Болезни Военный билет Призыв

30 я батарея память на костях. Тридцатая батарея в севастополе. Контакты и экскурсии

256-дневная оборона Севастополя 1941-1942 годов останется одной из наиболее ярких страниц . По плану Гитлера, его войска должны были захватить город за считаные дни. Однако мечты фюрера о стремительной победе разбились о стены русской крепости.Свою роль в обороне Севастополя сыграла легендарная «тридцатка» - 30-я бронебашенная батарея береговой обороны Черноморского флота. Как защитникам Севастополя удалось так долго удерживать город, выяснил Арарат Кещян в программе на телеканале «Звезда».В течение полугода, с 30 октября 1941-го по 26 июня 1942-го, 30-я батарея не давала войскам Вермахта взять Севастополь. Чтобы пробить эту линию обороны, Гитлер перебросил в Крым элитные силы третьего Рейха. Но даже этого оказалось недостаточно. Даже со всей мощью 11 немецкой армии, составлявшей более 200 тысяч солдат, 1060 самолетов, 150 танков, 670 полевых и осадных орудий, фашисты не смогли стремительно ворваться на Крымский полуостров.
С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налетов на нефтепромыслы союзной Гитлеру Румынии. Руководство СССР понимало всю важность удержания полуострова и сосредоточило на этом все усилия.«Закопанный линкор» - так 30-ю бронебашенную батарею прозвали защитники Севастополя. И действительно, снаружи видны только две орудийные башни. Сама же батарея спрятана глубоко под землей. По сути, это – бетонный мешок, глубиной до 40 метров. На его строительство ушло три тысячи тонн армированной стали и 22 тысячи кубометров бетона.Легендарная «тридцатка» недаром названа мощнейшим оборонительным сооружением Европы. Маршалы Вермахта признавали, если бы не 30-я батарея, гитлеровцы захватили бы Крымский полуостров за считанные дни.Свою роль сыграли легендарные «обуховские двенадцатидюймовки» - корабельные пушки, отлитые в Ленинграде на Обуховском заводе, весили по 50 тонн каждая. Дальность стрельбы – 44 километра.Утром 1 ноября 1941 года передовые части 20-й дивизии Вермахта сосредоточились в районе станции Альма. По данным немецкой разведки, сил Красной Армии в этом районе не было, внезапно один за другим прогремели два мощнейших взрыва. Это по гитлеровцам открыла огонь 30-я береговая батарея. Ударная волна после падения только одного 305-миллиметрового снаряда уничтожила живую силу в радиусе километра. Враг был разбит и сбит с толку.Грамотная маскировка сделала 30-ю береговую батарею практически неуязвимой. Визуально определить расположение батареи можно было только с воздуха. Но даже сверху немецкие летчики ничего не увидели, потому что вокруг башен была посажена целая роща металлических деревьев.Металлическая роща скрывала настоящий подземный город. Батарея представляла собой монолитный железобетонный блок длиной 130, шириной 50 и глубиной 40 метров. На огромной территории площадью три тысячи квадратных метров расположились боевые рубки, хозяйственные и складские помещения, жилые комнаты для личного состава, кухни, силовые станции и многое другое.
Под поверхностью находилось полметра грунта, затем два с половиной метра железобетона, еще два метра песка, снова два с половиной метра железобетона, потом 30 сантиметров асфальтобетона, а в самом низу вся конструкция укреплена дугообразными стальными швеллерами. За полгода обороны ни один немецкий снаряд не проник сквозь такую защиту, а батарея строилась еще в самом начале 20 века.Решение о строительстве батареи принимал еще император Николай II после Русско-Японской войны. 21 мая 1911 года на разработку и осуществление оборонительного объекта была выделена гигантская сумма – восемь миллионов рублей. Проектировать сооружение император доверил знаменитому профессору фортификации Цезарю Кюи. Он был первым военным инженером, который предложил использовать бронебашенные установки в сухопутных крепостях. По его задумке, батарея должна была одинаково успешно обстреливать и море, и сушу.Большинство людей знает Цезаря Кюи благодаря его операм и романсам. Успешный композитор и музыкальный критик был еще и талантливым генерал-инженером.Цезарь Кюи смог заглянуть далеко в будущее и фактически предсказал появление современного оружия. Ведь на момент строительства батареи никто и помыслить не мог о том, что на нее сверху будут падать бомбы весом свыше тонны. Даже коллеги по фортификационному делу убеждали Кюи не тратить напрасно время и деньги, но он твердо стоял на своем. И принцип слоеного пирога, использованный при постройке батареи, помог ей выдержать удары даже двухтонных снарядов.30-я батарея строилась последней по счету в береговой оборонительной линии Севастополя. Поэтому к началу строительства были учтены все ошибки и недоработки, допущенные при возведении других береговых батарей.В мини-командном пункте вели расчет необходимой мощности, рассчитывали траекторию, делали поправку на ветер. Потом переходили к следующему этапу – передавали команды наверх по телефону. Если телефоны выходили из строя, прибегали к помощи корабельного телеграфа.Уже на стадии разработки «тридцатка» проектировалась полностью электрифицированной. Тем не менее, абсолютно всю работу 30-ой батареи могли при необходимости перевести в ручной режим за несколько минут.Каждый снаряд весил 471 килограмм. Скорость полета - 762 метра в секунду. При попадании в танк, он разлетался на части. Арсенал 30-й батареи насчитывал по 200 снарядов для каждого ствола и к ним по три пороховых полузаряда разной мощности для стрельбы на различные дистанции.За 16 дней первого немецкого штурма 30-я батарея выпустила 517 снарядов. Эти снаряды стоили фашистам 60% личного состава. Надежды генерала Манштейна на быстрый захват Севастополя не оправдались. «Тридцатка» в буквальном смысле намертво заморозила наступление немцев.
