Болезни Военный билет Призыв

Задания занятий по подготовке к школе. Подготовка руки к письму. Копирование по клеточкам. Собака. Обучение чтению. Знакомство с "Ь"

Подготовка к школе, занятия для дошкольников - тема, которая беспокоит многих родителей. Что должен знать малыш перед поступлением в школу? Как привить ему навыки, нужные в усвоении школьного материала? Вот об этом подробно поговорим в данной статье.

  1. Что должен знать и уметь ребенок в 6-7 лет
  2. Подготовка к обучению в школе: с чего начать
  3. Задания для подготовки к 1 классу
  4. Основы математики – наш личный опыт
  5. Игры для готовности детей к школе

Здравствуйте, уважаемые читатели! Эта статья посвящена тем, чей малыш скоро станет первоклассником. Подготовка к школе, занятия для дошкольников - одна из главных тем для заботливых родителей. Кроме того, их беспокоит множество вопросов. Будет ли чадо хорошо учиться, станет ли ходить на обучение с удовольствием, одолеет ли немалый объем программного материала? Правда, некоторые родители считают, что подготовка к школе - это лишнее, “там ведь всему научат”. Это неверно. Неподготовленный ребенок обязательно столкнется при обучении с определенными сложностями. Если вы хотите, чтобы школьная программа давалась вашему отпрыску легче, помогите ему!

В этой статье я опишу основные параметры, по ним вы сможете определить для себя, готово ли ваше дитя к шагу в школьную жизнь. Советую взять лист бумаги с ручкой и по ходу чтения отмечать для себя моменты, над которыми стоит поработать. Я с сыном занимаюсь в постоянном режиме, описываю подробно наши занятия, делюсь опытом с читателями. Поэтому в статье вы увидите ссылки на уже освещенные мною занятия, и если по данному пунктику, вам нужно поработать, не поленитесь перейти и прочитать отдельную статью. Итак, начнем!

Что необходимо знать и уметь ребенку

Есть мнение, что дитя 6-7-летнего возраста должен обладать следующими знаниями и умениями:

  • Знать собственные фамилию, имя и отчество. Необходимо также знать фамилии, имена и отчества родителей, место их работы, свой адрес и телефон;
  • знать наименование населенного пункта, где он живет, правильные названия других стран мира;
  • знать наименования животных, уметь отличать диких животных от домашних, уметь разделять их на категории (воробей - птица, акула - рыба, медведь - зверь). Кроме того, необходимо знать наименования самых распространенных растений, овощей, фруктов и ягод;
  • знать времена суток, времена года, их последовательность, а также количество месяцев в году, количество дней в месяце и неделе. Помимо этого, малышу должно быть известно, как называются дни недели;
  • нужно иметь представление об основных природных явлениях;
  • наименованиях самых распространенных цветов;
  • знать названия нескольких видов спорта;
  • ответить как называются наиболее часто встречающиеся профессии, уметь рассказать, чем занимаются люди, относящиеся к той или иной профессии;
  • крошке необходимо уметь рассказать о своих любимых занятиях;
  • в 6-7-летнем возрасте детям нужно знать правила дорожного движения и назначение дорожных знаков;
  • необходимы основы знаний для обучения чтению, письму и математике (умение выделить определенную букву в слове, писать печатные буквы, считать до 10 туда и обратно, решать легкие примеры в пределах этих чисел, пусть даже с использованием визуальных предметов).

Много? Да, немало! Задача родителей - помочь овладеть этими знаниями.

С чего начать подготовку детей к обучению в школе

Подготовка детей к обучению в школе включает самые разные задания и упражнения. Разберем основные сферы.

Развитие познавательной, эмоциональной и коммуникативной сфер

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование основ общения в коллективе. Как бы там ни было, а школа - это, прежде всего, коллектив. Что же необходимо знать родителям?

  1. Учитывайте темперамент ребенка, его привычки и желания. Не торопите события. Один малыш не может обойтись без друзей, другой прекрасно проводит время в компании любимых игрушек. Разрешите дитю быть собой.
  2. Будьте примером, дети, сами того не осознавая, часто копируют поведение взрослых по отношению к другим людям. Собственный пример действует лучше, чем любые назидания.
  3. Внимательно слушайте сына или дочку, задавайте вопросы, покажите, что рассказ по-настоящему интересен.

Развитие устной речи дошкольника

Вот несколько советов по речевому развитию.

Также советую послушать мнение логопеда:

Обучение чтению

Вопреки многим мифам и домыслам, умения бегло читать никто от первоклашки не потребует. Другое дело, важно, чтобы ребенок запомнил наименования букв и соответствующих им звуков. Для этого есть множество вариантов разрезной азбуки, кубики и пазлы с буквами. Есть и огромное количество компьютерных развивающих игр (ниже я посоветую нашу любимую), но слишком увлекаться ими не стоит.

Полезные упражнения при обучении дошкольника

Эти задания для подготовки к школе помогут с освоением навыков письма, рисования, разовьют умение думать и делать умозаключения.

Логические упражнения

К дошкольнику предъявляются достаточно серьезные требования в области логики. К примеру, необходимо:

  • Чтобы он умел найти лишний среди нескольких предметов;
  • составить рассказ по предложенным картинкам;
  • объединить несколько предметов по общему признаку (этот признак должен быть найден самостоятельно);
  • продолжить предложенный рассказ.

Логические упражнения помогают дошкольнику развивать самостоятельное мышление, речь, а также умение общаться со сверстниками, если задействовано несколько детей. Вот пример логических упражнений для дошкольников от компании Мерсибо . После регистрации у них на сайте, вы можете выбрать игры на нужный возраст и начать увлекательное путешествие.

Уверяю вас это интересно! Мой сын в восторге от программы, а я от игровой формы, в которой преподносятся порой сложные задачи. Не оставляйте дитя одного наедине с заданиями, если ему будет трудно, а рядом не будет того кто поможет – пропадет интерес и время будет потрачено зря.

Развитие мелкой моторики

Подготовка к школе, занятия для дошкольников немыслимы без развития мелкой моторики. Формирование мелкой пальчиковой моторики тем более актуально, что к 6-7 годам заканчивается формирование зон коры головного мозга, которые отвечают за развитие мелких мышц руки.

Для формирования мелкой моторики очень полезны рисование, изготовление поделок из пластилина, глины, воска, сборка конструктора, аппликация из различных материалов (ткань, спички, цветная бумага). Пусть получается не все и не всегда! Важно поддерживать ребенка в его стараниях, говорить, что все непременно получится. Малыш становится увереннее в себе, его самооценка повышается.

