Болезни Военный билет Призыв

Жизнь в тундре в настоящее время. Большой рассказ о жизни в суровой тундре. Как из оленя делают оленину

Что знает о чумах городской человек? Где-то, кажется на Севере, есть весьма странные треугольные дома, в которых живут какие-то народы. Между тем дом жителей Севера отметил двухтысячный юбилей. А некоторые ученые бьются об заклад, что ему не меньше двух с половиной тысяч лет. Но за это долгое время в ненецком чуме (и хантыйском тоже, именно эти народы живут на Ямале в этих самых «треуголках») ничего не изменилось. Ну ладно, почти ничего.






















Чум – это дом оленеводов-кочевников, на ненецком – «ненэй мя», настоящее жилище. Каждые два-три дня кочевники перегоняют («каслают») стадо на новое пастбище за свежим, душистым ягелем и забирают с собой свой чум. В разобранном, конечно, виде. То есть, раз эдак 120 в год, а то и больше, им приходится ставить и вновь складывать свой чум. Ясное дело, технология отточена до автоматизма. На сборку уходит минут пятнадцать, на разбор – вообще пять. Этим, кстати, занимаются только женщины. Мужчина – добытчик и охотник, ему негоже. И еще он командует – выбирает место стоянки.

Конструкция чума элементарна до гениальности, это канонический шалаш: 40-60 перекрещенных жердей, покрытых нюками. Летом это полотно из брезента или войлока, а зимой, естественно, оленьи шкуры в два слоя – мехом внутрь и наружу. Шкуры по меньшей мере шестидесяти животных сшиваются нитками из оленьих же жил. В незапамятные времена, кстати, летнее покрытие шили из бересты, предварительно вымоченной и вываренной. Сейчас с берестой никто заморачивается. Существовал еще один экзотический вариант – кожа осетра, но это было так давно, когда еще осетр свободно плескался в ямальских реках. Форма конуса делает чум устойчивее при метелях и сильном ветре, который в голой тундре, собственно, есть всегда. Крутой склон «стен» чума не дает скапливаться снегу. Жерди из лиственницы служат десятилетиями, а вот покрытие, даже при самом бережном уходе, – два-три года.

Все «чумовое» бытие – обряд на обряде, обычай на обычае. Даже заходить в дом кочевника нужно по строгому алгоритму. Женщины и дети берут за края покрытия и, повернувшись через левое или правое плечо, попадают внутрь. Мужской способ – взмахом покрытия через спину.


В чуме гораздо теплее, чем может показаться, хотя от вечной мерзлоты его жителей отделяют какой-то метр земли и доски на полу. Никаких обогревателей и новомодных утеплителей, только печка-буржуйка и дрова. Печку ставят по центру – это очаг, он дает тепло, здесь же готовят пищу. Поперек чума закрепляются две горизонтальные жерди – на них, во-первых, сушат одежду, а во-вторых, вешается крючок для котла и чайника. Дым буржуйки уходит через трубу в верхнем отверстии. Раньше прямо посреди чума разводили костер. Свет дают керосиновые лампы. Правда, зажиточные оленеводы уже обзавелись дизельными генераторами. И телевизорами, ноутбуками, планшетами, телефонами. Чум – это такая зонированная «однушка»-студия на традиционный манер. Если разделить его ровно пополам, то дальняя от входа половина – мужская вотчина, «синя». Женщинам туда ступать запрещено. Нельзя даже смахнуть пыль во время уборки. Дело в том, что на улице со стороны мужской половины на специальных нартах уложены священные языческие предметы семьи. Заведуют ими тоже, как можно догадаться, мужчины. К слабому полу у этих северных народов вообще возмутительно пренебрежительное и потребительское отношение. Дискриминация по половому признаку в чистейшем виде. Женщин даже называют не домохозяйками, а просто чум-работницами. Впрочем, дамы не возражают, так было всегда, и покорность у них, видимо, уже на генетическом уровне.

По правую и левую стороны от очага у стен располагаются постели. В качестве одеял – женские «ягушки» (зимние шубы), подушки тоже из одежды, а вместо простыни, конечно же, оленьи шкуры. Под шкурами – циновки из прутьев. Над «кроватями» есть пологи, их можно опустить во время сна, ну и чтобы уединиться. Одновременно в чуме могут жить 15-20 человек. Десять детей в семье – обычное явление, а еще семьи могут объединяться и хозяйничать вместе. По старой доброй традиции – в тесноте, да не в обиде. Шкафы и серванты в чум, конечно, не поставишь – все нехитрое имущество хранится и переезжает с места на место в сундуках. У некоторых бабушек еще сохранились такие на чердаках. Собственно, сундуков раз-два и обчелся, они не ломятся от женских нарядов по последней моде – не до нее, когда на улице преимущественно за 30 градусов мороза. Гораздо нужнее дамам инструменты для выделки шкур (это тоже их прямая обязанность) и всяческое рукоделие – гардероб на всю семью они шьют сами.

Ванная и туалет. Забудьте о них, когда вы в тундре. Санузел в кустиках или сугробе. Чем дальше на север, тем ниже растительность и выше сугробы. Помывка и стирка происходят прямо в чуме: обычно раз в неделю выбирают банный день, топят «по-черному», плавят снег и смывают с себя пот кочевых троп. Маленьких детей на время банных процедур привязывают к жердям, чтобы они не наскочили на раскаленную печку. Правда, бытует мнение, что моются оленеводы только летом – сами они ответа на этот вопрос старательно избегают. Летом-то ничего топить не надо: рек и озер вокруг более чем достаточно.

На рынке «недвижимости» малых народов цена на чумы колеблется от пятисот тысяч до миллиона рублей. А что вы хотели – ручная работа, между прочим. Улиц в тундре пока не изобрели, чумы никак не пронумерованы. В графе «прописка» кочевого гражданина Российской Федерации все просто – «тундра». Это ли не настоящая свобода?

Марина Ковалева

Тундра занимает 1/5 часть территории России. Тысячелетия назад поселились на этих землях люди. Но из-за суровых природных условий тундра заселена редко.
Плотность населения в тундре невелика: меньше 1 человека на I кв. км. Здесь живут ханты, манси, эскимосы, эвенки, саами, ненцы, якуты, чукчи и др.

Коренные жители занимаются оленеводством, рыболовством, охотой (песцы, морской зверь).
Оленеводство—основа хозяйственной деятельности коренных жителей тундры.
В России сосредоточено 71% мирового поголовья северных оленей — 2,2 млн. домашних и около 800 тысяч диких. Олень дает жителю Севера все— мясо употребляют в пищу, из шкур изготовляется одежда, обувь, переносные жилища—чумы, яранги. Не менее важен олень как транспортное средство.
В северных районах тундры широко распространено ездовое собаководство. Собачьи упряжки надежнее даже некоторых современных видов транспорта. Они не подведут в пургу, когда техника бессильна. Упряжка в 10 — 12 собак ненецких лаек везет нарты с грузом 400 — 500 кг со скоростью 7 — 10 км/ч. За сутки собачья упряжка с грузом проходит 70 — 80 км, а налегке 150 — 200 км. Из собачьих шкур шьют очень теплую одежду и обувь.

Местное население тундры долгое время жило в полном согласии с природой. Коренные жители края веками вырабатывали правила поведения в окружающей природе, меры защиты и сохранения ее богатств.
Однако сейчас взаимоотношения человека и природы резко изменились. В последние десятилетия зона тундр подвергается интенсивному хозяйственному освоению; затронуто уже более 50% ее территории. Здесь развивается разведка и добыча нефти, природного газа и других полезных ископаемых. Шахты, заводы, дороги, поселки — все это территории, отнятые у тундры. Но губительное воздействие на природу этим не ограничивается. Самое страшное — это загрязняющие вещества, которые образуются в результате хозяйственной деятельности. Их выделяют и предприятия, и транпорт, и котельные, отапливающие жилые дома.
В тундре загрязняющие вещества накапливаются. Погибают десятки рек и озер. В почву и водоемы круглый год текут ручьи мазута и солярки от буровых установок. Побережье арктических морей и вся тундра захламлены бесхозной бочкотарой и ржавым железом. Многие населенные пункты находятся в антисанитарном состоянии. Практически отсутствуют экологически чистые предприятия.
Смог оседает на белый снег, делая его черным, и появляются участки голой земли в тех местах, где загрязнение особенно велико. Долгие годы здесь не вырастет ни одно растение.
Еще одна беда тундры — бесконтрольная охота и браконьерство. Многие виды растений и животных стали редкими.

