Болезни Военный билет Призыв

Занимательная физика. Можно ли превратить воду из проводника в диэлектрик? Откуда плывет лодка

На этой странице я буду собирать известные мне книги по занимательной физике: книги, которые есть у меня дома, ссылки на рассказы и обзоры о таких книгах.

Добавляйте, пожалуйста и вы в комментариях, какие занимательные научные книжки знаете.

Н.М. Зубкова «Вкусная наука» — Опыты и эксперименты на кухне для детей от 5 до 9 лет. Простенькая тоненькая книжечка. Я бы возраст понизила, слишком простые и известные эксперименты, типа плавания яйца в солёно воде и заворачивания мороженого в шубу. В основном ответы на детские «почему?». Хотя, может, я излишне требовательна) Так, в принципе, всё симпатично и понятно)

Л. Генденштейн и др. «Механика» — книга из моего детства. В ней в форме комиксов друзья знакомятся с законами механики. Знакомство это происходит в игре, в разговоре, в общем, между делом. Мне очень она нравилась тогда, да и сейчас. Может, как раз с нее и началось мое увлечение физикой?

«Детская энциклопедия» . Этот талмуд тоже из моего детства. В нем 5 томов. Есть и про искусство, и про географию, биологию, историю. А этот по естествознанию. Сколько раз его открываю, столько убеждаюсь, что прежние энциклопедии, не то, что нынешние. Рисунки правда черно-белые (в основном), но информации куда больше.

А. В. Лукьянова «Настоящая физика для мальчиков и девочек» . Первая книга по физике, которую я купила уже сама. Что сказать? Сразу не впечатлила. Книга большого формата, рисунки красивые, бумага плотная, цена большая. А по существу, мало. Но, в принципе, читать можно, с ребенком картинки рассматривать.

А. Дмитриев «Дедушкин сундук» . Вот эта маленькая брошюрка нравится мне гораздо больше. Почти самиздат по оформлению, но все опыты, научные игрушки описаны очень доступно и просто.

Том Тит «Научные забавы» . Везде эту книгу очень хвалят, а мне тоже не очень понравилась. Опыты, да, интересные. Но объяснения нет. А без объяснения как-то скудно получается.

Я. Перельман «Занимательная механика» , «Физика на каждом шагу» , «Занимательная физика » . Перельман, конечно, классика жанра. Правда его книги не для самых маленьких)

Бруно Донат «Физика в играх» . Похоже на Тома Тита, только как-то легче на мое восприятие и объяснения всех опытов и игр приведены.

Л.А. Сикорук «Физика для малышей» . Похоже чем-то на мою «Механику» Генденштейна из детства. Нет, тут не комиксы, но знакомство с физическими законами природы идет в беседе и между делом. В продаже я эту книжку не нашла, потому она у меня только в распечатке.

Надежда Лифанова
Проект «Занимательная физика»

Проект для детей старшего дошкольного возраста

«Занимательная физика »

Цель проекта : Познакомить детей с наукой – физикой , физическими явлениями на основе опытно-экспериментальной деятельности.

Используемые материалы : отрывки из книг Акима Милованова «Физика малышам » , Елены Качур «Детская энциклопедия с Чевостиком «Увлекательная физика » , А Кузнецова «Разговоры по утрам или физика для малышей » , Л. Л. Сикорук «Физика для малышей » .

Работа с родителями : Привлекать родителей к активному участию в проекте .

Список предполагаемых опытов для проведения родителями дома с детьми :

Опыт с определением уровня воды.

Опыт с застыванием сахара «Цветные леденцы» .

Сила трения в быту.

Альбомы для рисования водой.

Сделать календарь роста и веса ребёнка от рождения до окончания проекта .

Привлекать детей к взвешиванию продуктов для приготовления пищи.

Ровно ли стоит мебель в доме?

Преодоление веса в воде «Легко ли нам плавать?»

Катание в лодке.

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Изготовление и запуск воздушного змея.

Экскурсия в планетарий.

Учить безопасному поведению в быту при пользовании электроприборами и на солнце.

План работы на октябрь в рамках проекта «Занимательная физика »

недели Тема Задачи

1 Вводное занятие : «Что такое физика Познакомить детей с понятиями «наука» , «физика » , «учёные» , известными учёными-физиками . Вызвать интерес к данной науке, желание познать её законы.