Ближе к 6-7 годам, мальчики и девочки, могут увлекаться лепкой по инструкции. Детям становится важен результат, они с удовольствием следуют правилам. В этом им могут помочь простые, но очень наглядные книги Веры Гроф.

Готовим фундамент для математических знаний

Математика является одним из самых сложных школьных предметов. Как правило, математика при подготовке к школе вызывает наибольшее количество сложностей. Советую ознакомиться с нашим опытом по подготовке дошкольника к первому классу. Вот несколько интересных статей, которые, несомненно, будут полезными.

Математика для дошкольников

Математика не просто нужная и сложная, но и очень интересная наука! В данной статье, я показала как заинтересовать дитя решением математических заданий. Моему сыну гораздо интересней заниматься, вообразив, что это не математические примеры на сложение и вычитание, а вкусные оладушки или волшебный цветок с лепестками заданиями и ответом в центре.

Пять веселых пальчиков

Возьмите лист бумаги и карандаш. Попросите ребенка обвести пальчики на руке. Теперь несколько заданий:

  • Пересчитать пальчики на руке;
  • присвоить каждому определенный номер.

Ищем четырехугольники

Нарисуйте несколько геометрических фигур и попросите ребенка найти только четырехугольники. Пусть малыш сосчитает их и раскрасит, предположим, в зеленый цвет.

Запомни цифру

Заготовьте карточки с написанием различных цифр. Возьмите две карточки и попросите ребенка, чтобы он запомнил их наименования. Затем смешайте их с остальными цифрами, попросите выбрать именно те, которые запомнил.

Составь цифры

Эта игра для ребенка, который хорошо знает, как пишется та или иная цифра. Заготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Разрежьте карточки пополам и попросите ребенка составить половинки таким образом, чтобы вновь получились изображения цифр.

Вот наше видео о “сердечной математике” в канун Дня Святого Валентина:

Возможные сложности и ошибки

Рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, выясним, как избежать ошибок при подготовке к школе.

  1. Полное бездействие. Как уже говорилось, некоторые родители ошибочно полагают, что ребенок всему научится самостоятельно, “нечего ему мозги сушить”. Безусловно, научится, но ему придется гораздо сложнее, чем подготовленным сверстникам. Да и самооценка малыша страдает.
  2. Не менее серьезная ошибка - перекладывать всю ответственность на детсад или центр детского развития. Никто не говорит, что обучение дошкольника - простое дело, но оно доступно всем родителям, которые заинтересованы в хорошем результате.
  3. “Лучше поздно, чем никогда”. В этом случае пословица не работает. Пытаться сделать из ребенка гения за несколько месяцев до знаменательного 1 сентября, лихорадочно выполняя разнообразные задания - по меньшей мере, неразумно. Нужно, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников были регулярными и за несколько лет до первого школьного звонка.
  4. Самое распространенное заблуждение - пытаться во что бы то ни стало обучить чадо навыкам чтения, счета и письма. Конечно, это замечательные навыки, но они вовсе не гарантируют того, что малыш будет успешно усваивать школьный материал. Гораздо более ценными навыками являются умение размышлять, сравнивать предметы, прослеживать связи между явлениями, делать выводы.

Иногда бывает, что малыш никак не может понять материал или же усваивает его недостаточно хорошо. Ничего страшного в этом нет. Просто у будущего школьника не сформировались предпосылки к данному материалу. Важно, обучая ребенка, не отбить у него охоту к занятиям, не нанести вред будущему учебному процессу. Не сделать так, чтобы подготовка к школе, занятия для дошкольников превратились в рутину. Как это сделать? Очень просто. Во-первых, заниматься регулярно. Во-вторых, выбирать такие игры и упражнения, которые не просто полезны, но и нравятся ребенку.

На сегодня у меня все, уважаемые читатели, если информация кажется вам полезной, поделитесь ею в соц. сетях с друзьями, соблюдая . А я постараюсь радовать вас не менее интересными статьями. Чтобы не пропустить еженедельную рассылку, подпишитесь, пожалуйста вверху страницы.

Картотека упражнений

для подготовки детей к школе

Упражнения, облегчающие написание букв.

Для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму очень полезна методика, разработанная Т.В. Фадеевой.

Упражнение 1

Ладошки лежат на парте. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.

Упражнение 2

Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.

Упражнение 3

Дети зажимают ручку или карандаш средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следя за тем, чтобы ручка (или карандаш) не опускались ниже большого пальца.

Упражнение 4

На столе лежат 10 - 15 карандашей или счетных палочек. Одной рукой надо собирать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).

Упражнение 5

Учащиеся зажимают ручку вторыми фалангами указательного и среднего пальцев и делают «шаги» по поверхности стола.

Упражнение 6

Один конец ручки зажимают средним и указательным пальцами правой руки. При этом другой конец направлен от груди. Нужно, перевернув ручку, вложить ее в левую руку свободным концом. Затем очередным переворотом вкладывают ручку в правую руку и т.д.

Упражнение 7

Это упражнение напоминает перекатывание мячика в руках. Дети, представьте, себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

"Шапка-невидимка"
В течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, и затем перечислить их.

"Словесный ряд"
Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.
В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

"Морские волны"
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".

«Запомни картинки»

"Найди отличие"
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

" Обезьянки"(1,5-7 лет)
Цель игры: развитие внимания, координации движений, памяти.
Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми), или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т.д.

Ход игры: ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны возможно точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.
Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Игра "Смотри внимательнее"

Концентрация внимания и достаточно долгое удержание сосредоточенности достигается в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагаемые предметы. В течение одной - двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, камешки, бусы, ручки и др.). затем их закрывают и предлагают детям подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту же игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие изменения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант - предложив рассмотреть несколько предметов, затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить.

"Третий лишний"
В эту игру можно играть после того, как ребенок усвоил классификацию предметов по группам и подгруппам: животные (дикие/домашние, морские/птицы и т.д.), транспортные средства (наземные, воздушные, морские), мебель, кухонные принадлежности, игрушки, одежда и т.д. Первый (начальный) вариант. Взрослый показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены три предмета: два относятся к одной группе, а третий - лишний. Например: дерево-цветок-дом. Ребенок должен определить и объяснить, что дом - лишний предмет, т.к. не является растением.
Есть настольные развивающие игры с подобными карточками. Если у вас нет такой игры - то карточки несложно приготовить самим: нарисовать или вырезать и наклеить картинки. Можно также нарисовать или вырезать картинки предметов по отдельности и вместо карточки каждый раз класть перед ребенком три картинки, из которых две относятся к одной группе, а третья - лишняя.
Второй (усложненный) вариант. Та же игра - только на слух: взрослый называет три предмета. Задача ребенка - определить, какой из названных предметов лишний и почему.
Ребенок обязательно должен объяснить, почему он считает предмет лишним. По желанию родителей и ребенка можно также чередоваться: пусть ребенок тоже загадывает вам такие загадки.

