Болезни Военный билет Призыв

Акунин краткое содержание. Приключения Эраста Фандорина: Азазель (Борис Акунин)

В понедельник 13 мая 1876 года в третьем часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему теплый, в Александровском саду, на глазах у многочисленных свидетелей, случилось безобразное, ни в какие рамки не укладывающееся происшествие.

По аллеям, среди цветущих кустов сирени и пылающих алыми тюльпанами клумб прогуливалась нарядная публика – дамы под кружевными (чтоб избежать веснушек) зонтиками, бонны с детьми в матросских костюмчиках, скучающего вида молодые люди в модных шевиотовых сюртуках либо в коротких на английский манер пиджаках. Ничто не предвещало неприятностей, в воздухе, наполненном ароматами зрелой, уверенной весны, разливались ленивое довольство и отрадная скука. Солнце припекало не на шутку, и скамейки, что оказались в тени, все были заняты.

На одной из них, расположенной неподалеку от Грота и обращенной к решетке, за которой начиналась Неглинная улица и виднелась желтая стена Манежа, сидели две дамы. Одна, совсем юная (пожалуй, что и не дама вовсе, а барышня) читала книжку в сафьяновом переплете, то и дело с рассеянным любопытством поглядывая по сторонам. Вторая, гораздо старше, в добротном темно-синем шерстяном платье и практичных ботиках на шнуровке, сосредоточенно вязала нечто ядовито-розовое, мерно перебирая спицами. При этом она успевала вертеть головой то вправо, то влево, и ее быстрый взгляд был до того цепким, что, верно, от него никак не могло ускользнуть что-нибудь хоть сколько-то примечательное.

На молодого человека в узких клетчатых панталонах, сюртуке, небрежно расстегнутом над белым жилетом, и круглой швейцарской шляпе дама обратила внимание сразу – уж больно странно шел он по аллее: то остановится, высматривая кого-то среди гуляющих, то порывисто сделает несколько шагов, то снова застынет. Внезапно неуравновешенный субъект взглянул на наших дам и, словно приняв некое решение, направился к ним широкими шагами. Остановился перед скамейкой и, обращаясь к юной барышне, воскликнул шутовским фальцетом:

– Сударыня! Говорил ли вам кто-нибудь прежде, что вы невыносимо прекрасны?

Барышня, которая и в самом деле была чудо как хороша, уставилась на наглеца, чуть приоткрыв от испуга земляничные губки. Даже ее зрелая спутница, и та опешила от столь неслыханной развязности.

– Я сражен с первого взгляда! – фиглярствовал неизвестный, вполне, впрочем, презентабельной наружности молодой человек (модно подстриженные виски, высокий бледный лоб, возбужденно горящие карие глаза). – Позвольте же запечатлеть на вашем невинном челе еще более невинный, совершенно братский поцелуй!

– Зударь, да вы зовсем пьяный! – опомнилась дама с вязанием, причем оказалось, что говорит она с характерным немецким акцентом.

– Я пьян исключительно от любви, – уверил ее наглец и тем же неестественным, с подвыванием голосом потребовал. – Один-единственный поцелуй, иначе я немедленно наложу на себя руки!

Барышня вжалась в спинку скамейки, обернув личико к своей защитнице. Та же, невзирая на всю тревожность ситуации, проявила полное присутствие духа:

– Немедленно убирайтесь фон! Вы зумасшедший! – повысила она голос и выставила вперед вязанье с воинственно торчащими спицами. – Я зову городовой!

И тут случилось нечто уж совершенно дикое.

– Ах так! Меня отвергают! – с фальшивым отчаянием возопил молодой человек, картинно прикрыл рукою глаза и внезапно извлек из внутреннего кармана маленький, посверкивающий черной сталью револьвер. – Так стоит ли после этого жить? Одно ваше слово, и я живу! Одно ваше слово, и я падаю мертвым! – воззвал он к барышне, которая и сама сидела ни жива, ни мертва. – Вы молчите? Так прощайте же!

Вид размахивающего оружием господина не мог не привлечь внимания гуляющих. Несколько человек из числа тех, что оказались неподалеку, – полная дама с веером в руке, важный господин с анненским крестом на шее, две институтки в одинаковых коричневых платьицах с пелеринами – замерли на месте, и даже по ту сторону ограды, уже на тротуаре, остановился какой-то студент. Одним словом, можно было надеяться, что безобразной сцене будет немедленно положен конец.

