Болезни Военный билет Призыв

Зачистка горной шотландии. История килта: почему мужчины Шотландии носят юбки

Осады

Если шотландскую тактику регулярного боя можно посчитать за отчаянную, хотя и неудачную попытку использовать современные военные теории, то осады шотландцы вели дедовскими методами. Несмотря на усилия короля по развитию артиллерии, у шотландцев не было никаких шансов на успешную осаду в ходе их скоротечных кампаний. Длительные осады велись редко, так как стоили дорого, а ополченцы неохотно служили дольше положенного срока. Успех под Фордом, Эталом и Норхемом уходит в тень по сравнению с неудачными осадами Уорка в 1523 г. и Танталлона в 1547.

Долгая и неумелая осада Сен-Эндрюса в 1547 г., а также Хаддинггона и Броути-Ферри в 1549 г. закончились взятием лишь благодаря вмешательству французов. Быстро брать укрепления шотландцам удавалось лишь путем подкупа, обмана или переговоров, нежели штурма. Граф Арран, писавший папе в 1546 г., сообщал, что Данбартон удалось взять лишь благодаря чуду.

Набеги

Шотландцы преуспели в совершении набегов и ответных набегов. Они были мастерами молниеносных наскоков, сея опустошения вдоль линий наступления противника, отрезая врага от баз и отбрасывая мятежников. Шотландская легкая конница пользовалась большой популярностью в Европе, ее охотно использовали для разведки и набегов.

Хаддон-Ригг (1542), Анкрум-Мур (1545) и «преследование во вторник» под Линтоном (1548) – типичные примеры того, как небольшой, хорошо экипированный, имеющий высокий боевой дух отряд, используя превосходное знание местности, умело устраивал для противника ловушку. Англичане из пограничных районов отвечали шотландцам той же монетой. Примерами контрдействий могут послужить «плохой набег» 1513 г. и события при Солуэй-Моссе в 1542 г. Но в 1550 г. англичанам пришлось уйти из Шотландии, поскольку они не смогли удержать гарнизоны в пограничных районах из-за постоянных набегов шотландцев, которые прерывали линии снабжения.

Горцы

Тактика горцев определялась условиями местности, на которой горцам приходилось действовать. Горцы предпочитали устраивать засады и набеги, избегая регулярных сражений. Бои между кланами редко когда проходили с участием более тысячи человек. Сражения начинались перестрелкой из луков, после чего шел рукопашный бой без пощады. Хотя атака горцев представляла опасность в гористой местности, на сражения, проходившие в Лотианах и Пограничье, участие горцев практически не оказывало влияния. Горцы очень слабо показали себя при Флоддене и Пинки. В обоих случаях они просто бежали с поля боя еще до начала сражения. Под Линлитгоу-Бриджгорцы были первыми среди солдат Леннокса, дрогнувшими при появлении подкреплений Дугласа.

Жан де Богэ писал в 1548 г., что хотя горцы весьма воинственно вели себя при осаде Хаддингтона и постоянно совершали вылазки в английские траншеи, но при каждом выстреле из пушки они затыкали уши руками и падали на землю.

Осада Хаддингтона, 1548-1549 гг.

Шотландская армия, включавшая в свой состав многочисленные иностранные контингенты, вступила в восточный Лотиан, чтобы выбить англичан из Хаддингтона. Кроме шотландцев в шотландской армии находилось множество французов, немцев, голландцев, испанцев и итальянцев. Англичанам в конечном итоге пришлось оставить город, так как гарнизон, не получая адекватного снабжения, голодал и болел. Рядом с крепостью находилась каменная церковь св. Марии, которая по недосмотру англичане оставили нетронутой. Шотландцы быстро заняли церковь и использовали ее в качестве опорного пункта для осады. Французы разместили в церкви артиллерию, и англичанам приходилось вести по церкви артиллерийский огонь, чтобы выбить оттуда осаждавших. В ночь на 1О октября 1548 г. французы предприняли вылазку. Чтобы отличать в темноте своих и чужих, участники вылазки надели белые рубахи (камисады), поэтому вылазка также получила название «камисадо». В ходе вылазки атакующим удалось добраться до крепостных укреплений, где атака захлебнулась, благодаря удачному выстрелу из тяжелой пушки, произведенной французским канониром, находившемся на службе у англичан.

1: Немецкий капитан-наемник

В основу иллюстрации положена ксилография Доринга, выполненная около 1550 г. На ксилографии изображен капитан из числа наемников Филипа Ринеграве фон Сальма, сражавшийся под Хаддингтоном. Он носит сочлененные нюрнбергские полудоспехи. Левая рука, ведущая в бою, прикрыта оплечьем, наплечником и наручем. Нагрудник имеет форму, в которой угадывается будущий «стручок».

2: Испанский аркебузир

Иллюстрация основана на “Покорении Тунисша” Вермейена, 1535 г. Солдаты, выбранные для участия в штурме, получили приказ надеть белые рубахи поверх остальной одежды, чтобы своих было проще отличать в темноте. Этот солдат надел экипировку поверх рубахи. Обычно аркебузиры брали с собой несколько витков фитиля, намотав их вокруг предплечья. Аркебуз характеризуется выгнутым прикладом.

3: Итальянский наемник

В основу иллюстрации положена литография Давида де Неккера, 1530 г. Шляпа с плюмажем, дублет с пуфами и разрезами, штаны очень похожи на те, что были в моде у немецких ландскнехтов. Итальянец вывернул наизнанку свою накидку, чтобы была видна ее белая накидка (вариант вместо рубахи). Аркебуза германского образца, обратите внuмание на круглую латунную пороховницу, подвешенную на шее.

4: Лучник-горец

Жан де Богэ служил офицером во французском контингенте под Хаддингтоном. Он описывает горцев следующими словами: «За вождями шло несколько горцев, которые были почти нагими. Они носили цветные рубахи и шерстяные накидки различного цвета. Все были вооружены большими луками, палашами и маленькими щитами». До сих пор идут споры о том, какого типа луки применяли горцы. На рисунках того времени работ Дюрера и Холинсхеда изображены «дикие шотландцы вооруженные кривыми луками. Но Богэ особо подчеркивает, что луки были большими, что позволяет nредположить, что речь идет о боевых луках английского типа. Палаши, упомянутые Богэ, носили на ирландский манер. Они имели простую круглую головку эфеса, обмотанную кожей рукоятку и прямое угловатое перекрестье.

Мы говорим Шотландия, подразумеваем кланы. Мы говорим кланы - подразумеваем танчики! Шотландия. А вот слабо назвать хотя бы десяток самых известных?..

