Болезни Военный билет Призыв

Значение слова нубия

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова нубия

нубия в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нубия

историческая область в долине между 1-м и 5-м порогами Нила, на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в 7-14 вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К кон. 14 в. заселена арабскими племенами и исламизирована.

Нубия

одно из названий (впервые встречается в 10 в.) исторической области в Африке между 1-м и 6-м порогами Нила; см. Куш.

Википедия

Нубия

Ну́бия (, Эн-Нуба ) - историческая область в долине Нила, между первым и шестым порогам, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте.

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и страны озёр, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов. Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма, Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма, Напата и Мероэ. В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств.

Современные нубийцы говорят на двух родственных языках нубийской ветви восточносуданской надсемьи - нобин и кенузи-донгола, а часть - только на арабском.

Примеры употребления слова нубия в литературе.

Иэртет - части современной Нубии на отрезке долины Нила между Асуаном и Хартуном.

Вават - часть современной Нубии , отрезок долины Нила между современными Асуаном и Хартумом.

Кроме того, Нисой называлась и тогдашняя Нубия - страна, расположенная по обе стороны Нила к югу от Египта.

Куш - область долины Нила и Нубии , между вторым и пятым порогами, включавшая древние страны Иам и Карой.

А ее старший сын выбрал себе в жены принцессу из Нубии , дочь же от их брака вышла замуж за черного, как ночь щеголя, из штата Миссисипи, который, в свою очередь.

Во Внешней Нубии их испугало то, что вначале они приняли за призрак женщины, умершей во время попытки избавиться от ребенка.

По уверениям нубийцев, за три недели можно было добраться до берегов узкого моря, разделявшего Нубию и Азию, и жители этой страны готовы были решиться снова на путь через пустыню, чтобы поскорее вернуться домой.

То была также высочайшая его воля - не далее как послезавтра отправиться в горемычную Нубию , чтобы там торжественно заложить или открыть храм, посвященный чаще всего Амуну-Ра и, значит, на его взгляд, совершенно не стоивший той усталости и головной боли, которую приносила ему эта утомительная поездка.

Я почерпнул предвидение нашего Рока из сравнения простого и выносливого Китая с зодчим Вавилоном, с астрологом Египтом, с Нубией , более хитроумной, нежели они, бурной матерью всех промыслов.

Первая разновидность водится в степях верхней Нубии до Черного моря и часто попадается около Атбары и в земле Барка, вторая живет в Сомали.

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I , единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году римский префект Египта, Гай Петроний , вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Около 960 года в восточной Нубии образовалось олигархическое государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году. В 1272 году правитель государства Донгола в союзе с крестоносцами напал на Египет, но потерпел поражение, и в 1275 году Донгола стала вассалом Египта.

После христианизации в VI веке церковь в Нубии, как и Эфиопская церковь , испытывала культурное и религиозное влияние Египта. Два северных царства региона - Нубия оказалась отрезанной от всех контактов с Византией и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.

Судан большой. Очень большой. До момента отделения Южного Судана он самым большим государством Африки был. От северного конца до южного было как от Питера до Сочи. Сейчас стал третьим. Стал от Москвы до Крыма.

Нубия - это северная часть Судана и самый юг Египта. Примерно от Хартума до Асуана. И почти все время истории Нубия была с Египтом общим государством. Единство и борьба противоположностей была у них. Египтяне белые, нубийцы черные, хоть, правда, вовсе и не негры.

В древности Нубия была известна как страна Куш. И многие суданцы даже говорят, что египетская цивилизация была на самом деле не египетская, а нубийская. Так иль нет, не знаю, но, по крайней мере, они в ней точно участвовали. И фараоны египетские некоторые были, действительно, нубийского происхождения. И пирамиды у них есть в суданской Нубии, в Мерое, где была древняя нубийская столица. Не такие огромные, как в Египте, но зато там и туристов почти нет.

У нубийцев язык свой, не арабский вовсе, но сейчас на нем все меньше и меньше говорят. Нубийцы раньше и христианами были, до арабов. В Нубии христианские царства просуществовали до XVI века. В хартумском музее весь первый этаж занят ихними фараоновскими древностями, а второй - древними иконами. И алфавит у них был почти как у нас, тоже на основе греческого. Очень похож на древнеславянский.