17 декабря 1941 года гитлеровцы начали мощнейшую артподготовку. Против города-крепости было развернуто свыше 200 вражеских батарей. Начался второй штурм Севастополя. На уничтожение 30-й батареи были брошены колоссальные силы – в атаку пошли сразу пять дивизий противника. Авиация обрабатывала позицию «тридцатки» сверхтяжелыми бомбами. Но «Закопанный линкор» устоял.Утром 28 декабря дюжина немецких танков при поддержке пехоты подошла на опасно близкое к командному пункту расстояние. Танки выстроились в линию и приготовились к стремительной атаке, тогда крупнокалиберная береговая батарея впервые открыла огонь прямой наводкой по бронетехнике.«Земля под нами вздрогнула, и раздался взрыв огромной силы. Выглянув из траншеи, я увидел, что там, где только что стоял танк, уже ничего не было! Лишь падали комья земли и какие-то обломки», - так описывал те события один из защитников Севастополя.
Гигантские танки буквально исчезали от прямых попаданий. Немцы были настолько шокированы, что в панике отступили. Более того, с тех пор они даже не пытались идти на батарею в лобовую танковую атаку.
30-я батарея работала на износ. Согласно техническим нормам, из одного ствола можно было совершить всего 250 выстрелов. Однако норма была превышена в пять раз. Крупнокалиберные пушки достигли предела живучести. Орудия нужно было срочно менять.В мирное время стволы на бронебашенных орудиях должны были меняться при помощи 75-тонного подъемного крана. По инструкции, на это отводилось два месяца. Но во время войны взять такой кран было негде. Более того, предстояло установить новые стволы под бомбежками.30 января 1942 года из секретного хранилища в Севастополе были извлечены запасные 50-тонные стволы. Их доставили на батарею и тщательно замаскировали. С наступлением темноты начали демонтировать вышедшие из строя орудия. При этом снятые стволы заменил бревнами нужного размера. Близко немцев не подпускали, а издалека эти бревна ничем не отличались от настоящих стволов.Защитники батареи смогли заменить стволы всего за 12 суток практически без инструментов. В их распоряжении был лишь небольшой кран и пара домкратов. И это под самым носом у противника. Линия фронта на тот момент проходила в полутора километрах от позиций батареи. И уже 11 февраля 1942-го года «Закопанный линкор» вновь был в полной боевой готовности.Во время третьей операции по штурму Севастополя немцы сделали основной расчет на сверхтяжелое железнодорожное артиллерийское орудие под названием «Дора». Диаметр ствола – 800 миллиметров. Вес снаряда – семь тонн. «Дора» могла пробивать один метр стальной брони, или семь метров бетона, или 30 метров плотного грунта с расстояния 40 километров.Колоссальные размеры «Доры» казались фюреру гарантией скорой победы. Для установки этого пятидесятиметрового монстра в районе Бахчисарая пришлось даже спиливать скалы и прокладывать железную дорогу. И 5 июня 1942 года в 5.35 утра пушка «Дора» выпустила первый бетонобойный снаряд. Взрыв прогремел в северной части Севастополя. Столб дыма поднялся более чем на 160 метров. Следующие восемь снарядов были выпущены в район 30-й береговой батареи.Оказалось, что супер-пушка Третьего рейха не отличается точностью. Из 48 снарядов только один попал в цель. Возможно, дело было в том, что для «Доры» Севастополь стал первой битвой. Испытать чудо-агрегат немцы толком не успели. В Севастополе орудие себя не оправдало, и немцам пришлось спешно эвакуировать самый грозный ствол Второй Мировой.Гитлер был в гневе. Спустя пять месяцев после начала штурма Севастополь не сдавался. Фюрер отчитывал своих генералов за то, что всего один русский город держится дольше, чем половина Европы. Норвегию Германия оккупировала за 63 дня, Францию - за 44, Польшу - за 35, Бельгию - за 19, Голландию за - пять, а Данию и вовсе за один день.На смену «Доре» гитлеровцы привезли «Тор» и «Один» - самоходные мортиры с диаметром пушки 600 миллиметров. 7 июня 1942 года в 5 часов утра вместе с вражеской авиацией «Тор» и «Один» начали наносить удары по Севастополю и 30-ой батарее. Три пехотных полка немцев двинулись на новый штурм города-крепости.Советские войска отбивали атаку за атакой. Только за четыре дня армия генерала Манштейна потеряла почти 20 тысяч солдат. Однако силы все же были неравны. 17 июня «Закопанный линкор» был окружен. Снаряды в батарее закончились. Казалось, у защитников больше нет никаких шансов. Немецкие саперы подобрались вплотную к башням, рассчитывая их взорвать. Но в этот момент раздался очередной выстрел - артиллеристы выпустили холостой пороховой заряд.Трое суток краснофлотцы не подпускали врага к батарее, но к 20 июня не осталось даже пороховых зарядов. Вскоре обе башни были подорваны немцами, и война ушла под землю.Когда внутрь «Закопанного линкора» приникли немцы, бойцы батареи открыли двери в стометровом коридоре, который тянется вдоль всей конструкции, в шахматном порядке. Этот прием не позволил простреливать коридор насквозь.У защитников «Закопанного линкора» не оставалось ни еды, ни воды. Чтобы выкурить изможденных бойцов, гитлеровцы применили отравляющий газ. Однако бойцы еще девять суток сражались в подземных казематах. Многие из них умерли жуткой смертью – задохнулись или сгорели заживо.Спастись удалось только командиру 30-й батареи Георгию Александеру и трем краснофлотцам. Они штыками выкопали тоннель и выбрались на поверхность. Днем прятались в оврагах. Ночами ползли в сторону леса. Но беглецов обнаружил немецкий патруль. Командира тут же увезли в Симферополь в отдел Гестапо. Троим краснофлотцам, которых поймали той ночью, чудом удалось бежать. Один из них по фамилии Шаринов и рассказал о последних героических днях 30 батареи.В июне 1942 года Севастополь был практически стерт с лица земли. . Севастополь был отбит у врага в мае 1944 года, и 30-я батарея стала единственным сооружением береговой охраны, которое решили вернуть в строй.В ходе боев серьезно пострадала только наземная часть «Закопанного линкора». Внутренние помещения поддавались реконструкции и модернизации. В итоге новые башни снабдили уже тремя пушками, усилили броню, и, согласно спецификации, сегодня 30-я батарея может выдержать даже воздушный ядерный удар.

