Болезни Военный билет Призыв

Задание 25 егэ по русскому таблица. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении





Задание 25 ЕГЭ 2018 по русскому языку, теория.

Алгоритм выполнения задания.

1) Внимательно прочитайте задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложения, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме, номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.

Определения

Гипербола

Преувеличение

Сто лет не виделись,

Изображение людей или явлений в фантастическом, уродливо - комическом виде, основано на преувеличении

Взъярённый на заседание врываюсь лавиной,

Дикие проклятья дорогой изрыгая.

И вижу: сидят людей половины.

О дьявольщина! Где же половина другая? (Маяковский)

Выражение насмешки или лукавства посредством иносказания

Едва ли кто польстится на такую красавицу

Преуменьшение

Небо с овчинку, мозг с орех

Метафора

Скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков

Лес рук, голова кипит, он шипит от злости, костер рябины красной

Метонимия

Замена одного слова или выражения другим на основе близости значений

Тарелку съел, лес шумит

Олицетворение

Наделение неодушевленных предметов свойствами одушевленного

Небо нахмурилось, солнце улыбнулось

Перифраз(а), парафраз(а)

Замена одного слова описательным выражением

Мы едем в город на Неве.

Царь зверей сидел на камне.

Синекдоха

Вид метонимии, название части вместо целого или наоборот

Француз бежал (имеется в виду французская армия); Эй, шляпа! (при обращении к человеку)

Сравнение

Уподобление одной ситуации другой, одного явления другому (обратите внимание на союзы: как, словно, будто)

Глаза, как океаны; Храбрый, как лев

Эмоционально красочное определение

Добрый ветер, живительная влага, горящие глаза

Синтаксические средства

Единоначатие, повторение начальных слов, строк или фраз

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа -

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

Повторение одного и того же слова, фразы в конце отрезка речи

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Антитеза

Противопоста-вление

Полюбил богатый-бедную,

Полюбил ученый-глупую,

Полюбил румяный-бледную,

Полюбил хороший-вредную

Градация

Последовательное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Инверсия

Нарушение порядка слов в предложении

Говорю тебе я правду. (Прямой порядок – я говорю тебе правду)

Лексический повтор

Повторение одного и того же слова. Средство связи в тексте между предложениями.

Это еще не сказка. Сказка только начинается.

Оксюморон

Сочетание

несовместимого

Смотри, ей весело грустить.

Убогая роскошь.

Горячий снег.

Риторический вопрос / восклицание / обращение

Вопрос / восклицание /обращение, не требующее ответа

Отчего мне так грустно, береза?

Здравствуй, солнышко!

Что за люди!

Синтаксический параллелизм

Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста

Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету.

Утихает светлый ветер, Наступает серый вечер…

Умолчание

Стилистический прием, при котором выражение мысли остается незаконченным, ограничивается намеком

Баснь эту можно бы и боле пояснить –

Да чтоб гусей не раздразнить…

Эллипсис

Синтаксическое средство, основанное на пропуске одного из членов предложения

Татьяна ах! , а он реветь (Пушкин)

Парцелляция

Я! Говорю! Хватит!

Я думаю. Что вы не правы.

Однородные члены предложения / ряды однородных членов

Слова одной и той же части речи, относящиеся к одному слову и отвечающие на один вопрос.

А и на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие,

непрохожие леса.(Солженицын)

Лесной перегной и мох впитывают

этот дождь не торопясь, основательно

Вопросно - ответная форма

Текст, представленный в виде риторических вопросов и ответов на них

Для чего нужны книги? Книги нужны, чтобы развиваться, узнавать что-то новое.

Фонетические средства выразительности

Аллитерация

Стилистический прием, при котором повторяются согласные.

Свищет ветер, серебряный ветер

В шёлковом шелесте снежного шума

Ассонанс

Повтор гласных

Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела. (ассонанс на е)

Звукоподражание

Воспроизведение природного звучания какими - либо напоминающими его звуками

Трах - так - так! - И только эхо

Откликается в домах...

Лексические средства выразительности

Антонимы

Слова, противоположные по значению.

День - ночь, умный - глупый

Контекстные антонимы

Слова, противоположные по значению только в пределах контекста.

Я глупая, а ты умён. Живой, а я остолбенелая

Синонимы

Слова, различные по написанию, но близкие по значению.

Путь -дорога, говорить - болтать

Контекстные синонимы

Слова, близкие по значению только в пределах контекста.

Жалобно, грустно и тоще

В землю вопьются рога…

Снится ей белая роща

И травяные луга.

