Болезни Военный билет Призыв

Значение психотехнологии в политике. Использование психотехнологий как проблема психоэкологии. Интегративная модель психотехнологий

К азанский кафедральный собор — один из главных и красивейших храмов С-Петербурга.
Собор Казанской иконы Божией Матери находится на Невском проспекте рядом с метро, в сердце туристических маршрутов и практически все посещающие Петербург туристы обязательно его видят. Давно хотел написать о нем подробный пост...

Павел I очень хотел построить нечто Великое, что затмило бы храмы в Риме. Собор построен в стиле ампир в 1801—1811 годах русским архитектором А. Н. Воронихиным.


Художник Алексеев Ф.Я. Вид Казанского собора в С-Петербурге.

Собор посвящен Казанской Божией Матери. Эта петербургская святыня, принадлежавшая царице Прасковии Федоровне, является списком со знаменитой иконы, чудесным образом явленной в 1579 году в Казани девятилетней девочке Матрене Онучиной и через 33 года вдохновившей русских на борьбу с польскими захватчиками.

Петербургская икона была привезена в столицу Петром I и помещена в скромной церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте с деревянным куполом и колокольней над входом. Церковь была чем-то похожа на храм в Перопавловской крепости. На месте этой церкви и был сооружен Казанский собор.

Раньше перед собором стоял обелиск (вид был поход на ). Временный деревянный обелиск был поставлен к торжеству освящения собора 15 сентября 1811 года. Сделать его из камня не успевали, как и чугунную ограду. Обелиск простоял 15 лет и затем его убрали.

У храма лежала еще и колонна с собора. Она была запасной и изначально планировали использовать ее как обелиск. Но увы, не сложилось. Воронихин поставил на колонне золотой шар сделал из нее памятник к празднованию 50-лети Академии Художеств. Ныне колонна стоит на постаменте в академическом саде на Васильевском острове.

Церковь была открыта 6 (17) сентября 1733 года. Ее изображение слева, (автор мне не известен).

Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Все элементы архитектурного оформления были выполнены в дорическом ордере.

Павел I венчался в этой церкви и когда она обветшала задумал возвести красивый храм достойный Невского проспекта.

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н.
Воронихиным.

Удивительно, но именно этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
Сорокалетний талантливый Воронихин к тому времени не успел еще построить сколько-нибудь значительных зданий. Архитектуре и живописи он учился у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, занимался самообразованием, а получив вольную, побывал за рубежом. Он стал «домашним» зодчим Строганова.

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме.

Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту.

В 1800 году была создана "Комиссия о построении Казанской церкви" во главе с графом А. С. Строгановым. В 1801 году она доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира.

На эту просьбу Павел I ответил отказом: "В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся". На мой взгляд верное решение. Колокольня собору не нужна.

Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы. Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора. И время показало, что это было правильное решение.

Для облицовки кирпичных стен использовали пудостский камень, добываемый близ Гатчины. Кроме того, здесь широко применены мрамор, известняк, гранит для 56 монолитных колонн в интерьерах. Воронихин впервые применил металлическую стропильную конструкцию купола пролетом 17 метров.

Собор часто появлялся на открытках. Он любимец художников и фотографов.

Высота собора - 71,5 метра. Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

По православным канонам собор ориентирован с Запада на Восток, но такое, же направление имеет Невский проспект, таким образом, главный вход в Казанский собор находится не со стороны проспекта, а со стороны Казанской улицы.

Монументальные двери северного входа (со стороны Невского пр.) являются бронзовой копией знаменитых «Райских врат» Флорентийского Баптистерия, исполненных итальянским скульптором XV века Лоренцо Гиберти.
Пост про оригинал)))

Примечателен был иконостас главного придела. Он был в 1834—1836 годах облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. После изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Скульптуры перед входом в собор.

В портиках по замыслу Воронихина установлены бронзовые фигуры князей Владимира и Александра Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного. Не все статуи были установлены из-за нехватки средств. К сожалению, почти не сохранился скульптурный декор интерьеров, замененный позднее росписями.

После Отечественной войны 1812 года собор приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов (вернее некоторые части его тела) и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского.

Петербургская икона Казанской Божией Матери была сразу признана чудотворной, помогающей в трудных испытаниях. Михаил Илларионович Кутузов перед отъездом в армию молился перед этим образом, и когда победа над Наполеоном была одержана, все серебро, отнятое казаками у французов, принес в дар Казанскому собору.

В годы блокады оба памятника оставили на местах и не стали закрывать. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

Барклай де Толли и Кутузов
В 12-м морозили французов
А ныне благодарный росс
Поставил их без шапок на мороз!