Но дальнейшее произошло так быстро, что вмешаться никто не успел.

– Наудачу! – крикнул пьяный (а может, и сумасшедший), зачем-то поднял руку с револьвером высоко над головой, крутанул барабан и приложил дуло к виску.

– Клоун! Пшют гороховый! – прошипела храбрая немка, обнаруживая неплохое знание разговорной русской речи.

Лицо молодого человека, и без того бледное, стало сереть и зеленеть, он прикусил нижнюю губу и зажмурился. Барышня на всякий случай тоже закрыла глаза.

И правильно сделала – это избавило ее от кошмарного зрелища: в миг, когда грянул выстрел, голова самоубийцы резко дернулась в сторону, и из сквозного отверстия, чуть повыше левого уха, выметнулся красно-белый фонтанчик.

Началось нечто неописуемое. Немка возмущенно поозиралась, словно призывая всех в свидетели такого неслыханного безобразия, а потом истошно заверещала, присоединив свой голос к визгу институток и полной дамы, которые издавали пронзительные крики уже в течение нескольких секунд. Барышня лежала без чувств – на мгновение приоткрыла-таки глаза и немедленно обмякла. Отовсюду сбегались люди, а студент, стоявший у решетки, чувствительная натура, наоборот бросился прочь, через мостовую, в сторону Моховой.

Ксаверий Феофилактович Грушин, следственный пристав Сыскного управления при московском обер-полицеймейстере, облегченно вздохнул и отложил влево, в стопку «просмотрено», сводку важных преступлений за вчерашний день. Ни в одной из двадцати четырех полицейских частей шестисоттысячного города за минувшие сутки, то есть мая месяца 13 дня, не стряслось ничего примечательного, что потребовало бы вмешательства Сыскного. Одно убийство вследствие пьяной драки между мастеровыми (убийца задержан на месте), два ограбления извозчиков (этим пускай участки занимаются), пропажа семи тысяч восьмисот пятидесяти трех рублей сорока семи копеек из кассы Русско-Азиатского банка (это и вовсе по части Антона Семеновича из отдела коммерческих злоупотреблений). Слава Богу, перестали слать в управление всякую мелочь про карманные кражи, повесившихся горничных да подброшенных младенцев – для того теперь есть «Полицейская сводка городских происшествий», которую рассылают по отделам во второй половине дня.

Ксаверий Феофилактович уютно зевнул и взглянул поверх черепахового пенсне на письмоводителя, чиновника 14 класса Эраста Петровича Фандорина, в третий раз переписывавшего недельный отчет для господина обер-полицеймейстера. Ничего, подумал Грушин, пусть с младых ногтей приучается к аккуратности, сам потом спасибо скажет. Ишь, моду взяли – стальным пером калякать, и это высокому-то начальству. Нет, голубчик, ты уж не спеша, по старинке, гусиным перышком, со всеми росчерками и крендельками. Его превосходительство сами при императоре Николае Павловиче взрастали, порядок и чинопочитание понимают.

Ксаверий Феофилактович искренне желал мальчишке добра, по-отечески жалел его. И то сказать, жестоко обошлась судьба с новоиспеченным письмоводителем. Девятнадцати лет от роду остался круглым сиротой – матери сызмальства не знал, а отец, горячая голова, пустил состояние на пустые прожекты, да и приказал долго жить. В железнодорожную лихорадку разбогател, в банковскую лихорадку разорился. Как начали в прошлый год коммерческие банки лопаться один за другим, так многие достойные люди по миру пошли. Надежнейшие процентные бумаги превратились в мусор, в ничто. Вот и господин Фандорин, отставной поручик, в одночасье преставившийся от удара, ничего кроме векселей единственному сыну не оставил. Мальчику бы гимназию закончить, да в университет, а вместо этого – изволь из родных стен на улицу, зарабатывай кусок хлеба. Ксаверий Феофилактович жалеюще крякнул. Экзамен-то на коллежского регистратора сирота сдал, дело для такого воспитанного юноши нехитрое, да зачем его в полицию занесло? Служил бы себе по статистике или хоть по судебной части. Все романтика в голове, все таинственных Кардудалей ловить мечтаем. А у нас, голубчик, Кардудалей не водится (Ксаверий Феофилактович неодобрительно покачал головой), у нас все больше штаны просиживать да протоколы писать про то, как мещанин Голопузов спьяну законную супругу и троих малых деток топором уходил.

