Болезни Военный билет Призыв

Задания по русскому языку 6 кл. Сравнительная и превосходная степень имен прилагательных

Написание одной и двух букв "Н" - самое сложное правило не только для шестиклассников, но и для выпускников школы, готовящихся к сдаче ЕГЭ.

В этом правиле объединены разные части речи, а условия написания букв совсем не похожи. Нужно внимание обращать и на морфемный состав слова, и на способ образования слова, и даже на его значение. А одних только исключений сколько! Поэтому будем учиться выбирать одну или две буквы "Н".

Правописание Н и НН в разных частях речи

Первый шаг.

1. Определите часть речи.
Допустим, это существительное…

2. Определите, на что оканчивается корень слова.

Пишем НН,
- если корень слова оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н: малиН-Ник, дружиН-Ник, мошеН-Ник (но: тружеНик!);

Если существительное образовано от прилагательного, имеющего НН, или от причастия: тумаНН-ость (туманный), избаловаНН-ость (избалованный).


- если существительное образовано от прилагательного, имеющего Н (в том числе и в словах исключениях): маслЕН-ица (маслЕНый), гостИН-ица (гостИНый), коноплЯН-ик (коноплЯНый), варЕН-ик (варЁНый), ветрЕН-ик (ветрЕНый), смышлЁН-ость (смышлЁНый);

Если существительное образовано от разносклоняемых существительных (на МЯ: имя, племя, семя и др.): имеННой, племеННой, семеННой;

Слова-исключения олений, свиной, бараний, сазаний, тюлений и др. пишутся с одной Н, так как они образованы от существительных с основой на Н (корень: олень, свинья, баран, сазан, тюлень и т.д.).

Ещё исключения из правила: юНый, багряНый, пряНый, рдяНый, румяНый, сиНий, зелёНый, придаНое.

Шаг второй.

Допустим, это прилагательное…
образовано от имени существительного или прилагательного, тогда оно называется именным или отымённым и очень отличается от того прилагательного, которое образовано от глагола несовершенного вида.

Пишем НН,
- если образовано с помощью суффиксов ЕНН, ОНН: торжество – торжествЕННый, революция – революциОННый, здоровый - здоровЕННый;

Исключения из правила: ветреНый (но: безветреННый!).

Если корень слова оканчивается на Н: соН – соННый, пустыНя – пустыННый, ветчиНа - ветчиННый.

А теперь о том, когда пишется Н:
- если прилагательное образовано от существительных с помощью суффиксов АН, ЯН, ИН: кожа – кожАНый, серебро - серебрЯНый, муравей – муравьИНый;

Исключения из правила: стеклЯННый, оловЯННый, деревЯННый.

Если прилагательное зависит от лексического значения:
с ветром (ветрЕНая погода, но ветрЕНая девушка),

приводимый в действие силой ветра (ветрЯНой двигатель, насос, ветрЯНая мельница), но распространяется быстро, как ветер (ветрЯНая оспа);

намазанный, пропитанный или запачканный маслом (маслЕНый блин, маслЕНая неделя, маслЕНые глаза, маслЕНый голос, маслЕНая бутыль);

действующий с помощью масла, разведенный на масле, предназначенная для масла (маслЯНое печенье, маслЯНая краска, маслЯНый двигатель, маслЯНая бутыль);

подвергшийся серебрению, покрытый серебром (серебрЁНая ложка);

сделанный из серебра (серебрЯНая чаша);

Допустим, это прилагательное…
образовано от глагола несовершенного вида.

Тогда в нём всегда пишется Н: бешЕНая (бесить) собака, варЁНый (варить) картофель, квашЕНая (квасить) капуста, кипячЁНая (кипятить) вода, копчЁНая (коптить) рыба и др.

Исключения из правила: деланный (вид), желанный, медленный, невиданный, негаданный, недреманное (око), нежданный, неслыханный, нечаянный, священный, жеманный, чванный, чеканный.

Различаются написанием гласной перед Н прилагательные валЯНый (от валЯть) и валЕНый (от валИть), так как суффиксы неопределенной формы глаголов, от которых они образованы, разные.

Прилагательные с приставкой НЕ, образованные от глаголов несовершенного вида, пишутся с одной Н, так как НЕ, присоединенная к глаголу, не меняет его вида: небелёНый потолок, негашёНая известь, неезжеНая дорога, некрещёНый ребенок, немощёНая улица.

В сложных прилагательных типа глаженый-переглаженый, ломаный-переломаный, стираный-перестираный, штопаный-перештопаный во второй части рекомендуется писать одну Н, так как приставка ПЕРЕ не образует новое слово (причастие), а лишь указывает на высокую степень качества, названного сложным прилагательным.

Сложные прилагательные типа гладкокрашеный, горячекатаный, златотканый, златокованый, малоезженый, малохоженый, мелкодробленый пишутся с одной Н; они образуются из сочетания наречий (гладко, горячо, мало, много и т. п.) и отглагольных прилагательных, имеющих Н: гладко + крашеный.

НО: если наречное слово соединяется с прилагательным, образованным от приставочного глагола, у сложного прилагательного пишется НН: гладкопокрашенный (гладко + покрашенный), свежезамороженный, свежескошенный.

Исключения из правила: названый брат, посаженый отец, смышленый ребенок.

Шаг третий.

ПРЕВРАТИМ ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ В ПРИЧАСТИЯ!!!

Пишем НН,
- если есть ОВАННЫЙ или ЁВАННЫЙ (то есть имеют суффиксы ОВА-ЕВА): баловаННый, мариноваННый, организоваННый;

исключения из правила: жёваНый, клёваНый, коваНый, у которых сочетания ОВ, ЕВ входят в состав корня и к основе глагола прибавляется только суффикс Н;

в приставочных образованиях пишется тоже НН: подковаННый, расковаННый, заклеваННый, изжеваННый;

Если имеется приставка, кроме НЕ (непокрашеННый пол, пережареННая рыба, позолочеННый браслет);

Если есть зависимые слова (крашеННый краской пол, жареННая на масле рыба, кошеННый косой луг).

Шаг четвертый.

Допустим, это страдательное причастие…
Оно всегда образуется от глагола совершенного вида. То есть всегда имеет приставку: огорожеННый, перепродаННый, истоптаННый!

Если оно ПОЛНОЕ, ВСЕГДА пиши НН!
Причастие может быть образовано и от бесприставочного глагола: купить – куплеННый, бросить – брошеННый.

В причастии часто встречаются суффиксы ОВА-ЕВА, и тогда тоже пишем НН!

Различаются в написании причастия от приставочных образований глаголов весить - вешать, месить - мешать, катить - качать.

От глаголов на ЕТЬ, ИТЬ причастие требует суффикса ЕНН (завешенный, навешенный, обвешенный, развешенный).

От глаголов на АТЬ, ЯТЬ причастие требует суффикса НН.