2 «Тело и вещество» . Дать детям практические знания о том, что все предметы в физике называются тело , а характеристики предметов (то, из чего состоят предметы) – вещество.

3 «Жидкости, газы и твёрдые тела» .

Познакомить детей со свойствами твёрдых, жидких и газообразных тел.

4 «Почему дует ветер?» Дать детям практические знания о том, как возникает ветер.

План работы на ноябрь

недели Тема Задачи

1 «Свойства твёрдых, жидких и газообразных тел» Познакомить детей со свойствами твёрдых, жидких и газообразных форм.

2 «Пар – это тоже вода! Или почему идёт дождь?» Дать детям практические знания о том, что такое испарение. Рассказать о круговороте воды в природе.

3 «Почему идёт снег?» Дать детям практические знания о процессе замерзания . Познакомить с молекулой воды.

4 «Лёд замёрз или зачем нам сила трения?» Познакомить детей с силой трения.

План работы на декабрь

Тема Задачи

1

2 «Капиллярные силы и цветные чудеса» Познакомить детей с капиллярными силами воды. Дать практические знания о капиллярных силах воды.

План работы на январь

Тема Задачи

3 «Секреты земного притяжения. Вес или закон всемирного тяготения» «вес» и значении веса в физике – земном притяжении . Дать практические знания о весе и его использовании в быту.

4 «Секреты земного притяжения. Центр тяжести» . Дать детям практические знания о том, что такое центр тяжести.

План работы на февраль

Тема Задачи

1 «Секреты земного притяжения. Устойчивость» . Дать детям практические знания о том, что такое устойчивость.

2 «Преодоление веса в воде. Гидравлика» . Познакомить детей с понятием «гидравлика» . Дать практические представления о преодолении веса в воде.

3 «Преодоление веса в воздухе» . Дать детям практические представления о преодолении веса в воздухе.

4 «Преодоление веса в космосе» . Дать детям практические представления о преодолении веса в космическом пространстве.

План работы на март

Тема Задачи

1 «Рассказ Ветерка о Звуке» Познакомить детей с понятием «звук» .

2 «Звук или зачем Зайке длинные уши?» Дать детям практические знания о значении звука.

3 «Как аукнется, так и откликнется!» Дать детям знание о том, что такое «эхо» . Познакомить со свойствами звука.

4 «Рассказ Радио об электрическом токе» . Познакомить детей с понятиями «электричество» , «ток» . Познакомить со свойствами тока.

План работы на апрель

Тема Задачи

1 «Электричество в быту» Дать детям практические знания об электричестве в быту, научить правилам безопасности при пользовании электроприборами.

2 «Что такое магнетизм?» Дать практические знания о магнетизме предметов.

3 «Что такое оптика? Или Тайны Света» . Познакомить детей с разделом физики – оптикой . Дать знания об отражении света.

4 «Я на солнышке лежу! Или зачем мы носим солнечные очки?» Дать детям практические знания о силе солнечного света. Научить правилам безопасности на солнце.

Итог проекта :

1. Вызвать устойчивый познавательный интерес к окружающему миру, природе вещей у детей и родителей.

2. Дать практические знания и научить применять эти знания в жизни о воде, весе, свете, звуке, электричестве.

Примечание : Третья и четвёртая неделя декабря и первая и вторая недели января посвящены Новогоднему мини-проекту «Новый год у ворот и Тайна Рождества» .


Я. И. Перельман

Занимательная физика

ОТ РЕДАКЦИИ

Предлагаемое издание “Занимательной физики” Я.И. Перельмана повторяет четыре предыдущих. Автор в течение многих лет работал над книгой, совершенствуя текст и дополняя его, и в последний раз при жизни автора книга вышла в 1936 г. (тринадцатое издание). Выпуская последующие издания, редакция не ставила своей целью коренную переработку текста или существенные дополнения: автор так подобрал основное содержание “Занимательной физики”, что оно, иллюстрируя, и углубляя основные сведения из физики, не устарело до сих пор. Кроме того, времени после 1936г. прошло уже так много, что желание отразить новейшие достижения физики привело бы и к значительному увеличению книги, и к изменению ее “лица”. Например, авторский текст о принципах космических полетов не устарел, а фактического материала в этой области уже так много, что можно только адресовать читателя к другим книгам, специально посвященным этой теме.

