Болезни Военный билет Призыв

Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин). Кому принадлежат моря и океаны

Тема природы занимает далеко не последнее место в лирике А.С. Пушкина. Поэт всегда невероятно красиво и чувственно описывает окружающую среду. Говоря о его мастерстве, нельзя пройти мимо стихотворения «К морю», ведь оно включает всё самое прекрасное из творчества автора: сильное смысловое содержание, художественный слог, грустное душевное состояние, повышенную чувствительность.

Уже из названия видно, чему посвящено стихотворение. Автор как будто проводит параллель между водной стихией и своей тягой к свободе, нашедшей воплощение в просторе вод. И это не удивительно, ведь данное произведение поэт написал в 1824 году. Тогда, в 20-х годах 19 столетия, его отправили в южную ссылку, ведь независимость и протест его творчества сильно не нравились цензорам. Времена были неспокойные: преддверие декабристского восстания 1825 года! Творец был тесно связан с оппозиционным движением и разделял его идеалы, воплощая их в лирике. Это и стало предпосылкой для его изгнания из столицы, которое, кстати, спасло его от непосредственного участия в восстании на Сенатской площади и ареста.

После перевода в Одессу он впервые встретился с морем, вследствие чего и родилось такое живописное стихотворение, завершающее возвышенный цикл романтических элегий. Лирический герой тоскует по свободе, находя ее в могучей стихии, но теряя среди людей. Упоминая тиранию и просвещение, что сплелись воедино и оплели народ, он сетует на деспотичный политический режим в Российской Империи. Данная ссылка сменилась заточением в Михайловском, поэтому Пушкин именно прощается с морем, которое, по милости властей, может не увидеть больше.

Интересен вопрос, кому посвящено это произведение. Во-первых, в 1823 году трагически погиб поэт Байрон, один из любимых творцов Пушкина. К этому событию относятся строки: «Другой от нас умчался гений». Во-вторых, Пушкин вскользь упомянул Наполеона, когда писал о гробнице среди морей – острове св. Елены, где умер величайший полководец. В-третьих, Александр Сергеевич во время написания этого теста был пленен красотой Елизаветы Воронцовой, и свое чувство излил в словах: «Могучей страстью очарован».

Жанр, направление, размер

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Произведение «К морю» вбирает черты, характерные для жанра элегии. Историческая, биографическая и философская лирика переплетаются, наделяя произведение глубоким смыслом. В стихотворении очевидна тесная взаимосвязь пейзажной и личностной тем, их специфика говорит нам о том, что данный текст написан в соответствии с канонами романтизма – глобального направления в мировом искусстве. Оно характеризуется особым вниманием творца к природе, ведь в ней, как правило, отражается его эмоциональное состояние. На языке стихий и явлений из окружающего мира поэт выражает настроение и скрытый посыл.

Размер стихотворения «К морю» — четырехстопный ямб. Александр Сергеевич специально берет его за основу, потому что так читателям гораздо легче услышать приятный шум волн.

Композиция

Анализируя композицию произведения, можно выявить 3 части, тональность которых постепенно нарастает.

  1. В 1-ом четверостишие лирический герой с тоской в сердце расстается с водной гладью моря, вспоминая дни, когда он «бродил тихий и туманный» по берегу.
  2. Во втором смысловом отрывке Пушкин сравнивает личность, которая привыкла к свободе, с непокоренной стихией вод. Здесь также представлены такие лица, как Наполеон и Байрон, являющиеся символами мятежного духа.
  3. Если говорить о третьей части, то нужно отметить, что здесь писатель серьезно размышляет о предназначении личности, окунаясь в глубь философии, а потом снова обращается к образу моря.

Лирический герой и образ моря

  • Образ лирического героя во время всего стихотворения остается неизменным. Он хочет освоить необъятные просторы моря, но в то же время не может покинуть «скучный, неподвижный брег», потому что очарован окружающей красотой. Здесь же упоминается о попытке Пушкина сбежать в Европу, ведь невыносимость заточения в одном городе его тяготила. Видно, как манит его водная гладь, как дорога к желанной свободе. Мятежность своего духа он сравнивает с переменчивым и взрывным характером морских волн. Ему свойственна рассудительность, например, он анализирует историческую фигуру французского императора. Также мы можем сказать о его чувствительности и эстетическом чутье, ведь ему действительно жаль расставаться с пронзительно прекрасными южными пейзажами.
  • Необходимо проанализировать и образ моря, т.к. эта стихия сравнивается с волей, которая не зависит от человека, власти или же рока. Автор говорит нам о том, что его невозможно укротить даже правителю или определенной техникой. Оно является аллегорическим символом независимости и своенравия, поэтому изгнанник чувствует его солидарность и поддержку. Глубины вод таят в себе опасную и непредсказуемую силу, как и личность, которая тянется к свободе даже тогда, когда «берега» давят со всех сторон.