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет на школьный вертолет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Фотографии и текст Александра Чебана

Где свежий воздух… который чувствуешь на вкус.
Где бескрайний простор… который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.
Где сохраняют вековые традиции предков… которые невозможно заменить никакими современными технологиями.

Добро пожаловать в Тундру!

2. Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп».

3. Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

4. Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.

5. И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.

7. Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и… 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

8. Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.
В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Сколько стоит олень?

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура…

10. Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.

12. Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.

Мариана, какие у тебя игрушки?
- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки…

22. Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.

24. Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Захватывающий и подробный рассказ профессионала о трудностях зимней дороги в тундре, условиях жизни охотников, о работы в этих местах и о влиянии человека на хрупкую экосистему тундры. В рассказе подробно и в увлекательный форме описан суровый быт, северные лакомства, да и много о чем еще. Все это сдобрено авторскими фотографиями. Автор – Виктор Слодкевич.

В самом начале февраля, пришлось мне ехать в командировку на полуостров Ямал, почти в самую его серединку. Служебные обязанности предусматривали побывать на одном из зимников. В те места, куда я летом добираюсь с диким трудом, зимой можно попасть без особых проблем на машине.

Но, сначала всё таки вертолёт.. Виды летней и зимней тундры - отличаются кардинально.

Вот небольшое тундряное озеро. Лёд местами обнажён - очень сильные ветра. Девять лет назад по его берегу ещё не проходила дорога. Что бы на нём порыбачить, приходилось ловить единственный момент в году, когда начнётся весенняя кочевка и добираться на оленьих аргишах, с коренными жителями этих мест ненцами-оленеводами.
А сейчас - пожалуйста. Дорога прямо на берег выходит. И даже железнодорожный разъезд неподалёку с вышкой мобильной связи. Но даже не знаю, радоваться этому или печалиться?

Проникновение цивилизации в недоступные и нетронутые прежде районы - неизбежно. С одной стороны это даже хорошо, но с другой... С другой стороны любое техногенное воздействие несет с собой столько попутных проблем... Порой мне кажется, что проблемы эти неразрешимы, говорить и перечислять не хочется. По крайней мере, не в этом рассказе.

Однако, если даже не решить проблемы, то хоть сколько нибудь облегчить, снизить антропогенную нагрузку на природные комплексы Арктики мы в силах.
Вот поэтому и трясусь я, уже второй час, в тяжело дрожащей и натужно ревущей керосиновой стрекозе. В нежно любимой трудяге - "восьмёрке".

С высоты вроде бы кажется, что пространство тундры непомерно велико. Что с ней могут сделать такие мелкие муравьишки - люди, копошащиеся внизу?
И домики-убежища их хрупки и наивны, затерялись в бескрайних просторах...

И вся их хвалёная тяжелая техника кажется букашками... вон, видите точечки? Это могучие "Кировцы" бьют снег, накатывая путь для трубовоза - длинномера.

Но, это всё только с высоты так кажется. И зимой… А летние картины я вам в следующем отчёте покажу. Поудивляетесь.

Но вот и показалась конечная цель полёта – одно из многочисленных «сердец» всего гигантского строительства по мегапроекту «Что бы Запад не замёрз».

Прибыли.
Заправили топливом машину. Заправили обедом экипаж. И, пока совсем не остыли турбины, и не стемнело, лётчики спешат домой.

Сколько же им приходиться вот так мотаться?!
Но, на авиаторов я смотрю как на богов.
Тот путь, который я проделывал своими силами в течении 20 дней, они мне помогли преодолеть за 2,5 часа… Почувствуйте разницу.

В таких случаях лучше всего на нейтральные темы рассказывать. Например про погоду.
А погодка была неприветливая. Впрочем, в этих местах она и летом то не жалует. А зимой и подавно. Прямо какой-то коридор для ветров с Карского моря. Стоит выйти из этого «коридора» на 50-100 км в сторону и к погоде никаких претензий. А тут как с цепи сорвалась. Но это, правда, хоть и многолетние, но всё же мои личные наблюдения.

Метель, одним словом. Довольно долгая. Вернее сказать регулярная. Иногда по 4-5 дней.
Вот в таких балках живут дорожники.
Мне с непривычки и нос высовывать на улицу не хотелось. Практически ничего не видно дальше 30-50 метров.

С фотографированием - проблема. Я не большой специалист в этом деле. Да и профессионал, наверное, не справился бы с такой низкой видимостью. Сплошная белая мгла. Всё сливается и трудно что-либо разглядеть. Не говоря уж о том, что бы донести до слушателя. Но я всё же постараюсь.

Пурга на крайнем севере – совершенно не такая, как у нас в средней полосе. Есть, конечно, и много общего. И температура при метелях не такая низкая. И разновидности метели похожи. Бывает низовая, бывает верховая метель. Интересное кстати явление. Стоишь себе, любуешься на закатное мутное солнышко. Ветер немного лицо холодит. А штанины на ногах твоих треплет, рвёт и кусает снежный поток!! Стоишь в нём по колено и диву даёшься. Нагнешься, крепление поправить, шнурок завязать и тут же полные уши снега наберёшь. Но это частный случай. Просто запомнилось.

Хуже когда обычная или верховая метель. По тундровым просторам ветру есть где разогнаться и набрать скорости. И он перекатывает снег с одного места на другое. Как песок в пустыне. Чуть какую зацепку найдёт для снега, не успеешь оглянуться – тут же бархан вырос на этом месте. И это не просто сугроб снежка, который можно лопатой или ногами раскидать! Фиг там! Это сталагмиты, которые придется срубать топором! На такой скорости эта снежная пыль прессуется ветром.

То, что видимость очень плохая – это ещё пол беды. Сами снежинки, которые переносятся ветром - очень мелкие и твёрдые. Мелкие, и летят стремительным густым потоком. От них никак не отвернуться! Сплошная круговерть! Царапают кожу на лице, скребут как песок. И глаз не открыть и трудно вздохнуть грудью воздух. Да и не видно ничего, если попадаешь в такой вот шальной снежный шквал. Метров на 5 видно, а дальше мгла…

Выйдешь вот так по нужде по малой… крутишься, вертишься от снега отвернуться. А всё равно через десяток секунд снегу,* простите,* полная ширинка))). Пренеприятное явление, скажу я вам…* Про поход в уборную по более серьёзному поводу я уж молчу.* Можно и всерьёз заблудиться на 70 метрах тяжкого маршрута.* (я даже с GPS-кой по началу из балка выходил, и попробуйте надо мной посмейтесь?!)).

Машины стоят, ждут погоды. Двигатели молотят неделями без остановки. Но в такую погоду можно двигаться только ночью. Днём всё сливается, всё бело. А ночью под фарами хоть какой-то рельеф виден. Так и живут водители в кабинах по нескольку недель кряду.

Я тоже засиделся в тепле. Никогда столько не спал и чаю не пил как в этой командировке.
Каждый вечер с надеждой высовываешь нос – не стихает ли?

И вдруг стихло! Вечереет… Даже солнце разглядеть можно.

Как стемнело по небу «занавески» зеленые побежали…

… а раз побежали – стало быть, станет пуржить пуще прежнего.
В других местах сияние к морозу, к перемене погоды. А здесь все приметы к одному – к метле.

Отлежал я себе все бока в тепле и уюте. А в планах то у меня была одна интересная задумка. Я ещё летом, работая в этих местах, удивлялся безлюдности тундры. На всю 50 км округу, которую я обошел за пару месяцев, я не встретил ни одного человека. Время такое – все оленьи стада у моря и на севере, на прохладном ветерке от гнуса спасаются. Нет и людей.
И вот как то в прошлом году заметил в бинокль точку на озере. Лодка!!
За 2 месяца успеешь по новостям соскучиться. Собрался я в серьёзный маршрут и через день пути встретился с одним отшельником. Говорили мы с ним до-олго)). Никак не могли наболтаться. Живет, рыбу ловит. Но у него есть приемник и он даже в курсе всех мировых новостей. Эх, отметить бы эту встречу рюмкой чая, да у нас как на грех ни капли, ни у одного ни у другого. Ну да ладно. Я, говорю, к тебе зимой с гостинцами городскими заявлюсь.

Так вот обещал я ему, что зимой навещу его во что бы то ни стало. И осталось то до его жилища укромного всего 20 км, а тут пурга эта, будь она не ладна!!
Вот с этими думами я и валялся на койке ожидая погоды.