30-я башенная береговая батарея - одно из наиболее мощных фортификационных сооружений береговой обороны Главной базы ЧФ. Начата постройкой в 1913 на возвышенности Алькадар (в р-не нынешнего пос. Любимовка) по проекту воен. инженера ген. Н.А.Буйницкого. Первоначально имела номер 26. В 1915 строительство прекращено. Достроена в 1928-1934 по проекту воен. инженера А.И.Василькова.

Предназначалась для обороны морских подступов к Севастополю с западного и северо-западного направлений. Была вооружена двумя 305-мм двухорудийными башенными установками "МБ-2-12" , спроектированными и изготовленными Ленинградским Металлическим заводом (широко распространенное мнение, что на 30 Б.Б. были установлены башни или орудия линкора "Императрица Мария" , ошибочно). Вес снаряда - 471 кг, дальность стрельбы - до 42 км. По своему устройству батарея состояла из орудийного блока (железобетонного массива длиной 130 и шириной 50 м, в котором были установлены орудийные башни; внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения общей площадью свыше 3000 мг) и командного пункта с бронированными боевой и дальномерной рубками и расположенным на глубине 37 м под землей центральным постом с приборами управления стрельбой. Орудийный блок и командный пункт соединялись между собой 600-метровым подземным коридором (потерной).

