Болезни Военный билет Призыв

Анализ фильма мальчик в полосатой пижаме. Джон Бойн, «Мальчик в полосатой пижаме»: отзывы и рецензии, анализ книги

Повесть начинается с описания спокойной жизни девятилетнего ребенка Бруно, живущего в городе Берлине. Папа, служащий, офицер, носит на рукаве красного цвета повязку с черным крестом. По приказанию командира, семья перебирается на новое местожительство. Отец прикладывает все усилия, чтоб достигнуть высших чинов, и с радостью соглашается на подобное предложение, хотя остальные домочадцы остаются возмущенными данным перекочеванием.

Лагерь в «Ай-Выси», где носят полосатую форму, расположен не далеко от дома Бруно, и ребенок часто забегает туда, а жутко завидует ребятам, которые живут за колючей проволокой. Он как-то видел фильм про этот лагерь, где описывалось, как живут дети, чем они занимаются, во что играют, и ему жутко захотелось туда попасть. Бруно заводит дружбу с мальчиком, евреем, он живет в «Ай-Выси» и поражается его худощавости. Ведь не знает, что творится в этом лагере. И почему у того мальчика желтая нашивка в форме шестиконечной звезды? Отчего Шмуэля нельзя лишний раз проведать. Многое не доходило до ребенка. Бруно строго настрого запретили иметь любые отношения с тем еврейским мальчиком, но он все равно тайком, прибегал к нему, и в итоге он сам оказался в этом лагере.

Мальчик простодушен и до него не доходит, что происходит в лагере, но тот, кто читает эту книгу, давно уже представил все ужасы, которые творятся в этом лагере, хотя самим писателем про это не пишется ни слова. Папа Бруно был благодушен к уничтожению большого количества людей. В конце рассказа, все идет кувырком, он разводится, а еще через какое-то время берут под арест.

Бруно со своим другом задыхаются в газовой камере.

Сколько людей погибло в этом лагере и в другом похожем не сосчитать. Сколько горя, слез причинила война. Не дай Бог когда-нибудь повториться эта история.

Картинка или рисунок Джон Бойн - Мальчик в полосатой пижаме

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мальчик и война Искандер

    Временной период, который описывается в данном произведение является Абхазской войной, которая происходила в 1992 году. В то время, человек повествующий читателям эту историю проживал вместе со своим дядей в Гаграх

  • Краткое содержание Саша и Шура Алексина

    В книге рассказывается о мальчике по имени Саша. Саша мечтал о путешествиях в дальние страны и города. Больше всего он хотел уехать куда-нибудь без матери и отца. Для Саши было в тягость, когда кто – то ему запрещал и указывал что делать

  • Краткое содержание Васильев Не стреляйте в белых лебедей

    Главного героя романа Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» зовут Егор Полушкин, но в деревне, где он живет, его знают как «бедоносца». У Егора есть жена Харитина, которой очень не повезло с именем

  • Краткое содержание Гайдар Дальние страны

    Рассказ о детстве деревенских мальчишек. Дружили на разъезде Васька, Петька и Серёжка. Пусть Серёжка самым вредным был: то подножку поставит, то фокус покажет такой, что можно запросто угодить в сугроб.

  • Краткое содержание Шукшин Солнце, старик и девушка

    В одном из небольших алтайских селений стояла жаркая погода, а когда вечером на землю опускалась прохлада, к берегу реки Катунь выходил старик. Однажды к нему подошла девушка лет двадцати пяти, и попросила разрешения рисовать его портрет

Ш-ш, - Шмуэль приложил палец к губам. - Молчи, а то они разозлятся.

Бруно насупился, но вздохнул с облегчением, когда к ним начали подтягиваться другие люди в полосатых пижамах; многих подталкивали солдаты, и мальчики оказались в центре толпы, так что их не было видно. Бруно не понимал, почему все такие испуганные, - в конце концов, маршировка не самое ужасное занятие на свете. Ему хотелось шепнуть этим людям, что все будет хорошо, что его отец - комендант лагеря, и если он отдает какой-нибудь приказ, значит, так надо, и бояться тут нечего.

Снова раздались свистки, и колонна приблизительно из ста человек медленно двинулась вперед; Бруно и Шмуэль по-прежнему находились в самой середине. Сзади послышалась какая-то возня, кто-то в конце колонны отказывался маршировать вместе со всеми. Бруно был слишком мал ростом, чтобы увидеть, что там происходит, он только услыхал громкие крики и выстрелы, но что к чему, так и не разобрал.

А далеко нам придется идти? - прошептал он. Ему уже давно хотелось есть.

Не знаю, - ответил Шмуэль. - Я никогда не разговаривал с людьми, которые участвовали в таких маршах. Почему-то они мне не попадались на глаза. Но думаю, вряд ли это надолго.