Следует иметь в виду лексическое значение слов:

завесить - закрыть занавеской (Плотно завешенное окно не пропускало света);

навесить - повесить, надеть на что-либо (навешенная дверь);

завешать - повесить на всем пространстве (Все стены были завешаны пучками трав);

навешать - повесить в большом количестве (В коридорах были навешаны разнообразные плакаты);

обвешать - увешать со всех сторон, повесить всюду (Празднично выглядят корабли, обвешанные разноцветными флажками);

развешать - повесить по разным местам (Летом хорошо развешанное белье быстро сохнет).

В устойчивом сочетании стреляНый воробей прилагательное пишется с одной Н.

Если причастие КРАТКОЕ, то пиши Н!

Задача решена, полы покрашены.

Можно подставить вопросы кем? чем?, чтобы точно доказать, что это краткое причастие, а не краткое прилагательное.

Территория около нового дома еще не благоустроена жителями (причастие).

Территория около нового дома была мала, неблагоустроенна (прилагательное).

Девушка была музыкальна и начитанна (прилагательное).

Население было взволновано сообщением по радио (причастие).

Мама сегодня взволнованна (прилагательное).

Море сегодня взволновано ветром (причастие).

Если в предложении встретятся наречия, образованные от прилагательного или причастия, задайте к ним вопросы от глагола: Она взволнованно ходила по комнате (как? ходила - взволнованно). Как правило, в наречиях пишется столько же Н, сколько в том слове, от которого оно образовано.

А теперь можно переходить к практике!

В именах прилагательных одна буква Н пишется в суффиксах -ИН-, -АН-, -ЯН-.

Например: лебединый (в суффиксе -ИН - пишется одна буква Н), кожаный (в суффиксе

-АН- пишется одна буква Н), шерстяной (в суффиксе -ЯН - пишется одна буква Н).

Запомнить три суффикса, в которых пишется одна буква Н, очень легко. Надо знать первую букву алфавита и последнюю - А и Я . Добавляем к ним по одной букве Н и получаем суффиксы - АН, ИН, ЯН .

Можно выучить стишок, который поможет запомнить суффиксы имен прилагательных, которые пишутся с одной буквой Н.

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках,

Когда АН, ИН, ЯН , то Н одно

И больше никаких излишков.

Суффикс -ИН- называют «звериным».При помощи суффикса ИН образуются имена прилагательные от одушевленных существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц.

МЫШИН ЫЙ = МЫШЬ + ИН

КОМАРИН ЫЙ = КОМАР + ИН

СОЛОВЬИН ЫЙ = СОЛОВЕЙ + ИН

В прилагательных МЫШИН ЫЙ, КОМАРИН ЫЙ, СОЛОВЬИН ЫЙ пишется «звериный» суффикс -ИН - с одной буквой Н.

Суффиксы -АН-, -ЯН - пишутся в именах прилагательных, обозначающих материал, из которого сделан предмет:

КОЖАН ЫЙ= КОЖА + АН

ПЕСЧАН ЫЙ= ПЕСОК + АН

СЕРЕБРЯН ЫЙ= СЕРЕБРО + ЯН

ШЕРСТЯН ОЙ= ШЕРСТЬ + ЯН

ГЛИНЯН ЫЙ = ГЛИНА + ЯН

Имена прилагательные КОЖАН ЫЙ, ПЕСЧАН ЫЙ, СЕРЕБРЯН ЫЙ, ШЕРСТЯН ОЙ, ГЛИНЯН ЫЙ пишутся с одной буквой Н, так как суффикс в них начинается с букв А, Я .

Следует запомнить три прилагательных, суффикс которых начинается с буквы Я, но букв Н в нем пишется не одна, а две. Это слова-исключения: ДЕРЕВЯНН ЫЙ, ОЛОВЯНН ЫЙ, СТЕКЛЯНН ЫЙ.

Запомнить слова-исключения помогает следующая загадка про ОКНО:

поверхность стеклянная, рама деревянная, ручка оловянная.

2. Две буквы НН в суффиксах прилагательных

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, суффиксы которых начинаются с буквы О или Е. Например, РЕДАКЦИОНН ЫЙ, ТРАДИЦИОНН ЫЙ, СОЛОМЕНН ЫЙ, КЛЮКВЕНН ЫЙ.

Запомнить суффикс -ОНН- с НН помогает ООН - Организация Объединенных Наций .

Известно, что суффикс -ОНН - - фанат ООН .

Он во всем стремится быть максимально похожим на ООН. Правда, разница между ними заметна сразу: у суффикса -ОНН- две буквы Н, а у его кумира ООН две буквы О.

С помощью суффикса -ОНН -, в котором пишутся две буквы Н, образуютсяимена прилагательные чаще всего иноязычного происхождения . Например, КОМИССИОНН ЫЙ, РЕДАКЦИОНН ЫЙ, ТРАДИЦИОНН ЫЙ, РЕВОЛЮЦИОНН ЫЙ

Две буквы Н пишутся в суффиксе -ЕНН-.

Имена прилагательные с суффиксом -ЕНН - чаще всего образуются от существительных, основа которых оканчивается на несколько согласных: ИСКУССТВЕНН ЫЙ, КЛЮКВЕНН ЫЙ, ЖИЗНЕНН ЫЙ, ОГНЕНН ЫЙ, БОЛЕЗНЕНН ЫЙ.

В русском языке есть слово-исключение, суффикс которого начинается с буквы Е, однако букв Н в нем пишется не две, а одна. Это слово ВЕТРЕНЫЙ.

ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ

ВЕТРЕНЫЙ ЮНОША

В слове ВЕТРЕНЫЙ пишется одна буква Н!

Однако если в слове ВЕТРЕНЫЙ появляется приставка БЕЗ, то букв Н согласно правилу пишется две.

БЕЗВЕТРЕННАЯ НОЧЬ (в слове есть приставка)

Запомнить правописание слов ВЕТРЕНЫЙ и БЕЗВЕТРЕННЫЙ помогает следующее стихотворение.

ВетрЕНый юноша, ветрЕНый день!

Запомнить можно без труда:

Одну лишь Н пишу всегда!

БезветрЕННые утро, день иль ночь!

Не применяя правил знанья,

Пиши две Н без колебанья!

3. Две буквы Н на стыке морфем

Две буквы Н пишутся в именах прилагательных, образованных при помощи суффикса Н от существительных с основой на букву Н.

РАВНИННЫЙ = РАВНИН А+ Н

ДЛИННЫЙ = ДЛИН А + Н

ИСТИННЫЙ = ИСТИН А + Н

ДИКОВИННЫЙ= ДИКОВИН А + Н

БЛИННЫЙ = БЛИН + Н

Следующее стихотворное правило помогает написать в имени прилагательном удвоенную букву Н.

ТумаН одно имеет Н,

Но если город стал тумаН+Ный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается НН,

Запомни этот случай странный.