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написаю слова

Ручка (инструмент для письма) – ручка (дверная), ласка (животное) – ласка (нежность)

Паронимы

Однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие по значению

Дипломат – дипломант, каменный – каменистый, абонент - абонемент

Диалектизмы

Слово или оборот, употребляющийся в определенной местности

Петух – кочет, балка - овраг

Жаргонизмы

Речь социальной группы, отличная от общего языка

Предки – родители, хвост (несданный экзамен/слежка)

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся только в определенной профессиональной среде

Абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)

Слова, обозначающие специальные понятия в науке, технике

Суффикс, метафора, гипотенуза

Книжная лексика

Слова, которые употребляются преимущественно в письменной речи

Гипотеза, генезис, адресат

Разговорная лексика

Слова, которые употребляются в повседневной обиходной речи

Белобрысый, жвачка

Просторечная лексика

Слова, характеризующиеся упрощенностью, оттенком грубости, обычно служат для резких оценок

Башка (вместо голова), втемяшиться (укрепиться в сознании)

Эмоционально - экспрессивная лексика

Слова, которые носят оценочный характер

Брехня, выскочка

Архаизмы

Устаревшее слово или оборот речи

Очи (глаза), чело (лоб)

Историзмы

Слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предмета или явления, которое они обозначали

Лакей, треуголка

Заимствованные слова

Слова, пришедшие в русский язык из других языков

Латте, вуаль, такси, ландшафт

Фразеологизмы

Лексически неделимое, устойчивое словосочетание

Авгиевы конюшни, манна небесная, зарубить на носу

Справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.

Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям

«ЕГЭ-навигатор»

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.

  • ЕГЭ-навигатор по подписке

«ЕГЭ-ответник»

Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.

Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)

Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.

Итоговое зимнее сочинение

Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.

Практикум по орфоэпии

Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде

Полезная информация

Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.

Бесполезная информация

Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться

Самооборона. Если нужна апелляция

На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.

КОММЕНТИРУЕМ ПРОБЛЕМУ Задание 25 ЕГЭ по русскому языку.

Комментарий - слово, заимствованное в конце XV века из латинского языка, где commentarius «объяснение» - суффиксальное производное от commento «объ-ясняю». (Школьный этимологический словарь русского языка.)

Комментарий - объяснение, разъяснение, пояснение, толкование текста.

Создавая комментарий, выпускник должен показать, как автор раскрывает поднимаемую в тексте проблему.

Комментарий представляет собой рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы. Это пояснение того, какой жизненный материал выбирает автор, чтобы привлечь внимание читателей к поднятой проблеме и дать понять свою позицию по этому вопросу.

комментарий

текстуальный

концептуальный

Текстуальный комментарий - это объяснение пишущим структуры исходного текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы:

- какой случай из жизни (своей собственной, известного человека или вымышленных персонажей) приводит автор и как оценивает поступки своих героев?

- на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?

- какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего?

Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, JI. Андреев приводит развёрнутый монолог героя , который убеждает своего брата: безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Автор особо подчёркивает тот факт , что собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжёлом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека , которой, пройдя через тяжёлые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Концепционный комментарий - это интерпретация пишущим проблемы исходного текста: рассмотрение её актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу, существующих в обществе.

В отличие от текстуального, концепционный комментарий включает в себя ответы на следующие вопросы:

- насколько актуальна в наши дни эта проблема?

- почему эта проблема относится к разряду вечных?

- кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой?

- традиционна ли эта проблема или нова?

- если проблема традиционна, какие точки зрения существуют по её поводу?

- если проблема нова, что стало причиной её появления?

Приводя нравственные опенки военных действий своими героями, JI. Андреев размышляет над тем, почему человеческое сознание не может принять сам факт войны. Этот вопрос актуален как никогда . В последние годы вооружённые столкновения между людьми то и дело наблюдаются в разных частях земного шара. Поэтому проблема отношения человечества к войне является предметом постоянного обсуждения в средствах массовой информации. Как и автор данного текста, участники дискуссий уверены в одном : смысл и радость человеческого существования заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях.

Концепционный комментарий не оценивается.

Необходимо создавать только текстуальный комментарий! То есть комментировать проблему только с опорой на предлагаемый для сочинения текст.

Именно об этом сказано в критериях 2016 года.

Требования, предъявляемые к текстуальному комментарию.

см.распечатку

  • При текстуальном комментарии пишущий акцентирует своё внимание на действиях и эмоциях автора исходного текста, показывая, как автор выстраивает свой текст и какие чувства испытывает, рассказывая читателям о той или иной жизненной истории .
  • Текстуальный комментарий не должен представлять собой простой пересказ исходного текста или его отрывка. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а составляя текстуальный комментарий показываем, что делает автор, привлекая внимание к той или иной проблеме .
  • Недопустима подмена текстуального комментария обширным цитированием исходного текста.
  • Текстуальный комментарий - это не цитирование обширного фрагмента исходного текста, не простой пересказ его содержания, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

4. При написании текстуального комментария выпускнику не следует пускаться в общие рассуждения по поводу всех проблем, затрагиваемых автором исходного текста. Необходимо показать, как автор раскрывает одну из проблем.