Бруно с беспокойством посмотрел на небо, и тут раздался еще один громкий звук - над головой прогремел гром. Небо мгновенно потемнело почти до черноты, и хлынул дождь, еще более сильный, чем тот, что шел утром. Бруно закрыл глаза и почувствовал, как по телу стекает вода. Когда он снова открыл глаза, он уже не столько маршировал, сколько его несло куда-то вместе со всеми, он был с ног до головы облеплен грязью, насквозь мокрая пижама прилипла к телу, и теперь он желал только одного - вернуться домой и наблюдать за всем этим на расстоянии, а не толкаться в самой гуще толпы.

Нет уж, - буркнул он, - так я простуду заработаю. Мне надо домой.

Но стоило ему это сказать, как толпа вынесла его к каким-то ступенькам, а когда он по ним взобрался, то оказалось, что дождя больше нет, потому что все сгрудились в длинном помещении, где было на удивление тепло. Вдобавок у этого помещения были крепкие стены и надежная крыша - ни капли влаги не проникало внутрь. Да и вообще, кажется, ничего не проникало, даже воздух.

Спасибо и на том. - Бруно был рад укрыться от грозы хотя бы на несколько минут. - Наверное, мы здесь переждем, пока не кончится дождь, а потом я отправлюсь домой.

Шмуэль прижался к Бруно почти вплотную и смотрел на него снизу вверх, в глазах его застыл испуг.

Прости, что мы не нашли твоего папу, - сказал Бруно.

Ничего, - пробормотал Шмуэль.

И очень жаль, что нам не удалось по-настоящему поиграть, но когда ты приедешь ко мне в Берлин, мы обязательно поиграем. Я познакомлю тебя с… Ох, как же их зовут? - огорченно спросил он сам себя. Ведь эти трое были его верными друзьями на всю жизнь, но все они исчезли из его памяти. Он не помнил ни одного имени и не представлял, как эти ребята выглядят. - Впрочем, неважно, познакомишься ты с ними или нет. Они больше мне не лучшие друзья. - И тут он сделал нечто, что было совсем не в его характере: взял тоненькую руку Шмуэля и крепко пожал. - Теперь ты мой лучший друг, Шмуэль. Мой верный друг на всю жизнь.

Наверняка Шмуэль что-то ответил, но Бруно не услышал, потому что в этот момент закрылась входная дверь и снаружи раздался протяжный металлический скрежет. Люди, заполнявшие помещение, громко ахнули.

Бруно приподнял брови, недоумевая, зачем запирать дверь, но решил, что это делается для того, чтобы надежнее укрыть людей от дождя, они ведь могут подхватить простуду.

А потом в помещении стало очень темно, и посреди наступившей неразберихи и страшного шума Бруно вдруг обнаружил, что до сих пор сжимает руку Шмуэля в своей руке, и теперь уже ничто на свете не заставит его разжать пальцы.

Глава двадцатая

Последняя

С тех пор Бруно пропал.

Почти неделю солдаты прочесывали дом, двор и окрестности, разъезжали по соседним городкам и деревням, всюду показывая фотографию маленького мальчика. Наконец один из них обнаружил сложенную в стопку одежду и сапоги, оставленные Бруно у ограды. Солдат не тронул вещи, но побежал за комендантом. Тот осмотрел местность, поворачивая голову то вправо, то влево, в точности как Бруно, когда тот попал сюда в первый раз, - но так и не смог понять, сколько ни силился, что же случилось с его сыном. Мальчик словно растаял в воздухе, оставив на земле лишь свою одежду.

Мама вернулась в Берлин не так скоро, как намеревалась. Она провела в Аж-Выси еще несколько месяцев в ожидании известий о Бруно, пока вдруг не сорвалась с места, решив, что тот, возможно, отправился домой самостоятельно. Подъезжая к их берлинскому дому, мама уже видела, как он сидит и ждет ее на крыльце.

Разумеется, там его не было.

Гретель вернулась в Берлин вместе с мамой. Она подолгу просиживала одна в своей комнате и плакала - не потому, что выбросила всех своих кукол, и не потому, что оставила в Аж-Выси карты, утыканные булавками, но потому, что ей сильно не хватало Бруно.

Отец провел в Аж-Выси еще год, безжалостно гоняя солдат и офицеров, чем и заслужил их ненависть. Каждый вечер он ложился спать с мыслью о Бруно и просыпался, думая о нем же. Со временем в его голове сложилась гипотеза, приблизительно объясняющая, что же произошло с его сыном, и отец отправился на то место у ограды, где год назад была найдена кучка одежды.

На первый взгляд ничего примечательного там не было, этот участок ничем не отличался от прочих, но затем комендант произвел небольшое исследование и обнаружил, что ограда в этом месте не была должным образом прикреплена к земле, и если приподнять проволоку, то под ней вполне мог проползти низкорослый и не толстый человек (например, десятилетний мальчик). Комендант поглядел вдаль и с помощью логики восстановил случившееся шаг за шагом, а когда восстановил, то обнаружил, что ноги отказываются ему служить - будто больше не в силах подпирать его тело, - тогда он уселся на землю почти в той же позе, в какой чуть не каждый день в течение года сиживал Бруно, разве что не поджал под себя ноги.