В советское время по их поводу ходил анекдот: Барклай де Толли держит руку возле живота: «Живот болит!» Кутузов указывает жезлом на здание на противоположной стороне: «Вот аптека!». — на противоположной стороне в доме на углу Невского и Большой Конюшенной улицы с давних пор помещается аптека.

6 (19) марта 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля». Здесь впервые выступил Плеханов. После октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли.

Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста.

В Кровавое воскресенье 1905 года толпа мгновенно соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

Губернатор Петербурга того времени был человеком креативным и считал что все площади Петербурга должны иметь фонтаны. Не только красоты ради, а из политических соображений. Он считал что на площади где есть фонтан невозможны народные митинги. Фонтан будет снимать напряжение толпы. Увы... он не успел создать фонтаны на всех площадях, но перед собором фонтан появился.

Всевидящее око... масоны, сними в то время не шутили... такое же око на долларе...

В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма.

Заступничество Казанской Божией Матери понадобилось нашему городу и в Великую Отечественную войну. Существует легенда, что в январе 1943 года икону Казанской Божией Матери вынесли из Князь-Владимирского собора, где она тогда хранилась, и обнесли вокруг города. 18 января блокада была прорвана.

С 1991 года Казанский собор действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви.

На крыше собора в советское время планировали разбить сады. К счастью этого не произошло.

Теперь сам собор, снятый два часа назад.

Вид от собора на Невский и дом Зингера.

Северный фасад. Перед ним грандиозная колоннада из 96-ти колонн высотой 13 метров.

В Петербурге в эти дни с размахом отмечается 200-летие со дня освящения главного храма Санкт-Петербургской епархии - Казанского собора. Российские музеи принимают в этом самое живое участие: 23 сентября в парадных залах Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств открылась выставка «Тебе в дар богатство любви к Отечеству» , которая продлится до 11 декабря.
Она раскрывает историю созданию храма, его значение в жизни Петербурга и в русском искусстве. Здесь впервые собран богатый изобразительный материал, ранее известный в основном специалистам, порой лишь по публикациям: проектные чертежи архитектора А.Н. Воронихина, редкие виды этого выдающегося памятника архитектуры, иконы из его иконостаса.
Музей архитектуры им. А.В. Щусева - один из главных экспонентов этой уникальной выставки. Музей предоставил 15 проектных чертежей А.Н. Воронихина и архитекторов его мастерской, многие из них показываются впервые. В процессе подготовки выставки и ее научного каталога удалось сделать несколько атрибуций графических произведений, уточнить время их создания, сопоставить с близкими музейными предметами из других собраний.
Так, в коллекции Музея архитектуры хранятся три миниатюрных чертежа (11 х 20 см), которые прежде приписывались мастерской А.Н. Воронихина, - генеральный план и два разреза Казанского собора. Во время работы над каталогом выставки удалось установить, что их выполнил сам архитектор А.Н. Воронихин, более того, они являются подносными экземплярами, выполненными самим А.Н. Воронихиным для представления императору. Эти чертежи датируются 1800 г. и соответствуют раннему этапу проектирования собора.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Поперечный разрез. 1800 г.
Бумага, тушь, акварель. 11,3х20,1 см. Фрагмент.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-8337/3.



А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Генеральный план. 1800 г.
Бумага, тушь, цветная тушь. 20,2х11,3 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер PI-8337/1.


Неизвестный архитектор. Проект Казанского собора. Восточный фасад. Копия с чертежа А.Н. Воронихина. 1800 г. (?)
Бумага верже (Филигрань: лев с мечом, под ним J Kool; J Kool), тушь, акварель. 47,3х69,0 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-87.

Для истории возведения Казанского собора необычайно ценны конструктивные чертежи из собрания Музея архитектуры, выполненные архитектором в 1801 г. после утверждения Павлом I проекта и строительной сметы.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Конструктивный разрез по боковому нефу. 1801 г.
Бумага верже (Филигрань: I V), тушь, акварель. 53,1х36,0 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-133.

Один чертеж относится к 1804 г. Тогда у члена комиссии по строительству Казанского собора архитектора И.Е. Старова возникли сомнения в прочности конструкций перекрытий проездов в колоннадах, и А.Н. Воронихину пришлось давать пояснения. В результате зодчий, и сам испытывающий некоторые сомнения, частично переработал конструктивную часть проекта. Один из чертежей представляет собой эскиз А.Н. Воронихина для модели, которую сделали в августе 1804 г., по рекомендации А.С. Строганова, для доказательства прочности предложенной А.Н. Воронихиным конструкции перекрытий проездов в колоннадах. Модель была выполнена в одну треть натуральной величины из тех материалов, в каких предполагалось строить проезды. В течение четырнадцати месяцев она подверглась испытанию тройной нагрузкой, и прочность конструкции была доказана.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Генеральный план. 1805 г.
Бумага верже (Филигрань: J Honig), тушь, акварель, карандаш. 46,2х31,5 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-2295.

