Болезни Военный билет Призыв

А маслоу родился. Работы А. Пирамида потребностей А. Маслоу

Маслоу Абрахам Харольд (1908 – 1970 гг.) – американский психолог, один из основателей гуманистического направления в психологии и идейный вдохновитель едва ли не всех последующих гуманистических психологов. Маслоу полагал, что психология должна интересоваться не только глубинами человеческого духа, но и его высотами – духовным миром и онтологическими ценностями.

Начало гуманистической психологии положила рубежная статья «Теория человеческой мотивации» (1943 г.), в которой Маслоу отводит психологии роль одного из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию человека, и связывает психологию с проблематикой личного роста и развития. Подоплеку научных взглядов Маслоу составил протест против тенденции, господствующей в бихевиоризме и психоанализе, усматривать во всех проявлениях психической жизни субъекта следствия дефицитарной мотивации. Приписывая человеческому поведению исключительно мотивы удовлетворения фрустрированных потребностей и неудовлетворенных желаний, бихевиоризм и психоанализ, по меткому выражению Маслоу, «объясняли до уничтожения» творчество, любовь, альтруизм.

Нужно сказать, что большинство работ Маслоу увидели свет в последнее десятилетие его жизни, и в большей степени, они являются собранием гипотез, мыслей и точек зрения, нежели развитой теоретической системой. Хотя Маслоу получил неформальное психотерапевтическое образование и имел личный опыт прохождения психоанализа, в своих работах он практически не затрагивает тему психотерапии. Более того, Маслоу утверждал, что поддержка, полученная человеком в теплых дружеских отношениях, может быть равнозначна профессиональной психотерапевтической помощи.

Маслоу многократно упрекали в слишком оптимистичном взгляде на человеческую природу, в недостаточном внимании к противоречиям и дисгармонии, свойственным многим выдающимся личностям. Однако Маслоу оставался убежденным теоретиком – новатором, верящим в силу потенциала человеческой личности. Он признавал недостаточность экспериментального подтверждения своих исследований, что позволяло многим видеть в нем «кабинетного» ученого.

Для того, чтобы понять религиозные взгляды Маслоу, нужно обратиться к его биографии и более детально ознакомиться с теоретическими положениями гуманистической психологии.

Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке (1908 г.), и был старшим из семи детей в семье еврейских эмигрирантов из России. Семья жила в Бруклине – районе, где евреи не жили, и будучи единственным еврейским мальчиком среди неевреев, Маслоу чувствовал себя весьма незащищенным. Он сравнивал свое тогдашнее состояние с состоянием единственного негра в школе для белых: «Я был одиноким и несчастным. Я вырос в библиотеках, среди книг, почти без друзей» . Он рано стал зарабатывать на жизнь, продавая газеты и помогая в бочарном производстве, которым занималась его семья.



Родители Маслоу были необразованными, не очень любящими людьми. Отношения с матерью складывались особенно тяжело. Маслоу характеризовал свою мать как жестокую, враждебную и невежественную женщину. Она была очень религиозной, но не любила своих детей, и слишком часто угрожала старшему сыну, что Бог накажет его за неблаговиные поступки. Отношения с матерью были настолько плохи, что сопровождались ненавистью, продлившейся всю жизнь – даже на похороны матери Маслоу отказался приехать. Вряд ли имеет смысл говорить об истинной религиозности человека с такими личностными качествами, которыми отличалась мать Маслоу, но, тем не менее, ненависть Маслоу к матери распространилась на его отношение к религии и породила сомнения в Боге. С отцом, который тоже не отличался добрым нравом, увлекался алкоголем и драками, внушал сыну, что он уродлив и глуп, Маслоу со временем смог примириться и часто отзывался о нем с теплотой и любовью.

Маслоу посещал курс в Корнеллском Университете, затем перешел в Университет Висконсина, где получил степень бакалавра (1930 г.) по специальности психология, степень магистра по гуманитарным наукам (1931 г.) и докторскую степень (1934 г.). Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения обезьян. Маслоу женился (1928 г.) на Берте Гудман, и связывал с женитьбой и переездом в Висконсин настоящее начало своей жизни. Рождение первого ребенка превратило Маслоу из убежденного бихевиориста в скептика: «Я сказал себе, что тот, кто имеет ребенка, не может быть бихевиористом» – настолько неадекватным показался ему бихевиоризм по отношению к тайне человеческой жизни. Маслоу интересовался гештальт-психологией и психоанализом, работами социальных антропологов – Малиновского, Мид, Бенедикта и Линтона.

Переезд в Нью-Йорк (1930 г.) был связан с работой Маслоу в качестве профессора психологии Бруклинского университета. К тому времени Нью-Йорк, по выражению Маслоу, превратился в центр психологической вселенной – значительная часть европейской интеллектуальной элиты, эмигрировавшая из гитлеровской Германии, осела в Нью-Йорке. Пятничные семинары в доме А. Адлера, знакомство с Э. Фроммом, Р. Бенедикт, М. Вертхаймером значительно обогатили жизнь Маслоу. «Я учился у всех и оставлял открытыми все двери» , – писал Маслоу об этом периоде жизни, но более всех он выделял влияние, оказанное на его взгляды М. Мид, Г. Мэрфи, Р. Мэем, К. Роджерсом, К. Гольдштейном и Г. Оллпортом.