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

«Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

«Карлики и великаны». Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, его забирает к себе дракон или он выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение,выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочкомв руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем он делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек у себя за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда вы поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

Игра " Упражнения для развития мышления №3"

Цель: у указанному подобрать слово, которое будет логически с ним связано (как в предыдущей паре), и подробно объяснить свой выбор.

Пример: стрелка - часы, колесо - ? Стрелка - это часть часов, значит к слову «колесо» я подберу слово «машина», потому что колесо - часть машины. Вместо машины можно назвать и другие слова: тачка, велосипед, коляска. У всех этих предметов есть колесо.

Стрелка - часы, колесо -

Колесо - круг, ковёр -

Белка - дупло, медведь -

Кофта - шерсть, шуба -

Магазин - продавец, больница -

Рыба - река, птица -

Ваза - стекло, кастрюля-

Молоко - масло, мясо -

Коза - капуста, белка -

Лошадь - сено, кошка -

Чай - печенье, суп -

Стул - спинка, корабль -

Ракета - космос, самолёт -

День - обед, вечер -

Инструмент - работа, кукла -

Охотник - ружьё, рыбак -

Слово - буква, дом -

Ногти - ножницы, борода -

Дождь - сырость, жара -

Лес - деревья, поле -

Лиса - хитрость, заяц -

Палец - кольцо, ухо -

Лимон - кислота, конфета -

Школа - ученик, больница -

Вулкан - извержение, река -

Задача - решение, вопрос -

Писатель - книга, скульптор -

Море - капля, толпа -

Автомобиль - дорога, поезд -

Поезд - станция, самолёт -

Цветок - бутон, листок -

Упражнение « Белый - черный»

Подбери к каждому слову противоположное.

Веселый - … Широкий - …

Высокий - … Добрый - …

Громкий - … Холодный - …

Твердый - … Быстрый - …

Старый - … Легкий - …

Темный - … Дорогой - …

Сухой - … Маленький - …

Упражнение «Как ты думаешь, чем отличаются друг от друга»?

Лужа и ручеек Дерево и бревно

Доска и стекло Девочка и кукла

Птица и самолет Мультфильм от фильма

Гнездо от норы День от ночи

Упражнение «Узнай по описанию»

Желтые, красные, осенние (листья)

Бурый, косолапый, неуклюжий … (медведь)

Зеленый, продолговатый, сочный … (огурец)

Белое, пушистое, легкое … (облако)

Маленькая, серая, пугливая … (мышь)

Ветвистая, зеленая, колючая … (елка)

Старый, кирпичный, двухэтажный … (дом)

Сладкое, белое, холодное … (мороженое)

Красное, сладкое, спелое … (яблоко)

Солнечная, теплая, летняя … (погода)

Новая, красивая, интересная … (книга)

Пушистый, усатый, полосатый … (кот)

Дремучий, темный, сосновый … (лес)

Упражнение «Какое слово в каждом ряду лишнее»?

Объясни почему.

Щука, карась, окунь, рак.

Ромашка, ландыш, сирень, колокольчик.

Стол, стул, телевизор, шкаф.

Молоко, сливки, сыр, мясо, сметана.

Рысь, медведь, тигр, кошка, лев.

Миша, Оля, Сережа, Ваня, Коля.

Утро, день, ночь, завтрак, вечер.

Жук, рыба, муравей, бабочка.

Гусь, лебедь, павлин, курица, кролик.

Груша, клубника, смородина, черника, малина.

Упражнение «Назови одним словом»

Бабочка, комар, стрекоза - насекомые

Береза, дуб, сосна - …

Стол, шкаф, диван - …

Ботинки, сапоги, кроссовки - …

Сыр, сметана, йогурт - …

Малина, клубника, смородина - …

Футбол, гимнастика, плавание - …

Утро, день, вечер - …

Вторник, среда, пятница - …

Сентябрь, май, июль - …

Пушкин, Чуковский, Маршак - …

Маша, Петя, Вася - …

Морковь, помидор, огурец - …

Персик, апельсин, яблоко - …

Свинья, корова, собака - …

Мяч, кукла, лото - …

Игра "Продолжи ряд"

Цель: продолжить ряд понятий, соответствующих одному обобщению. Подобрать не менее 3-х слов. В каждом случае назвать обобщающее понятие.

Стол, стул, диван…

Творог, сыр, масло…

Врач, повар, летчик…

Сок, кефир, компот…

Шишка, жёлудь, орех…

Корабль, яхта, лодка…

Паровоз, электричка, трамвай…

Книга, альбом, блокнот…

Торшер, бра, настольная лампа…

Сосиски, колбаса, котлета…

Земляника, клюква, малина…

Сыроежка, лисичка, подберёзовик…

Сосна, берёза, липа…

Жасмин, шиповник, сирень…

Дождь, ветер, иней…

Игра "Придумай инопланетянина"

Цель: развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи.

Оборудование: бумага и карандаши для каждого ребенка.

Ход игры: - Ребята, сегодня вы будете рисовать инопланетянина. Для того, чтобы нарисовать его интересным продумайте сначала каким он будет. Какая будет у него голова, одна ли она будет или несколько, какие у него будут руки и ноги, может вместо них будет что-то другое. Вам надо пофантазировать.

Итог: - А теперь каждый из вас коротко расскажет нам о своем инопланетянине. Расскажите, как его зовут, с какой он планеты, чем питается, какой он - добрый или злой.

Игра " Упражнения для развития мышления №2"

Цель: выбрать из 3-х объектов один лишний, с учётом выделенного признака, и подробно объяснить свой выбор.

Цвет: цыплёнок, лимон, василёк.

Огурец, морковь, трава.

Халат врача, помидор, снег.

Форма: телевизор, книга, колесо.

Косынка, арбуз, палатка.

Величина: бегемот, муравей, слон.

Дом, карандаш, ложка.

Материал: банка, кастрюля, стакан.

Альбом, тетрадь, ручка.

Вкус: конфета, картошка, варенье.

Торт, селёдка, мороженое.

Вес: вата, гиря, штанга.

Мясорубка, перышко, гантели.

Бывает - не бывает

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.

Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

Кто кем будет

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий показывает или называет предметы и явления, а игрок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

Отвечай быстро

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Ты мне веришь или нет?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий называет фразы, а игроки должны определить среди них ошибочные. Можно просто отвечать "верю" или "не верю" (верно - неверно). Можно договориться, что если фраза верная, то игроки прыгают, а если неверная, то приседают.

Самый простой вариант просто на знания:

Эта ручка синяя

У людей три глаза

Вода мокрая

Два плюс два равно три

А теперь пробуем включить логику:

Все кубики красные

Некоторые карандаши сломаны

Все птицы летают

Зимой постоянно идет снег

Осенью иногда идет дождь

Чай всегда горячий

Некоторые мальчики носят юбки

Что на свете колючее?

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Попробуйте вспомнить вместе с ребенком, что на свете есть колючего? Иглы у ели и ёжика, швейные иголки и булавки, шипы роз и шиповника, папин подбородок....

Назовите несколько колючих объектов, возможно малыш добавит к ним другие. Например, назовите сами ёлку, ёжика, иглы и булавки. А когда гуляете в парке или в лесу найдите колючие растения, покажите ребенку шипы. Для чего они нужны растению? Наверняка, ребенок вспомнит вашу игру и сам добавит находку к категории "колючих вещей".

Можно поиграть и с другими свойствами. "Что на свете холодное?", "Что на свете круглое?", "Что на свете липкое?". Только слишком много сразу свойств не спрашивайте. Лучше что-то одно. Главное, чтобы ребенок запомнил принцип и включал в группу, допустим, "колючих вещей" все новые и новые объекты.

Придумай название

Количество игроков: любое

Дополнительно: книги со стихами

Подберите несколько небольших детских стихотворений (можно из сборников).

Читайте ребенку стихотворения не называя заголовка и, предложите малышу самому придумать каждому стихотворению какое-то название.

Игра научит малыша обобщать и выделять главную мысль в стихотворении.

Хорошо — плохо

Количество игроков: любое

Дополнительно: мяч

Дети сидят в кругу. Ведущий задает тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Дождь — это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо — намочит нас, бывает холодным.

Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо — не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Нужно - не нужно

Количество игроков: любое

Дополнительно: предметные картинки

Ведущий говорит: "Я хочу посадить огород. Капуста нужна?" Дети отвечают: "Нужна". Перечисляя овощные растения, ведущий называет фруктовые. Кто из детей ошибся, платит фант.

"Засадив" огород, дети продолжают игру - начинают "засаживать" сад. Ведущий, перечисляя фрукты, употребляет названия овощей.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

Занятие 1.

В гостях у сказки.

Тема: Буквы О, Ю. Звуки речи: гласные, согласные.

Цели: 1. Формировать представление о гласных и согласных звуках.

2. Развивать речь, внимание, память, воображение, умение сравнивать.

Оборудование : иллюстрации из сказки «Колобок», герой Колобок, буквы О и Ю, картинки к занятию.

Задание 1.

Развитие памяти.

Угадывание сказки.

«Не лежалось на окошке –

Покатился по дорожке». (Колобок)

Задание 2.

Развитие воображения.

Инсценировка сказки. Воспитательный момент.

Задание 3.

Фонетическая зарядка.

Колобок предлагает отгадать загадку:

«Его не видно,

В руки не взять,

Но зато слышно» (Звук)

Какой звук произносит мама, когда укачивает ребенка?

Какой звук издает волк?

Как жужжат пчелы?

Как рычит собака?

Что заметили? Вывод.

Задание 4.

Знакомство с буквами О и Ю.

Какие буквы вам напоминает Колобок?

В этой букве нет угла, Чтобы О не укатилось,

Оттого она кругла. Крепко к столбику прибью.

До того она кругла, Ой, смотри-ка, что случилось:

Покатиться бы могла. Получилась буква …Ю.

(Е.Тарлапан) (А.Шибаев)

Задание 5.

Сравнение букв.

Задание 6.

Колобок хочет узнать, во что ещё вы сможете превратить буквы. (Дети работают индивидуально.)

Задание 7.

Развитие моторики.

Колобок предлагает вам выполнить интересные занятия в тетради.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы О и Ю.

Задание 8.

Развитие внимания.

Колобок хочет узнать, сможете ли вы среди данных слов найти те, которые начинаются с изученных букв. Найденные слова надо раскрасить.

Предварительный просмотр:

Занятие 2.

Игра-путешествие.

Тема: Буквы А, Л, М. Предложение, слово.

Цели : 1. Познакомить с буквами, дать понятие о слове, предложении, формировать умение составлять предложения.

2. Развивать речь, внимание, память, воображение, умение сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование : иллюстрации к сказке «Курочка Ряба», иллюстрации домашних животных, буквы А, Л, М.

Задание 1.

Развитие памяти.

Рассказывание сказки «Курочка Ряба» по иллюстрации. Курочка Ряба приглашает совершить путешествие в деревню. Она хочет нас познакомить с теми животными, которые живут рядом с человеком, помогают ему, доставляют радость.

Задание 2.

Развитие внимания.

Прежде, чем отправиться в деревню, нам надо отгадать загадку:

«Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Звук получается … (гласный)»

Какие еще бывают звуки?

Задание 3.

Развитие речи.

Беседа о домашних животных.

Мы в деревне, посмотрите, кого мы там встретили. (На доске иллюстрации животных.)

Рассказ о животных, воспитательный момент.

Задание 4.

Развитие внимания.

Курочка Ряба предлагает вам поиграть в игру «Узнай животное». Надо отгадать загадку, если животное домашнее, то составить с этим словом предложение.

Сердитый недотрога Комочек пуха,

Живет в глуши лесной. Длинное ухо,

Иголок очень много, Прыгает ловко,

А нитки ни одной. (Еж.) Любит морковку. (Заяц.)

Кто с высоких темных сосен Хвост пушистый,

В ребятишек шишку бросил? Мех золотистый,

И в кусты через пенек В лесу живет,

Промелькнул как огонек. (Белка.) В деревне кур крадет. (Лиса.)

Сама пестрая, ест зеленое, Зверь я горбатый,

Дает белое. Кто это? (Корова.) Я нравлюсь ребятам. (Верблюд.)

Сер, да не волк, Летом ходит без дороги

Длинноух, да не заяц, Возле сосен и берез,

С копытами, да не лошадь. (Осел.) А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

Задание 5.

Знакомство с буквами.

Курочка привела нас к лесному шалашу, чтобы познакомить с новыми буквами.

Буква А, буква А – Алфавит продолжит наш

Алфавиту голова. Буква Л – лесной шалаш.