Несколько чертежей относятся к позднему этапу проектирования, когда в 1810-1811 гг. А.Н. Воронихин предполагал соорудить с южной стороны собора вторую колоннаду, подобную северной, которая выходит на Невский проспект.


А.Н. Воронихин. Проект Казанского собора. Предварительный вариант 1810 г. Южный фасад.
Бумага верже (Филигрань: А), тушь, акварель. 35,4х54,7 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-75.

Чертежи из собрания Музея архитектуры являются предварительным вариантом проекта, на выставке они соседствуют с великолепными большими чертежами из собрания Государственного Эрмитажа, на которых представлен уже окончательный, представленный на официальное утверждение вариант. Как известно, этот проект не получил осуществления.
Хочется обратить внимание еще на один чертеж, который в коллекции нашего музея долгое время считался проектом неизвестной церкви. Во время подготовки выставки удалось установить, что это - проект уникальной дарохранительницы для главного престола Казанского собора, которая сооружалась в течение пяти лет лучшими мастерами декоративно-прикладного искусства из различных редких материалов и драгоценных камней.


А.Н. Воронихин. Проект дарохранительницы для Казанского собора. Фасад. 1805 г.
Бумага, тушь, акварель. 52,4х57,3 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-137.

В 1809-1810 гг. активно шли работы по внутренней отделке здания. Музей архитектуры демонстрирует проекты императорского места и клироса Казанского собора, подписанные архитектором А.Н. Воронихиным.


А.Н. Воронихин. Проект царского места в Казанском соборе. Варианты обработки фасадов. 1809-1810 гг.
Бумага верже, тушь, карандаш. 30,9х31,4 см.
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер РI-79.

Чертежи по Казанскому собору в Санкт-Петербурге из собрания Музея архитектуры перед экспонированием на выставке были бережно отреставрированы сотрудниками отдела реставрации графических фондов музея, а сами работы представлены и атрибутированы хранителем архитектурной графики XVIII-XIX веков Татьяной Александровной Дудиной. Она же подготовила текст для этого поста в музейном блоге.

И последнее - увы, музей не смог представить на выставку авторскую модель собора - реставрационные работы над ней продолжаются:


Казанский Собор. 1801-1811 гг. Архитектор А.Н. Воронихин. Модель. 1803-1804 гг.
Автор: А.Н. Воронихин А.Н. (арх.). Иоганн Гербер (столярные работы), Ф.И. Яненко (живописец), Семен Яглев и Генрих Берра (скульптуры).
Дерево, бумага, гипс, роспись, позолота, тонировка. Размеры: 121,0х260,0х266,2 см (в собранном состоянии).
Из коллекций Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. номер: РII-13.

Казанский собор – это одна из самых известных достопримечательностей в Санкт-Петербурге. Он относится к крупнейшим храмам города и представляет собой старинное архитектурное сооружение. Среди памятников перед храмом Б. И. Орловским были установлены две скульптуры – Кутузова и Барклая-де-Толли.

История создания Казанского собора в Питере

Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.

В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Где находится собор

Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2. Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор». Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.

Что расположено внутри

Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:

  • Сергей Бессонов;
  • Лаврентий Бруни;
  • Карл Брюллов;
  • Петр Басин;
  • Василий Шебуев;
  • Григорий Угрюмов.


Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.

Вот что обязательно следует знать:

  • Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
  • Богослужения проводятся каждый день.
  • Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
  • Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
  • В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
  • Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
  • Делать фото можно, но не во время службы.


По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.

Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.

История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:

  • 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
  • 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
  • 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
  • 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
  • 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
  • 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
  • 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
  • В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.


Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.

Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.

Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.

Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.

Полукруглая чугунная ограда Казанского собора имеет большое самостоятельное художественное значение и представляет собой выдающееся произведение Воронихина. Прозрачное поле тонких вертикальных стержней решетки украшено крупными ромбовидными вставками кружевного рисунка, сквозным орнаментальным фризом поверху и завершено зубцами. Ромбовидные вставки разделены надвое в местах примыкания звеньев к каменным столбам ограды и в сочетании с непрерывной лентой фриза зрительно объединяют отдельные части ограды в единый монументальный полукруг чугунного кружева решетки. Богатство тонкой разработки чугунных звеньев, построенное на контрастном противопоставлении насыщенного рисунка вставок и фриза легчайшему ажуру вертикальных прутьев, подчеркнуто простыми формами дорического ордера массивных каменных столбов и глухого цоколя ограды. Общая длина решетки составляет 153 м.