5. Чтобы избежать неоправданного лексического повтора, работая над текстуальным комментарием, необходимо варьировать слова, обозначающие автора исходного текста: «автор», «имя, отчество и фамилия», «публицист» и т.д. Для этого можно воспользоваться краткой информационной справкой, помещённой в КИМах после текста и содержащей общие биографические сведения о его авторе. Например: «Сикирич Елена Анатольевна (род. в 1956 г.) - современный публицист, философ, психолог, общественный деятель».

6. При написании комментария следует избегать фамильярности: не следует употреблять имя и отчество автора исходного текста без указания на его фамилию. Например: « Елена Анатольевна раскрывает поднятую проблему, приводя данные научных исследований, проведённых российскими учёными».

Составить развёрнутый текстуальный комментарий и показать, как автор выстраивает свой текст, чтобы привлечь внимание читателей к поставленной проблеме, помогают ответы на следующие вопросы :

- какой случай из собственной жизни вспоминает автор?

- какие факты из биографии известных людей приводит автор?

- к каким историческим событиям обращается автор текста и что с их помощью хочет доказать?

- какими собственными впечатлениями и жизненными наблюдениями делится автор и чем они вызваны?

  • о каких поступках своих героев рассказывает автор и какую оценку им даёт (за что осуждает; чем восхищается)?
  • на каких мыслях своих героев акцентирует внимание читателей автор и почему?
  • какие мудрые изречения великих людей упоминаются в тексте и какое яв-ление или морально-нравственное понятие с их помощью автор стремится осмыслить?

- какие данные научных исследований приводит автор и какие жизненные наблюдения автора они подтверждают?

- какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы прояснить читателям своё отношение к поставленной проблеме?

Текстуальный комментарий должен содержать пояснительные замечания пишущего о действиях и эмоциях автора исходного текста, вызванных теми или иными жизненными событиями, наблюдениями, воспоминаниями .

Перейти от формулировки проблемы к её комментарию позволяют следующие речевые клише.

Примечание. Подобные клишированные фразы настраивают эксперта, читающего экзаменационную работу, на восприятие следующего за этими речевыми конструкциями микротекста как комментария .

Текстуальный комментарий предполагает, что пишущий акцентирует своё внимание не только на действиях автора исходного текста, но и на его переживаниях, вызванных анализом тех или иных жизненных явлений . Поэтому важно знать речевые конструкции, которые позволяют ввести в комментарий указание на эмоции и чувства автора.

Обозначение проблемы текста М.С. Крюкова и комментарий к ней

В чём заключается значимость человеческой личности? Как каждому из нас найти своё место в жизни? Эти и другие вопросы затрагиваются в тексте из-вестного писателя М.С. Крюкова. Однако наиболее детально автором рассматри-вается проблема самооценки человеческой личности.

М.С. Крюков приглашает читателей поразмыслить над тем, почему каждому из нас необходимо правильно оценивать себя и к каким последствиям приводит за-вышенное или заниженное представление человека о своих возможностях. С этой целью автор обращает внимание общественности на тот факт, что некоторые люди нередко живут по принципу «я лучше, я умнее всех». Как показывает публи-цист, те, кто избрал эти слова своим жизненным девизом, обладают завышенной самооценкой. М.С. Крюков приводит убедительные примеры того, как завышенное представление о своих возможностях мешает не только самому человеку, но и окружающим его людям, а также общему делу, каким они занимаются. Поэтому писатель осуждает руководителей, завышенная самооценка которых не позволя-ет им поддержать дельное предложение, если оно исходит не от них самих, а от

кого-то из подчинённых.

Стремясь донести до нас свою мысль о том, что «истинная цена человека ра-но или поздно обнаружится», автор упоминает историю открытия имени под-линного создателя Александрийского маяка. Хоть по приказу и было выбито на нём имя фараона, но под этой надписью была со временем обнаружена другая: «Со-стрит, сын Дексифана из Книда - богам-спасителям ради мореходов». Так люди узнали о настоящем архитекторе.

Обозначение проблемы текста JI. Андреева и комментарий к ней

В тексте Л. Андреева рассматривается проблема отношения человека к вой-не. Писатель приводит нравственную оценку военных действий братом героя по-вествования, который не может привыкнуть «к самому факту войны». Считает, что это безумие, потому что невозможно постигнуть смысл необходимости убивать друг друга, когда от этого несчастны обе стороны военного конфликта «и всем одинаково больно».

Рассказчик неохотно участвует в дискуссии, потому что, только что вернув-шись с воины калекой, стремится быстрее окунуться в мирную жизнь, наслаж-даться самыми обыкновенными вещами, оценив их по-новому после суровых во-енных испытаний, мечтает о свободном, созидательном труде, о творчестве и заботе о своих детях.

