Болезни Военный билет Призыв

Задания для первого (заочного) тура по химии Прикаспийской межрегиональной олимпиады школьников. Правда про вред белой муки. Чем отбеливают муку

Мы привыкли к тому, что пищевая сода всегда «под рукой». И для приготовления выпечки она нужна, и любые пятна на кухне очистит, отполирует серебро, уничтожит плесень. А почему бы не использовать ее в медицинских целях: подышать над горячим раствором при простуде, принять от изжоги, когда лекарства нет. Даже иногда шипучий напиток из нее делаем.

В цивилизованном Европейском мире соду знали издавна, она применялась как для производства мыла, стекла, так и для различных красок и даже лекарств

Неприметная бумажная белая пачка стоит на кухонной полочке и может выручить в любой момент. Содовый порошок способен заменить целый ряд химических соединений. Мы к нему привыкли и просто не задумываемся, откуда он берется, и как выглядит производство соды.

Как начали производить соду?

Человек сталкивался с этим веществом еще в глубокой древности. Ей пользовались, извлекая из содовых озер и небольших минеральных месторождений. В Европе с ее помощью выпускали мыло, краски, стекло и даже лекарства. Зола морских водорослей была источником этого белого порошкообразного вещества. Но для промышленности такого ее количества было недостаточно.

В природе существуют содовые озера в Забайкалье и Западной Сибири.

Известно озеро Натрон в Танзании и озеро Серлс в Калифорнии. Большими запасами этого природного вещества владеет США: на свои потребности она использует 40% природной соды и истощения запасов в ближайшие десятилетия не предвидится. Россия не обладает большими месторождениями, поэтому вещество получают только химическими методами.

Одним из первых стал применяться промышленный способ, изобретенный французским химиком Лебланом в 1791 году. Метод основывался на извлечении карбоната натрия из каменной соли. Технология не отличалась совершенством: оставалось значительное количество отходов. Но начало было положено: цена на «белое вещество» снизилась, а необходимость в приобретении − возросла.

Методом Леблана пользовались широко, но он позволял производить только кальцинированную соду. Следующим изобретателем стал француз Огюстен Жан Френель, который в 1810 году провел реакцию получения содового порошка, пропустив каменную соль через аммиачный раствор и углекислый газ. Но в производстве эта разработка оказалась неприбыльной. Было неизвестно, как восстановить аммиак, нужный в циклическом процессе производства.


На сегодняшний день производство очищенного бикарбоната натрия происходит двумя способами, «сухим» и «мокрым»

И только в 1861 году бельгиец Эрнест Сольве, опираясь на труды Френеля, провел реакцию по восстановлению аммиака, сделав производство дешевым и заменив метод Леблана. Особенность метода состояла в том, что он позволял помимо кальцинированной, получать соду пищевую.

В России о «белом веществе» узнали во время правления Петра Первого. До 1860 года она была импортной и называлась «зодой» или «зудой». А 1864 году было налажено свое производство этого продукта.

Состав пищевой соды

Разновидностей «белого вещества» не так уж и мало:

  • существует кальцинированная сода или углекислый натрий: Nа2СО3;
  • есть еще двууглекислая сода (питьевая сода) или бикарбонат натрия NаНСО3;
  • кристаллическая сода Nа2СО3*10Н2О;
  • каустическая сода, которая к пищевой имеет весьма отдаленное отношение, это NаОН.

Исходя из метода синтеза, она делится на леблановскую и аммиачную, вторая получается более чистой.

«Белое вещество» в природе встречается редко и к тому же не в чистом виде. Этого количества недостаточно, чтобы удовлетворить мировые потребности. В год производство соды достигает нескольких миллионов тонн.

Пищевая сода имеет химическое название − двууглекислый натрий или гидрокарбонат натрия с формулой NаНСО3. Она содержится в виде растворенного вещества в примесях соленых озер и морской воде, есть в составе горных пород.

Процесс производства из поваренной соли

Получение соды по настоящий день базируется на методе Сольве. По-другому этот метод называют аммиачно-хлоридным. Концентрированный раствор хлорида натрия насыщают аммиаком, затем воздействуют на него углекислым газом.

Образовавшийся гидрокарбонат натрия плохо растворим в холодной воде и его можно легко выделить фильтрованием. Затем проводят процесс кальцинирования с образованием содового порошка.


Производство кальцинированной соды осуществляется аммиачным методом путем взаимодействия насыщенного водного раствора хлористого натрия и углекислого газа в присутствии аммиака с образованием бикарбоната натрия и последующей его кальцинацией

Поэтапно процесс выглядит так:

  1. NaCl + NH3 + CO2 + H2O = NaHCO3 +NH4Cl (образование конечного продукта идет в воде при t=+30 − +40 градусов).
  2. 2NaHCO3 = Na2CO3 + CO2 + H2O (СО2 не выводится из циклически повторяющегося процесса). Это реакция кальцинирования соды.
  3. 2NH4Cl +CaO = CaCl2 + H2O + 2NH3. Так восстанавливается аммиак. Он продолжает участвовать в производстве снова и снова, находя применение в дальнейшем производстве.

По этому методу получают как кальцинированную, так и пищевую соду. Оба вещества востребованы в получении различных продуктов. Метод Сольве дает возможность синтезировать два вида содового порошка одновременно. Теперь становится понятно, из чего делают соду, и какие компоненты участвуют в химических реакциях.

В России вещество производится на двух предприятиях – на заводе «Сода» в г. Стерлитамаке (Республика Башкортостан) и предприятии «Крымский содовый завод» в г. Красноперекопске (Республика Крым). Это продукты высокого качества, соответствующие требованиям ГОСТа.

Процесс производства из природных минералов

Поскольку существуют страны, богатые минералами, в состав которых входит интересующее нас вещество (например, США, Уганда, Турция, Мексика), то известен и более простой способ производства соды из минералов нахколита и трона. Из них можно сделать кальцинированный содовый порошок, а затем превратить его в пищевой.