Для проживания личного состава батареи в мирное время был построен специальный городок. С 1937 30 Б.Б. командовал ст. лейт. (с 1939 - кап., с 1942 - майор) Г.А.Александер. К началу Великой Отечественной войны входила в состав 1 -го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы ЧФ, являясь наиболее современной и хорошо подготовленной батареей. Первая боевая стрельба 30 Б.Б. в обороне Севастополя 1941-1942 была проведена 1.11.1941 по частям германской подвижной группы Циглера в р-не станции Альма (ныне Почтовое).

За два месяца боевых действий 30 Б.Б. произвела 1238 выстрелов, что привело к полному износу орудий. В янв.-февр. 1942 специалистами ленинградского завода "Большевик" , Артиллерийского ремонтного завода №1127 ЧФ (бригадиры С.И.Прокуда и И.Сечко), совместно с личным составом батареи в течение 16 суток были произведены не имеющие аналога в мировой практике работы по замене орудийных стволов весом более 50 т каждый, без специального кранового оборудования и всего лишь в 1,5 км от линии фронта. Готовясь весной 1942 к решающему штурму Севастополя и понимая всю важность "форта Максим Горький - I" (немецкое название батареи) в системе его обороны, противник сосредоточил для борьбы с 30 Б.Б. мощную группу тяжелой артиллерии,в том числе специально доставленные из Германии 600-мм мортиры "Тор" и "Один" и 800-мм железнодорожную пушку "Дора" . 7.06.1942 прямым попаданием нескольких тяжелых снарядов 1-я башня батареи была выведена из строя. Оставшаяся 2-я башня в течение последующих 10 суток произвела около 600 выстрелов.

Лишь после того, как утром 17 июня и она вышла из строя, германские войска (213-й пехотн. полк 132-й пехотн. дивизии, два батальона 132-го саперного полка и 1-й батальон 173-го саперного полка) к исходу дня смогли окружить батарею. Ее личный состав вместе с частью бойцов и командиров оборонявшейся в р-не Любимовки 95-й СД сражался в подземных сооружениях еще больше недели, неоднократно предпринимая попытки прорваться из окружения. Пытаясь сломить сопротивление защитников батареи, германские саперы произвели внутри уже разрушенных башен несколько мощных взрывов. В орудийном блоке начался пожар. Большая часть находившихся в нем людей погибла. Раненый при неудачной попытке прорыва комиссар батареи ст. политрук Е.К.Соловьев застрелился. Группа личного состава во главе с Г.А.Александером успела перейти по потерне в центральный пост, откуда в ночь на 26 июня через галерею водостока вышла на поверхность и попыталась прорваться к партизанам, однако на следующий день, в р-не д.Дуванкой (ныне Верхнесадовое) была обнаружена и пленена противником. 26 июня германские штурмовые группы прорвались внутрь орудийного блока и взяли в плен 40 последних его защитников.

В 1949-1954 батарея была восстановлена (взамен старых двухорудийных были установлены трехорудийные башенные установки "МБ-3-12-ФМ ", снятые с линкора "Фрунзе " (быв. "Полтава ") БФ, заменено силовое оборудование, установлена новая, самая совершенная для того времени, система управления стрельбой "Берег " с радиолокационной станцией и теплопеленгаторами) и переформирована в 459-й отдельный башенный артиллерийский дивизион. До середины 1990-х в составе 778-го артиллерийского, а затем 51-го ракетного и 632-го ракетно-артиллерийских полков дивизион обеспечивал береговую оборону Главной базы ЧФ. В 1997 личный состав дивизиона был переведен на Кавказское побережье, а фортификационные сооружения переданы 267-му взводу консервации.

Огромная благодарность командиру батареи и людям, которые отдают все силы на сохранение легендарной тридцатки, зачастую тратя на это личные средства! Дай Бог больше таких людей в рядах военных!

Рядом с территорией в/ч стоит храм...

Рядом с территорией в/ч стоит храм...

Территория закрыта, но к орудийным башням можно подойти почти вплотную, и полюбоваться на них из-за колючей проволоки.

Территория закрыта, но к орудийным башням можно подойти почти вплотную, и полюбоваться на них из-за колючей проволоки.

Город воинской славы – так большинством людей воспринимается Севастополь. 30 батарея – одна из составляющих его облика. Важно, что и ныне она готова к бою – это не музей, а действующий военный объект, хоть и законсервированный. При необходимости он может вновь стать грозным фортом за три дня.

Где находится 30 береговая батарея на карте?