Начало второй мировой войны послужило для Маслоу толчком к тому, чтобы синтезировать различные научные взгляды на природу человека и создать новый: «Я хотел сделать так, чтобы наука могла рассмотреть те проблемы, которыми занимаются не ученые: проблемы религии, поэзии, ценностей, философии, искусства» . Первоначальное представление новой концепции Маслоу произошло в книге «Мотивация и личность» (1954 г.), затем последовал поток публикаций, развивающих и дополняющих эту концепцию. В предисловии «К психологии Бытия» (1962 г.), концепция Маслоу, получившая к тому времени известность под именем гуманистической психологии, названа «жизнеспособной альтернативой объективистской психологии и ортодоксальному фрейдизму» . Маслоу указывает на истоки своей теоретической концепции: «Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это – интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсинском Университете». Далее был Брандеисский университет (Маслоу – председатель психологического отделения (1951 – 1961 гг.), и профессор психологии), Американская Психологическая Ассоциация (Маслоу – президент (1967 – 1968 гг.)), Лафлиновский благотворительный фонд в Калифорнии (Маслоу – член совета (1968 – 1970 гг.)). Внезапная кончина Маслоу (1970 г.) в возрасте 62 лет от сердечного приступа, не ослабила интереса к его работам. К тому времени увидели свет его книги: «По направлению к психологии бытия» (1968 г.), «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964 г.), «Эупсихея: дневник» (1965 г.), «Психология науки: рекогносцировка» (1966 г.), «Мотивация и личность» (1987 г.), «Новые измерения человеческой природы» (1971 г.). Том «Памяти Абрахама Маслоу» (1972 г.) был составлен при участии вдовы Маслоу и опубликован посмертно.

Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность человека к жизни, как «болезни лишенности», т.е. как болезни, вызванные неудовлетворенностью фундаментальных потребностей, которые Маслоу расположил в иерархической последовательности:

1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

4. Потребность в уважении (самоуважение, признание);

5. Потребности самоактуализации (развитие способностей).

Маслоу сделал допущение, что последовательное расположение базовых нужд в иерархии, является ведущим принципом организации мотивации человека. Потребности, расположенные внизу, являются доминирующими и должны быть более или менее удовлетворены для того, чтобы человек смог осознать наличие потребностей, расположенных выше, и был мотивирован ими. Исключения составляют:

· творческие люди, которые могут развить и выразить свой талант, невзирая на трудности и препятствия;

· люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы переносить голод, жажду и даже умереть, нежели отказаться от собственных ценностей и идеалов;

· люди, которые могут создать собственную иерархию потребностей сообразно особенностям своей биографии (например, потребность в уважении может значить для человека больше, чем потребность в любви и принадлежности).

Потребности возникают постепенно, частично совпадают, человек может быть мотивирован одновременно на двух и более уровнях потребностей, они никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Различные жалобы соответствуют различным уровням фрустрированных потребностей – чем выше уровень жалоб (несовершенство мира, неэстетичность среды), тем более благополучно обстоят дела. Чем выше в иерархической последовательности расположена потребность, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье демонстрирует человек, испытывающий ее.

Как продолжение иерархической концепции мотивации, Маслоу выделил две мотивационных категории: «дефицитную» (дефицитарная или Д-мотивы), построенную на потребности удовлетворения базовых дефицитарных состояний и «бытийную» (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы), преследующую отдаленную цель реализации человеческого потенциала.

В рамках дефицитарной и бытийной категорий Маслоу ввел понятия «бытийные ценности» / «дефициентные ценности», «бытийное / дефициентное познание», а также «бытийная / дефициентная любовь». Можно сказать, что основное различие между понятиями «бытийное» и «дефициентное» заключается в том, что «бытийное» предполагает принятие и любовное отношение, а «дефициентное» – неудовлетворенную потребность и потребительское отношение. Так, к примеру, «Б-познание» отличается незамутненным безоценочным, неискаженным восприятием и способностью ценить воспринимаемое, тогда как «Д-познание» менее точно, неэффективно, пристрастно, искажено неудовлетворенным желанием и нуждой. «Б-любовь» – любовь к сущности, «бытию» или «существу» другого, не претендующая на обладание и улучшение предмета любви, тогда как «Д-любовь» зиждется на неудовлетворенной потребности в самоуважении, сексе или страхе одиночества. Маслоу считал, что «Б-любовь» приносит больше удовлетворения, более длительна, чем «Д-любовь», которая со временем утрачивает свежесть и остроту.

В работе «Новые рубежи человеческой природы» Маслоу выдвигает гипотезу, что «…бытийные ценности могут выступить как определяющие признаки «истинной» (функциональной, пригодной для использования, полезной) религии. Вероятно, этому критерию ныне наилучшим образом соответствует сочетание дзен-буддизма и даосизма с гуманизмом» .

Можно сказать, что высказанная Аристотелем идея, согласно которой, хорошим является то, что считает хорошим достойный человек, составила фундамент гуманистической психологии. Маслоу писал: «Изучение уродливого, недоразвитого, незрелого и нездорового может создать только уродливую психологию и уродливую философию. Изучение самоактуализирующихся людей должно стать основой для более универсальной психологической науки» .

Самоактуализация – одно из центральных понятий гуманистической психологии. Маслоу определил самоактуализацию как полное использование человеком талантов, способностей и возможностей. Самоактуализация – это не достижение, а бесконечный процесс, подобный буддистскому Пути просветления, способ жизни и построения отношений с миром. Маслоу утверждал, что самореализующиеся люди представляют собой руководство к действию для всего человечества и их ценности должны лечь в основу научной этики.

Чтобы сформировать образ самоактуализировавшейся личности, Маслоу изучал лучших, с его точки зрения, представителей человечества: девяти современников и девяти исторических личностей – Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.

В результате исследований и наблюдений, Маслоу выделил следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

1. Более эффективное, чем у других, восприятие реальности;

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле;

3. Спонтанность, простота и естественность в поведении;

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме;

5. Выраженная автономность, стремление к уединению;

6. Независимость от влияния культуры и окружения, самобытность;

7. Свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций;

8. Способность к пиковым или мистическим переживаниям;

9. Способность отождествления себя с человечеством, способность к состраданию;

10. Наличие глубоких межличностных отношений;

11. Демократичные взгляды и поведение;

12. Развитые творческие способности, креативность;

13. Способность к различению средств и целей;

14. Развитое чувство юмора;

15. Сопротивление окультуриванию.

Однако, самоактуализаторы могут быть чрезвычайно неудобными для окружающих. Поскольку они независимы и нетрадиционны во взглядах и в поведении, они могут выглядеть непокорными и эксцентричными.