Трон добывают разными способами:

  • Вырезают подземные комнаты, которые поддерживаются специальными приспособлениями. Минерал берут на стенках комнат, а затем по конвейеру перемещают наверх.
  • Под землю заливается горячая вода, чтобы растворить минерал. Откачанную жидкость выпаривают и полученные деминерализованные кристаллы обрабатывают.

Кристаллы дробят, нагревают, чтобы удалить ненужные газы, и превращают минерал в содовый порошок. Но в нем еще много примесей, которые удаляют путем добавления воды и последующим фильтрованием. Полученное вещество просушивают, просеивают и уже на предприятии фасуют в подготовленную тару.

Применение кальцинированного содового порошка достаточно широкое. Он нужен для изготовления стекла, мыла, бумаги. С его помощью очищают воду. Использование гидрокарбоната натрия необходимо в медицине и пищевой индустрии.

Как и при любом химическом производстве, получение содового порошка не является экологически чистым. Но разрушительное воздействие на природу было бы значительно более сильным, если бы начали производить те синтетические вещества, которые с успехом может заменить сода.

ДЕВЯТЫЙ КЛАСС

Задача 9-1

Навеску бинарного кислородного соединения металла А массой 55 г обработали 1 л воды. Полученный раствор прокипятили с обратным холодильником и получили 998 мл раствора с плотностью 1,049 г/мл.

1. Перечислите все классы бинарных соединений металлов с кислородом.

2. Определите возможные формулы соединения А и назовите их.

3 Напишите все необходимые для решения задачи уравнения химических реакций. Задача 9-2

На полке в лаборатории обнаружили две банки со стертыми этикетками. В обеих банках находились черные порошки. При растворении одного из них в концентрированной соляной кислоте образовался желто-зеленый раствор (1), который при разбавлении водой стал голубым (2). При взаимодействии с концентрированной соляной кислотой другого порошка был получен синий раствор (3), который при разбавлении водой стал розовым (4).

1. Приведите аргументированный вывод, какие вещества могли находится в

2. Напишите уравнения реакций взаимодействия этих веществ с концентрированной соляной кислотой (1, 3) и уравнения реакций при разбавлении водой полученных растворов (2, 4). Объясните причину изменения цветов соответствующих растворов.

Задача 9-3

Однажды Карабас-Барабас, прочитав учебник химии, потребовал от актеров изучить взаимодействие марганца с различными кислотами. Части персонажей был выдан химически чистый марганец, а остальным – металл, содержащий примесь железа и меди. В работе использовали 3 M соляную и азотную кислоты, 1 М серную кислоту, дымящую (100%-ную) азотную кислоту, которые брали в избытке по отношению к металлу. Каждому из персонажей Дуремар предоставил один образец металла и одну склянку с кислотой. Наблюдения персонажи записывали в лабораторные журналы. Ознакомимся с записями в этих журналах.

Буратино. Реакция протекает энергично, не требует нагревания. Выделяется бесцветный газ, который при поднесении спички взрывает с хлопком. Металл растворяется без остатка.

Мальвина. Реакция протекает не так энергично, как в пробирке у Буратино. Выделяется бесцветный горючий газ, без вкуса и запаха. После полного растворения металла на дне пробирки остается немного мелкого порошка.

Пьеро. Реакция протекает не так энергично, как в пробирке у Буратино. Металл растворяется без остатка. При добавлении к раствору сульфида натрия образуется черный осадок. Выделившийся из пробирки газ имеет едва заметный желто-оранжевый цвет, который исчезает при пропускании газа через щелочь. Газ, после пропускания через щелочь, бесцветен, при поднесении спички взрывает с хлопком.

Лиса Алиса. При действии кислоты поверхность металла покрывается белесым налетом, газ не выделяется. При добавлении небольшого количества воды начинается энергичная реакция с выделением бурого газа. Полученный раствор имеет зеленовато-желтый цвет, не исчезающий при кипячении.

Кот Базилио. Реакция протекает с выделением бесцветного газа и так же энергично, как

у Буратино. Раствор приобретает красивый бледно-розовый цвет. После полного растворения металла на дне пробирки остается немного мелкого порошка.

Задача 9-4

Осадок, полученный при действии на 400 г 8 %-ного раствора сульфата меди (II) разбавленного раствора аммиака (который взяли в количестве, достаточном для полного осаждения осадка) (1), отфильтровали, высушили и прокалили в стеклянной трубке до 300 °С в токе инертного газа (2). Газообразные вещества на выходе из трубки пропустили через колонку с твердой щелочью массой 360 г. Масса колонки при этом возросла на 5 %.

Выдерживание такого же количества высушенного на воздухе осадка в эксикаторе над концентрированной серной кислотой приводит к увеличению массы кислоты на 7,2 г (3).

1. Проведя необходимые расчеты, определите:

Формулу вещества, выпавшего в осадок в результате реакции (1); -формулу вещества, образовавшегося при прокаливании осадка, рассчитайте его

массу, и приведите его название.

2. Напишите уравнения реакций (1 – 3);

3. Укажите, к какому классу относится осажденное вещество, выпадающее в результате реакции (1).

Задача 9-5

Химик, запомни, как оду: Льют кислоту в воду.

Хорошо известно, что при взаимодействии концентрированной серной кислоты с водой выделяется большое количество теплоты. В термодинамическом справочнике можно найти

следующие данные о теплотах образования (Q f ) серной кислоты.Q f , кДж·моль−1

H2 SO4 (l) 813.99

H2 SO4 (ai) 909.27

Индексы в скобках имеют следующий смысл: (l) – жидкая кислота, (ai) – кислота, полностью ионизированная в воде.

1. Какое количество теплоты выделяется при растворении 1 моль 100 %-ной серной кислоты в количестве воды, достаточном для полной ионизации кислоты?

2. Какую массу воды можно нагреть от 25 °С до 100 °С с помощью этого количества теплоты? Считайте, что теплоёмкость воды C p равна 75.3 Дж·моль−1 ·К−1

и не зависит от температуры.

3. Какую массу воды можно нагреть от 25 °С до 100 °С и испарить с помощью

этого количества теплоты? Теплота испарения воды при 100 °С равна 40.66 кДж·моль−1 .