4. Следует запомнить

В русском языке есть несколько слов, не имеющих суффикса Н и очень от этого страдающих. Эти слова часто путают и ошибочно пишут в них удвоенную НН.

Запомните: в словах ЕДИНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, ПРЯНЫЙ, РУМЯНЫЙ, ЮНЫЙ, СВИНОЙ пишется одна буква Н, которая является частью корня.

5. Анализируем примеры

Определим, сколько букв Н пишется в следующих именах прилагательных и почему.

ГУСИНЫЙ (в этом слове имеется «звериный» суффикс -ИН -, в котором пишется одна буква Н),

ТЕЛЕФОННЫЙ (это прилагательное образовано от существительного ТЕЛЕФОН, основа которого оканчивается на букву Н. Прибавляется суффикс Н. Поэтому слово ТЕЛЕФОННЫЙ мы пишем с двумя буквами Н),

СОЛОМЕННЫЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы Е, поэтому мы пишем НН),

ЛЬНЯНОЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы Я и обозначает материал, из которого сделан предмет, поэтому пишем одну букву Н),

ВЕТРЕНЫЙ (это слово-исключение, в котором пишется одна буква Н),

ИНФЕКЦИОННЫЙ (суффикс этого прилагательного начинается с буквы О, поэтому мы пишем НН),

СТЕКЛЯННЫЙ (это слово-исключение, которое входит в загадку про окно; поэтому пишем НН).

6. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных

Выбирая Н, НН для написания в суффиксе, можете воспользоваться алгоритмом.

Таблица 1. Алгоритм написания Н, НН в суффиксах прилагательных ()

7. Н, НН в кратких именах прилагательных

Следует запомнить, что в кратких именах прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: традиционная - традиционна, умная - умна.

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
  1. Опорная таблица ().
  2. Презентация ().
  3. Дополнительное упражнение ().

Домашнее задание

Задание №1

Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы Н или НН. Обоснуйте ответ.

Ю..ый, ю..ат, серебря..ый, авиацио..ый, дли..ый, оловя..ый, пря..ый, урага..ый, дискуссио..ый, лебеди..ый, ветре..ый, ветря..ой, безветре..ый, осе..ий, утре..ий, утре..ик, стекля..ый, труже..ик, серебря..ый, серебря..ка, бессребре..ик, семе..ой, ледя..ой, клюкве..ый, конопля..ый, конопля..ик, воробьи..ый, соловьи..ый, стреме..ой, семе..ой, краснознамё..ый, торжестве..ый, жизне..ый, стари..ый, гости..ая, гости..ица, масле..ый, масле..ица, ветре..ица, ва..ая, пле..ый, це..ый, пья..ый, рья..ый, румя..ый, румя..а, огне..ый, песча..ый, ремесле..ый, второстепе..ый, пенсио..ый, глиня..ый, звери..ый, потомстве..ый, драгоце..ый, бульо..ый, плоскодо..ый, полуде..ый, дикови..ый, недюжи..ый, овчи..ый, инфекцио..ый, сочувстве..ый, семистру..ый, бесчисле..ый, дружестве..ый, овся..ый, единовреме..ый, муравьи..ый, маши..ый, мыши..ый, сви..ой, свини..а, дровя..ик, нефтя..ик, мали..ик, оси..ик, ряби..ик, дружи..ик, моше..ик, ветре..ик, сторо..ик, смышлё..ый, ко..ица, подветре..ый, песча..ик, путешестве..ик, влася..ица, више..ик, выветре..ый, куре..ой (атаман).

Задание №2

Заставьте заговорить «молчащую» таблицу: на месте пропусков запишите необходимые слова. Выпишите из стихотворений прилагательные с изученной орфограммой.

1. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчи…ую шкуру

Осли…ые губы и ноздри вола.

Б. Пастернак

2. И стоит берёза в со…ой тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

С. Есенин

3. Ты любишь ледя…ой январь,

Безветрье, стужу зверскую.

А я - лютующий февраль,

Метель, позёмку дерзкую.

Правописание Н и НН в прилагательных

Количество букв Н в именах прилагательных зависит от того, с помощью какого суффикса образовалось слово.

Если слово образуется с помощью суффикса –Н-, удвоение согласных получается лишь в том случае, когда основа производящего слова оканчивается на Н. Например: СОН-Н-ЫЙ, БАРАБАН-Н-ЫЙ.

Если при образовании слова использовались суффиксы
–АН-, -ЯН-, -ИН-, то писать надо одну букву Н. Например: ГУС-ИН-ЫЙ, СЕРЕБР-ЯН-ЫЙ, КОЖ-АН-ЫЙ.

Если же суффиксы -ОНН- или –ЕНН-, то пишется две Н. Например: АВИАЦИ-ОНН-ЫЙ, СОЛОМ-ЕНН-ЫЙ.

Запомните несколько исключений: СТЕКЛЯННЫЙ, ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ. В этих словах пишется удвоенная Н, несмотря на то что они образовались с помощью суффикса –ЯН-.

Обратите внимание также на слово ВЕТРЕНЫЙ. В нем нет удвоенных согласных, так как это прилагательное образовалось не от существительного ВЕТЕР, а от устаревшего глагола ВЕ´ТРИТЬ с помощью суффикса Н.

Есть также несколько прилагательных, для которых нельзя применить это правило, например: ЮН-ЫЙ, РУМЯН-ЫЙ. Дело в том, что эти слова образовались вообще без суффиксов. В них пишется одна Н, которая находится в корне.

Упражнение

1. Снизу донесся нарастающий, поднимающийся гул, сбоку - стук костя_н ых шаров через стекля_н ую перегородку, за которой мелькали встревоженные лица. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

2. Подумать только: сорок копеек из двух блюд, а они оба эти блюда и пятиалты_н ого не стоят, потому что остальные двадцать пять копеек завхоз уворовал. (М. Булгаков «Собачье сердце»)

3. Затем кровя_н ое солнце со звоном лопнуло у него в голове, и больше он ровно ничего не видал. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

4. Ути_н ый нос побледнел, и Турбин сразу понял, что он ошибся, схватил не того, кого нужно. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

5. Машина, провернув первые застоявшиеся волны, пошла ровно, тысячеголовым, льви_н ым ревом и звоном наполняя пусты_н ые залы Спимата. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

6. Орли_н ым взором окинув позицию, Коротков поколебался мгновение и с боевым кличем: "Вперед!" - вбежал в бильярдную. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

7. Но женщина осталась непрекло_н ой и печальной. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

8. Сам он в такой же повязке, но не смоченной, а сухой, расхаживал невдалеке от группы палачей, не сняв даже со своей рубахи накладных серебря_н ых льви_н ых морд, не сняв поножей, меча и ножа. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

9. Затем с ужасом заглянул в бритве_н ое зеркальце, уверенный, что лишился глаза. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

10. Кальсонер поднимался со стра_н ой, неестестве_н ой скоростью, и у Короткова сжималось сердце при мысли, что он упустит его. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