В Судане и сейчас христиан много, но это, говорят, в основном потомки пришедших из Египта в более поздние времена. А еще есть южно-суданские христиане, и это совсем другая история. И вот они-то как раз негры. И теперь они отдельная страна.

А в Йоханнесбурге, на другом конце Африки, когда моей знакомой Мосибуди сделали красивую прическу - наплели косичек - ее подруги увидели и говорят: “Во ты какая стала, ну прям нубийская принцесса!” Выходит, Нубия, по всей Африке знаменита и считается, что она - круто.

Ну а теперь и вы знаете про Нубию, вот я вам рассказал маленько, чего сам знаю.

На фото вверху - Нубийцы на верблюдах. Тут туристов мало, но есть. Они их катают за деньги, как в Египте.



Горы. Похожи на большие разрушенные пирамиды




Пирамиды в Мерое, общий вид.




Отреставрированная пирамида.



Еще пирамида.




Древний нубийский манускрипт (из Википедии).




На пруду.




Типа дикие арбузы. Разломил один - внутри оказался белый и горький.


На остальных фото - разные нубийские древности, которых видели по дороге между Мерое и Хартумом. Которая как называется - не знаю. Интересно, однако, что встречаются не только древнеегипетские постройки, но и вполне античные. Выходит, эллинистический период у них тоже был.

И его притоков, а также совокупности государственных образований, сложившихся на этой территории после падения Кушитского царства около середины IV века н.э.; об-ра-зо-ва-но от эт-но-ни-ма ну-ба/но-ба, впер-вые от-ме-чен-но-го в позд-не-ан-тич-ных со-об-ще-ни-ях о на-ро-дах «Эфио-пии».

Как пред-по-ла-га-ет-ся, ну-бий-цы уже со II тысячелетия до н. э. по-сте-пен-но про-ни-ка-ли в Куш из оа-зи-сов современной Ли-вий-ской пус-ты-ни, что в конце I тысячелетия при-ве-ло к зна-чительным эт-но-по-ли-тическим из-ме-не-ни-ям в средней час-ти до-ли-ны Ни-ла. В III веке до н. э., со-глас-но гео-гра-фу Эра-тос-фе-ну (в пе-ре-ска-зе Стра-бо-на), пле-ме-на ну-ба на-се-ля-ли зем-ли по западному бе-ре-гу от «ост-ро-ва Ме-роэ» (ме-ж-ду-ре-чье Ни-ла и Ат-ба-ры) до из-лу-чин ре-ки, под-раз-де-ля-лись на «мно-го царств» и бы-ли не-за-ви-си-мы от «эфио-пов» (ку-ши-тов). В середине IV века н.э. Эза-на, пра-ви-тель Ак-сум-ско-го цар-ст-ва, в тек-сте по-бед-ной сте-лы со-об-ща-ет о по-хо-де на «чёр-ных» и «крас-ных» но-ба, а так-же упо-ми-на-ет о раз-гро-ме на-ро-да кас-су (ви-ди-мо, ку-ши-тов). Ве-ро-ят-но, Куш к это-му вре-ме-ни ут-ра-тил свой су-ве-ре-ни-тет, а ну-ба/но-ба ста-ли пре-об-ла-даю-щей си-лой в средней час-ти до-ли-ны Ни-ла.

Ста-нов-ле-ние но-вой ци-ви-ли-за-ции в Нубии ре-кон-ст-руи-ру-ет-ся в основном по дан-ным ар-хео-ло-гии. В об-лас-ти ме-ж-ду 1-м и 3-м по-ро-га-ми Ни-ла вы-яв-ле-на так называемая куль-ту-ра Бал-ла-на (по названию клад-би-ща пер-вых ну-бий-ских ца-рей, об-на-ру-жен-но-го к се-ве-ру от 2-го по-ро-га), но-си-те-ля-ми ко-то-рой счи-та-ют-ся обе оби-тав-шие здесь на-род-но-сти - ну-бий-цы и блем-мии (со-юз пле-мён, пре-ж-де ко-че-вав-ших в Восточной пус-ты-не). К югу от 3-го по-ро-га про-сле-жи-ва-ет-ся так называемая по-ст-ме-ро-ит-ская куль-ту-ра - пре-ем-ник по-зд-ней куль-ту-ры Ку-ша. Су-дя по на-ход-кам, ну-бий-ские об-ще-ст-ва, не-смот-ря на ут-ра-ту многих дос-ти-же-ний ци-ви-ли-за-ции Ку-ша (го-су-дар-ст-вен-но-сти, ре-ли-гии, ме-ро-ит-ско-го язы-ка и пись-ма), на-ко-пи-ли зна-чительный куль-тур-ный по-тен-ци-ал.