4. Исходя из проведенных расчётов, объясните, почему при разбавлении концентрированной серной кислоты её нужно добавлять небольшими порциями к воде, а не наоборот.

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС

Задача 10-1

Белое порошкообразное вещество Х было добавлено к растворам кислот. Результаты экспериментов приведены в таблице.

и добавлении хлорида бария.

Задача 10-2

Калий – важнейший биогенный элемент, входящий в состав животных и растительных клеток. При дефиците калия в организме развивается гипокалиемия, возникают нарушения работы сердечной и скелетной мускулатуры. Основными пищевыми источниками калия для человека являются печень, молоко, рыба, сушёные абрикосы, дыня, бобы, киви, картофель, авокадо, бананы, брокколи, цитрусовые, виноград. Недостаток калия в почве приводит к угнетению растений и значительному уменьшению урожая, поэтому около 90 % добываемых солей калия используют для производства химических удобрений.

Металлический калий чрезвычайно химически активен: уже при комнатной температуре он реагирует с водой , хлором , сероводородом , а при нагревании – с аммиаком , водородом , красным фосфором и многими другими веществами.

1. Напишите уравнения реакций , с помощью которых в задаче охарактеризованы химические свойства металлического калия.

Благодаря повышенной реакционной способности, калий в свободном виде в природе не встречается. Тем не менее, элемента калия на нашей планете довольно много: по распространенности он занимает 7-е место среди всех элементов, образует ряд собственных минералов и входит в состав морской воды. Содержание калия в земной коре составляет 2,4 масс. %, в морской воде 0,0371 масс. %.

2. Перечислите элементы, массовое содержание которых в земной коре больше, чем у калия.

3. Приведите примеры двух минералов, в состав которых входит калий (формулы, минералогические и химические названия).

концентрацию калия в морской воде в моль/л, если средняя плотность морской воды

1,025 г/см3 .

Природный калий состоит из двух стабильных изотопов 39 K и41 K и радиоактивного40 K (период полураспада 1,251·109 лет). В каждом грамме природного калия в секунду распадается в среднем 32 ядра40 K, благодаря чему, например, в организме человека весом 70 кг ежесекундно происходит около 4000 радиоактивных распадов.

распадался. Несмотря на то, что его распад происходит сразу по двум направлениям (β - распад и электронный, или К-захват), общий период полураспада достаточно велик (1,248·109 лет). Отношение концентрации40 K к концентрации одного из его продуктов

распада в изолированных горных породах используется для определения их абсолютного возраста; этот метод является одним из основных методов ядерной геохронологии.

6. Напишите уравнения реакций ядерного распада изотопа 40 К. Исходя из значения атомной массы, оцените относительное содержание стабильного изотопа41 К в природной смеси. Также оцените, сколько лет назад содержание40 K в природной смеси изотопов составляло 0,0936 %.

Задача 10-3

Однажды Карабас-Барабас прочитав учебник химии, потребовал от актеров изучить взаимодействие марганца с различными кислотами. Части персонажей был выдан химически чистый марганец, а остальным – металл, содержащий примесь железа и меди. В работе использовали 3 M соляную и азотную кислоты, 1 М серную кислоту, дымящую (100 %-ную) азотную кислоту, которые брали в избытке по отношению к металлу. Каждому из персонажей Дуремар предоставил один образец металла и одну склянку с кислотой. Наблюдения куклы записывали в лабораторные журналы. Ознакомимся с записями в этих журналах.

Буратино. Реакция протекает энергично, не требует нагревания. Выделяется бесцветный газ, который при поднесении спички взрывает с хлопком. Металл растворяется без остатка.Мальвина. Реакция протекает не так энергично, как в пробирке у Буратино. Выделяется бесцветный горючий газ, без вкуса и запаха. После полного растворения металла на дне пробирки остается немного мелкого порошка.

Пьеро. Реакция протекает не так энергично, как в пробирке у Буратино. Металл растворяется без остатка. При добавлении к раствору сульфида натрия образуется черный осадок. Выделившийся из пробирки газ имеет едва заметный желто-оранжевый цвет, который исчезает при пропускании газа через щелочь. Газ, после пропускания через щелочь, бесцветен, при поднесении спички взрывает с хлопком.

Лиса Алиса. При действии кислоты поверхность металла покрывается белесым налетом, газ не выделяется. При добавлении небольшого количества воды начинается энергичная реакция с выделением бурого газа. Полученный раствор имеет зеленовато-желтый цвет, не исчезающий при кипячении.

Кот Базилио . Реакция протекает с выделением бесцветного газа и так же энергично, как у Буратино. Раствор приобретает красивый бледно-розовый цвет. После полного растворения металла на дне пробирки остается немного мелкого порошка.

Выполняя работу, персонажи забыли, какой из образцов металла и какую кислоту они использовали. Это грозило наказанием. Однако папа Карло спас положение и легко восстановил недостающую информацию.

Сделайте это и Вы, представив конечный ответ в таблице

Приведите уравнения реакций взаимодействия металлов с кислотами и соотнесите их с записями в лабораторных журналах.

Задача 10-4

Некоторое количество смеси изомерных углеводородов А иВ поместили в вакуумированный автоклав объемом 10 л, после чего под давлением добавили 10-кратное (по молям) количество кислорода. Реакционную смесь нагрели до 350 °С. При этом давление в автоклаве оказалось равным 568,48 кПа. Через автоклав пропустили электрическую искру. После того, как углеводороды полностью сгорели, снова измерили давление при той же температуре. Оно оказалось равным 647,14 кПа. Полученную газовую смесь пропустили через раствор известковой воды; образовалось 50,0 г осадка.

1. Определите молекулярную формулу углеводородов А и В. Ответ подтвердите расчетами.

2. Укажите число возможных изомерных углеводородов, отвечающих данной формуле и не обесцвечивающих водный раствор перманганата калия.

Известно, что углеводороды А иВ гидрируются при повышенных температуре и давлении; при этом из обоих образуются одни и те же продукты гидрированияС иD . Известно, что в молекулеА имеется 4, а в молекулеВ 6 типов атомов водорода.

3. А–D.

4. Напишите продукты реакции А с HBr.

