Болезни Военный билет Призыв

Александр Сергеевич Пушкин. Основные темы и мотивы лирики. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Тема Родины и природы

Был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский . Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением .

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как

Философская лирика А. С. Пушкина.

Печаль моя светла.

Мой путь уныл,

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнующее море...

Но не хочу, о други, умирать,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

Творчество М. Ю. Л- послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Не веря в ближайшую победу свободы, Л своим творчеством утверждал необходимость борьбы за нее во имя будущего.

Лирическое «я» раннего Л предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной дея деятельности, и реальным положением героя в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Юношеское лирическое «я» у Л еще во многом условно. Своеобразие его в том, что через автобиографические события, впечатления автор представляет своего героя как бы в разных ипостасях: то мятежником, то демоном.

Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

Герой зрелой лирики Л. жаждет объять всю вселенную и заключить ее в своей груди, он хочет обрести гармонию со всем, но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему «гонимый миром странник», бросающий вызов земле и небесам. Если в ранней лирике одиночество понималось как награда, то в зрелой лирике одиночество скучно, а в более поздних стихах-трагизм человека, одинокого среди людей и во всем мире.

Теме одиночества в обществе посвящено стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен...». Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «приличьем стянутых масок». Чтобы отвлечься от шума и блеска, герой уносится в воспоминаниях к картинам детства, которые так прекрасны по сравнению с картиной бала, что у поэта появляется желание открыто бросить вызов этому бездушному царству масок:

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

«И скучно и грустно ». Образ лирического героя воплотил здесь характерные черты молодежи 30-х годов. Исчезает надежда на исполнение желаний, не найдя счастья ни в любви, ни в дружбе, герой разуверяется в них, разуверяется и в себе, и в жизни.

Картина моря и одинокого среди бескрайних морских просторов судна предстает и в стихотворении «Парус»:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

В таких стихотворениях, как «Утес», «На севере диком...», «Листок», ведущим мотивом является трагедия одиночества, которая выражается или в неразделенной любви, или в непрочности человеческих связей.

Политическая и гражданская лирика .

Творческая деятельность М. Ю. Л протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью сложился конфликт, который убил Л-человека, но Л-поэт нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. «Железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

В стихотворении «Прощай, немытая Россия...» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу».

Сложное противоборство чувств, трагизм судьбы поэта в светском обществе открывается в стихотворении «Смерть Поэта », написанном Л после трагической гибели А. С. П. Скорбь и горечь, грусть и восхищение звучат в стихотворении. В стихотворении три героя: П-н - «невольник чести», светская толпа и поэт, ее клеймящий и оплакивающий П-а. Толпа не оценила истинного таланта, не поняла подлинного искусства. Поэт открыто указывает на истинных убийц - это бездушное светское общество, которое направляло руку убийцы:

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Тема Родины и природы

Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Л одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Л создает конкретно- исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. «Бородино». Поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри - не вы!

При этом Л явно делает на этом акцент, повторяясь. Прославляя подвиги предшественников, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь. Образ России и отношение к ней у поэта двояки. В стихотворении «Родина » он говорит:

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Необычность любви Л к Родине в том, что эта любовь контрастна - духовной жизни противопоставлена общественная, и они не гармонируют. Отсюда философские раздумья, где реальные образы становятся воплощением общих закономерностей бытия. В стихах, как «Тучи», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы», «Парус» и др запечатлена не просто одухотворенная красота природы, а трагические явления в жизни человеческой души. В 1840 году перед отъездом на Кавказ Л пишет стихотворение «Тучи» . Стихийное странничество туч сопоставлено с изгнанничеством поэта: Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Тема поэта и поэзии

Уже в самых ранних своих стихах Лермонтов предстает поэтом ярко выраженной деятельной, протестующей мысли. Он провозглашает: «Жизнь скучна, когда боренья нет... Мне нужно действовать». Л видит разъединение людей, а не их общность, и поэтому он не верит в то, что его исповедь будет услышана. Душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бессильно открыть ее.

В стихотворении «Поэт» Л сравнивает поэта с кинжалом.

В 1841 году Л пишет свое последнее стихотворение «Пророк». Тема этого стихотворения - высокая идея поэтического призвания и непонимание его толпой. Пророк видит то, что не может увидеть простой человек:

С тех пор как вечный судия

Мне дал всеведенье пророка,

В очах людей читаю я

Страницы злобы и порока.

Толпа эгоистична и мелочна, она жестоко преследует, глумится и унижаетПророка.

Пророк уходит в пустыню, он остается в одиночестве, так как толпа не приняла его ученья.

Любовная лирика

Даже в любви Л не мог найти опоры своим идеалам. Его лирический герой воспринимает настоящую любовь как прекрасный дар, отражающий полноту жизни, приносящий человеку радость и покой от душевных тревог и страданий. В стихотворении «Как небеса, твой взор блистает » он говорит о «трепещущей душе» и «голосе нежном», которые встретил. По мнению лирического героя, если любить, то всей полнотой души, самозабвенно. Но властвующая в жизни дисгармония нарушает красоту любви, делает ее трагичной, приносящей лишь муки. Светское общество способно опошлить, растоптать и самую чистую земную любовь.

Неотступно, всю жизнь Л любил Варвару Александровну Лопухину, которая вышла замуж за Бахметьева. Варвара Александровна отвечала на чувства Л, но судьба распорядилась по-своему. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможно. Но светлое чувство, пережитое ими, будет озарять их последующую жизнь. Об этом поэт говорит в стихотворении «Расстались мы; но твой портрет... »:

Расстались мы; но твой портрет

Я на груди моей храню:

Как бледный призрак лучших лет,

Он душу радует мою.

