Болезни Военный билет Призыв

Анализ гоголь ночь перед рождеством. Н.В. Гоголь "Ночь перед Рождеством": описание, герои, анализ произведения

«Ночь перед Рождеством» – первая повесть второй книги «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя .

В малороссийской Диканьке наступает ночь перед Рождеством. Из трубы одного дома на метле вылетает ведьма и начинает собирать в рукав звёзды с неба. Рядом с ней в небе показывается , который хватает горячий месяц и прячет его себе в карман. Таким путём чёрт хочет отомстить сельскому кузнецу и живописцу Вакуле, который нарисовал в церкви неприятную для него картину об изгнании нечистого из ада.

Вакула страстно влюблён в Оксану, дочь казака Чуба. Ночь перед рождеством Чуб собирается провести за попойкой у дьяка, Вакула же дожидается, когда Оксана останется дома дна без отца, чтобы прийти и объясниться ей в любви. Но чёрт, похитив с неба месяц, погружает Диканьку во тьму с расчётом, что эта темнота заставит Чуба остаться дома и расстроит план кузнеца.

«Ночь перед Рождеством» («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Фильм 1961 г.

Однако Чуб всё же отправляется на угощение к дьяку. Юная Оксана, проводив отца, . В её хату входит Вакула. Он говорит Оксане о своей любви, однако капризная кокетка только смеётся над ним. Горячее объяснение прерывает неожиданный стук в дверь. Недовольный этой помехой Вакула выходит из двери с намерением намять незваному гостю бока.

В хату стучит не кто иной, как её хозяин, Чуб. Чёрт, коварный враг Вакулы, устроил на его пути метель, которая всё же заставила отца Оксаны оставить мысль о попойке у дьяка и вернуться домой. Но из-за сильного снега Чуб не вполне уверен, что стучит в собственную хату, а не в чью-то чужую. И вышедший на стук Вакула посреди метели не узнаёт Чуба. Он велит ему убираться, награждая и двумя сильными тумаками. Ошибочно посчитав, что хата действительно не его, Чуб решает провести остаток ночи перед Рождеством у матери Вакулы, Солохи, с которой он давно крутит любовные шашни.

Гоголь. Ночь перед Рождеством. Аудиокнига

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

«Ночь перед Рождеством»

По своему общему светлому настроению рядом с «Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» стоит «Ночь перед Рождеством». Основной фон, на котором развертывается действие повести, -- народный праздник с его красочными обрядами, его задорным весельем. «Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь, между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивает сзади» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 215..

«Ночь перед Рождеством» открывается картиной, в которой фантастика и быт преднамеренно слиты воедино. Описание полета ведьмы на метле сопровождается «деловыми» рассуждениями о сорочинском заседателе, который, наверно, приметил бы ее, «потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 202.. Рассказ о «похождениях» ведьмы и черта включает в себя раскрытие обыденных, повседневных мотивов их действий.

Вторая картина, посвященная Чубу, переключает повествование в реально-бытовой план; основное здесь -- изображение прозаического героя.

«Но какая же была причина решиться черту на такое беззаконное дело? А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутью, где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка в синем сюртуке, бравший самого низкого баса; козак Свербыгуз и еще кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 203..

«В досужее от дел время кузнец занимался малеванием и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам еще тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома. Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалеваны кузнецом. Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь еще можно найти в Т… церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалеванная на стене церковной в правом притворе, в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался помешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на все, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры черт поклялся мстить кузнецу» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 203..

Кузнец дается в этом описании как некий эпический герой: подчеркиваются черты, которые выделяют его среди остальных. В описании самой картины дается сцена Страшного суда, связанная с эпическим началом.

Но уже совсем иной характер имеет следующая сцена, рисующая встречу Оксаны и Вакулы. Сцена эта овеяна лиризмом, соединенным с доброй улыбкой.

«Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы; зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову тарантайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 204.

Следующая картина, рассказывающая о Солохе, в известной мере, так же как и начальная сцена повести, представляет собой сплав фантастики и обыденности.