Если общество состоит из посредственных, невыразительных, незаметных людей, считал Маслоу, значит, это общество дурно устроено, поскольку оно не дает человеку простора для самоактуализации. Процесс самоактуализации может быть заторможен негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате непродуктивными привычками, социальным влиянием, групповым давлением и внутренними защитами. К традиционному психоаналитическому перечню защит Маслоу добавил еще две: десакрализацию и «комплекс Ионы».

Под десакрализацией Маслоу понимал ухудшение человеком качества собственной жизни посредством отказа от глубокого, серьезного и вовлеченного отношения к чему бы то ни было. Маслоу считал, что культурные и религиозные символы утратили свою вдохновляющую, возвышающую, побуждающую и мотивирующую силу, и не вызывают должного уважения и заботы. Десакрализированный символ уменьшает возможность фрустрации и травмы, но, вместе с тем, утрачивает свою значительность.

Термином «Комплекс Ионы» Маслоу назвал отказ человека от попыток полной реализации своих способностей. Подобно ветхозаветному Ионе, который пытался избежать исполнения пророчества, люди боятся полнокровной реализации своих способностей, предпочитая безопасную среднестатистическую жизнь без особых достижений.

Введенные Маслоу понятия «пик-переживание» и «плато-переживание», описывают вершину самоактуализации, т.е. жизненные реалии метамотивированных людей. Термином «пик-переживание» Маслоу обобщил лучшие моменты человеческой жизни, сопровождающиеся опытом экстаза, восторга, блаженства и величайшей радости. «Пик-переживания» вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями, чувством любви, исключительной красотой произведений искусства и природы. Они выражаются в переживании экстаза или мистических переживаниях, длятся от нескольких минут до нескольких часов, редко дольше. В терминах гештальт-психологии «пик-переживанием» можно назвать завершение гештальта, в райхианской парадигме – полную разрядку или оргазм.

В отличие от «пик-переживаний», «плато-переживания» более устойчивы и длительны, меняют точку зрения и осознание мира. «Плато-переживания» привязаны к реальности, увиденной символически, мифически, метафорически, поэтически или трансцендентно.

Маслоу утверждал, что характеристики мира, сопровождающие пиковые переживания, соответствуют «вечным ценностям»: «Мы встречаемся здесь со старой знакомой триадой истины, красоты и добра … Именно эти характеристики ценили великие религиозные деятели и философы, и этот перечень включает практически все то, что наиболее серьезные мыслители согласно считают конечными или высшими жизненными ценностями» .

Маслоу получил собственный опыт мистического переживания после первого сердечного приступа, практически в конце жизни. Маслоу сравнивал отношения между человеком, испытавшим пиковые переживания, которые он назвал высшими, и не испытавшим таковых, с отношениями между одиноким мистиком и религиозной организацией.

Трансцендирование самоактуализации Маслоу обнаружил, изучая самоактуализирующихся индивидуумов, испытавших много «пик-переживаний» и психологически здоровых, продуктивных людей с незначительным опытом трансценденции или вообще без него. Люди, трансцендирующие самоактуализацию, отмечал Маслоу, чаще чувствуют мистичность мира, видят трансцендентное измерение жизни под покровом повседневности, а пиковые или мистические переживания расценивают как наиболее важный аспект собственной жизни. Такие люди мыслят более холистично, способны воспринимать единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Это, прежде всего, новаторы и оригинальные мыслители, а не систематизаторы чужих идей. Духовное и интеллектуальное развитие таких людей способствует осознанию ими собственного невежества, ничтожества перед грандиозностью вселенной, что ведет к развитию у них чувства смирения. Трансцендирующие люди больше других склонны считать себя «носителями», а не «обладателями» талантов и способностей, они менее эгоистично вовлечены в свою работу. Между тем, не каждый, имеющий мистические переживания, является трансцендирующим самоактуализатором – некоторые просто не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые, согласно Маслоу, являются существенными свойствами самоактуализации.

В самоактуализирующихся людях Маслоу обнаружил присутствие т.н. «духовного измерения»: «Несколькими веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие Путями Божьими, Божьи люди... Если определять религию в социально-бихевиоральных терминах, всех их можно считать религиозными людьми, даже атеистов» . Маслоу, не без оснований, полагал, что человек нуждается в ценностной системе отсчета, в смыслообразующей философии жизни, так же, как нуждается в солнце, в кальции и в любви.

Ф. Гобл писал, что из всей совокупности субъектов, изученных Маслоу, только один был религиозен в ортодоксальном смысле этого слова. Еще один был убежденным атеистом. Все же остальные верили в осмысленную вселенную и духовную жизнь. Практически все они имели ясное представление о правильном и неправильном, построенные на собственном опыте, а не на религиозных догматах, но эти представления удивительным образом походят на ценности и идеалы, декларируемые ортодоксальными религиями. В частности, цитируя Маслоу: «Преодоление себя, слияние истины, добра и красоты, благодеяния другим людям, мудрость, честность, естественность, выход за рамки эгоистичных и личных мотивов, отказ от более «низких» желаний в пользу более «высоких» … уменьшение враждебности, жестокости и деструктивности и повышение дружелюбия, доброты и т.п.» .

Маслоу предрек появление новой – трансперсональной психологии: «Я должен также сказать, что считаю гуманистическую психологию, психологию третьей силы, переходной, подготовительной к еще более «высокой». Четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого, самоопределения, самоактуализации и т.п. ...Мы нуждаемся в чем-то «большем, чем мы сами», перед чем мы могли бы благоговеть, чему мы могли бы посвятить себя новым, натуралистическим, эмпирическим, нецерковным образом, подобно, может быть, Торо и Уитмену, Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи» .