Топ-10 кланов Горной Шотландии

1. Стюарт (Stuart, Stiùbhairt) . "Королевский клан", поскольку из него вышли короли Шотландии, начиная с Роберта II, правившие в XVII веке еще и Англией, Уэльсом и Ирландией. Однако основал его совсем не шотландец, а выходец из Бретани (или Нормандии - данные скудны) Алан Фиц-Флаад, осевший с рыцарями Гийома Ублюдка в Англии. Его сын Уолтер Фиц-Алан перебрался в Шотландию и стал первым Верховный стюардом (управителем королевского двора) Шотландии. Эта должность и превратилась в фамилию клана. А сын 6-го стюарда-Стюарта и стал королем Робертом II. Помимо того, что Стюарты владели короной Шотландии и Англии, они еще лет сто на нее претендовали ("якобиты"). В общем, века с XIV история Стюартов - это история Шотландии...

2. МакДональд (MacDonald, MacDhòmhnaill) . Самый многочисленный фаст-фуд в мире клан в Шотландии. По происхождению - снова не шотландский, а скандинавский - МакДональды потомки викингов, захвативших в свое время Гебридские острова, но окончательно "оскоттинившиеся". Владели титулом сперва "короля Островов", затем "лорда Островов", и всё на западе Шотландии дышало и двигалось только с их позволения. И вплоть до якобитского мятежа в 1745 году вожди МакДоальдов были замешаны практически в каждой бузе, сотрясавшей королевство. Также этот клан - рекордсмен по количеству септов, ответвлений, превратившихся в полусамостоятельные "мини-кланы" (Битон, Боуи, Хатчинсон, Паттон и пр.).

3. Кэмпбеллы (Campbell, Caim Beul) . Вероятнее всего, второй (или третий) по численности клан в Хайленде, и уж точно второй по влиянию - глава Кэмпбеллов, граф (позднее маркиз, а еще позже - герцог) Аргайл был "некоронованным королем" Южного Нагорья века с XVII. Насчет их происхождения "всё мутно" - то ли норманны, то ли ирландцы, то ли "самонатуральные скотты", а есть даже легенда о шотландце, сбежавшет от тирании МакБета в Нормандию, а потом вернувшемся на родину предков... В гору Кэмпбеллы пошли после того, как их вождь Нейл поддержал Роберта Брюса и женился на его сестре. Правда, среди горцев Кэмпбеллы всегда пользовались репутацией людей злых, коварных и вероломных - например, из-за "резни в Гленко".

4. МакКензи (Mackenzie, Mac Coinnich) . МакДональды на Западе, Кэмпбеллы на юге, МакКензи - на севере. Мощный клан, имеющий массу ответвлений и септов (например, Клуни), держал "под присмотром" весь север Шотландского Нагорья. По происхождению не то скандинавы, не то кельты. Выходцы из этого клана особенно прославились как солдаты - из них набирали три знаменитых пехотных полка (Горский легкий, Горцы Сифорта и Россширский). А во времена якобитских восстаний МакКензи весьма дальновидно и предусмотрительно разделились на "наших и ваших", обеспечив себе "относительное выживание" во времена "георгианского террора".

5. Гордон (Gordon, Gordanach) . "Безоговорочно-нормандский" клан, обосновавшийся в Шотландии довольно поздно, при короле Давиде I. Поселились они на севере (ближе к северо-востоку) и стали "людьми короны", опорой против опасных и буйных кланов Нагорья. Глава клана носил титул графа (позднее маркиза) Хантли (а затем - герцог Гордон). Ситуация поменялась после реформации - род Хантли остался католическим, и потому быстро превратился в главных смутьянов и якобитов на севере страны. Ну и да - поэт Джордж Гордон Байрон был потомком этого клана по материнской линии.

6. Гамильтон, ака Хэмилтон (Hamilton ) . Чистопородные "оккупанты-сассенахи" - англичане, переселившиеся в Лоуленд в XIV веке (потому и не имеющие гэльского варианта фамилии), "прокравшиеся в горцы" в XVI веке, когда один из Гамильтонов, сын дочери короля Якова II, получил графство Арран на одноименном острове. Много раз становились регентами королевства, а пару раз даже пытались стать королями. В итоге пришлось удовольствоваться титулом герцога Гамильтона. Что характерно - не менее влиятельное ответвление клан "пустил" в Швеции, где Хамильтоны вошли в число высшей аристократии. А вот русские дворяне Хомутовы больших вершин не достигли...

7. Камерон (Cameron, Сam-shròn) . Большой и сильный клан с Востока Нагорья, активно участвовавший во всех "разборках" шотландских горцев, известный более чем 300-летней враждой с конфедерацией кланов Хаттан и МакИнтох (МакИнтош). Самый известный представитель клана - протестантский проповедник XVII века Ричард Камерон, лидер воинственной секты "камеронианцев", из которых был набран знаменитый Камеронский полк - один из первых регулярных в Великобритании и первый в Шотландии, всегда сохранявший верность английскому правительству в мятежах и прославившися во многих войнах. И да, "Режиссер-Терминатор-Титаник-Аватар" - он тоже из Камеронов.

8. Грант (Grant, Grannd) . Согласно одной теории, предки Грантов - нормандцы, приплывшие с Ублюдком, но сами Гранты ее не любят и настаивают, что они произошли от МакГрегоров (которые, в свою очередь - от МакАльпинов, королей еще Дал Риады и пиктов). В разнообразных мятежах с XVII века Гранты придерживались "законной линии" - поддержали Монтроза за короля Карла I, а потом были против якобитов за Ганноверскую династию. Правда, самым знаменитым Грантом оказался тот, кого полностью придумал француз Верн - капитан Грант, точнее, его дети... Хотя один из потомков Грантов, Улисс Симпсон Грант, стал знаменитым американским генералом и даже президентом США.

9. Мюррей, ака Марри (Murray, Mhuirich) . Прародителем Мюрреев стал отважный рыцарь Фрескин - то ли потомок пиктов, то ли (что вероятнее) выходец из Фландрии, опять-таки приплывший на Альбион вместе с Гийомом Ублюдком. Ему досталось старое пиктское графство Морэй (где в "онезапамятные времена" правили еще мормэры), с женщинами которых "МакФрескины" породнились и взяли себе их родовую фамилию, слегка исковеркав, но не сразу - герой войны за независимость Шотландии, выигравший битву при Стерлинг-бридже (а не этот ваш мел гипсон! Вильям Воллес), был еще Эндрю Морэй, а вот его сын уже стал Эндрю Мюрреем. Ну и да - якобитами при Куллодене командовал Джордж Мюррей...

10. МакГрегор (MacGregor, MacGrioghair) . Самый "дикий" и "бандитский" клан Шотландии, и вот почему. Претендуя на происхождение от самого Кеннета I МакАлпина, короля скоттов и пиктов, МакГрегоры отличились к началу XVII века редкостным даже для нагорья буйством и кровожадством, отметившись несколькими массовыми убийствами пленных и т.п. вещами. Так что "по просьбам соседей" король Яков VI (он же Яков I в Англии, но чуточку позже) официально "уничтожил" клан МакГрегоров - им запрещалось иметь вождя, герб и даже фамилию, а они сами и их земли были разделены между соседними кланами. Поэтому, собственно, самый известный из МакГрегоров - Роб Рой ("Рыжий") МакГрегор - официально по документам числился Робином Кэмпбеллом. Из-за такой "отчаянности" среди МакГрегоров было особенно много бандитов и "благородных разбойников", ну и якобитов они поддерживали вельми горячо. Снят же королевский запрет был только в 1774 году.