Задача 10-5

В таблице приведены стандартные энтальпии образования соединений ClF, BrF и BrCl в газовой фазе при 298 К и энергии связи в этих молекулах.

1. Определите по этим данным энергии связи в молекулах фтора, хлора и брома. Изобразите в условном масштабе (график можно строить на листе тетради и без указания значений величин) зависимость Есвязи от атомной массы галогена (F, Cl, Br и I)

2. Энтальпия образования газообразного фторида хлора (III) равна −158.9 кДж·моль−1 . Рассчитайте энергию связи Cl–F в этой молекуле и объясните, почему она отличается от энергии связи в двухатомной молекуле.

3. Длины связей в молекулах ClF, BrF и BrCl равны 0.162, 0.176 и 0.214 нм соответственно. Определите ковалентные радиусы атомов фтора, хлора и брома. Найдите длину связи в молекуле Cl2 .

Энергией связи называют энтальпию реакции АВг = Аг + Вг

ОДИННАДЦАТЫЙ КЛАСС

Задача 11-1

Белое порошкообразное вещество Х было добавлено к растворам кислот. Результаты экспериментов приведены в таблице.

1. Определите состав добавляемого вещества (формула). Напишите его название.

2. Напишите уравнения реакций, происходящих при растворении.

3. Какие вещества могут содержаться в конечном растворе?

4. Для добавляемого вещества Х напишите реакции, протекающие при нагревании

и добавлении хлорида бария.

Задача 11-2

В химической лаборатории была обнаружена склянка с серо-черными кристаллами неизвестного вещества Х, нерастворимыми в воде. Желая установить их состав, лаборант отвесил 14,22 г кристаллов и подействовал на них большим избытком разбавленного раствора азотной кислоты. Кристаллы полностью растворились, а раствор приобрел коричневый цвет (реакция 1). Полученный раствор разделили натри равные порции .

Вторую порцию раствора обработали раствором иодида калия и нагрели до кипения. При этом выделялись фиолетовые пары, образовался зеленый раствор и коричневый осадок (реакции 5–6). Осадок отделили, промыли раствором тиосульфата натрия, в результате чего он стал белым (реакция 7), потом его высушили и взвесили. Масса осадка 2,865 г, он содержит 33,51 % (масс.) металла. Белый осадок полностью растворился в избытке раствора тиосульфата натрия (реакция 8)

К третьей порции коричневого раствора прилили бромид натрия, раствор прокипятили (реакция 9). Когда раствор остыл, добавили к нему концентрированный раствор аммиака (реакции 10–12). Раствор стал синим, из него выпал серо-зеленый осадок, который при прокаливании (реакция 13) дал 2,28 г зеленого порошка, содержащего 68,42 % (масс.) другого металла. Описанные превращения можно представить в виде схемы:

черный порошок

синий осадок + ярко-желтый раствор

HNO3

коричневый

фиолет.пары + зеленый раствор + коричневый осадок

7 промыв

NaBr, NH3

Na2 S2 O3

белый осадок

серо-зеленый осадок + синий раствор

зеленый порошок

Na2 S2 O3

бесцветный

Определите формулу неизвестного вещества Х, запишите уравнения всех упомянутых реакций (1–13).

Задача 11-3

Ударо- и износостойкие пластики используются для изготовления деталей автомобилей

и бытовой техники, пластиковых карт, медицинского оборудования, мебели. Широко распространенные АБС-пластики представляют собой сополимер акрилонитрила, бутадиена

и стирола.

1. Изобразите структурные формулы перечисленных мономеров.

Образец АБС-пластика содержит (по массе) 87,67 % углерода, 7,99 % водорода и азот.

2. Рассчитайте мольную и весовую долю каждого из мономеров в полимере.

3. Запишите все возможные уравнения реакций роста полимерной цепи (радикальная полимеризация), в результате которых в полимер включается звено бутадиена.

4. Сколько различных диад (пар последовательных звеньев) может существовать в описанном АБС-пластике: а) считая, что все реакции роста цепи протекают с полной регио- и стереоселективностью; б) считая, что реакции роста цепи при включении звена бутадиена не являются селективными?

Известно, что полистирол и сополимеры стирола с акрилонитрилом – прочный, но довольно хрупкий материал (разрушается при небольших деформациях), а полибутадиен – каучук, способный к высоким обратимым деформациям без разрушения. АБС-пластик сочетает высокую прочность со стойкостью к деформациям.

5. Как распределены звенья сомономеров в полимерной цепи АБС-пластиков (беспорядочно, строго чередуясь, группами из одинаковых звеньев)? Аргументируйте свой ответ.

Молярные массы используйте с точностью до целых единиц атомной массы.

Задача 11-4

Установлено, что для органических молекул и интермедиатов существует приблизительно экспоненциальная зависимость длины С–С связи (L , Å) от ее порядка (K ):

L = ae − bK

В углеводороде I (ωC : ωH = 4)L I = 0.154 нм, а в углеводородеII L II = 0.120 нм.

1. Расшифруйте формулы I и II, если M I /MII = 1.154. Укажите тип гибридизации

атомов C в молекулах I и II.

2. Рассчитайте значения коэффициентов a и b. Оцените K для молекулы бензола (L = 0.140 нм). Примечание: в ответах приводите три значащие цифры.

Полученное значение K можно объяснить, используя терминологию Кекуле, наличием «осцилляции связей в бензольном кольце» (хотя правильнее говорить, что молекула бензола существует в двух мезомерных формах):

На возможность такой «осцилляции» (на существование в виде двух мезомерных форм) указывали, например, данные по восстановительному озонированию углеводорода III , в результате которого образуется смесь соединенийX ,Y иZ в мольном соотношении 1:2:3.III можно получить изII согласно схеме:

III + IV

Pd/BaSO4

Pb(OAc)2

O2 /Ag

4 H2

1) + C

2) H 3 O+

3. Напишите структурные формулы соединений A–G, X–Z, III и IV.

4. Установите формулу катализатора, который используется для дегидрирования

G, если он содержит Al (29.51 %), O (34.97 %) и элемент X.