Расположен комплекс в северной части Севастополя, возле Качинского шоссе. Вблизи вы сможете обнаружить Церковь святого Николая, Мемориал Великой Отечественной войны и Дом-музей семьи Перовских, протекает .

История двух войн

30-я батарея в Севастополе обязана своей известностью двум мировым войнам. Первая способствовала ее строительству, вторая – стала ареной ее славы. Сейчас попробуем разобраться, почему случилось именно так.

Негативный опыт русско-японского конфликта еще в 1905 г. натолкнул российское командование на мысль, что необходима бронебашенная береговая батарея. Генерал и композитор Ц.А. Кюи разработал проект и подобрал место возле поселка Любимовка, исходя из времен . Строительство началось в 1912 г., когда пороховая гарь Первой мировой уже витала в воздухе.

Однако достроен оборонительный комплекс не был. Оказалось, что на Черном море он не так уж и нужен. Русский флот абсолютно доминировал в его водах и не находилось настолько «безбашенных» вражеских флотоводцев, что рискнули бы сунуться к грозному Севастополю. Как следствие, пушки калибром 305 мм, предназначенные для батареи в Любимовке, в 1915 г. отправили в Петроград.

Для своего времени батарея была технически совершенна – полностью электрифицированная, защищенная железобетоном, с возможностью поворота башен на 360 градусов. В 1928 г. ее было решено достроить. Работы продолжались до 1934 г., в результате получился мощный форт, способный контролировать не только прибрежные воды, но и сушу. Одновременно строилась – почти полный аналог 30-й.

Способность корабельных крупнокалиберных орудий обстреливать сушу сыграло большую роль в период Великой Отечественной. Вторая оборона Севастополя требовала сражений не столько на воде, сколько на твердой почве.

Оправдание для Манштейна

Гитлер был очень недоволен продолжительностью обороны Севастополя. Командующий Эрих Манштейн в свое оправдание приводил фюреру данные о боеспособности 30-й батареи, названной немцами «форт Максим Горький I». Оправдания были признаны убедительными – Манштейн остался одним из высших командиров гитлеровского вермахта. 35 батарея была расположена неудобно для стрельбы по наступающим немецким частям, поэтому «тридцатка» приняла основной удар на себя. Она стала основным калибром артиллерии обороняющихся.

В декабре 1941 г. танкисты Манштейна приходили положительно в ужас, любуясь на то,
что делали снаряды в 305 мм с их машинами. В январе 1942 г. гарнизон батареи вручную, без специальных кранов, заменил 50-тонные пушечные стволы, изношенные от интенсивного использования. Советские солдаты потратили на эту процедуру 16 дней вместо 60, положенных по стандарту. В конце мая того же года немцы выставили против «тридцатки» две тяжелые 600-миллиметровые мортиры «Карл» и грандиозную «Дору» калибром 800 мм. 5 июня эти монстры открыли огонь. От попаданий снарядов «Карла» («Дора» оказалась той еще воякой) трескался бетон, но бастион держался.

17 июня 1942 г. «тридцатка» оказалась полностью блокированной, в тот же день на ней вышел боезапас. Тогда расчеты открыли огонь металлическими болванками для учебных стрельб. Когда такой «дурой» германскому танку оторвало башню, наступление опять затормозилось. Затем батарея отбивалась от наступающей пехоты врага холостыми зарядами – струи пороховых газов с температурой +300 градусов действовали отлично.

Когда враг прорвался на позиции, последние обороняющиеся уничтожили силовые остановки и новейшие приборы наведения. За ними шла настоящая охота в переходах подземных укреплений с огнеметами, взрывчаткой и отравляющими веществами. Полностью 30 батарея Севастополя была захвачена врагом только 26 июня, за несколько дней до падения города. Примечательно, что все это время ею командовал немец. Майор Григорий Александер происходил из семьи немецких переселенцев. Он был захвачен в плен и расстрелян в .

Чем интересна бронебашенная батарея сегодня?

Существуют фото времен ВОВ, изображающие степень разрушения на 30-й батарее. Она была почти стерта с лица земли. Но после войны ее восстановили, установив уже шесть орудий (вместо прежних четырех), появились новейшие системы наведения, радиолокационная станция.
Но постепенно береговая артиллерия теряла свое значение – появлялись другие виды вооружения. Послевоенная история нынешней закончилось в 1997 г., когда был заключен договор о ее консервации.

