прекрасная лирика снова стала актуальной. Впрочем, как бы ни была непопулярна бунинская поэзия в наше время, это не делает её хуже. Это особенная поэзия, шедевры высшей пробы. И «Ночь» в том числе.

Здесь уникальный хронотоп. Упоминаются и давние времена, и современность, и всё это в одном стихотворении. Лирический герой смотрит на звёзды и размышляет о вечном, о жизни, о смерти. Он ищет сочетания прекрасного и вечного, прекрасного и тайного - это его интерес в нашем мире. Он смотрит на звёзды и думает: они ведь светили и древним цивилизациям – Греции, Египту, Мессопотамии, тавро-скифам. А теперь светят нам.

И мы тоже отживём своё, как наши предки. Смерть беспощадна, но звёздное небо вечно. Прекрасно и вечно. Наши предки наблюдали за звёздами, а теперь на звёзды смотрим мы, ими любуемся. И будущие поколения также будут завораживаться небесными светилами, во всяком случае, некоторые их представители.

Мысли о вечном и масштабном сменяются мыслями о глубоко личном. Лирический герой вспоминает свою девушку, любовь к ней. И снова его мысль блуждает по вечным темам. Ради чего мы живём? Ради чего жили наши предки – египтяне, греки, мессопотамцы? Ответ он пытается найти в звёздах, они его завораживают. В них – наша история, они всегда были с людьми, помогали им, направляли их. Они – сочетание прекрасного и вечного, прекрасного и тайного.

И ответ, который искал герой, очевиден. Он его уже знает. Мы живём, чтобы любить. Любовь – самое сильное чувство в мире, это животворящее чувство. Лирический герой приходит к выводу: жить, чтобы любить. Свою девушку, свою мечту, пусть туманную и обманчивую. Просто любить. Вот связь между всеми временами, между цивилизациями прошлого, настоящего и будущего. Любовь. И герой любит свою девушку, свою мечту за счастье слияния с любовью всех времён, благодаря которой мир ещё жив.

Картинка к стихотворению Ночь

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Стихотворение А. Фета "Еще майская ночь" представляет собой любование обычным временем суток - ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным,

  • Анализ стихотворения Река времен в своем стремленьи Державин 7 класс

    Стихотворение Державина Гавриила Романовича «Река», небольшое, всего 8 строк, но почему-то его изучают в учебных заведениях, и ищут скрытый смысл. После первого прочтения стихотворения, создается впечатление, что все в этом стихотворении понятно.

  • Анализ стихотворения Гумилева Вечер

    Николай Гумилев своим читателям смог подарить необыкновенный, красочный мир литературы. С помощью простых приемов, красивых слов и сравнений его стихотворения приобретали лиричные нотки. Будучи путешественником, не только в душе,

  • Анализ стихотворения Еду ли ночью Некрасова

    «Еду ли ночью по улице тёмной» - одно из самых мрачных и страшных стихотворений классической русской литературы. Невозможно представить себе, чтобы это произведение появилось во времена Пушкина и Лермонтова.

  • Анализ стихотворения Есенина У могилы

    С одной стороны прекрасное и в тоже время одно из немногих стихотворений C.А.Есенина под названием “У могилы”, которое оказалось в смысловом и художественном плане на взгляд большинства аналитиков того времени и нынешнего достаточно

«Ночь» Иван Бунин

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звездный час над сумраком земли.

Как письмена, мерцают в тверди синей
Плеяды, Вега, Марс и Орион.
Люблю я их теченье над пустыней
И тайный смысл их царственных имен!

Как ныне я, мирьяды глаз следили
Их древний путь. И в глубине веков
Все, для кого они во тьме светили,
Исчезли в ней, как след среди песков:

Их было много, нежных и любивших,
И девушек, и юношей, и жен,
Ночей и звезд, прозрачно-серебривших
Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!

Вот снова ночь. Над бледной сталью Понта
Юпитер озаряет небеса,
И в зеркале воды, до горизонта,
Столпом стеклянным светит полоса.

Прибрежья, где бродили тавро-скифы,
Уже не те, — лишь море в летний штиль
Все так же сыплет ласково на рифы
Лазурно-фосфорическую пыль.