«Азазель» (конспирологический детектив) - книга Бориса Акунина , первый роман из серии о необыкновенном сыщике Эрасте Петровиче Фандорине .

Сюжет

Эрасту Фандорину всего двадцать лет, но он удачлив, бесстрашен, благороден и привлекателен. Но самое главное - он прирождённый сыщик. Юный Эраст Петрович служит в полицейском управлении письмоводителем, но по долгу службы сталкивается с запутанным делом. Он принимается за расследование. Странное самоубийство студента - наследника крупного состояния приводит Фандорина к некой крупной подпольной организации, в которой замешаны весьма влиятельные лица. В ходе расследования Эраст столкнётся с опасными противниками, несколько раз будет на волосок от смерти, успеет влюбиться и навсегда потерять свою любовь.

Экранизации

«Азазель»

«Зимняя королева»

Напишите отзыв о статье "Азазель (роман Акунина)"

Примечания

Ссылки

  • . Борис Акунин. полное интерактивное собрание сочинений. Проверено 13 января 2016.
  • . Захаров . Проверено 13 января 2016.

Отрывок, характеризующий Азазель (роман Акунина)

– О, нет, какой рано! – сказал граф. – Как же наши матери выходили в двенадцать тринадцать лет замуж?
– Уж она и теперь влюблена в Бориса! Какова? – сказала графиня, тихо улыбаясь, глядя на мать Бориса, и, видимо отвечая на мысль, всегда ее занимавшую, продолжала. – Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей… Бог знает, что бы они делали потихоньку (графиня разумела: они целовались бы), а теперь я знаю каждое ее слово. Она сама вечером прибежит и всё мне расскажет. Может быть, я балую ее; но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.
– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь.
Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно.
Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.
– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что нибудь необыкновенное, – сказала гостья.
– Что греха таить, ma chere! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф. – Ну, да что ж! всё таки славная вышла, – прибавил он, одобрительно подмигивая Вере.
Гостьи встали и уехали, обещаясь приехать к обеду.
– Что за манера! Уж сидели, сидели! – сказала графиня, проводя гостей.

Когда Наташа вышла из гостиной и побежала, она добежала только до цветочной. В этой комнате она остановилась, прислушиваясь к говору в гостиной и ожидая выхода Бориса. Она уже начинала приходить в нетерпение и, топнув ножкой, сбиралась было заплакать оттого, что он не сейчас шел, когда заслышались не тихие, не быстрые, приличные шаги молодого человека.
Наташа быстро бросилась между кадок цветов и спряталась.
Борис остановился посереди комнаты, оглянулся, смахнул рукой соринки с рукава мундира и подошел к зеркалу, рассматривая свое красивое лицо. Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады, ожидая, что он будет делать. Он постоял несколько времени перед зеркалом, улыбнулся и пошел к выходной двери. Наташа хотела его окликнуть, но потом раздумала. «Пускай ищет», сказала она себе. Только что Борис вышел, как из другой двери вышла раскрасневшаяся Соня, сквозь слезы что то злобно шепчущая. Наташа удержалась от своего первого движения выбежать к ней и осталась в своей засаде, как под шапкой невидимкой, высматривая, что делалось на свете. Она испытывала особое новое наслаждение. Соня шептала что то и оглядывалась на дверь гостиной. Из двери вышел Николай.
– Соня! Что с тобой? Можно ли это? – сказал Николай, подбегая к ней.
– Ничего, ничего, оставьте меня! – Соня зарыдала.
– Нет, я знаю что.
– Ну знаете, и прекрасно, и подите к ней.
– Соооня! Одно слово! Можно ли так мучить меня и себя из за фантазии? – говорил Николай, взяв ее за руку.
Соня не вырывала у него руки и перестала плакать.
Наташа, не шевелясь и не дыша, блестящими главами смотрела из своей засады. «Что теперь будет»? думала она.
– Соня! Мне весь мир не нужен! Ты одна для меня всё, – говорил Николай. – Я докажу тебе.
– Я не люблю, когда ты так говоришь.
– Ну не буду, ну прости, Соня! – Он притянул ее к себе и поцеловал.
«Ах, как хорошо!» подумала Наташа, и когда Соня с Николаем вышли из комнаты, она пошла за ними и вызвала к себе Бориса.
– Борис, подите сюда, – сказала она с значительным и хитрым видом. – Мне нужно сказать вам одну вещь. Сюда, сюда, – сказала она и привела его в цветочную на то место между кадок, где она была спрятана. Борис, улыбаясь, шел за нею.
– Какая же это одна вещь? – спросил он.
Она смутилась, оглянулась вокруг себя и, увидев брошенную на кадке свою куклу, взяла ее в руки.
– Поцелуйте куклу, – сказала она.
Борис внимательным, ласковым взглядом смотрел в ее оживленное лицо и ничего не отвечал.
– Не хотите? Ну, так подите сюда, – сказала она и глубже ушла в цветы и бросила куклу. – Ближе, ближе! – шептала она. Она поймала руками офицера за обшлага, и в покрасневшем лице ее видны были торжественность и страх.