Сейчас на территории есть музей ее истории, но туристы не оставляют о нем отзывы – для посещения нужно особое приглашение. В отличие от 35-й, 30 береговая батарея в Севастополе и сегодня является действующей воинской частью. Ее вооружение законсервировано, но может быть снова введено в строй.

Сюда пропускают военных, представителей прессы и общественности. Обычные люди чаще знакомятся с его экспозицией по репортажам. Среди прочего там представлены огромные осколки снарядов «Карла» и многочисленные фрагменты других боеприпасов – по словам сотрудников, после войны батарейная территория была ими буквально завалена.

Есть здесь и другие интересные предметы, среди которых – топографические карты и предметы быта, причем как советских защитников, так и солдат-немцев. Руководство батареей особо отмечает советские инструкции для офицеров, помеченные немецким «орлом» – фашистское командование пыталось использовать для обучения своих людей инструкции к качественному русскому оружию. Части орудий – тоже музейные образцы, на кое-каких можно видеть заводское клеймо 1914-1917 гг., все это работает!

Как добраться (доехать) от центра Севастополя?

На общественном транспорте сюда доехать вы сможете только от Северной автостанции или . Выбирайте маршрутки №№ 36, 42, 45, 47 и 51. Выходите либо на остановках «Водоканал» или «Совхоз им. Перовской».

На машине самостоятельно добраться вы сможете до батареи на машине так:

Контакты и экскурсии

  • Адрес: улица Батарейная, Северная Сторона, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.663792, 33.559225.
  • Экскурсии: по согласованию с администрацией.

Крым всегда был важным пунктом на карте России и Черного моря. Тяжелые корабельные пушки 30 батареи и сейчас следят за берегом у Любимовки, отбивая у незваных гостей охоту посещать Севастополь. В заключение предлагаем видео-экскурсию по этому славному месту — форту Максим Горький, приятного просмотра!

30-я береговая батарея — легендарное оборонительное сооружение и шедевр фортификационного искусства, расположенное в севастопольском микрорайоне Любимовка. Своему второму названию «Максим Горький I» фортификация обязана немцам.

30-я береговая батарея известна тем, что в годы Великой Отечественной войны она играла роль огневого щита. С 1941 по 1942 годы сооружение не позволяло противникам подступиться к Севастополю. Во время обороны города с устройства было произведено больше тысячи выстрелов. Следует отметить, что артиллерийские установки, которыми была оборудована «тридцатка», могли посылать снаряды на 40-километровое расстояние. Вес каждого составлял полтонны. Сооружение было настолько крепкое, что могло уцелеть даже после попадания в него авиационной бомбы.

Подобных фортификаций на территории Советского Союза было немало. Однако только 30-й береговой батарее в Севастополе удалось сохраниться лучше всех. После окончания войны сооружение восстановили и оснастили 6 орудиями, радиолокационной станцией и современными системами наведения.

Несмотря на то, что военный объект действующий, последние выстрелы из него были произведены в 1958 году при съёмке фильма «Море в огне».

Экскурсия на 30-ю батарею

К сожалению, приобрести организованный тур к сооружению вам вряд ли удастся. Всё дело в том, что «тридцатка» находится на территории действующей воинской части. Чтобы посмотреть своими глазами на уникальный объект, нужно получить специальное разрешение. С соответствующим запросом можно попытаться обратиться в пресс-службу Черноморского флота.

В случае положительного ответа, не ограничивайтесь только внешним осмотром комплекса. Посетите и казематированное помещение батареи. Перед входом в каземат установлен мемориал в честь защитников сооружения. Внутри вам предстоит пройтись по длинным коридорам, проходящим под двумя орудиями 30-й батареи. О печальных событиях тех времён посетителям напоминают висящие на стенах таблички с именами. Видели ли вы когда-нибудь бронедверь? Здесь ей снабжено каждое помещение.

В длинных коридорах расположены и «внутренности» сооружения — системы управления, командный мостик, пост управления огнём, снаряды, подающие механизмы, пороховые заряды, переговорное устройство, коммуникации, желоба и тому подобные.

Музей 30-й батареи

Об образовании на территории сооружения полноценного гражданского музея Министерство обороны говорит уже на протяжении нескольких лет. По предварительным планам учреждение планируют открыть в преддверии 75-летней годовщины освобождения Севастополя. На данный момент рядом с фортификацией ведётся строительство парка.

Единственный музей, который сейчас доступен для просмотра (опять же только при наличии специального пропуска), содержит небольшую экспозицию. Она состоит из вещей, которые были обнаружены на территории «тридцатки» после боёв 40-х годов. В качестве экспонатов выступают немецкие тарелки 1941 года, памятка командиру взвода и командиру орудия, немецкая воинская книжка, уцелевшие части пистолетов и пулемётов.