Спустя пару месяцев в Аж-Высь пришли другие солдаты и велели отцу идти с ними, и он пошел - без возражений и даже с радостью, потому что ему было совершенно безразлично, что его ждет.

Вот так заканчивается история Бруно и его семьи. Конечно, все это случилось очень давно и никогда больше не повторится.

Не в наши дни и не в нашем веке.

Для любителей фильмов, которые показывают события периода Второй мировой войны, это произведение будет просто подарком. Но в нем нет боевых действий или грозных генералов. Чем же оно цепляет?

Об отношении зрителей к произведению мы поговорим в конце статьи. Но если оценивать отзывы, «Мальчик в полосатой пижаме» поражает всех зрителей глубиной смысла и силой финала. Правда, концовки у книги и фильма совершенно разные.

Давайте познакомимся с этим шедевром поближе.

Роман Бойна

Джон Бойн - 43-летний ирландский писатель, автор двенадцати романов и более чем семидесяти рассказов. За все время было продано более пяти миллионов экземпляров, чему в значительной мере поспособствовала экранизация компанией "Мирамакс" "Мальчика в полосатой пижаме".

Это произведение было награждено двумя международными наградами. Кроме этого, в течение восьмидесяти недель роман возглавлял рейтинг ирландских бестселлеров, список бестселлеров "Нью-Йорк Таймз", а также стал чуть ли не самой популярной книгой в Испании в 2007-2008 годах.

Есть знаменитая фраза о том, что устами младенца глаголет истина. На страницах романа «Мальчик в полосатой пижаме» Бойн повествует о страшнейших событиях двадцатого века через призму восприятия их восьмилетним ребенком.

Давайте разберемся, чем привлекло читателей это произведение, а также почему фильм получился немного прозаичнее, но тяжелее, чем книга.

Но для начала следует сделать небольшое отступление.

Холокост в Германии в годы войны

В переводе с греческого этот термин обозначает «всесожжение», на иврите его называют «шоа» - «катастрофа». Это одна из самых мерзких страниц человеческой истории двадцатого века. В течение нескольких лет планомерно уничтожались не только евреи, но и славяне, цыгане, гомосексуалисты, физически неполноценные и тяжелобольные люди.

В произведении «Мальчик в полосатой пижаме» сюжет касается исключительно еврейского вопроса, поэтому дальше речь пойдет только о нем.

Что нам известно из исторических источников? Наиболее реальным документом являются протоколы В них содержатся показания штандартенфюрера СС Дитера Вислицени. Он называет цифру более пяти миллионов человеческих жертв.

Как же развивалась такая политика? Все началось с прихода нацистов к власти в 1933 году. Принимаются решения относительно «очистки арийской расы от нежелательных элементов». шла в несколько этапов. Давайте разберемся подробнее.

В 1935 году были провозглашены Нюрнбергские законы, которые лишали евреев многих прав и фактически вынуждали их бежать из страны. Проблема была только в том, что большинству было не за что и некуда уезжать. Кроме того, все страны, кроме Доминиканской республики, отказались принимать большое количество беженцев, закрывая границы.

Следующим знаменательным событием стала «Хрустальная ночь», когда прошли обширные и многочисленные еврейские погромы в Германии. Она получила такое название из-за осколков оконных стекол, которыми были усыпаны тротуары.

Далее был этап принудительного переселения на восток, в Польшу, Беларусь, Западную Украину, где создавались огороженные районы, трудовые лагеря, куда сгоняли и свозили евреев. По оценкам специалистов, самым большим было Львовское гетто, где за несколько лет побывало более четырехсот тысяч человек.

Цель ставилась следующая. Нужно было отделить нееврейское население от еврейского и заставить последних стать рабами.

Последний этап начался в августе 1941 года, когда Геринг отдал Гейдриху приказ об окончательном решении еврейского вопроса. С этого времени начинают создаваться концентрационные лагеря, где «недолюдей» тысячами уничтожают в «душегубках».

Роман «Мальчик в полосатой пижаме» отражает период начала исполнения приказа Геринга. Но о сюжете мы поговорим немного позже.

Конфликты произведения

В книге и экранизации романа «Мальчик в полосатой пижаме» содержание иллюстрирует настроения немцев в первые годы Второй мировой войны на примере одной семьи.

Здесь сплетаются несколько характеров, которые отражают разное отношение к еврейскому вопросу.

Главная же тема раскрывается через призму мировосприятия восьмилетнего немецкого мальчика, который подружился с маленьким евреем в концлагере. Он не понимает, что за «ферма» находится невдалеке, а также почему его не пускают туда.