11. Мужчина, улыбаясь необыкнове_н о вежливой, безжизне_н ой, гипсовой улыбкой, подошел к Короткову. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

12. Коротков попытался искусстве_н о засмеяться, но это не вышло у него. (М. Булгаков «Дьяволиада»)

13. Блестящим перочи_н ым ножичком он перерезал провод звонка... (М. Булгаков «Собачье сердце»)

14. Машину зря гоняет казе_н ую! – наябедничал и кот, жуя гриб. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

15. Затем повесил тяжелый маузер в деревя_н ой кобуре, покачнув стойку с оленьими рогами. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

16. Увиделись расплывчато купы девстве_н ой и нетронутой сирени, под снегом, дверь, стекля_н ый фонарь стари_н ых сеней, занесенных снегом. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

17. Румя_н ый толстый юнкер грохнул ложем у ящика и стал неподвижно. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

18. ...кобура, вероятно, вследствие несвойстве_н ой полковнику Малышеву рассеянности, была расстегнута. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

19. Винтовка со стуком покатилась по ледя_н ому горбу тротуара. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

20. Странный пья_н ый экстаз поднялся у Николки откуда-то из живота, и во рту моментально пересохло. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

21. На смену очень слабому и в действительно трудных случаях ненужному уму вырастает мудрый звери_н ый инстинкт. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

22. Черво_н ый валет влез на стул, плюнул Василисе в усы и выстрелил в упор. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

23. ...мелькал на папахе золотогалу_н ый хвост и концы двух винтовок. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

24. Одно всего освещенное место: стоит на страшном тяжелом постаменте уже сто лет чугу_н ый черный Владимир и держит в руке, стоймя, трехсаже_н ый крест. (М. Булгаков «Белая гвардия»)

25. На нем была кожа_н ая куртка с чужого плеча, кожа_н ые же потертые штаны и английские высокие сапожки со шнуровкой до колен. (М. Булгаков «Собачье сердце»)

26. И если хотите послушаться доброго совета: налейте не английской, а обыкнове_н ой русской водки. (М. Булгаков «Собачье сердце»)

27. Доктор, бледный, с очень решительными глазами, поднял рюмку с стрекози_н ой талией. (М. Булгаков «Собачье сердце»)

28. Филипп Филиппович горестно указал обеими руками на око_н ую штору. (М. Булгаков «Собачье сердце»)

29. На борту великолепнейшего пиджака, как глаз, торчал драгоце_н ый камень. (М. Булгаков «Собачье сердце»)

30. Вьюга захлопала из ружья над головой, взметнула громадные буквы полотня_н ого плаката... (М. Булгаков «Собачье сердце»)

31. Соверше_н ое изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюкве_н ым налетом. (М. Булгаков «Собачье сердце»)

32. Он упал прямо на стол в дли_н ое блюдо, расколов его вдоль... (М. Булгаков «Собачье сердце»)

33. Тут в государстве_н ой библиотеке обнаружены подли_н ые рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единстве_н ый в мире специалист. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

34. Обедающий за соседним столиком беллетрист Петраков-Суховей с супругой, доедавшей сви_н ой эскалоп, со свойственной всем писателям наблюдательностью заметил ухаживания Арчибальда Арчибальдовича и очень удивился. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

35. Он перевел взгляд повыше и разглядел фигурку в багря_н ой военной хламиде, поднимающуюся к площадке казни. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»)

36. Но дело в том, что все время и непрерывно поступал в бессо_н ый этаж все новый и новый материал. (М. Булгаков «Мастер и Маргарита»).

Упражнение подготовили Р. Лозовский и Б. А. Панов («Лига школ»).

Пояснительная записка

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

Ы, и после ц

Чередование а-о в корне слова

Чередование е-и в корне слова

Буква ы после приставок

Правописание приставок пре-, при-

Правописание суффиксов имен существительных

Правописание сложных имен существительных

Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных

Правописание числительных, обозначающих целые числа

Использованная литература

Пояснительная записка

Формирование орфографической грамотности – одна из основных задач обучения русскому языку в средней школе. Под орфографической грамотностью понимается умение ученика не только безошибочно оформлять письменное высказывание, но и различать «ошибкоопасное» место в слове (распознавать орфограмму), подбирать необходимое правило на данную орфограмму.

В пособии представлены все основные орфограммы, предусмотренные учебной программой «Русский язык» (5-7 классы), утверждённой приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан № 148 от 11. 03. 2003 г. (Алматы: РОНД, 2003). Пособие составляют упражнения, которые охватывают темы, рассматриваемые в 6 классе: гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях, Ы, и после ц , чередование а-о в корне слова, чередование е-и в корне слова, буквы ы после приставок, правописание приставок пре-, при- и т.д. путем регулярных упражнений учащиеся усвоят навыки грамотного письма и орфографические правила, которые входят в программу 6 класса.

Это пособие полезно всем школьникам в качестве дополнительного материала по русскому языку. Выполнение упражнений позволит ученику повысить свою грамотность. Пособие можно использовать для коллективной и индивидуальной работы в школе и дома.

Гласные о, е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

В суффиксах и окончаниях имен существительных и прилагательных после шипящих и ц под ударением пишется о , без ударения – е .

Вставь пропущенные буквы

1. Репортаж…м, манеж…м, мяч…м, Даш…й, гордец…м, Борисович…м, переселенц…м, сердц…м, Гриш…й, Степанович…м, баловниц…й, туч…й, Ефимович…м, Викторвич…м, гвардейц…м, скрипач…м, Андрюш…й, каш…й.

2. Плащ…м, луч…м, Дмитриевич…м, матч…м, приёмыш…м, смерч…м, лещ…м, Григорьевич…м, пловц…м, Иванович…м, владельц…м, беглец…м, полководц…м, Никитич…м, борщ…м, спутниц…й, шприц…м, овц…й.

3. Грач…м, Ключ…м, плач…м, купальщиц…й, Александрович…м, кормильц…м, работниц…й, мельниц…й, хранилищ…м, птиц…й, Лёш…й, ёрш…м, сторож…м, стриж…м, лисиц…й, паш…й, больниц…й, горчиц…й, крыш…й, врач…м.

4. Борщ…к, верблюж…нок, груш…вка, девч…нка, с плащ…м, зайч…нок, зрач…к, под крыльц…м, за зеркальц…м, камеш…к.

5. Добряч…к, вираж…м, горшоч…к, жениш…к, с карандаш…м, под креслиц…м, над страниц…й, копьец…, с товарищ…м.

6. Алыч…вый, груш…вый, изразц…вый, холщ…вый, борщ…вый, глянц…вый, нож…вый, перц…вый, парч…вый, свинц…вый.

Ы, и после ц

Буква И после Ц пишется в корнях и в словах на ция.

Буква Ы после ц пишется в окончаниях и суффиксах, в словах-исключениях: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.