Знает Вова, знает Света, (В. Степанов)

А похожа на ракету.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

(А.Шибаев)

Сравнение букв.

Задание 6.

Развитие воображения: превращение букв.

Курочка Ряба вот так превратила буквы, а во что их превратите вы?

Задание 7.

Развитие моторики.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы А, Л, М.

Задание 8.

Развитие внимания.

Курочка на прощание предлагает вам поиграть в игру «Самый внимательный». Она будет вам показывать картинки. Если это слово начинается с изученных букв, надо похлопать в ладоши, если – нет, надо потопать.

Предварительный просмотр:

Занятие 3.

Прогулка по Волшебному лесу.

Тема: Буквы И, Й, Ч. Слово, слог.

Цели : 1. Познакомить с буквами, учить делить слова на слоги, умение составлять предложения.

2. Развивать связную речь, внимание, мышление, воображение.

3. Воспитывать бережное отношение к животному миру.

Оборудование: картинки животных, буквы.

Задание 1.

Развитие речи.

Сегодня мы побываем в «Волшебном лесу», встретимся с некоторыми его жителями, которые приготовили для вас различные задания.

Какие животные живут в лесу? Как их называют?

Воспитательный момент.

Задание 2.

Развитие внимания.

Отгадайте, кто хочет познакомить вас с новым словом:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто ж это? … (Лиса.)

(На доске появляется рисунок лисы.)

Задание 3.

Знакомство с буквами.

Отгадайте, кто познакомит вас с новыми буквами:

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

(Иллюстрация волка.)

На калитку посмотри: Букву Й зовут «И кратким»

Чем она не буква И? Й как И в твоей тетрадке.

Между двух прямых досок Чтобы Й не путать с И,

Одна легла наискосок. Сверху галочку пиши.

(В.Степанов) (В. Степанов)

Первой букве

В слове чтение –

Букве Ч

Мое почтение.

(Е. Тарлапан)

Сравнение букв.

Задание 4.

Развитие воображения: превращение букв.

Кто это превратил наши буквы? Отгадайте.

Загадка: Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь.)

Теперь вы пофантазируйте и превратите буквы.

Задание 5.

Развитие моторики.

Загадка: Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? … (Еж.)

- Ёж приготовил для вас работу в тетради.

2) Соедините точки так, чтобы получились буквы И, Й, Ч.

Задание 6.

Развитие внимания.

А это животное (загадка: Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень.)

хочет проверить, хорошо ли вы запомнили изученные буквы.

Найдите слова с изученными буквами, составьте с ними предложение.

Задание 7.

Развитие мышления.

На доске иллюстрации всех животных.

Назовите одним словом. Почему они так называются?

Предварительный просмотр:

Занятие 4.

В царстве птиц.

Тема: Буквы Б, В, З. Ударение.

Цели : 1. Познакомить с буквами, формировать умение составлять предложения, делить слова на слоги, дать понятие об ударении.

3. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование : иллюстрации к сказке, картинки с изображением птиц, буквы, картинки к уроку.

Задание 1.

Развитие внимания.

На доске иллюстрации к сказке «Лиса и журавль». Рассказывание сказки.

«Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом…»

Ответы на вопросы. Попутно повторяются все знания о предложении, словах, делении слов на слоги.

Задание 2.

Развитие мышления.

Разделите героев сказки на две группы: птицы и звери. Если правильно определите, в чем их сходство и различие, то попадете в необычное место.

Задание 3.

Понятие об ударении.

Мы попали в царство птиц. Познакомимся с некоторыми его обитателями. Если правильно в слове-отгадке найдете ударный слог, то эта птица появится у нас в классе и принесет с собой задание.

Черная заплатка

И белая заплатка

По березе скачут. (Сорока.)

Задание 4.

Развитие фонематического слуха.

Сорока хочет услышать, как блеет баран?

Как дрожат от холода?

Как поют комарики?

Задание 5.

Знакомство с буквами.

Отгадайте загадку:

Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я враг,

А деревьям – друг. (Дятел.)

Дятел принес для вас новые буквы.

Буква Б проснется рано. К единице З приставим…

Буква Б – бочонок с краном. Что за букву мы составим?

Умывайся! Будь здоров,

Богатырь Борис Бобров. На эту букву посмотри:

(В. Степанов) Она совсем как цифра 3.

Задание 6.

Сравнение букв.

Сравнить буквы нам поможет…(Птичка – невеличка

Хочет сделать шажок -

Получается прыжок. (Воробей.)

Задание 7.

Развитие воображения: превращение букв.

Загадка: На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его …(скворец)

Скворец предлагает вам пофантазировать и превратить буквы в различные предметы.

Задание 8.

Развитие моторики.

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова.)

Вместе с совой выполним задания в тетради.

  1. Дорисуй фигуры и выполни штриховку.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы.

Задание 9.

Развитие внимания.

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

На груди – белое полотенце. (Ласточка.)

Ласточка просит помочь ей найти среди данных слов те, которые начинаются с изученных букв.

Предварительный просмотр:

Занятие 5.

Тема: Буквы Н, Е, Ё. Предложение.

Цели: Познакомить с буквами, формировать умение выделять из речи предложения, слова, делить слова на слоги, ставить ударение.

Развивать связную речь, внимание, память, воображение.

Воспитывать аккуратность.

Оборудование : иллюстрации к сказке, буквы.

Задание1.

Развитие памяти.

Беседа по иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов». Ответы на вопросы учителя.

Задание 2.

Развитие речи.

А) Составление рассказа по иллюстрации.

б) Анализ предложения с указанием порядка слов в предложении, делении слов на слоги, постановка ударения.

Сколько гномов было в сказке?

Значит семь заданий ждет нас впереди.

Задание 3.

Фонетическая зарядка.

Как погоняют лошадь?

Задание 4.

Знакомство с буквами.

На букве Н На дворе – такая жалость! Е и Ё – родные сестры,

Я, как на лесенке, Наша лесенка сломалась: Различать сестер непросто.

Сижу и распеваю Наша лесенка сломалась, Но у буквы Ё две точки,

Песенки. Буква Е зато осталась. Словно в лесенке гвоздочки.

(Е.Тарлапан) (Е.Тарлапан) (В.Степанов)

Задание 5.

Сравнение букв.

Задание 6.

Задание 7.

Развитие моторики.

Работа в тетради.

1) Дорисуй фигуры и выполни штриховку.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы Е, Ё, Н.

Задание 8.

Развитие внимания.

Нахождение слов на изученные буквы. Деление их на слоги, нахождение ударного слога, составление предложений.