«Мать кузнеца Вакулы имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие годы. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник. Шел ли набожный мужик, или дворянин, как называют себя козаки, одетый в кобеняк с видлогою, в воскресенье в церковь или, если дурная погода, в шинок, - как не зайти к Солохе, не поесть жирных с сметаною вареников и не поболтать в теплой избе с говорливой и угодливой хозяйкой. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это - заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, Солоха в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза4 голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: «Эх, добрая баба! черт-баба!» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 207.

Это эпическое описание, которое переводит повествование в бытовой план после лирической встречи Вакулы и Оксаны.

А затем вновь переплетаются картины комедийно-бытовые с лирическими. Сначала дана сцена с Чубом, который ищет свою хату:

«Черт между тем, когда еще влетел в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешехода. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 208..

Это снова дается лирический план повествование с описанием сильной метели. Этот лирический план продолжается далее в описании народного гуляния:

«Все осветилось. Метели как небывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.

Чудно блещет месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; а на шалости сам лукавый подталкивается сзади» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 215..

Это опять идет лирическое описание зимней ночи с использованием эпитетов «хрустальные звезды», «смеющаяся ночь». Затем развернута картина, в которой вновь выступают Оксана и Вакула, которая также дается в лирическом ключе.

Непосредственно за этим следует комедийная сцена «приема» Солохой своих обожателей, завершающаяся появлением Вакулы, который уносит мешки со спрятанными в них обожателями. Эта сцена переводит повествование в бытовой план.

Сразу же за ней следует широкое лирическим описание гуляния парубков и девиц:

«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кiльце ковбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только вместе с степенными отцами оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. и ночь, как нарочно, так роскошно теплилась! и еще более казался свет месяца от блеска снега» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 220..

Это лирическое описание народного праздника, включающее в себя народно-поэтические элементы. В этой новой картине Оксана еще раз бросает «вызов» Вакуле.

««Так, это она! стоит, как царица, и блестит черными очами! Ей рассказывает что-то видный парубок; верно, забавное, потому что она смеется. Но она всегда смеется». Как будто невольно, сам не понимая как, протерся кузнец сквозь толпу и стал около нее» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 221..

В дальнейшем развитии повествования действие из лирического плана вновь переключается в сферу бытовой фантастики - сцены с Пацюком и с чертом.

«Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем; но выгнали его или он сам убежал из Запорожья, этого никто не знал. Давно уже, лет десять, а может, и пятнадцать, как он жил в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на большой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые носил он, были так широки, что, какой бы большой ни сделал он шаг, ног было совершенно незаметно, и казалось - винокуренная кадь двигалась по улице» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 223..

Это эпическая картина с использованием традиционных для эпоса гипербол. В этом описании указывается на невероятные размеры Пацюка, вспоминается историческая местность Запорожье.

Завершаются эти сцены диалогом: «„Куда?" -- произнес печальный черт. „В Петембург, прямо к царице!" -- и кузнец обомлел от страха, чувствуя себя подымающимся на воздух». Но прежде чем описать путешествие Вакулы, писатель возвращается к Оксане:

«Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца. Уже внутри ее что-то говорило, что она слишком жестоко поступила с ним. Что, если он в самом деле решится на что-нибудь страшное?» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 226..

Повествование опять переходит в лирическое. А затем идут сцены, изображающие комическое положение обожателей Солохи, что снова переводит повествование в бытовой план. В эпическом ключе дается описание хаты кума:

«Хата их была вдвое старее шаровар волостного писаря, крыша в некоторых местах была без соломы. Плетня видны были одни остатки, потому что всякий выходивший из дому никогда не брал палки для собак, в надежде, что будет проходить мимо кумова огорода и выдернет любую из его плетня. Печь не топилась дня по три» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 225..

«Все было светло в вышине. Воздух в легком серебряном тумане был прозрачен. Все было видно, и даже можно было заметить, как вихрем пронесся мимо их, сидя в горшке, колдун; как звезды, собравшись в кучу, играли в жмурки; как клубился в стороне облаком целый рой духов; как плясавший при месяце черт снял шапку, увидавши кузнеца, скачущего верхом; как летела возвращавшаяся назад метла, на которой, видно, только что съездила куда нужно ведьма… много еще дряни встречали они» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 227..