Согласно замыслу Маслоу, трансперсональная психология должна изучать религию и религиозный опыт, поскольку исторически феномен мистического опыта и представление о предельных человеческих возможностях связаны именно со сферой религии и изначально формулировались в религиозных терминах. Маслоу считал, что официальная психология чурается данных видов опыта именно из-за ненаучных, мистических, догматических способов их изложения. Незатухающий в западном обществе интерес к восточным религиям Маслоу так же объяснял менее теологическим и более психологическим подходом восточных религий и учений к объяснению человеческой природы. В восточных религиозных традициях существуют и ясно описаны пути психического и духовного развития, а также медитативные техники, способствующие переживанию мистического опыта. Трансперсональная психология, считал Маслоу, призвана теоретически и эмпирически изучать медитацию, йогу и другие духовные дисциплины: «Религиозная литература – это полезный источник, если знаешь, что искать и использовать» .

Маслоу питал устойчивую неприязнь к институциализированным формам религии. В исследовании «Религии, ценности и пиковые переживания» (1964 г.) Маслоу обосновал важность различения мистицизма от «организованной» религии». Маслоу утверждал, что главным врагом мистицизма является именно «организованная» религия, и говорил о двух «религиях» человечества: первая включает мистический опыт, вторая отвергает его. Это утверждение Маслоу весьма спорно, поскольку любая традиция включает в себя феномены религиозных переживаний и чувств. Чистых форм мистицизма нет так же, как нет и чистых форм «организованных» религий, которые основывались бы на абстрактных представлениях, свободных от религиозных переживаний.

Маслоу писал, что организованная религия, церкви могут стать главными врагами религиозного переживания и людей, испытывающих такие переживания. Он был уверен, что следует отбросить «старые претензии организованной религии быть единственным арбитром в вопросе веры и морали». Свою задачу он видел в доказательстве того, что «духовные ценности имеют естественное происхождение и не являются исключительной принадлежностью организованных церквей». Сущность религии, по Маслоу, заключается в свойственном всем вероучениям единообразии – в их основе лежит «личное озарение, откровение или экстаз некоего остро чувствующего пророка». Религия, т.о., представляет собой лишь один из возможных типов высших переживаний, свойственных людям как индустриальных, так и традиционных культур.

Отвергая организованную религию, Маслоу сосредоточил внимание на религии индивида, с ее специфическими переживаниями, окрашенными личностными оттенками, считая, что религиозные чувства и ценности – это частный случай индивидуальных чувств и ценностей, а не наоборот.

Индивидуальная религия, согласно Маслоу, предстает перед нами как совокупность ценностных, этических установок, норм, предписаний, опосредованных этнокультурными особенностями личности и специфическим мистическим опытом. Он полагал, что каждый человек имеет свою собственную религию, развиваемую «в соответствии со своим собственным озарением, открывающим его личные мифы, символы и ритуалы», которые не имеют значения ни для кого другого. Проблема индивидуальной религии, считал Маслоу, заключается в том, что она не способствует коммуникации и не решает проблему сосуществования людей. Возможность частичного преодоления этой разобщенности Маслоу видел в различных неформальных объединениях, не отягощенных бюрократической структурой, но радикальное преодоление разобщенности, по его мнению, возможно лишь в результате переустройства общества. Для такого обновленного общества Маслоу создал специальный термин «Эупсихика» и вложил в него оригинальный смысл – объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Маслоу мыслил «Эупсихику» отличной от утопии, идея которой казалась ему популистской и непрактичной. В идеальном обществе, автором которого был Маслоу, важную роль должна была играть гуманистическая религия – идеология, объединяющая людей, исповедующих культ добра, истины и красоты. Маслоу считал гуманистическую религию способной заменить религии и квазирелигии современности. Существенными чертами эупсихического общества должны стать: высокий уровень безопасности и возможность для каждого индивида максимально развить способности и реализовать свой потенциал.

По мнению А. Маслоу, позитивистски ориентированная наука не подходит для изучения духовных ценностей и внутреннего мира человека. Он считал эмпирический, позитивистский и бихевиористский подходы к изучению внутреннего мира человека не приемлемыми, поскольку они исключают духовные ценности из сферы рассмотрения науки. Иными словами, Маслоу протестовал против науки, из которой выхолощено человеческое содержание, а заодно и против «организованной» религии, монополизирующей духовную жизнь человека.

А. Маслоу был убежден, что наука поступила справедливо, отвергая ответы религии на вопросы о смысле жизни и духовных ценностях, но ошиблась, отвергая сами вопросы. Маслоу писал, что наука выносит за скобки понятие любви, но жизнь без любви ничего не стоит. Он стремился отделить духовные ценности от религиозного контекста и указывал на то, что позитивистская наука своим индифферентным отношением к духовным вопросам поддерживает религию. Позитивисты, игнорируя духовную сторону жизни, не видя за религиозной формой физическое и социальное содержание проблем, отдают духовность на откуп религии. Маслоу считал, что области науки, занимающиеся изучением человека, должны подвергнуться радикальным изменениям. В центре исследования гуманистической науки должен быть целостный, особенный, состоявшийся человек, достигший высот в контексте его собственной культуры. Методы исследования должны разрабатываться в рамках холистического интеграционного подхода. Также Маслоу считал необходимым включение в предмет исследования проблемы ценностей, переживаний, красоты и т.п.

Религия, по мнению Маслоу, также должна быть подвержена анализу обновленной трансформированной наукой, гуманистической психологией или философией, чтобы отсеять зерна от плевел, под которыми Маслоу подразумевал бюрократическую организацию, навязывание догматического взгляда на мир, т.д.

Итак, концепция А. Маслоу представляет собой конкретную философию жизни, философию человеческой природы и является одной из первых попыток построения синтетической теории Человека. Гуманистический подход ученого к человеку есть определенное мировоззрение, а также общефилософская система видения человека в мире. Существенно при этом, что его теория получила реализацию в различных областях науки и в практической деятельности. Маслоу нетрадиционно ставил вечный философский вопрос: соотношение индивидуального сознания (Дух, Воля) и тела (организм) человека . Маслоу считал важной задачей установление контакта, коммуникации между людьми трансцендирующими и не имеющими мистического опыта. Он считал, что «организованная религия» не способна решить подобную задачу в силу ее сложной бюрократической системы: ключевые посты в ней могут занимать люди рациональные, не испытывающие высших переживаний, верующие не по убеждению, а по расчету.