Но ничто не вечно, в том числе и метель.
Как то утром стало понятно, что успокаивается…
Я быстренько собрал рюкзачок, приторочил к нему снегоступы и вышел на дорогу.
Свои водители, как узнали, что я собираюсь в перерыв между метелями, куда то в тундру переться, отказались меня подвозить наотрез!! Люди опытные, я на них не сержусь.
Откуда им знать, что я эти места который год уже своими ногами истоптал? … Правда летом… Сам немного побаивался.

А машины по дороге повалили пачками, как погода стала налаживаться. Тоже засиделись без работы.
Поймал я попутку, еду разговоры разговариваю, а сам на ЖПС-ку поглядываю.
А вдоль дороги… «мертвые с косами стоят»…

да «трупы» менее удачливых длинномеров..

И вот, как я увидел по ЖПС-ке, что по дороге уже приблизился на минимальное расстояние, попросил остановить.
Поблагодарил водилу, и сказав, что у меня свои дела, быстро зашагал в тундру, пока он не опомнился)).

Честно говоря, я опасался, что он тоже побоится меня отпускать одного. Ну не бегать же мне от этих водителей, в самом деле? У них свой бог – работающий дизель, да теплая кабина. А у охотников да рыбаков всё же свои интересы.

Нет, я не легкомысленный. Дорога была совсем не длинная и знакомая мне до мелочей.
В кармане компас, 2 жпс-ки, и масса других вещей, что-бы не заблудиться.
Единственное чего я опасался – это смены погоды. Но и на этот случай были отдохнувшие ноги и лёгкий рюкзак.

В общем – побежал я резво. Идти было одно удовольствие. После пурги снег плотный как асфальт, жёсткий, хрупчатый. Снегоступы мне так и не понадобились ни разу.

Да я и брал то их на тот случай, если в темноте в овраг залетишь. А в оврагах там о-о- ой… там снегу выше маковки будет, и он там сыпучий да рыхлый. Можно и до утра пробарахтаться без лыж.

Иду - погода отличная. Можно даже по фотографировать для вас немножко)).

Но всё же… всё же зимой тундра вся прячется…
Вот про это место, я летом мог бы рассказывать ни один час.

И показывать берег богатейшей Реки с гусями и гусятами, и про обрыв, сейчас засыпанный, с торчащими мамонтовыми костями мог бы рассказать, и про рыбу в реке и про птиц над водой… и всё только по одной фотографии, … а сейчас…

Ну что сейчас про это скажешь? Разве только показать, как неравномерно укрывает тундру снеговой покров…? Да… в этом её и жизнь и беда. Но об этом тоже, как нибудь, в следующий раз.

А пока мне надо успеть до темноты добежать до своего одинокого приятеля.
Как он там? Жив ли, здоров ли?
Дома ли он вообще, а может уехал куда на снегокате своем и я наткнусь на замурованное «снего-бетоном» покинутое жилище?

В общем, дорога моя оказалась лёгкой и непринуждённой.
Солнышко уже собиралось закатиться, но и я уже был не далеко от цели.

На горизонте завиднелась какая-то черная точка. Как раз в том направлении, где и должно показаться обиталище моего товарища.
Хозяйство у него летом было солидное – не просто нора отшельника, как может кто-нибудь себе представить. И лодка имеется и три развалюхи мотора, из которых собран один рабочий движок. И гараж с «Дырчиком», как многие называют вездеход на 3-х больших колёсах на базе мотоцикла.
Объекты не маленькие. Всё это должно торчать из под снега и я должен это заметить издалека.
Вот как летом выглядит хозяйство:

Но при ближайшем рассмотрении чёрной точкой на горизонте оказался одинокий чум. И подозрительно мало рядом с ним грузовых нарт.
Все таки зимой тундра более оживлённая в плане встречи людей. Понятное дело - перемещаться легче.
Если бы я только летом бывал в этих местах, то так бы и считал, что это самые необитаемые места на всём Ямале))).
А сейчас - просто проходной двор какой-то..

Походил вокруг, сразу понятно, что в чуме никто не живёт, и людей рядом нет.
Вход накрепко завязан верёвками, все вещи в нартах так и остались не распакованными.
Нарта для перевозки чума, как и положено, сзади привалена.

Но мало-мальский запасец дров привезен на крайний случай. Дровишки явно издалека привезены, с поймы какой-нибудь реки. Таких крупных кустов я в ближайшей округе не встречал.

Пользуясь случаем, фотографирую некоторые элементы конструкции аборигенных нарт.
Что бы потом было чем аргументировать беседы на форуме, про всякие наши охотницкие лыжи и волокуши.

Любопытно, что при всей технологичности изготовления не забыт и элемент эстетики.

Отдохнув и поразвлеквшись, таким образом, я двинулся дальше и через пол километра пришел к цели…

Стою и думаю, застану ли дома хозяина? Уж больно сильно заметено всё вокруг. Следов активной жизнедеятельности не наблюдается. Тишина и только ветер посвистывает.
Особенно смутила занесённая уборная в стороне от домика.

А вот и «Дырчик», на котором я планировал с ветерком вернуться назад…
М-да… Кажется мне придется корректировать свои лихие планы)). Машинка явно не на ходу до самой весны.

Интересно, а хозяин то сам «на ходу»? На этом плотном снегу ни одного следочка ни разглядеть… Живой он там вообще или нет?

Подхожу к двери – не понять… занесена вроде бы не сильно, но откапывать всё же придётся. С этими метелями и не поймёшь, давно ли не открывалась дверь? Может несколько суток, а может и за полчаса поземкой намело…

Раскачиваю деревянную ручку, воткнутую в сугроб около двери, с трудом выворачиваю из него совковую лопату.

Несколькими ударами разбиваю глыбу напрессованного на дверь снега, и тут понимаю, что дверь открывается вовнутрь. И то хорошо. Раскидав снежные осколки, толкаю дверь плечом…

В сенях меня встречает чрезвычайно тихая лаечка. Лежит на промороженной оленей шкуре, протягивает культю от обрубленной капканом лапки и тихонько молотит огрызком хвоста по лежанке.

А из жилого помещения, за дверью, доносится богатырский храп…
Ну, слава богу)). Всё нормально. Беспокойства были излишни.
И в самом деле – 4 дня пурги, чем ещё заниматься, как не впасть в здоровую и спокойную спячку? Видать хозяин и пятый день проспал по инерции…

Эх… вот он – здоровый образ жизни никуда не торопящегося человека с чистой совестью!! Попробуй тут не позавидуй…

Я скинул в сенях рюкзак и первым делом выпустил собачонку наружу.

Она пулей вылетела. Странно, дверь не открывалась вроде бы давно, но в её закутке «желтого снега» не наблюдается… неужели терпела?

И жрать наверное хочет? Бросилась сразу к куче мороженной рыбы, грызть твердокаменных налимов и щукарей. Всем поведением показывала, что ей очень стыдно воровать рыбу, но уж больно кушать хочется…
(И как это я сразу этот склад рыбы не заметил?)

И так она мне напомнила мою Чернушу, оставленную дома, что я выбрал самого приличного сига и отнёс на её место, что бы она не испытывала угрызений совести))).
(Попутно вспомнил недавнюю тему на форуме «Можно ли собак кормить рыбой». Но ей я не стал пересказывать мнение форумчан о загубленной печени от потребления рыбы… Не тот момент был, да и не прислушалась бы она к нашему мнению… зуб даю… )

Осторожненько, стараясь не шуметь, стал располагаться в «горнице».
Затеплил лампу, поставил чайник на газовую плиту.
Только печку-капалку не стал растапливать. К каждой печке свой подход нужен. Хозяин проснется – сам растопит.
А хозяин храпака даёт– аж крыша приподнимается)). А в доме холодина натуральная…

Сидел я сидел и не выдержал. Кто его знает, может он ешё пару дней проспать может?))
Разбудил товарища..
То что встреча была бурной – значит ничего не сказать)). Обрадовался гостю хозяин.
Слово за слово - просидели мы далеко за полночь, за новостями да гостинцами городскими.

Наутро погода опять стала безобразничать, но уже не так сильно. Средненькая поземка мела.
Неохота в ветер выходить на лёд, но дольше ждать уже нельзя.Пока рыбак впадал в спячку во время пурги, сети стояли непроверенными. Хоть и ледяная вода, но рыба может подпортиться за неделю-то.

Стали собираться на проверку. Но для этого в первую очередь нужно инструмент откопать – пешню. А она вот в этом гараже снегом заметённая.