Вставь пропущенные буквы

1. Птиц…, ц…тировать, куц…й, ц…ц, панц…рный, ц…ркулировать, ц…ркуль, улиц…, ц…ник, волчиц…, ц…гарка, Птиц…н, ц…нк, гусениц…, ц…фра, ц…ганята.

2. Гостиниц…, ц…линдр, гусятниц…, ц…стерна, единиц…, рац…я, секц…я, ц…тадель, лестниц…, акац…я, бледнолиц…й, мельниц…, революц…я.

3. Пальц…, ц…рк, медиц…на, дефиц…т, пац…ент, дисц….лина, ц…кнул, ц…ферблат, мотоц…кл, огурц…, братц…, авиац…оный, ц…ган.

4. Волчиц…, Лисиц…н, ц…пленок, границ…, синиц.., ц…ркач, экспедиц…я, пшениц…, ц…фровой, конституц…я, ц…клон, свестниц….

5. Куниц…н, Венец…я, ц…нковка, ц…почки, ц….трусовый, учениц…, нац…я, переселенц.ю.., операц…я, ц…плята, ц…кл, панц…рь.

6. Беглец…, агитац…я, глупц…, ленивц…, голубц…, старц…, счастливц…, ликвидац…я, китайц…, каквказц…, рекомендац…, ц…ганочка.

7. Гостинц…, редакц…я. экспедиц…я, ресниц…, круглолиц…й, проводниц…., ц…фра, традиц…я, офиц…альный.

Чередование а-о в корне слова

1. Корни, определяемые ударением:

Без ударения пишется о в корнях:

КЛАН-КЛОН

ГОР-ГАР

ТВАР-ТВОР

Без ударения всегда пишется а в корне:

ЗАР-ЗОР

2. Корни, определяемые согласной:

ЛАГ-ЛОЖ
РАСТ, РАЩ-РОС
3. Корень, определяемый суффиксом а:

КАС(А)-КОС

Вставь пропущенные буквы

1. Зал…жить, р…сли, изл…гать, изл…жение, выр…с, р…стительное, пор…сль, прор…сли, предл…гать, р…сток, нар…стает, изл…жить, прик…снуться, предпол…гать, сл….жить, накл…няться, выл…жить.

2. Подр…сли, ул…жить, покл…н, з…рница, р…стовщик, предл…гть, предл…жение, зар…сло, прил…жение, ср…щение.

3. К…салась, нал…гать, соприк…саться, тв…рение, прил…гательное, накл…нение, р…стение, стр…статься, к…саться, зар…сли.

4. Выл…жен, безуг…рный, кл…нить, прол…гать, прил…жжение, утв…рь, отр…стить, вытв…рять, отл…жить, к…снуться, нар…стание, к…сание.

5. Предл…жить, накл…нить, выр…сли, прол…жила, обл…гать, приг…реть, прик….сновение, прор…стает, благотв….рительность.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Южное р…стение, нар…щивание капитала, юный возр…ст, зар…сли тростника, подр…стающие саженцы, пора взр…слеть, мелкая пор…сль, зар…сло травой, дай подр…сти, выр…щенные котята.

Подрастать, зарница, загорать, приложение, касаться.

Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните чередующиеся гласные в корне.

Ночь уже л…жилась на горы и туман нач…нал бр…дить по ущельям. Я велел пол…жить чемодан свой в тележку заманить быков лошадьми и в последний раз огл…нулся на д…лину. Дым расстилался вокруг такой густой пеленой, что я долго не мог осм…треться.

Спиши, вставь пропущенные буквы.

Озеро зар…сло камышами. Чёрные водор…сли хрустят под ногами. На опытном участке выр…стили много редкостных р…стений. Р…стительность здесь однообразная. В зар…слях трос…ника водилось много уток. Прор…сли семена. Подр…стает молодая пор…сль.

Чередование е-и в корне слова

В корнях БЕР-БИР, ДЕР-ДИР, МЕР-МИР, ПЕР-ПИР, ТЕР-ТИР, БЛЕСТ-БЛИСТ, СТЕЛ-СТИЛ пишется и, если дальше следует суффикс а.

Вставьте пропущенные буквы.

1.Приб…рались, разб…ру, заст…лю, выб…рались, ст…реть, зап…реть, сд…ру, ст…раю, изб…ру, расп…раю, заб…рались, отп…раю, бл…стеть.

2. Оп…реться, обт…раю, ст…реть, ум…реть, рсст…лается, поб…рались, уб…ру, подб…рались, пост…ли, выст…лаю, соб…рались, выб…ру.

3. Заст…лаю, выст…лю, зам…рают, забл…стеть, проб…рается, выт…раю, выд…ру, ум…рают, уст…лаю, зап…раю.

4. Зап…раю, зад…ру, наст…ленный, прот…раю, заб…ру разбл…стелся, забл..стеть, переб..рались, уб…рались, наст..лю, наб..ру, зат…реть, зат..раю, приб…рались.

5. Разб…рались, раст…реть, нат…раю, перест…лаю, подб…ру, изб…ралли, подт…раю, забл…стают, обд…раю, переб…ру, прип…раю, переест…лю, выб…реется.

Вставьте пропущенные буквы.

Объясните правописание.

Соб…ру, яблоки, бл…стать успехами, выт…реть доску, заж…гательный танец, подб…ру книгу, бл…стеть на солнце.

Измените слова таким образом,

чтобы в корнях произошло чередование.

Собирать, простирать, опираться, зажигать, блестеть.

Выделите корни с чередующимися гласными а-о, е-и, объясните их написание.

1. Мой бывший сосед был ужасный чудак, все время он делал не то и не так. Цветы поливал он горячей водой, очки протирал он своей бородой, растил в огороде одни сорняки, играл на рояле в четыре руки.

2.Бутерброд

Чудак математик

В Германии жил.

Он хлеб с колбасою

Случайно сложил.

Затем результат

Положил себе в рот.

Вот так человек

Изобрел бутерброд.

3. С каждым днем все больше холодало. Ночью мороз превращал лужи в блестящие зеркала. На окнах появились удивительные творения. Снег падал огромными хлопьями и мягко стелился ковром. Снег был везде, и казалось, будто я плавал в безбрежном океане. К вечеру в небе ярко горели звезды. Сугробы продолжали расти.

Вот это настоящая зима!

После приставок, оканчивающихся на согласный, в соответствии с произношением, вместо и пишется ы (игра- розыгрыш).

Искл.: взимать

Буква и пишется после приставок меж-, контр- и сверх-.

Буква ы после приставок

Вставьте пропущенные буквы.

1. Без…глый, без…нтересный, вз…скать, контр…гра, небез…звестный, об…ндевать, сверх…нтересный, под…тоживать, от…скать, при…ск.

2. Без…скусный, воз…меть, под…мать, пре…мущество, сверх…зысканно, роз…грыш, пред…стория, меж…нституский, от…грать.