Образ Гриши Добросклонова.

Гриша Добросклонов – ключевая фигура в (Образ Гриши Добросклонова) поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”. Давайте я немножко расскажу вам о нем. Гриша родился в семье бедного дьяка, человека ленивого и бездарного. Мать же являла собой тип того самого женского образа, нарисованного автором в главе “Крестьянка”. Свое место в жизни Гриша определил уже в 15лет. Неудивительно, ведь голодное детство, тяжелая трудовая закалка, подаренные отцом; сильный характер, широкая душа, унаследованные от матери; чувство коллективизма, жизнестойкость, невероятное упорство, воспитанные в семье и семинарии, в конечном итоге вылились в чувство глубокого п (Образ Гриши Добросклонова) атриотизма, более того, ответственности за судьбу целого народа! Надеюсь, я доступно объяснил истоки характера Гриши?

А сейчас давайте посмотрим на реально-биографический фактор появления Гриши. Возможно, вы уже знаете – прототипом был Добролюбов. Подобно ему Гриша – борец за всех униженных и оскорбленных, стоял за крестьянские интересы. Он не испытывал тяги к удовлетворению престижных потребностей (если кто помнит лекции по обществознанию), т.е. на первом плане у него заботы не о личном благополучии.

Теперь мы кое-что знаем о Доброскл "Образ Гриши Добросклонова" онове. Давайте выявим некоторые "Образ Гриши Добросклонова" его личностные качества, с тем, что бы узнать степень значим "Образ Гриши Добросклонова" ости Гриши как ключевой фигуры. Для этого нам надо просто выделить из вышесказанн "Образ Гриши Добросклонова" ого слова, характеризующие его. Вот они: способность к состраданию, твердые убеждения, железная воля, неприхотливость, высокая работоспособность, образованность, великолепный ум. Здесь мы с вами, незаметно для себя, подошли к значению образа Гриши Добросклонова. Посмотрите: этих качеств вполне достаточно, что бы отразить главенствующую идею поэмы. Отсюда вывод настолько же прозаичный, сколь же и лаконичный: Гриша собой отражает одну из главных идей поэмы. Вот эта идея: на Руси жить хорошо только таким вот борцам за счастье притесненного народа. Объяснить, почему мне вряд ли удастся – вопрос философский и требуются знания психологии. Все же я попытаюсь привести пример: когда спасаешь кому-нибудь жизнь, то появляется чувство, будто ты сильный и добрый, слуга царю, отец солдатам,…да? А тут целый народ спасаешь...

Но это то (Образ Гриши Добросклонова) лько следствия, а с чего начиналось нам по-прежнему предстоит выяснить. Давайте порассуждаем мы знаем, что с детства Гриша жил среди несчастных, беспомощных, презираемых людей. Что выдвинуло его на такую высоту, что заставляло его жертвовать собой ради простого народа, ведь перед, грамотным и образованным, талантливым молодым человеком открывались, прямо скажем, безграничные возможности. Между прочем, это чувство, качество или ощущение, называйте как хотите, питало творчество Некрасова, с его подачи была определена главная идея поэмы, от него берут истоки патриотизм, чувство ответственности. Это – способность к состраданию. Качество, которым обладал сам Некрасов и наделил им ключевую фигуру своей поэмы. Совершенно естественно, что за этим следуют патриотизм, присущий человеку из народа, ну и чувство ответственности перед народом.

Очень важно определить эпоху в которой появился герой. Эпоха – поднятия общественного движения, многомиллионный народ поднимается к борьбе. Посмотрите:

«…Рать поднимается неисчислимая –

сила в ней несокрушимая…»

В тексте напрямую доказывается, что счастье народное возможно лишь в результате всенародной борьбы против угнетателей. Основная надежда революционеров-демократов, к которым принадлежал Некрасов – крестьянская революция. А кто поднимает революции?– революционеры, борцы за народ. У Некрасова это был Гриша Добросклонов. Отсюда вытекает вторая идея поэмы или, вернее, она уже вытекла, нам осталось только выделить ее из общего потока размышлений. Народ, вследствие направления реформ Aлександра II, остается по-прежнему несчастным, угнетенным, но(!) силы для протеста зреют. Реформы подтолкнули в нем стремление к лучшей жизни. Вы обратили внимание на слова:

«…Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином!...»

Форма передачи были песни, в исполнении Гриши. В словах как раз и отражались те чувства, которыми наделен герой. Можно сказать, что песни были венцом поэмы потому, что в них отражено все то, о чем я говорил. И в целом они вселяют надежду, что Родина не погибнет, несмотря на страдания и беды, захлестывавшие ее, и всеобъемлющее возрождение России, а что самое главное – изменения сознания простого русского народа.

Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина.

В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное. Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов».

Вольнолюбивая лирика

Первая четверть XIX века - время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года.

В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов. На развитие свободомыслия Пушкина большое влияние оказали произведения Радищева, сочинения французских просветителей XVIII века, встречи с Чаадаевым, беседы с Карамзиным, общение с друзьями-лицеистами - Пущиным, Кюхельбекером, Дельвигом.

Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815).

Свободой Рим возрос, а рабством погублен!