Избегайте типичных ошибок при написании комментария:

1. Прямой пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании сочинения по критерию К2 («Комментарий проблемы»).

2. Не требуется констатации актуальности проблемы и характеристики её как социальной, нравственной или философской.

Как выполнить задание 25 по русскому языку на ЕГЭ? Это предпоследнее задание в тесте ЕГЭ. Напомним его.

«Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка…»

Список терминов прилагается в списке от 1 до 9. Анализируем эти термины.

Чтобы легко определить средства выразительности, нужно их хорошо знать и применять логику.

Рассмотрим пример рецензии и попробуем выяснить, что искать в тексте.

«Созданию выразительных типов людей способствуют предложения, включающие __ (предложения 12, 21, 28)» – слово «предложения» является сигналом, что речь идет о синтаксисе. И ещё есть упоминание о синтаксисе: «Естественность, живость разговора передаётся при помощи такой синтаксической особенности текста, как включение __ (предложения 40, 41)».

Из перечисленных терминов есть 2 варианта: неполные предложения и ряды однородных членов.

Смотрим на предложения и убеждаемся, что мы правы.

«Они толкаются, смеются, подначивают друг друга, лезут вперёд» – здесь есть ряд однородных членов.

Естественность и живость речи передаётся с помощью двух фраз: «Для смеха, что ли? Людей удивлять». Мы не можем понять смысл этих неполных предложений без предыдущего («– А что это вы оделись-то так?» ).

Сравним восстановленный контекст: «Вы оделись-то так для смеха, вы оделись-то так людей удивлять».

Остальные термины из списка имеют прямое отношение к лексике и фразеологии. Теперь познакомимся с ними.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов: бить баклуши, висеть на телефоне, сесть в лужу и так далее.

Метафора – вид тропа , основанный на переносном значении слова для определения предмета или явления, схожего с ним одними чертами, то есть скрытое сравнение: эскадрилья спешащих на юг журавлей (эскадрилья – стая птиц); пчела из кельи восковой (улей как келья монаха).

Просторечная лексика используется в обиходно-бытовой речи: дядечка, картошка, хворь.

Олицетворение – вид тропа, основанный на переносе свойств, чувств, действий живого существа неодушевлённому предмету: улыбнулись сонные берёзки; ещё природа не проснулась.

Лексический повтор – повторение слова, словосочетания в нескольких близко расположенных предложениях, обычно мы стараемся избегать повтора слов в своих сочинениях, боясь сделать речевую ошибку: огонь очистительный, огонь роковой… бесшумный в мерцании церковной свечи, многошумный в пожаре…

Эпитет – вид тропа, основанный на переносном значении, образное определение, которое позволяет увидеть предмет или действие: зеленокудрая берёза, свинцовый небосвод, с белых яблонь дым.

Вернёмся к рецензии:

«Описание, содержащее ___ (предложение 9) и ___ (цветной туман, белое звучание), даёт возможность читателю зримо представить её».

С последним примером всё ясно – это эпитеты.

Посмотрим на предложение 9:

«Солнце размыло очертания, обесцветило краски и стесало формы».

Солнце действует как одушевлённый предмет – это олицетворение.

Итак, задание выполнено:

За верно выполненное двадцать шестое задание, считающееся одним из самых сложных и ошибкоопасных, можно получить четыре первичных балла, а это довольно много. Для этого нужно вставить термины из приведенного в задании списка в рецензию на текст. Давайте повторим основные языковые средства выразительности.

Теория к заданию №26 ЕГЭ по русскому языку

Речевые обороты и языковые средства выразительности мы привели ниже в таблице — давайте внимательно ознакомимся с ними!

Речевой оборот Определение Пример
Анафора Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в начале стоящих рядом предложений Быть может, вся Природа - мозаика цветов?
Быть может, вся Природа - различность голосов?
Быть может, вся Природа - лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа - желанье красоты? (К. Бальмонт)
Аллитерация Звукопись. Повтор одних и тех же согласных в стихотворной речи Ветер, Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Буря близко. В берег бьётся
Чуждый чарам черный челн. (К. Бальмонт)
Антитеза Фигура речи. Резкое противопоставление характеристик Наша сила - правда,
ваша - лаврьи звоны.
Ваша - дым кадильный,
Наша - фабрик дым.
Ваша мощь - червонец,
Наша - стяг червонный,
Мы возьмём,
займём
и победим. (В. Маяковский)
Ассонанс Звукопись. Повтор одних и тех же гласных в стихотворной речи Уж ты пустошь, моя пустошь -
Душа выстуженная:
Душа грустная,
Натруженная
Занедужившая.
Вопросно-ответная форма изложения Фигура речи. Чередование вопросов и ответов Что делать? Не знаю. Куда идти? Не известно
Гипербола Троп. Сильное преувеличение свойств предмета В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский)
Градация Фигура речи. Определенный порядок слов, отображающий увеличение или уменьшение их значимости Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый)
Диалектизм Слово, характерное только для речи людей какой-либо определенной местности векша (белка), бурак (свёкла)
Инверсия Фигура речи. Обратный порядок слов Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. (А. Коптяева)
Ирония Троп. Скрытая насмешка - Ты всё пела? Это - дело (И. Крылов)
Лексический повтор Фигура речи. Повторение одного и того же слова в двух предложениях Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу.
Литота Троп. Сильное преуменьшение свойств предмета Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. Грибоедов)
Метафора Троп. Перенос свойств одного предмета на другой. Легко заменяется сочетанием со словами «как, будто, вроде». Образ, основанный на переносном значении слов Зеркало озера (=озеро будто зеркало)
Расширять горизонты
Метонимия Троп. Замена одного понятия на другое, имеющее схожее значение Выпил всю бутылку (имеется в виду все, что было в бутылке)
Назывные предложения Фигура речи. Односоставные предложения, в которых из основы есть только подлежащее Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (А. Блок)
Оксюморон Фигура речи. Сочетание слов, противоположных по смыслу Сладкая горечь воспоминаний
Олицетворение Троп. Приписывание человеческих качеств, чувств различным абстрактным понятиям, предметам, природным явлениям Спит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов)
Парцелляция Фигура речи. Выделение какой-либо части из предложения и оформления ее отдельно Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. (Д. Лихачев)
Перифраза Троп. Замена названия предмета его описанием с использованием характерных признаков Братья наши меньшие (=животные)
Синекдоха Троп. Употребление названия части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)
Синтаксический параллелизм Фигура речи. Одинаковый порядок слов и оформление предложений Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев)
Эллипсис Фигура речи. Пропуск сказуемого в предложении для придания речи большей динамичности Мы села – в пепел, грады – в прах. (В. Жуковский)
Эпитет Троп. Определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности Синее море
Эпифора Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в конце стоящих рядом предложений Ведь звёзды были крупнее,
Ведь пахли иначе травы,
Осенние травы.
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно")

Алгоритм выполнения задания

  1. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено.
  2. Записываем правильный ответ.

Разбор типовых вариантов задания №25 ЕГЭ по русскому языку

Двадцать пятое задание демонстрационного варианта 2018

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

- Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

- (8)А я во Францию, - говорил Бубенчиков, - и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

- И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. (14)Был призван и ухаживающий за Лизою эстонец, Пауль Сепп. (15)Когда Лиза узнала об этом, ей вдруг стало как-то неловко, почти стыдно того, что она посмеивалась над ним. (16)Ей вспомнились его ясные, детски чистые глаза. (17)Она вдруг ясно представила себе далёкое поле битвы - и он, большой, сильный, упадёт, сражённый вражескою пулею. (18)Бережная, жалостливая нежность к этому, уходящему, поднялась в её душе. (19)С боязливым удивлением она думала: «Он меня любит. (20)А я, что же я? (21)Прыгала, как обезьянка, и смеялась. (22)Он пойдёт сражаться. (23)Может быть, умрёт. (24)И, когда будет ему тяжело, кого он вспомнит, кому шепнёт: „Прощай, милая”? (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую».

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, - он держал шляпу в руке, - и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

- Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

- Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

- Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

- Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

- Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

- Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

- А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

- Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? - спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

- Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

- Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

- Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863-1927) - русский поэт, писатель, драматург, публицист.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

«Описывая события, происходившие летом 1914 года в эстонской деревушке, Ф. Сологуб акцентирует внимание прежде всего на действиях персонажей и их поведении, вследствие чего нередко использует синтаксическое средство выразительности – (А)________ (предложения 1, 2, 26, 28, 38). Но не менее важны автору и сами герои: их внешний вид, чувства, мысли. Так, в создании образов Лизы и Пауля важную роль играют тропы: (Б)_______ (в предложении 9, «ритмично бились… звуки» в предложении 48) и (В)_______(«ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69), на которые автор скупится при описании остальных героев. И троп, встречающийся в речи Анны Сергеевны и Козовалова, – (Г)________(«точно рыцарь своей даме» в предложении 63, « точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72), – несмотря на сарказм, с которым это произносится, лишь подчёркивает контраст между Лизой и Паулем, с одной стороны, и её родными и знакомыми – с другой».

Список терминов:

  1. разговорная лексика
  2. метафора
  3. сравнение
  4. противопоставление
  5. ряд однородных членов предложения
  6. гипербола
  7. фразеологизм
  8. эпитет
  9. односоставные неопределённо-личные предложения
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Под буквой А нам необходимо найти синтаксическое средство выразительности. Читаем предложения 1, 2, 26, 28, 38 – все они односоставные неопределенно-личные. В предложении 9 мы видим метафору – скрытое сравнение (Лиза вспыхнула, звуки бились ). «Ясные, детски чистые глаза» в предложении 16, «бережная, жалостливая нежность» в предложении 18, «счастливые, сияющие лица» в предложении 69 – не что иное, как эпитеты. «Точно рыцарь своей даме» в предложении 63, « точно рыцарь Парсифаль» в предложении 72) – сравнения.

Записываем правильный ответ: а-9, б-2, в-8, г-3.

Первый вариант задания

(1)Я говорил в одном месте, что музей похож на ту ледяную глыбу, большая часть которой скрыта под водой и только подразумевается. (2)Насколько это верно, я убедился, очутившись в разнообразных запасниках музея. (3)Помещения, где хранится, так сказать, излишек икон, то есть икон либо реставрированных, но не выставленных в основной экспозиции музея, либо ждущих своей реставрации,- помещения эти кажутся чрезвычайно тесными. (4)Во-первых, они на самом деле тесны, во-вторых, в них помещено слишком много икон. (5)Иконы хранятся на стеллажах, поставленные ребром, как книги в библиотеке. (6)Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами. (7)Есть ряды «солидных» икон. (8)Есть иконы двухметровой высоты. (9)Впрочем, солидность иконы не всегда зависит от её размеров.

(10)Иногда я наугад брал икону, как книгу с полки, и видел, что икона прекрасна или что она будет прекрасной после умелой и тщательной реставрации. (11)Икон в запасниках тысячи. (12)Красота, которая тонко была распределена по всей Русской земле, теперь соскоблена скребком, подобно позолоте, и собрана в горстки. (13)Горсть в запасниках Третьяковки (около шести тысяч штук), горсть вот здесь, в подвалах Михайловского дворца (четыре тысячи), горсть, допустим, в Ярославском областном музее, горсть в Вологодском музее. (14)А потом уж, после крупных городов, пойдут поскрёбышки: в Суздале, где-нибудь в Тотьме, в Шенкурске, в Городце… (15)На земле же, откуда соскребено и соскоблено, а то и просто смыто, остались кучи щебня, бурьян, иногда омертвевшие, обезглавленные кирпичные помещения, где держат керосин, овёс, корм для свиней, свежеободранные бараньи и телячьи шкуры.

(16)На северных землях, главным образом архангельских и карельских, среди лесов и по берегам холодных рек, уцелели кое-где деревянные удивительные часовенки и церкви, в которых, говорят, иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки. (17)Если их вовремя не спасти, они обречены, как было с Ненексой, древним имением Марфы-посадницы (Борецкой). (18)Она, Марфа, в своё время послала туда наилучших из Новгорода мастеров. (19)В далеком беломорском селе затаилась с тех пор красота, которой завидовали бы Ватикан и Равенна. (20)Первым из музейных работников проник в Ненексу вездесущий белобородый старик Каликин. (21)Он, хоть и был потрясен, спокойно пронумеровал наилучшие иконы по степени их ценности, аварийности и первоочередности эвакуации. (22)Ставил мелом крупные римские цифры: III, V, X, XV… (23)Одну-единственную икону старик сумел увезти с собой. (24)Для того чтобы вывезти остальные иконы, нужно было снова посылать людей в командировку. (25)Нужен самолёт, вездеходы, грузовики, а главное - деньги. (26)Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею?

(27)Тем временем церковная крыша прохудилась, и бесценная живопись была безвозвратно смыта дождями. (28)От Русского музея на Север в экспедиции каждый год выезжают ленинградский художник Евгений Мальцев и сотрудница музея Гелла Смирнова. (29)На попутных машинах, а то и пешком забираются они в глушь в поисках шедевров древней живописи. (30)Но много ли увезут они вдвоём? (31)Например, в течение одной экспедиции они обнаружили пятьсот двадцать пять икон, а успели спасти только шестнадцать.

(32) - Что же вам нужно для того, чтобы спасти всё? - спросил я у них, когда разговорились.

(33)- Вертолёт на один месяц.

(34)- Как? За этим все дело?! (35)Но неужели в нашем государстве… (36)Один вертолёт… (37)На один месяц… (38)Разве не окупились бы эти деньги?

(39)Непосредственно они, конечно, не окупились бы, потому что торговать иконами Русский музей не собирается. (40)Но спасены были бы ценности, которым просто не назовешь цены.

(Владимир Солоухин «Письма из Русского музея», письмо 6)

В «Письмах из Русского музея» Вл. Солоухин выступает как публицист: его речь воздействует на нас, убеждает в важности, актуальности обсуждаемых проблем. Эмоциональный, проникнутый болью за судьбу культурного наследия страны тон не оставляет читателя равнодушным. Достигается это с помощью разнообразных средств художественной выразительности: (А)______(«музей похож на ледяную глыбу» в предложении 1, «подобно позолоте» в предложении 12), (Б) _______(«горстка» в предложении 12, «блёстки» в предложении 16), (В)_______(«небольшими», «домовыми» в предложении 6), (Г)_______(предложение 26).

Список терминов:

  1. парцелляция
  2. контекстные синонимы
  3. эпифора
  4. сравнения
  5. метафоры
  6. разговорная лексика
  7. антитеза
  8. риторическое обращение
  9. риторический вопрос
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Под буквой «а» мы видим, как одни предметы сравниваются с другими; очевидно, что пропущен термин — «сравнение». Посмотрим на предложения 12 и 16 и употребление в них указанных слов: красота собрана в горстки; иногда находят ещё как бы присохшие, потемневшие от налета копоти блёстки . Видно, что автор употребляет эти слова в переносном значении – это метафора. Смотрим на шестое предложение — Есть полки с небольшими, «домовыми» иконами . Оба этих слова характеризуют один предмет, давая схожие характеристики. Это – контекстные синонимы. Предложение 26 выглядит так: Где же взять денег Государственному Эрмитажу или Русскому музею? Это – риторический вопрос.

Итак, ответ: а-4, б-5, в-2, г-9.

Второй вариант задания

(1)Часто мы называем красивым то, что соответствует идеалам и нормам нашего времени. (2)Нормы и моды у каждой эпохи свои, но вместе с тем есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. (3)Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. (4)Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». (5)Как раз обратное - удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (6)И что примечательно: те, кто не входит в это большинство, обычно не единодушны в своих мнениях. (7)В этом доказательство объективности понятия прекрасного.

(8)Можно ли ограничиться внешним восприятием красоты? (9)Можно ли оценить красоту, измеряя линейкой соотношения размеров? (10)За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли. (11)Ничего не выражающее красивое лицо мы называем «кукольным». (12)И в конкретном, и в абстрактном искусстве значительность произведения определяется тем, насколько оно выходит за пределы внешнего воздействия, насколько глубоко взаимодействуют и соотносятся части целого. (…) (13)Это взаимодействие частей иногда радует взор, как в «Поцелуе» Родена, картинах Рафаэля или Ватто, но может быть напряжённым и трагическим, как в «Рабах» Микеланджело, у Эль Греко или Гойи. (14)По словарю Ларусса, красивое - это то, что «радует глаз или разум». (15)Мы говорим о красоте музыки Моцарта, пушкинских стихов, но что можно сказать о красоте науки, красоте мысленных построений, которых не нарисовать на бумаге, не высечь на камне, не переложить на музыку?

(16)Красота науки, как и искусства, определяется ощущением соразмерности и взаимосвязанности частей, образующих целое, и отражает гармонию окружающего мира. (17) Вот что писал великий французский математик Анри Пуанкаре в книге «Наука и метод»: «Если бы природа не была прекрасна, она не стоила бы того, чтобы её знать, жизнь не стоила бы того, чтобы её переживать. (18)Я здесь говорю, конечно, не о той красоте, которая бросается в глаза… (19)Я имею в виду ту более глубокую красоту, которая открывается в гармонии частей, которая постигается только разумом. (20)Это она создаёт почву, создаёт каркас для игры видимых красок, ласкающих наши чувства, и без этой поддержки красота мимолётных впечатлений была бы несовершенна, как всё неотчётливое и преходящее. (21)Напротив, красота интеллектуальная даёт удовлетворение сама по себе».

(Академик А. Мигдал «Алгебра и гармония»)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

Публицистическая работа академика А. Мигдала «Алгебра и гармония» - один из образцов публицистики, прославляющей красоту науки. Речь учёного убедительна и доказательна. Вместе с тем, это не сухое изложение фактов. Средства выразительности делают её живой и интересной. А. Мигдал приводит пример (А) _________(в предложении 4), он выстраивает (Б)________(«красоту духовную», «благородство», «напряжение мысли» в предложении 10), подбирает (В)__________(«радовать», «огорчаться» в предложениях 5 и 6, «конкретный», «абстрактный» в предложении 12), чтобы более контрастно и ярко передать волнующие его мысли. И, конечно, текст насыщен (Г)_________(например, «радует взор» в предложении 13, «ласкающих чувства», «почва» в предложении 20).

Список терминов:

  1. олицетворение
  2. ряд однородных членов
  3. пословица
  4. синонимы
  5. антонимы
  6. риторический вопрос
  7. восклицательное предложение
  8. метафора
  9. парцелляция
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Читаем четвертое предложение — Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет». В нем автор цитирует широко известное изречение – пословицу. Смотрим на предложение 10 — За чисто внешней красотой лица мы ищем красоту духовную, благородство, напряжение мысли . Ко всем указанным в рецензии словам можно поставить один вопрос – ищем что? Красоту, благородство, напряжение… Это – однородные члены. «Радовать» — «огорчаться», «конкретный» — «абстрактный» — антонимы. «Радует взор» и «ласкающих чувства» — устойчивые образы, основанные на не буквальном понимании значений слов – метафоры.

Ответ: а-3, б-2, в-5, г-8.

Третий вариант задания

(1)«Я лучше, я умнее всех». (2)Человек такой моральной позиции напрочь лишён способности судить о своих возможностях. (3)Хорошо, если в конце концов он поймёт это и займёт соответствующее своим способностям место, положит на плечи посильный груз. (4)А если нет? (5)Такой человек, окажись он у власти (пусть самой что ни на есть скромной), станет только вредить делу. (6)Такой руководитель побоится иметь хорошего заместителя: как бы тот не занял его место. (7)Не поддержит дельного предложения: ведь оно исходит не от него, руководителя. (8)Похоронит хороший проект, если он «не работает» на его, начальника, авторитет. (9)Каждый человек ищет место в жизни. (10)Старается утвердить своё «я». (11)Это естественно. (12)Только вот как он находит своё место, какими путями идёт к нему, какие моральные ценности имеют вес в его глазах, – вопрос чрезвычайно важный.

(13)Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод». (14)Это о достоинстве человека, его месте на земле, его ответственности за себя, за всех и за всё. (15)И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие». (16)Чего уж там, многие из нас не могут признаться себе, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно – лишний раз не переспросим, не скажем «не знаю», «не могу». (17)Слов нет, беспардонные себялюбцы вызывают чувство осуждения. (18)Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. (19)В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё «я». (20)И, конечно, сделать это не всегда просто.

(21)Одним из семи чудес света, о которых писали древние, был александрийский маяк – сооружение грандиозное и необычное. (22)Рассказывают, что сферическое зеркало маяка под определённым углом собирало в пучок столько солнечного света, что могло сжигать корабли, плывущие далеко в море. (23)Маяк был построен по приказу Птолемея Филадельфа. (24)На мраморных плитах маяка самолюбивый фараон приказал выбить своё имя. (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». (28)Надпись он залепил известью, затёр её мраморной крошкой и на ней начертал, как того требовал фараон: «Птолемей Филадельф». (29)Так всегда бывает. (30)Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. (31)И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. (32)Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький, рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое. (33)Великий писатель возлагал ответственность за судьбу всего мира на каждого из нас. (34)На то самое «я», которое таит в себе силы титанические. (35)То самое «я», которое становится во сто крат сильнее, превращаясь в «мы», в заботу о нашем общем благе. (36)На этом пути человеку дорого доброе имя, общественное признание. (37)Не будем забывать об этом.

(По М.С. Крюкову*)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

«Приём (А)______________ – (предложения 25–27) – и синтаксическое средство выразительности (Б)______________ – (в предложении 20) автор использует для того, чтобы привлечь читателя к обсуждению важных вопросов. Лексическое средство (B)______________ – («моральные ценности» в предложении 12, «общественное признание» в предложении 36) и приём (Г)_____________ – (предложения 13, 15) – задают тон размышлениям автора, позволяют понять суть поставленных в тексте проблем».

Список терминов:

  1. метафора
  2. индивидуально-авторские слова
  3. эпитеты
  4. общественно-политическая лексика
  5. вводное слово
  6. вопросно-ответная форма изложения
  7. цитирование
  8. диалектизм
  9. ряды однородных членов
Алгоритм выполнения задания:
  1. Внимательно читаем задание, текст и предложенную к нему рецензию.
  2. Основываясь на приведенных примерах в рецензии, определяем, какое средство выразительности речи пропущено. Смотрим на предложения 25-27 — (25)Но кто был подлинным творцом седьмого чуда, его настоящим строителем? (26)Люди узнали об этом через много лет. (27)Оказывается, архитектор сделал на каменных плитах маяка углубления и в них высек слова: «Сострат, сын Дексифана из Книда, – богам-спасителям ради мореходов». Автор сначала задает вопрос, а потом приводит ответы – это вопросно-ответная форма изложения. Двадцатое предложение выглядит так — И, конечно, сделать это не всегда просто. В нем мы видим вводное слово «конечно». Слова «моральные ценности» и «общественное признание» — яркие примеры общественно-политической лексики. Предложение 13 — Поэт сказал: «Мы все немножко подпираем небосвод» ; 15 — И ещё верные слова: «Каждый человек стóит ровно столько, сколько он действительно создал, минус его тщеславие» . В обоих этих предложениях автор приводит сказанные кем-то слова – цитирование налицо.

Итак, ответ: а-6, б-5, в-4, г-7.