Четырнадцатое и пятнадцатое издания (1947 и 1949 гг.) вышли под редакцией проф. А. Б. Млодзеевского. В подготовке шестнадцатого издания (1959 – 1960 гг.) принял участие доц. В.А.Угаров. При редактировании всех изданий, вышедших без автора, лишь заменены устаревшие цифры, изъяты не оправдавшие себя проекты, сделаны отдельные дополнения и примечания.

В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”, т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.

Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.

Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода сборников, в “Занимательной физике” весьма мало места отводится описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования. Главная цель “Занимательной физики” – возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в следующих словах: “Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, – напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно” [В. И. Ленин. Собр. соч., изд. 4, т. 5, стр. 285.].

Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.

“Занимательная физика” “родилась” четверть века назад и была первенцем в многочисленной книжной семье ее автора, насчитывающей сейчас несколько десятков членов.

“Занимательной физике” посчастливилось проникнуть – как свидетельствуют письма читателей – в самые глухие уголки Союза.

Значительное распространение книги, свидетельствующее о живом интересе широких кругов к физическим знаниям, налагает на автора серьезную ответственность за качество ее материала. Сознанием этой ответственности объясняются многочисленные изменения и дополнения в тексте “Занимательной физики” при повторных изданиях. Книга, можно сказать, писалась в течение всех 25 лет ее существования. В последнем издании от текста первого сохранена едва половина, а от иллюстраций – почти ни одной.

К автору поступали от иных читателей просьбы воздерживаться от переработки текста, чтобы не вынуждать их “из-за десятка новых страниц приобретать каждое повторное издание”. Едва ли подобные соображения могут освободить автора от обязанности всемерно улучшать свой труд. “Занимательная физика” не художественное произведение, а сочинение научное, хотя и популярное. Ее предмет – физика – даже в начальных своих основаниях непрестанно обогащается свежим материалом, и книга должна периодически включать его в свой текст.

С другой стороны, приходится нередко слышать упреки в том, что “Занимательная физика” не уделяет места таким темам, как новейшие успехи радиотехники, расщепление атомного ядра, современные физические теории и т. п. Упреки такого рода – плод недоразумения. “Занимательная физика” имеет вполне определенную целевую установку; рассмотрение же этих вопросов – задача иных сочинений.

Я. И. Перельман

Занимательная физика

ОТ РЕДАКЦИИ

Предлагаемое издание “Занимательной физики” Я.И. Перельмана повторяет четыре предыдущих. Автор в течение многих лет работал над книгой, совершенствуя текст и дополняя его, и в последний раз при жизни автора книга вышла в 1936 г. (тринадцатое издание). Выпуская последующие издания, редакция не ставила своей целью коренную переработку текста или существенные дополнения: автор так подобрал основное содержание “Занимательной физики”, что оно, иллюстрируя, и углубляя основные сведения из физики, не устарело до сих пор. Кроме того, времени после 1936г. прошло уже так много, что желание отразить новейшие достижения физики привело бы и к значительному увеличению книги, и к изменению ее “лица”. Например, авторский текст о принципах космических полетов не устарел, а фактического материала в этой области уже так много, что можно только адресовать читателя к другим книгам, специально посвященным этой теме.

Четырнадцатое и пятнадцатое издания (1947 и 1949 гг.) вышли под редакцией проф. А. Б. Млодзеевского. В подготовке шестнадцатого издания (1959 - 1960 гг.) принял участие доц. В.А.Угаров. При редактировании всех изданий, вышедших без автора, лишь заменены устаревшие цифры, изъяты не оправдавшие себя проекты, сделаны отдельные дополнения и примечания.

В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему “узнать то, что он знает”, т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у него основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пестрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавных задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.

Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.

Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода сборников, в “Занимательной физике” весьма мало места отводится описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования. Главная цель “Занимательной физики” - возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в следующих словах: “Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя, - напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьезное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьезную и трудную работу, ведет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно” [В. И. Ленин. Собр. соч., изд. 4, т. 5, стр. 285.].

Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.

“Занимательная физика” “родилась” четверть века назад и была первенцем в многочисленной книжной семье ее автора, насчитывающей сейчас несколько десятков членов.

“Занимательной физике” посчастливилось проникнуть - как свидетельствуют письма читателей - в самые глухие уголки Союза.