В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде «Вольность», в стихах «К Чаадаеву» и «Деревня». Ода «Вольность» (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Ода «Вольность» написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,- это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с «самовластьем»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Пушкин видит силы, препятствующие освобождению отчизны. «Гнет власти роковой» противостоит порывам «нетерпеливой души». Лучшее время жизни поэт призывает посвятить отчизне:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя - беззаконие, произвол, рабство, обнажил «страдание народов». В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть «Деревни» - приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает «везде следы довольства и труда», так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается «от суетных оков». Безграничность горизонта - естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала «другом человечества», способен ужаснуться «барству дикому» и «рабству тощему». Поэт негодует:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Свобода уже видится поэту не далекой «звездой пленительного счастья», а «прекрасной зарей». От пылкого послания «К Чаадаеву» и горького гнева «Деревни» Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением («Кто, волны, вас оставил...»), к кризису 1823 года («Сеятель»), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

Воспоминанья величавы:

Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.

И вслед за ним, как бури шум,

Другой от нас умчался гений,

В элегии «К морю» жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием «судьбы людей», которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно - сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:

Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Заступники кнута и плети» и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям-декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание «Во глубине сибирских руд» (1827), в котором выражает веру в то, что

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Хотя поэт и остался один, он верен друзьям, верен идеалам свободы.

В стихотворении «Памятник», подводя итог своей жизни, творчеству, поэт говорит, что потомки будут его помнить за то, что «в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал».

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта.

мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок...

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и

поэтическую. Но книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

Пушкин рассматривает свой труд-поэзию не только как «детище» вдохновения, но и как средство к существованию. Однако же на вопрос книгопродавца: «Что ж изберете вы?» - поэт отвечает: «Свободу». Постепенно приходит понимание того, что никакая политическая свобода невозможна без свободы внутренней и что только духовная гармония даст человеку

почувствовать себя независимым.

После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение «Пророк » (1826). Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей».

Процесс преображения человека есть не что иное, как рождение поэта. «Открылись вещие зеницы» для того, чтобы видеть окружающий мир, «жало мудрыя змеи» дано вместо языка, а вместо трепетного сердца - «угль, пылающий огнем». Но и этого недостаточно, чтобы стать избранником. Нужна еще высокая цель, идея, во имя которой творит поэт и которая оживляет, дает смысл всему тому, что он так чуткослышит и видит. «Бога глас» повелевает

«жечь сердца людей» поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом.

В стихотворении «Поэт» (1827) также появляется мотив божественного избрания поэта. И когда нисходит вдохновенье, «божественный глагол до слуха чуткого коснется», поэт ощущает свою избранность, ему становятся чужды суетные забавы света:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе:

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес...

Поэзия - удел избранных:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки сладкие» и «молитвы», красота и Бог - вот те ориентиры, которые ведут его по жизни.

Философская лирика

Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху.

Мера прекрасного для него заключалась в самой жизни, в ее гармонии. Пушкин чувствовал и понимал, сколь несчастлив человек, не сумевший построить свою жизнь по законам красоты. Философские раздумья поэта о смысле и цели существования, о жизни и смерти, о добре и зле звучат в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Телега жизни» (1823), «Анчар» (1828), «Сцена из Фауста» (1825), «О нет, мне жизнь не надоела...» и других. Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска («Зимняя дорога»), мучает душевная неудовлетворенность («Воспоминание», 1828; «Безумных лет угасшее веселье», 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед («Предчувствие», 1828).

Но все эти невзгоды не привели к отчаянию и безысходности. В стихотворении «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» поэт говорит:

Печаль моя светла.

В стихотворении «Элегия» (1830) трагические нотки первой части

Мой путь уныл,

Сулит мне труд и горе

Грядущего волнующее море...

сменяются порывом к жизни несмотря ни на что:

Но не хочу, о други, умирать,

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям.

Поэзия для Пушкина - это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в «вечной красоте» этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. «Редеет облаков могучая гряда», «Погасло дневное светило...», «К морю» и другие. В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) поэт передает грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях к «брегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превратил море в «угрюмый океан», который навевает грусть, тоску и не излечивает «прежних сердца ран».

А в стихотворении «К морю» (1824) поэт рисует «торжественную красу» моря, вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

П. был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В стихотворении «Осень» (1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама природа. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени года - осени, наполнена любовью и восхищением:

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Поэту осень мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен он рад лишь ей одной».

Тема дружбы и любви

В лицее зарождается присущий Пушкину культ дружбы. На протяжении всей жизни поэта меняется содержание и значение дружбы. Что объединяет друзей? В стихотворении «Пирующие студенты» (1814) дружба для Пушкина - счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Пройдут годы, и в стихотворении <19 октября» (1825) дружба для поэта - защита от «сетей судьбы суровой» в годы одиночества. Мысль о друзьях, которых судьба разбросала по свету, помогла поэту пережить ссылку и преодолеть замкнутость

«дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы.

Дружба для Пушкина - щедрость душевная, благодарность, доброта. И выше уз дружбы для поэта нет ничего.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен -

Срастался он под сенью дружных муз.

Тяжело переживал поэт неудачу восстания декабристов, среди которых было много его друзей и знакомых.

Любовная лирика

Пушкина - это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Красота для поэта - «святыня» (стихотворение «Красавица»).

В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец», «К Морфею», «Желание»).

Мне дорого любви моей мученье -

Пускай умру, но пусть умру любя!

В период южной ссылки любовь - слияние со стихией жизни, природы, источник вдохновения (стихотворения «Редеет облаков летучая гряда», «Ночь»). Любовная лирика Пушкина, отражая сложные перипетии жизни, радостные и горестные, приобретает высокую искренность и задушевность. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» (1825) - гимн красоте и любви. Период южной ссылки (май 1820 - июль 1824 гг.) составляет новый, романтический по преимуществу, этап пути Пушкина-поэта, имеющий очень важное значение для всего дальнейшего творческого его развития. Именно в эти годы в соответствии с одним из основных требований романтизма все нарастает стремление Пушкина к «народности» - национальной самобытности творчества, что явилось существенной предпосылкой последующей пушкинской «поэзии действительности» - пушкинского реализма.