Например:

Предварительный просмотр:

Занятие 6.

Путешествие в снежную страну.

Тема: Буквы Э, С. Предложение.

Цели: Познакомить с новыми буквами, формировать умение правильно согласовывать слова в предложении.

Развивать связную речь, внимание, память, воображение.

Оборудование : снежинки, буквы, Снегурочка, картинки к уроку.

Задание 1.

Развитие памяти.

Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладошку.

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Мягкие пушинки,

Милые … (снежинки).

Задание 2.

Развитие ритма.

Дети делают физминутку, танцуя в такт музыке, медленно поднимая и опуская руки.

Задание 3.

Фонетическая зарядка.

Как воздух выходит из шарика?

Что говорят, когда рыба срывается с крючка?

Задание 4.

Знакомство с буквами.

Сейчас мы поедем в гости к новым буквам. На чем же мы поедем?

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки.)

Задание 5.

Развитие речи.

Прежде, чем сесть в волшебные санки, надо повторить скороговорку:

ПО СЕМЕРО В САНИ УСЕЛИСЬ САМИ,

Полумесяц в небе темном Буква Э на С дивится,

Буквой С повис над домом. Словно в зеркало глядится.

(В.Степанов) Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

(А.Шибаев)

Задание 6.

Сравнение букв.

Задание 7.

Развитие воображения: превращение букв.

Физминутка. Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег,

Мчимся мы быстрее всех!

Потом в лес все побежали,

И в снежинки играть стали.

(Дети приседают, шагают, имитируют игру в снежки.)

Задание 8.

Развитие памяти.

Назовите сказочных героев на С.

Задание 9.

Развитие моторики.

Помогать вам в работе пришла Снегурочка.

1) Дорисуй фигуры и выполни штриховку.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы С, Э.

Задание 10.

Развитие внимания.

Ребята, Снегурочке стало жарко, она может растаять. Чтобы ее спасти, надо правильно назвать слова, в которых есть изученные буквы.

Задание 11.

Развитие памяти.

В благодарность за свое спасение Снегурочка хочет поиграть с вами в игру «Доскажи словечко».

К дальним селам, городам На лучинке, в бумажке,

Кто идет по проводам? В шоколадной рубашке,

Светлое величество, В руки просится само.

Это … (электричество) Что же это?... (Эскимо.)

На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два С,

Называется …(экспресс)

Предварительный просмотр:

Занятие 7.

Занятие –игра.

Тема: Буквы Ы, Ь, Ъ. Слово, слог, ударение.

Цели : Познакомить с новыми буквами, формировать умение делить слова на слоги,

ставить ударение в словах.

Развивать речь, внимание, воображение.

Воспитывать умение видеть прекрасное.

Оборудование: иллюстрации растений, буквы.

Задание 1.

Развитие речи.

Беседа о профессиях.

Сегодня мы будем садоводами. Что делает садовод?

Какие растения вы знаете?

Задание 2.

Развитие памяти.

Посадка растений. Доска – это огород. Выберите любое растение, которое вы бы хотели посадить и нарисуйте его.

(Растения вывешиваются на доску.)

Задание 3.

Знакомство с буквами.

Чтобы растение выросло, его надо поливать. Поливаем и знакомимся с новыми буквами.

б) Знакомство с буквами.

Мы слыхали от совы, Был мягкий знак высоковат…

Что нету слов на букву Ы. Сказали буквы строго:

Эй, наклонись немного!

Это буква – мягкий знак. Что превратился в твердый знак.

Задание 4.

Сравнение букв.

Задание 5.

Развитие воображения: превращение буквы.

Растение надо удобрять, чтобы оно выросло крепким, здоровым, сильным.

Физминутка.

Ветер дует нам влицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Задание 6.

Развитие моторики.

Пока растения растут, мы поработаем в тетради.

1) Дорисуйте фигуры и выполните штриховку.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы Ы, Ь, Ъ.

Задание 7.

Развитие внимания.

Самые спелые растения пора собирать, а они будут у тех ребят, которые найдут слова с изученными буквами.

Задание 8.

Развитие памяти.

У нас выросли замечательные растения. Они хотят поиграть с вами в

игру «Узнай растение»

(Учитель читает загадку, дети вместо слов показывают соответствующую иллюстрацию.)

Стояли в поле сестрицы, На верхушке стебелька -

Платья белены, Солнышко и облака. (Ромашка.)

Шапочки зелены. (Березы.)

Отцвел желтенький цветок, Эй, звоночки, синий цвет, -

Остался беленький пушок. (Одуванчик.) С язычком, а звука нет. (Колокольчики.)

Не пустили в огород, Красна, сладка, душиста,

Оттого она и жжет. (Крапива.) Растет низко, к земле близко.

(Земляника.)

Золотое решето,

Черных домиков полно.

Сколько черненьких домков,

Столько беленьких жильцов. (Подсолнух.)

Задание 9.

Развитие воображения.

Игра «Фантазия»

В какой сказке писатель превратил растения в замечательных героев?

Попробуйте и вы создать кого-нибудь из своих растений.

Предварительный просмотр:

Занятие 8.

В гостях у сказки.

Тема : Буквы Ш, Щ, Ц. Слово, слог, ударение.

Цели : 1. Познакомить с новыми буквами, формировать умение составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударение.

2. Развивать связную, правильную речь, внимание, память, воображение.

3. Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование : иллюстрации козлят, буквы, картинки к уроку.

Задание 1.

Развитие речи.

Составление рассказа по иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят».

Воспитательный момент.

Задание 2.

Фонетическая зарядка.

В гостях – герои сказки. Они приготовили задания.

1 козленок проведет фонетическую зарядку.

Как подзывают цыплят?

Как шипит змея?

Как паровоз выпускает пар?

Задание 3.

Знакомство с буквами.

2 козленок познакомит вас с буквами.

Вот какая буква Ц: Посмотри на букву Ш –

С коготочком на конце. Буква очень хороша,

Коготок – царапка, Потому что из нее

Как кошачья лапка. Можно сделать Е и Ё.

(А.Шибаев) (А.Шибаев)

На расческу

Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

(Е.Тарлапан)

Задание 4.

Сравнение букв.

3 козленок предлагает сравнить буквы.

Задание 5.

Развитие воображения: превращение буквы.

Вместе с 4 козленком надо пофантазировать.

Физминутка. (проводит 5 козленок)

Задание 6.

Развитие моторики.

  1. Дорисуй фигуры и выполни штриховку.
  1. Соедини точки так, чтобы получились буквы Ш,Щ,Ц.

Задание 7.