Со временем, общаясь со слугой-заключенным, а также мальчиком Шмулем, он понимает, что происходит что-то плохое, однако все еще идеализирует отца.

Кульминация наступает в финале книги, который остается открытым. В фильме самый сильный момент также отражается в концовке, но она сделана завершенной.

Второй героиней предстает двенадцатилетняя сестра Бруно - Гретель. Она находится в начале переходного возраста и уже лишена многих наивных иллюзий. Ее гибкое мировосприятие живо реагирует на сказки о страшном Еврее, который уничтожает немецкую нацию. До концовки фильма она горячо поддерживает идею очистки нации от злых недолюдей.

Также раскрывается конфликт между отцом и матерью, показаны душевные переживания обоих взрослых. Первый хочет сделать свою семью счастливой, получив повышение, но скрывает ото всех, чем занимается на самом деле. Мать же стремится защитить детей от ужасов войны, но кульминация наступает, когда она узнает правду о концлагере.

Лейтенант, бабушка и дедушка Бруно отражают противоположное отношение к событиям в Германии. Первый настроен радикально, вторая резко отрицательно, а дедушка более нейтрально.

Примечательным моментом является смерть старушки. Мы узнаем, что она «болеет» (официальная версия для Бруно, почему она не приезжает в гости), а после сообщают о ее смерти. Это событие таит в себе загадку, но никак не получает развитее в фильме.
Получается, она символизирует образ людей, которые выступали категорически против новой власти и ее методов. Такие «протестующие» просто пропадали без вести или внезапно умирали.

Таким образом, очертив вкратце настроения в романе, давайте поговорим подробнее о кино «Мальчик в полосатой пижаме».

Сюжет фильма

Немецкий офицер получает повышение и вынужден с семьей переехать из Берлина в деревенскую местность. Ему обещан большой дом. Но первые кадры нового жилища показывают, что не все так хорошо, как казалось вначале.

Здание больше похоже на тюрьму, везде ходят солдаты. Появляется ощущение, что дети и женщина попали в заключение. Отец просто «выполняет работу». Чем он точно занимается, пока неизвестно.

Обживаясь, Бруно замечает в окно странную «ферму», жители которой ходят в полосатых пижамах. Мама даже разрешает ему поиграть с ними. Здесь возникает первый конфликт, когда ужасы войны начинают просачиваться в семью.

Дети видят заключенного-слугу, который приписан к семье коменданта, а родители ссорятся из-за того, что лагерь находится близко к дому.

Развитие сюжета происходит в двух направлениях. С одной стороны, приезжает репетитор, который начинает вбивать идеи национал-социализма и чистоты в головы детей. С другой, мальчик часто пробирается через задний двор к забору концлагеря, за которым видит совсем иное.

В то время, когда Гретель заражается идеалами Гитлера, вешает его плакаты у себя в комнате, Бруно познает обратную сторону медали. Он начинает общаться со Шмулем, восьмилетним евреем, через колючую проволоку, а также беседует со слугой.

В ответах на недоуменные и наивные вопросы маленького немца автор раскрывает весь ужас и безвыходность положения заключенных. Но это только начало трагедии.

Периодически ветер приносит страшную вонь со стороны лагеря. Семье сообщают, что это сжигают грязную одежду заключенных. Переворот происходит под конец фильма, когда Шмуль рассказывает Бруно о горах никому не нужной одежды в бараках. А лейтенант случайно проговаривается жене коменданта о реальном «топливе» печей.

Кульминация наступает, когда немецкий мальчик обещает еврейскому помочь найти отца в лагере. Этим он пытается искупить свое предательство их новоиспеченной дружбы, когда по его наговору наказали Шмуля.

Книга завершается проникновением Бруно внутрь концлагеря через подкоп. Кинолента же немного расширяет роман. В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» конец создан завершенным, в отличие от печатного варианта.

В экранизации мы видим смерть двух мальчиков в «душегубке», а также горе семьи. Глаза отца выражают полный крах его прошлых убеждений.

Финальная сцена с кучей брошенной одежды убитых людей возвращает еще раз к мыслям об ужасе всех этих событий.

Теперь давайте кратко познакомимся с актерским составом.

Первая значительная роль Баттерфилда

Мальчика Бруно играл Эйса Баттерфилд. Это роль стала его первым серьезным появлением на экранах. Ему тогда было девять лет. Актерская карьера этого молодого дарования началась в семь лет на подмостках школьного театра. Далее была роль в одной телевизионной драме.

За роль Бруно он номинировался на «Самого перспективного новичка», но занял второе место. Чем же эта роль так покорила сердца зрителей?

Ответ мы найдем, прочитав отзывы. «Мальчик в полосатой пижаме» - фильм, который открыл дверь молодому актеру в мир популярности.

Эйсе удалось передать образ искреннего и наивного восьмилетнего мальчика (которым, по сути, он и был на тот момент). Познавая мир и отношения между людьми, он впервые сталкивается с жестокостью и несправедливостью реальности.