Поэт не только полностью отвергает рассудочные «правила» классицизма, регламентирующие и выбор объекта изображения, и жанры, и стиль, но и все более преодолевает салонно-литературную узость «нового слога» Карамзина, а также во многом связанные с ним условности и штампы элегического стиля школы Жуковского - Батюшкова; он открывает все более широкий доступ национальной народной языковой стихии - «просторечью» (см., например, его стихотворение «Телега жизни», 1823). Поэт все тверже и увереннее выходит на свой самостоятельный творческий путь, открывая тем самым качественно новый «пушкинский период» (по терминологии Белинского) в развитии русской литературы.

Грусть, разлука, страдания, безнадежность сопутствуют самым лучшим любовным стихам Пушкина, достигшим вершин сердечности и поэтичности: «Не пой, красавица, при мне...» (1828), «Я вас любил...» (1829), «На холмах Грузии...» (1829), «Что в имени тебе моем-?..» (1830), «Прощание» (1830). Эти стихи чаруют переливами подлинно человеческих чувств - безмолвных и безнадежных, отвергнутых, взаимных и торжествующих, но всегда безмерно

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА:

Творчество А.С Пушкина .

Основные темы и мотивы лирики Пушкина.

Анализ стихов.

Невозможно повторить Пушкина.

Н.В.Гоголь

Читая Пушкина, можно великолепным образом

Воспитывать в себе человека

В.Г. Белинский

Тип: практическое занятие по анализу поэтического текста, СНЗ.

Методы: репродуктивный, творческое чтение.

Цели урока:

  1. Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина
  2. Познакомить с любовной, философской, гражданской лирикой А.С.Пушкина, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
  3. Изучить факты, свидетельства, рассмотреть различные точки зрения, интерпретации личности поэта;
  4. Сопоставить темы, поднимаемые в лирике поэта с проблемами сегодняшнего дня.

ХОД УРОКА

1. Орг. момент

2. Вступит слово преподавателя.

3. Фронтальный опрос: биография Пушкина.

4. Новая тема. Слово преподавателя.

Работа может быть групповой (весь класс разделе на минигруппы, которые отвечают за определенную тему в лирике поэта) или коллективная работа.

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА

1. Гражданская тема: «Лицинию», ода «Вольность», (1818 призывает свято соблюдать закон, которому одинаково подвластны и народ, и царь), «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Деревня» (1819) - (восхищение красотой родной природы, но «мысль ужасная здесь душу омрачает», т.к. «барство дикое, без чувств, без Закона»), «Узник», «Зимний вечер», «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

2. Патриотическая тема: «Клеветникам России» (1831), «Бородинская годовщина» (1831), поэт говорит о необходимости единства народа и власти в периоды исторических потрясений, угрожающих самому существованию России.

3. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье…» (1825), «Я вас любил…», «На холмах Грузии…» (1829), «Сожженное письмо», «Признание», «Не пой, красавица, при мне…», «Что в имени тебе моем?», «Для берегов отчизны дальней», «Черная шаль», «Желание славы»(1825), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…», 1830)

4. Тема дружбы: «Пирующие студенты», «19 октября» (1825), «Друзьям», «Дельвигу», «Пущину», «Во глубине сибирских руд…», «Арион»

5. Тема поэта и поэзии : «Поэт», «Пророк» (1826) – (Назначение поэта – «глаголом жги сердца людей»), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Чернь»,

6. Тема родины и природы: «Деревня», « К морю», «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога», «Зимнее утро» (1829), «Бесы», «Туча», «Осень» (1833), «Обвал» (1829), «Вновь я посетил…» (1835)

7. Философская лирика: «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Бесы», «Пора, мой друг, пора…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»(1836

К Чаадаеву (1818)

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

Но в нас горит ещё желанье,

Под гнетом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Дан портрет всего поколения той эпохи; лирический герой ставит перед собой ясные цели, верит в светлое будущее. Послание пронизано духом гражданственности, патриотизма, надеждой на будущее возрождение страны.

Лирический герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

«Деревня»(1818)

1. Каков смысл риторического вопроса в конце стихотворения?

2. Как идеи стихотворения «Деревня» перекликаются с идеями декабристов?

Вывод: В стихотворении «Деревня» поэт обличает крепостничество . Поэт-мечтатель превращается в поэта- гражданина, личная свобода которого неотделима от свободы народа. Свобода, по мнению А.С. Пушкина, должна быть закреплена в законе (конституции).

Во глубине сибирских руд (1827)

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадёт ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придёт желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Жанр-послание; главная тема – дружбы , поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Он не утратил веры в идеалы декабристов, в их благородном стремлении – помочь простому народу. Тема- вера автора в торжество справедливости. Идея – родина не забудет подвиг декабристов.

1. Каковы условия жизни декабристов в сибирской ссылке?

2. Какие образы помогают понять отношение А.С. Пушкина к декабристам?

3. Как в этом стихотворении раскрывается душа поэта?

Вывод: А. С. Пушкин разделяет взгляды декабристов, их «дум высокое стремленье», благородство их помыслов. Понятие «свобода» связано с политическими преобразованиями:

«Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут»

Телега жизни (1823)

Хоть тяжело подчас в ней бремя,

Телега на ходу легка;

Ямщик лихой, седое время,

Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;

Мы рады голову сломать

И, презирая лень и негу,

Кричим: пошёл! . . . . . . .