Средь бела дня в общественном парке застрелился молодой человек. Был он из богатой семьи, полон сил, энергии и совсем не понятно, зачем вдруг решил умереть. Ответить на этот вопрос попытается Эраст Фандорин, начинающий сыщик из Москвы. Это будет его первое и, как окажется, очень серьезное дело мирового масштаба.

Желая узнать больше о погибшем Петре Кокорине, типичном представителе золотой молодежи, Фандорин знакомится с невероятной красавицей. Ее зовут Амалия Бежецкая. В доме Амалии собираются разные мужчины, среди которых некто Ипполит Зуров и студент Ахтырцев. Ахтырцев назначен душеприказчиком в завещании Кокорина. Согласно завещанию все немалые средства Кокорина переходят в фонд англичанки Маргареты Эстер, владелицы экстернатов для детей-сирот по всему миру. После визита в дом Амалии, Эраст с Ахтырцевым идут в ресторан, где первого тяжело ранят, а студента убивают. Впервые в книге появляется имя «Азазель».

В Москву прибывает Иван Францевич Бриллинг, следователь из Петербурга. Фандорина выписывают из больницы, он начинает работать под руководством Бриллинга. Очень быстро становится понятно, что Бежецкая имеет прямое отношение к смертям двух молодых людей. К тому же, сразу после убийства Ахтырцева, дама исчезает из Москвы. Через Зурова Эраст выходит на ее след и отправляется в Лондон.

Наблюдение за красавицей становится для сыщика смертельно опасным. Ему удается выкрасть портфель, в котором Бежецкая хранит зашифрованные письма с именами влиятельных и известных людей со всего мира. Обнаружив пропажу. Бежецкая дает указание своми людям убить Фандорина и забрать портфель. От смерти Эраста спасает Ипполит Зуров, который, терзаемый ревностью к Амалии, тоже прибыл в Лондон и следит за ней. Портфель с документами Бежецкая отправляет в Россию почтой. Забрать его должен надежный человек.

Вернувшись на родину, следователь первым делом рассказывает все Бриллингу. Они вместе вычисляют получателя портфеля. Им оказывается Каннингем, директор московского экстерната леди Эстер. Задержание директора оборачивается трагедией. Бриллинг убивает Каннингема и пытается убить Эраста. В итоге погибает сам, Фандорин чудом остается жив. Выясняется, что леди Эстер уже много лет упорно внедряет своих воспитанников в структуру власти. Ее цель – изменить мир в лучшую сторону, и даже многочисленные смерти на пути к этой цели, она считает оправданными. Чтобы защитить своих «азазелей», англичанка взрывает себя и весь свой архив.

Фандорина преставляют к награде. Он женится. На свадьбу получает в подарок шкатулку, в которой находится бомба. Молодая жена Эраста погибает.

Чему же учит эта книга? Какой бы ни была благородной цель, к ней нельзя идти по крови. Ангел Азазель на самом деле несет не просвещение и свободу, а смерть, порок и предательство.

В произведении Бориса Акунина (Григорий Чхартишвили) «Азазель» читатель знакомится с еще совсем молодым сыщиком Эрастом Фандориным. По замыслу автора главного героя будет ждать множество таинственных расследований и опасных приключений в последующих романах. Фандорин там выступает как уже состоявшийся и известный мастер сыска, а пока он совсем молод и впервые сталкивается с опасным миром расследования преступлений.