Задача 11-5

Хлоруксусная кислота под действием воды превращается в гликолевую. Реакция протекает по уравнению

ClCH2 COOH + H2 O = HOCH2 COOH + HCl.

При большом избытке воды реакция имеет первый порядок по хлоруксусной кислоте и нулевой по воде.

Кинетику реакции изучали с помощью титрования. Для этого из реакционной смеси отбирали пробы и оттитровывали раствором NaOH. Ниже приведены объёмы щелочи, пошедшие на титрование при разных временах реакции.

1. Чему равна константа скорости реакции?

2. Через какое время после начала реакции все три кислоты будут находиться в смеси в равных количествах?

3. Чему равен период полураспада хлоруксусной кислоты при данных условиях?

4. Через какое время в смеси останется 25 % начального количества хлоруксусной кислоты?

Справочная информация:

Для реакций первого порядка k t = lnC C 0 , гдеk – константа скорости реакции,C 0 –

начальная концентрация вещества, C – концентрация вещества в момент времениt .

Экология жизни.Казалось бы, нет ничего проще, смолол зерно, вот тебе и мука. Но, такая мука плохо хранится. Поэтому производители её очищают от самых полезных для человека веществ.

Казалось бы, нет ничего проще, смолол зерно, вот тебе и мука. Но, такая мука плохо хранится. Поэтому производители её очищают от самых полезных для человека веществ. Огромное количества витаминов, микроэлементов, и так необходимой нам клетчатки, всё это уходит в отходы. Остается практически один крахмал. Но это ещё не всё. Чтобы мука стала достаточно белой, её отбеливают веществами, о которых поговорим подробнее.

Отметим, что эти же вещества используется в стиральных порошках и бытовой химии для дезинфекции и отбеливания . Факт, заставляющий задуматься о том, стоит ли покупать хлеб в магазинах, или лучше приготовить его самому, в домашних условиях.

БРОМАТ КАЛИЯ – это неорганическое соединение, калийная соль, хорошо растворяется в воде. В классификации пищевых добавок обозначается как Е924.

Исследования на животных показали возможность появления онкологии щитовидной железы и почек у крыс и мышей. При высоких температурах, что происходит при выпекании, бромат калия переходит в бромид калия, который считается безвредным. Хлеб из «бромированной муки» бывает пышным и неестественно белым.

Бромат калия запрещён для пищевой промышленности в России странах ЕС, Китае, Бразилии, Канаде. Разрешён в США.


ДВУОКИСЬ ХЛОРА – газообразное вещество, имеет характерный запах, неорганическое соединение хлора и кислорода, мощное антимикробное вещество. Взрывоопасен. В классификации пищевых добавок обозначается как Е926.

После обработки муки двуокисью хлора полностью удаляются токоферолы (витамин Е), незаменимые жирные кислоты. Исследования на мышах показали, что при питании хлебом из муки, обработанной двуокисью хлора, животные испытывали Е-авитаминоз.

Добавка Е926 разрешена в России, используется так же для обеззараживания и очистки питьевой воды.

БЕНЗОИЛ ПЕРОКСИД – органическое соединение ароматического ряда, белое порошкообразное вещество. В классификации пищевых добавок обозначается как Е928.

Используют для отбеливания муки, и как улучшитель хлебопекарный. Обработанная бензоил пероксидом мука более рыхлая и белая. Е928 часто используют в производстве масел для дезодорации и в производстве сыра и для лечения угрей в виде кремов и мазей. В чистом виде является сильным канцерогеном (вещество, провоцирующее возникновение злокачественных опухолей).

Разрешён в России для использования в хлебопекарной промышленности.

ПЕРСУЛЬФАТ АММОНИЯ – органически активное соединение, аммонийная соль. В классификации пищевых добавок обозначается как Е923.

Имеет третий класс опасности. При вдыхании может вызвать сильнейший астматический приступ, опасен для кожи и глаз.

Персульфат аммония запрещен в производстве продуктов питания во всех странах мира, в том числе и в России. Но иногда используется как разрыхлитель для теста, для отбеливания муки, в производстве безалкогольных напитков и кондитерских изделий, как глазирующее вещество.

АЛЛОКСАН – соединение, которое получают в результате окисления мочевой кислоты.

Аллоксан подавляет действие многих ферментов. Вызывает некроз островков Лангерганса (скопления особых клеток поджелудочной железы), некроз почечных канальцев и другие, мене яркие изменения в гипофизе, тимусе, надпочечниках и щитовидной железы у подопытных животных. Его используют для получения экспериментального диабета у животных с дальнейшим исследованием различных препаратов.

Считается, что аллоксан не так сильно токсичен для людей, как для животных.

Получается, что белая мука – это, по сути, крахмал, который в лучшем случае будет бесполезен для человека, в худшем – даже опасен. Конечно, лучше всего использовать муку из цельного зерна. Или хотя бы уменьшить употребление изделий из белой муки.

Проявляйте, пожалуйста, здравомыслие!

«Вопросы: 1. Определите состав добавляемого вещества (формула). Напишите его название. 2. Напишите уравнения реакций, происходящих при растворении. ...»

ДЕСЯТЫЙ КЛАСС

Задача 10-1

Белое порошкообразное вещество Х было добавлено к растворам кислот. Результаты

экспериментов приведены в таблице.

доля к-ты, %

кислота m р-ра к-ты, г m доб. в-ва, г m получ. р-ра, г

H2SO4 40,0 5,00 5,00 43,2

HCl 40,0 5,00 5,00 42,8

Вопросы:

1. Определите состав добавляемого вещества (формула). Напишите его название.

2. Напишите уравнения реакций, происходящих при растворении.

3. Какие вещества могут содержаться в конечном растворе?

4. Для добавляемого вещества Х напишите реакции, протекающие при нагревании и добавлении хлорида бария.

Задача 10-2 Калий – важнейший биогенный элемент, входящий в состав животных и растительных клеток. При дефиците калия в организме развивается гипокалиемия, возникают нарушения работы сердечной и скелетной мускулатуры. Основными пищевыми источниками калия для человека являются печень, молоко, рыба, сушёные абрикосы, дыня, бобы, киви, картофель, авокадо, бананы, брокколи, цитрусовые, виноград. Недостаток калия в почве приводит к угнетению растений и значительному уменьшению урожая, поэтому около 90 % добываемых солей калия используют для производства химических удобрений.