Но в полдень нет уж той отваги;

Порастрясло нас: нам страшней

И косогоры и овраги;

Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

«МАДОННА» (1830)

Не множеством картин старинных мастеров

Украсить я всегда желал свою обитель,

Чтоб суеверно им дивился посетитель,

Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш божественный спаситель -

Она с величием, он с разумом в очах -

Взирали, кроткие, во славе и в лучах,

Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Я вас любил: любовь ещё, быть может (1829)

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим.

Тема – повесть о неразделенной любви; Идея – несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви. Прошедшее время по форме, но еще настоящее по смыслу и содержанию. Это исповедь – признание поэта, а не обращение к определенной женщине.

1. Каково отношение поэта к неудавшейся любви: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, ирония? Объясните свой выбор.

«На холмах Грузии…»1829

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

Тема – высокое чувство любви; Идея – «сердце не любить не может»

К *** (1825)

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты,

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн , с которой поэт познакомился в Петербурге (1819), а летом 1825г встретился в Тригорском (соседнее с Михайловским селом). Поэт вручает это стихотворение, как подарок Анне Петровне в день её отъезда из села. 3 части: первая встреча, годы разлуки, новая встреча с Керн. В данном стих-и «любовь» не столько чувство, сколько состояние души поэта (изменение душевного состояния).

Тема – роль любви в жизни человека. Идея – жизнь бессмысленна без любви.

Петербург. 1819 год. Один из шумных светских вечеров в доме Олениных с ужином, танцами, шарадами. Шутливо переговариваясь с приятелями, Пушкин следит взглядом за очень юной, очаровательной женщиной. Его воображение поражает глубокая, затаенная грусть в огромных глазах незнакомки. Во время ужина он перекинулся с ней несколькими обычными фразами и долго потом любовался ее сияющей красотой. К концу вечера он уже многое знает о ней. Дочь помещика П. М. Полторацкого и Е. И. Вульф, она 16-летней девочкой была выдана замуж за грубого, совершенно чужого ей человека, который был старше ее на 36 лет - генерала Ермолая Федоровича Керн . А много лет спустя Пушкин прочтет в дневнике Анны Керн строки, в которых она говорит о своем муже " Его невозможно любить, мне не дано даже уважать его, скажу прямо, я почти ненавижу его, мне ад был бы лучше рая, если бы в раю пришлось бы быть вместе с ним"

Но Пушкин прочтет это лишь годы спустя. А пока... Вечер кончился. Гости разъезжаются. Пушкин, не накинув шубы, выскочил на мороз и стоял на крыльце. Как бы хотелось ему, по колени утопая в снегу, подбежать к карете уезжающей Керн, помочь красавице подняться по откинутым ступенькам. Быть может, она поблагодарила бы взглядом. Многие мимолетные впечатления юных лет бесследно стерлись в памяти поэта, но образ Анны Керн глубоко запал в душу . Прошло много лет. За это время Пушкин стал прославленным поэтом, поэтом, бывшим в немилости у властей. В ссылке, в глухом селе Михайловском, далеко от столицы, Пушкин всегда был желанным гостем в соседнем селе Тригорском. Именно здесь в июне 1825 года Пушкин снова встретился с Керн , которая остановилась проездом у своей родственницы Осиповой, хозяйки усадьбы. В течение месяца они виделись почти каждый день. Именно в это время родилось знаменитое стихотворение " Я помню чудное мгновенье...

И вот перед нами другой портрет - бледная, задумчивая девушка, дочь Анны Петровны Керн, Екатерина. Она не столь хороша, как Анна, но унаследовала большие, печальные глаза матери... В ее бледном, с плотными губами, лице было даже что-то страдальческое, обреченное... Такой в марте 1839 года ее впервые увидел Михаил Иванович Глинка. В продолжение вечера он все наблюдал за Екатериной Ермолаевной, слушал ее голос, следил за движением рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Он обнаружил в девушке незаурядный ум, душевную тонкость. Она знала и любила музыку. Как это было не похоже на то, что он встречал дома. Пустая и недалекая жена оказалась легкомысленной кокеткой, совершенно чуждой его интересам. Часто бывая у сестры, общаясь с Екатериной Керн, Глинка все больше привязывался к ней. Встречи с ней для него стали потребностью. А вскоре у нее появились ноты романса Глинки "Я помню чудное мгновенье". Замечательно то, что стихи, написанные великим поэтом для матери, были положены на музыку великим композитором для ее дочери. И опять, как пятнадцать лет назад, когда Пушкин вручил стихи Анне Керн, они зазвучали признанием. Трудно назвать произведение, где музыка нерасторжимо слита со стихами, как в этом романсе. Стихотворение Пушкина выражало то, что пережил сам композитор, вероятно, поэтому и стало возможным такое изумительное слияние музыки и слова. Нарастание и углубление чувств, все стадии духовных переживаний, высказанных в стихах, передает музыка, то задумчивая и нежная, то страстная и даже трагическое .)

«Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829)

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдём под вечны своды -

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживёт мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?

В бою ли, в странствии, в волнах?

Или соседняя долина

Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Пророк (1826)

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;

Перстами лёгкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он,

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полёт,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассёк мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнём,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей»

Тема – черты и свойства характера, которыми должен обладать поэт (в отличие от обыкновенного человека), чтобы в полной мере выполнить свое предназначение.

Идея – только на самом жарком накале своих чувств поэт способен создать высокохудожественное произведение, полностью посвятив себя эту делу. Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит.

« Зимний вечер» 1825

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836)

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья убежит –

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца

Жанр : величественная ода. Стихотворный размер – 6-ти стопный торжественный ямб.

Тема – полная достоинства оценка поэта совершенного им дела; Идея - главное в поэтическом творчестве – величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

«Это одновременно исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В.В. Виноградов).