Значительное распространение книги, свидетельствующее о живом интересе широких кругов к физическим знаниям, налагает на автора серьезную ответственность за качество ее материала. Сознанием этой ответственности объясняются многочисленные изменения и дополнения в тексте “Занимательной физики” при повторных изданиях. Книга, можно сказать, писалась в течение всех 25 лет ее существования. В последнем издании от текста первого сохранена едва половина, а от иллюстраций - почти ни одной.

К автору поступали от иных читателей просьбы воздерживаться от переработки текста, чтобы не вынуждать их “из-за десятка новых страниц приобретать каждое повторное издание”. Едва ли подобные соображения могут освободить автора от обязанности всемерно улучшать свой труд. “Занимательная физика” не художественное произведение, а сочинение научное, хотя и популярное. Ее предмет - физика - даже в начальных своих основаниях непрестанно обогащается свежим материалом, и книга должна периодически включать его в свой текст.

С другой стороны, приходится нередко слышать упреки в том, что “Занимательная физика” не уделяет места таким темам, как новейшие успехи радиотехники, расщепление атомного ядра, современные физические теории и т. п. Упреки такого рода - плод недоразумения. “Занимательная физика” имеет вполне определенную целевую установку; рассмотрение же этих вопросов - задача иных сочинений.

К “Занимательной физике”, помимо второй ее книги, примыкает и несколько других сочинений того же автора. Одно предназначено для сравнительно мало подготовленного читателя, еще не приступавшего к систематическому изучению физики, и озаглавлено “Физика на каждом шагу” (издание “Детиздата”). Два других, напротив, имеют в виду тех, кто уже закончил изучение среднешкольного курса физики. Это - “Занимательная механика” и “Знаете ли вы физику?”. Последняя книга является как бы завершением “Занимательной физики”.

1936 г. Я. Перельман

Глава первая. СКОРОСТЬ. СЛОЖЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ.

Как быстро мы движемся?

Спортивную дистанцию 1,5 км хороший бегун пробегает примерно за 3 мин. 50 сек. (мировой рекорд 1958 г. - 3 мин. 36,8 сек.). Для сравнения с обычной скоростью пешехода - 1,5 м в секунду - надо сделать маленькое вычисление; тогда окажется, что спортсмен пробегает в секунду 7 м. Впрочем, скорости эти не вполне сравнимы: пешеход может ходить долго, целые часы, делая по 5 км в час, спортсмен же способен поддерживать значительную скорость своего бега только короткое время. Пехотная воинская часть перемещается бегом втрое медленнее рекордсмена; она делает 2 м в секунду, или 7 с лишком километров в час, но имеет перед спортсменом то преимущество, что может совершать гораздо большие переходы.

Интересно сравнить нормальную поступь человека со скоростью таких - вошедших в пословицу - медлительных животных, как улитка или черепаха. Улитка вполне оправдывает репутацию, приписываемую ей поговоркой: она проходит 1,5 мм в секунду, или 5,4 м в час - ровно в тысячу раз меньше человека! Другое классически медленное животное, черепаха, не намного перегоняет улитку: ее обычная скорость - 70 м в час.

Проворный рядом с улиткой и черепахой, человек предстанет перед нами в ином свете, если сопоставить его движение с другими, даже не очень быстрыми движениями в окружающей природе. Правда, он легко перегоняет течение воды в большинстве равнинных рек и не намного отстает от умеренного ветра. Но с мухой, пролетающей 5 м в секунду, человек может успешно состязаться разве только на лыжах. Зайца или охотничью собаку человек не перегонит даже на лошади карьером. Состязаться в скорости с орлом человек может лишь на самолете.

Предлагаемая Вашему вниманию очередная книга Я. И. Перельмана содержит парадоксы, задачи, опыты, замысловатые вопросы и рассказы из области физики, относящиеся к кругу повседневных явлений или взятые из общеизвестных произведений научной фантастики. Задача книги не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему оживить уже имеющиеся, возбудить деятельность научного воображения. Привычные вещи, знакомые явления показываются с новой, неожиданной стороны. Парадоксы подстрекают любознательность. Положения науки иллюстрируются примерами из обыденной жизни, из художественной литературы, из мира современной автору техники. Разбираются распространённые предрассудки. Используются поразительные сопоставления, опыты, игры, фокусы. Забава и любознательность поставлены на службу обучению.

Книга рассчитана на учащихся средней школы и на лиц, занимающихся самообразованием.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Занимательная физика. Книга 1" Перельман Яков Исидорович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.