Болезни Военный билет Призыв

Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. “Два великана”

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. "Два великана"

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами

Уж гремел об нем рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной

Трехнедельный удалец,-

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел - тряхнул главою.

Ахнул дерзкий - и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

«Два великана» - стихотворение М.Ю. Лермонтова (1832 г.), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г.

Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец»), и в особой «простоте» стиховой (4-стопный хорей) и синтаксической организации поэтической речи.

Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” - “старый русский великан” - спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” - воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” - проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран».

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец -
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел - тряхнул главою…
Ахнул дерзкий - и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

Михаил Юрьевич Лермонтов

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,—
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Воинская слава Отечества — один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

Центральная тема стихотворения — противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь — о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка — единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» — «наглый натиск», «следование традициям» — «нарушение старого уклада».

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.

Большинство из гостей нашего города - долгожители Волга - не просто красивая река, которая кормит и поит живущих по ее берегам людей, это еще и важная транспортная артерия, по которой изо дня в день снуют трудолюбивые танкеры и сухогрузы. Мы продолжаем знакомить вас с судами, которые регулярно проплывают мимо Волгограда . Знакомьтесь.

Сухогруз «Волго-Дон» на Волге далеко не редкий гость, таких судов с момента первого выпуска было выпущено несколько серий. Сегодня, если смотреть на этот сухогруз, то внешне он ничем не отличается от прочих. Так было не всегда. В 1960 году, когда по проекту центрального конструкторского бюро «Вымпел» был выпущен первый «Волго-Дон», он стал самым крупным речным судном во всем мире. В длину этот трудоголик достигает 138–140 метров, а перевозить разом может больше пяти тонн груза. Сегодня эти сухогрузы перевозят по рекам и даже морям (модели последних серий 90-х годов) уголь, руду, зерно и щебень.

Из пункта А в пункт Б по Волге доставляют не только уголь и щебенку, но и другие ценные грузы. Нефть мимо возят, например, на танкере «Волгонефть». Этот универсальный солдат проектировался так, чтобы ходить и по рекам, и по морям. Нефтеналивные танкеры «Волгонефть» еще достаточно молоды и были спроектированы в 60-х годах прошлоговека. Первый представитель этого семейства был спущен на воду 21 июня 1969 года. Родом этот работяга из Волгограда. Над его строительством трудились рабочие Волгоградского судоремонтно-судостроительного завода. Длина танкеров «Волгонефть» чуть больше 132 метров. Чистая грузоподъемность - 4980 тонн.

Намного больше тонн груза возит по Волге сухогруз «Волжский-24». Этот способен перетащить больше пяти тонн. Несмотря на свое название, судно не имеет никакого отношения к городу-спутнику Волгограда Волжскому. Построили его в городе Навашино Нижегородской области на судостроительном заводе «Ока». В сравнении с другими работягами, снующими по Волге мимо нашего города, «Волжский-24» еще очень молод. Спустили его на воду 12 июля 1988 года, и сейчас он приписан к Тольятти. Что перевозит этот сухогруз? Все, что угодно: зерно, соль, апатиты и прочие грузы, которые требуют защиты от ветра и осадков, а также уголь, лес и гравий.

Один из самых небольших сухогрузов, который можно видеть время от времени напротив Волгограда - это «Иловатка». Длина его не дотягивает и до 100 метров. В отличие от уже перечисленных сухогрузов, «Иловатка» был построен румынами в городе Олтеница в 1961 году. Сейчас судно приписано к Ульяновску и перевозит по Волге грузы, которым противопоказаны ветра, дожди и прочая непогода. «Иловатка» относится к серии «Шестая пятилетка» и был построен в 61-м году.

Нефтеналивной танкер «Суздаль» напротив Волгограда можно видеть достаточно часто. Место его рождения - судостроительный завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Спущенный на воду всего 15 лет назад - это единственное судно в нашей подборке, родившееся уже после развала СССР - сейчас он относится к Астрахани. Главная его задача - перевозить по реке нефтепродукты. Кстати, увидеть его можно не только на Волге или на Дону. «Суздаль» - универсальный и появляется, например, на Черном и Азовском морях.

Прогулочный теплоход «Ростов-Дон» - один из самых небольших в своем классе. Он ни для чего больше, кроме как для путешествий на небольшие расстояния, экскурсий и дискотек. Длина этого судна всего-навсего 33 метра, а ширина - пять. Он совсем кроха рядом с большими и грузными танкерами. За один раз речной теплоходик может прокатить 80 человек, чем и пользуются сегодня туркомпании, приглашая волгоградцев и ростовчан на прогулки по Волге.

А вот эти два гиганта, пришвартовавшийся в паре у волгоградского речпорта, - теплоходы «Семен Будённый» и «Максим Горький ». По своей величине «Будённый» такой же примерно, как и трудяги-сухогрузы. Длина этого четырехпалудного нарядного великана 135 метров, а ширина 16. Сегодня «Семён Будённый » катает туристов по Волге, стартуя от Самары. В Волгограде теплоход останавливается ради экскурсий. Как и многие другие «сородичи» «Будённый» был построен в Чехословакии и спущен на воду 20 декабря 1981 года. В свой первый рейс это судно вышло весной 1982 года. По сути, совсем молодое создание.

«Максим Горький» - выходец из Австрии. Его построили на несколько лет раньше «Будённого» - в 1974 году на верфи Österreichische Schiffswerften AG в Корнойбурге. За всю историю судостроения по этому же проекту было построено по заказам СССР всего четыре таких судна, все они были названы в честь великих русских писателей. Наш «Максим Горький» - самый первый в их числе. Вторым был «Александр Пушкин». Сейчас теплоходы приписаны к Волжскому речному пароходству.

После первой нашей серии волгоградцы просили показать старый-добрый «Отдых». Не можем отказать и показываем. Знакомый всем горожанам белый теплоход относится к классу прогулочных катамаранов и используется только для организации речных прогулок. За один раз на двух его палубах могут уместиться до 350 человек. В эти дни «Отдых» продолжает развлекать волгоградцев и гостей города прогулками по Волге. На зиму теплоход традиционно уйдет на покой. Произойдет это в ноябре, так что поторопитесь. Обитатели Волги - это не только трудяги сухогрузы и танкеры, это еще и маломерные суда, буксиры. Каких их только не бывает. Идентифицировать большинство не представляется возможным. Просто знакомьтесь: «Зодчий» «Касатка» ПМ-113 А это просто рыбаки. Так сказал наш фотограф

«Два великана» Михаил Лермонтов

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,-
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою.
Ахнул дерзкий - и упал!

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана»

Воинская слава Отечества - один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

Центральная тема стихотворения - противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь - о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка - единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» - «наглый натиск», «следование традициям» - «нарушение старого уклада».

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.