Правописание приставок пре-, при-

Приставка при- пишется, если обозначает:

1) приближение, присоединение, прибавление: прибыть, пришить.

2) близость: пригородный.

3) неполноту действия: приоткрыть.

Приставка пре- пишется, если:

1) близка по значению слову очень: презабавный.

2) близка приставке пере-: преградить (перегородить)

Спишите. Найдите и выделите приставки при- и пре-. Объясните их написание.

При- или пре-? При- или пре-?

Это совсем не секрет.

Сразу получишь ответ.

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Если «Очень такой» или «очень сякой» -

Пре- мы пишем при этом.

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь – не преграда.

Где очень похожи пере- и пре-,

Писать только пре- там надо.

Распределите слова на три столбика по значению приставки при-:

1 – приближение, присоединение,

2 – расположение вблизи,

3 – неполнота действия.

Приутихло, приподняться, приумолкнуть, приближаться, приезжать, прийти, приморский, приволжский, присоединить, пришить, прилететь. Прибить, привокзальный, прикрепить, примазать. принарядиться, призадуматься, принести, прилечь.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Пр…вознести, пр…гнать, пр…высить, пр…бегать, пр…варить, пр…бедняться, пр…градить, пр…вязать, пр…ближение, пр…валить, пр…глушить, пр…ломить, пр…красный, пр…винтить, пр…грелый, пр…мудрость, пр…усадебный.

2. Пр…видение, пр…водить, пр…возить, пр…вязать, пр…вращение, пр…гибать, пр…рвать, пр…галсить, пр…готовить, пр…рвать, пр…секать, пр…держать, пр…клонять, пр…образить, пр…грозить, пр…дорожный.

3. Пр…морский, пр…сесть, пр…смешной, пр…школьный, пр…слать, пр…ступать, пр…гибать, пр…забавный, пр…езжать, пр…неприятный, пр…глупый, пр…говор, пр…озёрный, пр…удивительный, пр…щурить, пр…нарядиться, пр…умолкла.

Распределите слова на два столбика:

    с приставкой при-, 2 – пре-.

Вставьте пропущенные буквы.

Пр…осторожно, пр…остановит, пр…ступник, пр…ломить, пр…ломление лучей, пр…граждать дорогу, пр…искусный кузнец, все пр…грады, пр…чудливые формы, старенький при…ёмник.

1. Я пр…ближался к месту моего назначения. 2. Муж…чок тут же стал его тулуп пр…м…ривать. 3. Гарнизонная жизнь мало имела для меня пр…влекательность. 4. Василиса Егоровна – пр…храбрая дама. 5. Мы вышли от коменданта, по-видимому, пр…миренные. 6 . Палашка пр…несла шпаги. 7. Швабрин пр…следовал Машу.

Правописание суффиксов

имен существительных

Суффиксы –ек-, -ик-

Если при склонении гласный выпал, то в суффиксе пишется е , если не выпал – и : огурчи к – огурчи ка, но сыноче к – сыночк а.

Вставьте пропущенные буквы.

1. Нож…к, ножич…к, мешоч…к, мальч…к, порошоч…к, кусоч…к, песоч…к, калач…к, горшоч…к, блинч…к, цветоч…к, стульч…к, колокольч…к, рожоч…к, пенёч…к, пирожоч…к.

2. Овраж…к, попрыгунч…к, ковр…к, кружоч…к, платоч…к, словар…к, лепесточ…к, моточ…к, самоварч…к, лоточ…к, куст…к, кусточ…к, кирпич…к, одуванч…к, сыноч…к.

От данных существительных образуйте новые существительные при помощи –ек-, -ик- или –чик-.

Например: Чулан-чуланчик, угол-уголочек.

Палец, чулок, час, часок, носок, клубок, нос, сарай, венок, птенец, заяц, огурец, кувшин, орех, мяч, диван, ремешок.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

1. вспыхнул яркий краеш…к со…нца. 2. Устроили шалаш…к из травки. 3. Звонко трещали кузнеч…Ки. 4. Сусл…ки посвистывали, а в небе круж…л кобч …к.

5. К…лючий ёж…к шмыгнул в куст…ки.

Суффиксы –щик-(-чик-)

Суффикс –чик- пишется после букв д-т, з-с, ж. в остальных случаях пишется –щик-: ле т чик , но часов щик .

Добавьте к данным основам

суффиксы –чик- или –щик- .

1. Перевод…, перевоз…, настрой…, учёт…, перенос…, скуп…, упаков…, перебеж…, красиль…, загон…, разнос…, фонар…, камен…, забой…, прогуль…, объезд…, спор…, смаз…, уцен…, свар…, барабан…, носиль…, рассказ…, набор…, уклад….

2. Зенит…, бетон…, смен…, добыт…, раздат…, водопровод…, маль…, табун…, передат…, карман…, жестян…, заправ…, доклад…, обид…, уголь…, атом…, вагон…, самвар…, рез…, завод…, обман…, приказ…, донос…, сбор…, переплёт….

Добавьте суффиксы –чик- или –щик-

к существительным, которые обозначают людей профессий.

1. Основные профессии в шахтах – проход…, забой…, буриль…, запаль…, крепиль…. 2. На строительстве работают арматур…и, камен…и, водопровод…и, стеколь…и, кранов…и, кровель…и. 3. В порту трудятся – груз…и, носиль…и, кладов…и, упаков…и.

Правописание сложных имен

существительных

Слитно:

1) если основы складываются с помощью соединительной гласной о или е : водопр о вод, пеш е ход ;

2) если сущ.образуется сложением начальной части слова с целым словом или частью слова: стенгазета, медсестра, юнкор, санпост .

Через дефис:

1) если сущ. образовано сложением слов: школа-интернат.

2) если после корня пол- вторая часть сложного слова начинается: а) с прописной буквы: пол- А станы ;

б) с гласной буквы: пол- а пельсина ; в) с согласной л: пол- л имона .

В остальных случаях пол- пишется слитно.

Слова с полу- пишутся слитно: полушубок.

Сделайте морфемный разбор

сложных слов.

Землепроходец, кораблекрушение, самокат, огнемёт, мореплаватель, остроумный, светочувствительный, первопроходец, долгожитель, звукозапись.

Вставьте пропущенные буквы.

Земл…ройка, звер…вод, басн…писец, знам…носец, овощ…вод, утк…нос, пчел…вод, рыб…лов, вод..воз, земл…коп, звезд…пад, волн…рез, брон…машина, солнц…пёк, птиц…фабрика, лес…сплав.

От данных словосочетаний образуйте сложные

существительные.

Новая стройка, железо и бетон, рельсы укладывать, заготавливать хлеб, хранить овощи, падает снег, писать басни, метать пули, атомный ход, вода и хранилище, ловить рыбу, падают звёзды.

Напишите слитно или через дефис

слова с пол-.