К VI веку в средней час-ти до-ли-ны Ни-ла об-ра-зо-ва-лись три ну-бий-ских цар-ст-ва: Но-ба-дия (араб. - эль-Ма-рис; от 1-го до 3-го по-ро-га; сто-ли-ца - Фaрас), Му-кур-ра (Ма-ку-рия; от 3-го по-ро-га до слия-ния рек Нил и Ат-ба-ра пред-по-ло-жи-тель-но; сто-ли-ца - Дoнгола) и Ал-ва (Алоа, лат. Ало-дия; при-мер-но от слия-ния Ни-ла и Ат-ба-ры до области Сен-нар на реке Го-лу-бой Нил; сто-ли-ца - Сoба), по-ми-мо ко-то-рых ис-точ-ни-ки ино-гда упо-ми-на-ют и бо-лее мел-кие государственные об-ра-зо-ва-ния: До-та-во, эль-Аб-ваб, Кок-ка и др.

Ме-ж-ду 543 и 580 годами в об-ста-нов-ке внеш-не-по-ли-тических ин-триг с уча-сти-ем Егип-та и Ви-зан-тии цар-ст-ва ну-бий-цев бы-ли об-ра-ще-ны в хри-сти-ан-ст-во. При этом Му-кур-ра при-ня-ла ор-то-док-саль-ное хри-сти-ан-ст-во , а Но-ба-дия и Ал-ва - мо-но-фи-зит-ст-во [объ-яв-лен-ное ере-сью на IV Все-лен-ском (Хал-ки-дон-ском) со-бо-ре 451], что свя-за-ло их с Копт-ской цер-ко-вью Егип-та и ещё бо-лее ос-лож-ни-ло дав-нюю борь-бу за ге-ге-мо-нию в Ну-бии.

Ви-ди-мо, в начале VII века Му-кур-ра при не-яс-ных об-стоя-тель-ст-вах при-сое-ди-ни-ла к се-бе Но-ба-дию, а в середине VII века от-ра-зи-ла на-ше-ст-вие ара-бов (слу-чай бес-пре-це-дент-ный в ис-то-рии арабских за-вое-ва-ний), уже по-ко-рив-ших Еги-пет и всю Северную Аф-ри-ку. По-сле двух столк-но-ве-ний в 652 году бы-ло за-клю-че-но пе-ре-ми-рие с ря-дом обо-юд-ных обя-за-тельств, важ-ней-шим из ко-то-рых стал так называемый бакт - еже-год-ная дос-тав-ка ара-бам около 360 (в ис-точ-ни-ках циф-ры варь-и-ру-ют от 300 до 442) ра-бов в об-мен на зер-но, ви-но, тка-ни, ло-ша-дей. Со-хра-нив-шая су-ве-ре-ни-тет Му-кур-ра с этих пор - основной пред-ста-ви-тель Нубии в от-но-ше-ни-ях с Ха-ли-фа-том. До-го-вор не рас-про-стра-нял-ся на Ал-ву и про-чие государственные об-ра-зо-ва-ния Нубии, со-об-ще-ния о ко-то-рых в арабских ис-точ-ни-ках край-не скуд-ны.