Сразу же после этого лирического описания картины полета следует эпическое описание Петербурга:

«Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 235..

Петербург в этом описании выступает как огромный эпический город. Картины, которые видит Вакула, даются в эпическом масштабе. Петербург представлен в образе некоего Мирового Города.

После этого следует эпическое описание посещение царского дворца Вакулой вместе с запорожцами. В этом описании присутствуют и конкретные исторические лица: князь Потемкин, Екатерина II. Вспоминаются реальные исторические события из жизни Запорожской Сечи: уничтожение Запорожской Сечи, война с турками, переход через Перекоп.

Петербургские картины кончаются словами: «„Выноси меня отсюда скорее!" -- и вдруг очутился за шлагбаумом», а следующие за ними сцены в Диканьке начинаются словами: «„Утонул! ей-богу, утонул! вот: чтобы я не сошла с этого места, если не утонул!" -- лепетала толстая ткачиха...» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 238 - 339...

«Оксана смутилась, когда до нее дошли такие вести. Она мало верила глазам Переперчихи и толкам баб; она знала, что кузнец довольно набожен, чтобы решиться погубить свою душу. Но что, если он в самом деле ушел с намерением никогда не возвращаться в село? А вряд ли в другом месте где найдется такой молодец, как кузнец! Он же так любит ее! Он долее всех выносил ее капризы! Красавица всю ночь под своим одеялом поворачивалась с правого бока на левый, с левого на правый - и не могла заснуть. То, разметавшись в обворожительной наготе, которую ночной мрак скрывал даже от нее самой, она почти вслух бранила себя; то, приутихнув, решалась ни о чем не думать - и все думала. И вся горела; и к утру влюбилась по уши в кузнеца» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 240..

Это лирическое описание, подчеркивающее необычную красоту Оксаны, сразу же переходит в эпическую картину в церкви:

«Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа. Пожилые женщины в белых намитках, в белых суконных свитках набожно крестились у самого входа церковного. Дворянки в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами, стояли впереди их. Дивчата, у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу. Но впереди всех были дворяне и простые мужики с усами, с чубами, с толстыми шеями и только что выбритыми подбородками, все большею частию в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка. На всех лицах, куда ни взглянь, виден был праздник» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 241..

Это эпическое описание всеобщего праздника.

Описание счастливого сватовства Вакулы завершает основную линию развития действия. Завершается это описание лирической струей, описывающей необычайную красоту Оксаны:

«Кузнец подошел ближе, взял ее за руку; красавица и очи потупила. Еще никогда не была она так чудно хороша. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее, и лицо ее пуще загорелось, и она стала еще лучше» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 243..

Однако писатель дает еще эпилог повести, который интересен тем, что здесь находит свое завершение линия фантастики, с которой начинается произведение:

«Но еще больше похвалил преосвященный Вакулу, когда узнал, что он выдержал церковное покаяние и выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами. Это, однако ж, не все: на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал Вакула черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо; а бабы, как только расплакивалось у них на руках дитя, подносили его к картине и говорили: «Он бачь, яка кака намалевана!» - и дитя, удерживая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей матери» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. М.: Изд-во АН СССР, 1937 - 1952. Т. 1. С. 244..

Так находят свое завершение лирическое и эпическое начала в этой повести.

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос‐новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки - кузнеца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий -беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него замуж, если он принесет ей черевички - такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра‐щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Повесть "Ночь перед Рождеством" - это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием "Вечера на хуторе близ Диканьки". Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь ("Ночь перед Рождеством"), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ - Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием "Ночь перед Рождеством" герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

"Ночь перед Рождеством" начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения - два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь ("Ночь перед Рождеством"). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт - за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть "Ночь перед Рождеством" продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости - уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, "грузный телом" казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом - голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана ("Ночь перед Рождеством") встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. "Ночь перед Рождеством" завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. "Ночь перед Рождеством", тема которого - народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.