1. (Пол)арбуза, (пол)лимона, (пол)часа, (пол)парты, (пол)метра, (пол)Кокшетау, исходить(пол)Казахстана, (пол)года экспедиции, исписать (пол)листа, проплыть (пол)Иртыша, отстать на (пол)очка, сделать (полу)оборот, участвовать в (полу)финале.

2. Отсутствовать (пол)года, опоздать на (пол)часа, работать до (полу)ночи, прополоть (пол)участка, начертить (полу)круг, вышел (полу)месяц, купить (полу)шубок, кругом (полу)мгла.

От данных слов образуйте и запишите сложные слова с пол-.

Океан, оазис, здание, экземпляр, этажерка, щука, грамм, килограмм, липа, ольха, яблоко, Америка, луковица, час, метр, ананас, парта.

Добавьте пол- или полу-.

День, игра, лавка, Вашингтон, оборот, одиннадцать, порция, сапожки, слово, сотня, шаг, юрта, ягодник.

Одна и две буквы н в суффиксах имен

прилагательных

Пишется Н :

–ан-, -ян-, -ин-: кожаный, серебряный, глиняный, лебединый, куриный.

Искл.: стеклянн ый, оловянн ый, деревянн ый.

2) в кратких прилагательных пишется столько н , сколько и в полной форме: бесшум н а (бесшум н ый).

Пишется НН :

1) в прилагательных с суффиксами –онн-, -енн-: клюкв енн ый, революци онн ый.

Искл.: ветреный.

2) в прилагательных с суффиксом –н-, если корень оканчивается на н : окн о-окон н ый.

Замените словосочетания по образцу, обратите на правописание суффиксов прилагательных,

выделите их.

Образец: портфель из кожи – кожан ый портфель.

1. Костюм из полотна, кружка из олова, бусы из стекла, мука для блинов, мебель для кухни, путь для саней, дверь на балкон, звонок телефона, голова лошади, писк комара, знак фирмы, крик петуха.

2. Платок их шерсти, кружка из алюминия, лестница из мрамора, подсвечник из бронзы, нить из серебра, сироп из клюквы, новости из района.

Вставьте пропущенные буквы Н или НН.

Обозначьте суффиксы прилагательных.

Водя…ые капли, тополи…ный пух, ржа…ая коврига хлеба, гуси…ый жир, льня…ное масло, торжестве…ый марш, карма…ый фонарик, голуби…ое яйцо, утре…ий кофе, пчели…ый яд, гуси…ый выводок, глиня…ый сосуд.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы прилагательных.

1. Ещё идут стари…ые часы. 2. В карти…ой галерее были выставлены лучшие полотна. 3. Мне купили костюм маши…ой вязки. 4. На завтрак подали кури…ый бульон. 5. Пчели…ый рой переместился из улья. 6. В палатке был земл…ой пол. 7. Дерев…ые игрушки ярко раскрашены.8. Подарили серебр…ые ложки.

Выпишите прилагательные в две колонки:

1 – с –н- в суффиксе, 2 – с –нн-.

1. Густели бура…ые сумерки. 2. В тума…ой мгле показались острова. 3. Урага…ый ветер сшибал и ломал деревья. 4.Журавли…ые косяки заспешили на юг. 5. Тополи…ый пух очищает воздух. 6. Над деревней пролетел гуси…ый косяк. 7. Закат золотит кроны деревьев стари…ой позолотой. 8. Насте…ые часы бьют в полночь. 9. В каюте пахло маши…ым маслом. 10. У ворот увидел я старую чугу…ую пушку. 11. Ночь при лу…ом свете холодна, ясна.

Через дефис пишутся сложные прилагательные, которые обозначают:

1) цвета или оттенки цвета: темно-зеленый, нежно-голубой.

2) стороны света: северо-восточный .

3) словосочетание с сочинительной связью: плодовый и ягодный – плодово-ягодный.

Слитно пишутся сложные прилагательные, образованные от словосочетаний с подчинительной связью: сельское хозяйство – сельскохозяйственный.

Дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных

Раскройте скобки, напишите прилагательные слитно или через дефис.

1. (Трудо)любивый юноша, (жизне)радостный человек, (старо)русское поселение, (рыбо)консервный завод, (хлопчато)бумажный комбинат, (бело)ствольная березка, (темно)красная шаль, (иссиня)черное пальто, (физико)математическая школа, (русско)английский словарь.

2. (Близо)рукий человек, (черно)глазый ребенок, (бело)курая леди, (бело)ствольная березка, (темно)синий костюм, (древне)тюркский памятник, (северо)западный ветер, (железо)бетонная балка, (сосново)пихтовые леса, (посудно)хозяйственный магазин.

Образуйте сложные прилагательные,

запишите их.

1. Учебный консультационный пункт. 2. Ветер с юга запада. 3. Собрание сочинений в пяти томах. 4. Дистанция в сорок километров. 5. Рассказ с острым сюжетом. 6. Горная спасательная станция.

Спишите, раскройте скобки, напишите

слитно или через дефис.

1. На (темно)сером небе мигают звездочки. 2. Редкие тучки разбегались по (нежно)голубому небу. 3. Мы спустились с (юго)восточной стороны. 4. Маленькие абрикосы на вкус (горько)ватокислые. 5. Наступила сенокосная пора. 6. В школе успешно прошел (шахматно)шашаечный турнир. 7. В классе я слежу за (учебно)воспитательной работой. 8 . (Бело)розовые кашки украшали букет.

Правописание числительных,

обозначающих целые числа

В И.п. и В.п. пишется ь :

1) на конце числительных от 5 до 20 и 30 : пять, двадцать;

2) в середине числительных от 50 до 80, от 500 до 900 : пятьдесят, пятьсот.

Вставьте, где необходимо, ь.

1. Пят… студентов, шест…десят дней, сем….десят страниц, восем… листов, восем…надцать пар, восем…десят учеников, оданнадцат… лет, двадцат… две страницы, пят…сот килограммов, двадцат… пят…книг, девят…надцать веков.

2. Тридцат… телевизоров, пят…надцат… салфеток, шест..сот шест…десят сантиметров, шест…стот восем…десят тонн, девят…сот пят…десят центнеров, сем….сот гектаров.

Напишите словами данные числа.

50, 60, 70, 80, 500, 600, 800, 900, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 30.

Запишите словами числа.

В Т.п.: 15 книг, 60 экспонатов, 70 инженеров, 500 верст, 600 специалистов.

В Д.п.: 40 секунд, 90 километров, 19 килограммов, 318 тонн, 8 листов.

Правописание суффиксов глагола

Суффиксы –ыва-, -ива- –ываю, -иваю : присматриваю – присматривал.

Суффиксы –ова-, -ева- пишутся, если глагол в 1 лице ед.ч. оканчивается на –ую, -юю : беседую-беседовать .

Замените личные формы глаголов неопределенной формой.