Решил я, что быстренько разгребу снег и достану пешню. Засиделся - надо, типа, размяться.
Пыхтел-пыхтел полчаса… махал топором, рубил сугробы. Взмок весь не на шутку, а дело очень медленно продвигается.

Вот какой снег в тундре то…
мне кажется, когда я землянку свою карельскую копал и то так не пыхтел)). Неудобно как-то и непривычно с таким снегом работать мне. Отрубишь глыбу, а она на лопату не помещается. Руками выбрасываешь – каждый раз нагибаешься.
А совковой лопатой ковырять этот снег – вообще бесполезно.)))
В общем намаялся я с неумения и с непривычки.

Сразу вспомнил попытки разных выживальщиков сделать эскимосскую хижину «иглу» из подмосковного рыхлого снега. Стало смешно… Вот из какого снега нужно эти хижины ладить! На эти комья прыгать нужно всем весом, что бы расколоть пополам.

И желательно ножёвку иметь, что бы сразу блоки выпиливать ровненькие.
Так с подобными мыслями и с перекурами я и трудился. Откопал всё же этот гаражик.
Заодно ума да опыта поднабрался.

Самый интересный опыт был потом. Опасаясь, что через пару часов этот мой раскоп опять занесет снегом, я расширял его всё больше, затрачивая много сил на эту работу.
Подошел Сергеич, поглядел, и посоветовал не пыжиться.

Забрали пешню, а перед уходом он как-то покрутился, поглядел по сторонам, сориентировался с ветром и сделал несколько мощных копков в одному ему понятных местах…
Я понял, что он таким образом направляет ветер определённым образом.
И действительно, когда мы вернулись к вечеру обратно, ветер уже сделал за меня почти всю работу!! Большая часть сугроба была им «съедена» и перенесена в другое место.
Надо же так… вот это способ! Век живи – век учись.

Очень порадовало то, что хоть дырчик и не в рабочем состоянии, но у Сергеича на ходу снегоход "Буран".
Значит пешком топать всё же не придётся)).

Запрягли мы Буранушку в нарты, собрали всё необходимое для рыбалки, и поехали на лёд волоча за собой 70 метровый кусок провода от полевого телефона. "Веревочка" всегда пригодиться. А лучшего способа транспортировки такой веревочки и не придумать. И сматывать-разматывать не нужно лишний раз, что бы не запутаться и зацепиться ему в тундре не за что. Так и волочился всю дорогу следом.

Озеро огромное, ехали долго.
Наконец подъехали к майнам. За несколько дней лунки основательно промерзли. Надо долбить каждую заново. Лёд не очень толстый для тех мест в этом году. Но, всё равно около метра.

Сергеич - могучий мужик! Прямо паровоз, а не человек. Пешня у него выкована ему под стать - килограмм наверное 8, а то и поболе.

Я когда ей начал махать - то на первой же лунке маму вспомнил рОдную... А ещё чаще вспоминал любимую клавиатуру, и своё тёплое офисное кресло перед монитором

Эх... как часто не ценим мы блага цивилизации. Ноем, жалуемся на длиный рабочий день, на маленькую зарплату, на медленный Интернет...
Бог ты мой... каким же тяжелым трудом люди зарабатывают кусок хлеба?!
Я, конечно, не первый раз связываюсь с подледным ловом, представляю себе, что это такое. Но всё это довольно быстро забывается в тепле городской квартиры.
И нет лучшего способа вновь оценить своё положение, чем вот так регулярно возвращаться к работе "на свежем воздухе"

Хочешь не хочешь, а вспомнишь замечательную картинку))

Маленечко попривыкнув к инструменту, начинаю втягиваться в процесс. Самое интересное ведь впереди! Охота поглядеть на добычу. В предвкушении свежей рыбки на ужин меркнут трудности)).
И вот, "первая пошла".

Попадалась разная, но в основном щука, налим, сиг-пыжьян.

На мой взгляд улов был вполне удачным

Сразу стали сортировать рыбу - живые сиги отдельно, щуки и мертвая рыба отдельно.

Так как пурга 5 дней не давала проверять сетки, то попадалась и погибшая рыба.
Щука, будучи пойманной, долго не живет. Рыло у неё длинное - жабры пережимает сразу, и она быстро задыхается.
Но мясо у неё плотное, хранится довольно долго и поэтому даже задохнувшаяся щука по гастрономическим качествам мало отличается от живой.

Другое дело - сиговые. Если сиг погиб раньше чем его вытащили из воды, то он быстро теряет качество. Нежная и жирная плоть быстро становится мягкой и расползается под пальцами. Ну... прямо как у рыбы на московских прилавках.
Такую рыбу складывают отдельно для кормления собачки.
Было её не много, но и она не пропала. То что собачка не в силах съесть пойдет на корм песцам.

Попался и налимчик.
Довольно крупный, потянул на 7 кг.

Долго ли, коротко ли, а провозились мы на льду почти до темноты.
Стало заметно холодать, ветер стал тоже усиливаться.
Сеть, вытащенная на мороз, тут же "вставала колом", обмерзала и становилась жёсткой. Мало того, что она цепляла на себя каждую льдышку, так ещё и позёмкой забивалась, обрастала снегом и превращалась в какое-то подобие мешка набитого снегом. Как ветру удавалось плотно набить снегом сеть с ячеёй 50 мм, для меня так и осталось загадкой, но это факт))).
Фотографировать все эти "прелести" у меня уже не было ни сил, ни времени. Всё надо было делать быстро.

Проведя, таким образом целый день, мы под вечер вернулись домой.
Надо ещё раз отсортировать рыбу, выколачивать от снега и сушить вещи, готовить ужин.

С непривычки у меня, конечно, отваливались руки-ноги. И это всего то один день рыбалки - любимого увлечения...
Но, это пол беды... Спина - та вообще отказывалась разгибаться, постоянно напоминая мне про оставшийся в Москве ортопедический матрас и кресло на роликах.

Но тут я заприметил на крыше домика приличный кусок оленьей ноги... Глаза дали команду в мозг... Нейроны насторожились, принюхались, пнули эректоры спины... Поясница спорить не стала, мигом разогнулась и жадные руки вцепились в мороженный оковалок. Боже... как же мне оказывается надоели дошираки и ролтоны за эти командировочные дни?!!
Ура!! МЯСО!! Соскучился я по оленинке...

Вечером у нас был замечательный ужин - строганинка из свежих чиров, крепкий, ароматный бульон из оленины с сухарями, и печень налима в майонезном соусе!

Печёнкой налима хочу похвастаться отдельно. Она была чистая, здоровая, кремового цвета, и весьма крупных размеров.
Заняла почти весь газетный разворот формата А3.
Полюбуйтесь, какая красота!

"Праздник живота" удался! Пишу сейчас, вспоминаю и облизываюсь...
Печёнку до конца так и не смогли осилить.

Примерно так и прошли несколько дней моего гостевания. Надо возвращаться к привычным заботам.
Размялся, надышался свежего воздуха до одури, рыбки покушал. Пора и честь знать.
Отвез меня Сергеич на снегоходе с ветерком до жилья. С кучей гостинцев, конечно. Был у меня один рюкзак - стало два. (Я же предусмотрительный товарищ. Я специально на этот случай из Москвы второй рюкзак пустым вёз)

А ещё, на прощание, снабдил меня вот такой мазилкой. Это от ветра и обморожений.

Работу я свою закончил. Впереди долгая дорога в цивилизацию. Буду ловить попутки.
А вам покачто очередная фотозагадка. Как вы думаете, что это за штука такая из под снега выросла?

Обратная дорога оказалась не такой долгой как я предполагал. Попутку ловить не пришлось. Мне выделили машину, а когда она сломалась я пересел на другую. Всего две машины сменил - это хорошо. В прошлом году мне пришлось 4 раза менять "коней". За пару дней добрался до цивильных мест.

Никак я к этому не привыкну)). Едешь на мощном, тяжелом грузовике, по гладкой дорожке, смотришь на GPS-навигатор, и вспоминаешь, как несколько месяцев назад, в этом самом месте, обливаясь потом, штурмовал болото с рюкзаком на плечах, утопая по колено во мху. А что бы добраться до этого болота, 8 дней сплавлялся по безлюдной тундровой реке...

В середине пути я попросил водителя тормознуть рядом с тем местом, где у меня летом стоит палатка.
Обломок байдарки торчит по прежнему. Зайчик прибегал, "шарики" оставил... А кусты, что на заднем плане, летом выше моего роста...

В этом месте под лёд неожиданно провалился бульдозер..