Пред-по-ло-жи-тель-но во 2-й половине VII века, ви-ди-мо из-за ос-лаб-ле-ния свя-зей с Ви-зан-ти-ей, цер-ковь Му-кур-ры пе-ре-шла в мо-но-фи-зит-ст-во (при-сое-ди-нив-шись к Копт-ской церк-ви Егип-та и под-чи-нив-шись пат-ри-ар-ху в Алек-сан-д-рии), что спо-соб-ст-во-ва-ло по-сле-дую-ще-му сбли-же-нию с Ал-вой, хо-тя вос-со-еди-не-ния царств не про-изош-ло. Пра-ви-те-ля Му-кур-ры Ки-риа-ко-са (середина VIII века) позд-ней-шие ис-точ-ни-ки на-зы-ва-ют «ца-рём три-на-дца-ти ца-рей» - при-знак по-ли-тической не-од-но-род-но-сти Ну-бии.

В VIII-XI веках Нубия дос-тиг-ла рас-цве-та в хо-зяйственной и куль-тур-ной жиз-ни. Ук-руп-ни-лись по-се-ле-ния, раз-ви-ва-лись зем-ле-де-лие, ре-мёс-ла (в ча-ст-но-сти, гон-чар-ное) и тор-гов-ля с уча-сти-ем куп-цов-му-суль-ман. Про-цве-та-ли ис-кус-ст-ва (рос-пись ке-ра-ми-ки, фре-ско-вая жи-во-пись), ши-ро-ко ве-лось строи-тель-ст-во, осо-бен-но цер-ков-ное. Су-дя по мно-го-численным письменным па-мят-ни-кам (в основном религиозного со-дер-жа-ния) на древне-ну-бий-ском, копт-ском и греческом язы-ках, зна-чи-тель-но рас-про-стра-ни-лась гра-мот-ность.

По-ли-тические от-но-ше-ния Нубии с му-сульманским ми-ром ос-та-ва-лись срав-ни-тель-но ров-ны-ми по-ка в Ха-ли-фа-те пра-ви-ли Аб-ба-си-ды (VIII-X века), Фа-ти-ми-ды (X-XII века) и Ай-ю-би-ды (XII-XIII веках). При-шед-шие к вла-сти в Егип-те в 1250 году мам-лю-ки ста-ли вме-ши-вать-ся в на-чав-шие-ся в Му-кур-ре ди-на-стические рас-при, под-дер-жи-вая про-ис-лам-ских пре-тен-ден-тов на пре-стол. Ис-ла-ми-за-ция и ара-би-за-ция Нубии при-об-ре-ли осо-бый раз-мах с рос-том арабской ми-гра-ции из Егип-та под дав-ле-ни-ем мам-лю-ков. В хо-де меж-до-усо-би-цы сто-ли-ца Му-кур-ры - Дон-го-ла бы-ла раз-ру-ше-на, и к концу XIV века цар-ст-во па-ло. К XIV веку при-шло в упа-док и цар-ст-во Ал-ва, по-сле вол-ны ми-гра-ций ара-бов-бе-дуи-нов с северо-вос-то-ка и пле-мён фунд-жей (фун-гов) с юго-за-па-да рас-пав-шее-ся на «кня-же-ст-ва». По-ли-тическим цен-тром Нубии, ви-ди-мо, ста-ло из-вест-ное с XII века цар-ст-во До-та-во (ме-ж-ду 1-м и 2-м по-ро-га-ми), пра-ви-тель ко-то-ро-го ещё в конце XV века но-сил ти-тул «царь ца-рей». К XVI веку основная вол-на арабской ми-гра-ций в Нубии спа-ла; на-чал-ся пе-ри-од эт-нической и куль-тур-ной ас-си-ми-ля-ции в ус-ло-ви-ях феодальной раз-дроб-лен-но-сти.

Северная часть Нубии бы-ла от-торг-ну-та Егип-том вско-ре по-сле его за-хва-та Ос-ман-ской им-пе-ри-ей в 1517 году; зем-ли вы-ше 3-го по-ро-га пе-ре-шли под власть Фундж-ско-го (или Сен-нар-ско-го - по названию сто-ли-цы) сул-та-на-та. В 1820-е годы за-вое-ва-ние Нубии во-зоб-но-ви-лось, она пре-вра-ти-лась в ко-ло-нию Егип-та. В ре-зуль-та-те аг-рес-сив-ной по-ли-ти-ки турецко-египетских ко-ло-ни-аль-ных вла-стей (при уча-стии чи-нов-ни-ков-ев-ро-пей-цев) тер-ри-то-рия стра-ны к 1880-м годам рас-ши-ри-лась поч-ти вдвое на за-па-де, юге и вос-то-ке, при-об-ре-тя и но-вое название Су-дан, под ко-то-рым она и во-шла в но-вей-шую ис-то-рию.