В фильме «Мальчик в полосатой пижаме» актеры потрясающе справляются с реализацией своих ролей. Игра полностью отражает всю драматичность ситуации.

А смерть Бруно, по мнению некоторых критиков, символизирует гибель человечности в тисках военной машины рейха.

Мать и сестра Бруно

Эти две женщины прекрасно сыграли свои роли. Амбер Битти - актриса, игравшая дочку, а Вера Фармига - маму.

Им необходимо было выразить ощущения немецких женщин двух возрастных групп, с которым они блестяще справились.

Если обратить внимание на отзывы, «Мальчик в полосатой пижаме» задевает мировоззрение многих людей сегодня. Ведь похожие идеи популярны и в наше время.

Гретель вобрала в себя все характеристики идеалистически настроенной, молодой и горячей молодежи. А уже остепенившаяся Эльза, которой есть что терять и за что бороться, показывает нам настроение мирных мещан, не симпатизирующих политике Гитлера.

На протяжении большей части фильма они живут каждая в своем вымышленном мире. Эльза прячется за положением матери и жены, которая «не лезет в дела мужа», а только занимается домом и детьми. А дочка находится в ложных фантазиях, вложенных ей в голову репетитором, и образом красивого лейтенанта, в которого она влюбляется.

Крах иллюзий наступает в конце фильма «Мальчик в полосатой пижаме». Актеры потрясающе сыграли состояние людей, на которых обрушилась реальность. И молодая идеалистка, и зрелая мать семейства оказались уничтоженными машиной войны.

Тяжелый выбор коменданта

Относительно фильма «Мальчик в полосатой пижаме» книга дает больше возможностей для размышлений. Однако драматизация образа коменданта лучше представлена именно в экранизации.

Играет немецкого офицера, который попадает между наковальней и молотом. Он пытается защитить семью от сложившегося положения в стране, с одной стороны. С другой же ему приходится скреплять рушащиеся отношения с женой и детьми, которые не выдерживают жестокости происходящих событий.

Особенно примечателен момент в финале произведения «Мальчик в полосатой пижаме». Фильм даже немного акцентирует на этом внимание зрителя. Комендант, рационализировавший процесс уничтожения заключенных, сразу же теряет сына в этой чудовищной мясорубке.

Его роль отражает рабское положение человека в государственном механизме.

Вынужденный подчиняться приказам беспрекословно, Ральф исполняет свои обязанности исключительно хорошо. Неплохо он справляется и с ролью отца на начальном этапе. Но в итоге все рушится.

Актер в роли лейтенанта

Мы получаем в начале романа «Мальчик в полосатой пижаме» описание молодого офицера как ярого поборника новой идеологии. Он выступает за чистоту нации и явно гордится своей причастностью к процессу «уборки мусора». Руперт Френд потрясающе справился со своей ролью.

Он старается стать идеальным в своем новом образе. Почему в новом? Потому что в процессе развития сюжета мы узнаем о его отце. Оказывается, этот человек был противником политики Гитлера и уехал в Швейцарию.

Так, всего лишь одним ответом на пустой вопрос гостя о семье рушится вся карьера молодого лейтенанта, на которую он возлагал такие надежды. Вдобавок Курт допускает вторую ошибку. Он проговаривается жене коменданта (думая, что она в курсе и разделяет его восторг) о том, что в печах жгут не одежду, а трупы.

Эта случайно вырвавшаяся реплика одновременно разрушает и семью Ральфа и Эльзы, и будущее лейтенанта Кетлера. В итоге его отправляют на фронт.

Таким образом, в романе «Мальчик в полосатой пижаме» автор показывает бездушность военной машины, которая не обращает внимания ни на «своих», ни на «чужих», а просто «питается» человеческими жизнями. Причем приносятся они в жертву совершенно разными способами, которые ввергают людей в пучину смерти и безумия помимо их воли.

Оценки критиков

В начале скажем об экранизации «Мальчик в полосатой пижаме». Фильм получает несколько наград.

На Чикагском кинофестивале он выигрывает приз зрительских симпатий. В Испании получает премию Гойя как лучший фильм Европы. Вера Фармига получает независимую кинонаграду Великобритани как лучшая актриса года.

Кроме этого, Эйса Баттерфилд номинировался как «Открытие года» за роль в фильме «Мальчик в полосатой пижаме». Содержание же и постановка настолько захватили членов жюри, что Херман получает приз в номинации «Лучший режиссер».

Теперь отзывы критиков о романе. Такие средства информации, как "Гардиан" и "Ирландское Время" назвали его маленьким шедевром, западающим в сердце и буквально разъедающим душу.

Также интересен такой отзыв: «Это притча о чистоте человеческого добра и невинности, которые оказываются за пределами вечной борьбы света и тьмы».

Что можно сказать о самом романе «Мальчик в полосатой пижаме»? Книга в свое время произвела фурор в Европе и честно заняла место среди шедевров мировой литературы.