Примерно вот так. (Фотография не моя. Со мной поделились)

И что бы его вытащить, пришлось разворотить довольно большой кусок тундры.
Летом грунт оттает, и ветер начнёт разносить песок, увеличивая эту рану-проплешину с каждым годом...

А вот эта неожиданная встреча в ночи меня очень порадовала.
Всё же моя командировка прошла не впустую!
Руководство проекта организовало уборку мусора вдоль зимника.

Зимой тундра выглядит бедновато. Но встречаются и зверушки.
Стайка белых куропаток кормиться ивовыми почками.

Довольно часто встречается песец. Достаю дневничок и веду попутный учет встреч.
Не устаю поражаться тому, как этот комок меха умудряется существовать в зимней тундре?!
Что бы поймать на обед мышку, он разрывает твердый снег в несколько секунд! Вспоминаю, как я этот снег топорм рубил... Попробуй после этого не проникнись уважением к зверьку?

Дорога была не очень сложной. Но, попадались места сильных заносов снегом. Там где дежурящие "Кировцы" ещё не утрамбовали и не загладили полотно зимника. И вот тогда приходилось туго даже "Уралу". Приходится, как говорят водители "бить снег".

Надсадный, низкий гул дизеля при езде "внатяг".
Машина, увязшая в снегу по самую подножку вытягивает до последнего, уплотняет снег перед собой и останавливается.
Включаются все блокировки и пониженная передача.
Проталкиваемся ещё метр-полтора и колёса начинают рыть...
Назад...
Потом опять вперёд до упора.
Когда колёса роют, тяжёлую машину крупно лихорадит.
Сотрясается весь корпус.
Кабину трясёт так, через 5 минут такой битвы мои кишки и прочий ливер начинают проситься наружу. Причем через горло.
Назад...
Вперёд...
Бешенная трясучка и...

Сели...
Говорят, что "Урал" в снегу посадить невозможно. Но, иногда бывает...

Через какое-то время приходит помощь. Удачно получилось, ждали недолго.
Выдернула нас водовозка. Лопатами тоже пришлось помахать. Кажется это стал мой основной инструмент в этой командировке))

Выбираемся на накатанную дорогу. Навстречу ползёт трактор с трубой волокушей. Ровняет полотно.

Я, было, обрадовался - дорожка ровненькая гладкая.
Слышу - водитель пуще прежнего материться стал. Не понимаю в чем дело? Дорожка то - заглядение! В колею не провалишься...

Выясняется, что идти в первых рядах по такой вот ровной дорожке - сущее мучение.
Колея хоть и глубокая, но плотная - Урал пролезет. А вот после после такого заравнивания - маскирования становится не видно какого участка держаться. Пока "нащупываешь" скатами колею, под выровненным снегом, то всё нормально. Но, стоит лишь вильнуть в сторону, и "ухаешь" опять на всю глубину колеса.

Особенно тяжело, когда встречные попадаются. Они, как правило гружёные идут.
А мы пустые и обязаны их пропустить.
Съёзжаешь на обочинку и тю-тю... Опять жди когда вытянут.

Выезжаем на участок возвышенной тундры. Здесь обычно бушуют ветра, и сдувают снег порой до самого грунта.
Я обрадовался было, песочек вон проступает. Быстро поедем, осторожничать не нужно, проваливаться некуда.
Потом глянул на GPS и помрачнел...
Я, собственно, и работаю здесь зимой и летом, что бы бороться с подобными явлениями.
Что бы такого вот песочка не проступало на зимнике...

Вот так это место выглядит летом... А ведь был богатый ягельник - роскошное нетронутое оленье пастбище... Сгубила его дорога.

И ведь это только начало конца... Летом поднимется ветер, начнёт разносить песок, появится раздув. Язва на теле тундры с каждым годом начнёт расширяться...
При неудачном стечении обстоятельств, дело может кончиться вот таким глобальным явлением... Прогрессирующие песчаные раздувы.

Вот вам и простенький пример "борьбы противоположностей". Любую проблему нужно рассматривать с двух сторон. Для того и мотаюсь я в эти края и зимой и летом, что бы побывать "в двух шкурах" сразу. Зимой с облегчением выбираюсь из снежных заносов на такие вот участки "с песочком". А летом удручённо разглядываю результат. В том числе и своих поездок...
Легко сидеть дома, строчить статьи и, стуча себя в грудь кричать, что ты защищаешь матушку-природу. Труднее искать выход из положения...

Например, вот этот бедолага-водитель тоже засел в снегу, устав биться. Стал ждать когда подойдут бульдозеры.
Ну, они и подошли... пока он спал. Объехали его с двух сторон, расчистили дорожку...
А бедолага так и остался на снежном постаменте стоять.. как памятник. Веселенькое дело..

Вот фотки которыми поделились со мной строители и водители. Авторы конечно разные и в большинстве своем мне не знакомые.
Надеюсь, они не будут против размещения этих, уже "народных" фоток.
Зимник длинный и трудный, на нём много чего случается.

Вот такие вот весёленькие дела по дороге встречаются.

Ну да ладно. Нас дорога пощадила на этот раз. По сравнению с прошлым годом, мы можно сказать, летели с ветерком.
Кстати, о ветре... В таком снегу лучше всего оказывается ехать навстречу ветру. Как только дорога поворачивает по ветру, то вся снежная крошка из под колёс летит обгоняя машину. И в результате видимость снижается метров до десяти. Даже ночь и фары не спасают - сплошное марево белое перед капотом...

Километров через 200 подъехали к железной дороге и зимник уже пошел вдоль неё. И опять я, наивный, обрадовался. Думал чем ближе к цивилизации, тем качество дороги будет лучше. Ха-ха.. "Умом Россию не понять".

Как всё сложно у нас.. Вот поглядите на картинку повнимательнее.
Слева Железная дорога, справа зимник.
Заметно что он будто "пунктирный"?
Да, это снежные заносы и перемёты.
Но вы ни за что не догадаетесь, как они образовались...

А дело оказывается в политике!!
Организация строила железную дорогу. Строила долго и трудно.
Вдоль "железки" образовалась обычная грунтовка. По ней и ездили все машины.

Когда строительство железной дороги закончилось, то организация решила "отбить" расходы на строительство и предложила услуги железнодорожных перевозок.
Все знают, что железнодорожные перевозки самые дешевые. Но цены то назначает хозяин.
И вот пожалуйста: Аренда ж.д. платформы - 500 000 руб., проехать 500 км в пассажирском вагоне - 13000 руб. на 1 человека. Благоволите..

Народ обалдел от таких расценок на услуги. И продолжал ездить по грунтовке.
Видя, что желающих платить мало, организация решила уничтожить "народную" грунтовку, и... выдернула все водопропускные трубы, оставив на их месте овраги.
Вот эти то овраги и заметает снегом доверху. В них то и проваливаются грузовики, которые не хотят кататься на платформах. А что им делать?
Я не приценивался, но по моему подержанный "Урал" стоит меньше чем те пол миллиона, которые потребовали на его перевозку. А ведь ещё обратно столько же запросят. Вот такие дела... Поэтому скорость нашего перемещения становилась всё ниже, по мере приближения к цивилизации)).

Страху я натерпелся пару раз... когда по мостам стали проезжать. Без ограждения, на расшатанных сваях, очень старые мосты которые перестали ремонтироваться как только выстроили железнодорожный путь. Правильно - кому это надо? И вот тяжелые грузовики медленно едут буквально по двум досточкам над рекой, на высоте 10 метров... Страшно было. Боюсь, что ситуация не изменится до первого трагического случая.

Но, на такой случай, в самом начале этого "дикого" зимника, вывешено предупреждение. Поэтому пеняйте на себя.

Так или иначе, а путь близился к завершению. Ещё на пол пути я забежал на крупную ЖД станцию, что бы отметить командировку.
Потом увидел такую картинку... и передумал))). Бог с ней с отметкой... в другом месте поставлю)))

А дальше я ожидал только приятного.
Короткий отдых, баня наконец-то, покупка гостинцев москвичам и дорога домой.
Отзвонился начальству и понял, что придёться задержаться. Нужно прочитать какой-то доклад, на какой то местной конференции. И для этого придётся задержаться на недельку. Я согласился, пока жду конференцию меня приютит наш форумчанин Серёга -baza0007. Даже обрадовался...Просто я тогда не знал, что эта конференция будет международного уровня... И что рабочий язык на ней будет английским!!!