ВОПРОСЫ для самопроверки .

1. «Глаголом жги сердца людей ». Какими чертами, по мнению Пушкина, должен обладать поэт?

2. Проанализируйте одно из стихотворений поэта.

3 Назовите ведущие темы и мотивы пушкинской лирики. Прочитайте наизусть и проанализируйте одно из ваших любимых стихотворений поэта.

4 В чем вы видите особенности пушкинского романтизма? В каких произведениях они особенно отчетливо проявляются? Приведите примеры из известных вам лирических и лироэпических произведений поэта.

5 Чем обусловлена эволюция творческого метода Пушкина, его обращение к реализму? Как сочетались романтическое и реалистическое начало в творчестве поэта в период Михайловской ссылки и последующие годы? В. Г. Белинский говорил о « лелеющей душу гуманности » поэзии А. С. Пушкина. Раскройте на конкретных примерах гуманистическую сущность лирики поэта. В чем ее значение для воспитания чувств читателя?

6. Каково значение творчества А. С. Пушкина для русского общества и развития отечественной литературы?

7. Большинство произведений Пушкина легло в основу музыкальных творений известных русских композиторов и воплотилось в романсы, арии, оперы. Какие из произведений поэта положены на музыку? Назовите имена композиторов. Какие особенности произведений А. С. Пушкина сделали возможным их


Основные темы и мотивы лирики Пушкина

1. Мотив свободы: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Свободы сеятель пустынный», «Арион». Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Слова «свобода», «вольность», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря.

2. Тема назначения поэта и поэзии: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Творчество должно служить высшему идеалу. Твёрдость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов.

4. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье», «я вас любил», «на холмах Грузии», «Признание», «Мадонна». Основные черты любовной лирики Пушкина – благородство, искренность чувств, способность самоотречения, бескорыстное восхищение красотой. Любовь – источник вдохновения.

5. Философская тема: «Три ключа, «Элегия»(1830), «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Пора, мой друг, пора…», Странник». Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мира.

Тема 1.3 Поэма «Медный всадник» .

История создания

Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу.

Герои поэмы

В «Медном всаднике» два главных героя: Петр I, присутствующий в поэме в виде оживающей статуи Медного всадника, и мелкий чиновник Евгений. Развитие конфликта между ними определяет основную мысль произведения.

Авторское отношение к Петру Великому неоднозначно. С одной стороны, в начале произведения Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». С другой –Петр - самодержец представлен в поэме не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворение бесчеловечной государственности.

Евгений - «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

Конфликт

Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом истории, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами личности.


"И всплыл Петрополь, как Тритон, "Где же дом?"
По пояс в воду погружен".

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой -
Как будто грома грохотанье..."

Иллюстрации художника А.Бенуа

Тема 1.4 М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 г. в Москве в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее образование.

С 1827 года Лермонтов живёт в Москве, обучается в Благородном пансионе Московского университета, позднее в Московском университете на нравственно- политическом, а затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты свидетельствуют об увлечении романтической литературой. Пережитые в 1830-1832 годах увлечения Е.Сушковой, Н.Ивановой, В. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов. Одновременно идёт работа над романтическими поэмами «Корсар», «Преступник», «Два брата», «Демон», «Исповедь».

Оставив университет, Лермонтов в 1832 г. переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом гусарского полка в 1834 году.

К началу 1837 года у него нет литературного статуса: многочисленные стихотворения и поэмы в печать не отданы, романы не закончены.

Слава к Лермонтову приходит со стихотворением «Смерть поэта»(1837). Стихотворение вызвало гнев Николая I, Лермонтов был арестован и вскоре переведён прапорщиком на Кавказ. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки.

С 1838 по 1840 год служит в гусарском полку, завоёвывая большой свет и мир литературы. В это время написан роман «Герой нашего времени».

После дуэли с сыном французского посла Лермонтов был переведён на Кавказ. Весной 1841 года, возвращаясь из отпуска, поэт задерживается в Пятигорске. Случайная ссора с Н.Мартыновым приводит к дуэли и гибели Лермонтова.

Лермонтов начинал писать как романтик. В атмосфере 30-х годов, характеризующихся наступлением реакции, Лермонтов переживал общественные противоречия России как всемирные противоречия. Центральной темой его поэзии стал конфликт между сильной личностью и существующей действительностью. Героическая личность, несущая в себе все противоречия мироздания - вот лирический герой Лермонтова. Стремление к абсолютной внутренней свободе, внутренний разлад героя, отражающий дисгармонию Вселенной, борьба в человеческой душе добра и зла, мотивы странничества, одиночества являются основными в лирике поэта.

Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1828- 1836) и зрелый (1837 - 1841).

· Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

· В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.