Полюбившийся читателю и зрителю персонаж

О первом запутанном деле Эраста Фандорина повествуется в историческом детективе «Азазель». Книга, краткое содержание которой будет приведено ниже, сразу полюбилась миллионам читателей. Они с нетерпением ждали продолжения удивительной истории сыщика Фандорина. Невероятно сложные преступления, описанные в романах, посвященных детективу Эрасту Фандорину, и особенные методы их расследования заставляли читателя целиком погрузиться в мир, созданный автором. В 2002 году «Азазель» - роман о первом расследовании молодого детектива - был экранизирован, и персонаж Эраст Фандорин обзавелся еще большим количеством поклонников. Поэтому к моменту выхода на большой экран в 2005 году "Турецкого гамбита" и "Статского советника" зрители уже знали, что их ждет встреча с любимым героем и его невероятными приключениями.

Знакомство с Эрастом Фандориным

«Азазель» - роман, события которого переносят читателя в Москву 1876 года, где происходит первая встреча с главным героем серии, посвященной приключениям сыщика Эраста Фандорина. Оставшись сиротой, юный Фандорин вынужден, несмотря на прекрасное образование и благородное происхождение, самостоятельно зарабатывать на жизнь. Трудится молодой человек письмоводителем в московском сыскном управлении. Вопреки ожиданиям невероятных приключений и запутанных случаев, связанных со службой в полиции, юноше приходится сталкиваться с преступлениями на бытовой почве, а потом еще целыми днями выводить каллиграфическим почерком отчеты для господина обер-полицмейстера.

В ожидании настоящего дела

Его наставник, следственный пристав Ксаверий Феофилактович Грушин, по-отечески заботится о молодом человеке, посмеиваясь в душе над его желанием стать знаменитым детективом. Да и откуда в Москве взяться делам, расследованием которых мечтает заниматься Фандорин? То ли дело Петербург, там и преступления помасштабней, и сыскные пообразованней, и расследования ведутся с применением передовых технологий. Возможно, мечта Эраста Петровича стать выдающимся детективом так и не осуществилась бы, но «Азазель» - роман не только о самом первом, но и, пожалуй, о самом решающем деле в жизни сыщика Эраста Фандорина. Судьба подбросила герою расследование простого, на первый взгляд, самоубийства нетрезвого и взбалмошного молодого человека. Изучение обстоятельств дела потянуло за собой череду ужасных тайн и опасных приключений.

Становление героя

В процессе расследования дела, ниточки которого ведут к Эраст Фандорин встречается с маститым столичным сыщиком Брилингом. Этот экстравагантный, интересный и образованный человек, назначенный питерским начальством возглавлять расследование запутанного преступления, повлиял на становление Фандорина, как детектива. Эраст с восхищением наблюдает за манерами и методами шефа и старается во всем ему следовать.

Для того чтобы понять, как меняется и учится на своих ошибках герой, превращаясь из неопытного полицейского чиновника в именитого детектива, конечно, стоит прочитать «Азазель». Роман, краткое содержание которого вы сейчас читаете, невероятно интересен.

В последующих произведениях читатель встречает Фандорина уже в совершенно другом образе. Ведь русский сыщик, популярность которого критики будут сравнивать со знаменитым Шерлоком Холмсом, станет таким не сразу. Вначале ему предстоит пережить события, произошедшие при раскрытии заговора под кодовым названием «Азазель». Роман описывает их не только как опасные и увлекательные приключения юного героя, но и как череду трагических обстоятельств, навсегда изменивших его жизнь. Цена успеха станет слишком высокой для Фандорина, и в конце романа читатель впервые увидит его в образе, который станет визитной карточкой этого детектива в последующем.

«Азазель» (книга): отзывы

Читатели отмечают необычный для современности писательский стиль Бориса Акунина. Его произведения оставляют впечатление, что читаешь классика девятнадцатого столетия. Детали происходящего, используемые для описания, обороты речи - все говорит в пользу прекрасного заблуждения. Отмечается захватывающий сюжет "Азазель", роман отзывы имеет восторженные, хотя многие расстроены трагическим поворотом событий в конце произведения. Но разве без такого итога персонаж смог бы получить ту таинственную и магнетическую притягательность, за которую его так любит читатель?