Сейчас вооружённые силы Великобритании имеют лишь один шотландский полк, хотя ещё до недавнего времени их было шесть. Славная история этих формирований началась в XVII столетии. Шотландские полки веками верой и правдой служили Британской империи, благодаря чему и сами жители Шотландии смогли почувствовать себя британцами.

Начало

26 марта 1633 года несколько тысяч шотландцев под командованием полковника Джона Хепбёрна, сражавшиеся на фронтах Тридцатилетней войны за монархов Швеции и Франции, получили патент от короля Англии и Шотландии Карла I и стали Королевским пехотным полком. Полк продолжал участвовать в битвах во Франции, объединяя в своих рядах шотландских наёмников.

На Британские острова полк впервые прибыл только после Реставрации Стюартов весной 1661 года. Он стал образцом для формирования пехотных полков новой королевской армии. В середине XVIII века, когда британские пехотные полки перешли от наименований по имени своего полковника к номерным обозначениям, полк получил почётный номер 1. Неофициальное наименование «Королевские шотландцы» было включено в имя полка только в 1812 году.


Королевские шотландцы с 1633 по 1881 год.
theroyalscots.co.uk

Полк Королевских шотландских фузилёров (позднее получивший номер 21) был сформирован на южной границе Шотландии для охоты на различных религиозных диссидентов. Более полутора веков он был известен как «Северо-британские фузилёры», а своё новое имя получил только в 1871 году.

Ещё два шотландских полка были сформированы в Эдинбурге и его окрестностях в ходе первого якобитского мятежа 1689 года. Жителями Эдинбурга комплектовался полк, уже в XIX веке получивший имя Собственных Его Величества шотландских пограничников (под номером 25). А из камеронцев, протестантских сектантов-фундаменталистов, ненавидевших «папистов», был создан полк, позднее именовавшийся 26-м (Камеронским).

Все эти подразделения были обычными пехотными частями британской армии и, в отличие от горцев, не носили килтов.

Горцы на службе

Шотландия исторически делится на две области: северный горный Хайленд и южный равнинный Лоуленд. Между этими областями издревле существовала масса различий, вплоть до языковых: если население Лоуленда говорило на англо-шотландском языке (скотс), родственном английскому, то жители Хайленда - на кельтском шотландском (гэльском).

Хайленд и Лоуленд на карте Шотландии

Северошотландские горцы вплоть до конца XVIII века воспринимались обычными британцами как воинственные дикари и мятежники, поддерживавшие после Славной революции 1688 года якобитских претендентов на престол Соединённого Королевства.

В 1725 году по инициативе Саймона Фрейзера, 11-го лорда Ловата, король Георг I распорядился сформировать отдельные роты из шотландских горцев. Им вменялось следить за поддержанием порядка в Хайленде вместо регулярных армейских частей, что должно было способствовать снижению недовольства горцев.

Всего было сформировано десять рот, вскоре ставших известными как «Чёрная стража». Название произошло от чёрной одежды, которая отличало этих солдат от обычных английских «красных мундиров».


Офицеры «Чёрной стражи» со своими американскими союзниками в ходе Семилетней войны , 1759 год. Картина современного художника

В 1739 году отдельные роты стали регулярным пехотным полком, позднее официально именовавшимся 42-м (Королевским горским), но неофициально сохранившим название «Чёрная стража». С началом Семилетней войны «Чёрная стража» и ещё два сформированных из шотландских горцев полка (77-й Монтгомери и 78-й Фрейзера) отправились сражаться в Северную Америку, где и прославились своей храбростью, стойкостью и надёжностью. Доблесть шотландских горцев в боях за империю способствовала изменению отношения к горцам в британском обществе.


Гренадёры 78-го полка горцев Фрейзера в битве за Квебек, 1760 год. Картина современного художника

Всего в последующие десятилетия был сформирован 21 полк из горцев, сражавшихся в Северной Америке против восставших колонистов и в различных войнах в Индии. Большая часть этих полков была распущена после завершения военных кампаний.

К началу XIX века сохранилось 8 горских пехотных полков, военнослужащие которых носили килты: 42-й, 72-й (Сифуртский), 73-й (Пертширский), 74-й, 75-й (Стирлингширский), 91-й (Аргайлский), 92-й (Гордонский) и 93-й (Сазерлендский).

Офицер 77-го полка горцев Макдональда, 1771 год

По мнению ряда современных британских историков, именно через горские полки, их активное участие в войнах империи в XVIII веке, Хайленд принял идею Соединённого Королевства, в результате чего шотландские горцы успешно стали британцами.

Упадок и возрождение

Сокращение населения Хайленда в связи с миграцией в города и большие потери, понесённые горскими полками в битвах с наполеоновскими армиями в Португалии и Испании, привели к тому, что к началу 1809 года оказалось невозможным обеспечить пополнение горских полков уроженцами Хайленда. В связи с этим в апреле 1809 года была разрешена вербовка англичан и ирландцев в пять горских полков, которые переоделись в стандартную английскую униформу. Горский характер сохранили только три полка: 42-й, 92-й и 93-й.

После завершения Наполеоновских войн горские части британской армии переживали период упадка. Во многих полках отказались от специфических шотландских черт - в частности, от волынщиков.


Офицеры 93-го полка Сазерлендских горцев перед отправкой на Крымскую войну, 1854 год

Ситуация изменилась к середине XIX века, с постепенным распространением в британском обществе романтического облика шотландских горцев. Этому способствовали подвиги шотландцев на полях Крымской войны. Атака горской бригады генерал-майора Колина Кембелла на поле битвы при Альме и «тонкая красная линия» сазерлендских горцев на поле под Балаклавой были ярко описаны в журналистских репортажах.


«Тонкая красная линия» сазерлендских горцев под Балаклавой, 1855 год. Картина 1881 года

Всё шотландское начало входить в моду. Уже поколениями живущие в городах потомки горцев вспомнили про килты. Хайлендом увлеклась и королева Виктория.

Эта мода сказалась и на шотландских полках, многие из которых вернулись к истокам. Снова появились волынщики, в качестве форменного головного убора были введены традиционные пилотки-гленгарри или береты-балморалы. Военнослужащие шотландских полков начали носить брюки с клановым орнаментом-тартаном.

Реорганизация

Возрождение шотландских полков связано с реформами военных министров Эдуарда Кардвелла и Хью Чайлдерса в либеральных кабинетах Гладстона в 70–80-х годах XIX века. Частью их, помимо отмены продажи офицерских патентов и запрета телесных наказаний, был переход к территориальной полковой структуре в британской пехоте.