Главный грустный лейтмотив произведения - это то, что такие зверства случились очень давно, в прошлом столетии, и больше они не повторятся. Трагизм этой фразы в том, что в реальности она оказывается сарказмом.

Данная статья посвящена книге ирландского писателя Джона Бойна "Мальчик в полосатой пижаме". Отзывы и рецензии, характеристика главных героев, идея произведения и основные сюжетные линии - все это будет рассмотрено в статье. Произведение не зря завоевало признание огромного количества читателей.

Джон Бойн

Он родился в столице северного государства Ирландия - городе Дублине, в 1971 году. Поступил и закончил Тринити-колледж, где изучал английскую литературу. Позже учился в университете Норидж, в восточной Англии. Там судьба свела его с классиком современной английской литературы - Малколмом Брэдбери.

Становление писателя

Ещё, будучи студентом, Бойн за свои рассказы, получил престижную литературную награду имени Кёртиса Брауна, что позволило ему войти в список претендентов на премию "Хеннесси". Вышедший в 2005 году роман "Криппен" находился в списке книг, претендующих на награду "Книга года" от газеты "Sunday Independent".

Сейчас писатель живёт и работает в Дублине. Читает лекции в Ирландском писательском центре, а также пишет критику для газеты "The Irish Times". Его книги переведены более чем на пятьдесят языков, отмечены множеством литературных премий и наград. Такой интересный факт: газета "Sunday Business Post" считает, что Джон Бойн входит в число сорока художников, которые способны изменить культурный облик Ирландии в двадцать первом веке.

Анализ книги

Роман был выпущен в 2006 году и сразу же попал в списки претендентов почти на все литературные премии - от чисто ирландских, местного значения, до популярных, имеющих авторитет во всем мире. Такие награды, как Irish Book Awards и Bisto Book of the Year книга получила сразу же, по выходу. Также роман был признан лучшей книгой года. Перевели её на сорок шесть языков, и почти восемьдесят недель она возглавляла список самых читаемых произведений в Ирландии, став бестселлером.

"Мальчик в полосатой пижаме" - анализ книги неоднозначный. По содержанию и главной идее она очень тяжела. Роман не о войне с грохочущими пушками и танками, но о том, как эта бойня отражается далеко-далеко от передовой. Книга о немецком концлагере и удивительном товариществе двух мальчиков - сына немецкого офицера и маленького узника, еврея по национальности. Иногда, читая книгу, создается ощущение того, что война - просто нереальна. Где-то очень далеко. Настолько яркие и свежие эмоции мальчишек вытесняют все остальное. Но время нещадно берёт своё и финал книги - неизбежно-трагичный. Собственно, как и любая война - трагична.

Писатель, как отмечают многие, очень удачно "попал" и с образами главных героев, и с интересной сюжетной линией. Пожалуй, именно эти факторы и вывели книгу на ведущие роли в мире современной литературы.

"Мальчик в полосатой пижаме": отзывы о книге

По отношению к любой книге всегда найдутся две стороны: те, кто исключительно хвалят писателя и его творение, и те, кто расположен к писателю весьма негодующе. Ниже рассмотрим как положительные, так и отрицательные мнения. Конкретно, по книге "Мальчик в полосатой пижаме" (Джон Бойн), отзывы напечатали все ведущие литературные издания не только Ирландии, но и всех государств, где книга вышла в переводе. Например:

  • На страницах издания The Yorkshire Evening Post появился отзыв по книге "Мальчик в полосатой пижаме" (Д.Бойн), содержащий следующие слова: "Случается такое, что среди шумного потока книг наконец появляется та самая, которая способна пробудить чувства, растревожить наш ум и надолго остаться в памяти. Роман Д.Бойна - это именно такая книга".
  • "Очень простой стилистически, но совершенно незабываемый по своей идее роман" - такой отзыв о книге "Мальчик в полосатой пижаме" появился в Ireland On Sunday. Также отмечают в рецензии на книгу: "В данном произведении нет монстров и жутких страшилищ, и это только подчеркивает то, что настоящий ужас всегда прячется в обыденных вещах".
  • Английская ежедневная газета The Guardian дала отзыв по произведению "Мальчик в полосатой пижаме" весьма лаконично: "маленький шедевр". Также газета напечатала ряд публикаций, посвященных писателю Джону Бойну и его творческому пути.
  • Издание The First Post напечатало на своих страницах, на книгу "Мальчик в полосатой пижаме" отзывы, содержащие в себе положительную реакцию ведущих литературных критиков издания. Роман, по словам специалистов, это - "безусловно, очень грустная притча о добре и зле, которые воплощаются в человеческих поступках".
  • Ирландская газета The Irish Times пишет, что роман Бойна - это вещь очень удивительная, простая по своему содержанию и легкая по написанию, просто разрывает душу своей напряженностью.