История создания 30-й береговой батареи

Годом строительства сооружения считается 1913 . В те времена эта местность называлась Алькадар. Известно, что разработкой проекта занимался инженер Буйницкий. В расчёт принимались и рекомендации известного фортификатора Цезаря Кюи .

Спустя год работы по строительству батареи приостановились. Возобновились они лишь в 1928 году . В планах разработчиков значилось создание полностью электрифицированного сооружения. Для выполнения операций по наведению и заряжанию орудия батарею снабдили 17 электродвигателями . Причём все они находились под землёй, в специально отведённых для этих целей помещениях. Над земной поверхностью выступали лишь 305-миллиметровые орудийные башни.

В 1934 году сооружение протестировали. После артиллерийских стрельб фортификации был присвоен 30-й номер. Первым, кто командовал «тридцаткой», был капитан Ермил Донец.

В последующие годы сооружение модернизировалось и достраивалось. К началу Второй Мировой войны на территории города было две ББ (бронебашенная батарея), одна из которых называлась 35-ая .

Как добраться

От центра города закрытый объект отделён Севастопольской бухтой, преодолеть которую можно только на плавательном средстве. Такой фактор создаёт незначительные неудобства, которые легко решаются благодаря развитой транспортной системе города.

Комбинированный вариант : на железнодорожном вокзале Севастополя садитесь на маршрутное такси № 109, № 120 или троллейбус № 12. Выходите на остановке «Площадь Нахимова». Дальше около шести минут идёте пешком до Графской пристани. Там ждёте катер, который доставит вас на противоположный берег. Интервал движения транспорта — 10-17 минут. На площади Захарова нужно будет сесть на маршрутку № 36. Она доставит вас до остановки «Совхоз «Перовской». Потом ещё немного пройтись, следуя на север, пока перед вами наконец-таки не появится бронебашенная батарея. От автостанции «Северная» до «Совхоз «Перовской» также можно добраться на маршрутке № 45.

На автомобиле : от городского аэропорта до «тридцатки» можно быстро, в течение 11 минут, доехать на машине. Направляйтесь на юго-запад по Т2707. Батарея будет справа.

На такси : значительно сократить путь вам поможет такси. Пассажирскими перевозками в Севастополе занимаются «СЕВТАКСИ», Pickup, Maxim, «Такси Метро».

Видео-экскурсия по 30-й батарее в Любимовке

Береговая батарея (ББ) № 30 или форт «Максим горький-1»  - самое большое фортификационное сооружение Севастополя. Сыграла важную роль в Обороне Севастополя 1941–1942 гг., длившейся 256-дней. Легендарная батарея расположена в Крыму на подступах к Севастополю, в посёлке Любимовка. Сейчас здесь открыт Музей береговых войск Черноморского флота России.

Это был без преувеличения гениальный проект. Господство над окружающей местностью обеспечивало двум двухорудийным 305-миллиметровым установкам, проворачивающимся на 360 градусов, круговой обстрел.

Шедевром советского фортификационного искусства называли 30-ю батарею специалисты. Фабрикой артогня и подземным линкором величали ее сами батарейцы.

Описание

Орудия батареи имели «царственный» калибр - двенадцать дюймов 305 мм , способность вести огонь по кораблям противника и по его сухопутным частям, вес снаряда - 471 кг , дальность стрельбы - до 42 км . Иными словами батарея доставала до Николаевки или Почтового, а Бахчисарай могла накрыть любым снарядом. «Тридцатка» держала под контролем площадь свыше 5 тысяч квадратных километров.

По своему устройству батарея состояла из орудийного блока (железобетонного массива длиной 130 и шириной 50 м ), в котором были установлены 2 орудийные башни. Каждая из башен весила 1360 тонн и способна выдержать прямое попадание средней авиабомбы. Внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения общей площадью свыше 3000 м² и командный пункт с бронированными боевой и дальномерной рубками и расположенным на глубине 37 м под землей центральным постом с приборами управления стрельбой. Орудийный блок, командный пункт и городок для личного состава соединялись между собой 580-метровой потерной. Для проживания личного состава батареи в мирное время был построен специальный городок.

Одновременно была создана система сопряженного наблюдения для корректировки стрельбы по морским целям. Такие посты, оборудованные на мысе Лукулл, в устьях рек Альма, Кача, у Херсонесского маяка, на мысе Фиолент и на горе Кая-Баш (западнее Балаклавы), имели дальномеры и визиры, установленные в железобетонных двориках, убежищах для личного состава и жилых помещениях.