Тема 1.5 Н.В. Гоголь (1809-1852). Сведения из биографии.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил Гоголь из семьи небогатых помещиков. В 1818 - 1819 годах Николай Васильевич учился в Полтавском уездном училище, а с 1821 по 1828 годы - в Нежинской гимназии высших наук. К этому периоду относятся первые литературные опыты Гоголя в прозе и в стихах.
Окончив гимназию, он в декабре 1828 года переехал в Петербург. В 1829 году Гоголь опубликовал первый литературный труд – «Ганс Кюхельгартен», однако это произведение не имело успеха. Гоголь уезжает в Германию, однако вскоре возвращается. В 1831 году Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным, что оказало положительное влияние на дальнейшее творчество Гоголя. В 1831 - 1832 годах Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки»; это произведение делает его знаменитым. А после публикации сборников «Миргород» (1835) и «Арабески» (1835) В.Г.Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов».
В 1836 году в Александринском театре был поставлен «Ревизор» Гоголя, однако эта постановка разочаровала писателя, так как из острой социальной комедии превратилась в водевиль.
Летом 1836 года Гоголь уезжает в Италию, в Рим. Там он начинает работу над романом «Мертвые души», который был напечатан в 1842 году, работа над вторым томом, который был начат еще в 1840 году, продвигалась трудно и мучительно.
Вскоре вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, где была и повесть «Шинель», воплотившая в себя тему униженности «маленького человека».
Летом 1845 года Гоголь, находясь в тяжелом душевном состоянии, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ».
Весной 1848 года Гоголь окончательно вернулся в Россию (совершив впоследствии лишь две непродолжительные поездки за границу), в Москву, продолжив работу над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1852 года новая редакция романа была практически готова, однако 12 февраля 1852 года, в связи с болезнью и глубоким душевным кризисом, писатель сжег и этот труд. Через несколько дней, 21 февраля, он умер. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Александр Сергеевич Пушкин - всемирно известный поэт, прозаик, публицист, драматург и литературный критик - вошел в историю не только как автор незабвенных произведений, но и как основоположник нового литературного русского языка. При одном упоминании о Пушкине сразу же возникает образ исконно русского национального поэта. Поэт Пушкин - всемирно признанный гений, лексикон его произведений уникален, образность его лирики широка и абсолютно неповторима, глубина чувственной и философской составляющей его стихов поражает и волнует читателей всех стран и всех поколений. Но все же, особого внимания заслуживает лирика Пушкина, многогранность и образность которой до сих пор изучена не в полной мере.

Колорит лирики Пушкина

Лирика Пушкина - это его поэтическая биография и параллельно с этим творческая летопись повседневной и духовной жизни тех далеких времен. Война 1812-го и 1825-го, и мечты про «вольность святую», любимые, друзья и враги, «прекрасные мгновения» жизни и грусть и «печаль минувших дней» - эти все моменты нашли письменное отражение в пушкинских стихах, посланиях, элегиях, стихотворных сказках, песнях, эпиграммах. И все эти темы и мотивы лирики Пушкина настолько гармонично сочетаемы автором, что не ощущается ни малейшего напряжения или диссонанса в ходе прочтения его произведений. Это неописуемое внутреннее единство пушкинской лирики чрезвычайно метко и точно определил В. Белинский: «Весь колорит лирической и любой другой поэзии Пушкина - внутренняя человеческая красота и гуманность, что согревает душу».

Любовная лирика Пушкина

Любовную лирику Пушкина справедливо называют «энциклопедией любовных переживаний». Она вмещает широкую палитру чувств: от прекрасного и завораживающего момента первого трепетного свидания до полного разочарования и одиночества опустошенной страстями души. Любовь в лирике Пушкина очень разная. Это и идеальное чувство, которое возвышает душу любого человека, и просто случайное увлечение, которое внезапно возникает, но так же быстро проходит, и жгучая страсть, сопровождающаяся вспышками ревности и обид. Основные мотивы лирики Пушкина любовной тематики - легкая влюбленность, взрослое и осмысленное чувство, страсть, ревность и боль, обида и разочарование.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»

Известнейшее стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» автор написал в период ссылки в Михайловском. Слова эти обращены к Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году и увлекся ею. Через шесть лет он снова встретил ее у соседей, помещиков села Тригорского, куда Анна приехала в гости к своей тете. Любовное чувство в душе поэта вспыхнуло с новой силой. Перед отъездом Анны с Тригорского Пушкин подарил ей свернутый вчетверо клочок почтовой бумаги. Развернув его, Анна увидела поэтические строки, которые впоследствии станут шедевром русской лирики и навечно прославят ее имя.

Композиционное строение стихотворения

Отражает основные биографические вехи отношений Пушкина и Керн, основным тут является мотив воспоминания в лирике Пушкина. Композиционно стихотворение распадается на три отдельные по своей смысловой составляющей части. Каждая из них, в свою очередь, состоит из двух катренов - одинакового размера четверостиший. В первой части лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», когда увидел красавицу и навсегда полюбил ее. Во второй описываются годы расставания - время «без божества и без ярости». В третьей - новая встреча влюбленных, новая вспышка чувств, у которых «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Для лирического героя стихотворения любовь - это как истинное чудо, божественное откровение. Именно так ощущал себя сам поэт Пушкин в ту пору, именно жило в нем тогда, и он жил им без оглядки.

Стихотворение «Я вас любил…»

Еще одно свое знаменитое стихотворение «Я вас любил...» Пушкин написал в 1829 году вместе с еще одним своим шедевром - «Что в имени тебе моем?..». Изначально произведение было вписано в альбом Каролины Собаньской, в которую поэт долго и безнадежно был влюблен. Отличительным признаком стиха «Я вас любил...» является то, что лирическое чувство в нем передается чрезвычайно немногословно, но удивительно афористично и выразительно. В стихотворении почти нет никаких метафор, скрытых образов, многосложных, режущих ухо эпитетов, которыми обычно поэты тех времен изображали свои чувства к любимой. Однако образ любви, возникающий перед читателем из строк стихотворения, полон волшебной поэтичности и прелести, необычной светлой грусти. Кульминацией произведения, отражающей основные мотивы лирики Пушкина в любовной тематике, являются две заключительные строки. В них поэт не просто говорит, что он «любил так искренне, так нежно», но и желает объекту своего прошлого обожания счастья с новым избранником словами «как дай вам Бог любимой быть другим».