Вообще, во всем мире было продано более пяти миллионов экземпляров романа. В одной только Испании книга "Мальчик в полосатой пижаме", являлась самой продаваемой аж два года подряд: в 2007 и 2008 годах.

Отрицательная реакция

В основном, все негативные реакции на книгу сводились к одному - писателя обвиняли в невозможности данного сюжета. Поясняем:

  • Сам образ мальчика - излишне невинен. При той идеологически-жесткой политике, которую проводили во всех учебных заведениях Германии, мальчик в свои девять не мог не понимать, что идет война, а у немецкого народа есть враги, в том числе - и евреи. Потому, не знать о назначении лагеря он просто не мог - как бы родители не старались его "отгородить от всех ужасов войны".
  • Приезд в Освенцим самого Гитлера просто невероятен - зачем? Тем более, вместе с Евой Браун, которая почти всю войну находилась на резиденции Гитлера, в Баварии.
  • Трагический финал в том виде, в каком описан в книге, просто невозможен. Как, при сверх-охране лагерей такого режима, мальчики могли так часто общаться? И, тем более, как Бруно пролезает в лагерь? Как "каратели" не отличили узника-еврея от плотненького, румяного мальчика-арийца, приняв их за братьев?

Такие и многие другие вопросы появляются у внимательных, знакомых с историей, читателей.

Как роман Бойна приняли в России?

В качестве оценки будут приведены выдержки из статьи М.Немцова "Детство в полосатой пижаме".

«Мальчик в полосатой пижаме» — это не просто роман, как таковой, это повесть-притча о Холокосте, написанная от лица девятилетнего мальчика Бруно, папа которого - офицер гитлеровской армии. Семья Бруно изначально живет в Берлине, затем переезжает в какое-то новое место, где мальчик откровенно скучает: у него нет друзей, нет тех, с кем можно играть и делиться своими секретами. Зато за каким-то забором, который отлично виден из окна его дома, много-много людей, среди которых есть и его сверстники - такие же мальчишки и девчонки. Живут они все в больших хижинах и, как кажется Бруно, большими и дружными семьями. Вот бы подружиться с ними! С такими мыслями мальчик пускается путешествовать вдоль этого забора, и по другую сторону находит себе друга — мальчика по имени Шмуль… Это жуткий угол зрения на самую большую боль минувшего, двадцатого века. Но он не должен никого отвратить, пусть книга и непривычна для читателя.

Именно детский взгляд на самые кошмарные вещи, когда-либо творившиеся на земле, должен дать способность юному читателю впервые попробовать оценить для себя, какие чудовищные ошибки совершал род человеческий. Да и пафос книги - отнюдь не карамельный, ведь Джон Бойн не старается оправдать маленького Бруно в своем любопытстве или же сделать героем. Он такой же, как и все в его возрасте - в меру избалованный, в меру безмозглый. Он всего лишь начинает знакомиться: с миром, где ему суждено было родиться, с людьми, о которых говорят, что они не такие же, как все. И знакомство это заканчивается очень трагично".

Рецензии на книгу "Мальчик в полосатой пижаме" были опубликованы в нескольких больших литературных газетах России. Стоит ещё добавить, что в России роман пользуется популярностью, и книгу переиздавали несколько издательств.

Херман или Бойн? "Мальчик в полосатой пижаме" - отзывы на фильм по роману

Ниже представлены выдержки из отзывов и рецензий на фильм:

  • Эпиграф к фильму, снятому по роману, звучит так: «Детство наполнено звуками, запахами и видами до тех пор, пока не наступит темный час осмысления». С этих слов начинается кинокартина, снятая Марком Херманом в 2008 году. Центральная тема - это взаимоотношения между немецким мальчиком и его еврейским сверстником по имени Шмуль. Дети, совершенно разные и живущие совершенно в параллельных мирах, как будто, становятся близкими людьми не из-за чего-то или кого-то, не благодаря каким-то событиям, а вопреки всему: времени, войне, взрослым. Они просто хотят общаться и играть. Кончается фильм, собственно, как и книга - трагично, но очень предсказуемо. Кинокартина сама по себе очень напряженная и отличается ощущением фатализма, пусть изначально и не очень зримого. Иначе быть и не могло - в силу исторических реалий, как мы знаем, концовка - это даже не жуткая трагедия, а "справедливость", основанная на извращенном понятии фашистов о том, каким должен быть человек.

Также дадим немного сопоставлений книги и фильма, на основе развернутых рецензий разных авторов:

  • В отличие от фильма, в книге имена родителей мальчика не называются - они просто Мама и Папа. Наверное, писатель сделал это для того, чтобы читатели по настоящему ощутили то, что повествование идёт от лица девятилетнего мальчика.
  • В фильме очень много проработанных деталей. Например: мать Бруно носит обручальное кольцо на правой руке - в Германии носят именно так.