Маслоу писал о том, что корни и источники религии лежат в опыте мистических озарений и переживаний, а корни науки следует искать в недоверии к свидетельствам такого рода переживаний и опыте разрушения религиозных иллюзий. Он призывал подходить к вопросам переживания мистического опыта со «сдержанностью, осторожностью и трезвостью» и надеялся на создание в рамках науки «измерителя продуктивности» или прагматического теста, способного проверить истинность такого рода утверждений.

Маслоу считал, что психотерапии и образованию необходимо придти к удобным для применения нормативным понятиям, которые позволят приобщить человека к бытийным ценностям, помогут стать «более честным, хорошим (в смысле ценности «добро»), красивым, интегрированным и т.д.» . «Примерно то же справедливо для определенных версий крупных теистических и нетеистических религий, – писал Маслоу, – причем как для догматических, так и для мистических версий каждой из них. В общем, они проповедуют, что (а) Бог является воплощением большинства бытийных ценностей; (б) идеальный, религиозный и преданный Богу человек – это тот, кто наилучшим образом воплощает в себе эти «божественные» бытийные ценности или, по меньшей мере, стремится к этому; (в) все используемые им методы, церемонии, ритуалы, догмы можно считать средствами для достижения указанных ценностей как целей; (г) небеса – это место, или состояние, или время достижения таких целей. Спасение, искупление, преображение – это все разновидности принятия вышеприведенных истин» . На основании изложенного выше, Маслоу счел возможным предложить «Б- ценности» в качестве критерия на практическую «пригодность» религии.

Развивая традицию экзистенциальной философии – смотреть на человека, как на существо созидательное и достойное, гуманистическая психология оказала влияние на ряд областей научных исследований: религиоведение, межкультурное изучение личности и психологию науки, теорию и практику управления. Маслоу положил начало научным исследованиям в области экстатических состояний в религиозных ритуалах и в повседневной жизни. Он создал иерархическую модель мотивации, в свете которой исследовал науку, религию, управление и организацию производства, обучение, психотерапию и медицину в целом. Весьма оригинальной является разработанная Маслоу модель идеальной культуры «Эупсихии», которая, по замыслу автора, должна была обеспечить обществу возможность полного раскрытия человеческого потенциала. И хотя сегодня эта идея кажется достаточно фантастичной, возможно, в будущем, то, что сегодня выглядит, как исключительные образцы психического здоровья, станет нормой. Ведь Маслоу всего лишь вторил евангельскому призыву: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный».

Контрольные вопросы:

1. Что послужило толчком для создания гуманистической психологии?

2. Какие биографические факты оказали влияние на религиозные взгляды Маслоу?

3. Перечислите основные теоретические понятия гуманистической психологии. Раскройте их смысл.

4. Раскройте точку зрения Маслоу на феномен мистического опыта.

5. Какие характеристики Маслоу считал свойственными самоактуализирующимся людям?

6. Раскройте понятие «иерархия потребностей». Что подразумевал Маслоу под «дефициентными» и «бытийными» потребностями?

7. Что такое «эупсихика» и каковы ее основные свойства?

8. Объясните причины неприятия Маслоу т.н. «организованных» религий.

Литература:

1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. – 425с.

Абрахам Харольд Маслоу (1908 - 1970 гг.) - известный американский психолог, который посвятил жизнь изучению природы человека, его взаимоотношениям с самим собой и окружающим миром. Идеи профессора послужили созданию гуманистической теории. Это тот раздел психологии, предметом которого является самоактуализация индивида, его высшие ценности и смысл жизни.

Детство

Родился известный учёный в густонаселённом районе Нью-Йорка - Бруклине. Малыш, появившийся на свет 1 апреля 1908 года, стал первенцем в семье евреев, иммигрировавших в Америку из России. Родители, будучи необразованными, сделали всё от них зависящее, чтобы старший сын получил глубокие знания и вырос достойным человеком. Несмотря на это, взаимоотношения маленького Абрахама со старшим поколением не складывались. Отец много пил, а мать была религиозной фанаткой. Уже будучи взрослым, Абрахам Маслоу сумел понять их и простить.

В юности же он испытывал стыд за поведение родителей. Кроме того, мальчик гнушался даже еврейской национальности и внешнего вида: он был щуплым и слабым. Чтобы компенсировать физическую неказистость, юноша активно занимается спортом, добиваясь хороших результатов. С тем же рвением Маслоу начинает грызть гранит науки, глотая раз за разом новые увесистые книги из местных библиотек, которых в Нью-Йорке было больше чем достаточно.

Образование

Поначалу 18-летний юноша, поддаваясь уговорам отца, поступил на юридический факультет в Сити-колледже. Быстро поняв, что выбрал неправильный жизненный путь, он начал активно изучать психологию. В 1930 году ему удалось получить степень бакалавра, годом позже - магистра гуманитарных наук, ещё через некоторое время - доктора. Работать начал в родном университете. Поведение макак - вот что изучал в стенах alma mater юный Абрахам. Маслоу даже посвятил этой разновидности обезьян диссертацию, раскрывающую тему полового и доминантного поведения самцов в колонии животных. Именно в этот период он также познакомился с большинством учёных, бежавших из захваченных Гитлером европейских стран. Их общение и споры стали плодородной почвой для «прорастания» его известной гуманистической теории.

Психолог Абрахам Маслоу женился в 20 лет на Берте Рудман: она была его двоюродной сестрой, из-за этого родители обоих были против брака. Несмотря на всеобщее осуждение, у четы родились две дочери: Энн и Эллен. Последняя стала известным психотерапевтом.