Карта полковых округов на территории Шотландии после реформ Кардвелла - Чайлдерса

На территории Шотландии было сформировано 10 полковых округов. В Лоуленде набирались 4 полка: Собственные Его Величества шотландские пограничники, Королевские шотландцы (Лотианский полк), камеронцы (Шотландские стрелки), Королевские шотландские фузилёры. В Глазго и окрестностях набирался полк горской лёгкой пехоты.

Офицер камеронцев, 1910 год

Остальные полки набирались в Хайленде: «Чёрная стража» (Королевские горцы), полк принцессы Луизы (Аргайлские и Сазерлендские горцы), Гордонские горцы , Собственные Её Величества Камеронские горцы, Сифуртские горцы.

Каждый пехотный полк имел два регулярных и два милиционных батальона. Пока один регулярный батальон проходил службу за границей, второй тренировался дома.

Сержант аргайлских горцев, 1914 год

Форма всех шотландские полков была унифицирована. Горские части носили килты с собственным полковым тартаном, равнинные - брюки с тартаном, в качестве головного убора - гленгарри или балморалы.

На фронтах мировых войн


Кейптаунские горцы, наши дни

В настоящее время горские полки со своей специфической униформой в качестве резервных частей армии сохранились в Канаде и ЮАР.

Послевоенная служба и реорганизации

После завершения войны все пехотные полки британской армии были сокращены до однобатальонного состава.

Шотландские полки продолжали участвовать во всех конфликтах на просторах распадающейся Британской империи: в Палестине, Малайе, Кении, Омане, Борнео. Аргайлцы стали первым британским батальоном, прибывшим в состав сил Объединённых Наций в Корею в сентябре 1950 года .


Аргайлцы в Адене, лето 1967 года

Распад Британской империи и возвращение британских частей на родину сопровождались и новыми сокращениями. В 1959 году шотландские фузилёры и горская лёгкая пехота были объединены в Королевских горских фузилёров (Собственный принцессы Маргариты Глазго и Айрширский полк). Камеронцы были распущены в 1968 году.


Её Величество в последний раз обходит строй камеронцев, 1968 год

Сифурсткие и камеронские горцы в 1961 году оказались соединены в полк Собственных Её Величества горцев, а в 1994 году к нему были присоединены гордонские горцы.

Создание Королевского полка Шотландии

К началу XXI века в британской армии оставалось шесть шотландских полков (все - однобатальонного состава): Королевские шотландцы, Собственные Его Величества шотландские пограничники, Королевские горские фузилёры (Собственный принцессы Маргариты Глазго и Айрширский полк), «Чёрная стража» (Королевский горский полк), Горцы (Сифортские, Гордонские и Кэмеронские), Аргайлские и Сазерлендские горцы.

В рамках плана по реформированию армии, обнародованному в конце 2004 года, предусматривался отказ от «исторических полков» однобатальонного состава и переход к «большим полкам». Все шотландские части пехоты, несмотря на шумную кампанию, организованную Шотландской национальной партией под лозунгом «Спасём наши полки!», в марте 2006 года были объединены в Королевский полк Шотландии.


Регионы вербовки различных батальонов Королевского полка Шотландии, 2010 год

Королевские шотландцы соединялись с пограничниками в Королевских шотландских пограничников, которые стали 1-м батальоном нового полка. 2-м батальоном стали фузилёры, 3-м - «Чёрная стража», 4-м - горцы и 5-м - аргайлцы.


«Чёрная стража» в полевой форме, 2010 год

Для личного состава полка вводилась единая форма с килтами и гленгарри, батальоны между собой отличались цветом плюмажей на беретах и лент на гленгарри. При этом батальоны полка продолжили оперативно действовать в составе разных бригад британской армии.


Её Величество обходит строй 3-го батальона Королевского полка Шотландии, 2008 год

Бросается в глаза обилие в рядах солдат на фотографии явно нетипичных шотландцев. В связи с ростом националистических настроений в Шотландии положение с вербовкой в полку стало провальным. Как написал известный военный журналист Макс Гастингс, «молодые шотландцы хотят воевать только с англичанами» . Так что недостачу приходится восполнять, вербуя уроженцев бывших колоний, прежде всего фиджийцев.

В рамках последнего сокращения британской армии по программе «Армия-2020» 5-й батальон Королевского полка Шотландии в 2014 году был сокращён до отдельной роты, выполняющей церемониальные функции.


Аргайлские горцы в полевой форме, 2013 год

Никто в Британии не сомневался, какое имя будет носить рота бывших аргайлцев - Балаклава. Ведь «тонкая красная линия» – это их история.

Литература :

  • Griffin P.D. Encyclopedia of Modern British Army Regiments. - Sutton Publishing, 2006.
  • Delaforce P. Monty"s Highlanders: The Story of the 51st Highland Division. - Pen & Sword, 2007.
  • Kelly I. S. Echoes of Success: Identity and the Highland Regiments. - Koninklijke Brill nv, Leiden, 2015.
  • Macpherson McCulloch I. Highlander in the French-Indian War. - Osprey Publishing, 2008.
  • Smitherman P. H. Uniforms of Scottish Regiments. - Hugh Evelyn, 2012.
  • Watt P. Steel and Tartan: The 4th Cameron Highlanders in the Great War. - The History Press, 2012.

Статья сэра Хью Тевора-Роупера в сборнике "Изобретение Традиции" под редакцией Э.Гобсбаума производит интересное впечатление "где-то это я уже видел. У нас, недавно". Древняя Шотландия горцев, согласно автору, оказывается иллюзией, сказкой, созданной в несколько подходов в конце 18-го-начале 19-го столетий. И деконструкция этой сказки может оказаться весьма полезной для пытливого ума.


"Традиционный образ" шотландца сегодня - килт и волынка.

Часть 1 - Пришествие килта

Итак, горная Шотландция, родина невероятно привлекательного для некоторых дам типажа сурового шотландца в килте цветов родного клана, гуляющего с волынкой по горам. До 17-го века (а отчасти и до 18-го века) западная Шотландия в культурном плане была колонией Ирландии, как это ни странно звучит для нас. Более того, шотландские горцы представляли собою "overflow of Ireland", избыток Ирландии, включенный в ирландское "культурное поле" в роли потребителя. Создание отдельного культурного поля, создание мифа о шотландском горце, мифа, отполированного в викторианский период, началось с трех шагов:
- с проведения своеобразной культурной революции и переворачивания связи "потребитель-производитель"; - теперь горная Шотландия должна была выступать в качестве колыбели "кельтскости";, а не культурной провинции;
- с изобретения "древних и аутентичных"; горских традиций, в первую очередь таких, которые больше всего бросаются в глаза, т.е. внешних атрибутов "шотландских горцев";
- и напоследок - с распространения (из)обретенных традиций традиций на южную и восточную Шотландию.


Голливуд создает образ "старой доброй Шотландии" с килтами 18-го века и синими лицами из 4-го века.