Созвонился быстренько с Сергеем, и вот мы уже едем в его Аксарку. Есть время поговорить, пообщаться, съездить к нему в избу на рыбалку.
(тут я позволю себе некоторые прошлогодние фотки добавить. А то ведь с прошлой поездки зажал)

Встреча двух питерхантовцев была радостной.
Серёга-База 0007 известный спортсмен!

Первым делом лёгкий перекус. Лезем в закрома…

Что там у нас??
Ой-ёй-ёй… старая знакомая… эту уточку я ещё с прошлого года запомнил…
Мадемуазель! Вы ничуть не изменились. Время не властно над Вами!

Выбираем лакомые кусочки: Пакет с налимьей печёнкой, оленьи языки, сердца… Муксуны для строганинки на выбор..
Пришлось к этому великолепию, срочно запаривать миску свежей горчицы!

Лёгкий перекус начинается конечно со строганинки

*Заодно и подаренный Алексеем XXL ножичек опробую)). Чистить в самый раз.

Ещё мне товарищи ножик подарили. Филейник. Но, этим нужно наловчиться пользоваться. Длиннющий он и кривовато вскрыть получилось. Да и промороженный был муксунчик, потому и искалечен так оказался. Не обращайте внимания.

Зато, какая жирная рыбка…
Этот жирок я знаю куда девать! У меня почти весь рыбий потрох в дело идёт.

В ожидании фуршета, в холодной приёмной собрались гости.
Это вся домашняя скотина Серёги)).

Командует в этой компании вот этот молодой нахал, с отмороженными ушами.
Не любит он сидеть на холодном полу…
Старенькая лаечка, тоже с отрубленной в капкане лапой, уже устала с ним бороться и смирилась.

Этим «гостям» готовится отдельное блюдо.

Закусь – конечно строганинка…

Но я строганинкой только балуюсь. Горяченького тоже хочется.
И я делаю своё фирменное блюдо: Называется «горячая пятиминутка»

Рецепт прост, делюсь со всеми бесплатно.
Как только строганинка растаяла и надоела, остатки её складываем в мисочку, подсаливаем и сверху кладем кусок сливочного масла, что бы не рыба пересыхала накрываем тарелкой. Пусть парится.
5 минут в микроволновке (время в зависимости от количества) и получается обалденное блюдо. Вкус – самый натуральный безо всяких приправ.

Животинка тоже не осталась голодной. Банкет в самом разгаре))

«Пахан» конечно, в накладе не остался. Пока суть да дело – умыкнул остатки.

Ну, а пока мы заправляемся, кормим животину и собираемся ехать на рыбалку,
Вот вам следующая фото-загадка:

«Кто и зачем загнал «осиновый» кол в оленье сердце???»
Интересно, какие будут версии? Предупреждаю, сразу не сдамся и мучить буду долго)))

А мы, тем временем собрали кучу полезного барахла, загрузили«Буран» и поехали к Сергею на базу, порыбачить.

По пути заехали в "магазин". Там "плёнки" стоят на куропатку. Послали гонца за свежей дичью, которую Бетти быстренько нашла.

Она получила законное крылышко, а мы куропаточку для супчика.

Приехали. Вот такая вот у Серёги "избушка". Всё как у людей - газовая плита, печка, у входа поленница с "евродровами"
А что? Белые люди сейчас дрова не пилят...

В газовой плите, правда, у него "мышь повесилась". А может газу надышалась. Ну это ничего... похоронили с почестями и стали готовить стол и заниматься хозяйством.

Привет Питерханту!!!
Такие зановесочки на окнах, бывают только у настоящих охотников))

Первым делом настоящие охотники кормят собак. Интиресно, что мне на это угощение сказала моя Чернуха... Но, у Серёги не забалуешь.

Попробовал затопить печку и поглядеть как горит это чудо-чудное - евродрова.

Оказалось, что очень неплохо. Могучий, ровный жар. Наверное не каждая буржуйка выдержит. Только чугунная или толстостенная.

Это мы вас всех приветствуем, дорогие одноклубники!

23 февраля, однако! Мы ли не мужики?
Подготовка праздничного стола в самом разгаре. Кто сказал, что в чайнике может быть только заварка? А как же "рюмка чаю"?
Пусть, традиционный напиток маленько охладится.

Я, конечно, сразу за рыбу принялся. Меня ведь хлебом не корми... (Хлеб то видели кому достался?)


Мы были уже порядком уставшие, и поэтому я особо не мудрил с разносолами.
Любимый мужской рецепт - "уха из петуха".
Берется дикий петух (куропач). И складывается в одну кастрюлю с разной пойманной рыбой.

Вернее с тем, что от неё осталось после отделения филешек - головы, шкура, хребты, плавники.
Получается крепчайший бульон, очень оригинального вкуса. Дичь из куриных весьма сочетается со свежей речной рыбой. Не верите - попробуйте как нибудь.


Но, всё хорошее быстро кончается. Сергею нужно было ехать на сессию в другой город, мне нужно было возвращаться к своим делам и готовить какой-то доклад о котором меня просили.
Возвращались мы на снегоходе с ветерком. Серёгу я всего пару раз вместе с санями потерял))).

А дальше пошла сплошная грусть.
Хорошо жилось в гостях на всё готовеньком.
Но вот гостеприимный baza уехал, я вернулся в малознакомый город в поисках жилища. Мотался-мотался, но всё же определился на постой.

Условия вполне сносные. Живу один, есть раковина с краном полным воды, отопление, диван и газовая плита.
Два дня пробегал в поисках компьютера. Данные к предстоящему выступлению на конференции мне выслали через Сеть. Но как я их получу? Люди настолько привыкают к тому, что компьютер всегда под рукой, и выделенная линия безлимитки никогда не подводит... А у меня-то немножко другие условия... у меня и сортир на улице в ста метрах, какой уж тут Интернет?
А ведь надо не только получить данные, мне же ещё и готовиться к выступлению нужно!

И вот тогда я впервые услышал, что конференция оказывается высокого уровня, международная... и докладываться придётся на английском языке.... уй-ё-ё...
Я же по английски твердо знаю лишь школьную программу. "Э пенсил"... "Зэ тэйбл" ... "Гэт аут!!!" ...собственно и всё.. Ну почему я так мало уделял внимания изучению языка в институте? Ведь у нас была такая классная преподавательница на кафедре инъяза! Выпускница-отличница, красавица, 23 года... Разговаривали мы с ней на занятиях буквально часами... даже на перерыв между парами не выходили... даже про обед забывали, всё разговаривали... но только в основном всё по-русски...

Бог ты мой... там же наверняка все при галстуках будут!!! А у меня ухо на ушанке оборвано, костюм Буран, искрами прожженый и валенки на ногах... уй-ё-ё...
Вот она - расплата... как же не хочется опозориться...
Как же было оказывается легко пробираться свозь пургу... долбить майны тяжёлой пешнёй... до ночи возиться руками в ледяной воде распутывая обмёрзшую сеть. Там всё просто. Трудно, тяжело, но просто.
Вот и узнал я оборотную сторону офисной работы. Тоже не сахар.

Начало меня потрясывать...
Причем не только от предстоящего участия в конференции, но и в буквальном смысле. Какая-то противная температура поднялась, ухо стало болет и в голове постреливать. Наверное всё же продул я себе уши на этом ветру постоянном. Вот как не кстати... всё одно к одному. Ночью маялся ушной болью и выстрелами в голове. Под утро приснилось, как я выхожу в своём рваном треухе и в стоптанных валенка на кафедру с докладом и публика аплодирует мне стоя. Ох, дела... как же хорошо было на зимнике...

Как известно, ничто так не успокаивает нервы, как чистая совесть, вкусная еда и перцовая настойка. Для очищения совести я поднял на уши всех своих знакомых и всё же раздобыл ноутбук для работы. Скачал на почте свой будущий доклад, которому предстоит потрясти научный мир. Пошел на рынок за продуктами, что бы приготовить скромный ужин советского командировочного.
Чёрт возьми... цены были совсем не советские. Шикануть наверное не получится.

Вспомнился незабвенный Галич:
"Под столом нарежем сальца,
И плевать на всех на тутошних,
Балычок? Прости, кусается...
Никаких не хватит "суточных" (с)
«Командировочная пастораль»

Ну да ладно, чай не баре. Накупил я тогда мороженных оленьих хвостиков да некрупной полярной камбалы. Рыбкой копченой меня Серёга на прощание угостил. И мороженной подкинул и солёной ряпушки.
При некоторой сноровке можно приготовить вполне сносный ужин. Без перцовки конечно сложно, но попробуем обойтись.

Но только ведь организм не обманешь... нет.
Сижу, пялюсь в монитор и понимаю, что не выйдет у меня никакого доклада. Ну, НЕТ ВДОХНОВЕНИЯ!

После такой, с позволения сказать, еды только тоска накатила. И в ухе стало ещё сильнее стрелять, да ещё и бульканье какое-то прибавилось.
Оглох наполовину.
Черт возьми... а вдруг не пройдет? А вдруг слуха лишусь? Орнитологов глухих я не часто встречал (((.

Позвонил маме. Она меня накачала страхами так, что побежал я в аптеку, за какими-то чудодейственными каплями-маплями.
А аптека, как на зло, в супермаркете местном.
Упёрся я взглядом в витрину с разнообразными приспособами для японских суши да сашими! Вот он праздник то!

А у меня в сенях целый рюкзак мороженного сига, свежайшего, стоит без дела!
Ну их нафик эти "суточные"... уж пакетик пластинок морской капусты, да соус вассаби я могу себе позволить?! Остальное своё.
Ну а где праздник, там и перцовка... я же за лекарством прибежал.

Прибегаю домой, настроение сразу боевое. Ряпушки соленой на тарелку - БРЯК, чира малосольного на другую - ШЛЁП!
Пыжьянчика свежего, огурчиком пахнущего, разморозил, и самую мясистую часть его на это непонятное японское сасими вырезал!

Как всё же мало нужно для счастья в командировке?
Какие ещё, кроме как вкусно пожрать, могут быть радости у командированного мужика...?
Молча-ать!!! Отставить подобные мысли!!!
И так уже почти месяц по тундре шляюсь как неприкаянный.
(а они по улицам так и ходят, так иходят... ну ни стыда, ни совести… И на мороз и на пургу им плевать - все как одна в миниюПках!)

Молчи, грусть, молчи... Вот я лучше сейчас комп загружу. Перцовочки грамм 50 приму от стресса и хватит. Мне работать надо.
Как же оказывается вкусная и красивая еда влияет на общий настрой! Соорудил себе какое-то подобие эстетики в тарелке, назвал всё это японской экзотикой. Настоечки пригубил.
Очень вовремя приходит смс от Серёги, едущего сейчас на сессию в поезде: "Держись, Витёк, прорвёмся!".
И вот уже пропадает нервная трясучка, теплеет в груди и даже английский кажется не таким уж непонятным языком.

Мысли, успоковшись, начинают выстраиваться в ровную цепочку. Становится понятно, как мне переделать всё, что прислали по электронке, таким образом, что бы уложиться в короткое выделенное время и при этом не потерять главного.
Стараясь не выпустить и удержать в голове нарождающиеся идеи, я выхожу покурить на крыльцо.

Наглядевшись на красоту, я окончательно успокаиваюсь, и вот оно... Вдохновение! Работать становится легко и просто. Погружаюсь в текст и занимаюсь им почти до утра.

Познакомили меня с прекрасной брюнеткой-переводчицей. (наверное всё же надо бы сказать переводчицей-брюнеткой, но у меня язык не повернулся..)
Подготовил я очень неплохой текст. И старался не зря. Говорят, мой доклад в переводе звучал даже понятнее, чем приветственная речь Администрации))
Наверное потому, что я из него повыбрасывал все заумные термины, которых и по русски-то мало кто понимает

Никакой ораторской трибуны, которой я опасался из-за своего слишком полевого вида, не было. Всё было очень по современному.
Конференц зал, с мониторами перед каждым участником, и микрофончик.

В общем доложился я довольно успешно. Даже потом, в кулуарах, отвечал на какие-то вопросы и местному телевидению интервью давал)).
Приятно удивила организация процесса. Прогресс неумолимо идет вперёд, и мне совсем не обязательно было присутствовать лично.
Довольно большое количество участников конференции работали через Skype и вроде как тоже присутствовали на мониторах.

Они тоже писали почти по-русски... наверное так же, как и я по-английски

В общем, хоть присутствие моё могло и ограничиться работой в скайпе, но я не жалею, что задержался в командировке.
Я же попал на замечательный банкет!
А что ещё так согреет сердце командированного мужчины, как вкусный и красиво накрытый стол!?

Использовано интервью и фильм Андрея Головнева УрФГУ (Екатеринбург)

На полуострове Ямал живут ненцы - вечные странники тундры . Это самый крупный из северных народов России. Ямало-ненецкий автономный округ со столицей в Салехарде входит в состав Уральского Федерального округа.

Ненцы великолепно адаптированы к суровым арктическим условиям.

Они зовут себя "нинно иненнучи", что означает "настоящие люди". Видимо остальных считают ненастоящими. Возможно. Но точнее, до других людей им нет никакого дела. Они ни с кем не конкурируют, никому не завидуют, ни с кем не сводят счеты. Эта бесплодная и пустынная земля, олени и холода - их богатство. Эта их свобода от цивилизации, это бесконечное небо над головой, до которого можно дотянуться рукой, такой же бесконечный горизонт постоянно перед глазами, непривязка к месту жительства, к деньгам (в тундре нечего покупать и негде), минимум удобств...

Раньше их называли самоеды. Это странное слово от саамского "саам эднэ" - "земля людей". Поскольку русские узнали об Арктике от саамов - лопырей, то арктические земли к востоку от Белого моря стали так и называться саам эднэ, то есть вообще говоря "саам эднэ" и "нинно иненучи" это об одном и том же, это про людей.

У ненцев семь (!) времен года. Вообще семерка - любимое число. То, что больше семи - это множество, считать не обязательно. Семь по семь по семь - счет идет семерками. Они и оленей в стаде не пересчитывают, а знают всех в лицо (в смысле в морду). Даже есть ненецкое поверье, что если пересчитать всех оленей, то на них может напасть мор.

У них нет времени - часов и минут, как привыкли мы. Вот встает солнце, ночной пастух - караульщик гонит стадо к стойбищу. Люди пробуждаются от треска оленьих копыт. Это вместо будильника. Кто-нибудь говорит: "Тыто" - "Олени идут". Это означает "Доброе утро". Стойбище оглашается собачьим лаем, женщины начинают брякать котлами, над чумами поднимается дым. Люди выбираются из ночных меховых постелей и натягивают на себя дневные меховые одежды - малицы и ягушки.

Перекочевка - это каслание. Кочуют все: люди, птицы, звери, боги. Неделю постояли на одном месте, за полчаса разобрали свой чум, сделанный из жердей и шкур, и вперед. Тундра - это сплошная дорога. И так всю жизнь. Итак столетие за столетием. Ненцам кажутся обездоленными люди, прикованные к одному месту.

У ненцев множество разных примет-поверий. Если, например, в начале поездки олень-вожак упряжки чихнет, лучше сразу вернуться, если он чихнет при переправе через реку, стоит поискать другое место. Если он фыркнет во время преследования белого медведя - зверь впереди, если молчит - зверь сзади. В пурге оленевод находит стойбище, следя за рывками головы своего вожака. Ясной ночью он едет по звездам, примечая их расположение между рогов ведущего оленя. На нартах возят с собой обязательно разные амулеты, изображение духа предка. Дух должен следить за людьми и за оленями. Все плохое что может произойти в тундре, где властвуют духи - это ответ на то плохое, что происходит здесь на стойбище, где властвуют люди. Женщина на стойбище не должна переступить через вожжу, а то в тундре волки загрызут оленя. Мужчина не должен пройти под веревкой кораля, а то заблудится в пути. Мужские вещи - только для мужчины, женские - только для женщины. Ко многим женским вещам в чуме мужчина даже не смеет прикасаться.

Тундра бывает коварна. Коварнее разве что льды и море. По ненецким поверьям нельзя спасать тонущего в воде или провалившегося в топь. Он - законная жертва нижних духов. но вот этот последний обычай ненцы к счастью нарушают, хотя хорошо знают мстительность Владыки Подземного мира Нга. И так далее. В общем, наблюдается такая зависимость от бесчисленного количества примет, причуд и суеверий.

У каждого своя доля в жизни, а вместе они образуют круговорот как день и ночь, как лето и зима. Этот круговорот и задает ритм бесконечному движению кочевников. Так повелось очень давно. Наверное с той поры, когда предки ненцев пришли на север. Где-то пишут, что в начале новой эры, где - 6 тысяч лет назад.

Наш обычный год у них делится на два - зима и лето. Когда спросишь у ненца "Сколько тебе лет?" И он ответит, например, "сто двадцать", значит ему 60. Все имущество и миграции делятся на лето и зиму. И соответственно нарты бывают летние и зимние. Есть условная точка между летним и зимним циклом, которая называется "По" - "дверь". И условно в этой двери стоят зимние или летние нарты. Когда они кочуют на зимние / летние пастбища, то там производят смену снаряжения. И в эту "дверь" проходят в зиму и обратно в лето. Многочисленные болота и речушки легко преодолеваются на летних нартах. Для оленей это не препятствие. Интересно, что год у них называется тоже "по". То есть у ненцев пространство и время - это одно и тоже. Смысл, ритмика и философия их жизни такова, что они чувствуют покой только в движении.

Меры в детях они не знают. Рожают сколько сил хватит. Рожают в чуме как их бабки и прабабки, обычно легко, хотя всякое бывает. На то воля Мях-пухче - Хозяйки чума. Это главная женская богиня - покровительница материнства. Изображают ее в виде фигурки, на которую надето столько меховых шубок, сколько детей она помогла родить. Пояс для этой фигурки должен быть привезен с далекого святилища "Семи чумов", где живет мать всех Мях-пухче - богиня Ямал-хада. Интересно, что царство мертвых или подземное царство, куда все люди в свое время уходят для ненцев вполне реально. Там находятся ушедшие и тоже кочуют по своему подземному миру. Когда родился ребенок, то в него вселился дух какого-то предка. То есть рождение здесь - это одновременно похороны там и наоборот. Если ребенок родился мертвым, значит предки его оттуда не отпустили.

Женщина всегда полновластная хозяйка чума. Мужчина там как бы гость. Все женщины и даже маленькие девочки поразительно владеют огнем. Очаг - царство женщин - они топят его карликовой березкой. Огонь у них это тоже женщина. И солнце тоже женщина. Как говорят ненцы, все, что тепло - это женщина, все, что холодно - это мужчина.

Собаки всегда сопровождают людей. Ненцы считают, что собака наполовину от этого мира, наполовину от того (мира мертвых). Ее приносят в жертву духам когда на стойбище приходит какое-нибудь несчастье. Есть у них обряд очищения - ниптора - окуривание дымом всего, что есть на стойбище: всех людей и всех вещей. Обряд проводят если кто-то умер, перед родами, перед новолунием, со сменой сезона, если олени меняют шерсть или сбрасывают рога, когда вырастает трава, перед дорогой, особенно на святилище к семи чумам, если женщина переступит через мужскую вещь и так далее по любому другому поводу. Ниптора проводится также после поездки в поселок - ненцы считают его нечистым местом. В чашке что-то дымит (куски чаги, шкур на углях) и этим все подряд окуривается. Это такой сакральный обряд изгнания плохих духов очень распространенный у разных народов.

Меховая одежда надевается сразу на голое тело. Это гигиенично, потому что ворсинки обтирают и очищают кожу. Летом ненцы любят мыться и стирать около озера или реки. Тогда по всей тундре разложены помытые вещи. Такая тундровая прачечная. В люльку ребенку кладут мох - тундровый памперс.

Святилища.

Ненцы живут родами. Какие-то из ни называются многооленными. По легенде вожди этих родов шли за оленухой с семью оленятами. Там, где олени останавливались и ложились на землю, гнавшиеся по их следам люди, создали святилища. на самом краю земли охотники настигли оленуху и убили ее и оленят. На том месте находится главное ненецкое святилище Сиумя или Семь чумов. Охотник, убивший оленуху, стал разрезать шкуру на ней и его нож звякнул о металлическую пряжку, какие обычно носят на поясе женщины. И люди поняли, что их вела за собой женщина - богиня. И поставили ей и семерым ее детям святилище семи чумов.

Шаманы там как-то камлают, общаются с духами. Приносят жертвы. Однажды давно одна женщина бежала сюда на край земли от свирепого мужа. Он был из рода многооленных. Он настиг жену и убил. И с тех пор животных приносят в жертву во искупление того поступка. Сейчас там разбросано много костей и черепов животных.

У ненцев боги и люди все вместе обитают. На кромке морского берега стоит идол - "Сидящая" - это богиня Ямал-Хада. Это на самом севере Ямала. Это одно из воплощений богини Ямала. Она представляется то женщиной, то белой оленухой. Здесь целая страна духов: богов, их детей и слуг. Ненцы там проводят обряд. Берут сердце оленухи, разрезают его на 7 частей, по числу убитых оленят, кладут в котел. Потом кусочки кладут в этот "чум", точнее куча наподобие чума, сложенного из костей, рогов и черепов оленей, а также разных вещей. Туда приходят не все, кому вздумается, а представители ключевых, коренных родов. Это такая ненецкая Мекка, куда приходят по особым случаям.

Фото Стойбище около Надыма.

То есть такой паломник-представитель собирает дары со всех стойбищ и едет туда подносить. Человек кладет в эту кучу свои привезенные вещи и предметы и забирает те, что уже там полежали и стали как-бы священными амулетами, впитали в себя силу духов. Такая ротация, взаимообмен происходит. На святилище также можно поспрашивать духов о чем-нибудь важном для жизни. Ну, то есть пообщались как-бы. У святилища есть хранитель. Ненцы говорят: "Кто в тундре торопится - тот торопится погибнуть".

Перед посещением святилища обязательно надо принести в жертву оленя и исполнить все обряды. Не исполнишь - получишь наказание от богов.

По легенде однажды сюда на мыс приехали шаманы рода многооленных. Поставили большой чум и начали камлать. Духи сказали им, что Великая Богиня Ямала желает воплотиться в тело женщины. Тогда была принесена в жертву женщина. Добровольно или нет? Она испустила дух и в нее вошел дух богини. Жертву положили в чум, а утром люди увидели, что от чума вдаль уходят следы оленухи и семерых оленят. Кто однажды побывал в Семи чумах должен возвращаться сюда через каждые три года.

Фото Тундра. Reinhard Strickler (Швейцария).

С тех пор ненцы освоили Ямал от края до края. Хорей - это шест, которым управляют оленями. Придя на новое стойбище, мужчина втыкает его в землю. Когда похоронили мужчину, то втыкают на могиле хорей - главный мужской символ. А женщине кладут какую-нибудь кухонную утварь. Место, где поставили чум, считается освоенным. В героических сказаниях покорение земли рисуется не как изгнание с нее врагов, а как захват их женщин. Картиной окончательной победы служит чум, где после долгих скитаний зажигает огонь мать, сестра или жена героя. Вот почему не бог, а богиня вела многооленных через ямальскую тундру к берегу моря.

Ненцы живут родами. Вообще вся тундра близкая или дальняя родня друг другу. У ненцев длинные цепи родства, уходящие на много поколений вглубь и на много сотен километров вширь. В определенное время года ненцы заготавливают панты. Это единственное доходное дело после упадка пушного промысла на котором ненцы могут заработать денег и что-то купить. Не любят пастухи резать своим оленям только что отросшие пушистые рога, правда успокаивают себя тем, что от этого олени телом становятся крепче. Но олени без рогов становятся некрасивыми. А любимый ненецкий орнамент - ветвистые оленьи рога. Как степные кочевники образцом красоты считали коня, так северные народы - оленя.

Лет уж сто наверное ходит байка о том, как русский купец торговался с ненцем - пастухом. - Продай оленя! - Нет продажных. - Что не берешь денег? Купишь вина. - Я вином запасся. - Купишь чего бабам или песцов на калым. - У меня песцов две нарты. - У тебя оленей три тысячи. Куда бережешь? - Олени ходят, я на них смотрю. А деньги спрячешь - не видно.

А в остальном жизнь идет своим чередом. Интересно, что ненцы Ямалом называют только самую северную часть полуострова, там где у них главное святилище. Слово "ямал" в переводе с ненецкого "край (конец) земли". Там где кончается Ямал - начинается Карское море. Через пролив Малыгина Белый остров. На нем есть идол старика, стоящего лицом к Ямалу, как раз напротив Сидящей старухи. Ну, и метеостанция. Постоянного населения нет.

Сейчас на Ямале добывают газ. И газопроводы, да и дороги для оленей - это серьезное препятствие. Газовики правда строят на путях миграции специальные переходы через газопроводы и дороги. Эти места переходов согласовали с коренным населением. Некоторые ненцы живут оседло в поселках, и у них как правило жизнь не складывается, так как спиваются. Им надо жить в тундре на свободе в привычных условиях.

Ненцы считают, что через каждые две тысячи лет на землю приходит потоп и моет ее. И после потопа земля возрождается и становится новой. Такая философия.