Пейзажная лирика Пушкина

Природа неизменно была неисчерпаемым для Пушкина. В его стихах отражены многочисленные образы картин природы и стихий, различные времена года, из которых поэт больше всего любил осень. Пушкин проявил себя настоящим мастером пейзажной детали, певцом русских пейзажей, живописных уголков Крыма и Кавказа. Основные темы, мотивы лирики Пушкина всегда, так или иначе, «повязаны» с окружающей природой. Она мыслится поэтом как самостоятельная эстетическая ценность, которая вызывает восхищение, однако подавляющее большинство пейзажных стихотворений Пушкина построены в форме сопоставления картин природы и ситуаций человеческой жизни. Натуральные образы часто служат контрастным или, наоборот, созвучным сопровождением мыслям и поступкам лирического героя. Словно живым литературным фоном выступают картины природы в лирике поэта. Она выступает в роли поэтических символов его мечтаний, стремлений, отстаиваемых им духовных ценностей.

Стихотворение «К морю»

Это стихотворение Пушкин начал писать в 1824 году в Одессе, уже зная о своей новой ссылке в Михайловское, где впоследствии он и завершил работу над стихотворением. Основные мотивы лирики Пушкина, имеющей природную направленность, всегда идут параллельно - природные явления и чувства и переживания самого поэта. В стихотворении «К морю» прощание с морскими далями становится основой для лирических размышлений поэта о трагичности человеческой судьбы, о роковой силе, которую имеют над ней исторические обстоятельства. Море, его свободная стихия для поэта является символом свободы, вызывает ассоциации с фигурами двух личностей, которые были властителями дум и олицетворением человеческой мощи. Эта самая мощь обстоятельств насущной жизни представляется столь же сильной и свободной, как и морская стихия. Это Наполеон и Байрон, с которыми Пушкин себя сравнивает. Этот мотив воспоминания в лирике Пушкина, где он обращается к ушедшим гениям, присущ многим его стихам. Гениев уже нет, а судьба поэта продолжается во всей своей трагичности.

Тирания и образование - противоречие в стихотворении

В стихотворении, помимо природных мотивов, поэт сближает два понятия: тиранию и образование. Как и другие романтики того времени, Пушкин подразумевает в своем произведении то, что цивилизация, вводя новую систему образования, одновременно портит естественность и искренность простых человеческих отношений, управляемых велением сердца. Прощаясь со свободной и мощной морской стихией, Пушкин как бы прощается с романтическим периодом своего творчества, на смену которому приходит реалистическое мировоззрение. Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина все чаще мелькают в более поздних его произведениях. И даже если поначалу кажется, что центральным стержнем стихотворения является пейзаж, описание природных явлений, следует искать скрытый смысл, связанный с желанием поэта высвободить свою тягу к свободе, расправить крылья своего вдохновения в полной мере, не боясь и не оглядываясь на строгую цензуру тех мятежных времен.

Философская лирика Пушкина

Пушкинская вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Важное место в ней принадлежит темам дружбы (особенно в стихах, посвященных лицейским товарищам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях к бывшим лицеистам и друзьям-декабристам), искренности и чистоте нравственных отношений (в стихах-размышлениях о смысле жизни, о родных и близких поэту людях). Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится. Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка.

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности - это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики - осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, которая проявляет себя в четкой и принципиальной нравственной позиции, чувстве собственного достоинства и незапятнанной совести.

Тема поэта и поэзии

Наряду с гражданскими присутствуют и религиозные мотивы в лирике Пушкина. В минуты сомнения и внутреннего духовного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая словно еще теснее приближала его к мировоззрению народа. Своеобразным синтезом лирики философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. В чем состоит назначение стихотворца и смысл самой лирики - вот те два главных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина над проблемами места и роли поэта в обществе, свободы поэтического творчества, взаимоотношений его с властью и собственной совестью. Вершиной пушкинской лирики, посвященной теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Произведение было написано в 1836 году и при жизни Пушкина не печаталось. Тематика и отдельные сюжетные мотивы пушкинского стихотворения берут начало от знаменитой оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Оттуда же Пушкин взял эпиграф к своему произведению: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

Послание будущим поколениям

Основные мотивы лирики Пушкина тех времен - послание представителям грядущих поколений. По своему содержанию стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» представляет собой своеобразный поэтический завет, который содержит самооценку творчества поэта, его заслуг перед обществом и потомками. Значение, которое будет иметь его поэзия для грядущих поколений, Пушкин символически соотносит с памятником, который вознесся выше «Александрийского столпа». Александрийский столп - это памятник древнеримскому полководцу Помпею в египетской Александрии, но для тогдашнего читателя он прежде ассоциировался с памятником императору Александру, воздвигнутому в Петербурге в виде высокого столба.

Классификация основных мотивов лирики Пушкина

Очень четко показывает основные мотивы лирики Пушкина таблица, представленная ниже:

Жанры лирики

Мотив

Философия

Мотив свободы - как внутренней, так и гражданской

Человеческие взаимоотношения

Мотив любви и дружбы, преданности и силы земных человеческих уз

Отношение к природе

Мотив близости с природой, сопоставление ее с человеком и его внутренним миром

Мотив религиозный, особенно близкий читателю тех времен

Мотив глубоко философский, дающий ответ на вопрос о месте поэта и поэзии в мире литературы в целом

Это лишь общее описание основных тематик произведений великого поэта. Все до единого мотивы лирики Пушкина таблица вместить не может, настолько многогранна и всеобъемлюща поэзия гения. Многие литературные критики признают, что для каждого Пушкин свой, каждый открывает для себя новые и новые грани его творчества. На это и рассчитывал поэт, говоря в своих записях о желании пробудить у читателя бурю эмоций, заставить его мыслить, сопоставлять, переживать и, главное, чувствовать.