На протяжении всего 18-го века рядом шотландских интеллектуалов была разработана концепция автохтонности культуры (да и самого) населения северо-западной Шотландии. В 1738-м году вышла книга Дэвида Малкольма "Dissertation on the Celtic Languages", но основные действия начались в 1760-е годы, когда однофамильцы Джон Макферсон (священник на о-ве Скай) и Джеймс Макферсон (переводчик Оссиана) начали усиленно переиначивать ирландский фольклор, переводя его на почву шотландских highlands. Джеймс баллады Оссиана «нашел», Джон написал “Critical Dissertation” в поддержку аутентичности баллад, спустя 10 лет Джеймс уже готовую концепцию "Извечной Шотландии" выписал в своем "Предисловии к истории королевства Великобритании и Ирландии" - в результате перед читателем представал народ горной Шотландии, отражающий удары римлян и создающий великий эпос еще тогда, когда ирландцы "под стол ходили". Мысли двух Макферсонов увлекли даже осторожного Гиббона, который признался, что в истории Шотландии они были для него ориентирами. Обстоятельная (и разрушительная) критика работ обоих Макферсонов началась только в конце 19-го века (когда миф уже укоренился и было неважно, о чем спорят ученые, пока народ увлечен образом), хотя уже в 1805-м году Вальтер Скотт в своей критической статье об Оссиане отрицал аутентичность Оссианских баллад. Однако, в процессе критики Скотт сам сделал довольно сенсационное заявление - с древних времен горцы Шотландии носили килт (филибег) из ткани "шотландки". Такого не заявляли даже Макферсоны.


Клетчатая ткань известна в Шотландии с 16-го века, когда ее стали завозить в горы из Фландрии через шотландские долины, однако килты вошли в обиход только после 1707-го года и были изобретены англичанином. До 18-го века шотландские горцы практически не отличались от своих ирландских соседей - длинные рубахи, короткие штаны, более богатые носили пледы и длинные узкие штаны (trews) из "шотландки". Начиная с 17-го века, когда культурные связи между двумя родственными регионами стали ослабевать, длинные рубахи были заменены на костюмы из шотландских долин - рубаха, штаны и (для богатых) камзол.


Однако, клетчатые пледы не только не исчезли, но и стали массово использоваться шотландскими солдатами времен гражданских войн середины 17-го века в качестве дешевой верхней одежды – плед обматывали вокруг пояса, остаток ткани перебрасывали через плечо, а в случае непогоды просто закутывались по горло. Именно такой способ ношения пледа (обмотав на поясе вокруг штанов и перекинув через плечо) и называли изначально "килтом". И только в конце 1720-х годов килт стал килтом - по инициативе Томаса Роулинсона из Ланкашира.


Роулинсоны были довольно известной в Ланкашире фамилией квакеров, занятых в сталеплавильном производстве. В 1720-е годы, испытывая затруднения в снабжении углем своих плавилень, Томас Роулинсон обратил взор на Шотландию, где благодаря ресурсам страны можно было наладить плавильное производство. Потому в 1727-м году Роулинсон взял в аренду на 20 лет лесные угодья Иана Макдональда из Гленгарри, и устроил на месте сталеплавильное производство, используя сырье из Ланкашира (т.е., не уголь шел на юг, а руда на север). Предприятие не увенчалось успехом, и через 7 лет было свернуто. В любом случае, идея создания юбки-килта пришла в голову Роулинсону во время посещения плавильных цехов, на которых работали завернутые в пледы шотландцы. Наблюдая за довольно неуклюжим костюмом (ибо в жарком цеху в таком платье довольно неуютно), Роулинсон решил повысить производительность путем отсоединения части пледа и оставления его на поясе, но уже в качестве юбки - таким образом, верхняя часть туловища не была скована пледом. Эксперимент удался - в местном гарнизоне из пледов пошили юбки (портной, вероятно, был весьма удивлен такому странному заказу), которые пришлись рабочим по вкусу. Так, со спецодежды для сталеваров, созданной англичанином для повышения производительности, и зародилась легендарная юбка, быстро распространившись по Шотландии . Настолько быстро, что после якобитского восстания 1745-го года килт был в числе предметов одежды, которые запрещались к ношению (таким образом британское правительство решило унизить горцев). Запрет носить килты, узкие штаны, поясные сумки, предметы из "шотландки" и проч., настолько сильно ударил по местной культуре, что через 10 лет после запрета нигде нельзя было встретить ни "шотландки", ни килта - ничего. Килты появились в жизни Шотландии уже качестве местного полусвятого символа типа вышиванки по двум причинам.


Первой причиной стало увлечение местной интеллигенции концепциями "благородных дикарей", тем более, что благородный дикарь (горец) теперь был уже укрощен, более того - грозился исчезнуть, чего местные элиты позволить не могли. Об этом движении мы поговорим чуть позже.
Второй причиной стало использование килтов шотландскими полками британской армии. После подавления восстания 1745-го года и запрета ношения «горской» одежды, для солдат шотландских полков (в первую очередь, для 42-го и 43-го пехотных полков) было сделано специальное исключение - они, как преданные и храбрые солдаты-горцы, могли носить шотландскую одежду. Изначально носившие пледы солдаты не преминули воспользоваться идеей ношения килта и, таким образом, во времена всеобщего исчезновения килт сохранился и получил определенную славу в качестве выделяющего признака в славных шотландских полках.


Более того, возможно, что система "тартанов", т.е. определения того или иного клана по особому рисунку ткани родилась именно в шотландских полках для выделения батальонов. Однако, о тартанах мы поговорим в следующий раз.

Часть 2 - От килта к тартану

В середине 18-го века килт-юбка, запрещенный вскоре после своего вступления на историческую цену, стал символом либо военных, либо скрытых якобитов (или их родственников), в то же время в шотландском обществе он не прижился, не только потому, что горцы в Шотландии составляли немногочисленную (и к тому же постоянно уменьшающуюся) и не очень уважаемую часть населения, но и потому, что для самих горцев килт был нововведением. Однако, во второй половине века ситуация поменялась.


В 1778 году в Лондоне с целью сохранения и поощрения древних шотландских традиции было образовано Общество хайлендов. Несмотря на то, что в общество входило большое количество шотландских аристократов, руководил им юрист из Темпла Джон Макензи. Членами общества были оба вышеупомянутых Макферсона, один из которых «обнаружил» у себя тексты Оссиана на гэльском языке, после чего Джон Макензи передал тексты для редактирования и публикации (в 1807-м году) историку Джону Синклеру. Таким образом общество боролось «за возрождение старинного гэльского языка».


Вторым направлением деятельности общества стала борьба за отмену запрета ношения в Шотландии одежды горцев. Для этого члены общества на совершенно законных основаниях (так как находились в Лондоне, а не Шотландии) собирались: в в такой одежде, которая славилась тем, что была одеждой их кельтских предков, и в таких случаях они должны были читать старинную поэзию и исследовать интересные обычаи своей страны. Но даже тогда килт-юбка не был среди предметов одежды, которые члены общества обязывались носить – в такие предметы включались только узкие штаны и подпоясанный плед, о котором речь шла ранее. В 1782 году общество смогло через маркиза Грехема пролоббировать в Парламенте отмену запрета носить «горское платье», чему была чрезвычайно рада шотландская интеллигенция. Однако находились и более холодные умы, так, например, один из величайших шотландских антикваров Джон Пинкертон воспринял килты скептично - по его мнению, это были совершеннейшие нововведения, наряду с тартанами.


Джон Синклер, историк Общества хайлендов, также не стал сторонником идеи килтов – когда в 1794 году он организовал дружины Ротсея и Кейтнеса для службы во время войны с Францией, он, постаравшись одеть своих подопечных как можно более «по-шолтандски», не стал одевать солдат в килты, а выбрал узкие штаны из «шотландки». На следующий год Синклер обратился к Пинкертону за советом – что одеть. Пинкертон привел целый ряд аргументов относительно того, почему нельзя носить плед, указал, что тартаны и килты это вообще новодел и посоветовал остаться верным узким штанам. Правда, о тартане сэра Синклера г-н Пинкертон особо отметил – весьма симпатичный, и это главное.



В 1804-м году, британское военное министерство, пытаясь, видимо, унифицировать униформу, отменило ношение килтов в качестве предмета униформы, введя взамен ношение узких клетчатых штанов (т.е. не отказываясь от шотландского колорита). Этот шаг вызвал возмущение некоторых офицеров, которые посчитали, что нельзя так менять войсковые традиции. Некоторые в запале подводили под свое возмущение «историческую базу» - так, например, поступил Девид Стюарт. Этот яростный противник отмены килта обосновал свое мнение ссылкой на общественное мнение относительно того, что пледы и килты были частью «национального костюма» шотландских горцев много-много лет. Правда, критики Стюарта иронизировали по поводу его высказываний, спрашивая, как человек, который с 16 лет находился в армии далеко от родного дома, и не видевший Шотладнии десятки лет, может апеллировать к мнению горцев.


В любом случае, полковник Стюарт, желая, видимо, более тщательно обосновать свою позицию, после 1815 года начал исследовать источники по одежде горцев – нельзя было допустить и мысли о том, что килт изобретен англичанином. Результатом его изысканий стала изданная в 1822 году книга «Очерки манер, характера и настоящего положения горцев Шотландии», ставшая затем на долгие годы основной работой для любителей горных кланов. В книге, правда, никак не обосновывались традиции ношения килтов и тартанов для кланов.


Одновременно, в 1820-м году полковник Стюарт основал Кельтское общество Эдинбурга для молодежи, задачей которого определил «пропаганду общего использования древнего горского платья в хайлендах». Президентом общества был избран сэр Вальтер Скотт, и дело завертелось – молодые шотландские аристократы и интеллигенты радостно проводили сборы, попойки, процессии, и все это в килтах. Сам же Вальтер Скотт идеей не проникся, и продолжал носить во время мероприятий узкие шотландские штаны.


Годом торжества килта можно смело назвать год 1822-й, год государственного визита короля Георга IV-го в Шотландию, первого визита монарха ганноверской династии. Для того, чтобы встретить короля достойно, был создан комитет по организации торжеств, главой которого был избран Вальтер Скотт. Его помощником в части церемоний стал… полковник Стюарт. Неудивительно, что для охраны короля, проведения парадов, церемоний и прочих мероприятий организаторы выбирали преимущественно любителей килтов, «одетых в надлежащий костюм». Сам же Вальтер Скотт обратился к местным аристократам приехать в Эдинбург с подобие «свиты», т.е. визит превратился в некое подобие средневекового мероприятия с карнавальными костюмами и поддельной свитой.


Но не только килты стали «гвоздем» визита. В 1819-м году, когда началось обсуждение будущего визита, начались разговоры о том, что «каждому клану нужно будет себя выделить», в том числе и тартаном (до этого кланы не имели "своего" узора, однообразия в каком-либо клане могли достигать, к примеру, путем закупки крупной партии ткани для пошива одежды. В любом случае, аристократы ценили ткань поцветастее, вне зависимости от узора, случалось, что у одного человека одежда была сделана из ткани с совершенно разными узорами). Такие разговоры во многом были инспирированы шотландскими производителями шерстяной ткани, сообразившими, что в связи с визитом и массовым пошивом одежды, можно будет заработать дополнительные фунты на «эксклюзивности». Так, компания «Вильсон и сын» из Баннокберна, крупнейший производитель шерстяной ткани в Шотландии, начала совместный с лондонским Обществом хайлендов проект – в 1819-м году фирма выслала в Лондон каталог своих тканей, а в обществе распределили ткани по кланам и подтвердили, что тот или иной узор является узором конкретного клана. Как только визит был подтвержден, шотландскую аристократию охватила самая настоящая истерия – хорошие ткани со «своими узорами» раскупали так быстро, что тартаны стали раздавать безо всякой системы – лишь бы подогреть спрос. Так, клан Макферсонов (наследников Джеймса Макферсона, упомянутого выше) получил как «клановый тартан» узор, который ранее использовался в тканях, поставляемых в Вест-Индию для пошива одежды для рабов.


В результате такой бурной деятельности «долинный» Эдинбург встречал короля Георга, одетый в полуфантастические одежды горцев, которые, по выражению зятя Вальтера Скотта, ранее 9-ю из 10-ти шотландцев считались ворами и разбойниками. Но чествование приезда короля удалось на славу – сам Георг, попавший под влияние чар Вальтера Скотта, казалось, был заворожен тем, как его, «практически Стюарта и наследника законных властителей Шотландии», встречают в Эдинбурге феодальные дружины. Он оделся в специально пошитый по случаю килт со специальным «королевским стюартским» тартаном (килт был пошит англичанами, фирмой Джордж Хантер и Ко. в Лондоне, за весь костюм пришлось заплатить больше 1300 фунтов по ценам того времени), и ходил, сопровождаемый повсюду целой свитой – от мероприятия мероприятию, следуя сценарию огромного спектакля, разработанного Скоттом с помощью Вильяма Генри Мюррея, местного драматурга из круга друзей Скотта. Кульминацией стал бал, данный шотландской знатью в честь короля.


На бал организаторы (Скотт и ко.) настоятельно рекомендовали приходить в «платье горцев» или униформе, так как король сам должен был явиться на бал в килте. И вот, эдинбургские джентльмены начали выискивать у себя горские корни, чтобы подобрать себе тартан и пошить килт. Нехватка килтов была в те дни так велика, что некоторым пришлось одалживать килты у военных из шотландских полков, расположенных вокруг Эдинбурга. Визит короля вызвал массовый интерес к «древнему платью» и «клановым тартанам», а также начал создавать единый образ шотландцев, без реально существующего разделения на хайлендеров и лоулендеров. Зарождалась новая массовая национальная идентичность. Дело теперь было за всеобщим распространением образа «шотландца».

Часть 3 - Люди Работают

Несмотря на то, что Эдинбург в 1822-м году был охвачен «тартановой лихорадкой», истинными творцами концепции «тартанов шотландских кланов» стали братья Аллены.


Внуки британского адмирала Джона Картера Аллена, Джон и Чарльз, появились в истории о тартанах из ниоткуда, однако появились они вовремя – в период между 1819-м и 1822-м годами. В то время в преддверии поездки Георга IV в Шотландию, фирма Вильсон и Сын занималась изготовлением одежды для встречающих, и планировала издать каталог «тартанов кланов». Братья, видимо, идею ухватили, но реализовали ее самостоятельно и спустя много лет. До этого же они разъезжали по Европе одевшись в экстравагантное «платье горцев», поражавшее континентальных жителей, а заодно и поменяли свои фамилии – вначале на «более шотландское» Аллан, затем на Хей Аллан, ну и под конец на Хей. Параллельно братья начали «по секрету рассказывать» о своем дворянском происхождении – они были потомками фамилии Хей, эрлов Эррола. По правде, это могло быть и правдой, потому как их деда некоторые связывали с этой фамилией, но доказательств связи не было.

Вернувшись в Шотландию, братья смогли привлечь к себе внимание местной знати – отчасти своим поведением, отчасти – намеками на связи и происхождение. Увлеченные ними патроны предоставляли им право охотиться и жить в своих имениях, и одному из таких патронов, сэру Томасу Лаудеру, братья признались, что в их распоряжении есть древний документ, который когда-то принадлежал Джону Лесли, епископу Росса, и который впоследствии был передан их отцу самим Чарльзом Эдвардом Стюартом (последним из Стюартов-претендентов на британский трон). Документ этот, Vestiarium Scoticum, содержал в себе описания тартанов кланов. Но не просто горских кланов, в этом документе содержались тартаны и долинных кланов – совершенно невероятные новости! Оригинал, правда, в Лондоне, тут же добавили братья, но у них на руках есть копия, которую надо обязательно издать, чтобы поправить ошибки в существующих тартанах.


Такие новости были просто сногсшибательными – тем более для долинных аристократов, некоторые из которых могли с радостью ухватиться за возможность «проникнуться историей славного клана». Но все же сенсация нуждалась в подтверждении – посему за помощью обратились к Вальтеру Скотту, который, однако, оказался весьма и весьма скептичным, указав, что такой сомнительный документ следует проверить в Лондоне, специалистам Британского Музея. Сэр Томас согласился с таким подходом, но братья предоставили ему письмо «от отца», с полнейшим отказом предоставить документ, на полях которого были записаны некие приватные сведения, которые огласке не подлежали. Кроме того, писалось в письме, Вальтер Скотт вообще не авторитет, нечего у него разрешения спрашивать. Затея движения не получила, потому как явно попахивала аферой, а братья поспешно удалились на север Шотландии, под крыло нового патрона, лорда Ловата.

Там братья перешли в католичество и «скинули маски», назвав себя братьями Собесскими-Стюарт (Собесские – по фамилии своей пвесдо-пра-пра-бабушки, Стюарт – по фамилии – пра-пра-дедушки), Джоном и Чарльзом. Получив от лорда Ловата в распоряжение виллу, братья создали маленький двор, именовали себя не иначе как принцами, постоянно намекали на «тайные документы», а в это время работали над новым проектом.

В 1842-м году под редакцией братьев малым тиражом вышло богато иллюстрированное издание Vestiarium Scoticum. Сам документ, значительно изменившийся со времени первой находки «оригинала», сопровождался предисловием, в котором доказывалось, что это подлинный документ – однако все ссылки на другие копии документа, которые «все подтверждают», обычно заканчивались вздохами над тем, что таковые копии попросту исчезали – сгорали, были украдены или попросту испарялись. Несмотря на то, что издание не получило большой популярности (отчасти, из-за своего мизерного тиража), братья продолжали работать. Через два года они издали фолиант «Костюм кланов», в котором продолжили линию Vestiarium Scoticum. Новая книга содержала не только богатые иллюстрации, но и теоретическую часть, в которой авторы повествовали о том, что одежда горцев и их тартаны являются древним одеяниям, в котором в свое время ходила вся Европа. Однако, и на этот раз ссылки на источники вызывали сомнения в научности книги – длинная череда исчезнувших рукописей, либо документов, которые были только в руках братьев Собесских-Стюарт, ссылки на Vestiarium Scoticum как подлинный документ и т.п. В результате, новая книга не стала даже объектом критики. Братья продолжили работу.


Новая книга вызвала бурную реакцию, но отнюдь не ту, на которую рассчитывали братья. Вышедший из-под пера братьей том «Истории столетия» стал причиной быстрого заката популярности братьев. В «Историях» братья решили отойти от обычного описания «древних горских костюмов» и написали, по сути, сагу о себе – потомках династии Стюартов. Учитывая то, что опирались братья по привычке на «сгоревшие рукописи», критика камня на камне не оставила на «Историях», а кроме того, теперь дело шло о политике – не каждый день объявляются претенденты на престол. Нельзя даже и представить, насколько быстро братья стали изгоями – в любом случае, от них отвернулись все их патроны, исчезли источники финансирования, а пребывание в Шотландии стало крайне нежелательным (чуть позже мы еще поговорим о том, как закончились приключения Собесских-Стюарт).

Однако одна вещь после братьев осталась – без изменений рисунки тартанов, содержавшиеся в Vestiarium Scoticum, были заимствованы лондонским Обществом хайлендов. База для популяризации «в народе» была создана, дело было за малым – пересказать Vestiarium Scoticum так, чтобы «поверили».

Часть 4 - Закрепление образа

Несмотря на то, что в глазах ученой общественности Vestiarium Scoticum так и не смог получить какой-либо ценности, эта книга не исчезла со страниц истории. Наоборот, события получили довольно предсказуемый оборот – книга стала основой для популяризации тартанов среди широких слоев населения. Занялось популяризацией лондонское Общество хайлендов, нанявшее для проведения работы еще одну интересную пару – Джеймса Логана и Роберта Макиана.

Джеймс Логан, абердинец, был большим любителем своей родины и ее истории, даже в ее мифологизированном виде. В 1831-м году он опубликовал книгу «The Scottish Gael», в которой и разъяснил свою точку зрения на происходящее. По аналогии с нынешними любителями поговорить о древних временах, Логан изложил «всю правду» о древних килтах, тартанах и прочих шотландских древностях, пообещав читателям продолжить свои изыскания о тартанах. За такой труд он был избран в президенты лондонского Общества хайлендов и приступил к работе. Одновременно, Логан состоял в агентах компании Вильсон и Сын, потому изыскания его принимали несколько специфический оттенок, принимая во внимание то, что эта крупнейшая шотландская компания по производству шерстяных тканей появлялась всюду, где речь заходила о тартанах. Работал Логан над трудом о тартанах вместе с товарищем, Робертом Рональдом Макианом, художником.