Экранизация «Азазель» (режиссер Александр Адабашьян)

Как уже упоминалось выше, в 2002 году роман был экранизирован. Вопреки скептически настроенным критикам, создателям фильма и исполнителям главных ролей удалось передать атмосферу времени, характер героев и таинственность событий, описанных в произведении. Роль начинающего сыщика Фандорина исполнил молодой актер Илья Носков. И хоть язвительная пресса отмечала, что он потерялся на фоне Сергея Безрукова, который блестяще исполнил харизматичного Брилинга, те, кто читали роман заметят, что и сам главный герой поначалу не обладал некоторыми чертами характера, ставшими ему свойственными впоследствии. Ведь именно Бриллинг оказал значительное влияние на Фандорина, поэтому, можно сказать, что Илья Носков вполне соответствовал образу молодого Эраста Петровича.

В фильме также снимались такие выдающиеся отечественные актеры, как Марина Неёлова, Олег Басилашвили, Марина Александрова.

Произведение Бориса Акунина «Декоратор» является второй частью книги «Особые приключения». Оно захватывает своим детективным сюжетом, интересными персонажами и расследованием. Если есть желание прочесть краткое содержание произведения и узнать другую полезную информацию и отзывы, то эта статья будет полезной.

Краткий пересказ первой части

Чтобы понимать сюжет второй части под названием «Декоратор» Акунина Бориса, следует ознакомиться с первым произведением цикла - «Пиковый валет». В Москве 1886 году умелые преступники организовали одноименную банду и вскоре потрясли всю столицу. Их злодеяния выделялись на общем фоне изобретательностью и даже творческим подходом к делу. Они пробираются в самые охраняемые места и при этом не оставляют после себя никаких зацепок. Правоохранительные органы не могут ничего поделать, а под угрозой находится каждый объект, представляющий ценность. В таких условиях к работе приступает гениальный сыщик Эраст Фандорин. Все деликатные дела доверяют ему, ведь он прославился своим талантом на всю страну.

Начало второй части

Во второй части книги «Особые поручения» - «Декораторе» Акунина - сюжет уже совсем другой. События происходят также в Москве, но на дворе уже 1889 год. Столицу потрясла череда ярких преступлений. Все жертвы оказались женщинами, но никаких следов полового насилия у них не было обнаружено. Вместо этого маньяк вырезал органы из тел убитых личностей и раскладывал их в некотором узоре. Из-за этого он получил прозвище Декоратор.

За расследование дела берется легендарный сыщик, кавалер Ордена Хризантемы Эраст Фандорин. Его подозрения сразу падают на двух персонажей - Елизавету Несвицкую, известную нигилистку, и студента Ивана Стенича, который обучался в Внезапно главный герой получает посылку с ухом жертвы, но позже оказалось, что это была своеобразная шутка Кузьмы Бурылина. Фандорин продолжил расследование и наконец-то попал в нужную точку. У него появилась зацепка, которая могла привести к убийце.

Развитие сюжетной линии

Во втором томе «Декоратора» Акунин показывает, как Эраст Фандорин выходит на след убийцы. Зацепки приводят его к организации под названием «Садический кружок», точнее к бывшим участникам этого странного клуба. Следователь выясняет всю доступную информацию об этих людях, а тем временем происходит фатальное событие.

Леонтий Ижицын, занимающий пост следователя по важным преступлениям при окружном прокуроре, становится жертвой. Он невольно спровоцировал маньяка, сам того не желая. Фандорин начинает размышлять, что заставило пойти убийцу на этот шаг. Его теория приводит к тому, что преступник боится наказания. Раньше его действия были направлены на изуродованную демонстрацию внутренней красоты человека. Теперь же он просто пытается замести следы, хоть и делает это умело.

Фандорин пытается найти новые улики, но попадает под давление. Череда таких нахальных преступлений, выбор женщин в качестве жертв не нравится сливкам общества. Они выражают недовольство работой сыщика и требуют более активных действий.

Окончание сюжета

В произведении «Декоратор» Акунина наступает переломный момент. Представители высшего общества недовольны положением дел в Москве, а сам маньяк изменил почерк убийств. За дело берется лично министр внутренних дел граф Толстов, репутация Долгорукова под большой угрозой. Обстановка накаляется не по дням, а по часам. Эраст Фандорин максимально приблизился к расследованию, и в этот момент Декоратор решил подставить Егора Захарова.