Металлический калий чрезвычайно химически активен: уже при комнатной температуре он реагирует с водой , хлором , сероводородом , а при нагревании – с аммиаком , водородом , красным фосфором и многими другими веществами.



1. Напишите уравнения реакций , с помощью которых в задаче охарактеризованы химические свойства металлического калия.

Благодаря повышенной реакционной способности, калий в свободном виде в природе не встречается. Тем не менее, элемента калия на нашей планете довольно много: по распространенности он занимает 7-е место среди всех элементов, образует ряд собственных минералов и входит в состав морской воды. Содержание калия в земной коре составляет 2,4 масс. %, в морской воде 0,0371 масс. %.

2. Перечислите элементы, массовое содержание которых в земной коре больше, чем у калия.

3. Приведите примеры двух минералов, в состав которых входит калий (формулы, минералогические и химические названия).

4. Оцените общее количество калия в земной коре в штуках атомов, если известно, что масса земной коры оценивается в 2,8·1019 тонн. Рассчитайте среднюю концентрацию калия в морской воде в моль/л, если средняя плотность морской воды 1,025 г/см3.

Природный калий состоит из двух стабильных изотопов 39K и 41K и радиоактивного 40K (период полураспада 1,251·109 лет). В каждом грамме природного калия в секунду распадается в среднем 32 ядра K, благодаря чему, например, в организме человека весом 70 кг ежесекундно происходит около 4000 радиоактивных распадов.

–  –  –

Задача 10-3 Однажды Карабас-Барабас прочитав учебник химии, потребовал от актеров изучить взаимодействие марганца с различными кислотами. Части персонажей был выдан химически чистый марганец, а остальным – металл, содержащий примесь железа и меди. В работе использовали 3 M соляную и азотную кислоты, 1 М серную кислоту, дымящую (100 %-ную) азотную кислоту, которые брали в избытке по отношению к металлу. Каждому из персонажей Дуремар предоставил один образец металла и одну склянку с кислотой.

Наблюдения куклы записывали в лабораторные журналы. Ознакомимся с записями в этих журналах.

Буратино. Реакция протекает энергично, не требует нагревания. Выделяется бесцветный газ, который при поднесении спички взрывает с хлопком. Металл растворяется без остатка.

Мальвина. Реакция протекает не так энергично, как в пробирке у Буратино. Выделяется бесцветный горючий газ, без вкуса и запаха. После полного растворения металла на дне пробирки остается немного мелкого порошка.

Пьеро. Реакция протекает не так энергично, как в пробирке у Буратино. Металл растворяется без остатка. При добавлении к раствору сульфида натрия образуется черный осадок.

Выделившийся из пробирки газ имеет едва заметный желто-оранжевый цвет, который исчезает при пропускании газа через щелочь. Газ, после пропускания через щелочь, бесцветен, при поднесении спички взрывает с хлопком.

Лиса Алиса. При действии кислоты поверхность металла покрывается белесым налетом, газ не выделяется. При добавлении небольшого количества воды начинается энергичная реакция с выделением бурого газа. Полученный раствор имеет зеленовато-желтый цвет, не исчезающий при кипячении.

Кот Базилио. Реакция протекает с выделением бесцветного газа и так же энергично, как у Буратино. Раствор приобретает красивый бледно-розовый цвет. После полного растворения металла на дне пробирки остается немного мелкого порошка.

–  –  –

Приведите уравнения реакций взаимодействия металлов с кислотами и соотнесите их с записями в лабораторных журналах.

Задача 10-4 Некоторое количество смеси изомерных углеводородов А и В поместили в вакуумированный автоклав объемом 10 л, после чего под давлением добавили 10-кратное (по молям) количество кислорода. Реакционную смесь нагрели до 350 °С. При этом давление в автоклаве оказалось равным 568,48 кПа. Через автоклав пропустили электрическую искру. После того, как углеводороды полностью сгорели, снова измерили давление при той же температуре. Оно оказалось равным 647,14 кПа. Полученную газовую смесь пропустили через раствор известковой воды; образовалось 50,0 г осадка.

1. Определите молекулярную формулу углеводородов А и В. Ответ подтвердитерасчетами.

2. Укажите число возможных изомерных углеводородов, отвечающих данной формуле и не обесцвечивающих водный раствор перманганата калия.

Известно, что углеводороды А и В гидрируются при повышенных температуре и давлении; при этом из обоих образуются одни и те же продукты гидрирования С и D.

Известно, что в молекуле А имеется 4, а в молекуле В 6 типов атомов водорода.

3. Напишите структурные формулы соединений А–D.

4. Напишите продукты реакции А с HBr.

Задача 10-5 В таблице приведены стандартные энтальпии образования соединений ClF, BrF и BrCl в газовой фазе при 298 К и энергии связи в этих молекулах.

–  –  –

Вопросы:

1. Определите по этим данным энергии связи в молекулах фтора, хлора и брома.

Изобразите в условном масштабе (график можно строить на листе тетради и без указания значений величин) зависимость Есвязи от атомной массы галогена (F, Cl, Br и I)

2. Энтальпия образования газообразного фторида хлора (III) равна 158.9 кДж·моль1.

Рассчитайте энергию связи Cl–F в этой молекуле и объясните, почему она отличается от энергии связи в двухатомной молекуле.

3. Длины связей в молекулах ClF, BrF и BrCl равны 0.162, 0.176 и 0.214 нм соответственно. Определите ковалентные радиусы атомов фтора, хлора и брома. Найдите длину связи в молекуле Cl2.

Похожие работы:

«1 ПЕРЕМЕННЫЕ Иногда необходимо запомнить или записать кое-что на память. Мы для этого пользуемся, например, записной книжкой (простой или электронной) или записями на бумаге. При выполнении в...»