Первые книги

Значительную исследовательскую работу на тему «Мотивация и личность» читатели увидели уже в 1954 году. На страницах книги была изложена иерархическая структура потребностей, которая сегодня известна каждому школьнику. Нарисованная в форме пирамиды, она указывала на то, что человек не может удовлетворять свои новые потребности, пока будет чувствовать недостаток в базисных нуждах. Кроме того, Абрахам Харольд Маслоу уделил внимание и комплексу Ионы: когда человека удовлетворяет его ограниченное, но стабильное существование, он, боясь потерять контроль, избегает новых жизненных успехов, игнорирует шансы и возможности, подаренные судьбой.

Уже в 1962 году был опубликован труд «К психологии бытия», где потребности индивида обрели чёткие очертания и были разделены на группы. Хотя эту работу так же, как «Дальние пределы человеческой природы», которая вышла в мир уже после смерти психолога, Маслоу характеризовал как предварительные и недоработанные изыскания.

Структура потребностей

Пять основных насущных нужд, без которых индивид не мыслит свого существования, выделил и описал Абрахам Маслоу. Потребности, согласно его видению, размещались от низа до верха, образовывая пирамиду. Её фундаментом были физические надобности, верхушкой - моральные и духовные. Выглядит такая структура следующим образом:

  • Жизнеобеспечение - потребность в еде, сне, сексе и материальных ресурсах.
  • Безопасность - уверенность в завтрашнем дне, стремление к общественной защищённости.
  • Социальные контакты - необходимость любить, дружить, общаться, принадлежать к определённой социальной группе.
  • Признание - потребность в уважении со стороны окружающих.
  • Самоактуализация - желание развиваться и совершенствоваться, воплощать в жизнь творческий потенциал.

Первые четыре группы потребностей можно удовлетворить полностью, над пятой - работать вечно. Кроме того, человек не способен приступить к реализации последней нужды, пока он чувствует нехватку в предыдущих.

Самоактуализация

Как упоминалось выше, она возглавляет список всех потребностей индивида. Как утверждал Абрахам Маслоу, самоактуализация заключается в становлении личности, умении человека стать тем, кем он может и желает. Она проявляться как полное раскрытие талантов индивида, их развитие и полноценное применение. Люди, которые достигли самоактуализации, обладают определёнными чертами характера: доброжелательностью, чувством юмора, философской невраждебностью. Они умеют адекватно оценивать себя, черпают мудрость из опыта собственных переживаний, стремятся развивать потенциал.

Основные пути самоактуализации:

  1. Самопознание, неравнодушие к собственному внутреннему миру.
  2. Умение управлять собой, способность достигнуть гармонии с душевным сознанием.
  3. Желание нести ответственность за свои поступки, жизненный путь, природное становление.
  4. Умение делать адекватный выбор.
  5. Отношение к самоактуализации как к образу жизни, мировоззрению.

Одним словом, это постоянный труд над собой во имя реализации творческого потенциала и достижения пика духовного развития.

Конец жизненного пути

Абрахам Маслоу направил существующие резервы на исследование вышеуказанных теорий. Кроме того, ему удалось поработать президентом Американской психологической ассоциации. Этот пост он занимал с 1967 по 1968 год, после чего ушёл работать в известный благотворительный фонд. Именно здесь, в калифорнийском Менлоу-парке, он мог заняться и другим своим пристрастием: философией демократической политики, экономики и этики. К сожалению, не все научные изыскания психолога были завершены: 8 июня 1970 года сердечный приступ навсегда прервал его неутомимую работу.

Несмотря на то, что минуло не одно десятилетие, труды учёного популярны и в наши дни. Абрахам Маслоу стал тем теоретиком, который, начиная с бихевиоризма и поддавшись влиянию психоанализа, полностью сформировал гуманистическую психологию. Поэтому отнести его имя к тому или иному направлению фактически невозможно. Даже сегодня его пирамида потребностей и вопрос самоактуализации волнуют светлые умы современников во всём мире.

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow, 1 апреля 1908, Нью-Йорк — 8 июня 1970, Менло-Парк, Калифорния) — известный американский психолог, основатель гуманистической психологии.

Широко известна «Пирамида Маслоу» — диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм. Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году, по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете, где профессором психологии был Э.Б. Титченер.

В 1928 году Маслоу перевёлся в Висконсинский университет в Мадисоне, где его научным руководителем стал Гарри Харлоу, известный исследователь приматов.

В Висконсинском университете он стал бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором наук (1934). Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начал работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищён работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлёкся и другими идеями.

В 1937 году Маслоу принял предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время состоялось его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет.

Сестра — антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса.

Книги (4)

Дальние пределы человеческой психики

Данная книга представляет собой второе, исправленное издание итогового труда А.Г. Маслоу, посвященного созданной им теории самоактуализации. В основании данной теории лежит различие между низшими (несовершенными) и высшими (растущими) потребностями.

Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей и теорией психологии, науками о человеке.

Мотивация и личность

Через много лет после первого выхода в свет книга «Мотивация и личность» по-прежнему предлагает уникальные и влиятельные теории, не утратившие своего значения для современной психологии.

Данное третье издание представляет собой переработку классического текста коллективом авторов, с сохранением оригинального стиля Маслоу. Целью переработки текста было придать ему большую ясность и структурированность, сделав его, таким образом, пригодным для использования в учебных курсах по психологии.

В третье издание вошли также развернутая биография Маслоу, послесловие редакторов, в котором они излагают практические и теоретические аспекты системы взглядов Маслоу, нашедших отражение в нашей жизни и обществе, и полная библиография трудов Маслоу.

Новые рубежи человеческой природы

Последняя книга Абрахама Маслоу - основателя и лидера гуманистической психологии, открывшего новые перспективы психологического понимания человека и оказавшего огромное влияние на изменение облика психологической науки во второй половине нашего столетия.

По направлению к психологии бытия

В своей книге он продолжает начатую работу по созданию основ для `формирования единой психологии и философии, включающей в себя как глубины, так и высоты человеческой природы`. Это попытка соединить `психологию развития и роста` с психопатологией, психоаналитической динамикой и движением к целостности.