Но есть одно, что вечной красотою
Связует нас с отжившими. Была
Такая ж ночь — и к тихому прибою…
Со мной на берег девушка пришла.

И не забыть мне этой ночи звездной,
Когда печь мир любил и для одной!
Пусть я живу мечтою бесполезной,
Туманной и обманчивой мечтой, —

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и тайного, как сон.
Люблю ее за счастие слиянья

Анализ стихотворения Бунина «Ночь»

Стихотворение «Ночь», написанное в 1901 году, — великолепный образец философской лирики Бунина. В нем Иван Алексеевич рассуждает о бесконечности бытия и человеческой смертности. Размышления рождаются на фоне ночного пейзажа – удивительного, загадочного, завораживающего. И это отсылает читателей к лучшим образцам лирики Тютчева. Именно его считают главным в русской поэзии певцом ночи, умевшим тонко чувствовать ее. Бунин, хоть и писал в основном в двадцатом столетии, всегда оставался ближе к веку девятнадцатому. Ивана Алексеевича мало волновали модернистские направления. Им он предпочитал классические традиции.

Лирический герой «Ночи» — человек, ощущающий свою индивидуальность, но в то же время понимающий принадлежность к течению мировой истории и макрокосмосу . Сочетание прекрасного и вечного для него заключается в звездах, планетах. Бунин упоминает Орион и Плеяды, Марс, Венеру и Юпитер. Их путь начинается во тьме веков. Сменялись многие поколения людей, небесные тела оставались. Множеству «и девушек, и юношей, и жен» освещали они дорогу. Иван Алексеевич обращается к давно прекратившим существование цивилизациям. В тексте встречаются «Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон», Понт. Получается, в стихотворении нашлось место ключевым для европейской культуры древним цивилизациям – Египту, Греции, Месопотамии. Кроме того, упоминаются тавро-скифы – племя, когда-то обитавшее на территории нынешнего полуострова Крым. Бунин стремился понять, что остается от людей, их деяний, мыслей, чувств по прошествии тысячелетий. В некоторой степени этим объясняются его путешествия в страны, где сохранилось дыхание истории, на землях которых создавались величайшие памятники искусства. В частности, речь идет о посещении Сирии, Палестины, Египта в апреле-мае 1907 года.

Лирический герой ищет смысл бытия. Он обращает взор в ночное небо, видевшее взлеты и падения легендарных государств и народов. Во второй части стихотворения план сменяется. Перед читателями предстает переход от общечеловеческого к интимному. Ради чего люди появляются на земле? Зачем проживают короткие по меркам вечности жизни? Ответ оказывается простым – главным образом, чтобы любить. Любовь связывает давно умерших людей с теми, кто еще жив. Лирический герой вспоминает дорогую его сердцу девушку. Чувства к ней он характеризует следующим образом:
Люблю ее за счастие слиянья
В одной любви с любовью всех времен!

Любовь вечна, как вечна природа, что отражено и в более позднем стихотворении Бунина «Надпись на чаше» (1903):
Вечно лишь море, безбрежное море и небо,
Вечно лишь солнце, земля и её красота,
Вечно лишь то, что связует незримою связью
Душу и сердце живых с темной душою могил.

Для «Ночи» Иван Алексеевич избрал шестистопный ямб, который также называется русским александрийским стихом. Этот размер, нечасто встречающийся в лирике двадцатого века, придает поэтическому высказыванию торжественность, возвышенность. Усиливается эффект при помощи лексики. Обратите внимание на то, какие слова употребляет Бунин, — «письмена», «твердь», «мирьяды» и так далее. Неслучайна здесь и кольцевая композиция. Она символизирует бесконечность жизни природы, космоса, включенность в это вечное движение человека.

К сожалению, лирика Ивана Алексеевича до сих пор остается в России несколько недооцененной. Ей катастрофически мало уделяют внимания как в школьной, так и в вузовской программе. При этом по глубине, философской наполненности, точности в выражении мыслей и чувств она ничуть не уступает лучшим образцам классической русской поэзии.