Как вспоминал режиссер Марк Хермен, самый сложный фрагмент был заключительный - когда в общей комнате стоят раздетыми и взрослые люди, и дети. Чтобы урегулировать все с точки зрения юридических норм, по словам режиссера: "юристов на съемочной площадке было больше, чем актеров". Снимали фильм в городе Будапешт (Венгрия). Отмечена кинокартина ярлыком "13+".

Интересный факт: онлайн-издание из США Total Film кинокартину «Мальчик в полосатой пижаме» внесла в список «Самых душераздирающих фильмов последнего двадцатилетия». Пожалуй, это главный показатель того, что фильм, пусть не без огрехов, но можно считать удачным.

Показ фильма в России

В России фильм не выходил на большие экраны, и, наверное - к лучшему. Все же, тема войны для бывшего постсоветского пространства - это "больная" тема и оценивать ленту на такую тему будут особо строго, а может и - жестко. А, вообще, рейтинг фильма составляет около восьми из десяти, рецензии на фильм в большинстве своем - положительные. Приведем несколько выдержек из плохих и хороших отзывов:

  • Бруно напоминает мальчика, который сильно отстает в развитии. Мать - истеричная женщина, внезапно осознавшая, с каким чудовищем живет, отец - фашист до мозга костей, словно бы списанный с агитационных плакатов.
  • Это завораживающая история, в которую хочется окунуться с головой.
  • Очень удачная попытка передать все ужасы войны "без войны".

Краткий сюжет книги

Все события описываются глазами девятилетнего мальчика Бруно. Он - сын немецкого офицера, у него есть старшая сестра, которая восхищается идеями фашизма и собирает вырезки из газет с изображением Гитлера. Однажды семья переезжает в новое место, где у мальчика совсем нет друзей, и он скучает, сидя у окна, откуда можно наблюдать за странными людьми за забором, которые носят "полосатые пижамы". Бруно начинает гулять вокруг забора и однажды встречается со своим ровесником - евреем Шмулем, с которым у них постепенно простые отношения перерастают в дружбу. Одно "но": Шмуль находится "по ту сторону забора". Проходит время, и Бруно с семьей собирается уезжать в Берлин. Мальчик идет попрощаться со своим другом, но тот сообщает ему, что пропал его отец и он никак не может найти его среди остальных людей "в пижамах". Бруно решает помочь Шмулю, пролезает в дырку, которую они нашли в заборе, переодевается в "пижаму" и отправляется вместе с другом искать его отца. Тем временем, немецкое командование решает лагерь закрыть, а заключенных - уничтожить.

Перечень главных героев

Бруно — мальчик девяти лет, трагически погибающий.

Шмуль — его друг, еврей-заключенный, погибающий вместе с Бруно.

Ральф — отец Бруно, немецкий офицер, комендант лагеря.

Эльза — мать Бруно.

Гретель — сестра Бруно, уже увлеченная фашизмом и почитающая Гитлера.

Натали — бабушка Бруно.

Матиас — дедушка Бруно

Так же есть отсылки на Гитлера - некий "Фурор" и Еву Браун. По сюжету, они прибывают в лагерь для осмотра.

На книгу "Мальчик в полосатой пижаме", отзывы некоторых изданий содержат в себе замечания по поводу того, что писатель слишком уж "педалировал" темой детей и за счет этого - произведение вышло беспроигрышным. Война и дети, пишут критики - сочетание слишком убойное, чтобы написать плохо.

Сам писатель рассказывает, что привычка писать по утрам у него появилась, когда он ещё работал в книжных магазинах. Тогда, будучи еще начинающим автором, он вставал в пять утра, чтобы до работы успеть посидеть и пописать. С тех пор многое поменялось в жизни писателя, но привычка рано подниматься никуда не исчезла. Писатель говорит, что утро - это самое креативное, самое позитивное и самое насыщенное время для него, когда писать - одно удовольствие.

"Мальчика в полосатой пижаме" Бойн написал за два дня - сел писать в среду утром и, не поспав две ночи, с небольшими перерывами на еду, закончил книгу в пятницу к обеду.

Бойн называет себя "ненасытным читателем", говоря, что иногда уходит в книги с головой, забывая про все на свете. На своем сайте он ведет список книг, которые прочитал. Среди любимых писателей он называет Диккенса, Патрицию Хайсмит, Тобиас Волфа и Джона Ирвинга.

Между первым черновиком романа и его редакцией писатель делает около месяца перерыва - чтобы подзабылись детали, захотелось вновь работать.

Матье Зелл - своеобразный герой-любимчик писателя, который фигурирует во многих его работах фантастического жанра. Кто-то из критиков называет его "альтер-эго" писателя, кто-то - просто удачно прописанным персонажем. Что ж, прием не нов, когда писатель в свои книги периодически вводит одного и того же персонажа, частенько наделяя его своими чертами. Это сделали Хемингуэй с Ником Адамсом, это сделали Курт Воннегут с Килгором Траутом.