Развитие внимания.

7 козленок проводит игру «Найди слово»

Дети находят среди предложенных слова на изученные буквы.

Предварительный просмотр:

Занятие 9.

Игра – путешествие.

Тема: Буквы Я, Р, Ф. Развитие речи: времена года. Лето.

Цели: Познакомить с новыми буквами, продолжать формировать умение выделять ударный слог, делить слово на слоги, составлять предложения.

Развивать связную речь, внимание, память, воображение.

Воспитывать наблюдательность.

Оборудование : иллюстрация леса, Лесовичок, паровозик, иллюстрация соловья, грамзапись, буквы.

Задание1.

Развитие речи.

Отгадывание загадки :

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает?

Сейчас у нас лето. (Иллюстрация.)

Беседа о лете.

Задание 2.

Фонетическая зарядка.

Отгадывание загадки:

Есть у ребят зеленый друг,

Веселый друг, хороший друг,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес.)

Лес – наш друг, а друзей любят и берегут. Сегодня мы побываем в лесу и отправимся туда на паровозике. Мы – пассажиры. Нам нужны билеты. Они у нас будут, после того, как выполним фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка.

(Рычание собаки, фырканье кота.)

Задание 3.

Развитие памяти.

Теперь можно ехать (дети повторяют слова):

Паровоз кричит: «Ду – ду!»

Я иду, иду, иду:

А колеса говорят: «Так – так – так!»

Задание 4.

Знакомство с новыми буквами.

Поезд остановился. Машинист принес письмо. (В письме – новые буквы.)

Буква Р – на мачте парус, Филин, в книжку залетев,

Вдаль плывет, небес касаясь. Притворился буквой Ф.

(В.Степанов) (А.Шибаев)

Каждый знает:

Буква Я –

Самая хвастливая.

(Г.Юдин)

Задание 5.

Сравнение букв.

Задание 6.

Развитие воображения: превращение буквы.

Мы приехали в лес. Там нас встречает лесовичок. Он предлагает вам пофантазировать.

Задание 7.

Развитие моторики.

У лесовичка в лесу много друзей среди зверей и птиц. Они помогут вам научиться писать новые буквы.

1) Дорисуй фигуры и выполни штриховку.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы Р, Ф, Я.

Задание 8.

Развитие внимания.

Нахождение слов на изученные буквы.

Лесовичок хочет показать вам птичку, которую называют чародеем леса. Это соловей. Придет весна, приоденется березка в зеленый наряд, и соловей тут как тут. Защелкает, засвистит на все лады, как-будто притихший лес только и ждал трели.

(Звучит запись пения соловья, дети находят слова с изученными буквами и раскрашивают их.)

Предварительный просмотр:

Занятие 10.

Занятие – игра.

Тема: Буквы У, Х, К. Развитие речи: времена года. Осень.

Цели : Познакомить с новыми буквами, продолжать формировать умение составлять предложения, делить слова на слоги, ставить ударение.

Развивать связную речь, внимание, память, воображение.

Воспитывать любознательность.

Оборудование: картина Шишкина, иллюстрации осени, картинка пекаря и хлебо-булочных изделий, буквы, хомячок.

Задание 1.

Развитие речи.

Отгадывание загадки : Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

А) Беседа об осени.

Б) Беседа по картине Шишкина «Рожь».

Что вы видите на первом плане картины?

Какие деревья возвышаются над полем?

Какое небо?

Какие чувства вызывает эта картина?

Задание 2.

Фонетическая зарядка.

Отгадывание загадки: Широко, а не море, золото, а не деньги,

Сегодня на земле, а завтра на столе. (Хлеб.)

У нас в гостях зверек – вредитель полей. Но в давние времена эти зверьки иногда помогали крестьянам во время голода. Кто этот зверек? (Хомяк.)

Хомяки собирают до 40 кг зерна в своих норках. А мы хомячка включим в группу «Зернышко», и он поможет нам выполнить фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка.

(Вой волка, смех, кваканье лягушки.)

Задание 3.

Знакомство с новыми буквами.

Хлеб – наше богатство. Он достается ежедневным трудом. На полки магазинов хлеб попадает через умелые руки пекарей. Они вкладывают в свой труд все мастерство. Вложите свой труд при знакомстве с новыми буквами.

Ай да клоун! У – сучок. В любом лесу

Знаешь, кто он? Ты увидишь букву У.

Этот клоун – (В.Степанов)

Буква К.

(Е.Тарлапан)

Х – на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа.

Хочешь – порешь,

Хочешь – шьешь,

Хочешь – сам себя стрижешь.

Задание 4.

Сравнение букв.

Задание 5.

Развитие воображения: превращение букв.

В городе Киеве создан Музей хлеба. А мы создадим образы новых букв.

Задание 6.

Развитие моторики.

Чтобы хлеб попал нам на стол, надо много потрудиться. А мы потрудимся, поработав в тетради.

1) Дорисуй фигуры и выполни штриховку.

Тема: Буквы Г, Т, П. Развитие речи: времена года. Весна.

Цели: Познакомить с новыми буквами, формирование умения составлять текст, отвечать на вопросы, делить слова на слоги, ставить ударение.

Развивать связную речь, внимание, память, воображение.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: иллюстрации различных видов транспорта, буквы, Кот в сапогах, иллюстрации весны.

Задание 1.

Развитие речи.

Отгадывание загадки : Сидит рыбак,

Грустит рыбак:

Ему совсем не нужен рак,

Ему бы рыбки на обед,

А рыбки нет… (Кот.)

У нас в гостях Кот в сапогах.

На чем Кот добрался до дворца? (На карете.)

А какой вид транспорта существовал в те времена?

На этой карете мы доедем до первого задания.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Травка зеленеет.

Солнышко блестит.

Ласточка весною

В сени к нам летит.

(А.Н.Плещеев)

Беседа о весне. (Иллюстрация.)

Задание 2.

Развитие памяти.

Беседа о видах транспорта.

Было время, когда люди мечтали о машинах, в мечтах путешествовали на ступе, скатерти, печи. А в наше время мечты осуществились.

Какие современные виды транспорта вы знаете?

Отгадайте, на чем мы доедем до следующего задания.

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит …. (автомобиль.)

Задание 3.

Фонетическая зарядка.

Как гогочет гусь?

Как пыхтит каша?

Как тикают часы?

Задание 4.

Знакомство с буквами.

Весенняя прогулка продолжается на …

Загадка: Что за птица:

Песен не поет,

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет? (Самолет.)

Перед нами буква Г Дома букву П найдем,

Стоит подобно кочерге. Заглянув в дверной проем.