«В. Матвеев ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ ТУРКМЕНИСТАНА: ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ Ресурсы За прошедшее десятилетие получило подтверждение наличие значительных запасов газа в Туркмении, причем с течением времени эти оценки пересматривались в сторону повыше...»

«Журнал сделок PirateTrade (beta) Bерсия 1.0.0 Инструкция пользователя Инструкция пользователя Версия 1.0.0 4. Статистика 1. Описание 4.1 Сводная 4.2 Дневник 2. Установка 4.3 Трейды 4.4 Позиции 2.1 Настройка QUIK 4.5 Сделки и заявки 2.2 Импорт данных 4.6 График доходности 2.3 Обновление данных 3. Фильтры 5. Работа со сдел...»

Наркомания - Лечение наркомании - Еurodoctor.ru - 2008

Предметом злоупотребления становятся, как правило, наркотики, которые вызывают приятные или необычные состояния сознания. Все химические соединения растительного или синтетического происхождения, непосредственно влияющие на психическое состояние человека, принято называть психоактивными. Если злоупотребление каким-либо психоактивным веществом становится особенно опасным для здоровья человека и общества, вызывает при этом ощутимые экономические потери, то специальным законодательным актом оно признается наркотическим, поэтому наркотик - понятие не только медицинское, но еще и социальное, юридическое.

ОПИАТЫ

Наркотики, обладающие седативным, «затормаживающим» действием. К этой группе относятся природные и синтетические морфиноподобные соединения. Все природные наркотические средства опийной группы получают из мака. Вызывают состояние эйфории, спокойствия, умиротворения. Включаясь в обменные процессы, приводят к быстрому (иногда после одного-двух приемов) возникновению сильнейшей психической и физической зависимости. Крайне разрушительно действуют на организм. Наркотические зависимости, вызываемые опиатами, очень трудно поддаются лечению.

  • («герыч», «белый», «лошадь», «смак») - наиболее распространенный опийный наркотик. Наряду с очень сильным и ярко выраженным наркотическим эффектом обладает крайне высокой токсичностью и способностью быстро (после 2–3 приемов) формировать физическую зависимость. Героин курят, нюхают и вводят внутривенно.
  • Маковая соломка («солома», «сено»)- измельченные и высушенные части стеблей и коробочек мака (зерна мака наркотически активных веществ не содержат). Соломка используется для приготовления раствора ацетилированного опия.
  • Ацетилированный опий - готовый к употреблению раствор, полученный в результате ряда химических реакций. Имеет темно-коричневый цвет и характерный запах уксуса.
  • Опий-сырец («ханка», «жмых», «опиуха») - специально обработанный сок растений мака, используется как сырье для приготовления раствора ацетилированного опия. Вещество, напоминающее пластилин. Цвет - от белого до коричневого. Продается небольшими кусочками шариками.
  • - сильный синтетический наркотик опийной группы. Продается в виде белого порошка или готового раствора. В некоторых странах разрешен как средство заместительной терапии при лечении опийной наркомании.

Признаки опьянения

Непродолжительное состояние эйфории, необычная сонливость в самое разное время; медленная, "растянутая" речь; часто "отстает" от темы и направления разговора; добродушное, покладистое, предупредительное поведение вплоть до полного подчинения; стремление к уединению в тишине, в темноте, несмотря на время суток; бледность кожных покровов; очень узкий зрачок, не реагирующий на изменения освещения; замедление сердцебиения, дыхания, снижение болевой чувствительности; понижение аппетита, жажды, рефлексов и сексуального влечения

Последствия употребления опиатов

Огромный риск заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитами из-за использования общих шприцев; поражение печени из-за низкого качества наркотиков: в них остается уксусный ангидрид, который используется при приготовлении; сильное снижение иммунитета и, как следствие, подверженность инфекционным заболеваниям; заболевания вен, разрушение зубов из-за нарушения кальциевого обмена; импотенция; снижение уровня интеллекта. Очень велика опасность передозировки с тяжелыми последствиями, вплоть до смерти

ПРЕПАРАТЫ КОНОПЛИ

Конопля произрастает в регионах с умеренно теплым климатом. Чем южнее выращено растение, тем больший наркотический эффект вызывает изготовленный из него наркотик. Действующие вещества - каннабиноиды. Воздействие - изменение сознания. В помещении надолго остается характерный запах жженной травы. Сохраняет этот запах и одежда.

  • («травка», «шмаль», «анаша», «зелье»)- высушенная или сырая зеленая травянистая часть конопли. Светлые, зеленовато-коричневые размолотые листья и цветущие верхушки конопли. Может быть плотно спрессована в комки. Этот наркотик курят в виде сигарет-самокруток («косяков»), а также набивают в трубки, добавляют в пищу.
  • («план», «дурь», «чернуха») - смесь смолы, пыльцы и измельченных верхушек конопли - смолистое вещество темно-коричневого цвета, похожее на пластилин, в виде брикетиков или капсул. Содержит более 20% каннабиоидов. Гашиш курят с помощью специальных приспособлений. Действие наркотика наступает через 10–30 минут после курения и может продолжатся несколько часов. Все производные конопли относятся к группе нелегальных наркотиков и полностью запрещены.

Признаки употребления препаратов конопли

Эйфория, чувство беззаботности; несдержанность, повышенная разговорчивость; состояние сильного голода и жажды, покраснение глаз; при небольшой дозе - расслабленность, обостренное восприятие цвета, звуков, повышенная чувствительность к свету из-за сильно расширенных зрачков; при большой дозе - заторможенность, вялость, сбивчивая речь у одних, агрессивность, с немотивированными действиями у других; безудержная веселость, нарушение координации движений, восприятия размеров предметов и их пространственных отношений, галлюцинации, беспочвенные страхи и паника

Последствия употребления

"Перегорание" - неразбериха в мыслях, разочарованность, депрессия и ощущение изолированности; нарушение координации движения, памяти и умственных способностей; замедленное половое развитие и созревание, включая нарушения спермообразования и менструального цикла; при приеме большой дозы наркотика могут возникнуть галлюцинации и паранойя; формирование психической зависимости, когда курение не приносит удовлетворения, но становится необходимым; провокация одновременного употребления алкоголя и перехода к более тяжелым наркотикам; бронхит, системы (один "косяк" марихуаны приравнивается к 25 сигаретам), рак легких

АМФЕТАМИНЫ

Наркотики, обладающие психостимулирующим, «возбуждающим» действием. К этой группе относятся синтетические вещества, содержащие соединения амфетамина. В большинстве случаев вводятся внутривенно. Эти наркотики получают из лекарственных препаратов, содержащих эфедрин (солутан, эфидрина гидрохлорид). В природе эфедрин содержится в растении «эфедра». Действие наркотика продолжается 2–12 часов (в зависимости от типа вещества). Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика. Обостряются вспыльчивость, злобность, агрессивность. Со временем появляется необоснованная тревожность и подозрительность. Возможны попытки суицида.