Комментарии читателей

Константин / 20.06.2018 А. Маслоу, конечно не все учел в человеческом поведении и не все описал, так как нам было бы приятно делить, актуализировать или даже читать. Он и сам говорил, что "совершенства на свете просто не существует". Господин "отец" Российского образования, Леонтьев это и заметил, но практика жизни показала, что построенный эти "отцом" Российской психологии система образования привела к краху самого образования, а вот труды Маслоу поражают своей актуальностью и сегодня. Не смотря, на то, что я лично не со всеми выводами автора согласен, особенно в мотивации личности, тем не менее работы Маслоу следует изучать. потому что в базовых своих вариантах они не просто работают, а доказывают жизнеспособность. Рекомендую всем, как таблетку от психологии "достягательства" и психологии совершенствования. А также тем, кто искренне интересуется психологией личности.

Александр Воскресший / 25.10.2016 Вот отсюда и следует стартовать современным психологам - вперёд, а не назад, к Фрейду и от него...

Гость / 25.01.2014 «Размещение в едином, количественно измеримом пространстве человечности всех заболеваний, которыми заняты психиатры и терапевты, всех нарушений, которые дают пищу для раздумий экзистенциалистам, философам, религиозным мыслителям и социальным реформаторам, дает огромные теоретические и научные преимущества. Мало того, мы можем разместить в этом же континууме разнообразные виды здоровья, о которых мы уже знаем, в полной палитре их проявлений, как в пределах границ здоровья, так и за пределами оного - мы подразумеваем здесь проявления самотрансценденции мистического слияния с абсолютом и прочие проявления высочайших возможностей человеческой натуры, которые раскроет нам будущее».

А.Х.Маслоу (1908-1970), основатель гуманистической психологии, один из основателей трансперсональной психологии.

Strannic / 12.11.2013 По мнению Д.А. Леонтьева, одним из существенных недостатков теории А. Маслоу является теоретическая аморфность понятия "самоактуализация". Включая в себя процессы самореализации, самовыражения, самоутверждения и саморазвития, данное понятие
игнорирует существенные различия между ними, что затрудняет возможность его операционализации (Леонтьев Д.А., 1997, с. 171)
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997г. - С. 156-176.

Александр / 6.06.2013 Очень вдохновлен им как ученым и как Человеком.
Наиболее важным его вкладом в психологию было существенное расширение карты и горизонтов территории психологии. Он уделял очень основательное и серьезное внимание исследованию здоровья, самоактуализации, высшего в человеке. Так же он выступил одним из первых ученых работавшим над созданием интегральной модели развития личности, стремящейся объединить в себе подходы других школ.
Маслоу был основателем двух существующих сегодня направлений в психологии – гуманистичской и трансперсональной.
Хочется сказать об общем стиле его работ. В них нельзя найти безупречной системности, его ход мысли развивается очень живо и свободно, стараясь захватить и увлечь читателя, указать ему на возможность непосредственного переживания тех вещей, о которых идет речь. Его слова словно искрятся и разгораются.
Однозначно рекомендую, всем кто имеет хоть какое то отношение к психологии, да и просто всем)

Гость / 4.05.2013 очень многое можно узнать про себя. Благодарю

Роман Т / 9.11.2011 Великий психолог!!!

Гость / 1.09.2011 всем советую прочесть, кто не знает чего он хочет в жизни!

Наталья / 25.03.2010 Спасибо за прекрасную подборку книг Маслоу! Пишет отлично, то что необходимо для работы. Классик!

Вера / 11.10.2009 Первым начал исследовать здоровых индивидуумов. Ориентироваться, пожалуй, разумнее на здоровых личностей.

Максим / 7.06.2009 Великий психолог, которого стоило бы поставить в один ряд с Фрейдом и Юнгом. Он придумал новую теорию, развивает концепции гуманистической психологии. Стоит почитать всем, кто интересуется психологией личности

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономической теории , занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей .

Абрахам Маслоу
Abraham Maslow
Дата рождения 1 апреля (1908-04-01 )
Место рождения Бруклин , Нью-Йорк
Дата смерти 8 июня (1970-06-08 ) (62 года)
Место смерти Менло-Парк , Калифорния
Страна США США
Научная сфера психология , основатель гуманистической психологии
Место работы
Альма-матер
Учёная степень доктор наук
Научный руководитель Харлоу, Гарри Фредерик
Известные ученики Steve Andreas [d]
Награды и премии
Цитаты в Викицитатнике
Абрахам Маслоу на Викискладе

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей бондаря Самуила Маслова и Розы Шиловской, которые эмигрировали из Киевской губернии в США в начале XX века. Родился он в еврейском районе Бруклина. Отец работал бочаром; родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, нееврейский, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, он узнал, что такое антисемитизм . Абрахам был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Учитывая мое детство, остаётся лишь удивляться тому, что я не болен психически. Я был маленьким еврейским мальчиком в нееврейском окружении. Что-то вроде первого негра в школе, где учатся только белые. Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После её окончания в 1926 году , по совету отца, поступил в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но не закончил даже первого курса. Впервые с психологией Маслоу познакомился в Корнеллском университете , где профессором психологии был Э. Б. Титченер .

В Висконсинском университете он стал бакалавром (), магистром () и доктором наук () . Маслоу получил классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов .

Именно прекрасная программа Уотсона привела меня в психологию. Но её роковая слабость состоит в том, что она хороша лишь для лаборатории и в лаборатории, вы можете надеть её и снять её как лабораторный халат… Она не создаёт представления о человеке, философии жизни, концепции человеческой натуры. Она не создаёт ориентиров для жизни, ценностей, выбора. Это лишь способ сбора данных о поведении, того, что вы можете видеть, осязать и слышать с помощью органов чувств.

Мои исследования самоактуализации не планировались как исследование и начинались не как исследование. Они начинались как попытка юного мыслящего человека понять двух своих учителей, необыкновенных людей, которых он любил и которыми восхищался. Это было своего рода поклонение высочайшему интеллекту. Мне мало было просто обожать их, я стремился понять, почему эти два человека так отличаются от обычных людей, которыми полон мир. Эти два человека были Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы . В 1951 году Маслоу стал первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса . Он проработал там до 1969 года . Именно в этот период началось признание его идей, стала оформляться как отдельное направление гуманистическая психология .