С ним он знаком лично еще со студенческих годов, новый подозреваемый работает судебно-медицинским экспертом, типаж подходит под почерк преступлений. В это время главному антагонисту удается поймать Анисия Тюльпанова и убить в своем фирменном стиле. Не обошел он стороной и его сестру Соню с умственными отклонениями.

В это время Фандорин уже понял, кем является маньяк, но у него не было зацепок. Он отправляется лично убить Соцкого - бывшего лидера «Садического кружка». В финальной сцене демонстрируется сражение между протагонистом и его главным противником. Сыщик выходит победителем, но потеря близких людей сильно отметилась на нем.

Намеки на экранизацию

Фильма «Декоратор» по Акунину ждали многие зрители, ведь произведение отлично подходит для экранизации. Мрачная атмосфера, прекрасный сюжет с неожиданной концовкой - этого достаточно для привлечения аудитории. Оставалось грамотно сделать адаптацию, а первые намеки на это появились в 2013 году. Компания «Кинослово» купила права на экранизацию произведения.

Позже было сказано, что работы над новым фильмом «Декоратор» Акунина за авторством уже начались. Режиссером назначили Антона Борматова, а продюсером стал Петр Ануров. Мужчина успел отметиться в производстве картины «Дух less», которая на тот момент уже прогремела в прокате. На главную роль Эраста Фандорина утвердили Данилу Козловского, который появлялся во многих ролях в индустрии. В том же «Дух less» он исполнил одну из главных ролей.

Изначально в планах стояла дата выпуска картины 2017 год, но с тех пор информация о съемках перестала поступать. Скорее всего, производство заморозили, и сейчас неизвестно, появится ли когда-то киноадаптация «Декоратор».

Положительные отзывы

Следует отметить, что «Декоратор» Бориса Акунина понравился большинству читателей. Пользователям понравилась книга «Особое мнение» в двух частях, чувствуется контраст между томами. Произведения с маньяком, убийцей женщин окутывает читателя особой атмосферой мрачности. Ход расследования держит в напряжении до самого конца, а догадаться о личности преступника невозможно.

Драматические события в жизни главного героя на фоне основной сюжетной линии заставляют задумываться. Фандорин только начал привыкать к спокойной жизни, нашел друга в лице помощника, но не смог оставаться в стороне от резонансного дела, которое перевернуло его жизнь.

Интерес вызывает личность антагониста, который называет себя «декоратором». Его мотивация по типу создания из людей чего-то более прекрасного одновременно жуткая, вызывает отвращение, но несет в себе четкий посыл читателям. Любителям детективов произведение рекомендуется к обязательному ознакомлению, ведь способно вызвать острые ощущения и бурю эмоций.

Негатив со стороны читателей

Во второй части книги Бориса Акунина «Особые поручения» - «Декоратор» - есть моменты, которые понравились не всем людям. Спорной выглядит идея добавления антагониста, списанного с Джека Потрошителя. Хоть его мотивация понятна, но образ не совсем грамотно вписан в антураж Москвы конца 19-го века. Интрига в расследовании поддерживается тем, что об антагонисте автор вспомнил лишь мельком, его заподозрить было невозможно. При таком раскладе никакого откровения в конце не происходит, что расстраивает.

Стилистика написания «Декоратора» также вызывает вопросы. Автор не слишком глубоко уходит в психологические проблемы. Он не обостряет внутреннюю драму Эраста Фандорина с его потерями. Это же касается и маньяка, мотивация которого понятна, но откуда она взялась, причины действий просто скрыты. Противостояние больше проходит в жестких рамках реальности, что вызвало отторжение у части читателей.

Итоги

Среди книг Акунина «Декоратор» ярко отличается, хоть ему больше подходит звание второго тома или части. Это произведение написано в мрачных тонах и постоянно держит в напряжении. Убийца изменяет ход мышления, драматические события, связанные с близкими людьми, давление общества - все это свалилось на Фандорина. В конце он снова оказывается в роли хладнокровного профессионала, который привык действовать в одиночку. Ему приходится принять непростое решение, что сильно располагает читателей к персонажу. Акунину удалось выйти за рамки своих привычных работ. «Декоратор» имеет ряд минусов, но они не перекрывают достоинства. Отсюда и результат в виде множества хвалебных отзывов со стороны читателей и критиков. Среди вышедших экранизаций по книгам Акунина - "Турецкий гамбит", "Статский советник", "Азазель", "Шпион", "Пелагия и белый бульдог".