Темы

Анализ произведения помогает определить печальный мотив изгнания, пронизывающий строки. Это можно заметить еще с самых первых строк, в то время как главный герой скорбит о разлуке с природной стихией. После этого герой думает о смерти Наполеона и гибели Байрона, и затем уже переходит к философским размышлениям, во главе которых по-прежнему символ моря. Автор считает, что куда бы ни направился человек, его подстерегает участь, имя которой «власть», а счастливые волны избежали подобного давления, и в этом их сила. Из-за этих рассуждений настроение приобретает оттенок безнадежности.

  • Главная темакрасота природы — задает тон во всем содержании стихотворения «К морю». Автор нежно описывает дивные богатства южного края, как облик прекрасной женщины. В пейзаже он видит идеал свободы от гнета городской цивилизации и власти тиранов, говоря о полезном влиянии мира естественного на натуру человека.
  • Однако основная тема стихотворения «К морю» переплетается и с рядом других тематик, таких как политика и философия. Кроме того, здесь можно отследить взаимодействие личности и общества, индивида и власти. Осознав, что народ не сможет переустроить государство, поэт начинает рассуждать о личной свободе отдельно взятых людей, отсюда и вытекает главная мысль поэта о собственном выборе внутренней свободы и ее превосходстве над попытками его заточить. Пушкин осуждает не только авторитарную власть, но и саму систему общественной иерархии, где ценность людей определяется по рангам, а не по поступкам или уму. Ей он противопоставляет силу и гармонию природы, где царят извечные закономерности мироздания, а не придуманные человеком аналоги.

Идея

Текст прост и ясен лишь на первый взгляд. Но принимая во внимание смысловые тонкости работы, мы можем понять, каковая главная мысль стихотворения «К морю». Пушкин, говоря о желании побега, приводит к выводу, что не жалеет об упущенной возможности покинуть родину. Он анализирует участь Байрона, который погиб в войне греков за свободу, смерть Наполеона, который хотел освободить народ от монархического и дворянского владычества, но добился лишь того, что умер в безвестности на острове св. Елены. В финале лирический герой приходит к выводу, что повсюду, где есть цивилизация, независимость попирается и преследуется, поэтому океану некуда его забросить: везде тирания. Свободны лишь волны вдали от городов и государей, а люди вынуждены жить в опустевшем мире, где настоящие вольнодумцы принимают на себя тяжелейшее бремя борьбы и в одно мгновение просто не выдерживают его. Поэтому основная мысль Пушкина заключается в том, что истинная независимость сохраняется только внутри, зато против нее бессильны правители и жандармы всех стран.

Художественные средства выразительности

Ни одно стихотворение не может обойтись без тропов. Эпитеты, характерные романтическому направлению, помогают передать всю красоту окружающей местности: свободная стихия, ропот заунывный, грустный шум, шум призывный, глухие звуки и многие другие. Стихотворение наряду с эпитетами сопровождается еще и сравнением:

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный…

Также автор использует риторические вопросы и восклицания для того, чтобы заострить внимание на важных философских аспектах: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?»

Умолчание направлено на то, чтобы люди самостоятельно поразмышляли о проблемах, затронутых автором: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…»

Разбор стихотворения показал, что можно выделить в произведении «К морю» черты романтического и реалистического. Именно после этой работы наступает новый этап в творчестве Пушкина.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект,творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока

I. Разминка

(Дети делятся на группы и садятся за отдельные столики.)

    Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)

    Снежные глыбы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)

    Мастер по починке часов.(Часовщик.)

    Тот, кто любит собирать грибы.(Грибник.)

    Туда осенью улетают перелётные птицы. (На юг.)

    Еловый лес (Ельник.)

    Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом.(Газета.)

    В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь)

    Сосновый лес.(Сосняк. Сосновый бор.)

    Раздел по литературе, который мы только что изучали.(Поэтическая тетрадь 2.)