Разработку отдельных частей колоннады собора Воронихин подчинил ее роли основной организующей формы в ансамбле площади. Сильным выносом относительно крупного карниза и богатой профилировкой архитрава зодчий подчеркнул горизонталь колонного полукружия. Широкому развороту колоннады отвечает и укрупненная трактовка капителей колонн, высокий рельеф их акантов, сильный относ волют и абаки. Крупные формы ордера придают колоннаде выражение большой мощи. Это особенно явственно ощущается в разработке торцов колоннады, образующих широкие порталы сквозных проездов; укрупняя формы, Воронихин дал в них архитравное перекрытие, отказавшись от традиционного мотива арки. Горизонталь прямых перекрытий этих порталов и прямые линии аттиков, которым вторят горизонтали скульптурных фризов, ритмически ориентируют развитие всей композиции вдоль Невского. Требованию цельности общего полукружия колоннады подчинена и трактовка центрального портика, где вопреки канону Воронихин продолжил в антаблементе полностью весь профиль карниза, включая и его венчающую часть.

Выразительности монументального целого в облике Казанского собора способствует тонко найденное соотношение главенствующего и подчиненного мотивов: колоннады и купольного завершения собора, с относительно скромной обработкой барабана простыми пилястрами.

Стволы колонн, капители и балюстрада на колоннаде, а также скульптурные детали выполнены из пудостского камня. Общая высота наружных колонн 12,87 м. Колоннада и портики имеют архитравное перекрытие. Проезды по концам колоннады перекрыты сомкнутым сводом пролетом 7,8 м. Подобное перекрытие столь большого пролета было смелым конструктивным нововведением Воронихина . Конструкция свода была предварительно проверена по модели в одну треть натуральной величины и подвергнута экспертизе комиссией во главе с крупнейшими зодчими этого времени И. Е. Старовым и А. Д Захаровым . Все фасады собора облицованы пу достским камнем, затертым во избежание выве тривания тонким слоем алебастра. Здание окрашено известковой краской под цвет натурального камня.

Для выполнения скульптур собора Воронихин привлек лучших ваятелей; среди них И. Мартос, С. Пименов, И. Прокофьев - авторы больших бронзовых статуй, стоящих в нишах у северного входа. Скульптурные фризы на аттиках над проездами- работы Мартоса (левый) и Прокофьева (правый).

Внутреннее пространство собора раскрывается как торжественный зал большого общественного здания. Двойные ряды колонн коринфского ордера несут цилиндрический, кессонированный свод средних нефов - продольного и поперечного. Перекрытия малых боковых нефов разделены архитравами на ряд квадратов с пологими сводиками. Внутренний ордер собора дан облегченных пропорций. Стройные, тонко разработанные капители, спокойная гладь архитрава и некрупный карниз способствуют выразительности мощного и легкого свода (пролетом 11,4 м). Свет, многократно отраженный в полированном граните монолитных колонн и в позолоте капителей, наполняет все огромное пространство собора, усиливая ощущение большого простора его нефов. Четыре пилона на скрещении нефов служат опорами парусных сводов, на которых покоится барабан купола. Купол имеет три оболочки. В нижней, внутренней, сделано, как в Голицынской больнице Казакова , широкое круглое отверстие диаметром 6,4 м; над ним в глубине исполнена роспись, освещенная люнетами в основании купола. Это создает ощущение свободного парения купола и зрительно расширяет пределы подкупольного пространства; высота последнего от пола до верха второго купола составляет 48 м, общая высота с куполом и крестом 62 м. В конструкции купола Воронихин впервые применил чугун, а также железо.

Устремленностью ввысь центральной, подку-польной, части собора, большой протяженностью залитого светом главного нефа, богатством перспективных картин его стройных колоннад зодчий создал ощущение свободного развития обширного внутреннего пространства собора, связал интерьер здания и его внешние формы в композиционное и ритмическое целое. Полукольцо наружной колоннады мощно завершает эту композицию и вместе с тем несет в себе ее гармоническое разрешение в архитектуре площади, являя собой образное утверждение идеи архитектурного единства здания и города.

Казанский собор в целом - замечательное произведение великого русского архитектора, который поднял искусство ансамбля в градостроительных приемах архитектуры на новую, более высокую ступень реалистического мастерства по сравнению с предыдущим временем.