(С.Маршак) (Г.Ванюхина)

Т в антенну превратилось

И на доме очутилось.

(А.Шибаев)

Задание 5.

Сравнение букв.

Задание 6.

Развитие воображения: превращение букв.

Шло время, машины совершенствовались, человеческая мысль шла вперед. Вот и вы сейчас попробуете усовершенствовать буквы, превратить их в любые предметы.

Физминутка.

Люди ездили по свету,

Усадив себя в карету.

Но пришел 20 век,

Сел в машину человек.

Тут пошло такое дело!

В городах затарахтело.

Шум моторов, шорох шин –

Мчатся тысячи машин.

Задание 7.

Развитие моторики.

1) Дорисуй фигуры и выполни штриховку.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы Г, Т, П.

Задание 8.

Развитие памяти, мышления.

Продолжим весеннюю прогулку по морю.

Какие виды морского транспорта вы знаете?

(На доске картинки с изображением транспорта.)

Назовите слова, в которых есть изученные буквы и выполните задания, которые находятся на обратной стороне.

  1. Игра «Наоборот»

Назвать слова, противоположные по смыслу.

Тихо-.. Мелкий-…

Веселый- Редкий-…

Сытый-… Чистый-….

Шершавый-…

  1. Игра «Кто больше?»

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Сначала перебираем все слова с буквой П на небе, в море, на улице… : иллюстрации зимы, иллюстрации к сказке, Снежная королева, буквы, снежинки.

Задание 1.

Развитие речи.

Отгадывание загадки: Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Чтение отрывка из сказки «Снежная королева»

… И в тот же миг Снежная королева подхватила его, и они взвились на черное облако. Буря выла и стонала, словно распевала старинные песни, они летели над лесами и озерами, над морями и твердой землей; под ними дули холодные ветры, выли волки, сверкал снег, а над ними сиял большой ясный месяц.

Беседа о зиме.

Задание 2.

Фонетическая зарядка.

Отгадывание загадки: Белая, узорная

Звездочка – малютка,

Ты слети мне на руку,

Посиди минутку!

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

К нам на занятие прилетели снежинки и принесли задания.

Как гудят в дудочку?

Как жужжит шмель?

Задание 3.

Знакомство с буквами.

Этот домик – буква Д. Посмотри-ка: буква Ж

В домике – окошко. На жука похожа,

Из трубы идет дымок. Потому что у неё

А в окошке – кошка. Шесть жучиных ножек.

Задание 4.

Сравнение букв.

Задание 5.

Развитие воображения: превращение букв.

Задание 6.

Развитие моторики.

1) Дорисуй фигуры и выполни штриховку.

2) Соедини точки так, чтобы получились буквы Д, Ж.

Задание 7.

Развитие внимания.

Нахождение слов с изученными буквами. (Иллюстрации на доске.)


Задания и упражнения на развитие памяти помогут будущему первокласснику лучше усваивать любую полезную новую информацию.

Задание «Цепочка слов: слушай и запоминай»

Из десяти произнесённых слов старший дошкольник (6-7 лет) способен запомнить около семи. Проверим, насколько хорошо развита память у вашего ребёнка?

Цепочка слов для проверки: спальня, ваза, тигр, овал, квадрат, ромб, волк, рыба, зима, заяц, дом, солнце, ёж, облако.

Задание «Пары слов»

Зачитайте все пары слов. Затем называйте только первое и ждите в ответ второе:
осень - дождь; ваза - цветы; кукла - платье;
чашка - блюдце; книга - страница; вода - рыба;
машина - колесо; дом - окно; часы - стрелки.

Полезно знать. Русский психолог Лев Выготский советовал научить ребёнка нескольким приёмам, которые помогут ему запоминать информацию проще:

Повторять вслух и про себя;
- мысленно фиксировать одни объекты через другие, создавая ассоциации;
- объединять предметы в группы, выделяя их сходства или различия.

Упражнение «Вспомни и опиши»

После совместной прогулки вспомните, что интересного вы увидели на улице. Возможно, это была яркая вывеска либо прохожий со смешной собачкой. Попросите ребёнка подробно описать объект.

Упражнение «Повтори фигуру»

Возьмите счетные палочки, выложите из них замысловатую фигуру и дайте дошкольнику время на то, чтобы он ее запомнил. Предложите по памяти изобразить такую же композицию из счетных палочек.

Онлайн-игры на тренировку памяти и внимания

Развивать скорость восприятия, реакцию и зрительную память можно играючи. Предложите ребёнку попробовать нашу игру «Мастер Шульте».

Развиваем мышление

Дети с развитым мышлением легче впитывают новые знания и придумывают, как их применить.

Начните с подходящих по возрасту заданий

  • 5-6 лет
  • 6-7 лет
  • 1 класс

Дошкольнику может быть непросто разобраться во всем многообразии заданий и упражнений самостоятельно. Чтобы облегчить первые шаги рекомендуем по 5-7 заданий из каждой категории выполнить вместе с ребёнком .

«Что, зачем и почему?»

Поразмышляйте вместе над следующими вопросами:
Утром мы завтракаем, а в полдень - …?
Почему, перед тем, как проедет поезд, вдоль пути опускаются шлагбаумы?
Маленькая корова - это телёнок, детёныш овечки - это …?
Собака больше похожа на кошку или курицу? Чем, что у них одинакового?
Почему у всех автомобилей есть тормоза?
Зачем на письмо нужно наклеивать марку?

«Какое слово лишнее?»

В каждом ряду нужно отыскать лишнее слово:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, отважный, смелый;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, сумка, кастрюля;
Платье, шапка, рубашка, свитер;
Мыло, зубная паста, метла, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, магнитофон, радио.

Задача четвёртый лишний

На платформе ЛогикЛайк можно выполнять подобные и другие задания на развитие мышления в интерактивном формате. Пример из нашей базы:

Чтобы решать задачи, нажмите Начать занятия!

Упражнение «Кто больше?»

Предложите ребёнку назвать как можно больше слов, которые обозначают конкретные понятия: деревья, цветы, виды транспорта, виды спорта и т.д.

Упражнение «Важные слова»

Назовите одно понятие (сад) и добавьте к нему сопровождающие слова (растения, садовник, забор, земля). Попросите ребёнка выбрать из них два самых важных, без которых главный предмет не может обойтись. Задавайте вопросы, чтобы понять, почему он сделал выбор в пользу конкретных слов. Примеры других пар: магазин - продавец, молоко, прилавок, деньги; аквапарк - надувной круг, горки, вода, купальный костюм.