    Молодцы! Каждая группа получает жетон за этот конкурс.(Если были ответы, которые дали не все команды, то дать дополнительные жетоны ответившим.)

II. Узнай поэта

(Задание можно приготовить на карточках и раздать командам, а можно просто зачитать.)

Задание 1-й группе

«Читать он научился рано и впоследствии говорил,что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщился к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям, его писательница жизнь «началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки...»»(И. Бунин.)

Задание 2-й группе

«первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

В истории русской литературы он вошёл и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую,немецкую,болгарскую,литовскую, армянскую, испанскую,грузинскую литературу».(К.Бальмонт.)

Задание 3-й группе

«Этот поэт, прозаик, критик. Издатель. Родился в с. Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был ярким крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье». (Н.А.Некрасов.)

Задание 4-й группе

«Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 г. идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле выходит его первый сборник стихотворений». (И.А. Бунин.)

    И так, узнали писателей, вспомнили о некоторых моментах их жизни, а сейчас отправимся дальше. (На доске вывешены портреты всех трёх писателей.)

III. Восстанови стихотворение (задание 5, стр. 177 учебника)

    попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: играет - замирает; мотылёк - лепесток; теплом - кругом.

    Какую картину вы представили?

    Сегодня целый день играет

    В траве последний...(мотылёк)

    И, точно белый...(лепесток)

    На паутине...(замирает)

    Пригретый солнечным теплом;

    Сегодня так светло...(кругом)

IV. Кому принадлежат строки?

1.Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они...

(И. Бунин. «Полевые цветы»)

2. Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

(Н.А. Некрасов)

3. Родилась на воле,залила луга,

Затопила поле, стёрла берега.

(К.Д. Бальмонт)

4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога...

(И.А. Бунин)

V. Стихотворная речь

    Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом-в столбик. Является ли это произведение стихотворением? (Идёт обсуждение в группах.)

Забравшись на сосну большую,

по веточкам палицей бьёт

и сам про себя удалую.

Хвастливую песню поёт.

(1. Здесь есть рифма: большую - удалую, бьёт - поёт.

2. Есть ритм, стихи ритмичны. Его можно прохлопать.

3. Описание выразительное в стихотворении.

4. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.)

VI. Чтение стихов наизусть

    Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Разделите его на столько частей, сколько вас человек в группе и прочитайте выразительно «цепочкой», как будто читает один человек.(Выразительное чтение стихов данного раздела.)

VII. Подведение итогов

    Ребята, а чем вам понравились стихи? (Они красивы, интересны...)

    Как вы понимаете слово «счастье» и в чём оно, по-вашему, заключается?(Ответы детей.)

    В своё стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил прекрасные строки:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно...

    Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.

    Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок. (Выявляются победители. Результаты оказываются примерно одинаковыми.)

    А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу.

Домашнее задание

В губернии созывались ополченцы. Немедленно собрать ополчение. Во всех городах, селах и деревнях губернии были сформированы караулы. Тамбов – армейский тыл. Тамбовский край. Кайсаров Паисий Сергеевич (1783–1844), генерал. История сохранила свидетельство о подвиге унтер-офицера Егора Митрофанова. Отношения с мирным населением были очень дружелюбные. Потемкин Яков Алексеевич (1781–1831), генерал-лейтенант.

«Война Наполеона с Россией» - Генерал от кавалерии Раевский Николай Николаевич. Битва под Малоярославцем. Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц. Семеновские флеши. Разорённая старая смоленская дорога. Тарутинский манёвр. «Великая армия» (выражение Наполеона). Отступление французов из Москвы. Пожар Москвы. Последствия Отечественной войны были огромны для самой России. Светлейший князь Смоленский. Генерал-лейтенант Тучков Николай Алексеевич.

«Игра по войне 1812» - Записки кавалерист-девицы. Назовите героя. Функция. Бытует мнение. Памятники архитектуры. Положительно русская «Илиада». Ночь дрожит. Герои и военачальники. Секрет. Храм Христа Спасителя. 25 декабря 1812. Портрет М. И. Кутузова. Произведение. Хроника войны. Смекалка. Армия и вооружение. Грот «Руины». Московский Манеж. В.А.Жуковский. Памятники. Окончание Отечественной войны 1812 года. Интерактивная таблица.