В 1960-е годы Маслоу стал популярным, а в 1967 году был избран президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого .

Должен признать, что я пришёл к мысли о том, что гуманистическая тенденция в психологии - революция в самом подлинном, изначальном смысле этого слова, в том смысле, в котором совершили революцию Галилей, Дарвин, Эйнштейн и Маркс, то есть переворот в образе мышления и восприятия, в представлениях о человеке и обществе, в концепциях этики и ценностей, в ориентирах для движения вперед.

Скончался А. Маслоу скоропостижно от острого инфаркта миокарда в возрасте 62 лет .

Сестра - антрополог и этнограф Рут Маслоу Льюис (1916-2008), жена антрополога Оскара Льюиса .

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ , изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и самореализовавшихся людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Можно выделить три этапа развития этой теории. На первом этапе Маслоу уходит от жёстко заданной иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы ― активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и её достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых «пиковых переживаниях » (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций.

Развивая эти идеи, Маслоу начинает считать рамки гуманистической психологии ограниченными и в последние годы жизни участвует в попытке создания новой, «четвёртой силы» ― трансперсональной психологии , получившей, впрочем, весьма ограниченное научное признание .

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отсутствие в его теориях учёта социальных факторов, окружающего контекста.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты.

Абрахам Маслоу

Психолог и психотерапевт Абрахам Харольд Маслоу (настоящее имя Абрам Маслов) родился в Нью-Йорке 1 апреля 1908 года. Родители Абрахама были русскими евреями, которые эмигрировали из Киева в Америку. Среднее образование Маслоу получил в бесплатных школах Нью-Йорка. По словам г-на Абрахама, до двадцати лет он был нервным, страдающим от неврозов молодым человеком.

По совету родителей после окончания школы Маслоу поступает в юридический Сити-колледж. Интерес к учебе пропал быстро, карьера адвоката его совсем не привлекала. Поэтому он бросил учебу, не закончив и первого курса.

Под влиянием Макса Вертгеймера Маслоу начинает заниматься изучением людей, которые достигли в жизни самоактуализации. Он призывает изучать человеческое в человеке. М-р Абрахам пытался гуманизировать психологию, но сталкивался с непониманием коллег, а редакции журналов игнорировали Маслоу, как ученого, не принимая в печать ни одной его рукописи. Но студенческая среда наоборот относилась лояльно к взглядам своего преподавателя. Именно студенты поспособствовали тому, что он стал президентом Американской психологической ассоциации в конце 60-х годов.

Научные работы Маслоу

Первая работа Маслоу «Мотивация и личность » вышла в свет в 1954 году. В ней изложена иерархическая теория потребностей, которая выстраивается в пирамиду . В основании пирамиды лежат базовые нужды, а на вершине – потребность в самоактуализации. Но чтобы эта потребность проявилась, нужно удовлетворить всю нижележащую иерархию потребностей. В 60-х годах теория Маслоу получила популярность и признание. Потом вышла его книга «Новые рубежи человеческой природы ». В поздних работах «По направлению к психологии бытия » (1962) и «Дальние пределы человеческой психики » (опубликована после смерти, в 1971 году) Маслоу практически отказывается от многоступенчатой пирамиды потребностей. Все человеческие потребности Маслоу разделил на низшие, возникшие из-за недостачи чего-либо и поэтому наполняемые, и высшие потребности, ведущие к росту и развитию, а значит – ненасыщаемые. Эту теорию автор считал предварительной, надеясь на ее дальнейшее подтверждение. Но до этого момента он не дожил, 8 июня 1970 года Маслоу умер.

Потребности Маслоу распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, сексуальной потребности и т. п.). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, - стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). Важно заметить, что каждая из потребностей не обязательно должна быть утолена полностью - достаточно частичного насыщения для перехода на следующую ступень.

«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба нет, - разъяснял Маслоу. - Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии - наивысшей из них».

Маслоу прекрасно осознавал, что удовлетворение примитивных физиологических потребностей - основа основ. В его представлении идеальное счастливое общество - это в первую очередь общество сытых людей, не имеющих повода для страха или тревоги. Если человек, например, постоянно испытывает недостаток в еде, вряд ли он будет остро нуждаться в любви. Однако человек, переполненный любовными переживаниями, все равно нуждается в пище, причем регулярно (даже если дамские романы и утверждают обратное). Под сытостью Маслоу подразумевал не только отсутствие перебоев с питанием, но и достаточное количество воды, кислорода, сна и секса.

Формы, в которых проявляются потребности, могут быть разными, здесь нет единого стандарта. У каждого из нас свои мотивации и способности. Поэтому, например, потребность в уважении и признании у разных людей может проявляться неодинаково: одному необходимо стать выдающимся политиком и завоевать одобрение большинства своих сограждан, а другому вполне достаточно, чтобы собственные дети признавали его авторитет. Такой же широчайший диапазон в рамках одной и той же потребности можно наблюдать на любой ступени пирамиды, даже на первой (физиологические потребности).

Диаграмма иерархии человеческих потребностей по Абрахаму Маслоу. Ступени (снизу вверх): 1. Физиологические 2. Безопасность 3. Любовь/Принадлежность к чему-либо 4. Уважение 5. Познание 6. Эстетические 7. Самоактуализация Причем последние три уровня: «познание», «эстетические» и «самоактуализация» в общем случае называют «Потребностью в самовыражении» (Потребность в личностном росте)

Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

    Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.

    Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

    Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

    Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):

    (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

    Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

    Потребность в принадлежности и любви.

    Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

    Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

    Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

    (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

Также можно обратить внимание на некоторую перекличку с теорией Гумилёва о развитии культурных потребностей с ростом уровня цивилизации и быстрой их деградации (например, при нарушении основания пирамиды Маслоу, то есть физиологических или охранительных потребностей).