Философская лирика Бунина – это всегда особенное настроение и идеи, но даже в ряду таких произведений “Ночь” занимает особенное место. Краткий анализ “Ночь” по плану раскроет перед учениками 11 класса совершенно новый мир. Материал может быть использован на уроке литературы для углубленного разъяснения темы.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано в самом начале 20 века, в 1901 году, а поэтому больше приближено к классической традиции века девятнадцатого.

Тема стихотворения – вечная связь между всеми временами, странами и событиями.

Композиция – кольцевая, такая форма закрепляет философскую идею произведения.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – шестистопный ямб (он же – александрийский стих).

Эпитеты “звездный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “печальная и обманчивая мечта” .

Метафоры “звездный час над сумраком земли”, “мильярды глаз следили”, “зеркало воды” .

Сравнение “как письмена”, “как сон” .

История создания

Ивана Алексеевича Бунина считают главным певцом ночи в русской поэзии, что только подтверждает написанное в 1901 году стихотворение “Ночь”. Это произведение создано в полном соответствии с русской классической традицией, так как поэт всегда был далек от модернистских тенденций.

Тоскуя по суровым и прекрасным пространствам, автор произведения воплощал свои романтические мечтания в поэтической форме.

Тема

Основная тема, которую раскрывает Иван Алексеевич, – это круговорот жизни, который никогда не останавливается. При этом между всеми временами и событиями существует вечная связь. Это произведение является одним из тех, которые раскрывают глубоко волновавшую поэта тему “вечной красоты”, к которой он не раз обращался.

Композиция

Для того, чтобы воплотить идею неизменного хода жизни и бесконечности истории не только в содержании, но и в форме, Бунин использовал кольцевую композицию.

Лирический герой произведения – это глубоко чувствующий человек, для которого принадлежность к макрокосму – не просто красивые слова, но часть его индивидуальности. Он наблюдает за звездным небом, ощущая связь с прошлым, ведь за теми же звездами люди наблюдали и тысячелетия назад. Поколения сменялись, но созвездия оставались, на них смотрели новые поколения – и этот круговорот вечен, пока жив человек.

Также важное место поэт отводит древним цивилизациям, причем не европейским, а восточным – жившим на берегах Понт Эвксинского моря таврам и скифам, а также Египту и Вавилону. Это подталкивает его размышления в философском направлении – остается ли что-то от людей и их дел, когда с момента их смерти прошли тысячелетия. Вообще, идея полноты бытия у него традиционно связывается со смертью, это типичная для бунинских произведений мысль.

Стих “Ночь” – это произведение, где лирический герой ищет смысл бытия, но при этом не завывает и об интимных переживаниях. И ответ на вопрос о том, зачем существует каждая конкретная личность, оказывается в его устах предельно простым – чтобы любить. Именно любовь как цель жизни связывает тех, кто живет сейчас, с тем, кто уже никогда не испытает это чувство, но точно испытывал. Вспоминая девушку, которая когда-то была дорога его сердцу, Иван Алексеевич подчеркивает, что именно нежные чувства к ней позволили ему ощутить связь с прошедшими веками.

Жанр

Бунин использовал для него довольно редкий стихотворный размер – александрийский стих, проще говоря – шестистопный ямб. В лирике того времени он уже встречался довольно редко, поэтому возвышенность и торжественность произведения благодаря этому стала еще очевиднее. Кстати, лексика усиливает этот эффект, как и перекрестная рифма.

Особый синтаксис воплощает еще одну идею поэта – то, что конец строки и конец предложения не совпадают, показывает, что человек одновременно открыт миру и замкнут на самом себе.

Средства выразительности

Философскую идею Бунина поддерживают различные тропы:

  • Эпитеты – “звездный час”, “тайный смысл”, “царственные имена”, “древний путь”, “бледная стать”, “стеклянный столп”, “печальная и обманчивая мечта” .
  • Метафоры – “звездный час над сумраком земли”, “мильярды глаз следили”, “зеркало воды” .
  • Сравнение – “как письмена”, “как сон” .

Благодаря им также можно увидеть классическую школу, традиций которой придерживался поэт при создании произведения. Все вместе они создают цельную картину и помогают читателю не только понять, но и прочувствовать все то, о чем говорит автор.