В ис-сле-до-ва-тель-ской литературе сло-во «Нубия» ино-гда вы-сту-па-ет как ус-лов-ное гео-гра-фическое обо-зна-че-ние северных об-лас-тей Су-да-на, под-раз-де-ляе-мых на Ниж-нюю (от 1-го до 2-го по-ро-га Ни-ла) и Верх-нюю (от 2-го до 3-го по-ро-га) Нубию. Как ис-то-рическое название «Нубия» по-рой ис-поль-зу-ет-ся рас-ши-ри-тель-но, под ним под-ра-зу-ме-ва-ют-ся не толь-ко сред-не-ве-ко-вые, но и все про-чие государственные об-ра-зо-ва-ния северного Су-да-на с древ-но-сти (смотри Кер-ма) до начала XIX века.

В 1958 году французский исследователь Анри Лот в песках Сахары обнаружил серию наскальных рисунков датируемых приблизительно 5 - тысячелетием до н. э. Согласно этих рисунков уже тогда в сердце Африки существовали первые поселения людей. Это были охотники - скотоводы древнего племени, название которого не сохранилось в анналах Истории. Мужчины охотились на существующих животных каменного века, часть из них занималась разведением крупного и мелкого рогатого скота. Женщины и дети занимались работой по дому. По рисункам, так же можно утверждать, что Сахара того времени была цветущим раем. Обилие пышной растительности и богатого животного царства позволяло человеку вести довольно спокойный образ жизни.

Резкое изменение климата на Земле привело к тому, что Сахара стала пустыней. Началась миграция племен в другие области Африки. В 4000 - летие до нашей эры возникли первые зачатки цивилизации. Люди селились в устьях рек и по их берегам, где были территории, изобилующие животными, пригодными для охоты. Занятия скотоводством дали толчок к развитию земледелия. Оседлые племена, окончательно закрепившиеся на земле начали активно взаимодействовать друг с другом, завязалась примитивная торговля - обмен между родовыми общинами продуктами сельского хозяйства и изделиями, полученными в результате обработки костей и кож животных, добываемых охотниками. Уже в то время африканцы знали 8 видов злаков и 4 вида овощей. В результате примитивного исследования минералов и попыток их ручной обработки человек открыл для себя железо, которое дало новый толчок к развитию торговли, созданию эффективного оружия и орудий труда. Итогом тысячелетних метаморфоз человечества стала Нубия - богатейшая страна Африки, одна из первых прародительниц современных африканских государств.

Колыбель многих древних цивилизаций, самая отдаленная земля. Населявшие её люди - любимцы богов. Боги Олимпа спускались к ним, участвовали в их играх, благосклонно принимали от них жертвы.
Так писал о Нубии Гомер. И действительно, географическое положение Нубии позволило ей стать посредником в торговле между еще одной древней цивилизацией - Египтом и южными племенами Африки. Связующей нитью стал Нил - Великая Река.

Вытекая из источников в горах, окаймляющих Великий Восточный разлом Нил связывает народы расселенные по берегам на протяжении 6671 км.
Тем не менее непрерывной такую связь назвать трудно. На своем пути река преодолевает шесть порогов. Между первым и вторым порогом лежит Батн эль Хагар, что в переводе с арабского означает Брюхо Скал. Здесь очень скудная земля и потому, с момента возникновения Египта, как государства, и в течении тысячи лет 2й порог считался неприступным. Именно здесь и пролегала граница Нижней Нубии. Далее земля становилась все плодородней и между 3 и 4-ми порогами, в излучине Донгола, возникло древнее царство Куш - сердце Нубии. Затем под покровительство правителя Куша попали и все остальные земли по берегам Нила вплоть до шестого порога. Эти полторы тысячи километров плодородных почв, саванн, пустынь, болот и ледников были названы источником Египетской цивилизации, что не совсем точно. Много позднее, между 5 и 6 порогами Великой Реки был основан центр позднего Нубийского государства Мероэ.


Оценка статьи: