Болезни Военный билет Призыв

Занятие тему звук буква ш. Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш. Логопедические упражнения для правильного произношения звука Ш

Данный конспект занятия по подготовке к обучению грамоте является одним из конспектов рабочей программы «От звука к букве», составленной мною, учителем-логопедом Сажаевой Н. К. Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте включает в себя 72 занятия и рассчитана на старший дошкольный возраст. За методическую основу был взят «Логопедический букварь» Н. С. Жуковой. Более пяти лет я занимаюсь с детьми, используя это методическое пособие.

Задачи:

1. Продолжать учить ориентироваться в пространственно-временных категориях «неделя», «время года»;

2. Продолжать формировать умение называть предмет по родо-видовым признакам («одежда»);

3. Продолжать учить приёмам словоизменения, а именно: единственное и множественное число существительных, в том числе отработка множественного числа родительного падежа существительных; уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4. Продолжать знакомить детей с понятиями «звук», «гласный звук», «согласный звук», учить называть характерные признаки гласных и согласных звуков, учить различать их между собой;

5. Продолжать формировать умение называть обобщающее понятие;

6. Дать представление о понятии «буква», продолжать учить различать понятия «звук» и «буква»;

7. Дать представление графического изображения буквы Ш, ш;

8. Продолжать формировать умение соотносить изучаемую букву со знакомыми предметами;

9. Продолжать формировать умение выделять на слух заданный звук в различных позициях: начало, середина, конец слова;

10. Продолжать формировать умение придумывать слова на заданный звук и определять местоположение звука в слове;

11. Продолжать формировать умение работать с кассой букв и слогов;

12. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковых упражнений;

13. Продолжать развивать общую моторику с помощью физических разминок.

Оборудование: предметные картинки ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ; «Волшебный мешочек», касса букв, карточки для обозначения звуков, карточки для выкладывания слоговой структуры слова, магнитная доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие. Уточнение дня недели. Проговаривание всех дней недели в прямом и обратном порядке. Рассказ «Дни недели» (хоровое проговаривание).

«Я знаю семь дней недели: это понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница – это рабочие дни, а суббота и воскресенье – выходные».

Назвать текущее время года и перечислить осенние месяцы.

2. Проверка домашнего задания

  • «Назовите гласные звуки из пройденных» («А, У, О»). «Почему они гласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости проходит свободно. Состоят из голоса. Образуют слог»).
  • «Назовите согласные звуки из пройденных» («М, С, Х, Р»). «Почему они согласные?» («При их произнесении воздух в ротовой полости встречает преграду. Состоят из голоса и шума»).
  • Чтение страницы букваря «Р» (это предыдушая тема занятия).

3. Объявление темы занятия.

Картинки из «Волшебного мешочка»: ШАПКА, ШАРФ, ШАР, МЫШЬ.

(Слова проговариваются и картинки вывешиваются на магнитную доску).

«Назовите слово, которое обозначает головной убор» («Это шапка»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет одежды, надеваемый на шею для удерживания тепла» («Это шарф»).

«Назовите слово, которое обозначает предмет круглой формы, наполненный воздухом» («Это шар»).

«Назовите слово, которое обозначает мелкого грызуна» («Это мышь»).

  • Игра «Классификация»

«Какие картинки можно положить вместе и почему?» («Можно положить вместе шарф и шапку, потому что они – одежда»).

  • Игра «Один-много» («Шапка – шапки»…).
  • Игра «Назови ласково» («Шапка – шапочка»…).
  • Игра «Назови огромный» («Шапка – шапище»…).
  • Игра «Кого/чего не стало»: дети закрывают глаза, а логопед прячет картинку («Не стало шапки»…).

Звук выделяется из звучащей речи. «Какой звук слышится во всех этих словах?» («Звук [Ш]»). «Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком [Ш]».

4. Анализ классификационных признаков.

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий и почему?» («Звук [Ш[ твёрдый, потому что язык прямой»).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета» (Логопед предъявляет квадрат синего цвета).

5. Развитие фонематического слуха и восприятия.

«Поднимите руку, если услышите звук [Ш]:

в звуковом ряду: а, ш, р, ж, о, м, ш, л, с, ш, р, щ …;

из слогового ряда: ша, аш, са, жа, шу, ща, ач, ши, шо, сы, то, со, ку, шу …;

из слов: сок, шар, корка, шуба, самовар, шапка, Жучка, мышь, жёлудь …».

«Определи место звука в слове» (начало, середина, конец слова): ШАПКА, ШАРФ, МЫШЬ, ШАР.

«Придумайте свои слова с изучаемым звуком и определите место звука в слове» (начало, середина, конец слова).

6. Соотнесение звука с буквой.

Предъявляется карточка с печатной буквой (большой и маленькой). «Звук [Ш] обозначается в русском языке буквой «Ш» (ша)».

Звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем.

7. Анализ образа буквы.

«Большая и маленькая буква «Ш» пишутся одинаково». «Из каких элементов состоит наша буква?». «Проводим три прямые линии сверху вниз на одинаковом расстоянии друг от друга. Внизу проведём одну линию, только слева направо, она соединяет все три линии вместе. Получилась буква «Ш» (логопед сопровождает написание буквы показом на доске).

Физминутка

Шарик

— Надуваем быстро шарик,

(Пальцы собраны в щепотку около рта и постепенно «расширяются»)

— Он становится большой.

(Руки через верх в сторону, описывают круг)

— Шарик лопнул,

— Воздух вышел,

(Наклон вниз, присесть)

— Стал он тонкий и худой.

(Встать, прижав руки к туловищу)

Мышка

— Это мама – мышка.

(Погладить голову)

— Она красивая как все мышки.

(Погладить лицо)

— У неё большие ушки,

(Погладить ушки)

— У неё большие глазки,
(Погладить область вокруг глаз)

— У неё мягкие щёчки,

(Погладить щёчки)

— У неё острый носик,

(Погладить нос)

— У неё зубастый ротик.

(погладить губы)

8. Соотнесение образа буквы со знакомыми предметами.

— Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру)

— На что похожа Ш?

На зубья этого ковша. (В. Степанов)

— Ах, табуретка хороша!

Перевернул – и буква Ш!

«На какие предметы похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие буквы русского языка похожа буква «Ш» (ответы детей).

«На какие цифры похожа буква «Ш» (ответы детей).

9. Работа с букварём.

(Страницы 29-30). Чтение речевого материала сначала логопедом, затем – детьми.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя одежда

— Мама свяжет дочке

(«Вяжем на спицах»)

— Шарфик

(Провести ладонью по шее и отвести руку за плечо – «перекидывает шарф»)

— И носочки,

(Показать на ноги)

— Шапочку и варежки,

(Показать на голову и кисти)

— Чтоб не мёрзнуть Варюшке.

(Погрозить – покачать указательным пальцем влево-вправо).

(О. Крупенчук)

10. Работа с кассой букв и слогов.

Выложить в кассе букв и слогов:

— большую/заглавную «Ш»;

— маленькую/строчную «ш»;

— АШ – ША – ШАР – ШАРЫ

— ша – Маша

— УШ – ШУ – ШУМ – ШУМЫ

— Шу – Шура

— ОШ – ШО

Слогов столько, сколько гласных.

«Сколько слогов в словах: шар, шары, Маща, шум, шумы, Шура?». Выкладываемые слова сопровождать карточками для обозначения звуков.

11. Подведение итога.

«Какой звук учили?» (коллективный ответ детей).

«Какой буквой обозначали?»

12. Домашнее задание.

Чтение страницы букваря (стр. 29-30). Выкладывать заглавную и строчную букву Ш, ш . Придумать слова изучаемым звуком. Придумать имена для мальчиков и для девочек, в которых есть изучаемый звук. Подумать, на что похожа буква Ш и получить сертификат к аттестации ?

Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.

Виды сигматизма те же, что и у свистящих.

Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.

Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.

Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.

Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»

2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.

3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш».

  • Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мышцы языка не слишком напряжены;
  • Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;
  • Между зубами маленькая щелочка;
  • Воздух выдыхается равномерно посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
  • Голосовой моторчик не работает.

Подготовительные упражнения для звука «Ш».

Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».

Олеся Морозова
Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш»

Цели : 1. Знакомство со звуком < ;Ш>, его характерными особенностями, с буквой Ш .

2. Закрепление правильного произношения звука < ;Ш> в слогах, словах.

3. Развитие фонематического слуха : умения выделять звук < ;Ш> на слух и в произношении из ряда других звуков , слогов , слов и определять позицию звука в слове .

4. Упражнение в чтении слогов , слов с буквой Ш . Знакомство с правилом написания слога ШИ.

5. Воспитание стремления правильно произносить поставленные звуки .

Оборудование : зеркала, демонстрационные предметные картинки (васильки, ромашки, шмель, пчела, ландыш, фиалка, рубашка, футболка, брюки, шорты, шлепанцы, сандалии, шоколад, конфеты, шалаш, домик, ручка, карандаш, индивидуальные предметные картинки по 2 на каждого ребенка (часы, камыш, лук, лошадка, кольцо, шкаф, санки, пушка, труба, шар, самолет, кошка, заяц, шапка, зонт, мышка, игрушка Шуршунчик, звуковые домики , наборы для схем слов, замок согласных букв , демонстрационная карточка буквы Ш , карточки для чтения, листы Рабочего Букваря с буквой Ш , контейнеры со цветными карандашами, презентация к занятию , компьютер.

План занятия :

I. Организационный момент.

Логопед : Перед началом занятия проводится игра на коммуникативность

«Доброе утро» :

Снова наступило утро. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

Молодцы! Надеюсь, что вы будете на занятии также внимательны друг к другу, как и во время этой игры.

II. Сообщение темы занятия .

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новыми звуком и буквой . А вот с какими, нам расскажет об этом мой друг Шуршунчик.

III. Артикуляционная гимнастика.

Логопед : Давайте поздороваемся с Шуршунчиком.

Дети : Здравствуй, Шуршунчик.

Шуршунчик : Ждластвуйте, ребята!

Логопед : Ой, Шуршунчик! Что это с тобой?

Шуршунчик : Не жнаю!

Логопед : А ты делал сегодня зарядку для язычка?

Шуршунчик : Нет!

Логопед : Ну, тогда мне все понятно. Твой язычок не проснулся, и поэтому у тебя не получается правильно произнести все звуки . Но это мы сейчас исправим.

Ребята, чтоб слова звучали гладко,

Давайте сделаем для язычка зарядку.

- «Улыбка» :

Рано утром мы проснемся,

Маме с папой улыбнемся.

- «Заборчик» :

В окно выглянем во двор

И увидим там забор.

- «Маляр» :

Чтобы дома было чисто,

Потолок покрасим кистью.

- «Чашечка» :

А теперь мы отдохнем,

Чашку чайную возьмем.

- «Вкусное варение» :

Чай с варением попьём.

- «Лошадка» :

По дорожке узкой, гладкой

Мы поскачем на лошадке.

- «Грибок» :

У дорожки есть дубок,

Под дубком растет грибок.

- «Гармошка» :

Мы от радости немножко

Поиграем на гармошке.

Шуршунчик : Ой! И, правда, помогло. Теперь все звуки получаются !

IV. Выделение <Ш> из имени. Характеристика звука .

Шуршунчик, а какой звук мы будем сегодня учить?

Как, вы ещё не догадались? Этот звук спрятался в начале и середине моего имени!

Ребята, вы догадались, какой это звук ?

- Звук Ш .

Правильно. Произнесите звук Ш и посмотрите на себя в зеркало. Есть ли преграда на пути воздуха? Значит это какой звук : гласный или согласный? Дети отвечают.

Приложите ладонь к горлышку, произнесите звук . Поет голосок? Значит звук Ш : глухой или звонкий? Ответы детей.

Да, ребята, звук Ш – согласный , глухой, а ещё он всегда твердый. И живет он в синем крыле замка согласных.

Давайте повторим характеристику звука Ш .

Дети повторяют : Звук Ш – согласный , твердый, глухой.

Шуршунчик : Ой, какие молодцы!

V. Игра «Поймай звук Ш » .

Логопед : Да, Шуршунчик, мои ребята очень умные и внимательные.

Шуршунчик : Ой, я хочу поверить действительно ли они такие внимательные. Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук Ш » .

Логопед : А что? Хорошая идея! Приготовили ладоши. Если вы услышите звук < ;Ш>, хлопайте в ладоши :

А) Ш, С, М, Ш, Ш, З, Ы, Ш

Б) АШ, УШ, МА, ШО, ШИ, ШЕ, СО

В) САД, МАК, ШУМ, ХОМЯК, ШУТКА, КАРАНДАШ, СТОЛ, КОШКА

Шуршунчик : Молодцы, справились!

VI. Произношение звука в слогах , словах. Выбор слов со звуком Ш .

Шуршунчик : Ребята, я мечтаю стать писателем. И решил написать историю о том, как я летом ходил в гости к Хомяку. Но я хочу, чтобы в рассказе было как можно больше слов со звуком < ;Ш>. Вы поможете их мне подобрать?

Татьяна Анатольевна хорошо знакома с этой историей. Так что пусть она рассказывает, а я буду записывать.

Логопед : Договорились. Ну что ж, начнем.

Однажды прекрасным летним утром Шуршунчик решил отправиться в гости к своему другу Хомячку. Собираясь, он напевал себе под нос весёлые песенки. Я прошу вас сейчас внимательно их слушать и без ошибок их повторить : ША-ШО-ШУ

А начиная с этого момента нам нужна помощь в выборе слов со звуком < ;Ш>.

Итак, Шуршунчик решил принарядиться. Он надел (рубашку или футболку, (брюки или шорты) . На ноги он обул удобные (сандалии или шлёпанцы) . И, закрыв плотно дверь, зашагал по дорожке. Вдоль неё красиво цвели (васильки или ромашки, а над цветами жужжали (шмели или пчелы) . На самой опушке леса рос душистый (одуванчик или ландыш) . На ветке высокой сосны сидела интересная птица. Это была (кукушка или иволга) . Как же красиво было в лесу! То тут, то там в траве виднелись (боровики или шампиньоны) . Выйдя на широкую поляну, Шуршунчик увидел (шалаш или домик) Хомячка. Он очень обрадовался, заметив друга. В подарок Шуршунчик принес (ручку или карандаш) . А Хомячок угощал гостя (шоколадом или конфетами) . А потом друзья решили поиграть в игру «Посели звук Ш в домик » .

VII. Игра «Посели звук < ;Ш> в домик» .

Давайте и мы, ребята, сыграем в эту игру.

Логопед называет слова с доски (слова, которые выбрали дети, а ребята на звуковых домиках определяют позицию звука Ш в них .

Шуршунчик : Ха! Всем вместе легко играть в эту игру. Можно и у соседа подсмотреть.

Логопед : Ну что ж. Давай проверим, как ребята самостоятельно справятся с этим заданием. У вас на столах лежат 2 картинки. Возьмите их, выберете картинку со звуком Ш и определите место звука в нем .

Дети выполняют задание. Затем вслух объясняют его выполнение.

Шуршунчик : Молодцы!

VIII. Физкультурная минутка.

Логопед : Шуршунчик! А мы с ребятами знаем игру про твоего друга Хомячка. Хочешь посмотреть?

Шуршунчик : С удовольствием!

Дети вместе с логопедом выполняют физминутку «Хомячок» :

Хомка, хомка, хомячок –

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, ушки трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз,два,три,четыре, пять –

Хомка сильным хочет стать.

IX. Знакомство с буквой Ш .

Шуршунчик : Ой, как интересно! А вы знаете, когда я уходил домой Хомячок подарил мне букву Ш . Хотите, я вам её подарю.

Логопед : Спасибо, Шуршунчик!

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша ,

Букву Ш я написала :

Три шеста и снизу шпала.

Логопед показывает детям демонстрационную карточку с буквой Ш .

Затем, объясняет, как правильно пишется эта буква .

X. Чтение слогов и слов по карточкам :

АШ УШ ОШ ЫШ

ША ШУ ШО ШИ

ШАГ ШУМ ШОК ШОВ

У-ШИ ШИ-НА КА-ША ШУ-БА

XI. Работа на листах Рабочего Букваря .

Логопед : Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами , мы с Шуршунчиком предлагаем вам раскрасить букву Ш на листах Букваря . Каким цветом вы будете раскрашивать буквы ? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш .

Дети раскрашивают букву .

XII. Итог занятия .

Логопед : Ребята, вы запомнили, какой звук и букву мы сегодня изучали ?

Дети отвечают.

Шуршунчик : Молодцы! Спасибо вам, ребята за помощь! До свидания!

Логопед : До свидания, Шуршунчик!

Подготовительный этап

Занятие 1

Пространственная ориентировка
Перекрестная ориентировка.
- Положить правую руку на левое плечо. Положить левую руку на правое колено. Дотронуться правой рукой до левого уха. Левой рукой прикоснуться к правой щеке.
«Поднимаемся на гору, спускаемся с горы». Произнесение слогов в сочетании с движениями указательного пальца.

«Погреем ручки». Сделать глубокий вдох носом. Округлить губы и с силой выдохнуть воздух ртом. Должна ощущаться теплая воздушная струя. Повторить 3-4 раза.
Упражнение для губ
«Удивление». Округлить губы и вытянуть их вперед. Произнести звук [о].
Упражнения для языка
«Язычок ищет щелочку в заборе». Просовывать широкий язык в зазор между зубами.
«Лопаточка». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 10.
Координация дыхания, артикуляции и фонации
Игровые задания
«Лодочка качается на волнах». Рисование волнистых линий в коробочке с пшенной крупой.

Выделение звука [ш] из ряда далеких по акустическим и артикуляци-онным признакам звуков. Звуки: [в], [ш], [л], [ш], [п], [б], [ф], [ш], [м], [н], [ш]. Слоги: ла, ша, фу, ву, по, ко, бы, гы. Слова шапка, комок, шуба, банка, рубашка, малина.

Занятие 2

Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Футбол». Сделать вдох. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Выдыхаемой воздушной струей загнать ватный комочек в «ворота».
«Погасим свечу». Ровный и медленный выдох на пламя свечи.
Произнесение гласных звуков а-и, а-у, э-ы-о на одном выдохе с утри-рованной артикуляцией.
Упражнения для губ
«Широкая трубочка». Сомкнуть зубы. Округлить вытянутые вперед губы. Углы губ при этом не соприкасаются. Губы не закрывают зубов. Удерживать губы в такой позиции под счет до 6.
Упражнения для языка
«Вкусное варенье». Слегка приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз. Повторить 5-6 раз.
«Язычок идет в гости к носику». Приоткрыть рот, приподнять широкий передний край языка к носу. Удерживать его в таком положении под счет до 5-6.
«Зубки с язычком играют в прятки». Приоткрыть рот, закрыть языком верхние зубы.

«Разговор Кукушки и Совушки». Произнесение слогов и звуков ку-ку, ку-ку, ку-ку; у-э, у-э, у-э со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Выделение звука [ш] среди звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам, на фоне слогов и слов. Звуки: [с], [ш], [з], [с], [ш], [ц], [ж], [с]. Слоги: са, за, жа, со, ша, цо, су, шу, зы, ши, сы. Слова кукушка, сова, воробышек, лиса, жук, шмель и др. Ребенок поднимает руку или хлопает в ладошки, если услышит звук [ш].

Занятие 3

Упражнение для выработки продолжительного выдоха
Закрыть широким языком на верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
«Самолет гудит». Произношение звука [у] со сменой высоты и силы голоса.
Упражнение для губ
Чередование упражнений «Улыбка» и «Трубочка».
Упражнения для языка
«Язычок качается на качелях». Широко открыть рот, поднять широкий язык к носу, затем опустить к подбородку.
«Спрячем зубки». Закрыть широким языком верхние зубы, затем - нижние.
«Приклей конфетку». Положить на край высунутого изо рта языка кусочек конфеты. Предложить приклеить ее к небу за верхними зубами.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Играем на барабане». Произнесение слоговых сочетаний та-да, та-да, та-да, та-да, ты-ды, ты-ды, ты-ды с движением указательных пальцев обеих рук.
Развитие фонематического восприятия
Определение звука [ш] в словах. Найти игрушки, в названии которых есть звук [ш]. (Матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машинка, шарик.)
Определение позиции звука [ш] в словах шарик, мишка, малыш.

Занятие 4

Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Фокус». Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по- середине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх.
Упражнение для губ
«Хобот слона». Округлить губы и вытянуть их вперед. Удерживать губы в таком положении под счет до 6.
Упражнения для языка
«Качели». Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем - нижней.
Кончик языка подвести под верхнюю губу, затем со щелканьем ото-рвать его.
«Чашечка».
- Приготовь «чашечку», я буду угощать тебя соком. Какой сок будешь пить?
- Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, затем приподнять кончик и боковые края языка вверх, в средней части языка должно образоваться углубление.
Развитие голоса, переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор поросят Наф-Нафа и Нуф-Нуфа». Произнесение слогов на-на-на, ны-ны-ны, ну-ну-ну, но-но-но со сменой ударения и интонации (боязливо, уверенно, сердито, спокойно).
Развитие фонематического восприятия
Найти картинки по теме «Одежда», в названии которых есть звук [ш]. Определение позиции звука [ш] в словах шапка, шарфик, рубашка, штаны, душ.
Расставить картинки на наборном полотне. Предметы, в названии ко-торых звук слышится в начале слова, поставить на верхнюю полоску, на среднюю - те, в названиях которых звук в середине, на нижнюю - те, в названиях которых звук в конце.

Занятие 5

Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Сильный ветер гонит листочки». Положить широкий язык («лопа-той») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка».
Упражнение для губ
«Хобот большого слона и маленького слоненка». Чередование широкой и узкой «трубочки».
Упражнения для языка

«Едем на лошадке». Пощелкивание языком. Широкий кончик языка присасывается к небу и со щелканьем отрывается от него.
«Лепесток розы». Язык «чашечкой» снаружи, затем внутри рта. Сле-дить, чтобы боковые края языка были прижаты к верхним коренным зубам.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
«Разговор Бегемотиков». Произнесение слоговых сочетаний бда-бда, бдо-бдо, бду-бду, бды-бды; бда-бдо-бды, бда-бда-бду-бды со сменой интонации.
Развитие фонематического восприятия
Определение позиции звука [ш] в словах Шура, Маша, Наташа, кре-пыш, коротыш, глупыш, голыш.

Занятие 6

Упражнение для выработки продолжительного выдоха
«Ветер шумит». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум.
«Слоненок пьет водичку». Сделать «хоботок». Вдыхать и выдыхать воздух через рот.
Упражнения для губ
Повторение упражнений предыдущих занятий.
Выработка согласованных движений губ и языка. Губы вытянуть «трубочкой», а язык - «чашечкой» (снаружи рта).
Упражнения для языка
Повторение упражнений предыдущих занятий.
«Гармошка». Улыбнуться, приоткрыть рот. Приклеить язык к небу, затем, не опуская языка, закрывать и открывать рот. При повторении упражнения рот открывать все шире, а язык удерживать все дольше.
Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата и выработка согласованной работы губ и языка
Бегемотик Буби учится произносить слоги бди-бди-бди, бди-бде, бдя-бде, бде-бдя-бди.
Развитие фонематического восприятия
Выбор картинок, в названиях которых имеется звук [ш], из других картинок, в названиях которых - [с] и [ж]. Педагог произносит слова, а ребенок выбирает картинки, в названиях которых есть звук [ш].
Постановка звука [ш]
Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [ш]
Губы слегка округлены и вытянуты вперед «трубочкой». Зубы сближены на расстояние 1-2 мм. Кончик языка поднят «чашечкой», но не касается неба. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, а середина передней части языка образует полулунную щель с небом сразу за альвеолами. Мягкое небо поднято, голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя воздуха сильная. Если руку тыльной стороной приложить ко рту, то ощущается тепло.
Приемы работы по постановке звука [ш]
Слуховое восприятие звука. Создание слухового образа звука «Шумелочки». Звукоподражания
Шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев; шуршание сухого сена или соломы, бумаги; шипение гусака, змеи; шуршание мышей в норке, шин по мостовой; шум выходящего воздуха из проколотого шарика, паровоза, спускающего пар.
Формирование зрительного образа звука [ш]
Показ артикуляционного профиля. Уточнение положения губ, зубов и языка. Описание положения органов артикуляции.
Формирование ощущения положения органов артикуляции с помощью игрушек. Посмотри, как обезьянка поднимает язычок «чашечкой» за верхние зубы.
Показ правильной артикуляции звука [ш]. Обратить внимание ребенка на положение губ, зубов и языка.
Пластическое изображение формы языка кистями рук
Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой - небо.
Постановка звука [ш] по Р.И. Левиной (1965)
Постановка звука [ш] по подражанию
Поднять язык к верхней губе и равномерно, с силой выдыхать воздух, контролируя воздушную струю тыльной стороной ладони.
Добившись выхода теплой струи воздуха из положения языка у верхней губы, перевести язык за верхние зубы к небу при открытом рте. Губы округлить и вытянуть вперед, сблизить зубы на расстояние 1-2 мм и выдохнуть. Должен получиться звук [ш].
Постановка звука [ш] на базе звука [т]
Несколько раз произносить звук [т] с интервалом в 2-3 секунды. За-тем дается установка: язычок «стучит» не по зубам, а по бугорочкам (альвеолам). Звук [т] произносится на первых порах с придыханием, при этом к звуку взрыва примешивается слабый и короткий шипящий звук.
Губы округлить и вытянуть вперед, язык поднять к передней части неба. Боковые края языка прижать к коренным зубам. Переход от звука [т] к звуку [ш]: т-т-тшшшш. В дальнейшем шум удлиняется и освобождается от предшествующего звука [т].
Постановка звука [ш] на базе звука [р]
Произнести протяжно звук [р] без голоса или шепотом, постепенно убавляя силу выдоха, пока не прекратится вибрация и не появится слабое шипение. При повторных упражнениях звук [ш] получается без предшест-вующего произнесения глухого звука [р].
Шипение можно получить, если прикоснуться шпателем к нижней по-верхности языка, затормозив вибрацию языка.
Постановка звука [ш] на базе звука [с]
Установить язык за нижние зубы. Предложить ребенку произносить звук [с]. Одновременно шпателем или зондом поднимать язык кверху. Пальцами правой руки слегка нажать на щеки и выдвинуть губы вперед. Вместо свиста должно получиться шипение. Можно предложить ребенку повторять слоги са, со, сы, аса, асы, ас, ос с одновременным подниманием языка зондом или шпателем.
Постановка звука [ш] на базе звука [ч]
Произнести звук [ч] с последующим протяжным выдохом. Должна ощущаться теплая струя воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

Автоматизация звука [ш] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [ш] в открытых слогах

Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения проводятся с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера его речевого нарушения.
Развитие памяти, внимания
Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движе-нием пальцев рук.
Игровые задания «Пальчики шагают по столу»:
ша-ша, ша-ша;
ша-ша-ша, ша-ша-ша, ша-ша-ша;
ши-ши, ши-ши.
«Разговор мышки с мышонком». Произнесение слогов со сменой интонации:
ши-ши-ши, ши-ши-ши, ши-ши-ши;
ша-ши-шо-шу;
ши-ша-шо-шу.
- Какой слог лишний? Ша-ша-ша-ши, ша-ша-ша-са.
«Придумаем имена куклам». Ма...(ша), Да...(ша), Са...(ша), Ми...(ша), Ната...(ша), Катю...(ша).
- Дополни слог. Мы... (ши), малы... (ши), камы... (ши), пи... (шу).
- Какой слог пропущен? Ма...на (ши).
Анализ и синтез слогов
Какой первый звук в слоге ша? Назови второй звук.
Скучно одному звуку [ш]. Пригласим к нему звук [у]. Звук [ш] «под-ружился» со звуком [у]. Какой слог получился?
- Найди картинку, в названии которой есть слог шу. (Шуба, шут.)
Ознакомление с буквой ш

Занятие 2

Автоматизация звука [ш] в обратных слогах
Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом
Произнесение слогов иш-иш-иш, ыш-ыш-ыш, аш-аш-аш, ош-ош-ош, уш-уш-уш от имени героев сказки «Маша и медведь» (со сменой интонации).
Запоминание и воспроизведение слоговых рядов иш-ыш-аш, ыш-иш-аш, иш-ыш-аш-уш, ыш-иш-аш-уш
Анализ и синтез слогов
- Повтори слоги ша-ши-шо. Послушай еще раз. Ша-ши. Какой слог исчез из ряда? (Шо.) Шо-шу-ши-ша. Шо-шу-ши? (Ша.)
- Послушай и повтори слоги иш-иш-иш. Какой новый слог появился? Иш-иш-аш.
- Давай «подружим» два звука - гласный [а] и согласный [ш]. Какой слог получится, если первым станет звук [а], а рядом с ним - [ш].
Обозначить звуки цветовыми символами (кружочками красного и си-него цвета).
- Какой первый звук в слоге ыш? Какой второй звук?
- Назови второй звук в слоге ош?
Составление слогов иш, ыш, аш из букв разрезной азбуки.
Развитие фонематического восприятия
Игра «Речевое лото». Отбор картинок, в названиях которых есть звук [ш], из ряда других. Педагог называет слова, а ребенок находит картинки со звуком [ш].

Занятие 3

Автоматизация звука [ш] в слогах (интервокальное положение)
Развитие артикуляционной моторики
«Мышата шушукаются». Произнесение слоговых сочетаний ыши-ыши-ыши, аша-аша-аша, уша-уша-уша, иши-иши-иши, ошо-ошо-ошо, ашу-ашу-ашу, оши-иши-аши от имени мышат (с включением мимических упражнений).
Развитие фонематического восприятия
- Назови место звука в слогах ша, аш, аша. Где слышится звук [ш] в словах Шуня (кличка мышки), мышь, мышка?.
Чтение слогов ша, шо, ши
Развитие слуховой памяти и внимания
Выполнение инструкций из 2-3 действий.
- Подойди к шкафу. Возьми мышку. Поставь мышку между матрешкой и лошадкой, а потом сядь на место.

Занятие 4


Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом
Запоминание и воспроизведение слогового ряда в сочетании с движе-нием. Игровое упражнение «Мы - штангисты».
Шта-шта, шта-шта;
шту-шту-шту-шту (поднимаем и кладем штангу).
«Разговор Чебурашки и Неваляшки».
- Што-што-што. (сердито)
- Шты-шты-шты? (Добродушно. Ты почему такой сердитый?)
- Шта-што. (Ласково. Давай дружить.)
- Шта-што-шту? (Вопросительно. Согласен?)
- Шта-што-шту-шты. (Утвердительно. Согласен.)
Развитие фонематического восприятия
- Найди картинки, в названии которых есть звук [ш], и положи их к букве ш.
Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [ш] и [ж]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в двух-трех словах.
Чтение слогов уш, шу; ош, шо

Занятие 5

Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков
Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом
Игровое упражнение «Разговор мартышек». Запоминание и воспроизведение слогового ряда с включением мимических упражнений.
- Шма-шмо. (грустно)
- Шма-ишо-шму (с огорчением)
- Шма-шмо-шму-шмы? (вопросительно)
- Шна-шно. (обиженно)
- Шна-шно-шну. (одобрительно)
- Шна-шно-шну-шны! (радостно)
Игровое упражнение «Обезьянки чистят бананы». Согласование речи с движениями рук - имитацией движений обезьянок.
Шва-шво;
шва-шво-шву;
шва-шво-шву-швы.
Развитие фонематического восприятия
- Найди картинки, в названии которых есть звук [ш], и положи их к букве ш. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [ш] и [с]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в двух-трех словах.
Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов

Занятие № 6

Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных звуков
Развитие артикуляционной моторики
Работа над голосом и мимикой
Игровое задание «Разговор с инопланетянами».
- Шка-шко-шку. (удивленно)
- Шла-шле-шлю-шля. (с возмущением)
- Шпа-шпо-шпу-шпы. (с грустью)
- Шле-шля-шлю. (с опасением)
- Шми-шни-шпи! (радостно)
Развитие фонематического восприятия
- Подбери картинки к буквам. К букве ш положи картинки, в названиях которых есть звук [ш], к букве ж - картинки, в названиях которых есть звук [ж], к букве с - картинки, в названиях которых есть звук [с].
Педагог называет картинки, а ребенок выбирает нужную картинку и ставит рядом с соответствующей буквой.
Составление и чтение слогов
Задания, используемые на этапах автоматизации звука [ш]
в словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

ша, шо, шу, ши, ше
Произнеси слова правильно
Шар, шары, шапка, шайба, ниша, лапша, шашки, шалун, ваша, наша, каша, крыша, ишак, вешалка, мышата, лошадка, шахматы, шампиньоны.
Шофер, шорох, мешок, пушок, горшок, петушок, ремешок, гребешок, мышонок.
Шум, шут, шуба, шутка, мишутка, шуруп, чешуя.
Уши, шина, шипы, шило, шитье, мыши, ширма, ландыши, камыши, малыши, калоши, машина, пушица, тишина, ковшик, кувшин, кувшинка, машинист, горошина, шиповник.
Шея, шест, мишень, пшено, кушетка, ошейник, шелест, шершень, ка-мешек, мышеловка, шелковица.
Задания
Назови предметы. Отчетливо произнеси слова. Определи место звука в каждом слове.
Раздели на слоги слова шар, шапка, вешалка, шампиньоны.
Угадай задуманное мной слово. В этом слове первый слог ве, послед-ний - ка.
Собери слова из рассыпанных слогов. В слове есть такие слоги: ша, мы, та.
Рисунок 10. (См. цв. вклейку.) Дети: Миша, Маша, Даша, Луша, Ксюша, Леша, Паша, Саша, Алеша, Андрюша.
Как зовут девочек? Наташа выше Маши. Катюша в шапочке. Ксюша в шляпке. Кто выше - Миша или Паша? Кто старше - Леша или Андрюша? Кто меньше - Даша или Саша? У кого шайба? У кого шары? У кого на голове шляпка? У кого на шее шарф? У кого машинка? Кто стоит? Кто шагает?
Рисунок Швейная машинка, легковая машина, стиральная машина. Назови предметы одним словом. Как превратить слово машина в слово шина?
Повтори слова шаг, шаги, шажок, шагать. Эти слова называются родственными.
Вставь пропущенную букву и произнеси отчетливо слова.
...ар
...арф
...айба
... арики
Подскажи нужное слово.
Прыгун прыгает с... (шестом).
Поезд ведет... (машинист).
Дырку можно проколоть... (шилом).
Любуемся... (кувшинкой, ландышами).
Молоко нальем в... (кувшин).
Воду наливаем... (ковшиком).
Шофер управляет... (машиной).
Какой слог потерялся? Ти...на (тишина), ма...на (машина).
Назови слова со слогами ша, ши, шу.
Почему так называли куст и дерево - шиповник, шелковица? У ши-повника есть колючие шипы. На деревьях шелковиц выращивают гусениц шелкопряда (шелковичного червя). Гусеницы шелкопряда питаются листьями шелковицы. Они завивают коконы из шелковых нитей, в которых превращаются в куколки. Коконы распутывают и ткут шелковые ткани.
Автоматизация звука [ш] в словах со слогами
аш, уш, ош, иш, ыш, еш
Произнеси слова правильно
Башня, башенка, чашка, рубашка, ромашка, букашка, карандаш.
Душ, тушь, пушка, опушка, кукушка, игрушка, катушка, кормушка, ракушка, лягушка, подушка, кадушка, дедушка, бабушка, пушинка, тушканчик.
Финиш, домишко.
Мошка, кошка, крошка, окошки, горошек, лукошко, ладошка, картошка, окрошка.
Мышь, мышка, малыш, камыш, пышка, вышка, крышка, малышка, мартышка, покрышка.
Орешки, крепыш, погремушка.
Задания
Скажи ласково. Вишня - вишенка, кошка - кошечка, мышь - мышка.
Какая буква заблудилась в этих словах? Котка, мотка, мытка, шишка.
Почему так назвали первое блюдо - окрошка?
Ребус. Чайник, автобус, шуба, куст, апельсин. Назови предметы. Выдели первый звук в названии предметов. Составь слово из этих звуков. (Чашка.)
Автоматизация звука [ш] в словах со стечением согласных
Произнеси слова правильно
Штаб, штанга, штаны, штабель, штамп, штопка, штора, штопор, штурвал, штучка, штык.
Шкаф, шкатулка.
Шляпа, шлем, шлюпка.
Школа, школьник.
Шпалы, шпагат.
Задания
Замени в слове шпиль звук [п"] на звук [т"]. Какое слово получилось? (Штиль.)
Слоговая цепочка. Мышка - катушка - кадушка.
Скажи ласково. Шляпа - шляпка, шуба - шубка, штаны - штанишки, рубашка - рубашечка, шишка - шишечка, шапка - шапочка, мышь - мышка, шар - шарик, катушка - катушечка.
Подбери рифмы. Картинки и слова. Два столбца рисунков.
Мышь - тишь, кошка - мошка, крошка - кошка - морошка, ка-душка - катушка - подушка - подружка, избушка - кадушка, игрушка - кукушка, подушка - лягушка, мишка - мышка, шишка - Тишка, пушки - ушки, сушки - мушки, старушка - ватрушка, окошко - лукошко, окрошка - картошка, петушок - гребешок.
«Правильно ли это?» Стреляют сушки, пекут пушки. На болоте растет кошка, под столом сидит морошка. На дереве - игрушки, а в руках детей - кукушки.
«Бесполезные и полезные советы старухи Шапокляк». Солите лягушек в кадушках. Положите кукушку спать на подушку. Бросайте катушки в окна избушки. Положите мошку в лукошко. Не сорите в избушке. Солите волнушки в кадушке. Угостите старушку ватрушкой. Не губите лягушек! Берегите кукушек!
Повторите сначала полезные советы. Почему остальные советы можно назвать бесполезными?
Что лишнее?
Составь из букв имя девочки и названия ее одежды.
А, К, А, П, М, Ш, Б, Л, У, Р, Ф.
- Какая буква потерялась? ...мель, рома...ка, карто...ка.
- Чем отличаются эти слова? Мошка - кошка. Шляпка - шлюпка. Шубка - шутка. Шпала - лапша. Чем они похожи?
«Что куда?» Волнушки в... (кадушку), перышки в... (подушку).
«Что кому?» Малышу - погремушку, детишкам - игрушки, старушке - ватрушки, Машеньке - вишенки, Мишеньке - штанишки, рубашку, лягушке - мошку, Чебурашке - ромашку, петушку - зернышки.
Автоматизация звука [ш] в словосочетаниях
Дополни слово.
Шерстяной..., шерстяная..., шерстяное..., шерстяные..., пушистый..., пушистая..., пушистое..., пушистые..., большой..., душистый..., широкий..., хороший... .
Подбери нужные слова.
Что ты делаешь? Скажи о себе. Я... (шагаю, дышу, машу); музыку... (слушаю); ложкой суп... (мешаю); задачи... (решаю); иголкой... (шью).
Скажи о Мише. Миша, ты глазами... (смотришь, моргаешь, глядишь); ушами... (слушаешь); ногами... (идешь, ходишь, бегаешь, шагаешь); руками... (ловишь, бросаешь, машешь, делаешь); дверь... (открываешь, закрываешь); мячик... (ловишь); с куклой (играешь); карандашом... (рисуешь); на машине... (едешь); в самолете... (летишь).
Представь, что мама послала Машу в магазин. Мы будем угадывать, что она делает, и говорить ей об этом. Ты в магазин... (заходишь), продукты... (выбираешь), деньги... (платишь), продукты в сумку... (кладешь), домой... (приносишь), из сумки... (выкладываешь), в холодильник... (кладешь).
Скажи о себе. Я письмо... (напишу), дырочку на платье... (зашью).
Автоматизация звука [ш] в предложениях и в связной речи
Предложения из двух слов
Ребятишки шумят. Мышка шуршит. Наташа пишет. Миша - шалун. Ксюша большая.
Предложения из трех слов
Кошка догоняет мышку. Катюша покупает шахматы. Петушок клюет вишни. Машенька ест шоколад. Паша чинит вешалку. Кошка опрокинула кувшин. Наташа нашла камешек. Машеньке подарили шарф.
Составь предложения из трех слов со следующими словами: шишка, кукушка, Миша, машина, верхушка.
Если бы ты был художником, что смог бы нарисовать со звуком [ш]?
Предложения из четырех-пяти и более слов
Тетя Даша шьет рубашку. Бабушка штопает Мишины штанишки. Дядя Паша пашет пашню. Маша надевает Мишке рубашку и штанишки. У машины резиновые шины.
Сидит букашка на большой ромашке. Волнушки солят в кадушке. На лесной опушке квакают лягушки. На мышку упала шишка. На дорожке рассыпали горошек.
Мишка сидит в машине. Мышка попала в мышеловку. Лягушка прыгнула на кувшинку. Наташа играет с мишкой. Дедушка играет в шашки с Мишей. Дедушка лежит на кушетке. Маша вешает шубу в шкаф. Луша под душем мыла шею и уши. Бабушка с Аленушкой присели на бревнышко.
Предложения с союзами а, и
Даша и Паша играют в шахматы. У Аленушки лукошко, а у Машеньки кружка. Паша построил башенку, а Миша - домик с крышей. Кашу едят ложкой, а компот пьют из чашки. Дашенька играет с матрешкой, а Миша - с машинкой. Аленушка взяла плошку и покормила кошку. Яша вышел на опушку и увидел там кукушку.
Задания
Распространение предложений.
Что делает Даша? Даша шьет.
Что шьет Даша? Даша шьет штанишки.
На чем шьет Даша? Даша шьет штанишки на швейной машинке.
Кому Даша шьет штанишки? Даша шьет штанишки мишке на швейной машинке.
Дополни предложения.
У зайчишки длинные... (ушки). Вот сидит лягушка, зелененькое... (брюшко). Малыши шагают в... (школу). Хорош пирожок, внутри... (творожок). Грибы в кадушке, дедушка в... (избушке).
Назови лишнее слово в предложении.
На шиповнике колючие шипы, шмели. На кувшинке сидит лягушка, кадушка. Кошка катает катушку, погремушку.
К кому можно так обратиться? Прошу вас, сделайте для меня... . Прошу вас, помогите, пожалуйста, ... . Обратись ко мне с просьбой.
Небывальщина. Рисунок 14. (См. цв. вклейку.) Кукушка в капюшоне. Кошка управляет машиной. Лягушка в воздухе на воздушном шаре. Мышка в шляпе. Лошадка в сапожках. Мишка танцует с мышкой. Мышка ловит кошку.
Придумай предложения-небылицы.
«Учимся размышлять».
Развитие познавательных процессов.
Найди различия.
Рисунок Маша-растеряша и девочка, одетая правильно. Одежда на девочках. Шарф, шапка, шнурки на сапожках, шуба, варежки.
Без чего не сможет Маша выйти на прогулку зимой? На пляж? Что наденет Маша в детский сад?
Рисунок 16. (См. цв. вклейку.) Кошки разной масти, мышка, шкаф. Кошка на шкафу, под шкафом, за шкафом.
Где сидит полосатая кошка? Где находится рыжая кошка? Откуда выглядывает мышка?
Темы для составления рассказов и сказок
«Птицы». Почему они так называются? Шилоклювка, шилохвост, широконоска, широкохвостка, широкорот, пересмешник, каменушка. камнешарка, камышовка, камышница. Какая птица сидит выше других? Какая птица находится слева, какая - справа?
«В гостях у Чебурашки». Опорные слова: Чебурашка, Мишутка, мартышка, Неваляшка, Матрешка, Петрушка, ландыш, ромашка.
«Приключения Шарика и Пушка». Опорные слова: тележка, избушка, дедушка, бабушка, ватрушка, Аленушка, шалаш, речушка, ракушка.
«Мишутка Торопыжка ищет себе друзей». Опорные слова: мышка, шишка, лягушка, шмель, ежонок послушный, ежонок непослушный.
«Как мишка Топтыжка гостил в детском саду». Опорные слова: Наташа, Маша, неваляшка, матрешка, машинка, шарик, шалить, шум, шкаф, книжки.
«Теремок». Сочини свою сказку про теремок. Используй слова лягушка-квакушка, мышка-норушка, петушок - золотой гребешок, зайчишка-трусишка.

Конспекты логопедических занятий

Автоматизация звука [ш] на основе сюжета

«День рождения куклы Маши»
Материал: игрушки (кукла Маша, Мишка, Матрешка, Петрушка, кошка, мышка, лошадка, Неваляшка); предметные картинки (вишня, машина, катушка, подушка, шапка, шкаф и др.); цветовые символы звуков, звукобуквенный город, кассы, наборное полотно.
Ход занятия
Оргмомент
Принесли мы вам подарки.
Кто захочет, тот возьмет.
Вот вам кукла с яркой лентой,
Неваляшка, самолет.

Изобразите действия заводных игрушек: кукла шагает, Мишка танцует, Неваляшка качается, лошадка скачет.
Сообщение темы занятия
Вносится кукла. Это - Маша.
Звук [ш] произносится акцентированно.
- Вспомните имена, в которых есть звук [ш]. (Саша, Наташа, Катюша, Ксюша.) Скажите ласково имя Маша. (Машенька.) Сегодня Машенька приглашает нас на свой день рождения. Мы побываем у нее в гостях и познакомимся с новым звуком [ш].

Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам
- Машенька еще не умеет произносить звук [ш], давайте ее научим. Что делают наши губы, когда произносим этот звук? (Вытягиваются тру-бочкой.) Где находится язычок? Какой он - узкий или широкий? (Язык широкий, «чашечкой».) Как мы произносим звук [ш] - с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук [ш]? Загибайте пальчики и повторяйте, какой звук [ш]. (Согласный, твердый, глухой.)
Обозначение звука [ш] цветовым символом.

Произношение звука [ш] в слогах
- Услышали мышки про Машин день рождения и зашептались: «Ша-шо-ши (вопросительно - пригласит ли их Маша на день рождения). Шу-шо-шу (с просьбой). Шта-што-шту (утвердительно). Шва-шво-швы (радостно)».
Произношение звука [ш] в словах. Определение позиции звука. Падежное управление
- Кого пригласила Маша на день рождения?
Выставляются игрушки (Петушок, Петрушка, Матрешка, Неваляшка, мышка с мышатами, Мишутка, кошка, собачка Шарик). Определение позиции звука [ш].
- Что подарили гости Машеньке? Сначала назовите подарки, в названии которых звук [ш] слышится в начале слова. (Шарик, шапочку, шоколадку, шарфик, шубку, шторы.) А теперь - со звуком [ш] в середине слова. (Машинку, лягушку, чашку, вишенки, погремушку, катушку, книжку.) И еще назовите подарки, в названии которых звук [ш] слышится в конце слова. (Ковш, карандаш, брошь.)
Развитие фонематического восприятия. Звукослоговой анализ слов Маша, каша
- Машенька предлагает нам поиграть в игры «Звук потерялся», «Звук заблудился». Какой звук потерялся в словах мы...ка, ко...ка, лягу...ка, мо...ка?
Дети называют пропущенный звук и все слово.
- Какой звук заблудился и встал не на свое место, какой звук потерялся в следующих словах: ткаф, мытка, ката, мата? (Звук [т] заблудился и встал на место звука [ш], который исчез. «Правильные» слова - шкаф, мышка, каша, Маша.) Покажем Маше, как мы обозначаем звуки кружочками. А чем мы обозначаем слова, слоги?
Дети выкладывают схемы слов Маша, каша.
- Чем отличаются эти слова? Чем они похожи?
Физминутка
Дети играют в игру «Кот и мыши».

Произношение звука [ш] в предложениях. Дополнение предложений
- Мишутка предлагает поиграть в игру «Подскажи слово». Он называет два слова, а вы добавьте еще одно слово, чтобы получилось предложение. Маша - кашу. (Любит. Маша любит кашу.) Миша - шубу. (Миша носит шубу.) Лягушка - мошку. (Лягушка съела мошку.) Кошка - мышку. (Кошка поймала мышку.)
Определение количества слов в предложениях.
Звук [ш] в связной речи
- Начали гости разные истории рассказывать. Послушайте, что рас-сказала Неваляшка о своей подружке Наташе. Подарить Наташа мишка. Наташа гулять с мишка. Она надевать на мишка штанишки. Наташа лю-бить мишка.
Дети восстанавливают, исправляют и пересказывают текст.
Чтение слогов ша, шу, шо, ши
- Запомните, буква ш никогда не дружит с буквой ы, а дружит только с буквой и. «Букву ш пиши с и!»
Работа с разрезной азбукой. Составить слово шина.
- Какого слога не хватает в этом слове, чтобы получилось новое слово машина? (Слога ма.) Составьте слово Маша.
Итог занятия

Автоматизация звука [ш] на основе сюжета сказки «Приключения Зайчишки-трусишки»

Материал: игрушки (Мишка-шалунишка, Зайчишка-трусишка, Ля-гушка-попрыгушка, Мышка-норушка); предметные картинки (кукушка, шмель, вишни, ромашки, ландыши, кувшинки, кашка, волнушки, сыроежки, кубышки); изображения деревьев, избушки, символы звуков и слов, разрезная азбука.
Ход занятия
Оргмомент
Психофизическая гимнастика.
Показываются игрушки.
- Это Мишка-шалунишка, Зайчишка-трусишка, Лягушка-квакушка-попрыгушка, Мышка-норушка. Изобразите мимикой и жестами движения персонажей.
Сообщение темы занятия. Характеристика звука [ш] по артикуляционным и акустическим признакам
- Какой одинаковый звук вы услышали в именах наших гостей? (Звук [ш].) Сегодня будем вместе с ними повторять звук [ш]. Какой это звук?
Дети дают характеристику звука [ш].
Произношение звука [ш] в слогах. Анализ и синтез слова шум
- Зайчишка-трусишка бежал к нам и прислушивался. А лес шумел: «Аш-ош-уш-ши! (Зайчишка насторожился.) Шта-што-шту-шты! (Трусишка испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу-шу-шу». И Зайчишка-трусишка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев? (Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.) «Разбросайте» звуки слова шум. Сколько звуков в нем?
Произношение звука [ш] в словах
- Зайчишка-трусишка выбежал из леса и к нам прибежал. Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.
Выставляются картинки разнообразных цветов. На опушке росли... (ромашки, ландыши, кашка), на речке... (кувшинки, кубышки). Угадайте по звукам [ш], [м"], [э], [л"], кто сидел на ромашке? (Шмель.) На берегу речушки Зайчишка-трусишка увидел... (камешки), на сосне - ... (шишки), на орешнике - ... (орешки). Под кустом росли... (волнушки, сыроежки). Какую птицу увидел Зайчишка-трусишка на дереве? (Кукушку.)
Определение позиции звука [ш] в словах. Подбор рифм
- Зайчишка-трусишка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина... (машина), кошка... (мошка), лягушка... (подушка), мушка... (пушка), мышка... (мишка). Где слышится звук [ш] в этих словах? (В середине слов.) А вот и Мишка-шалунишка. Он будет читать вам «перепутанные» стихи, а вы слушайте и сразу же исправляйте ошибки.
С другом мы играли в чашки... (в шашки).
Пили чай из белой шашки... (чашки).
Вылезла из норки шишка... (мышка).
На нее упала мышка... (шишка).
Под кустом сидели шишки... (мышки).
На сосне висели мышки... (шишки).
В воздухе летала кошка... (мошка).
Молоко лакала мошка... (кошка).
На столе стояла кошка... (плошка).
На полу сидела плошка... (кошка).
Произношение звука [ш] в предложениях. Анализ состава предложения
- Мишка-шалунишка напридумывал «путаниц» не только в стихах, но и в предложениях. «Рельсы лежат на лапше». На чем лежат рельсы? (Рельсы лежат на шпалах.) Чем похожи слова шпала, лапша? А теперь исправим и остальные его предложения-путаницы. «Наташа носит шлюпку». (Наташа носит шляпку.) «Дедушка играет на машине». (Дедушка играет на гармошке.) «Мышка ловит кошку». (Кошка ловит мышку.) Придумайте сами предложения-путаницы. Покажите Мишке-шалунишке, чем мы обозначим предложение, слова.
Анализ предложения.
Практическое усвоение приставочных глаголов
- Послушайте рассказ Мишки-шалунишки о том, как он к нам шел.
Логопед говорит от имени Мишки-шалунишки, а дети помогают вести рассказ.
- Я по лесу шел и волнушку... (нашел). Дальше я в лес... (пошел), в чащу леса... (зашел) и к избушке... (подошел), потом в избушку... (зашел), ничего там не... (нашел), дальше... (пошел). К дереву я... (подошел), там я сладкий мед... (нашел). По дорожке... (пошел) и к вам на занятие... (пришел).
Физминутка
- А теперь слушайте стихотворение и выполняйте действия.

Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли.
Дети дальше побежали и лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка - глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки, комары да мушки!

Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек, а затем приглашают Лягушку-попрыгушку на занятие.
Произношение звука [ш] в стихотворениях
- Лягушка-попрыгушка решила рассказать нам о том, что недавно произошло с Мишкой-шалунишкой.

Белка с ветки в свой домишко.
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка:
На носу вскочила шишка!

Дети повторяют стихотворение совместно с логопедом.
Чтение и преобразование слов. Звукобуквенный анализ слова мишка
- Какие похожие слова вы услышали? (Мишка, шишка.) Обозначьте слово мишка кружочками. Сколько в нем слогов, звуков? Составьте это слово из букв разрезной азбуки. А теперь составьте новые слова, заменяя буквы в слове мишка. (Мышка, мушка, мошка, кошка.)
Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил»
- А вот и Мышка-норушка. С кем она? (С мышонком Мышей.) Она хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внима-тельно и запоминайте слова со звуком [ш]. Чтение сказки.
Развитие фонематических представлений
- Кто запомнил слова со звуком [ш]? Назовите их.
Ответы детей.
Составление слов из букв разрезной азбуки по желанию детей
Итог занятия

Тарасова Елена Геннадьевна

Должность:

учитель-логопед

Учреждение:

ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна Иркутской области

Логопедическое занятие

Аннотация: В работе предлагается логопедическое занятие по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях на материале игр и упражнений, способствующих коррекции и развитию психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Класс: 1

Речевое заключение: Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести с нарушением звукопроизношения по типу дислалии (шипящий сигматизм) при умственной отсталости.

Тема: Звук и буква [Ш]

Цель:

Автоматизация звука [Ш] на материале игр и упражнений на развитие психических процессов.

Задачи:

Закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах и предложениях.

Корригировать и развивать произвольное внимание через упражнения в нахождении общих и отличительных признаков предметов.

Воспитывать положительную мотивацию к занятиям через игровые формы его проведения.

Оборудование: кукла Золушка, мягкие игрушки (петушок, кошка, мышка, лягушка, мишка), плакат "Чудо дерево", карета, предметные картинки, схемы «место звука [Ш] в слове», компьютер, мультфильм Уолта Диснея "Золушка", карточки для развития зрительного восприятия, мяч.

Ход занятия:

I . Орг. момент

Ребята, сегодня к нам в гости пришла героиня сказки (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус, короны), прочитайте её имя

Золушка

Назовите пятую букву в её имени?

II . Разбор артикуляции

(губы трубочкой, зубы вместе, язычок поднимается вверх, но к зубам не прижимается, воздушная струя тёплая)

III . Характеристика звука

Дайте характеристику звуку (согласный, шипящий, твёрдый, глухой)

VI . Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

4. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

5. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

V . Основная часть

Послушайте историю Золушки (включается фрагмент мультфильма, где мачеха и сестры уезжают на бал, а Золушка, заплакав, убегает).

В своей комнате Золушка долго плакала, а потом решила попросить помощи.

Давайте отправимся вместе с ней и поможем Золушке собраться на бал. Вам нужно будет запомнить всех, у кого она побывала.

1. «Съедобное – не съедобное» (игра с мячом)

А вы хотели бы помочь ей?

Для этого нам нужно правильно произносить звук [Ш], красиво говорить и быстро выполнять все задания.

Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому пришла Золушка

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Я буду кидать Вам мяч и называю разные предметы, Вы ловите его, повторяете его название. Если названный предмет можно употреблять в пищу, вы говорите «съедобный», если нет - «несъедобный»

Слова: шишка, шар, шоколадка, шарф, шуруп, каша, шкатулка, шуба, шашлык, ватрушка, картошка, кувшин, груша, плюшка (После выполнения у Золушки появляется новое платье).

2. Упражнение в классификации

Отгадайте загадку и узнаете, к кому второму пришла Золушка

Мордочка усатая, шубка полосатая

Молоком питается. Как называется? …кошка (появляется игрушка).

Кошка предлагает Вам группы картинок. Назовите картинки (выдаются каждому ребёнку:

1. Неваляшка, кукла, шары, машинка, робот, самолёт, матрёшка.

2. Шуба, рубашка, юбка, платье, шорты, штаны.

3.Лошадка, мышка, тигр, кошка, жираф, собака.)

Как эти предметы можно назвать одним словом? (Игрушки, одежда, животные)

Выберете только те предметы, в названии которых встречается звук [Ш].

Определите место звука [Ш] в словах, подберите нужную схему.

(после выполнения задания у Золушки появляются туфли).

3. Упражнение "Чудо дерево"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому третьему пришла Золушка.

Добрый он, большой, лохматый.

Его знаете ребята.

Он в берлоге спит зимой под высокою сосной.

Он не слон и не мартышка.

Это косолапый … мишка (появляется игрушка)

Мишка рад помочь Золушке, но для этого нужно выполнить задание: на волшебном дереве выросли картинки.

Назовите их одним словом.

Посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.

В благодарность за то, что вы выполнили задание, Мишка дарит Золушке корону.

4. Динамическая пауза

Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, выполним упражнение «Горошек растёт» (с музыкальным сопровождением).

Сейчас я превращу вас в горошинки. Посадили горошинки в землю (присаживаемся). Солнышко светит и согревает вас, вы начинаете расти (поднимаем руки вверх и начинаем приподниматься). Растём! Растём! Растём! Выросли! (поднимаемся на носочки и тянем вверх руки). Превращайтесь в детей и возвращайтесь на свои места.

5. Упражнение на развитие внимания "Посмотри внимательно"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому четвертому пришла Золушка и для кого мы вырастили горошек.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это? … петушок (появляется игрушка)

Петушок приготовил для Золушки задание:

Посмотрите внимательно,

Поразмыслите не спеша,

И отыщете обязательно

Шесть вещей со звуком [Ш].

А теперь сравните мальчиков: предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими признаками.

Посмотрите на карточку и посчитайте: сколько здесь шарфов, шапок и шуб.

Сколько ребят мы сможем одеть для зимней прогулки, так чтобы у каждого ребёнка была шапка, шуба и шарф?

Петушок благодарит Вас за правильно выполненные задания и дарит Золушке бусы.

Физ. минутка

Пока Петушок нёс подарок, все бусинки перемешались, давайте поможем перебрать их по цвету (ученики перебирают бусинки под музыку).

6. Дидактическая игра "Подбери по форме"

Посмотрите на нашу Золушку, готова ли она к балу.

Мы помогли Золушке собраться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него? Отгадайте загадку и узнаете, кто ей поможет:

На полянке и опушке

Нас всегда везде найдете

Мы зеленые квакушки

Лупоглазые … лягушки (появляется игрушка)

Что подарила Лягушка Золушке вы узнаете, если соберете слово, поставив цифры в той последовательности, какой они идут при счете.

Прочитайте слово КАРЕТА

Карета непростая, а волшебная. Какие геометрические фигуры вы видите в её окошечках. Вы должны найти картинки, похожие на треугольник, квадрат и прямоугольник. Среди выбранных Вами картинок найдите те, в названии которых встречается звук [Ш], и пометить их в окошки. Только после этого карета сможет поехать.

6. Упражнение на развитие долговременной памяти

Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним всех, кто помог ей собраться. Кто был первый, второй, третий, четвертый, пятый? (по мере называния игрушки выставляются на столе).

VI . Итог

Включается фрагмент мультфильма, где Золушка танцует на балу.

Ребята, Вы помогли Золушке?

Что Вы для этого делали?