Обмениваемся марками, подогреваем обед, исследуем клетку, просматриваю выпуск, посоветуйся с отцом, присутствуют на занятиях, заканчиваю уборку, заведую библиотекой, опаздываю на урок, воспитываю детей, запеваем песню, разливаю чай, любуемся закатом, ночуем у костра, участвую в заплыве.

Спишите, вставьте пропущенные буквы,

обозначьте суффиксы глаголов.

1. Врач бесед…вал с больным и подбадр…вал родственников. 2. Старайтесь разумно использ…вать свободное время. 3. Невежливо опазд…вать на юбилей. 4. Солнце уже заметно приг…вает землю. 5. Мы часто договар…ваемся о совместных поездках к морю. 6. По радио перед…вали важные сообщения. 7. На ночь необходимо проветр…вать комнату. 8. Пора над…вать зимнее пальто.

Использованная литература

    Брагина С.А. Русский язык.5-7 классы. необычные диктанты. – Волгоград, 2008.

    Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: карточки-задания для 6 класса. – Новосибирск, 2007.

    Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык: правила и упражнения. – М., 2006.

    Халикова н.В., Леднева В.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. 5- 7 классы. – М., 1997.

Уроки русского языка помогают учащимся 6 класса получить знания о лингвистике и ее разделах. Ребята узнают о лексике, словообразовании и орфографии, знакомятся с такими частями речи, как имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Чтобы ученики не теряли интерес к изучению родного языка, учителю нужно уделять много внимания различным методам систематизации и контроля знаний. Олимпиады по русскому языку способствуют усилению мотивацию к обучению и дают возможность оценить знания школьников.

Примеры заданий, представленные на этой странице собраны в помощь учителю и родителям, помогающим ребенку готовится к олимпиаде по русскому языку. Ко всем заданиям указаны правильные ответы, поэтому сайтом можно пользоваться и самим школьникам во время самостоятельной подготовки.

Олимпиада по русскому языку 6 класс

Скачайте задания, заполнив форму!

После того как укажете данные, кнопка скачивания станет активной

Тестовые задания

1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
А) Мать
Б) беречь
В) вернешься
Г) ясли
Д) боюсь

2. В каких словах ударение падает на первый слог?
А) Хвоя
Б) сорит
В) досуг
Г) удить
Д) древко

3. Какие слова не являются синонимами?
А) Погасить – потушить
Б) лелеять – нежить
В) бесхитростный – незатейливый
Г) горе –случай
Д) солидный – видный

4.В какой паре слов нет рифмы?
А) документ-инструмент
Б) обидно-завидно
В) алфавит-позвонит
Г) торты-мосты

5. Из приведённых ниже слов назовите то, которое имеет только единственное значение.
А) чешка
Б) полька
В) француженка
Г) финка
Д) голландка

6. Какое из устаревших слов является историзмом?
А) чело
Б) длань
В) барщина
Г) ланиты

7. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е?
А) откро..те, пове..ло
Б) отп..реть, задерж..м
В) выж..г, раста..т
Г) выгор..т, расскаж..т

8. Укажите пример с нарушением речевой нормы.
А) прилягте
Б) ехайте
В) повтори́м
Г) хотите

9. От какого слова образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом -ЩИК-?
А) камень
Б) разносить
В) разведывать
Г) автомат

10. В каком слове пишется одна буква Н?
А) обществе..ый
Б) страуси..ый
В) стекля..ый
Г) стари..ый

Открытые вопросы

Вопрос 1
Восстановите недостающее звено словообразовательной цепочки. Определите способ образования.
Редкий — … — редкостный
Лень — … — ленивец
Цена — … бесценность

Вопрос 2
Найдите речевые ошибки, запишите исправленные предложения
А) С обоих сторон раздавались голоса. Б) Ихний ребенок плохо воспитан. В) Моя мама работает инженершей на заводе.

Вопрос 3
Расставьте ударения в словах:
Торты, позвонишь, прибыл, положил, красивейший, хвоя, приговор, завидно, средства, добыча.

Вопрос 4
Расшифруйте данные пословицы.
УЛДЕ МЕРЯВ, А ХЕТЕПО САЧ.
НОДИ В ПЛЕО ЕН ОВИН.
ЕН ВЁС ОТ ОТОЛОЗ, ТОЧ СТИЛЕБТ.
ЕН ГОИБ ГРОШИК ТЮБИЖОГА.

Вопрос 5
Из данного предложения выпишите слово (слова), образованное (образованные) сложением.
Своим названием рыба-зебра обязана многочисленным полоскам, украшающим её тело

Творческие задания

Задание 1
ВСоставьте пары антонимов из фразеологизмов:
не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

Задание 2
Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Составьте на основе пяти данных слов пять новых.
Адрес. Волос. Майка. Сосна. Апельсин

Задание 3
Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
Стих, печь, жаркое

Задание 4
К данным прилагательным подберите два таких слова, чтобы с первым словосочетание имело прямое значение, а со вторым — переносное.
Тяжёлый — …
Сладкий — …
Острый — …
Золотой — …
Свежий — …

Задание 5
Отгадайте загадки (Отгадка присутствует в самом вопросе)

А) Какой овощ всегда носит с собою черепаха?
Б) Какие конфеты содержат мел?
В) Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?
Г) Какое животное жить не может без уроков?
Д) Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход?

Ответы на тесты

Тестовое задание № 1 № 2 № 3 № 4 № 5
Ответ Д А,Д Г Г В
Тестовое задание № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
Ответ В В Б А Б

Ответы на открытие вопросы

Ответ на вопрос 1: Редкий – редкость – редкостный (суффиксальный)
Лень – ленивый – ленивец (суффиксальный)
Цена – ценный (суффиксальный) – бесценность (суффиксальный)
Ответ на вопрос 2:
А) С обеих сторон раздавались голоса.
Б) Их ребенок плохо воспитан.
В) Моя мама работает инженером на заводе
Ответ на вопрос 3: ТОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, красИвейший, хвОя, приговОр, завИдно, срЕдства, добЫча
Ответ на вопрос 4:
Делу время, а потехе час
Один в поле не воин
Не все то золото, что блестит
Не боги горшки обжигают
Ответ на вопрос 5: рыба-зебра, многочисленным

Ответы на творческие задания

Пример ответа на творческое задание №1:
восходящая звезда — угасшее светило
денежный мешок — ни гроша за душой
повесить нос — воспрянуть духом
спустя рукава — до седьмого пота,
как кошка с собакой — не разлей вода
Пример ответа на творческое задание №2 Среда, слово, кайма, насос, спаниель
Пример ответа на творческое задание №3
Выучить стих — ветер стих,
русская печь — печь пироги,
жаркое лето — приготовить жаркое.
Пример ответа на творческое задание №4
Тяжёлый стол — тяжелый туман
Сладкий торт — сладкий сон
Острый нож — острый язык
Золотой кулон — золотой человек
Свежий хлеб — свежий анекдот
Пример ответа на творческое задание №5
А. репа
Б. карамель, мармелад
В. иней
Г. сурок
Д. рис