Результатом трудов стала вышедшая в 1843-м году (через год после выхода в свет Vestiarium Scoticum) книга «Кланы шотландских хайлендов», украшенная 72 иллюстрациями, в которых Макиан постарался, используя свою фантазию, показать, как носить тартан. То, что в книге содержалась благодарность братьям Собесским-Стюарт «за прекрасную работу», говорило о том, что Логан работу братьев изучал, тем более, что часть рисунков тартанов он просто «заимствовал» из Vestiarium Scoticum. Известно также и то, что компания Вильсон и Сын, которая «работала» с Собесскими-Стюарт, «поправляла» Логана во время написания его книги. К счастью для Логана, братья Собесские-Стюарт были дискредитированы, и его книга осталась единственным опубликованным и недискредитированным в глазах общественности источником сведений о тартанах.




Так, к 1850-м годам и сложились представления о том, как должны выглядеть шотландцы. В 1850-е годы, когда «шотландская тема» добралась до королевского двора и закрепилась там, в свет стали выходить работы, предназначенные для массового читателя – только в 1850-м году вышло три работы. Все они базировались на двух источниках – на книге Логана и Vestiarium Scoticum (которую использовали без упоминания, просто заимствуя оттуда рисунки и описания).



Сегодня тартаны и килты (а также волынки и шапка-гленгарри, «традиционность» которых мы не будем описывать) являются «визитной карточкой» шотландцев, воспринимаемые как древние традиционные одеяния шотландского народа. Сувенирные магазины в Шотландии забиты килтами и клетчатыми вещами, достаточно много шотландцев продолжает носить «одежду предков» и еще большее количество одевается в «тартаны своего клана» по праздникам, а количество тартанов все время увеличивается с возникновением новых фамилий, кланов и групп. И, несмотря на то, что история этих «одежных» традиций не такая, какой они себе ее представляют, люди счастливы, «и это главное». Особенно радуются наследники дела компании Вильсон и Сын -такие как сикхская семья Сингхов, содержащая в Шотландии 25 магазинов по продаже традиционной шотландской одежды.



За сим историю о доблестных шотландцах разрешите закончить.

Данный цикл заметок базируется на статье сэра Хью Тревора Роупера "The Invention of Tradition: The Highland Tradition of Scotland",в сборнике "The Invention of Tradition" под редакцией Эрика Хобсбаума, первый раз выпущенного в 1989 году.

У этой версии, однако, есть противники (шотландцы и их потомки в США, в основном), которые утверждают, что килт-юбка появился в конце 17-го - начале 18-го века до затей Роулинсона. Однако, доказательств таким утверждениям они не приводят.

Шотландская юбка, килт, является символом храбрости, свободы, мужества, суровости и упрямства настоящих горцев. Мы решили вспомнить историю «мужской юбки» и разобраться, почему мужчины Шотландии так любят носить килт.

Килт изготавливается из большого куска ткани около 12 «еллов» (1356 см), его оборачивают вокруг талии и закрепляют с помощью специальных пряжек и ремней. К килту прилагается небольшая сумочка для личных вещей — спорран, а сам килт бывает «большим» (Great Kilt, Breacan Feile) и «малым» (Little kilt, Feileadh Beg). Большой килт можно закинуть на плечо и укрыться им в непогоду. Сейчас килт имеет длину около четырех или пяти ярдов (3657−4572 мм) и шириной 56−60 дюймов (142−151 см).

Килт — предмет мужской одежды храбрых горцев Шотландии

Настоящие горцы, с килтом, носят за правым чулком нож. Если нож расположен с внешней стороны гольфа (спереди), то это означало объявление войны. Шотландцы с самого начала XVII века использовали скин окклс (sgian achlais) — подмышечный кинжал, расположенный в левом рукаве подмышкой. Традиции гостеприимства требовали, чтобы в гостях оружие было на виду, и горец перекладывал нож из тайного кармана за подвязку правого гольфа. Со временем, так стали постоянно носить нож, и он получил название скин ду.



Впервые описание килта в горной Шотландии встречается в 1594 году: «Их верхняя одежда представляет собой крапчатое одеяние разнообразных расцветок, со множеством складок до середины икр, с поясом вокруг талии, стягивающим одежду ».

А в описании 1746 года сказано: «Эта одежда достаточно свободна и помогает мужчинам, привыкшим к ней, преодолевать тяжелые препятствия: совершать быстрые переходы, переносить суровость погоды, переправляться через реки. Килт одинаково удобен как для жизни в лесу, так и в домах. Словом, он помогает справиться с тем, с чем обычная одежда не в силах ».

Само слово «Килт» пошло от древнеисландского kjilt («складчатый») и грозных викингов с тартаном. Тартан — шерстяной материал с линиями различной ширины и цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Наклон, цвет и ширина тартана у каждого клана своя, что позволяло сразу определить чужака. По количеству цветов тартана можно было узнать общественное положение человека: один — слуга, два — фермер, три — офицер, пять — военачальник, шесть — поэт, семь — вождь. Сейчас существует около 700 рисунков (сеттов) тартанов, хотя многие были забыты во времена запрета на килты.

Юбку-килт носили не все шотландцы, а только горцы


Юбку-килт носили не все шотландцы, а только хайлендеры (highlanders) — горцы. В Шотландии (Highlands) большой килт был очень удобен для дождливого климата и гористой местности. Килт достаточно хорошо согревал, обеспечивал свободу передвижения, отлично высыхал, а в ночное время становился теплым пледом. Во время битвы, когда требовалась максимальная свобода передвижения, горцы скидывали килты и сражались в одних рубашках.


Существует легенда о таком сражении. В 1544 году прошла битва кланов между Фрайзерами, Макдоналдами и Камерунами, она получила название Blar-na-Leine, чтo в переводе означает «Битва Рубашек». Но это обычная игра слов: «Blar na Leine» пошло от «Blar na Leana», что переводится, как «Место болотистого луга».

Слово «Килт» пошло от древнеисландского kjilt («складчатый»)


Существовала и настоящая битва без килтов. В августе 1645 году произошла битва при Килсите. Маркиз Монтроза с тремя тысячами шотландцев и ирландцев встретился в бою против семитысячной армии Уильяма Бейли (William Baillie). Шотландские горцы, ударившие в центр позиций противника, в ходе боя сбросили килты и разгромили превосходящие силы в одних рубашках.


В XVIII в. британские власти пытались запретить ношение килта шотландцам, в котором усматривали своенравие горцев, и заставить носить брюки. Но гордые и упрямые хайлендеры обошли закон и ходили в килте, а штаны носили на палке.

В XVIII в. британские власти пытались запретить ношение килта шотландцам


Малый килт предположительно возник в 1725 году с подачи англичанина Ролинсона. Управляющий сталелитейного завода предложил оставить для удобства только нижнюю часть килта, а остальное обрезать. Длина килта определялась следующим образом: хозяин приседал на корточки и край материала, который касался пола, обрезали.



Сейчас килт популярен не только у воинствующих шотландцев, но и чинных англичан.