«Отечественная война 1812» - Руководитель Петербургского, а затем Московского ополчения. Начался распад империи Наполеона. Храм Христа Спасителя. Огромный ущерб Наполеону наносит партизанское движение. Целый день битва длилась с переменным успехом. Решающими стали слова Кутузова «Пока цела армия, цела и Россия». Русские войска отступали к Москве. Было решено оставить Москву. Героям войны 1812года построены памятники. Триумфальная арка.

«Великая война 1812» - Назовите автора стихов песни. Назовите дату битвы при Малоярославце. Храм Христа Спасителя в Москве. Сражение состоялось 12 октября 1812. Назовите дату выхода манифеста Александра I об окончании войны. Участник многих войн. Когда состоялось совещание в Филях. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Предводитель партизанского отряда в Отечественной войне. Личности Отечественной войны. Михаил Богданович Барклай-де-Толли.

«Оставление Москвы Наполеоном» - Потеряв до 4-х тысяч солдат и 38 пушек, Мюрат отступил к Москве. Народ истреблял французов всеми дозволенными и недозволенными средствами. Впервые в истории русской литературы правдиво изображен русский полководец Кутузов. Нехватка продовольствия Отказ в мирных переговорах Зима, холод (ослабленная армия). Москва освобождена от французов. Москву Наполеон назвал не военной, но политической позицией.


На вечере была сделана попытка рассказать о Марине Цветаевой, избегая оценок и критических суждений. Это вечер — размышление, вечер — раздумий над целым рядом актуальных для современного человека вопросов. А именно: что такое гениальность и как она связана с Богом; кому талантливый человек служит через этот дар — себе или Богу? Что же такое творчество, и какую ответственность на человека оно накладывает? Что значит жить по совести?

В ходе обсуждения, прозвучала мысль о том, что талантливость и гениальность отличаются друг от друга. Гений — всегда показывает путь, выход, дорогу к Богу, а человек даже очень талантливый не всегда способен на это.

На вечере мы размышляли о трагической жизни поэта: смерть младшей дочери, эмиграция, бесконечные болезни детей, мужа и самой Марины Цветаевой, нищее существование в течение всей жизни, мучительные метания страстной натуры. Единственное, что помогало Марине Цветаевой чувствовать почву под ногами, был ее дар.

Дар творчества — тяжелое бремя для человека, он не может его нести в одиночку. Вопреки нечеловеческим условиям Цветаева продолжала творить, но, несмотря на это, творческий дар не смог стать для нее щитом, отражающим злобу мира и несправедливость. Проблема современного человека, так же как и человека XX века — это раздвоенность, смещение иерархии ценностей, отчужденность от ближних и от Бога. И эта кошмарная череда событий и внутренняя раздвоенность привели поэта к трагическому концу — самоубийству.

С одной стороны, Марина Цветаева говорила о своем полном неверии в Бога: «Слушайте, я хочу сказать Вам одну вещь, для Вас, наверное, ужасную: я совсем не верю в существование Бога и загробной жизни. Отсюда — безнадежность, ужас старости и смерти. Полная неспособность природы — молиться и покоряться. Безумная любовь к жизни, судорожная, лихорадочная жадность жить» (из письма к В. Розанову). С другой стороны, она признавала существование Бога и даже часто, в своих стихах и дневниках обращалась к Нему. В дневниковых записях 1920-х гг. мы находим следующий разговор Марины Цветаевой с поэтом Вячеславом Ивановым:

— Вы христианка?

— Теперь, когда Бог обижен, мы должны помогать быть Богу. В каждой бедной встречной женщине распят Христос. Распятие не кончилось, Христос ежечасно распинается, — раз есть Антихрист.

— Словом, вы христианка?

— Думаю, что да. Во всяком случае, у меня бессонная совесть... И, кроме того, — я больше всего на свете люблю человека, живого человека, человеческую душу, — больше природы, искусства, больше всего».

В своей предсмертной записке сыну Георгию она написала, что попала в тупик.

После рассказа о её жизни многие из присутствующих гостей прониклись ощущением тупика. Но это состояние удалось преодолеть в процессе обсуждения, в ходе которого вспоминали Александра Солженицына и мать Марию (Скобцову). Они, как и Марина Цветаева, прожили тяжелую жизнь, но сумели преодолеть натиск зла в своей жизни через веру и служение.

Не случайно вечер прошел накануне Прощенного воскресения. Это помогло участникам и зрителям задуматься перед Великим постом над вопросами собственной отчужденности от человека и от Бога, о проблеме выбора пути и о смысле человеческого недолгого пребывания на земле.