Великая отечественная война

Первые боевые выстрелы «форта „Максим Горький-1”» (немецкое название батареи, под вторым номером шла батарея № 35) при обороне Севастополя были выполнены первого ноября 1941 года по группировке немецких войск в районе станции Альма (ныне Почтовое). За два месяца боевых действий ББ-30 произвела 1238 выстрелов, и это привело к полному износу орудийных стволов.

В январе феврале 1942 года в течение 16 суток на глазах у наступающих фашистов специалистами ремонтного артиллерийского завода Черноморского флота была произведена замена орудийных стволов. Учитывая, что вес каждого ствола составлял 50 тонн, подобная операция без специального кранового оборудования являлась уникальной в мировой практике.

Немцы весной 1942 года, готовясь к решающему штурму Севастополя, сосредоточили для борьбы с ББ-30 мощную группу тяжелой артиллерии, в том числе специально доставленные из Германии 600-мм мортиры «Тор» и «Один» и 800-мм железнодорожную пушку «Дора». 7 июня 1942 года после прямого попадания нескольких тяжелых снарядов 1-я башня батареи была выведена из строя. Оставшаяся 2-я башня в течение последующих 10 суток произвела около 600 выстрелов. Лишь после того как утром 17 июня и она вышла из строя, немцы захватили батарею.

История

Постройка батареи береговой обороны была начата на возвышенности Алькадар (в районе нынешнего поселка Любимовка) в 1913 году. Проект батареи разработал военный инженер генерал Н. А. Буйницкий с учетом рекомендаций известного русского фортификатора (еще и известного композитора) генерала Цезаря Антоновича Кюи, который предложил для батареи наиболее выгодную позицию.

Почти 100 лет назад батарею уже планировали полностью электрифицированной. Все операции по заряжанию и наведению орудия выполняли 17 электродвигателей. На поверхности должны были находиться только орудийные башни с 200-миллиметровой броней.

Работы велись до 1914 года. По сей день на батарее сохранились переговорные устройства начала прошлого века. Строительство батареи возобновилось в 1928 году. В башнях батареи были установлены 305-миллиметровые орудия образца 1913 года (линкоровский калибр).

В 1934 году после пробных артиллерийских стрельб по морским целям батарея вошла в состав частей береговой обороны Черноморского флота с присвоением № 30. Первым командиром тридцатой батареи был капитал Ермил Донец.

В 1937 году командование 30-й батарей принял капитан Георгий Александрович Александер.

К началу 2-й мировой войны в Севастополе было две батареи такого калибра. Помимо расположенной в районе поселка Любимовка «тридцатки», базу флота прикрывала батарея № 35 на мысе Херсонес. Обе они входили в состав 1-го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы Черноморского Флота. Обе батареи изначально строились как береговые, то есть были предназначены для борьбы с кораблями противника: 30-я батарея прикрывала район севернее мыса Лукулл, 35-я батарея должна была обстреливать сектор от мыса Херсонес до мыса Фиолент. Но когда в октябре 1941 года немецкие войска ворвались в Крым, береговые батареи, предназначенные для защиты Севастополя с моря, стали главным калибром обороны города с суши.

Следует отметить, что 35-батарея была расположена слишком далеко от района наступления немцев и доставала только до станции Мекензиевы горы, а поэтому именно «тридцатке» суждено было сыграть яркую роль в обороне Севастополя.

После войны к 1954 году ББ-30 была восстановлена, взамен старых двухорудийных башенных установок были установлены трехорудийные «МБ-3-12-ФМ», снятые с линкора Балтийского флота «Фрунзе». Одновременно было заменено и силовое оборудование, установлена новая, самая совершенная для того времени, система управления стрельбой «Берег» с радиолокационной станцией и теплопеленгаторами.

Последний раз батарея стреляла в 1958 году при съемках фильма «Море в огне». В результате во многих домах близлежащих сел вылетели стекла, у некоторых домов даже сорвало крыши.

В 1997 году по решению командования Черноморским флотом ББ-30 была законсервирована. В настоящее время на бывшей ББ-30 открыт музей береговых войск ЧФ.

Как добраться?

30-я батарея находится в Любимовке. На машине найти ее легко - она хорошо видна с трассы, ведущей из Севастополя на Любимовку. Пешим туристам необходимо сесть на паром и перебраться на Северную сторону из Артиллерийской бухты, дальше 5–7 минут на маршрутном такси.