Амфетаминовая наркомания имеет характер «запойной» или «сессионной» - периоды употребления наркотика сменяются «холодными» периодами, продолжительность которых со временем сокращается.

  • Эфедрон («порох», «болтушка», «джеф») - готовый к употреблению раствор, полученный в результате химической реакции. Имеет розоватый либо прозрачный цвет и характерный запах фиалки.
  • Первитин («винт», «болт», «варево») - готовый к употреблению раствор, полученный в результате сложной химической реакции. Маслянистая жидкость, имеющая желтый либо прозрачный цвет и характерный запах яблок. Используется потребителями в качестве замены героиновой зависимости, что абсолютно неэффективно и еще более пагубно.
  • - кристаллы белого цвета, полученные из растения эфедры. Он применяется в лечебных целях, а также используется для приготовления эфедрона и первентина чаще всего путем манипуляций с лекарственными препаратами. Готовые к употреблению кристаллы желтоватого цвета. Их вдыхают или курят.

Признаки употребления

Ощущение безмятежности и эйфории; учащение сердечного ритма и повышение кровяного давления; расширение зрачков глаз; излишняя двигательная активность, сильное сексуальное раскрепощение; болтливость, деятельность носит непродуктивный и однообразный характер; отсутствует чувство голода; нарушение режима сна и бодрствования

Последствия употребления амфетаминов

Головокружение, головные боли, ухудшение зрения и сильное потоотделение; инфаркты, инсульты; нервное истощение; сильные изменения психики и необратимые изменения головного мозга; поражения сердечно-сосудистой системы и всех внутренних органов; поражения печени из-за низкого качества наркотиков - в них остается йод, марганцовка и красный фосфор, которые используются при приготовлении наркотика; риск заражения ВИЧ-инфекцией и гепатитами из-за использования общих шприцев; сильное снижение иммунитета, опасность передозировки с тяжелыми последствиями, вплоть до смерти

КОКАИН

Психостимулятор растительного происхождения, получаемый из листьев растения коки. Привыкание развивается незаметно, но стойко. Кокаин вымораживает область от глаз до груди - тело становится нечувствительным.

  • («дутый», «кокс», «снег», «кока», «вдох», «конфетка для носа», «свисток», «снежинка») - белый кристаллический порошок, обычно вдыхаемый через трубку или соломку с гладкой поверхности, такой, как стекло или зеркало. Гидрохлорид кокаина легко растворяется в воде, поэтому его не только нюхают, но иногда вводят внутривенно или глотают.
  • Крек («камень») - хрупкие пластинки, образующиеся в результате смешения кокаина с пищевой содой и водой и выпаривания, используется для курения. Крэк чрезвычайно быстро вырабатывает как физическую, так и психологическую зависимость.

ГАЛЛЮЦИНОГЕНЫ

Неоднородная по происхождению и химическому составу группа психоделических препаратов, изменяющих сознание - ощущения, мысли, эмоции и восприятие.

  • ЛСД («кислота», «марки», «промокашка», «красный дракон») - синтетический наркотик, производное лизергиновой кислоты, содержащейся в спорынье. Бесцветный порошок без запаха или прозрачная жидкость без запаха, цвета и вкуса. Жидкостью пропитывают разрисованную яркими рисунками бумагу или ткань. Кусочек ее кладется под язык, действие оказывает через 30–60 минут и продолжается до 12 часов. Оказывает огромный галлюциногенный эффект в малых концентрациях - 30г. ЛСД достаточно для 300 000 тысяч человек.
  • и псилоцибин («грибы», «поганки») - наркотические вещества, обладающие галлюциногенным эффектом. Содержаться в грибах-поганках. Для наступления наркотического эффекта достаточно принять 2 грамма сухих грибов. Главная опасность этого наркотика - его доступность.

Признаки опьянения

Повышенная частота пульса, повышенное давление, расширение зрачков, дрожание рук, сухость кожи. Наркотическое опьянение сопровождается изменением восприятия внешнего мира - те, кто принимает галлюциногены, говорят, что они "видят звуки" и "слышат цвета"; галлюцинации, сильное ощущение счастья, перевозбуждение; нарушения ощущения своего тела, координации движений; утрата самоконтроля

Последствия употребления

Необратимые изменения в структуре головного мозга, психические нарушения различной степени тяжести, вплоть до полного распада личности. Даже однократный прием ЛСД может привести к изменению генетического кода и необратимо повредить головной мозг. Психические нарушения неотличимы от заболевания шизофренией. Наркотик накапливается в клетках мозга. Оставаясь там длительное время, он может и спустя несколько месяцев вызывать те же ощущения, что и непосредственно после приема. Действие наркотика продолжается 2-12 часов (в зависимости от типа вещества). Формируется психическая и физическая зависимость. Продолжительное употребление требует постоянного увеличения дозы наркотика. Обостряются вспыльчивость, злобность, агрессивность. Со временем появляется необоснованная тревожность и подозрительность. Возможны попытки суицида

ЭКСТАЗИ

«Экстази» - общее название для группы синтетических наркотиков-стимуляторов амфетаминной группы, часто с галлюциногенным эффектом. Белые, коричневые, розовые и желтые таблетки или разноцветные, часто с рисунками, капсулы содержат около 150 мг препарата. «Экстази» - дорогой наркотик, и обычно его потребители переходят на систематический прием героина или амфетаминов.